Римское право. Шпаргалка: кратко, самое главное

Рассмотрим предмет римского права , а также выявим особенности публичного и частного римского права.

Нормы римского частного права регламентировали обширную систему общественных отношений между частными лицами. К ним следует отнести:

Комплекс личных прав;

Правовое положение субъектов в имущественных отношениях;

Брачно-семейные отношения;

Отношения, предмет которых связан с собственностью и другими правами на вещи;

Перечень вопросов, которые возникают в связи с наследованием имущества умерших и иных лиц;

Обязанности субъектов, которые образуются из различных оснований (договоров, правонарушений, подобия договоров и правонарушений);

Вопросы защиты частных прав.

Римское право включает публичное право и частное право. Предметом публичного права выступает регулирование состояния Римского государства, а предметом частного права является регламентация имущественных выгод отдельных граждан.

Публичное право (ius pudlicum) отражает и защищает интересы государства, регулирует отношения между государством и частными лицами. Нормы и положения публичного права имеют обязательный характер, они не могут быть изменены отдельными лицами.

Частное право (ius privatum) отражает и защищает интересы отдельных частных лиц. Нормы и положения частного права могут изменяться в результате соглашений между отдельными лицами.

Частное право включало нормы, которые регламентировали отношения как между физическими, так и между юридическими лицами.

Частное право состояла из уполномочивающих и диспозитивных норм , так как было областью, в которой государственное вмешательство было ограниченным. Оно позволяло частным лицам действовать самостоятельно.

Уполномочивающие нормы позволяли частным лицам отказываться от указанного в законе поведения и самостоятельно решать, каким образом поступить в конкретных обстоятельствах. Например, субъекту была дана возможность решить, защищать свое нарушенное право собственности либо отказаться от этого; предъявлять или не предъявлять иск.

Диспозитивные (условно-обязательные) нормы работали в тех ситуациях, когда лицо не воспользовалось предоставленным ему правом. Например, если умерший не оформил завещание, то государство устраняло данный пробел. При помощи диспозитивной нормы оно устанавливало, кому и каким образом передается имущество умершего (наследование по закону).

В современных условиях термин «частное право» используется в некоторых государств, в особенности там, где присутствует разграничение предметов регулирования гражданского и торгового права. В данных государствах (например, Франция, Германия) частное право состоит из гражданского права и торгового права.

Гражданское право включает нормы, которые регулируют имущественные правоотношения автономных субъектов оборота, не относящиеся к торговым, а также семейные правоотношения и некоторые личные права.

Торговое право включает нормы, которые регламентируют специальные взаимоотношения купцов и торговые сделки. В государствах, в которых не имелось торгового права, отношения в данной области регулировались гражданским правом.

Римское право не включало в себя термин «гражданское право » («ius civile») в вышеуказанном понимании.

Данный термин имел несколько значений, в особенности он подразумевал:

Древнее право римских граждан (цивильное право ), и в этом смысле «цивильное право» противопоставлялось преторскому праву;

Всю совокупность юридических норм, действующих в определенном государстве (civitas) и отраженных в законах данного государства. В этом смысле гражданское право противопоставлялось «праву народов » (ius gentium) и естественному праву (ius naturale).

Римское государство являлось крупнейшим государством древности, которое, наряду с Древней Грецией, оказало значительное влияние на формирование европейской цивилизации, культуры и права.

Римское право представляет собой самобытную правовую систему, зародившуюся в 8 в. до н.э. и достигшую наибольшего развития в I в. н.э.в так называемый классический период развития древнеримской юриспруденции. Римское право включало в себя римское публичное и римское частное право. В основу деления публичного и частного заложены, прежде всего, те интересы , которые защищаются нормами права. Так, публичное право защищает публичные интересы, то есть интересы, затрагивающие всё государство, всё общество, а не интересы отдельных субъектов. Это касается вопросов безопасности государства, общественной безопасности, вопросов управления экономикой, вопросов уголовного наказания, взимание налогов, вопросов войны и мира, положение должностных лиц государства, а так же, учитывая патриархальность древнеримского общества–вопросы религии (отправление культа, защита святынь). Частное право защищает частные интересы отдельного лица во взаимоотношении с другими людьми. В сферу правового регулирования частного права входят право собственности, обязательства, договор, семейные отношения, наследственное право. Таким образом, частное право направлено на защиту индивидуального интереса, частной инициативы.

Отличие норм публичного от норм частного права заключается также в том, что первые по своему характеру являются императивными, т.е. повелительными, общеобязательными. Исполнение норм публичного права обязательно для всех субъектов, более того, лица не могут своими частными соглашениями изменять или дополнять нормы публичного права. Тогда как нормы частного права являются диспозитивными, т.е. дозволительными. Частноправовые установления могут изменяться сторонами, в рамках частного права "дозволено всё то, что прямо не запрещено законом".

Деление римского права на публичное и частное имело принципиальное значение для многих стран, воспринявших так называемую римскую систему построения правовых норм, поскольку именно для этих стран характерно деление системы права на публичное и частное. Россия принадлежит к их числу.

Римское публичное право было настолько своеобразным и специфическим, что оно не вышло за пределы своей эпохи, и только римское частное право пережило время и до сих пор расценивается как одно из наиболее значимых достижений древнеримской цивилизации.

Римское частное право (РЧП) это исторически сложившаяся система права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере частного интереса.

Таким образом, основу римского частного права составляли отношения лиц, защищавших свои частные, индивидуальные интересы.

Исходя из определения можно выделить предмет РЧП :

Имущественные отношения . Речь идёт об отношениях, объектом которых выступало материальное благо (имущество), т.е. благо, физически осязаемое, имеющее материальную оболочку. Более того, это материальное благо должно обладать определённой стоимостью, иметь определённую цену и только тогда оно может быть предметом имущественных отношений.

 Личные неимущественные отношения . Это отношения, связанные с духовными, нематериальными благами, такими как честь, достоинство, честное имя.  Процессуальные отношения. Всё то, что ныне относится к отрасли гражданского процесса, в Риме относилось к разряду частного права. Римским частным правом регулировались отношения, касающиеся судебной защиты прав лица по частно правовым спорам, а именно: процесс подачи иска, процедура судебного разбирательства, порядок вынесения судебного решения и т.п.

 Отношения в сфере частноправовых нарушений . Как уже отмечалось, своеобразие римского уголовного права заключалось в том, что существовало две категории деликтов

– публичные деликты, преследование по которым осуществлялось государственными органами и частные деликты, преследование по которым осуществлялось по инициативе потерпевшего. Именно последние и входили в предмет регулирования римского частного права.

Римское право представляет собой правопорядок, сложившийся и существовавший в Древнем Риме с 753 г. до н. э. по 565 г. н. э. (до смерти последнего римского императора Юстиниана).

Римские юристы делили римское право на частное и публичное.

Эти две части разграничены по двум критериям:

1) римское частное право регулировало отношения, складывающиеся между частными лицами (физическими и юридическими). Римское публичное право регулировало отношения, участником которых было государство, либо государственные органы и должностные лица.

2) По характеру правовых норм, образовывающих право, частное право состояло в основном из диспозитивных норм, которые могли быть изменены соглашением сторон. Публичное же право состояло из императивных норм.

Частное право противопоставляется публичному и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирующей деятельности государства является ограниченным. Оно представляет известный простор автономии отдельных лиц: глав семей, частных собственников, представителей класса рабовладельцев. Сам римский термин jus civile имел ряд значений. В особенности, он означал:

Древнее право римских граждан (цивильное); в этом смысле цивильное право противопоставлялось преторскому.

Всю совокупность юридических норм, действующих в данном государстве и выраженных в законах данного государства; в этом смысле jus civile противопоставлялось jus gentium (право народов) и jus naturale (естественное право).

На протяжении всей истории общества нет другой системы частного права, достигшей такой детализации, столь высокого уровня юридической формы и техники, как римское право.

Кроме того, римские юристы выделяли общее право, сингулярное право и право привилегий.

Общее право – это правила, закреплённые в нормативных актах и иных источниках права, которые относятся ко всем субъектам права.

Сингулярное право – это правила, закреплённые в источниках права, которые применялись лишь к определённой группе субъектов права, названных в источнике.

Право привилегий (или привилегированное право) – первоначально, это правила, которые применялись к конкретным лицам, т. е. привилегии. Эти правила ухудшали положение данных лиц. С императорского периода под привилегиями стали пониматься преимущества, которые предоставлялись любым лицам, оказавшимся в объективных обстоятельствах, указанных в источнике права (например, льгота описи при Юстиниане).

Особенностью привилегированного права было то, что за получением привилегии нужно было обращаться.

Ещё одной, третьей, классификацией римского права было деление его на квиритское (цивильное) право, преторское право и право народов.

Это деление было осуществлено на основе существования трёх исторических систем римского частного права, которые складывались последовательно.

Квиритское (цивильное) право (jus civile) – это древнейшее право, появившееся в период царей. Квириты – истинные римские граждане. Источником формирования права явились акты высших органов законодательной власти. Правила квиритского права распространялись только на римских граждан. Кроме того, во внимание принимается только агнатское родство.

Преторское (гонорарное) право появилось в республиканский период в связи с появлением системы римских магистратур после изгнания царей. Была введена должность претора, который обладал высшей административной властью в Риме. Претор предварительно рассматривал вопросы о возможности передачи исков в суд, давал предписания судьям. Срок службы претора был равен 1-му году. Он издавал программу своей деятельности. В рамках её он мог дополнять пробелы, изменять цивильное право. Благодаря эдиктам – программам деятельности городских преторов – появилось преторское право. Таким образом, преторское право формируется из актов высшей административной власти. Преторское право действует также в отношении только римских граждан, хотя принимает во внимание и агнатское, и когнатское родство.

Право народов (jus gentium) по источнику формирования схоже с преторским правом. Оно формируется на основании эдиктов преторов перегринов. Право народов действует в отношениях между римскими гражданами и иностранцами, а также регулирует отношения между иностранцами различных национальностей. Это универсальное право в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, не зависимо от их гражданства.

Противопоставление права народов цивильному праву дополнялось в эпоху принципата противопоставлением справедливого права (jus aequum или aequitas) строгому праву (jus strictum). Закрывая глаза на рабство, римскими юристами был введён в обиход принцип справедливости. В области частного права данный принцип понимался как стремление идти навстречу нарождавшимся требованиям морали и справедливости.

Понимание права народов было расширено римлянами и к концу республики сблизилось с представлениями о jus naturale. Цицерон определил его как требования морали, он утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям. Естественное право возводится до степени порядка, соблюдаемого всем человечеством, и более того, всем живым на земле. Это право, данное от природы.

Римское право - система права, развивавшаяся в Риме, а позднее - в Римской империи в период между основанием города (753 до н. э.) и падением Восточной Римской империи {Византии) в 1453 г. н. э. В истории римского права ученые выделяют прежде всего античный (вплоть до падения Рима в 476 г. н. э.) и средневековый периоды; иногда к ним добавляют период от средневековья до наших дней, в течение которого нормы римского права хотя и не применялись, но оказали существенное влияние на современные системы права.

В развитии античного римского права в свою очередь выделяют три основных этапа. В доклассический (от древнейших времен до конца 1 в. до н. э.) его нормы были рассчитаны на патриархально-натуральное хозяйство. В классический (1-3 вв. н. э.) оно было приспособлено к торговому обороту и денежному обращению. Особенность римского права послеклассического этапа (4-6 вв.) состояла в том, что его развитие определялось не столько разработкой новых правил и норм, сколько стремлением кодифицировать уже имеющиеся.

Государственное устройство существенным образом влияло на содержание норм права. Так, в период монархии (753-510 до н. э.) они учитывали власть царей, советов старейшин и народных собраний. В период республики (510-31 до н. э.) они отражают различия в правовом положении римских граждан. Полноправными были только квириты. Латиняне, т. е. жители латинских колоний, были подданными Рима, но обладали меньшими правами по сравнению с квиритами. Чужестранцы (так называемые перегрины) первоначально не обладали реальными правами, но постепенно их статус был улучшен. Они пополнялись за счет граждан побежденных Римом государств, сдавшихся на милость победителя (несдавшиеся обращались в рабов). Их правовое положение регулировалось сложившейся постепенно особой правовой системой - «правом народов» (jus gentium). Лишь в период империи (31 до н. э. - 476 н. э.) правовое положение перегринов в отношении собственности и брака уравнялось с положением римских граждан, особенно после закона Каракаллы, объявлявшего всех подданных империи римскими гражданами; Перегринами стали считаться жившие в Риме иностранцы.

Среди свободных жителей существовало деление на патрициев и плебеев (см. Древний Рим). Плебеи вели длительную (5-3 вв. до н. э.) борьбу с патрициями за право быть включенными в состав римского народа и за уравнение в правах с патрициями. Одним из результатов этой борьбы стало принятие Двенадцати таблиц (451-450 до н. э.). Таблицы содержали основные правила, регулировавшие совершение сделок с участием названных выше категорий лиц, рассмотрение споров, установление уголовных наказаний и пр. Эти правила были начертаны на деревянных и бронзовых таблицах, размещенных на центральной площади Рима - Форуме.

Рассмотрение споров в позднереспубликанский период осуществлялось в две стадии. На первой (in jure) истец приходил к магистрату и излагал свое требование к ответчику в определенных словесных формулах. Ответчик был обязан ответить на эти требования признанием или отклонением их, также сформулированным в определенных выражениях. Магистрат принимал к сведению выраженные сторонами позиции и направлял дело на вторую стадию (in judicio). На этой стадии дело рассматривалось по существу судьей, т. е. лицом, выбранным по соглашению сторон из предложенного магистратом списка. Судья оценивал предоставленные сторонами доказательства и выносил обязательное для них решение.

Толкование правовых норм осуществляли коллегии понтификов, т. е. жрецов, консультировавших как сенат, так и частных лиц по вопросам права (помимо толкования законов понтифики вели ежегодную запись важнейших событий, а также ведали составлением и исправлением календаря). Эти же коллегии создавали те словесные формулы, посредством которых истцы и ответчики излагали свои позиции. От собирательного названия этих формул - legis actiones - судебный процесс, ведшийся с их использованием, получил название легисакционного. Коллегии понтификов, таким образом, заложили основу судопроизводства в Древнем Риме.

Несколько позднее, приблизительно с 250 г. до н. э., стал складываться слой профессиональных юристов (juris consulti, juris prudentes) из числа лиц, хорошо знавших законы и обычаи, способных толковать законы и давать юридические советы тем, кто в них нуждался. Некоторые из них писали книги по вопросам права; наибольшую известность приобретали те, кто посвящал свои труды преимущественно частному праву, т. е. договорам, обязательствам, собственности, наследованию, браку. Муций Сцевола, Марк Юний Брут и Манилий Манилий стали считаться основоположниками римского частного права.

Высокопоставленные магистраты, и, прежде всего преторы, стали к этому времени делать при вступлении в должность особые заявления, эдикты, где они указывали, каким образом они будут осуществлять свои функции. Их преемники обычно воспроизводили содержание эдиктов своих предшественников, внося в них собственные дополнения или изменения. С течением времени совокупность таких эдиктов образовала особую систему правовых норм (edictum tralaticium), изменять их преторы уже не могли, но были вправе принимать самостоятельные решения по таким вопросам, которые не имели точной санкции в действующем праве либо не могли быть окончательно урегулированы однажды принятой нормой (обычно по вопросам о возмещении причиненного вреда). Относившиеся к таким случаям преторские решения образовали со временем новый свод юридических правил, известный как jus honorarium, а эдикты, в которых они содержались, стали таким же объектом толкования, как и традиционные нормы частного права. Первоначально претор по делам перегринов имел большую свободу в принятии таких решений, чем претор по делам римских граждан, но постепенно компетенции их сблизились до почти полного совпадения.

Начиная примерно со 150 г. до н. э., т. е. с позднереспубликанского периода Римской империи, действующее право существенно изменяется. Так, для заключения брака становится достаточно простого согласия, вводится свобода развода. Для установления опеки стало достаточно завещательного распоряжения либо указания претора; распространилось наследование по завещанию, бурно развивалось договорное право. На смену легисакционному пришел формулярный судебный процесс; в ходе его претор уже не был сторонним наблюдателем, а давал правовую квалификацию спора. Символические ритуалы и религиозная обрядность утрачивают правовое значение; разрешение споров, толкование правовых норм приобретают в этот период светский характер, а их исполнение обеспечивается государственным принуждением.

Широкое развитие товарных отношений приводит к постепенному отмиранию ранее сохранявшихся различий в правовом статусе граждан, перегринов и чужеземцев. Римское право начинает действовать на огромных пространствах государства как регулятор общественных отношений, участники которых состоят из товаропроизводителей. В конце республики и в период ранней империи (начавшийся после принятия Октавианом титула Августа в 27 г. до н. э.) оно приобрело высокий уровень юридической техники, лаконичную обоснованность решений. Его рациональной основой стало учение о естественном праве (jus naturale). Согласно этому праву, правомерным признавалось лишь то, что соответствовало естественному разуму, принципам нравственности и справедливости, общим и обязательным в жизни народов, руководствовавшихся принципами «доброй совести» (bona fidae). Многие вытекающие из этого учения положения (например, о том, что все люди равны и рождаются свободными, о равенстве граждан перед законом) отражались в книгах известнейших римских юристов - Павла, Ульпиана, Гая, Папиниана, Мар-циана и других, хотя эти положения и противоречили многим реалиям тогдашнего Рима - рабству, произволу гражданских и военных чиновников, императорской власти и социальному неравноправию в целом. Тем не менее именно работам этих и других авторов римское право обязано сохраняющейся за ним на протяжении многих столетий репутацией самой совершенной из всех известных форм права, имеющей в основе частную собственность. «Писаным разумом» (ratio scripta) называли впоследствии римское частное право за чеканность и глубину его формулировок, многие из них стали крылатыми выражениями: «Когда закон что-либо извиняет в прошлом, он запрещает это на будущее» (Ульпиан).

Император Юстиниан свел воедино все римское право, систематизировав правовые тексты, устранив из них отжившие нормы и придав единообразие действующим. Специальная комиссия юристов во главе с Трибонианом отобрала из 3 млн. строк книжного текста (это объем свыше 2 тыс. книг 39 римских авторов) 150 тыс. строк, представлявших собой извлечения из суждений наиболее авторитетных юристов Рима. Совокупность этих извлечений была разбита на 50 разделов - книг. Каждая из книг подразделялась на титулы. Титулы именовались согласно тематике содержащихся в них параграфов («О предъявлении исков», «Об обещании заплатить деньги», «Об отчуждении залогов и ипотек» и др.); книги собственных наименований не получили. Весь сборник, получивший название Дигесты или Пандекты, был издан в 533 г. Он стал составной частью еще более крупного собрания норм римского права - Свода римского гражданского права (Corpus juris Civilis), работа над составлением которого завершилась в 565 г. Свод состоял из четырех частей: кодекса Юстиниана, заключавшего в себе хронологически расположенные императорские указы (конституции), принятые до 529 г.; новелл, включавших указы более позднего периода (535-565); дигест; институций, или элементов (изданных 2 ноября 533 г. в качестве учебника, но наделенных по указанию Юстиниана силой закона).

Свод римского права Юстиниана оставался в силе в Византии до конца 9 в., когда составлявшие его четыре части были сосредоточены в едином уложении - Базилике, изданном на греческого языке. Номинально это уложение сохраняло силу вплоть до падения Византии.

В Западной Европе основным источником римского права в течение 6-11 вв. служил Свод Алариха (Breviarium Alaricianum), составленный по приказу короля визиготов Алариха II в 506 г. Однако в И в. начался процесс возрождения Свода Юстиниана. Его текст тщательно изучался и восстанавливался на юридических факультетах университетов в Италии (Болонья), Южной Франции (Ломбардия), Испании (Барселона). Оживление европейской торговли, постепенное отмирание феодальных и становление капиталистических общественных отношений сделали средневековое феодальное право непригодным для регулирования развитого товарно-денежного оборота. Ему в значительно большей степени соответствовали нормы классического и послеклассического римского права. Поэтому нормы его стали включаться в национальные правовые системы многих европейских стран.

РИМСКОЕ ПРАВО

право Древнего Рима - наиболее развитая система права древности, послужившая основой для современной континентальной системы права, к которой принадлежит и РФ.

Римские юристы различали публичное право (лат. jus publicum) и частное право (лат. jus privatum). Первое относится "к положению римского государства", второе - "к выгоде отдельных лиц" (по определению юриста Домини-ция Ульпиана, III в.). Публичное право не пережило Римского государства, но следует говорить о преемственности ряда базовых принципов республиканского периода: постоянный парламент (каким был римский сенат), система "сдержек и противовесов", выборность и подотчетность должностных лиц перед народом,парламентом и судом,участие народа в решении важнейших государственных дел. Выдающуюся роль сыграло римское частное право. Оно легло в основу законодательства многих западноевропейских государств, которые или прямо заимствовали римские правовые понятия и институты (см. Рецепция римского права), или приняли принципы Р.п. за образцы при разработке кодексов нового времени (особенно в отношении права собственности и договорного права). Выработанные римскими юристами понятия, отличавшиеся точностью формулировок, четкостью выводов, легли в основу научной разработки современного гражданского права.

Исходным положением\"Р.п. было то, что только римский гражданин (лат. civis romanus) является вполне правоспособным лицом: всякий чужеземец, т.е. не член римской общины, - враг и не пользуется защитой закона. По мере развития довольно оживленной торговли с другими общинами и государствами такое бесправное положение чужеземцев сохраниться не могло. Стали признавать-

ся основные имущественные права и за перегринами, т.е. чужеземцами, жившими на римской территории. Применительно к этой части населения сложилась специальная система норм, материалом для которой послужили отчасти нормы исконного Р.п., отчасти нормы, заимствованные из права других государств (финикийского, египетского и особенно греческого права). Эта система получила название "права народов" (лат. jus gentium). К "праву народов" римские юристы относили как установление рабства, так и отпущение рабов на волю, поскольку они знали, что и то и другое не является собственно римским институтом, а также и такие гражданские правоотношения, как разделение имущества, учреждение торговли, купли-продажи, найма, обязательства, за исключением тех, которые были введены собственно Р.п. В результате этого и утвердился прогрессивный для того времени принцип формального равенства всех свободных людей. Под влиянием философии стоиков сложилась концепция идеального естественного права (лат. jus naturale).

Р.п. характеризуется индивидуалистическим началом; в нем доведен до логических пределов принцип наибольшей свободы хозяйственного самоопределения.

Особенностью правообразования в Древнем Риме было регулирование новых общественных отношений в основном не в порядке законодательства, а путем научной работы юристов и деятельности римских магистратов по разрешению споров между частными лицами (лат. jurisdictio). Так постепенно изменялось Р.п. без ломки его формы. Законодательные акты республиканского Рима сводятся к памятнику древнейшей эпохи - двенадцати таблиц законам и сравнительно ограниченному числу законов (лат. legos) по отдельным специальным вопросам. Только в императорскую эпоху законодательная деятельность активизировалась. Основное богатство Р.п. заключается в казуистике римских юристов, занимавшихся конкретизацией базовых положений права на почве обсуждения и разрешения конкретных дел - казусов, что обеспечивало его жизненность. Наряду с этим Р.п. являлось в основе правом судебным. Судебные магистраты и в особенности преторы имели право издавать эдикты - программу деятельности этих магистратов, объявляемую (с кафедры на собрании) при вступлении в должность. Содержанием эдиктов были те правила,которых предполагал, а позднее обязывался придерживаться претор в течение

своего должностного года. Опубликованные эдикты пересматривались и дополнялись следующим претором. Со времен Адриана существовали неизменные эдикты (лат. edictum perpetuum). В совокупности нормы преторских эдиктов образовали преторское право.

Римские юристы пользовались большим авторитетом. Начиная с Августа, императоры стали предоставлять выдающимся юристам право давать официальные консультации, причем их заключения (лат. responsa prudentium) получали обязательную силу. Лабеон и Ка-питон (I в. н.э.) положили начало двум школам, или направлениям, юридической мысли Рима. Ближайшим учеником Лабеона был Прокул, по имени которого эта школа получила название проку-лианской: учеником Капитана был Сабин, по имени которого вторая школа получила название сабинианской. Среди прокулианцев выделялись два Цельзя (отец и сын); среди сабинианцев - Саль-вий Юлиан Гай (получивший большую известность своим учебником Р.п. - Институциями, дошедшими до нас). Во II в. виднейшим юристом являлся Пом-поний. Но самыми выдающимися юристами в конце II - начале III в. являлись Папиниан, Павел, Ульпиан. Последним классическим римским юристом был Модестин (первая половина III в.).

Всеобъемлющая систематизация Р.п. была произведена уже после падения Римской империи. При византийском императоре Юстиниане I в 528- 534 гг. Р.п. составило 3 сборника, которым была придана сила закона: Институции, Дигесты и Кодекс - сборник императорских законов. Впоследствии (около 565 г.) к этим сборникам был присоединен четвертый - Новеллы. В XII в. эти отдельные сборники юсти-ниановой кодификации были окончательно объединены под названием Свода гражданского права (лат. Corpus juris civilis) (см. Свод Юстиниана).

Институт права частной собственности, впервые разработанный римскими юристами, получил в Древнем Риме большое развитие. Определение права собственности как практически абсолютного права пользоваться и распоряжаться вещами с теми лишь ограничениями, которые установлены договором и правом, было заимствовано впоследствии большинством гражданско-правовых кодификаций. Особой формой ограничения права собственности по Р.п. являлся сервитут, т.е. "право на чужую вещь". Римская регламентация права собственности (в отличие от регламентации собственности в феодальном и со-

временном праве)характеризуется тем, что существенных различий между правом собственности на движимое и недвижимое имущество не проводилось.

Право частной собственности находило в Риме свое завершение в наследственном праве. Р.п. знало наследование по завещанию и по закону. Ульпиан определял завещание как правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти. Р.п. проводило принцип свободы завещательных распоряжений. Однако свобода завещаний не была неограниченной: некоторых близких родственников завещатель не мог, без особых для того оснований, лишить наследства. Наследование по закону в древнейшем праве, нашедшем отображение в законах 12 таблиц, было построено на началах аг-натского родства (лат. agnatio), т.е. родства, основанного на подчинении известного круга лиц общей власти домовлады-ки (лат. paterfamilias). По мере развития хозяйственной и общественной жизни власть домовладыки стала ослабевать, а агнатское родство уступило место кровному - когнатскому родству (лат. cog-natio). Преимущественные права на наследство кровных родственников (когнатов) были признаны (хотя и не в полной мере) преторским эдиктом; окончательно принцип кровного родства победил лишь в Юстиниановом законодательстве.

Наряду с правом собственности очень подробную и технически развитую регламентацию получило в Р.п. обязательственное право, особенно договор (лат. contractus). В Р.п. установлены определенные замкнутые категории договоров, причем из каждого договора вытекают специальные, носящие особые названия иски (лат. actiones). Исторически первую группу составляли вербальные (словесные) контракты, затем появилисьлиттеральные(письменные)договоры, еще позднее произошло выделение (уже не по формальному, а по сущ-ностному признаку) реальных и консен-суальных контрактов. Глубокую теоретическую проработку получили вопросы о предмете и содержании обязательства, пороках соглашения, перемене лиц в обязательстве, средствах обеспечения обязательства. Римское учение\"о договоре во многом сохраняет значение для современного гражданского права.

В Р.п. также сложились и были развиты такие важнейшие правовые институты и понятия, как правоспособность, юридическое лицо, давность, гражданство и т.д.

Значение римского уголовного права не столь велико. Заслугой римских юристов является провозглашение принципа "нет преступления,проступка, нет наказания и взыскания без закона" (лат. nullum crimen, nullum poena sine lege). Однако в законе не всегда указывалось, какое наказание может быть назначено за преступление; этот вопрос нередко решался по усмотрению должностных лиц, позднее его решение зачастую зависело от императора.

Никакой кодификации римского уголовного права не существовало. Оно складывалось из массы законов, включая законы 12 таблиц, из постановлений народных собраний и сената.

Наибольшее внимание римский законодатель уделял преступлениям против государства(измена, "оскорбление величия римского народа") и порядка управления (взяточничество , присвоение казенных денег, хищение государственного имущества и т.п.). Виновные в этих преступлениях наказывались по преимуществу смертной казнью, ссылкой. Сами наказания носили сословный характер: за одно и то же преступление, например намеренное повреждение межи, рабы ссылались на верную смерть в рудники, члены низших сословий приговаривались к каторжным работам, нобили и всадники отделывались штрафом или ссылкой. В случаях осуждения к смертной казни знатных и солдат казнили мечом, незнатным угрожало сожжение, закапывание живыми в землю, раз-рывание телегами и пр. Рабов распинали на крестах.

В теории римские юристы хорошо различали умышленное и неосторожное преступление, подстрекательство, соучастие и пр. Неосторожное убийство, как и неосторожный поджог, влекло по общему правилу меньшее наказание, меньшую ответственность по сравнению с теми же действиями, совершенными по злому умыслу.

Древнейшей формой римского судебного процесса по частным искам был ле-гисакционный процесс (лат. legis actiones - иски, основанные на законе). Он состоял из двух стадий: первая называлась in jure и была строго формальной, вторая - in judicis - отличалась свободной процедурой. Для судебного действия, безусловно, требовалось личное присутствие истца и ответчика; любое препятствие к таковому не только прекращало ход разбирательства,но и вообще исключало продолжение разбора дела. В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на Форум (площадь в Риме) к магистрату, которого впоследствии для данных случаев заменил претор. Здесь после произнесения

клятв, выраженных в точно определенных для каждого случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде "залога правоты". Проигрыш дела вел к проигрышу залога. Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны,свидетелей,рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

С течением времени легисакцион-ный процесс вытесняется простым формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору. Смысл этого процесса заключался в том, что юридический предмет спора формулировала не сторона, заявлявшая исковое требование, а претор. Истец и ответчик излагали дело перед магистратом в любых выражениях, принимая во внимание прежде всего свой действительный интерес и реальные обстоятельства, а не то, что предполагалось по аналогичному случаю требованиями древнего права. Претор уяснял юридическую сущность спора и излагал ее в специальной записке, адресованной судье (лат. formula). Предписания формулы были основаны не на законе, а на фактически правотвор-ческих полномочиях претора.

Уголовные дела рассматривались в магистратно-комициальном процессе, который велся высшим магистратом с участием народного собрания в качестве обязательной апелляционной инстанции. В правовом отношении судебное решение, принятое в ходе такого разбирательства. опиралось на верховные публично-правовые полномочия римского народа. В этой форме велись дела по наиболее важным преступлениям, совершённым римскими гражданами, в особенности тем, которые предполагали в качестве наказания смертную казнь. Магистратно-комициальный процесс имел несколько обязательных стадий:

приглашение к суду, выяснение обстоятельств содеянного, приговор магистрата, обращение к общинному суду за утверждением приговора, решение народного собрания; все стадии проходили в точно регламентированных процедурах.

Позднее апелляцию к народу заменило право обжалования магистратского (судейского) приговора монарху как главе государства.

Другой формой уголовного процесса был магистратский публичный процесс, который велся единолично уполномоченным должностным лицом (курульным магистратом). В этой форме велись дела по воинским преступлениям; рассматривались обвинения против женщин-римлянок (если это не находилось в пределах административно-полицейских полномочий эдила), против неримских граждан, рабов, а также (в период феодализации) сословно неполноправных лиц. При рассмотрении дел единолично магистратом допускалась только самозащита обвиняемого, порядок разбора дела не регулировался никакими формальными процедурами.

В императорский период народные собрания, бывшие со времен Ромула главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях, лишаются этого права. Другая перемена состояла в том, что место коллегиальных судов периода Республики - децемвиров (десяти) и центумвиров (сотни) заняли единоличные судьи, назначаемые и смещаемые императорской администрацией. Таким образом, судебной компетенцией в уголовных и гражданских делах стали обладать чиновники. Суд и администрация сделались неотделимыми. Помимо этого, римский суд времен Империи стал строго сословным. Лица, принадлежащие к высшим сословиям империи, судились самим императором. Чиновник имел привилегию судиться в суде его собственного начальника. Разделения на предварительное и судебное следствие не существовало. Судья сам производил дознание, сам выступал обвинителем и сам же выносил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины стала пытка. Вместо открытого, публичного рассмотрения судебных дел, как это происходило во время Республики, установилась строгая тайна судопроизводства.

В силу исключительной роли, которую сыграло Р.п. в развитии юридической мысли и практики, оно продолжает изучаться в качестве самостоятельной дисциплины в юридических вузах РФ и зарубежных стран. В этом смысле под Р.п. можно также понимать соответствующий учебный курс.

Лит..-Юридический словарь. М., 1953;

Новицкий И.Б. Римское право. М., 1994;

Римское частное право. М., 1994; Хутыз М.Х. Римское частное право/Отв. ред. С.А. Чибиряев. М., 1995; Ченцов Н.В.

Римское частное право: Учебн. пособ.. 1995; Берман Г. Дж., Рейд Ч. Дж. Римское право и общее право Европы//Государство и право, 1994, № 12;Дождев Д.В. Основание защиты владения в римском праве. М., 1996.

Додонов В.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .