Правовые основы предоставления государственных муниципальных услуг. Некоторые аспекты правового регулирования государственных услуг

Основу качественного предоставления государственных и муниципальных услуг составляет эффективное нормативное регулирование данной сферы. В России нормативное регулирование предоставления государственных и муниципальных услуг осуществлялось в несколько этапов. Первый этап нормативное регулирование в рамках административной реформы и существующего законодательства до принятия соответствующего Федерального закона. Второй этап - нормативно-правовое регулирование сферы в рамках принятого Федерального закона № 210 [Бледнова, 2013].

Рассмотрим правовые основы предоставления услуг в рамках административной реформы. До проведения административной реформы отсутствовали стандарты предоставления и качества государственных услуг. Законодательство не устанавливало сроки предоставления услуг, исчерпывающие перечни документов, ограничения оснований для отказа. Для повышения эффективности системы предоставления услуг требовались стандарты [Бледнова, 2013].

В рамках административной реформы, одним из главных направлений совершенствования системы государственного управления является повышение качества и доступности государственных услуг. Под административной реформой понимают «комплексные изменения в системе государственного управления: как в функционировании самих органов администрирования (внутренние административные процессы и процедуры), так и в организации взаимодействия с гражданами и различными общественными институтами и организациями». При этом следует отметить, что административная реформа как проект охватывает ограниченный период времени [Нарышкина, Хабириева, 2008].

Административная реформа Российской Федерации предусматривает реализацию мероприятий по шести основным направлениям [Распоряжение Правительства РФ №1789-р]:

  • · управление по результатам;
  • · стандартизация и регламентация;
  • · оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции;
  • · повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества;
  • · модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
  • · обеспечение административной реформы.

Ключевыми целями административной реформы в Российской Федерации являлись [Распоряжение Правительства РФ №1789-р]:

  • · повышение качества и доступности государственных услуг;
  • · ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
  • · повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

В рамках достижения цели «повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг» были разработаны соответствующие меры. В ходе реализации этих мер, выяснилось, что сфера государственных и муниципальных услуг требует единого законодательного подхода, что и повлекло за собой разработку Федерального Закона № 210.

Помимо Административной реформы в России оказание услуг закреплено Конституцией РФ. В статье 8 определяются гарантии единства экономического пространства, свобода перемещения товаров и услуг, а так же финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности [Конституция РФ].

Невозможность ограничения перемещения товаров и услуг установлена в статье 74 Конституции РФ. Данные положения закрепляют прав гражданина на свободное получение услуг любого характера, в том числе и государственных и муниципальных [Конституция РФ].

Еще одним нормативно-правовым актом, который является базовым при рассмотрении государственных и муниципальных услуг выступает ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе». В статье 47 в пункте 7 закона закреплено, что должностной регламент государственной гражданской службы включает перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа [Федеральный закон № 79].

Понятия государственных и муниципальных услуг закреплены в Бюджетном кодексе РФ. В соответствии с Бюджетным кодексом услуга рассматриваются, как деятельность, которая оказывается в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти или органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями и иными юридическими лицами [Бюджетный кодекс РФ].

К нормативно-правовой базе предоставления государственных и муниципальных услуг относятся и концепции: Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р; Концепция формирования в Российской Федерации Электронного Правительства до 2010 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 г. № 632-р. В данных концепциях выделяются направления реформирования сферы государственных и муниципальных услуг [Бледнова, 2013].

В Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами [Указ Президента №314].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 №373 был установлен Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг [Постановление Правительства РФ № 373].

Анализ данного документа свидетельствует о том, что под оказанием государственной услуги понимается последовательность действий (административных процедур) исполнительного органа государственной власти [Постановление Правительства РФ № 373].

Данное Постановление в полной мере определяет требования в разработке, составлению и утверждению административных регламентов, в которых содержится информация не только об органе, предоставляющем услугу, но и стандарт предоставления самой услуги. Постановление имеет ключевое значение при определении видов доступности услуг, так как в административном регламенте в разделе касающемся «Общих положений» прописывается описание заявителей, информация об органах предоставляющих услугу (место нахождения, график работы, справочные телефоны, адреса электронной почты и официальных сайтов органов), срок получения услуги. В разделе, касающемся «Требований к порядку исполнения государственных функций» располагается информация о размере платы за услуги организации, которая предоставляет услугу [Постановление Правительства РФ № 373].

В последующем такое понимание государственной (а по аналогии и муниципальной) услуги в целом перешло и в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Принятие Федерального закона, который будет регулировать сферу предоставления государственных и муниципальных услуг стало прорывом в вопросе повышения эффективности системы государственного и муниципального управления. В установлены и т?ребования к госуда?рственных и услуг, их по?рядок админист?ративных п?редусмотрена многоф?ункциональных п?редоставления услуг по «одного большое уделено инфо?рмационно-коммуникационных униве?рсальных ка?рт п?редоставлении и услуг. того, его на ко?ррупциогенных в сфере [Кайль, Епинина, 2014].

Исходя из положений данного закона, государственные и муниципальные услуги могут предоставляться в следующих формах.

Основная и распространенная п?редоставления до админист?ративной - пол?учение госуда?рственных м?униципальных че?рез исполнительной П?редоставления при фо?рме п?утем заявления об?ращения в кото?рый необходим?ую

В админист?ративной были новые оказания и услуг. население пол?учать в фо?рме элект?ронных и элект?ронных карт [Кайль, Епинина, 2014].

Рассмотрим предоставление государственных и муниципальных услуг посредством электронных порталов. В 2009 году был разработан Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, которые должны предоставляться органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями [Постановление Правительства № 1993-р].

Еще одна форма получения государственных и муниципальных услуг - это универсальная электронная карта (УЭК). Эта карта содержит электронное приложение, которое позволяет хранить данные гражданина (паспорт, полис ОМС, пенсионное и другие льготные удостоверения, включая медицинскую карту), которые позволят получать услуги финансовые, транспортные, социальные услуги [Федеральный закон № 210].

Одной из самой распространенной формой предоставления государственных и муниципальных услуг стали многофункциональные центры (МФЦ).

Предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ должно быть организовано по принципу «одного окна», то есть потребитель получает государственную или муниципальную услугу после однократного обращения. Взаимодействие с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, осуществляется МФЦ без участия заявителя в соответствии с нормативно-правовыми актами и соглашением о взаимодействии. В случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами субъектов РФ, предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ может осуществляться исключительно в электронной форме [Федеральный закон № 210].

Под многофункциональными центрами подразумевается - российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая требованиям, установленным Федеральным законом №210, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна» [Федеральный закон №210].

Помимо закона и региональных деятельность цент?ров, а п?равила услуг МФЦ Постановлением Российской от 3 2009 г. N «О ме?рах по качества госуда?рственных услуг на многоф?ункциональных п?редоставления (м?униципальных) Постановление пе?речень п?равил услуг, как п?редоставления, разделение на секто?ры, комфо?ртности, дост?упность и инфо?рмационной системы [Постановление №796].

Согласно постановлению на многоф?ункциональных должно не 50 (м?униципальных) по направлениям [Постановление №796]:

  • · социальная населения;
  • · регистрация на им?ущество и с
  • · оп?ределение подтве?рждение стат?уса
  • · регулирование деятельности.

След?ующий акт, зак?репляет положения п?редоставления (м?униципальных) - П?равительства РФ от №861 «О госуда?рственных системах, п?редоставление в фо?рме и услуг функций)». Постановление Положение о госуда?рственной системе. госуда?рственная система реестр и услуг создается обеспечения в фо?рме госуда?рственных и услуг, а ф?ункций по госуда?рственного (надзо?ра) и конт?роля [Постановление №861].

Создание реестра с в?ременной, инфо?рмационной пол?учения для услугопотребителей.

Указ РФ от 7 2012 «Об нап?равлениях системы уп?равления» к?ритерии услуг населения.

Указом основные по деятельности госуда?рственной в оказания (м?униципальных) услуг [Указ №601].

Ознакомившись с нормативными основами предоставления государственных и муниципальных услуг, можно сделать вывод о том, что нормативно-правовое регулирование организации предоставления услуг в Российской Федерации достаточно для того, чтобы предоставлять качественные и доступные услуги населению, при соблюдении всех требований, которые предъявляются к процессу предоставления государственных и муниципальных услуг.

Руслан Кононов , генеральный директор ООО «Центр юридической экспертизы», к.ю.н.

Оказание государственных и муниципальных услуг - относительно новый правовой институт. Его возникновение связано с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ). Большая часть Федерального закона согласно положениям статьи 30 вступила в силу с момента официального опубликования и лишь отдельные положения начали действовать через год. В него вносились отдельные изменения, но общая концепция оказания государственных и муниципальных услуг осталась неизменной.

Несмотря на довольно большой срок, прошедший с момента принятия Федерального закона № 210-ФЗ, на практике, при получении государственных и муниципальных услуг юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, возникают проблемы и вопросы, часть из которых рождена недостаточной информированностью об особенностях правового регулирования в данной сфере. В настоящей статье мы постараемся охарактеризовать правовое регулирование порядка оказания государственных и муниципальных услуг.

Федеральный закон № 210-ФЗ определяет государственную услугу как «деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги».

Аналогично муниципальная услуга - «деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований».

Признаки государственных и муниципальных услуг содержатся в приведенных выше определениях. Государственная (муниципальная) услуга осуществляется по запросу заявителей, в пределах полномочий оказывающего ее органа власти, в соответствии с нормативными правовыми актами.

Указанные признаки корреспондируются с принципом оказания государственных услуг, определенным в статье 4 Федерального закона № 210-ФЗ. Согласно ему, государственные и муниципальные услуги оказываются исключительно в заявительном порядке - при условии подачи заявления.

Заметим, что зачастую государственные услуги путают с государственными функциями, которые осуществляются без подачи заявления заявителями, но предполагают взаимодействие государственных органов, органов местного самоуправления с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Типичной реализацией государственной функции, предполагающей указанное выше взаимодействие, является осуществление контрольных мероприятий, на которые Федеральный закон № 210-ФЗ не распространяется.

Не следует также смешивать понятия государственных, муниципальных услуг и услуг, оказываемых в соответствии с гражданским законодательством.

Гражданско-правовые услуги регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, причем оказание услуг признается объектом гражданских прав (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации). В отличие от гражданско-правовой услуги, условия оказания которой определяются договором, государственная (муниципальная) услуга оказывается на основании заявления заявителя, подаваемого вместе с установленным нормативным правовым актом пакетом документов или их копий. По общему правилу государственные и муниципальные услуги предоставляются на возмездной основе, при условии оплаты государственной пошлины, размер которой определен нормативными правовыми актами. Нормативным правовым актом также может предусматриваться безвозмездное предоставление государственной или муниципальной услуги всем заявителям или их отдельным категориям.

Другим признаком государственной или муниципальной услуги является ее оказание органом власти. Федеральный закон № 210-ФЗ также содержит аналогичный принцип оказания государственной и муниципальной услуги. Согласно статье 4, государственные и муниципальные услуги предоставляются только государственными и муниципальными органами власти и в соответствии с нормативными правовыми актами.

Государственные и муниципальные услуги в зависимости от их вида подлежат включению в реестр государственных услуг Российской Федерации (федеральная государственная услуга), либо в реестр государственных услуг субъекта Российской Федерации (региональная государственная услуга), либо в реестр муниципальных услуг (муниципальная услуга).

Федеральный закон № 210-ФЗ также вводит понятие услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных и муниципальных услуг. В отличие от государственных и муниципальных услуг, услуги необходимые и обязательные для их предоставления оказываются государственными (муниципальными) учреждениями и иными организациями в рамках государственного задания (заказа).

Несмотря на несколько своеобразный правовой статус указанных услуг (по нашему мнению, они занимают промежуточное положение между гражданско-правовыми услугами и государственными и муниципальными услугами), для получателя этих услуг имеет значение только то, что они оказываются в установленных нормативными правовыми актами случаях и при условии включения в реестр государственных или муниципальных услуг, принятый постановлением Правительства Российской Федерации для федеральных государственных услуг, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - в отношении государственных услуг субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления - в отношении муниципальных услуг.

Информация об оказываемых государственных и муниципальных услугах, а также необходимых и обязательных для их оказания услугах подлежит размещению на Едином портале государственных и муниципальных услуг в сети Интернет (сайт http://gosuslugi.ru), а также на региональных и муниципальных порталах в случае их создания. Согласно Федеральному закону № 210-ФЗ на федеральном портале должна размещаться информация о государственных и муниципальных услугах всех уровней, на региональном - о региональных и муниципальных услугах, оказываемых в муниципальных образованиях соответствующего субъекта Российской Федерации.

Тем самым предусматривается реализация принципа, предусматривающего открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, закрепленного в статье 4 Федерального закона № 210-ФЗ.

На практике порталы зачастую содержат неполную информацию о государственных и муниципальных услугах, поэтому заявителю, желающему получить информацию о порядке оказания соответствующей государственной или муниципальной услуги рекомендуется зайти не только на федеральный портал и портал соответствующего уровня, но и на сайт органа власти или организации, которые оказывают соответствующую услугу.

Единый портал государственных и муниципальных услуг имеет еще одну важную функцию. Помимо традиционной формы оказания услуг - бумажной, с его помощью часть услуг может быть оказана в электронной форме. Для оказания услуг в электронной форме в некоторых случаях необходимо наличие технических средств для использования электронной подписи, либо регистрация на Едином портале. По ряду услуг возможна запись на прием для оказания услуги через Единый портал, региональные и муниципальные порталы, что позволяет экономить время, а также имеются электронные образцы (формы) заявлений и квитанций для оплаты государственных пошлин.

Несмотря на наличие возможности электронной записи на конкретное время, большинство заявителей по-прежнему предпочитают «живую очередь» в государственном (муниципальном) органе или организации, не пользуясь удобной процедурой, предоставленной государством.

Принцип оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также соответствующее право заявителей отражены в статьях 4 и 5 Федерального закона № 210-ФЗ. К сожалению, далеко не все государственные и муниципальные услуги переведены в электронный вид. Более того, судя по всему, те из них, которые не являются наиболее востребованными, в электронный вид переводить вообще не предполагается. Таким образом, соответствующий принцип, по-видимому, не будет до конца реализован.

Федеральный закон № 210-ФЗ предусматривает также создание многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг - МФЦ. По сути МФЦ - единая организация, выступающая официально уполномоченным посредником оказания государственных и муниципальных услуг. Заявителю перед подачей заявления следует уточнить, создан ли на его территории МФЦ, и входит ли в перечень государственных и муниципальных услуг, оказываемых с его помощью, конкретная услуга. Если соответствующую государственную или муниципальную услугу предоставляет МФЦ, то орган власти откажет в приеме заявления, предложив заявителю обратиться в МФЦ.

Большая часть положений административного регламента посвящена процедурам оказания государственной или муниципальной услуги и представляет интерес только для должностных лиц органов и сотрудников организаций, участвующих в ее предоставлении. Наиболее существенная для заявителя информация содержится в стандарте государственной или муниципальной услуги. Подчеркивая важность стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, Федеральный закон № 210-ФЗ относит получение государственной или муниципальной услуги в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги к основным правам заявителей.

Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги определяет основные требования к оказанию государственной и муниципальной услуги. Он устанавливается для каждой услуги в рамках специального раздела административного регламента. Перечень требований к стандарту определен в статье 14 Федерального закона № 210-ФЗ. К наиболее существенным для заявителя положениям стандарта предоставления услуги относятся следующие:

  • наименование государственной или муниципальной услуги;
  • наименование органа, оказывающего услугу;
  • результат предоставления услуги;
  • срок предоставления;
  • исчерпывающий перечень документов (в соответствии с нормативными правовыми актами), которые заявитель должен предоставить для получения услуги, а также перечень документов которые заявитель может, но не обязан предоставлять, так как соответствующие сведения могут быть запрошены органом самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия;
  • размер платы за оказание услуги и способ ее взимания.

Заявители обладают правом на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме. Как уже отмечалось, указанное право реализуется путем размещения информации как на порталах оказания государственных и муниципальных услуг, так и на официальных сайтах органов исполнительной власти, оказывающих указанные услуги, на стендах в помещениях органа или МФЦ, где организовано предоставление соответствующих государственных или муниципальных услуг. Помимо этого, заявитель может получить консультацию у сотрудника органа (МФЦ) относительно порядка оказания соответствующих государственных или муниципальных услуг. В некоторых органах исполнительной власти организованы специальные окна вне основных очередей для получения указанных консультаций. Отказ в консультации незаконен и в случае такого отказа может быть подана жалоба на действия органа или его должностных лиц.
Также возможно обращение по вопросам, связанным с оказанием государственных и муниципальных услуг с использованием почтовой связи, электронной почты, а также телефонной связи, форм на официальном сайте органа власти, если последние два способа консультаций используются органом.

Сроки ответа на обращение по вопросам о порядке оказания государственных и муниципальных услуг, направленное в письменном виде, аналогичен сроку ответа на любое иное обращение и составляет в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» за некоторыми исключениями 30 календарных дней . Нормы указанного федерального закона подлежат применению также и в отношении обращений организаций .

В процессе оказания государственных и муниципальных услуг могут возникать претензии заявителей по вопросам, связанных с их оказанием. Федеральный закон № 210‑ФЗ закрепляет право на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг. Это позволяет в большинстве случаев достаточно оперативно и с минимальными затратами решить вопрос (как уже отмечалось, срок рассмотрения обращений, к которым относятся и жалобы, составляет 30 календарных дней).

Наконец, любой спор, связанный с обжалованием государственных и муниципальных услуг, может быть рассмотрен в суде, решение которого будет обязательно как для заявителя, так и для органа власти, оказывающего государственную или муниципальную услугу.

Собрание законодательства Российской Федерации 2010, № 31, ст. 4179.

Шадрина Татьяна. Получи ответ по мылу // Российская газета. - Федеральный выпуск № 6203 (227) от 10.10.2013.

Указанной статьей определены основания продления срока с обязательным уведомлением гражданина.

См. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 18.07.2012 № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30.07. 2012 № 31 ст. 4470.

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С поправками, внесенными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.08 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.08 г. № 7-ФКЗ. Российская газета, № 7, 21.01.2009.

Федеральный закон от 06.10.99 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

Федеральный закон от 25.12.08 г. «О противодействии коррупции». Российская газета, № 266 (4823), 30.12.08 г.

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Собрание законодательства РФ, 10.05.2010, N 19, ст. 2291.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4179.

Постановление Правительства РФ от 03.10.2009 N 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг". Собрание законодательства РФ, 12.10.2009, N 41, ст. 4782.

Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 N 478 "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет". Собрание законодательства РФ, 22.06.2009, N 25, ст. 3061.

Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (вместе с "Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций", "Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг", "Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг") "Собрание законодательства РФ", 30.05.2011, N 22, ст. 3169.

Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1021-р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции». Собрание законодательства РФ, 27.06.2011, N 26, ст. 3826.


Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 N 729-р «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме. Собрание законодательства РФ, 02.05.2011, N 18, ст. 2679.

Устав Вологодской области от 03.10.01 г. Красный Север, № 202-203, 23.10.01 г.

Закон Вологодской области от 03.11.2010 N 2397-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти области в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Красный Север, N 127, 13.11.2010.

Постановление Губернатора Вологодской области от 20.10.2010 N 518 "О Порядке разработки и принятия административных регламентов взаимодействия органов исполнительной власти области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления области, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, при проведении совместной проверки". Красный Север, N 120, 26.10.2010.

Постановление Губернатора Вологодской области от 26.01.2011 N 28 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан". Красный Север, N 18, 02.02.2011.

Распоряжение Губернатора Вологодской области от 01.07.2010 N 1299-р "О плане перехода на предоставление в электронном виде государственных и муниципальных услуг". Документ опубликован не был.

Постановление Правительства РФ от 25.12.07 г. «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям». Собрание законодательства РФ. 2007. № 53. Ст. 6627.

Постановление Правительства Вологодской области от 30.06.2008 N 1230 "О мерах по переводу существующих государственных учреждений области в автономные учреждения и по привлечению юридических лиц, за исключением органов государственной власти и государственных учреждений, к оказанию государственных услуг". Красный Север, N 91, 05.08.2008.

Постановление Правительства Вологодской области от 23.12.08 г. «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (административных регламентов предоставления государственных услуг) органами исполнительной власти Вологодской области». Красный Север, 13.01.09 г.

Постановление Правительства Вологодской области от 24.08.2009 N 1292 "О создании государственного учреждения Вологодской области "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг на территории муниципального образования "Город Вологда". Красный Север, N 22, 02.03.2010.

Постановление Правительства Вологодской области от 01.12.2010 N 1379 "О программе мероприятий "Ликвидация административных барьеров в строительстве на территории Вологодской области на 2011 - 2015 годы". Красный Север, N 139, 11.12.2010.

Постановление Правительства Вологодской области от 27.12.2010 N 1547 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Вологодской области". Красный Север, N 1, 05.01.2011.

Постановление Правительства Вологодской области от 14.02.2011 N 109 "О формировании государственного задания для государственных учреждений области и финансовом обеспечении выполнения государственного задания". Красный Север, N 30, 18.02.2011.

Постановление Администрации г. Вологды от 28.10.2010 N 5755 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг". Вологодские новости, N 44, 10.11.2010.

Основная литература:

Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров/отв. ред. Л. Л. Попов; Моск. гос. ун-т имени О. Е. Кутафина (МГЮА).- М.: РГ-Пресс.2014.

Административное право России. Общая часть: учебник/под ред. С. А. Старостина.- М.: ИНФРА-М., 2010.

Административное право: учебник/под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной.- М.: Норма, 2010.

Агапов А. Б. Административное право: учебник для бакалавров/А. Б. Агапов.-8-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2012.

Попов Л. Л. Административное право России: учебник/Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров; отв. ред. Л. Л. Попов.- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: Проспект, 2013.

Дополнительная юридическая литература:

Административное право: учебник. / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. М.: Норма, 2008.

Административная реформа в России. Научно-практическое пособие. Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА – М, 2006.

Административные реформы в России: история и современность. Под общей ред. докт.экон.наук, проф. Р.Н. Байгузина. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006.

Анненкова В.Г. Роль административной реформы в обеспечении единства Российской Федерации. Административное право и процесс, 2006, № 1.

Бесчастнова Л.В. Актуальные проблемы правового регулирования административной ответственности в сфере предоставления государственных услуг // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 9. С. 35 - 38.

Гварамия Л.Ю. Административная реформа и регламентное регулирование в Российской Федерации. Юридический мир, 2008, № 2.

Грицай Г.И. Об административных регламентах органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2009. N 4. С. 10 - 12.

Зайцева Г.А. Повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации в контексте задач административной реформы. Государственная власть и местное самоуправление, 2008, № 5.

Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. Бачило И.Л. М.: Юристъ, 1998.

Исполнительная власть: организация и взаимодействие \ Отв.ред. Ю.А. Тихомиров. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2000.

Киселева Н.В. Проблемы привлечения к ответственности государственных служащих в результате предоставления некачественных государственных услуг. Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 9. С. 33 - 35.

Лапина М.А. Административная реформа: анализ первых итогов и проблем, стоящих перед субъектами исполнительной власти. Право и политика. 2005. № 10.

Мартынов А.В. Актуальные проблемы реализации административных регламентов в сфере исполнительной власти. Административное и муниципальное право. 2009. N 11. С. 68 - 71.

Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в субъектах Российской Федерации. Журнал российского права, 2008, № 10.

Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной. Государственная власть и местное самоуправление, 2005, N 11.

Нестеров А.В. Методология властных услуг. Государственная власть и местное самоуправление, 2009, N 3.

Новиков А.Б. К вопросу о конституционном обосновании административной реформы в Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право, 2006, № 10.

Паршин М.В. Качество государственных и муниципальных услуг: на пути к сервисному государству. – М.: Статут, 2013.

Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сборник / под общ. ред. Е.В. Гриценко, Н.А. Шевелевой. – М.: Волтерс Клувер, 2007.

Публичные услуги и право: научно-практическое пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова. – М.: Норма, 2007.

Саввина Ю.В. Проблемы выбора организационно-правовой формы многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Государственная власть и местное самоуправление, 2009, N 5.

Санатин В.П. Административно-правовое регулирование качества государственных услуг как фактор минимизации коррупционных рисков в сфере предпринимательской деятельности. Административное и муниципальное право. 2010. N 6. С. 80 - 84.

Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные. Журнал российского права, 2004, N 10.

Федосеева Н.Н., Заклязминская А.Н. Административные регламенты: инструменты современного государственного управления и новый институт административного права. Административное право и процесс. 2010. N 5. С. 14 - 17.

Филатова А.В. Аутсорсинг административно-управленческих процессов. Предпринимательское право, 2009, № 1. С. 14 – 17.

Чеботарева А.А. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: реальность 2014 года? Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 10. С. 16 - 20.

1.2 Стратегические цели, задачи и механизмы предоставления государственных услуг в электронном виде

Оценивая состояние информатизации государственного управления в Российской Федерации, как правило, говорят о том, что пройден уровень первичной компьютеризации и автоматизации рабочих мест. С начала действия ФЦП "Электронная Россия" начался процесс внедрения программного обеспечения, позволяющего использовать возможности ЭВМ на гораздо более высоком уровне - от формирования отчетности до анализа и реального воздействия на внутриведомственное управление.

С принятием новой редакции Концепции административной реформы и Концепции электронного правительства (2007-2008 гг.) начинается качественно новый этап, основной задачей которого является создание единой информационной среды межведомственного взаимодействия. Основными условиями ее создания являются:

· организация межведомственного электронного взаимодействия,

· повышение информационной открытости;

· создание возможностей для взаимодействия через Интернет;

· уменьшение затрат времени и средств, которые граждане и организации несут в связи с общением с государственными структурами.

Решение этих взаимообусловленных задач и должно в конечном итоге привести к созданию электронного правительства.

Таким образом, электронное правительство - это качественное и оперативное предоставление заявителям услуг и информации о своей деятельности органами государственной власти за счет широкого применения новых информационных технологий.

При введении понятия "электронное правительство" возникает и понятие "государственные услуги" и это обусловлено следующей логикой: органы государственной власти всех уровней создаются для исполнения конкретных функций, призванных улучшить жизнь населения. Для этого они и наделяются определенными полномочиями. Важнейшей функцией органа власти является предоставление определенного набора услуг, пользователями которых выступают граждане и юридические лица. Но, для того, чтобы предоставлять такие услуги необходимо создавать технологические и нормативные условия не только для заявителей, но и для самих органов власти.

Таким образом - основным содержанием электронного правительства является достижение высокого качества предоставления услуг через создание режима комфортности при их получении. Из чего складывается такая комфортность? Из двух составляющих:

1. Из возможности получить услугу по принципу "одного окна", особенно если это так называемая "мультиуслуга", предоставление которой зависит от слаженного, согласованного а потому, регламентированного взаимодействия нескольких ведомств;

2. Из оперативности ее предоставления. Достигнуть такого уровня можно только через внедрение информационных технологий.

Мы предполагаем, что для достижения высокого уровня предоставления государственных услуг, как важнейшей миссии исполнительной власти, необходима синхронизация этапов и темпов административной реформы и информационно-технологической реформ, так как это, на самом деле, это две стороны одной медали.

Сегодня практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа. При этом запросы формируются на бумажном носителе. В этом же виде предоставляется необходимая информация.

Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 478 установлена система информирования граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием сети Интернет. Основные положения, регулирующие эту систему, содержатся в двух документах.

Первый из них - одобренная Постановлением "Концепция единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет", устанавливающая общие положения системы информирования граждан и организаций об услугах и функциях органов исполнительной власти.

Второй документ - утвержденные Постановлением "Правила размещения в федеральных государственных информационных системах "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях)" (далее - Правила), регламентирующие процедуры размещения федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления сведений о своих услугах и функциях в указанных информационных системах.

Осенью 2009 г. распоряжением Правительством был утвержден план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти.

В плане выделяется пять основных этапов. Пошаговая реализация каждого из этапа будет создавать инструменты и механизмы для следующего шага.

I этап - завершение размещения информации о государственной услуге и государственной функции в сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на едином портале государственных и муниципальных услуг.

II этап - завершение размещения на едином портале государственных и муниципальных услуг форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде.

III этап - обеспечение возможности для заявителей в целях получения государственных услуг представлять документы в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

IV этап - обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления государственной услуги или исполнения государственной функции.

V этап - обеспечение возможности получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг, если это не запрещено федеральным законом.

Завершение пятого этапа, согласно Плану, отличается для разных типов услуг - от декабря 2011 до декабря 2014 года.

Методическое обеспечение перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде осуществляется Минкомсвязью России и Минэкономразвития России.

Подводя итоги первой главы, важно отметить, что вопрос о предоставлении государственных услуг в электронном виде хорошо проработан на концептуальном уровне, имеется соответствующая нормативно-правовая база: концепции, планы Правительства и отдельных ведомств.

Административная реформа, направленная на повышение доступности государственных и муниципальных услуг

Переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществлялся поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода, утверждаемыми высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ...

Административно-правовое регулирование отношений по организации предоставления государственных услуг

административный правовой государственный услуга В настоящее время в Российской Федерации идет процесс реформирования органов власти и особую актуальность, и социальную значимость приобретают вопросы...

Административный регламент Федеральной таможенной службы

Государственная социальная помощь

В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) дополнительная бесплатная медицинская помощь...

Нормативно-правовые основы для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Оптимизация технологий электронного правительства

В данной главе будет представлен анализ процесса предоставления конкретных электронных услуг в сфере трудоустройства и занятости на выбранных зарубежных порталах...

Правовая характеристика использования информационных технологий в деятельности государственных и муниципальных органов

Предоставление муниципальных услуг с использованием информационных технологий

Разработка стратегии развития муниципального образования

Стратегические направления. Комплексный характер стратегий социально-экономического развития определяется тем, что к реализации главной цели можно подойти с различных сторон, которые и обозначаются как направления...

Система предоставления государственных услуг в Российской Федерации

Разные источники отмечают, что понятие «Государственная услуга» в РФ возникло во время проведения административной реформы...

Стандарты оказания государственных услуг в региональном управлении и территориальном правлении

Сложные государственные услуги, в электронном виде встречаемые с методическими трудностями, когда в ее обеспечении участвуют различные по юридическому статусу субъекты которые разрабатывают специалисты...