Презентация "греческие колонии на берегах средиземного и черного морей. Греческие колонии на берегах средиземного и черного морей

МОУ «Ивановская СОШ» Разработка урока по истории в 5 классе на тему: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей». Подготовила: Жертунова Е. Н., учитель истории. Тема: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей». Цель: освоение учащимися комплекса знаний о греческой колонизации. Задачи: познакомить учащихся с причинами, основными направлениями греческой колонизации, устройством жизни в колониях, отношениями между жителями колоний и их соседями; развивать навыки работы с исторической картой, анализировать содержание рисунков, извлекать знания из различных исторических источников; развивать творческие способности учащихся, формировать интерес к самостоятельной поисковой деятельности; воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса и уважения к истории. Оборудование: схемы – «Причины греческой колонизации», «Что дала колонизация грекам»; учебник «История древнего мира» для 5 кл. А.А.Вигасин, Г.И.Годер; карта «Древняя Греция»; рабочая тетрадь на печатной основе, Г.И.Годер, выпуск 2; карточки с заданиями. План: 1. 2. 3. 4. Причины греческой колонизации. Местоположение греческих колоний. Греки в северном Причерноморье. Значение греческой колонизации Ход урока I. Организационный момент. Эмоциональный настрой детей. ― Прежде, чем начать урок, я хочу вам рассказать одну историю. На фронтоне одного древнегреческого храма был начертан девиз: «Познай самого себя». Авторами этих строк были 7 мудрецов древности. Что же они хотели сказать? В то время знание о себе считалось вершиной, к которой нужно стремиться, подняться, чтобы узнать свои возможности. Вот вы, ребята, знаете, что умеете, какими знаниями обладаете. Приходя каждый день на урок, вы узнаете что-то новое, неизведанное. А, узнав, становитесь на ступеньку выше, чем были до этого. И так изо дня в день поднимаетесь все выше и выше к той вершине, о которой писали древние мудрецы. Я желаю, чтобы к концу нашего урока вы смогли подняться еще на одну ступеньку выше той, на которой вы сейчас стоите. Что ж в добрый путь! II. Вводная часть урока. – Значительное место в воссоздании жизни людей в далеком прошлом принадлежит ареологии. Проводя раскопки на берегах Черного и Средиземного морей, археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храмов, кварталов жилых домов, изделия греческих ремесленников, надписи на камнях, высеченные на греческом языке, афинские монеты. Вопрос: Как предметы греческого цикла могли попасть на берега Черного и Средиземного морей? На этот вопрос мы с вами постараемся ответить в течение урока. ― Для этого, я предлагаю совершить путешествие на машине времени в Древний мир. Итак, отправляемся в Древнюю Грецию. - Где расположена Древняя Греция? Назвать и показать моря, которые её омывают. Работа с контурной картой - рабочая тетрадь на печатной основе, задание № 26. (учащиеся подписывают названия полуострова, морей). ― Машина времени, на которой мы собираемся совершить путешествие, не может отправиться в путь до тех пор, пока в нее не будут вложены знания. Фронтальный опрос. Вопросы классу: - Кому принадлежала власть в Афинах в VII веке до н.э.? - Что такое долговое рабство? - Какие реформы были проведены Солоном? - В каком городе существовал «детский способ» голосования и что это значит? - Что означают слова: «Иль со щитом, иль на щите». В это время 5 учащихся выполняют задания в рабочей тетради на печатной основе - № 24 (1,4,5) и на карточках: 1. Карточка с понятиями: демос, илот, полис, демократия, лаконичная речь. 2. Текст. Найдите ошибки в тексте: За соблюдением всех правил в Спарте следили цари, которых выбирали на Народном собрании. Голосование происходило путём поднятия рук. Царям подчинялся Совет старейшин, в который входили мужчины не моложе 50 лет, выбиравшиеся на 10 лет. В Совет старейшин могли входить и женщины – матери самых храбрых воинов. 3. № 24 – 1. 4. № 24 – 4. 5. № 24 – 5. Проверка заданий. III. Изучение нового материала. 1) Причины греческой колонизации. ― Молодцы! Машина времени заработала, и все отправляются на ней в Древнюю Грецию VIII-VI вв. до н.э. - В это время в Греции возникали города - государства. Население быстро росло. Именно в это же время тысячи греков уезжали за море, переселяясь в другие страны. Проблемное задание: что толкало людей на переселение, заставляло бросать родные дома и переселяться в неведомые страны. Перед учащимися «проходят четверо греков», выслушав которых дети делают вывод о причинах их переселения. Сценка (4 ученика). 1. Я, бедный крестьянин. В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Мой маленький участок земли находится высоко в горах, ведь земли в долине захватила знать. А в горах почва каменистая. Сколько не работай, а урожай маленький. Часто приходится голодать. Может, на чужбине мне посчастливиться найти участок плодородной земли и зажить обеспеченно. - А с тобой что произошло? Что-то вид у тебя неважный. 2. Я, бедняк. В своём городе я участвовал в восстании против знати. Но силы были неравные, знать одолела простой народ. Чтобы спасти свою жизнь мне пришлось спасаться бегством, покинуть свой дом и искать лучшую долю на чужбине. - А ты кто такой? Не похоже, чтобы голод и долги гнали тебя из дома. 3. А я - торговец. У меня много разного товара: расписные вазы, виноградное вино, оливковое масло. Мне рассказали, что в заморских странах их охотно меняют на пшеницу, мёд, шкуры животных. Я поплыву с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может она обогатит меня. - Кто ты? По твоему виду и одежде - ты принадлежишь к знати. Что заставляет тебя покинуть Родину? 4. Вы не ошиблись. Я происхожу из знатного и богатого рода. Я был правителем в своём городе. Но теперь вынужден бежать, бросить дом полный богатства. Преданный слуга сообщил мне, что в нашем городе вспыхнуло восстание демоса, многие знатные люди были убиты. Эта страшная весть застала меня врасплох, но мне удалось спастись. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял». В ходе разбора созданных образов, учащиеся отвечают на вопрос: Кто и по каким причинам покидает Грецию. Работа со схемой «Причины греческой колонизации» (приложение № 1). ― Мы с вами уже знакомились с процессом образования поселений за пределами государства. - Поселение, основанное за пределами государства, называется … - Какое древнее государство основывало колонии? - Процесс образования колоний называется колонизацией. 2) Местоположение греческих колоний. ― Как у всех путешественников у вас есть карты. - Какую территорию заселяли греки до начала колонизации? ― Предположите куда и почему могли отправиться греки? Работа с картой «Образование греческих колоний в VIII-VI вв. до н.э.» (учебник, стр. 146): - Каким условным знаком обозначены греческие колонии на карте? - По каким основным направлениям проходила греческая колонизация? (указать направление колонизации и назвать колонии). (ответы учащихся) Вывод: Исследовав карту, выявили, что греки основали колонии на берегах Черного и Средиземного морей. Афинский философ Сократ шутливо утверждал: «Греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота». ― В основном переселение носило организованный характер. Власти полиса устраивали разведывательные экспедиции, назначали ответственных за организацию отъезда и основание колонии, т.е. управляли всем процессом колонизации.  Рассказ жителя Греции о путешествии - сообщение учащегося.  Рассказ переселенца об устройстве на новом месте - сообщение учащегося. Вопросы: 1. Какие условия обязательны при выборе места для колонии? 2. Предположите, как греки могли называть местных жителей, какие между ними складывались отношения? 3. Что привозили греческие купцы в колонии? 4. На что меняли свои товары греческие купцы? (ответить на последние два вопроса поможет с. 146 учебника) Рассмотреть иллюстрацию на стр. 145 - «Греческая колония на северных берегах Черного моря». Описать ее. 3) Греки в северном Причерноморье а) Греки и скифы. Одной из известных колоний северного Причерноморья была Ольвия, в степях по соседству с Ольвией обитали многочисленные племена скифов. Существует легенда о скифском царе Скиле, которая показывает, что в VIII-VI вв. до н. э. происходит начало проникновения греческой культуры в другие культуры. Греческая культура была более современной – у греков была хорошо развита архитектура, театр, литература, спорт, искусство. Здесь было то, что не было у скифов. Поэтому царь Скил был покорен красотой дворцов, мраморных статуй, музыкой. Он сумел оценить культуру греков, а его соплеменники сочли это за предательство. Рассмотреть рисунок учебника – с. 147 (одежда греков) Работа с историческим документом (задание 1 – приложение 2). Взаимоотношения Ольвии и Милета. Вопрос: Изменилась ли жизнь греков, переехавших в колонии? ― Греки осваивали морское побережье, не проникая далеко в глубь территории. Колония представляла собой город-государство - полис. В каждом полисе были свои правительства, законы, отряды воинов, чеканилась собственная монета. Но, несмотря на отъезд с Родины, колонисты поддерживали с греками постоянную связь. Родной город они называли метрополией – городом-матерью. Прибытие корабля из Греции считалось настоящим праздником. Сигнальный колокол извещал о прибытии корабля. Хотя греки расселились на огромной территории, они по-прежнему считали себя единым народом – эллинами, а родную страну Элладой. Их объединяла общая культура, язык, традиции, обычаи, религия. Задание: Найдите на карте греческую колонию, которая располагалась на территории современной России (Ростовская область). (Танаис – на берегу Азовского моря, недалеко от впадения в него реки Дон). Рисунок с. 148 учебника. - Кто изображён на рельефе? Ответ аргументируйте. ― Завершая свое путешествие, мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: Как греческие изделия могли попасть на берега Черного и Средиземного морей? (ответы учащихся) 4. Значение греческой колонизации. ― Что же дала колонизация грекам. Работа со схемой – приложение №3. IV. Закрепление. 1. Ответить «да» - «нет». 1. Колонии греков возникали на побережьях Балтийского и Белого морей. 2. Колонии греков возникли на побережьях Средиземного и Черного морей. 3. Греческие города ссылали в колонии людей для отбывания наказания за совершенные ими преступления. 4. Греки переселялись в колонии, спасаясь от голода и долгового рабства. 5. Греки-колонисты и местные жители всегда воевали. 6. Греки-колонисты и местные жители старались вести взаимовыгодную торговлю. 7. Колонии строились близ моря, в местах с чистой питьевой водой и плодородной почвой. 2. Исправьте фактические ошибки в тексте. В VIII – VI вв. до нашей эры греки основали десятки поселений на берегах Средиземного и Чёрного морей. Главной причиной, заставлявшей греков переселяться в чужие края, было стремление подчинить себе другие народы. Они всегда стремились занять удобные места для поселений, поэтому свои колонии греки создавали подальше от моря. С местными жителями греки только воевали. У поселений, как в Спарте, не было защитных стен. 3. Выполнить задание № 25 в рабочей тетради на печатной основе. V. Подведение итогов. VI . Домашнее задание: § 32, № 26 (р.т.), вопр. № 4 - с. 149 (для любознательных). Приложение № 1. Причины греческой колонизации Малоземелье, голод Развитие торговли Борьба демоса и знати Приложение №2. Колонизация Расширила знания древних греков. Они встретились со множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии и культуре. Способствовала развитию хозяйства, торговли, мореплавания. Росли и богатели новые города. Заставила греков осознать себя единым народом. Греки стали называть себя эллинами, а свою страну Элладой. Другие народы они называли варварами.

Урок № 2

Тема: Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: учебник А А Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» 5 класс, общеобразовательных учреждений, М: Просвещение 2004 год; историческая карта «Древняя Греция»; раздаточный материал; мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Основные понятия: колония, Эллада, эллины.

Ход урока:

Методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

2 мин.

15 мин.

Вопрос классу

Фронтальный опрос с места.

Работа с картой.

И ндивидуальный опрос у доски .

И ндивидуальный опрос.

20 мин.

Слайд №1

Если затруднились.

Стр.72, п3.

Слайд №2

Слайд №3

Дополнительно: стр. 144 – 145 п.1 уч.

Слайд №4

Работа с текстом учебника.

Слайд №5

Учащиеся работают с картой.

Слайд №6

Слайд №7

Стр. 146 уч.

Слайд №8

Читаем II фрагмент источника.

Доп. стр.145 п.2 уч.

Слайд №9

3 мин.

I Орг.момент

Приветствую учащихся и проверяю готовность к уроку.

II Проверка домашнего задания

Ребята к ак вы думаете, где мог произойти такой разговор отца с сыном: «Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы. Надо бы выдрать тебя за то, что дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только тебе, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!»

Хорошо. Почему в Спарте, как вы это определили?

Где располагалась Спарта?

Как назывался полуостров?

Области завоеванные дорийцами?

Каким был состав населения Спарты? На какие группы делилось? Чем о тличалось положение спартанцев, илотов и периэков ?

Каким было управление в Спарте?

Карточки с текст ом , в котором необходимо исправить ошибки.

«Спартой управляли цари, которых выбирали на народном собрании. Голосование происходило путем поднятия рук. Царям подчинялся Совет старейшин, в который входили мужчины не моложе 50 лет, выбиравшиеся на 10 лет. В Совет старейшин могли входить и женщины – матери самых храбрых воинов».

Как воспитывали юношей спартанцев?

Какую цель преследовало такое воспитание?

Кроссворд.

    Основное занятие спартанцев. Что воспитывали с детства и чему посвящали всю жизнь.

    Как спартанцы начали называть покоренное население?

    Неполноправные жители Древней Спарты, занимающиеся ремеслом и торговлей.

    Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы, такая речь называлась…

    Название полуострова куда вторглись завоеватели дорийцы?

    Один из самых крупных греческих полисов располагающийся в Южной Греции?

III Изучение нового материала

План: 1. Причины переселения греков в другие страны.

    В каких местах греки основывали колонии.

Тема нашего сегодняшнего урока «Греческая колонизация».

Вспомните что такое колония? Где мы встречались с этим понятием?

Подумайте на ваш взгляд, что нам предстоит сегодня выяснить?

Наша цель ответить на эти вопросы. В конце мы к ним вернемся.

Итак, что же заставляло греков покидать свою Родину и основывать колонии? Чтобы ответить на этот вопрос мы обратимся к историческому источнику.

После обсуждения учитель подводит итог.

Причины создания колоний: - угроза голода;

Долговое рабство;

Малоземелье;

Борьба между демосом и аристократами;

Развитие торговли.

Читают отвечают на вопрос: кто и по каким причинам покидал Грецию?

Каковы направления греческой колонизации?

Обратите внимание, как на карте обозначены колонии. Направление греч. колонизации: Северное Причерноморье, Малая Азия, Северная Африка, Южные Апеннины, Северо-Западное Средиземноморье.

Что ввозили и что вывозили греки из колоний?

Какие места выбирали греки для основания колоний?

Обращаю внимание учеников на иллюстрацию ( стр. 145 учебника ) .

По каким признакам вы определили, что это колония, а не полис на Балканском полуострове?

Что доказывает, что перед нами греческая колония?

IV. Закрепление полученных знаний

Возвращаю детей к вопросам, поставленным в начале урока.

V. Домашнее задание : § 32. Пункт 3 параграфа дается для самостоятельного чтения.

Отвечают: такой разговор мог произойти в Спарте.

Упоминание об илотах; «воруй но не попадайся»

На юге Греции;

Пелопоннес;

Лакония и Мессения.

(2ой ученик проверяет, исправляет ошибки).

См. приложение №1

Ученики находят ошибки устно их исправляют, объясняют.

См. Прил. №2

Отвечают на вопросы вписывают ответ по цепочке.

Война, илоты, периэки, лаконичной, Пелопоннес, Спарта.

Записывают тему в тетрадь.

К.-поселения основанные древними народами в чужих землях.

Высказывают предположения .

Называя ответы, подтверждают цитатами из источника.

См.Приложение №3

кружком; стрелочками.

Заполняют таблицу. См. приложение №4

Колонии могли возникнуть только на побережье с удобными бухтами, в которые могли причалить корабли, с хорошими плодородными землями, на которых можно было выращивать пшеницу, с источниками пресной воды (например, в устье реки).

Отвечают на вопросы .

Вывод:

Слайд № 10

Сегодня на уроке мы с вами узнали, что в VIII–VI веке до н.э. греки основали множество колоний. Но где бы они ни жили, они говорили на одном языке, пользовались одними и теми же буквами, поклонялись олимпийским богам. Сами себя греки называли эллинами, а Грецию – Элладой.


Великая греческая колонизация масштабное расселение древних греков по берегам Средиземного и Чёрного морей на протяжении трёх веков с середины VIII века до н. э. СредиземногоЧёрного морейVIII века до н. э. Дорийцы Дорийцы и ионийцы распространяются по северному побережью Средиземного моря, далее они оказываются и в Чёрном море. Как писал Сократ, «греки расселились по берегам моря как широкая кайма на варварском плаще».ионийцы Сократ


Однако греки не занимались открытием новых земель, а следовали уже проторенными путями финикийцев, вытесняя предшественников. Кроме того, они не исследовали новые земли вглубь, ограничивая своё присутствие побережьями.финикийцев Существовавшее в крито-микенский период политическое единство Греции не было восстановлено. Множество полисов, контролирующих свои территории, имело самые разнообразные способы управления: тирания, олигархия, демократия и демократия.крито-микенский периодполисовтиранияолигархиядемократиядемократия


ПОЧЕМУ ВЫВОДИЛИСЬ КОЛОНИИ? Колонии выводились прежде всего из-за нехватки земли в полисах континентальной Греции. В свою очередь, это было связано как с растущим населением полиса, так и с существованием законов, запрещавших дробление земельной собственности между несколькими наследниками


Организацией выведения колонии занимался выбранный человек ойкист. При основании колонии из метрополии перевозился огонь священного очага и изображения местных богов . Жители колоний всегда сохраняли тесные связи с метрополией, вплоть до оказания помощи при необходимости. Несмотря на это, колонии изначально выводились как самостоятельные полисы , поэтому при столкновении интересов метрополии и колонии оба полиса могли перейти от мирных дружественных и братских отношений к открытым конфликтам друг с другом, как например случилось между Коринфом и Керкиройметрополии Коринфом Керкирой Большинство колонистов составляли, как правило, обедневшие и малоземельные граждане, младшие сыновья семейств, побеждённые на политической арене, а также жители других полисов. Колонисты, участвовавшие в выведении новой колонии, должны были автоматически получить землю для обработки и гражданство в новом полисе


Создание многочисленных колоний содействовало развитию торговли, вплоть до того, что некоторые колонии специально выводились для обеспечения стратегического господства метрополии в данном районе. Колонии экспортировали в континентальные полисы зерно (прежде всего из Великой Греции и Причерноморья) и медь (Кипр), в меньшей степени вино, то есть в основном это было сырьё. В свою очередь, в колонии экспортировались железо и изделия из него, а также шерстяные ткани, керамику и другие ремесленные товары. Первое время в торговле внутри греческих колоний лидировала Эгина, жители которой были умелыми мореходами, но вскоре её потеснили Коринф и Халкида, обладавшие, в отличие от Эгины, большим числом колоний. Лишь после них первенство в морской торговле захватили Афины.Эгина КоринфХалкида Афины

И карийцев из мест их торговли. Несомненно, еще в глубокой древности сидонские корабли с матросами, собранными с разных частей малоазийского приморья и соседних островов, уже плавали через Геллеспонт (Дарданеллы), основывали поселения на том маленьком море, которое называется теперь Мраморным, и вели прибыльную торговлю с дикими туземцами. Достоверно и то, что индийские и ассирийские товары провозились через Армению на южный берег Черного моря и что там были рынки для торговли ими. Но когда проникли на берега Черного моря греки, торговля там стала деятельнее и поселения их стали распространять культуру между варварским туземным населением.

Греческие колонии. Карта

Греческие колонии южного берега Чёрного моря

Еще в начале VIII века, около 785 (756?) года до Р. X., милетские мореплаватели основали колонию на полуострове, вдающемся в Черное море на южном его берегу, неподалеку от устья реки Галиса. Очень может быть, что здесь до этого уже была ассирийская фактория, и что милетские торговцы приобрели ее покупкою или вообще какою-нибудь полюбовною сделкою. Как бы то ни было, но милетцы основали на полуострове подле мыса Сирия город Синоп; полуостров образовал и с западной и с восточной стороны хорошие гавани; а перешеек, соединявший его на юге с материком, был так узок, что легко было перегородить это место стеною, и она обеспечила колонию от набегов. Положение колонии Синоп было чрезвычайно удобно для торговли, и сама по себе местность была богатая: у берегов было много рыбы; при мягкости климата, превосходно росло оливковое дерево; соседние горы, покрытые густыми лесами, были богаты железом, а жившие дальше в горах воинственные туземцы приводили в город на продажу много пленных.

И вообще в той части южного берега Чёрного моря географические условия были выгодными. Потому через тридцать лет после возникновения Синопа была основана дальше на восток, в богатой железом стране халибов, и другая греческая колония, Трапезунт (около 756, по другим данным – около 700 до Р. Х.). Одновременно с нею была основана на южном берегу Пропонтиды (Мраморного моря) для охранения черноморской торговли колония Кизик. Она была построена на круглом полуострове, который соединялся с материком лишь узким перешейком; впоследствии, через перешеек прокопали ров, и полуостров стал островом. Туземцы были покорены греками и возделывали нивы и виноградники своих господ, но не были обращены в рабство, а находились в состоянии, подобном крепостному.

Греческие переселенцы из Кизика основали (около 700 г.) колонию на Проконнесе, одном из тех островов Пропонтиды, которые теперь называются Мраморными и по которым сама она называется Мраморным морем. Около того же времени безопасность прохода через Дарданеллы была упрочена для милетских кораблей построением двух укрепленных портовых городов на этом проливе – Абидоса и Пария; через несколько десятилетий был построен там третий город, сначала называвшийся Питиуссой («Сосновым городом»), впоследствии Лампсаком. В каппадокийских храмах «Сирийской богини» греки видели служительниц, иеродул, одетых в мужское платье и вооруженных, совершающих шумные обряды и военные танцы; из этого возникли у них легенды о том, что амазонки , с которыми сражались Геракл и Тесей , жили на Фермодоне.

Кроме торговой предприимчивости, милетяне могли основывать свои колонии на севере и по другому мотиву: быть может, их переселенцы удалялись туда от войн, опустошавших запад Малой Азии. На эту мысль наводит дошедший до нас отрывок из военной элегии Каллина Эфесского, жившего около 730 года. Он убеждает греков бесстрашно биться для защиты «детей и молодых жен», обещает вечную славу тем, которые падут в битве. Мы видим из этого, что какие-то сильные враги нападали тогда на малоазийские колонии эллинов . Быть может, это были те скифские племена, треры и киммерийцы, которые не раз опустошали Малую Азию и раскидывали свой окруженный телегами стан на полях по Каистру. Они разрушили Синоп вскоре после того, как он был основан. Милетяне вновь построили эту колонию через 150 лет после разрушения.

Греческие колонии Северного Причерноморья

Греческие колонии южного берега Черного моря быстро богатели. Это ободрило милетян основать поселения на западном и на северном берегах его, у широких устий рек, где много рыбы, и на обширных, удобных для земледелия равнинах. Они построили (между 600 и 560 гг. до Р. Х.) в дельте Дуная колонии Истр, Томы, Одесс; на севере оттуда, в богатом рыбою лимане Днестра – Тирас (нынешний Аккерман). В северном углу Черного моря, где сближаются низовья Буга (Гипаниса) и Днепра (Борисфена), в которых много очень хорошей рыбы, греки среди роскошных нив и лугов основали Ольвию («Город Изобилия»). Они вывозили из этих колоний огромное количество вяленой, рыбы в сирийские и малоазийские города, и черноморская рыба стала там одним из главных видов пищи небогатых людей.

Руины греческой колонии Ольвия

Греческие колонисты перенесли свои легенды и в те далекие страны. Остров, лежащий перед устьями Дуная, стал у них островом Левкой («Белым островом»), на который был перенесен после своей смерти герой Троянской войны Ахилл и где он вел счастливую загробную жизнь. Полоса твердого песку на приморье к югу от Ольвии была, по мнению колонистов, стадией, на которой быстроногий герой занимался гимнастическими играми; и моряки молились ему, чтоб он дал им счастливое плавание. Скалистые берега и дикие нравы населения Таврического (Крымского) полуострова долго казались грекам опасными; но наконец они построили на восточном его берегу колонию Феодосию, а у входа в Меотиду (Азовское море), на таврическом берегу, Пантикапей (Керчь) с крепким акрополем; на другом берегу пролива, называвшегося у них Босфором Киммерийским, на мысе устья Гипаниса (Кубани), они основали колонию Φанагорию. Пантикапей стал одним из центров культа Деметры .

Руины греческой колонии Пантикапея

Отважные моряки, милетяне проникли даже из Чёрного моря в Азовское, которое они считали океаном своей мифологической космографии, – рекою, дающею начало всем водам земли. В устье Дона они основали колонию Танаис. Переселенцы из Танаиса двинулись в глубину страны и для облегчения торговли с кочевниками построили фактории Наварис и Эксополь. Таким образом, греки проникли в страну скифов , безбородых людей с мясистыми лицами и гладкими волосами, детей степи, рыскавших по ней на быстрых конях.

Золотая и серебряная монеты из Пантикапея

Греческие колонисты стали посещать войлочные шатры причерноморских номадов, кочевавших по степям со своими стадами, и покупали у них хлеб, пеньку, шкуры, меха, мед, воск. Вероятно, изумлялись эти «люди, питающиеся молоком», когда приезжали в богатые торговые греческие города Северного Причерноморья выменивать на свои товары посуду, оружие, ткани, наряды и видели великолепные дома, окруженные колоннадами храмы. Сношения с греческими колониями влагали в мысли этих дикарей некоторые начала культуры. Геродот рассказывает (IV, 76), что во времена Солона сын скифского царя, Анахарсис, проникнувшись любознательностью, приехал в Грецию, посетил Афины и заслужил у эллинов славу мудреца; но по возвращении на родину был убит своими соплеменниками, раздраженными его попыткою ввести у них культ матери богов, заимствованный им из Кизика.

Северное Причерноморье в V-II вв. до Р. Х.

Греческие колонии восточного берега Чёрного моря

Наконец милетяне основали поселения и на восточном берегу Черного моря, в стране воинственных племен Кавказа. Они построили там города Фасис и Диоскурию, ставшие рынками товаров внутренней части Азии. Теперь все Черное море было охвачено греческими колониями. Торговля на нем получила очень большое развитие. Колонии деятельно обменивались товарами между собою и с Милетом. В колонии шли большие караваны из дальних стран: в Ольвию и Танаис они везли продукты Урала и Сибири, в Диоскурию металлы Армении, драгоценные камни, жемчуг, шелк, слоновую кость Индии. В середине VI-го века Милет был метрополией 75 или 80 греческих колоний, подобно ему энергичных; а некоторые из них даже превосходили его великолепием и богатством.

§ 1 Почему греки покидали родину

VIII-VI вв. до н.э. ознаменовались в истории Древней Греции периодом Великой колонизации. Жители полисов бросали свои дома и переезжали в новые поселения, построенные по берегам Средиземного и Черного морей. Эпоха греческой колонизации привела к развитию ремесел, расширению торговли, а так же распространению греческой культуры.

В VIII веке до н.э. в Греции наконец-то наступил период мира. Крупные военные походы и внутренние конфликты из-за земель прекратились. Внутри полисов стали развиваться ремесла и торговля. У отдельных городов даже появилась некая специализация, так, Афины славились изделиями гончаров, а Коринф великолепным оружием.

Но этот период благополучия привел к новым сложностям.

Во-первых, росло население, а скудные земельные участки не могли предоставить достаточно пищи.

Во-вторых, развитие ремесла привело к использованию большего количества сырья для производства, запасов которых в самой Греции было недостаточно.

В-третьих, в большинстве городов шла ожесточенная борьба знати с демосом, в результате победы той или иной силы, вождям проигравшей стороны приходилось уезжать из родных мест на чужбину.

Все выше перечисленное привело к процессу, получившему название Великая греческая колонизация.

§ 2 Колонии греков по берегам Средиземного и Черного морей

Первая колония, названная Питекуссы, была построена около 770 г. до н.э. на острове Искья, расположенном недалеко от западного побережья Италии. Затем в течение 300 лет были основаны колонии на Средиземноморском побережье Европы, Африки и Малой Азии, а так же на берегах Черного моря. Колонизация шла в трех направлениях:

1)западное - остров Сицилия, Южная Италия (называемая также Великой Грецией), Галлия и Испания;

2)северо-восточное - Фракия, Малая Азия, побережье Черного моря;

3)южное - северное побережье Африки.

В отличие от финикийских колоний, греческие поселения были мало связаны с метрополией, городом, из которого прибыли переселенцы. Это были самостоятельные государства, поддерживающие лишь экономические отношения с Грецией. Из метрополии доставлялись ремесленные изделия, вино и оливковое масло, которые колонисты использовали сами или обменивали у местных жителей на необходимые им товары. В обратный путь отправляли зерно, скот, рыбу, строительную древесину, слоновью кость и рабов.

Колонии располагались рядом с удобными бухтами или в устье рек, недалеко от моря. Как правило, эти территории уже были заселены местным населением, поэтому колонистам приходилось их задабривать, выменивая земельные участки на необходимые продукты. Жители колоний стремились наладить мирные отношения с местным населением, что удавалось не всегда. Неудивительно, что собираясь построить город, сначала выбранное место обносили стеной, а затем уже строили дома и храм.

§ 3 Греческие колонии на территории скифов (северный берег Черного моря)

С наибольшими сложностями греки столкнулись в Северном Причерноморье. Здесь проживали племена воинственных скифов. Скифы были кочевниками, занимавшиеся скотоводством. Каждый мужчина с рождения приучался сидеть в седле, осваивал воинское искусство. Скифские женщины не уступали в воинском искусстве мужчинам, участвуя вместе с ними в битвах. Современные ученые предполагают, что легенды о женщинах-воительницах - амазонках - появились у греков после встречи со скифами.

В отличие от других племен, вожди которых с удовольствием приобщались к греческой культуре, скифы с неохотой перенимали греческие обычаи. Древнегреческий историк Геродот донес до нас историю скифского царя Скила. Матерь Скила была гречанка, научившая сына греческой грамоте. Царю неприятен был скифский образ жизни, он хотел жить как грек. Нередко он отправлялся в город Ольвия, где облачался в греческие одежды, ходил по городу, совершал жертвоприношения. Затем переодевался в скифскую одежду и покидал город. Такую процедуру царь проделывал несколько раз. Но со временем об этом увлечении Скила узнали скифы. Они подняли восстание и умертвили царя.

Ряд городов, основанных греками в Северном Причерноморье, находится на территории нашей страны. Это знаменитые города Феодосия, Херсонес и Пантикопей(ныне называемый Керчь). Теперь они являются знаменитыми курортами, куда люди приезжают не только отдохнуть, но и насладиться красотами древних построек.

§ 4 Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

1)в VIII-VI вв. до н.э. проходила так называемая Великая греческая колонизация;

2)колонизация была вызвана: перенаселением Греции, развитием ремесла и торговли, а также политической борьбой демоса и аристократии;

3)в результате колонизации греки заселили значительную часть побережья Средиземного и Черного морей;

4)жителям колоний приходилось уживаться с местным населением, наиболее воинственными были скифы.

Список использованной литературы:

  1. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции
  2. Суриков И.Е. Древняя Греция: история и культура – М: 2005.
  3. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – Л., 1981
  4. Геродот. История.

Использованные изображения: