Проблемы, связанные с проведением государственной регистрацией прав на земельные участки. Проблемы и их решения при регистрации и приватизации земельных участков Проблемы государственной регистрации прав на землю

Собственнику нужно пройти «огонь, воду и медные трубы». Оформление заветного куска земли потребует от землевладельца немало времени и сил.

Существует два наиболее общих случая оформления земли в собственность:

  • владелец имеет первоначальные землеотводные документы
  • владелец не обладает первоначальными землеотводными документами.

Для землевладельцев, которые обладают необходимыми документами

Рассмотрим тот вариант, когда у собственника земельного участка есть документы. В данном случае процесс оформления земли в собственность будет проходить по упрощенной схеме, с наименьшим количеством проблем и препятствий.

Если у гражданина наличествуют документы, которые подтверждают его право на обладание земельным участком, либо документы, свидетельствующие о предоставлении участка земли первоначальному землепользователю, то в соответствии с законом № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» гражданин может в упрощенном порядке оформить участок в собственность.

Для получения свидетельства о государственной регистрации земельного участка собственник должен предоставить первоначальные землеотводные документы, а также кадастровый паспорт участка земли в Управление Федеральной регистрационной службы.

Некоторые проблемы, с которыми может столкнуться землевладелец:

  • установление границ земельного участка (в случае, если площадь участка была изменена)

Владелец земли имеет право провести процедуру межевания (установления границ) и получить в собственность ту площадь участка, которая ему фактически принадлежит.

  • получение подписи соседей в Акт согласования границ

Подписи могут быть получены при обоюдном согласии или же через суд.

Землевладелец не имеет первоначальные землеотводные документы в том случае, если собственник не обладает документами, которые бы подтверждали его права на данный участок земли, ему следует обратиться в Администрацию того муниципального образования, в котором находится участок.

Процедура оформления документов для приватизации состоит из следующих этапов:

  • гражданин подает в Администрацию письменное заявление с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность. По истечении одного месяца землевладелец получает ответ;
  • следующий этап включает себя проведение топографической съемки земельного участка, утверждение проекта границ, постановку участка на кадастровый учет и проведение работ по межеванию ;
  • затем Администрация готовит Постановление о предоставлении земельного участка в собственность. На основании данного документа впоследствии заключается договор, который подлежит государственной регистрации Управлении Федеральной регистрационной службы.

Собственник может столкнуться также со следующими проблемами:

  • земельной участок не подлежит приватизации, так как в соответствии с утвержденным планом застройки территорий отнесен к землям общего пользования. Решение: продолжать пользование землей на основании уже существующего права или же оформить договор аренды земли.
  • в случае если правом на недвижимость обладают несколько лиц, а участок земли неделим, то приватизация возможна только в общую долевую собственность на основании совместного заявления собственников недвижимости.
  • приобретая в собственность недвижимость, гражданин не уделил достаточно внимания документам на землю, поэтому они не оформлены должным образом. Решение: если сделка совершена до 1990, то есть возможность зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки. Если сделка совершена после 1990, то гражданин имеет право зарегистрировать только ту часть земли, которая непосредственно занята недвижимостью.

В заключение следует отметить, что проблемы, возникающие при регистрации и приватизации земельных участков, почти всегда решаемы, но часто требуют помощи специалистов. Для решения возникших проблем вы всегде можете получить

Государственная регистрация - это без сомнения, одно из важнейших направлений в РФ государственного управления, затрагивающей сферы земельно-правовых отношений, так как она требуется для того, чтобы определить правовой статус земельных участков, наиболее благоприятной организации высокоэффективного и бесспорно ясного механизма их оборота. В настоящее время представить оборот земельных участков, без совершения государственной регистрации просто не представляется возможным.

Что же это такое государственная регистрация? Понятие этого термина раскрывается в части 1 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», где государственной регистрацией прав на недвижимое имущество является юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. В нашем случае - на земельные участки, т.к. государственную регистрацию в нашей статье мы будем рассматривать только в данном аспекте.

Изначально право собственности на земельные участки возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время государственная регистрация права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения может осуществляться на расстоянии - через Многофункциональный центр предоставления услуг с использованием электронного документооборота.

Особое место в электронном документообороте занимает задача распознать мотивированное желание, решить которую призвана электронная цифровая подпись (далее – ЭЦП) - пожалуй, самый удобный современный инструмент для совершения каких-либо сделок в отдаленном режиме и обмена юридической документацией.

Согласно распоряжению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) от 27.03.2014 № Р/32 утверждены такие требования, как коммуникабельность, проверка ЭЦП, возможность подтверждения подлинности ЭЦП заявителя при оказании государственных услуг в электронном виде, а также требования к составу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной цифровой подписи.

Для того, чтобы обеспечить соединимость со средствами ЭЦП, которые применяются в территориальных органах и подведомственных учреждениях Росреестра, средства ЭЦП должны иметь сертификат в соответствии с законодательством РФ и соответствовать требованиям взаимозависимости, квалифицированному сертификату ключа проверки ЭЦП, и также обеспечению возможности подтверждения подлинности усиленной квалифицированной ЭЦП при оказании государственных социальных услуг в электронном виде (используется формат отсоединенного файла ЭП, соответствующий спецификации RFC 5652) (п.1).

Прежде, чем определиться с выбором того или иного вида электронной подписи следует иметь в виду то, что необходимо учесть различные сферы использования каждого из видов подписей. ФЗ «Об электронной подписи» установил две презумпции. Одна из них выражается в том, что документы, подписанные электронной подписью, имеют такое же равнозначное значение бумажному документу, который может быть подписан собственноручно. Также существуют исключения, которые предусмотрены только в тех случаях, когда закон требует обязательность соблюдения письменной формы документа.

Наряду с преимуществами, использование ЭП при регистрации прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения может вызвать и некоторые затруднения.

Если говорить об основной проблеме, препятствующей широкому использованию ЭЦП в МФЦ, то она заключается в дефиците доверия со стороны населения инновационным, высокотехнологичным решениям задач, которые стоят перед современным человеком .

На наш взгляд, причины нехватки доверия кроятся в том, что у большей части населения страны, информационная культура развития - совершенно на низком уровне. К тому же, соцобеспечение электронного документооборота требует наличия определенных технических средств, необходимый по меньшей мере набор знаний, который позволит без малейших затруднений использовать продукт современного информационного общества - электронную подпись.

Кроме того не все многофункциональные центры оснащены специализированным оборудованием по защите и обработке данных от неутвержденных изменений. Кроме того, социальному активному использованию ЭЦП препятствует ее цена и необходимость оформления различных видов подписей для беспрепятственного взаимодействия с разными государственными органами и наличия доступа к различным базам данных.

Однако, как показывает практика, даже при наличии вышеназванных недостатков, массовое использование информационных продуктов не заставляет долго ждать. Давний тезис «будущее за информационными технологиями», который мы давно с вами произносим, успел себя оправдать. Ведь главные преимущественные аргументы при использовании современных информационных продуктов - это экономия нашего с вами времени, мобильность, надежность и главное удобство на сегодняшний день обеспечивают непотопляемость на конкурентном рынке. Использование ЭЦП именно выражает названные выше преимущества. Электронная подпись - это «краеугольный камень» развития электронного документооборота в РФ, интенсивного экономического развития страны, успешного функционирования отношения государства и социального населения в целом. И дальнейшее широкое ее использование при регистрации права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, следует полагать, дело самого ближайшего будущего.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Российская газета", № 145, 30.07.1997.
  2. Распоряжение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27 марта 2014 г. № Р/32 “О размещении на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии информации о требованиях к совместимости, квалифицированному сертификату ключа проверки электронной подписи, обеспечению возможности подтверждения подлинности усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя при оказании Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственных услуг в электронном виде” // СПС «Гарант», обновление от 12.03.2018 года
  3. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об электронной подписи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017) // "Собрание законодательства РФ", 11.04.2011, № 15, ст. 2036.
  4. Шадрина Т. Роскликом пера. Визировать документы теперь можно по Интернету // Российская газета. - 08.04.2011 - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.rg.ru/2011/04/08/sign.html#comments

«Дачной амнистией» окрестили в народе упрощения в порядке регистрации прав собственности на следующие объекты:

  • на участки земли, предоставленные гражданам под дачи или для подсобного хозяйства, под гаражи или под строительство частных домов;
  • постройки на таких участках земли, включая жилые дома и хозпостройки (сараи, бани), согласно вступившему в силу в сентябре 2006 года Закону №93 (т. наз. Закон о дачной амнистии), действие которого заканчивалось 1-го марта.

Благодаря этому закону десять миллионов граждан зарегистрировали свои права на землю и постройки в упрощенном порядке. Но поскольку не все желающие уложились в отведенные сроки, то депутатами Госдумы было принято решение о продлении «амнистии» до 1 марта 2018 года. При этом упрощенный порядок регистрации для некоторых категорий объектов установлен бессрочным. Это, прежде всего, находящиеся в пользовании участки земель, предназначенных под садоводство или дачное строительство, а также находящиеся на них домики (садовые и дачные), бани и сауны, гаражи и беседки, другие постройки, на которые не требуется получения разрешения на строительство.

Если же вы владеете неоформленным жилым домом на участке земли населенного пункта (города, поселка или деревни), и для его строительства нужно получать разрешение согласно Градостроительному Кодексу, то в упрощенном порядке зарегистрировать его по Закону №93 вы сможете до марта 2018 года.

Общие правила оформления

Регистрация участка и получение свидетельства о собственности на него, потребуют предоставления в территориальный орган Росреестра таких документов:

1. Документального подтверждения ваших прав на этот участок.

Многие дачники располагают документами, подтверждающими выдачу им земельных участков, но без указания в них прав собственности. Это могут быть:

  • акты (решения или распоряжения) о том, что участок предоставляется во владение (пожизненное и наследуемое) или в пользование (постоянное или бессрочное);
  • свидетельства о правах владения или пользования участками;
  • выписки из хозяйственных книг на земельные участки, ведущихся в сельских населенных пунктах;
  • акты о предоставлении участков вообще без указания какого-либо вида права на землю.

Все эти документы можно подавать в Росреестр для целей регистрации участков.

Хуже, если у вас есть участок в дачном объединении, но на него вообще нет никаких документов, а на руках только имеется только книжка садовода, подтверждающая ваше членство в этом объединении. Несмотря на распространенное заблуждение, эта книжка не относится к документам, подтверждающим ваши права на участок. Придется его бесплатно приватизировать по нижеописанной процедуре, а затем уже зарегистрировать.

2. Кадастровый паспорт участка.

Разработкой таких паспортов на бесчисленные «кусочки родины» занимаются территориальные органы Росреестра, в которые владельцы участков подают соответствующие заявления.

3. Декларации на хозпостройки, находящиеся на участке, включая гаражи, бани, сауны, дачные или садовые домики и т.п.

Как только вы соберете или вновь получите эти документы, можете обращаться в территориальное управление Росреестра по месту расположения участка с заявлением о выдаче свидетельства, которое вам должны выдать в срок до одного месяца с момента подачи документов.

Оформление в собственность

«Дачная амнистия» позволяет гражданам провести регистрацию в упрощенном порядке их прав собственности на участки земли, предоставленные им до 30 октября 2001 г.

Многие думают, что оформление в собственность земельного участка и находящихся на нем хозпостроек по упрощенному порядку является простым и малозатратным. Однако для тех, у кого на руках нет документа, подтверждающего право на участок, либо сам факт получения участка, регистрация земли может проходить непросто.

Так обладателям книжек садовода нужно будет предварительно оформить документы на приватизацию участка по следующей процедуре:

  1. выполнение самостоятельно и в произвольной форме описания участка с указанием его границ, площади, близлежащих построек или территорий (других участков, домов соседей, леса, дороги);
  2. выдача правлением дачного товарищества или садового кооператива заключения, подтверждающего закрепление участка за дачником, и соответствие составленного им описания действительности;
  3. подача в госорган местного самоуправления (обычно – в районный) заявления о том, что участок приобретается в собственность;
  4. если у госоргана нет вопросов к самому товариществу (кооперативу), то через две недели дачник должен получить решение о том, что участок предоставляется в собственность.

Дальнейший порядок оформления указан выше в общих правилах оформления.

Участки в собственность могут передаваться и на основании статьи 36 Земельного Кодекса, по которой тому, кто обладает правом владения домом на участке, дается право оформления этого участка в собственность.

Кадастровый паспорт земельного участка

До 01.03.2008 года владельцам участков выдавался кадастровый план, представляющий собой карту, содержащую текстовую и графическую информацию о границах участка. Сегодня при регистрации участков Росреестром выдается кадастровый паспорт, содержащий план участка как один из разделов.

Вместо паспорта участка его владелец может получить в Росреестре выписку об отсутствии данного участка в кадастровом учете или, что он не имеет кадастрового номера (даже при его учете). И это, к сожалению, не редкость.

В этой ситуации проводится процедура межевания границ участка, и далее он ставится на кадастровый учет. Как межевание, так и постановка участка на кадастровый учет являются процедурами длительными, до нескольких месяцев. Кроме того, межевание зачастую обходится достаточно дорого, а возможны еще и «разборки» с соседями, если они не согласны с границами участков. Зачастую эти споры выливаются в длительные судебные тяжбы.

Оформление в собственность арендованного участка

Арендованный на основании договора аренды участок принадлежит муниципалитету. Его нельзя ни продать, ни обменять, ни подарить или завещать. Но Земельный Кодекс разрешает оформлять на арендованный участок право собственности. Для этого нужно:

  1. обратиться в теруправление Росреестра с заявлением на разработку для арендованного участка кадастрового паспорта;
  2. после проведения специалистами Росреестра геодезических и межевых работ вашему участку будет присвоен номер, его поставят на учет и оформят его кадастровый паспорт;
  3. обратиться в местный муниципалитет с заявлением об оформлении арендованного участка в собственность, приложив копию паспорта участка;
  4. в решении местного муниципалитета будет содержаться указание о порядке получения земли в собственность (бесплатно или с выкупом по кадастровой стоимости);
  5. обратиться в теруправление Росреестра с заявлением на получение свидетельства на право собственности, приложив решение местного муниципалитета;
  6. оплатить госпошлину;
  7. в срок до одного месяца получить свидетельство.

Оформление «самозахваченной» земли

При межевании может оказаться, что фактическая площадь вашего участка больше указанной в документах. Причиной этому может быть неточность нарезки пресловутых 6 соток в советское время, когда не очень-то следили за точностью межевания, или умышленный самозахват земли, когда, например, незаконно присоединяется часть пустыря за участком.

С 2015 до 2020 года будет действовать упрощенный порядок оформления т.н. прирезок к участкам - самозахваченных кусков земли, которые можно зарегистрировать наряду с основным участком, оформляемым по «дачной амнистии», но лишь тогда, когда владельцы прирезанных кусков не предъявляют претензий или на них нет претендентов.

Если ваши прирезки возникли за счет соседского участка, то заручитесь его письменным подтверждением об отсутствии к вам претензий. А если они есть, то либо забудьте о своих притязаниях, либо идите в суд. При увеличении участка за счет поля дороги или леса, нужно получить согласие от местных властей, а они закроют глаза далеко не на все.

Процедура оформления купли-продажи

Купля-продажа участка земли должна начинаться с проверки законности владения участком его продавцом. Для этого у продавца участка должен быть:

  1. паспорт кадастровый;
  2. свидетельство о праве собственности;
  3. документ, содержащий основания для приобретения (получения) продавцом участка в свою собственность (путем купли-продажи, обмена, в дар, по завещанию и т.д.);
  4. выписка из ЕГРП с подтверждением права собственности продавца, желательно полученная незадолго до подписания договора купли-продажи.

Ознакомившись с этими документами, выполните далее такие этапы.

Этап 1. Составление и подписание договора купли-продажи.

Описывая предмет договора, точно укажите адрес и площадь участка, номер в кадастре, категорию земель, к которой относится участок, и для каких целей его разрешено использовать.

Должна быть определена точная цена участка и указан порядок расчетов сторон. Сам расчет может производиться либо до, либо после госрегистрации перехода собственности на участок. Фактическая передача участка производится по акту приема-передачи, в качестве которого может выступать и сам договор.

Этап 2. Подготовка документов и представление их в теруправление Росреестра.

Документы на регистрацию перехода права собственности подаются лично сторонами сделки или их представителями, у которых полномочия оформлены надлежащим образом. Госрегистрация должна быть проведена в течение десяти рабочих дней.

Этап 3. Получение покупателем свидетельства о праве собственности на участок или выписки из ЕГРП.

Выдача свидетельства или выписки производится по выбору покупателя.

Регистрируем постройки на участке

Одной регистрации собственности на кусок земли оказывается недостаточно. Регистрация дома, стоящего на нем, оформляется отдельно по упрощенной процедуре. Теперь отменены техпаспорта на дачные домики, бани и гаражи. Но на любую постройку на участке должна составляться декларация, содержащая ее описание.

Декларация, содержащая описание хозпостроек, заполняется владельцем участка собственноручно на каждую хозпостройку отдельно в 2-х экз. В Интернете доступен ее бланк и образцы заполнения.

В статье рассматривается проблемы существующей регистрационной системы, которая действует в России в отношении недвижимого имущества.

Ключевые слова: гражданское право, объект гражданского права, недвижимость, ЕГРН, кадастр.

Отношения собственности являются важнейшими общественными отношениями урегулированными нормами права. Основа важности отношений собственности закреплена, прежде всего, в Конституции РФ. В соответствии со ст. 8 Конституции в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Недвижимые вещи являются объектом гражданских прав и в силу своего значения права на эти вещи подлежат государственной регистрации. Учитывая современные особенности гражданского оборота, актуальным является исследование именно факта государственной регистрации прав, в виду того, что многие граждане имеют в личных архивах документы, устанавливающие права «де-факто», но не имеют на руках сведения, подтверждающие свои права «де- юре». Это достаточно распространенная ситуация, когда граждане приобрели права на недвижимые вещи еще до того как их государственная регистрация стала обязательной, и до сих пор не провели такую регистрацию, и даже не провели кадастровый учет объектов недвижимости. Получается ситуация, что собственник у недвижимой вещи есть, но в публичном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения об этом праве.

Это создает ситуацию, когда большинству участников гражданского оборота, не известно приобретен ли тот или иной земельный участок, кто собственник недвижимой вещи. Аналогичная проблема часто возникает в ситуации, когда вещное право возникает в силу приобретательной давности, когда моментом приобретения считается не момент внесения записи в ЕГРН, а установления радо обстоятельств. Стоит отметить, что приобретения права собственности по давности возможно не только права собственности , но и сервитута . Это поднимает вопрос о том насколько необходимо увеличить объем информации вносимый в ЕГРН. Актуален вопрос о том необходимо ли вносить в ЕГРН возражения лиц относительно давностного владения и пользования недвижимой вещью; сведения о наличии претензий относительно объекта недвижимости, которые существуют до обращения в суд. Ситуация с полнотой сведений усугубляется в сфере земельных отношений.

Зачастую при введении в гражданский оборот земельного участка предоставленного ранее, чем была введена обязательная государственная регистрация, возникают споры по определению границ . Данные споры очень часто затрагивают вопросы границ соседних уже поставленных на кадастровый учет и права на которые внесены в ЕГРН. Подобные споры чаще всего квалифицируются судами как негаторные требования . При изучении законодательства в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество, определяющее правовое и процедурное значение имеет федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - ФЗ № 218). Данный закон определяет правовые основы ведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Наделяет полномочиями Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Дает понятие Единого государственного реестра прав и определяет особенности его формирования, пополнения, актуализации и др. Принятие нового закона не решило проблему, которая широко обсуждается в литературе - паровое значение факта государственной регистрации: она создает право на недвижимость , или всего лишь подтверждает это факт . По сути, под государственной регистрацией прав подразумевается засвидетельствование факта наличия у кого-либо права на какую-либо недвижимую вещь.

При государственной регистрации фиксируется два факта, во-первых, факт наличия недвижимости (тип объекта, его назначения), во- вторых, факт наличия права в отношении вещи (реквизиты лица, кому принадлежит право), а так же наличие обременений. В настоящее время Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с законодательством о регистрации прав недвижимом имуществе, а так же о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях и иных установленных в соответствии с законодательством сведениях.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

ЕГРН является продуктом слияния трех реестров. Государственного реестра кадастра недвижимости, государственного реестра прав на недвижимое имущество и реестра границ. Такое объединение ресурсов позволит повысить бесспорность зарегистрированного права, поскольку объект недвижимости будет наиболее полно индивидуализирован и охарактеризован. Несомненно, что если бы был еще присоединен ресурс Картотека арбитражных дел, то это бы повысило стабильность оборота, и укрепила добросовестность участников оборота .

Безусловно, в теории произведенное слияние трех ресурсов имеет массу плюсов, однако на практике возник один и возможно самый главный вопрос: как же эти реестры объединить между собой. В настоящее время ЕГРН является не полным источником сведений, в виду того, что государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр прав объединяются вручную и для оптимизации трех реестров необходимо достаточно времени и человеческого трудового ресурса, особенно в части сведений о границах объектов.

Заинтересованные лица могут получить доступ к разным ресурсам ЕГРН как бесплатно в ограниченном объеме сведений, так и за плату, онлайн или при обращении в надлежащий орган. Таким образом, ЕГРН - это сводный электронный реестр объединенной информации о территориях и объектах недвижимости, а также о правах на них, который формируется на основе информации ЕГРП, государственного кадастра недвижимости, а также информации, которая предоставляется заявителями и органами власти.

Библиографический список

1. Иванов, А.А. О презумпции права государственной собственности на землю в России / А.А. Иванов // Закон. - 2016.- № 6. - С. 35-41.

2. Игнатова, М.С. Взаимодействие органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, с иными органами и организациями / М.С. Игнатова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2006. - № 13. - С. 233-236.

3. Игнатова, М.С. О содержании понятий «государственная услуга» и «государственная функция» в деятельности органов исполнительной власти / М.С. Игнатова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2014. - Т. 14. - № 4. - С. 98-102.

4. Калиниченко, Т.Г. О государственной регистрации водных прав / Т.Г. Калиниченко // Законодательство и экономика. - 2007. - № 8. - С. 43-48.

5. Круглова, О.Б. Правовое регулирование договора аренды нежилых зданий, сооружений в ской сфере: автореф. дис. … канд. юрид. наук. / О.Б. Круглова. - Самара, 2002. - 22 с. 6. Коновалов, А.В.К вопросу о добросовестности давностного владения / А.В.Коновалов // Вестник гражданского права. - 2016. - № 6. - С. 9-30.

7. Подшивалов, Т.П. Судебная практика о порядке оспаривания зарегистрированного права на недвижимость / Т.П. Подшивалов // Право и экономика. - 2013. - № 2. - С. 75-79.

8. Подшивалов, Т.П. Критерии соотношения вещных и обязательственных исков / Т.П. Подшивалов // Государство и право. - 2015. - № 1. - С. 49-56.

9. Подшивалов, Т.П.Принцип добросовестности в регулировании защиты вещных прав / Т.П. Подшивалов // Гражданское право. - 2017.- № 5. - С. 13-15.

10. Подшивалов, Т.П. Установление и защита сервитута de lege lata et de lege ferenda / Т.П. Подшивалов // Известия вузов. Правоведение. - 2013. - № 4. - С. 90-102.

11. Подшивалов, Т.П. Установление сервитута по давности // Вестник гражданского права. - 2017. - № 2. - С. 115-146.

12. Подшивалов, Т.П. Негаторный иск: проблемы теории и правоприменительной практики / Т.П. Подшивалов // Российский судья. - 2010. - № 10. - С. 11-14.

13. Подшивалов, Т.П. Негаторная защита интересов собственников смежных / Т.П. Подшивалов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2016. - № 12. - С. 49-53.