Прогулка по Стамбулу: русские церкви.

Является одним из узнаваемых символов города и ежегодно привлекает тысячи туристов.

У собора интересная и длинная история: за полторы тысячи лет он был христианским храмом и мечетью, а в настоящее время является музеем с уникальными экспонатами и представляет собой памятник архитектуры.

Посещение собора Святой Софии в Стамбуле

Адрес , по которому находится Собор: площадь Айя София, квартал Султанахмет, район Фатих, Стамбул, (Ayasofya Square, Sultanahmet Fatih/İSTANBUL). Добраться до него можно на трамвае, курсирующем по маршруту «Эминеню-Зейтинбурну», а также на любом автобусе, который идет из районов Беязит или Эминеню в сторону Султанахмета.

В настоящее время объект работает в качестве музея по зимнему (1 – 15 апреля) и летнему (15 апреля – 1 октября) времени.

В первом случае часы работы – 09:00–17:00, во втором 09:00–19:00. Каждый понедельник, а также в первые дни Рамадана в музее выходные, в день праздника Курбан-Байрам Айя София открыта с 13 часов.

История создания

История этой церкви начинается примерно в 320-330 годах нашей эры, во времена правления императора Константина. Тогда это был христианский храм, который за последующие два века несколько раз перестраивался, хотя остатки самого первого комплекса частично сохранились и сегодня.

Возведение первого храма

Заложенный в начале IV века храм получил имя мученицы Святой Софии , а чуть меньше века спустя (в 404 и 415 годах) он два раза почти полностью сгорал в пожарах, но каждый раз восстанавливался. Возведенная на этом месте после второго пожара христианская базилика тоже простояла около века, а в 532 году также была уничтожена огнем.

После этого по велению императора Юстиниана I началась грандиозная стройка нового собора . В работе участвовали более 10000 рабочих, а в качестве материала использовался мрамор, слоновая кость, золото, серебро и другие самые дорогие материалы, которые только можно было найти в империи.

Христианским собором Святой Софии храм пробыл вплоть до XIV века, когда Константинополь был завоеван османами.

Строительство мечети

29 мая 1453 года османский султан Мехмед II официально провозгласил храм мечетью Айя София . В этом же году началась постройка четырех минаретов вокруг собора, дополнительно была проведена перепланировка: изначально алтарь собора был обращен на восток, теперь же потребовалось его убрать и перенести михраб в юго-восточный угол храма.

Интересно, что фрески с изображением христианских сюжетов не были уничтожены мусульманами и даже остались в храме, хотя и были заштукатурены.

Именно благодаря штукатурке эти фрески хорошо сохранились до настоящего времени.

Появление музея

Мечеть выполняла свои функции вплоть до 1935 года, затем в силу отделения религии от государства в Турции храм упразднили, отдав его здание под музей. В это же время была проведена реставрация интерьера , в том числе – с фресок была удалена штукатурка, а все элементы декора (как мусульманские, так и оставшиеся со времен Византийской Империи) также были реставрированы.

Несмотря на то, что сегодня Софийский Собор является одной из главных и посещаемых страны и столицы, принося в городскую казну хорошие деньги, с начала XXI века наблюдается активное выступление стамбульских общественных деятелей и даже некоторых политиков в пользу того, чтобы музей был закрыт а собор вновь стал храмом.

Интерьер Айя Софии — фото

Собор считается самым большим храмом, построенным за последние несколько тысяч лет (если не считать несколько греческих храмов, от которых сегодня остались лишь руины). Но привлекает туристов Айя София не этими масштабами, а уникальным оформлением и богатой отделкой как снаружи, так и внутри.

Наружное оформление

Параметры собора можно описать следующим образом:

  • длина – 100 метров;
  • ширина – 69,5 метров;
  • высота купола – 55,6 метров от уровня земли;
  • радиус купола – 31 метр.

Помимо мрамора, который был основным строительным материалом, строители собора также использовали специальные кирпичи, изготовленные из глины и песка, привезенные из с острова Родос. При своей легкости эти кирпичи отличаются высокой прочностью, поэтому за семнадцать столетий церковь не дала усадку. С архитектурной точки зрения собор представляет собой прямоугольную базилику классического типа.

Под основной, наземной частью сооружения, имеется подземная часть , которая по большей части затоплена грунтовыми водами. Несмотря на это во время реставрации удалось провести частичное исследование подземных помещений. В некоторых из них были найдены драгоценности и человеческие останки, которые предположительно принадлежат уже мусульманским знатным жителям Стамбула.

Также был обнаружен подземный ход, который ведет до подземной части другой местной достопримечательности – дворца Топкапы .

Но остались еще обширные неисследованные участки – работы можно продолжить только после откачки воды.

Частные спонсоры еще в 2010 году дали свое согласие профинансировать работу по откачке воды, но несмотря на официальное согласие на это властей, пока этот проект не реализован.

Внутренне убранство

В интерьере собора нет ни одной стены, которую не украшала бы мозаика из стекла , терракота, серебро или золото. Также здесь можно увидеть множество фресок, некоторые из которых сохранились лишь частично, но большинство уцелело благодаря османской штукатурке, которой они были в свое время покрыты.

По правой стороне от входа есть участок пола, покрытый разноцветным каменным орнаментом. Именно здесь когда-то проводился ритуал коронации императоров Рима . Внутри собора по периметру нижней галереи стоят 104 колонны, в верхней галерее их 64 – эти колонны изготавливались из мрамора в и транспортировались в Стамбул по морю.

Михрабы (специальные возвышения, выполняющие в мечетях те же функции, что и алтари в церквях) были установлены здесь в XVI веке, но при этом органично вписываются в общую картину и выглядят такими же древними, как и другие элементы. Это касается и сорока светильников, которые находятся в специальных нишах купола – они появились здесь в первой половине XVI века. До того момента помещение освещалось обычными свечами.

Мозаики

Мозаики являются ценнейшими объектами в соборе.


Ценные достопримечательности храма

В одной из колонн нижней галереи имеется ниша , в которой по легенде скрывался от османов один из священников, проводивший в 1453 последнюю христианскую литургию.

В этой нише есть отверстие, и согласно поверьям если вставить в него большой палец руки и, не вынимая его, провернуть ладонь на 360 градусов, исполнится любое желание (очевидно, выполнить это действие невозможно).

В одной из апсид (алтарное углубление) находится михраб, который был помещен сюда еще в XVI веке. Здесь же стоит минбар (трибуна, кафедра в мечетях), который появился в Айя Софии в то же время.

Выйдя во двор храма, можно увидеть экспозицию артефактов, элементов старинного декора и других предметов, которые обнаруживали исследователи во время реставраций и обследования подземной части собора.

Другие храмы турецкой столицы

В есть еще два храма, которые уступают Айя Софии по роскоши интерьера и масштабности постройки, но туристам стоит посетить и эти достопримечательности, так как они имеют не меньшее культурное значение .

Православный храм Св. Ирины

Эта церковь составляет часть архитектурного ансамбля дворца Топкапы. Храм святой Ирины изначально был лишь небольшой базиликой , которую построили в IV веке немного раньше возведения Софийского собора.

Храм Святой Ирины печально знаменит тем, что в 346 году здесь столкнулись в схватке представители разных религиозных конфессий, в результате чего было убито около 3000 религиозных служителей и простых людей.

В настоящее время храм работает в качестве музея , а время от времени в его стенах устраиваются выставки и концерты.

Церковь Святого Георгия

Церковь названа в честь Георгия Победоносца и была возведена в 1601 году. В то время район Фенер, где и возведена церковь, являлся единственным православным районом павшего в 1453 году Константинополя.

В 1614 году храм был частично реконструирован и расширен. В первой половине восемнадцатого века сильный пожар значительно повредил здание, но под покровительством Патриарха Иеремии III в 1720 году были проведены реконструкционные работы.

В 1738 году случился новый пожар, после которого церковь простояла заброшенной до 1797 года, до очередной реставрации.

Эти восстановительные работы стали последними, и с тех пор архитектура церкви осталась в неизменном виде.

Смотрите увлекательное видео о соборе Святой Софии:

Православный Стамбул

Могущественный Константинополь, столица императоров – величайший из городов мира. Православный Стамбул – то, что сохранилось о него за века турецкого владычества. Он нем и пойдет речь в настоящей статье.


Святая София, возведенная всего лишь за период с 532 по 537 годы, стала символом православия. Сюда пришли послы от св. равноап. князя Владимира, передавшие ему восторженные слова: «не знаем – на Земле мы были или на Небе». Здесь короновались византийские императоры, и приняла святое крещение св. равноапостольная княгиня Ольга. Православный Стамбул – оплот христианства в Турции, а Святая София – его сердце.


Почти на берегу бухты Золотой Рог находится Греческая патриархия. В примыкающем к ней соборе св. вмч. Георгия паломники могут поклониться части колонны, к которой был прикован Спаситель во время бичевания, мощам свв. Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Здесь же можно помолиться у мозаичной иконы Пресвятой Богородицы, вывезенной святой царицей Еленой из Иерусалима.


Особенно близко русскому сердцу подворье Свято-Пантелеймонова монастыря в старинном районе Стамбула Каракей. От огромного корпуса, полностью принадлежащего подворью, теперь остался только храм и трапезная на самом верху многоэтажного здания. Здесь находили приют и посильную помощь тысячи людей, вынужденных покинуть Россию в 1917-1922 годах. Православная община, хотя и немногочисленная, сохраняется здесь и в наше время. Священники, прибывшие со Святого Афона, проводят регулярные богослужения. Желающие могут подать записки в Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне.


На храме на северной окраине старого города покоилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы – Влахернская. Именно здесь произошло чудо Покрова, когда в 626 году Патриарх и жители Константинополя в слезах молились перед образом Пресвятой Богородицы об избавлении от нашествия. После молитвы великую святыню – Ризу Пречистой – окунули в воды Золотого Рога. Погода была солнечная, но вдруг на горизонте появилась едва заметная и быстро приближающаяся туча. Вскоре начался яростный шторм, разметавший все вражеские корабли. Сейчас здесь выстроен новый храм, при этом сохранился древний источник, где можно набрать святой воды.


Еще один святой источник Стамбула находится в храме, который так и называется – Живоносный источник. Он был известен уже с V века. По преданию, византийский воин по имени Лев в отчаянии бродил по росшим в этой местности лесам. Его угнетали безденежье и неопределенность собственной судьбы. Здесь он встретил слепого старца, попросившего у Льва воды. Отойдя немного в сторону, обремененный тяжкими думами воин обнаружил источник с удивительно чистой и вкусной водой. Напоив старика, Лев получил откровение о том, что он не должен сетовать на судьбу, ибо скоро станет императором. Так и случилось – из простого солдата Лев с Божией помощью стал правителем Византийской империи. Множество паломников стремились посетить этот храм, в надежде на помощь Спасителя. Последовать их примеру можно и сейчас – источник существует, и вода в нем не иссякает.


Рядом с остановкой легкого метро Чемберлиташ находится один из самых древних памятников Стамбула – колонна императора св. Константина Великого. Она была возведена около 330 года и является, таким образом, ровесницей Константинополя. Первоначально на ней возвышалась золотая статуя императора, но в 1106 году в результате сильнейшего урагана статуя рухнула вниз. Затем на вершину колонны был поднят золотой крест, однако и его постигла печальная участь. В 1204 году, во время разорения Константинополя крестоносцами, драгоценный крест исчез. По преданию, под колонной были сокрыты великие святыни православного мира: топор, которым Ной изготовил Ковчег, а также несколько корзин хлебов – оставшихся после чудесного умножения хлебов Спасителем.

Во время своего первого официального визита в Константинопольский Патриархат, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал развивать паломничество в Турцию. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все. Уцелевшим жемчужинам Православия поклонились корреспондент журнала « » диакон Федор Котрелев и фотограф Евгений Глобенко.

Вселенский Фанар

Нынешний Стамбул – город в основном турецкий: повсюду мечети, по-восточному одетые люди, пять раз на дню – завывания муэдзинов, разносящиеся из мегафонов с минаретов. За столетия оккупации Константинополь так отуречился, что найти в нем христианские святыни очень непросто: их осталось мало, со стороны они незаметны, а уличные указатели вообще не очень характерны для этого города. Поэтому желающему посетить святыни Царьграда надо хорошенько подготовиться к прогулке по Стамбулу. Или просто начать с посещения Вселенского Патриархата: а там уже объяснят, как добраться до других святынь.

Патриархат расположен в одном из самых колоритных районов города – Фанаре или, на турецкий лад, Фенере. «Фанар» по-гречески означает «маяк», и он когда-то был в этом месте. Здесь в течение нескольких столетий традиционно селилась греческая интеллигенция – фанариоты. Именно из фанариотов набирались грекоязычные чиновники для службы при дворе султана.

Но количество греков в Стамбуле постоянно уменьшается, а те, кто еще остался, предпочитают жить незаметно, тихо. Греческая община насчитывает сейчас около 3 тыс. человек, хотя до погрома, происшедшего в сентябре 1955 года, в ней было более 100 тыс. Тогда в ответ на взрыв во дворе турецкого консульства в Салониках по всей Турции прокатились антигреческие беспорядки. В Стамбуле были разграблены и опустошены 73 из 83 православных церквей, большую часть из них сожгли. Сейчас отношения турок к грекам более или менее нормализовались, но греческая община практически не имеет политического веса и голоса.

Православное духовенство здесь, кстати, не носит ряс (кроме патриарха), но дело тут не в страхе перед националистами. Этот обычай ввел Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, который стремился сделать страну более светской и религиозно терпимой. Закон «Запрет на ношение фески» воспрещал носить религиозную одежду вне храма представителям любых конфессий.

Сейчас в Стамбуле трудно по внешнему виду узнать не только священника, но и христианскую церковь: крестов или нет совсем, или их с улицы не видно. Однако таксисты прекрасно понимают слово «Патриархат» – единственное, что они знают из христианских реалий, – и привозят прямо к нему. А можно и пешком – вдоль чудного залива Золотой Рог, разделяющего Стамбул на две части: Галатскую и Старый город.

Патриархат – это несколько зданий XVIII-XIX веков за высоченным забором и без вывески. В светлое время суток здесь всегда открыто. Внутри тихо-тихо! Беломраморная чистота, солнце и ни души… Направо – резиденция Вселенского Патриарха, и если вам нужно общение хоть с кем-нибудь, то это туда. Там и дежурный есть, и секретарь. А если в церковь, то тогда от ворот Патриархата – вперед. Церковь Великомученика Георгия построена в начале XVIII века. Внутри очень красиво: стасидии темного дерева с головами грифонов на подлокотниках, золоченый резной иконостас. На завесе Царских врат – герб Константинополя и Вселенского Патриарха: двуглавый орел. И тоже ни души… Лишь изредка здесь можно застать одного-двух туристов или паломников. Последние приезжают сюда в основном из Греции, но бывают и россияне. Они знают: здесь хранятся драгоценные христианские святыни. Например, справа от иконостаса помещена колонна, к ней, по преданию, был прикован Господь во время предкрестных истязаний. Из колонны до сих пор торчит остаток кольца, к которому и приковали Спасителя. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима св. царица Елена. В правой и левой частях храма, вдоль южной и северной стен находятся раки с мощами святых: справа – останки святых жен, а слева – мужей. Справа можно поклониться мощам свв. Евфимии Всехвальной, Соломонии и Феофании.


В начале III столетия проконсул города Халкидона – это через пролив Босфор, сейчас на этом месте район Стамбула Кадыкёй – пытался заставить христиан местной общины принести жертвы языческому богу. Особенно ему хотелось склонить к этому Евфимию, юную красавицу. Но святая Евфимия сказала, что «скорее он сможет перевернуть горы на земле и подвинуть звезды на небе, чем отторгнуть ее сердце от истинного Бога». Тогда проконсул сменил уговоры на пытки, но сломить веру св. Евфимии не смог. Она пела молитвы, призывая Спасителя на помощь, и каким мучениям ее не подвергали, Господь являл чудо – св. Евфимия оставалась невредима. Видя все это, многие уверовали во Христа. Умерла св. Евфимия только после того, как сама попросила об этом Господа. Тогда, повествует житие, медведица, единственная из всех зверей, которыми пытались затравить святую, нанесла ей небольшую рану – и тотчас она предала дух свой Господу. В Халкидоне в честь святой была построена церковь, где в 451 году прошел знаменитый IV Вселенский собор – Халкидонский, – на котором была осуждена ересь монофизитства.

Ветхозаветная святая Соломония была матерью семерых братьев Маккавеев, выступивших в 166 году до Р. Х. против нечестивого греческого царя Антиоха Епифана, который осквернил Иерусалимский храм и заставлял иудеев принести языческие жертвы. На глазах св. Соломонии мучили и убивали одного за другим ее детей. Она мужественно наблюдала их гибель, а потом умерла сама.

Св. царица Феофания жила в IX веке (+893) и была первой супругой императора Льва VI Мудрого (886-911). По наветам была вместе с мужем, тогда еще наследником престола, заключена на три года в темницу. Получив свободу, проводила жизнь в молитве и посте.

Богородица Монгольская: церковь, не закрывавшаяся никогда

Жизнь на Фанаре тихая, спокойная и совершенно лишенная туристов, которых в центре Стамбула очень много. Улицы тут вымощены булыжником и – так же как во всем городе – проложены на крутейших склонах. Через каждые два-три дома попадаются «бюффе» – маленькие кафе, где можно и поесть, и выпить кофе, но, в отличие от центра города, совершенно нет ракы – анисовой водки: на Фанаре живут в основном истовые, традиционные мусульмане, для которых спиртное запрещено.

Еще Фанар хорош тем, что здесь путника не осаждают чистильщики обуви со своими складными ящичками, наполненными щетками и ваксами. В остальных районах стамбульские чистильщики действуют так: вы идете себе спокойно по улице и вдруг замечаете, что человек с ящиком через плечо обронил щетку. Вы обращаете на это внимание чистильщика или подаете ему упавшую щетку. Рассыпавшись в благодарностях, «облагодетельствованный» предлагает почистить ваши ботинки – «совершенно бесплатно, я же ваш должник!». Но когда процесс подходит к концу, выясняется, что вы его не поняли. Вы должны 10-20 евро – ведь обувной крем был самый лучший!

Церковь Марии Монгольской расположена в семи минутах ходьбы от Патриархата. Но найти ее трудно. Между тем церковь эта – чу дная! Построена она в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Церковь эта славна тем, что она единственная в городе никогда не закрывалась и не переходила в руки турок. Такой милости храм удостоился благодаря его прихожанину, греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих. Грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть.

Глухие ворота закрыты. На улице полная тишина. Но стучитесь сильнее – на стук выйдет сопровождаемая дворняжкой сторожиха: «Входите, входите». Это все, что она может сказать по-английски. А уж категорический и непонятный запрет на фотосъемку она выразит в красноречивых жестах: мол, внутри нельзя, идите на двор! В храме благоговейный сумрак (окна закрыты ставнями) и тишина. Уходить не хочется.

Влахернский источник: где произошло чудо Покрова

Под Царьградом, видимо, залегают гигантские водоносные слои. По всему городу видны действующие или заброшенные источники – то безымянные, то с надписями по-турецки или по-гречески, как источник св. Харлампия на набережной вблизи Фанара. Многие из этих источников почитались жителями Константинополя как чудотворные. Один из самых известных – во Влахернском храме (названном так по принадлежности к местности – Влахерны), точнее, в сохранившейся небольшой его части. Храм был построен над источником в V веке и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы.

Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы – 2 июля.

Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины-мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидел, идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили.

Правда, тот первый храм в XV веке сгорел, но на его месте построили новый. От Патриархата это недалеко – минут 20-25 прогулки через районы Балат и Айвансарай. В дверях храма вас встречает Янис – грек, служащий сторожем и экскурсоводом по храму, сама любезность и открытость для общения. Он охотно показывает икону Покрова в иконостасе (хотя праздник Покрова греки не отмечают, икона все же есть) и очень старую, плохо сохранившуюся икону Богородицы, писанную, по преданию, св. евангелистом Лукой. Купель над источником, судя по старинным литографиям, нисколько не изменилась. Разве что раньше святую воду из источника разливал специально приставленный монах, а теперь она бежит из кранов, вделанных в купель.

Распрощавшись с Янисом, отправимся к еще одному святому источнику Константинополя – Живоносному.

Живоносный Источник

Недалеко от Константинополя с древних времен почитали один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказывает предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.

Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырь довольно далеко от Патриархата, за древними городскими стенами, построенными императором Феодосием II в V веке. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно – в XVIII-XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.

Из памятных христианам мест в Стамбуле есть еще и Студийский монастырь, игуменом которого был прп. Феодор Студит, и храм Иоанна Предтечи в Трулле, где в 691-92 годах проходил Пято-Шестой или Трулльский собор, и церковь св. мц. Ирины, где за триста лет до этого прошел Первый Вселенский собор. Но, увы, сейчас над всеми этими славными постройками высятся минареты…

December 9th, 2013

Сегодня мне бы хотелось рассказать и показать довольно обширный материал про то, что из себя представлял Константинополь до своего падения ровно 560 лет назад - в 1453 году, когда он и стал называться Стамбулом. Я думаю, все знают, что Стамбул - это византийский Константинополь - бывшая столица Византийской империи. Сейчас на улицах города постоянно натыкаешься на какие-то частицы того самого, когда-то величайшего города мира, который так и называли - Город. Правда это совсем крохотные частицы по сравнению с тем, что творилось тут 1000 лет назад - большинство средневековых церквей перестроены в мечети, как, впрочем, в свое время античные храмы были перестроены в церкви. И несмотря на мою горячую любовь к востоку, к исламской культуре, это невероятно интересно - находить отголоски христианства - греческого, болгарского, армянского, русского (да, тут довольно много и русских артефактов, например, во дворе Константинопольского Патриархата я нашел колокол, отлитый у нас в Городце, фотография его есть под катом). Вообще, именно тут, в Стамбуле, очень наглядно можно посмотреть как одни культуры, да даже не культуры, а цивилизации сменяли друг друга, устраивая пир на костях побежденных.

Но прежде, чем показать все красоты христианского Стамбула, надо немного рассказать про саму Византийскую империю, точнее про то, как она прекратила свое существование. Владения Византии в середине XV века были не самыми большими - это уже была совсем не та Империя, которую мы привыкли видеть в учебниках истории при изучении античности. Ещё в начале 13 века Город завоевали крестоносцы и около 50 лет восседали (читай грабили) в Константинополе, после чего были выбиты отсюда венецианцами. Так что несколько греческих островов, сам Константинополь да его пригороды - вот и вся империя. А вокруг уже везде обитали османы, набирающие мощь в то время.

Константинополь пытался завоевать и осаждал ещё османский султан Баязид, но нашествие Тимура отвлекло его от этой великой затеи.

Город в то время лежал только в европейской части нынешнего Стамбула и был очень хорошо огорожен мощной стеной. Подплыть в нему со стороны моря было проблемно из-за течения, и единственным более-менее возможным местом подступа был залив Золотой Рог. Этим и воспользовались османы во главе с Мехмедом II.

План Константинополя

Константинополь на момент своего падения

И вот уже более пяти с половиной веков величайший город мира, Царьград, как его называли наши предки, находится под турецким владычеством. Константин был последним из императоров ромеев. Со смертью Константина XI Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства.

Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи, во главе общины должен был стоять Патриарх Константинопольский, ответственный перед султаном. Сам султан, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима). Данный титул носили турецкие султаны до окончания Первой мировой войны. Кстати, особого мародерства (например то, что учинили турки в Смирне уже в 20 веке), несмотря на глухое средневековье, в городе не было - Мехмед дальновидно запретил подданным разрушать город.
Осада Константинополя

Вот то, что осталось от стен Феодосия, кое-где они восстанавливаются, но Мехмед знал, что делал - крушил наверняка, правда основной удар, конечно, пришелся с залива

Все церкви после завоевания были перестроены в мечети очень простым способом - сниманием креста и воздвижение полумесяца, пристройки минаретов.

Несмотря на всё произошедшее, в городе осталось много христиан: греков, болгар, армян, и они строили свои здания, некоторые из которых я покажу ниже.
Например, здание греческого лицея, которое совершенно не вписывается в городскую архитектуру, но служит прекрасным ориентиром в Фанаре и Балате


Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае — июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора.

В 346 году около храма погибло свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 532 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была большей частью перестроена. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

На протяжении XV—XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом и просто так в ней не попасть.


Константинопольская православная церковь или Вселенский патриархат в Стамбуле - это первая автокефальная православная Церковь. В греческой литературе именуется Великой Церковью Христовой.
Христианство в Малой Азии распространялось благодаря апостолам Андрею Первозванному, Павлу, Филиппу, Иоанну Богослову и их благовестническим трудам.
Собственно история Константинопольской православной церкви начинается с 330 года, когда на ее месте сначала находилось древнее селение Византии, а затем был основан город Константинополь. Так как городу суждено было стать столицей Византийской империи, значение Константинопольской кафедры начало возрастать. Со временем она заняла первое место по чести среди остальных Православных Церквей в округе, даже, несмотря на то, что уступала по древности многим из них.
Вселенский патриархат в Стамбуле занимали великие святители и вселенские учители, среди которых были святой Григорий Богослов (389 год) и святой Иоанн Златоуст (407 год). Их творения даже сегодня все еще являются неисчерпаемым источником богословской мудрости и церковного учительства.
Юрисдикция Константинопольской православной церкви распространяется на каноническую территорию Турции, куда входят 30 духовных школ, 10 монастырей и 6 епархий, а также ряд епархий Греции, стран Западной Европы, Америки, Австралии и Новой Зеландии и Святая Гора Афон. Предстоятель - Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев. Резиденция Предстоятеля располагается в Куопио.
В наше время Константинопольскую православную церковь в Стамбуле возглавляет 232-й Патриарх Константинопольский Архондонис или Варфоломей. Он родился в Турции на острове Имврос 12 марта 1940 года. 25 декабря 1973 года ему присвоили титул митрополита Филадельфийского. В течение 18 лет управлял Патриаршим кабинетом.
Его избрание Предстоятелем Константинопольской Православной Церкви проходило 22 октября 1991 года. Чин интронизации был совершен 2 ноября 1991 года.
Ему был присвоен Титул Предстоятеля «Святейшего Архиепископа Константинополя».
Патриаршая резиденция находится в районе Константинополя в Фанаре.
Константинопольская православная церковь имеет сложную и весьма разветвленную структуру. Частично она находится на своей канонической территории - в Турции, а частично в Греции, но однозначно большая ее часть рассеяна за пределами страны. В Турции сегодня насчитывается около 3000 православных - в основном это греки старшего поколения.

Показать больше