Предмет и метод курса правоведение кратко. Понятие, предмет, метод, задачи правоведения

Согласно Конституции РФ мы все живём в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Правоведение-наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.

Основные отрасли российского права:

    Конституционное право;

    Административное право;

    Финансовое право;

    Земельное право;

    Гражданское право;

    Трудовое право;

    Семейное право;

    Уголовное право;

    Гражданское процессуальное право;

    Уголовно-процессуальное право;

    Экологическое право;

    Международное право.

Предмет науки важно отличать от её объекта, под которым понимается определённая часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки-всё то, что она теоретически осваивает в определённом объекте. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав.

Предмет правоведения:

    Право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

    Государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

    Соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

    Система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Метод науки-совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы правоведения:

    Всеобщие-общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления как диалектика и метафизика (при диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека);

    Общенаучные-способы познания, которые используются целым рядом наук, в том числе и правоведением;

а) анализ-условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;

б) синтез-изучение явлений путём их объединения и рассмотрения как единого целого;

в) логический-изучение явления с помощью формальной логики;

г) исторический-изучение явления в историческом аспекте;

д) функциональный-исследование функций различных явлений;

е) системный-изучение явлений как единой системы.

    Частнонаучные–методы, заимствованные правоведением из других наук;

а) статистический;

б) социологический;

в) сравнительно-правовой;

г) моделирование.

Знание основ права специалистами неюридического профиля позволяет верно и правильно ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях.

Знание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.

В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Правоведение (основы права) как самостоятельная юридическая наука имеет свой собственный предмет изучения. Являясь теоретической дисциплиной, она выявляет и изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государст ва и права. Поэтому основные понятия, которыми оперирует эта наука, носят абстрактный, обобщенный характер. В ней формулируются основные юридические термины, которые используются в других юридических дисциплинах, в текстах законов. Поэтому студенту просто необходимо в первую очередь усвоить положения правоведения, прежде чем переходить к изучению отраслевых юридических наук.

Правоведение развивается во взаимодействии с другими юридическими науками. Обогащая их новыми теоретическими категориями, она вместе с тем вырабатывает их на основе конкретных данных, полученных иными юридическими науками.

Правоведение стоит особняком в общей системе юридических наук. Оно не изучает правовые системы отдельных государств, те или иные части (отрасли, институты) права одной или нескольких стран. Предметом правоведения являются те общие черты и закономерности, которые характерны в целом для становления и функционирования такого самостоятельного общественного явления, каким является право, которые свойственны всем правовым системам мира или их комплексам (англосаксонская, континентальная, мусульманская и другие правовые семьи). Эта наука исследует весь совокупный, свойственный каждому региону мира механизм государственно-правового регулирования общественных отношений, определяет основные пути и тенденции его развития.

Исследуя право в целом, правоведение определяет этапы его создания и развития, сущность, социальное назначение и роль в жизни отдельной личности, коллективов людей, общества в целом, перспективы дальнейшего совершенствования. Потребность в этой науке связана с тем, что в реальной жизни существуют такие общие во всем мире закономерности государственно-правовой действительности, без познания которых невозможно проанализировать основные черты законодательства отдельных государств, предмет отраслевых и иных специальных юридических наук. Пи одна из таких наук не способна обеспечить исследование права как единой и целостной системы, как самостоятельного и специфичного по своим признакам социального феномена.

Государство изучается правоведением как правообразующая и право- обеспечительная сила. Те же закономерности государства, которые не связаны непосредственно с правом, не являются отражением взаимодействия этих двух самостоятельных общественных явлений (например, сущность социальной власти вообще и государственной власти в частности, связь государства с идеологией, культурой, менталитетом общества и др.), не являются предметом теории государства и права. Они входят в общий предмет политологии.

Позитивное право создается или санкционируется государством посредством деятельности компетентных правотворческих органов, обеспечивается в своем осуществлении принудительной силой государства, применением государственными правоохранительными органами правовых санкций в случае нарушения юридических норм. Государство также организует исполнение правовых предписаний, обеспечивает реальность их действия, создает эффективный механизм правореализации.

Вместе с тем осуществление государством властно-управленческих функций предполагает воздействие на волю и сознание людей в форме установления прав и обязанностей, обеспечивая и охраняя их безопасность, свободный труд и отдых, побуждая сообразовывать свое поведение с интересами других лиц, материальными и духовными потребностями всего общества в целом. Законы и другие источники нрава устанавливают основы взаимоотношений личности с государством и его органами, закрепляют и охраняют права и свободы человека и гражданина, формы правления, государственного устройства, политический режим, определяют структуру и компетенцию органов государства, полномочия общественных объединений и юридических лиц.

Все сказанное дает основание сделать вывод, что государство и право неразрывно связаны между собой и не могут существовать независимо друг от друга. Именно поэтому общая наука правоведения включает исследование и права и государства и носит название «Теория государства и права». Но при этом следует специально отметить, что и право, и государство - самостоятельные общественные явления, имеющие собственные черты и закономерности.

Предметом правоведения соответственно будут:

  • общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;
  • сущность, типы, форма, функции, структура и механизм действия государства и права: понятие и структура правовой системы;
  • основные государственно-правовые понятия, общие для всего правоведения.

Предмет правоведения не стоит на месте. Он все время расширяется в силу динамики общественных отношений, объективного повышения роли государства и права, усиления во всех странах мира государственно- правового вмешательства в различные сферы социальной жизни.

Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания. Метод - это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины. Учение же о самих методах, об их классификации и эффективном применении, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности принято называть методологией. Термин «методология» состоит из двух греческих слов: «метод» (путь к чему-либо) и «логос» (наука, учение). Таким образом, дословно «методология» - учение о методах познания. Термин «методология» обозначает систему всех тех методов, которые применяются данной наукой.

Методология юридической науки - это учение о том, как, какими путями и способами, с помощью каких философских начал необходимо изучать государственно-правовые явления. Таким образом, методология юридической науки - это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность. Известны слова английского философа Ф. Бэкона, что метод науки подобен фонарю, который освещает путь науке. Только правильно выработанная методология исследования способна привести к позитивным результатам научного поиска.

Многовековые научные исследования становления и развития государства и нрава во всем мире породили многочисленные, порой прямо противоположные политико-правовые доктрины и теории, причем они обычно основывались на несовпадающих методах и приемах изучения, и это было одной из причин их различия по содержанию. Государство и право изучалось с несовпадающих и зачастую прямо противоположных философско-методологических позиций - материализма и идеализма, метафизики и диалектики. Ряд теоретиков связывали государственно-правовые явления с волей Бога либо так называемого объективного разума, другие - с психикой людей, их эмоциональными переживаниями, третьи - с духом народа, его обычаями, менталитетом. Были модными и ныне продолжают существовать теории о государстве и праве как согласованной воле народа, как договоре между людьми о существовании естественных, неотчуждаемых прав личности. Провозглашались и обосновывались также идеи о географическом, естественном факторе как основе создания государства и права, о главенстве национальных, этнических, религиозных характеристик этих социальных феноменов. Наконец, существование государственно-правовой надстройки, закономерности ее развития объясняются экономическими факторами, формами собственности, уровнем развития производства материальных благ, разделением общества на антагонистические массы.

Все многообразие методов правоведения в зависимости от степени их распространенности можно классифицировать следующим образом: всеобщие; общенаучные; частнонаучные (специальные); частноправовые.

  • 1. Всеобщие методы, т.е. философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди них выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую). Материалистическая диалектика связывает возникновение государства и права с социально-экономическими изменениями в обществе (например, появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы); а всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. Идеалистическая диалектика выступает в двух формах: объективный идеализм связывает причины возникновения и сам факт существования государства и права с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм - с сознанием человека, согласованием воли людей (договором).
  • 2. Общенаучные методы, в отличие от всеобщих, не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его стадиях. К ним относят анализу синтезу системный и функциональный подходы , метод социального эксперимента и др.

Анализ обычно является первой стадией любого научного исследования, на которой изучаемый объект разделяют на части с последующим изучением и выявлением его строения, состава, свойств и признаков. Так, например, в категории «система права» выделяются и исследуются такие понятия, как отрасль, подотрасль, институт и норма права.

Синтез - эго метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое; аналитическое обобщение выделенных и изученных особенностей объекта. Он выступает как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. Например, объединение юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения в самостоятельную группу - институт права, как институт права собственности в гражданском праве или институт ответственности должностных лиц - в административном праве.

При системном подходе вычленяются, обособляются элементы исследуемого явления (например, элементы политической системы общества; отрасли, институты при анализе системы права; нормы при анализе института; структурные части нормы при ее структурном анализе; структурные подразделения государственного органа), устанавливается специфика их содержания, дается функциональная характеристика. Системный метод представляет собой изучение государства и права, а также отдельных государственно-правовых явлений с позиции их системности, т.е. вхождения в состав соответствующей системы. Так, например, применение этого метода позволило выделить мировые правовые системы современности: англо-американскую, романо-германскую, обычного права и религиозную.

С системным подходом тесно связан функциональный подход, который заключается в выяснении функций государства и права и их элементов (функции государства, функции юридической ответственности, функции правосознания и т.д.). Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений но отношению к другим.

Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в регионах Российской Федерации судов присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д.

3. Частнонаучные (специальные) методы - это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук, а затем используются для изучения государственно-правовых явлений. К таким методам относят социологический, статистический, математический и др.

Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития. Путем, например, проведения социологических исследований делаются соответствующие выводы о характере и результативности проводимой властными структурами государства правовой политики.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка. Например, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие - к сокращению. На основе полученной статистической информации проводится научный поиск причин, порождающих указанные тенденции.

Математический метод - это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. Еще И. Кант заметил, что в «каждом знании столько истины, сколько математики». В настоящее время математические методы применяются не только в криминалистике или судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в правотворчестве, и в других сферах правовой действительности и т.п.

4. Частноправовые методы являются сугубо юридическими. К ним относятся формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Формально-юридический метод позволяет определять специальные юридические термины (как, например, «юридическое лицо», «существенный вред», «смягчающие вину обстоятельства»), выявлять их признаки, провести классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Задача метода состоит в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Сравнительно-правовой метод (компаративистика) позволяет сопоставить различные правовые системы (макросравнение), либо их отдельные элементы (микросравнение) - законы, юридическую практику и т.д. - в целях выявления их общих и особенных свойств. В правовой науке сравнительно-правовой метод используется прежде всего и в основном при изучении законодательства двух или более государств.

Как видим, методы научного познания государства и права многообразны, тесно связаны между собой и лишь в совокупности и взаимодействии позволяют успешно и эффективно решать теоретические проблемы указанной сферы.

Как и любая другая фундаментальная наука, правоведение выполняет ряд важных функций, характеризующих ее теоретическое и практическое значение для преобразования общественной жизни. Несмотря на разнообразие классификаций, представляется возможным выделить функции, которые в обобщенном виде определяют основные направления научной деятельности в сфере права.

Реализуя онтологическую функцию, правоведение объясняет сущность и содержание государственно-правовых явлений, причины их возникновения и функционирования, отвечает на вопросы: что есть государство и право? как и почему они возникли? что представляют собой в данный момент? и др.

Суть гносеологической (познавательной ) функции - в научном познании закономерностей и категорий государственно-правовой жизни. Данная функция представляет собой выработку и оформление научных знаний о государстве и праве; она направлена на изучение и анализ фактического материала об органах государственной власти, их структуре, формах и методах работы, правовых нормах, порядке их создания, упорядочения и применения, правосознании общества и отдельных социальных групп, об обеспечении законности и правопорядка в стране и т.д.

Прогностическая функция правоведения проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем. Она определяет в теоретическом плане пути дальнейшего развития государства и права, формируя научно обоснованные предложения о совершенствовании аппарата государства, его функций и методов работы, действующего правового регулирования. Ученые-юристы много внимания уделяют разработке обоснованных предложений по укреплению законности и правопорядка в стране, по закреплению прав и свобод граждан, обеспечению их охраны и защиты, ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве, борьбе с преступностью и другими правонарушениями и т.д.

Осуществляя идеологическую (идейно-воспитательную ) функцию, правоведение приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на общественную жизнь, деятельность органов и организаций, правосознание и поведение должностных лиц и отдельных граждан как важнейший идеологический фактор. Такая функция способствует повышению авторитета, социальной значимости закона, воспитанию уважения к его установлениям, формированию высокого уровня общественной, групповой и индивидуальной юридической культуры.

Таким образом, функции правоведения раскрывают и показывают роль данной науки в общественной жизни, ее значение для общественной и юридической практики, они взаимосвязаны, дополняют друг друга, а потому, лишь взятые в системе, дают полное представление о назначении такой науки, как правоведение.

Контенты лекционных занятий

Тема 1. Понятие, предмет, метод и задачи курса «Правоведение»

Согласно Конституции РФ мы все живём в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Правоведение-наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.

Основные отрасли российского права:

1. Конституционное право;

2. Административное право;

3. Финансовое право;

4. Земельное право;

5. Гражданское право;

6. Трудовое право;

7. Семейное право;

8. Уголовное право;

9. Гражданское процессуальное право;

10. Уголовно-процессуальное право;

11. Экологическое право;

12. Международное право.

Предмет науки важно отличать от её объекта, под которым понимается определённая часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки-всё то, что она теоретически осваивает в определённом объекте. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав.

Предмет правоведения:

1. Право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2. Государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3. Соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4. Система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Метод науки-совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы правоведения:

1. Всеобщие-общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления как диалектика и метафизика (при диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека);

2. Общенаучные-способы познания, которые используются целым рядом наук, в том числе и правоведением;

а) анализ-условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;

б) синтез-изучение явлений путём их объединения и рассмотрения как единого целого;

в) логический-изучение явления с помощью формальной логики;

г) исторический-изучение явления в историческом аспекте;

д) функциональный-исследование функций различных явлений;

е) системный-изучение явлений как единой системы.

3. Частнонаучные–методы, заимствованные правоведением из других наук;

а) статистический;

б) социологический;

в) сравнительно-правовой;

г) моделирование.

Знание основ права специалистами неюридического профиля позволяет верно и правильно ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях.

Знание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.

В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Тема 2. Государство и право

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определённая система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определённых общих правил (социальных норм). Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении, ибо каждый отдельный член его имел собственные интересы. Данные интересы без их согласования способны «разорвать» общество, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личный интерес) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.

Принцип разделения властей создаёт механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц. Главное требование проблемы разделения властей, выдвинутое Дж. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путём принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причём каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Данный принцип является одной из основных характеристик демократического политического режима.

Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют, опираясь на право и правовые средства.

Государство-особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения к выполнению своей воли.

Признаки государства:

1. Отличающие его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества;

а) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как гражданство (подданство);

б) наличие особой публичной власти, отделённой от общества;

в) наличие специального слоя людей, профессионально занятых управлением (бюрократия);

г) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций;

д) государственные атрибуты (герб, гимн, флаг);

2. Отличающие его от других политических организаций современного общества (политических партий);

а) суверенитет-полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене;

б) правотворчество-только государство может издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны;

в) монополия на легальное применение насилия.

Причины возникновения государства:

1. Переход от «присваивающей» экономики к «производящей» и разделение труда;

2. Появление частной собственности на продукты и орудия труда;

3. Классовое расслоение общества.

Теории происхождения государства:

1. Теологическая-оно рассматривается как божий промысел (А. Августин, Ф. Аквинский);

2. Патриархальная-оно рассматривается как большая семья, где монарх–это отец, а его подданные–это члены семьи, т.е. сыновья (Аристотель, Р. Филмер, Н.К. Михайловский);

3. Договорная (XVII в.)-оно понимается как общественный договор (Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев);

4. Марксистская (XIX в.)-оно объясняется расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности;

5. Теория насилия (XX в.)-оно является результатом определённого политического действия: внутреннего или внешнего насилия, завоевания.

Функции государства-основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определённого исторического этапа развития.

1. Внутренние;

а) экономические-экономические процессы и управление экономикой;

б) социальные-организация системы социального обеспечения;

в) культурные-формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения;

г) правовые-обеспечение правопорядка и осуществление правовых норм;

д) политические-обеспечение политической стабильности и осуществление властных полномочий;

2. Внешние;

а) организация государственной обороны и безопасности;

б) осуществление международного сотрудничества;

в) участие в решении глобальных проблем.

Типы государства:

1. Правовое государство-государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

У истоков этой идеи стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение данная концепция получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье.

Основные признаки:

а) верховенство закона;

б) соблюдение и охрана прав и свобод человека;

в) принцип разделения властей;

г) взаимная ответственность государства и гражданина.

2. Социальное государство-государство, деятельность которого направлена на человека, его достойное существование.

Характерные черты:

а) развитые рыночные отношения и многообразие форм собственности;

б) свобода выбора для наёмных работников;

в) высокий жизненный уровень населения;

г) развитое социальное законодательство.

Форма государства-совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

Основные элементы:

1. Форма правления-система организации высших органов государственной власти, их компетенция и порядок образования.

а) монархия (царь, султан, император, король); виды: абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная);

б) республика: виды: президентская, парламентская, смешанная (полупрезидентская или президентско-парламентская);

2. Форма государственного устройства-территориальная структура государства, отношение государства с его территориальными единицами.

а) федерация;

б) конфедерация;

в) унитарное государство;

3. Политический режим-средства и методы осуществления государственной власти.

б) тоталитаризм;

в) демократия.

Основные подходы к вопросу типологии государства:

1. Формационный (основные постулаты);

а) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели) процессе;

б) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;

в) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

г) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой;

2. Цивилизационный (характерные особенности);

а) каждая цивилизация основана на определённом первичном символе, который придаёт ей стилевую согласованность и формирует конечные ценности (пирамиды Древнего Египта, которые демонстрируют не только архитектурную символику, но наполнены экономическим, политическим, социальным смыслом);

б) цивилизациям присуща своя динамика развития, охватывающая длительные исторические периоды (фазы: генезис-рост-созревание-увядание-упадок-распад);

в) цивилизации взаимодействуют между собой и результатом этого является выборочное восприятие элементов друг друга, при этом без нарушения собственной индивидуальности;

г) цивилизации могут подвергаться возрождению и трансформации, но при этом так называемая «смерть» цивилизации не имеет тотального и «необратимого» характера (погибшая Византийская цивилизация оставила своё духовное наследие России балканским славянам).

Гражданское общество-совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства.

В таком обществе человеку гарантирован свободный выбор политической, экономической жизни, добровольность вступления в любую общественную организацию и участие в ней в рамках закона. Чем больше членов общества включено в такие организации, тем более развито гражданское общество. Форма правления в гражданском обществе-демократическая.

Главные принципы гражданского общества:

1. Свобода человека как члена общества;

2. Равенство человека с другими людьми;

3. Самостоятельность человека как гражданина, разграничение прав человека и гражданина.

Направления формирования гражданского общества в России:

1. Создание экономической основы в виде многообразия форм собственности;

2. Формирование нового типа государственности, который базируется на приоритете права;

3. Стабилизация общества на основе гражданского мира.

Правовое государство и гражданское общество тесно взаимосвязаны между собой. Необходимым условием формирования правового государства является зрелое гражданское общество.

Современное российское государство по своему типу является переходным: оно несёт на себе отпечаток черт советской государственности (стремление контролировать различные стороны жизни индивида и общества, выступать в роли главного распорядителя средств; номенклатурный принцип подбора руководящих кадров и др.). Однако проявляются и демократические начала в его деятельности: свободные выборы на альтернативной основе как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм, разделение властей.

Создание правового, социального государства в России-дело конечно же не нескольких лет, оно займёт немало времени. Движение к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда первоочередных проблем. Прежде всего необходима сильная государственная власть. Акцентируя внимание на разделении функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, важно наладить их эффективное и столь необходимое им в работе сотрудничество, чтобы окончательно ликвидировать почву для их противостояния. Должна быть преодолена и некоторая слабость федеральной власти, ощущаемая в решении ряда актуальных проблем, возникающих в условиях становления рыночных отношений и появляющихся очагов социального напряжения.

Снижение регулирующего воздействия государственной власти на социальные процессы связано в том числе и с тем, что пока не найдено оптимального соотношения между компетенциями законодательной и исполнительной ветвей власти, обусловлено оно и известной слабостью судебной системы. Право до сих пор не стало повсеместной основой деятельности государственных органов, что в условиях несформированной до конца судебной системы создаёт возможности для произвола властей, нарушения прав и свобод граждан.

Право выступает одним из наиболее универсальных нормативных регуляторов общественных отношений и является фундаментальной ценностью человеческой культуры. Право-целостное системное явление, состоящее из взаимосвязанных друг с другом элементов.

Право-система общеобязательных формально определённых юридических норм, которые выражают общечеловеческие и узкофункциональные интересы, устанавливаются либо санкционируются государством, охраняются от нарушения мерами государственного воздействия (в том числе и принудительного характера) и служат регулятором общественных отношений.

1. Естественное право-право человека на жизнь, свободу, безопасность;

2. Объективное (позитивное) право-система юридических норм, оформленных государством и предписанных им для решения тех или иных проблем;

3. Субъективное право-гарантированное государством право физическим и юридическим лицам на труд, образование, здравоохранение, отдых.

Основные признаки:

1. Волевой характер-выражение государственной воли, а через неё-классовых, религиозных, общечеловеческих и иных интересов;

2. Общеобязательность-обязательность исполнения норм права теми, кому они адресованы;

3. Формальная определённость-конкретность, однозначность, чёткая сформулированность и закреплённость норм права в письменном виде;

4. Связь с государством-деятельность специально уполномоченных государством органов с соблюдением специальной процедуры;

5. Охрана мерами государственного воздействия-применение мер принудительного характера.

Основные принципы:

1. Справедливость-тесная связь норм права с нормами морали и нравственности;

2. Равенство всех перед законом и судом (несмотря на все различия между людьми)-признание равными в правах и обязанностях;

3. Единство прав и обязанностей-невозможность их существования друг без друга;

4. Гуманизм-идея уважения к личности, её правам и свободам;

5. Демократизм-осуществление народом своей власти через представительные (законодательные) органы;

6. Сочетание убеждения и принуждения.

Функции права-основные направления правового воздействия на общественные отношения.

1. Регулятивная-воздействие на общественные отношения посредством установления определённых правил поведения;

2. Охранительная-защита личности и государства от правонарушений;

3. Воспитательная-формирование у граждан необходимой правовой культуры и уважительного отношения к праву.

Институт права-упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определённый вид (группу) общественных отношений (в конституционном праве нормы, регулирующие вопросы выборов, институт гражданства).

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт-лишь их вид. Институт-гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов.

Виды институтов:

1. В зависимости от характера-материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

2. В зависимости от сферы распространения-отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);

3. В зависимости от функциональной роли-регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

В современной литературе указываются возможные модели во взаимоотношениях государства и права:

1. Тоталитарная-государство выше права и им не связано;

2. Либеральная-право выше государства;

3. Прагматическая-государство создаёт право, но не связано им.

Основные правовые системы (семьи) современности:

1. Романо-германская (континентальная);

а) единая иерархически построенная система источников права;

б) главную роль в формировании права играет законодатель;

в) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

г) важное положение подзаконных нормативных актов;

д) деление системы права на отрасли;

2. Англосаксонская (англо-американская; общее право);

а) судебный прецедент выступает основным источником права;

б) ведущая роль в формировании права (правотворчество) отводится суду;

в) главенствующее значение процессуального права, которое во многом определяет право материальное;

г) отсутствие кодифицированных отраслей права;

д) отсутствие классического деления права на частное и публичное;

3. Религиозная;

а) главный творец права-Бог;

б) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности;

в) тесная связь юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами;

г) отсутствие деления права на частное и публичное;

д) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека;

4. Традиционная;

а) доминирующее место в системе источников права обычаев и традиций, имеющих, как правило, неписаный характер и передаваемых из поколения в поколение;

б) признание государством обычаев и традиций как совокупности юридических, моральных и мифических предписаний;

в) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.

Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает часто средством проведения политики конкретного государства. Взаимосвязь права с государством проявляется в том, что государство в лице его уполномоченных органов принимает и устанавливает юридические нормы.

Административная ответственность -предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершённое административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций).

Административное правонарушение -противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административный арест -кратковременное лишение свободы по постановлению суда за некоторые виды административных правонарушений.

Административный штраф -денежное взыскание, мера материального воздействия на лиц за совершенное административное правонарушение.

Амнистия (греч.amnestia -забвение, прощение)-освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление.

Аппарат государства -система государственных органов,взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.

Брак -юридический факт, представляющий собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключённый в порядке и на условиях, установленных законом, направленный на создание семьи.

Ветви власти -разграничение полномочий государственных органов на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Вина (виновность) -внутреннее психическое отношение правонарушителя к совершённому им общественно опасному деянию.

Власть -форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия; сущностью власти являются отношения руководства и подчинения.

Гипотеза (греч.hypothesis -основание, предположение)-элемент нормы права, указывающий круг лиц, к которым адресована норма, а также обстоятельства (юридические факты), при которых она реализуется, т. е. возникают, изменяются или прекращаются правоотношения.

Государственная Дума -нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации.

Государство -особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат для управления и принуждения к выполнению своей воли.

Гражданско-правовой договор -соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Гражданское общество -совокупность межличностных отношений (нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных) и институтов, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства.

Гражданское право -система правовых норм, регулирующих товарно-денежные и иные имущественные отношения, а также личные неимущественные отношения между юридически равными, автономными, имущественно и организационно обособленными субъектами.

Дееспособность -предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности.

Демократия (греч. demos -народ, kratos -власть)-политический режим, основанный на признании народа источником власти и носителем суверенитета.

Депутат (лат. -уполномоченный)-лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Дисквалификация -лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Диспозиция (лат. dispositio -расположение)-элемент нормы права, определяющий модель поведения с помощью установления прав и обязанностей лиц, вступающих в правоотношения.

Дисциплина труда -обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определённым в соответствии с трудовым законодательством.

Закон -нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, принимаемый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом и обладающий высшей юридической силой.

Законность -точное и неукоснительное соблюдение в государстве правовых норм всеми субъектами права.

Законодательный процесс -процесс по внесению, обсуждению и принятию законов; главное направление деятельности Федерального Собрания РФ-парламента России как высшего представительного и законодательного органа Российской Федерации.

Запрещающие нормы права -они устанавливают запреты на совершение определённых действий, т. е. указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Имущественные отношения -отношения, складывающиеся в результате владения, пользования и распоряжения имуществом, а также отношения, связанные с передачей материальных благ.

Институт права (лат. institutum -установление, учреждение)-упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определённый вид (группу) общественных отношений.

Испытательный срок -указанный в трудовом контракте период, в течение которого нанимаемое лицо проходит испытание на предмет выявления его пригодности, установления соответствия работника поручаемой ему работе (по закону он не должен превышать трех месяцев).

Категории преступлений -деяния, различающиеся в зависимости от характера и степени общественной опасности, предусмотренные Уголовным Кодексом; подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Конституция (лат. constitutio -установление)-основной закон государства, определяющий как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, а также герб, гимн и флаг государства, его столица.

Конституционное право -упорядоченная совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти.

Контракт о гражданской государственной службе -юридически обязательное соглашение о профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение (невыполнение) этих действий.

Конфедерация (лат. confoederatio -союз, объединение)-временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.

Крайняя необходимость -устранение опасности, угрожающей интересам личности, обществу, государству, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, а причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый.

Материальное право -совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения.

Меры административной ответственности -действия уполномоченных органов или должностных лиц, направленные на предупреждение возможных правонарушений, прекращение противоправных деяний и предотвращение их последствий.

Местное самоуправление -форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами,–законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Наследование по завещанию -односторонняя сделка, которая создаёт права и обязанности после открытия наследства.

Наследование по закону -установленный законом порядок призвания наследников к наследованию (8 очередей).

Невиновное причинение вреда -деяние признаётся совершённым невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть; деяние признаётся также совершённым невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Невменяемость -неспособность лица понимать значение своих действий вследствие психического заболевания.

Необходимая оборона -защита субъектом своих законных прав либо права и законных интересов других лиц, общества, государства от общественно опасного посягательства путём причинения вреда правонарушителю, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны.

Неприкосновенность личности -конституционное право граждан, при котором никто не может быть подвергнут аресту иначе как в порядке и случаях, предусмотренных законом.

Норма права -общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на регулирование общественных отношений.

Нормативно-правовой акт -государственный документ, принятый полномочным на то правотворческим органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера, обладающий определённой юридической силой.

Нормативный договор -соглашение между 2-мя или несколькими субъектами права, которое порождает правовые отношения (обязательства), исчезающие после выполнения условий договора.

Общество -обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, а также способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Объект -то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений и по поводу чего они вступают в юридические отношения.

Объективная сторона -совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение.

Объекты гражданских правоотношений -всё то, что в соответствии с их содержанием служит средством удовлетворения интересов управомоченных лиц.

Обязывающие нормы права -они указывают вид и меру должного поведения обязанного лица.

Орган записи актов гражданского состояния -государственные органы, регистрирующие акты гражданского состояния.

Ответственность -необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

Отрасль права -упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определённый род (сферу) общественных отношений.

Персональные данные -любая информация, относящаяся к определённому или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Подзаконный акт -нормативно-правовой акт, основанный на законе и действующий во исполнении его.

Политическая партия -специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров и служащая для борьбы за политическую власть.

Политическая система общества -совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.

Политический режим -совокупность методов, способов и приёмов осуществления государственной власти.

Постановление -нормативный правовой акт, принимаемый в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, установления норм, правил поведения, затрагивающих права и интересы физических и юридических лиц.

Права гражданина -охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права человека -охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

Правительство -высший орган исполнительной власти, возглавляемый главой государства или премьер-министром.

Право (в сугубо юридическом смысле)-система общеобязательных, формально определённых юридических норм, которые выражаю

Понятие методология используется в науке в двух основных значениях: 1) методология как наука о методах научного познания; 2) методология как совокупность методов научного познания. Любая наука в целях познания своего предмета использует определенные методы. Чем многообразнее и совершеннее эти методы, тем шире возможности науки.

Метод науки – это совокупность приемов, способов научного познания, с помощью которых исследуется предмет науки. Если предмет науки показывает, что изучает данная наука, то метод – как изучает наука свой предмет.

Виды методов правоведения:

I. Всеобщие методы (философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее общие представления о природе, обществе, мышлении):

1) метафизический метод (государство и право рассматриваются как вечные и неизменные социальные институты, глубоко не связанные друг с другом и с другими социальными явлениями);

2) диалектический метод (государство и право рассматриваются как явления исторические, взаимосвязанные, развивающиеся):

а) метод идеалистической диалектики (возникновение и развитие государства и права связывается с разумом, сознанием):

– объективный идеализм (возникновение и развитие государства и права связано с объективным разумом);

– субъективный идеализм (возникновение и развитие государства и права связано с сознанием и волей людей);

б) метод материалистической диалектики (возникновение и развитие государства и права связаны с объективными закономерностями развития общества).

Содержание метода материалистической диалектики образуют основные законы и категории диалектики. Основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. К числу категорий диалектики относятся: содержание и форма, общее и особенное, причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление и др. Законы и категории диалектики проявляют себя в государственно-правовой действительности.

Требования метода материалистической диалектики при изучении государства и права: 1) они должны изучаться в их взаимосвязи, в развитии, конкретно-исторически; 2) во взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой и другими общественными явлениями; 3) в тесной связи с общественной практикой.

Всеобщие методы имеют важное методологическое значение, так как они представляют собой мировоззренческий стержень исследования. Однако использования только всеобщих методов в государственно-правовых исследованиях недостаточно, так как они не могут дать ответа на конкретные вопросы юридической науки. Они указывают лишь самые общие подходы к разрешению научных проблем. Поэтому объективно возникает необходимость в применении более конкретных методов исследования.

II. Общенаучные методы (приемы, способы научного мышления, которые не охватывают всего научного познания, а используются на отдельных его этапах; они применяются всеми науками):

1) логический (основан на использовании законов и правил формальной логики, а также разнообразных логических операций (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, моделирование));

2) исторический (основан на исследовании истории возникновения и основных этапов развития изучаемого объекта);

3) структурно-функциональный (основан на исследовании внутренней структуры и функций изучаемого объекта);

4) системный (основан на исследовании взаимосвязей изучаемого объекта с другими объектами как элементами системы).

5) метод комплексного исследования; предполагает двоякий подход: а) с предметной стороны (комплексный подход означает исследование не только основной проблемы, но и других взаимосвязанных с ней проблем); б) с методологической (комплексный подход означает решение научной задачи с позиций не одной, а нескольких наук).

III. Частнонаучные/специальные методы (разработаны различными науками и используются юридической наукой в государственно-правовых исследованиях):

1) статистический – основан на сборе, обработке и анализе информации, характеризующей количественные изменения изучаемого объекта;

2) социологический – основан на использовании социологических приемов: наблюдения, анкетирования, интервьюирования, анализа материалов правоприменительной практики;

3) социально-психологический – основан на исследовании социально-психологических характеристик личности, социальных групп, общества в целом;

4) математический – основан на использовании математических методов и моделей в государственно-правовых исследованиях;

5) кибернетический – основан на использовании системы понятий, категорий и технических средств кибернетики.

IV. Частноправовые методы (разработаны юридической наукой на основе общенаучных и частнонаучных методов):

1) формально-юридический (нормативно-догматический) метод – основан на изучении права в «чистом виде», т.е. вне его связи с другими социальными явлениями (разновидностью этого метода является метод толкования норм права, выражающийся в уяснении содержания норм права);

2) метод сравнительного государствоведения и правоведения – состоит в исследовании того или иного объекта путем его сравнения с аналогичным объектом в других странах;

3) метод государственно-правового эксперимента – основан на апробации тех или иных государственно-правовых нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;

4) метод государственно-правового прогнозировани я – основан на построении научных прогнозов развития государства и права, государственно-правовых явлений.

Таким образом, правоведение использует в государственно-правовых исследованиях совокупность всеобщих, общенаучных, частнонаучных и частноправовых методов.

Факторы, определяющие выбор методов исследования:

1. Предмет исследования, характер изучаемой проблемы.

2. Научно-теоретическая позиция исследователя и уровень его профессионализма.

3. Социальный заказ, задачи исследования (социальный заказ не должен предрешать выводы исследования).

Методология правоведения не остается неизменной. Она постоянно обогащается. Развитие науки приводит к совершенствованию имеющихся и появлению новых методов исследования.

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по правоведению. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Правоведение». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении правоведения, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

1. Понятие, предмет и метод правоведения

Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности . Правоведение предназначено для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям, оно охватывает все важнейшие отрасли права, дает студентам необходимый минимум знаний. Правоведение – это наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.

Основные отрасли права, изучаемые правоведением :

1) конституционное право;

2) гражданское право;

3) наследственное право;

4) семейное право;

5) трудовое право;

6) земельное право;

7) налоговое право;

8) административное право;

9) гражданское процессуальное право; 10)арбитражно-процессуальное право; 11)уголовное право; 12)экологическое право; 13)международное право; 14)адвокатура и нотариат.

Предмет любой науки – это то, что она изучает, это та сторона действительности, на исследование которой данная наука нацелена. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав. Так, предмет теории государства и права охватывает :

1) наиболее общие закономерности зарождения, развития, функционирования и современного состояния государства и права;

2) основные, ключевые проблемы государства и права;

3) систему основных (базовых) понятий юриспруденции.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на отраслевые и комплексные и т. д. Именно система всех предметов наук, изучаемых правоведением, и составляет его предмет.

Метод науки – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы правоведения подразделяются на :

1) всеобщие;

2) общенаучные;

3) частнонаучные.

Всеобщие методы – общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления, как диалектика и метафизика. При диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека.

Общенаучные методы – это способы познания, которые используются целым рядом наук, в т. ч. и правоведением.

К их числу относятся :

1) метод анализа – условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;

2) метод синтеза – изучение явлений путем их объединения и рассмотрения как единого целого;

3) логический метод – изучение явления с помощью формальной логики;

4) исторический метод – изучение явления в историческом аспекте;

5) функциональный метод – исследование функций различных явлений, механизмов;

6) системный метод – изучение явлений как единой системы, выявление и изучение их связей в системе.

Частно-научные методы – это такие методы, которые заимствованы правоведением из других наук.

Среди таких методов можно назвать следующие :

1) статистический;

2) конкретно-социологический;

3) моделирование;

4) сравнительно-правовой.