Признание гражданина безвестно отсутствующим: порядок. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим

Лица, к которым имущество гражданина, ошибочно объявленно-го умершим, перешло по возмездным сделкам (купля-продажа и ме-на), обязаны возвратить ему это имущество только в том случае, если будет доказано, что при его приобретении они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых (т.е. были недобросовест-ными приобретателями).

Кроме того, закон не предусматривает истребование стоимости ве-щей, которые после их безвозмездного приобретения были утрачены обладателями или отчуждены ими за деньги. Если, например, наслед-ники гражданина, объявленного умершим, продали приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, что объявлен-ный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, нельзя взыскать его стоимость и с наследников. Но если имущество гражданина, ошибоч-но объявленного умершим, было утрачено или отчуждено недобросо-вестным приобретателем (который знал, что гражданин находится в живых), то последний должен возместить убытки, причиненные гражданину утратой его имущества.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановле-нию (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, ко-торые прекратились, т.е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены. Так, не восста-навливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения и т.п.). Вопрос о сохранении или прекраще-нии брака с гражданином, который был объявлен умершим, решается в соответствии с нормами семейного законодательства (ст. 26 СК).

Комментарий к статье 43 Основные правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим состоят в следующем: 1) имущество, принадлежащее такому гражданину, когда необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управлении имуществом (ст. ст. 1012 - 1026 ГК). Законом допускается назначение управляющего имуществом отсутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребывания. В таком случае управляющего назначает орган опеки и попечительства своим решением без обращения в суд; 2) из этого имущества управляющий выдает средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан был содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.); 3) из этого же имущества погашается задолженность по денежным и другим обязательствам безвестно отсутствующего; 4) в случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно пенсионному законодательству; 5) прекращается действие доверенности, выданной безвестно отсутствующим, а также выданной на его имя (ст. 188 ГК); 6) супруг гражданина, признанного безвестно отсутствующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган загса (п. 2 ст. 19 СК). Статья 44. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим Комментарий к статье 44 При признании гражданина безвестно отсутствующим его смерть не предполагается. Комментируемая статья предусматривает два основания для отмены решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим: 1) его явку и 2) обнаружение места его пребывания. С заявлением об отмене решения суда вправе обратиться как сам гражданин, так и лицо, по инициативе которого решалось дело о признании гражданина безвестно отсутствующим. Новое решение суда является основанием для отмены доверительного управления имуществом гражданина и прекращения других юридических отношений, возникших из факта признания его безвестного отсутствия. В случае расторжения брака он может быть восстановлен органом загса по совместному заявлению супругов. Брак не может быть восстановлен, если другой супруг вступил в новый брак (ст. 26 СК). Статья 45. Объявление гражданина умершим Комментарий к статье 45 Объявление гражданина умершим основывается на предположении о его физической смерти. В соответствии со ст. 64 Закона об актах гражданского состояния решение суда об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации смерти. Объявление гражданина умершим возможно в судебном порядке при отсутствии его в месте постоянного жительства и неизвестности места его пребывания в течение пяти лет (по ранее действовавшему законодательству этот срок составлял три года). Наряду с общим пятилетним сроком Закон предусматривает специальные сроки. Так, действует шестимесячный срок для объявления гражданина умершим, если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. К обстоятельствам, угрожавшим смертью, относятся такие стихийные бедствия, как наводнения, землетрясения, снежные лавины, сползание ледников и т.п., а к обстоятельствам, дающим основание предполагать гибель от определенного несчастного случая, - техногенные аварии, пожары, авиакатастрофы и др. Специально определяет закон условия объявления умершим гражданина, пропавшего во время военных действий: он может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий, что вызывается необходимостью принятия дополнительных мер по установлению его места нахождения или гибели. На основании решения суда, вынесенного в соответствии с нормами ГПК (ст. ст. 276 - 280), органы загса выдают свидетельство о смерти гражданина. Днем смерти гражданина, объявленного решением суда умершим, является день вступления в законную силу этого решения. В случаях объявления умершим гражданина, пропавшего при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели, например день авиакатастрофы. Судебное решение об объявлении гражданина умершим необходимо отличать от установления в судебном порядке факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов загса в регистрации смерти (п. 8 ст. 264 ГПК).

  • 8. Основания возникновения гражданского правоотношения. Юридические факты и их составы.
  • 9. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей.
  • 10. Понятие, порядок и способы защиты гражданских прав.
  • 11. Понятие правоспособности граждан, ее основные черты. Содержание правоспособности.
  • 12. Полная дееспособность граждан. Эмансипация.
  • 13. Дееспособность лиц в возрасте до 14 лет.
  • 15. Ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, (основания, порядок, правовые последствия ограничения дееспособности).
  • 16. Признание гражданина недееспособным (основания, порядок, правовые последствия).
  • 17. Опека и попечительство. Понятие и значение опеки и попечительства. Права и обязанности опекунов и попечителей.
  • 18. Место жительства гражданина, его юридическое значение.
  • 19. Условия, порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Последствия явки гражданина, признанного безвестно отсутствующим.
  • 20. Условия, порядок и правовые последствия объявления гражданина умершим. Последствия явки гражданина, объявленного умершим.
  • 22. Классификация (виды) юридических лиц.
  • 23. Правоспособность юридических лиц, органы юридических лиц.
  • 24. Общие положения о хозяйственных обществах и товариществах.
  • 25. Полное товарищество. Товарищество на вере.
  • 26. Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо.
  • 27. Акционерные общества как юридические лица.
  • 28. Правовой статус представительств и филиалов.
  • 29. Характеристика государственных и муниципальных унитарных предприятий.
  • 30. Общая характеристика некоммерческих организаций. Правовой статус учреждения.
  • 31. Реорганизация юридического лица (понятие, способы, правовые последствия).
  • 32. Ликвидация юридического лица (понятие, порядок удовлетворения требований кредиторов.
  • 36. Ликвидация юридического лица в порядке признания его несостоятельным (банкротом).
  • 37. Понятие и виды объектов гражданских прав.
  • 38. Вещи как объекты гражданских прав. Классификация вещей.
  • 39. Понятие ценной бумаги. Типы, формы, виды ценных бумаг.
  • 40. Личные неимущественные права и блага, их виды. Защита чести, достоинства, деловой репутации.
  • 41. Понятие, основания и порядок компенсации морального вреда.
  • 42. Понятие сделки, признаки, функции. Отличие сделки от иных юр. Фактов.
  • 43. Классификация сделок.
  • 44. Условия действительности сделок.
  • 45. Форма сделки, последствия ее несоблюдения.
  • 46. Общие положения о недействительности сделок. Понятие недействительности сделок. Момент, с которого сделка считается недействительной.
  • 47. Основные и дополнительные последствия недействительности сделок. Последствия недействительности части сделки.
  • 48. Классификация недействительных сделок. Сделки ничтожные и оспоримые. Недействительность мнимой и притворной сделки.
  • 49. Сделки с пороками воли, формы, содержания и субъектного состава.
  • 50. Представительство. Юридическая сущность представительства. Область применения.
  • 51. Доверенность: понятие, содержание, форма. Виды и сроки доверенностей.
  • 52. Понятие срока в гражданском праве. Виды сроков.
  • 53. Понятие и значение исковой давности. Применение сроков исковой давности.
  • 54. Течение, приостановление и перерыв истечения сроков исковой давности.
  • 56. Понятие и признаки вещных прав. Виды вещных прав.
  • 57. Собственность как экономическая категория. Право собственности в объективном смысле.
  • 58. Субъективное право собственности. Правомочия собственника.
  • 59. Момент возникновения права собственности у приобретателя имущества. Бремя содержания имущества, риск случайной гибели имущества.
  • 60. Основания и способы приобретения права собственности.
  • 61. Основания прекращения права собственности.
  • 62. Право частной собственности граждан и юридических лиц. Объекты права частной собственности граждан и организаций.
  • 63. Понятие, виды и основания возникновения права общей собственности.
  • 64. Право общей долевой собственности. Понятие доли в праве общей долевой собственности.
  • 65. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности.
  • 67. Понятие и виды ограниченных вещных прав.
  • 68. Вещно-правовые способы защиты права собственности: виндикационный иск; негаторный иск.
  • 69. Понятие обязательства. Сравнительная характеристика правоотношений собственности и обязательств. Элементы обязательства.
  • 70. Основания возникновения обязательств: договоры, односторонние сделки, административные акты, события, правонарушения.
  • 71. Перемена лиц в обязательстве (уступка права требования, перевод долга).
  • 72. Понятие и принципы исполнения обязательств.
  • 73. Субъекты исполнения обязательства (должник, кредитор, возложение исполнения на третье лицо, исполнение кредитору и третьему лицу).
  • 74. Место, способ и срок исполнения обязательств.
  • 76. Неустойка, её значение. Виды неустойки.
  • 75. Понятие залога. Виды залога. Порядок обращения взыскания на заложенное имущество.
  • 77. Поручительство. Ответственность поручителя.
  • 79. Банковская гарантия. Содержание правовых связей между гарантом и бенефициаром, гарантом и принципалом.
  • 80. Удержание как способ обеспечения исполнения обязательств.
  • 81. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности (договорная, внедоговорная, долевая, солидарная, субсидиарная).
  • 82. Условия гражданско-правовой ответственности. Гражданское правонарушение и его состав.
  • 83. Объем гражданско-правовой ответственности. Убытки, их состав.
  • 84. Понятие и основания прекращения обязательств.
  • 19. Условия, порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Последствия явки гражданина, признанного безвестно отсутствующим.

    Безвестное отсутствие – это удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установит место его пребывания.

    Признание гражданина безвестно отсутствующим производится, только в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц (иждивенцы, его супруг, его кредиторы). Согласно ГК РФ, суд может признать гражданина безвестно отсутствующим при наличии юридического состава, состоящего из следующих юридических фактов:

    Отсутствие лица в месте его постоянного жительства длительное время и невозможность установить его место пребывания

    Отсутствие сведений о его местонахождении

    Истечение срока в один год с момента получения последних сведений о месте нахождения данного лица.

    День получения последних сведений может быть подтвержден различными способам (получение последнего письма, кино- и фотосъемкой, свидетельскими показаниями). При невозможности установить день получения последних сведений о безвестно отсутствующем началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц, это будет первое января следующего года. Согласно ГПК, судья, при подготовке дела к слушанию, должен также выяснить, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине. Судья запрашивает сведения о возможном пребывании лица по месту рождения, прежнему месту жительства и работы, запрашиваются ОВД, военные части. Если длительные поиски не дают результата, только тога выносится решении о признании гражданина безвестно отсутствующим. Это влечет за собой следующие правовые последствия: если имущество, принадлежащее такому гражданину, необходимо поддерживать в надлежащем состоянии, это имущество передается в доверительное управление. После решения суда о передаче орган опеки и попечительства назначает доверительного управляющего и заключает с ним договор доверительного управления имуществом. Имущество передается в доверительное управление обычно если нет близких родственников. Из этого имущество выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующих должен был обеспечивать, а также погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего лица.

    В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.

    20. Условия, порядок и правовые последствия объявления гражданина умершим. Последствия явки гражданина, объявленного умершим.

    Объявление умершим - признание официальными инстанциями (обычно по решению суда) факта смерти физического лица при отсутствии его опознанного тела. Решение принимается по косвенным доказательствам или же автоматически в связи с продолжительным безвестным отсутствием. Влечёт те же юридические последствия, что и смерть, констатированная обычным образом, то есть открытие наследства, прекращение брака, пребывания в должностях и проч.

    По Гражданскому кодексу России, объявление умершим возможно только по решению суда:

    * в случае безвестного отсутствия - спустя пять лет после исчезновения;

    * если человек пропал «при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определённого несчастного случая» - через шесть месяцев;

    * пропавших без вести в связи с военными действиями - через два года после окончания военных действий.

    Дата смерти устанавливается, при трёхлетнем безвестном отсутствии, как дата вступления приговора суда в законную силу; в случае же конкретного несчастного случая датой смерти может быть указан день этого события.

    Согласно российскому закону, если объявление умершим последовало ошибочно и объявленный умершим гражданин явился живым, то соответствующее решение упраздняют, запись о смерти аннулируют. «Воскресшее» лицо имеет право, по российским законам, востребовать себе всё, кроме супруги (супруга), если она (он) состоит уже в новом браке, и безвозмездно и добросовестно взятых денег и ценных бумаг. Если же его супруг(а) не вступил(а) в новый брак, то брак восстанавливается. Если некоторое его имущество за время «смерти» продано или иначе возмездно перешло к другим, то и оно может быть востребовано при условии, что покупатель знал о том, что истинный владелец имущества жив; при невозможности его возврата натурой взимается стоимость.

    21. Понятие юридического лица, признаки юридического лица .

    ЮЛ – коллективное образование, обладающее правосубъектностью.

    ЮЛ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, может приобретать имущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

    Можно выделить 4 формально-юридических принципа:

    1. Организационное единство. Под организационным единством надо понимать внутреннее устройство организации, проявляющееся в разграничении и взаимосвязи отдельных структурных подразделений юридических лиц, регламентации отношений между участниками и подчинения единому органу. Будучи единым целым, организация нередко состоит из структурных подразделений. Структура и состав определяется по-разному: вышестоящим органом или самим лицом. Это закреплено в уставе или в учредительном договоре (Учредительные документы).

    2. Имущественная обособленность. Проявляется в том, что либо должно иметь свое имущество, составляющее материальную основу его деятельности. Это имущество отделено от имущества других субъектов гражданского права. Внешнее проявление находится в учете имущества на бухгалтерском балансе. Т.о., само собой, все они должны иметь самостоятельный баланс.

    3. Самостоятельная имущественная ответственность. Самостоятельная гражданско-правовая ответственность юр. лица выражена в том что оно само отвечает за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, и за причинение вреда. Кредиторы с требованиями могут обращаться только к нему. Отвечает организация всем имуществом. Бывает регрессное обращение.

    4. Выступление в гражданском обороте и в судебных инстанциях от своего имени. От своего имени распоряжается имуществом. Имущество находится на разных правах:

    Преобладает право собственности, которое позволяет распоряжаться имуществом в своих интересах.

    Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

    При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

    Комментарий к Ст. 42 ГК РФ

    1. Участие гражданина в правоотношениях, если неизвестно, где он находится, где проживает или пребывает (безвестно отсутствующий гражданин), вызывает значительные трудности для других участников соответствующих отношений. Данное положение влечет правовую неопределенность в отношениях собственности, обязательственных правоотношениях, семейных отношениях и т.д.

    В целях устранения правовой неопределенности в ст. ст. 42 — 44 комментируемого Кодекса и в гл. 30 ГПК РФ законодатель установил процедуру признания гражданина безвестно отсутствующим. Такое признание производится в судебном порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц.

    2. В качестве заинтересованных лиц могут выступать не только родственники, но и кредиторы, учредители юридических лиц, участники общей собственности и т.д. В соответствии со ст. 276 ГПК РФ заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства либо по месту нахождения заинтересованного лица.

    3. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо, чтобы в течение года не было сведений в месте жительства гражданина о месте его пребывания. Заинтересованные лица должны проявлять активность в поиске сведений о гражданине еще до подачи соответствующего заявления в суд. В заявлении излагаются обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие, что может подтверждаться документами правоохранительных органов.

    На проблемы розыскной системы правоохранительных органов обращается внимание в указании Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 1998 г. N 83/36, в Приказе МВД России от 24 сентября 1998 г. N 1/19934 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести» . Все большую актуальность приобретает работа по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. Успех борьбы с данным видом преступлений в целом зависит от эффективности и своевременности принимаемых следственных действий и оперативно-розыскных мер. Однако сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по раскрытию умышленных убийств. Зачастую при рассмотрении заявлений о розыске граждан и принятии процессуальных решений территориальные органы внутренних дел допускают серьезные просчеты и нарушения законности, отмечается дублирование дел оперативного учета. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются несвоевременно. Внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как признаки преступления.

    С учетом сложившейся практики определен ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления. Для признания гражданина безвестно отсутствующим имеют значение следующие обстоятельства:

    — отсутствие данных о намерении человека уехать и причин для сокрытия от близких своего отъезда, ухода из дома на длительное время, смены жилища;

    — отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;

    — наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у пропавшего денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников;

    — наличие длительных или острых конфликтов в семье;

    — безвестное отсутствие малолетнего (до 14 лет) или несовершеннолетнего (до 18 лет) лица;

    — наличие преступных связей, угроз в адрес исчезнувшего лица, противоречивые объяснения и нелогичное поведение тех, кто контактировал с ним перед исчезновением;

    — наличие в жилище, салоне автомашины, рабочем помещении или ином месте следов, свидетельствующих о возможном совершении преступления;

    — наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможное совершение преступления;

    — несообщение об исчезновении человека в правоохранительные органы лицами, которые в силу родственных или иных отношений должны были это сделать, беспричинно запоздалое или несвоевременное заявление;

    — внезапный ремонт квартиры, где проживал (временно находился) пропавший, или помещения, из которого он исчез;

    — поспешное решение членами семьи пропавшего и (или) другими лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что пропавший не возвратится (обращение в свою пользу сбережений, переоформление собственности, имущества пропавшего, вступление в сожительство с другим лицом и т.п.);

    — исчезновение с автотранспортом;

    — исчезновение, связанное с отторжением собственности (в том числе недвижимой), обменом жилой площади;

    — исчезновение несовершеннолетних, а также женщин при следовании по безлюдной или малолюдной местности, особенно в вечернее или ночное время;

    — безвестное отсутствие беременной женщины;

    — исчезновение сотрудников правоохранительных органов.

    Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может пополняться другими факторами в процессе практической деятельности или с учетом местных условий.

    При поступлении заявления (сообщения) о безвестном исчезновении лица следует безотлагательно организовывать весь комплекс поисковых и оперативно-розыскных мероприятий, регламентированных требованиями Приказа МВД России от 5 мая 1993 г. N 213. Необходимо также исключить необоснованные отказы в приеме заявлений о розыске людей. Подобные заявления должны приниматься и регистрироваться в книгах учета происшествий незамедлительно при обращении граждан в органы внутренних дел. Не является основанием для отказа в приеме заявления о розыске отсутствие фотографии пропавшего, небольшой промежуток времени безвестного отсутствия, исчезновение (проживание до исчезновения) лица на территории обслуживания другого органа внутренних дел.

    Отсутствие свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего лица и наличие одного из вышеперечисленных факторов являются основанием для возбуждения уголовного дела.

    4. В комментируемой статье устанавливается порядок исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим, если невозможно установить дату получения последних сведений. Началом исчисления такого срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — 1 января следующего года.

    5. В нормативных правовых актах используется термин «безвестное отсутствие», который не следует отождествлять с институтом признания судом гражданина безвестно отсутствующим. Так, в соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае безвестного отсутствия военнослужащих за ними сохраняется статус военнослужащих до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими. За указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством РФ, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения либо до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.

    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

    Сегодня предстоит понять, чем может обернуться признание гражданина безвестно отсутствующим. Данная процедура требует отдельного внимания. Последствия, которые она влечет за собой, весьма серьезные. И о них должен знать каждый гражданин. На что обратить внимание при осуществлении задачи? Какие условия должны соблюдаться для правильного проведения процедуры? Чем операция оборачивается для населения? В действительности разобраться в изучаемой теме проще, чем кажется.

    Отсутствующий без вести - это...

    Изначально придется понять, что значит "безвестно отсутствующий гражданин". Данный термин применяется далеко не ко всем пропащим людям. Только в исключительных случаях можно использовать подобную фразу.

    Безвестно отсутствующий гражданин - человек, который пропал долгое время назад. О таком лице никто ничего не слышал и не знал на протяжении установленного законодательством РФ срока. Признание гражданина безвестно отсутствующим - процесс, проводимый в судебном порядке. До этого момента не получится признать человека пропавшим без вестей.

    Признание умершим - это...

    Также следует обратить внимание, что нередко граждане интересуются такой операцией, как признание умершим. Данный термин применяется приблизительно так же, как и предыдущий. Последствия признания носят более серьезный характер.

    Признание умершим - процесс, в ходе которого тело гражданина не было найдено, но при этом пропаже предшествовали опасные обстоятельства. Можно сказать, что это в какой-то степени продолжение процедуры, упомянутой несколько раньше. Фактически в подобных обстоятельствах лицо будет признано умершим по суду.

    Основания для признания

    Важно понимать, каков порядок признания гражданина безвестно отсутствующим. Ведь, как уже было сказано, не всегда данная процедура возможна.

    На сегодняшний день законодательно закреплены следующие условия, позволяющие предпринять попытки в признании гражданина пропавшим без вестей:

    1. Человека нет в месте постоянного жительства больше 12 месяцев. При этом важно, что, если лицо выходило на связь или как-то давало о себе знать, признать его пропавшим нельзя.
    2. О предположительном или реальном месте проживания/нахождения гражданина никто ничего не может сказать.
    3. Человек долгое время (год и более) не выходил на связь. При этом важно соблюдение всех иных перечисленных ранее условий.
    4. Попытки отыскать гражданина предпринимались, но они не принесли никакого результата.

    Только при соблюдении данных условий можно обратиться в суд для признания человека пропавшим без каких-либо вестей.

    Словно мертвый

    А вот для признания умершим требуется соблюдение иных пунктов. Каких именно? О них желательно тоже знать. Ведь последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и умершим имеют отличия. Во втором случае, как уже было сказано, изменения будут более серьезными.

    Умершим признают:

    1. Спустя 3 года с момента получения гражданином статуса отсутствующего без вести.
    2. Если на момент исчезновения человека были какие-либо основания, влекущие смерть.
    3. Когда человек пропал без вести в заведомо опасных условиях (крушениях, стихийных бедствиях и так далее).
    4. Если можно предположить смерть лица, но его тело не было обнаружено на момент обращения в суд.

    На самом деле все не так трудно, как кажется. Важнее понимать, чем может обернуться признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим. На какие особенности обратить внимание?

    Порядок обращения

    Как можно кратко описать изучаемые процедуры? Что протребуется гражданам для того, чтобы признать кого-нибудь умершим или пропавшим без вести? Краткая инструкция поможет населению не растеряться и не запутаться в изучаемых процессах.

    На сегодняшний день признать человека умершим или без вести пропавшим предлагается при помощи следующей инструкции:

    1. Собрать документы и доказательства, указывающие на отсутствие гражданина и на отсутствие всякой связи с ним. Пожалуй, данный пункт является наиболее трудным.
    2. Выждать указанные сроки. Если человек так и не объявился, взять с собой доказательства и собрать дополнительно небольшой пакет документов. О нем будет рассказано позже.
    3. Подать заявление установленного образца на признание гражданина безвестно отсутствующим. Либо на объявление умершим. Все зависит от обстоятельств. Подается документ в суд. К нему необходимо приложить все ранее собранные бумаги.
    4. Дождаться решения суда. Если гражданина признают умершим, можно пойти в ЗАГС за свидетельством о смерти. В противном случае придется довольствоваться судебным решением, указывающим на то, что лицо пропало без вести.

    В целом процедуры не слишком трудные. Но лишь при правильной подготовке. Это необходимо принять во внимание.

    Документы для суда

    Как проводится признание гражданина умершим и безвестно отсутствующим, уже понятно. Огромное количество вопросов вызывает список документов, который необходимо приложить к заявлению установленного образца.

    Человек, который решил обратиться в суд, должен принести с собой:

    1. Любые доказательства-основания для признания умершим или пропавшим без вести. Это может быть что угодно. Сюда же рекомендуется прикладывать все бумаги, свидетельствующие о том, что были попытки поиска пропавшего.
    2. Удостоверение личности заявителя. Лучше всего, чтобы это был паспорт.
    3. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим. Составляется либо в суде, либо заранее. Заполнить документ установленного образца не так уж и трудно.
    4. Справки, указывающие на степень родства с пропавшим. Актуально для случаев, когда признание умершим или пропавшим проводится родственниками.

    Больше никаких бумаг не требуется. Желательно, чтобы в процессе участвовали свидетели. О них в судебный орган сообщается заранее. Все документы подаются не только в виде оригиналов, но и копиями.

    О последствиях (для без вести пропавших)

    Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим - это то, что должен знать каждый. Дело в том, что население имеет свои права, обязанности и ответственность. У граждан также есть дееспособность и имущество. Что со всем этим становится, если гражданин пропал без вестей?

    На самом деле все не так однозначно. Фактически гражданин может быть живым и заключать сделки от своего имени. Дееспособность тоже не прекращается. Это значит, что никаких серьезных последствий признание гражданина безвестно отсутствующим не несет. Если человек жив, он способен аннулировать ранее выданное решение суда и вернуть себе свои права.

    Об имуществе пропавших

    Зачастую граждан интересуют вопросы, связанные с наследством и имуществом пропавшего населения. Некоторые полагают, что им можно вступить в наследство и получить часть собственности. Так ли это на самом деле?

    Нет. Подобная возможность не предоставляется, если имело место признание гражданина безвестно отсутствующим. Объявление человека пропавшим без вестей, как уже было сказано, не несет никаких существенных правовых последствий. Но с имуществом происходят некоторые изменения.

    А именно, назначается смотритель, который будет поддерживать ту или иную собственность пропавшего в должном состоянии. На основании статьи 43 ГК РФ лицо будет наделено полномочиями в суде на усмотрение органов опеки.

    Необязательно сразу назначать смотрителя. У органов опеки и попечительства есть всего 12 месяцев для осуществления данной процедуры. О наследстве речи быть не может.

    Последствия при признании умершим

    А вот объявление умершим влечет за собой более серьезные последствия. По закону именно подобная процедура предусматривает определенные правовые изменения.

    Если гражданина признали умершим, то фактически суд и ЗАГС подтверждают, что человек погиб. Отсюда следует, что дееспособность гражданина утрачивается, все его права тоже теряют законное основание.

    Если точнее, то можно отметить следующие последствия:

    • прекращение брака;
    • расторжение трудового договора;
    • прекращаются все личные обязательства;
    • открывается наследство.

    Получается, что признание гражданина безвестно отсутствующим - это шаг, который предшествует объявлению умершим. В правовом смысле никаких серьезных последствий у первой процедуры нет.

    Тонкости и нюансы

    Следует обратить внимание на некоторые особенности изучаемых поцедур. Понятны последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и умершим. Тем не менее на практике все труднее, чем кажется.

    Например, следует учесть, что брак с гражданином, которого официально признали пропавшим без вести, прекращается. Но одновременно с этим можно восстановить его. Такое возможно по заявлению гражданина, который внезапно объявился.

    Иными словами, пропавший человек способен вернуть себе все права и имущество. Об этом факте необходимо помнить всем наследникам и близким людям.

    Решение суда о признании гражданина без вести пропавшим отменяется и теряет законные основания с тех пор, как о местонахождении лица стало что-либо известно. Либо если человек сам сообщил о том, где он находится.

    Итоги

    Отныне понятно, как проводится признание гражданина безвестно отсутствующим, а также последствия подобной процедуры. Иногда на практике встречается объявление умершим. Об этом процессе тоже все известно.

    На самом деле нет ничего особенного в понимании изучаемых процедур. Рекомендуется изначально признавать пропавших отсутствующими без вестей, а затем уже задумываться над судебным признанием умершими. Подобное решение поможет избежать многих проблем.

    На практике обычно признание безвестно отсутствующим - это действие, которое предпринимается наследниками и близкими людьми гражданина перед тем, как признать его смерть. Вероятность того, что человек после 3 лет отсутствия решит объявиться, крайне мала.