Рабочие и служащие (правовой статус). Вопросы социального регулирования отдельных категорий ветеранов боевых действий из числа служащих советской армии, осуществлявших тыловое обеспечение войсковых частей в афганистане

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР № 14/2008

"ПОДНИМИТЕ СТАТУС СЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ АРМИИ"

Александр ДОРОГАНИЧ

ГОСУДАРСТВО ЭКОНОМИТ НА ЗАРПЛАТЕ ОТСТАВНИКОВ - РЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Как ветеран военной службы, я испытываю чувство глубокой обиды и разочарования за принижение статуса такой многочисленной категории служивых людей, как "служащий Российской армии". Обращаюсь через средства массовой информации в надежде быть поддержанным тысячами моих коллег, чтобы наш голос был наконец-то услышан.

Ветеранский актив решает многие вопросы, но только не финансовые.

Фото Леонида ЯКУТИНА

Не раскрою большой тайны, если напомню, что основную массу таких людей в армии составляют бывшие военные, отдавшие армии 20-30 лет, а то и больше, но по призванию оставшиеся в строю. Вряд ли кто возьмется отрицать, что боевой потенциал Вооруженных Сил и обороноспособность страны в целом во многом держится на плечах таких ветеранов. Особенно это касается высших военных учебных заведений. Ведь все научные школы, методические советы, учебно-методические объединения и т.п. в основном подпитываются их опытом и стремлением помочь сохранить высокий статус высшего военного образования в России. Такая же картина складывается и в Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации, которая является системообразующим вузом Сухопутных войск ВС РФ.

За что же нас - ветеранов государственной высшей военной школы, служащих Российской армии так низко ставят по сравнению с федеральными государственными гражданскими служащими?

Вот конкретный пример. В январе 2007 г. указом президента РФ №736 мне было присвоено звание "заслуженный работник высшей школы Российской Федерации". Как известно, оно носит статус государственной награды, о чем свидетельствует золоченая надпись на удостоверении об этом и выписка из указа о присвоении звания.

Должен сказать, что к этой награде я шел долго и трудно. В Вооруженных Силах служу 53 года, из них 38 лет, как говорится, "под ружьем", 15 лет - служащим Российской армии. 33 года своей службы посвятил подготовке офицерских кадров и научной работе в Военной академии имени М.В. Фрунзе, ныне - Общевойсковой академии ВС РФ. Из них 15 лет был старшим преподавателем кафедры Ракетных войск и артиллерии академии, учил многих будущих крупных военачальников российских Вооруженных Сил и дружественных нам армий.

Поэтому, полагаю, нетрудно понять мои чувства, когда из рук начальника академии я получил эту высокую и, как считаю, вполне выстраданную награду. На радостях нашел изданный Указ №765 от 25.07.2006 г. и отправился в финансовый орган получить причитающиеся таким награжденным три оклада единовременного поощрения. Но не тут-то было! Оказывается, не те мы люди, не той категории, чтобы рассчитывать на такую милость. Как выяснилось, в соответствии с приказом Министра обороны РФ №428 от 16.10.2006 г. такой чести удостаиваются не все награжденные заслуженные работники высшей военной школы, а только те из них, кто является ":федеральным государственным гражданским служащим Министерства обороны РФ и военнослужащим Вооруженных Сил РФ".

Как мне объяснили в 5-м управлении ГУК МО РФ (Управлении военного образования), служащие Российской армии не являются федеральными государственными гражданскими служащими(?), а потому им ничего не положено.

Дело не в деньгах, нет! Хотя, честно говоря, и они не помешали бы. Ведь мой оклад старшего научного сотрудника академии, кандидата наук с 15-м разрядом тарифной сетки - высшим, замечу, для такой категории служащих Российской Армии - составляет только немногим больше 4050 рублей. Больше всего задела дискриминация военных ученых - ветеранов военной службы.

Невольно возник и такой вопрос: "Если мы являемся служащими одного из важнейших федеральных институтов государства - Российской армии, то почему не являемся государственными служащими?". Или, может быть, мы являемся служащими "частной лавочки" под названием "Российская армия", а наше высшее военное руководство, ведающее финансами, не знает истинного положения дел?

Эта ситуация также не вяжется с опубликованным недавно в газетах перечнем, где предполагается всем старшим офицерам и генералам ВС РФ присваивать статус "государственный советник такого-то класса" (в зависимости от звания). Так, я, полковник, согласно этому перечню являюсь государственным советником второго класса. А вот в соответствии с вышеперечисленными документами я, имевший неосторожность стать служащим Российской армии, не являюсь, оказывается, даже государственным служащим. Как это возможно увязать? Не нонсенс ли это?

Кроме того, мне разъяснили, что если бы в Указе №765 и приказе МО РФ №428 от 16.10.2006 г. в предложении после слова "государственным" была поставлена запятая, то тогда бы и мы - гражданские служащие Российской Армии - смогли бы единовременно получить эти три злосчастных оклада.

Словом, не поддается логике, почему нам, служащим Российской армии, преподающим и ведущим научно-исследовательскую работу в государственных военных учебных заведениях Министерства обороны, статус государственных служащих не положен. Неужели служащий министерства (или управления), исполняющий и разносящий бумаги, больше достоин звания "заслуженный работник высшей школы РФ", чем преподаватель вуза? Простите, но иной раз угнетает вопрос: "Каким образом гражданский служащий министерства (управления) может быть представлен к такому высокому званию, если по Положению (директиве ГУК МО РФ от 17.11.1998 г. №173/3/12215) он должен обязательно преподавать не менее 10 лет и иметь трудовой стаж по специальности в высшем учебном заведении в общей сложности не менее 20 лет. Как это удается?

Извините за такие ассоциации, но, согласитесь, они невольно возникают, когда, я полагаю, умышленно кто-то покушается на статус такой большой группы государственных тружеников, как служащие Российской армии. Мы укрепились в этом предположении, когда увидели, что в средствах массовой информации всячески принижаются заслуги и роль армии, а следовательно, и служащих Российской армии - людей беззаветно ей преданных. Чего здесь стоит только телесериал "Солдаты"!..

Не хотелось бы утомлять читателя цифрами, но они точно характеризуют истинное положение дел.

В той же Общевойсковой академии ВС РФ оклад инженера-программиста - служащего Российской армии, работающего в Центре информационных технологий академии, установлен в пределах 2453,97 руб. (6-й тарифный разряд) - 3011,23 руб. (11-й тарифный разряд), что на 3625,03 руб. и 6743,77 руб. соответственно ниже окладов подобных специалистов, установленных Постановлением правительства г. Москвы от 03.07.2007 г. №545-ПП. Какой уважающий себя инженер-программист пойдет на такую работу? А как же в таких условиях прикажете всемерно внедрять современные информационные технологии обучения в образовательный процесс академии?

А сколько наших генералов и офицеров, имеющих ученые степени, звания и огромный опыт работы в сфере высшего военного образования, после увольнения в запас и приобретения статуса служащего РА, не выдержали унижения этими мизерными окладами и вынуждены были уйти в охранные структуры коммерческих организаций, где им платят в разы больше, чем служащим Российской армии! Разве это государственный подход к сохранению и усилению научного потенциала высшей военной школы?!

Вот в чем мы видим принижение, если не сказать, унижение статуса служащего Российской армии.

В заключение повторюсь. Что касается денежного вознаграждения служащих Российской армии, удостоенных звания "заслуженный работник высшей школы Российской Федерации" - их у нас в академии около 15 человек - считаю, что труд людей, получивших это высокое звание и продолжающих трудиться так, чтобы ему соответствовать, заслуживает того, чтобы быть ежемесячно поощренным не менее чем в один МРОТ. В стране таких у нас наберется не более 5000 человек. Неужто наше мощное государство Российское не в состоянии отблагодарить этих людей за их благородный и очень нелегкий труд?!

В Генеральную прокуратуру РФ О нарушении конституционных прав, повлекших за собой ухудшение социального статуса служащих Советской Армии (СА) – ветеранов боевых действий, участников афганской войны 1979-1989 годов. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Всем участникам боевых действий в Афганистане, как военнослужащим, так и служащим СА были выданы удостоверения ветеранов боевых действий одинакового образца. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г. Выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется лицам, указанным в подпунктах1-6 пункта1 статьи3 Федерального закона "О ветеранах", федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий. До принятия закона «О монетизации льгот» как военнослужащие, так и служащие СА пользовались льготами, утвержденными до 1 января 1992 года. Согласно статьи 3. п. 1. пп. 1. ФЗ №5 "О ветеранах" К ветеранам боевых действий относятся: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации и т.д. Согласно ФЗ №5 военнослужащие – ветераны боевых действий имеют право на льготы в полном объёме только те, которые соответствуют ст.3, п. 1, пп. 1 – 4. В тоже время служащих СА, согласно ФЗ №5 ст.3, п.1, пп.6, относят к категории «лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок, либо откомандированные досрочно по уважительным причинам». В соответствии с этой формулировкой служащие СА – ветераны боевых действий лишены многих льгот, которые имеют ветераны боевых действий – военнослужащие. В связи с этим возникает вопрос: Какая разница между работниками Министерства обороны СССР и Лицами, направлявшимися на работу в Афганистан по линии Министерства обороны? Все лица, которые направлялись на работу в Афганистан, оформлялись через военные комиссариаты, заключали трудовые договора с командирами воинских частей, были поставлены на должности приказами командиров, как служащие СА. В качестве примера среди направлявшихся на работу медицинских сестёр были военнообязанные, имевшие военные билеты и сержантские звания, которые вызывались в военкоматы повестками, у некоторых в трудовых книжках имеются записи, что «уволены с работы в связи с длительной командировкой по линии Министерства обороны СССР сроком на 2года. Распоряжение Генерального штаба ВС СССР №457/10866 от 31.06.1968 г.» Кроме того они несли службу (работали) в тех же условиях, что и военнослужащие частей, обеспечивающих боевые действия, которые имеют льготы в полном объёме. *** По официальным данным через Афганистан прошло 620 тысяч человек. Из них 21 тысяча служащих СА. После развала СССР на территории РФ осталось не более 8 тыс. бывших служащих СА. В Казахстане, Таджикистане, Узбекистане служащие СА, прошедшие Афганистан имеют такие же льготы, как и военнослужащие. Из 620 тыс. военнослужащих, прошедших через Афганистан, непосредственное участие в боевых операциях принимали от 80 до 140 тысяч. Остальные обеспечивали боевые действия. *** Как следует из п. 2 Приказа Минобороны РФ от 2 ноября 2009г. №1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - удостоверение) в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются в военных округах, на флотах, в воинской части - комиссии военных округов, флотов, воинской части по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуются - комиссии). Такая комиссия Западного военного округа находится в Санкт-Петербурге. По заведённому в настоящее время порядку, ветераны боевых действий, при замене удостоверений со старого на новые образцы, подают соответствующее заявления, с приложением требующихся документов, в районный военный комиссариат. Далее документы передаются в городской (областной) военные комиссариаты. Те в свою очередь пересылают документы в вышеуказанную окружную комиссию, которая принимает окончательное решение. Среди прилагаемых документов обязательно справки из Архива МО или Военно-медицинского архива. Служащие СА – ветераны боевых действий в Афганистане, проживающие в СПб и Ленинградской области при замене своих удостоверений указывают, чтобы удостоверения им были выданы с отметкой не ст. 16 п.3. ФЗ «О ветеранах», а ст.16 п.1. Комиссией всем обратившимся было отказано в таких изменениях. В личной беседе с председателем Комиссии Западного военного округа по поводу разъяснения позиции Министерства обороны по данной ситуации он объяснил, что Комиссия, вынося решение по данному вопросу, чётко руководствуется ФЗ №5 «О ветеранах» ст.3, п.1, пп.6. Также он добавил, что, выступая в судах в качестве ответчика от МО, ещё не проиграл ни одного суда, в которых ветераны боевых действий в Афганистане - служащие СА СПб и Лен.обл. пытались обжаловать решение комиссии. Однако у нас есть сведения, что в некоторых регионах РФ суды выносили решения по данному вопросу в пользу истца. К примеру, в республике Марий Эл, Йошкар-Олинский городской суд. Некоторые выдержки из решения суда: На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Трофимова М.Н. непосредственно проходила службу в Советской Армии, направлена на работу военным комиссариатом, а не гражданским министерством, учреждением или ведомством, состояла в штате войсковой части, и принимала участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в Республике Афганистан. В связи с чем относится к категории ветеранов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах». Трофимовой М.Н. выдано удостоверение о правах и льготах, установленных п. 3 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Однако при рассмотрении дела установлено, что Трофимова М.Н. относится к категории ветеранов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах». В связи с чем, имеет право на льготы, указанные в п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Признать за Трофимовой М.Н. статус ветерана боевых действий в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Обязать Министерство обороны Российской Федерации Объединенное стратегическое командование Центрального Военного округа выдать Трофимовой М.Н. удостоверение ветерана боевых действий по п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Судья М.А. Гринюк Мотивированное решение составлено 3 апреля 2012 года. Речь идёт о медицинской сестре, служащей СА, которая в период 1983-1985г работала (служила) в Афганистане, в войсковой части (военно - полевом госпиталь), которая вела боевые действия. Вывод В связи с вышеизложенным прошу Генеральную прокуратуру рассмотреть вопрос законности или незаконности отмены большей части льгот служащим СА – участникам боевых действий в Афганистане. По нашему мнению принятие ФЗ № 5 «О ветеранах» с настоящими поправками нарушает ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ. Или настоящий закон дает возможность трактовать его статьи по-разному? С уважением Полковник в отставке, ветеран боевых действий, инвалид войны, член Совета Межрегиональной общественной организации «Союз советских офицеров». Козлов В.А.

В статье рассматриваются отдельные вопросы, связанные с установлением социальных льгот ветеранам боевых действий из числа служащих Советской Армии, осуществлявших тыловое обеспечение войсковых частей в .
Недостаточная правовая регламентация их статуса дает военным комиссариатам широкое усмотрение при отнесении их к той или иной льготной категории.

Ключевые слова: ветераны боевых действий, меры социальной поддержки, льготы.

Issues of social regulation of certain categories of veterans of combat operations of the Soviet Army effectuated rear services support of troops in Afghanistan
O.N. Savostyanova

In the article the single questions connected with the establishment of social privileges to veterans of operations, from among the employees of the Soviet Army who were carrying out the logistic support of the bodies in Afghanistan are considered.
The insufficient legal regulation of their status gives to the military commissariats a wide discretion at their reference to this or that preferential category.

Key words: veterans of operations, measures of social support, privilege.

Современное состояние российского общества и государства характеризуется совокупностью различных политических и социально-экономических проблем, и к наиболее острым из них относятся вопросы социальной защиты военнослужащих, ветеранов боевых действий, локальных конфликтов и членов их семей.
Как отмечает помощник военного комиссара И. Пименов, в целом качество проводимых социальных программ по отношению к защитникам Родины создает все больше проблемных вопросов, чем ответов на них <1>.
——————————–
<1> Пименов И. Обязательность и привлекательность службы - залог безопасности страны // Военно-юридический журнал. 2007. N 10. С. 27.

В данной статье мы хотим затронуть тему, касающуюся отдельной категории граждан из числа ветеранов боевых действий. Речь пойдет о выживших на войне гражданских специалистах, направлявшихся в республику Афганистан по линии Министерства обороны, оформлявших документы в военкоматах, дававших подписки о неразглашении военных тайн и принимавших торжественные воинские присяги. Это те, кто был направлен в Афганистан от Министерства обороны и работал служащими, переводчиками, водителями, машинистами, строителями, поварами и др. Многие из них погибли или пропали без вести.
Только по данным сетевой Всероссийской группы "Афганушки" насчитывается 79 фамилий погибших мужчин и 54 фамилии погибших женщин - вольнонаемных от Министерства обороны. Многие из погибших даже не награждены <2>.
——————————–
<2> См. также: Как предали женщин-афганок. URL: http://www.kp.ru.

Сегодня со всей остротой встает проблема социального регулирования указанной категории граждан. Ввиду того что законодательное урегулирование их правового статуса недостаточно четко определено законодателем, свое право на получение мер социальной поддержки им приходится подтверждать в суде.
Прежде всего отмечу, что ветераны боевых действий реализуют свои права на льготы на основании Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закона "О ветеранах") <3>. О праве на льготы ветеранам боевых действий выдается удостоверение либо свидетельство, образец которого утвержден до 1 января 1992 г. Согласно Постановлению Правительства РФ N 763 утверждается единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета такого удостоверения <4>.
——————————–
<3> Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" // Российская газета. 25 января 1995 г. N 19.
<4> Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" // Российская газета. 25 декабря 2003 г. N 259.

Тем не менее единый бланк удостоверения еще не означает единый список льгот для всех ветеранов боевых действий. Так, согласно Постановлению Правительства N 763 при заполнении в удостоверении ВБД пустой строки после слов "Предъявитель настоящего удостоверения имеет права и льготы, установленные пунктом" делается запись "1", если предъявитель относится к лицам, указанным в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах", или запись "2", если предъявитель относится к лицам, указанным в подп. 5 п. 1 ст. 3 данного Закона, или запись "3", если предъявитель относится к лицам, указанным в подп. 6 п. 1 ст. 3 данного Закона "О ветеранах".
Таким образом, условно можно разделить ветеранов боевых действий на три льготных категории, перечень льгот в которых существенно различается.
В связи с обозначенной проблемой нас интересуют две льготные категории ветеранов боевых действий. Это первая категория, к которой относятся в числе прочих лица, указанные в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, и третья категория, к которой относятся (в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах") лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
В свою очередь отмечу, что список льгот для ветеранов боевых действий по третьей категории значительно уже по сравнению с первой льготной категорией. Им выдается удостоверение ветерана боевых действий без мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов первой категории, то есть без права на льготы: пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий; установление льгот в виде 50-процентной оплаты жилья; внеочередное оказание медицинской помощи; обеспечение протезами и др. (в соответствии с пунктом 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах").
А теперь для сравнения приведем список льгот, положенных ветеранам боевых действий третьей категории. Это (при наличии медицинских показаний) преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации; преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установка квартирного телефона; использование ежегодного отпуска в удобное для них время (в соответствии с пунктом 3 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах").
Как видим, разница существенная. Кроме того, как справедливо отмечает Е.И. Петрова, меры, перечисленные в третьей льготной категории, давно потеряли свою актуальность либо в силу определенных причин не применяются. Например, такие меры, как первоочередная установка квартирного телефона, преимущество при вступлении в жилищные, гаражные кооперативы, в современных условиях значительно устарели <5>.
——————————–
<5> Петрова Е.И. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий: мифы законодательства и реальность // Пермский конгресс ученых-юристов: Тезисы докладов международной научно-практической конференции (г. Пермь, Пермский университет, 22 октября 2010 г.). Пермь, 2010. С. 467, 468.

Чем же обусловлены такие различия? Определение критериев для отнесения граждан к той или иной категории ветеранов боевых действий является прерогативой законодателя. Реализуя свои полномочия по установлению мер социальной поддержки для ветеранов, законодатель вправе определять условия отнесения к различным категориям ветеранов боевых действий лиц исходя из условий их службы, работы, заслуг перед отечеством, важности и сложности выполняемых задач, а также условий их выполнения.
Между тем не совсем ясным остается правовое положение граждан - гражданских специалистов, направляющихся в республику Афганистан по линии Министерства обороны, оформляющих трудовые договоры с войсковыми частями. Относить ли их к числу служащих Советской Армии - к работникам Министерства обороны (то есть к первой категории) или к рабочим и служащим гражданских учреждений, направлявшихся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года (к третьей категории)?
Полагаем, что, поскольку указанные граждане направлялись для работы на должностях гражданского персонала Советской Армии, трудовой договор ими заключался с воинской частью; таким образом, они являлись работниками, а Министерство обороны - работодателем. Поэтому они подпадают под первую льготную категорию.
Однако военные комиссариаты при установлении льгот относят их не к первой категории, в числе которых сотрудники Министерства обороны, указанные в подп. 1 п. 1 ст. 3 "О ветеранах", а к третьей категории, то есть к числу рабочих или служащих, направлявшихся на работу в Афганистан в качестве вольнонаемных работников от гражданских учреждений (подп. 6 п. 1 ст. 3 "О ветеранах"). Вот и получается, что они ветераны боевых действий, но без мер социальной поддержки.
Сложилась абсурднейшая ситуация: солдат-санитар был на войне, а санитарка, которая ухаживала за ранеными, подвергая свою жизнь такой же опасности? Солдат-прачка был на войне, а девочка-прачка, стиравшая, гладившая, штопавшая в той же самой прачечной? Начальник военно-полевого банка был на войне, а его гражданские бухгалтеры и ревизоры? И так далее, далее, далее по многим специальностям.
Тем, среди которых половина раненых и контуженных, в России приходится добиваться положенных им по закону льгот в суде. До недавнего времени суды признавали за этими гражданами статус ветерана боевых действий по первой категории и право на положенные меры социальной поддержки.
В качестве примера можно привести решение по гражданскому делу N 2-786-07. Гр. М. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Московского района г. Чебоксары, Военному комиссариату Чувашской республики о признании статуса ветерана боевых действий на основании подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах", указывая на то, что 25 февраля 2005 года она обратилась в Военные комиссариаты Московского района г. Чебоксары с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий, определении ее статуса и категории ВБД. Военный комиссариат отказал, сославшись на Приказ Министерства обороны РФ N 77-2004, указав на то, что удостоверения выдаются только лицам, выполнявшим задачи в Чеченской Республике, тем самым нарушив права истицы на социальную защиту согласно Закону "О ветеранах". Истица работала в качестве врача-лаборанта инфекционного отделения по трудовому договору в воинской части 94131 республики Афганистан. На основании Постановления Совета Министров СССР от 4 октября 1990 года N 892 ей было выдано удостоверение для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в республику Афганистан. Однако М. полагает, что она является работником Министерства обороны СССР, поскольку трудовой договор был заключен воинской частью 94131, т.е. она являлась работником, а Министерство обороны - работодателем в лице командира части.
Суд удовлетворил исковые требования М., признав за ней статус ветерана боевых действий в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах", и обязал военный комиссариат выдать ей удостоверение, подтверждающее право М. на положенные льготы (по п. 1 ст. 16 Закона "О ветеранах") <6>.
——————————–
<6> Решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской республики от 27 марта 2007 г. по гражданскому делу N 2-786-07.

При этом суд обратил внимание на то, что М. состояла в штате войсковой части, она поименована в приказе командира войсковой части в качестве служащей Советской Армии в войсковой части, которая принимала участие в боевых действиях в период ее работы. Поэтому никаких дополнительных документов, подтверждающих ее личное участие в боевых действиях, не требуется.
Однако с 15 октября 2012 г. действует новый Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства обороны РФ N 2288 <7>. Пунктом 9 указанного Порядка предусмотрено, что к обращению для получения удостоверения ветерана боевых действий лицами, принимавшими участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в местах боевых действий, в том числе и в Афганистане, прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
——————————–
<7> Приказ Минобороны РФ от 11 августа 2012 г. N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" // Российская газета. 5 октября 2012 г. N 230.

Исходя из смысла данного Приказа теперь для выдачи удостоверения ветерана боевых действий по п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" необходимы доказательства фактического участия лица в боевых действиях, что может быть подтверждено приказами, архивными справками, иными доказательствами.
Полагаем, что теперь, с вступлением в силу нового Порядка, установленного Приказом Министерства обороны N 2288, вышеуказанная категория граждан, осуществлявшая тыловое обеспечение военнослужащих в Афганистане, даже через суд не сможет добиться своих прав на меры социальной поддержки.
В частности, именно на положения Приказа N 2288 сослался суд, отказывая в иске гр. Т., работавшей в Афганистане в период боевых действий машинисткой, об обязанности выдать ей удостоверение ветерана боевых действий взамен удостоверения для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Афганистан.
Как указал суд, в представленной в деле архивной справке от (…) 2010 года не содержится сведений об участии Т. в боевых действиях на территории республики Афганистан. Сам по себе факт зачисления Т. в списки части, участвовавшей в боевых действиях, без подтверждения факта непосредственного участия Т. в боевых действиях не может служить основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий по п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" <8>.
——————————–
<8> Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики - Чувашии от 1 апреля 2013 г. по делу N 33-1105/2013.

Мы считаем, что необходимо на законодательном уровне урегулировать поднятый нами вопрос, предоставив служащим Советской Армии, работникам Министерства обороны, состоявшим в штате войсковых частей (принимавших участие в боевых действиях), т.е. тем, кто осуществлял тыловое обеспечение войсковых частей в Афганистане, одинаковые социальные льготы наряду с теми лицами, кто фактически принимал участие в боевых действиях.
Законодателю необходимо дополнить положения подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах", уточнив статус указанной категории граждан - гражданских специалистов, направлявшихся в места боевых действий от Министерства обороны, оформлявших трудовые договора в военкоматах.
Для обозначения данной категории граждан можно предложить формулировку, указанную в п. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации": "граждане, направляемые для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (дополнить служащих Советской Армии), других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований". Данную категорию граждан необходимо включить в подп. 1 п. 1 ст. 3 Закона "О ветеранах".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 октября 2000 года N 13-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, Определение от 27 июня 2005 года N 231-О по жалобе гражданина К.А. Галеева).
Некоторые правоведы настаивают на обязательном формировании специального института государственной ответственности за нарушение социальных гарантий и компенсаций, положенных по закону военнослужащим. Однако, как подчеркивает полковник юстиции, к.ю.н. Е.Г. Воробьев, нормативное закрепление и социализация института ответственности государства перед гражданским обществом и отдельными гражданами в нашей стране находится лишь в зачаточном состоянии <9>.
——————————–
<9> Воробьев Е.Г. Бесквартирные распоряженцы: Конституционный Суд оградил их от огульного уголовного преследования, но неопределенная по срокам добровольно-принудительная служба без полного денежного довольствия сохранена в неизменном виде // Военно-юридический журнал. 2012. N 2. С. 17.

Мы все-таки надеемся, что социальный статус этих граждан, так много сделавших для нашего отечества и рисковавших своей жизнью, наконец будет более четко определен на уровне федерального законодательства, чтобы у чиновников уже не было способа истолковывать законы, как им угодно.

Литература

1. Как предали женщин-афганок. URL: http://www.kp.ru.
2. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" // Российская газета. 25 января 1995 г. N 19.
3. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" // Российская газета. 2003. 25 дек. N 259.
4. Приказ Минобороны РФ от 11 августа 2012 г. N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" // Российская газета. 2012. 5 октября. N 230.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", статьи 1 Федерального закона "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и пункта 7 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи с запросом Майнского районного суда Ульяновской области, а также жалобами граждан Е.Е.Насоновой и Н.П. Ярушиной" // Российская газета. 2000. 31 октября. N 210.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан" // Российская газета. 2004. 15 июня. N 124.
7. Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 г. N 231-О "По жалобе гражданина Галеева Конспая Амамбаевича на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Российская газета. 2005. 19 июля. N 155.
8. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики - Чувашии от 1 апреля 2013 г. по делу N 33-1105/2013 // СПС "Гарант".
9. Решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской республики от 27 марта 2007 г. по гражданскому делу N 2-786-07.
10. Воробьев Е.Г. Бесквартирные распоряженцы: Конституционный Суд оградил их от огульного уголовного преследования, но неопределенная по срокам добровольно-принудительная служба без полного денежного довольствия сохранена в неизменном виде // Военно-юридический журнал. 2012. N 2. С. 10 - 19.
11. Петрова Е.И. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий: мифы законодательства и реальность // Пермский конгресс ученых-юристов: тезисы докладов международной научно-практической конференции (г. Пермь, Пермский университет, 22 октября 2010 г.). Пермь, 2010. С. 466 - 468.
12. Пименов И. Обязательность и привлекательность службы - залог безопасности страны // Военно-юридический журнал. 2007. N 10. С. 27 - 28.

Савостьянова Ольга Николаевна, адвокат Коллегии адвокатов "Адвокат".

В соответствии со ст. 68 Закона СССР о всеобщей воинской обязанности военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод и несут все обязанности граждан, предусмотренные Конституцией СССР См.: Справочник по законодательству для офицеров советской армии и флота. - М.: ВИ, - 1988. - С.43.. В то же время весьма важно положение, сформулированное в ч. 2 ст. 68 Закона о всеобщей воинской обязанности: Права и обязанности военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, вытекающие из условий воинской службы, устанавливаются настоящим Законом и воинскими уставами. Это положение является, по существу, юридическим основанием для распространения на военнослужащих и приравненных к ним лиц военного законодательства, т.е. комплекса правовых актов и норм, регулирующих специфические общественные отношения, возникающие по поводу комплектования Вооруженных Сил СССР, управления ими, прохождения военной службы, обеспечения военнослужащих различными видами довольствия и льготами, проведения мер по поддержанию в войсках на должном уровне воинской дисциплины и правопорядка, привлечения военнослужащих к юридической ответственности за совершение правонарушенияСм.: Артамонов Н.В. Правовой статус военнослужащих в СССР. // Советское государство и право. - 1983 - №5. - С.19-27..

К числу военно-правовых актов, содержащих такие нормы, относятся Закон СССР о всеобщей воинской обязанности; общевоинские уставы; Положения о прохождении военной службы, о различных видах натурального и денежного довольствия военнослужащих, о льготах, пенсиях и пособиях военнослужащим и их семьям, законодательные акты о юридической ответственности военнослужащих. Очевидно, что вопросы, решаемые этими актами и нормами, охватывают весьма существенные стороны жизни, быта и деятельности военнослужащих и в значительной мере характеризуют их правовое положение. В результате, с одной стороны, на военнослужащего распространяются нормы общего законодательства, и потому он обладает правами и несет обязанности граждан СССР вообще, а с другой - в отношении него действует специальное военное законодательство, которое в силу особенностей военной службы (в частности, ее обязательности принятия военнослужащими военной присяги, наличия у них персональных воинских званий, безусловности воинского повиновения, специфичности порядка защиты военнослужащими их личных прав, повышенной ответственности за правонарушения и др.) предусматривает для военнослужащих не только дополнительные права (например, на специальные льготы), но и неизбежно - дополнительные обязанности. Их исполнение нередко сопряжено и с допущением определенных изъятий из комплекса личных прав воина как гражданина, но лишь таких, которые объективно обусловлены спецификой военной организации, особым характером военной службы и не иначе как в случаях, прямо предусмотренных законом. Внутренними потребностями военной службы вызываются, например, известные ограничения при реализации права на выбор рода занятий, па образование и отдых, подачу жалобы, на свободу передвижения и некоторых других общегражданских прав и свобод. Такого рода ограничения не касаются политических прав и свобод военнослужащих, имеют временный характер (на период военной службы) и в какой-то мере компенсируются предоставлением военнослужащим установленных законом льгот. Реализуя, например, свое конституционное право на выбор рода занятий при поступлении в военно-учебное заведение соответствующего профиля, военнослужащий вместе с тем не пользуется, в отличие от рабочего и служащего, безусловным правом на увольнение из Вооруженных Сил и даже из данной воинской части по собственному желаниюСм.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. - М., 1984. - С.14-15..

Осуществляя свое право на образование, военнослужащие (кроме срочнослужащих) с разрешения командиров (начальников) могли поступать практически в любое гражданское высшее учебное заведение, при том, однако, условии, чтобы его профиль соответствовал (был родственным) военно-учетной специальности, а обучение в нем способствовало бы повышению уровня военных и специальных знаний. Специфика правового положения военнослужащих в значительной мере определяется наличием института льгот, компенсаций и гарантий, предоставляемых в связи с выполнением воинской обязанности. Льготы, рассматриваемые как установленные законом преимущества, обусловлены трудностями и другими особенностями условий жизни, с которыми неизбежно сопряжена военная служба, особенно в настоящее время, когда предъявляются повышенные требования к качеству выполнения воинских обязанностей.

Предусмотренные военным законодательством компенсации обусловливаются связанными с военной службой обстоятельствами, вызывающими необходимость дополнительных материальных расходов со стороны военнослужащего, чрезмерных затрат его энергии, влекущих опасность определенного ухудшения здоровья.

Законодательством установлен специальный порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений; и жалоб военнослужащих. Суть его сводилась с одной стороны, к некоторым особенностям порядка реализации права на жалобу (установление исключительно административного порядка подачи жалобы)См.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. С.17-18..

Немало особенностей присуще и такому компоненту правового положения военнослужащих, как юридическая ответственность, Наиболее специфичными являются дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность.

Существенной особенностью статуса военнослужащих является и своеобразная система организационно-правовых гарантий реализации их прав и обязанностей. Эта система, в частности, включает такой характерный компонент, как уставная обязанность всех прямых начальников, с одной стороны, вникать в быт и нужды подчиненных и помогать им, а с другой - требовать от них соблюдения Конституции СССР и советских законов, точного и своевременного выполнения воинских уставов, служебных обязанностей, строго взыскивать с нерадивых. В свою очередь, подчиненные обязаны беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, содействовать им в поддержании порядка и дисциплины.

Таким образом, нормы об общегражданских, в том числе конституционных правах и обязанностях военнослужащих существенно конкретизированы нормами военного законодательства, что позволяет говорить о статусе военнослужащих как об одном из специфических правовых статусов.

Нормы о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих не охватываются какой-либо одной конкретной отраслью права, а принадлежат к специальной комплексной составной части советского военного законодательстваСм.: Основы советского военного законодательства. - М.: 1973. - С.43-45.. Поэтому нет оснований говорить об отраслевом характере правового статуса военнослужащих. Его целесообразней именовать специальным правовым статусом особого рода и выделить в нём следующие составные части: общую, относящуюся к правовому статусу любого гражданина СССР; специальную (совокупность военно-служебных прав и обязанностей); особенную (комплекс черт, характеризирующих правовое положение отдельных категорий военнослужащих); и единичную, т.е. включающую в себя особенности правового положения каждого конкретного военнослужащегоСм.: Военно-административное право: Учеб. пособ. / Под ред. А.Е. Лунева. - М.: ВИ, 1970. - С.84-85..

Общегражданская часть статуса, ядром базы которой является совокупность соответствующих конституционных норм, основывается на общем законодательстве, а военно-служебная - на нормах военного законодательства.

Но статус военнослужащего - не результат простого (механического) соединения первой части со второй. В рамках его имеет место диалектическое взаимодействие частей. Именно в силу такого взаимодействия конституционное или иное общегражданское право, свобода или обязанность военнослужащего, будучи конкретизированы нормами военного законодательства, в стадии реализации могут выступать в несколько измененном виде, учитывающем специфику их действия в Вооружённых Силах. Характерно, что само это изменение предопределено прежде всего, нормами общего законодательства. Главным образом ст. 62 и ст. 63 Конституции СССР, установившими для советских граждан священный долг по защите Отечества и почетную обязанность - служить в рядах Вооружённых Сил. Как скоро военнослужащий, в отличие от не военнослужащего, непосредственно реализует этот долг и эту обязанность, для него возникают и определенные юридические последствия, влияющие на содержание правового статуса.

Таким образом, дальнейшее развитие правового статуса советских военнослужащих характеризовалось всё возрастающим и разноплановым учетом особенностей военной службы (в том числе в плане дифференциации самого статуса) при одновременном сохранении за военнослужащими основных конституционных, и иных общегражданских прав, свобод и обязанностей. Именно такое развитие этого важного правового института обеспечило его благотворное влияние на качество выполнения гражданами СССР воинской обязанности и гарантировало их общие с другими гражданами основные права и свободыСм.: Хоменок Ф.А. Советская военная служба. // Советское государство и право. - 1979. - №5. - С.36-43..

В Министерстве обороны Российской Федерации наравне с военнослужащими ведет профессиональную служебную деятельность гражданский персонал на основе контракта с главой ведомства обороны или его представителями, а также по трудовому договору, срочному или бессрочному, между работником и работодателем в лице начальника учреждения МО. Чтобы разобраться в статусе гражданского персонала в ВС РФ, есть смысл погрузиться в историю вопроса.

Появление гражданских служащих в армии и на флоте относится к концу XVIII века, в те времена их называли классными чиновниками. Они были упразднены после Великой Октябрьской революции.

“ Уже через 5–10 лет в институтах Минобороны останутся одни руководители, разрабатывать проекты Государственных программ вооружения будет некому ”

В приказе Реввоенсовета № 12441 от 2 октября 1924 года, то есть приходящемся на период становления Советского Союза, упоминаются лица, исполняющие свои трудовые обязанности в военных организациях. Эта категория именовалась «вольнонаемный состав» и «вольные работники». Их правовой статус определялся только нормами трудового законодательства. Он никак особо не оговаривался в Кодексе законов о труде 1918 и 1922 годов.

Директивой ГШ СА № ОРГ 1/23 от января 1953 года понятие «вольнонаемный состав» было заменено на «рабочие и служащие Советской армии и Военно-морского флота СССР», поскольку применявшееся ранее понятие устарело и перестало отвечать сложившимся экономическим отношениям. Поступавшие на работу принимали аналог воинской присяги – торжественное клятвенное обещание строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать установленный законами и руководством порядок, добросовестно и честно выполнять свои обязанности. При этом правовой статус по-прежнему определялся только нормами трудового законодательства. В КЗоТе РСФСР 1972 года такая категория работников, как рабочие и служащие Советской армии и Военно-морского флота СССР, не упоминалась. Несмотря на вышеуказанные ограничения и обязательства, служить и работать в Вооруженных Силах считалось престижным, поскольку в воинских частях, на предприятиях и в организациях, непосредственно обеспечивающих постоянную боевую готовность, предусматривалось повышение должностных окладов и ставок. Лучшие гражданские специалисты по распределению Главного управления кадров Минобороны получали направление на работу в ведомственные НИИ, где зарплата младшего научного сотрудника составляла 120–160 рублей в месяц, тогда как в гражданском секторе – 110–120. Служащие Советской армии, имевшие ученую степень кандидата наук, на должности старшего научного сотрудника могли получать до 300 рублей в месяц, что было сравнимо с денежным содержанием в том же НИИ майора на должности младшего научного сотрудника.

Лейтенант ценнее доктора

Фото: google.com

Когда не стало СССР, зарплата рабочих и служащих Российской армии часто задерживалась на два-три месяца, многие гражданские специалисты вынужденно уходили торговать на рынке, чтобы прокормить себя и семью. В приказе № 85 главы военного ведомства «О мерах по укреплению в Вооруженных Силах Российской Федерации законности в трудовых отношениях» (от 23.02 1996) и законе «Об обороне» (от 31.05.1996) появилось понятие «гражданский персонал», под которым понимается личный состав, комплектуемый как гражданами РФ, так и иностранцами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях ВС РФ.

В ТК РФ 2002 года впервые прописаны особенность труда лиц в организациях ВС (ст. 349) и необходимость установления особых условий оплаты, дополнительных гарантий и льгот, предоставление которых определяется исходя из задач работодателя. Однако до настоящего времени на уровне федерального правительства не принят специальный закон об особенностях регулирования труда гражданского персонала.

Сложившиеся на сегодня «особые условия оплаты, дополнительные гарантии и льготы» в действительности выглядят следующим образом. В 2001 году отменили 25-процентную надбавку за работу в Вооруженных Силах РФ. Технический персонал в НИИ Минобороны, имея должностной оклад шесть-семь тысяч рублей, на руки со всеми премиями и льготами за секретность и максимальный стаж работы получает зарплату 10–13 тысяч. При этом прожиточный минимум для трудоспособного населения на 2017 год составляет более 10 тысяч рублей. Недавний выпускник гражданского вуза на должности младшего научного сотрудника с окладом около семи тысяч получает не более 8–10 тысяч рублей в месяц. Если сравнить с военнослужащими, складывается следующая картина: ведущий научный сотрудник с ученой степенью доктора наук, имея максимальные надбавки за секретность и стаж работы, вместе с премиями получает около 40 тысяч рублей в месяц, что в полтора раза меньше денежного довольствия старшего лейтенанта на должности младшего научного сотрудника в том же НИИ. Таким образом, особые условия оплаты труда в реальности привели к тому, что гражданский персонал ВС РФ оказался нищей, наиболее обездоленной частью трудящихся России.

Возвращаясь к статье 349 ТК РФ, справедливости ради отметим, что в части обеспечения «дополнительных гарантий и льгот» правительственным Постановлением № 1141 от 1 октября 1998 года некоторым категориям гражданского персонала установлены надбавки за работу в опасных для здоровья условиях труда. Перечень нормативных документов, издаваемых на различных уровнях, достаточно широк, но большую их часть составляют акты Министерства труда и социального развития и приказы Минобороны.

Особенности труда гражданского персонала во многом предопределены правовым положением другой стороны трудовых отношений – работодателя, его представителей, в большинстве своем являющихся военнослужащими. Правовое регулирование труда таких работников в части ограничений их прав предусмотрено статьей 413, а) ТК РФ – пункт о недопущении забастовок.

Альтернативная гражданская служба гарантирована Конституцией и урегулирована федеральным законом № 113-Ф3 от 25.06.2002 «Об альтернативной гражданской службе» и касается граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Она предоставляется по заявлению признанного годным для несения основной службы в ВС призывника о замене военной службы на альтернативную гражданскую, которая представляет собой специфическую трудовую деятельность на благо государства и связана с принудительными неквалифицированными видами работ в течение 18 месяцев. Количество призывников, воспользовавшихся в стране альтернативной гражданской службой в 2014 году – около шести тысяч человек.

Подай, принеси, спой

Самая многочисленная, представляющая основной состав категория гражданского персонала – лица, работающие на основании трудового договора. Они получают зарплату на основании приказов министра обороны. Эта часть гражданского персонала неоднородна по своему составу и включает руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих. В отличие от военнослужащих гражданский персонал в воинских частях выполняет, как правило, вспомогательные функции по обеспечению повседневной деятельности ВС РФ, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Он занят работами по медицинскому и бытовому обслуживанию войск, их материально-техническому обеспечению, принимает участие в ремонтно-строительных, культурно-досуговых и других видах обслуживающих работ. В целом такая деятельность заключается в исполнении обязанностей, необходимых для создания нормальных условий службы, но непосредственно не связанных с обороноспособностью и безопасностью страны.

Таким образом, в ВС РФ соответствующими федеральными законами определен статус военнослужащих (ФЗ № 76 «О статусе военнослужащих»), государственных гражданских служащих (ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу (ФЗ № 113 «Об альтернативной гражданской службе»). И только статус работающих на основании трудового договора никаким федеральным законом не установлен. Несмотря на то, что в законодательстве отсутствует определение понятия «гражданский персонал», этот термин широко используется в различных нормативных правовых актах, характеризующих их правовой статус, в том числе в указах президента и в постановлениях правительства РФ.

Наука на подхвате

Необходимо отметить, что помимо упомянутых выше категорий в Министерстве обороны трудятся гражданские научные работники, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности страны. К какой же категории гражданского персонала они относятся? Согласно данному выше определению – ни к какой! Вопрос, почему Минобороны и правительство сочли целесообразным включить гражданских научных работников в разряд обслуживающего персонала, остается без ответа.

К великому сожалению, такое определение и правовое положение вместо улучшения привело к ухудшению условий их труда и быта. Гарантии, предоставляемые указанными выше подзаконными нормативными актами, а также предусмотренные механизмы обеспечения условий достойной жизни ничем не подкреплены.

Яркий пример – появление в период массовых отпусков приказа № 327 от 6 июня 2016 года «О признании утратившим силу приказа министра обороны Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 120». Напомним, что согласно приказу № 120 научным работникам бюджетных организаций МО РФ, имеющим ученую степень, ежегодно вместо 28 календарных дней (по правительственному постановлению № 949 от 12.08.1994) предоставлялись оплачиваемые отпуска продолжительностью 48 рабочих дней докторам наук и 36 – кандидатам. Правовому департаменту МО РФ понадобилось целых три месяца для разъяснения того, что постановление правительства является нормой прямого действия и издания правового акта Минобороны России по регулированию указанного вопроса не требуется. Другой пример – президентский указ № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», согласно которому правительство должно обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы научных сотрудников до 200 процентов от средней в соответствующем регионе. Получается, что труд гражданских научных работников в регионах должен меньше цениться, чем в столичных НИИ Минобороны. А что касается заработной платы, непонятно, как собираются выполнить указ президента, если ее индексация не производилась достаточно долго и в 2017 году, как следует из выступлений официальных лиц, повышение окладов гражданского персонала не ожидается.

Назрела острая необходимость разработки отдельного законодательного акта о гражданских научных работниках в Минобороны. Их социальный, правовой статус и условия трудовой деятельности должны быть оговорены. Актуальность решения вопроса обусловлена тем, что гражданские специалисты, работающие в научно-исследовательских учреждениях Минобороны, непосредственно заняты перспективными средствами и системами вооружения. Утверждать, что они обеспечивают деятельность военнослужащих, по меньшей мере оскорбительно и несправедливо. Нельзя гражданских научных работников приравнивать к денщикам. Нынешнее правовое положение указанной категории гражданских специалистов, не имеющей практической возможности карьерного роста, унизительно, что привело к массовому их оттоку из научно-исследовательских учреждений.

К настоящему времени во всех НИИ Минобороны России число военнослужащих сокращено до минимума. Основной состав научных сотрудников институтов – военные пенсионеры и гражданские специалисты, в свое время направленные ГУК МО по окончании вузов. Из года в год стареет научный коллектив, притока молодежи нет и в ближайшее время не предвидится. Нет желающих работать с мизерным окладом на должности младшего научного сотрудника. Накопленные старшим поколением знания некому передавать. Уровень научных разработок падает. При таком положении скоро, уже через 5–10 лет в НИИ Минобороны России останутся одни руководители, некому будет прогнозировать развитие систем ВВТ, разрабатывать проекты Государственных программ вооружения, заниматься обоснованием направлений военного строительства.

Вернуть ученых в институты

VII съезд Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России особо отметил, что существующего законодательства о труде недостаточно.

Предлагается:

  • разработать положение о статусе лиц гражданского персонала, работающих на основании трудового договора в ВС РФ, которое в определенном смысле должно соответствовать положению о статусе военнослужащих;
  • определить законодательно статус гражданских научных работников НИИ Минобороны. Они не могут быть в роли обслуживающего персонала. В качестве вариантов предлагается установить для них статус государственных гражданских служащих или особый, новый статус – гражданских научных работников ВС РФ;
  • увеличить должностные оклады лицам из числа гражданского персонала не менее чем в три раза для того, чтобы работа в Минобороны стала престижной, а условия жизни – выше уровня прожиточного минимума.

Времени для принятия важных решений немного, может случиться непоправимое – полная потеря научных кадров Министерства обороны. И тогда для исправления ситуации понадобятся десятки лет.

Справка «ВПК»

В настоящее время численность ВС РФ – около 1,8 миллиона человек, среди них около 800 тысяч – гражданский персонал, который наравне с военнослужащими относится к личному составу ВС РФ и делится на три категории:

1. Федеральные государственные гражданские служащие, взявшие на себя обязательство по прохождению гражданской службы на должностях государственной гражданской службы в ВС РФ.

2. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.

3. Лица, работающие на основании трудового договора в воинских частях и иных военных формированиях.

Профессиональная служебная деятельность федеральных государственных служащих регулируется не только законодательством о труде, но и законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (№ 79-ФЗ от 27 июля 2004 года). В нем установлены особенности ее осуществления по сравнению как с военной службой, так и с трудом других работников из числа гражданского персонала. Немногочисленная категория федеральных государственных гражданских служащих, как и в царской России, является классными чиновниками, имеет униформу, систему знаков различия и разделена на пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие государственные должности государственной службы) и 16 классов (чинов). Младшая группа соответствует унтер-офицерскому уровню военных чинов, старшая группа приравнена к младшим офицерам, ведущая – примерно соответствует старшим офицерам, главная – соответствует генерал-майору и высшая группа приравнена к армейскому генералитету. Низшим чином в представленной иерархии является секретарь третьего класса, высшим – действительный государственный советник РФ первого класса. Деятельность государственных гражданских служащих направлена на реализацию управленческих функций на должностях центральных органов военного управления ВС РФ.

#статус гражданских служащих #КЗОТ #НИИ Минобороны РФ #месячный оклад #VII Съезд Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил