Продуктивные и непродуктивные морфемы - в начальной школе. Продуктивные и непродуктивные типы словообразования

Асанова Зера Ариповна, Сейдаметова Нарие Сеидмаметовна

НЕПРОДУКТИВНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АФФИКСЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В КРЫМСКОТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ

Статья раскрывает особенности словообразовательной аффиксации имен прилагательных в крымскотатарском языке, а именно - рассматриваются словообразовательные типы имен прилагательных, в образовании которых участвуют непродуктивные аффиксы. Определено количество имен прилагательных, функционирующих в данный момент в языковой системе крымскотатарского языка, с непродуктивными аффиксами, которое позволяет говорить об их непродуктивности. Непродуктивные словообразовательные морфемы выявлены путем сопоставления производных и производящих основ, исходя из их формально-семантической соотнесенности. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/10-2712.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(76): в 3-х ч. Ч. 2. C. 44-47. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

^БЫ 1997-2911. № 10 (76) 2017. Ч. 2

УДК 8П.512.19"373.6П:8Г367.623

Статья раскрывает особенности словообразовательной аффиксации имен прилагательных в крымскотатарском языке, а именно - рассматриваются словообразовательные типы имен прилагательных, в образовании которых участвуют непродуктивные аффиксы. Определено количество имен прилагательных, функционирующих в данный момент в языковой системе крымскотатарского языка, с непродуктивными аффиксами, которое позволяет говорить об их непродуктивности. Непродуктивные словообразовательные морфемы выявлены путем сопоставления производных и производящих основ, исходя из их формально-семантической соотнесенности.

Ключевые слова и фразы: имя прилагательное; крымскотатарский язык; словообразование; словообразовательный тип; непродуктивный аффикс.

Асанова Зера Ариповна, к. филол. н. Сейдаметова Нарие Сеидмаметовна, к. филол. н.

Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь zera_asan@mail.гы; nariye@mail.гы

НЕПРОДУКТИВНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АФФИКСЫ

ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В КРЫМСКОТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ

Для крымскотатарского словообразования в настоящее время объектом значительного внимания являются непродуктивные словообразовательные аффиксы, выделяющиеся в составе производных слов крымскотатарского языка. Определение деривационного статуса и семантики аффиксальных морфем, анализ словообразовательных моделей является неотъемлемой частью изучения имен прилагательных, поскольку, в силу того, что имя прилагательное в тюркских языках не имеет особых морфологических показателей, словообразовательные аффиксы имен прилагательных выступают в качестве одного из классификационных критериев прилагательного как части речи.

Целью данной статьи является определение словообразовательных типов имен прилагательных крымскотатарского языка, в образовании которых участвуют непродуктивные аффиксы. Объектом исследования послужили производные суффиксальные имена прилагательные, имеющие в своем составе непродуктивные словообразовательные аффиксы, извлеченные методом сплошной выборки из «Крымскотатарско-русско-украинского словаря» .

В качестве способа словообразования имен прилагательных в крымскотатарском языке наиболее активно используется аффиксация. Этот способ образования имен прилагательных описывается во всех имеющихся грамматиках крымскотатарского языка .

По степени активности участия в деривационном процессе аффиксы характеризуются как продуктивные и непродуктивные. Непродуктивными аффиксами являются такие служебные морфемы, которые когда-то образовывали слова в небольшом количестве, в настоящее же время новые слова и формы слов не образуют или образуют очень редко. Необходимость изучения непродуктивных аффиксов четко осознается исследователями словообразования, поскольку подобное исследование позволяет познать словообразовательную систему языка как в диахронии, так и в синхронии . Продуктивность или непродуктивность аффикса определяется сравнением количества и состава содержащих его слов в данной языковой системе с тем, что наблюдалось в языке в предшествующие периоды его развития. Различные внутренние и внешние факторы порождают языковые изменения и способствуют вытеснению слабых звеньев языковой системы, а иногда приводят и к полному их исчезновению. В прошлом продуктивные аффиксы на следующих этапах развития языка стали менее продуктивными или вовсе потеряли свою продуктивность. В тюркских языках многие непродуктивные аффиксы, как и продуктивные, этимологически соотносятся с самостоятельными словами . Причины перехода продуктивных аффиксов в непродуктивные могут быть различными. Некоторые непродуктивные аффиксы сохранились в единичных словах, т.е. в таком случае можно говорить об архаизации соответствующей словообразовательной модели: шишман (полный, тучный) < шиш- (пухнуть, тучнеть), къаравул (ссторож) < къара- (смотреть), къытмыр (скупой) < къыт- (скупиться, экономить) и др. . Другой вид непродуктивных служебных морфем представлен аффиксами, возникшими в результате различных морфонологических процессов в структуре слова : толу < толуг (полный), тышары < ташкъару (наружный, внешний), сарылтым < саргылт (желтоватый) и др. Иногда непродуктивность аффикса объясняется узостью круга тех основ, с которыми он может соединяться в процессе словопроизводства. В ряде случаев аффиксы могут становиться непродуктивными в результате вытеснения их из числа продуктивных служебных морфем другими, синонимичными им: акъчиль - акъча (беловатый), кокчиль - кокче (голубоватый, сероватый) и др.

На современном этапе в большинстве случаев выделение непродуктивных словообразовательных аффиксов в структуре производных слов представляет определенные сложности. А. Н. Кононов отметил, что структура тюркского слова - в части деления на корневую и аффиксальную морфемы - чрезвычайно трудно поддается анализу «в силу динамической природы аффиксальных морфем» . К словам с непродуктивными

аффиксами можно применить основные признаки производных основ, приводимых Е. А. Земской : они имеют производящие основы, семантически мотивируются ими, делятся на производящие основы и аффиксы, при помощи которых образованы.

Применение формально-семантического подхода к изучению и описанию процессов словообразования позволяет рассматривать проблемы, связанные с выделением в структуре слова непродуктивных аффиксов в аспекте семантико-словообразовательных отношений производных и производящих слов.

В результате анализа словообразовательной структуры производных имен прилагательных крымскотатарского языка, выявления значений словообразовательных аффиксов выделены следующие непродуктивные словообразовательные аффиксы:

1. -чан /-чен (10 единиц). В качестве производящих основ данного аффикса выступают имена существительные и, в единичных случаях, глаголы.

Тип + -чан / -чен» выражает словообразовательное значение «склонный к действию или процессу, обозначенному в производящей основе»: яшав + чан (живучий), талап + чан (требовательный), арекет + чен (подвижный), из + чен (последовательный), мусафир + чен (гостеприимный), иш + чен (деятельный, активный), ой + чан (задумчивый), халкъ + чан (народолюбивый), лаф + чан (разговорчивый) (здесь и далее примеры составлены авторами статьи).

Тип «V + -чан / -чен» выражает словообразовательное значение «склонный к действию или процессу, обозначенному в производящей основе»: ашыкъ + чан (торопливый).

2. -чакъ /-чек (6 единиц). Семантика аффикса раскрывается следующим образом: «образует имя прилагательное с преобладанием того, что обозначено в глагольной основе, со значением склонности к действию или процессу, обозначенному в производящей основе» .

Тип «V + -чакъ /-чек» имеет словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: унут + чакъ (забывчивый), тартын + чакъ (робкий, стеснительный, нерешительный), утан + чакъ (стеснительный), эрин + чек (ленивый), чекин + чек (застенчивый), макътан + чакъ (хвастливый) и др.

3. -чыкъ (4 единицы) генетически восходит к аффиксу чакъ , поскольку при сходном материальном облике их словообразовательное значение, характер и структура производящих основ полностью совпадают. Производящие основы - только общетюркские слова.

Тип «V + -чыкъ» передает словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: къувур + чыкъ (кучерявый), чыл + чыкъ (привередливый), айлан + чыкъ (извилистый).

4. -гъыч (1 единица) присоединяется, как правило, к основам глаголов. В современном крымскотатарском языке морфема -гъыч образует имена существительные и лишь в одном случае - имя прилагательное.

Тип «V + -гъыч» выражает словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: башлан + гъыч (начальный).

5. -гъач /-геч, -къач /-кеч (3 единицы) в современном крымскотатарском языке встречается лишь в единичных случаях. Имеет этимологическую связь с морфемой -гъыч [Там же, с. 162-168]. В качестве производящих основ выступают имена прилагательные и глаголы.

Тип «АД] + -къач /-кеч, -гъач /-геч» передает значение «являющийся результатом действия, обозначенного производящей основой»: ялан + гъач (голый).

Тип «V + -къач / -кеч, -гъач / -геч» имеет словообразовательное значение «являющийся результатом действия, обозначенного производящей основой»: тюрт + кеч (бодливый), арт + къач (лишний).

6. -гъын /-гин, -къын /-кин, -къун /-кюн (30 единиц). Непродуктивный, регулярный аффикс, этимологически возводится к показателю причастной формы -гъан, имеющему лексико-грамматическую семантику [Там же, с. 212]. Производящими основами являются глаголы. В единичных случаях в качестве производящей основы могут использоваться местоимения: озь + гюн (своеобразный).

Тип «V + -гъын /-гин, -къын /-кин» образует имена прилагательные со словообразовательным значением «преобладания качества», обозначенного глагольной основой: кес + кин (острый), кер + гин (натянутый), без + гин (апатичный, вялый, пессимистичный), аз + гъын (худой), дал + гъын (задумчивый), тал + гъын (усталый, медленный), чыл + гъын (неистовый), зып + къын (шустрый), шаш + къын (ошеломленный), дар + гъын (обиженный), къыз + гъын (1) горячий; 2) валящий; 3) разгневанный), шиш + кин (одутловатый), джош + къун (1) упоенный; 2) азартный; 3) страстный), эр + кин (свободный), дур + гъун (1) устоявшийся; 2) спокойный, тихий), ёр + гъун (усталый) и др.

7. -ын /-ин, -н (10 единиц) присоединяется к основам имен существительных.

Тип + -ын / -ин, -н» выражает словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: чет + ин (крайний), уст + юн (превосходящий) и др.

Этот аффикс встречается и в неразложимых словах: акърын (тихий), бутюн (целый, весь), къыйын (трудный), якъын (близкий), тегин (тихий), чиркин (некрасивый), ялын (голый), къалын (толстый) и др.

8. -инки - сложный аффикс, состоящий из элементов -ин + ки, присоединяется к глагольной основе.

Тип «V + -инки» имеет словообразовательное значение «находящийся в состоянии, возникшем в результате

действия, обозначенного производящей основой»: котер + инки (сес) (приподнятый, повышенный (голос)).

9. -ыш /-иш, -ш (5 единиц) присоединяется к основам глаголов и имен прилагательных.

Тип «V + -ш /-ыш /-иш» выражает словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: таны + ш (знакомый), эр + иш (непослушный), янъл + ыш (ошибочный).

^ЭЫ 1997-2911. № 10 (76) 2017. Ч. 2

Тип «Аф + -ш / -ыш» передает словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: кен + иш (широкий).

Этот аффикс наблюдается также в словах юваш (тихий), къыйыш (кривой) и уже не вычленяется как самостоятельная морфема.

10. -ыш + -ыкъ (2 единицы). Аффикс присоединяется к глагольным основам.

Тип «V + -ышыкъ» выражает словообразовательное значение «являющийся результатом того, что обозначено производящей основой»: къый + ыш + ыкъ (гнутый, согнутый), ал+ыш+ыкъ (привыкший).

11. -мыр /-мер (2 единицы) присоединяется к основам имен существительных и глаголов.

Тип «V / N + -мыр / -мер» имеет словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: къат + мер (слоеный), къыт + мыр (скупой).

12. -дар (9 единиц) заимствован из персидского языка. Он присоединяется к основам имен существительных.

Тип <<№ + -дар» выражает словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: вефа + дар (верный, преданный), гъад + дар (лютый, зверский, жестокий), хабер + дар (1) уведомленный; 2) компетентный), алякъа + дар (причастный), махсул + дар (плодовитый, плодородный), миннет + дар (благоверный, благодарный, признательный), дин + дар (набожный, верующий) и др.

13. -кяр (12 единиц) заимствован из персидского языка. Производящими основами выступают имена существительные.

Основная часть имен прилагательных на -кяр субстантивируется: авескяр (любитель), ийлекяр (обманщик) и др.

Тип <<№ + -кяр» передает словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: лютуфкяр (любезный), исьянкяр (бунтующий, упрямый), макъсаткяр (целеустремленный), эсапкяр (расчетливый), зиянкяр (зловредный), хулюс + кяр (искренний, добродушный), феда + кяр (самоотверженный) и др.

14. -унч /-ч (3 единицы). Производящими основами выступают глаголы.

Тип «V + -нч / -ч» выражает словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: кызгъан + ч (жадный), игрен + ч (брезгливый), тын + ч (спокойный).

15. -гъыр /-гир, -къыр / -кир, -кюр (6 единиц) присоединяется, как правило, к глаголам. В отдельных случаях его производящими основами могут быть слова и других частей речи.

Тип «V + -гъыр / -гир, -къыр / -кир, -кюр» имеет словообразовательное значение «способный к действию, обозначенному основой»: чалыш + къыр (работящий, прилежный), сез+гир (чувствительный), тап+къыр (находчивый, сообразительный), оть + кюр (резкий, проникновенный) и др.

Тип + -гъыр / -гир, -къыр / -кир, -кюр» имеет словообразовательное значение «характеризующийся тем, что обозначено производящей основой»: иш + кир (деятельный, активный, трудолюбивый) и др.

Аффикс -гъыр встречается и в других словах, структура которых в современном состоянии не членится на составные части: къынгъыр (кривой).

16. -ракъ / -рек присоединяется к основам имен прилагательных в сравнительной степени: узунджа (длиннее) >узун + джаракъ (длинноватый).

Тип «АД] + -ракъ / -рек» выражает словообразовательное значение «ослабление основного признака»: эсли + джерек (староватый), юксек + черек (высоковатый) и др.

17. -ы /-и, -у (4 единицы) восходит к морфеме -ыгъ. Присоединяется к основам глаголов.

Тип «V + -ы / -и, -у / -ю» передает словообразовательное значение «являющийся результатом действия, обозначенного производящей основой»: тол + у (полный), къур + у (сухой), айр + ы (раздельный), ол + ю (мертвый), къатты (твердый).

18. -или /-ылы (4 единицы) образует производные прилагательные непосредственно от глагола.

Тип «V + -или / -ылы» выражает значение «признак, полученный в результате действия, обозначенного в производящей основе»: кес + или (отрезанный), ас + ылы (повешенный), къап + алы (закрытый), сайылы (считанный) и др.

19. -ман /-мен (2 единицы) присоединяется к глаголу.

Тип «V + -ман / -мен» имеет словообразовательное значение «являющийся результатом действия, обозначенного в производящей основе»: къоджаман (огромный), шишман (толстый, полный, тучный).

20. -пы в современном крымскотатарском языке встречается в составе лишь одного имени прилагательного.

Тип «V + -пы» выражает словообразовательное значение «являющийся результатом действия, обозначенного производящей основой»: сал + пы (обвислый).

21. -мси (2 единицы), -тим, -(л)тым / -(л)тим, -(ул)тым / -(юль)тим (6 единиц), -чыл / -чиль (2 единицы), -мти /-мты + -лы /-ли (1 единица). Аффиксы употребляются крайне редко и присоединяются только к именам прилагательным цветообозначения и вкуса: акъ (белый) > акъчиль (беловатый), къызыл (красный) > къызылтым (красноватый), сары (желтый) > сарымтылы (желтоватый), экши (кислый) > экшимси (кисловатый) и др.

Тип «АД] + -мси» имеет словообразовательное значение «обладающий неполнотой признака, обозначенного производящей основой»: мавы + мси (голубоватый).

Тип «АД] + -тим, -(л)тым / -(л)тим, -(ул)тым / -(юль)тим» передает словообразовательное значение «обладающий неполнотой признака, обозначенного производящей основой»: сары + лтым (желтоватый),

ешиль + тим (зеленоватый), къара + лтым (черноватый), кок + юльтим (голубоватый), мавы + лтым (синеватый).

Тип «Adj + -мти / -мты» передает словообразовательное значение «неполноты признака (или ослабленного качества)»: сары + мтылы (желтоватый).

Тип «Adj + -чыл /-чиль» имеет словообразовательное значение «ослабление основного признака»: акъ + чиль (беловатый), кок + чиль (голубоватый).

Итак, исследование словообразовательной связи аффиксов имен прилагательных с различными основами позволило выявить различную степень их продуктивности в образовании имен прилагательных в крымскотатарском языке. Сопоставление производных и производящих основ на основе их формально-семантической соотнесенности также дало основания для выделения непродуктивных словообразовательных морфем.

К наименее продуктивным и нерегулярным аффиксам относятся -ман, -чиль, -льтим, -шын. Аффикс -гъын / -гин, -къын / -кин, -къун / -кюн, в прошлом продуктивный, регулярный аффикс, в современном крымскотатарском языке не образует имена прилагательные.

Как показало исследование, большинство непродуктивных аффиксов образуют единичные основы. Это свидетельствует о том, что они находятся уже на стадии полного исчезновения из системы адъективного словообразования крымскотатарского языка. Существенной отличительной особенностью системы аффиксального образования имен прилагательных является то, что она выявляет определенные ограничения в синтагматических связях корневых и аффиксальных морфем или проявляет избирательную сочетаемость, то есть аффиксы присоединяются к ограниченному числу производящих основ.

Список источников

1. Ганиев Ф. А. Современный татарский литературный язык: суффиксальное и фонетическое словообразование. Казань: Дом печати, 2005. 360 с.

2. Земская Е. А. Унификсы (об одном виде морфем русского языка) // Вопросы филологии: ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1969. № 341. С. 4-5.

3. Кононов А. Н. О фузии в тюркских языках // Структура и история тюркских языков: сб. ст., посвящ. памяти чл.-кор. АН СССР, проф. Н. К. Дмитриева / редколл.: д-р филол. наук Э. В. Севортян (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1971. С. 108-120.

4. Котвич В. Исследования по алтайским языкам. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. 372 с.

5. Крымскотатарско-русско-украинский словарь: в 3-х т. / сост. С. М. Усеинов. Симферополь: Оджакъ, 2006. Т. 1. 416 с.; Т. 2. 328 с.; Т. 3. 432 с.

6. Куркчи У. Татар тили грамматикасынынъ эсаслары. Симферополь: 1-я Гос. тип. Крымполиграфтреста, 1934. 32 с.

7. Къуртмоллаев Э. А. Татар тилининъ грамматикасы. Симферополь: Къырымдевнешр, 1940. 1 къысым. Фонетика ве морфология. 212 с.

8. Меметов А. М. Земаневий къырымтатар тили. Симферополь: Къырымдевокъувпеднешир, 2006. 320 с.

9. Меметов А. М. Крымскотатарский язык. Симферополь: КРП «Издательство "Крымучпедгиз"», 2013. 576 с.

10. Меметов А. М. Къырымтатар тили: Юкъары сыныф талебелери ве филология факультетлерининъ ашагъы курс сту-дентлери ичюн дерслик. Акъмесджит: Къырымдевокъувпеднешир, 1997. 176 с.

11. Меметов А., Мусаев К. Крымтатарский язык. Симферополь: Крымучпедгиз, 2003. 288 с.

12. Самойлович А. Н. Опыт краткой крымско-татарской грамматики. Пг.: Тип. И. Бораганскаго, 1916. 104 с.

13. Хабичев М. А. Карачаево-балкарское именное словообразование (опыт сравнительно-исторического изучения). Черкесск: Ставроп. кн. издательство. Карачаево-Черкес. отд-ние, 1971. 302 с.

14. Чобан-заде Б. Къырымтатар ильмий сарфы. Симферополь: Доля, 2003. 240 с.

15. Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык: в 3-х ч. М.: Просвещение, 1981. Ч. 2. Словообразование. Морфология. 270 с.

16. Jankowski H. Gramatyka jezyka krymskotatarskiego. Poznan: Un-t im. Adama Mickiewicza, 1992. 455 s.

NON-PRODUCTIVE WORD-FORMATIVE AFFIXES OF ADJECTIVES IN THE CRIMEAN TATAR LANGUAGE

Asanova Zera Aripovna, Ph. D. in Philology Seidametova Narie Seidmametovna, Ph. D. in Philology Crimean Engineering Pedagogical University, Simferopol zera_asan@mail. ru; [email protected]

The article reveals the peculiarities of word-formative affixation of adjectives in the Crimean Tatar language, namely, those word-formative types of adjectives are examined, in the formation of which non-productive affixes participate. The number of adjectives with non-productive affixes functioning at the moment in the language system of the Crimean Tatar language is determined, which makes it possible to talk about their non-productivity. Non-productive word-formative morphemes are identified by comparing derivative and productive stems on the basis of their formal-semantic correlation.

Key words and phrases: adjective; Crimean Tatar language; word formation; word-formative type; non-productive affix.

Регулярность морфем. Регулярность – способность повторяться, если одно явления повторяется хотя бы два раза, оно считается регулярным.

Регулярность и корень. Свойство регулярности не обязательно для корней. Могут повторяться в значительном количестве слов или в небольшом количестве слов.

Регулярность и аффиксы. Регулярность обязательна для аффиксов. Регулярные аффиксы встречаются в разных словах и сочетаются с различными морфемами. Степень регулярности у аффиксов различная: у ОСТЬ (суффикс) – очень высокая регулярность; у ИЗН (суффикс) – малая.

Повторяемость аффикса дает возможность определить, какое значение этот аффикс вносит в преобразование новых слов.

Благодаря повторяемости, язык обходится небольшим набором аффиксов по сравнению с корнем.

Корней – несколько тысяч. В некоторых словах вычленяются такие структурные компоненты, которые нигде больше не встречаются – это уникальные аффиксы – унификсы (сочетаются с одним определенным корнем).

Чаще встречаются уникальные суффиксы: СТЕКЛЯРУС (суффикс ЯРУС), ДЕТВОРА (суффикс ВОР), ПОЧТАЛЬОН (суффикс АЛЬОН), ЖЕНИХ (суффикс ИХ), СКУПЕРДЯЙ (суффикс ЕРДЯЙ), БЕЛЁСЫЙ (суффикс ЁС), НИЗМЕННЫЙ (суффикс МЕН).

Уникальных приставок намного меньше: КУРНОСЫЙ (приставка КУР), РАДУГА (приставка РА), МУСОР (приставка МУ)

Различают унификсы двух видов:

1) уникальные только по форме, по значение – синонимичны обычным морфемам: ПОПАДЬЯ (приставка ПО, АДJ – суффикс) – АДJ выражает, что и регулярный суффикс Ш. – жена того, кто назван в производящей основе.

2) По форме и значению выражает значение, других суффиксов с этим значением нет: СТЕКЛЯРУС (суффикс ЯРУС).

Отличия унификсов от регулярных аффиксов:

1) единичность;

2) ущербность (выделяемость по остаточному признаку);

3) с помощью унификсов новые слова в языке не образуются.

Иногда унификсы могут быть полноценными аффиксами: ОЛИМПИАДА (суффикс ИАДА): СПАРТАКИАДА, УНИВЕРСИАДА.

20. Основа слова.Грамматический признак основы. Возможные изменения основ. Типы основ: непрерывная – прерывистая, членимая – нечленимая, производная – непроизводная. Соотношение понятий членимость – производность основ.

Основа слова – это постоянный элемент морфемной структуры слова, который представляет собой часть слова без окончания и формообразующего суффикса, и выражает лексическое значение слова.

Если слово не изменяемое, то основа равна корню: МЕТРО.

Первый уровень членения словоформы состоит в выделении окончания и основы.

Иногда, при словообразовании возможно изменение основы:

Усечение основы: ДАЛЕКИЙ (ДАЛЕК – основа) à ДАЛЬШЕ (ДАЛЬ – основа)

Наращение: ЗНАМЯ (ЗНАМ – основа) à ЗНАМЕНИ (ЗНАМЕН – основа)

Супплетивизм: МАЛЕНЬКИЙ (МАЛЕНЬК – основа) à МЕНЬШЕ; МЫ à НАС

Основы большинства слов являются непрерывными (это комплекс морфем, непосредственно связанных между собой). У отдельных слов основа может быть прерывистая:

У возвратных глаголов и с СЯ: СМЕЯТЬСЯ (основа – СМЕЯ_СЯ)

У слов с другим постфиксом: КАКОЙ-НИБУДЬ (основа – КАК_НИБУДЬ)

По структуре: членимые (в составе две и более морфем) и нечленимая (основа, которая состоит из одного морфа, например, ДОМ)

Разграничивают производные (основа производного слова, которая является мотивированной – ДОМИШКО) и непроизводные основы (ДОМ).

Соотношение понятий членимости, производности основ. Если основа производна, то она, как правило, членимая и включает те аффиксы, которые приняли участие в ее образовании.

Словообразовательный суффикс может быть и нулевым: ТИШЬ (нулевой суффикс) ß ТИХИЙ.

Есть и производные нечленимые основы: основы слов, которые образованы способом усечения: СПЕЦ ß СПЕЦИАЛИСТ; ФАН ß ФАНАТИК.

Если основа членимая, то она может быть производной и непроизводной. Непроизводная членимая основа наблюдается в словах со связанными корнями: ДОБАВИТЬ (ДО – приставка, БАВ – корень, И – суффикс)

21. Морфемное членение основы. Степени членимости основы.

Степени членимости основы: в одних словах основы легко расчленить, другие – сложно.

Шкала членимости: 1 степень – наблюдается у слов со свободными корнями и регулярными аффиксами. Основы таких слов входят в двойные ряды сопоставления – однокоренные и слова с тем же аффиксом: ДОМИКà ДОМà ДОМАШНИЙà ДОМУШНИК; ДОМИКà САДИКà КОМОДИК.

2 степень наблюдается в словах со свободным корнем и уникальным аффиксом, которые имеет синонимы: ПОЧТАЛЬОН – ПОЧТА – ПОЧТАМТ; ПОЧТАЛЬОН – ГАЗЕТЧИК – БАНЩИК.

3 степень – в словах, в которых корни свободны и уникальные аффиксы по форме и значению – не имеет значений, только односторонняя сопоставляемость: СТЕКЛЯРУС.

4 степень – с уникальным связанным корнем и регулярным аффиксом. Однокоренных слов нет, но возможен сопоставительный ряд с таким же суффиксом: СУЖЕНИНАà СВИНИНАà КОНИНА.

5 степень – уникальный связанный корень и регулярный аффикс, который не сочетается со свободным корнем: МАЛИНАà СМОРОДИНАà КАЛИНА – только потому, что повторяются названия разных ягод.

Сопоставить с аналогичным производным не можем.

Т.о. 1,2,3 степени – реальные членимости, 4 и 5 – членимость потенциальная. Не все считают основы 4 и 5 степеней членимыми.

22.Исторические изменения в морфемной структуре слова. Виды исторических изменений. Явление опрощения.

Морфемный состав слов в ходе исторического развития языка может изменяться.

Причины изменения:

1) изменение лексического значения производного или производящего слова;

2) исчезновение из языка производящего слова, утрата родственных слов;

3) фонетические процессы, в результате которых изменяется звуковой состав морфем.

Виды изменений:

1) Опрощение – процесс изменения членимой основы в нечленимую. Основа, состоящая из нескольких морфем, превращается в одноморфемную, т.е. равную корню. В результате опрощения язык пополняется новыми корнями.

Основные случаи опрощения:

  • изменение основ с суффиксами непроизводными и нечленимыми: СТОЛИЦА (корень СТОЛИЦ, основа СТОЛИЦ), исторически – СТОЛ + ИЦ.

Ряд слов, которые были образованы от слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сейчас имеют нечленимую основу: СПИЧКА (Суффикс К). Исторически – спица.

  • изменение с префиксами, непроизводные, нечленимые: ПРИВЕТ (корень ПРИВЕТ), исторически – ПРИ (приставка) ВЕТ (корень).

Причины опрощения:

Семантическая – изменение лексического значения производящего слова: ГРЕБЕНЬ – ГРЕСТИ (ист.: расчесывать волосы; сейчас – собирать при помощи грабель).

Исчезновение из словарного состава языка исконного, исторического производного слова: УЮТ. Исторически: ЮТ (крыша).

Фонетические процессы: ВЕСЛО. Исторически – ВЕЗСЛО. Произошла ассимиляция по глахости и стяжение.

Исторические процессы в русской морфеме изучаются в рамках исторического словообразования и этимологии. Устанавливая современную структуру слова, следует опираться только на реально существующие родственные отношения между словами.

23 . Процессы переразложения, усложнения основы слова. Признаки исторических изменений в морфемной структуре слова.

Переразложение – изменение в слове границ между морфемами. В результате, основа остается членимой, но иначе, чем раньше.

  • на стыке производящей основы и префикса: СНЯТЬ (С – приставка, НЯ – корень). Исторически: СНЯТЬ (СН – приставка, Я – корень)
  • на стыке производящей основы и суффикса: МАЛЮТКА (МАЛ – корень, ЮТ – суффикс, К – суффикс). Исторически: МАЛЮТА (МАЛ – корень, ЮТ – суффикс)

Результат: появление новых приставок и суффиксов. Например, ОСТЬ (суффикс), ОБЕЗ (приставка)

  1. Выпадение из словарного состава языка исторически производящего слова: ЖЕНСТВЕННЫЙ (ЖЕН – корень, СТВЕНН – суффикс) – свойственный женщине.

Исторически: Женство (жен – корень, ств – суффикс)

Усложнение – превращение непроизводной, нечленимой основы в производную, членимую.

Этот процесс характерен для истории заимствованных слов: ЗОНТИК (голландс. Яз)- имело нечленимую основу, позднее вычленился суффикс ИК по аналогии со словами ШАРФИК (суффикс ИК) и т.д.

Иногда процесс усложнения называется редеривацией.

Причины усложнения: 1) наличие в русском языке однокоренных слов с данным заимствованным словом: ГРАВЮРА. Сначала не было слов с этим корнем. Основа была нечленимая, затем появились слова ГРАВЕР, ГРАВИРОВАТЬ.

2) наличие словообразовательных аффиксов, которые совпадают по своему звуковому составу соответствующим морфемам в заимствованных словах: РУЧКА, НОЖКА.

24. Процессы декорреляции, замещения, диффузии.

Н.М. Шанский дополнил классификацию и выделил следующие изменения:

1) Декорреляция – процесс, при котором морфемная структура с внешней стороны остается прежней. При декорреляции изменяются: производящая основа: декорреляция производящих слов образована с помощью суффиксов: ЛЮБОВЬ (ЛЮБ – корень, ОВЬ – суффикс) – образовано от любить. Исторически – от ЛЮБЪ// декорреляция производящих слов, образованных с помощью приставки: ВКОСЬ – КОСОЙ// декорреляция, образованная при помощи суффикса и приставки: ВТОРОПЯХ (приставка В, суффикс ЯХ). Исторически: от основы существительного торопь.

При декорреляции может изменяться значение морфем: ЗАМОРОЗКИ (суффикс К) – предметность. Исторически: уменьшительно-ласкательное значение суффикс К.

При декорреляции меняется функция морфем. Формообразующая морфема может превращаться в словообразовательную. Так появляются словообразовательные суффиксы прилагательных: УЧ, АЧ, Л. По происхождению – это формообразующие суффиксы причастий: СИДЯЧИЙ (от сидеть); ЗАКОСТЕНЕЛЫЙ (от закостенеть).

Появляются наречия с суффиксами ОЙ, ОМ, ОЮ (ВЕРХОМ, ВЕСНОЙ, ВЕСНОЮ) – про происхождению – это окончания существительных.

Причины декорреляции:

Утрата в языке исторически производящих слов, замена их другими производящими словами.

2) Замещение – замена одной морфемы на другую без изменения общего лексического значения слова: СОЛЯНКА (корень СОЛ) – соль. Исторически: СЕЛЯНКА (сельская еда) – произошла замена корня. Лексическое значение прежнее.

Причина замещения:

Народная этимология, т.е. сближение в сознании носителей языка слов, которые не являются однородными.

3) Диффузия – Дифузия это исторический процесс при котором происходит взаимозамена морфем при сохранении ими самостоятельности– Берегти (корень БЕРЕГ, суффикс ТИ) – БЕРЕГЧИ (корень БЕРЕГ, суффикс ЧИ) – БЕРЕГИ (корень БЕРЕГ, суффикс И).

Причина: фонетические изменения в структуре слова.

25. Морфонология как раздел языкознания. Морфонологические чередования согласных и гласных фонем. Чередования в заимствованных словах. Продуктивные и непродуктивные чередования.

Морфонология – раздел языкознания, который изучает фонемный состав морфем и взаимоприспособление морфов в составе слова.

Морфонологические явления словообразования. В звуковом составе производного слова могут происходить изменения на границе между морфемами – это вызвано тем, что соединяющиеся морфы должны приспосабливаться друг к другу. Звуковые изменения на стыке сочетания морфов называются морфонологическими.

1) Исторические чередования морфем;

2) Наложение морфем;

3) Усечение производящей основы;

4) Интерфиксация.

Исторические чередования фонем. Эти чередования не обусловлены фонетической позицией. Результат чередования – изменение фонемного состава морфем.

Чередование согласных фонем происходит на границе производной основы и суффикса: НАУКА – НАУЧНЫЙ.

Чередование гласных может происходить внутри морфемы: ТЕРЕТЬ – ТЁРКА.

Чередования бывают продуктивные и непродуктивные. Продуктивные выражаются при образовании новых слов: НОГ – НОЖНОЙ; ИНТРИГА – ИНТРИЖКА.

Непродуктивные чередования обнаруживаются в тех словах, которые уже есть в языке: ВЕРБЛЮД – ВЕРБЛЮЖОНОК.

Чередование согласных фонем.

1) чередование заднеязычных с переднеязычными шипящими (+др. Согл.)

г//ж//з: КНЯГИНЯ-КНЯЖИТЬ-КНЯЗЬ

к//ч//ц: РЯБАК-РЫБАЧКА-РЫБАЦКИЙ

г//ч: БЕРЕГУ-БЕРЕЧЬ

х//ш: УХО-УШКО

х//с: ТРЯХНУТЬ-ТРЯСТИ

2) чередование переднеязычных с другими согласными (+сочетан. Согл.)

т//ч//щ: СВЕТ-СВЕЧА-ОСВЕЩЕНИЕ

д//ж//жд: ХОДИТЬ-ХОЖУ-ХОЖДЕНИЕ

д//с: ВОДИТЬ-ВЕСТИ

т//с: МЕТУ-МЕСТИ

с//ш: ПОВЫСИТЬ-ПОВЫШАТЬ

з//ж: ВЯЗАТЬ-ВЯЖУ

ц//ч: КОЛЬЦО-КОЛЕЧКО

3) чередование сочетаний согласных с другими согласными

ск//щ: ТРЕСК-ТРЕЩАТЬ

ст//щ: ГУСТ-ГУЩЕ

4) губных и сочетаний согласных с Л

в//вл, п//пл, м//мл: РАСТОПИТЬ-РАСТОПЛЮ

5) согласных фонем, парных по ТВ./мяг.

л//л’: ОРЕЛ-ОРЛЕНОК

р//р’: СЕВЕР-СЕВЕРЯНИН

Чередования гласных фонем.

1) чередования отдельных гласных

э//о: ЕЛЬ-ЁЛКА

о//а: НОСИТ-ВЫНАШИВАТЬ

о//ы: ОТДОХНУТЬ-ОТДЫХ

о// ноль звука: КУСОК-КУСКА

э// ноль звука: ЛЕВ-ЛЬВЫ

и// ноль звука: ЛИСИЙ-ЛИСЬЯ

2) гласных с сочетанием гласного и согласного

РАДОВАТЬ-РАДУЮ; ГОРЕВАТЬ-ГОРЮЮ.

а//им//ом: СНЯТЬ-СНИМАТЬ-СЪЕМНЫЙ

а//ин: НАЧАЛ-НАЧИНАТЬ

3) полногласные и неполногласные сочетания

ВОЛОЧИТЬ-ВЛАЧИТЬ; ГОРОД-ГРАДОСТРОЕНИЕ

Чередования в заимствованных словах.

1) при образовании от основ иноязычных существительных, прилагательных на ИЧЕСКИЙ: ХАОС-ХАОТИЧЕСКИЙ; СКЛЕРОЗ-СКЛЕРОТИК.

2) В словах со связанным корнем:

т//с’: РЕФЛЕКТИВНЫЙ-РЕФЛЕКСИЯ

ц//к: ПРОЕЦИРОВАТЬ-ПРОЕКЦИЯ

з//нд: ДИФФУЗИЯ-ДИФФУНДИРОВАТЬ

3) в приставках

н//р//м: ИННОВАЦИЯ – ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ-ИММОРАЛЬНЫЙ

Различаются типы словообразования непродуктивные и продуктивные. Непродуктивны те типы словообразования, которые не используются для образования новых слов. Одни из таких непродуктивных типов представлены единичными случаями, например: кум – кум-анёк, муж – муж-енёк; торг-ов-ый – торг-аш, кудр-яв-ый – кудр-яш; пас-ти – пас-тух, пе-ть – петух; другие насчитывают значительное количество примеров, но новыми не пополняются, например: добр-ый – добр-от-а; глухота, слепота, пустота, широта, чистота, красота, немота, нищета.

Продуктивны те типы словообразования, которые широко используются при создании новых слов. Например, продуктивен суффикс -льщик . который широко используется в названиях людей по роду их деятельности, в частности в названиях рабочих по их специальностям: гранильщик , строгальщик , бурильщик , поливальщик , копировальщик , рисовальщик , крепильщик , клепальщик , тянульщик и т. п. Продуктивен суффикс -ик, который применяется в названиях лиц по какому-нибудь их признаку, связанному с кругом их деятельности, её характером, с отношением людей к этой деятельности, с их положением в обществе и пр.: отличник , ударник , единоличник , культурник , выпускник , призывник , дошкольник , заочник , общественник , производственник , хозяйственник .

Продуктивен суффикс-тель, который не только обозначает деятелей (учитель , писатель ), но получил широкое применение и для образования слов, называющих механизмы, приборы, машины, химические реактивы и пр., например: выключатель, предохранитель , двигатель , истребитель , измеритель , выпрямитель , громкоговоритель , взрыватель , краситель , проявитель и т. п.

Продуктивность типа словообразования обычно ограничивается тем, что не всякий суффикс (по причинам формальным, грамматическим или семантическим) может сочетаться с любой основой; например, суффикс -л -ый образует имена прилагательные только от непереходных глаголов с основами на -е-, -а- и на согласный: пожелтел ый, охладел ый, обледенел ый, обветшал ый, лежал ый, обвисл ый; суффикс -аст- образует прилагательные почти исключительно от существительных, обозначающих части человеческого тела или организма животного: глазаст ый, зубаст ый, головаст ый, щекаст ый и т. п.

Упражнение 104. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Произведите словообразовательный и морфемный анализ каждого слова. Укажите устно особенно продуктивные типы современного русского словообразования.

Передовик, пищевик, колхозник, перебе...ик, об...е...чик, горпромхоз, бараба...щик, связист, очеркист, истребитель, пок...затель, регулировщик, развёрт...вание, упл…тнение, куста...ничество, сплоч...нность, неразработанность, ко...ективизация, физкультурница, заг...товщица, весовщица, табельщица, санинструкторша, путёвка, курсовка, групповщина.

105 . Объясните, чем вызван переход производного слова в непроизводное? (В скобках указаны производящие слова.)

Поршень (порхать), счастье (часть), окно (око – «глаз»), дача (дать), сажа (садиться),точка (ткнуть),сукно (сукати – «сучить»), обруч (рука), завтрак (утро; вместо «заутрок»), блюдце (блюдо), мешок (мех), чернила (чернить).

106. В каких словах суффикс слился с корнем, в каких – не слился?

Печка, палка, полка (для книг), полка (огорода), верный, чёрный, красный, шило, крыло, весло, сокровище, рубище, носище, пугало, веялка, тараканище.

Регулярность – способность повторяться в составе разных слов. Регулярные аффиксы: -тель, -ой (большой). Неругул аффиксы встречаются у небольшого кол-ва слов, сочет-ся с небольшим кол-вом морфем (глаш-атай, ход-атай; лент-яй, слюн-тяй).

Некоторые нерегул аффиксы встреч-ся в 1-2 словах (куст-арник, секл-ярус, тороп-ыг-а, казн-ачей). В СРЯ около 200 нерегул аффиксов. Земская называет их унификсы.

По участии в образовании новых слов аффиксы бывают продуктивные и непродуктивные. Продуктив участвуют в образовании новых слов. Иногда эти термины применяются в отношении к формообраз аффиксам. К продуктивным аффиксам относятся: у сущ окончание а, ами, непродуктивные: ми в твор падеже, ух-двух. Все нерегулярные=непродуктивные. Регулярные могут быть любыми (изн у сущ – регулярный \крив-изн-а, бел-изн-а\, но он непродуктивный). В зависимости от словообразовательного значения аффиксы могут быть рег и нерегулярные. Пример суффикс арь у сущ: 1-со знач лица по роду деят-ти (нерегул, прод), 2-со знач неодуш предмета (букварь, словарь), 3-только два сущ (глухарь, пескарь).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 9. по частотности выделяют регулярные и нерегулярные.:

  1. 11. Регулярная реализация и расширение структурных схем простого предложения.
  2. Перспективы применения антимикробных пептидов выделяемых из насекомых
  3. 21. Системные свойства С-го типа. Соотношение понятий регулярности и продуктивности. Критерии эмпирической и системной продуктивности С-го типа.
  4. 26. Местоимение как часть речи, выделяемая по традиции. Семантическая и фор-мально-грамматическая классификация местоимений.
  5. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.

КСР № 3 Тема: «Морфемная структура слова. Морфемика»

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Словообразование - раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.

Основа слова и её виды.

Основа (лингвистика) - неизменяемая часть слова, которая выражает его лексическое значение.

В изменяемых словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующего аффикса: сосн , пустын , восьм -ой , наш , занимательн -ый ,чита . В неизменяемых словах основа равна слову: высоко , мечтая . В некоторых случаях основа может быть прерывистой:

§ глагольные формы, содержащие постфикс -ся / -сь

учащ -ие -ся ;

§ основы неопределённых местоимений, содержащих постфиксы -то / -либо / -нибудь

как -ой -то ;

§ основы некоторых сложно-составных существительных

шкаф -а -купе ;

§ основы сложных числительных

сем -и -десят -и .

В зависимости от структуры, основы бывают производные и непроизводные. Непроизводными являются основы, которые состоят из одной морфемы - корня: город ,стол , жёлт -ый . Производными являются основы, в составе которых выделяются два или более словообразовательных аффикса. Обычно это корень в сочетании с одним или несколькими суффиксами: хлеб-н -ый ; с одной или несколькими приставками: пере-лет ; с суффиксом и приставкой одновременно: без-дом-н -ый ). Новые слова могут образовываться как от непроизводной, так и от производной основы.

От производных и непроизводных основ следует отличать производящие основы - основы, от которых образуются новые слова. Например, непроизводная основа слова сил является производящей для слова сильн ый .

Изменение в морфемной структуре слова

Слово исторически изменчиво (меняется его фонемный состав, значение, морфемный облик). Современная морфемная и словообразовательная структуры могут не совпадать с историческим соответствием, о чем свидетельствуют морфемный и словообразовательный анализы слов.



Основные причины таких явлений – это следующие процессы:

опрощение – языковой процесс, в результате которого слово с производной основой становится непроизводным. При опрощении происходит превращение слова со сложной структурой в одноморфемное. В русском языке разные части речии разные морфемные структуры подвержены опрощению . Таковыми могут быть исторически суффиксальные структуры:ведь-м-а – ведьм-а , префиксальные по происхождению слова: за-кон – закон , суффиксально-префиксальные дериваты:на-реч-ий-э, слова, образованные с помощью сложения основ: вель-мож-а. Причины, приводящие к опрощению , это: изменение лексического значения мотивирующего слова (слово крыльцо изначально было образовано от слова крыло ), исчезновение из словарного запаса мотивирующего слова (двор в значении "лица, окружающие царя"), выпадение слов из словарного запаса (слово варежка было образовано от слова варега ), изменение в звуковом состав слова: слово облако произошло от слова обволакивать и раньше произносилось как обвлако ;

переразложение – процесс, в результате которого происходит перемещение границ между морфами. Переразложение может происходить, если слово исторически было производным и остается производным, но в его составе теперь выделяются другие морфы. Так, изначально слово горячность произошло от прилагательного горячный (горячн-ость), но теперь, после исчезновения такого прилагательного, структура слова выглядит как горяч-ность , а мы как его производящее рассматриваем прилагательное горячий ;

усложнение основы – это усложнение производящей основы, в результате чего нечленимые, непроизводные слова становятся членимыми, производными. Данный процесс противоположен опрощению . Например, слово зонтик именно в таком виде пришло к нам из голландского языка, однако сейчас мы выделяем в данном слове и корень, и суффикс: зонт-ик .

Исторические изменения в морфемной структуре слов

Морфемный состав слова не является неизменным. В процессе развития языка в нем могли происходить изменения.
Например, слово простыня было образовано от прилагательного простой, в нем выделялся когда-то суффикс -ын’-(а). Таким образом, некогда это слово состояло из трех морфем - корня, суффикса и окончания. Теперь же в нем выделяются только две морфемы - корень и окончание: простын’-а. Следовательно, морфемная структура слова стала проще. И вот это явление - слияние двух морфем в одну, т. е. сокращение количества морфем в слове,- называется опрощением . Другой пример опрощения - слово сметана.
Но в языке можно найти примеры прямо противоположного явления. Оно называется усложнением морфемной структуры слова. В результате усложнения одна морфема начинает делиться на две. Примером могут служить слова зонтик и фляжка. Оба эти слова - заимствованные, одно из голландского языка (zonnedek), другое из польского (flaszka), следовательно, ни в том, ни в другом первоначально не было суффикса. Позже эти заимствования были восприняты как уменьшительные и к ним были образованы слова зонт и фляга.
Наконец, третий тип изменения морфемной структуры слова - это переразложение . Количество морфем остается тем же, но изменяется граница между морфемами: от одной из морфем один или несколько звуков отходят к другой морфеме. Например: в древнерусском языке были приставки вън-, съи- и соответствующие им предлоги вън, кън, сън. Если корень слова начинался с согласного звука, употреблялись приставки въ- и съ-, например: въ-брати, съ-брати, но если корень начинался с гласного звука, то использовался вариант приставки, оканчивающийся на -н-, например: вън-имати, сън-имати (ср. просторечный глагол имать ‘хватать; брать’). Таким же образом распределялось употребление предлогов перед местоимениями: къ тому, въ томъ, съ тэмъ, но кън ему, вън емъ, сън имъ. Позже согласный н отошел к корню. Так, сейчас мы выделяем морфемы с-ним-а-ть; в-ним-а-ть. Корень ним- по аналогии с этими словами появился и в тех однокоренных глаголах, где в древнерусском языке его в таком виде не было: при-ним-а-ть (др.-рус. при-им-а-ти); за-ним-а-ть (др.-рус за-им-а-ти). Подобного происхождения и сочетания предлогов с формами местоимений в нем, к нему, с ним, ср.: здороваюсь с ним, но доволен им.

Типы аффиксов по функциям.

Аффиксы словообразующие, формообразующие и синкретичные

Словообразующими называются префиксы, суффиксы и постфиксы, служащие для образования новых слов: язык – праязык; суп – суповой; добить – добиться.

Формообразующими являются такие аффиксы, служащие служат для образования формы какого-либо слова: умный – умнее, умнейший (при помощи -ее-, -ейш- образуются простые формы сравнительной и превосходной степени имени прилагательного); бросать – бросить, заварить – заваривать (суффиксы -а-, -и-, -ива- образуют видовые формы глаголов); бежать – бежал (при помощи суффикса -ть- образуется форма инфинитива, -л- – форма прошедшего времени глагола); читаjут – читаjущий, читать – читавший (суффиксы -ущ-, -вш- образуют формы действительных причастий).

В некоторых случаях трудно провести границу между двумя этими типами аффиксов, например: в каких случаях постфикс -ся является формообразующим, а в каких – словообразующим. Чтобы не ошибиться в функции подобных аффиксов, необходимо обратиться к толковому словарю.

Синкретичными аффиксами называются такие морфемы, которые одновременно выполняют формо- и словообразующие функции, например: писать – переписать, подписать (при присоединении префиксов изменилось и лексическое значение слова и его форма: писать – несов. вид, переписать – сов. вид). Синкретичными могут быть и флексии, ср.: супруг – супруга. Супруг. 1. То же, что муж. 2. мн. Муж и жена. Супруга (устар., теперь офиц. и прост.). То же, что жена (в 1 зн.). (Цит. по: Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 1972 – С. 717.). При помощи флексии -а образуется не только новое слово, изменяется и его форма. Данная морфема указывает, что это существительное женского рода, стоит в именительном падеже единственного числа.

Аффиксы регулярные и нерегулярные, продуктивные

И непродуктивные

Регулярные аффиксы воспроизводятся в составе слов постоянно и образуют определенные словообразующие или формообразующие модели, например: суффиксы -тель-, -н-(-ый) (учитель, преподаватель; морозный, холодный); префиксы не-, из- (некрасивый, неплохо, изложить); флексии -у, -ешь, -ишь (читаjу, читаjешь).

Нерегулярные аффиксы в составе слов встречаются редко, например:

суффикс -к- со значением действия, выделяющийся только в слове драка, флексия -м, встречающаяся лишь в словах дам, ем, создам.

Итак, говоря о регулярности/нерегулярности аффиксов, мы имеем в виду то, как часто или редко в настоящее время они встречаются в словах.

При определении продуктивности/непродуктивности аффиксов мы обращаем внимание на их различную производительность в образовании новых слов или форм.

Продуктивными называются такие аффиксы, которые служат для образования многочисленных групп слов в современном русском языке, например, суффиксы -ист-, -ник-, обозначающие лицо мужского пола по роду занятий (машинист, защитник); суффиксы -ск-, -н- при образовании относительных и качественных прилагательных (горно-алтайский, вредный); префиксы без-, не-(безопасный, несмелый).

Между понятиями регулярные / нерегулярные, продуктивные / непродуктивные аффиксы существует тесная связь: все нерегулярные аффиксы непродуктивны, а регулярные могут быть как продуктивными, так и непродуктивными.