Преференции участникам закупки. Приоритет российских товаров: что обязательно исправить в вашей документации о закупках Постановление 925 к 223 фз

Существует представление, что Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) предоставляет слишком большую свободу действия для заказчиков. При этом общественность редко обращает внимание на подзаконные акты, которые сопровождают Закон № 223-ФЗ. Тем не менее, 1 января 2017 года случилось революционное событие в жизни Закона № 223-ФЗ, которое на данный момент таковым осталось только в теории. Речь идёт о постановлении Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление № 925). Данное постановление впервые вводит более жесткие правила для заказчиков, действующих в рамках Закона № 223-ФЗ, нежели существуют для участников контрактной системы. Если контрактная система предусматривает ограничение закупки импортной продукции по конкретным направлениям, то Постановление № 925 устанавливает требование о предоставлении приоритета по всем направлениям, по которым ведутся закупочные процедуры. О том, как и кому, предусматривается предоставление приоритета, а также об особенностях, которые необходимо предусмотреть заказчикам в закупочной документации, речь пойдет далее.

Согласно пункту 8 Постановления № 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Именно в этом пункте и скрыты определённые проблемы постановления. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-94) является международным договором, регулирующим торговлю товарами, принятым в результате Уругвайского раунда переговоров, который длился 8 лет. В результате Уругвайского раунда были приняты «Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО)» и приложения к этому документу, в том числе соглашения, договорённости и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Созданный единый пакет договорённостей должен быть принят в полном объёме любой страной, которая намерена стать членом Всемирной торговой организации.

Как известно, Российская Федерация является полноправным членом ВТО с 2012 года. Одними из главных принципов взаимодействия членов ВТО являются равноправие и прозрачность. Соответственно, все члены ВТО обязаны предоставлять своим партнерам по организации режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что у всех участников должны быть равные преференции, в случае предоставления выборочных преференций, они автоматически распространяются на всех участников ВТО. Таким образом, можно сделать вывод, что товары, работы, услуги, предоставляемые странами-участниками ВТО, приравнены к отечественным. На данный момент в ВТО входит 164 члена. Еще не стоит забывать о странах-участниках Евразийского экономического союза, а именно: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика. Также Евразийский экономический союз подразумевает зону свободной торговли с Вьетнамом. Таким образом, нормы Постановления № 925 предоставляют приоритет странам-участникам ВТО и Евразийского экономического союза, и ставят в совсем непростую ситуацию такие страны как Восточный Тимор, Тёркс и Кайкос, Острова Кука и ряд других стран, которые являются далеко не самыми активными участниками международной торговли. Этой же позиции придерживается ФАС России. Так, в Решении № 223ФЗ-369/17 от 27.04.2017 говорится: «Согласно пункту 8 Постановления о приоритете товаров приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГААТ 1947) и договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГААТ 1947 любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территорий всех других Договаривающихся Сторон. Согласно ГААТ 1947 Китайская Республика является по соглашению договаривающейся стороной. Учитывая изложенное, преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляются также в части товаров, производимых на территории Китайской Республики».

При этом Московский УФАС в своем решении и по делу № 1-00-985/77-17 от 11.04.2017 дает диаметрально противоположную позицию: «Из диспозиции нормы пункта 1 постановления № 925 Постановления Правительства № 925 следует, что приоритет установлен в отношении товаров российского происхождения. Буквальное значение данной нормы свидетельствует о том, что круг лиц, которым может быть предоставлен приоритет, ограничен юрисдикцией Российской Федерации без каких-либо условий и оговорок, которые могут относиться к странам-участникам Всемирной торговой организации и странам-участникам Евразийского экономического союза». При этом в решении Московского УФАС совершенно необъяснимо проигнорирован пункт 8 Постановления № 925.

Министерство экономического развития Российской Федерации в своем письме от 6 декабря 2016 г. № Д28и-3201 ограничивает сферы деятельности, где может применяться приоритет: «…Всемирная торговая организация признает права государств устанавливать подобные приоритеты в ряде специфических сфер, в том числе в сферах обороны и безопасности, включая снабжение вооруженных сил, защиты жизни и здоровья человека, оборота золота и серебра, охраны художественных, исторических и археологических ценностей».

Учитывая вышеперечисленное, а самое главное, текущую редакцию Постановления № 925, считаю, что приоритет в равной степени должен предоставляться товарам, работам, услугам как отечественным, так и производимым/предоставляемым членами ВТО и Евразийского экономического союза. При этом каждый заказчик вправе выработать свою позицию по данному вопросу и следовать ей, важно, чтобы эта позиция была единая для всех закупочных процедур и не приводила к нарушению принципов конкурентности и добросовестности.

Данные выводы не отменяют того, что в Положение о закупке заказчика должна быть внесена информация, предусмотренная Постановлением № 925.

Так пункт 5 Постановления № 925 дает конкретную, а главное, понятную информацию, которую нужно отображать в закупочной документации.

Обязательно нужно предусмотреть форму предложения участника, где будет попозиционно расписан предлагаемый товар с указанием страны происхождения каждого товара. При этом в документации должно быть пояснение, что в случае если участник не укажет страну происхождения товара, его заявка будет допущена до участия, но автоматически будет считаться, что он предложил товары, которые не попадают под действие приоритета.

Постановление № 925 фактически обязывает заказчика публиковать протокол начальной (максимальной) цены договора. В связи с этим, на мой взгляд, корректным была бы публикация протокола цены, указанного в примере:

Наименование работы / товара / услуги Ед. изм. Цена за единицу (руб.) Кол-во Стоимость работ, услуг
Источники информации
Ком. предложение №1 (руб) Ком. предложение №2 (руб) Ком. предложение №3 (руб) Средняя цена (руб)
1. Товар № 1 шт. 100,00 200,00 150,00 150,00 2 300,00
2. Товар № 2 шт. 200,00 300,00 250,00 250,00 4 1000,00
Итого начальная (максимальная) цена договора (цена лота) 1300,00

Также в документации должно быть отображено условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц). Если вы принимаете позицию, что приоритет предоставляется только отечественным лицам, то можно в документации уточнить, что определять принадлежность участника к российским лицам заказчик будет согласно выписке из ЕГРЮЛ или по документам, удостоверяющим личность, в том случае, если участник - физическое лицо. Кроме того, не стоит забывать, что в случае поставки товаров приоритет распространяется на место производства товара, а не на место регистрации участника.

В закупочной документации обязательно должен быть отражен порядок оценки, который устанавливает Постановление № 925: «При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке». В данном случае слово «российский» должно трактоваться как «происходящий из страны, которой предоставляется приоритет».

В случае же проведения аукционов и аналогичных закупок, где торги идут в режиме реального времени, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора. Опять же трактовка «иностранного государства» должна быть переосмыслена как «из страны, которой не предоставляется приоритет».

Также в документации необходимо предусмотреть ответственность за недостоверные сведения о происхождении товаров/работ/услуг, которые предоставляет участник. Постановление № 925 отдает полностью этот вопрос на откуп заказчику. Исходя из логики Постановления № 925 адекватным решением будет приравнять такую заявку к заявке, которой не предоставляется приоритет, и проводить оценку с соответствующим коэффициентом.

Постановление № 925 подразумевает обязанность, а не право, заключения договора со вторым участником, в случае уклонения первого. Важный момент, так как у многих заказчиков отображено только право заключения со вторым участником, в таком случае такая документация будет идти в разрез с нормами Постановления № 925.

В связи с этим в документации, и по возможности, в Положении, должен быть прописан порядок заключения договора с участником, который получил второй порядковый номер в ходе закупочной процедуры. Осознанно отмечаю тот факт, что далеко не каждый заказчик может повлиять на своё собственное Положение о закупке, в таких случаях нужно все изменения законодательства отображать в своей документации.

Последняя норма, которую Постановление № 925 предусматривает для внесения в закупочную документацию - это условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре. Это пункт целесообразно отобразить в проекте договора.

Постановление № 925 только с виду кажется строгим и жестким, по факту, заказчики, работающие в рамках Закона № 223-ФЗ, получили очередной неоднозначный документ, который либо вступает в противоречие с нормами членства Российской Федерации в ВТО, либо не имеет глубокого практического смысла. Вряд ли стоит всерьез воспринимать страны Океании, Африки и Карибского бассейна как реальных участников рыночных отношений. Так же Постановление № 925 вносит нормы, которые не предусмотрены Законом № 223-ФЗ, такие как публикация попозиционного расчета цены, а также обязательство заключения договора со вторым участником.

По состоянию на май 2018 года не сформирована однозначная позиция ни контролирующих органов, ни судебных инстанций. Все больше ходит слухов, что в данное Постановление будут внесены коррективы, но никакой конкретики не наблюдается.

Безусловно, Постановление № 925 лаконично ложится в общую национальную современную повестку, но в случае, если оно не будет серьезно доработано, оно не принесет никакой реальной пользы ни участникам, ни заказчикам, ни отечественным производителям. А именно это должно быть самым главным приоритетом.

Об авторах

Дмитрий Шкирдов

Преподаватель института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ, заместитель начальника отдела АО "Моспроект-3"

Довольно длительное время законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц не претерпевало существенных изменений, которые значительным образом затрагивали бы порядок организации и проведения закупок всех заказчиков, применяющих положения Закона N 223-ФЗ.
16 сентября 2016 года Правительством РФ было принято Постановление N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее - Постановление).
Принятие данного Постановления стало реализацией предусмотренного ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ права Правительства РФ установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Указанное Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года и не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до дня его вступления в силу. Кроме того, установление преимуществ российским товарам и/или производителям до вступления в силу указанного нормативно-правового акта будет является незаконным (письмо Минэкономразвития России от 26.04.2016 N Д28и-1038).
В целом алгоритм и механизм предоставления национального приоритета в соответствии с Постановлением во многом схож с аналогичным механизмом установления преференциального режима национальным товарам, предусмотренным Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ), применение положений которого осуществляется заказчиками в рамках законодательства о контрактной системе. Но есть в указанных документах и фундаментальные различия, в частности:
1) постановление, в отличие от Приказа, не содержит конкретный перечень товаров, в отношении которых устанавливается приоритет. Это означает, что заказчики обязаны устанавливать приоритет при закупках любых товаров, закупаемых по Закону N 223-ФЗ (в проекте Постановления N 925 изначально был предусмотрен конкретный перечень, но в итоговую редакцию документа он не вошел);
2) постановление, в отличие от Приказа, предусматривает установление приоритета не только в отношении товаров, но и в отношении работ и услуг, которые выполняются/оказываются российскими лицами.
Нельзя не отметить, что на сегодняшний день основным вопросом в применении данного Постановления является следующий: в отношении каких товаров в рамках Постановления должен устанавливаться национальный режим?
Несмотря на кажущуюся однозначность ответа на данный вопрос, исходя из названия самого Постановления "О приоритете товаров российского происхождения...", окончательный ответ на вышеуказанный вопрос не кажется столь простым и очевидным, поскольку в п. 8 Постановления содержится норма, согласно которой "приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.".
Само Постановление, к сожалению, не содержит ни прямых, ни косвенных указаний, в какой части и при каких условиях должно применяться указанное в п. 8 Постановления Генеральное соглашение по тарифам и торговле и Договор о Евразийском экономическом союзе. В связи с этим не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что национальный режим в закупках по Закону N 223-ФЗ все же распространяется и на товары, происходящие с территории государств - участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Армения.
Если обратиться к самому Договору о ЕАЭС, то в Приложении N 25 к договору дается определение национального режима. Под ним понимается режим, предусматривающий, что каждое государство - член ЕАЭС для целей закупок обеспечивает товарам, работам и услугам, происходящим с территорий государств-членов, потенциальным поставщикам государств-членов и поставщикам государств-членов, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги, режим не менее благоприятный, чем предоставляемый товарам, работам и услугам, происходящим с территории своего государства, а также потенциальным поставщикам и поставщикам своего государства, предлагающим такие товары, выполняющим работы и оказывающим услуги.
Таким образом, с точки зрения самого Договора о ЕАЭС, Российская Федерация как его участник обязана установить национальный режим в закупках и для товаров, происходящих с территории государств - членов ЕАЭС.
Очевидно, что пролить свет на этот вопрос могли бы разъяснения разработчика рассматриваемого нормативного правового акта в лице Минэкономразвития России. И такие разъяснения уже были даны, но, к сожалению, окончательную точку в решении данного вопроса они не ставят.
В одном из писем Минэкономразвития России (от 21.10.2016 N Д28и-2806) было дано разъяснение, что Постановление N 925 будет применяться с учетом законодательства ЕАЭС, при этом применение Постановления не должно противоречить нормам международного права (надо полагать, что под нормами международного права имеются в виду в первую очередь документы и соглашения со Всемирной торговой организацией, которая не предусматривает возможность устанавливать подобные ограничения вне рамок и сфер государственных закупок, обороны и безопасности государства, защиты жизни и здоровья человека и т.д.)
В дальнейшем ведомство дало более расширенную трактовку спорного положения Постановления (письма Минэкономразвития России от 21.10.2016 N Д28и-2858, N Д28и-2839) указав, что и белорусские товары, а также работы и услуги, выполняемые лицами этой страны, будут наравне с отечественными иметь приоритет перед иностранными товарами, работами и услугами, которые осуществляют иностранцы.
Данное разъяснение внесло еще большую сумятицу в понимание данной проблемы, поскольку, указав в ответе лишь на одну из стран ЕАЭС, ведомство вынудило большинство специалистов задаться резонным вопросом: то ли это прямое указание на необходимость предоставления национального приоритета в закупках по Закону N 223-ФЗ исключительно товарам белорусского происхождения (тогда непонятны мотивы и правовые основания данного преимущества, в особенности нормы п. 8 Постановления и прямой ссылки на Договор о ЕАЭС), то ли это "непрозрачный намек" ведомства на более широкое применение и трактовку норм Постановления.
Тем не менее точку в данном вопросе пока ставить рано, и до вступления в силу данного Постановления возможно предугадать появление еще одного, а то и нескольких разъяснений, в том числе и от иных департаментов Минэкономразвития России, отвечающих за регулирование внешнеэкономической деятельности.
В ожидании ясности в данном вопросе заказчикам в оставшееся до вступления в силу данного Постановления время следует после ознакомления с самим Постановлением начать подготовку изменений своих положений о закупках и документаций о проведении конкурентных закупок (нормы Постановления не распространяются на закупки у единственного поставщика). Это обусловлено тем, что механизм применения Постановления и предоставления приоритета значительным образом видоизменяет ключевые разделы и нормы положений о закупках и документаций о закупках заказчиков.
Рассмотрим, какие разделы положения и в связи с какими требованиями Постановления подлежат изменению.

1. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок

Нормами Постановления предусматривается, что при проведении конкурса или иного способа закупки, при котором:
- победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или
- победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, -
оценка и сопоставление заявок по стоимостным критериям производятся по предложенной в заявках цене договора, сниженной на 15%, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником закупки.

2. Порядок заключения договора

Так, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, победитель определяется в общем порядке как участник, предложивший наименьшую цену договора.
Однако если победителем закупки становится поставщик, предлагающий иностранные товары (иностранное юридическое лицо), заказчик применяет к предложенной в заявке победителя цене договора 15-процентный понижающий коэффициент.
Например, если победителем аукциона стал участник, предлагающий к поставке иностранный товар и цена его предложения составила 100 рублей, то в силу данного условия заказчик обязан применить 15-процентный понижающий коэффициент, и цена договора будет не 100, а 85 рублей.
В случае, когда в ходе аукциона цена была снижена до нуля и участники проводят торги на право заключения договора с заказчиком, то победитель, предлагающий к поставке иностранный товар (иностранное юридическое лицо), должен будет уже доплатить 15% к предложенной им цене.

3. Требования к участникам закупки (в части установления условий отнесения участника закупки к российским/иностранным
лицам)

В соответствии с подп. "е" п. 5 Постановления "...условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке условия отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц)"
Под местом нахождения юридического лица понимается место его государственной регистрации на территории РФ. Таким образом, принятие заказчиком решения об отнесении того или иного участника закупки к российским юридическим лицам осуществляется исходя из данных о регистрации указанного лица, которые содержатся в его учредительных документах (а также в выписке из ЕГРЮЛ).

4. Условия, когда приоритет не предоставляется

В соответствии с Постановлением к таким условиям относятся случаи, когда:
- закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;
- в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
- в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
- при проведении конкурса (запроса предложений), в случае, если в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;
- при проведении аукциона (запроса цен) в случае, если в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

5. Требования к составу заявки на участие в закупке. Рассмотрение заявок

Постановлением установлено, что условием отнесения товаров к российским является указание (декларирование) участниками в заявке (в соответствующей части заявки, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров. Кроме того, в документацию (положение) необходимо включить условие об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке.
Однако заказчикам необходимо принимать во внимание, что согласно Постановлению отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

6. Порядок заключения и исполнения договоров

Обязательными условиями договора, заключаемого с победителем при применении условий Постановления, являются:
- указание на страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
- условие, что при исполнении договора не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

С начала 2017 года начали действовать положения Постановление №925 отечественного Правительства, которое установило приоритет российских товаров при осуществлении госзакупок по 223-ФЗ. В результате участники торгов, поставляющие местную продукцию, получили преимущество перед импортерами в размере 15% от суммы закупки.

Важно отметить, что новые правила действуют при проведении закупочных процедур по 223-ФЗ для всех предусмотренных законом форм выбора поставщика, включая конкурс и аукцион.

При использовании для определения победителя конкурса критерия предлагаемой участником цены, приоритет российских товаров заключается в том, что оценка поступивших предложений, предусматривающих их поставку, производится по сниженной на 15% стоимости. Тем не менее, договор с выигравшим участником заключается по цене предложения.

Для наглядности и большего понимания механизма, предоставляющего приоритет российским товарам, можно привести такой достаточно простой пример. Проводится открытый конкурс , на котором 2 поставщика подали предложения о поставке на 10 млн. рублей.Один из них готов для осуществления закупки предоставить российский товар, а другой - зарубежный.

При вычислении количества баллов по критерию “цена” первый участник должен получить оценку, исходя из сниженной на 15% суммы предложения, другими словами, 8,5 млн. рублей. В то же время при его выигрыше в конкурсе контракт будет заключен на исходные 10 млн. рублей.

С 1 января 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, которые участвуют в закупках по Закону № 223-ФЗ, находятся в более выгодных условиях по сравнению со своими иностранными конкурентами. Их товарам, работам и услугам установлен приоритет в размере 15% от цены договора.

Как действует приоритет?

Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений , а также обязательно есть заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ и не РФ:

  • цена заявки РФ оценивается по цене «предложение - 15%»;
  • если победил участник — РФ, то договор заключается по предложенной цене (без «-15%»).

Если проводится аукцион и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и не РФ:

  • если победил участник — не РФ, то договор заключается по цене «предложение - 15%».

Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, постановление № 925 не содержит.

Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет указать этот факт в заявке на участие в закупке.

Пример 1.

В одной заявке импортный товар предлагается за 1000 рублей.

В другой заявке российский товар предлагается за ту же сумму, 1000 рублей.

При рассмотрении заявок заказчик руководствуется тем, что должен дать преференцию российскому товару в 15%, и считать, как будто бы цена российского товара 1000 рублей — 15%, т.е. 850 рублей. Таким образом победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 150 рублей (850 против 1000). Однако договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. 1000 рублей.

Пример 2.

В одной заявке импортный товар — 1000 рублей.

В другой заявке российский товар — 1150 рублей.

И опять же действует схема предоставлении преференции российскому товару в 15%. Цена российского товара будет 1150 рублей — 15%, т.е. 977,5 рублей. Победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 22,5 рублей (977,5 против 1000). Но договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. по 1150 рублей.

В итоге заказчик обязан будет приобрести товар дороже на 150 рублей только по той причине, что он является российским. Да, это поддержка российского производителя, но поддержка, вынужденная и навязанная государством, т.к. заказчики по 223-ФЗ часто осуществляют закупки за счет собственного бюджета, а не за деньги государства.

Когда приоритет российским ТРУ не предоставляется

Случаи, в которых приоритет не предоставляется:

  • конкурентная процедура не состоялась, поэтому закупка проводится у единственного поставщика;
  • все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке российских товаров, работ и услуг;
  • все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке иностранных товаров, работ и услуг;
  • заявка участника конкурса содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — меньше 50% стоимости всего предложенного им;
  • заявка участника аукциона содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — больше 50% стоимости всего предложенного им.

Какие изменения необходимо внести заказчикам в документацию

В Требованиях к содержанию, форме, оформлению, составу заявки:

  • требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

В Извещение:

  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

В Положении и в документации:

  • условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
  • указание на то, что оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

В раздел документации про заключение договора:

  • положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившемся от заключения договора.

В раздел документации про заключение договора и в проект договора:

  • условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случаев, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Все изменения в Положение о закупке заказчики должны были внести до 1 января 2017 года. А начиная с этой даты должны применять национальный режим при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок, при заключении и исполнении договоров.

Определено, что в сфере закупок, которые осуществляют госкомпании (за исключением закупки у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика), должен действовать приоритет товаров российского происхождения, а также работ и услуг, оказываемых российскими лицами. Имеется в виду приоритет по отношению к товарам, работам и услугам, имеющим иностранное происхождение (постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 " ").

Новые правила вступят в силу с 1 января 2017 года. При этом их действие не будет распространяться на закупки, приглашения принять участие в которых были направлены до этой даты, а также если извещения об их проведении размещены в единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru).

Кабмин установил, что если закупки осуществляются способом, при котором победитель определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок (например, в конкурсе), а равно если победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену, то оценки заявок, содержащих предложения о поставке товаров российского происхождения или осуществлении работ и услуг российскими лицами проводятся по предложенной в них цене, но сниженной на 15%. Договор при этом заключается по цене, указанной в такой заявке.

Допускает ли Закон № 223-ФЗ установление заказчиком требований к участникам закупки, ограничивающих допуск к участию в конкретной закупке? Ответ – в "Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Если закупка производится путем снижения начальной цены (в сфере закупок так проводится аукцион), а победителем стало иностранное лицо, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им. Но при ситуации, когда в таком же виде закупки цена договора снижена до нуля и победителем признано иностранное лицо, договор с ним заключается, наоборот, по цене, увеличенной на 15% от предложенной.

Новое постановление также закрепляет, что условием предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам является включение в закупочную документацию определенных сведений. В частности, это положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указание страны происхождения поставляемого товара, работы или услуги, сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги и т. д.

В то же время установлены случаи, когда приоритет не предоставляется. Например, если закупка признана несостоявшейся, и договор заключается с ее единственным участником, или если в заявке на участие не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами и в некоторых других случаях.

Напомним, полномочие устанавливать приоритет российских товаров, работ и услуг перед иностранными закреплено в законе (п. 1 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ " "). По мнению правительства, принятая мера стимулирует развитие всех отраслей российской экономики.