Протирание лица руками после дуа - бид'а или сунна? ✔. Когда вставать если опоздал на джамаат

По единодушному мнению всех алимов, ношение мужчинами серебряного кольца является разрешенным. Абдуллах ибн Умар (радыйаллаху анху) сказал: «Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) приобрел серебреное кольцо. Это кольцо он носил на пальце. Затем это кольцо перешло к Абу Бакру, затем к Умару, затем к Осману. И во времена Османа, это кольцо упало в колодец Эрис. На этом кольце было написано «Мухаммадуррасулюллах» (Муслим, Либас, 54 ).

В другом риваяте Ибн Умар (радыйаллаху анху) сказал: «Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) приобрел золотое кольцо. Затем он выбросил его. После этого он приобрел серебряное кольцо и распорядился выгравировать на нем «Мухаммадуррасулюллах» и сказал: «Пусть никто из вас не наносит поверх этой надписи никакой другой». Когда он надевал это кольцо, то поворачивал его камнем к внутренней стороне ладони. И именно это кольцо упало в колодец Эрис» (Муслим, Либас, 55 ).

В то же время посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) использовал это кольцо и в качестве печати. Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) сказал: «Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) захотел написать письма с призывом к Исламу, правителям Персии, Византии и Эфиопии. Когда ему сказали: «Они не принимают писем без печати», он попросил сделать ему серебряное кольцо и выгравировать на нем «Мухаммадуррасулюллах»» (Муслим, Либас, 58 ).

Алимы говорили, что перстень посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) был украшен агатом. Иногда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) носил этот перстень на мизинце правой руки, а иногда на мизинце левой. И поворачивал камень вовнутрь ладони. Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) передает: «Посланник Аллаха надел на правую руку кольцо. Кольцо было украшено камнем, привезенным из Эфиопии. Он поворачивал камень вовнутрь ладони» (Муслим, Либас, 62 ). В другом риваяте он, указывая на мизинец левой руки, сказал: «Кольцо посланника Аллаха было здесь» (Муслим, Либас, 63 ).

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) запрещал носить кольцо на среднем и безымянном пальцах. Али (радыйаллаху анху), указывая на средний и безымянный пальцы , сказал: «Посланник Аллаха запретил мне носить кольцо на этом и на этом пальце».

По поводу серебряного кольца в книгах по фикху дается следующее разъяснение: мужчинам и женщинам разрешено носить серебряные кольца. Для султанов, кады и других государственных лиц использование кольца является сунной, так как раньше кольцо использовалось в качестве печати. Так же сунной является, чтобы вес кольца равнялся одному мискалю, и в соответствии с сунной камень следует поворачивать на внутреннюю сторону ладони. Однако женщины не должны переворачивать кольцо, так как оно для них является украшением. Но для мужчин кольцо не является украшением. Разрешается, чтобы кольцо было украшено агатом или каким-либо драгоценным камнем, например, изумрудом. На кольце можно выгравировать собственное имя или же одно из имен Аллаха.

БисмиЛляхир-рахманир-рахим! Вся хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем последователям.

А затем:

Сейчас появились люди, которые посчитав себя учеными, пользуются книгами по хадисам, (игнорируя книги по фикху) и решают что сунна а что б ид"а . Они по своему невежеству ставят мухаддисов выше факихов, не понимая, что именно от них мы должны брать знание, а не от мухаддисов, задача которых заключается лишь в собраний и передаче хадисов, а передают они именно факихам, которые определяют за какими хадисами можно следовать, а какие лучше и нужно оставить.

Эти люди говорят, что нет хадисов подтверждающие, что протирание лица после дуа-сунна, и даже если и есть, то они слабые и они не могут никак быть доводом. Так как обстоят дела на самом деле?

Обратите внимание на следующие хадисы:

1) Посланник Аллаха мир ему и благословения Аллаха рекомендовал сахабам во время исполнения дуа:

سلوا الله ببطون أكفكم ولا تسألوه بظهورها فإذا فرغتم فامسحوا بها وجوهكم

«Просите Аллаха своими ладонями и не просите Его тыльной стороной ваших рук, а когда заканчиваете свое дуа, протрите свое лицо вашими ладонями». (Абу Дауд, хадис 1487, передан Абдуллой бин Аббасом)

2) В число действий, совершаемых Пророком мир ему и благословения Аллаха, входило протирание лица рукам после дуа. Об этом говорил саидуна Умар бин Хаттаб (радиаллаху анху):

كان رسول الله صلى الله عليه و سلم إذا رفع يديه في الدعاء لم يحطهما حتى يمسح بهما وجهه

«Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллам) никогда не опускал свои руки, когда бы он ни поднял их в дуа, не протерев перед этим свое лицо обеими своими руками». (Тирмизи, хадис 3386)"

3) Сайб Язид (радиаллаху ‘анху) передаёт:

١ ان النبى كان اذا دعا فرفع يديه مسح وجهه بيديه رواه البيهقى .)مشك,وةج (١٩٦ص

«Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллам) просил ду‘а, то поднимал обе руки и проводил ими по лицу». («Мишкат» т.1, стр. 196)"

Говорит современный ученый, муфтий Сухайл Тармахомед аль-Ханафи (хафизахуЛлах) по поводу слабости этих хадисов:

« Когда алимы в области хадисов комментируют их и указывают, что такой-то является достоверным, а такой-то слабым или хасан (хорошим) и т.д., то они относят это, большей частью, к цепи передатчиков. Их комментарии не относятся к самому хадису как таковому. Хадис может иметь несколько цепей передатчиков, или очень мало или вообще только одну цепь. В зависимости от достоверности каждого передатчика хадиса, хадис классифицируется как слабый, достоверный, приемлемый и т. д. В данном конкретном случае, хадис об обтирании лица после дуа был записан с несколькими различными цепями передатчиков. Да, они слабы сами по себе (по отдельности). Но когда они собираются вместе, они усиливают друг друга, пока не достигают уровня приемлемости (хасан).

Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (рахимахуллах), который был одним из самых выдающихся ученых хадисов своего времени, и автором очень популярного и общепризнанного комментария к Сахиху аль-Бухари "Фатх уль-Бари", признал хадис, поощряющий обтирание руками лица после дуа, как "хасан" (хорошим и приемлемым). (Джами уль-Усуль). Таким образом, мы делаем вывод, что протирание руками по лицу после дуа является сунной. А Аллах знает лучше » - (Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта)

Спросили Шейха Абд аль-Малика ас-Саади (хафизахуЛлах):

« Каковы положения Шариата о протирании ладонями лица после чтения суры «аль-Фатиха» или же после мольбы? Мы читали фетву, что это нововведение, так как это не приведено в хадисе, и прочитали фетву аль-Альбани, что это нововведение, а что касается хадиса «…А когда завершите, то протирайте ими (т.е. ладонями) лица», то он слабый, несмотря на то, что он от Ибн Аббаса, поскольку передатчик хадиса Абдуллах ибн Исхак аль-Курази - сомнительный. Мы слышали высказывание Иззу ибн Абд ас-Саляма: «Так протирает только невежда». Я надеюсь на разрешение этой проблемы, которая стала причиной споров среди молодежи нашего региона.

Ответ: Протирание лица руками не является нововведением, напротив - это сунна, и об этом приведены хадисы с различными иснадами. Например, Абу Дауд привел от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Просите у Аллаха, свят Он и велик, своими ладонями, и не просите внешней стороной кисти, а когда завершите, то протирайте ими ваши лица»».

Ибн Маджа привел: «Когда обращаешься с мольбой к Аллаху, то моли ладонями, а не внешней стороной кисти, а когда закончишь, то протри ими свое лицо».

Приведено ат-Тирмизи от Ибн Умара: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину ваш Господь Живой, Щедрый, Он стесняется, чтобы раб поднял свои руки и вернул их пустыми без блага. И когда один из вас поднимает руки, то пусть скажет: «О, Живой, Вечно Сущий, нет божества, кроме Тебя. О Милостивый из милостивейших» три раза, и когда закончит, то пусть выльет это благо на лицо. В риваяте, приведенном ат-Тирмизи от Ибн Умара, сказано: «Когда протянет руки в молитве, то пусть не возвращает их, пока не протрет ими свое лицо»».

Все вышеприведенные хадисы не без слабости, однако слабость иснада не обязательно приводит к слабости текста хадиса, поскольку текст хадиса усиливается при многочисленности иснадов. Даже если каждый отдельно взятый иснад слаб, однако они в совокупности делают слабый хадис хорошим (Хасан ли гайр); кроме того этому хадису имеется свидетельство, как мы уже упомянули ранее.

Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани сказал о риваяте, приведенного ат-Тирмизи от ибн Умара: «Его привел ат-Тирмизи и он имеет свидетельства, в том числе приведенный Абу Даудом хадис от ибн Аббаса и другие, они в совокупности говорят, что это хороший хадис». (Субуль ас-Салям, т. 4, стр. 19)

Что касается слов аль-Альбани, что это нововведение, то как это часто бывает с его высказываниями, это неверно, поскольку нововведение - это новшество о котором ничего не приведено хадисов, аятов, нет иджмы или кияса, и не подпадающее ни под один из принципов Ислама. Поскольку нельзя называть нововведением новшество подпадающее под один из принципов Ислама.

Не говоря уже о том, что относительно протирания ладонями лица приведены хадисы, и даже признавая их слабыми, нельзя называть протирание ладонями лица нововведением, поскольку совершать дополнительные благие поступки, опираясь на слабый хадис дозволено, хотя и нельзя однозначно связывать это с пророком, как это уже было разъяснено.

Кроме того, как ты уже узнал, в соответствии с достоверными правилами хадисоведов это - хороший хадис, а не слабый.

Я говорю моему вопрошающему брату, что аль-Альбани является специалистом только в хадисах и не является факихом, а фатву должны давать факихи, а роль мухаддиса только в анализе хадиса и он оставляет решение вопроса факихам, которые знают выносится ли решение на основе хадиса или нет ».

Говорит шейх Мумтаз аль-Хак аль-Ханафи (хафизахуЛлах):

« Многие люди стали «хадисоустойчивыми». Это как «водоустойчивый»-то, что не пропускает влагу. Такие люди обычно обвиняют других. Как например Имама Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах который отдавал предпочтение хадисам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) перед своим собственным мнением и любопытством. Тогда как те люди настолько «хадисоустойчивые», что ты можешь предоставить им так много хадисов, как возможно, но это всё равно никак не повлияет на них. Например хадис о протирании лица молящимся после ду’а. Этот хадис имам Тирмизи, имам Абу Дауд, имам Ибн Маджа, да смилуется над ними Аллах, привели в своих сборниках хадисов, также и имам Абдураззак, да смилуется над ним Аллах, который был учителем имама Ахмада ибн Ханбала, который являлся одним из важнейших шейхов имама Бухари.

У имам Бухари всего около 20 хадисов которые известны как «суласият» с цепочкой рассказчиков не больше трёх человек. И в сборнике имама Абдурразака много сотен хадисов «суласият» с цепочкой рассказчиков не больше трёх. Имам Абдураззак да смилуется над ним Аллах был мухаддисом. Когда он отправился совершать Хадж и имам Ахмад бин Ханбал вместе с Йахия ибн Муином так же отправились совершать Хадж и Йахия ибн Муин, услышав, что имам Абдураззак прибыл для совершения Хаджа, подошёл к имаму Ахмаду и предложил пойти и навестить имама Абдураззака и послушать его хадисы. На что Ахмад ибн Ханбал ответил: «мне стыдно, что учёный и мухадис такого высокого уровня как имам Абдураззак прибывает сюда для совершения Хажда, а мы будем пользоваться этим, чтобы послушать хадисы. Тем самым мы не проявим к нему никакого уважения, которого он так заслуживает». И уже после Хаджа имам Ахмад бин Ханбал да смилуется над ним Аллах отправился в путешествие и проделал весь путь до Сана, чтобы послушать хадисы имама Адбуразака да смилуется над ним Аллах и он так же привёл в своём сборнике хадис о протирании лица молящимся после ду’а.
Некоторые люди считают это полнейшим нововведением. Часто можно увидеть как такие люди поднимают руки, взывая к Аллаху обращаясь с мольбами и после мольбы они не протирают лицо руками, а либо переворачивают ладонями вниз, либо просто кладут руки на колени. И они считают, что это Сунна и что в Сунне нет никакого упоминания о том, чтобы протирать лицо руками после ду`а. Но как сказано в хадисе, что ду’а это крем, как сливки, поклонения так же как в другом хадисе сказано, что ду’а — это поклонение. И как большинство видов поклонения имеет начало и конец.
Так же, как например молитву мы начинаем с такбира и заканчиваем произнесением салама. Или пост, мы начинаем поститься с сухура и заканчиваем — ифтаром. Мы начинаем Рамадан основываясь на фазах луны и совершаем ‘Ид основываясь на этом. Мы готовимся к Хаджу начиная с ихрама и тальбия и мы завершаем Хадж тавафом. Таким же образом ду’а начинается с восхваления Аллаха и поднятия рук молящимся и завершается ду’а протиранием лица руками. И это то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рекомендовал делать и это было приведено во многих хадисах.

Умар ибн аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах, передал этот хадис и он был записан имамом Тирмизи и ибн Хаджар Аскалани назвал этот хадис хорошим. Но к сожалению во многих кругах этот хадис считается совершенно противоположенным, неверным, слабым. И люди делают обратное тому, что передаётся в хадисе. И такие люди называют себя последователями Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но на самом деле они делают противоположенное тому, что передаётся в хадисах и они же обвиняют людей в собрании, обвиняют таких как Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, который считал, что даже слабый хадис лучше чем никакого хадиса вообще. Он отдавал предпочтение даже слабому хадису перед своим мнением ибо даже слабый хадис имеет связь с Пророком (саляЛааху алейхи ва салям). Так же многие люди говорят, что ведь есть вероятность того, что Пророк (саляЛааху алейхи ва салям) не говорил или не делал того, что сказано в хадисе. Коран не приказывает и не позволяет нам отрицать или осуждать слабые хадисы. Но многие люди в наши дни поступают именно так, говоря, что это «слабый хадис», «слабый хадис», «слабый хадис».

В Коране, в суре «Комнаты» говорится:

«О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте..» (6 аят)

Быть может он говорит тебе правду. Так как даже лжец не обманывает постоянно. И даже сама ложь порой может принести правду. И часто можно встретить людей во всём мире которые протирают лицо после совершения ду’а и это не является бид’а (новшество), так как это подтверждается в хадисе. И упоминание о протирании лица руками после ду’а встречается так часто в хадисах, что даже если каждый отдельный хадис является слабым, то в совокупности они делают это достоверным. На примере этой ткани, которая сделана из отдельных нитей и каждая нить сама по себе очень слабая, но вместе они делают ткань прочной. Поэтому это один из принципов в изучении хадисов, если собрать несколько пусть и очень слабых хадисов упоминающих один и тот же субъект, то в совокупности это становится достоверным. И даже если человек хочет оспорить тот факт, что некоторые из хадисов являются достоверными, как мы уже упоминали, Ибн Хаджар Аскалани да смилуется над ним Аллах, ссылаясь на хадис приведённый имамом Тирмизи, да смилуется над ним Аллах, от Умара, да будет доволен ним Аллах, называет его хорошим. И имам Абу Дауд да смилуется над ним Аллах в его сборниике хадисов так же приводит несколько хадисов о протирании лица руками после ду’а. Один он сам называет слабьым, а об остальных хадисах он умалчивает что делает их приемлемыми. Когда имам Абу Дауд упоминает хадис и не говорит ничего об этом, не критикует, значит что это является приемлемым. Ибн Маджа, имам Абдуразак, они так же собрали и предоставили хадисы о том, что нам следует протирать лицо руками после совершения ду’а. Поэтому сказать, что это бид’а (новшество) это значит зайти слишком далеко ». (https://www.youtube.com/watch?v=AY1beV0uOhE)

А теперь давайте посмотрим что говорят наши ранние ученые.

1) Сказано в пятом томе “Фатауа аль Хиндиййя” :

« Совершая молитву после намаза предлагается протягивая руки вперед держать их на разный лад. Самым приемлемым является держать руки так,чтобы ладони были врознь и были обращены к небу. Является мустахабом держать руки на уровне груди; и после молитвы является суннатом провести ладонями обоих рук по лицу » .

2) Говорит великий " алим Ибн Абидин аль Ханафи (рахимахулЛах) на 341-й странице:

« После намаза, совершая молитву,руки протягиваются вперед на уровне груди.Ладони обращаются к небу.Ибо небеса являются киблой молитвы.Руки держат врознь.После молитвы,провести ладонями по лицу является суннатом » .

3) Имам ан-Науауи (рахимахулЛах) в книге "Ат-тахкык" пишет:

و يندب رفع يدين في كل دعاء خارج الصلاة ثم مسح وجهه بهما

« Желательно поднимать руки в каждом дуа вне молитвы и затем протирать ими лицо » .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из приведенных хадисов и фетв ученных очевидно, что протирание лица руками после дуа действительно является Сунной. Это не является нововведением - бид " а, как заявляют некоторые. А Аллаху Та " ала знает лучше.

Подготовил: Хадис Аль-Ханафи

ЧТО ЧИТАЕТСЯ ПОСЛЕ НАМАЗА

Сказано в Священном Коране: «Ваш Господь повелел: «Взывайте ко Мне, Я удовлетворю ваши дуа». «Обращайтесь к Господу смиренно и покорно. Воистину, Он не любит невежд».
«Когда тебя (о Мухаммад) вопрашают Мои рабы обо Мне, (пусть узнают) ведь Я близок и отвечаю на призыв молящихся, когда они взывают ко Мне».
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Дуа – это поклонение (Аллаху)»
Если после фард намазов нет сунны намазов, например, после намазов ас-субх и аль-аср, читают 3 раза истигфар
أَسْتَغْفِرُ اللهَ
«Астагфиру-Ллах».240
Значение: Я прошу у Всевышнего прощения.
Затем произносят:

اَلَّلهُمَّ اَنْتَ السَّلاَمُ ومِنْكَ السَّلاَمُ تَبَارَكْتَ يَا ذَا الْجَلاَلِ وَالاْكْرَامِ
«Аллахумма антас-Сяляму ва минкас-Саляму табарактя йа Заль-Джаляли валь-Икрам».
Значение: «О Аллах, Ты — Тот, у Которого нет недостатков, от Тебя исходит мир и безопасность. О Тот, Кто обладает Величием и Щедростью».
اَلَّلهُمَّ أعِنِي عَلَى ذَكْرِكَ و شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِبَادَتِكَ َ
«Аллахумма ‘аынни ‘аля зикрикя ва шукрикя ва хусни ‘ыбадатик».
Значение: «О Аллах, помоги мне достойно упоминать Тебя, достойно благодарить Тебя и наилучшим образом поклоняться Тебе».
Салават читается как после фарда, так и после сунны-намазов:

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى ألِ مُحَمَّدٍ
«Аллахумма салли ‘аля саййидина Мухаммад ва ‘аля aли Мухаммад».
Значение: «О Аллах, даруй больше величия нашему господину Пророку Мухаммаду и Его роду».
После Салавата читают:
سُبْحَانَ اَللهِ وَالْحَمْدُ لِلهِ وَلاَ اِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَ اللهُ اَكْبَرُ
وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللهِ الْعَلِىِّ الْعَظِيمِ
مَا شَاءَ اللهُ كَانَ وَمَا لَم يَشَاءْ لَمْ يَكُنْ

«СубханАллахи валь-хамдулилляхи уа ля илляха илля Ллаху ва-Ллаху Акбар. Ва ля хауля ва ля куввата илля билляхиль ‘алий-иль-‘азым. Маша Аллаху кяна ва ма лям Йаша лям йакун».
Значение: «Аллах чист от недостатков, приписываемых Ему неверующими, хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, Аллах превыше всего, нет силы и защиты, кроме как от Аллаха. То, что Аллах хотел, будет и то, что не хотел — не будет».
После этого читают «Аяту-ль-Курсий». Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Тому, кто после фард намаза читает Аяту-ль-Курсий и Суру «Ихлас», не будет преграды для вхождения в Рай».
«А’узу билляхи минаш-шайтанир-раджим Бисмилляхир-Рахманир-Рахим»
«Аллаху ля иляхa илля хуаль хайюль каюм, ля та хузуху синату-уаля наум, ляху ма фис самауати уа ма филь ард, ман заллязи яшфа‘у ‘ындаху илля би изних, я‘ляму ма байна айдиихим уа ма хальфахум уа ля юхитуна би шайим-мин ‘ыльмихи илля бима ша, уаси‘а курсийюху ссама-уати уаль ард, уа ля яудуху хифзухума уа хуаль ‘алийюль ‘азы-ым».
Значение А’узу: «Прибегаю к защите Аллаха от шайтана, далекого от Его Милости. Во Имя Аллаха Милостивого для всех на этом свете и Милостивого лишь для верующих в Конце Света».
Значение Аята аль-Курсий: «Аллах – нет божества, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Не властны над Ним ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто же станет без Его соизволения заступаться перед Ним? Он знает то, что было до людей и что будет после них. Люди же постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает. Ему подвластны небеса и земля. Ему не в тягость их охранять Он – Всевышний Великий».
Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Кто после каждого намаза скажет 33 раза «Субхана-Ллах», 33 раза «Альхамдулил-Ллях», 33 раза «Аллаху Акбар», а на сотый раз скажет «Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя Лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘aля кулли шайин кадир», Аллах простит его грехи, даже если их так много, как пены в море».
Затем читают последовательно следующие зикры246:
33 раза «СубханАллах»;

سُبْحَانَ اللهِ
33 раза «Альхамдулиллях»;

اَلْحَمْدُ لِلهِ
33 раза «Аллаху Акбар».

اَللَّهُ اَكْبَرُ

После этого читают:
لاَ اِلَهَ اِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ.لَهُ الْمُلْكُ وَ لَهُ الْحَمْدُ
وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя Лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘aля кулли шайин кадир».
Потом поднимают руки на уровень груди ладонями вверх, читают дуа, которые читал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) или любые другие дуа, которые не противоречат Шариату.
Ду’а — это служение АЛЛАХУ

Ду’а — это одна из форм поклонения Всевышнему Аллаху. Когда человек обращается с просьбой к Создателю, действием этим он подтверждает свою веру в то, что только Аллах Всевышний может даровать человеку все, в чем он нуждается; что Он – Единственный, на Кого следует полагаться и к Кому надо обращаться с молитвами. Аллах любит тех, кто как можно чаще обращается к Нему с различными (разрешенными по Шариату) просьбами.
Ду’а является оружием мусульманина, дарованным ему Аллахом. Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Хотите, я научу вас такому средству, которое поможет вам преодолеть несчастья и беды, постигшие вас?». «Хотим»,- ответили сподвижники. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Если читать ду’а «Ля илляха илля анта субханакя инни кунту миназ-залимин247», и если читать ду’а для брата по вере, который в этот момент отсутствует, то ду’а будет принято Всевышним». Рядом с читающим ду’а стоят ангелы и говорят: «Аминь. Да станет с тобой то же самое»
Ду’а является ибадатом, вознаграждаемым Аллахом и для его совершения существуют определенный порядок:
1. Ду’а надо читать с намерением ради Аллаха обращаясь сердцем к Создателю.
Ду’а следует начинать со слов восхваления Аллаха: «Алхамдулилляхи Раббиль ‘алямин», затем надо читать салават Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям): «Аллахумма салли ‘аля али Мухаммадин ва саллям», затем необходимо покаяться в грехах: «Астагфируллах».
Сообщается, что Фадаля бин Убайд (радыйаллаху анху), сказал:«(Однажды) посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) услышал, как один человек во время своей молитвы стал обращаться с мольбами к Аллаху, не восславив (перед этим) Аллаха и не обратившись к Нему с мольбами за Пророка, (саллаллаху алейхи ва саллям), и посланник Аллаха, (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал: «Этот (человек) поспешил!», - после чего подозвал его к себе и сказал ему /или: …кому-то другому/:
«Когда кто-нибудь из вас (пожелает) обратится к Аллаху с мольбой, пусть начнёт с того, что воздаст хвалу своему Преславному Господу и восславит Его, потом пусть призовёт благословение на Пророка», - (саллаллаху алейхи ва саллям), - «а уже потом просит, чего пожелает».
Халиф Умар (да осенит его милость Аллаха) говорил:«Наши молитвы достигают небесных сфер под названием «Сама» и «Арша» и находятся там до тех пор, пока мы не произнесем салаваты Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), и только после этого они достигают Божественного престола».
2. Если ду’а содержит важные просьбы, то до его начала надо совершить омовение, а если очень важные – надо совершить омовение всего тела.
3. При чтении ду’а желательно повернуться лицом в сторону Кыблы.
4. Руки надо держать перед лицом ладонями вверх. После завершения ду’а надо руками провести по лицу, чтобы баракят, которым наполнились протянутые руки, коснулся и лица.Сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): « Поистине, ваш Господь Живой, Щедрый, не может отказать Своему рабу, если тот поднимает руки в мольбе»
Анас (радыйаллаху анху) передает, что во время дуа Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки настолько, что была видна белизна его подмышек»
5. Просьбу надо произносить уважительным тоном, тихо, чтобы окружающие не слышали, при этом нельзя обращать взор к небесам.
6. В завершении ду’а надо, как и в начале, произнести слова восхваления Аллаха и салавата Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) затем сказать:
سُبْحَانَ رَبِّكَ رَبِّ الْعِزَّةِ عَمَّا يَصِفُونَ .
وَسَلَامٌ عَلَى الْمُرْسَلِينَ .وَالْحَمْدُ لِلهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Субхана Раббикя Раббиль ’изатти ‘амма ясифуна ва салямун ‘аляль мурсалина валь-хамдулилляхи Раббиль ‘алямин».
Когда Аллах принимает ду’а прежде всего?
В определенное время: месяц Рамадан, Ночь Ляйлят-уль-Кадр, ночь на 15-е Шаабана, обе ночи праздника (Ураза-Байрам и Курбан-Байрам), последняя треть ночи, ночь и день пятницы, время от начала рассвета и до появления солнца, от начала заката и до его завершения, период между азаном и икаматом, время, когда имам приступил к джума-намазу и до его окончания.
При определенных действиях: после чтения Корана, во время испития воды зам-зам, во время дождя, во время саджда, во время зикра.
В определенных местах: в местах совершения Хаджа (гора Арафат, долины Мина и Муздалиф, возле Каабы и др.), рядом с источником Зам-зам, рядом с могилой Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).
Ду’а после намаза
«Сайидуль-истигфар» (Господин молитв покаяния)
اَللَّهُمَّ أنْتَ رَبِّي لاَاِلَهَ اِلاَّ اَنْتَ خَلَقْتَنِي وَاَنَا عَبْدُكَ وَاَنَا عَلىَ عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَااسْتَطَعْتُ أعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ أبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَىَّ وَاَبُوءُ بِذَنْبِي فَاغْفِرْليِ فَاِنَّهُ لاَيَغْفِرُ الذُّنُوبَ اِلاَّ اَنْتَ

«Аллахумма анта Рабби, ля иляха илля анта, халяктани ва ана абдук, ва ана а’ля а’хдике ва ва’дике мастата’ту. А’узу бикя мин шарри ма санат’у, абуу лякя би-ни’метикя ‘алейя ва абу бизанби фагфир лии фа-иннаху ля йагфируз-зунуба илля анте».
Значение: «Мой Аллах! Ты мой Господь. Нет божества кроме Тебя достойного поклонения. Ты меня создал. Я твой раб. И стараюсь по мере сил своих сдержать клятву о покорности и верности Тебе. Я прибегаю к Тебе от зла содеянных мной ошибок и грехов. Благодарю Тебя за все блага, дарованные Тобой, и прошу простить грехи мои. Даруй мне прощение, ибо нет никого, кроме Тебя, прощающего грехи».

أللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنَّا صَلاَتَنَا وَصِيَامَنَا وَقِيَامَنَا وَقِرَاءتَنَا وَرُكُو عَنَا وَسُجُودَنَا وَقُعُودَنَا وَتَسْبِيحَنَا وَتَهْلِيلَنَا وَتَخَشُعَنَا وَتَضَرَّعَنَا.
أللَّهُمَّ تَمِّمْ تَقْصِيرَنَا وَتَقَبَّلْ تَمَامَنَا وَ اسْتَجِبْ دُعَاءَنَا وَغْفِرْ أحْيَاءَنَا وَرْحَمْ مَوْ تَانَا يَا مَولاَنَا. أللَّهُمَّ احْفَظْنَا يَافَيَّاضْ مِنْ جَمِيعِ الْبَلاَيَا وَالأمْرَاضِ.
أللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنَّا هَذِهِ الصَّلاَةَ الْفَرْضِ مَعَ السَّنَّةِ مَعَ جَمِيعِ نُقْصَانَاتِهَا, بِفَضْلِكَ وَكَرَمِكَ وَلاَتَضْرِبْ بِهَا وُجُو هَنَا يَا الَهَ العَالَمِينَ وَيَا خَيْرَ النَّاصِرِينَ. تَوَقَّنَا مُسْلِمِينَ وَألْحِقْنَا بِالصَّالِحِينَ. وَصَلَّى اللهُ تَعَالَى خَيْرِ خَلْقِهِ مُحَمَّدٍ وَعَلَى الِهِ وَأصْحَابِهِ أجْمَعِين .

«Аллахумма, такаббаль минна Салятана ва сыйамана ва кыйамана ва кыраатана ва руку’ана ва суджудана ва ку’удана ва тасбихана ватахлиляна ва тахашшу’ана ва тадарру’ана. Аллахумма, таммим таксырана ва такаббаль тамамана вастаджиб ду’аана ва гфир ахйаана ва рхам маутана йа мауляна. Аллахумма, хфазна йа файйад мин джами’и ль-баляйа валь-амрад.
Аллахумма, такаббаль минна хазихи салята аль-фард ма’а ссуннати ма’а джами’и нуксанатиха, бифадликя вакярамикя ва ля тадриб биха вуджухана, йа иляха ль-’алямина ва йа хайра ннасырин. Таваффана муслимина ва альхикна биссалихин. Васалля ллаху та’аля ‘аля хайри халькыхи мухаммадин ва ‘аля алихи ва асхабихи аджма’ин».
Значение: «О, Аллах, прими от нас молитву нашу, и пост наш, стояние наше пред Тобой, и чтение Корана, и поясной поклон, и земной поклон, и сидение пред Тобой, и восхваление Тебя, и признание Тебя Единственным, и смирение наше, и почтение наше! О, Аллах, восполни наши упущения в молитве, прими наши правильные действия, ответь на наши мольбы, прости грехи живым и смилостивись над покойными, о, Владыка наш! О, Аллах, о, Щедрейший, убереги нас, от всех бед и болезней.
О, Аллах, прими от нас молитвы фарз и сунны, со всеми нашими упущениями, по милости и щедрости Твоей, но не кинь молитвы наши, нам в лицо, о, Господь миров, о, лучший из Помощников! Упокой нас мусульманами, и присоедини к числу праведников. Да благословит Аллах Всевышний лучшее из своих творений Мухамада, его родных и всех его сподвижников».
اللهُمَّ اِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ, وَمِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ, وَمِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا وَالْمَمَاتِ, وَمِنْ شَرِّفِتْنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ
«Аллахумма, иннн а’узу би-кя мин «азаби-ль-кабри, ва мин ‘азаби джаханна-ма, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжали!»
Значение: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мучений могилы, от мук ада, от искушений жизни и смерти и от зла искушения аль-масих д-даджаль (Антихриста)».

اللهُمَّ اِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْبُخْلِ, وَ أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخُبْنِ, وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ أَنْ اُرَدَّ اِلَى أَرْذَلِ الْعُمْرِ, وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الدُّنْيَا وَعَذابِ الْقَبْرِ
«Аллахумма, инни а’узу би-кя мин аль-бухли, ва а’узу бикя мин аль-джубни, ва а’узу би-кя мин ан урадда иля арзали-ль-’умри ва а’узу би-кя мин фитнати-д-дунйа ва ‘азаби-ль-кабри».
Значение: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от скупости, и я прибегаю к Тебе от малодушия, и я прибегаю к Тебе от беспомощной старости, и я прибегаю к Тебе от искушений мира этого и мучений могилы».
اللهُمَّ اغْفِرْ ليِ ذَنْبِي كُلَّهُ, دِقَّهُ و جِلَّهُ, وَأَوَّلَهُ وَاَخِرَهُ وَعَلاَ نِيَتَهُ وَسِرَّهُ
«Аллахумма-гфир ли занби кулля-ху, дикка-ху ва джилляху, ва авваля-ху ва ахира-ху, ва ‘алянийата-ху ва сирра-ху!»
Значение О Аллах, прости мне все мои грехи, малые и большие, первые и последние, явные и тайные!

اللهُمَّ اِنِّي أَعُوذُ بِرِضَاكَ مِنْ سَخَطِكَ, وَبِمُعَا فَاتِكَ مِنْ عُقُوبَتِكَ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْكَ لاَاُحْصِي ثَنَا ءً عَلَيْكَ أَنْتَ كَمَا أَثْنَيْتَ عَلَى نَفْسِك
«Аллахумма, инни а’узу би-рида-кя мин сахати-кя ва би-му’афати-кя мин ‘укубати-кя ва а’узу би-кя мин-кя, ля ухсы санаан ‘аляй-кя Анта кя-ма аснайта ‘аля нафси-кя».
Значение О Аллах, поистине, я прибегаю к благоволению Твоему от негодования Твоего и к прощению Твоему от наказа­ния Твоего и я прибегаю к Тебе от Тебя! Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, ибо лишь Ты Сам воздал их Себе в достаточной мере.
رَبَّنَا لاَ تُزِغْ قُلُوبَنَا بَعْدَ إِذْ هَدَيْتَنَا وَهَبْلَنَا مِن لَّدُنكَ رَحْمَةً إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ
«Раббана ля тузиг кулубана ба’да из хадейтана уа хаблана мин ладункарахманан иннака ентель-уаххаб».
Значение: «Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их (с него). Даруй нам от Тебя милость, ибо, воистину, Ты – дарующий».

رَبَّنَا لاَ تُؤَاخِذْنَا إِن نَّسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا رَبَّنَا وَلاَ تَحْمِلْ
عَلَيْنَا إِصْراً كَمَا حَمَلْتَهُ عَلَى الَّذِينَ مِن قَبْلِنَا رَبَّنَا وَلاَ
تُحَمِّلْنَا مَا لاَ طَاقَةَ لَنَا بِهِ وَاعْفُ عَنَّا وَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا
أَنتَ مَوْلاَنَا فَانصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ .

«Раббана ля туахызна ин-насина ау ахта’на, раббана уа ля тахмиль ‘алейна исран кема хамальтаху ‘алаль-лязина мин каблина, раббана уа ля тухаммильна маля такаталяна бихи уа’фу’анна уагфирляна уархамна, анте мауляна фансурна ‘аляль каумиль кафирин».
Значение: «Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты — властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего».

04:07 2018

Когда можно поднимать руки в дуа-мольбе а когда нельзя?

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Если человек взывает с мольбой, то он поднимает при этом руки, ведь это одна из причин ответа на мольбу-дуа. Если только это не случаи, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого. В этих случаях руки не поднимаются.

Например, во время пятничной проповеди. Во время пятничной проповеди Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не поднимал рук, если только он не взывал к Аллаху с просьбой о дожде. Тогда он руки поднимал.

Также он не поднимал руки между двумя земными поклонами в намазе, и в конце сидения ташаххуд до приветствия Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рук не поднимал. Нам не следует поднимать руки в те моменты, где своих рук не поднимал Пророк, мир ему и благословение. Так как его действия являются доводом для нас, и оставление каких-либо действий также является доводом для нас.

Также он не делал этого и после таслима-приветствия при совершении пятикратных намазов. По окончании намаза Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поминал Аллаха так, как это прописано в Шариате, и не поднимал рук. Поэтому, нам также не стоит поднимать рук, следуя в этом Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Что же касается случаев, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал руки, то желательно в этих случаях поднимать руки, подражая Пророку, мир ему и благословение, и так как это является причиной ответа на мольбу-дуа. В случаях, в отношении которых не упомянуты действия Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: поднимал ли он руки или нет, мы поднимаем руки, так как хадисы указывают на то, что поднятие рук в мольбе-дуа является причиной ответа на нее. Об этом уже было сказано» (Маджму‘-уль-фатауа. Т. 26. С. 146).

Шейху ‘Абдульмухсин аль-‘Аббаду, да хранит его Аллах, был задан вопрос о религиозно-правовом решении в отношении поднятия рук в мольбе-дуа за умершего после его погребения.

Он ответил: «В этом вопросе нет ограничений. Мы не знаем доказательства, которое бы подтверждало поднятие или наоборот, опускание рук. Человек может поднимать, а может и не поднимать руки. Вопрос поднятия рук может иметь три разных положения.

Есть случаи, когда поднятие рук канонически обосновано. Например, во время мольбы-дуа на ‘Арафате, во время мольбы-дуа в двух местах бросания камешков при паломничестве (аль-джамрату аль-уля, аль-джамрату ас-санийа) и в мольбе при молитве о ниспослании дождя.

Есть случаи, когда есть доказательства, что руки не поднимаются. Например, во время мольбы-дуа на пятничной проповеди. При мольбе-дуа на пятничной проповеди-хутбе не поднимает руки ни проповедник, ни прихожанин мечети. Потому что Пророк, мир ему и благословение, не делал этого на протяжении своих многочисленных проповедей перед людьми…

Что же касается других случаев, то в них можно поступать и так, и так. Человек может поднимать руки, а может и не делать этого» (Шарх сунан Аби Дауд).

Говорится в Фатава аль-Ладжнах аль-Даа"имах: Совершение дуа после обязательных молитв не является Сунной (не относится к Сунне), если при этом поднимаются руки, как в случае если это делает только один имам или один член джамаата, так в случае если это делают они вместе. Конечно это бидаа, потому что не передается что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или кто-либо из его сподвижников (да будет доволен ими Аллах) делал это. Что касается обращения с дуа без совершения этого (то есть без поднимания рук), то нет ничего неправильного (запрещенного) в этом, потому что имеются определенные хадисы относительно этого. (Fataawa al-Lajnah al-Daa"imah, 7/103).

Был задан вопрос Постоянной комиссии по фатвам Саудовской Аравии о поднимании рук для дуа после пяти ежедневных намазов - достоверно ли что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал свои руки или нет? Если это не является достоверным, то разрешается ли поднимать руки после пяти ежедневных намазов или нет?

Они ответили: Не подтверждается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднимал свои руки при совершении дуа после обязательных намазов, насколько мы знаем, таким образом поднимание их после таслима (приветствия) обязательного-фард намаза противоречит Сунне. Fataawa al-Lajnah, 7/104.

Был задан вопрос шейх ибн Базу: Какое положение в поднятие рук во время дуа?

Понятие рук во время дуа Сунна и из причин ответа (на дуа). Как Посланник Алаха да благословит его Аллах и приветствует сказал: "Поистине Господь ваш Стеснителен, Щедр, настолько стеснителен, что не позволит своему рабу, который поднял руки в мольбе-дуа, опустить их пустыми". Пришло от Абу Дауда, ат-Тирмизи и ибн Маджа и удостоверил этот хадис аль-Хаким. И также слова посланника Аллаха: "Поистине Аллах Прекрасен и Он не принимает ничего кроме чистого". И сказал Всевышний: "И Аллах приказал верующим то же самое что и повелел посланникам". «Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны"... Потом упомянул человека долго путешествующего всего в пыли который поднял руки к небу "О Господь, о Господь" а пища его харам, питьё его харам, одежда его харам и весь он вскормлен на хараме. И разве такому ответится из-за этого". Сахих Муслим.

И сказал посланник Аллаха(ﷺ) что поднятие рук к небу из ответов на дуа, если только не будут препятствие этому, которые пришли упомянуты в этом хадисе, а это кушанье харама. И потому что Посланник Аллаха(ﷺ) был поднимающим руки в дуа, как это было в намазе истиска и его дуа на Сафе и Марве в Хадже и Умре и в других местах. Но те места, в которых Посланник Аллаха(ﷺ) не поднимал руки, то нельзя в них поднимать руки, так как действия его Сунна и оставление его тоже Сунна. И это наподобие дуа во время двух сажда, дуа в конце намаза до саляма, и не узаконено поднимать там руки в дуа, и также как дуа после 5 намазов фард. Когда муслим заканчивает зикр нет там проблем делать дуа в душе, между ним и Аллахом после зикра по причине существования хадисов указывающих на это, но не узаконено поднятие рук, потому что посланник Аллаха(ﷺ) не делал так.

И ваджиб на всех мусульманах следовать Корану и Сунне во всех вещах, и предостерегаться противоречить им". Маджмуъ аль-Фатава уа маколят ибн Баз 11\102.

Также был спрошен шейх ибн Бааз и вот его ответ: «Не сообщается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или от его сподвижников, да будет доволен ими Аллах, насколько нам известно, что они поднимали свои руки и читали дуа после обязательных намазов. Отсюда мы узнаем, что это является бидаа (новшество), потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Кто бы ни делал что-либо, что не является частью этого нашего дела (Ислам), это будет отвергнуто". (Передал Муслим, 3243). И он сказал: "Кто бы не внес нововведение в это наше дело (Ислам), которое - не часть его, это будет отвергнуто". (Сахих, хадис согласован).

Однако читать дуа без поднимания рук и без чтения хором является прекрасным деянием, потому что свидетельством этому служит то, что передано от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он обращался с мольбой-дуа и до и после намаза. То же самое касается чтения дуа после нафиль намазов, потому что нет свидетельства, указывающего на нежелательность этого, даже если поднимаются руки, потому что поднимание рук это одно из средств обеспечения ответа на дуа. Но это не должно совершаться постоянно, а только иногда, потому что не сообщается что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел обыкновение делать дуа с подниманием своих рук после каждого нафиль намаза.

Всё совершенство вобрали в себя те, кто следует примеру Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, потому что Аллах сказал: "Посланник Аллаха - прекрасный пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха и на Судный день и часто поминает Аллаха." (Аль-Ахзаб, Сонмы, 33:21). Majmoo" Fataawa wa Maqaalaat Mutanawwi"ah li Samaahat Аль-шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, 11/168.

Также пришёл вопрос там же, за поднятие рук в дуа после нафиля намаза?

"А что касается дуа с поднятием рук после дополнительных намазов, то не вижу в этом проблем, так как не пришло на это запрета, и значит совершается на общих доказательствах, но лучше постоянно так не делать, так как не пришло от посланника Аллаха(ﷺ) что он так делал, и если бы он постоянно делал бы так, то это пришло бы от Сахабов, так как Сахаба довели до нас слова и дела посланника Аллаха(ﷺ), как в сафаре так и в других местах". Маджмуъ аль-Фатава уа маколят ибн Баз 11\102.

Что касается хадисов в которых говорится о мольбе-дуа в "конце намаза" (дубур ас-саля), то ученые разошлись относительно понимания этих слов. Одни сказали, что речь идет о времени до салама, когда человек сидит на ташаххуде и взывает к Аллаху, и это мнение выбрал шейхуль-Ислам Ибн Таймия. Однако хафиз Ибн Хаджар в "Фатхуль-Бари" сказал, что шейхуль-Ислам ошибся в этом вопросе, и что "конец намаза" - это после салама.

И за шейхуль-Исламом последовал в его мнении шейх Ибн Усаймин, сказав, что все, что пришло из мольбы (ду"а) после намаза, речь идет о ташаххуде до салама. А что пришло из слов поминания Аллаха (зикр), то речь идет о поминании Аллаха уже после салама.

Доводы у них следующие:

От Ибн Мас"уда сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас усаживается после каждых двух рак‘атов, то пусть произносит "ат-тахийят", а затем может выбрать ту мольбу-дуа, которая ему нравится больше!» Ахмад 1/437, ан-Насаи 1/174. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" № 878.

Это мнение конечно очень сильное, но не однозначное, так как есть множество мольб-дуа, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил и после салама. Например, Саубан рассказывал: "Закончив молиться, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда трижды просил Аллаха о прощении, а потом говорил: «О Аллах, Ты - Мир и от Тебя - мир, благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости!» " Муслим 591.Аль-Мугъира ибн Шу’ба рассказывал: "Закончив молиться и произнеся слова таслима, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обычно говорил: «Нет божества, достойного поклонения кроме Одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, и Ему хвала и Он всё может! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется богатство обладающего богатством» " . аль-Бухари 844, Муслим 593. Аль-Бара ибн Азиб рассказывал: "Когда мы совершали намаз позади посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то предпочитали находиться справа от него, чтобы после намаза он поворачивался сначала к нам. И я слышал, как он говорил: «Господь мой, упаси меня от наказания Твоего в тот День, когда Ты воскресишь (или: соберешь) рабов Своих!» " Муслим 709. /Рабби, къини ‘азабак яума таб’асу (таджма’у) ‘ибадак/.

Умм Саляма рассказывала, что после завершения утреннего намаза, пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о полезном знании, благом уделе и деянии, которое примется!» Ахмад 6/305, Ибн Маджах 925, Ибн ас-Сунни 54. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: "Не было такого, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), находясь в собрании, читая Коран или совершая молитву, не произносил после этого слова: «Свят Ты, о Аллах и хвала Тебе. Нет божества достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и приношу Тебе свое покаяние» " . Ахмад 6/77, ан-Насаи в «‘Амалюль-яуми уа лляйля» 273. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. "ан-Нукт аля Ибн ас-Салях" 2/733, "ас-Сильсиля ас-сахиха" 3164. /Субханака-Ллахумма уа бихамдика. Ля иляха илля Анта. Астагъфирука уа атубу илейк/.

Кстати, в этом хадисе довод на узаконенное Сунной произнесение определенных слов поминания Аллаха после чтения Корана! Имам ан-Насаи назвал главу, в которой привел этот хадис следующим образом: «Чем следует завершать чтение Корана?» Разве не лучше брать то, что пришло в Сунне, чем говорить постоянно, прочитав Коран «Садакъа-Ллахуль-Азым», что не имеет никакой основы в Исламе, и что многие ученые называли нововведением 20 века. Истину говорили саляфы: "Если люди внесут нововведения, они лишаются Сунны!"

От Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) сообщается: "Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отдавал салам после намаза, он говорил: «О Аллах, прости мне то, что я совершил прежде и что еще не совершил, что делал тайно и явно, то, в чем я преступил границы, и то, о чем Ты знаешь лучше меня! Ты - Выдвигающий вперёд и Ты - Отодвигающий!» " ат-Тирмизи 3421, Абу Дауд 760. Имам ат-Трмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. /Аллахумма-гъфирли ма къаддамту, уа ма аххарту, уа ма асрарту, уа ма а’лянту, уа ма асрафту уа ма Анта а’ляму бихи минни. Анталь-Мукъаддим уа Анталь-Му’аххыр/. Но в версии этого хадиса у имама Муслима сказано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил эти слова до таслима на ташаххуде, поэтому их можно произносить и до и после. И это лишь небольшая часть того, что достоверно пришло из хадисов, в которых указание на законность обращения к Аллаху с мольбой после фард-намаза без поднятия рук.

Следует ещё отметить, что шейх Ибн аль-Къайим в "Задуль-ма"ад" говорил: "Не пришло в Сунне, чтобы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) после намаза сидел и делал ду"а, сидя по направлению к Каабе". Вероятно именно из этих слов поняли некоторые братья, что обращение к Аллаху с мольбой-дуа после намаза не из Сунны. Однако Ибн аль-Къайим имеет ввиду сидение после салама по направлению к Каабе, не поворачиваясь и обращение с мольбой-дуа именно в таком положении. См. "Тахкыкъ Найлюль-аутар" 4/434. См. также "Тасхых ад-ду"а" 43-434, шейха Бакр Абу Зайда.

Учёные по поводу того, надо делать дуа после фард-намаза или нет, разделились на два мнения:

1. Первое мнение. Дуа (имеется в виду каждый человек делает дуа индивидуально про себя, не коллективно и не вслух) после обязательных-фард намазов желательное действие. Слова многих учёных указывают на желательность дуа после обязательного намаза. Имам Аль-Бухари, Ибн Хаджар имам ан-Науауи. Ан-Науауи (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «глава: мы уже упомянули о желательности зикра и дуа для имама, молящегося за имамом, и совершающего отдельно. И это желательно в конце всех намазов без разногласия». («Аль-маджму’», 3/488). При этом приверженцы этого мнения ссылаются на хадис, который сообщается от Абу Умамы (да будет доволен им Аллах). قيل يا رسول الله أي الدعاء أسمع؟ قال: جوف الليل الأخير، ودبر الصلاة المكتوبة Люди спросили: «О Посланник Аллаха, какое дуа вероятнее всего будет услышано?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Глубокой ночью в последней её части, и после предписанных (обязательных) намазов». (Привели Ат-Тирмизи, (3499), Ан-Насаи, (6/32), Ат-Тирмизи признал хадис правильным. Шейх Аль-Альбани также признал его хорошим)». Слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «После предписанных (обязательных) намазов» означает после совершения намаза. («Тухуатуль-ахуази», 9/331).

Некоторые также ссылаются на следующий аят: «Посему, как только освободишься, приступай к делу (будь деятелен) и устремись к своему Господу» . (сура «Раскрытие», 7-8). Шейх Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал: «Существует мнение, что эти аяты означают: когда ты завершишь свой намаз и освободишься, то обратись с мольбой к Аллаху и усердно проси Его о помощи. Опираясь на это толкование, некоторые богословы считают дозволенным обращаться к Аллаху с мольбой и восхвалять Его по окончании обязательных намазов. А лучше всего об этом известно Аллаху» («Толкование священного Корана», 2/1150).

Также имам Аль-Бухари (да одарит его Аллах Своей милостью) одну из глав своего сборника достоверных хадисов назвал: (باب الدعاء بعد الصلاة) «Глава о мольбе после намаза». Ибн Хаджар (да одарит его Аллах Своей милостью), комментируя эту главу, сказал: ««Глава о мольбе после намаза» имеется в виду после обязательного намаза. Название этой главы опровергает мнение тех, кто утверждает, что дуа после намаза не предписано». («Фатх аль-Барий», 11/134).

2. Второе мнение. Ибн Таймия, Ибн аль-Кайим и такие современные учёные, как Ибн Усеймин, Ибн Баз. Они считают, что нет такого, что делать дуа после намаза желательно. При этом причиной разногласия является толкование слова (دبر) (в конце): означает после намаза или означает в конце намаза, т.е. до саляма. Ибн Таймия (да одарит его Аллах Своей милостью) считает, что это слово означает в конце намаза, и является составной частью намаза, т.е. до саляма. А также приверженцы этого мнения говорят, что в достоверной Сунне не приходит, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) делал дуа. Да, действительно, не сообщается в достоверной Сунне, чтоб Пророк (мир ему и благословение Аллаха) или его сподвижники совершали коллективное дуа, или то, что они, не оставляя постоянно соблюдали это (совершение дуа). Однако, в достоверной Сунне встречается упоминание о совершении дуа после намаза, как например вышеприведённый хадис. Кроме того, Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) привёл в своей книге «Зад аль-ма’ад» (1/302) некоторые хадисы: - Абу Хатим привёл в своём сборнике, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), уходя после совершения намаза, произносил дуа: «О Аллах! Приведи для меня в порядок религию, которая служит мне защитой в моих делах, и приведи для меня в порядок мир этот, в котором я живу. О Аллах! Поистине, я прибегаю к Твоему благоволению от Твоего негодования. Я прибегаю к Твоей милости от Твоего наказания. Я прибегаю к Тебе от Тебя. Никто не лишит того, что ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил. И бесполезным перед Тобой окажется могущество обладающего могуществом». (Привёл Муслим, (13/249), Ан-Насаи, (5/158)). Также привёл другие дуа.

Таким образом, можно сказать, что делать дуа после намаза можно (не коллективно, и не будучи убеждённым, что это надо делать (не уаджиб, и не сунна, ведь делать дуа после намаза – это не уаджиб и не сунна, а относится к категории дозволенных дел (мубах), т.е. кто желает делает, а кто не желает, никто не может его обязать. Т.к. основа: дуа можно делать в любое время. И тот, кто запрещает делать дуа в какое-либо время, или в каком-либо месте, или при каких-либо обстоятельствах, то он должен опираться на явный достоверный довод. Доводы же указывают на дозволенность делать дуа после намаза. Однако, стоит ещё раз упомянуть, что не нужно это превращать в какое то обязательное предписание, так, что если не станешь делать дуа, тебя начнут порицать за это. Ну и не надо делать это дуа коллективно вслух.

Теперь остаётся вопрос: нужно ли поднимать руки или нет?

Есть положения дуа, когда сообщается, что Пророк (ﷺ) поднимал руки, как например при испрашивании ниспослания дождя.

Есть положения дуа, когда сообщается, что Пророк (ﷺ) не поднимал руки, как например дуа в намазе после ташаххуда и перед салямом, а также после саляма, произнося те слова, которые сообщаются от Пророка (ﷺ).

Есть также положения дуа, о которых не сообщается в достоверной Сунне: поднимал Пророк (ﷺ) руки при дуа или нет. В таком случае основой является поднятие руки, т.к. обращение ко Всевышнему Аллаху с мольбами происходит с поднятыми руками.

Сообщается от Сальмана аль-Фариси (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ваш Господь (Свят Он и Велик) Стеснительный, Щедрый. Он стесняется Своего раба, чтобы тот протянул к Нему свои руки (обращаясь с мольбой), а потом вернёт их ни с чем» («Сахих Абу Дауд», (1488), шейх Аль-Альбани (да одарит его Аллах Своей милостью) признал его достоверным).

И Аллах лучше знает!

Нужно ли повторять за имамом слова "сами Аллаху лиман хамидах", выпрямляясь после поясного поклона?

Богословы высказывали разные мнения по этому поводу, и причина этого заключается в различиях в понимании отдельных хадисов. Ан-Насаи и Абу Давуд передали со слов Рифаа б. Рафи, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Затем еще раз возвеличьте Аллаха и совершите поясной поклон, положив руки на колени, и пусть каждый сустав примет свое положение. Затем скажите: "Аллах услышал того, кто Его восхвалил", – и выпрямите спину, чтобы каждая кость вернулась в исходное положение".

Абу Давуд передал со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Имам назначается для того, чтобы люди молились вслед за ним. Когда он возвеличит Аллаха, вы тоже возвеличьте Его, и не делайте этого раньше него. Когда он совершит поясной поклон, вы тоже поклонитесь, и не делайте этого раньше него. Когда он скажет: "Аллах услышал того, кто Его восхвалил", – вы говорите: "О Боже, Господь наш! Хвала Тебе!"

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры: "Выпрямляя спину после поясного поклона, он говорил: "Аллах внимает тому, кто Его восхваляет!" Выпрямившись полностью, он говорил: "Господь наш, хвала Тебе!"

Абу Ханифа, аль-Хади, аль-Касим и др. считали, что имам и молящийся отдельно должны говорить только "Сами Аллаху лиман хамидах", а молящийся позади имама – "Раббана ва лакал-хамд". По-арабски эти выражения звучат приблизительно так: "Сами Аллаху лиман хамидах. Раббана ва лакал-хамд". Как сообщил Ибн аль-Мунзир, этого же мнения придерживались Ибн Масуд, Абу Хурейра, аш-Шааби, Малик и Ахмад. Так же считал и сам Ибн аль-Мунзир. Они опирались на первый и второй хадисы, однако это мнение является слабым, поскольку в третьем хадисе недвусмысленно сообщается, что имам и молящийся отдельно должны говорить: "Господь наш, хвала Тебе!"

Ас-Саури, аль-Аузаи и некоторые другие полагали, что оба эти выражения должны говорить имам и молящийся отдельно, тогда как молящийся позади имама должен говорить только "Раббана ва лакал-хамд". Они опирались на хадис Абу Хурейры, переданный Абу Давудом.

Тем не менее, по мнению многих ученых, этот хадис не отрицает того, что молящиеся позади имама должны говорить: "Сами Аллаху лиман хамидах". Таким же образом повеление говорить "Аминь" после того, как имам прочтет суру "аль-Фатиха", не означает того, что молящиеся позади него не должны читать эту суру. Хадис об этом передали Ахмад и ан-Насаи со слов Абу Хурейры.

Поэтому аш-Шафии, Малик, Абу Давуд, Абу Бурда, Мухаммад б. Сирин, Исхак, Давуд и др. считали, что каждый совершающий намаз, – будь то имам, молящийся отдельно или молящийся позади имама, – должен, выпрямляясь после поясного поклона, сказать: "Аллах услышал того, кто восхвалил Его". Выпрямившись же, он должен сказать: "Господь наш, хвала Тебе!"

Однако достоверных текстов о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказал молящимся позади имама говорить "сами Аллаху лиман хамидах", у нас нет. Поэтому наиболее убедительным нам представляется второе мнение, согласно которому говорить эти слова должны только имам и молящийся отдельно. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Столпы намаза (рукны) и обязанности (ваджибы)

Намаз состоит из рукнов (столпов), ваджибов (обязательных элементов) и мустахабов (желательных элементов). Но мы поговорим только о рукнах и ваджибах, потому что не совершение мустахабов не влияет на действительность намаза. если человек оставит мустахаб, даже намеренно, то намаз все равно будет действительным.

Рукн (столп) это действие, которое не может быть пропущено ни в коем случае, даже если в конце намаза будет сделано "садждат ас-сахв" (земной поклон невнимательности). Нет никакой разницы был ли пропущен рукн специально, или по невнимательности, его непременно нужно совершить.

Что касается Ваджибов (обязательных действий) , то если человек в ходе намаза пропустил их нечаянно, по невнимательности, то они могут быть исправлены, если в конце намаза выполнить "садждат ас-сахв" (суджуд невнимательности). Если же ваджиб не был выполнен намеренно, то намаз становится недействительным.

Перечислим рукны, их всего 14:

1 - Стояние при выполнении обязательных намазов.

2 - Такбират-уль-ихрам (произнесение слов «Аллаху акбар» в самом начале молитвы) Это тот такбир, который произносится в самом начале, посредством которого человек входит в намаз.

3 - Чтение суры «аль-Фатиха», в каждом ракаате.

4 - Поясной поклон (руку‘).

5 - Поднятие с поясного поклона.

6 - Полное выпрямление при вставании с поясного поклона.

7 - Земной поклон (суджуд). (2 раза)

8 - Поднятие с земного поклона.

9 - Сидение между двумя земными поклонами.

10 - Спокойствие при исполнении всех внешних столпов.

11 - Чтение последней мольбы ат-ташаххуд (состоит из тахията и салавата)

12 - Сидение при чтении последнего ат-ташаххуда и при двух приветствиях (таслим).

13 - Два приветствия (таслим), произнесение слов «Ассаляму ‘алейкум уа рахмату-Ллах» два раза, вправо и влево.

14 - Порядок следования столпов так, как было упомянуто; если человек, к примеру, совершил намеренно земной поклон до поясного, то молитва считается недействительной.

Это рукны намаза, если человек не сделает что-либо из этого, то должен повторить тот ракаат, в котором данное действие было нарушено, а в конце намаза все равно надо совершить "садждат ас-сахв". Если человек во время совершения одного из ракаатов намаза вспомнил, что в этом ракаате пропустил какой-то рукн, то не надо доделывать этот ракаат до конца, нужно начать ракаат заново, или с того рукна, который был пропущен. потому что ракаат лишённый какого-то рукна, равнозначен полному отсутствию этого ракаата.

Если же человек пропустил рукн, который не связан с каким то отдельным ракаатом, например как "такбират-уль-ихрам", или последний ташаххуд, или таслим, то весь намаз надо повторить заново.

Что касается ваджибов (обязательных элементов), то их восемь:

1 - Все остальные такбиры, кроме первого, такбира (слова «Аллаху акбар»);

2 - Произнесение слов «сами‘а-Ллаху лиман хамидах» для имама и для молящегося в одиночку (для того, кто читает за имамом в джамаате эти слова говорить не надо, он лишь повторяет следующую фразу).

3 - Слова «Раббана уа лякаль хамд»;

4 - Произнесение слов «Субхана Раббияль-‘азым» один раз в поясном поклоне (говорить это три раза мустахаб, но минимум ваджиб это 1 раз.)

5 - Произнесение слов «Субхана раббияль-а‘ля» один раз в земном поклоне (Также три раза говорить это мустахаб-желательно, но не ваджиб. Ваджиб только 1 раз).

6 - Слова «рабби гфир-ли» между двумя земными поклонами.

7 - Чтение первой мольбы ат-ташаххуд. (первый ташаххуд, это тот, который читается между 2-ым и 3-им ракаатами, он является ваджибом) (а последний ташахуд, как мы сказали выше является рукном. Последний ташахуд это тот, что в самом конце каждого намаза, даже если это 2-ух ракаатный намаз, как фаджр-утренний).

8 - Сидение при первом ат-ташаххуде.

Если человек намеренно оставит ваджиб, то намаз его становится не действительным, и садждат ас-сахв, этого не исправит, и намаз нужно повторить.

Если он пропустит ваджиб нечаянно, по невнимательности, то в конце после всего ташаххуда, но перед таслимом (перед тем как сказать " Ассаляму алейкум") нужно сделать два суджуда (два земных поклона).

Если же пропущен рукн, то ракаат становится недействительным, вне зависимости сделано это специально или по невнимательности, и одного только совершения саджат ас-сахв будет не достаточно. нужно сразу же восстановить этот ракаат, и в конце ещё сделать саджат ас-сахв.

Если же человек вспомнил про то, что пропустил рукн после намаза, то повторить нужно весь намаз.

Все остальные дела относятся к разряду мустахаб (желательные дейстивия), и их можно было бы не перечислять, и принять по умолчанию, что всё чего нет в списках рукнов и ваджибов, является мустахаббом.

Но я их перечислю для того, чтобы было ещё яснее, что эти действия не являются ни ваджибом ни рукном, и их несовершение не нарушает намаза.

Мустахаббы, или как их также называют "сунны", делятся на 2 категории, "словесные сунны" и "сунны в делах".

Словесные сунны, вот некоторые из них:

Произнесение дуа - истифтах, которое произносится сразу после такбират-уль-ихрам (начального такбира). Они имеют несколько вариаций. Например как слова "Субхана-ка-Ллахумма, ва табарака-смука, ва тааля джаддука, ва ля иляха гайрука"

Произнесение слов "Аузу би-Лляхи мина-шшайтани-рраджим".

Произнесение слов "би-сми-Лляхи Ррахмани Ррахим".

Амин, после Фатихи.

Чтение дополнительной суры после Фатихи.

Чтение вслух (это касается имама).

Произнесение слов «миль-ас-самавати ва ль-арды, уа миль-а ма шиъта мин шайин ба‘д» для тех, кто не молится за имамом, (верно, что это сунна и для тех, кто молится за имамом);

Все восхваления Аллаха, что произносятся более одного раза в поясном поклоне, то есть второе, третье и последующее произнесение «субхана раббияль-‘азым».

Все восхваления Аллаха, что произносятся более одного раза в земном поклоне.

Все мольбы-дуа, что более слов «рабби гфирли» между двумя суджудами.

Салават. Приветствие Пророку и его семье, благословение им, мольба после этого во время последнего ат-ташаххуда.

Сунны в делах, вот некоторые из них:

Поднятие рук при такбиратуль-ихрам;

Поднятие рук перед поясным поклоном.

Поднятие рук при выпрямлении после поясного поклона.

Класть правую руку на левую.

Смотреть на место земного поклона.

Оставление промежутка между стопами при стоянии.

Охватывание раскрытыми ладонями колени при поясном поклоне (рукуг), выпрямление спины при этом, и держание головы на одном уровне по отношению к спине.

Оставление промежутков между частями тела при земном поклоне: между животом и бёдрами, между бёдрами и голенями; оставление промежутка между коленями, и вертикальное расположение стоп; расположение внутренних поверхности пальцев ног на земле раздельно, а рук - напротив плеч, вытянув при этом пальцы и прижав их друг к другу.

И многие другие действия в отношении некоторых пунктов ученые расходятся во мнении, у некоторых действие может быть обязательным, а у других – желательным. Подробно эти вопросы разбираются в книгах по Фикху (мусульманскому законоведению).

Когда вставать если опоздал на джамаат?

Вопрос: Если человек опоздал на один или несколько ракаатов намаза, и он должен завершить оставшуюся часть намаза после того, как имам произнес салям, он должен встать, чтобы закончить намаз после первого или второго саляма имама? Некоторые люди встают после первого саляма, а другие после того, как произнесен второй салям? Как правильно?

Ответ: Масбук (тот, кто пропустил один или больше ракаатов в намазе) должен встать, чтобы завершить пропущенные ракааты намаза, после второго саляма произнесенного имамом. Масбуку не следует вставать для завершения пропущенных ракаатов намаза после первого саляма, поскольку есть вероятность, что имам произнес его для выполнения саджда-сахв. (Аль-Бахрур-Рааик, 2/209).

Соответственно, во избежание путаницы масбук должен встать, чтобы завершить намаз, после того, как имам произнес второй салям.