Психологические тесты для 6 летнего ребенка

Тесты

«Первый раз в первый класс»

для детей 6-7 лет

Составитель: Степкина С.В., преподаватель ХШМиЮ «Дубна».

2015 г.

Задание 1: тест на исследование зрительного восприятия.

Значение : определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого материала.

Процедур а: ребенку поочередно показывают таблички с изображением предметов.

Задание ребенку: скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?

Обработка результатов:

Высокий уровень: ребенок правильно нашел все фигуры (круг, треугольник, прямоугольник)

или допустил 1-2 ошибки – (8-6 баллов)

Средний уровень – ребенок допустил 3-4 ошибки (5-4 баллов)

Низкий уровень – 5 ошибок и более (до 3 баллов)





Задание 2: тест на исследование слухового восприятия.

Процедура : ребенку диктуется предложение

«Саша встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу».

Задание ребенку: перескажи порядок действий Саши.

Обработка результатов:

Высокий уровень: безошибочный ответ (5 баллов)

Средний уровень: 1-3 ошибки (3 балла)

Низкий уровень: более 3 ошибок (2 балла)

Саша встал

умылся

позавтракал

взял портфель

пошел в школу

Задание 3: тест на выявление уровня развития внимания.

Процедура: ребенку предлагается в течение 5 минут вычеркивать на полученном бланке в каждой строчке ту букву, с которой она начинается.

Задание ребенку: найди и вычеркни в 1 строчке букву В.

Найди во 2 строчке ту букву, с которой она начинается.

Обработка результатов:

Хорошее внимание – просмотрено 400 знаков и более.

Высокая степень концентрации внимания – допущено 5 и менее ошибок.

Низкий уровень сосредоточенности – допустил множество ошибок.



Задание 4: проверка объема зрительной памяти.

Процедура: ребенку предъявляются 10 картинок с изображением различных предметов (каждая картинка демонстрируется 5-6 секунд).

Задание ребенку: назови предметы, которые ты запомнил (порядок значения не имеет).

Обработка результатов:

Хорошо – 8-10 картинок

Удовлетворительно – 5-7 картинок

Неудовлетворительно – меньше 5 картинок

За 1 картинку присваивается 1 балл













Задание 5: проверка объема слуховой памяти.

Процедура: ребенка просят запомнить слова, которые ему затем медленно читаются.

Задание ребенку: повтори слова, какие запомнил.

Кит, лук, кот, еда, день, хвост, сон,

мышь, суп, стул.

Обработка результатов:

Хорошо (4-5 баллов) – запомнил с 1 раза 4-5 слов, а 10 после 3-5 повторов.

Очень плохо (2 балла) – не может запомнить слова после 6-7 повторов.

Задание 6: оценка особенностей мышления.

(умение планирования своей деятельности и контроля ее результата)

Процедура: ребенку предъявляется рисунок и в игровой форме объясняется задание.

Задание ребенку: Посмотри на этот дом. В нем 6 этажей.

На каждом этаже 3 комнаты. В каждой комнате живут жильцы: галочка, точка и палочка (педагог рисует точку, галочку и палочку).

Давай теперь заселем 5 этаж, но так, чтобы порядок был другой, не как на 6 этаже.

Итак. В 1 комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы?

А теперь сам рассели жильцов так, чтобы порядок не повторялся.

Обработка результатов:

Отлично – ребенок справился с заданием самостоятельно.

Хорошо – ребенок выполнил правильно 2-3 варианта.

Неудовлетворительно – отказ от работы.

За каждый знак присваивается 1 балл.



Задание 7: диагностика творческих способностей.

Задание 1 оебенку:

Поставь буквы так, чтобы получились слова.

К Г И А Н

З У Б Р А

А К К Ш О

И П Ц Т А

Т А П Р А

Задание 2 ребенку:

Скажи выражение наоборот.

Добрый друг - злой враг

Короткий день – длинная ночь

Поздно лечь – рано встать

Тихий плач – громкий смех

Медленно сесть – быстро встать

Задание 3 ребенку:

Назови слова, которые заканчиваются на ка.

Например: картиночка, мамочка, …..

Обработка результатов: каждому ответу присваивается 1 балл.

Задание 8: тест на выявление уровня развития речи.

Процедура: ребенку показывается картинка и предлагается внимательно ее рассмотреть.

Задание ребенку: расскажи, что ты видишь?

Обработка результатов: 1 короткое предложение – 1 балл.

Низкий уровень – 0 -1 балл

Средний уровень – 2-3 балла (средний уровень развития речи)

Хороший уровень – 4 балла (хорошее развитие речи)

Высокий уровень – 5 баллов (отличное развитие речи)


Задание 9: тест на выявление особенностей нервной системы ребенка.

Процедура: ребенку предлагается на полученном бланке в каждом квадратике в течение 5 секунд поставить как можно больше точек.

Квадраты 1-2-3 заполняются правой рукой, квадраты 4-5-6 заполняются левой рукой.

Задание ребенку: поставь точки в каждом квадрате. От квадрата в другой квадрат переходи по моей команде. Постарайся поставить как можно больше точек в каждом квадрате.

Обработка результатов:

1.Сложите количество всех точек и разделите на 6.

1-16 – ребенок медлительный. Тропить его нет смысла.

16-20 – ребенок способен работать в нормальном, среднем темпе.

20 и более точек – скоростной малыш. Есть смысл обратить внимание на качество работы.

2. Проанализируйте динамику выполнения точек каждой рукой.

Если в первых квадратах точек больше, а к последним их число у меньшается – это показатель утомляемости ребенка.

Задание 10: диагностика координации.

Процедура: ребенку предлагается выполнитьт следующие задания.

Задание 1 ребенку:

    Покажи средний и указательный палец.

    Разведи руки в стороны.

    Закрой глаза.

    Соедини средний и указательный пальцы рук вместе.

Задание 2 ребенку:

    Сделай так (имитируется плавное горизонтальное движение правой рукой)

    Сделай так (имитируется плавное вертикальное движение левой рукой)

    А теперь сделай 2 руками вместе.

Задание 3 ребенку:

Задание 2 сос сменой рук.

Обработка результатов:

За кадое правильно выполненное движение присваивается 1 балл.

Задание 11: комплексная оценка ведущего полушария.

Процедура: ребенку предлагается выполнить самостоятельно следующие задания.

Задания ребенку: Описание результата:

1.Переплети пальцы рук. 1. Сверху правая – левая рука.

2.Сложи руки на груди. 2.Сверху правая – левая рука.

3. Похлопай в ладоши. 3. Сверху правая – левая рука.

4.Проведи черту на листе 4. Линия ближе к правому –

сверху вниз. левому краю.

5.Нарисовать треугольник 5.Лучше и быстрее нарисованы

левой рукой, потом правой. фигуры правой – левой рукой.

6.Рисуй палочки левой рукой, 6. Больше нарисовано палочек

теперь – правой. правой – левой рукой.

7.Сядь на стул, положи ногу на ногу. 7. Сверху правая – левая нога.

8. Покружись. 8. Кружится по часовой стрелке

Против часовой стрелки.

9.Быстро моргни одним глазом. 9.Быстрее моргает правым

Левым глазом.

Обработка результатов:

Описание результата

Ведущее полушарие

1.Сверху большой палец правой руки

Сверху большой палец левой руки

Левое полушарие

Правое полушарие

2. Сверху левая рука – она ведущая

Сверху правая рука – она ведущая

Правое полушарие

Левое полушарие

3.Сверху правая рука

Сверху левая рука

Левое

Правое

4.Линия ближе к правому краю

Линия ближе к левому краю.

Правое

Левое

5.Лучше и быстрее нарисованы фигуры правой рукой.

Лучше и быстрее нарисованы фигуры левой рукой.

Левое

Правое

6.Больше нарисовано палочек правой рукой.

Больше нарисовано палочек левой рукой.

Левое

Правое

7.Сверху правая нога.

Сверху левая нога.

Левое

Правое

8. Кружится по часовой стрелке

против часовой стрелки

Правое

Левое

9. Быстрее моргает правым глазом

левым глазом

Левое

Правое



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Т Вахромеева, Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио. – М., 2005 г.

    И Журавленко,Хрестоматия «Элементарное сольфеджио» I ч.

    Т Зебряк, «Играем на уроках сольфеджио». – М., 1990 г.

    Н.В.Панова, «Элементарная теория музыки». – М., 1999 г.

    I ч.

М., 1998 г.

    Т Стоклицкая, методическое пособие «100 уроков сольфеджио», Ii ч.

М., 1998 г.

7. Т.Стоклицкая, Хрестоматия «100 уроков сольфеджио» I ч. – М., 1998 г.

8. Т.Стоклицкая, Хрестоматия «100 уроков сольфеджио» II ч. – М., 1998 г.

9. Т Стоклицкая, Приложение для детей «100 уроков сольфеджио» I ч.

М., 1998 г.

10. Т Стоклицкая, Приложение для детей «100 уроков сольфеджио» I ч.

М., 1998 г.

Методическая литература:

1.И Агапова, М.Давыдова, «Лучшие музыкальные игры для детей». – М, 2006 г.

2.В.Бачурина, «Развивающие игры для дошкольников». – М., 2006 г.

3.Е.В.Давыдова, «Методика преподавания сольфеджио». – М., 1986 г.

4. С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина. «Тесты для детей 6 лет», ч. I . – Киров, 2008 г.

5.С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина. «Тесты для детей 6 лет», ч. II . – Киров, 2008 г.

6.И Агапова, М.Давыдова, «Как правильно подготовить ребенка к школе». – М, 2006 г.

7.О.Н. Истратова. «Практикум по детской психокоррекции». – М., 2007 г.

8.И.Т. Топоркова, С.В.Щербинина, «Упражнения для развития творческого мышления» ч. I . – М., 2008 г.

9. .И.Т. Топоркова, С.В.Щербинина, «Упражнения для развития творческого мышления» ч. II . – М., 2008 г.

10. сост. Т.А.Барышева, В.А. Шекалов, пособие «Креативный ребенок». – Р.н/Д., 2004 г.

Когда дошкольник выходит на финишную прямую перед поступлением в первый класс, у родителей существенно прибавляется забот. Задолго до долгожданного события мамы и папы начинают готовить малыша к взрослой, школьной жизни, стараются приучать его к соблюдению режима, самостоятельности и, конечно же, стремятся подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Каковы же требования и вступительные тесты при поступлении в школу выдвигаются для детей 6-7 лет, рассмотрим в материалах этой статьи.

1. Основные требования к зачислению в первый класс.

2. Тестирование по состоянию здоровья.

3. Тестирование интеллектуальных способностей.

4. Тесты для будущих первоклассников.

Основные требования к зачислению в первый класс.

Зачисление первоклассников в начальную школу проводится без конкурса. По достижении 7-ми летнего возраста, при отсутствии нервных расстройств и серьезных заболеваний, мешающих процессу обучения в детском коллективе, ребенок автоматически зачисляется в первый класс ближайшей районной или выбранной по собственному желанию родителей школы.

Тем не менее, родители должны быть готовы к тому, что перед зачислением в начальную школу с ребенком будут общаться педагоги и психологи.

Каждому будущему первокласснику будут предложены посильные тесты, заданы вопросы, по результатам которых можно будет судить, созрел ли малыш для вступления в школьные своды или ему еще стоит побыть в дошкольном учреждении.

Если школьная комиссия предлагает вашему ребенку на год остаться в детском саду, не стоит переживать по этому поводу. Это не означает, что ваш ребенок отстает в развитии от своих сверстников, просто, возможно, он еще морально и психически не готов к новому этапу своей жизни. За год он окрепнет, наберется сил, и учеба будет даваться ему легко, чем если бы он приступил к обучению в школе в текущем году.

Тестирование по состоянию здоровья.

Тестирование детей по состоянию здоровья - ни что иное как медкомиссия. По ее результатам будет оценено физическое и соматическое здоровье ребенка, и выявлено к какой группе здоровья относится малыш. К тому же, медицинское заключение является необходимым документом для поступления в начальную школу.

Медкомиссию проходят в районных поликлиниках или непосредственно в детских садах. Для выпускных групп приглашаются профильные специалисты, которые осматривают детей, оценивают состояние их здоровья и выписывают соответствующие заключения. Вариант с прохождением медкомиссии в детском саду существенно бережет время и нервы и родителей, и детей.

Осмотр профильных специалистов может проводиться и непосредственно перед сентябрем, и за полгода до начала учебного года. Во втором случае ребенку не придется сразу сдавать анализы, это нужно будет сделать не раньше, чем за месяц до начала занятий.

Перед поступлением в школу ребенку необходимо получить заключение следующих специалистов: хирург-ортопед (он определит состояние позвоночника, выявит возможные нарушения осанки и даст рекомендации); окулист (определит остроту зрения ребенка, выявит возможные нарушения и даст рекомендации); отоларинголог (оценит состояние слуха и носоглотки ребенка); стоматолог (оценивает правильность прикуса, наличие кариеса, дает рекомендации по поводу лечения); кардиолог (оценивает физическое и эмоциональное развитие, способность выдерживать нагрузки); логопед (определяет умение выговаривать все звуки, формирование речевого аппарата); невропатолог (оценивает нервно-психическое состояние ребенка); гинеколог (для девочек).

Направления на сдачу лабораторных анализов (соскоб на энтеробиоз, общие анализы крови и мочи) отдают родителям детей, и они сдают анализы самостоятельно в поликлинике. Результаты вклеиваются или вписываются в медицинскую карту.

Тестирование интеллектуальных способностей.

Здесь сразу надо сказать, что школьные тесты для первоклассников на интеллектуальные способности ни в коем образе не являются показателем отставания в развитии малыша. Оценочная шкала носит рекомендательный характер, и решение о том, готов ли ребенок к школьному обучению или нет, принимается на основании общего мнения о ребенке.

Возможно, что во время собеседования с учителями, малыш испугается, разволнуется или начнет стесняться, поэтому во время тестирования с ним должны находиться родные близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Они смогут приободрить ребенка, поддержать его и даже натолкнуть на мысль, если ребенок растеряется.

Тестирование будущих первоклассников необходимо для того, чтобы познакомились дети и учителя, чтобы педагоги ориентировались на уже полученные знания детей и могли скорректировать учебную программу.

Родители должны понимать, что подобного рода тестирования и собеседования никак не нарушают действующее законодательство и не ущемляют права ребенка.

Тестирование интеллектуальных способностей должно быть направлено на определение уровня психического и морального развития ребенка, его логики, способности выражать свои мысли, составлять рассказы по предложенным картинкам.

Учитель оценивает, насколько внимателен ребенок, умеет ли он выделить в рассказе главные и второстепенные вещи, может ли составить или решить простую задачу, как держит ручку, знает ли буквы, умеет ли соединять слоги, читать.

Тесты для будущих первоклассников.

Для собеседования будет выбран класс, по времени общение учителя с ребенком займет около 15-20 минут. Ребенку будет предложено несколько заданий различной тематики (на логику, мышление, математику и грамматику, и другие тесты), будет задано несколько вопросов.

В этом разделе мы приведем несколько тематических тестов для подготовки ребенка к началу обучения к школе. Повторимся, что все тесты носят рекомендательный характер и не являются показателем к зачислению или не зачислению малыша в школу.

Тест №1 - Общие сведения

Ребенок должен уметь связно рассказать о себе, используя вопросы учителя.

1. Назвать свое имя и фамилию

2. Назвать свою полную дату рождения

3. Назвать полный домашний адрес (улицу, город, область, страну)

4. Назвать полные имена родителей, их возраст, сферу деятельности

5. Назвать братьев и сестер, если такие есть, их возраст, и род деятельности (школьники, дошкольники и т.д.)

Оценивание результатов осуществляется субъективным путем: хорошим результатов считается, если ребенок дал полные развернутые ответы на поставленные вопросы, плохим - если нет ответов ни на один вопрос. Однако и тут следует учитывать степень зажатости и смущенности ребенка во время собеседования.

Тест №2 - Общие знания

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить общий уровень знаний ребенка. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ - 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

1. Назвать дни недели, месяцы, времена года, или выборочно месяцы конкретного времени года, части суток.

2. Назвать по 5 имен мальчиков и девочек (отдельно).

3. Назвать известные ребенку музыкальные инструменты.

4. Назвать по 5 диких и домашних животных (отдельно).

5. Назвать по 5 диких и домашних птиц (отдельно).

6. Назвать по 5 названий деревьев, кустарников, грибов.

7. Назвать по 5 комнатных и уличных цветов.

Оценивание результатов: 10-14 баллов - отличный результат. 6-9 баллов - хороший результат, 2-5 баллов - удовлетворительный результат, менее 2 балов - неудовлетворительный результат. Учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.

Тест №3 - Математические знания и ориентация в пространстве

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень математических знаний ребенка и то, как он умеет ориентироваться в пространстве. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ - 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

2. Назвать по порядку четные цифры от нуля до десяти и назад.

3. Назвать по порядку нечетные цифры от единицы до девяти и назад.

4. Уметь определять числа-соседи.

5. Уметь определять состав числа.

6. Уметь определять геометрические фигуры, сравнивать предметы по форме, цвету, величине, количеству и прочее.

7. Уметь выполнять простые арифметические действия с числами.

8. Понимать и уметь показать направления сторон (право, лево, верх, низ).

9. Понимать и уметь ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь).

10. Понимать и уметь ориентироваться во временах года (зима, весна, лето, осень).

Тест №4 - Грамота и развитие речи

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень развития речи ребенка и его грамматические знания. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ - 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

1. Уметь отличать гласные звуки от согласных.

2. Уметь отличать твердые от мягких звуков.

3. Уметь определять количество звуков в слове.

4. Уметь составлять простые предложения с заданным словом.

5. Рассказать стихотворение.

6. Уметь пересказать простой текст, рассказ, сказку.

7. Уметь подбирать синонимы к заданному слову.

8. Уметь подбирать антонимы к заданному слову.

9. Понимать, и уметь отличать понятия «высокий-выше-самый высокий и другие варианты.

10. Уметь группировать предметы по общим признакам.

Оценивание результатов: 15-20 баллов - отличный результат. 10-15 баллов - хороший результат, 5-10 баллов - удовлетворительный результат, менее 5 балов - неудовлетворительный результат. По результатам тестирования учитель даст родителям детей соответствующие рекомендации, объяснит, над чем им следует поработать.

Тест №5 - Логика и внимание

Вопросы этого теста позволяют учителю оценить уровень развития внимания и логики у ребенка. За каждый правильный ответ ребенку засчитывается 2 бала, за неполный ответ - 1 бал. За неправильный ответ балы не засчитываются.

1. Уметь выбрать лишний предмет из общего количества предложенных и объяснить свой выбор.

2. Найти отличия на предложенных картинках.

3. Выполнить определенную последовательность из 3-5 действий, которую предложит учитель (например, взять карандаш из пенала, нарисовать окружность, отнести лист на стол, карандаш положить в пенал).

4. Уметь объяснять простые явления (например, почему снег тает в комнате).

Вопросы на логику и внимание можно найти самостоятельно и основательно подготовиться с ребенком к предстоящему тестированию.

По результатам всех тестов учитель определит уровень подготовки ребенка к началу обучения и при необходимости даст родителям полезные рекомендации. Скорость чтения во многих школах не проверяется, достаточно того, чтобы ребенок знал буквы и умел сливать слоги.

Для поступления в первый класс ребенок должен уметь связно высказывать свои мысли, ориентироваться в пространстве и времени, обладать элементарными знаниями по математике (сложить числа, назвать геометрические фигуры), работать с письменными принадлежностями.

Приведем некоторые рекомендации для родителей будущих первоклассников, составленные на основании опыта учителей начальных классов. Благодаря этим рекомендациям родители смогут самостоятельно подготовить своего ребенка к тестированию.

Ребенок, идущий в первый класс, должен уметь составить простой рассказ о себе и своей семье, знать, чем занимаются родители по долгу службы, ориентироваться во времени и пространстве. Плюсом к знаниям ребенка будет умение отличать разные профессии, знать, кто и чем может заниматься. Малыш должен понимать отличие между дикими и домашними зверями и птицами, знать основные виды деревьев, кустарников, цветов, понимать, какие из них относят к комнатным, а какие к уличным.

Для подготовки ребенка к тестированию можно пользоваться тетрадями с печатной основой для дошкольников. В них составлены понятные упражнения на развитие внимания, логического мышления, развития памяти.

Для развития математических знаний ребенка учите его считать палочки, кубики, ступеньки, выполняйте арифметические упражнения, не забывайте, что заниматься с дошкольниками нужно в игровой форме. Для развития письменных способностей давайте ребенку рисовать, писать, раскрашивать картинки, лепить из пластилина и заниматься аппликацией. Чем лучше будет развита у него мелкая моторика, тем лучше будут его успехи в письме.

Настройте ребенка на то, что в тестировании нет ничего страшного и сами ведите себя спокойно. Ваша взволнованности передастся ребенку, и он тоже начнет переживать.

Тест «Несуществующее животное»

Увлечение ребенка рисованием можно использовать в «корыстных» целях. Проведите известный всем психологический рисуночный тест «Несуществующее животное».

Дайте ребенку простой карандаш, лист бумаги размером А4 и задание - нарисовать удивительное живое существо, которого еще никто никогда не встречал. Кстати, попробуйте нарисовать свое животное, и вы узнаете много интересного о себе.

РАСШИФРОВКА ТЕСТА. После того как ребенок представит вам свой шедевр, обсудите образ животного: как его зовут (несуществующее имя), какой у него характер, повадки, где оно живет, чем питается, особенности строения. Также уточните, есть ли у этого зверя семья и друзья, какого он пола, что любит больше всего на свете, а чего ужасно боится. Ребенок на подсознательном уровне рисует себя, свои отношения с людьми, страхи и проблемы. Идентификация ребенка с рисунком поможет вам узнать о его душевном состоянии, самооценке, темпераменте и адаптации к социуму.

Расположение рисунка на листе . Об адекватной самооценке говорит расположение рисунка в центральной части листа. Чем выше расположено изображение, тем больше у ребенка запросов и, возможно, недовольства окружением - неосознанная претензия «я стою большего». Ему важно, чтобы его признали, заметили, похвалили. Соответственно, чем ниже расположен рисунок на листе, тем ниже уровень самооценки. Неуверенность в себе, страх перед негативным опытом заставляют такого ребенка сидеть тише воды, ниже травы. Если рисунок сдвинут вправо, это говорит об излишнем контроле своих действий. Правая сторона указывает также на то, что «художник» является экстравертом, ему интересны люди и отношения. Правый верхний угол указывает на явные или скрытые лидерские качества, склонность к конфликтам. Сдвиг рисунка влево отражает замкнутость, застенчивость, концентрацию на своих внутренних переживаниях, то есть характер интроверта.

Линии. Слабые, штриховые линии говорят не только о неуверенности и сомнении, но и чувствительности, быстрой утомляемости ребенка. Возможно, что такому малышу не хватает жизненной энергии. Нужно пересмотреть его режим дня, питания, увеличить или наоборот уменьшить физические нагрузки.

Жирные, заштрихованные, несколько раз обведенные линии указывают на внутреннее напряжение, агрессию, высокую степень тревожности. Психологи рекомендуют обращать внимание на детали рисунка, которые выделяются своей четкой прорисовкой. Они указывают, где спрятана причина проблемы. Если же ваш ребенок занимается художественным творчеством в студии, возможно, он всего лишь пользуется определенной техникой, и это не имеет прямого отношения к его внутреннему состоянию. На этот момент следует обратить внимание.

Имя животного. Название животного несет важную информацию, это ключ к раскрытию и пониманию характера ребенка. Названия животных можно разделить на такие категории:

❀ Длинные названия, в которых сливаются сразу несколько слов или словосочетаний («злопастный и зубастый Брандашмыг»). Это свидетельствует о неуемной детской фантазии, которая является способом самозащиты и ухода от мира.

❀ Повторяющиеся элементы в словах («мур-мур», «бум-бум») говорят о страхе брать на себя ответственность.

❀ Ироничные названия отражают ироничное отношение к действительности («шушапничек», «шуршало», «бу- бяш»),

❀ Рациональные названия, новые словообразования, которые получаются путем урезания и присоединения смысловых частей («крокозябл», «поющая рыба»).

❀ Научные, книжные названия («зайцезабр», «топтыгиус») подчеркивают желание продемонстрировать свой ум, знания.

❀ Звуки, не несущие смысла («ш-ш-ш», «го») говорят о поверхностном отношении к миру.

Голова . Нужно учитывать то, что вместо головы мог быть нарисованы другие элементы, которые условно все- таки считаются таковой. Голова - одна из самых важных деталей рисунка. Ее размер отражает отношение ребенка, точнее его оценку своих умственных способностей и интеллекта других людей. Если голова нарисована в анфас, это говорит о высокой степени эгоцентризма (он присущ практически всем детям), спонтанности действий. Если голова повернута вправо, «художнику» свойственны такие черты, как решительность, упорство, смелость. Если голова повернута влево, это свидетельствует о неуверенности, склонности к фантазированию, уходу от реальности.

Глаза . Крупные, четко прорисованные глаза расскажут о детских страхах. Не зря говорят: «У страха глаза велики». Ресницы на глазах обычно рисуют те «художники», которые хотят приукрасить себя, произвести впечатление на окружающих.

Рот. Большой открытый рот (без губ) говорит о настороженности и страхах. Зубы являются выражением агрессии. Наличие языка указывает на потребность ребенка в общении, возможно, его излишнюю болтливость. Если рот отсутствует или нарисован в виде маленькой черточки (точки), это может свидетельствовать о запрете на выражение своих эмоций, их подавленность.

Уши . Эта деталь говорит о том, насколько ребенок мнителен по отношению к чужому мнению, как он переносит критику. Чем больше уши, тем большее влияние на него имеет чужая оценка. Отсутствие ушей может указывать на «глухоту» как закрытость, форму самозащиты.

Детали . Если фигуру животного дополняют какие-то детали (крылья, перья, панцирь, чешуя), необходимо уточнить у ребенка, зачем ему нужны эти элементы. Если для того, чтобы осуществлять какие-то действия (летать, защищаться, переносить тяжести, спасаться от холода и т. п.), значит, ребенок способен реализовывать свои замыслы. Если эти атрибуты нужны для красоты, значит, и в жизни «художник» стремится себя украсить, то есть хочет быть хорошим в глазах других людей. Рога, колючки символизируют агрессию, а грива, шерсть, кудряшки - чувствительность.

Фигура . Мягкие, обтекаемые, круглые очертания фигуры говорят о миролюбивом характере ребенка. Если фигура угловатая, если на ней есть различные выступы, колючки, шипы, это говорит о том, что ребенок склонен к самозащите. Причем, важно отследить, куда направлены выступы. Если они смотрят вверх, ребенка подавляют взрослые (родители, родственники, воспитатели). Если выступы направлены вниз, ребенка волнует то, как его воспринимают сверстники. Если выступы направлены в стороны, возможно, ребенок все время находится в состоянии «боевой готовности» и намерен отразить любые нападения извне.

Лапы . Это существенная деталь рисунка, которая говорит о степени рациональности, «заземленности» ребенка. Если лапы мощные, крупные, хорошо стоят, у ребенка рациональный, здравый подход к жизни, он уверен в своих силах. Если лапы тонкие, маленькие, повисают в воздухе, это знак того, что «художнику» не хватает практической хватки, он мечтатель, парящий в облаках. Обратите внимание на то, как соединяются лапы с туловищем. Если соединение четкое, это говорит о внутреннем контроле, ответственности. Если соединение небрежное, ребенок склонен к необдуманным действиям.

Хвост. Эта деталь символизирует самооценку человека. Если хвост направлен вправо, ребенок склонен к решительным действиям, ему важно, получить опыт, что-то делать, выполнять, чем-то увлекаться, Если хвост смотрит влево, ребенок больше склонен к размышлениям, умозаключениям без действия. Если хвост направлен вверх, это говорит об адекватной самооценке: «художник» реально оценивает свои мысли и поведение, он всегда активен, полон идей, знает способы их воплощения. Опущенный вниз хвост говорит сам за себя. Достаточно взглянуть на собаку, поджавшую хвост, чтобы прочитать ее внутреннее состояние. Существо с опущенным хвостом всегда о чем-то беспокоится, чем-то недовольно, склонно к рефлексии и все время сомневается.

Самое известное несуществующее животное

«Винни-Пух и Пятачок преследуют Слонопотама буквально по пятам, роют на него ловушки, но нигде ни разу не говорится, кто он такой. Птица? Рыба? Еж с хвостом ужа? Неизвестно. Возможно, он похож на плюшевого медведя, которому на голову надели горшок. Но это, опять же, домыслы...»

Тест. В гостях у сказки

Тестирование детей старшего дошкольного возраста всегда содержит элемент игровой формы, никак иначе. Ребенок «шестым чувством» понимает, когда из него делают «подопытного кролика», и так просто не сдается. Предложите ему поиграть в новую игру. Он будет развлекаться, а вы займетесь изучением его внутреннего мира.

Тест «Сказка» составлен известным детским психологом Луизой Дюсс. Правила его проведения просты и доступны каждому родителю.

❀ Вы рассказываете короткие сказки, которые заканчиваются вопросом. В каждой сказке есть персонаж, с которым ребенок себя идентифицирует. О Всегда выбирайте подходящий момент: когда ребенок здоров, не перевозбужден, не угнетен какими-то переживаниями.

❀ Не спешите рассказывать одну сказку за другой. Если малыш испытывает дискомфорт во время рассказывания, замыкается, теряет интерес - отложите проведение теста.

❀ Расшифровка теста не должна вас пугать или шокировать, не спешите приписывать ребенку несуществующие патологии.

СКАЗКА «ПТЕНЕЦ» . «На дереве птички свили себе гнездо. Живут там папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, гнездо опрокинулось и упало на землю. Папа взлетел и сел на ветку, мама взлетела и села на другую ветку. А что делать птенцу?»

«Птенец тоже взлетит и сядет на ветку».

«Сядет на ветку к маме, потому что будет напуган».

«Сядет на ветку к папе, потому что папа сильный».

«Птенец не умеет летать, он останется на земле и подождет, когда его заберут папа с мамой».

«Птенец умрет от голода и холода».

«Его никто не заберет, потому что забудут о нем».

«Он так и останется сидеть на земле, потому что не умеет летать».

«Его кто-нибудь съест или на него наступят».

Эта сказка помогает выявить степень зависимости ребенка от родителей (или от одного из родителей).

СКАЗКА «НОВОСТЬ». «Один мальчик (девочка) как- то вернулся после прогулки домой, а мама ему и говорит: «Я жду тебя с нетерпением. Хочу сообщить тебе одну новость!» Какую новость хочет рассказать мама?

Предполагаемые ответы (норма):

«Приедут гости».

«Кто-то родился».

«Мама услышала новость по телевизору».

Ответы, которые требуют обратить на себя внимание:

«Мама будет меня ругать за то, что я не сказал, куда пошел».

«Кто-то умер».

«Я напроказничал, а мама меня рассекретила».

«Мама хочет мне что-то запретить».

Эта сказка помогает определить уровень тревожности ребенка, его страхи, скрытые желания.

СКАЗКА «ЯГНЕНОК». «Жила-была мама-овечка. У нее было два ягненка. Один - старший, который пил молоко и уже умел самостоятельно щипать травку. А другой - крохотный, которому мама давала только молоко. Однажды мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придется щипать одну только травку, потому что молока на двоих ягнят не хватит.» Что делать ягненку?

Предполагаемые ответы (норма):

«Сначала не согласится, но потом все-таки будет питаться одной травой».

«Согласится, ему станет жалко братца, которому не хватает молока».

Ответы, которые требуют обратить на себя внимание:

«Прогонит младшего брата».

«Сделает, как велела мама, но будет все время сердиться на нее и на брата».

«Найдет ягненку другую маму».

Эта сказка поможет вам узнать, есть ли ревность старшего ребенка к младшему, как он пережил период отлучения от груди.

СКАЗКА «ПОХОРОНЫ». «Однажды по улице шла похоронная процессия, и все спрашивали друг у друга: «Кто умер?» Один человек указал на дом и сказал: «Здесь умер человек». Кто же умер?

Эта сказка помогает выявить у ребенка отношение к смерти. Если он называет мальчика или девочку, папу или маму, братика или сестричку, он боится умереть или потерять близких. Если тема смерти сильно пугает ребенка, отложите пока этот тест.

СКАЗКА «ОТЪЕЗД». «Жила-была одна большая семья: папа и мама, братики и сестрички, тети и дяди, бабушки и дедушки. И вот однажды вся семья отправилась на вокзал, чтобы проводить в далекое-далекое путешествие одного из своих родственников. Кого они провожали?»

Ответ, отклоняющийся от нормы, будет заключаться в том, что ребенок «отправит в путешествие» того человека из близкого окружения, к кому он испытывает неприятие, страх, скрытую или явную агрессию.