Рефлексия и ее виды. Что такое рефлексия в психологии? Понятие и сущность рефлексии

«Познай самого себя» - это обращение к человеку, написанное на стене древнегреческого храма в Дельфах 2,5 тыс. лет назад, не утратило своей актуальности и в наши дни. Мы все стремимся стать лучше, благополучнее, успешнее, но как изменить себя, не зная своих , возможностей, целей, идеалов? Самопознание – главное условие , а управляет познанием себя очень важный и сложный психический процесс, который называется рефлексия.

Слова с корнем «рефлекс», происходящим от латинского reflexus (отраженный), в психологии используются часто. Самое распространенное, собственно, рефлекс – ответная реакция организма на любое воздействие. Но в отличие от врожденной, спонтанной реакции, рефлексия – процесс осознанный, требующий серьезных интеллектуальных усилий. И происходит это понятие от другого латинского слова – reflexio, что значит «оборачивание», «обращение назад».

Что такое рефлексия

Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего : знаний и , целей и , поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих. Рефлексия – это не просто интеллектуальная, а довольно сложная духовная деятельность, связанная и с эмоциональной, и с оценочной сферами. Она не имеет отношения к врожденным реакциям и требует от человека владения определенными навыками самопознания и .

Рефлексия включает в себя также способность к самокритике, так как осмысление причин своих поступков и мыслей может привести к не самым приятным выводам. Данный процесс может быть весьма болезненным, но рефлексия необходима для нормального развития личности.

Две стороны рефлексии

Субъективно, то есть с точки зрения самого человека, рефлексия ощущается как сложный комплекс переживаний, в которых можно выделить два уровня:

  • когнитивный или познавательно-оценочный, он проявляется в осознании процессов и явлений своего внутреннего мира и соотнесение их с общепринятыми нормами, стандартами, требованиями;
  • эмоциональный уровень выражается в переживании определенного отношения к себе, содержанию своего сознания и своим действиям.

Наличие ярко выраженной эмоциональной стороны отличает рефлексию от рационального самоанализа.

Несомненно, приятно, обдумав свои поступки, воскликнуть: «Какой я молодец!» Но часто рефлексивный процесс приносит нам далеко не положительные эмоции: разочарование, угрызения совести и т. д. Поэтому нередко человек сознательно избегает рефлексии, стараясь не заглядывать к себе в душу, опасаясь того, что сможет там увидеть.

Но и психологи признают, что чрезмерное рефлексирование может превратиться в самокопание и самобичевание и стать источником и . Поэтому надо следить, чтобы эмоциональная сторона рефлексии не подавляла рациональную.

Формы и виды рефлексии

Рефлексия проявляется в разных сферах нашей деятельности и на разных уровнях самопознания, поэтому она отличается по характеру проявления. Во-первых, различают 5 формы рефлексии в зависимости от направленности сознания на ту или иную область психической деятельности:

  • Личностная рефлексия наиболее тесно связана с эмоционально-оценочной деятельностью. Эта форма осмысления внутреннего мира человека направлена на анализ значимых компонентов личности: целей и идеалов, способностей и возможностей, мотивов и .
  • Логическая рефлексия – наиболее рациональная форма, которая направлена на познавательные процессы и связана с анализом и оценкой особенностей , внимания, . Данная форма рефлексии играет важную роль в учебной деятельности.
  • Когнитивная рефлексия тоже чаще всего наблюдается в сфере познания и обучения, но в отличие от логической, направлена на анализ содержания и качества знаний и их соответствие требованиям общества (учителей, преподавателей). Эта рефлексия не только помогает в учебной деятельности, но и способствует расширению кругозора, а также играет важную роль в адекватной оценке своих профессиональных способностей и возможностей карьерного роста.
  • Межличностная рефлексия связана с осмыслением и оценкой наших отношений с другими людьми, анализом своей социальной деятельности, причин .
  • Социальная рефлексия – особая форма, которая выражается в том, что человек понимает, как к нему относятся окружающие. Он не только осознает характер их оценок, но и способен корректировать свое поведение в соответствии с ними.

Во-вторых, мы способны анализировать и свой прошлый опыт, и предвидеть возможное развитие событий, поэтому выделяют два вида рефлексии, связанные с временным аспектом оценочной деятельности:

  • Ретроспективная рефлексия – это осмысление того, что уже произошло, оценка своих поступков, побед и поражений, анализ их причин и извлечение уроков на будущее. Такая рефлексия играет важную роль в организации , поскольку учась на своих ошибках, человек избегает многих проблем.
  • Перспективная рефлексия – это предвидение возможных результатов действий и оценка своих возможностей при разных вариантах развития событий. Без этого вида рефлексии невозможно планирование деятельности и выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Совершенно очевидно, что рефлексия – важный психический процесс, который необходим человеку для того, чтобы добиться успеха, стать той , которой он сам может гордиться, а не испытывать комплекс неудачника.

Функции рефлексии

Рефлексия – это эффективный способ понять самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны и использовать в деятельности свои способности с максимальной пользой. Например, если я знаю, что у меня более развита зрительная память, то, запоминая информацию, я не буду полагаться на слух, а запишу данные, чтобы подключить зрительное восприятие. Знающий о своей вспыльчивости и повышенной конфликтности человек постарается найти способ снизить их уровень, например, с помощью тренингов или обратившись к психотерапевту.

Однако рефлексия не только дает нам необходимые в жизни знания о себе, но и выполняет еще ряд важных функций:

  • Познавательная функция состоит в самопознании и самоанализе, без нее человек не может создать в своем сознании образ «Я» или . Эта система представлений о себе самом – важная часть нашей личности.
  • Функция развития проявляется в создании целей и установок, направленных на преобразование личности, накопление знаний, развитие умений и способностей. Эта функция рефлексии обеспечивает личностный рост человека в любом возрасте.
  • Регулятивная функция. Оценка своих потребностей, мотивов и последствий поступков создает условия для регулирования поведения. Негативные эмоции, которые человек испытывает, понимая, что он поступил неправильно, заставляют его избегать в будущем таких поступков. И в то же время удовлетворение от своей деятельности и успехов создает очень позитивную эмоциональную обстановку.
  • Смыслотворческая функция. Человеческое поведение, в отличие от импульсивного поведения животных, осмыслено. То есть совершая поступок, человек может ответить на вопрос: почему он так поступил, хотя, бывает, понять свои истинные мотивы удается не сразу. Эта осмысленность невозможна без рефлексивной деятельности.
  • Функция проектирования и моделирования. Анализ прошлого опыта и своих способностей позволяет проектировать деятельность. Создание модели успешного будущего, как необходимое условие для саморазвития, предполагает активное использование рефлексии.

Следует отметить также, что рефлексия играет очень важную роль в обучении, поэтому она значима в учебном процессе. Основная функция, которую она выполняет в образовании – контроль содержания собственных знаний и регулирование процесса их усвоения.

Развитие рефлексии

Рефлексия доступна любому человеку, но так как это интеллектуальная деятельность, то она требует развития соответствующих навыков. К ним относятся следующие:

  • самоидентификация или осознание собственного «Я» и выделение себя из социального окружения;
  • навыки социальной рефлексии, то есть способность взглянуть на себя со стороны, глазами других людей;
  • самоанализ как осмысление своих индивидуально-личностных качеств, особенностей , способностей, эмоциональной сферы;
  • самооценка и сопоставление своих качеств с требованиями общества, идеалами, нормами и т. д.;
  • самокритика – способность не только оценить свои поступки, но и признаться самому себе в своих ошибках, недобросовестности, некомпетентности, грубости и т. д.

Возрастные этапы развития рефлексии

Развитие способности к рефлексивной деятельности начинается в раннем детстве, и первый ее этап приходится на 3 года. Именно тогда ребенок впервые осознает себя как субъекта деятельности и стремится доказать это всем окружающим, нередко проявляя упрямство и неповиновение. В это же время малыш начинает усваивать социальные нормы и учиться подстраивать свое поведение под требования взрослых. Но пока еще ребенку недоступны ни самоанализ, ни самооценка, ни тем более самокритика.

Второй этап начинается в младших классах школы и тесно связан с развитием рефлексии в сфере учебной деятельности. В возрасте 6-10 лет ребенок овладевает навыками социальной рефлексии и элементами самоанализа.

Третий этап – (11-15 лет) – важный период формирования личности, когда закладываются основы навыка самооценки. Развитие самоанализа в этом возрасте нередко приводит к чрезмерной рефлексии и вызывает сильные негативные эмоции у детей, которые остро ощущают недовольство своей внешностью, успехами, популярностью у сверстников и т. д. Это осложняется эмоциональностью и неустойчивостью нервной системы подростков. Правильное развитие рефлексивной деятельности в этом возрасте во многом зависит от поддержки взрослых.

Четвертый этап – ранняя юность (16-20 лет). При правильном формировании личности способность к рефлексии и управление ей проявляется в этом возрасте уже в полную меру. Поэтому развивающиеся навыки самокритики не мешают рационально и здраво оценивать свои возможности.

Но и в более старшем возрасте продолжается обогащение опыта рефлексивной деятельности за счет освоения новых видов деятельности, установления новых отношений и социальных связей.

Как развить рефлексию у взрослых

Если вы ощущаете недостаток этого качества и понимаете необходимость более глубокого самопознания и самооценки, то эти способности можно развивать в любом возрасте. Развитие рефлексии лучше начинать… с рефлексии. То есть с ответа на следующие вопросы:

  1. Зачем вам нужна рефлексия, что вы хотите добиться с ее помощью?
  2. Почему вам мешает отсутствие у вас знаний о своем внутреннем мире?
  3. Какие аспекты или стороны своего «Я» вы хотели бы узнать получше?
  4. Почему, с вашей точки зрения, вы не занимаетесь рефлексией и не включаете ее в деятельность?

Последний пункт особенно важен, потому что нередко познание себя сдерживается особым психологическим барьером. Человеку бывает страшно заглянуть в свою душу, и он неосознанно сопротивляется необходимости анализировать свои поступки, их мотивы, их влияние на окружающих. Так спокойнее и не приходится испытывать стыд и муки совести. В этом случае можно посоветовать такое небольшое упражнение.

Встаньте перед зеркалом, посмотрите на свое отражение и улыбнитесь. Улыбка должна быть искренней, ведь вы видите самого близкого вам человека, перед которым у вас не должно быть никаких тайн и секретов. Скажите себе: «Привет! Ты – это я. Все, что у тебя есть, принадлежит мне. И хорошее, и плохое, и радость побед, и горечь поражений. Все это ценный и очень нужный опыт. Я хочу знать его, я хочу использовать его. Не стыдно совершать ошибки, стыдно ничего о них не знать. Осознав их, я смогу все-все исправить и стать лучше». Это упражнение позволит вам избавиться от страха перед самоанализом.

Заниматься развитием рефлексии нужно ежедневно, например, вечером, анализируя все, что произошло за день, и свои мысли, чувства, принятые решения, совершенные поступки. В этом случае очень помогает ведение дневника. Это не только дисциплинирует и упорядочивает рефлексивный процесс, но и помогает избавиться от негатива. Ведь вы из своего сознания переносите на бумагу все тяжелые мысли, сомнения, и тем самым освобождаетесь от них.

Но не следует слишком увлекаться самокопанием, выискивая негатив. Настройте себя на то, что положительного, позитивного всегда больше, ищите этот позитив, анализируя прошедший день, снова переживайте его. Поругав себя за ошибку или небрежность, обязательно полюбуйтесь своим хорошим поступком, любым своим успехом, пусть на первый взгляд он кажется не слишком значительным. И не забывайте хвалить себя.

Рефлексия – это особое умение, но , и что она вам может дать? Данный навык способен вам предложить умение отслеживать состояние, мыслительные процессы и ощущения, одновременно осознавать направленность вашего внимания. Вы приобретете способность наблюдать именно за собой с другой стороны, можно сравнить с тем, как на вас смотрит абсолютно посторонний человек, это и есть так называемая рефлексия. Контроль концентрации внимания любому человеку пригодится.

В психологии под понятием рефлексия подразумевают размышление личности, она в большинстве своем направлена на самоанализ. Таким образом, вы сможете оценивать свои поступки или состояние в целом, размышлять над различными событиями вашей жизни. Глубина рефлексии связанна со способностью контролировать себя, с уровнем образованности, с моральностью отдельно взятого человека.

Основная роль рефлексии

Это умение является основным генератором ваших новых идей. Если же рассматривать это явление как метод построения картины всей вашей деятельности, то рефлексия позволяет дать материал для критики и наблюдения. Люди при таком самоанализе меняются, и как правило в лучшую сторону. Вы освоите механизм, который позволит вам сделать неявные мысли и идеи явными. Оно поможет вам при определенных условиях получать более глубокие знания, по сравнению с теми, что уже имеются у нас в запасе.

Следует отметить, профессиональное развитие любого человека, просто неразрывно связано с данным процессом. Более того, развитие предусматривается не только в техническом плане, но и в личностном и интеллектуальном. Если же вам рефлексия чужда, вы попросту не сможете контролировать свою жизнь в каком-либо аспекте, течение жизни как река будет вас нести в неконтролируемом направлении. Освоив же данное умение, вы позволите личности осознавать, что именно она делает сейчас, в какую сторону следует идти, чтобы развиваться.

Но причины и осознания личных суждений, скорее относится к философии. Но контроль обоснованности ваших выводов представляет обязательную составляющую интеллектуально развитой личности, который является и методом развития вашего мышления.

Если ваша жизнь и деятельность связанна со сложной интеллектуальной работой, то развитие рефлексии очень важно. Оно нужно и в тех случаях, когда осуществляется межличностное групповое взаимодействие. Без сомнений, менеджмент относится к этим случаям.

Но не стоит его путать с самосознанием, это будет не верным толкованием, далеко не вся рефлексия может стать им. Обдуманность – результат ориентации сознания, предстоящего события, осознанность – концентрация на сегодняшнее происходящее. Развитие рефлексии является обращением сознания, того, что уже произошло и имеет место быть.

Развитие рефлексии

Развитие этого умения очень важно для изменения в лучшую сторону трезвомыслящей личности. Перейдем к непосредственным способам развития рефлексии:

После событий и принятия непростых решений, проведите анализ действий и поступков. При любых обстоятельствах адекватно и трезво оценивайте себя. Проанализируйте то, как вы действовали, как именно выглядели ваши поступки в глазах людей. Помыслите, возможно была возможность поступить или принять решение более грамотно и правильно. Проведите оценку полученного опыта, после какого-либо события, это первое правило, как развить рефлексию .

Завершайте каждый пройденный вами день анализом событий. Прокрутите мысленно все эпизоды уходящего дня, постарайтесь сконцентрироваться на тех аспектах, которыми вы довольны не в полной степени. Оцените плохие моменты сторонним взглядом.

Регулярно проверяйте ваше мнение о других людях. Проанализируйте, насколько ваши представления ошибочны или верны. Это задача не из легких, но, если вы общительный и открытый человек, это не станет большой проблемой. В противном случае, постарайтесь предпринять шаги по повышению своих коммуникативных навыков.

Увеличьте в разы общение с людьми, которые в большей своей степени непохожи на вас, которые имеют иную точку зрения. При попытке понять таких людей, вы активизируете рефлексию. Не бойтесь понять другого человека, это не в коей степени не полное принятие его позиции. Трезвое видение ситуации, позволит сделать ваш ум гибким, позволит найти более согласованное и эффективное решение.

Для анализа действий используйте проблемы, которые посещают вас в конкретный момент.

Несмотря на очень сложные и плачевные ситуации, в них можно найти долю комизма и парадоксальности. Посмотрите на проблематичную ситуацию под иным углом. Вы можете увидеть забавные вещи. Не всегда представляется возможным найти позитивные моменты в негативной ситуации, но это может непосредственно решить ее или по крайней мере найти путь к решению.

Перечисленные ниже примеры, помогут вам решить задачу, как развить личностную рефлексию , удачи вам.

Под рефлексией понимается навык, который позволяет не только контролировать направленность внимания, но и осознавать собственные мысли, ощущение и общее состояние. Благодаря рефлексии человек имеет возможность наблюдать за собой со стороны и видеть себя глазами людей, которые его окружают. Рефлексия в психологии подразумевает любые поползновения личности, направленные на самоанализ. Они могут проявляться в оценке своих поступков, мыслей и происходящих событий. От того, насколько человек образован и умеет себя контролировать, будет зависеть глубина рефлексии.

Психологическое содержание

Рефлексия в психологии занимает важное место в интегральной структуре личности, о чем свидетельствует широкий спектр признаков и ее многофункциональность. Подобные процессы протекают практически в каждой сфере психологической деятельности.

Рефлексия в мышлении является доказательством того, что человек может контролировать свои мысли и поступки, а его мыслительная деятельность продуктивна.

Философский аспект

Многие философы уверены, что рефлексия в психологии - это один из источников познания. Его предметом становится непосредственно сама мысль. Чтобы механизм работал эффективно, обязательно должна присутствовать объективация. Она необходима для сравнения результатов со способами и процессом рефлексивного представления.

Роль данного явления

Рефлексия необходима для того, чтобы человек имел возможность устанавливать и регулировать адекватные требования к себе, которые базируются на основании критериев, устанавливающихся извне, и специфики самого объекта. Понятие рефлексии в психологии дает возможность совершать самонаблюдение, самоанализ и саморазмышление.

Виды рефлексии

Из-за того что специалисты не могут прийти к единому подходу в изучении данного феномена, существует несколько видов и классификаций:

  • Кооперативная. В этом случае под рефлексией понимается «освобождение» субъекта и его «выход» в новую позицию по отношению к прошлым деятельностям. Акцент ставится на результаты, а не на процессуальные тонкости механизма.
  • Коммуникативная. Рефлексия выступает важнейшей составляющей гармоничного развития общения и межличностного восприятия. Этот показатель чаще всего используется для решения вопросов, которые связаны с проблемами перцепции и эмпатии в общении между людьми. Функции феномена в этом случае следующие: регулятивная, познавательная и развития. Они выражаются в смене представлений об объекте на более адекватные в данной ситуации.
  • Личностная. Дает возможность изучать собственные поступки, анализировать образы и внутреннее «Я». Используется в тех случаях, когда имеет место самораспад личности, требуется коррекция самосознания и построение нового «Я».
  • Интеллектуальная. Объектом выступают знания, касающиеся определенного предмета, и способы взаимодействия с ним. Этот вид рефлексии используется в инженерной и
  • Экзистенциональная. Объектом являются глубинные смыслы личности.
  • Саногенная. Основной функцией считается регулирование эмоциональных состояний и уменьшение страданий и переживаний.
  • Рефлексия в Подразумевается сложная система отношений, которые возникают в процессе взаимодействия личностей.

Формы феномена

Принято рассматривать рефлексию в трех основных формах, которые отличаются в зависимости от тех функций, которые выполняются:

  • Ситуативная. Она обеспечивает вовлеченность субъекта в происходящее и побуждает его анализировать и осмысливать «здесь и сейчас».
  • Ретроспективная. Используется для оценки тех действий и событий, которые уже произошли. Эта форма необходима для структурирования и лучшего усвоения опыта, осознания собственных ошибок и слабых мест. Применяя ретроспективную рефлексию, можно выявить причины своих неудач и поражений.
  • Перспективная. Используется для обдумывания будущей деятельности, подразумевает планирование и определение конструктивных способов воздействия.

Чем полезна рефлексия

Специалисты уверены, что именно рефлексия в психологии считается генератором новых идей. Она позволяет выстраивать реалистичную картинку и обрабатывать получаемую информацию. В результате самоанализа человек меняется и самосовершенствуется. Рефлексивный механизм позволяет преобразовать неявные мысли в явные и получить более глубокие знания.

Данный феномен касается всех сфер жизни человека, включая профессиональную. Понятие рефлексии в психологии необходимо для того, чтобы научиться брать собственную жизнь под контроль и не плыть по течению. Люди, не знакомые с данным феноменом, не умеют организовывать свои действия и четко осознавать, куда необходимо двигаться дальше.

Очень важно не путать рефлексию с самосознанием. Оно подразумевает ориентацию на самого себя. Рефлексия концентрирует внимание на том, что уже происходило. Она необходима каждому человеку, особенно тем людям, которые занимаются интеллектуальной работой и имеют межличностный контакт и групповое взаимоотношение.

Как тренировать и развивать рефлексию

Давно не секрет, что очень важна рефлексия в которые помогают ее развивать, необходимо проделывать регулярно, только тогда они принесут результат. Это поможет измениться в лучшую сторону и научиться адекватно воспринимать собственные поступки и мысли.

  • Анализ действий. После принятия решений или тяжелых ситуаций необходимо обдумывать свои поступки и смотреть на себя со стороны. Необходимо подумать, возможно, был еще один выход, более удачный при сложившихся обстоятельствах. Также нужно проанализировать, какие выводы можно сделать и какие ошибки не стоить повторять в следующий раз. Это поможет разобраться, что такое рефлексия в психологии. Примеры могут быть различные, но цель упражнений одна: осознать факт собственной уникальности и уметь контролировать свои действия.
  • Оценка прошедшего дня. Человек должен взять за привычку в конце каждого дня анализировать все события и мысленно «прогонять» в памяти произошедшие эпизоды. Концентрироваться следует на тех, которые вызывают чувство неудовлетворенности. Стоит посмотреть на них глазами незаинтересованного наблюдателя, возможно, это поможет выявить собственные недочеты.
  • Общение с людьми. Социальная рефлексия в психологии подразумевает общение с людьми и постоянное улучшение собственных Периодически необходимо сверять мнение о человеке, которое сложилось, с реальностью. Для открытых людей это не станет проблемой, а вот замкнутому человеку придется больше работать над собой.

Стоит расширить круг знакомых и пообщаться с людьми, которые имеют отдельную и кардинально непохожую точку зрения. Попытки понять такого человека заставляют рефлексию активизироваться. Это делает ум более гибким, а виденье - широким. В результате такого упражнения человек научится принимать взвешенные и обоснованные решения, а также видеть различные способы решения проблемы.

Социальная рефлексия в психологии является довольно мощным оружием, которое помогает лучше понимать себя и других людей. Со временем появляется способность предугадывать чужие мысли и прогнозировать поступки.

Признаки рефлексии

Психологи выделяют несколько основополагающих признаков такого явления, как рефлексия:

  • Глубина. Она характеризуется степенью проникновения во внутренний мир человека, который уже содержит миры других людей.
  • Обширность. Этот показатель отражает количество людей, чьи миры рассматриваются.

С какими процессами связана рефлексия

Умение регулировать, контролировать и управлять своим мышлением невозможно без таких процессов, как оценка.

С помощью анализа можно разбить всю информацию на блоки и структурировать ее. Не менее важным является определение главного и установления взаимосвязи с второстепенным. Синтез помогает комбинировать все элементы и получать цельный новый объект. Оценка дает возможность определить важность материала и самой цели. Критерии могут отличаться, они определяются в зависимости от сложившейся ситуации.

Виды слушанья

Не каждый человек знает, в чем заключается главный смысл и что таит в себе это определение. Рефлексия в психологии - это умение управлять собой. Помочь развить этот навык помогает слушанье:

  • заключается в активном молчании. Техника подразумевает ободряющие фразы и жесты, а также те, которые будут побуждать человека открыться.
  • Рефлексивное слушанье - это обратная связь с тем, кто говорит. Добиться ее можно с помощью таких приемов: выяснения, перефразирования, отражения чувств и резюмирования.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

Рефлексия является предметом изучения в разных сферах человеческого знания: философии, методологии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и др.

А.В. Хуторской считает, что рефлексия – это мыследеятельностный и чувственный процесс осознания субъектом образования своей деятельности, направленной на исследование уже осуществлённой деятельности (вспомнить, выявить и осознать).

М.В. Захаренко считает, что рефлексия является побудителем к самостоятельному творчеству, изобретательности, прогнозированию своего пути образования)

«Существенным фактором, влияющим на эффективность рефлексивной деятельности, является многообразие её форм, соответствующих возрастным особенностям учащихся и имеющих при этом разное смысловое назначение…»

А.В. Карпов, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов выделяют:

    рефлексию настроения и эмоционального состояния (направлена на установление эмоционального контакта с группой, выявление степени удовлетворённости её работой), в начале и в конце урока;

    рефлексию содержания учебного материала (выявляет уровень осознания содержания пройденного и направлена на получение новой информации);

    рефлексию деятельности (проводится на разных этапах урока и заключается в осмыслении способов и приёмов работы с учебным материалом, поиске более рациональных приёмов)

Рефлексия в педагогике - это процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

Одно из определений рефлексии, доступное для уточнений, таково: «Рефлексия есть мысль, направленная на мысль» (или «направленная на саму себя»). Возможно, существо рефлексии - не в том, что она есть мысль, а в обращённости на себя и в том, что рефлексия является генетически вторичным явлением. Рефлексия появляется при возникновении непреодолимых затруднений в функционировании практики, в результате которых не выполняется практическая норма (потребность). Рефлексия есть выход практики за пределы себя самой. Рефлексия - инобытие практики. Рефлексия - процедура, осуществляющая снятие практического затруднения. Рефлексия - развитие и обновление практики. Итак, рефлексия есть обращённость практики на себя, рефлексия производна от прекращения практики. Высшей формой практики, отражающей существо человеческой способности, является деятельность. Последняя не может развиваться без рефлексии. Имманентно присущие деятельности атрибуты в их процессуальном существовании - материал, продукт, нормы, способы и средства деятельности, а также бытие деятелем не являются сами по себе рефлексивными, но могут быть обращаемы на себя при наличии затруднений в их функционировании.

В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций. В этом контексте принято говорить о рефлексивно-инновационном процессе, рефлексивно-творческих способностях (И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов), а также выделять разные формы рефлексии (индивидуальная и коллективная) и типы (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная). Введение рефлексии в контекст психологического исследования и рассмотрение её с точки зрения личностно-смысловой динамики позволило разработать концептуальную модель рефлексивно-инновационного процесса, а также методику его изучения путём содержательно-смыслового анализа дискурсивного (речевого) мышления индивидуума и группы в процессе решения ими творческих задач. Использование этой методики для эмпирического изучения разворачивания рефлексии в процессе индивидуального решения малых творческих задач (т.н. "задач на соображение") привело к выделению разных видов рефлексии: в интеллектуальном плане - экстенсивной, интенсивной и конструктивной; в личностном плане - ситуативной, ретроспективной и проспективной (С.Ю. Степанов, И.Н.Семёнов). Рассмотрение взаимосвязи между рефлексией, творчеством и индивидуальностью человека позволило выйти на изучение проблемы творческой уникальности личности и роли рефлексии в её развитии (Е.П.Варламова, С.Ю.Степанов) .

Рефлексия на целеполагание в инновационной деятельности учителя имеет следующие характеристики:

Прямой анализ – целеполагание от актуального состояния педагогической системы к конечной планируемой цели;

Обратный анализ – целеполагание от конечного состояния к актуальному;

Целеполагание от промежуточных целей с помощью как прямого, так и обратного.

Рефлексивная деятельность включает в себя:

    понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

    объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

    учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;

    умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности

Рефлексия включает в себя:

Построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок;

Переживание, припоминание;

Решение проблем.

Развитие в отечественной психологии конкретно-экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, было подготовлено проработкой данного понятия И.М. Сеченовым, Б.Г. Ананьевым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и другими сначала на теоретическом уровне психологического знания в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, и прежде всего ее высшей формы - самосознания. И сейчас понятие «рефлексия» привлекается в качестве объяснительного принципа для раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях конкретных предметов психологического изучения: мышления, памяти, сознания, личности, общения и т.п .

В педагогических инновациях всегда существует открытая самим учителем или заимствованная новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен, обобщен в виде идеи или концепции. В этой связи учителю необходимо овладеть научной и методологической рефлексией, которая позволяет соотносить ту или иную инновационную систему с множеством задач конкретного исследования. Методологическая рефлексия связана с осознанием субъектом совокупности методов и средств, с точки зрения адекватности их целям инновационной деятельности, ее объекту и результату.

Рефлексия в инновационной деятельности учителя имеет следующие характеристики:

Прямой анализ - от актуального состояния педагогической системы к конечной планируемой цели;

Целеполагание - от промежуточных целей с помощью, как прямого анализа, так и обратного;

Анализ значимости мотивов и их достижимости;

Анализ и оценка прогнозируемых результатов и последствий достижения целей, выбор актуальной цели.

Рефлексия – мыслительный процесс, который направлен на изучение человеком самого себя, переосмысление собственных ценностей и устоев. Многие философы рассматривали рефлексию как явление, которое отличает человека от животных.

В психологии

В психологии понятие «рефлексия» используется довольно часто. В первую очередь она рассматривается как обращенность сознания на анализ своих мыслей и прошлых поступков. В узком смысле рефлексию можно считать одной из форм самоанализа.

Выделить рефлексию в отдельную ветвь психологии предложил А.Буземан. Он считал, что связь рефлексивных процессов и сознания должна быть пристально изучена. А.Буземан утверждал, что рефлексия – это перенесение проблематики с мира внешнего на мир внутренний.

Отечественные психологи выбрали для себя другой подход. Они объясняли с помощью рефлексии процесс формирования личности и развития самосознания. С.Л. Рубинштейн считал, что зрелая личность формируется только при осознании субъектом границ собственного «Я». А осознать себя без способности к самоанализу не представляется возможным.

Самоанализ в процессе становления личности выполняет определенные функции:

  • С его помощью человек способен сознательно контролировать собственное мышление;
  • Индивид может критиковать и анализировать логичность мыслей;
  • При помощи рефлексии можно разрешить многие сложные задачи.

Если рассматривать творческое мышление, то в этом аспекте рефлексия выступает в роли «толка» к саморазвитию. Только критическое переосмысление результатов творчества способно стать стимулом для внедрения чего-то нового. В таком случае можно говорить развитии рефлексивно-творческих способностей.

Рефлексия всегда связана с действием. Она делает его направленным и оправданным. В том случае, если человек склонен к излишнему самоанализу без каких-либо действий, то это может приводить к зацикленности на себе и прошлых поступках.

Принципы понимания

Для глубокого изучения и понимания рефлексии используется несколько подходов.

Вид подхода Суть подхода
Кооперативный Анализ видов деятельности между субъектами. Также он используется при кооперации общих и совместных действий внутри группы, проектирование коллективных видов деятельности.
Коммуникативный Самопознание индивида с помощью общения, межличностное восприятие.
Когнитивный Способность развитой личности анализировать и оценивать собственные действия в рамках отдельной ситуации.
Личностный Построение и развитие личности в процессе общения с другими индивидами или активной деятельности в социуме.

Рефлексия в рамках одной личности является анализом внутреннего мира с целью лучшего понимания и самосовершенствования. Анализу подвергаются мысли, действия, поступки, отношения с другими людьми на разных уровнях. В рамках личностной рефлексии выделяют два типа:

Рефлексия помогает индивиду осознать свои цели и направления для их достижения. С помощью самоанализа можно получить материал, базу идей и мыслей, которые в будущем будут направлять и указывать намеченные цели.

Формы самоанализа

Психологи выделяют несколько форм рефлексии. Каждая из них несет свою функцию и занимает определенное время. Существует три основных формы:

  1. Ситуативная. Человек анализирует одну определенную ситуацию. Она происходит в текущий момент. Такая форма анализа полезна для того, чтобы человек смог подстроиться под изменяющиеся события или присоединения новых факторов;
  2. Ретроспективная, при которой происходит оценка уже свершившегося события;
  3. Перспективная. Человек размышляет о предстоящей ситуации, планирует свои действия при том или ином развитии событий. Такой анализ помогает эффективно и рационально спланировать свои дальнейшие шаги.

Каждый из этих видов рефлексии может осуществляться как самой личностью индивидуально, так и группой людей.

В педагогике

Рефлексия в педагогике в первую очередь рассматривается как самооценка ученика. Понятие в контексте образования
значительно отличается от принципов самоанализа в психологии. С помощью определенных приемов учитель может посмотреть на педагогический процесс с точки зрения ученика, учитывая индивидуальные особенности каждой личности.

По требованию ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) учитель должен применять специальные приемы на каждом уроке. Цель нынешней системы образования – научить пользоваться подручными материалами и побудить в учениках тягу к самообразованию.

Рефлексия в педагогике – это самооценка учениками своих успехов, эмоций, внутреннего состояния и результатов деятельности. Педагог ставит перед собой цель донести до ученика важность его деятельности, вклад в общее дело, реальные перспективы. Также важно научить адекватно оценивать свои возможности. Для всего этого необходим грамотный самоанализ.

Виды

По стандартам ФГОС выделяют несколько видов рефлексии. Она различается по содержанию, форме деятельности и цели. Эти приемы могут использоваться на разных этапах обучающего процесса по усмотрению педагога, в начале, середине или конце урока.

По содержанию выделяют символический, устный и письменный анализ. В первом случае ребенок дает оценку с помощью символов и жестов (большой палец вверх, нарисованный смайлик или солнышко). Также ребенок может описать свои ощущения и впечатления от занятия устно, поделившись своим мнением с одноклассниками. Выражение своего мнения в письменной форме занимает больше времени, но приучает ребенка излагать свои мысли структурированно.

По форме деятельности принято выделять коллективный,
групповой, индивидуальный и фронтальный анализ.

По цели различают эмоциональную и рефлексию деятельности. Важно оценить эмоциональный настрой класса, его готовность усваивать новый материал или повторять старый. С помощью такой ученической оценки педагог может подкорректировать свою методику и учесть ошибки. Эмоциональный анализ хорош тем, что его легко проводить во всех классах, с первого по одиннадцатый, и он не занимает много времени.