Рефлексия: что это такое, значение для человеческой личности и способы развития этого качества. Рефлексия: что это в психологии

Под рефлексией личности понимают специфическую способность сознания к конкретной форме сугубо теоретической деятельности, которая выражается в обращении назад, осмыслении своих собственных действий, их механизма и последовательности.

Рефлексия и ее виды является своеобразным показателем деятельности личности, нацеленной на самопознание, а также отражает ее духовный мир.

В психологии под рефлексией понимают обращение индивидуума к самому себе. Акцент внимания и анализа на своей личности, своих личных шаблонах поведения, ценностях, мотивации, другие функции сознания, которые входят в структуру личности как таковой.

Варианты рефлексии

Специалисты в области психологии и психиатрии выделили достаточно разнообразные варианты рефлексии.

Так, например, принято выделять отдельно ситуативную рефлексию. Она характеризует собой способность оценивать соотношение происходящих с субъектом ситуаций и его способностей для адекватного, целенаправленного поведения в них. Иными словами, ситуативная рефлексия – это те комплексы мотивации и механизмы самооценки, которые влияют на поведение личности в конкретной данной ситуации.

Помимо этого, рефлексия также делится на ретроспективную и проспективную. Первое – это оценка вероятных событий, произошедших с субъектом в прошлом, с упором на свои личные качества. Если же говорить о проспективной рефлексии, то она представляет собой совершенно противоположную деятельность, будучи нацеленной на предстоящую действительность. Такая рефлексия заключает в себе оценку возможных в дальнейшем действий и их последствий, выбор наиболее оптимального решения проблем и сложившихся ситуаций для достижения поставленной цели.

Наиболее распространенной классификацией рефлексии и ее видов является выделение элементарной, научной, философской, психологической и социальной рефлексии. Стоит отметить, что элементарная рефлексия присуща каждому из индивидуумов. Ярчайшим примером является банальный анализ своих собственных действий, оценка поступков и их результатов. Данный вид рефлексии делает возможным процесс обучения на ошибках и позволят избегать их повторения.

Социальная рефлексия является более сложным процессом. Ее часто также называют «внутренним предательством». Социальная рефлексия – это понимание другого субъекта путем размышлений за него, представление о другом человеке, основываясь на рассуждениях других людей о нем. Данный тип рефлексии подчеркивает значимость суждения окружающих о субъекте в социальной среде. Такая рефлексия делает возможным познание самого себя посредством чужих рассуждений, взгляда «со стороны».

Основная цель рефлексии

Необходимо понимать, что рефлексия, в первую очередь, это возможность сопоставления своей деятельности, ее анализ и оценка. Рефлексия делает возможным процесс обучения как таковой. Субъект, повторяющий сотни раз одни и те же действия по инструкции ничему не обучается, если у него будет полностью отсутствовать навык рефлексии.

Таким образом, можно утверждать, что основная цель рефлексии – это выявление, осознание и запоминание всех ключевых элементов деятельности. Она заключает в себе все вероятные пути решения задач, смыслы, способы. Без выделения механизмов обучения, возможных способов познания и применения, обучающийся индивидуум неспособен освоить те знания, которые он добыл.

Тренировка рефлексии

Любой человек, который мыслит трезво и стремится улучшать свои мыслительные, деятельные и социальные навыки, не должен пренебрегать рефлексией. В таком случае всегда актуальной является доступная и простая тренировка рефлексии, которая представляет собой специфическую самодисциплину и выработку.

Выделяют следующие способы развития рефлексии:

  • Всегда анализируйте свои личные действия сразу после происшествия какого-либо важного события. Оцените все последствия и их связь с выбором, который вы сделали.
  • Стремитесь всегда оценивать себя и свои поступки объективно и адекватно.
  • Размышляйте над тем, как выглядели ваши поступки в глазах других людей, ваших близких о окружающих. Рассматривайте все возможные варианты действий и подумайте над тем, какой выбор был наиболее оптимальным.
  • Время от времени оценивайте свои взгляды на других людей. Оценивайте критичность и адекватность своего мнения.
  • Старайтесь как можно чаще общаться с людьми, которые максимально непохожи на вас. Попытки и старания понять противоположную точку зрения максимально активирует и стимулирует процессы рефлексии.

Наиболее частой ошибкой в дискуссиях и спорах является страх того, что вы поймете своего оппонента. Это не совсем верно, так как понятие точки зрения вашего «соперника» не является его полным принятием. Стоит подчеркнуть, что общение с людьми, имеющими совершенно иное мировоззрение, отличное от вашего, это наиболее оптимальный и эффективный способ тренинга своей способности к рефлексии.

Наиболее обширное и углубленное, всестороннее видение ситуации или вопроса делает вашу способность к мышлению максимально гибкой. Такое свойство делает наиболее возможным быстрый и эффективный поиск самого оптимального и адекватного решения какой-либо проблемы или ситуации. Если вы умеете всегда найти в сложившейся ситуации положительные стороны или даже некоторую долю комизма, то это является показателем высокого уровня рефлексия. Личностная рефлексия в первую очередь выражается в умении взглянуть на ситуацию под иным углом, с другой точки зрения, что позволяет находить нестандартные и эффективные выходы из положения.

Развитие рефлексии не является сложной тренировкой, а заключается только в постоянной привычке оценивать свои действия и сопоставлять их с реальными результатами. Приблизительно через несколько месяцев после подобного «обучения», вы заметите, что стали лучше разбираться в окружающих вас людях, умеете прогнозировать их действия и последствия решений, находить решение проблем быстро и эффективно.

Рефлексия – тонкий и эффективный инструмент, который можно применить в любой сфере своей жизни.

Данилкина Г.А.

На протяжении всей жизни человек непрерывно ведет поиск своей идентичности, самоопределяется, наполняет новым содержанием уже имеющиеся формы представлений о себе. Наиболее остро проблема личностной рефлексии волнует молодых людей, перешагнувших рубеж 16-17 лет и не достигших возраста 23 лет. Если в данный возрастной период субъекту удается позитивно использовать актуализирующиеся процессы самосознания, то он приобретает эффективное средство построения продуктивных взаимоотношений с миром и с самим собой.

Рефлексия в широком понимании - это осмысление, анализирование того, что происходит. Личностная рефлексия - это осмысление, анализирование содержания своего внутреннего мира (эмоций, чувств, мыслей, характера), а также действий и поступков, которые субъект совершает во внешнем мире. «Ф.Е. Коньков представил результаты совместного с В.И. Слободчиковым исследования двух типов рефлексии у детей: интеллектуальной (предметно-операциональной) и личностной (ценностно-смысловой)» (с.163 Вопросы психологии №5 1983. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества с.162-164).

Наиболее значимыми вопросами личностной рефлексии являются вопросы о смысле жизни, об идеалах, о достигнутых результатах развития. Ряд авторов рассматривает наличие рефлексии как определенный, зрелый уровень развития личности. «И наконец, высший, личностный уровень развития самосознания связан с такими феноменами, как осознание своей социальной ценности и зрелости, смысла своего бытия, места в обществе, с оценкой своих социальных и личностных достижений в прошлом, настоящем и возможных перспектив своего развития» (с.162 Вопросы психологии №5 1984. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания. С.162-164. - цитируется по книге Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983. 284 с.).
Существуют различные типы рефлексии, в зависимости от выделения исследователями определенного основания классификации. Если критерием является характеристика эмоциональных переживаний, сопровождающих целенаправленные размышления человека, то можно выделить рефлексивную дихотомию: позитивную и негативную.

Позитивная (или конструктивно-продуктивная) рефлексия - субъективное средство, обеспечивающее процесс самопознания, результатом которого является обогащение «Образа-Я» и «личностный рост» субъекта, конструктивное активно-практическое изменение способов деятельности и общения, построение позитивного, созидающего отношения к жизни в целом.

Позитивная рефлексия - рефлексия, дающая практически применимые результаты, т.е. субъект с ее помощью выясняет причины собственных неудач и работает над их устранением. Это так называемая поэтапная рефлексия, четко выделяющая цели, задачи и средства решения или достижения целей и задач, вставших перед человеком.

Негативная (или деструктивно-непродуктивная) рефлексия - субъективное средство, обеспечивающее процесс самопознания, результатом которого являются непродуктивные размышления, не имеющие актуального практического применения и выступающие в качестве средства саморазрушения человека. В данном случае рефлексия - уже не способ поиска альтернатив, а собственно использование жизненных сложностей для «ухода в рефлексию» (происходит подмена результата процессом).

Негативная рефлексия - рефлексия, не дающая практически применимые результаты. Она может быть излишне глобальна в своей негативной оценке происходящего. «…редукция рефлексии до ее экстенсивной формы сопровождается активизацией проявления личностного компонента мышления лишь в негативной форме - в виде главным образом отрицательных самооценок» (с.100 Вопросы психологии №1 1982, Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. с.99-104.).

Данная рефлексия, обеспечивая постановку цели, не способствует выделению этапов решения проблемы, вследствие чего цель, поставленная на слишком высокую планку, остается недостижимой. Возможно, негативная рефлексия излишне эмоционально перегружена (отрицательными переживаниями), из-за чего субъекту и не требуется деятельностного выхода из сложившейся ситуации (достаточно «пустого философствования»). «Другой человек несет в себе глубокое недовольство собой, он полон сожалений, что многое в свое время упустил, но не замечает, что продолжает жить по раз и навсегда выбранному стандарту, не пытается что-то изменить в своей жизни, хотя его жизнь далеко не окончена» (с.12) (Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991. - 299 с.).

Кроме того, возможно, между выделенными двумя типами рефлексии присутствуют значимые различия во временной направленности каждого из них. Так, позитивная рефлексия акцентирует внимание на настоящих событиях, формулирует выводы на основе прошлого опыта субъекта и простраивает планы на ближайшее и отдаленное будущее. «Рефлексия приобретает продуктивную функцию в том смысле, что она связана теперь с предвосхищением и созданием условий развертывания тех или иных рефлексивных актов. Она выступает, соответственно, в форме «самосознания личности в проблемной ситуации»» (с.117. Большунов А.Я., Молчанов В.А, Трофимов Н.М. Динамика рефлексивных актов в продуктивной мыслительной деятельности. с.117-124).
Негативная рефлексия не фиксирует момент настоящего времени, она либо поглощена воссозданием эмоциональных переживаний прошлого, либо направлена на проецирование возможных результатов в будущем без детального анализа реальных возможностей человека (эффект завышенной планки).

Правомерность наших размышлений подтверждают и мысли Абульхановой К.А.: «Это раздвоение единого усугубляется функцией эмоциональной составляющей, отношенческого компонента представлений: она … может быть и позитивной, и негативной, способствующей активизации интеллектуального механизма, осознанию, осмыслению действительности и препятствующей, блокирующей его» (с. 158 Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. - 224 с.)

Итак, и позитивная, и негативная рефлексия отражают поиск, способность субъекта ставить все новые вопросы, но только позитивная рефлексия способна находить на них ответы.

Сегодня мы поговорим о таком важном явлении, который в психологии называют рефлексией. По убеждению многих специалистов, именно рефлексия делает человека человеком, отличая его от животных. Ведь именно она дает человеку возможность не только знать что-то или чувствовать, но и знать о своих переживаниях.

Так что знать об этом важном явлении должен каждый. Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим этот вопрос более подробно.

Значение и появление термина

Сам термин рефлексия возник в философии и изначально являлся типом философского мышления, который был направлен на то, чтобы осмыслить и обосновать собственные предпосылки, требующие обращения собственного сознания на себя. Однако, на сегодняшний день, понятие рефлексия является намного расширенным и, переходя в психологию, стала расширенным понятием.

На сегодняшний день можно найти множество определений для термина, однако, самый понятный и для всех доступный – это следующее определение термина.

Рефлексию можно назвать умением индивида осознанным образом направлять свое внимание внутри себя, для того, чтобы просматривать собственное психическое пространство и сосредоточить свое внимание на том, что происходит внутри себя самого.

То есть, сказать иными словами, рефлексия дает возможность человеку следить за тем, что происходит у себя внутри на том или ином уровне сознания. Однако это не простая »слежка», так как рефлексия дает возможность в дальнейшем переосмысливать свои переживания и понять их.

Особой популярностью пользуется и определение рефлексии от психоаналитика А.В.Рассохина, который описывал личностную рефлексию как активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного.

Саморефлексией называют реакцию человека на самого себя, при этом термин рефлексия означает отражение не только себя, но и ситуации, в которой находишься, других людей.

Проявление в детстве

На самом деле, у детей отсутствует рефлексия. Детство отличается тем, что является этапом аффективным, это промежуток жизни где человеку (ребенку) свойственна быстрая и непосредственная реакция на все. А в тех случаях, когда по каким-то причинам это недоступно для детей, то включается бессознательное приспособление, в которых имеют свое особое значение психические защитные механизмы.

О самонаблюдении в детском возрасте не может быть и речи. Рефлексия »созревает» у человека благодаря контакту с другими, а потом развитие рефлексии продолжается у человека всю сознательную жизнь.

Человек и рефлексия

Со временем у психически здорового и зрелого человека развивается рефлексия до такой стадии, что он уже может сам организовать самопознание исходя из контактирования с окружающими.

Именно развитая рефлексия дает возможность человеку не отреагировать на внешние факторы аффективно, а наблюдать и отследить проявления тех или иных чувств, состояния и разобраться с ними, задавая себе вопрос и о том, как появились те или иные чувства, почему появилась такая ситуация и т.п.

То есть развитая рефлексия дает индивиду возможность обнаружить причинно-следственные, временные и другие связи и разобраться в самом себе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для человека, который имеет развитую рефлексию, все в жизни может стать способствующим источником для более глубокого познания самого себя.

Рефлексия дает человеку возможность более четко понять себя, делает картину о себе более глубокой. Помимо того, познавая себя все лучше и лучше, у него появляются новые шансы и грани, о которых он раньше и не догадывался.

Но на самом деле это не так уж и легко дается человеку, особенно если у него есть переживания, которые связаны с болью и с негативными эмоциями. В этом случае для человека бывает очень болезненно и тревожно, а в некоторых случаях и стыдно, раскрывать самого себя при помощи рефлексии бывает просто невыносимо. Поэтому часто бывает так, что люди предпочитают избегать этого.

Отсутствие рефлексии

К сожалению, бывают случаи, когда у человека отсутствует рефлексия. Это происходит из-за нарушения восприятия, мышления у человека. В этом случае человек может впасть в две крайности.

В первом случае это приводит к тому, что у индивида преобладает рациональное видение и преобладают импульсы и аффект. Все это приводит человека к такому гнетущему состоянию, когда вокруг мерещится только опасность и он начинает защищаться от всех и от всего.

В этом случае, все попытки со стороны родных, друзей, близких и даже психолога помочь этому человеку еще больше усугубляет состояние. Более того, все это подтверждает его чувство небезопасности и того, что все вокруг враждебно к нему настроены.

Во втором случае у человека могут возникнуть чувство пустоты. А это происходит из-за того, что у индивида нет связи между какими-то событиями и внутренними мотивами. В этом случае у человека на все есть один готовый ответ – »не знаю».

Именно поэтому очень важно пройти терапию, для того, чтобы развить рефлексию. Так как именно на ее основе у человека выстраиваются база свойств и возможностей, которые просто необходимы индивиду в жизни.

Жизненный пример

Для того, чтобы было понятнее, давайте рассмотрим на примере, как наличие или отсутствие рефлексии влияет на поведение людей.

Всем знакома такая неприятная, но увы часто встречающая вещь как очередь. Не важно, что это за очередь, главное то, что разные люди всегда себя ведут по-разному в них.


Тут можно встретить разные варианты: к примеру, какой-то человек, увидев очередь, даже и не попробует встать в очередь и просто уйдет, решив, что легче отказаться от своей цели. А среди тех, кто все же решил стоять в очереди можно встретить раздосадованных людей, которые даже и не стараются скрыть это, они бывают очень эмоциональны, всю свою раздражительность и досаду они выплескивают на окружающих, как с помощью языка тела, так и словесно. Как может догадаться каждый, именно они становятся виновниками шумных скандалов в очередях.

Или же находят себе единомышленников, которым тоже неприятно стоять в очереди, но из-за меньшей агрессивности терпят все тихо.

Бывают и такие, которые без конца жалуются на всё и жаждут найти себе слушателя, который выслушает его и согласится во всем. И вот в таких мини-группах, могут создаться целые бурные дебаты, которые могут выходить далеко за пределы данной ситуации.

Бывают в очередях и такие личности, которые сами на себя принимают роль миротворца и начинают устанавливать порядок и следить за тем, чтобы в очереди не было нарушений.

По большей части люди будут смотреть в свои гаджеты, слушать музыку, читать или болтать по телефону… отрываясь оттуда время от времени, чтобы следить за очередью и только.

Могут встречаться и те, которые будут ходить из стороны в сторону, чтобы таким образом снять напряжение. А некоторые будут изучать интерьер и других людей, пристально следя за тем, что происходит вокруг.

Есть в очередях и такие, которые тихо стоят в сторонке, смотря на них можно подумать, что у них рефлексия, так как такое впечатление, что человек размышляет о чем-то, но это не рефлексия. В большинстве случаев мышление таких людей является перманентным перемалыванием навязчивых идей.

Могут быть и такие, которые начинают чувствовать телесный дискомфорт, и чем больше длится очередь, тем все это причиняет им телесное страдание. В этом случае можно наблюдать соматические реакции: может появиться кашель, тошнота, на коже могут появляться пятна, боль в желудке, если у человека есть проблемы с давлением, то может наблюдаться и повышенность давления, обморок и тому подобное.

Все это не имеет ничего общего с рефлексией. Это скорее способы реагирования, которые стали привычкой и, благодаря чему, человек на бессознательном уровне организует совладение с собственной агрессивностью.

Иными словами, в разных жизненных ситуациях человек поступает по-разному: кто-то ведет себя агрессивно и бурлит как кипящая кастрюля. Второй, избегая неприятностей, »прячется», отвлекаясь всем, чем может: заедает, слушает других, задумывается или просто болтает. У третьих же все переносится на телесные движения или состояния.

И как бы люди по-разному не отреагировали на те или иные ситуации, все равно основой этого является стремление ухода от тех переживаний, которые являются опасными для них. То есть человек делает все, чтобы избежать контакта со своим внутренним, чувственным содержанием.

В том случае, если человек способен на рефлексию, то у него будет другая реакция на собственную агрессию или же переживания. В первую очередь, рефлексирующий человек замечает, что с ним творится. Ведь он знает свои чувства и способен выдерживать их. И вот, всматриваясь вглубь самого себя, он заметит, что у него появилось раздражение, или внутренняя злоба. И когда он видит в себе проявление этих чувств, он не стремится, как большинство людей, убежать от собственных чувств и эмоций. Человек, у которого развита рефлексия, после того, как видит в себе проявление новых чувств, начинает обдумывать над тем, каким образом и вследствие чего появилась та или иная реакция.

После этого у него идет этап оценивания конкретных обстоятельств (может ли данная ситуация угрожать жизни или нет), и только после этого человек принимает решение (остаться или уйти).

Таким людям свойственно глубокое самоисследование, они задают вопрос самому себе: что именно в конкретном случае мне причиняет дискомфорт? Что я не могу выносить в этой ситуации?

Эти вопросы к самому себе дают возможность посмотреть внутрь себя, рефлексировать и понять свое внутреннее содержание, свои реакции.

Человек, у которого развита рефлексия, никогда не будет делать суждения, исходя из внешних обстоятельств. Он не скажет: »Вокруг одни уроды», »Что за государство», »Жизнь несправедлива», »Я никчемный слабак» и тому подобное.

На самом деле этого могут достичь лишь люди, у которых уровень рефлексии высок. Поэтому, если у вас сразу не получается, то не нужно переживать, так как ниже мы поговорим о том, как можно развивать рефлексию.

Как развивать в себе это качество?

На самом деле, поняв, каким важным является рефлексия, человек осознает, что необходимо развивать и поднимать в себе уровень рефлексии. К счастью, на сегодняшний день для этого есть много методик и возможностей.

К примеру, человек может научиться в тех или иных ситуациях вместо того, чтобы сразу раздражаться, проявлять агрессию, человек может задавать себе вопросы, которые будут некими »проводниками» во внутренний мир. Человек может задать себе такие вопросы:


  • Почему я не могу держать себя в руках?
  • Что именно выводит меня из себя прямо сейчас?
  • Почему мне так тяжело?
  • Какие внешние проявлений моей агрессии, злости, обиды …?
  • Какие обстоятельства раньше меня приводили в такое же состояние?
  • Зачем я должен держать себя в руках в этой ситуации?

Когда человек задает себе эти и другие подобные вопросы, перед ним раскрывается картина. Человек может с легкостью увидеть, что его реакция на данную ситуацию это не что иное, как не пережитый опыт прошлого. А когда человек это осознает, то у него может наблюдаться снижение гнева, злости, обиды.

Если вернуться к нашему примеру с очередью, то у человека могут быть ассоциации с ранним детством, когда он все ждал свою маму, а она не приходила. Как бы странно это не казалось, все же символическое мышление делает с человеком и не такое. И когда человек осознает это, то ему бывает намного легче справиться с ожиданием.

Развивать рефлексию у себя человек может и с помощью психотерапевта . На сеансах психотерапии, с помощью специалиста, каждый может раскрыть в себе дар познания самого себя изнутри. Естественно, в начале, это бывает очень трудно и у разных людей это проявляется в разный промежуток времени: у кого на это могут уйти годы, кто-то может достичь успеха уже через месяц-другой. Тут все зависит от того, с каким человеком работает психотерапевт. Ведь чем выше степень пережитой боли у человека, тем труднее он раскрывается.

Однако, после того, когда человеку удается достичь рефлексии, то перед ним раскрываются новые возможности, меняется качество жизни и сама жизнь.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I . По содержанию : символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II . По форме деятельности : коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III . По цели :

  • Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

  • Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха . Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха . Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики . Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

  • Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал...
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая : на доске таблица со знаками

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

  • Анкета

  • "Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

  • Акрослово

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита":

В — всесильный

О — олицетворяет справедливость

Л — луна, черный пудель и "чертовщина"

А — антипод Иешуа

Н — не абсолютное зло

Д — дьявол

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: "У одного учителя красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?" Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

Рефлексия является предметом изучения в разных сферах человеческого знания: философии, методологии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и др.

А.В. Хуторской считает, что рефлексия – это мыследеятельностный и чувственный процесс осознания субъектом образования своей деятельности, направленной на исследование уже осуществлённой деятельности (вспомнить, выявить и осознать).

М.В. Захаренко считает, что рефлексия является побудителем к самостоятельному творчеству, изобретательности, прогнозированию своего пути образования)

«Существенным фактором, влияющим на эффективность рефлексивной деятельности, является многообразие её форм, соответствующих возрастным особенностям учащихся и имеющих при этом разное смысловое назначение…»

А.В. Карпов, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов выделяют:

    рефлексию настроения и эмоционального состояния (направлена на установление эмоционального контакта с группой, выявление степени удовлетворённости её работой), в начале и в конце урока;

    рефлексию содержания учебного материала (выявляет уровень осознания содержания пройденного и направлена на получение новой информации);

    рефлексию деятельности (проводится на разных этапах урока и заключается в осмыслении способов и приёмов работы с учебным материалом, поиске более рациональных приёмов)

Рефлексия в педагогике - это процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.

Одно из определений рефлексии, доступное для уточнений, таково: «Рефлексия есть мысль, направленная на мысль» (или «направленная на саму себя»). Возможно, существо рефлексии - не в том, что она есть мысль, а в обращённости на себя и в том, что рефлексия является генетически вторичным явлением. Рефлексия появляется при возникновении непреодолимых затруднений в функционировании практики, в результате которых не выполняется практическая норма (потребность). Рефлексия есть выход практики за пределы себя самой. Рефлексия - инобытие практики. Рефлексия - процедура, осуществляющая снятие практического затруднения. Рефлексия - развитие и обновление практики. Итак, рефлексия есть обращённость практики на себя, рефлексия производна от прекращения практики. Высшей формой практики, отражающей существо человеческой способности, является деятельность. Последняя не может развиваться без рефлексии. Имманентно присущие деятельности атрибуты в их процессуальном существовании - материал, продукт, нормы, способы и средства деятельности, а также бытие деятелем не являются сами по себе рефлексивными, но могут быть обращаемы на себя при наличии затруднений в их функционировании.

В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций. В этом контексте принято говорить о рефлексивно-инновационном процессе, рефлексивно-творческих способностях (И.Н.Семёнов, С.Ю.Степанов), а также выделять разные формы рефлексии (индивидуальная и коллективная) и типы (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная). Введение рефлексии в контекст психологического исследования и рассмотрение её с точки зрения личностно-смысловой динамики позволило разработать концептуальную модель рефлексивно-инновационного процесса, а также методику его изучения путём содержательно-смыслового анализа дискурсивного (речевого) мышления индивидуума и группы в процессе решения ими творческих задач. Использование этой методики для эмпирического изучения разворачивания рефлексии в процессе индивидуального решения малых творческих задач (т.н. "задач на соображение") привело к выделению разных видов рефлексии: в интеллектуальном плане - экстенсивной, интенсивной и конструктивной; в личностном плане - ситуативной, ретроспективной и проспективной (С.Ю. Степанов, И.Н.Семёнов). Рассмотрение взаимосвязи между рефлексией, творчеством и индивидуальностью человека позволило выйти на изучение проблемы творческой уникальности личности и роли рефлексии в её развитии (Е.П.Варламова, С.Ю.Степанов) .

Рефлексия на целеполагание в инновационной деятельности учителя имеет следующие характеристики:

Прямой анализ – целеполагание от актуального состояния педагогической системы к конечной планируемой цели;

Обратный анализ – целеполагание от конечного состояния к актуальному;

Целеполагание от промежуточных целей с помощью как прямого, так и обратного.

Рефлексивная деятельность включает в себя:

    понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

    объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

    учёт мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;

    умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности

Рефлексия включает в себя:

Построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок;

Переживание, припоминание;

Решение проблем.

Развитие в отечественной психологии конкретно-экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, было подготовлено проработкой данного понятия И.М. Сеченовым, Б.Г. Ананьевым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном и другими сначала на теоретическом уровне психологического знания в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, и прежде всего ее высшей формы - самосознания. И сейчас понятие «рефлексия» привлекается в качестве объяснительного принципа для раскрытия психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях конкретных предметов психологического изучения: мышления, памяти, сознания, личности, общения и т.п .

В педагогических инновациях всегда существует открытая самим учителем или заимствованная новая идея, поэтому новаторский опыт должен быть осмыслен, обобщен в виде идеи или концепции. В этой связи учителю необходимо овладеть научной и методологической рефлексией, которая позволяет соотносить ту или иную инновационную систему с множеством задач конкретного исследования. Методологическая рефлексия связана с осознанием субъектом совокупности методов и средств, с точки зрения адекватности их целям инновационной деятельности, ее объекту и результату.

Рефлексия в инновационной деятельности учителя имеет следующие характеристики:

Прямой анализ - от актуального состояния педагогической системы к конечной планируемой цели;

Целеполагание - от промежуточных целей с помощью, как прямого анализа, так и обратного;

Анализ значимости мотивов и их достижимости;

Анализ и оценка прогнозируемых результатов и последствий достижения целей, выбор актуальной цели.