Привет студент. Система управления рсчс, координационные органы управления рсчс, назначение, где создаются Фп рсчс расшифровка

0

1. Организационная структура РСЧС

В 1992 году функции по защите населения и территорий России между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Гражданской обороной (ГО) были поделены, РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО - в военное время.

При этом в мирное время силы и средства Гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

В феврале 1994 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», который стал законодательной основой РСЧС. В роли ее управляющего и организующего центра выступило Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Окончательно Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС была организована МЧС России в ноябре 1995 года.

Система РСЧС структурно состоит из следующих подсистем:

Функциональных (создаются федеральными органами власти),

Ведомственных.

РСЧС имеет пять уровней:

Федеральный,

Региональный,

Территориальный,

Местный,

Объектовый.

Каждый уровень РСЧС имеет:

о координирующие органы,

Органы управления,

Силы и средства РСЧС,

Системы связи и оповещения,

Резервы финансовых и материальных ресурсов.

2. Основные задачи РСЧС

Основными задачами РСЧС являются:

Проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации - защита жизни, здоровья людей, ценностей и окружающей среды;

Формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории;

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций;

Создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

Выполнение мероприятий Гражданской обороны (ГО);

Оказание гуманитарной помощи и др.

При этом координирующими органами РСЧС являются:

На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

На местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материальнотехнической базы).

Органами повседневного управления РСЧС являются:

Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определенным Президентом РФ.

3. Режимы функционирования РСЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливаются режимы функционирования РСЧС.

При этом режим повседневной деятельности включает:

Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных (иди сельскохозяйственных) объектов и отраслей экономики в ЧС;

Совершенствование подготовки органов управления по делам ГО, ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам - защиты и действиям при ЧС;

Создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

Осуществление целевых видов страхования.

Режим повышенной готовности предусматривает:

Принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование, при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработку предложений по ее нормализации;

Усиление дежурно-диспетчерской службы;

Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

Принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

Приведение в состояние повышенной готовности сил и средств, уточнение планов и действий. Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) включает:

Организацию защиты населения;

Выдвижение оперативных групп в район ЧС;

Организацию ликвидации ЧС;

Определение границ зоны ЧС;

Организацию работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

4. Силы и средства РСЧС; организация ликвидации последствий ЧС Для ликвидации ЧС создаются специальные фонды и материальные резервы.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС (КЧС).

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС.

Она может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС. Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарноэпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности. Вторая - для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).

В настоящее время намечен ряд мероприятий направленных на укрепление служб МЧС.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

На федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ), Комиссия создаётся из представителей всех министерств, Государственных служб, комитетов, корпораций федерального уровня. Она работает непосредственно при Правительстве России. В федеральных органах исполнительной власти и уполномоченных организациях, имеющих функциональные подсистемы РСЧС – комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ. Они создаются в каждом федеральном министерстве, Государственном комитете, службе, корпорации, акционерном обществе и других структурах всех форм собственности. Эти комиссии работают под руководством непосредственно Министра (Первого заместителя Министра), руководителя ведомства (структуры).

На межрегиональном уровне функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе. Непосредственно вопросами практической деятельности по координации действий территориальных и функциональных подсистем РСЧС субъектов РФ федерального округа занимается региональный центр ГО и ЧС (РЦ ГО и ЧС).

На региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта РФ.

На муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования)- комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КПЧС и ОПБ), работающие при органах исполнительной власти местного самоуправления (района, города, района в городе).



Комиссии носят коллегиальный характер, формируются из представителей органов власти, ведомств, организаций и учреждений, участвующих в мероприятиях защиты населения и территорий.

Комиссии работают с периодичностью, устанавливаемой руководителями территорий, а в случае угрозы или возникновения ЧС – постоянно. Председателями комиссий являются, как правило, руководители органов исполнительной власти или их заместители.

На объектовом уровне - создаются объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ).

Основные задачи объектовых КЧС и ОПБ:

· руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечение устойчивости функционирования объекта при возникновении чрезвычайных ситуаций;

· организация работ по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля, оповещения и информирования о ЧС на объекте;

· обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией их последствий, а при необходимости и эвакуацией, работающего персонала объекта;

· руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также работающего персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Комиссия формируется из лиц руководящего состава объекта, начальников основных отделов и служб, представителей постоянно действующего органа управления РСЧС, создаваемого на объекте. Председателем комиссии является руководитель объекта (учреждения).

2.
Постоянно действующие органы управления РСЧС -

предназначены для непосредственной организации и осуществления мероприятий защиты населения и территорий страны от современных ЧС, твёрдого и непрерывного управления структурами РСЧС на всех этапах их деятельности.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

на федеральном уровне – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);

на межрегиональном уровне региональные центры по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

на региональном и муниципальном уровнях постоянно действующими управленческими структурами являются главные управления (управления) и отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне функции постоянно действующих органов управления выполняют отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а в некоторых случаях – штабы ГО.


Модуль 14. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.

Лекция 30. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): задачи и структура. Территориальные подсистемы РСЧС. Функциональные подсистемы РСЧС. Уровни управления и состав органов по уровням. Координирующие органы, органы управления по делам ГО и ЧС, органы повседневного управления.

Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Структура ГО в РФ. Задачи ГО, руководство ГО, органы управления ГО, силы ГО, гражданские организации ГО. Структура ГО на промышленном объекте. Планирование мероприятий по гражданской обороне на объектах. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Особенности и организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.

Постановлением правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства РФ № 1113 в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения ЧС, а в случае их возникновения для обеспечения безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и уменьшения материальных потерь, локализации и ликвидации ЧС. Она объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Деятельность РСЧС организуется в соответствии с Конституцией и Федеральными законами РФ, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ее субъектов и Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Вопросы предупреждения и ликвидации ЧС в мирное время (гражданской защиты) относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти РФ и ее субъектов.

      Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций;

Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Непосредственное руководство действиями органов управления и сил РСЧС на всех их уровнях осуществляют начальники гражданской обороны председатели соответствующих комиссий по ЧС через своих штатных заместителей, подчиненные им органы управления ГОЧС и органы управления функциональных подсистем (служб ГО).

1.2. Силы и средства РСЧС .

В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, участвующих, в соответствии с возложенными на них обязанностями, в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС.

Состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня определяется Правительством РФ, а в территориальных подсистемах органами исполнительной власти субъектов РФ.

Силы и средства РСЧС подразделяются на силы:

 наблюдения и контроля;

 предупреждения и ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС осуществляют наблюдение и контроль за деятельностью потенциально опасных объектов, состоянием окружающей природной среды, качеством пищевого сырья и продуктов питания, сохраняют и обрабатывают данные об обстановке, осуществляют ее прогнозирование и информируют органы управления об угрозе ЧС. К ним относятся:

    службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

    формирования Госсанэпиднадзора России;

    ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

    службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России;

    геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделе ния Минатома России;

    учреждения Агентства по мониторингу ЧС;

    учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны (ГО).

Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС выполняют мероприятия по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от них, защите населения и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. В состав этих сил входят:

    войска гражданской обороны;

    поисково-спасательную службу МЧС России;

    военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

    формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

    формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

    военизированные службы Росгидромета по активному воздействию на гидрометеорологические процессы;

    формирования гражданской обороны (ГО) территориального, местного и объектового уровней;

    специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

    аварийно-технические центры Минатома России;

    службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

    восстановительные и пожарные поезда России;

    аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота, Федеральной службы речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.

Из перечисленных сил и средств ликвидации ЧС выделяются аварийно-спасательные формирования , укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности - силы постоянной готовности. Их перечень на федеральном уровне утверждается правительством РФ, на территориальном, местном и объектовом уровнях - соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями организаций.

Силы постоянной готовности в случае возникновения ЧС вне зоны их деятельности могут привлекаться для экстренного реагирования МЧС России и другими органами управления по делам ГО и ЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организация ми. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ.

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Основными задачами сил и средств РСЧС являются:

    осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, своевременное доведение мониторинговой, прогнозной и другой информации до органов управления РСЧС;

    ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС;

    проведение эвакуационных мероприятий при эвакуации населения из зон ЧС в безопасные районы;

    проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению на селения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при ЧС;

    восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;

    поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;

    разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.

1.3. Структура рсчс

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет уровни: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы: комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от ЧС (ГОЧС), а также органы повседневного управления (пункты управления и дежурные службы), силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

1.3.1. Территориальные подсистемы рсчс

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делении этих территорий. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории. Задачи, организационная структура, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и согласованными с региональными центрами МЧС России.

К федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования тер ритории России по семи регионам:

Центральный (г. Москва);

Северо-Западный (г. Санкт-Петербург);

Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону);

Приволжский (г. Сама ра);

Уральский (г. Екатеринбург);

Сибирский (г. Красноярск);

Дальневосточный (г. Хабаровск).

Каждый регион охва тывает территории нескольких субъектов РФ.

К территориальному уровню относятся органы исполнитель ной власти, силы и средства субъектов РФ с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях.

Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый - территорию предприятия, учреждения, организации.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

1.5. Режимы функционирования рсчс

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

    режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий;

    режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидро метеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

    режим ЧС  при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Основными мероприятиями , осуществляемыми при функционировании РСЧС являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

Совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

Создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

Осуществление целевых видов страхования;

б) в режиме повышенной готовности:

Принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

Усиление дежурно-диспетчерской службы;

Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС;

в) в режиме ЧС:

Организация защиты населения;

Выдвижение оперативных групп в район ЧС;

Организация ликвидации ЧС;

Определение границ зоны ЧС;

Организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

Тема 3.Единая Государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

А. первый вопрос – теоретический вопрос, оценивающий уровень знаний;

1.Когда была образована Единая Государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?

Ответ: Единая Государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС) была образована постановлением Правительства РФ от 05.11.95.

2. Каково главная цель РСЧС?

Ответ:Главная цельРСЧС - объединение усилий: центральных, региональных органов власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.

3. Каковы основные задачи РСЧС?

Ответ: Разработка и реализация законодательной базы по вопросам защиты населения и территорий от ЧС; Постоянная готовности органов управления, сил и средств, для предупреждения и ликвидации ЧС; Сбор и обработка информации и выдача рекомендаций по защите населения и территорий от ЧС; Постоянная подготовка населения к действиям в условиях ЧС; Прогнозирование и оценка последствий ЧС; Создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС; Осуществление социальной защиты населения, проведение гуманитарных акций; Содействие в реализации прав и обязанностей граждан в области зашиты от ЧС; Международное сотрудничество по вопросам зашиты населения и территорий от ЧС.

4. Что является управляющим и организующим центром РСЧС?

Ответ: Управляющим и организующим центром является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращенно МЧС России).

5. Что является главным руководящим органом РСЧС?

Ответ: главным руководящим органом РСЧС является комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий.

6. Какие существуют уровни РСЧС?

Ответ: Уровни РСЧС: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

7. Чем определяется введения того или иного режима функционирования РСЧС?

Ответ: режимы вводятся в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС.

8. Кто принимает решение о введении соответствующих режимов РСЧС?

Ответ: Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство РФ, МЧС или соответствующие комиссии по ЧС.

Б. второй вопрос – практический вопрос, оценивающий уровень умений;

1. Опишите постулаты, лежащие в основе РСЧС.

Ответ: 1. риск возникновения ЧС исключить невозможно; 2) соблюдать принцип превентивной (опережающей) безопасности;

3) приоритет профилактике; 4) осуществлять комплексный подход при формировании РСЧС;

5) строить систему на правовой основе.

2. Опишите структуру РСЧС.

Ответ: в структуру РСЧС входят:МЧС, Минприроды, МВД, МСХ, МПС, Минздрава, Минтопэнерго, Минтранса, Росгидромета, Рослесхоза России

3. Опишите территориальные К (комиссии)ЧС.

Ответ: В качестве территориальных КЧС выступают штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. Опишите территориальные подсистемы РСЧС.

Ответ:Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ (республиках, краях, областях) для предупреждения и ликвидации ЧС.

5. Опишите функциональные подсистемы РСЧС.

Ответ:Функциональные подсистемы РСЧС организуются в наиболее опасных, с точки зрения возможных ЧС, отраслях экономики(теплоэнергетики, химической и т.д.).

6. Опишите задачи подсистем РСЧС.

Ответ:Задачи подсистем: наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидация ЧС, защита персонала и населения территорий.

7. Опишите структуру уровней РСЧС.

Ответ: Каждый уровень РСЧС имеет: 1) координирующие органы; 2) постоянно действующие органы управления; 3)органы повседневного управления; 4) силы и средства, финансовые и материальные резервы; 5) системы связи и оповещения.

8. Опишите режим повседневной деятельности РСЧС:

Ответ:Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

9. Опишите режим повышенной готовности РСЧС:

Ответ: Режим повышенной готовностивводится при ухудшении обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

10. Опишите режим ЧС РСЧС:

Ответ: Режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении и во время ликвидации ЧС.

11. Опишите мероприятия в случае введения режима ЧС РСЧС.

Ответ: 1) организация защиты населения; 2) выдвижение оперативных групп в район ЧС; 3) определение границ зоны ЧС; 4) организация работ по ликвидации последствий ЧС; 4) организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов жизнеобеспечения населения; 5) непрерывный контроль за состоянием природной среды в районе ЧС, обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.

В. - третий вопрос – практический вопрос, связанный с профессиональной предметной областью;

1. Какова главная цель РСЧС в образовательном пространстве?

Ответ:Главная цель РСЧС - объединение усилий учреждения для предупреждения и ликвидации ЧС.

2. Какие постулаты лежат в основе РСЧС образовательного пространства?

Ответ: а) соблюдать принцип превентивной (опережающей) безопасности;

б) приоритет профилактике; в) осуществлять комплексный подход при формировании структур учреждения; г) строить систему на правовой основе.

3. Основные задачи образовательных учреждений в рамках РСЧС?

Ответ: реализация законодательной базы РСЧС по вопросам защиты в пределах образовательного учреждения; Постоянная подготовка населения к действиям в условиях ЧС; Прогнозирование и оценка последствий ЧС; Осуществление социальной защиты населения, проведение гуманитарных акций; Содействие в реализации прав и обязанностей граждан в области зашиты от ЧС;

Г. четвёртый вопрос – вопрос, требующий выбора правильного ответа не менее чем из 5-ти альтернативных вариантов.

1. Выберите правильный ответ.

Как коротко называется Единая Государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций?

Правильный ответ: В.

2. Выберите правильный ответ.

В каком году была образована РСЧС постановлением Правительства РФ? от 05.11.95.

Правильный ответ: Д.

3. Выберите правильный ответ.

Возможно ли исключить риск возникновения ЧС?

А) невозможно.

Б) возможно.

В) возможно при хорошем экономическом развитии.

Г) возможно при научном прогнозировании.

Д) возможно при соответствующей подготовке населения

Правильный ответ: А.

4. Выберите правильный ответ.

Основные задачи РСЧС:

А) Разработка и реализация законодательной базы по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

Б) Постоянная готовности органов управления, сил и средств, для предупреждения и ликвидации ЧС;

Г) Постоянная подготовка населения к действиям в условиях ЧС; Прогнозирование и оценка последствий ЧС;

Д) Создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС;

Правильный ответ: А,Б,В,Г,Д.

5. Выберите правильный ответ.

Что входит в структуру РСЧС?

А) МВД, МСХ.

Б) МЧС, Минприроды.

В) Минздрава.

Г) Минтранса, Росгидромета, Рослесхоза России.

Д) МПС, Минтопэнерго.

Правильный ответ: А,Б,В,Г,Д.

6. Выберите правильный ответ.

Управляющим и организующим центром РСЧС является:

А) Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Б) МЧС России.

Г) МЗ и СР.

Правильный ответ: А,Б.

7. Выберите правильный ответ.

Главным руководящим органом РСЧС является:

А) комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий.

Б) Правительство РФ.

В) Президент.

Г) Председатель Правительства РФ

Д) Управление ГО.

Правильный ответ:

8. Выберите правильный ответ.

В качестве территориальных КЧС выступают:

А) штабы по делам ГО.

Б) штабы по делам ЧС.

В) штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Г) штабы МЧС.

Д) Военный штаб округа.

Правильный ответ: В.

9. Выберите правильный ответ.

РСЧС состоит из:

А) территориальных объединений.

Б) функциональных объединений.

В) системы и ряда подсистем.

Г) штабов ГО.

Д)территориальных и функциональных подсистем.

Правильный ответ: Д.

10. Выберите правильный ответ.

Задачи подсистем РСЧС:

А) наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах

Б) ликвидация ЧС.

В) защита персонала и населения территорий.

Г) ликвидация ЧС и защита персонала.

Д) наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидация ЧС, защита персонала и населения территорий.

Правильный ответ: А,Б,В,Г,Д.

11. Выберите правильный ответ.

Уровни РСЧС:

А) федеральный.

Б) региональный.

В) территориальный.

Г) местный.

Д) объектовый.

Правильный ответ: А,Б,В,Г,Д.

12. Выберите правильный ответ.

Каждый уровень РСЧС имеет:

А) координирующие органы;

Б) постоянно действующие органы управления;

В) органы повседневного управления;

Г) силы и средства, финансовые и материальные резервы;

Д) системы связи и оповещения.

Правильный ответ: А,Б,В,Г,Д.

13. Выберите правильный ответ.

Мероприятия введения режима ЧС:

А) организация защиты населения;

Б) выдвижение оперативных групп в район ЧС;

В) определение границ зоны ЧС;

Г) организация работ по ликвидации последствий ЧС;

Д) организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов жизнеобеспечения населения

Правильный ответ: А,Б,В,Г,Д.

14. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС создана с целью защиты населения …

а) и территорий от ЧС;

б) от экономической нестабильности;

в) и территории от нападения вероятного противника;

г) и территорий от криминальных ситуаций.

15. Назвать закон, определяющий права и обязанности граждан России в области защиты от ЧС:

а) Федеральный закон «О гражданской обороне»;

б) Федеральный закон «Об обороне»;

в) закон Российской Федерации «О безопасности»;

г) Федеральный закон «О защите населения и территорий от Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

16. Какие пять уровней имеет РСЧС:

а) объектовый, местный, территориальный, региональный, федеральный;

б) производственный, поселковый, территориальный, федеральный;

в) объектовый, местный, районный, региональный, республиканский;

г) районный, поселковый, городской, объектовый, федеральный.

1. Состоянием отечественной экономики, определяются…

а) угрозы национальной безопасности страны;

г) уровень боевой готовности ВС РФ, политических и экономических отношений федеральной и региональной власти.

2. Ростом организованной преступности и криминализацией государственных и общественных отношений определяются…

а) уровень боевой готовности ВС РФ, политических и экономических отношений федеральной и региональной власти.

б) угрозы национальной безопасности страны;

в) слабость политического руководства страны, рост уголовной преступности и обнищание широких слоев населения;

г) политическое противостояние, широкомасштабная коррупция и военная напряженность.

3. Обострением межнациональных и осложнением международных отношений определяются…

а) слабость политического руководства страны, рост уголовной преступности и обнищание широких слоев населения;

б) политическое противостояние, широкомасштабная коррупция и военная напряженность;

в) уровень боевой готовности ВС РФ, политических и экономических отношений федеральной и региональной власти;

г) угрозы национальной безопасности страны;

д) угрозы национальной безопасности страны;

4. Совокупность сбалансированности интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной и других сферах называется …

а) государственный суверенитет;

б) политическая стабильность;

в) национальные интересы государства;

г) основами демократии.

5. Уровень развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества и государства характеризует _________ безопасность страны.

а) военную,

б) политическую;

в) экономическую;

г) информационную.

6. Обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут быть в 21 веке, при рациональных затратах на национальную оборону определяют …

а) политическую безопасность России;

б) промышленную безопасность России;

в) экономическую безопасность России;

г) военную безопасность России.

7. Согласно Концепции национальной безопасности к интересам общества относят …

а) право на труд;

б) независимость;

в) упрочение демократии;

г) суверенитет и территориальная целостность России.

8. Соблюдение законности, поддержание баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность по обеспечению безопасности, интеграции с международными системами безопасности, является …

а) основными объектами обеспечения национальной безопасности;

б) основными принципами обеспечения национальной безопасности;

в) основными субъектами обеспечения национальной безопасности;

г) основными определениями национальной безопасности.

1. К угрозам национальной безопасности России не относится

а) частная собственность на землю;

б) дезорганизация национальной экономики;

в) продовольственная уязвимость;

г) экономическая блокада.

2. К угрозам национальной безопасности России относят:

а) обеспечение продовольствием населения;

б) информационная опасность;

в) повышение роли этноса в стране;

3. К угрозам национальной безопасности России относят:

а) повышение роли религиозных концессий;

б) повышение роли этноса в стране;

в) демографическая безопасность;

г) развитие культуры населения.

4. Согласно Концепции национальной безопасности к угрозам национальной безопасности внутри страны относят …

а) возрастание масштаба терроризма и организованной преступности, изменение форм собственности;

б) возникновение конфликтов вблизи государственной границы;

в) притязания на территорию России;

г) укрепление внутриполитических блоков и союзов, расширение НАТО на восток.

5. Согласно Концепции национальной безопасности к угрозам национальной безопасности в международной сфере относят …

а) резкое сокращение рождаемости и продолжительности в стране;

б) притязания на территорию России;

в) рост бедности и безработицы;

г) ввоз наркотических веществ в Россию.

1. Экономические и социальные угрозы, относятся к …

а) угрозам внутренней безопасности страны;

б) угрозам международной безопасности страны;

в) политической изоляции;

г) экономической изоляции.

2. Международный терроризм относится к …

а) политической изоляции;

б) экономической изоляции;

в) угрозам внутренней безопасности страны;

г) угрозам международной безопасности страны.

3. Транснациональная организованная преступность относится к …

а) угрозам международной безопасности страны.

б) угрозам внутренней безопасности страны;

в) политической изоляции;

г) экономической изоляции.

1. Президент Российской Федерации, правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ являются …

а) законодательными органами РФ;

б) субъектами обеспечения национальной безопасности РФ;

в) объектами обеспечения национальной безопасности РФ;

г) судебными органами РФ.

2. Защита культурного наследия, исторических традиций, сохранение культурного достояния народов РФ, определяется как …

а) повышение уровня политического и экономического руководства ветвей федеральной и региональной власти;

б) сохранение национальной целостности РФ;

в) сохранение политической и экономической независимости;

г) обеспечение национальной безопасности РФ.

3. Формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения определяется как …

а) сохранение политической и экономической независимости;

б) обеспечение национальной безопасности РФ.

в) повышение уровня политического и экономического руководства ветвей федеральной и региональной власти;

г) сохранение национальной целостности РФ.

4. Основными субъектами Национальной Безопасности являются …

а) Президент и его помощники;

б) органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

в) Премьер-министр Правительства РФ и его помощники;

г) «силовые» министры Правительства РФ.

5. Основные ориентиры по целям, задачам, принципам и основным направлениям обеспечения информационной безопасности РФ изложены …

а) в Гражданском кодексе РФ;

б) в Конституции РФ;

в) в Доктрине информационной безопасности РФ;

г) в Законе «О печати».

Единая государственная система предупреждения и ликвидации решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций , и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирое время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС:
  • Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения
  • Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях
  • Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
  • Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС
  • Надзор и контроль в сфере защиты населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций
  • Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий
  • Ликвидация ЧС

Организационная структура РСЧС

РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
  • федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
  • региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
  • территориальный — территорию ;
  • местный — территорию района (города, населенного пункта);
  • объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.

В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.

Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:
  • координирующие органы;
  • органы управления по делам и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
  • органы повседневного управления;
  • силы и средства;
  • резервы финансовых и материальных ресурсов;
  • системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).

Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).

Региональный состав РСЧС включает регионы:
  • Центральный (Москва)
  • Северо-западный (Санкт-Петербург)
  • Южный (Ростов-на-Дону)
  • Приволжско-Уральский (Екатеринбург)
  • Сибирский (Красноярск)
  • Дальневосточный (Хараровск)

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:

  • режим повседневной деятельности
  • режим повышенной готовности
  • режим чрезвычайной ситуации.

Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и характера.

Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области .

Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Проблема обеспечения гарантий безопасности населения Москвы имеет особую значимость. В городе находится 80 химически опасных объектов, 20 радиационно опасных объектов, более 60 пожаро- и взрывоопасных объектов. Для решения вопросов защиты населения и территорий Москвы в 1997 г. была создана Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС), а также принят закон Москвы “О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер”.

МГСЧС является составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоит из территориальных и объектовых звеньев и осуществляет свою деятельность на четырех уровнях: городском, административном, районном и объектовом.

МГСЧС решает задачи по защите населения и территориям не только в мирное время, но и в случае военных действий или вследствие военных действий.

Эта функция возложена на гражданскую оборону Москвы, которая является составной частью Российской Федерации.