Работа с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями. Работа с пожарными стволами Правила работы с пожарными стволами

Сегодня хочется рассмотреть и углубиться в систему пожарно-технического вооружение, а именно – пенные ручные пожарные стволы, которые используются, непосредственно, во время пожаротушения, для подачи . Пена является отличным инструментом для улучшения наших возможностей по пожаротушению. Это чрезвычайно эффективный метод тушения одновременно нескольких типов (классов) пожаров в короткий срок. Применение пенных пожарных стволов представляет возможным использовать более эффективнее один и тот же объем воды по сравнению, к примеру, с обычными . Таким образом, применение пенных пожарных стволов в пожаротушение достаточно облегчает работу самих пожарных и ускоряет сам процесс пожаротушения.

Основы образования и подачи пожарной пены

Перед тем как непосредственно рассмотреть пенные пожарные стволы, давайте напомним, как же осуществляется образование воздушно-механической пены.

Воздушно-механическая пена производится при помощи смешивания концентрированного раствора пенообразователя с водой для того, чтоб создать раствор пенообразователя необходимой концентрации. После образование раствора его необходимо наполнить воздухом для получения пены. Так как пена это, по сути пузырьки воздуха разной величины.

Есть несколько распространенных методов обогащения пенного раствора воздухом, наиболее применяемыми в пожарной охране являются следующие:

  • наполнения воздухом непосредственно на выходе из насадки пенного пожарного ствола;
  • наполнение за счет специальной пневматической системы автомобиля, смешивание пенообразователя, воды и воздуха происходит в системе;
  • и третий метод заключается в использование метода эжекции (специальных эжекционных насадок) ствола, насадки.

Давайте же рассмотрим, какие же виды пенных пожарных стволов на сегодняшний день могут применяться подразделениями пожарной охраны.

Виды

И так, выше мы с вами определили стволы за типом смешивания раствора пенообразователя с воздухом. Среди трех перечисленных методов хочется отметить, и если можно сказать выделить, эжекционные типы пенных стволов.

Согласно НПБ 189-00* Техника пожарная. Стволы пожарные воздушно-пенные. Общие технические требования. Методы испытаний, стволы, изготавливаемые в России, в зависимости от кратности получаемой воздушно-механической пены, наличия перекрывного устройства, эжектирующего устройства, расхода раствора пенообразователя подразделяются на типы:

  • СВП – стволы для получения пены низкой кратности, без перекрывного устройства;
  • СВПП-8 – стволы для получения пены низкой кратности, с перекрывным устройством;
  • СВПК-2, СВПК-4 – комбинированные стволы (низкая и средняя кратность пены) с перекрывным устройством;
  • СВПЭ-2, СВПЭ-4, СВПЭ-8 – стволы для получения пены низкой кратности, с эжектирующим устройством

Эжекционные стволы имеют ряд преимуществ, которые их выделяют среди остальных, а именно:

  • простота конструкции;
  • отсутствие дополнительных приборов для подачи воздуха;
  • возможность получать пену разной кратности.

В подобных пенных стволах воздух подается за счет эффекта Вентури. Когда раствор пенообразователя проходит через центр насадки ствола, создается низкий уровень давления, что позволяет воздуху поступать в сопло и на выходе получать пену. На сегодняшний день основными ручными пенными стволами являются стволы воздушно-пенные эжекционные (СВП, СВПЭ-4, СВПЭ-8), а вот генераторы пены средней кратности согласно НПБ 189-00* Техника пожарная. Стволы пожарные воздушно-пенные, уже сюда не относятся , но про модификации этих устройств (ГПС-200, ГПС-600, ГПС-2000), так же изложим материал в данной статье.

Ствол обеспечивает возможность значительной экономии раствора пенообразователя за счет перекрытия потока. Многофункциональность и удобство управления в сочетании со сравнительно небольшими габаритными размерами и массой ствола обеспечивают возможность работы без подствольщика в труднодоступных местах: на объектах нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, в аэропортах, на транспорте, при ликвидации лесных пожаров и др. Стволом может комплектоваться мобильная пожарная техника.

Приборы для получения ВМП средней кратности

Генераторы пены средней кратности

Общий вид устройства

Само названия ствола ГПС-600(200, 2000) говорит про тип данного ствола, а конкретнее кратность пожарно-технической пены на выходе. Пена средней кратности, что в отличие от пены низкой кратности намного лучше для пожаротушения. На проекте представлен отдельный материал по этим устройствам.

Схема образование пены в ГПС – 600

Принцип работы ГПС идентичный выше изложенному, особенность заключается в наличие на выходе из ствола специальной металлической сетки. При попадание раствора пенообразователя обогащенного воздухом на сетку выдуваются пузыри, которые и образуют пожарно-техническую пену средней кратности.

Характеристики ГПС

Рассматривая тактико-технические характеристики представленных выше пенных стволов можно констатировать, что по своим параметрам (рабочему давлению перед ним и расходу водного раствора пенообразователя) они практически идентичны, а поэтому они могут быть использованы от тех же типов стационарных и переносных пеносмесителей.

Практически мы с вами рассмотрели самые распространённые ручные пенные стволы, которые применяются на сегодня подразделениями МЧС на территории СНГ.

Хотелось немного зацепить и обозначить заграничные аналоги пенных стволов.

Заграничные аналоги

Принципиально конечно заграничные аналоги стволов ничем не отличаются и процесс образования пены идентичный, вся разница лишь в некоторых полезных конструктивных особенностях.

Среди многих вариантов стволов хотелось бы остановиться на данной переносной системе для подачи пены фирмы «Scotty», хотя эта система не является оригинальной разработкой и имеет множество аналогов, но в качестве примера самое то.

Суть данной системы заключается в том, что любую линию (линию с подачей воды) с водяным переносным пожарным стволом можно в очень короткое время превратить в линию для подачи пены низкой кратности. Все это возможно за счет использования переносного 20 л ранца с пенообразователем, трубопровода с быстросъёмным разъёмом для соединения с эжекционной насадкой на водяной ствол.

Принцип подачи пены из ствола

Вот вкратце те основные приспособления, с помощью которых можно подавать пену низкой и средней кратность на тушение пожара.

И напоследок хочется отметить все-таки некоторые недостатки использование пенных стволов и самого пенообразователя:

  • самым большим недостатком является цена пенообразователя которая начинается от 10 долларов за 1 литр и выше в зависимости от его характеристики и вида;
  • необходимость обязательной промывки насосно-рукавной системы автомобиля от пенообразователя;
  • особые правила хранения пенообразователя;
  • вредность для экологии, к примеру, в некоторых странах Европы (Германия, Франция) применять пену в учебных целях запрещено.

Воздушно-пенные стволы предназначены для получения из водного раствора пенообра-

зователя ВМП низкой кратности (до 20) и подачи ее в очаг пожара.

Стволы пожарные ручные СВПЭ и СВП имеют одинаковое устройство, отличаются только размерами, а также эжектирующим устройством, предназначенным для подсасыва-

ния пенообразователя непосредственно у ствола из бака или др. емкости.

Ствол СВПЭ состоит из корпуса, на котором с одной стороны укреплена соединитель-

ная головка для подсоединения пожарного рукава, а с другой – кожух, в котором пенно-

образующий р-р перемешивается с воздухом и формируется пенная струя. В корпусе ствола имеется три камеры: приемная, вакуумная и выходная. На вакуумной камере рас-

положен ниппель диаметром 16 мм для присоединения шланга, через который всасывает-

ся пенообразователь.

Принцип работы ствола СВП : пенообразующий р-р, проходя через отверстия в корпусе, создает в конусной камере разряжение, благодаря чему воздух подсасывается через 8 отверстий, равномерно расположенных в кожухе ствола и интенсивно перемешивается

с пенообразующим раствором, образуя на выходе струю ВМП.

Работа ствола СВПЭ отличается от работы ствола СВП тем, что в приемную камеру пос-

тупает не пенообразующий р-р, а вода, которая, проходя по центральному отверстию, соз-

дает разряжение в вакуумной камере и в нее через ниппель подсасывается пенно-

образователь.

Воздушно-пенные стволы надежны в работе. Пена низкого качества может образоваться из-за засорения центрального отверстия, попадания в камеры посторонних предметов или применение ПО с пониженными свойствами.

Технические характеристики стволов СВП-2 (СВПЭ-2), СВП-4 (СВПЭ-4), СВП-8(СВПЭ-8 ) соответственно: - напор 40-60 м; концентрация р-ра 6% ; кратность пены – 8 ; производительность 2,4,8 м³/мин : дальность подачи 15,18,20 м.

Требования безопасности при работе с воздушно-пенными стволами не отличаются от требований безопасности при работе с ручными пожарными стволами. При заправке аобиля ПО л/с подразделения должен быть обеспечен защитными очками, непромока-

емыми рукавицами и защитной одеждой. При попадании на кожные покровы и в глаза – ПО смывается чисто водой или физраствором (2%-ая борная кислота).

Генераторы пены: назначение, устройство, виды. Техника безопасности при работе с пеногенераторами.

Генераторы пены средней кратности (ГПС) предназначены для получения из водного раствора пенообразователя (ПО) ВМП средней кратности (от 21 до 200) и подачи ее в очаг пожара.

Пеногенератор представлят собой водоструйный эжекторный аппарат переносного типа и состоит из центробежного распылителя вихревого типа, корпуса с направляющим устройством, пакета сеток и соединительной головки.

Принцип работы ГПС; 6% -ный пенообразующий р-р по рукавам подается к распылителю генератора, в котором поток закручивается и измельчается на отдельные капли. Конгломерат капель р-ра при движении от распылителя к сетке подсасывает воздух из внешней среды в диффузор корпуса ГПС. Смесь капель ПО и воздуха попадает на пакет сеток . На сетках деформированные капли образуют систему растянутых пленок, которые, замыкаясь в ограниченных объемах, составляют сначала элементарную (отдель-

ные пузырьки), а затем массовую пену. Энергией вновь поступающих капель и воздуха масса пены выталкивается из пеногенератора.

При эксплуатации особое внимание обращают на состояние пакета сеток, предохраняя их от коррозии и механических повреждений.

Технические характеристики ГПС-200, ГПС-600, ГПС-2000 соответственно : - напор – 40-60 м ; концентрация р-ра 6% ; кратность пены-80-100 ; производительность м³/мин (л/с)

12 (200), 36 (600), 120 (2000) ; дальность подачи – 6-8, 10, 12 м .

Требования безопасности : при работе с ГПС соблюдаются общие правила ТБ при работе с аппаратами, работающими под давлением. При заправке автомобиля ПО – требования ТБ – см. «Воздушно-пенные стволы».

Запрещается устранять неплотности в местах соединений во время работы.

Запрещается, во избежание разрушения сеток, вводить генератор в зону высоких тем-

ператур до появления пенных или водяных струй из насадка.

Подачу р-ра не прекращать до полного тушения очага пожара.

В случае прекращения подачи рабочей жидкости во время пожара, генератор вывести из зоны высоких температур.

Успех тушения пожара и спасания людей во многом зависит от умелых действий ствольщиков и подстволыциков, поэтому в процессе обучения необходимо отрабатывать схему их взаимодействия, контролировать соблюдение ими правил охраны труда и техники безопасности, запрещая:

– подавать воду или пену на приборы, оборудование, людей, пожарно-техническое вооружение, провода, находящиеся под напряжением;

– одновременную подачу на тушение пожара пены и воды в места нахождения магния, калия, натрия и других металлов, вступающих в химическую реакцию с водой (разлагающих воду на водород и кислород), в емкости с кислотой;

– работу с лестниц, не закрепившись карабином и не закрепив рукавную линию;

– работу со стволами на высотах и на лестницах при скорости ветра более 10 м/с, а также работу с лафетным и ручным стволом из люльки автоподъемника при нахождении в ней более 2-х человек.

При работе на крутых крышах для страховки следует использовать спасательную веревку и лестницы-штурмовки.

При подъеме и работе на высотах не разрешается надевать через плечо ремень ствола, присоединенного к рукавной линии, подавать воду в незакрепленную рукавную линию, а также до выхода ствольщика и под-ствольщика на боевую позицию. Для работы со стволом на высотах необходимо выделять не менее 2-х пожарных.

Если во время работы ствол вырвался из рук, надо немедленно снизить давление, лечь грудью на рукав и способом переползания двигаться к стволу. Не разрешается оставлять ствол без надзора даже после прекращения подачи воды.

Необходимо постоянно разъяснять, что при тушении пожара внутри помещений (магазины, базы, квартиры и т.д.), а также на объектах с органической пылью (мучная, древесная и т.д.) и на местности, зараженной РВ, следует подавать распыленные струи воды, как можно ближе подходить к месту горения и работать только с перекрывными стволами.

Для работы со стволом из положения стоя пожарный стоит повернувшись вполоборота направо, выставляет левую ногу вперед, согнув ее в колене. Ствол держит правой рукой у напорного рукава, левой - за корпус ствола.

Для работы со стволом из положения с колена пожарный становится вполоборота вправо, опускается на правое колено, левую ногу, согнутую в колене, выставляет вперед и ставит на всю ступню, ствол держит правой рукой у напорного рукава, левой - за корпус ствола, опираясь на левое колено.

Для работы со стволом из положения "лежа" пожарный ложится на землю (пол), ноги разводит в стороны, опирается на предплечья рук, ствол держит так же, как и при работе стоя.

Вначале упражнения надо выполнять со стволами РС-50 с переходом на стволы РС-70, подавая воду от пожарной колонки, а затем от насоса ПА доводя давление до 0,7-0,8 МПа.

Необходимо обратить внимание на взаимодействие ствольщиков и подствольщиков, борьбу с излишним проливанием воды. С этой целью нужно учить ствольщиков, как действовать в различных условиях пожара (в сильный мороз, при наличии органической пыли, кислот, угля, а также в подвалах, на чердаках и т.д.).

Во время занятий со ствольщиками и подствольщиками одновременно тренировать пожарных, работающих у разветвления и колонки, водителя, работающего у насоса.

При работе с ручным пожарным стволом с выдвижной лестницы ствольщик закрепляется карабином за ступень ВПЛ, рукавную линию закрепляет задержкой за конструкцию здания или за ступень ВПЛ, затем левым предплечьем руки обхватывает тетиву ВПЛ и действует со стволом так же, как и в положении стоя. Лучшим методом обучения и тренировки ствольщиков является практическое исполнение ими упражнений на местности, затем на высоте.

При работе ручным стволом с автолестниц АЛ-17, АЛ-30 ствольщик закрепляется карабином; за ступень, рукавную линию закрепляет задержкой за перила или за ступень лестницы и действует стволом так же, как в положении стоя.

При работе ручным стволом с автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение грузовой люльки, рукавную линию закрепляет за конструкцию здания (в исключительных случаях - за ограждение люльки), ствол держит так, как при работе в положении стоя или с колена.

При работе с генератором ГПС-600 в положении стоя, лежа, с колена или с лестницы (авто- подъемника) пожарный держит его, как описано выше. При подаче генератором ГПС-600 пены применяется брезентовая перемычка, устанавливаемая в проем помещения. Для установки брезентовой перемычки назначается расчет из 3-х пожарных. Пожарные №2 и №3 устанавливают распорки и зажимают перемычки в проеме. Пожарный № 1 вставляет генератор (ГПС-600) в отверстие.

Для работы с переносным лафетным стволом (ПЛС) назначается расчет из 2-х пожарных. Пожарный №1 переносит ПЛС, насадок, присоединяет к ПЛС и устанавливает его с пожарным №2, работает стволом. Пожарный №2 переносит лафет, с пожарным №1 устанавливает его и работает подствольщиком.

ПЛС-20П имеет насадки диаметром 25, 28 и 32 мм соответственно с расходом воды 19, 23, 30 л/с; пены - 12 м 3 /мин (имеется воздушно-пенный насадок), длина струи воды 61, 67, 66 м; пены - 32 м; масса ПЛС-20П - 27 кг, рабочее давление 0,6 МПа (6 кгс/см 2). Внутри приемного корпуса ПЛС имеется обратный шарнирный клапан, позволяющий присоединять и заменять рукавную линию без остановки работы ствола. ПЛС может работать от одной рукавной линии.

При работе с лафетным стволом с АЛ-30(131) она должна быть выдвинута на длину не более 20 м при максимальных углах ее наклона и в пределах безопасного поля ее работы.

При работе лафетным стволом с АЛ ствольщик закрепляется карабином за ступень, закрепляет рукавную линию задержкой за ступень лестницы, работает стволом вверх и вниз.

Если при работе лафетный ствол должен перемещаться вдоль здания (по периметру), ствольщик управляет им с земли при помощи веревки. Для работы с лафетным стволом, установленным на лифте АЛ-45, напорный рукав присоединяют к приемному патрубку лафетного ствола. Ствольщик управляет лафетным стволом, находясь в лифте.

Расчет для работы со стационарным лафетным стволом, установленным на крыше автомобиля - водитель и пожарный. Водитель управляет автомобилем и регулирует давление, пожарный управляет стволом. При работе ручным и лафетным стволами из люльки автоподъемника запрещается находиться в ней более чем двум пожарным одновременно.

Таблица 7.18

Технические показатели приборов подачи пены низкой и средней кратности

Ствол (пеногенератор) Напор у прибора, м Концентрация раствора, % Расход, л/с Кратность пены Подача (расход) по пене, м 3 /мин
воды пенообразователя
ПЛСК-П20 18,8 1,2
ПЛСК-С20 21,62 1,38
ПЛСК-С60 47,0 3,0
СВП 5,64 0,36
СВП-2 (СВПЭ-2) 3,76 0,24
СВП-4 (СВПЭ-4) 7,52 0,48
СВП-8 (СВПЭ-8) 15,04 0,90
ГПС-200 1,88 0,12
ГПС-600 5,64 0,36
ГПС-2000 18,8 1,2

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Учебные вопросы:

  1. Прокладка рукавных линий из скаток и пачек, в лестничных клетках различными способами, уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки.
  2. Замена прокладок соединительных головок.
  3. Подъем рукавных линий на высоту по пожарным лестницам и с помощью спасательной веревки.
  4. Прокладка рукавных линий под препятствиями и через них (забор, канава, железнодорожный путь и т.п.).
  5. Прокладка рукавных линий с этажей способом наращивания.

Охран труда

Все виды тренировок проводятся в специальной защитной одежде, в касках с использованием средств индивидуальной защиты рук пожарного.

При работе с пожарными рукавами рукавным оборудованием должны выполняться следующие правила охраны труда

  • При прокладке рукавных линий более прочные рукава рекомендуется использовать на начальных участках магистральных и рабочих линий.
  • При этом необходимо выбирать наиболее удобные и кратчайшие пути к позициям ствольщиков, по возможности прокладывать рукавные линии по сторонам улиц и дорог, но не по проезжей части, избегать прокладки их по острым или горящим предметам, а также в местах, где пролита кислота или другие едкие вещества;
  • рукава, проложенные через дороги, необходимо защищать рукавными мостиками;
  • нельзя допускать перекручивания и заломов рукавов, ударов соединительных головок о твердое покрытие дороги;
  • прокладку рукавных линий через железнодорожные или трамвайные пути нужно производить между шпалами (под рельсами), при этом следует выставлять посты безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и своевременного оповещения личного состава об их приближении;
  • в лестничных клетках рукавные линии следует прокладывать преимущественно между маршами. При прокладке рукавной линии снаружи здания на чердак или крышу необходимо располагать ее между оконными проемами.

Пожарный рукав

Пожарный рукав – гибкий трубопровод, оборудованный рукавными соединительными головками и предназначенный для подачи воды и водных растворов пенообразователей на расстояние. По типу рукава подразделяются на всасывающие (напорно-всасывающие) и напорные.

Всасывающий пожарный рукав (напорно-всасывающий) – рукав жесткой конструкции, который предназначен для отбора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса.

Напорный пожарный рукав – рукав, предназначенный для подачи огнетушащих веществ под давлением к месту пожара.

Промышленностью выпускаются напорные рукава следующих типов:

  • прорезиненные;
  • латексные;
  • с двухсторонним полимерным покрытием;
  • льняные;
  • рукава на рабочее давление 3 МПа (30 кг/см2).

Пожарными частями эксплуатируются рукава диаметром 25, 38, 51, 66, 77, 89, 150 мм, длиной 20 м.

Соединение пожарных рукавов между собой с пожарными стволами и другим оборудованием

Для соединения пожарных рукавов между собой, с пожарными стволами и другим оборудованием используются пожарные соединительные головки.

Пожарная соединительная головка – быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.

Соединение пожарных рукавов производится по команде: “Рукава – соединить!”. По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов и устанавливает их друг против друга.

Выступ одной головки пожарный вставляет в паз другой и поворотом полугаек по часовой стрелке соединяет головки между собой.

Винтовые головки соединяются следующим образом: пожарный берет конец рукава с головкой и зажимает ее коленями, затем обеими руками берет накидную гайку второго рукава и, наворачивая ее на головку первого рукава, соединяет их между собой.

Если головки соединяются двумя пожарными, то каждый из них берет головку в руки. Затем они становятся друг против друга, составляют головки и, сжимая прокладки, поворачивают головки по часовой стрелке до полного соединения.

Винтовые головки смыкаются в том же порядке, с той лишь разницей, что пожарный, у которого находится в руках накидная гайка, навертывает ее по ходу часовой стрелки до отказа.

Рукава разъединяются по команде: “Рукава – разъединить!”. По этой команде пожарные выполняют те же действия, что и при соединении рукавов, но поворот головок производится в обратном направлении, а винтовых головок – против часовой стрелки, путем свертывания накидной гайки.

Присоединение ствола к рукаву. По команде: “Ствол – присоединить!” пожарный берет в одну руку головку рукава, в другую – пожарный ствол и присоединяет ствол к рукаву усилием рук или с упором головки рукава в бедро. Если усилием рук или с упором в бедро ствол присоединить не удается, то следует правым коленом опуститься на землю, взять ствол в левую руку и, используя левое колено для упора, присоединить ствол к рукаву. Отсоединяется ствол в обратном порядке.

Присоединение рукава к разветвлению производится по команде: “Рукав к разветвлению – присоединить!”. По этой команде пожарный подходит к разветвлению, правой рукой берет соединительную головку рукава и, с наклоном туловища или с опусканием на колено, правой рукой присоединяет ее к разветвлению, которое придерживает левой рукой.

Соединение головки рукава с пожарной колонкой, напорным патрубком насоса и другим оборудованием производится так же, как описано выше.

Для соединения головок разного условного диаметра применяются переходные головки.

Соединение всасывающих рукавов между собой, с патрубком насоса и всасывающей сеткой осуществляется водителем и пожарным. Водитель берет всасывающий рукав у соединительной головки, подносит его к всасывающему патрубку насоса, совмещает выступы рукавной головки с пазами на патрубке и наворачивает головку до отказа с помощью ключа.

Пожарный помогает водителю, взяв рукав за середину и удерживая его в горизонтальном положении. Чтобы соединить всасывающие рукава между собой, водитель с пожарным зажимают рукава между ногами у соединительных головок так, чтобы они были параллельны земле. Затем совмещают головки и соединяют их, затягивая ключами. Для присоединения всасывающей сетки водитель приподнимает ближний к водоему конец рукава; пожарный, опустившись на колено, присоединяет к нему сетку и затягивает соединение ключами.

Замена поврежденных рукавов в действующей рукавной линии

Поврежденные рукава в рукавной линии заменяются двумя пожарными. По команде: “Поврежденный рукав – заменить!” один пожарный бежит к автомобилю, берет рукав в скатке и раскатывает его параллельно действующей рукавной линии, водитель останавливает подачу воды. Второй пожарный подбегает к поврежденному рукаву, отсоединяет его от рукавной линии, а затем вместе с первым присоединяет к ней принесенный рукав. Водитель возобновляет подачу воды. С целью уменьшения пролива воды на руки пожарных вначале следует отсоединить ближнюю от насоса головку поврежденного рукава, а затем – дальнюю. Присоединение принесенного рукава производится в обратном порядке.

При замене поврежденного рукава на морозе подачу воды в рукавную линию не прекращать, а только уменьшить давление на насосе.

Существуют различные виды прокладки рукавных линий:

  • горизонтальная – прокладывается по земле или по полу;
  • вертикальная – прокладывается на высоту снаружи или внутри здания;
  • ползучая – прокладывается по наклонным конструкциям или плоскостям;
  • смешанная - одновременно по вертикальным, горизонтальным и наклонным плоскостям.

При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следующим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на один погонный метр местности; при вертикальной прокладке 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на этаж производственного здания обычной высоты; при ползучей прокладке 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж производственного здания; при смешанной прокладке длина рукавной линии определяется суммой отрезков отдельных видов прокладки.

Различают магистральные и рабочие рукавные линии.

Магистральная линия предназначена для подачи воды от насоса до разветвления; для соединения насосов (емкостей), работающих в перекачку; для подачи воды в лафетный ствол.

Рабочая рукавная линия предназначена для подачи огнетушащих веществ от разветвления к пожарному стволу или пеногенератору.

Прокладка рукавных линий из скаток и пачек, в лестничных клетках различными способами, уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки

Рукав, уложенный двойной скаткой, лежит на земле рядом с пожарным. По команде: “Рукав из скатки – проложить!” пожарный наклоняется и берет скатку правой рукой за концы у соединительных головок, левой рукой – с противоположной стороны скатки, выпрямляется, поднимает скатку, удерживая ее предплечьем правой руки, согнутой в локте. Затем пожарный переносит тяжесть тела на правую ногу, заносит скатку вправо назад, делает резкий широкий выпад (шаг) левой ногой вперед, перенося на нее тяжесть тела, резко выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, не выпуская концов рукава с соединительными головками из правой руки. Перед окончанием раскатки рукава пожарный делает резкий рывок правой рукой назад, кладет нижнюю соединительную головку на землю и, держа в правой руке верхнюю головку, бежит в сторону прокладки рукава, раскатывая его полностью. Прокладка рукава из одинарной скатки производится аналогично.

Каждый пожарный без повторных движений прокладывает по два рукава. Исходное положение расчета – с правой стороны автомобиля в одну шеренгу. По команде: “Разветвление (указывается место установки), магистральную линию на четыре рукава из скаток – марш!” пожарный № 2 открывает отсек автомобиля и берет две скатки рукавов. Один рукав кладет на землю, раскатывает второй рукав и присоединяет его соединительную головку к напорному патрубку насоса. Берет с земли первую скатку, раскатывает ее, соединяет рукава между собой, прокладывает линию из двух рукавов, присоединяет рукав к рукаву, проложенному пожарным №. 1. Пожарный № 1 берет две скатки рукавов и бежит в сторону прокладки рукавной линии, останавливается примерно там, где пожарный № 2 должен закончить прокладку, раскатывает рукава, соединяет их между собой и прокладывает линию к месту установки разветвления. Пожарный № 3 берет разветвление, устанавливает его в указанном месте и присоединяет к нему рукавную линию.

При прокладке магистральной линии из рукавов, смотанных одинарной скаткой, пожарный № 2 сначала раскатывает один рукав и присоединяет его к насосу, потом бежит со вторым рукавом к концу первого, раскатывает его, соединяет рукава, бежит к концу второго рукава и соединяет его с рукавом, проложенным пожарным № 1.

Переносить рукава, смотанные в скатки, на дальние расстояния можно на плече. Для этого рукав кладется на правое (левое) плечо соединительными головками вперед, правой (левой) рукой он удерживается сверху, а левой (правой) – сбоку или снизу.

Прокладка рукавной линии из рукавов, уложенных на автомобиле “гармошкой”, производится расчетом – один человек на один рукав. По команде: “Рукавную линию из “гармошки” на три рукава – проложить!” пожарный № 1 берет за конец верхний рукав и протягивает его в заданном направлении. По мере прокладки рукавной линии пожарный № 2 берет за соединительную головку второй рукав, пожарный № 3 – третий рукав и протягивает линию в указанном направлении. К напорному патрубку насоса линию подсоединяет водитель.

Подъем и прокладка рукавной линии в лестничной клетке

Для занятия необходимы учебные рукава в скатках, спасательные веревки, разветвление, стволы. Построить отделение в одну шеренгу фронтом к зданию на расстоянии 10-15 м от него; на тренировочных занятиях – у пожарного автомобиля лицом к зданию. Объявить упражнения и цель занятия, привести примеры применения этих действий в условиях пожаров, объяснить, что прокладывать (поднимать) рукавные линии в лестничной клетке можно между лестничными маршами и по ним.

Назначить состав расчета, построить его на исходном положении, рассказать правила подъема и прокладки рукавной линии, обращая особое внимание на то, чтобы расчеты действовали четко, без переплетения рукавных линий, заломов, правильно закрепляли рукавную линию задержками, создавали бы необходимый запас рукава для маневрирования стволом на позиции. Затем приказать выполнить упражнение.

Если междумаршевое расстояние в лестничной клетке больше размера соединительных головок рукавов, то подъем рукавной линии в лестничной клетке осуществляется с помощью спасательной веревки так же, как и снаружи здания.

Если междумаршевое расстояние меньше размера соединительных головок рукавов, то при прокладке рукавной линии между маршами лестничной клетки вначале необходимо на первом этаже раскатать один или несколько рукавов (в зависимости от длины рукавной линии). Ствольщик со стволом и рукавной задержкой берет один конец рукава и, пропуская его между маршами лестничной клетки, поднимается на заданный этаж. Затем он создает запас рукава, закрепляет линию рукавной задержкой, присоединяет ствол, занимает исходную позицию и докладывает о готовности к работе. Пожарный № 2 помогает прокладывать линию, разматывая и расправляя рукава, работает под ствольщиком.

При прокладке рукавной линии по маршам лестничной клетки пожарный № 1 раскатывает один, затем второй рукав, присоединяет его к первому, берет в руки второй рукав у соединительной головки и прокладывает рукавную линию по маршам на указанный этаж. Рукавная линия должна быть проложена ближе к стене. Дальнейшие действия такие же, как указано выше. Пожарный № 2 помогает прокладывать линию, разматывая и расправляя рукава, работает подстволыциком.

По команде “Рукав в одинарную скатку - скатать!” пожарный берет соединительную головку, накладывает ее на поверхность рукава и, про­двигаясь вперед, скатывает рукав.

Скатывание рукавов в двойную скатку производится 2-мя пожар­ными. По команде “Рукав в двойную скатку - скатать!” рукав склады­вается по длине пополам так, чтобы верхняя половина его была короче нижней примерно на 60-70 см. Скатывается рукав от места перегиба к соединительным головкам одним пожарным по правилам одинарной скатки, а второй пожарный выравнивает рукав и натягивает его, двигаясь назад.

Уборка рукавов “восьмеркой” производится одним пожарным по команде: “Рукав восьмеркой-убрать”. Пожарный берет в правую (левую) руку соединительную головку и, расставив руки несколько больше ширины плеч, опускает вниз сначала левую (правую) руку, подхватывая рукав снизу, а затем правую (левую) (рис.) и т. д. При уборке рукава “восьмеркой” пожарный продвигается вперед, не перетаскивая рукав по земле, если же рукав мокрый убрать его помогает второй пожарный, выпуская воду из рукава. Поднесенный рукав к автомобилю кладется на землю, соединительная головка, которая была в руке, вынимается из середины рукава и кладется на рукав.

Уборка рукавов восьмёркой

Укладка рукавов “гармошкой”.

Рукава укладываются “гармошкой” двумя пожарными по команде: “Рукава “гармошкой” – уложить!”. Пожарные складывают рукава “гармошкой” по длине пожарного отсека и укладывают их в него. После укладки закрепляют их ремешками.

Замена прокладок соединительных головок

Замена прокладок соединительных головок производится по команде «Прокладки заменить!» По этой команде пожарный левой рукой держит соединительную головку, а правой – вынимает прокладку, затем берет новую и, сжав ее пальцами, вставляет в кольцевой паз соединительной головки. При замене прокладок типа Богданова резиновую прокладку накладывают на кольцевой паз и утапливают ее правой рукой по всей окружности, придерживая левой рукой уложенный участок.

Подъему сухой рукавной линии на высоту

Для подъема рукавной линии и шанцевого инструмента на высоты назначается расчет из двух человек.

Пожарный № 1 поднимается на указанную высоту, предупреждает находящихся внизу лиц словом «Берегись» и после ответа «Есть, берегись», бросает спасательную веревку вниз, оставляя один конец у себя.

Пожарный №2 внизу раскатывает рукава, соединяет их между собой, вяжет петлю, закрепляет рукавную линию (шанцевый инструмент) на веревке, оставляя достаточную длину конца веревки для сопровождения и удержания рукавной линии (шанцевого инструмента) от здания.

Для вязки узла взять веревку в левую руку (ладонью вверх), в правую руку (ладонью вниз) на расстоянии 25-30 см от левой руки (Рис. 1).

Сделать две петли вращательным движением кистей рук по часовой стрелке (Рис. 2), сложить их вместе, перекладывая из левой руки в правую (Рис. 3).

Надеть петли на рукав у соединительной головки и затянуть.

Затем протянуть верхний конец веревки вдоль ствола (шанцевого инструмента) к спрыску, сделать петлю (Рис. 4), надеть ее на ствол (шанцевый инструмент) и затянуть верхним концом веревки (Рис. 5).

Сообщить Пожарному №1 «Готово». Пожарный № 1 поднимает рукавную линию (шанцевый инструмент), Пожарный № 2, находясь на безопасном расстоянии, сопровождает подъем, натягивая веревку. Ниже приведены интересные материалы по работе с веревкой, которые так же полезно знать.

Прокладка рукавной линии через препятствия (заборы, железнодорожные, трамвайные пути, канавы)

При прокладки напорных рукавов через заборы используют ручные пожарные лестницы. Переходы рукавов на заборах предохраняют рукавными седлами или подсобным материалом. Рукавные линии через шоссейную дорогу прокладываются перпендикулярно к ней и защищают их рукавными мостками, расстояние между которыми должно быть равными ширине между колесами автомобилей.

Через железнодорожные и трамвайные пути рукавную линию рекомендуется прокладывать поверх путей при остановке движения транспорта и под рельсами путем устройства подкопов между шпалами.

Иногда применяется комбинация обоих способов. При этом сначала прокладывается рукавная линия поверх рельсов и в рукава подается вода, одновременно вместе с этим готовят подкоп под рельсами, прокладывают рукав для замены того, который проложен над рельсами.

Прокладка рукавных линий с этажей способом наращивания

Для подачи стволов в верхние этажи зданий рукавные линии прокладывают внутри зданий между маршами, а также с наружной стороны зданий. В зданиях повышенной этажности, наиболее целесо­образно рукавные линии собирать из скаток, поднятых на высоту по маршевым лестницам и затем, раскатывая спус­кать их в низ, или при помощи спасательных веревок.

При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следую­щим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на 1 погонный метр местности; при вертикальной прокладке – 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на каждый этаж производственного здания; при ползучей про­кладке – 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж произ­водственного здания; при смешанной прокладке длина рукавной линии определя­ется суммой отрезков отдельных видов прокладки.

При определении длины рукавной линии необходимо учитывать запас рукава для маневрирования стволом. Этот запас должен быть не менее 1 рукава.

Прокладка рукавных линий с верхних этажей способом наращивания

По команде: «Ствол «Б» на 12-й этаж, разветвление – на лестничную клетку 11-го этажа, магистральную линию из скаток – марш»: пожарный № 1 бе­рет ствол и рукав «Б», рукавную задержку; пожарный № 2 раз­ветвление, рукав «А», рукавную за­держку. Оба поднимаются бе­гом по лестнице на лестнич­ную клетку 11-го этажа, устанавливают разветвление, раскатывают рукав «А» опуская его вниз с балкона незадымляемой лестничной клетки (окна), присоединяют к раз­ветвлению и закрепляют его задержкой. За­тем прокла­дывают рукав «Б» до ис­ходной позиции ствола. Пожар­ный № 1 работает со стволом, пожарный № 2 под­ствольщи­ком и на разветвлении.

Пожарный № 3 берет скатку рукава «А» и рукавную задержку, поднимается на незадымляемую лестничную клетку 6-го этажа, раскатав рукав, соединяет его с рукавом, проложенным с 11-го этажа. Затем опускает свой рукав вниз и закреп­ляет его задержкой за конструкцию здания.

Пожарный № 4 берет скатку рукава «А», прокладывает рукав­ную ли­нию от АЦ к рукаву проложенному с 6-го этажа.

Прокладка и подъем рукавной линии в домах повышенной этаж­но­сти, при помощи спасательной веревки.

Расчет из четырех пожарных построен у АЦ, находящейся в 10 м от 12-этаж­ного жилого дома.

По команде: «Ствол «Б» на 12-й этаж, разветвление – на лестничную клетку 11-го этажа, магистральную линию спасательными веревками – марш»: пожар­ный № 1 бе­рет ствол и рукав «Б», спас.веревку, рукавную задержку; пожарный № 2 раз­ветвление, спас.веревку, рукавную за­держку. Оба поднимаются бе­гом по лестнице на лестнич­ную клетку 11-го этажа, связывают две веревки между собой (спосо­ба­ми, применяемыми при закреплении спас.вере­вок за кон­струк­цию при самоспасании), от­крывают окно и сбрасывают один конец ве­ревки на землю. За­тем подни­мают рукавную линию «А» с земли до 11-го этажа, закреп­ляют рукав­ной задержкой, устанавливают разветвление, присоединяют к нему рукава «А», прокла­дывают рукав «Б» до исходной позиции ствола. Пожар­ный № 1 работает со стволом, пожарный № 2 подствольщи­ком и на разветвлении.

Пожарные № 3 и № 4 берут по скатке рукавов «А», прокладывают рукав­ную ли­нию от АЦ к зданию, привязывают конец спас.веревки к рука­ву, помогают про­кладывать рукавную линию до 11-го этажа, по­жарный № 3 поднимается на ле­стничную клетку 6-го этажа, где через окно закреп­ляет нижний рукав за­держкой за конструкцию здания.

При работе с ручными стволами с переносных, стационарных и автолестниц необходимо сначала закрепиться карабином за ступеньку лестницы. Для этого нужно подняться на одну ступеньку выше, закрепиться карабином и опуститься обратно на одну ступеньку. Рукавная линия закрепляется задержкой за конструкцию здания (при отсутствии такой возможности линия закрепляется за ступеньку лестницы).

Ствол удерживается так же, как и при работе в положении стоя. Во время работы со стволом с переносной лестницы она должна удерживаться с земли одним пожарным.

В случае работы с ручным стволом с коленчатого автоподъемника пожарный закрепляется карабином за ограждение кабины подъемника, ствол держит так же, как при работе в положении стоя или с колена.

Работа с переносным лафетным стволом

Для работы с переносным лафетным стволом назначается расчет из двух пожарных. Пожарный № 2 поднимается на крышу пожарного автомобиля, открепляет лафетный ствол, подставку и передает их пожарному № 1, который находится внизу. Пожарный № 1 со стволом бежит к месту работы. Пожарный № 2 спускается с крыши, берет подставку и бежит за первым пожарным. Добежав до места работы, пожарные устанавливают ствол на подставку, подсоединяют к нему рукава, направляют его в сторону пожара и докладывают о готовности к работе.

Пожарный № 1 управляет работой ствола с помощью рукоятки, пожарный № 2 помогает пожарному № 1 при смене позиции ствола. В случае необходимости подачи воздушно-механической пены подача воды в ствол прекращается, насадок для подачи воды на корпусе ствола заменяется воздушно-пенным насадком.

Работа со стационарным стволом

Для работы со стационарным стволом назначается один пожарный. Он управляет стволом из кабины (вручную или с помощью гидропривода), из люка кабины или с крыши пожарного автомобиля. Водитель управляет пожарным насосом и регулирует давление на насадке ствола.

При необходимости увеличения расхода воды из стационарного лафетного ствола во время тушения следует производить замену насадка меньшего диаметра насадком большего диаметра. Для этого необходимо перекрыть подачу воды в ствол, после чего ствольщик свертывает насадок и заменяет его насадком большего диаметра. Водитель возобновляет подачу воды. При необходимости подавать воздушно-механическую пену ствольщику следует повернуть рукоятку золотника, расположенную на лафетном стволе, на 90°.

Правила охраны труда при работе с пожарными стволами

работа со стволами с ручных, стационарных и автолестниц допускается только после закрепления пожарного карабином за ступеньку лестницы;

для работы со стволом на высоте выделяется не менее двух пожарных;

запрещается надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии ствола при работе на высоте;

запрещается подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции;

запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды

РАБОТА С ЛЕСТНИЦАМИ РУЧНЫМИ ПОЖАРНЫМИ

Работа с лестницей-палкой

7.1.1. Лестница-палка предназначена для подъема пожарных на стационарные пожарные лестницы, в окно первого этажа здания или внутрь помещения В сложенном виде может использоваться для пробивания деревянных перегородок или отбивания штукатурки.

7.1.2. Снятие лестницы-палки с автомобиля, переноска и установка ее в исходное положение производятся по команде: "Лестницу-палку (указать место)- ставь!". По этой команде пожарный, находящийся в одном метре от заднего колеса автомобиля, поднимается по задним ступенькам на крышу кузова автомобиля (если ступеньки откидные, то необходимо предварительно их открепить).

Открепляет лестницу-палку и вынимает с места укладки. Опускает лестницу с крыши и ставит ее одним башмаком на землю, а другим прислоняет к задней (боковой) части кузова. После этого пожарный спускается с автомобиля, кладет лестницу на правое плечо, удерживая ее кистью правой руки сверху, и переносит ее к месту установки.

7.1.3. Лестница переносится так, чтобы передний конец ее был несколько приподнят вверх. В помещениях и узких проходах лестница-палка переносится в наклонном или вертикальном положении.

7.1.4. Устанавливается лестница-палка следующим образом. За четыре-пять шагов до места установки пожарный поднимает ее вверх - вперед, раздвигает тетивы и приставляет лестницу к стене так, чтобы нижние башмаки находились примерно в одном метре от стены. Если тетивы

раздвигаются туго, то лестницу необходимо поднять на 40-50 сантиметров от земли и ударом башмаков о землю произвести их раздвигание.

7.1.5. Подъем по лестнице-палке начинается с постановки левой ноги на первую ступеньку и хвата правой рукой сверху за четвертую ступеньку. Далее правая нога ставится на вторую ступеньку, а левая рука -на шестую и т. д. (Рис. 16). Если лестница установлена на скользкой твердой поверхности (мокрый пол, асфальт), то подъем и работа на ней осуществляются с соблюдением мер предосторожности.

7.1.6. По команде: "Лестницу-палку убрать!" пожарный отводит верхние концы ее от стены до вертикального положения, сдвигает тетивы, приподнимает лестницу от земли, поворачивается кругом и, пройдя вперед, кладет ее на предплечье правой руки или на плечо для переноски. Для укладки на автомобиль пожарный поднимает передний конец лестницы и прислоняет его к задней части автомобиля. Затем поднимается на крышу кузова автомобиля, подтягивает к себе лестницу -палку и укладывает ее в специально приспособленное место После этого закрепляет ее и спускается на землю.