Римские акведуки - водное начало цивилизации.

Акведук (от латинского — «вести воду») – ирригационное сооружение, выполняющее несколько функций. Прежде всего, это водопровод, по которому вода подводится к населённым пунктам. Затем – это сложно устроенная оросительная система, позволяющая довести воду до сухих полей с произрастающими на них сельскохозяйственными культурами.

Первые акведуки появились несколько тысячелетий назад на Ближнем Востоке. Доподлинно известно, что уже в VII веке до нашей эры известковые ирригационные системы присутствовали на ассирийских землях, через долины которых они несли бесчисленные воды в столицу страны – Ниневию. Общая протяженность акведука составляла более восьмидесяти километров.

Ирригация Древнего Рима предназначалась для насыщения водой городов и мест промышленных разработок. Местные акведуки строились на территории римского государства веками: в одну только столицу вело одиннадцать водопроводных систем, длиной более трёхсот пятидесяти километров.

В древности акведуки были известны всем без исключения цивилизациям – ими одинаково хорошо пользовались как индейцы майя, так и древние греки. В Средневековье римский опыт постройки наземных водопроводов был потерян, и до конца XIX века ирригационные системы постепенно сошли на «нет». Самый известный акведук России был построен на границе XVIII-XIX века в районе современных московских Мытищ.

10 древних акведуков.

1. Тамбомачай (Tambomachay), Перу

Тамбомачай (в переводе на русский – «курорт» или «место отдыха») – один из наиболее древних акведуков, выполнявших в своё время, скорее, культурную и религиозную, нежели практическую функцию. Перуанский водопровод был построен для орошения царских садов, в которых любили отдыхать правители цивилизации инков. Долгое время Тамбочай сам по себе был священной реликвией Перу – это сооружение было посвящено культу воды. По своей структуре акведук представлял собой сложную систему каналов и водных каскадов, изящно стекающих по серым скалам.

2. Парк Акведуков в Риме (Aqueduct Park), Италия

Римский Парк Акведуков – грандиозный памятник древней культуры, состоящий из семи (из одиннадцати) дошедших до наших дней ирригационных систем. Проходящие по живописной долине, раскинувшейся между Новой Аппиевой дорогой и Тусколана, они, как и много веков назад, держат свой путь в сторону . Благодаря им, столица древней Империи осталась в веках, как одна из самых чистых и просвещённых столиц мира. Римские акведуки насыщали город в такой степени, что свободные граждане уже в те далёкие времена могли позволить себе принимать ванны, сливать за собой уборных и наслаждаться красотой многочисленных фонтанов.

3. Акведуки в Кесарии (Caesarea Aqueduct), Израиль

Акведуки в Кесарии начали строиться еще при небезызвестном Ироде Великом. В период его правления в только что построенном средиземноморском городе с горы Кармель был проведён первый акведук, общей протяжённостью в десять километров. Второй «водопровод» был сделан во времена императора Адриана, посчитавшего, что разросшейся Кесарии отчаянно не хватает питьевой воды. Оба акведука шли параллельно друг другу и имели одинаковую длину. Для подвода воды к ним в скале был вырублен специальный канал. Русла акведуков представляли собой цементные, оштукатуренные, как с внешней, так и внутренней стороны канала, стенки.

4. Подземные акведуки Наска (Nazca Aqueducts или Cantalloc Aqueduct), Перу

Подземные акведуки Наска были построены южноперуанскими индейцами для обеспечения своих сельскохозяйственных земель достаточным количеством поливной влаги. Они имели сложную систему внутреннего устройства и были такими большими, что в них свободно мог войти человек среднего роста. Стены подземных каналов были укреплены массивными каменными блоками, а потолки застелены балками из мескитового дерева. Подземный характер акведуков позволял предотвратить испарение влаги в условиях жаркого перуанского климата. При этом по всему пути следования водопровода имелись специальные отверстия, через которые можно было спуститься в акведук для его очистки. Через них же из индейской ирригационной системы выводились на земную поверхность излишки влаги.

5. Акведуки и каналы в Хампи (Hampi Aqueducts), Индия

В истории Индии Хампи известна как столица древней, могущественной империи Виджаянагар. От построенного в XIV веке города до наших дней дошли многие величественные архитектурные и коммуникационные сооружения, в том числе и разнообразные акведуки. В те далекие времена индийские водопроводы использовались для полива банановых плантаций. Кстати, и то, и другое вполне неплохо действует в Хампи и сегодня. Помимо орошения акведуки и каналы в Хампи, берущие воду с окрестных гор, использовались и для наполнения специальных каменных ванн-бассейнов, предназначенных для омовения.

6. Акведук в Мериде (Acueducto de los Milagros), Испания

Испанский акведук в Мериде известен под названием Лос-Милагрос, что в переводе на русский означает «Акведук чудес». Выстроенный из трех сверх прочных материалов – гранита, бетона и кирпича – он имел длину в двести двадцать семь метров и возвышался над землёй на двадцать пять метров. До наших дней Лос-Милагрос дошёл в полуразрушенном состоянии, что, впрочем, не мешает по достоинству оценить его архитектурную привлекательность. Гранитные столбы акведука содержали вставки из красного кирпича. Последним были выложены и полукружия арок ирригационного строения. Существует версия, что такая архитектурная концепция легла в основу арабской Кордовской мечети.

7. Акведук де лас Ферререс (Les Ferreres Aqueduct), Испания

Акведук де лас Ферререс или «Мост Дьявола» был возведён из каменных блоков в I веке до нашей эры для обеспечения водой древнеримского города Таракко. Вода в него поставлялась из двух рек – Гайя и Франколи. Собираясь в районе Роурей, она распределялась по более мелким каналам и акведукам, ведущим к де лас Ферререс. Испанский «Мост Дьявола» представляет собой архитектурное сооружение, общей длиной в двести семнадцать и высотой в двадцать шесть метров. Конструкция из двух арок (одиннадцать внизу и двадцать пять вверху) содержала водопровод на своём верхнем ярусе. Акведук де лас Ферререс – один из наиболее полно дошедших до нас европейских акведуков.

Турецкий акведук Валента был построен в IV веке нашей эры из камней, ранее составлявших основу известного древнегреческого города – Халкидон. Расположенный между двумя холмами, он обеспечивал водой Константинополь, ныне известный как Стамбул. Общая протяжённость Валенты составляла тысячу метров, высота акведука в её максимальной точке равнялась двадцати шести метрам. Валента была действующей водопроводной систеой Стамбула вплоть до XIX века. Сегодня акведук Валента – важная культурная достопримечательность Стамбула. Он располагается в старой части города, над бульваром Ататюрка.

Акведук в Сеговии известен как самый длинный из дошедших до наших дней западноевропейских акведуков. Его общая протяжённость составляет восемьсот восемнадцать, а высота в наивысшей точке – двадцать девять метров. В строительстве акведука было задействовано более двадцати тысяч гранитных плит. При этом сама конструкция является всего лишь наземной составляющей куда более сложной и длинной (многокилометровой) водопроводной системы. Дата постройки акведука точно неизвестна, но историки полагают, что он был возведен в период правления императора Веспасиана или Нерва, в I веке до нашей эры. В 1985-м году акведук в Сеговии был включён в .

Акведук Пон-дю-Гар или «Мост через Гар» известен как самый высокий из всех сохранившихся до наших дней древнеримских акведуков. В своей наивысшей точке он достигает высоты в сорок семь метров, что в два раза выше средней классической высоты древних европейских акведуков. Пон-дю-Гар был построен в I веке нашей эры для снабжения водой города ним. Архитектурная конструкция акведука состоит из трёх ярусов: внизу сооружения располагается шесть крупных, в середине – одиннадцать средних и на верху – тридцать пять маленьких арок.

С представлением о римском городе тесно связан образ надземного водопровода, который придавал характерный облик городскому ансамблю. Даже сейчас, находясь в развалинах, акведуки производят большое впечатление, а в Риме их было 14 и 4 из них действуют до сих пор. Акведуки Италии - одно- и двухэтажные - строились в раннее время из квадров, затем из облицованного бетона, затем снова из квадров. В провинции (Испания, Сирия) квадры применялись все время.

Самый большой из римских - акведук Клавдия (I в. н. э.) имел протяжение около 60 км и давал 20000 м 3 воды в сутки . Пересечение акведука с Пренестинской и Лабиканской дорогами оформлено в виде ворот (Порта Маджиоре, рис. 26) с их известным аттиком, в верхней части которого проходили два водных канала. Постройка акведуков началась с IV века до нашей эры. На римских акведуках мы видим широкое применение аркад и многоэтажности, как новых композиционных приемов, построенных на метре и ритме с выделением центра, главного этажа, разграничением верха и низа. Пролеты арок, обычно 2-8 м, доходят до 25 м при пересечении рек. Известны случаи, когда водоводы проходят один над другим в четыре яруса.

Очень много акведуков, фонтанов и других гидротехнических устройств выполнено при гидротехнике первого века Фронтине, оставившем известное сочинение о римских водопроводах. Стремясь укрепить административную базу в провинции, римляне уже при Августе уничтожают плату за снабжение городов водой из акведуков, величественные и строгие формы которых должны были внушать почтение к власти, их создавшей.

Этому способствовали и крупные размеры акведуков (в м):


Типы многоэтажных акведуков по архитектурному строению можно разделить на несколько групп. Очень распространена композиция, подчеркивающая этажность сооружения резким развитием горизонтальных членений.

Представителем этой группы является Гардский акведук (рис. 27 и 28) возле Нима во Франции из желто-розоватого известняка.

Этот акведук - совмещение трех аркад, из которых средняя подобна нижнему ярусу, а верхняя служит продолжением низкой аркады левого берега.

Композиция нижних ярусов базируется на повторности трех типов пролета: 24,5 м (1 раз), 19,5 м (10 раз) и 15,5 м (2 раза), что позволило стандартизировать заготовляемые в карьере клинья сводов (высотой до 1,6 л() и использовать однотипные переносные кружала. С той же целью своды нижних ярусов устроены из сложенных насухо стандартных параллельных полуколец, которых в самом нижнем ярусе четыре, а в следующем - три.

Метрическая разбивка аркады акцентирована в середине и по краям уширением речного и сужением береговых пролетов. Каждый ярус и столб завершаются мощным обломом, облегчающимся с высотой. В плане мост слегка изогнут выпуклостью против течения.

Убывающая кверху высота горизонтальных членений заставляет преувеличивать и без того рекордную высоту (48,7 м) сооружения. Развитие этих членений приобретает особую энергию благодаря резкому переходу от медленного ритма нижних этажей к быстрому мельканию мелких арочек в верхнем, так что глаз, не охватывая их сразу, острее ощущает длину сооружения .

Для перемещения блоков весом до 6 т, из которых сложены своды акведука, применялась механизация - подъемные краны.

В другом типе композиции, зародившемся, по-видимому, в Испании, чувствуется стремление придать акведукам изящную ажурность и легкость при помощи вертикальных членений, выделяющих тело опор во всю высоту сооружения.

Таков акведук Сеговия (рис. 29), у которого отношение высот этажей составляет около 1:3, Особенную легкость придает акведуку развитие опор по высоте уступами. Кладка из окаймленных неширокой (4-5 см) лентой квадров серого гранита, сложенных насухо, перебитая кое-где карнизами, подобрана настолько гармонично, что производит впечатление скульптурной лепки. Чрезвычайно изящен аттик, включенный между этажами.

Внешний вид позднейших акведуков все более и более приближается к фасадам зданий. Так, в Таррагоне высоты этажей относятся, как 1:2, а пяты арок, как в зданиях, опираются на карнизные тяги. Акведуки Мериды, бывшей столицы Лузитании, обработаны пилястрами на высоту трех этажей. Южный колорит проявляется здесь полихромией кладки, сложенной из камня вперемежку с рядами кирпича. Все испанские акведуки удачно гармонируют с окружающим пейзажем.

Живым прообразом средневековых сооружений выглядит акведук Фрежюс на юге Франции, весь укрепленный контрфорсами.

С упадком античного рабовладения исчезли экономические основы римского строительства. Снизилась строительная техника, ибо выработанные римлянами методы возведения грандиозных бетонных сооружений, требовавшие для своего осуществления громадных масс дешевой рабочей силы, не могли найти применения при изменившихся производственных отношениях, начавших возникать в период разложения античного рабовладения.

Конечно, все это не могло не отразиться крайне отрицательно и на мостостроении.

Глава «Акведуки» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

Если мосты как тип дорожных сооружений развиваются вместе с развитием транспорта дальше во всех странах, то акведуки, если говорить об их надземных конструкциях, т.е. субструкциях и аркадах, являются типично римским, притом исключительным, явлением. Подземные водопроводы в каналах в трубах из камня или керамики широко употреблялись как в древней Греции и в странах древнего Востока, так и в более позднее время. Однако водопроводные каналы из бетона и камня, поднятые над землей и поставленные на столбы с арками, появились только у римлян и в сущности, если не говорить о реставрациях, были типичны только для античного Рима. Несмотря на то, что уже у греков существовали напорные водопроводы в трубах и даже сифоны, у римлян был выработан тип гравитационного водопровода со свободным зеркалом водного потока, заключенного в большой прямоугольного сечения канал, сверху покрытый сводчатой конструкцией или плоской каменной плитой. Поставленный на аркаду канал представлял собой серьезное инженерное сооружение, достигавшее в некоторых местах до 50 м высоты (акведук г. Немауза, совр. Нима - Гардский мост).

Трассы акведуков по длине иногда превышали сотню километров, причем древнейшие были почти полностью подземными.

В республиканскую эпоху в Риме было построено четыре акведука: в 312 г. до н.э. - Аква Аппиа , в 272 г. до н.э. - Анио Ветус , в 144 г. до н.э. - Аква Марциа , в 125 г. до н.э. - Аква Тепула . Последний во времена Августа был кардинальным образом переделан. Среди них только акведук Марция имел аркады, остатки которых сохраняются до нашего времени.

Каждый акведук состоял из системы водозабора, канала (спекуса), по которому вода шла от источника к городу, отстойников и системы распределения воды внутри Рима, наконец, водопроводной сети из свинцовых труб, подводящих воду непосредственно в дома, к потребителям.

Древнейший из римских акведуков - Аква Аппиа, был целиком подземным и практически не отличался от греческих. Он имел сравнительно небольшую длину (16,617 км) и его канал либо вырубался в скале, либо, если грунт был мягким, в земле выкапывалась траншея, в которой устраивался искусственный канал из каменных плит, покрывавшихся сверху каменным сводом, а изнутри водонепроницаемой обмазкой. Только небольшой участок канала длиной около 90 м поднят на субструкции.

Хотя протяженность второго акведука - Анио Ветус - была значительно большей (63,7 км), принципы его устройства остались прежними - только очень незначительная часть канала (400 м) была помещена на субструкции. Значительная часть длины его приходилась на изгибы трассы, поскольку строители максимально стремились избежать постройки мостов и туннелей.

Только более чем через 100 лет был построен третий римский акведук - Аква Марциа - один из крупнейших и наиболее мощных акведуков Рима (рис. 53). Общая протяженность его достигала 91,3 км.

Акведук Марция (144 г. до н.э.) был одновременно и техническим, и архитектурным шедевром. Вода в нем отличалась приятным вкусом и чистотой, поэтому она предназначалась, в отличие от воды других акведуков, только для питья. Акведук Марция возводился руками армии рабов, вывезенных из двух только что разрушенных городов - Коринфа и Карфагена. Есть данные считать, что в проекте акведука, как и в его постройке, участвовали греческие мастера-строители и архитекторы. На этот вывод наталкивает необычайно тонко разработанная система пропорций аркад и мостов, где заметно применение золотого сечения. Канал акведука Марция, выходя из-под земли на расстоянии 10 км от Рима, был поставлен на каменную аркаду, в некоторых местах превышавшую по высоте 10 м.

Впервые такая значительная часть канала была поднята на субструкции, поэтому вода поступала и в возвышенные части города. Кроме того, новый характер приобрели и сами субструкции - здесь впервые была применена система арок, ранее попользовавшихся только для постройки мостов. В акведуке Марция была выработана конструктивная схема данного типа сооружения, распространившаяся затем по всей Римской империи. Создание столь грандиозного сооружения (только в аркаде под Римом было более 1000 арок) позволило в совершенстве отработать конструкции и методы строительства аркад, найти наиболее совершенные пропорции отдельных арок и аркады в целом.

По сравнению с предшествующими и последующими акведуками техника работы здесь наиболее высока. Аркады и сам канал выполнены из местного крепкого туфа в регулярной квадровой кладке. Наземные части канала в зависимости от рельефа имели различную структуру: 1) канал, положенный на сплошную стену (у самого выхода из-под земли); 2) канал, положенный на низкую аркаду, где пяты арок лежат прямо на фундаменте; 3) канал, положенный на среднюю по высоте аркаду, с общей высотой сооружения до 8 м; 4) канал, положенный на высокую аркаду, с общей высотой сооружения до 12 м; 5) канал, положенный на особые арки, над пересечением дорог, в месте присоединения к городской аркаде и др. Типовым был четвертый вариант.

При всем разнообразии вариантов аркады они объединены некоторыми общими принципами, создающими единый образ всего сооружения. Важнейшим из этих принципов является предельно ясное выявление конструкции. Полуциркульные арки свободно опираются на столбы и несколько отступают внутрь, что создает четкую границу между столбом и аркой. Выступающие вперед плиты днища канала отделяют собственно канал от поддерживающей его арочной конструкции. Завершает все сооружение еще одна сплошная полоса плит перекрытия.

Для того чтобы аркада акведука, состоящая из протянувшихся на километры одинаковых элементов, имела не только инженерную, но и художественную ценность, требовалось особое внимание к отработке пропорций. Изучение пропорций аркады Марциева водопровода показывает, что соразмерность всего сооружения достигалась как введением модуля, так и применением «золотого сечения». За модуль принята ширина канала 0,76 м, т.е. 2,5 римских фута. Все остальные размеры кратны ей (как плановые, так и фасадные). Этот же размер взят как исходный и для «золотого сечения». Правилу «золотого сечения» строители следовали как в решении деталей, так и в решении основного элемента аркады - секции, где этим правилом определялось отношение диаметра арки к ширине столба, равное 1:0,618, придающее всей секции гармоничность. В отличие от более поздних акведуков в аркаде Аква Марциа еще нельзя видеть осевого пропорционирования, т.е. расчленения фигуры по осям столбов. Единство фигуры, объединяемой кругом с радиусом в полвысоты, захватывает точно два столба и один пролет арки; одновременно это и высота всей аркады.

Аркада хорошо сочеталась с пейзажем окрестностей Рима. Легкие изгибы трассы, колебания нижних отметок, неизбежные при холмистом рельефе, богатая зелень, служившая фоном, создавали очень живописный рисунок акведука. Вместе с тем четкая, уходящая на километры аркада придавала пригородному пейзажу законченность, тот дух цивилизованной, «возделанной» природы, который так ценили римляне.

В древности водоснабжение городов на сложной в плане рельефа территории осуществлялось с помощью сложных инженерных сооружений. Акведук - это один из вариантов прокладки магистрали от высотного источника к потребителям, расположенным ниже. В чем особенность таких конструкций и почему им отдавали предпочтение древние строители?

Акведук: что это такое?

В разных государствах пытались изобрести оптимальный вариант передачи воды от источника к потребителям. Если на пути случались сложности рельефа, а обойти их не было возможности или это было дорого, инженеры-конструкторы обычно обустраивали магистраль на высотных опорах.

Что означает "акведук"? Если переводить с латыни, то это по сути водовод. Однако многие с акведуками ассоциируют только сложные и часто красивые многоярусные конструкции, похожие на ступенчатые мосты. На самом деле акведук - это целостная система и должна рассматриваться комплексно на всей протяженности от источника до конечного пункта потребления.

Высотная конструкция, несомненно, играет важную роль в прохождении сложного отрезка трассы. Если она находится в городской черте, поблизости с жилыми зданиями, то инженеры старались сделать ее приятной для глаз. Но водовод состоял не только из красивых арок и опор. На всем протяжении (они могли составлять от нескольких сот метров до десятков километров) могли быть и подземные отрезки.

Водопровод такого масштаба строился не на год-два. Использоваться он мог десятилетиями, а то и века. Поэтому проектирование и само строительство велось тщательно. Камни для основания и опор подбирались и обрабатывались отдельно. Расчеты арок и перекрытий должны были быть безупречными. Конструкция подвергалась постоянным воздействиям ветров и осадков. Малейшие неточности или недочеты в процессе строительства могли свести на нет грандиозную работу.

История

Строительство мостов, эстакад и путепроводов практиковалось во многих древних государствах. Положить на такую конструкцию трубу или открытый желоб для провода воды пробовали и в Греции, и на Востоке, однако наибольшее распространение водоводы такого типа получили в античном Риме. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Они не только являются памятниками архитектуры, но еще и находятся в действующем состоянии.

Другой вопрос, почему они получили такое распространение. На тот момент уже существовали в теории и на практике напорные трубопроводы для поставок воды, были системы, построенные по принципу сифона.

Римский акведук - что это такое? Древние конструкторы избрали для своего водоснабжения гравитационную самотечную систему. Большая часть этих акведуков были проложены на высотных опорах. В отдельных местах их высота составляла до пятидесяти метров.

Характеристика

Древние акведуки обычно строились из каменных блоков. Небольшие водоводы могли обустраиваться на сравнительно невысоких деревянных опорах. Позже, с развитием строительных технологий, инженеры применяли кирпич и бетон. Расцвет металлургии дал возможность использовать в сложных конструкциях сталь и чугун.

Устройство акведуков римского типа предполагает наличие водопроводной кюветы открытого или закрытого типа. Это своеобразный канал или желоб, сооружаемый из материалов, устойчивых к разрушительному воздействию водного потока. Для этого чаще всего применялись каменные блоки. Закрытый канал накрывался сверху сводом или плитами, чтобы исключить загрязнение воды.

Трубы, использовавшиеся в некоторых акведуках, на тот момент могли быть либо керамическими, либо свинцовыми. Керамика производилась из обожженной глины, но этот материал был ненадежным. Сверлить в каменных блоках отверстия было тяжело. О вреде свинца для здоровья человека на тот момент уже было известно. Однако с этим фактом мирились. К тому же в местах с жесткой водой свинцовые стенки труб быстро покрывались плотным слоем налета.

В древности большой город насчитывал от 500 тысяч человек. В расцвет империй в столицах могли постоянно проживать до двух миллионов граждан. Чтобы обеспечить их водой, необходима была надежная, постоянно функционирующая система. В отдельных городах одновременно мог работать десяток акведуков. Общая протяженность системы становилась свыше 400 км. Объем воды, подаваемый в сутки, по некоторым оценкам, мог составлять до 1,5 млн кубометров.

Акведук - это сложная система, и работала она таким образом, чтобы обеспечить постоянный естественный ток воды на всем своем протяжении под действием гравитационных сил. Расчеты производились так, чтобы уклон каналов был оптимальным. Далеко не все акведуки были в большинстве своем высотные. На долю таких сложных участков могло приходиться всего лишь до 10 % общей протяженности.

В отдельных случаях считалось целесообразным делать углубление в почве. Скальные породы рубили. Рыхлые грунты выкладывали обработанными блоками, которые накрывались сводами. Главной задачей было обеспечить постоянство уровня. В системе могли быть дополнительные резервуары. Они могли служить для отстаивания воды, накопления запасов, создания объемов для напорных сооружений.

Древние водопроводы и современность

Старинный акведук - это сложнейшая инженерная система. Разбираясь с устройством таких водопроводов, специалисты отмечают, что конструировали их настоящие зодчие. Надо понимать, что их авторы творили настоящие чудеса, проявляя глубокие познания в гидравлике, механике, строительстве.

Некоторые считают, что эти акведуки сохранились только из-за того, что в них был заложен многократный запас прочности. Однако современные исследования и изучения действующих систем доказывают, что они отвечают требованиям современных водопроводов. Известно, что инженеры тех времен умели рассчитать нагрузки и сопротивление материалов при строительстве. Однако как они смогли вычислить действие опрокидывающих сил ветров и паводков, остается загадкой. Формулы для расчетов коэффициентов самотечного водопровода появились спустя много веков. А действующая на тот момент система математических расчетов с использованием камешков и счетных досок была очень трудоемкой и неудобной.

Легенды и факты

Несмотря на грандиозность и сложность римских акведуков, в их системах не было запорной арматуры. Вода текла постоянно: и днем, и ночью. Расход ее был огромен даже по нынешним меркам. Но плюсом такого расточительства было то, что канализация постоянно промывалась, было меньше проблем с засорами.

Акведук - это действительно грандиозное архитектурное сооружение. Недаром по одной из легенд, авторство всемирно известной арочной конструкции в Сеговии приписывают дьяволу. Будто это он построил грандиозное сооружение в обмен на заложенную душу девушки. Но она вовремя спохватилась и вымолила у Всевышнего прощение. Тот не дал закончить строительство. Дьявол не успел положить всего один камень. Горожане сообща доделали работу и после освящения запустили водопровод в действие.

На территории стран всего мира порой встречаются изумительные конструкции, замысел строительства которых иногда сложно понять по их внешнему виду. Таков, например, акведук. Это массивное сооружение напоминает мост с высокими арками внизу. Однако это далеко не так.

Строительство этих сооружений началось задолго до появления современного водопровода. Еще в Древнем Риме, для того чтобы доставить воду из высоко расположенных водоемов на поля, в населенные пункты и другие необходимые места, строили акведуки. Синонимом данного слова в более узком его смысле служит термин "водовод".

Акведук - это сооружение над дорогой или другим препятствием для проведения воды по каналу или трубе. Как правило, материалом для строительства данного сооружения является камень, железо или бетон. Никакого особенного механизма для подачи воды не было: из водоема, находящегося высоко, под естественным углом жидкость стекала в необходимое место.

Следует отметить, что оросительные акведуки Древнего Рима, да и не только Рима, были открытыми. В то время как их водопроводные собратья строились с вентиляцией и полностью изолированными от внешнего воздействия. Такие конструкции можно встретить по всему миру: в Вене, Севастополе, Париже, Нью-Йорке и прочих мегаполисах и маленьких городах.

Самыми первыми являются римские акведуки. Быстрый рост населения города заставил архитекторов того времени склонить головы над чертежами и разработать проект сооружения, которое могло бы помочь обеспечить водой нужды людей. Всевозможные емкости, каналы и шлюзы, соединенные между собой, превратились в первый в мире водопровод. Вода в данные емкости поступала из горных источников, расположенных вблизи города. При этом, когда на пути стремительного потока встречалась дорога или же овраг, то строилось специальное арочное сооружение - акведук. Это архитектурное решение получило широкое распространение не только в империи, но и во всем мире.

Самым громадным строением данного типа в Риме считался акведук имени Клавдия. Нетрудно догадаться, что построен он был в честь императора с таким же именем. Возведение сооружения пришлось на 1 век нашей эры. Грубые камни и массивные блоки, из которых был возведен акведук, подарили ему мощь и силу. Благодаря этому многие ученые считали строение одним из самых удивительных сооружений на земле. Располагалось водопроводное звено на пересечении дорог, которые, как и следовало ожидать, вели в Рим. Первая - Виа Лабикана. Вторая - Виа Праенестина. Высота сооружения в 27 метров позволила создать громадные ворота, получившие название Порта Маджоре.

На территории современной России также существует акведук. Это строение расположено в Москве. Народное название данного чуда архитектуры - Миллионный мост. Оригинальное - Ростокинский акведук. Некогда он был самым длинным в России (356 метров) и строился в течение 25 лет. На данный процесс была израсходована колоссальная по тем временам сумма - более 1 миллиона рублей, отсюда и название - Миллионный мост. Построенный по в настоящее время акведук является пешеходной зоной - он полностью отреставрирован и увенчан крышей. Расположено строение в районе ВДНХ.