Программой государственных гарантий оказания гражданам. Бесплатная медицинская помощь

Правительство РФ Постановлением от 23.01.1992 N 41 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" предусматривало утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации. 11 сентября 1998 г. в целях обеспечения конституционных прав граждан России на получение медицинской помощи Правительство РФ Постановлением N 1096 впервые утвердило Программу государственных гарантий обеспечения граждан России бесплатной медицинской помощью, а базовая программа обязательного медицинского страхования стала ее составной частью. В 2001 г. она была трансформирована в Программу государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи (далее - Программа).

В Словаре русского языка С.И. Ожегова (1991 г.) написано, что "обеспечить" - это сделать что-то вполне возможным, действительным, реально выполнимым, снабдить чем-либо в нужном количестве, а "оказать" обозначает действие по значению существительного, например помощь, то есть оказать помощь в получении медицинской помощи. Смена слов, по существу, изменила гарантию обеспечения на возможность получения медицинской помощи.

В 2000 г. норма об утверждении Программы государственных гарантий была закреплена Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья (в ред. Федерального закона от 02.12.2000 N 139-ФЗ, ст. 20 "Право граждан на медико-социальную помощь") и уточнена в 2004 г. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в следующей редакции: гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Следует отметить, что первая редакция Программы была принята 11 сентября 1998 г., в 1999 г. - 26 октября, в 2000 г. - 29 ноября, в 2001 г. - 24 июля, в 2004 г. - 26 ноября, в 2005 г. - 28 июня с дополнениями от 30 декабря. Следовательно, по срокам принятия Программы она не всегда могла быть учтена субъектами Российской Федерации при формировании бюджета и скорее использовалась ими как "методические рекомендации".

Итак, начиная с 1998 г., Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи ежегодно утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации.

Целью Программы является реализация конституционного права граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

Программа состоит из 6 разделов и включает:

общие положения;

перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно;

базовую программу обязательного медицинского страхования;

виды медицинской помощи, предоставляемые населению за счет бюджетов всех уровней;

объемы медицинской помощи;

подушевые нормативы финансирования здравоохранения, обеспечивающие предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.

На основе Программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которые могут предусматривать предоставление дополнительных объемов и видов бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В рамках Программы гражданам РФ бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи:

скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью граждан, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и родах;

амбулаторно-поликлиническая помощь, включая мероприятия по профилактике, диагностике и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных стационарах;

стационарная помощь:

экстренная, при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

плановая с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации больных, требующих круглосуточного медицинского наблюдения;

при патологии беременности, родах и абортах, в период новорожденности.

В рамках Программы устанавливаются нормативы объемов медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.

Норматив амбулаторно-поликлинической помощи устанавливается в количестве посещений в расчете на одного человека в год (2006 г. -- 9,198 посещений).

Норматив медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов, устанавливается в количестве пациенто-дней в расчете на одного человека в год (2006 г. - 0,577 пациенто-дня).

Норматив стационарной помощи устанавливается в количестве койко-дней в расчете на одного человека в год (2006 г. -- 2,812 койко-дня).

Норматив скорой медицинской помощи устанавливается в количестве вызовов в расчете на одного человека в год (2006 г. -- 0,318 вызова).

При формировании территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъектов Российской Федерации.

Норматив финансовых затрат на 1 посещение в амбулаторно-поликлиническую организацию в 2006 г. составлял в среднем 100,5 рубля.

Норматив финансовых затрат на 1 пациенто-день в дневном стационаре в 2006 г. составлял в среднем 207,7 рубля.

Норматив финансовых затрат на 1 койко-день в стационаре в 2006 г. составлял в среднем 588,4 рубля.

Норматив финансовых затрат на 1 вызов скорой медицинской помощи в 2006 г. составлял в среднем 913,3 рубля.

Кроме того, для анализа всех средств, идущих на компенсацию затрат по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи (в расчете на 1 человека в год), устанавливаются подушевые нормативы финансирования Программы. В 2006 г. такой норматив был установлен на уровне 3378 рублей.

На основании территориальных программ разрабатываются муниципальные задания по обеспечению населения муниципальных образований субъекта РФ бесплатной медицинской помощью.

Основным принципом финансового планирования системы здравоохранения субъекта РФ и муниципальных образований является соответствие объема предоставляемой населению государством бесплатной медицинской помощи и финансовых ресурсов, выделяемых для ее обеспечения. Только при достижении такого соответствия можно реализовывать конституционное право граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи.

Наряду с оказанием медицинской помощи (услуг) населению бесплатно в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи государственные и муниципальные медицинские учреждения могут оказывать платные услуги населению при наличии лицензии. При этом медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых населению платных медицинских услуг (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) требованиям федеральных или региональных медико-экономических стандартов.

Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Предоставление платных медицинских услуг (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю кассовый чек или копию соответствующего документа, подтверждающие прием наличных денег.

Пациенты, пользующиеся платными медицинскими услугами (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи), вправе требовать предоставления информации о наличии лицензии, сертификатов специалистов, методики расчета стоимости оказанной услуги и т.п.

Для рассмотрения результатов реализации Программы, рассмотрим для примера реализацию Программы госгарантий в 2006 году. В 2006 году рост различий в финансовом обеспечении Программы, утвержденной Постановлением Правительства №-461, проявился в еще большей степени в связи с дальнейшим неравномерным экономическим ростом в регионах России, а также в связи с началом реализации Приоритетного национального проекта "Здоровье", который в каждом регионе реализовывался с различной скоростью. гарантия бесплатный медицинский помощь

В результате исполнения Программы в 2006 году суммарно по всем регионам объем финансирования оценивается в 723 млрд.руб., в том числе 273 млрд. - по каналу ОМС. Это составит соответственно 128% и 85% от расчетной стоимости Программы и Базовой программы ОМС в соответствии с утвержденными подушевыми нормативами в Постановлении Правительства №-461. Несмотря на общий рост наполняемости финансами сферы здравоохранения в территориальном разрезе ситуация продолжает оставаться противоречивой. Так коэффициент вариации по 10 субъектам РФ составил 1,05 по сравнению с 0,85 в 2005 году. При этом наполняемость территориальной программы г.Москвы составит в 2006 году - 327%, в г.Санкт-Петербург - 254%.

Стоит отметить, что выравнивание условий финансирования территориальных программ осуществляется также по двум каналам: через фонд выравнивания ФОМС, составивший в 2006 году 33,2 млрд.руб. (в 2005 году - около 29 млрд.), и через межбюджетное выравнивание, осуществляемое Минфином. При этом эти две методики не согласованы между собой, что не позволяет эффективно сглаживать неравенство в финансовых возможностях регионов в сфере здравоохранения.

Таким образом, в 2006 году расчетный норматив по Программе оказался ниже фактических расходов в большинстве регионов, при этом механизма ограничения роста расходов на здравоохранения в динамически развивающихся регионах в целях выравнивания, не разработано.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ и РТ:

Конституция РФ ст. 41:
«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Конституция РТ ст. 52:
«Каждый в Республике Татарстан имеет право на охрану здоровья, включая медицинскую помощь, которая оказывается государственными и иными учреждениями здравоохранения в установленном законом порядке».

Федеральный закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»:
Статья 17. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья:
«Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается предоставлением населению доступной медико-социальной помощи».
Статья 20.
Право граждан на медико-социальную помощь:
«При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования».

Закон РТ «Об охране здоровья граждан»:
Статья 3. Государственные гарантии гражданам в области охраны их здоровья:
«Государство гарантирует гражданам предоставление качественной медицинской помощи и лекарственного обеспечения за счет Республиканского бюджета РТ, местных бюджетов, обязательного медицинского страхования и других источников в пределах объема и условий, установленных государственными программами.
Государственные гарантии предполагают предоставление гражданам РТ бесплатной медицинской помощи в соответствии с государственными программами обязательного медицинского страхования и медицинского обслуживания граждан.
Граждане имеют право на предоставление медицинской, лекарственной, медико-социальной и санаторно-оздоровительной помощи, соответствующей установленным стандартам».

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»:
Статья 1.
Медицинское страхование:
«Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия».

Закон РТ «О медицинском страховании граждан РТ»:
Статья 1. Понятие и задачи медицинского страхования:
«Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования».
Объем бесплатной медицинской помощи гражданам гарантируется постановлением Правительства РФ, утвердившим программу государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Программа описывает гарантии в рамках обязательного медицинского страхования (Базовая программа ОМС) и в рамках помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов.
В соответствии с законом базовую программу ОМС разрабатывает МЗ и СР РФ и утверждает Правительство РФ.
На основе этой программы органы управления субъектов федерации утверждают территориальные программы ОМС. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть меньше установленных в базовой программе..

1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;

2) специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи;

3) скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;

4) паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

2. При оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Предельные отпускные цены производителей и предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, подлежат государственному регулированию и определяются в порядке , установленном Правительством Российской Федерации. Государственному регулированию не подлежат предельные отпускные цены производителей и предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия, используемые для подготовки к имплантации, предотвращения осложнений при хирургических вмешательствах, доставки, фиксации и извлечения медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, и включенные в указанный перечень.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:

1) осуществляет государственную регистрацию или перерегистрацию предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) ведет государственный реестр предельных отпускных цен производителей на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Указанный реестр содержит следующие сведения:

а) наименование производителя медицинского изделия;

б) наименование медицинского изделия;

в) вид медицинского изделия в номенклатурной классификации медицинских изделий;

г) регистрационный номер медицинского изделия;

д) зарегистрированная предельная отпускная цена производителя на медицинское изделие в рублях;

е) дата государственной регистрации предельной отпускной цены производителя на медицинское изделие.

3. При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов - по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям , установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

4) создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний;

5) транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

6) транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала;

7) медицинская деятельность, связанная с донорством органов и тканей человека в целях трансплантации (пересадки), включающая проведение мероприятий по медицинскому обследованию донора, обеспечение сохранности донорских органов и тканей до их изъятия у донора, изъятие донорских органов и тканей, хранение и транспортировку донорских органов и тканей.

4. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.

5. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются:

1) перечень видов (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи), форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно;

1.1.1. Перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и способы оплаты медицинской помощи.

1.1.2. Порядок и условия предоставления медицинской помощи, включая порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и (или) ее компонентами, лечебным питанием (в том числе специализированными продуктами лечебного питания) по медицинским показаниям, на основе стандартов медицинской помощи, с учетом видов, форм и условий оказания медицинской помощи, а также перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, в том числе Территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы (далее также – Территориальная программа ОМС).

1.1.3. Сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических исследований, а также ожидания консультаций врачей-специалистов.

Комплекс обязательного медстрахования реализуется в России через правительственные программы. Программа государственных гарантий оказания медпомощи лежит в основе медобслуживания (бесплатного) россиян и иностранцев, живущих в РФ. На данный момент государственные гарантии права на бесплатное медобслуживание, закрепленные в основном законе, регламентированы Постановлением Правительства № 1403 от 19.12.2016 года. Документ утверждает Программу госгарантий на 2017 г. и планово на два года вперед. Ежегодно на заседании Правительства заслушивается доклад о проделанной работе и принимается новая Программа государственных гарантий.

Какие аспекты ОМС регулирует Программа госгарантий?

Ежегодно утверждаемый документ содержит не только перечень медуслуг для застрахованных лиц, но и нормы финансирования. В Программу госгарантий входит перечень бесплатных медуслуг, список болезней (состояний), когда медпомощь осуществляется бесплатно, перечень застрахованных лиц, имеющих право на бесплатные медосмотры, дородовые исследование и другие услуги медучреждений, источники и способы покрытия расходов, нормы объема медпомощи (усредненные), нормы (подушевые или на единицу объема услуг) расходов, требования, которые необходимо учитывать при составлении территориальных программ, показатели качества медпомощи, а также список бесплатной высокотехнологичной помощи с указанием финансовых источников (в приложении).

Министерство здравоохранения уже разработало Программу госгарантий на следующий 2018 год. Проект размещен на информационном федеральном портале и содержит несколько новых положений. В частности, предусмотрена транспортировка лиц с почечной недостаточностью до медучреждения и обратно, если планируется пересадка органа. Кроме того, ограничен двумя неделями предельный срок ожидания специализированной медпомощи пациентам с онкологией, диагноз которых подтвержден официально.

Типы бесплатной медпомощи, которые предоставляются в соответствии с Программой госгарантий

В соответствии с п.2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на медицинскую помощь в установленном объеме без взимания денежной платы. В соответствии с Программой госгарантий предоставляется несколько типов медуслуг и помощи. К ним относятся:

  • Плановая, неотложная первичная медико-санитарная помощь (мероприятия реабилитационного и профилактического характера, определение диагноза, лечение, ведение беременных, медицинское просвещение граждан) осуществляется на базе дневных стационарных отделений, амбулаторно. Подразделяется на:
    • доврачебную, осуществляемую акушерами, фельдшерами, а также иными сотрудниками медучреждений, у которых есть среднее медобразование;
    • врачебную, оказываемую терапевтами и педиатрами (в том числе участковыми), семейными докторами;
    • специализированную, куда входит и высокотехнологичная, которую вправе оказывать врачи-специалисты.
  • Специализированная медпомощь осуществляется специалистами стационарно или на базе дневных стационарных отделений. Такая помощь включает меры профилактического и реабилитационного характера, постановку диагноза и лечение, которые требуют применения специальных методик, технологий новейшей медицины. К специализированной относят и высокотехнологичную помощь (уникальные методики терапии, ресурсоемкие методы: клеточная и генная инженерия, робототехника и др.)
  • Экстренная, неотложная скорая медицинская помощь оказывается за территорией медучреждения, в стационаре или амбулаторно. Такая помощь предусмотрена при серьезных травмах, сильных отравлениях, аналогичных ситуациях, когда необходимо незамедлительное вмешательство медработников. В скорую медпомощь входит и эвакуация (транспортировка) пациентов следующих категорий:
    • беременных, рожениц;
    • новорожденных;
    • граждан, пострадавших от стихии или техногенной катастрофы;
    • лиц, находящихся в медучреждении, которое не может предоставить помощь в ситуациях, угрожающих жизни.
  • Паллиативная медпомощь является комплексной и нацелена на обезболивание при неизлечимых болезнях, повышение качества жизнедеятельности неизлечимых пациентов. Помощь оказывается в условиях стационара или амбулаторно медицинскими сотрудниками, специально обученными помогать указанной категории граждан.

Право граждан на перечисленные виды помощи реализует именно Программа государственных гарантий. В соответствии с этим документом отказ в оказании какого-либо вида медицинской помощи недопустим, а при его осуществлении медицинский работник должен будет понести один из видов ответственности.