Проведение аудита по охране труда в организации. Как проводится аудит по охране труда

  1. Первый этап подразумевает под собой определение тематики анализа, а также составление подробного плана работ, которые предстоит выполнить. Также на данном этапе определяются сроки выполнения работ.
  2. На втором этапе происходит сбор, обработка, обобщение, а также оценка и анализ полученной информации.
  3. Конечный, третий этап подразумевает под собой формирование выводов, а также разработку предложений по устранению недостатков в работе предприятия по охране труда, которые были выявлены в ходе анализа.

Правила проведения аудита по охране труда прописаны в следующем нормативном документе:
ГОСТ 12.0.008-2009 «Система управления охраной труда в организациях. Проверка (Аудит)»
Комплексный отчета по аудиту системы охрана труда составляет в среднем в течении 8 рабочих дней.

Стоимость данной услуги на рынке колеблется от 3000 до 12000 рублей в зависимости от того, какой объем работы необходимо выполнить, от сложности документации, а также от численности персонала и специфики деятельности вашей организации.

Компания ЕвроЭкспертСтандарт оказывает услуги как по организации, так и по проведению аудита охраны труда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Аудит по охране труда - это комплекс проверок охранной системы организации на строгое выполнение всех функции и поддержание документации в порядке. Собственно, мероприятие проводится для того, чтобы обнаружить несоответствие нормативных актов предприятия с нормами законодательства России. Мероприятие ориентировано на выявление изъянов в системе и документации, а также на устранение возможных последствий нарушений в работе.

Проведение аудита по охране труда в организации

Такое мероприятие проводится достаточно редко. Существует две основные причины для проведения внеплановой проверки: смена уполномоченного лица и изменения в ведении документации либо жалоба сотрудника организации.

Процедура занимает несколько дней и состоит из:

  • Проводится полноценная оценка состояния ОТ (охраны труда) в организации;
  • Проверяется уровень соответствия документации всем законодательным нормам государства;
  • Исследуется база всего предприятия на предмет возможных проблем, которые после обнаружения незамедлительно решаются, а их наличие вносится в специальный протокол;
  • Разработка рекомендации для устранения всех обнаруженных проблем.

Мероприятие может быть как заказанным руководством самой организации, так и проходить под контролем инстанции, следящих за исполнением законов.

Виды аудита охраны труда

Существует несколько видов проверок, проводимых в ходе работы контролирующих инстанции:

  • Аудит подразделяется на внешний и внутренний. Внешний проводится сторонней конторой, внутренний обозначает комплексную самостоятельную проверку сотрудниками предприятия. Данный вид проверки отвечает за осмотр всей документации и выявление несоблюдения принятого порядка.
  • Оперативный — проводится сотрудниками государственной службы. Внеплановая проверка проходит при обнаружении недопустимых нарушений и включает в себя сбор необходимых данных для коррекции работы предприятия.
  • Целевой - практически соответствует внеплановому, однако предварительно согласовывается и составляется план проверок. Цель — в сборе информации на конкретный объект исследования.
  • Комплексный аудит исследует все объекты проверки, имеет четко установленный график, разработанный службой и принятый руководством компании.

Внутренний аудит по охране труда на предприятии

Внутренний аудит проводится руководством предприятия и уполномоченными лицами и, чаще всего, касается изучения хранимой документации.

Проверка направлена на выявление полного соответствия документации действующим законодательным нормам и принятым правилам ОТ в самой организации. Проверяется:

  • Наличие всей документации предприятия, включая архивную - папки сверяются со списком и, в случае утери каких-либо актов, их восстанавливают;
  • Проверяется оформление всей документации на соответствие нормативам;
  • Исследуется содержание всех должностных инструкций и иных положений, все несоответствующие моменты исправляются.

По итогам составляется комплексный отчет с протоколом проведения.

Стоимость аудита по охране труда

Стоимость процедуры проверки соблюдения норм охраны труда рассчитывается индивидуально, исходя из требований компании, количества рабочих мест, которое предоставляет организация, а также вида проводимой проверки.

Анализ результатов аудита по охране труда

Процесс анализа в первую очередь направлен на сбор всей информации с последующим отбором и оценкой нормативных актов, а также на наблюдение за работой сотрудников. В последующем вся полученная информация тщательно проверяется.

Образец программы внутреннего аудита по охране труда

Программа данного мероприятия составляется уполномоченным лицом либо руководством предприятия. Одобряется непосредственным директором организации.

Договор на аудит по охране труда

Внутренняя система управления не всегда может быть точна, поэтому возможно возникновение неточностей и ошибок. Цена такой оплошности может быть слишком высокой. Именно поэтому хотя бы раз в год рекомендуется заключать договор со сторонней организацией для проведения такого мероприятия на предприятии.

Аудит системы управления охраной труда – это независимая проверка положения с охраной труда в организации и определение соответствия деятельности, направленной на обеспечение безопасности труда, законам и иным нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда .

Степень воздействия на людей негативных факторов производственной деятельности (в т.ч. при различного рода авариях, экологических нарушениях) зависит не только от существующих технологий, а в первую очередь от качества систем управления охраной труда. Любая система может считаться эффективно функционирующей лишь в том случае, если обеспечено ее непрерывное совершенствование, достигаемое благодаря постоянному анализу и оценке ее качества. Именно на получение информации для последующего анализа и корректировки системы управления охраной труда (СУОТ) в организации направлен аудит.

Следует проводить различие между производственным контролем и контролем по охране труда, надзором в области охраны труда и аудитом систем управления. Аудит направлен на оценку качества и эффективности функционирования СУОТ, а не на поиск конкретных нарушений. Нарушение не должно рассматриваться лишь как отклонение от требований различного рода нормативных документов об охране труда. Любое нарушение – это повод к поиску несоответствия либо в структуре СУОТ, либо в процессе реализации намеченных целей. К осуществлению аудита необходимо привлекать независимых специалистов, которые не несут персональной ответственности за проверяемые участки. Служба аудита может быть включена в состав организации либо нанята для проведения конкретной проверки.

Заказчиком (потребителем, клиентом) аудита может выступать сама организация (1-я сторона), потребитель продукции и услуг данной организации (2-я сторона) и какая-либо независимая внешняя организация (3-я сторона – акционеры, инвесторы и др.). Для аудита 3-й стороны обычно требуется сертификация. Она проводится уполномоченным органом по сертификации. Сертификация инициируется самой организацией или акционерами (инвесторами и др.), или обеими сторонами одновременно.

Объекты аудита. Согласно ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» объектами аудита могут быть :

- риски;

Требования законодательных актов и иные требования;

Цели и задачи в области охраны труда;

Планы мероприятий (программы);

Ответственность за соблюдение требований охраны труда;

- обучение и осведомленность персонала в области охраны труда;

Связь и информация между структурными подразделениями и должностными лицами по вопросам охраны труда;

Документация и управление документацией;

Управление операциями (проектирование, технологический процесс, производственное оборудование, эксплуатация и др.);

Готовность к действиям в условиях аварийных ситуаций;

Мониторинг условий и охраны труда, измерение параметров условий труда;

Несоответствия и профилактические действия;

Зарегистрированные данные;

Анализ со стороны руководства;

Степень соответствия конкретных административных, рабочих процедур и рабочих участков, операций (производственных процессов) нормативной документации по охране труда.

Исходя из ГОСТ Р 12.0.006-2002 объекты аудита целесообразно подразделить по видам оборудования. Объектом аудита будет, к примеру, не просто структура и ответственность, а структура и ответственность в области безопасной эксплуатации грузоподъемных машин .

Виды аудита. Проводят аудит адекватности и аудит соответствия. Аудит адекватности устанавливает, отвечает ли документация СУОТ требованиям стандарта (ГОСТ Р 12.0.006-2002) . Аудит соответствия устанавливает, в какой степени требования этих документов понятны и соблюдаются персоналом. Аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит осуществляется организацией, не зависящей от проверяемого субъекта. Внутренний аудит связан с изучением организацией своей собственной СУОТ. Это самый важный из всех аудитов. Он обеспечивает акционеров, инвесторов и руководство организации информацией об эффективности системы. В зависимости от количества объектов аудит делится на оперативный (внеплановый), целевой и комплексный.

Оперативный (внеплановый) аудит проводят специалисты службы охраны труда в организации при установлении недопустимых фактов. Его основная цель – сбор данных для оперативного принятия корректирующих мер. Инициаторами данного вида аудита могут быть начальник службы охраны труда или соответствующий менеджер (руководитель группы аудиторов).

Целевой аудит по сути аналогичен оперативному, но проводится согласно утвержденному плану и своей основной целью имеет сбор информации об одном из объектов аудита. Такой аудит включают в планы работы группы, которые утверждает руководитель службы охраны труда, и в обязательном порядке рассылают во все подразделения организации.

Комплексный аудит проводится по всем возможным объектам аудита и четко по графику, который разрабатывается в службе охраны труда, утверждается руководителем организации до начала следующего года и направляется руководителям структурных подразделений.

Периодичность аудита в подразделениях определяется по результатам проведенной оценки риска. В подразделениях с относительно высоким уровнем проверки он должен проводиться не реже 2 раз в год. В отдельных случаях (увеличение количества травм и обращений, нарушений требований охраны труда и инцидентов с учетом времени простоя основного оборудования, большое количество существенных несоответствий по результатам предыдущих проверок и др.) принимается решение о проведении проверок 1 раз в квартал. В остальных подразделениях проверки должны осуществляться не реже 1 раза в год.

Планируя объем аудита, определяют для проверки максимально возможное количество объектов аудита. При последующих аудитах допускается исключать отдельные объекты, если во время предыдущего аудита по ним не было выявлено ни одного существенного несоответствия и если в целом система по данному направлению функционирует хорошо.

Для проведения внутреннего аудит разрабатывают план, в котором указывают:

Объект и область аудит;

Цель аудита;

Сроки проведения аудита;

Состав аудиторской группы;

Документы, на соответствие которым проводится проверка;

Дату представления отчета об аудите;

Должностных лиц, которым необходимо иметь копию отчета об аудите.

Руководитель группы внутренних аудиторов официально (в форме служебной записки) заранее (за 2 недели до начала аудитf) уведомляет об аудитt руководителя проверяемого подразделения. В уведомлении указываются область, цель и продолжительность аудитf/ Необходимо провести встречу с руководством проверяемого подразделения, чтобы представить аудиторов (при необходимости), согласовать объем и цели аудитf, описать методы и процедуру его проведения, убедиться в доступности ресурсов и средств, требующихся аудиторской группе, назначить дату и время итоговой встречи, рассмотреть вопросы безопасности рабочих площадок (в т. ч. действия аудиторов в аварийных ситуациях), назначить сопровождающего.

План комплексного аудитf обсуждается с руководителем проверяемого подразделения, который обязан в случае несогласия с какими-либо положениями плана письменно сообщить об этом руководителю аудиторской группы. Руководитель аудиторской группы, руководитель подразделения и начальник службы охраны труда вместе решают все вопросы. Утвержденный план передается аудиторам и руководству проверяемого подразделения до начала комплексного аудита.

Перед проверкой аудитор должен подготовить контрольный лист регистрации данных . Это своеобразная памятная записка, которая помогает упорядочить аудиторский процесс и обеспечить подтверждение того, что изучаемая документация охватывает определенные виды деятельности. Аудитор может столкнуться с недоброжелательностью, на него может быть оказано давление. Поэтому аудитор должен многое предусмотреть. То, что вызвало негативную реакцию, лучше перепроверить и получить объективные данные.

Процесс проведения аудита включает сбор информации (в т.ч. интервью), отбор и оценку документации, наблюдение за деятельностью персонала, анализ результатов измерений и зафиксированных данных. Во время интервью аудитор спрашивает проверяемого о характере и условиях выполняемой работы, о поступлении информации, которая требуется для выполнения работы, и т.д. Важно структурировать вопросы, чтобы определенная проблема исследовалась с нарастающей степенью детализации. Полученные сведения необходимо проверять путем наблюдения и измерений.

Аудитор должен :

Зафиксировать в контрольном листе регистрации данных все доступные объективные сведения как о соответствиях, так и о несоответствиях;

Оценить, в чем рассматриваемый объект аудита не соответствует критериям аудита;

Подтвердить, что выявленные несоответствия документированы;

Установить фактические причины выявленных несоответствий.

Различают существенные и несущественные несоответствия. Существенное несоответствие – несоответствие, при котором один из элементов СУОТ либо не функционирует, либо функционирует с серьезными отклонениями. Несущественное несоответствие – одиночное отклонение от требований нормативных документов. Три (и более) несущественных отклонения от требований какого-либо раздела стандарта рассматривают как существенное несоответствие. Не устраненное в определенные сроки несущественное несоответствие при проведении повторного аудита также должно рассматриваться как существенное.

На каждое несоответствие необходимо составить протокол. Аудитор описывает наблюдение (то, что было замечено) – содержание и значимость несоответствия, место и время его обнаружения (это наблюдение должно быть засвидетельствовано проверяемым). Делается ссылка на ГОСТ Р 12.0.006-2002 и (или) иной нормативный документ – с соответствующими разъяснениями.

Протокол о несоответствии должен иметь:

Подробный заголовок, позволяющий обращаться к любой детали аудита;

Поле для аудитора, чтобы записать детали обнаруженного несоответствия;

Поле для проверяемого, чтобы сделать запись о корректирующем действии и указать предполагаемую дату его завершения;

Поле для аудитора, чтобы подтвердить, что это действие произведено и является эффективным.

Итоги аудита. Аудитору необходимо интегрировать информацию так, чтобы составить общую картину, с помощью которой можно отделить важное от неважного, определить связи между различными фактами. Аудитор должен зафиксировать результаты проверки и составить отчет , в котором нужно сообщить руководству проверяемой организации (подразделения), др. аудиторам и специалистам о том, что конкретно обнаружено и в какой области, чтобы можно было определить требуемые корректирующие действия.

В отчете должна быть отражена следующая информация:

Наименование проверяемой организации (подразделения);

Сроки проведения аудита;

Обследуемая зона или перечень проверенных лиц, документов, элементов СУОТ;

Встреченные препятствия;

Выводы об эффективности деятельности организации (подразделения);

Выполнение корректирующих мероприятий по результатам предыдущего аудита.

Официальный отчет должен быть представлен не позднее чем через 1 неделю по завершении аудита. На титульном листе записывают название отчета (и название проверяющей организации), ставят дату и приводят список рассылки. В официальный аудиторский отчет не следует включать:

Конфиденциальную информацию;

Субъективные мнения;

Эмоциональные или спорные утверждения;

Сведения о недостатках, которые устранялись по ходу аудита.

Необходимо провести итоговую встречу аудиторской группы с руководством проверяемой организации (подразделения). После получения официального отчета организация (подразделение) отражает результаты анализа и порядок выполнения корректирующих действий в организационно-распорядительных документах (приказах, распоряжениях, протоколах совещаний, перечнях утвержденных мероприятий и т. п.). Максимальный срок устранения несоответствий составляет 1 месяц. Если для этого требуются значительные затраты, руководитель организации (подразделения) оговаривает срок с руководителем группы аудиторов. Информацию об устранении несоответствий руководитель проверяемой организации (подразделения) направляет в устной форме (телефонное сообщение) или в письменной форме в службу охраны труда по истечении срока выполнения корректирующих мероприятий.

Материалы каждого аудита комплектуются в специальном реестре под регистрационным номером. В состав реестра включаются:

План (программа) и график проведения аудита;

Письменное уведомление об аудите;

Итоговый аудиторский отчет;

Заполненные контрольные листы;

Копии планов корректирующих действий.

В службе охраны труда анализируют результаты аудита и ежемесячно доводят до сведения руководителей структурных подразделений на совещаниях по охране труда. Служба охраны труда 1 раз в квартал документально оформляет выводы и рекомендации и на различных совещаниях информирует руководство организации о деятельности по охране труда.

Все работодатели, независимо от размера организации, должны создавать и обеспечивать функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). Это указано в пункте 4 статьи 212 Трудового кодекса РФ.

Из статьи вы узнаете:

Что такое и для чего проводится аудит охраны труда на предприятии

Система управления ОТ должна функционировать. Это обязанность работодателя. Функционирование СУОТ заключается в управлении охраной труда на всех уровнях, формировании культуры безопасного труда на каждом рабочем месте. Чтобы проверить, не сведена ли СУОТ только к формальному документальному оформлению, прибегают к аудиту функционирования системы.

Виды аудита по охране труда

Аудит бывает внешним и внутренним. Внешний проводят специализированные организации или индивидуальные предприниматели. Внутренний проводится силами самой организации.

Для того чтобы провести внешний аудит охраны труда, исполнителю необходимо разработать методику и согласовать ее с заказчиком. Целью может быть проверка не только , но и состояния дел по охране труда при реорганизации, либо при сомнениях в

Внутренний может провести новый специалист по ОТ, принимающий дела, или главный инженер, но лучше всего, если аудит внутри организации будет проводить комиссия в составе не менее чем из трех человек, включая привлеченных экспертов. Если в организации нет отдельного подразделения службы охраны труда или штатного специалиста, то для аудита охраны труда можно заключить договор со сторонним подрядчиком (исполнителем).

Это может быть:

  • специализированная организация, имеющая государственную аккредитацию в области ОТ;
  • специалист, привлекаемый по гражданско-правовому договору, . Это предусмотрено частью 3 .

Что проверяют

Работников предприятия нужно подготовить к аудиту. Для этого следует известить руководителей в каждом структурном подразделении, провести беседу с персоналом. Необходимо разъяснить цели проверки, порядок поведения работников (никакой паники, никакой показухи, обычный производственный процесс). Проверочные мероприятия не проводят в период повышенной концентрации внимания на результат работы (сдачи квартальной, годовой отчетности для бухгалтерии или отдела продаж, например).

Аудиторы знакомятся с локальной документацией и сравнивают ее с требованиями, содержащимися , анализируют технологические карты, планы производства и проекты производства работ повышенной опасности.


Затем проводятся полевые исследования. Для этого проверяющие проводят встречу с каждым работником, анализируют эффективность управления охраной труда в рамках многоступенчатого контроля. Если это необходимо, выполняют наблюдения за технологическим процессом, за работой персонала, особенно при . Важно проверить, как в организации работники ведут документацию по ОТ: наряды, акты-допуски, журналы регистрации инструктажей на рабочем месте и т.п.

Важно, чтобы информация, которую получают проверяющие во время аудита охраны труда, была достоверной и объективной. Бывает, что на достоверность итогов влияют нарушения в технологическом процессе или поверхностный подход к проверке, сосредоточение внимания на маловажных деталях, нехватка времени. Формально проведенная проверка не помогает в работе, а лишь снижает уровень доверия работников к .

Результаты аудита системы управления охраной труда

Недостаточно просто провести аудит. Аудитор должен сообщить обо всех обнаруженных пробелах и проблемах в охране труда руководителям структурных подразделений и другим ответственным лицам, обсудить с ними причины нарушений, запланировать корректирующие мероприятия и определить исполнителей и сроки выполнения.

Результаты проверки заносят в отчет. Утвержденной его формы нет. Отчет предоставляют заказчику – руководству организации – генеральному директору или главному инженеру.

По результатам проверки оформляется протокол несоответствий. В нем отображают обнаруженные нарушения.

Например:

  • сроки проведения обучения на предприятии регулярно нарушают;
  • руководители структурных подразделений не проходят обучение в учебном центре;
  • ответственные сотрудники не оформляют при внутреннем обучении;
  • руководителям и специалистам организации не выдают удостоверения о проверке знаний.

Такие факты указывают в протоколе.

Устранить выявленные нарушения и несоответствия нужно в течение месяца. Для этого составляют план работы. Если понадобится, срок выполнения корректировочных мероприятий можно продлить.

Опытные руководители предприятий знают, что проверка состояния системы охраны труда в организации - сложная и длительная процедура, которая может сильно затянуться, если обнаружится, что документы или процессы в этой области далеки от требований действующего законодательства.

Так, Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. N 354н , определяет, что проверка исполнения требований охраны труда в компании, проводимая государственными органами контроля, может длиться до двадцати рабочих дней - и, конечно, эффективность работы предприятия в этот период может быть существенно ниже, чем в нормальном режиме.

Проверки системы охраны труда контролирующими органами

При этом, вопреки распространенному мнению, осуществлять такие проверки могут не только специалисты Государственной инспекции труда. предоставляет право проведения проверок также федеральным контролирующим органам, соответствующим профилю деятельности организации - например, Ростехнадзору, Роспотребнадзору и другим. Кроме того, проверить соблюдение законодательства в области охраны труда может и прокуратура. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает, что плановая проверка может проводиться не чаще, чем один раз за трехлетний период, однако в случае наличия оснований на предприятии может быть осуществлена внеплановая проверка - скажем, если в компании имел место несчастный случай, или работник пожаловался в компетентные органы на несоблюдение техники безопасности при проведении сложных работ.

Таким образом, лучшая стратегия в этой ситуации - в любой момент быть готовым к проведению проверки, поддерживая все документы и процессы в порядке. В свою очередь, один из наиболее действенных способов удостовериться в том, что они действительно находятся в соответствии со всеми ключевыми требованиями актуальных нормативно-правовых актов - провести аудит системы охраны труда в компании.

Внутренний аудит системы охраны труда

Аудит охраны труда представляет собой комплексную проверку документов, процессов и иных составляющих системы на соответствие требованиям законодательства, проводимую негосударственными органами. Принято различать два основных вида такого аудита - внутренний и внешний.

Внутренний аудит реализуется при помощи сотрудников компании, которые отвечают за реализацию мер по охране труда, и является регулярной периодической деятельностью, направленной на обеспечение своевременного принятия необходимых мер и подготовки документов. Однако эксперты подчеркивают, что внутренний аудит - это эффективный инструмент повседневной работы, который, однако, зачастую неспособен устранить принципиальные недостатки системы охраны труда в компании, поскольку проводящие его специалисты могут не обладать достаточным опытом и квалификацией.

Внешний аудит системы охраны труда

В этом случае на помощь придет внешний аудит по охране труда, который реализует специализированная организация , имеющая все необходимые лицензии и большой опыт проведения таких проверок. Кроме того, специалисты знакомы со всеми специфическими требованиями к организации охраны труда в зависимости от характеристик фирмы, таких как ее тип, размера, характер деятельности и другие особенности.

Например, если трудовая деятельность в организации осуществляется во вредных или опасных условиях, сотрудникам необходимо выдавать средства коллективной и индивидуальной защиты от внешних негативных факторов, тогда как на компании, где работа протекает в нормальных условиях, это требование не распространяется. При этом все подобные специфические меры по охране труда должны быть оформлены соответствующими документами, наличие которых будет контролировать проверяющий орган. В результате перечень мероприятий по охране труда и необходимых документов может сильно различаться для двух на первый взгляд похожих организаций.

Процедура внешнего аудита

В процессе проведения аудита охраны труда проверке подвергаются все основные компоненты системы обеспечения безопасной работы в организации:

  • наличие разработанной системы мероприятий по охране труда для всех категорий сотрудников;
  • выполнение разработанных мероприятий по охране труда как со стороны работодателя, так и со стороны сотрудников компании;
  • предоставление работодателем средств защиты и необходимого инвентаря для обеспечения безопасности трудовой деятельности;
  • доведение до работников информации о безопасных способах и методах работы, а также требованиях в отношении охраны труда и техники безопасности;
  • наличие полного комплекта документов по охране труда, полностью удовлетворяющего требованиям действующего трудового законодательства, с учетом специфики предприятия;
  • присутствие ошибок и недочетов в оформлении необходимых документов по охране труда.

По результатам проведенного аудита охраны труда специалисты выносят конкретные практические рекомендации по устранению выявленных недостатков системы, действующей в компании.

Санкции за наличие нарушений в области охраны труда

Это позволит избежать сразу нескольких серьезных проблем, возникновение которых возможно по результатам проверки. Во-первых, выявление нарушений в области охраны труда может привести к наложению на организацию крупного штрафа, установленного ст. 5.27 КоАП РФ , - до 500 МРОТ для юридических лиц. Во-вторых, контролирующие органы могут приостановить работу компании на срок до 90 дней, а в случае, если нарушение было выявлено повторно, организации может грозить дисквалификация на период до трех лет. Невыполнение указания контролирующего органа об устранении обнаруженных проблем с охраной труда может привести к необходимости уплаты штрафа величиной до 200 МРОТ: такое указание в отношении юридических лиц содержит