Процедурная теория права лона фуллера. Джон фуллер - операции механизированных сил

Введение

В последнее время на фоне царящих в обществе призывов к возрождению нравственных ценностей все чаще заявляют о безнравственности права и том, что решения, принимаемые в его рамках, абсолютно не соотносятся с требованиями морали. Подобные заявления порождают многочисленные споры о соотношении этих двух понятий. Вопрос взаимозависимости и возможной взаимообусловленности права и морали волновал многие поколения. В связи с этим возникла дискуссия между Г. Хартом и Л. Фуллером о соотношении морали и права.

Перед коллегами встал вопрос: "как судам послевоенной Германии следует расценивать нацистское законодательство?". Как раз он то и стал поводом к дискуссии. В рассматриваемом случае источник проблемы лежал в области юридической практики. С одной стороны, судьи считали недопустимым применение нацистских статутов, которые могли послужить оправданием для людей, совершавших недопустимые, с точки зрения морали, поступки; с другой стороны, не оправдать таких людей было довольно сложно, поскольку судебные решения не могли оставаться без должного правового обоснования. Таким образом, источник проблемы лежал в области юридической практики, но ее решение надлежало искать в области теории. Фуллер, Л.Л. Позитивизм и верность праву: Ответ профессору Харту /Л.Л. Фуллер; Пер. с англ.В. В. Архипова; Под ред. И.В. Мироновой, Н.С. Лосева; Науч. рук. И.Ю. Козлихин. //Правоведение. - 2005. № 6.

В ходе дискуссии между Г. Хартом и Л. Фуллером коллеги затронули ряд вопросов юридической теории, так или иначе связанных с практической проблемой. Среди коих для Г. Харта наиболее важным был вопрос о соотношении права и морали, для Л. Фуллера же - вопрос о моральных основаниях права.

Теоретические проблемы, рассмотренные авторами в контексте конкретных исторических обстоятельств, не теряют своей актуальности. Рассуждения Харта на тему юридического позитивизма и отделения права от морали и сейчас могут внести ясность во многие вопросы, так или иначе связанные с аналитической юриспруденцией. Что касается взглядов Фуллера, в особенности заложенные им принципы "процедурной моральности", то им даже присущ некоторый оттенок новизны.

Спор между Г. Хартом и Л. Фуллером о соотношении морали и права

Философия права учит ясности и организованности юридического мышления. Анализируя сущность права в целом, философия права является незаменимой основой для более конкретного и детального изучения отдельных законов и правовых систем. В своей практике юристы неизбежно сталкиваются с философскими вопросами. Часто это связано с тем, что возникают проблемы с пониманием и интерпретацией основных понятий права. Моисеев С.В. Философия права. - Новосибирск, 2003, С. 8.

Рассмотрим конкретный пример. В 1944 году один немецкий солдат на короткое время смог побывать у себя дома. В разговоре со своей женой он высказал некоторые суждения о нацистском режиме. В частности, он неодобрительно отозвался о Гитлере и верхушке Рейха и заявил, что ему жаль, что Гитлер не был убит во время покушения (20 июля 1944 г.). Вскоре после его отъезда жена, которая за время долгого отсутствия мужа завела себе любовников и желала избавиться от законного супруга, донесла на него лидеру местного отделения национал-социалистической партии, заявив, что "человек, сказавший такое, не достоин жизни". В результате муж был судим военным трибуналом и приговорен к смерти (заметим, что нацистские законы не обязывали жену в данной ситуации доносить на мужа властям). Однако приговор не был приведен в исполнение. После короткого тюремного заключения этот солдат был снова отправлен на Восточный фронт.

После войны, в 1949 г., его жена была судима западногерманским судом за незаконное лишение своего мужа свободы. Женщина заявила, что ее муж был заключен в тюрьму согласно нацистским законам того времени и, соответственно, она не совершила никакого преступления. Апелляционный суд, куда в конце концов поступило дело, признал ее виновной, хотя муж и был лишен свободы на основании приговора суда за нарушение закона, поскольку, как заявил апелляционный суд, этот закон "противоречил здравой совести и чувству справедливости всех порядочных людей" Моисеев С.В. Философия права. - Новосибирск, 2003, С. 8-9. .

Этот случай стал предметом для дискуссии двух известных философов права, представляющих различные, а во многом антагонистические юридические направления - Герберта Харта (юспозитивизм) и Лона Фуллера (юснатурализм). Дискуссии, которые развернулись в конце 50-х гг. XX в. на страницах "Harvard Law Review", оказали сильное влияние не только на развитие англо-американской философии права, но и на развитие теории права в целом.

Харт, признавая взаимосвязь права и морали, обусловленную, прежд всего, их генетическим родством, тем не менее, полагал, что право и мораль не должны смешиваться, а само право подлежит изучению как система логически взаимосвязанных норм, в рамках которой любое юридически значимое решение может быть выведено посредством логических операций без обращения к социальным, политическим и моральным обоснованиям. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000. С. 10-11. Ввиду чего проблема справедливости или несправедливости позитивного закона находится вне сферы правоведения. Что же касается самого нацистского законодательства, то оно, по мнению Харта, неприемлемо, к примеру, для англичан, поскольку для них неприемлемы сами цели нацизма и, как следствие, нацистского законодательства. Другими словами речь идет о вопросе не юридического, а сугубо политического характера.

Фуллер возражал. Такой подход, по его мнению, таит в себе огромную опасность, ибо в нем заложена возможность конфликта между правом и моралью, между юридической обязанностью и моральным долгом. Самое же главное, что он неверен по существу. Юридическая обязанность подчиняться не может быть выведена лишь из формальных признаков закона. Право должно нести некое моральное содержание, которое и придает ему авторитетность. Но, рассуждая о морали, Фуллер далеко отходит от классических теорий естественного права. Мораль в его концепции юридизируется. Собственно он так же, как и Харт, стремится изучать право, исходя из него самого, а не из каких-то внешних критериев и источников. Право должно быть справедливым, но справедливость эта носит процедурный характер. Она связана с тем, каким образом право создается, в каких формах выражается, как толкуется и как применяется. Связь же между правом и моралью хотя и присутствует, но является следствием, а не предпосылкой "процедурного подхода", которому и следовал Фуллер. В нацистской Германии процедурные требования, а значит, и моральность права нарушались. Например, многие законы были ретроспективны, не говоря уже о наличии множества секретных инструкций по поводу толкования и применения законов. Кроме того, нацистские суды всегда были готовы угодить политическим властям, а сами власти легко отказывались от следования провозглашенным законам и прибегали к прямому насилию, если это отвечало интересам режима. Поэтому нарушения процедурной справедливости (моральности) права были столь велики, что фактически правовая система в Германии перестала существовать. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000.С. 11.

Г. Харт в своей статье "Позитивизм и разграничение права и морали", в частности, писал: "…Если мы примем взгляды Радбруха и вслед за ним и немецкими судами выразим протест против порочных законов, утверждая, что таковые не могут быть законом только из-за их моральной несправедливости, мы неадекватно выразим как одну из самых важных, так и одну из самых простых форм моральной критики" Харт Г. Позитивизм и разграничение права и морали // Изв. вузов. Правоведение. 2005. № 5.С. 128. Если с позиций утилитаризма, продолжал он, называть вещи своими именами, то следует говорить о том, что законы, будучи правом, являются в то же время слишком порочными с точки зрения морали, чтобы им можно было бы следовать. В противном случае (то есть признавая, что эти законы правом не являются) люди столкнутся с целым рядом сложных философских вопросов. "Так что, возможно, наиболее важный урок, который мы можем извлечь из рассмотренного мною отрицания утилитаристского разделения, - резюмирует автор свой анализ, - будет именно тем уроком, который так хотели преподать утилитаристы: когда мы еще способны говорить ясно, не стоит представлять моральную критику институтов как положения спорной философии" Харт Г. Позитивизм и разграничение права и морали // Изв. вузов. Правоведение. 2005. № 5.С. 129.

Американский юрист Л. Фуллер в эссе, написанном в форме ответа своему английскому коллеге, верно заметил, что смысл позиции Г. Харта вовсе не в том, что нацистские законы должны были соблюдаться по принципу "закон есть закон", а в том, что несоблюдение этих законов надо рассматривать не как результат отрицания их правового характера, а как итог морального выбора, в котором "идеалом верности праву следовало бы пожертвовать ради более фундаментальных целей" Фуллер Л. Позитивизм и верность праву. С. 126. . По мнению самого Л. Фуллера, эти законы изначально не являлись правом, что избавляло их адресатов от сложного морального выбора и делало решение об их соблюдении "лишь вопросом благоразумия и храбрости" Фуллер Л. Позитивизм и верность праву. С. 126. . Обосновывая неправовой характер нацистских законов, Л. Фуллер пишет: "Прежде всего власть, позволяющая создавать право, должна поддерживаться моральными позициями, сообщающими ей компетенцию. Тут мы имеем дело с внешней по отношению к праву моральностью, благодаря которой право и возможно. Но одного этого недостаточно" Фуллер Л. Позитивизм и верность праву. С. 137. . Эта внешняя моральность права должна быть, по его мнению, дополнена "внутренней моральностью".

Наиболее полно свои взгляды ученые изложили в вышедших через несколько лет монографиях. Харт опубликовал "Концепцию права", Фуллер - "Моральность права". При очевидном различии подходов к праву Фуллера и Харта объединяет общий предмет исследования - развитая правовая система. При этом первый подчеркивает ее процессуальный характер, второй - нормативный. Оба подхода отнюдь не исключают друг друга, тем более что понимание морали у Фуллера столь юридизировано, что, собственно, можно было бы обойтись и без слова "мораль" Гроций Г. О праве войны и мира. - М., 1994. С 48.

Изучение спора между Г. Хартом и Л. Фуллером о соотношении морали и права позволило мне сформировать мнение по рассматриваемому вопросу. Л. Фуллер прав относительно того, что всякий закон должен основываться на принципах морали и справедливости. При этом мораль и справедливость, на которых должны основываться принимаемые законы, обязательно должны быть понятны большинству населения, в отношение коего эти законы будут применяться, а также это большинство должно быть внутренне согласно с их содержанием и готово их соблюдать.

Однако и Г. Харт прав в том, что все законы должны соблюдаться во что бы то ни стало, считает ли какой-то конкретный человек их соответствующими принципам морали или нет. Таким образом, раз закон принят, он становится превыше понятий о морали и праве отдельных людей, включая представления судей, которыми они руководствуются при разрешении споров и, признавая наличие судейского усмотрения, принцип "закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло", тем не менее, не должен действовать ни при каких обстоятельствах

При этом Харт признает существование несправедливых законов, однако он вынужден мириться с подобным положением вещей. По Харту, лучше допустить существование несправедливости в праве, чем лишить права некоторых важных элементов. В идеале справедливость должна достигаться без нарушения буквы и духа закона и без поощрения пренебрежения законом.

Что касается именно законов, принятых во времена нацисткой Германии, то сложно дать тут однозначный ответ, должны ли были суды послевоенной Германии учитывать нацистское законодательство или нет. Это действительно сложный вопрос. С одной стороны, закон есть закон, и соблюдение его должно быть беспрекословным, но с другой - это законы жестокого и действительно лишенного моральных принципов для абсолютного большинства людей времени.

Мне кажется, что в наше современное время этот опыт должен быть предупреждением и наставлением в принятии новых законов, которые обязательно должны быть основаны на морали.

мораль право харт фуллер

Заключение

Мораль и право.

Синонимичны или антонимичны эти два понятия? По-человечески хотелось бы гармонии, хотелось бы, чтобы право было морально, гуманно, человечно… Но не станет ли это лазейкой для аморальных дельцов, фарисействующих, направляющих закон так, как удобно или выгодно им? Поэтому пусть закон стоит выше морали, а мораль будет законна…

Список литературы

1. Гроций Г. О праве войны и мира. - М., 1994.

2. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000.

3. Лапаева В.В. Типы правопонимания: правовая теория и практика: Монография. - М.: Российская академия правосудия, 2012.

4. Моисеев С.В. Философия права. Курс лекций. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

5. Фуллер, Л.Л. Позитивизм и верность праву: Ответ профессору Харту /Л.Л. Фуллер; Пер. с англ.В. В. Архипова; Под ред. И.В. Мироновой, Н.С. Лосева; Науч. рук. И.Ю. Козлихин. // Правоведение. - 2005. - № 6.

6. Харт Г.Л.А. Позитивизм и разграничение права и морали / пер. с англ. В.В. Архипова // Правоведение. 2005. № 5. С.102-136;

7. Фуллер Л.Л. Позитивизм и верность праву - ответ профессору Харту / пер. с англ. В.В. Архипова // Правоведение. 2005. № 6.

Рассказывает о принципах, которыми он руководствовался в своей творческой жизни начиная с 1927 года. Сам он называет их Fuller’s self-disciplines и излагает в произвольном порядке, перемежая размышлениями и фактами из своей биографии. В этой заметке я попытался восстановить совокупность принципов Фуллера в явном виде и изложить их своими словами. Возможно, это будет небезынтересно сегодня, в эпоху саморазвития и личной инициативы.

  1. Рассматривать свою жизнь как эксперимент, призванный показать, может ли один человек сделать для всего человечества нечто такое, чего не могут сделать великие государства или крупные компании.
  2. Стремиться принести пользу всему человечеству, а не только себе, семье, стране и т.д. Помогать людям не за счет других людей.
  3. Делать только то, что можешь сделать своими силами.
  4. Руководствоваться только собственным мышлением и ограничивать себя только экспериментально полученной информацией, чтобы выразить свою собственную мечту, вместо того чтобы пытаться соответствовать мнениям всех остальных.
  5. Действовать, основываясь в первую очередь на своей интуиции.
  6. Извлекать максимум из своих ошибок.
  7. Активно заниматься самообразованием.
  8. Никогда не заниматься саморекламой и никому не платить за рекламу.
  9. Решать проблемы посредством технологий - это эффективнее, чем социальные реформы.
  10. Стремиться понять принципы, действующие во вселенной, и роль человека в ней.

Несколько комментариев.

№ 1-2. Поле возможностей «одиночки» открывается там, где кончаются возможности структур власти - государств и компаний - которые по определению не заинтересованы в действиях, направленных на благо всего человечества, так как тем самым они будут работать на своих врагов и конкурентов.

№ 3-4. Поскольку социальные структуры, как силовые поля, искажают проходящую через них информацию, только собственное мышление может помочь действовать самостоятельно. При этом мечта, или, как выражается Фуллер, мотивационная целостность человека, дает энергию, в то время как попытки соответствовать внешним моделям ее отнимают.

№ 5-7. Интуиция - это чувство собственного пути. Ошибки - тоже часть этого пути. Самообразование, поскольку всего охватить невозможно, тоже основывается на искусстве различения собственного пути.

№ 8. Люди совершают большую ошибку, пытаясь вкладывать дополнительные усилия в продвижение себя и своих продуктов, в то время как сами эти продукты страдают от недостатка качества и соответственно внимания.

№ 9. Технологии не нейтральны. Они неизбежно вызывают социальные изменения, иногда намного более серьезные, чем результаты реформ «сверху».

Комментировать (уже 7)

    […] В 1927 году в возрасте 32 лет, потерпев полный крах в бизнесе, он предпринял то, что сам назвал пожизненным экспериментом на себе самом, задавшись целью узнать, может ли один человек сделать для блага всего человечества нечто такое, чего не в состоянии сделать великие нации и огромные компании. Надо заметить, что у этого человека не было денег и диплома о высшем образовании (Фуллера дважды выгоняли из Гарварда - второй раз за «безответственность и отсутствие интереса»), зато была неработающая жена и новорожденный ребенок. Что еще было у Фуллера, так это определенные принципы, которые, надо полагать, и повлияли на результат. […]

    Алексей, спасибо, да, п. 8 интересен) у него на самом деле еще жестче написано:

    I sought never to promote or sell my ideas or artifacts or to pay others to do so.

    я сильно сомневаюсь, что Фуллера когда-нибудь переведут. Слишком экзотичен. Я покупал в Амазоне ().

Имя английского военного Дж. Ф. С. Фуллера пользуется довольно широкой известностью. Автор многих работ по военным вопросам, Фуллер является видным буржуазным военным теоретиком. Издательство иностранной литературы недавно выпустило в русском переводе книгу Фуллера «Вторая мировая война 1939–1945 гг. Стратегический и тактический обзор». Это объемистый труд, имеющий целью рассмотреть события минувшей войны под углом зрения борьбы за захват и удержание стратегической инициативы. Такая постановка вопроса уже сама ко себе представляет интерес для советского военного читателя. Кроме того. книга Фуллера насыщена большим фактическим материалом о боевых действиях армий капиталистических государств на фронтах второй мировой войны. Все это, естественно, не может не привлечь к ней внимания. Следует, однако, иметь в виду реакционные взгляды автора, его тенденциозный подход к оценке фактов и событий войны, особенно когда дело касается Советского Союза. Вот почему ко многим положениям книги необходимо относиться весьма критически.

В главе «Предвоенная обстановка». которой открывается книга. Фуллер пытается показать непосредственные причины войны, цели воюющих государств. Причем делает он его с присущей тенденциозностью, без учета конкретных политических и экономических условий, способствовавших развязыванию войны. В этой же главе автор останавливается на стратегических соображениях и «тактических теориях» различных государств. Ссылаясь на примеры из военной истории, Фуллер доказывает неизменность тактических приемов вооруженной борьбы. Он даже применяет к анализу современных боевых действий термины, заимствованные им из войн прошлых веков. Таковы, например, «стратегия сокрушения», «стратегия истощения», «генеральное сражение».

События первого периода войны освещаются в книге в общем объективно, хотя автор явно преувеличивает роль Англии. Он пытается уверить читателя в серьезности намерения Гитлера высадить войска на Британские острова и захватить их. На самом деле угрозой вторжения Германия стремилась заставить Англию отказаться от войны я выступить совместно против Советской России.

Последующие боевые действия, например в Африке и на Балканах, рассматриваются автором без какой либо связи с «вторжением в Россию», хотя Фуллер не может не знать, что еще до 22 июня 1941 года Германия стремилась к созданию определенных стратегических плацдармов вокруг СССР путем завоевания или вовлечения в гитлеровский блок европейских и азиатских стран. Характерно, что описанию такого крупнейшего в истории второй мировой войны события, как нападение фашистской Германии на Советский Союз автор отводит меньше места, чем показу «первой ливийской кампании». Между тем, вся эта «кампания» состояла из небольших стычек разведывательного характера.

Излагая военные действия на советско-германском фронте, автор показывает их в извращенном свете. Так, сопротивление Советской Армии наступающим фашистским войскам, напряженную работу советского тыла, действия партизан автор рассматривает как явления второстепенного характера или же не упоминает о них вовсе. Зато действительно второстепенные факторы он пытается выдать за главные. Касаясь, например, наступления гитлеровцев на Москву в ноябре 1941 года, Фуллер указывает, что «не сопротивление русских, как бы велико оно ни было, и не влияние погоды на действия германской авиации, а грязь, в которой застрял германский транспорт за линией фронта, спасла Москву». Но чем же тогда объяснить, что после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой 19 декабря 1941 года Гитлер сместил главнокомандующего фельдмаршала фон Браухича, начальника генерального штаба генерала Гальдера, а затем временно отстранил от командования и фельдмаршалов фон Рундштедта, Риттер фон Лееба, фон Бока и Листа и генералов Гудериана в фон Клейста? «Такого разгрома генералов. - пишет сам Фуллер, - не видывали со времен битвы на Марне». Ясно, что Гитлер учинил «разгром» своих генералов за поражение немецко-фашистских войск под Москвой, а это поражение явилось результатом могущества Советского государства и его армии и высокого искусства ее полководцев.

В пятой главе «Германия теряет инициативу» Фуллер вновь основное внимание сосредоточивает на военных действиях в Африке и лишь в заключение останавливается на битве под Москвой и летней кампании 1942 года в России. Как пишет Фуллер. план Гитлера на 1942 год заключался в том. чтобы «отрезать и занять четырехугольник Воронеж, Саратов, Сталинград, Ростов» и «под прикрытием этой блокады пройти через Кавказ на Баку», чтобы «подорвать экономическую мощь России… лишить Россию донецкого промышленного района, кубинской житницы и кавказской нефти», при этом особое значение придавалось захвату Кавказа. Фуллер приводит слова Риббентропа, который заявил Чиано, что «когда русские запасы нефти истощатся, Россия будет поставлена на колени». Занятие Кавказа, пишет Фуллер, «являлось главной целью немецкого плана».

Остальные главы книги посвящены разбору причин потери Японией инициативы на Тихом океане и в Бирме, боевым действиям под Эль-Аламейном, поражению гитлеровской армии по Сталинградом, в бассейне Средиземного моря, а также завершающим операциям в Европе и на Тихом океане, приведшим к разгрому гитлеровской коалиции на всех фронтах.

Говоря о Сталинградской наступательной операции, автор указывает, что стратегическая инициатива была захвачена здесь советскими войсками «внезапно». Это утверждение неправильно. Борьба за захват стратегической инициативы велась советскими войсками с самого начала войны, а не была однократным действием, внезапно возникшим. Неверно излагает Фуллер и замысел Сталинградской операции. Он состоял не в том, что бы, как указывается в книге, заставить Паулюса отступить. Замысел советской командования преследовал более решительные цели: окружение и уничтожение сталинградской группировки врага ударами по сходящимся направлениям.

Во многих случаях, пытаясь осветит некоторые вопросы советского военного искусства, Фуллер дает им неправильное толкование. Так, например, в главе восьмой он пишет: «Теория русских со стояла в том, чтобы наносить удары до тех пор, пока не иссякнет собственный наступательный порыв или же сопротивление противника не окрепнет настоль ко, что сделает продолжение наступления невыгодным». Здесь Фуллер приписывает советским войскам теорию так называемого «затухания операций» имевшую хождение у буржуазных военных теоретиков.

Описанию Берлинской операции советских войск Фуллер также отводит очень мало места, снижая, таким образом, решающую роль в окончательном разгроме врага. Капитуляция гарнизона Берлина автором связывается не с сокрушительными ударами советских войск, штурмовавших Берлин, а с тем что «30 апреля Гитлер застрелился».

В заключительной главе своего труда Фуллер с идеалистических позиций рассматривает такие вопросы, как взаимосвязь политики и войны, морали и войны науки и войны. В этой главе особенно проявляется антисоветская направленность автора книги.

Фуллер остается, таким образом, преданным слугой своих буржуазных хозяев. Объективные исторические уроки им явно игнорируются, а заслуги СССР в разгроме гитлеризма преуменьшаются

Джон Фредерик Чарльз Фуллер («Бони») (1 сентября 1878 - 10 февраля 1966) - генерал-майор Британской армии, военный историк и теоретик. Широко известен как один из первых теоретиков современной танковой войны и классификации принципов ведения войны в целом. Автор 45 книг и многочисленных статей, Фуллер занимался исследованием вопросов организации и ведения военных действий с учетом их взаимосвязи с социально-политическими и экономическими факторами гражданского сектора. Фуллер отмечал высокий потенциал новых видов оружия (особенно бронетанкового и авиационного) в деле психологического подавления противника. Отношение к Фуллеру как к политику было неоднозначным, поскольку он поддерживал нацистское движение и был членом Британского союза фашистов.

Помимо военной и политической деятельности, Фуллер известен как оккультист и телемит, автор работ в области эзотерики и мистицизма.

Ранние годы жизни

Фуллер родился в английском городе Чичестер, графство Западный Суссекс, в семье англиканского священника. В раннем детстве он переехал вместе с семьей в Лозанну (Швейцария), но в возрасте 11 лет вернулся в Англию в одиночестве. Через три года, в возрасте 14 лет, он пошел в Малвернский колледж, но в дальнейшем выбрал военную карьеру, поступив в Королевский военный колледж в Сэндхёрсте, где проучился с 1897 по 1898 год.

Свое прозвище «Бони» Фуллер, по слухам, получил из-за своего восхищения Наполеоном Бонапартом, к тому же, он и сам напоминал Наполеона благодаря своему надменному виду и выдающимся способностям военачальника.

Карьера

Военную карьеру Фуллер начал во время англо-бурской войны 1899—1902 годов в Южной Африке. Весной 1904 года он был отправлен вместе со своей частью в Индию, где осенью 1905 года подхватил брюшной тиф. В следующем году он по состоянию здоровья прибыл обратно в Англию, где познакомился с девушкой и в декабре 1906 года женился на ней. В Индию он уже не вернулся, получив назначение для прохождения дальнейшей службы в воинских частях на территории Англии. В 1913 году Фуллер поступил в Штабной колледж в Кемберли, где и стал работать с января 1914 года.

Во время Первой мировой войны Фуллер служил штабным офицером вооруженных сил метрополии и 7-го армейского корпуса во Франции, а с 1916 года продолжил службу в Штаб-квартире Тяжелой секции Пулеметного корпуса, в 1917 году переименованной в Танковый корпус. Именно Фуллер спланировал первую танковую атаку, которая прорвала германский фронт, обеспечив союзникам победу при Камбре 20 ноября 1917 года.

После войны Фуллер в сотрудничестве с Б.Г. Лидделом Гартом разрабатывал новые идеи технического оснащения вооруженных сил, запустив кампанию по механизации и модернизации Британской армии. В 1926 году он был назначен помощником начальника генерального штаба Великобритании. В 1927 году во время так называемого «Тидуортского инцидента» он отказался принять на себя командование Экспериментальной механизированной группой, сформированной 27 августа 1927 года. Это было первое в мире бронетанковое соединение подобного рода, однако Фуллер заявил, что не сможет в полной мере выполнять свои обязанности по командованию Экспериментальной механизированной группой и разработке способов ведения танкового боя без дополнительного личного состава с расширенным кругом служебных обязанностей. Министерство сухопутных войск отказало Фуллеру в его требованиях по финансовым причинам, и в феврале 1929 года группа была расформирована.

В 1930 году Фуллер получил звание генерал-майора и тремя годами позже вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя литературному труду.

Фашизм и Вторая мировая война

В отставке Фуллер занялся репортерским делом: освещал события вторжения итальянской армии в Эфиопию в 1935 году и Гражданской войны в Испании (1936-39).

В 1933 году, разочарованный пассивностью британского правительства в области реорганизации и модернизации армии, Фуллер вместе с сэром Освальдом Мосли примкнул к британскому национал-социалистическому движению. Будучи членом Британского союза фашистов, он отвечал за кадры партии и считался одним из ближайших соратников Мосли.

По иронии судьбы, идеи Фуллера о ведении будущей войны, не найдя должного отклика на родине, заинтересовали немцев. Генерал-полковник германской армии Гейнц Гудериан за свой счет обеспечил перевод на немецкий язык и публикацию книги Фуллера «Предварительные инструкции по подготовке экипажей танков и бронемашин». В 1930-х гг. германская армия активно развивала теорию Фуллера, которая впоследствии стала известна как блицкриг.

Во время Второй мировой войны 1939-45 гг. Фуллер находился под подозрением за свои симпатии к нацистам, но продолжал выступать за мирное урегулирование отношений с Германией. Впрочем, после начала войны между Великобританией и Германией и прихода к власти кабинета Черчилля, он полностью отдалился от политики и в дальнейших связях с правыми партиями не был замечен. Фуллер не был ни арестован, ни интернирован, при этом он оказался единственным среди офицеров его ранга, кого обошел стороной военный призыв. Чудесным образом Фуллеру (к удивлению самого Мосли) удалось избежать и тюремного заключения в мае 1940 года (в отличие от других руководителей Британского союза фашистов). Возможно, в этом ему помогли связи с генералом Эдмундом Айронсайдом и другими военачальниками.

Последние годы жизни Фуллер провел в горьких сожалениях об исходе Второй мировой войны, считая, что победу должна была одержать другая сторона.

Джон Фредерик Чарльз Фуллер скончался 10 февраля 1966 года в английском городе Фалмут (графство Корнуолл).

Магия и мистицизм

Не меньше, чем военным делом, Фуллер интересовался оккультизмом. Будучи одним из первых учеников известного британского мага и поэта Алистера Кроули, он был хорошо знаком с трудами своего учителя и другими направлениями магии и мистицизма. Во время службы в 1-м Оксфордширском легком пехотном полку он вызвался участвовать в конкурсе рецензий на поэтические работы Кроули и занял первое место. Впрочем, позднее выяснилось, что Фуллер оказался единственным участником этого конкурса. В 1907 году его рецензия вышла в книге под названием «Звезда на западе».

В дальнейшем Фуллер стал горячим поклонником Кроули и вступил в его магический орден A ∴A ∴. Там он довольно быстро занял ведущее положение, отвечая за подготовку документов и выпуск орденского журнала «Эквинокс ». В это время он написал «Сокровищницу образов», отредактировал несколько первых разделов магической автобиографии Кроули «Храм царя Соломона» и написал несколько великолепных картин по мотивам учения A ∴A ∴. Уже в наши дни эти работы украсили обложки возрожденного журнала «Эквинокс , том IV » (1996, 1999).

После нашумевшего дела «Джонс против “Лукинг Гласс”» 1911 года, косвенной причиной которого стала бисексуальность Алистера Кроули (хотя сам Кроули не был фигурантом в этом деле), Фуллер всерьез обеспокоился тем, что связь с Кроули может помешать его военной карьере. Для того чтобы обезопасить себя, он поставил Кроули условие под угрозой штрафа нигде не упоминать его имя ни публично, ни конфиденциально. В ответ Кроули жестко высмеял Фуллера за самонадеянность, немедленно обесценив всю его работу на благо ордена (этот эпизод был впоследствии описан в «Исповеди» Кроули).

После этого отношениям Фуллера и Кроули настал конец. На титульных страницах выпусков «Эквинокса » 1913 года (том I , номера 9 и 10), где размещались общие указания для членов ордена, было напечатано объявление по поводу Фуллера, где он был назван «бывшим Послушником». Магические достижения Фуллера были сведены к нулю, а членам ордена было настоятельно рекомендовано избегать обучения магическим дисциплинам у этого человека.

Несмотря на разрыв с Кроули и Орденом, Фуллер остался верен своему интересу к оккультным наукам, в частности, к каббале и йоге, что отразилось в его последующих работах («Йога: исследование мистической философии браминов и буддистов», 1925; «Тайная мудрость каббалы», 1937).

Hipparion, 2017

По мнению Бакминстера Фуллера, возможность стать всесторонним (целостно мыслящим) человеком лежит в изучении и применении того, что он назвал «обобщённые принципы».

Прежде всего, я попробовал понять принципы вечно возрождающейся Вселенной и определить функцию человека в ней. Затем, благодаря этому я попытался выявить главные совокупности обобщённых принципов природы и применить эти принципы в разработке особых инструментов, которые помогли бы функционированию человечества в космической схеме.

Обобщённые принципы – «это синергетические правила, которые использует и пытается донести до нас эволюция». Эти принципы – это «законы постоянного приспособления интеллектуальной целостности, управляющие вселенной», Фуллер пояснил, что эти обобщённые принципы – это не изобретения человека. Они применимы в любой сфере. Например, принцип «делать больше с помощью меньшего» можно применить в таких различных сферах как дизайн, строительство, сельское хозяйство, энергетика, музыка, искусство и спорт. Эти жизненно важные холистические принципы включают следующее:

Синергия

Бакминстер Фуллер считал, что исследование синергии должно занимать центральное место в образовании. Он был среди тех, кто ввёл этот термин в общее употребление. Словари дают следующее толкование термину синергия: «совместная деятельность или операция», «взаимодействие», «совместное или согласованное действие». Фуллер писал, что «Синергия – это непредвиденное поведение всей системы, которое не может быть предсказано через наблюдения за поведением составных частей и подразделов этой системы». Он пояснял,

В одном атоме, самом по себе, нет ничего, что могло бы предсказать, что атомы соединятся и образуют химические вещества. По одному атому нельзя предсказать ничего, например, существование другого атома или соединений известного атома с пока ещё неизвестным.

В химическом соединении, самом по себе, нет ничего, что могло бы предсказать биологическую протоплазму. В биологической протоплазме самой по себе нет ничего, что могло бы предсказать верблюдов, пальмы, и взаимодополняющий обмен отработанными газами, которые они выделяют. Нет ничего в газообмене, что может предсказать галактики и звёзды.

Как отметил Фуллер, вселенная как таковая – это «синергия синергий», а «синергия сама по себе объясняет вечно возрождающуюся целостность Вселенной».

Эфемеризация

Это процесс, который обозначает следующий принцип: «делать больше с помощью меньшего». Один пример, который привёл Фуллер – это «Телстар» –спутник связи, который весил всего лишь 500 фунтов, но превосходил по эффективности 75 000-тонный трансокеанический медный кабель.

Согласно Фуллеру, «производительность эфемеризуется». Он предложил пример о кругосветном путешествии вокруг Земли: «деревянное парусное судно обошло бы вокруг Земли за три года; стальной корабль – за три недели; алюминиевый самолёт – за три дня; сконструированная из метала ракетная капсула, [т.е. космический корабль] – за девяносто минут». Появление оптоволокна и увеличение возможностей микропроцессора представляют нам другие примеры того, как можно делать больше с помощью меньшего.

Геодезический купол Фуллера – это воплощение данного принципа. Так как геодезические купола имеют значительно большую удельную прочность (отношение предела прочности к весу), чем традиционные кубовидные здания, занимающие ту же площадь, они требуют намного меньшего количества строительных материалов и весят примерно 3% от веса обычного здания такого же размера. Купола в целом способны вмещать больший объём с меньшей площадью поверхности, чем любое другое сооружение; однако, геодезический купол уникален. Словарь “RandomHouseWebster’sUnabridgedDictionary”, 2-е изд., даёт следующее определение геодезического купола:

лёгкая, куполообразная структура, разработанная Р. Бакминстером Фуллером, объединяющая свойства тетраэдра и сферы, и состоящая из сетки элементов, лежащих сверху или параллельно большим окружностям, которые идут в трёх направлениях в любой заданной области. Типичной формой является проекция двадцатигранника на сферу, треугольные поверхности которого заполнены симметричной треугольной, шестиугольной или четырёхугольной сеткой.

Геодезические купола относительно недорогие, массово воспроизводимые, и могут быть изготовлены из разнообразных материалов. Они могут быть построены так, что будут выдерживать ветер скоростью 200 миль в час или даже больше, и землетрясения (при условии, что основание останется неповреждённым), но они могут быть настолько лёгкими и прочными, что будут доставляться по воздуху. В случае стихийных бедствий тысячи геодезических куполов размером на одну семью могут быть доставлены грузовым самолётом. Очень большие геодезические купола можно доставлять, подвешивая их к вертолёту или дирижаблю. Геодезические купола любого размера можно быстро собрать на месте. Кроме того, что геодезические купола – это возможное решение мировой проблемы дефицита жилья, они могли бы накрывать кварталы или целые города в случае, например, тяжёлых климатических изменений. (Это, конечно, предполагает то, что транспортные средства, дома и предприятия должны быть экологически чистыми).

Зная, что самые эффективные чертежи находятся в природе, Фуллер основывал свои геодезические проекты на математических принципах, которые используются в окружающей среде. Конструкции, похожие на геодезические купола, можно увидеть в кристаллах, вирусах и молекулах белка, глазных яблоках, костных клетках, элементарных частицах, морских микроструктурах и других образованиях.

«Делать больше с помощью меньшего» не подразумевает более низкий уровень жизни. На самом деле, правильно обратное. Бесконечные синергетические возможности появятся тогда, когда наши модели производства и потребления начнут реализовывать этот принцип, так как он может быть применён к любой сфере бытия.

Фуллер указывал, что принцип эфемеризации делает устаревшим Мальтузианское предположение об изначальной недостаточности ресурсов для обеспечения жизнедеятельности на Земле. Опровержение таких мрачных экономических моделей стало сквозной темой работ Фуллера.

Экономисты с давних пор пытались максимизировать то, что имеется, но идея о том, что можно перейти с проводной на беспроводную связь, с видимого конструирования на невидимое конструирование с помощью сплавов, не приходила им на ум. Это было за пределами их точки зрения – за пределами их кругозора. Экономисты – это специалисты, обученные смотреть только на одну конкретную вещь.

Книга Фуллера «Критический путь» содержит обилие примеров практического применения, касающихся эфемеризации. Например, ускорение эфемеризации – это феномен, который представляет собой дисциплину сам по себе. Для примера: Фуллер осознал, что постепенно, по мере того, как металлолом и другие утилизируемые отходы возвращаются (и возвращаются многократно) на переплав и переработку, производительность на единицу материала, энергии и времени становится всё больше. Тот факт, что эфемеризация увеличивается, имеет огромные природные, социальные и экономические последствия.

Как указывает Дж. Болдуин, автор книги «BuckyWorks: BuckminsterFuller’sIdeasforToday»: «Эфемеризация не является чем-то, что можно добавить к предмету, она встречается в природе как результат естественных принципов, задействованных в ней. Это больше свойство, чем стратегия». Так же как и синергия, эфемеризация – это потенциал, который может быть нацелен на общее улучшение, включая восстановление и сохранение природных систем жизнеобеспечения.

Прецессия

Прецессия – это физическое явление, которое относится к импульсу, углу и скорости. В книге «AFullerExplanation: TheSynergeticGeometryofR. BuckminsterFuller», Эми Эдмондсон определяет данный термин и даёт краткое объяснение широкого использования этого термина Фуллером:

Две или более системы в движении относительно друг друга, с поворотом на 90 градусов. В дополнение к определению из физики, описывающему этот термин, как комплексное движение вращающегося тела под действием внешней силы, Фуллер употребляет это слово (так же как и своё собственное «интерпрецессионный») в отношении двух геометрических систем, которые, будучи расположенными перпендикулярно друг к другу, открывают новую систему или геометрические отношения.

В стихотворении в прозе, написанном Фуллером, «Прецессия – это поведенческое взаимоотношение удалённых, имеющих разную скорость, разнонаправленных и независимо движущихся тел в результате их отдельного и взаимозависимого движения». Другими словами, это «суммарный эффект, который производят одни тела в движении на другие тела в движении». Например, когда бросаешь камень в воду, появляется круговая волна в плоскости перпендикулярной линии падения камня, «а расширяющаяся наружу круговая волна производит вертикальную волну, которая в свою очередь производит дополнительную горизонтальную, расширяющуюся наружу волну, и так далее». Подобным образом Фуллер объяснил, что «несмотря на 180-ти градусную гравитационную силу Солнца, находящегося в движении, направленную на Землю, находящуюся в движении, прецессия делает орбиту Земли вокруг Солнца направленной на 90 градусов – т.е. под прямым углом – по отношению к гравитационной силе Солнца воздействующей на Землю».

Самый большой урок, которому сейчас природа пытается обучить человечество, заключается в том, что когда шмель летит за мёдом, он непреднамеренно опыляет растительность. Опыление, осуществлённое под углом 90 градусов относительно целевой деятельности шмеля, составляет часть процесса великой экологической регенерации жизни на нашей планете.

Также и все другие подвижные создания Земли перекрёстно удобряют всевозможные растения, имеющие корни, тем или иным прецессиональным непреднамеренным образом.

То, что люди называли побочными эффектами своей сознательной деятельности, по сути, произвело главный экологический эффект общей технологической регенерации. Поэтому я предположил, что-то, что человечество оценивает как «побочные эффекты», на самом деле – главные эффекты природы. Я принял прецессиональные «побочные эффекты» как мою главную цель.

В настоящее время природа косвенно обучает человечество, что изготовление вооружения как способ заработать на жизнь непреднамеренно приносит побочный эффект обретённых знаний о том, как делать всё больше, используя всё меньшее количество ресурсов, и как при этом возместить все ресурсы на земле, способные поддерживать жизнь всего человечества. Прецессия - большой урок.

Как и другие обобщённые принципы, прецессия представляет собой отправную точку для оценки единства любого предмета или деятельности. Фуллер указывал, что «прецессия регенеративна», что является истиной, как в физической, так и в психологической сфере:

Природа через хромосомы сказала человечеству: «Я голоден, мои дети голодны; Я замёрз, моим детям холодно. Добудь вон ту еду и одежду. Они стоят денег – тогда добудь денег. Деньги нужно заработать. Хорошо, я их заработаю». Никакие человеческие хромосомы не скажут тебе сделать мир пригодным для всех, только разум может это сказать.

Обучение распознаванию и оценке событий и деятельности с учётом прецессии – это важный элемент холистического образования. В то время как некоторые связи очевидны, другие менее заметны. Фуллер писал:

Гравитация для прецессии – то же, что и одна нота для музыки. Прецессия – это ускоряющаяся под углом, регенеративно-прогрессивная гравитация.

То, что планеты солнечной системы не упали одна на другую, открытие Кеплером их эллиптических орбит, а также движение солнечной системы относительно других групп звёзд галактической туманности, – всё это объясняется прецессией.

Мистически возникающие многонаправленные движения Вселенной успешно были сформулированы Эйнштейном в гипотезу, противопоставленную Ньютоновскому первоначальному космическому правилу «состояния покоя» именно на основании изучения прецессии.

Прецессия – это синергия второй степени, потому что она не может быть предсказана гравитацией, и рассматривается только сама по себе.

Скачать книгу: