Претензионный порядок подведомственность и подсудность экономических споров. Подсудность хозяйственных споров

Первый шаг на непростом пути судебной защиты прав - поиск ответа на вопрос в какое судебное учреждение обращаться.

Гражданское законодательство предусматривает возможность отстаивания своих интересов в трех судебных инстанциях: государственных судах, гражданском или арбитражном; коммерческом (третейском) суде (см. ст. 11 ГК РФ).

Какой из указанных судов уполномочен законом разрешать экономические споры рассмотрим в этой статье.

Экономические споры

Действующее законодательство не содержит легального определения понятия «экономический спор». Теория права включает в эту категорию разногласия между участниками предпринимательства, которые непосредственно связаны с их деятельностью.

Экономические споры могут возникать из гражданских, административных или других публичных правоотношений.

Подведомственность и подсудность экономических споров

Определение понятий

Компетенция каждого органа, наделенного властными полномочиями, должна быть однозначно и четко определена, только в этом случае можно обеспечить соблюдение принципа законности. Отсутствие разграничения полномочий может привести к конкуренции судебных решений - ситуации, в которой дело может быть рассмотрено двумя судами, а вынесенные решения противоречить друг другу.

Избежать такой ситуации помогают правила определения компетенции судов, установленные процессуальным законодательством. Полномочия судей, то есть право рассматривать спор и принять решение по тому или иному вопросу, определяются через два понятия: «подведомственность» и «подсудность».

Важно! Судебное учреждение принимает исковое заявление к рассмотрению в пределах, установленной законом компетенции. Спор должен быть не только подведомственен суду, но и подсуден.

Подведомственность - относит спор к компетенции суда в системе судебной власти (суды общей юрисдикции, арбитражные суды или коммерческие арбитражные суды).

Подсудность - определяет в какой конкретно суд, функционирующий в той или иной системе судов, необходимо обращаться.

Иными словами, подведомственность определяет каким судом и по каким правилам судопроизводства будет рассматриваться дело (гражданско-процессуальным или арбитражно-процессуальным), а подсудность - где будет происходить судебное разбирательство.

Подведомственность дела определяется по двум критериям:

  1. предмет спорных правоотношений;
  2. участники спора.

Подсудность принято делить на два вида. Родовая - определяет суд какой инстанции (первой, апелляционной или кассационной) должен рассмотреть дело, то есть устанавливает разграничение полномочий по вертикали. Территориальная - распределяет обязанности между судами одной горизонтали.

Направление иска не в надлежащий суд (не по подведомственности) приведет к отказу в его рассмотрении. Конечно, исправить ошибку несложно, достаточно подать исковое заявление в соответствующее судебное учреждение, но потраченное время никто не вернет. В некоторых случаях «просрочка» может привести к невозможности защиты нарушенных интересов.

Важно! Правильное определение компетенции - условие своевременного разрешения спора, восстановления права.

Подведомственность экономических споров

Право рассматривать и выносить решения по экономическим спорам предоставлено арбитражному суду (см. ч. 1 ст. 27, ст. 28 АПК РФ).

Изучая исковое заявление судья, в первую очередь, устанавливает вправе ли арбитражный суд рассматривать дело. Относится ли оно к его компетенции. По содержанию заявления определяется существо спора, его характер, связан ли он с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности. По приложенным к исковому заявлению документам (свидетельства ОГРН, устава, выписок из ЕГРЮЛ) суд устанавливает обладают ли участники специальным правовым статусом субъектов предпринимательской деятельности (государственную регистрацию).

Процессуальный закон относит к компетенции арбитражного суда рассмотрение следующих дел (см. ст.-ст. 27 - 29 АПК РФ):

  • экономические споры между субъектами предпринимательства;
  • дела о признании незаконными НПА, изданных Роспатентом;
  • об оспаривании решений, деятельности властных органов или должностных лиц, если они нарушают предпринимательские интересы заявителя;
  • о привлечении ЮЛ или к административной ответственности (подробнее см. четвертый абзац п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);
  • о взыскании с субъектов предпринимательства санкций и обязательных платежей.

Перечисленные дела разрешаются арбитражем, если стороной спора является ЮЛ или ИП.

Независимо от субъективного состава участников процесса в арбитражном суде принимается решение по спорам (ч. 6. ст. 27 АПК РФ):

  • о несостоятельности (банкротстве);
  • корпоративным спорам;
  • связанным с государственной регистрацией ЮЛ или ИП;
  • о деятельности депозитариев, публично-правовых компаний, компаний и корпораций, учрежденных государством;
  • об интеллектуальных правах;
  • о защите репутации предпринимателей и компаний.

На заметку! Подведомственность дел арбитражному суду определяется по двум критериям: характеру спорных отношений и составу участников. Спор должен быть связан с осуществлением экономической деятельности, а его участники обладать формальным статусом - ЮЛ или ИП. В исключительных случаях, перечисленных в АПК, правовое положение сторон дела не имеет значения.

Подсудность экономических споров

Любой спор предполагает наличие как минимум двух участников. Хорошо, если оба располагаются на территории, юрисдикционно подчиненной одному суду. Но в какой суд обращаться, когда ответчик находится на другом конце страны. Для того чтобы избежать возможных коллизий, процессуальный закон установил нормы разграничения территориальной подсудности, зависящие не только от адреса сторон, но и учитывающие специфику спора.

Важно! Если во время процесса выясниться, что иск предъявлен в ненадлежащий суд, дело будет передано по подсудности, а его рассмотрение начнется с самого начала.

По месту нахождения (жительства)

По общему правилу иск надлежит предъявлять (см. ст. 35 АПК РФ):

  • если ответчик ЮЛ - по месту его нахождения;
  • если ответчик ИП - месту жительства.

Уточнить адрес ответчика можно по сведениям из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Альтернативная подсудность

В отдельных случаях истцу предоставляется возможность отступить от универсального правила и обратиться в суд по месту:

  • нахождения имущества ответчика - если сведения о его адресе отсутствуют или он находится за границей;
  • исполнения договора - если в нем указано место, в котором обязательство должно быть исполнено;
  • нахождения обособленного подразделения ЮЛ - если иск вытекает из его деятельности;
  • причинения убытков - по спорам, связанным со столкновениями судов.

Истец в этих ситуациях самостоятельно выбирает наиболее подходящее ему место рассмотрения спора. Если требования предъявлены к нескольким ответчикам, сторона истца вправе выбрать по месту нахождения которого из них будет предъявлен иск.

Договорная подсудность

Какой суд будет рассматривать спор, можно заранее оговорить в договоре, включив в него арбитражную оговорку. Договориться о месте разрешения спора можно и после подписания договора, главное сделать это до принятия иска к рассмотрению, но в любом случае для изменения подсудности требуется согласие другой стороны.

Исключительная подсудность

  • иски о правах на недвижимость - рассматриваются по месту его нахождения;
  • о правах на суда и летательные аппараты - по месту их регистрации;
  • споры, вытекающие из договоров перевозки - иски к перевозчику предъявляются по месту его нахождения;
  • если ответчиком является арбитражный суд - иск подается в Московский арбитражный суд, а требования к нему рассматривает Тверской арбитраж;
  • по адресу должника рассматриваются споры о банкротстве;
  • юридические факты устанавливаются по месту нахождения заявителя, а в отношении недвижимости - имущества;
  • жаловаться на пристава-исполнителя нужно в суд, на территории которого расположено подразделение ССП.

По связи дел

Встречные иски и самостоятельные требования третьих лиц на предмет спора, независимо от территориальной принадлежности, рассматриваются судом, принявшим первоначальный иск.

Компетенция Суда по интеллектуальным правам

Отдельного разговора заслуживают полномочия специализированного суда, созданного в 2011 году в системе арбитражных судов. К исключительной компетенции СИП, как суда первой инстанции, законом отнесено рассмотрение споров:

Правовое положение сторон, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность или нет, не влияет на изменение подведомственности этих споров. Независимо от адреса ответчика иски по таким делам направляются в СИП, расположенный в Москве.

Заключение

Споры между субъектами предпринимательской деятельности, индивидуальными предпринимателями или организациями, рассматриваются арбитражным судом.

Условиями принятия иска к рассмотрению являются, экономический характер разногласий и наличие у сторон государственной регистрации.

В отдельных случаях правовое положение истца и ответчика не имеет значения.

Патентные споры независимо от состава и места нахождения участников рассматриваются в единственном специализированном суде.

КонсультантПлюс: примечание.

Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции наименование ст. 27 излагается в новой редакции (ФЗ

АПК РФ Статья 27. Подведомственность дел арбитражному суду

КонсультантПлюс: примечание.

Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции в ч. 1 ст. 27 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

КонсультантПлюс: примечание.

Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции в ч. 3 ст. 27 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

КонсультантПлюс: примечание.

Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции в ч. 4 ст. 27 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

КонсультантПлюс: примечание.

Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции в ч. 5 ст. 27 вносятся изменения (ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ). См. будущую редакцию.

5. Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

6. Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

5) по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

1)Признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права

2)Признание оспоримой сделки недействительной

3)Признания недействительными акта гос.органа или органа местного самоуправления

4)Самозащиты права (способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения).

5)Возмещения убытков и взыскания неустойки

6)Компенсации морального вреда Перечисление наиболее общих и часто применяемых способов защиты прав, во-первых, ориентирует участников оборота на выбор наиболее оптимального для них способа защиты прав, во-вторых, препятствует в использовании защитных конструкций не только ошибочных, но и противоречащих гражданскому законодательству, его общим началам и смыслу.

Универсальный способ защиты гражданских прав закрепляет ст. 15 ГК РФ, посвященная возмещению убытков. При этом возмещение убытков по смыслу данной статьи обоснованно рассматривается как форма гражданско-правовой ответственности за неправомерные действия. То же можно сказать о ст. 16 ГК РФ, предусматривающей возмещение убытков лишь за неправомерные действия государственных органов. Однако в современном гражданском обороте существуют случаи, когда закон устанавливает возможность компенсации имущественных потерь, причиненных не правонарушениями, а правомерными действиями (например, изъятие имущества для государственных нужд, правомерный односторонний отказ от договора и т.п.). Для таких случаев механизм возмещения убытков, установленный ст. 15 ГК РФ, не должен применяться. В то же время общих норм, устанавливающих механизм определения размера возмещения в случаях, когда имущественные потери причинены правомерными действиями, ГК РФ не содержит. Эта проблема также требует законодательного решении.

20. Подведомственность и подсудность экономических споров.

Экономический спор – спор, возникающий из гражданских и иных правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных законом, – другими организациями и гражданами. В соответствии с Арбитражно-процессуальным кодексом РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. В ведении арбитражных судов находятся:

1)оспаривание нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) оспаривание ненормативных актов не только государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, но и органов государственной власти; решений не только этих органов, но и должностных лиц, в том числе их действия или бездействие; 3)дела об административных правонарушениях, в том числе дела о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, рассмотрение которых в соответствии с КоАП РФ отнесено к подведомственности арбитражных судов. В частности, арбитражный суд привлекает к административной ответственности:

4) за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или лицензии;

5)за незаконное использование товарного знака;

6)за фиктивное, преднамеренное банкротство;

7)за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, требований по обеспечению единства измерений. Суды общей юрисдикции рассматривают дела по защите прав и интересов предпринимателей в случае, если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или если хотя бы одной из сторон спора является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя. Правовым основанием для рассмотрения (возбуждения) дел в арбитражном суде является исковое заявление.

Отличие подсудности от подведомственности состоит в том, что если вторая отграничивает компетенцию в сфере разрешения споров хозяйственных судов от дру­гих государственных органов, то подсудность проводит грань между разными хозяйственными судами.

До принятия Закона от 21 июня 2001 г. 2539-111 подсудность арбитражных судов делилась на два вида:

1) родовую;

2) территориальную.

Родовая разграничивала подсудность между Высшим арбитражным судом и всеми нижестоящими арбитраж­ными судами. В основе ее лежал предмет спора и уча­ствующие в нем субъекты. Это было разграничение под­судности, так сказать, по вертикали.

К ведению Высшего арбитражного суда относились споры:

1) когда одной из сторон являлся высший или цент­ральный орган исполнительной власти, Национальный банк Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, или Совет Министров ее, областные, Киевская, Севастопольская государственные администрации;

2) если материалы дела содержали государственную тайну;

3) дела, прямо отнесенные к его подсудности законами Украины, международными договорами.

Отдельно оговаривалось, что Высший арбитражный суд вправе принять к своему производству любое дело из любого нижестоящего арбитражного суда.


Закон от 21 июня 2001 г. № 2539-111 внес серьезные изменения в ранее существующее положение о подсуд­ности в системе хозяйственных судов.

Ст. 13 ХПК буквально сформулирована следующим образом: «Местные хозяйственные суды рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные хозяй­ственным судам».

Ст. 14 исключена из кодекса. А ст. 16 ХПК дополне­на частью.третьей: «Дела по спорам, в котором ответ­чиком является высший или центральный орган ис­полнительной власти, Национальный банк Украины, Счетная палата, Верховная Рада Автономной Республи­ки Крым, областные, Киевская, Севастопольская мест­ные Советы или областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, а также дела, материалы которых содержат государственную тайну, рассматриваются хозяйственным судом г. Киева».

Таким образом, из компетенции Высшего хозяйствен­ного суда исключена функция по рассмотрению споров по первой инстанции, в том числе тех, которые предус­матривались п.З ранее действовавшей ст. 14 АПК.

По той же причине Высший хозяйственный суд не вправе теперь принимать к своему производству дела из местных хозяйственных судов. И это правильно, так как в случае рассмотрения дела Высшим хозяйственным су­дом по первой инстанции, стороны лишались бы права обжаловать его решения в апелляционном порядке. По существу и в кассационном порядке - тоже, так как, хотя предусматривается кассационное обжалование ре­шений Высшего хозяйственного суда в Верховный Суд, но, во-первых, имеются в виду постановления Высшего хо­зяйственного суда, вынесенные при рассмотрении дела в кассационном порядке (а не решения), во-вторых, основа­ниями такого обращения в Верховный Суд могут быть только строго ограниченные обстоятельства, указанные в Законе,"в-третьих, для возбуждения производства в Вер­ховном Суде необходимо согласие пяти судей этого суда.


Следовательно, впредь Высший хозяйственный суд при всех обстоятельствах не вправе рассматривать хозяй­ственные споры по первой инстанции.

Закон «О судоустройстве Украины» не предусматри­вает и рассмотрения дел по первой инстанции апелля­ционными судами. Хотя в ст. 26 Закона о судоустрой-

стве говорится, что апелляционные суды могут рассмат­ривать дела по первой инстанции, но только по админи­стративным, уголовным и гражданским спорам, а по хо­зяйственным это не допускается. И это не случайно, поскольку, как отмечено выше, ст. 13 ХПК в новой ре­дакции все споры по первой инстанции отнесла к веде­нию местных хозяйственных судов.

Таким образом, упомянутые Законы от 21 июня 2001 г. и Закон о судоустройстве четко разграничили компе­тенцию всех трех ступеней системы хозяйственных су­дов по рассмотрению споров, отказавшись тем самым от йонятия родовой подсудности применительно к хо­зяйственным судам.

Территориальная подсудность в отличие от родовой разграничивает компетенцию судов по разрешению спо­ров не по вертикали, а по горизонтали, т.е. между много­численными однородными местными хозяйственными су­дами.

Территориальная подсудность зависит от трех пока­зателей:

2) местонахождение сторон;

3) специфики спора.

По всем видам договорных дел, т.е. по спорам, возни­кающих при заключении, изменении, расторжении, признании недействительными договоров, они рассматриваются по месту нахождения стороны, обязанной по договору осуществить в пользу другой стороны определенные действия, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услуги, уплатить деньги и т.п. (ст. 15 ХПК).
Представляется, такая формулировка является не точной, двусмысленной, поскольку при передаче имущества, выполнении работ, оказании услуг у другой стороны также есть обязанность - уплата денег. Поэтому возни­кает вопрос, где же должен рассматриваться спор: по месту нахождения стороны, должной выполнить основную обязанность по договору, или той, которая обязана уплатить деньги? Чтобы избежать эту неопределенность,
в новом ХПК в соответствующей норме следует исклю­чить слова «уплатить деньги», а слова « как то: пере­дать имущество, выполнить работу, оказать услуги» за­менить словами «... являющиеся главный предметом обязательства данного договора». Ясно, что таким предметом по договору поставки является передача имуще­ства, по подряду - выполнение работ и т.д., а не уплата денег, которая хотя и является важным условием обя­зательства, но не главным, а вытекающим из него.

Следует отметить, что в проекте нового ХПК особый критерий подсудности договорных споров исключен. Пре­дусматривается рассматривать их по общему правилу тер­риториальной подсудности, т.е. по месту нахождения от­ветчика (ст. 47 проекта). И это, очевидно, правильно, по­скольку исключит споры о том, что «главнее»: выполнение договора в натуре или уплата за товар, услуги денег.

Имущественные споры должны рассматриваться су­дом по месту нахождения ответчика. Если их несколько, то по месту нахождения одного из них по выбору истца. Если в споре по уполномочию юридического лица уча­ствует его обособленное подразделение (отделение, фили­ал и др.), то независимо от того, что последнее не является юридическим лицом и выступает не от своего имени, все равно /как договорные, так и имущественные споры рас­сматриваются с учетом местонахождения этого подраз­деления.

Дела о признании недействительными актов соот­ветствующих органов рассматриваются судом по месту нахождения этих органов.

Дела о банкротстве рассматриваются по месту нахож­дения должника.

Из этого общего правила территориальной подсудно­сти существует несколько исключений по отдельным категориям споров.

Во-первых, как отмечалось выше, все споры, которые ранее были подсудны Высшему арбитражному суду, те­перь будут разрешаться хозяйственным судом г. Кие­ва. При рассмотрении остальных споров этим судом действуют правила общей территориальной подсуднос­ти.

Во-вторых, дела по спорам, возникающие из договора перевозки, в которых одним из ответчиков является орган транспорта, рассматривается судом по месту нахожде­ния этого органа.

Такое льготное положение транспортных организаций следует объяснить значительным количеством претен­зий и исков, предъявляемых к ним клиентурой. И если бы здесь действовали общие правила территориальной подсудности, то транспортные организации не смогли

бы обеспечить свое участие в заседаниях всех хозяй­ственных судов, в которых рассматривались бы дела по искам к ним.

В-третьих, споры о праве собственности на имуще­ство или об истребовании имущества из чужого неза­конного владения или об устранении препятствий в пользовании имуществом рассматриваются судом по месту нахождения имущества (ст. 16 ХПК). Это объяс­няется тем, что по этим делам, как правило, возникает необходимость осмотра на месте спорного имущества.

В ст. 17 ХПК внесены изменения упомянутым Зако­ном от 21 июня 2001 г. № 2539-111. Теперь она звучит так: «Если дело не подсудно данному хозяйственному" суду, материалы дела передаютсяпо установленной под­судности не позднее пяти дней со дня поступления иско­вого заявления или вынесения определения о передаче дела. Дело, принятое судом к своему производству с со­блюдением правил подсудности, должно быть им рас­смотрено по существу и в том случае, когда в процессе рассмотрения дела оно стало подсудно другому суду».

Более четкая формулировка этой нормы по сравне­нию- с ранее действовавшей направлена на предотвраще­ние споров между хозяйственными судами о подсуднос­ти некоторых дел.

По указанию Председателя Высшего хозяйственного суда или его заместителя дело из одного местного хо­зяйственного суда может быть передано в другой лишь в том случае, если в результате отвода судей невозмож­но рассмотреть его в данном суде. Ранее существовав­шая такая возможность по просьбе сторон в новой ре­дакции ст. 17 ХПК исключена. Это предотвратит не­правомерные домогательства недобросовестных сторон, которые порой добивались рассмотрения дела в «жела­тельном» для них суде.

Понятие и виды эконом. споров. Подведомственность и подсудность

Споры и разногласия между участниками горизонтальных отношений могут решаться как в судебном так и в несудебном порядке.

Несудебный порядок – путь переговоров, компромиссов.

Обязательный досудебный порядок установлен на уровне федерального закона п.3 ст.4 Арбитражно –процессуального кодекса

Это споры

по перевозкам ж,дорог, морским и авто транспортом,

по пересылкам почтовых отправлений и услугам связи,

требования об изменении и расторжении договора ст.452 ГК.

Досудебный порядок обязателен в случае, когда он предусмотрен договором.

Подвеломственность (ст. 11 ГК):

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Органы, рассматривающие экономические споры. Особенности рассмотрения споров с иностранным элементом

Возникающие споры между участниками гражданских правоотношений могут быть урегулированы в судебном и в несудебном (путем компромиссного обсуждения) порядке.

Основными правовыми источниками в данной области права являются Арбитражный Процессуальный кодекс РФ (АПК РФ), ФКЗ “Об арбитражных судах РФ”, Временное положение о третейских судах, Закон “О международном экономическом арбитраже” и др.

Рассмотрением споров между хозяйствующими субъектами занимаются суды:

а) суды общей юрисдикции

б) Конституционный суд

в) Арбитражный суд.

Арбитражный суд - орган, рассматривающий споры в сфере экономики и предпринимательства.

В его задачи входит:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан;

2) содействие уркеплению законности;

3) содействие предупреждению правонарушений.

ст. 22 АПК РФ - Подведомственность (какие дела какой суд рассматривает) и подсудность (какой суд по первой инстанции рассматривает дело).

Критерии для определения подведомственности:

а) субъективный (кто является субъектами споров);

б) характер спора

Критерии определения подсудности:

а) уровень арбитражного суда

б) территория.

Виды подсудности:

а) родовая (объект и субъект спора);

б) территориальная:

Общая (иск предъявляется по месту нахождения ответчика);

Альтернативная (истец определяет гдже подать иск - в случае нескольких ответчиков по месту нахождения любого из них; если местонахождение ответчика неизвестно, то месту нахождения имущества или по последнему метонахождению ответчика; по месут заключения договора)

Исключительная (иски по праву собственности на недвижимость по месту ее размещения, перевозчику по местонхождению транспортной организации, иски гос. органов в субъектах РФ)

По связи дел (если из иска вытекает другой иск, то он рассматривается в том же суде);

Спор о банкротстве (по месту должника);

Договорная (по соглашению сторон определяется место рассмотрения спора).

Система арбитражных судов

1. Арбитражные суды субъектов РФ - рассматривают дщела в первой инстанции и аппеляционные жалобы по рещшениям суда, не вступившим в законную силу.

2. Арбитражные суда федеральных округов (10 штук) - рассматривают кассационные жалобы по решениям, вступившим в законную силу. Для рассмотрения споров в округах образуется две комиссии.

3. Высший Арбитражный суд РФ - высший орган по рассмотрению экономических споров; осуществляет надзор и дает разъяснения по вопросамсудебной практики; рассматривает дела о при знаниии недействительными актов Президента, Правительства, Совета Федерации, ГосДумы; рассматривает споры между субъектами РФ.

Для этого существует две коллегии: одна - для рассмотрения споров, возникающих из гражданских правоотношений, другая - ... из административных правоотоношений.

Существует также специальный надзорный орган - Президиум.

Важнейшие дела арбитражных судов отнесены к работе Пленума. Он также занимается вопросами изучения и обобщения практики применения законов. Постановления Пленума обязательны для применения судами.

Участниками споров могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, иностранные граждане-предприниматели, международные организации, а также лица без гражданства.

В п.2 ст. 22 АПК РФ дается перечень видов споров:

О разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом;

О изменении условий или расторжении договоров;

О неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств.

Арбитражные суды обладают специальной подведомственностью.

Суды общей юрисдикции

Им подведомственны все дела, кроме тех, которыми занимаются арбитражные суды.

Они рассматривают споры:

а) возникающие из гражданских правоотношений, где одной из сторон выступает физическое лицо (потребительские отношения);

б) возникающих из трудовых отношений - между работодателем (организацией) и работником (физическим лицом)

в) возникающие из административных правоотношений в случаях, когда граждане оспаривают в судебном порядке действия организаций, нарушающих их права и свободы

г) споры с участием иностранных организаций, аппатридов, есл международным договором эти дела отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции.

В систему судов общей юрисдикции входят:

а) районные суды;

б) Верховные суды республик (субъектов РФ);

в) Верховный суд РФ

а также военные суды.

Третейские суды

Это особый правовой институт; не является органом судебной власти; осуществляет рассмотрение споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, во внутренних правоотношениях, вытекающих только из гражданских правоотношений (о имущественных потребностях).

Их деятельность регулируется Временным положением о третейских судах.

Существует два вида третейских судов:

1) Эд хок - рассмотрение какого-то одного конкретного спора (пример, спор о банковской операции)

2) постоянно действующие суды - часто создаются при Торговой палате, ассоциациях, финансово-промышленных группах; не являются юридическим лицом, хотя могут существовать в виде автономной некоммерческой организации.

Спор может быть рассмотрен третейским судом только при наличии письменного соглашения всех сторон спора.

Деятельность третейского суда регулируется Уставом и Регламентом:

а) спорящие стороны сами выбирают суде; каждая сторона назначает своего судью, последние выбирают 3-го - председателя (по соглашению сторон им может быть одна из сторон)

б) стороны предоставляют доказательства; от них зависит обоснованность их требований.

в) решение третейского суда подлежит добровольному исполнению немедленно или в порядке и сроке, указанных в решении.

Можно принудить к исполнению решения, для этого необходимо обратиться с заявлением о выдаче листа о принудительном исполнениии в арбитражный суд непозднее чем за 1 месяц до исполнения.

Арбитражный суд может отказать в выдаче листа, если не было достигнуто соглашение сторон, была нарушена процедура рассмотрения спора третейским судом, спор возник в сфере, неподведомственной третейскому суду.

Международный экономический арбитраж

Это третейские суды, рассматривающие внешне-экономические споры.

Существуют следующие международные экономич. арбитражи:

1) Лондонский международный третейский суд;

2) Международный арбитражный суд медждународной торговой палаты в Париже;

3) Арбитражный институт торговой палаты в Стокгольме;

4) Международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате РФ.

Если решения таких судов не выполняются добровольно, то их исполнение возланается на гос. суды в порядке, предусмотренном Конвенцией “О признании и приведении в исполнение решений”.

Часто при рассмотрении споров по предпринимательским действиям в суде действует прокурорский надзор.

Протест против решений любых судов могут податьгенеральный прокурор и председатель Высшего арбитражного суда; их замы - против всех, кроме решений Высшего Арбитражного суда.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru