Реорганизация юридического лица присоединение. Присоединение юридических лиц как форма их реорганизации

В данной главе будет проведен анализ понятия присоединения юридических лиц, дана характеристика присоединения юридического лица, и рассмотрены правовые последствия присоединения такой формы реорганизации юридических лиц.

По своей правовой природе договор присоединения представляет собой многосторонний, консенсуальный и возмездный гражданско-правовой договор См.:Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М.: Статут, 2005.C167-175.. По своему содержанию договор присоединения является гражданско-правовой сделкой, направленной на создание нового участника гражданского оборота. Необходимо отметить, что в литературе по корпоративному праву высказываются и иные мнения на природу договора присоединения: он представляет собой разновидность утверждаемого общим собранием акционеров решение о реорганизации, которое и определяет условия реорганизации с участие нескольких юридических лиц См.: Карлина А.А. Реоганизация акционерного общества. Автореф. Дис..канд. юрид. Наук. М., 2004.С.7,19. .

Статья 17 Закона об АО, определяет: присоединение общества как прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

Таким образом, в отличие от слияния обществ, присоединение характеризуется тем, что не возникает нового субъекта права (нового юридического лица), потому как присоединяющиеся юридическое лицо в силу договора о присоединении и в силу действующего законодательства передает свои права и обязанности другому обществу, а само прекращает свою деятельность.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица новое юридическое лицо не создается. Завершение реорганизации обоих юридических лиц определяется моментом внесения органом государственной регистрации в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица См.: Комментарий к ст. 57 Гражданского кодексу РФ. Часть первая (под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина) - М.: Юрайт-Издат, 2004 (автор комментария - Т.Е. Абова. З.С. Беляева). С.87..

Действующее законодательство, будучи предназначенным для регулирования экономических отношений, ориентировано среди прочего и на то, чтобы в отношениях, где экономическая сила сторон, а также их заинтересованность в установлении договорных отношений отнюдь не одинакова, создать необходимые условия для защиты интересов всех участников. В данном контексте большой интерес представляет предусмотренный в ст.428 ГК РФ договор присоединения См.: Ю.Л. Ершов. О некоторых особенностях конструкции договора присоединения в Российском гражданском праве // Журнал российского права, N 1, январь 2003 г..

Рассмотрим процесс присоединения на примере АО. Присоединяемое акционерное общество и общество, к которому осуществляется присоединение, заключают договор о присоединении. То есть в договоре присоединения юридические лица берут на себя обязательства по реорганизации своих компаний, и в силу исполнения данного договора и решений, принятых на общем собрании акционеров общества, происходит реорганизация общества в форме присоединения.

В самом договоре присоединения определяются порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций АО присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение. Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в присоединении, вопрос о реорганизации в форме присоединения и об утверждении договора о присоединении. Совет директоров (наблюдательный совет) присоединяемого общества выносит также на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта.

Необходимо отметить, что, так же, как и в договоре слияния, порядок голосования на совместном общем собрании акционеров определяется договором о присоединении.

Весьма важным юридическим фактом, является момент утверждения акционерами в АО, и участниками в ООО передаточного акта по которому правопреемнику передаются сведения о должниках и кредиторах юридического лица. Поэтому составлению передаточного акта должна предшествовать обязательная инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемого юридического лица, предусмотренная п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н (в ред. от 24.03.2000 г.). Передаточный акт утверждается учредителями (участниками). Затем он представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или для внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (п.2 ст.59 ГК РФ).

Процесс присоединения таит в себе значительные опасности для кредиторов - контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его присоединения будут переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам.

Присоединение грозит кредиторам увеличением их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличением имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами). Поэтому закон требует, чтобы лица или органы, принявшие решение о реорганизации, письменно уведомили об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. 1 и 2 ст. 60 ГК).

Рассмотрев действующие законодательство, можно заключить, что присоединение как одна из форм реорганизации по процессу перехода прав и обязанностей, и реорганизации как таковой очень схожа с другой формой реорганизации - слиянием.

Сущность реорганизации юридического лица в форме присоединения заключается в том, что присоединяющиеся юридическое лицо передает свои права и обязанности по договору присоединения и по передаточному акту, присоединяемой организации, вследствие чего присоединяющиеся организация прекращает свою деятельность как субъект гражданско-правовых отношений. Таким образом, при присоединении не образуется (не регистрируется) новое юридическое лицо, а происходит регистрация такого юридического факта как реорганизация в форме присоединения, в результате которой закрепляется правопреемство.

Присоединение – довольно распространенная форма реорганизации юрлиц, когда одно поглощает другое. Что службе делопроизводства необходимо сделать в переходный период (после принятия решения учредителями и до внесения записи о реорганизации в ЕГРЮЛ) и по его окончании? Какие уведомления разослать сторонним организациям? Что делать с работниками службы ДОУ поглощаемой компании? Как регистрировать документы в переходный период и потом? Как быть с номенклатурой дел? Как оформить передачу дел и их обложки?

И так, ваш руководитель вызывает вас и сообщает, что учредителями организации принято решение о реорганизации и присоединении к вашей другой компании. Что вас ожидает – как реализовать это на вашем участке работы?

См. процитированные ниже одноименные статьи «Присоединение общества» законов об ООО и об АО. Поясню их смысл более простым языком на примере:

Пример 1

Допустим, на данный момент времени существует некая организация ПАО «А+», которая действует на основании устава, в ней разработаны свои внутренние регламенты и положения, есть генеральный директор и самостоятельные структурные подразделения: бухгалтерия, АХО, юридический отдел и др., а в канцелярии действует система регистрации входящей, исходящей корреспонденции, а также распорядительных документов. Кроме того, существует другая организация ПАО «Б+», которая также действует на основании устава, в ней также есть свои регламенты и положения, есть свой генеральный директор и подразделения, а в канцелярии ­действует своя система регистрации документов.

Но учредители обеих организаций приняли решение объединиться путем присоединения ПАО «Б+» к ПАО «А+» и существовать дальше на рынке как более крупная единица. После соблюдения необходимых юридических процедур и после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), ПАО «Б+» прекратит свое существование, а ПАО «А+» (основное общество) будет считаться ­реорганизованным и примет на себя все обязательства компании «Б+».

Фрагмент документа

Федеральный закон от 08.02.1998 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Статья 53 «Присоединение общества»

2. Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта.

3. Совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в устав общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении...

4. При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и ­обязанности присоединенного общества в соответствии с передаточным актом.

Фрагмент документа

Федеральный закон от 26.12.1995 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Статья 17 «Присоединение общества»

1. Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

2. Присоединяемое общество и общество, к которому осуществляется присоединение, ­заключают договор о присоединении...

3. Договор о присоединении должен содержать:

1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, участвующего в присоединении;

2) порядок и условия присоединения;

3) порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции общества, к которому осуществляется присоединение, и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ.

3.1. Договор о присоединении может содержать перечень изменений и дополнений, вносимых в устав общества, к которому осуществляется присоединение, другие положения о ­реорганизации, не противоречащие федеральным законам...

5. При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и ­обязанности присоединяемого общества в соответствии с передаточным актом.

Фрагмент документа

Абзац 2 пункта 4 статьи 57 «Реорганизация юридического лица» Гражданского кодекса РФ

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный ­реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Процесс соблюдения этих юридических тонкостей занимает достаточное время – до нескольких месяцев, а руководству организаций (как одной, так и второй) за это время придется решить много вопросов: ­административных, юридических, кадровых и других. Руководителям же профильных подразделений необходимо разобраться с тем, как будет работать их подразделение в переходный период и после объединения (ведь у каждой организации была своя система и выстроенные процессы).

К чему готовиться?

Прежде всего службы ДОУ в обеих организациях должны быть готовы к тому, что в момент реорганизации придется отправлять много корреспонденции – уведомлений клиентам, контрагентам, возможно, государственным органам о принятом решении и предстоящей реорганизации. Это, конечно, рекомендация, хотя для некоторых видов организаций, ­например, кредитных, она становится обязательной в силу закона.

Фрагмент документа

Федеральный закон от 02.12.1990 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Статья 23.5 «Особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, ­присоединения и преобразования»

Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации кредитной организации кредитная организация обязана разместить информацию об этом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и уведомить о данном решении своих кредиторов одним из следующих способов:

1) путем направления каждому кредитору письменного уведомления (почтовым отправлением с уведомлением о вручении) и опубликования в печатном издании, предназначенном для опубликования сведений о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятом решении;

2) путем опубликования сообщения о принятом решении в печатном издании, предназначенном для опубликования сведений о государственной регистрации юридических лиц, а также в одном из печатных изданий, предназначенных для опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен филиал (филиалы) этой кредитной организации.

Следовательно, необходимо обеспечить наличие достаточного количества конвертов, физических возможностей сотрудников, которые непосредственно будут заниматься оформлением отправляемой корреспонденции (возможно, и самих уведомлений), а также заранее согласовать с финансовым подразделением сумму подотчетных средств на отправку этих писем. При массовых рассылках целесообразно вместо наклейки марок воспользоваться услугами почты по франкированию конвертов (это позволит сэкономить).

Обычно перед принятием решения о реорганизации составляется план по каждому подразделению: что именно, когда по срокам, кто должен сделать (исполнитель), какой бюджет необходим. Руководитель службы, ответственной за документационное обеспечение, в этот момент должен проследить за выделением достаточного бюджета для выполнения возложенных на его подразделение задач.

Список рассылки затребуйте у юридической службы вместе с шаблоном письма. Какие-то контрагенты там могут быть указаны поименно, а в отношении остальных дано описание группы (за ее поименным составом вы можете обратиться в соответствующее подразделение, например, за списком клиентов – в отдел продаж, за списком поставщиков – в отдел покупок). При этом у подразделений, ответственных за определенные группы контрагентов, целесообразно согласовать шаблон направляемого их подопечным уведомления, для каких-то групп адресатов он может быть скорректирован, дополнен. Т.е. не берите на себя всю ответственность за формирование списка рассылки и составление текста уведомлений. Вы ответственны за другое: в обозначенные (и реальные) сроки отправить то, что вам скажут, по тем спискам рассылки, которые вам дадут (желательно в электронном виде).

В переходный период может значительно увеличиться и поступающая корреспонденция, в которой клиенты / контрагенты будут задавать различные уточняющие вопросы, например, о новых реквизитах для платежей, а также письма (требования, копии исковых заявлений) кредиторов, которые согласно закону, могут реализовывать свои права на досрочное исполнение обязательств.

Что делать с сотрудниками?

После того, как было объявлено решение о реорганизации и стало понятно, кто к кому присоединяется, возникает логичный вопрос: «А что же будет с сотрудниками?» Ведь в каждой организации была своя служба ДОУ, со своим названием, своим начальником и сотрудниками.

Прежде всего руководство основного (поглощающего) общества должно принять решение о том, кто будет возглавлять службу объединенной организации и как она будет называться. Вариантов тут много, вот ­некоторые:

  • название службы ДОУ и ее руководитель останутся теми, что были в основной организации. А сотрудники службы ДОУ присоединяемой компании просто «перейдут» в нее;
  • может быть изменено название и выбран новый руководитель единой службы ДОУ после окончания реорганизации.

Руководитель обновленной службы ДОУ должен определиться со штатным расписанием своего подразделения: сколько специалистов ему потребуется и для какого функционала в формате новой более ­крупной организации.

Сориентируем вас в правовой стороне кадрового вопроса. Реорганизация не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками (статья 75 Трудового кодекса РФ, далее – ТК РФ). Отсюда возможные варианты развития событий:

  1. Если в штатном расписании хватит «места» на всех.
    По общему правилу сотрудники должны остаться работать в новой организации, т.е. стать работниками организации, к которой присоединяется компания, перестающая существовать после внесения записи в ЕГРЮЛ.
    Но в связи с этим у работников присоединяемой организации изменяются существенные условия заключенного с ними трудового договора: название работодателя, возможно место работы, режим работы, название должностей, выполняемый функционал и др. Следовательно, работников о предстоящих изменениях необходимо предупредить, в соответствии со статьей 74 ТК РФ, не менее чем за 2 месяца.
    Работники же, в свою очередь, согласно ч. 6 ст. 75 ТК РФ, имеют право принять предложение и остаться работать, а также имеют право и отказаться от продолжения работы в новых условиях. Во втором случае с работниками трудовой договор должен быть расторгнут в ­соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
  2. Если в штатном расписании будут «места» не для всех.
    Если при проведении реорганизации в новом штатном расписании не окажется вакансий для перевода каких-либо сотрудников, то расторжение трудового договора должно происходить по правилам п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ о сокращении численности или штата этих работников.
    Данных работников должны также предупредить о предстоящих изменениях не позднее чем за 2 месяца до завершения реорганизации, т.е. до внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Также следует учесть, что работникам необходимо будет предложить другую работу у нового работодателя. Если таковой нет или работник от нее откажется, то трудовой договор будет расторгнут с выплатой выходного пособия, а также сохранением среднего заработка на период трудоустройства, но не более 2 месяцев (ч. 1 ст. 178 ТК РФ).

Как вести делопроизводство в переходный период?

Как вести делопроизводство в переходный период, т.е. до момента завершения реорганизации (прекращения существования ­присоединяемого общества)?

Следует сразу отметить, что пока в ЕГРЮЛ не будет внесена запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, корреспонденция будет поступать как в поглощающую, так и в присоединяемую организации. Как организовать ее обработку и регистрацию, необходимо решить будущему руководителю единой службы ДОУ. Как вариант может быть принято решение о том, что вся корреспонденция будет в переходный период регистрироваться в едином журнале. Организовать это можно так, что курьеры будут передавать корреспонденцию сразу ­сотрудникам основного общества. При этом можно использовать:

– штамп основной организации либо
– сделать на переходный период штамп по предложенному образцу:

Если же регистрация документов осуществляется посредством СЭД, то это значительно упрощает ситуацию – после предоставления доступа сотрудникам присоединяемого общества они самостоятельно смогут регистрировать входящие документы в едином журнале. Ну а ­дублирующий штамп им можно изготовить.

При предложенном подходе документы будет рассматривать и накладывать резолюцию руководитель основного общества, а исполнять будут сотрудники по его резолюции.

По такому же принципу необходимо регистрировать и исходящую корреспонденцию.

Что касаемо выпуска распорядительных документов, то с учетом пункта 2.1.5 Государственной системы документационного обеспечения управления (одобрена коллегией Главархива СССР 27.04.1988, приказ Главархива СССР от 23.05.1988 33), совместные распорядительные документы организаций, издающих одинаковые по форме документы (приказы, постановления и др.), издаются в соответствующей форме (приказ, постановление и др.). Также обратимся к ГОСТ 6.30 – 2003, в пункте 3.22 которого указано, что при подписании документа несколькими лицами равных должностей их подписи располагают на одном уровне, кроме того, при подписании совместного документа первый лист оформляют не на бланке.

Следовательно, при подготовке приказа до завершения реорганизации его предлагается выпускать от имени двух организаций, за подписью обоих руководителей, с проставлением дробного регистрационного номера:

После того как реорганизация будет завершена, распорядительные документы будут выпускаться в «прежнем» порядке от имени и на бланке реорганизованного основного общества (в нашем примере это ПАО «А+») и за подписью его генерального директора.

Что необходимо сделать после завершения реорганизации?

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юрлица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенной ­организации ­(статья 57 Гражданского кодекса РФ).

После внесения записи в ЕГРЮЛ реорганизованному основному обществу рекомендуется в этот же день выпустить приказ об окончании реорганизации. С этого момента прекратят действие все локальные нормативные акты присоединенного общества (если в переходный момент подобный приказ на эту тему еще не выпускался), а используемые им печати и штампы подлежат обязательному уничтожению по акту согласно установленной процедуре (в составе комиссии, путем опиливания или обрезания оттиска). Также уничтожению подлежат и штампы, используемые в переходный момент реорганизации (например, такой, как показан в Примере 4), т.к. использоваться уже будут печати и штампы ­реорганизованного основного юридического лица.

Напомню, что одним из основных документов в делопроизводстве является систематизированный перечень заголовков дел, создаваемых в организации, с указанием сроков их хранения – номенклатура дел (ГОСТ Р 7.0.8-2013).

Номенклатура дел организации на предстоящий календарный год составляется в последнем квартале текущего года, в конце каждого года уточняется, утверждается руководителем организации и вводится в действие с 1 января следующего календарного года. Основой структуры номенклатуры дел обычно является организационная структура (штатное расписание) общества.

После окончания реорганизации изменится организационная структура (штатное расписание) основного общества. А в случае, если происходят значительные изменения функций и структуры организаций, действующая номенклатура дел пересматривается кардинально и утверждается новая.

Следовательно, будущему руководителю единой службы ДОУ необходимо в переходный период провести анализ документов (дел), которые ведутся в обеих организациях, а также определить группы документов (дел), которые будут вестись после реорганизации. После завершения реорганизации необходимо в установленном «Основными правилами работы архивов организаций» (одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) порядке и на основе новой структуры общества разработать и утвердить новую сводную номенклатуру дел для основного общества. Согласно ей оно и будет «жить», подразделения будут формировать дела, а сотрудники архива будут принимать их на хранение.

Ввести в действие новую номенклатуру следует со следующего дня после внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования присоединяемого общества, а оформлена номенклатура будет на бланке основного (уже реорганизованного) общества.

При реорганизации все документы и дела присоединяемого общества передаются правопреемнику (основному обществу). Поэтому необходимо произвести прием-передачу документов (дел) из присоединяемой организации в поглощающую (тех, что находятся в текущем делопроизводстве в подразделениях, и тех, что накопились в архиве). Порядок приема-передачи документов организации определяется распорядительным документом, при этом текущие дела подразделений присоединяемой компании передаются в те подразделения основного общества, которые указаны в приказе (т.к. в архив дела, незаконченные делопроизводством, сданы быть не могут). Однако следует отметить, что перед передачей документов (дел) проводится проверка их наличия и состояния. Тогда руководитель «новой» службы ДОУ будет отвечать только за тот документальный фонд поглощаемой организации, который он принял, и к нему нельзя будет предъявить претензий за то, что должно было бы сохраниться, но почему-то никак не может быть найдено.

Следующее, что необходимо сделать сотрудникам службы ДОУ, это актуализировать обложки дел присоединенной организации (а точнее, уже прекратившей свое существование). Данная работа требует больших трудозатрат, облегчить ее можно, изготовив штамп, и уже его оттиск проставлять на обложках дел (см. Пример 7).

После того как реорганизация будет завершена и все смогут «спокойно выдохнуть», главная задача сотрудников службы ДОУ и особенно ее руководителя – организовать качественное делопроизводство более крупного юридического лица. Для тех, кто использовал «старые» подходы в работе, реорганизация – это лучший способ от них избавиться и внести что-то новое. Ну а тем, кто, например, еще не использовал систему электронного документооборота, теперь уж точно не обойтись без нее в организации с разветвленной организационной структурой.

Ушанов Александр - руководитель административного подразделения коммерческого банка, эксперт журнала «

При этом одна или несколько организаций (присоединяемые) полностью прекращают свою хозяйственную деятельность и считаются ликвидированными, а другая (основная, организация-правоприемник) продолжает функционировать с учетом перешедших к ней прав и обязанностей. Часто данная процедура помогает совершать операции по «укрупнению бизнеса» — объединению нескольких дочерних компаний.

Однако нас интересует одна особенность: присоединение, как и слияние.

Порядок и этапы ликвидации путем присоединения

Долги, полученные организацией при руководстве бывших учредителей, скорее всего, лягут на них же. Не смотря на то, что изначально они “перейдут” организации-правоприемнику. Поэтому ликвидация путем присоединения подойдет компаниям без долговых обязательств. Не стоит запускать процесс реорганизации после инициирования проверки налоговыми службами – подобные действия могут расценить как попытка уклонения от уплаты налогов и сборов. Если компания имеет крупную задолженность по налоговым выплатам, налоговые органы обычно назначают проверку сразу после получения заявления о начале процесса реорганизации. При присоединении (слиянии) увеличиваются риски привлечения к имущественной, административной и налоговой ответственности, так как компания-правоприемник может уже иметь в своем составе уже присоединенные организации с имеющимися долгами и обязательствами.

Присоединение одного юридического лица к другому

Обобщение учредительных документов корпораций, анализ их особенностей и требований к ним. Основания и процедура ликвидации корпораций.

Понятие, признаки и функции лица. Особенности его образования и государственной регистрации. Понятие и формы реорганизации юридических лиц. Гарантии прав кредиторов и акционеров. Уплата налогов при реорганизации. Ликвидация юридического.

Порядок оформления правопреемства и гарантии прав кредиторов при его реорганизации.

Присоединение юридических лиц

Кроме того, утверждается договор о присоединении, который содержит сведения о каждом обществе, условия присоединения, а также может содержать перечень изменений и дополнений в учредительные документы организации.

При такой, в отличие от других форм, лицо считается присоединенным с момента внесения записи в единый государственный реестр лиц (ЕГРЮЛ) о прекращении деятельности присоединенных лиц.

Присоединение юридического лица

При этом реорганизация юридического лица путем присоединения считается завершившейся с момента внесения записи в Единый государственный реестр лиц о прекращении деятельности присоединяемых юридических лиц. При этом юридическое лицо, к которому производится присоединение, становится полным правопреемником всех прав и обязательств присоединенных организаций.

Под «смешанной» реорганизацией (в данном случае путем присоединения) понимается присоединение лица одной организационно-правовой формы к юридическому лицу совершенно другой организационно-правовой формы.

Процедура реорганизации в форме присоединения

Правовая природа присоединения заключается в том, что при данной форме реорганизации происходит поглощение одного или нескольких юридических лиц другим юридическим лицом, при этом поглощенные юридические лица прекращают свое существование как самостоятельные субъекты права. При реорганизации в форме присоединения все права и обязанности присоединяемого юридического лица переходят к реорганизуемому юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (п.

Реорганизация в форме присоединения: описание процедуры

(п. 20) разъясняет, что присоединение возможно только для юридических лиц одной организационно-правовой формы: реорганизация ООО в форме присоединения возможна только с другим ООО, АО с АО и т.д. Если нужно объединить компании, организационно-правовые формы которых различны, сначала их приводят к единой организационно-правовой форме. Если речь идет о ЗАО и ОАО, то необходимости в этой процедуре нет: оба они являются акционерными обществами.

кредитные организации, все изменения в которых должен санкционировать ЦБ РФ; негосударственные пенсионные фонды; страховые организации; клиринговые компании и тому подобные лица. решение о реорганизации, которое по каждой конкретной организации принимается единогласно общим собранием ее учредителей (участников).

Реорганизация предприятия. Реорганизация юридических лиц.

При реорганизации путем присоединения присоединяемое лицо прекращает свою деятельность с правопреемством к другому, уже действующему лицу, и в данном случае новые юридические лица не образуются.

Передаточный акт — это документ, содержащий положения о правопреемстве реорганизованного юридического лица по его обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Введение………………………………………………………………………….2

Основная часть

1. Подготовительный этап:

2. Учредительные документы:

3. Регистрация реорганизации в форме присоединения:

Заключение……………………………………………………………………...10

Список использованной литературы………………………………………….11

Приложение 1. Договор присоединения………………………………………13

Приложение 2. Устав Закрытого акционерного общества………………….18


Введение

Актуальность темы работы.

При возникновении необходимости усиления позиций на рынке и укрупнения бизнеса компании довольно часто используют такой правовой инструмент, как реорганизация в форме присоединения. Реорганизация в форме присоединения - специфический способ объединения активов реорганизуемых акционерных обществ, где присоединяемая компания не бесследно исчезает, а передает все свои права и обязанности присоединяющей компании, которая, в свою очередь, становится правопреемником всех прав и обязанностей на основании передаточного акта.

Действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее вопросы реорганизации в форме присоединения, не содержит четко установленной процедуры реорганизации.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении присоединения одного юридического лица к другому.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи :

1. рассмотреть подготовительный этап регистрации реорганизации в форме присоединения;

2. дать характеристику учредительным документам;

3. дать характеристику регистрации реорганизации в форме присоединения.

Объект исследования – присоединение одного юридического лица к другому.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением присоединения одного юридического лица к другому.

Основная часть

1. Подготовительный этап

1.1. Решение всех необходимых вопросов

В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса РФ реорганизация является основанием для проведения в реорганизуемом обществе налоговой проверки. Поэтому при подготовке к реорганизации необходимо заранее уладить все вопросы, связанные с налоговыми обязательствами, и подготовить каждое из обществ, участвующих в реорганизации в форме присоединения, к проведению налоговой проверки. Исходя из ст. 6 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» , к моменту передачи права собственности на объект недвижимости новому собственнику право собственности присоединяемого общества на недвижимое имущество должно быть зарегистрировано.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования оформленного в установленном порядке права собственности. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Предварительная инвентаризация прав и обязанностей, имущества и денежных обязательств является самым первым и одним из основных подготовительных моментов, предшествующих реорганизации . Кроме того, без проведения инвентаризации невозможно составление передаточного акта, который в соответствии со ст. 59 ГК РФ должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Инвентаризация является условием подтверждения достоверности отражения в учете переходящего к правопреемнику имущества и носит обязательный характер (в соотв. с п. 2 ст. 12 ФЗ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете»).

1.2. Принятие решения о реорганизации

Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта .

Приведенные нормы императивно устанавливают круг вопросов, разрешаемых на общих собраниях участников обществ, участвующих в присоединении, и на общем собрании участников присоединяемого (присоединяемых) общества (обществ). Поэтому минимальный перечень вопросов, включаемых в повестки дня указанных общих собраний, должен строго соответствовать этим нормам.

Договор о присоединении отличается от договора о слиянии тем, что последний играет роль учредительного документа создаваемого путем слияния нового общества. Поскольку при реорганизации в форме присоединения новое юридическое лицо не возникает, постольку отсутствует и сама необходимость в подготовке новых учредительных документов. Организациям, участвующим в реорганизации, необходимо уведомить налоговой орган по месту нахождения о начале процедуры реорганизации в форме присоединения в срок не позднее трех дней со дня принятия общим собранием решения путем направления письменного сообщения .

Следует отметить, что при реорганизации общества в обязательном порядке проводится выездная налоговая проверка (ст.ст. 87, 89 НК РФ). Получив уведомление о реорганизации, налоговые органы должны проверить реорганизуемое общество (ст. 89 НК РФ).

2. Учредительные документы

2.1. Учредительный договор

Одним из видов учредительных документов является учредительный договор (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ) - документ, который заключается учредителями юридического лица в простой письменной форме путем составления единого документа с указанием в нем места и даты заключения договора, а также срока его действия .

Учредители закрепляют в учредительном договоре намерение создать юридическое лицо, определяют порядок совместных действий по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава (п. 2 ст. 52 ГК РФ).

Учредительный договор является единственным учредительным документом в хозяйственных товариществах, поэтому в нем указываются также сведения о размере и составе складочного капитала товарищества, размере и порядке изменения долей каждого из участников, об ответственности участников за обязанности по внесению вкладов (ст. 70 ГК РФ) .

Учредительный договор подписывается всеми участниками лично, подпись представителя юридического лица - учредителя должна быть скреплена печатью этой организации.


2.2. Устав

Устав является вторым учредительным документом для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и единственным для производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ .

Устав - документ, устанавливающий правовой статус организации. Основное назначение устава - информировать контрагентов и иных лиц, вступающих в отношения с коммерческой организацией, о круге ее деятельности, структуре и полномочиях органов управления. В уставе определяются организационно-правовая форма организации, ее наименование, место нахождения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала, состав и компетенция органов управления, порядок принятия ими решений (п. 2 ст. 52 ГК РФ).

Кроме того, в уставе ОДО определяются размер дополнительной ответственности участников по долгам общества в кратной стоимости их вкладов; в уставе ООО - размеры долей каждого участника; в уставе АО - категории, номинальная стоимость и количество выпускаемых акций; в уставе производственного кооператива - условия о размере паевых взносов членов, порядок их внесения, о характере и порядке трудового участия членов кооператива в его деятельности и их ответственность за нарушение обязательств по личному трудовому участию, о порядке распределения прибыли и убытков, о размерах и условиях субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам. В уставе унитарного предприятия указываются источники и порядок формирования уставного фонда, предмет и цели деятельности, следовательно, они имеют специальную правоспособность. Другие коммерческие организации в соответствии со ст. 49 ГК РФ могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, то есть имеют общую правоспособность.

3. Регистрация реорганизации в форме присоединения

3.1. Процедура регистрации

Государственная регистрация реорганизации в форме присоединения осуществляется в уполномоченном регистрирующем органе (Инспекция ФНС) по месту нахождения акционерного общества, к которому осуществляется присоединение, в течение 5-ти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган .

Государственной регистрации в этом случае подлежит не общество, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его учредительным документам. Такая регистрация осуществляется в соответствии с правилами, установленными главой 6Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Само же общество, к которому осуществлялось присоединение, считается реорганизованным не с момента государственной регистрации (как это имеет место при других формах реорганизации), а с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного (присоединенных) общества (обществ).

Присоединение

В этом случае одно или несколько юридических лиц прекращают деятельность, а их права и обязанности переходят другому юридическому лицу. Согласно Гражданскому кодексу при реорганизации в форме присоединения присоединяющая организация считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемой организации, права и обязанности которой переходят в соответствии с передаточным актом к присоединяющей организации. При этом, как установлено Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», государственной регистрации подлежит не вновь созданное юридическое лицо, а изменения, вносимые в его учредительные документы.

Российское законодательство не содержит запретов на присоединение различных организационно-правовых форм хозяйственных обществ. Для реализации своего права они должны совершить действия в определенном порядке.

Договор о присоединении не является учредительным документом, но это тот базовый документ, который определяет движение процесса присоединения. В нем предусматриваются порядок и условия присоединения (в том числе основные этапы указанного процесса и сроки их реализации), размер уставного капитала реорганизованного общества и порядок конвертации долей (акций) присоединяемого общества в доли (акции) общества, к которому осуществляется присоединение. Кроме того, необходимо оговорить сроки и порядок проведения общего собрания участников (акционеров) обществ, участвующих в присоединении, порядок голосования на таком собрании. Дополнительно могут быть определены вопросы:

о распределении между обществами расходов по присоединению;

о руководстве процессом присоединения со стороны присоединяющего общества или о создании совместного координационного органа;

о запрете на совершение определенных категорий сделок присоединяющимся обществом до завершения процесса присоединения;

о согласовании присоединения с МАП России.

Договор о присоединении утверждается общим собранием участников (акционеров) каждого общества, участвующего в названной форме реорганизации.

Решение по вопросу реорганизации отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников (акционеров) обществ и должно приниматься: в обществе с ограниченной ответственностью - единогласно; в акционерном обществе - большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров и только по предложению его совета директоров (наблюдательного совета), если иное не установлено уставом АО.

Уведомление налогового органа. Согласно п.2 ст.23 НК РФ каждое общество, участвующее в присоединении, обязано письменно сообщить о реорганизации в налоговый орган по месту учета в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Форма указанного сообщения дана в приложении N 5 к Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденному приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 (не путать сообщение о реорганизации с заявлением о снятии с учета - п.5 ст.84 НК РФ).

На основании п.1.1.4 Методических указаний для налоговых органов по вопросам осуществления процедуры снятия с учета налогоплательщика-организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации (письмо МНС России от 31 декабря 1998 г. N ВП-6-12/932@), налоговый орган, проинформированный о присоединении, проводит камеральную и выездную проверки на основании распоряжения руководителя налоговой инспекции. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки (абз.3 ст.89 НК РФ) и даже повторно по уже проверенным налогам (ст.87 НК РФ).

Уведомление кредиторов. Данное требование предусмотрено п.1 ст.60 ГК РФ, согласно которому учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Оно детализировано в п.5 ст.51 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»- при реорганизации общества в форме слияния или присоединения не позднее 30 дней с даты принятия соответствующего решения последним из участвующих обществ каждое общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему своих кредиторов и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. В свою очередь, кредиторы в течение 30 дней с даты направления им уведомления или с даты опубликования указанного сообщения вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном данным пунктом. Аналогичные положения содержатся в п.6 ст.15 Закона «Об акционерных обществах».

Таким образом, уведомлены должны быть кредиторы как присоединяющего, так и присоединяемого общества.

Названные нормативные акты устанавливают, по сути, следующее правило: при подаче документов на государственную регистрацию должен быть доказан факт уведомления кредиторов (например, представлением копии соответствующего печатного издания).

Инвентаризация имущества и обязательств. В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34 (в ред. от 24 марта 2000 г.) проведение инвентаризации имущества и обязательств организации обязательно при ее реорганизации.

Инвентаризация проводится в каждом из реорганизуемых обществ на основе Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49.

Составление передаточного акта. Данные об обязательствах присоединяющегося общества, полученные при инвентаризации, используются при составлении передаточного акта, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам этого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе по обязательствам, оспариваемым сторонами.

Передаточный акт утверждается в том же порядке, что и договор о присоединении, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы присоединяющего юридического лица.

Важно отметить, что непредставление передаточного акта либо отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (п.2 ст.59 ГК РФ).

Типовая форма передаточного акта законодательно не установлена, поэтому такой акт присоединяющееся общество может составлять в произвольной форме с учетом требований к оформлению первичных учетных документов (ст.9 Закона «О бухгалтерском учете») в части обязательных реквизитов.

Указаниями о бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. N 81), реорганизацию юридических лиц рекомендовано приурочивать к концу определенного отчетного периода (года или квартала). В передаточный акт при этом включается бухгалтерская отчетность, составляемая в установленном Минфином порядке, в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации). К бухгалтерскому балансу присоединяемого общества по желанию присоединяющего общества могут быть приложены акты инвентаризации имущества и обязательств, подтверждающие достоверность отдельных статей баланса.

Совместное общее собрание участников (акционеров) реорганизуемых обществ. По завершении названных процедур проводится совместное общее собрание участников (акционеров) реорганизуемых обществ, сроки и порядок проведения которого определяются договором о присоединении.

Собрание вносит в учредительные документы присоединяющей организации необходимые изменения (увеличение уставного капитала, изменение состава участников общества, определение размеров их долей и пр.). Порядок голосования определяется в договоре (ст.17 Закона «Об акционерных обществах»).

Согласование присоединения с МАП России. В соответствии с п.3 ст.57 ГК РФ реорганизация юридических лиц в форме присоединения может осуществляться в случаях, установленных законом, лишь с согласия уполномоченного органа. При присоединении финансовых организаций в ряде случаев необходимо получить согласие МАП России, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» присоединение финансовых организаций признается концентрацией капитала на рынке финансовых услуг, за которой осуществляется государственный контроль.

В статье 17 Закона закреплен порядок получения согласия названного министерства на некоторые виды сделок, в соответствии с которым в случае присоединения финансовых организаций юридические лица обязаны получить предварительное согласие МАП России, если размер уставного капитала финансовой организации (вновь образуемой или хотя бы одного из участников указанного присоединения) превышает размер, установленный Правительством РФ. Во исполнение этого предписания Правительство в постановлении от 7 марта 2000 г. N 194 определило соответствующий размер для кредитной организации (160 млн руб.), страховой организации (10 млн руб.) и иной финансовой организации (5 млн руб.). Если размер уставного капитала не превышает установленного, необходимо уведомить указанное министерство о сделке в течение 30 дней после ее совершения (требования к уведомлению содержатся в ст.19 Закона).

Для получения предварительного согласия присоединяющая организация должна представить в министерство помимо документов, подаваемых ею в налоговый орган по месту регистрации, дополнительно следующие документы:

ходатайство о получении предварительного согласия;

сведения об основных видах деятельности и обороте по этим видам;

финансово-экономическую отчетность, представляемую в Центральный банк, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг;

сведения о владении на любых основаниях акциями (долями в уставном капитале) коммерческих организаций, сведения о членстве в некоммерческих организациях и сведения о владении их активами.

Министерство сообщает в письменной форме участникам сделок о принятом решении в течение 30 дней со дня получения всех необходимых документов (срок может быть продлен на 15 дней).

Ходатайство может быть отклонено, если будет сочтено, что его удовлетворение может привести к возникновению либо усилению доминирующего положения участников сделок и ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг (при этом министерство может установить требования, при выполнении которых согласие может быть получено).

Ходатайство вносится в МАП России после проведения общего собрания участников и акционеров.

Интересно, что применительно к Закону РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» приказом МАП России от 13 августа 1999 г. N 276 утверждено Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее Положение N 276). При этом ст.17 определяет порядок осуществления государственного контроля за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих и некоммерческих организаций.

Существует также Положение о порядке представления в антимонопольные органы ходатайств о согласовании проведения операций на рынке банковских услуг в соответствии со ст.32 Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» (утв. приказом МАП России от 22 июля 1997 г. N 100), п.4 которого устанавливает порядок подачи ходатайств о согласовании реорганизации кредитных организаций в форме слияния или присоединения. Однако аналогичного положения о порядке предоставлении ходатайств о согласовании реорганизации финансовых организаций, не относящихся к кредитным, на данный момент не существует. Положение N 276 также не может быть применено к рассматриваемому случаю, поскольку его действие прямо ограничено сферой применения указанного Закона РСФСР.

Таким образом, вопрос согласования присоединения финансовых организаций с МАП России остается неурегулированным, что может вызвать значительные затруднения практического характера.

Государственная регистрация - завершающий этап процесса присоединения. Для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган согласно п.1 ст.17 Закона «О государственной регистрации юридических лиц» представляются:

Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, форма которого дана в приложении N 3 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению». В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством требованиям, сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны, и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

Решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

Изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

Документ об уплате государственной пошлины.

Согласно Порядку взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации (утв. постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 440), регистрации при присоединении подлежат изменения, вносимые в учредительные документы присоединяющего юридического лица (по месту его нахождения), и прекращение деятельности присоединенных юридических лиц.

В соответствии с названным Порядком регистрирующий орган в случае принятия решения о государственной регистрации указанных изменений должен сообщить об этом в регистрирующие органы по месту нахождения всех присоединяемых юридических лиц для внесения в государственный реестр записи о прекращении их деятельности, затем после получения соответствующего уведомления о произведенной записи вносит в государственный реестр запись о внесенных в учредительные документы изменениях и вновь сообщает об этом в те же регистрирующие органы.

В приведенной последовательности действий по присоединению утверждение передаточного акта происходит не одновременно с принятием решения и утверждения договора о присоединении, и сделано это исходя из следующих соображений. Передаточный акт уже на этапе его утверждения общим собранием участников (акционеров) присоединяющегося общества должен включать сведения обо всех обязательствах этого общества. И если он будет утвержден одновременно с принятием решения о реорганизации, то на момент ее завершения содержание передаточного акта с большой долей вероятности может не соответствовать составу передаваемых обязательств. Во-первых, после уведомления о реорганизации у кредиторов реорганизуемых обществ возникает право требовать досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения им убытков и, во-вторых, в акте не будут учтены данные налоговых проверок (налоговые обязательства). Несоответствие реального объема передаваемых обязательств и данных передаточного акта, в свою очередь, может вызвать определенные сложности при прохождении государственной регистрации. Стоит отметить еще одно обстоятельство. На момент принятия решения о присоединении стороны исходят из определенного объема обязательств (числа контрагентов (клиентов), оборота и прогнозируемой прибыли) и именно в соответствии с этим показателем могут формировать доли (пакеты акций) в присоединяющем обществе, тогда как после завершения реорганизации реальное соотношение активов присоединяющихся организаций может измениться. Вот почему целесообразно утверждать передаточный акт после выяснения реального объема обязательств присоединяемого общества.

Но даже при соблюдении предложенного условия следует иметь в виду, что существует разрыв во времени между моментом принятия решения о реорганизации и моментом ее завершения - после утверждения передаточного акта необходимо затратить время на прохождение нескольких рассмотренных ранее этапов, кроме того, сама регистрация займет не менее пяти дней. В течение этого периода присоединяемая организация продолжает вести обычную хозяйственную деятельность (создавать новые и исполнять прежние обязательства), а значит, на дату государственной регистрации изменится и реальный состав обязательств присоединяемого лица, что должно найти отражение в окончательном варианте передаточного акта. Это обстоятельство тоже надо учитывать, поскольку оно может вызвать известные сложности практического характера.

Основными тенденциями в мировой экономике в настоящее время являются слияние капитала и укрупнение бизнеса. Поскольку Россия перестала быть экономически обособленной, эти процессы не могут ее не затронуть. Примеры присоединения пока достаточно редки, так как рыночная экономика России еще молода. Но тенденции развития не оставляют сомнения в том, что в самом ближайшем будущем экономические условия заставят предприятия объединиться, чтобы не только выжить в жестокой конкурентной борьбе, но и преуспеть. Такие объединения могут происходить, в частности, путем реорганизации в форме присоединения. Рассмотрим, как происходила на практике реорганизация в форме присоединения одной из крупнейших компаний Восточной Европы.

30 ноября 2002 г. зарегистрирована межрегиональная компания «ЦентрТелеком». Ее создание - результат присоединения к ОАО «ЦентрТелеком» (бывшая компания «Электросвязь» Московской области) 16 компаний электросвязи, действующих в Центральном федеральном округе Российской Федерации.

Главная цель объединения - новые перспективы развития бизнеса, консолидация региональных ресурсов и повышение инвестиционной привлекательности объединенной компании.

Политический аспект - образование крупной телекоммуникационной компании, соизмеримой по объему услуг с национальными операторами европейских стран, взамен 16 операторов, действовавших в границах субъектов Российской Федерации.

Экономический аспект - качественно новые возможности повышения эффективности бизнеса, концентрации ресурсов на ключевых направлениях модернизации и развития производства, повышение конкурентоспособности компании на региональных рынках.

Стратегический аспект - ускорение технического перевооружения и ликвидации отставания отечественных телекоммуникаций, формирование коммуникационной инфраструктуры РФ адекватной требованиям глобализации, развивающейся экономики, государственному строительству и росту качества жизни россиян.

В результате проведенной реорганизации в форме присоединения создана крупнейшая среди традиционных операторов и третья по объему услуг после «Мобильных ТелеСистем» и «Ростелекома» телекоммуникационная компания, предоставляющая различный спектр услуг связи на территории Белгородской, Брянской, Воронежской, Орловской, Тульской, Калужской, Ивановской, Костромской, Ярославской, Смоленской, Тверской, Тамбовской, Курской, Липецкой, Московской, Рязанской, Владимирской областей. В данных регионах компания осуществляет свою деятельность через соответствующие филиалы.

В результате реорганизации произошел существенный рост капитализации компании, которая к концу первого полугодия 2003 г. превысила 560 млн. долл. США. Объединив региональные ресурсы и используя конкурентные преимущества, предприятие укрепило рыночные позиции, что повысило ее инвестиционную привлекательность.

О масштабах деятельности компании дают представление следующие цифры.

«ЦентрТелеком» - основной поставщик телекоммуникационных услуг в Центральном федеральном округе, на территории которого проживает более 20% населения России. Предприятие обслуживает более 5,6 млн. абонентов, монтированная емкость сети составляет более 6 млн. линий. В компании трудится более 70 тыс. человек*(17).

Реорганизация ОАО «ЦентрТелеком» была осуществлена в рамках крупномасштабных организационно-структурных преобразований дочерних обществ ОАО «Связьинвест», которое в результате реорганизации 72 региональных компаний электросвязи создало семь крупнейших межрегиональных компаний связи: ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «СибирьТелеком», ОАО «Южная телекоммуникационная компания» (ЮТК), ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «Дальсвязь». А.В. Соцкова. Правовые аспекты реорганизации акционерных обществ в форме присоединения как гарантии стабильности бизнеса, Книга «Предпринимательское право в рыночной экономике».