"Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения"

Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования

В настоящее время наша страна испытывает огромное количество проблем политического, экономического, экологического и социального характера. Кардинальные трансформации в историко-культурном развитии и социально-экономической жизни потребовали изменения парадигмы образования. Направленность реформ, происходящих в российском образовании, должна привести к созданию такой его системы, основу которой образуют идеи саморазвития личности, расширения её возможностей в выборе своего жизненного пути. Данные задачи помогают решать принятые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) .

Но проблем в современном образовании достаточно.

Я хотела бы коснуться, существующей уже давно и актуальной на данный момент, проблемы преемственности различных ступеней образования, в том числе дошкольного и начального общего образования, которая имеет значительную историю. Вопрос преемственности рассматривался и рассматривается в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Л.А. Венгера, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой, Н.И. Гуткиной и др. Профессор В.Т. Кудрявцев отмечает, что за последние 20 лет проблема преемственности дошкольного и школьного образования не только не получила разрешения, но и стала ещё более острой. Одна из основных причин, по его мнению, состоит в том, что поиск оптимальных способов преемственности осуществляется преимущественно внутри традиционной образовательной системы, в то время как данная проблема может быть корректно поставлена и разрешена в рамках развивающей направленности. По мнению В.Т. Кудрявцева, ресурс детского развития, заложенный в дошкольном образовательном учреждении, не может быть «законсервирован в школе, он должен быть востребован и приумножен там, а школа призвана задать планку развития ДОУ». Проблема заключается в том, что традиционно «заказ» к дошкольным образовательным учреждениям измеряется совокупностью требований к уровню школьной готовности ребёнка, подразумевающей умения читать, писать, считать, выполнять инструкции. В этом случае общий вопрос преемственности дошкольного и младшего школьного образования подменяется более узкой проблемой подготовки к школе. В действительности преемственные связи должны обеспечить ребёнку успешное овладение разными видами деятельности и областями знаний на основе базовой личностной культуры, заложенной в дошкольном детстве. В соответствии с этим в дошкольном образовании выделяются основания преемственности, к которым, по мнению А.Г. Асмолова, можно отнести следующие предпосылки:

Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика;

Развитие способностей ребёнка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач в качестве средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной.

Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребёнка..

Развитие коммуникативности как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности и важнейшего направления социально-личностного развития ребёнка.

В концепции развивающего обучения (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев) ведущей идеей дошкольного образования является введение детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы. В настоящее время, как отмечает В. Т. Кудрявцев, обозначился «вектор движения» от педагогики повседневности (традиционной) к педагогике развития (инновационной), с которым связывают стратегическую линию модернизации дошкольного образования. На полидисциплинарной базе им создается проект развивающего дошкольного образования, целью которого является создание условий творческого развития детей 3-6 лет как основы их психического развития и, в частности, формирование готовности дошкольников к развивающему школьному обучению.

Ценным является высказывание В. Т. Кудрявцева о том, что важной задачей является развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций. По мнению исследователя, на дошкольной ступени формируется не прообразы учебной деятельности, а ее универсальные психологические предпосылки. Ключевая из них - развитое продуктивное воображение - ядро креативного потенциала дошкольника, которое генетически связано с теоретическим (логическим) мышлением младшего школьника.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим.Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые предпосылки и условия, в чем несомненно, нам, учителям начальной школы помогут педагоги дошкольных учреждений.

Однако, в последние годы, в угоду родителям и школе, дошкольные образовательные учреждения стали копировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. По сути, занятия в старшей и подготовительной группах стали дублировать первый класс. И как следствие этого -снижение учебной мотивации, потери интереса детей к учёбе, что отражается на адаптации детей к школе и дальнейшему успешному обучению.

Часто слышим от родителей:" Мой ребенок читает, считает, пишет - он, конечно, готов к 1 классу!". Но " Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться " Венгер Л.А.

Поэтому принятие в дошкольных учреждениях ФГОС с сентября 2015 года помогает нам правильно понимать суть преемственности между детским садом и начальной школой. Это сохранение и согласованность содержания образования, целей и задач, которые реализуются в рамках образовательных программ различных уровней, а не багаж, определенных знаний, с которыми ребенок должен прийти из детского сада в школу. В связи с введением ФГОС изменились взгляды на готовность ребенка к обучению в школе.

На данном этапе развития нашего общества во главу угла ставятся такие качества личности как, инициативность, креативность, а самое главное готовность учиться в течение всей своей жизни. Думаю, все согласятся, что данные навыки развиваются с детства. Поэтому важнейшей задачей воспитателя является: создать условия для формирования познавательных мотивов обучения. Сегодня ценится не столько количество приобретенных знаний и умений, сколько желание получать новые знания и умение применять их на практике. Личность ребенка, его готовность к самостоятельной деятельности выходит на первый план. Таким образом, для современного выпускника ДОУ становится немаловажным умение осмысленно использовать инструмент познания, а не только обладать им.

С введением ФГОС ДО - результатом освоения образовательной программы дошкольного образования являются сформированные интегративные качества ребенка. Интегративные качества личности дошкольника являются основой для формирования универсальных учебных действий младшего школьника.

Это и обеспечит постепенный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями. Что позволит реализовать главную цель преемственности двух возрастов: обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Каковы же основные задачи преемственности детского сада и школы? Во-первых, необходимо обеспечить безболезненный переход детей от дошкольного обучения к начальному в школе.

Во-вторых, способствовать воспитанию у дошкольника эмоционально-положительного отношение к школе.

И, в-третьих, обеспечить непрерывность в развитии интегративных качеств ребенка.

Преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием осуществляется в различных направлениях, что формирует две её модели: традиционную и развивающую.

В современном образовании актуальна развивающая модель преемственности, которой присущи следующие качества:

Гибкая сочетаемость вариативной дошкольной программы как с различными типами развивающих школьных программ (системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В. Занкова и др.), так и с результатами инноваций массовой школы по изменению традиционного образовательного содержания в виде авторских программ.

Направленность на развитие творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности (игра, свободное общение, изобразительная деятельность, конструирование, театрализация и др.), что обеспечивает естественную и органичную закладку базиса школьной готовности.

Разносторонний учёт психологических особенностей перехода ребёнка из дошкольного в младший школьный возраст (кризис 6-7 лет).

Ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться (начальное общее образование) и его фундаментальных предпосылок (дошкольное образование).

С учётом базовых положений развивающей модели преемственности одним из предполагаемых результатов её практической реализации можно считать формирование у детей предпосылок и основ умения учиться, которые проявляются на разных ступенях образования в различных формах:

Бескорыстная любознательности и желание «ставить эксперименты» над явлениями действительности (дошкольная ступень);

Адекватные запросы учебной помощи у учителя (этап введения ребёнка в школьную жизнь);

Учебная самостоятельность при усвоении нового материала (постановка учебной задачи, самооценка собственных учебных возможностей и достижений - начальная школа).

Как это решается на практике?

В городе Волхове проблемой преемственности и сотрудничества между детскими садами и начальной школой озадачились с 1996 года. Именно тогда и была создана " Волховская городская гимназия", обучение в начальных классах которой велось и ведется только по развивающим программам (системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В. Занкова). Это сотрудничество началось с МДОБУ " Детский сад № 7 " Искорка", где и была впервые создана группа развивающей направленности и подготовки воспитанников к школьной жизни, с которой учителями гимназии был разработан план взаимодействия и сотрудничества. Этому способствовали следующие предпосылки: преемственность учебных программ и их содержания, обучение через постановку проблемы и нахождение способов выхода из данных ситуаций, экспериментирование, моделирование, широкое использование практической деятельности и т.д. Эти традиции взаимодействия получили широкое распространение. Теперь уже несколько лет мы взаимодействуем со всеми садами г.Волхова. Ежегодно составляется план преемственности, куда включаются не только совместные семинары, но и взаимопосещения занятий и уроков, экскурсии в гимназию, " Веселые уроки " с дошколятами, встречи с родителями, с психологом, " Дни открытых дверей", совместные мероприятия.

В настоящее время разработаны и внедряются программы, как детского сада, так и начальной школы, которые предусматривают принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла.

Но единая задача педагога и воспитателя заключается также в том, чтобы адаптация ребенка к школе прошла безболезненно и быстро, т.к. этот довольно длительный процесс требует от малыша приспосабливаться к изменениям, новым факторам и условиям, мобилизуя систему адаптационных реакций. Для решения этих задач с момента создания гимназии функционирует " Школа раннего развития", которая является тем необходимым связующим звеном между дошкольным и начальным образованием. Ее цель именно в том и состоит, чтобы помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях школьной жизни.

Учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. Думаю, что если педагоги обоих образовательных систем более глубоко и серьезно подойдут к решению проблем преемственности, то итогом данных мероприятий будет успешная адаптация детей в школе.

Литература:

1.Асмолов А.Г., Бурменская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение,2008.

1. Венгер, А.Л. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгер. – М.: Педагогика, 1988.

2. Давыдов В. В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. - 1997. - № 1.

3. " Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

4. " Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 " Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".

5.Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. - 2015. - №21.

Проблема преемственности между смежными звеньями системы образования всегда была одной из центральных проблем отечественной педагогики. В современной педагогической литературе накоплен значительный материал по проблемам преемственности между образовательными звеньями (Б. С. Гершунский, С. М. Годник, Ю. А. Кустов, А. А. Мерк и др.). Результаты этих исследований позволили определить теоретические, организационно-методические основы преемственности, технологии ее реализации в условиях непрерывного образования.

Ряд ученых считает, что под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой (Л. А. Парамонова, А. Г. Арушанова). Другие ученые основным компонентом преемственности считают взаимосвязь в содержании учебно-воспитательного процесса (Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков). Некоторые – характеризуют преемственность в формах и методах обучения на основе концепции учебно-игровой деятельности (П. М. Якобсон, Е. Д. Маргулис, А. В. Долгополова и др.). Нередко высказываются суждения, что преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализовываться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.

В 1996 г. Коллегия Министерства образования РФ впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития – как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного – начального школьного образования. Преемственность детского сада и школы предполагает установление взаимосвязи между ее звеньями с целью последовательного решения задач обучения и воспитания – взаимосвязь учебного содержания, воспитательно-образовательной работы, а также методов ее осуществления. Существенным в преемственности является взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. По мнению специалистов, ключевыми в преемственности являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения дошкольников и детей младшего школьного возраста.

Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Этот стратегический документ раскрывает перспективные направления развития дошкольного начального образования, в нем преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. В документе также определены психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования на указанных этапах детства. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок мог бы себя чувствовать комфортно и развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

Ведущей целью преемственности в Концепции выступает реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостного и последовательного характера. Взаимосвязь дошкольного и начального образования, согласно Концепции непрерывного образования, предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства:

  • – приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • – обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия;
  • – стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • – развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
  • – формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.);
  • – развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • – развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
  • – совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);
  • – специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
  • – индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Эта цель конкретизируется в задачах ступеней образования:

  • а) на дошкольной ступени:
    • – обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
    • – развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
    • – формирование элементарных знаний об окружающем мире;
    • – приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; развитие компетентности в различных формах сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
  • б) на ступени начальной школы:
    • – совершенствование достижений дошкольного развития;
    • – формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и др.);
    • – осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

Таким образом, преемственность детского сада и начальной школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем знаний, умений, общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. Формирование готовности к обучению в начальной школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной школьной программы и вхождения каждого ребенка в ученический коллектив. При этом работники дошкольных учреждений (в первую очередь методисты и воспитатели) должны быть знакомы с требованиями, которые предъявляются детям в 1 классе и в соответствии с этими требованиями готовить дошкольников к систематическому учению в школе, включая в процесс обучения специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя у дошкольников предпосылки к учебной деятельности.

С другой стороны, преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Притом надо помнить, что в этом плане существуют определенные издержки. В частности, при поступлении в школу от ребенка требуется, чтобы он бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. В итоге повышенные нагрузки приводят к переутомлению детей, ухудшению их здоровья, снижению учебной мотивации, потере интереса к учебе и т.д. Они являются причиной неврозов детей и других нежелательных явлений при переходе к школьному обучению. При этом игра и другие специфичные для дошкольного возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями, что еще более усугубляет ситуацию.

В связи с этим учителя должны учитывать не только уровень специальной педагогической готовности детей к школе, но и уровень их психологической, физической готовности. Они должны иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.

Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ. В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества:

  • – по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе;
  • – посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;
  • – обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;
  • – анализу результатов совместной деятельности.

Весьма эффективными стали такие формы взаимодействия между воспитателем детского сада и учителем, как взаимное ознакомление с программами (Программы первого класса и Программы обучения и воспитания в детском саду), посещение открытых уроков и занятий, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немаловажными являются связи детского сада и школы с другими учреждениями; сотрудничество с методическим кабинетом; совместное участие в педагогических советах и семинарах; сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом; сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.

При этом в течение учебного года должна поддерживаться устойчивая связь между детьми подготовительной к школе группы детского сада и учащимися 1 класса. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников способствует расширению соответствующих представлений воспитанников детского сада, развивает у них интерес к школе, порождает желание учиться. Формами этой работы могут быть экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, проведение совместных занятий, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок и др. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач преемственности. Однако сегодня, в условиях достаточного количества исследовательских и методических работ в области преемственности ДОУ и школы, реализация идеи преемственности дошкольного и начального образования сопровождается рядом проблем.

  • 1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.
  • 2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.
  • 3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы (приходится констатировать факт отсутствия специалистов, которые умеют работать с детьми 3-10 лет и сочетают профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
  • 4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
  • 5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
  • 6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения па различных этапах образовательного процесса.
  • 7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.
  • 8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

Решение данных проблем определяет основные направления преемственности образовательного процесса.

  • 1. Целевое направление связано с согласованием целей и задач воспитания и обучения детей на отдельных ступенях их развития.
  • 2. Содержательное направление связано с разработкой и обеспечением "сквозных" линий в содержании, подготовкой единых курсов изучения отдельных программ. Данное направление предполагает создание на каждом этапе основы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики.
  • 3. Технологическое направление предполагает реализацию преемственности форм, методов и способов воспитания и обучения детей. Данная реализация преемственности направлена на создание новых методик и технологий обучения и воспитания при разработке общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене школы
  • 4. С психологической точки зрения переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Психологическое направление выдвигает требования совершенствования форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и начальной школе с учетом общих возрастных особенностей. Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Большое значение при этом играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах, развития доверия к учителю, активного включения в учебу.

Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.

5. Управленческое и структурно-организационное направление определяет необходимость общего руководства образовательным процессом в детском саду и начальной школе, рационального установления вертикальных и горизонтальных связей в них.

Проблема преемственности между смежными звеньями системы образования всегда была одной из центральных проблем отечественной педагогики.

Под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детсва, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой.

Другие ученые считали что основным компонентом преемственности является взаимосвязь в содержании учебно-воспитательного процесса.

Преемственность детского сада предпологает установление взаимосвязи между ее звеньями с целью последовательного решения задач обучения и воспитания- взаимосвязь учебного содержания, воспитательно-образовательной работы, а также методов ее осуществления.

Целью преемственности является реализация единого развития ребенка на этапах дошкольного образования, придание педагогическому процессу целостного и последовательного характера.Взаимосвязь дошкольного и начального образования, согласно Концепции непрерывного образования, предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства: -приобщение детей к ценностям здорового образа жизни,- обеспечение эмоцианольного благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировоспитания, - развития инициативности, - развитие желанию и умению учится, - индивидуализация процесса обучения.

43.Взаимодействия дошкольного учреждения с семьей . В современных исследованиях, документах по проблемам дошкольного образования подчеркивается особое значение семейного воспитания в развитии ребенка. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения строится на основе идеи о том, что основную ответственность за воспитание, развитие и образование детей несут родители. Все остальные воспитательные институты - дошкольные учреждения, школы, дома творчества, музыкальные школы - должны дополнить, поддержать, направить их воспитательную деятельность (Т. А. Куликова).

Такая философия требует и иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения, которые чаще всего определяются как взаимодействие и сотрудничество. Взаимодействие в данном случае рассматривается как способ организации совместной деятельности между субъектами, цель которой - добиться взаимопонимания и сотрудничества. Многие авторы в качестве результата такого взаимодействия выделяют особые взаимоотношения между педагогами и родителями, характеризующиеся общей заинтересованностью, готовностью к контактам, доверительностью, взаимоуважением (Е. П. Арнаутова, Т. И. Бабаева, В. П. Дуброва, О. JI. Зверева). Важно отметить, что в процессе взаимодействия и педагоги, и родители занимают субъектную позицию - стремятся к совместной деятельности по воспитанию дошкольников, разрешению возникающих трудностей, проявляют активность, инициативу.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи направлено на совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Если в теории признается необходимость взаимодействия между педагогами и родителями, то в практике дошкольного образования существует целый ряд препятствий.

Первая группа трудностей связана с тем, что у современных родителей немало социальных и психологических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны семейного воспитания, отвлекают их от задач развития детей, взаимодействия с образовательными учреждениями.

Психологи, социологи выделяют следующие проблемы современной семьи:

    изменение взаимоотношений в семьях, от традиционного патриархального, или детоцентристского, к либеральному, или партнерскому, типу взаимоотношений, но чаще - формальному;

    тревога родителей за будущее своих детей, их здоровье, успехи, осознание родителями невозможности научить детей тому, как надо жить в современном обществе, в котором родители и сами дезориентированы;

    острое прохождение кризисных этапов семьи на фоне неблагополучия социальной ситуации, увеличивающееся количество проблем внутрисемейных взаимоотношений, скандалов, разводов.

Эти трудности семьи усугубляются личностными проблемами современных родителей: усталостью, психическим и физическим перенапряжением, возникающим чувством одиночества, отсутствия понимания, ростом чувства вины перед детьми, своей несостоятельности, беспомощности (В.В. Дружинин, Л.Г. Петряевская, Н.Ю. Синягина).

Условия взаимодействия детского сада и семьи. Успешность взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна при готовности педагогов к сотрудничеству с родителями и готовности родителей к совместному с педагогами воспитанию своих детей. Поэтому прежде чем организовать взаимодействие с семьей, воспитателям необходимо разобраться, что их самих волнует и радует в развитии детей их группы. Только такая заинтересованная позиция поможет воспитателям найти понимание и поддержку у родителей. Кроме того, сам воспитатель должен хорошо понимать, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, уметь поддерживать с родителями как деловые, так и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.

Важной составляющей готовности педагогов к сотрудничеству с семьей является владение ими методами и формами взаимодействия, предполагающими развитие субъектной позиции родителей. Это такие формы, как проведение дискуссий, круглых столов с родителями, совместного с ними анализа проблем семейного воспитания ребенка, проведения коммуникативных игр, элементов игротренинга .

Для того чтобы заинтересовать родителей, педагогу важно понять, какие они, что для них важно в развитии их собственного ребенка, какие жизненные ценности они исповедуют. Поэтому для организации взаимодействия воспитателя с родителями необходимым условием будет являться проведение диагностики семейного воспитания. Исходя из результатов этой диагностики, будут отличаться задачи, содержание и методы работы со всеми и с отдельными родителями.

Таким образом, осуществление эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможно при следующих условиях:

    готовность педагогов к взаимодействию с родителями;

    настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей;

    осуществление педагогической диагностики особенностей семьи и семейного воспитания дошкольников;

    определение значимых для педагогов и родителей задач и содержания, на основе которых будет осуществляться взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Ни один возраст не заканчивается

с наступлением следующего возраста»

(Э. Эриксон)

В условиях создания в Республике Казахстан системы непрерывного образования задача обеспечения строгой преемственности между отдельными звеньями или ступенями обучения и воспитания с учётом особенностей учебных заведений становится особо актуальной и требует исследования в различных её аспектах.

Вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста неразрывно связаны со стратегией национального и политического развития нашей страны и являются неотъемлемой частью и одной из важнейших задач государственной политики. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы говорится, что «Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.

В Законе РК «Об образовании» говорится, что общеобразовательные учебные программы дошкольного обучения и воспитания формируют у детей готовность к школе и предусматривают создание равных стартовых условий для освоения начального образования. О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Обсуждается отсутствие единых программ воспитания и обучения, несогласованность в содержании образовательных программ и требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т.д. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Исходя из реального социально-экономического состояния образования в Республике Казахстан, на первом году школьного обучения создаётся крайне сложная ситуация, когда в один и тот же класс поступают дети с различной подготовкой к школе. Шестилетние дети обучаются и воспитываются в неодинаковых условиях: часть детей - в детских садах, другая часть - в предшкольных классах школы в соответствии со школьными программами и, наконец, часть детей готовят к школе сами родители, опираясь на разные методики обучения. Это создаёт грубые нарушения преемственности. Что в свою очередь обостряет противоречия между требованиями школы и имеющимся уровнем подготовки шестилеток к обучению. Необходимым условием эффективности формирования личности ребенка является непрерывность, последовательность воспитательно-образовательного процесса. Механизмом обеспечения такой непрерывности является организация преемственности между всеми звеньями образования, в частности, между дошкольной организацией и начальной школой. Одной из задач учебно-воспитательной работы дошкольных организаций является качественная подготовка детей к школе. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, всеобщая компьютерная грамотность, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе, особенно в экономической жизни, совершенствование содержания и повышение значимости математического образования, переход на обучение в школе с шести лет.

Идеи преемственности содержания программ начального и дошкольного образования заложены авторами-разработчиками дошкольных базисных программ и авторами учебников для начальной школы.Результаты научных исследований и передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны и выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающийся процесс.

Еще К. Д. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». Он считал, что «Любое новое упражнение должно сочетаться с предыдущим, опираться на него и делать шаг вперед». На данное время в Казахстане программы предшкольной подготовки и первого класса не имеют строгой преемственности. В широких родительских кругах, к сожалению, считается, что счёт, сложение и вычитание чисел, и т.д. является залогом успешного обучения в школе.Это негативно отражается на подготовке и адаптации детей к новому социальному положению «ученика», создаёт трудности для учителей и родителей.

Современные инновации, происходящие в сфере образования Республики Казахстан, требуют переосмысления, понятия «преемственность в системе дошкольного и начального общего образования», разработки новых, современных подходов к решению проблемы и, в связи с этим, глубокого научного анализа взаимодействия данных образовательных учреждений по обеспечению преемственности. Проблемы преемственности между различными ступенями образования постоянно привлекают внимание. Это объясняется рядом причин:

Во-первых, организационно-педагогические условия, например, в дошкольных организациях и начальной школе имеют свои характерные особенности;

Во-вторых, содержательные аспекты требуют конкретного учёта в процессе обучения учащихся;

В-третьих, возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольных организаций и начальной школы также ориентируют педагогов на учёт преемственности в организации учебно-воспитательного процесса.

Для развития современного ребёнка нужна мотивация к раскрытию внутренних ресурсов личности, выявление заложенных возможностей и способностей. Современные дети - это национальное достояние казахстанского общества. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Проблема преемственности в образовании и воспитании детей в последние десятилетия превращались из бытового в научно-обоснованный процесс, учитывающий достижения в области педагогики, психологии, физиологии, методики и других науках. Последовательное решение задач формирования и развития личности ребёнка предусматривает в качестве одного из обязательных условий обучения непрерывность воспитательно-образовательного процесса, начиная с раннего возраста. Особое значение это приобретает на переходных этапах, в частности, при переходе из одного социального положения - выпускника детского сада в другое - ученика первого года школьного обучения. Непрерывность обучения может быть обеспечена оптимальной организацией преемственности между детским садом и школой, представляющей одну из сторон целостного формирования личности ребёнка. Понятие этого процесса невозможно осознать без понятия связи, взаимозависимости явлений.Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста:

Гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:

На дошкольной ступени

физическое развитие ребёнка, психологические и умственные способности

способности

развитие познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе

личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком

формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка

создание образовательной среды, способствующей развитию ребёнка

познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям ребенка.

На ступени начальной школы

освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.

готовность к образованию в начальном звене школы

направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.

Преемственность в системе образования имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Особую актуальность проблема преемственности приобретает на современном этапе реформирования образования, когда выдвигаются высокие требования к построению, прежде всего, самого фундамента образования - его начального звена, от качества которого в значительной степени может зависеть содержание обучения, воспитание и развитие на последующих его этапах. Преемственность является одним из принципов непрерывного образования, в педагогике рассматривается как ступень поэтапной конкретизации его содержания и раскрывает на соответствующем этапе иерархической последовательности его сущность. Принцип преемственности относится к числу основополагающих принципов организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и начальной ступени школы. Образовательный процесс на этапе перехода от дошкольного к начальному общему образованию должен обеспечить плавный, естественный переход от одной ступени к другой и поступательное движение на основе ранее достигнутого. В системе дошкольного образования преемственность рассматривается в качестве одного из принципов обучения и воспитания. Это дает возможность установить и практически реализовать единую целостную систему педагогических влияний. Становление такой системы основывается на понимании развития ребенка как единого непрерывного процесса с качественным своеобразием каждого звена, каждого следующего этапа, являющегося органическим продолжением предыдущего.Ключевым моментом преемственности является определение готовности ребенка к началу систематического школьного обучения. Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе. В этом случае на дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности обучения школьного типа. В то же время школа, как восприемник дошкольной ступени, не строит свою работу с "нуля", а "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал

Из небольшого опыта работы в нашей школе нельзя сказать что совсем не налажена работа по преемственности. Я как воспитатель предшкольных классов провожу определенную работу как с учениками так и с родителями: обсуждаем вопросы на различные темы, например «Физиологические и психологические особенности шестилеток», Признаки готовности к обучению. , тестирования, индикаторы развития ребенка, анкетирования, посещение мероприятии прощание с букварем, и т.д. Кроме того, учителя начальных классов знакомятся с программамойпредшколы, и по мере возможности посещают занятия в предшколе.

Таким образом, одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является преемственность и непрерывность в обучении. Эти факторы предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до окончания всех ступеней школьного обучения. Необходимо создать условия, обеспечивающие формирование готовности ребенка к школе.

Литература:

    Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана. – 2010. – 63 с.

    Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319 // Казахстанская правда. – 2007. – 15 августа.

    Развитие системы общего среднего образования в современном мире: Учебное пособие / Сост. Абылкасымова А.Е., Ушуров Е.А., Омарова Р.С. – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003. – 112 с.

4. Рысбекова Ж.К. Педагогические проблемы подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе: автореф. … канд. Пед. наук:.13.00.01. – Алматы, 1997.– 25 с.

5. Люблинская А.А. Преемственность в работе детского сада и школы // Начальная школа. – 1956. - № 8. – С. 23-27.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Она отражает противоречия между представителями различных профессий и социальных позиций. Это воспитатели дошкольных учреждений и школьные учителя, ученые и практики, педагоги, психологи и родители.

Выражением преемственности является установление взаимосвязи задач, содержания, форм и методов воспитания и обучения детей в ДОУ и школе.

Сущность преемственной связи раскрывает философия, рассматривающая преемственность как объективную закономерность развития. Преемственность определяется как специфическая связь между разными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого, отдельных сторон его организации при изменении целого как системы: в новом всегда преемственно сохраняются элементы предшествующего этапа развития.

Исходя из этого, преемственность ДОУ и школы может быть определена как содержательная двухсторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность образовательной работы в ДОУ на те требования, которые будут предъявлены к детям в школе для достижения дошкольниками необходимого уровня общего развития, с другой стороны, опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития.

В концепции непрерывного образования говорится о том, что каждая ступень образования должна быть непосредственным продолжением предыдущей и основой для последующей. Реализация данного проекта призвана интегрировать все подсистемы образования: ДОУ - школа - ВУЗ. Создание модели ДОУ - школа - ВУЗ в плане непрерывности образования предполагает установление преемственных связей между этими подсистемами.

В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение единой содержательной линии, обеспечивающей развитие ребенка и его переход на следующую ступень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм деятельности).

Такое понимание преемственности обеспечивает:

на дошкольной ступени - сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования дошкольного детства;

на начальной ступени - опору на наличный уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях ускоренного развития; специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств; развитие ведущей деятельности как фундаментального новообразования младшего школьного возраста.

Рассмотрим содержание преемственных связей в подсистеме «ДОУ - начальная школа». Основаниями преемственности являются:

1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности
будущего ученика;

2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих
(умственных, художественных) и других задач. Формирование интеллектуальных
способностей (к пространственному моделированию, использованию планов, схем,
знаков, символов, предметов-заместителей);

3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и
личностного развития ребенка. Широкое использование сюжетно-ролевых игр, игр -
драматизации, конструирования, разных видов художественной деятельности,
детского экспериментирования;

4. Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной

деятельности детей и взрослых, развитием партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками, обучением детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.

Преемственная связь между ДОУ и школой имеет сложную структуру. В ней можно выделить несколько основных направлений.


Похожая информация:

  1. A. Удельная теплота сгорания. Б. Удельная теплота парообразования
  2. I. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности