Правовые основы деятельности образовательных учреждений. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности оу Нормативно правовые основы образовательной организацией

В результате освоения материала данной главы студенты будут:

знать

  • нормативно-правовую базу, регулирующую организацию труда в образовательной организации;
  • виды и типы документов, регламентирующих деятельность образовательной организации;
  • требования к обеспечению открытости образовательной организации;
  • нрава, обязанности и ответственность субъектов образовательной деятельности;
  • подходы к построению системы управления охраной труда в образовательной организации;
  • сущность понятий "организация труда", "условия труда", "охрана труда", "рабочее место", "трудовой договор" и их особенности применительно к образовательной организации;
  • принципы рациональной организации рабочего места;

уметь

  • проводить анализ структуры и содержания нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации;
  • разрабатывать отдельные локальные акты образовательной организации;
  • осуществлять действия по обеспечению прав, учащихся в образовательной организации;
  • планировать действия по рациональной организации труда;
  • планировать мероприятия по охране труда;

владеть

  • технологиями разработки локальных актов образовательной организации;
  • методами исследования труда;
  • навыками планирования и организации личного труда;
  • навыками оценки рабочих мест в образовательной организации.

Законодательная база функционирования и развития образовательной организации

Законодательная база образовательной организации - это набор нормативно-правовых актов, регулирующих ее деятельность. Выделяют четыре уровня такой регламентации:

  • федеральный;
  • региональный;
  • муниципальный;
  • уровень образовательной организации.

К федеральному уровню относятся следующие документы.

  • 1. Регламентирующие функционирование образовательной организации :
    • Конституция Российской Федерации;
    • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
    • Типовые положения об образовательных учреждениях всех форм и видов (утвержденные Правительством РФ);
    • Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
    • Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации";
    • Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности";
    • Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности";
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.03.2013 № 185 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятие с обучающихся мер дисциплинарного взыскания";
    • Трудовой Кодекс РФ;
    • другие федеральные законы, постановления Правительства и пр., касающиеся регламентации деятельность образовательных организаций по вопросам обеспечения комплексной безопасности, здоровьесбережения, организации условий образовательного процесса, охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, экологической и информационной безопасности и др.
  • 2. Регламентирующие процессы развития образовательной организации .
  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 №2148-р);
  • Федеральная программа "Дети России";
  • Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • Распоряжение 28-ра от 15.02.2013 "Об утверждении комплекса мер по модернизации системы общего образования";
  • Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р "Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) “Изменения в отраслях социальной сферы, направление на повышение эффективности образования и науки”" и др.

Примерами нормативно-правовых актов, разрабатываемых на региональном уровне, могут служить следующие документы.

  • Региональный закон об образовании (области, субъекта Федерации), поясняющий требования ФЗ "Об образовании" с учетом особенностей данного региона.
  • Приказы, постановления, положения, утвержденные региональными органами управления образованием (например, Приказ управления образования Тамбовской области от 06.02.2014 № 228 "Об утверждении Порядка согласования Программы развития образовательной организации").

На муниципальном уровне существуют следующие нормативно-правовые акты: территориальные нормативно-правовые акты (приказы, положения, распоряжения), регламентирующие как функционирование, так и развитие образовательных организаций .

На уровне образовательной организации разрабатываются следующие локальные акты.

  • Устав образовательной организации.
  • Образовательные программы.
  • Программа развития образовательной организации.
  • Система локальных актов, регламентирующих деятельность:
  • - по организации образовательного процесса;

органов самоуправления в образовательной организации;

  • - административную и финансово-хозяйственную;
  • - школьных комиссий;
  • - учебную и внеурочную деятельность;
  • - по обеспечению комплексной безопасности и организации условий образовательного процесса и пр.

Наряду с основными принципами государственной политики РФ в сфере образования (об этом см. в гл. 1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (далее ФЗ-273) устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования, тем самым являясь законодательной основой, регулирующей деятельность образовательной организации.

Функционирование образовательной организации начинается с ее создания. Возможные формы образовательных организаций устанавливаются гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.). Ст. 50. Коммерческие и некоммерческие организации). Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Различают при этом государственные, муниципальные и частные образовательные организации в зависимости от того, каким органом они созданы (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Формы образовательных организаций

Наименования образовательных организаций. ФЗ № 273 в ч. 5-6 ст. 23

устанавливает требования к наименованию образовательной организации. В связи с тем, что после введения в действия нового ФЗ № 273 возникло множество вопросов, связанных с переименованием образовательных организаций, Министерство образования и пауки Российской Федерации выпустило специальное Письмо, разъясняющее данный порядок. В частности, в связи с вопросом о необходимости замены устоявшегося названия "образовательное учреждение" па "образовательная организация" в соответствии с терминологией Закона, в письме дается следующее разъяснение: "Федеральным законом “Об образовании” не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц - “организация”, из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово “учреждение” не требуется заменять словом “организация"". Следует заметить, что в ранее действовавшем Законе об образовании термин "образовательное учреждение" относился ко всем образовательным организациям, что противоречило гражданскому законодательству, в котором "учреждением" называется лишь одна из организационно-правовых форм юридических лиц наряду со многими другими используемыми формами (автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство и т.п.). Называть такие организации учреждениями неправильно с точки зрения гражданского законодательства.

В соответствии с ФЗ наименование образовательной организации

1. Организационно-правовую форму. Согласно, Классификатору организационно-правовых форм к организационно-правовым формам юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, в том числе относятся:

Рис. 4.1.

  • 2. Тип образовательной организации. Согласно со ст. 23 ФЗ № 273 образовательные организации подразделяются па типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (подробнее об этом в параграфе 3.1). Если таких программ несколько, тип образовательной организации определяется по реализуемой программе наиболее высокого уровня.
  • 3. Собственник имущества (для автономных учреждений) муниципальное, государственное, федеральное.

Согласно ч. 5 ст. 108 ФЗ № 273 наименования образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 г.

Переименование образовательного учреждения, в первую очередь, будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом "Об образовании".

Согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, автономное учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием и создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

При этом наименование образовательной организации может содержать собственное название (детский сад, средняя школа, образовательный центр, комплекс и т.н., номер учреждения, собственное имя и др.), а также специальное наименование по желанию или установленному статусу, отражающему уровень реализуемых образовательных программ (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов и др.), условий их реализации, осуществления специальной деятельности (лечения, реабилитации и др.), присвоенное учреждению имя выдающегося гражданина или наименование юридического лица, в том числе фирменное и т.д.

Например, название образовательной организации может выглядеть так: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей знаний", где "муниципальное" - указание на учредителя (собственника имущества) учреждения; "учреждение" - указание на организационно- правовую форму; "бюджетное" - указание на тип государственного (муниципального) учреждения (необязательно); "общеобразовательное" - указание на тин образовательной организации; "Лицей знаний" - специальное наименование, указывающее на особенности осуществляемой образовательной деятельности. Устав образовательной организации. Основным документом, на основании которого действует образовательная организация, согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 273-ФЗ, является Устав, утвержденный в порядке, установленном законодательством РФ.

Устав - это официальный правовой документ, подтверждающий законность создания организации, определяющий и регулирующий порядок и условия его функционирования, основы взаимоотношений между его членами.

Устав образовательной организации представляет собой основанный на законодательстве официальный нормативный локальный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом (учредителем или уполномоченным им лицом) и регулирующий отношения в рамках конкретной организации.

В соответствии со ст. 52 "Учредительные документы юридических лиц" Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ , действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Устав - основной организационно-правовой и единственный учредительный документ казенных и бюджетных организаций (ч. 1. ст. 12. ФЗ "О некоммерческих организациях").

Функция этого нормативного документа состоит в детализации, конкретизации, дополнении, восполнении общей правовой нормы применительно к условиям образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процесса.

В рамках нового ФЗ-273 содержательная часть устава значительно сократилась. Если в Законе об образовании 1992 г. устав насчитывал свыше 25 пунктов обязательного содержания, то в соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ-273 устав должен содержать следующую информацию:

  • тип образовательной организации,
  • информацию об ее учредителе (группе учредителей),
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности,
  • структуру и компетенции органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Также обязательным условием (ч. 3 ст. 25 ФЗ-273) является обеспеченность доступа к уставу и возможность ознакомления с его положениями всех работников организации, обучающихся и их родителей (законных представителей).

В соответствии с ч. 2 ст. 26 ФЗ-273 управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоначалие в соответствии с ч. 3 ст. 26 ФЗ-273 подразумевает управление образовательной организацией ее руководителем (ректором, директором и т.п.). Термин "коллегиальность" схож с термином "самоуправление", используемым в старой версии Закона, и подразумевает формирование различных коллегиальных органов управления образовательной организацией:

общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации);

педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет);

  • - попечительский совет;
  • - управляющий совет;
  • - наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, которые должны быть предусмотрены уставом (ч. 4 ст. 26 ФЗ-273).

ФЗ-273 также указывает на возможность создания совещательных и контрольных органов, учитывающих мнение и интересы обучающихся и их законных представителей - советы обучающихся, советы родителей, профессиональные союзы обучающихся и т.п. (ч. 6 ст. 26 ФЗ-273). При этом организация имеет право на самостоятельное определение их структуры (ст. 27).

В соответствии с новым законодательством образовательная организация обладает автономией (ч. 1 ст. 28), т.е. может проявлять самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.

В ч. 2 ст. 28 ФЗ-273 говорится, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического

обеспечения , образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Часть 3 ст. 28 устанавливает широкий спектр компетенций образовательной организации, к которым относятся: разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка; материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; предоставление отчетности учредителю о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; установление штатного расписания; прием на работу работников; разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, программы развития образовательной организации; прием обучающихся в образовательную организацию; определение списка учебников в соответствии с утвержденным ФГОС и др.

Законом подчеркивается, что образовательная организация обязана выполнять требования законодательства, в том числе:

  • обеспечивать реализацию образовательных программ в полном объеме и соответствующего качества;
  • создавать безопасные для жизни и здоровья условия обучения, воспитания обучающихся и работников;
  • соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с Законом образовательная организация песет ответственность в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения функций , отнесенных к ее компетенции, а также за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. При этом организация и ее должностные лица несут административную ответственность (в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях) за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.

Устав проходит обязательную процедуру утверждения. После разработки документа образовательной организацией он согласуется с главой районной администрации и утверждается органом управления образованием, после чего соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ, а также осуществляется регистрация в инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС). После принятия ФЗ-273 отдельной процедуры принятия Устава коллективом образовательного учреждения не требуется. С 1 января 2003 г. все юридические лица обязаны проходить регистрацию в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). При этом выдается свидетельство о внесении записи в реестр, также необходимо получать свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Образовательные программы. Образовательные программы определяют содержание образования. Они разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Регламентация основной деятельности образовательной организации. Образовательная деятельность является основной для образовательных организаций и дополнительной для организаций, осуществляющих обучение. Требования к образовательной организации при осуществлении образовательной деятельности также определяет ФЗ-273. Так, гл. 6 предусматривает специальные положения, касающиеся оснований для возникновения , изменения и прекращения образовательных отношений.

В ФЗ-273 отражены новые принципы правового регулирования образовательных отношений. Среди них следует отметить такой принцип, как сочетание государственного и договорного регулирования образовательных правоотношений.

Можно считать образовательные отношения возникшими при оформлении распорядительного акта (приказа) образовательной организации о приеме (зачислении) лица в данную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации (в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем договора об образовании). Однако существуют ситуации, когда для издания распорядительного акта необходимо предварительное заключение договора об образовании. Такая форма предусматривается при приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования или на обучение, оплачиваемое физическими и (или) юридическими лицами. Отличительной особенностью обладает целевой прием в образовательную организацию, при котором до издания распорядительного акта необходимо заключить два договора: о целевом приеме и о целевом обучении. По своей правовой природе договор на оказание образовательных услуг относится к группе публичных договоров и договоров присоединения. В силу этого обучающийся присоединяется к условиям договора, которые обозначены в законе.

Все требования к действиям, осуществляемым по договору об образовании, нормированы ст. 54 ФЗ-273. В договоре отражаются:

основные характеристики предоставляемого образования (вид, уровень и (или) направленность образовательной программы);

  • - форма обучения;
  • - продолжительность обучения.

Особые требования предъявляются при условии представления платных услуг. Так, в договоре об образовании (в данном случае - договоре об оказании платных образовательных услуг) должна быть также указана полная стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты (при этом не допускается увеличение стоимости образования после заключения такого договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции). Важным условием является соответствие

информации в договоре информации, размещенной на официальном сайте организации в сети Интернет на момент заключения договора.

Правила оказания платных образовательных услуг определяются Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг". Кроме того, существует целый ряд форм договоров об оказании платных услуг, установленных Минобрнауки России. В соответствии с действующим законодательством к договору на оказание платных образовательных услуг применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей".

Основания и порядок прекращения договора об образовании. Образовательные отношения считаются прекращенными в случае отчисления обучающегося из образовательной организации. Существует два основания для этого:

  • - завершение обучения (получением образования);
  • - досрочное прекращение образовательных отношений.

При этом досрочное прекращение образовательных отношений может произойти по инициативе как самого обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося (например, в случае перевода в другую образовательную организацию), так и образовательной организации. Если организация сама инициирует прекращение образовательных отношений, то сделать это можно только в соответствии с установленными ст. 61 ФЗ-273 основаниями и только в отношении лиц, достигших 15-летнего возраста:

В случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе своих обязанностей по ее добросовестному исполнению и выполнению учебного плана;

если порядок приема, обучающегося в образовательное учреждение, был нарушен но вине обучающегося, что повлекло его незаконное зачисление;

По обстоятельствам, которые не зависят от воли сторон образовательных отношений (например, в случае ликвидации образовательной организации).

Согласно Закону № 273-ФЗ договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут образовательной организацией в одностороннем порядке. Например, в таких ситуациях, как просрочка оплаты образовательных услуг, или, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося. При этом в самом договоре должны быть определены основания для осуществления подобных действий.

В случае если прекращение образовательных отношений произошло по причине прекращения деятельности образовательной организации в случае, когда она лишилась государственной аккредитации, либо срок действия свидетельства о государственной аккредитации истек, а также если аннулирована лицензия этой организации, то данная образовательная организация обязана полностью возместить уплаченную заказчиком стоимость платных образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы.

Отдельные требования предъявляются к открытости образовательной организации, которая обеспечивается путем формирования и размещения в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет) открытых и общедоступных информационных ресурсов , содержащих информацию о деятельности организации (ст. 29). Перечень обязательного информационного контента сайта образовательной организации отражен в ч. 2 ст. 29. ФЗ-273, а также в приказе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и формату представления на нем информации".

Локальные акты образовательной организации. Эго нормативно-правовой документ, содержащий нормы, регулирующие образовательные отношения в образовательной организации в пределах ее компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Уставом образовательной организации. Сфера действия локальных актов распространяется только на саму организацию.

Важно отметить, что изменения законодательства влекут за собой и соответствующие изменения в системе локальных актов.

По типам локальные акты делятся на нормативные и индивидуальные.

Нормативные локальные акты рассчитаны на неоднократное применение и содержат обязательные правила поведения для всех или некоторых субъектов образовательного процесса, например, правила внутреннего распорядка.

Индивидуальные (ненормативные, распорядительные) локальные акты рассчитаны на однократное применение и юридически оформляют решения администрации образовательной организации, чаще всего в отношении конкретного участника образовательного процесса, например, приказ о приеме на работу.

Можно выделить следующие формы локальных актов: положения, постановления, решения, приказы, распоряжения, инструкции, должностные инструкции, правила. Представленный перечень видов локальных актов не является исчерпывающим.

Постановление оформляет решение коллегиального органа управления образовательной организации.

Приказ оформляет решение руководителя образовательной организации.

Решение - локальный акт собрания участников образовательного процесса.

Положение устанавливает правовой статус органа управления, структурного подразделения, либо порядок реализации какого-либо из правомочий.

Инструкция устанавливает порядок, способ осуществления той или иной функции, ведения какой-либо деятельности.

Правила регламентируют организационные, хозяйственные, дисциплинарные и иные специальные стороны деятельности образовательной организации или участников образовательного процессе.

Локальные акты образовательной организации могут быть классифицированы

:
  • а) в соответствии с компетенцией образовательной организации:
    • - локальные акты организационно-распорядительного характера,

локальные акты, регламентирующие вопросы организации образовательного процесса,

  • - локальные акты, регламентирующие отношения работодателя с работниками и организацию учебно-методической работы,
  • - локальные акты, регламентирующие деятельность органов самоуправления образовательной организации,
  • - локальные акты, регламентирующие административную и финансово-хозяйственную деятельность,
  • - локальные акты, обеспечивающие ведение делопроизводства;
  • б) по критериям:

по степени значимости: обязательные и необязательные,

  • - по сфере действия: общего характера и специального характера,
  • - по кругу лиц: распространяющиеся на всех работников образовательной организации и не распространяющиеся на всех работников организации,

но способу принятия: принимаемые руководителем образовательной организации единолично и принимаемые с учетом мнения представительного органа участников образовательных отношений,

По сроку действия: постоянного действия и бессрочные с определенным сроком действия,

по сроку хранения: постоянного хранения, 75 лет и др.

К локальным актам, требование о наличии которых закреплено законодательно, относятся: правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Эти документы должны быть размещены и находиться в свободном доступе па сайте образовательной организации в сети Интернет.

Важно помнить!

Если принятие локальных нормативных актов затрагивает права обучающихся и работников образовательной организации, то в этих случаях ФЗ-273 (ч. 3. ст. 30) предписывает учитывать мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также, при необходимости, представительных органов работников (при их наличии).

Если нормы принятых локальных актов ухудшают положение обучающихся или сотрудников образовательной организации по сравнению с положением, установленным законодательством об образовании или трудовым законодательством, либо они были приняты с нарушением уставного порядка, то в соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ-273 данные локальные акты не применяются и подлежат отмене.

Локальный акт - это официальный правовой документ, который издается в письменной форме и должен содержать необходимые реквизиты. Оформление локального акта выполняется в соответствии с требованиями "Государственной системы документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения ", а также нормами "Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30- 2003" (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации").

Примерный, но не исчерпывающий список локальных актов общеобразовательного учреждения может быть таким.

  • Положение о стимулировании работников образовательной организации.
  • Штатное расписание.
  • Планы работы учреждения.
  • Правила внутреннего трудового распорядка педагогических работников.
  • Положение о профессиональной этике.
  • Положение об общем собрании.
  • Положение об Управляющем совете.
  • Положение о разработке и принятии локальных актов .
  • Положение о распределении компенсационного фонда оплаты труда.
  • Положение о распределении стимулирующего фонда.
  • Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
  • Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану.
  • Положение об аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
  • Положение о квалификационном испытании педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
  • Положение о методическом совете школы.
  • Положение о педагогическом совете школы.
  • Положение о системе оценки качества образования.
  • Положение о мониторинге качества образования.
  • Положение о самообразовании педагогов.
  • Положение о повышении квалификации педагогов.
  • Положение о рабочей программе учителя.
  • Положение о ведении классных журналов.
  • Положение о публичном докладе.
  • Положение о программе развития.
  • Положение о родительском комитете.
  • Положение о внутри школьном контроле.
  • Положение о школьном сайте в сети Интернет.
  • Положение о языке обучения.
  • Положение о промежуточной аттестации.
  • Положение о порядке перевода и отчисления.
  • Положение о посещении мероприятий обучающимися.
  • Положение о ведении тетрадей.
  • Порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися.
  • Положение об организации контрольно-пропускного режима.
  • Положение о порядке подготовки и проведения самообследования.
  • Порядок доступа педагогических работников к базам данных.
  • Порядок по урегулированию споров конфликтов между участниками образовательного процесса и др.
  • Приказы и распоряжения директора.

Программа развития. Сегодня реализуется масштабная программа модернизации российского образования, требующая реализации соответствующих процессов в образовательной организации любого уровня. Документом, входящим в базу нормативно-правовых документов и регламентирующим деятельность по развитию образовательной организации, является Программа развития. Эго стратегический документ образовательной организации, представляющий систему управленческих действий по достижению желаемой модели образовательной организации, призванный усилить конкурентные позиции образовательной организации на рынке образовательных услуг.

Подробнее о содержании, требованиях, порядке разработки и экспертизы Программы развития образовательной организации вы можете прочитать в параграфе 7.3 данного учебника.

Выводы

  • 1. Законодательная база - это набор нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность образовательной организации. Выделяют четыре уровня законодательной базы: федеральный, региональный, муниципальный, уровень образовательной организации.
  • 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" является законодательной основой, регулирующей деятельность образовательной организации.
  • 3. Устав образовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный нормативный локальный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом (учредителем или уполномоченным им лицом) и регулирующий отношения в рамках конкретной организации.
  • 4. Образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
  • 5. Локальный нормативный акт образовательной организации - это нормативный правовой документ, содержащий нормы, регулирующие образовательные отношения в образовательной организации в пределах ее компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Уставом образовательной организации. Сфера действия локальных актов распространяется только на саму организацию.
  • Например, распоряжение администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 14.02.2015 № 221-р "Об утверждении организационно-технологической схемы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Центральном районе Санкт-Петербурга в 2015 году".
  • Письмо Минобрнауки России № ДЛ-151/17 от 10.06.2013 г. "О наименовании образовательных учреждений".
  • eduinspector.ru/2013/ll/24/lokalnyj-akt-o-lokalnom-akte/ (дата обраще
  • В силу того, что локальных актов, необходимых для регламентации деятельности образовательной организации в соответствии с действующим законодательством, очень много, и для их разработки привлекаются работники организации, порой не имеющие опыта нормотворческой деятельности, рекомендуется разработать Положение о разработке и принятии локальных актов, устанавливающее единые требования к локальным нормативным актам, их подготовке, оформлению, принятию, утверждению, вступлению в силу, отмене, внесению изменений и т.д.

Инна Масленникова
Описание опыта работы «Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений»

Общество никогда не будет существовать без образования . Люди с древних времен работали над тем , как лучше передать приобретенный опыт из одного поколения в другое. Так появилось образование . Любое цивилизованное общество наряду с функциями производства должно создавать образовательную систему для своего прогрессивного развития. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное образование , как первая ступень системы непрерывного образования .

Деятельность каждого дошкольного образовательного учреждения , вне зависимости от своего статуса и функций, регулируется нормативно - правовыми документами.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования . Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон №273-ФЗ «Об образовании » и приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования », внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ .

ФГОС вступил в силу с 01.01.2014 года, он направлен на повышение социального статуса дошкольного образования , обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования , обеспечения государственных гарантий уровня качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования , их структуре и результатам их освоения, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования . Реализация ФГОС ДО регулируется нормативно - правовой базой , которая наполнена необходимыми документами.

Это обязательное лицензирование образовательного учреждения , его аттестация и аккредитация, подтвержденная нормативно -правовыми актами в управлении образовательным учреждением , которые определяют организационные основы управления образовательным учреждением «Образовательное учреждение является юридическим лицом» (с. 12 п. 2 Закона РФ «Об образовании » , т. е. субъектом гражданского права. Работа образовательного учреждения , взаимоотношения участников образовательного процесса должны быть четкорегламентированы.

Цель : создание нормативно - правовой базы ДОО , обеспечивающей введение ФГОС ДО.

Задачи :

Сформировать банк нормативно -правовых документов по ФГОС федерального, регионального уровня;

Изучить нормативно – правовую документациюобразовательного учреждения , соответствующие требованиям ФГОС.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений .

Основополагающими документами нормативно - правовой базы , регламентирующими в условиях введения ФГОС являются :

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Р. Ф.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;

Конвенция ООН о правах ребенка;

1.1. Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлены общие принципы государственной политики в сфере образования : в частности, статья 43 провозглашает, что каждый имеет право на образование ; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях . Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования . Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты , поддерживает различные формы образования и самообразования . Эти положения Конституции устанавливают наиболее общие принципы функционирования системы образования . Все отношения в образовании строятся исходя из этих положений, в соответствии с ними.

1.2 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ., представляет собой документ, регулирующий вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства. Раздел IV Семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляет глава 12 «Права и обязанности родителей» . В статье 63 данной главы оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей , подчеркивается их ответственность за здоровье, образование , духовное и нравственное развитие ребенка. В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ, был принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» .

1.3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , регулирует управленческие и финансово-экономические отношения, содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам, более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса . Гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования . Закон очень подробно прописывает , каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, имеющих некоторые ограничения здоровья.

1.4. Конвенция о правах ребёнка - это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Принята 20 ноября 1989 г. ООН и вступила в силу 2 сентября 1990 г., после ратификации ее двадцатью государствами. В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов : Выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.

Выживание. Самое главное право детей - это неотъемлемое право на жизнь,право каждого ребенка на доступ к пунктам медицинского обслуживания, на уровень жизни, отвечающий стандарту (включающий пищу, чистую воду и жилище, право на собственное имя и национальность.

Развитие. Конвенция предусматривает право ребенка на образование ,

отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать

любую религию, право на свободу совести.

Защита. Многие положения Конвенции предусматривают защиту ребенка

в разных ситуациях : умственно отсталых, физически неполноценных детей,

детей беженцев,детей-сирот, детей, по тем или иным причинам расставшиеся со своими родителями. В некоторых случаях детей нужно

защищать от их собственных родителей.

1.5. ДокументыФедерального уровня :

Письмо Минобрнауки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О недопустимости требования от организаций , осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования , немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО» от 7 февраля 2014 г. N 01-52-22/05-382 Федеральным законом " Об образовании в Российской Федерации" устанавливается переходный период до 1 января 2016 года, в течение, которого образовательными организациями должны быть приведены наименования и уставы образовательных учреждений в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования . В связи с этим Минобрнауки России и Рособрнадзор обращают внимание на недопустимость требования от организаций , осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования .

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и » гл. I-XX Пересмотрены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций .

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования » гл. I-III Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования . Признан утратившим силу приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от 27 октября 2011г. N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении ".

Письмо Министерства образования и науки РФ от 01 .10. 2013 № 08 1408 гл. I IV Согласно новому Закону об образовании органы государственные власти регионов устанавливают нормативы затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования . С 1 января 2014 г. действует новое распределение полномочий. За счет субъекта реализуются дошкольные общеобразовательные программы в муниципальных учреждениях путем предоставления субвенций местным бюджетам. Приводятся подходы к установлению и методика расчета нормативов финансового обеспечения реализации правна общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных организациях .

Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации образовательной организации ». Образовательные организации размещают на своих сайтах следующие данные. Это сведения о дате создания организации , ее учредителях , месте нахождения, графике работы , уровне образования , формах обучения. Публикуется информация о сроке действия госаккредитации образовательной программы , педагогических работниках . Помимо этого на сайте размещаются копии следующих документов. Это устав образовательной организации , лицензия на осуществление деятельности , свидетельство о госаккредитации, план финансово хозяйственной деятельности и др . На сайте обязательно должна быть ссылка на сайт Минобрнауки России.

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг "В связи с принятием нового Закона об образовании заново утверждены правила оказания платных образовательных услуг . Платные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности , финансируемой из бюджета. Организации , осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджета , вправе оказывать платные образовательные услуги , не предусмотренные государственным или муниципальным заданием либо соглашением о выделении субсидии на возмещение затрат. Это возможно при предоставлении одних и тех же услуг на одинаковыхусловиях. Примерные формы договоров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно правовому регулированию в сфере образования .

1.6. Локальные акты,разрабатываемые для введения ФГОСДОподразделяются :

По научно-методическому обеспечению :

1. Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 12) .

2. Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении .

По организационному обеспечению :

1. Устав образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 25) .

2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения .

3. Договор образовательного учреждения с учредителем .

4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников.

5. Приказ об утверждении плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС ДО в образовательном учреждении .

6. Приказ о создании в образовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС ДО.

По кадровому обеспечению :

1. Должностные инструкции (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»).

2. Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС ДО.

По информационному обеспечению :

1. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения .

2. Положение об Интернет-сайте образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 29;

N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации ").

По финансовому обеспечению :

1. Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников образовательного учреждения

2. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения .

Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг (постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 " Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг ").

По материально- техническому обеспечению :

1. Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом требований ФГОС ДОкобразовательным учреждениям в части минимальной оснащенности воспитательно-образовательного процесса и оборудования помещений.

2. Положение о методическом кабинете (общие положения, задачи и направления деятельности методического кабинета, руководство и планирование работы методического кабинета, оснащение методического кабинета)

3. Положение о музыкальном зале. Положение о физкультурном зале. Положение об изостудии и т. д.

Регулирующие вопросы по организации воспитания и дополнительного образования детей , выражающие государственный заказ на формирование личности обучающегося, помогает современному педагогу разобраться в нормативных и правовых документах, не столько регламентирующих деятельность образовательных учреждений , сколько определяющих перспективные направления развития. Цель и задачи были достигнуты, путём рассмотрения нормативно - правовых документов по ФГОС федерального, регионального уровня, которые используют педагоги в дошкольном учреждении .

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

Правовой статус образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций, регламентация их деятельности. Учредители образовательных учреждений и организаций. Определение правоотношений между учредителем и образовательным учреждением или образовательной организацией. Защита прав и законных интересов образовательных учреждений. Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством. Контроль за соответствием деятельности образовательного учреждения целям, предусмотренным его уставом. Органы управления образовательных учреждений. Основы правового регулирования финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Особенности финансирования образования. Собственность образовательного учреждения.

Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования.

Понятие непрерывного образования, формы его получения и особенности реализации. Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия систем общего и профессионального образования. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования.

Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в сфере образования. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений. Проблемы профессионального роста работников. Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов. Оплата труда в сфере образования. Особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования. Формы защиты прав работников образовательных учреждений.

Понятие образования в правовом аспекте; роль и задачи образования в современном обществе, условия развития российского образования; система образования в Российской Федерации; конституционные основы функционирования системы образования в Российской Федерации;

правовой статус образовательных учреждений; типы и виды образовательных учреждений и организаций.

Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных учреждений, объединения, союзы, ассоциации. Регламентация их деятельности; учредительные документы, регистрация образовательных учреждений; автономия образовательных учреждений; права и обязанности, ответственность образовательных учреждений; типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизация и ликвидация; требования к уставу образовательного учреждения, его правовой статус; учредители образовательных учреждений и организаций.

Тематика семинарских занятий (6 часов).

Тема I. Нормативно-правовые основы деятельности образовательного учреждения (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Типовые положения о соответствующих типах и видах, образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, органы управления образовательными учреждениями.

2. Понятие качества образования и его правовые основы. Система контроля образования на уровне образовательного учреждения (промежуточная, итоговая аттестация учащихся, экзамены).

3. Критерии оценки содержания и качества подготовки по образовательным программам различной длительности и направленности.

4. Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях.

5. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений

Задания к семинару:

1. Заполните таблицу, используя типовые положения об образовательных учреждениях:

Тип образовательного учреждения Предназначение Особенности
Общеобразовательное учреждение.
Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Образовательное учреждение дополнительного образования.
Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Образовательная школа-интернат.
Оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Межшкольный учебный комбинат.

2. Классифицируйте высшие учебные заведения по их задачам и структуре.

образовательных учреждений. Отличия между российской и зарубежными системами аккредитации.

Тема II. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесение российского и зарубежного законодательства в области образования (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

Поскольку сфера образования представляет собой совокупность субъектов, взаимодействующих между собой и с другими субъектами, безусловно необходимо знать установленные правила, механизмы и процедуры этого взаимодействия.

На международном уровне образование осуществляется на основании следующих нормативных документов.

Среди документов ООН, посвященных образованию, выделяют Декларацию прав ребенка, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. с Дополнительным Протоколом 1952 г., Международный пакт "О гражданских и политических правах", Декларацию "О социальных и правовых принципах", касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Декларацию "О праве на развитие", Конвенцию "О сотрудничестве в области культуры, образования, науки, информации в Черноморском регионе", Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов .

Всемирная декларация "Об обеспечении выживания, защиты и развития детей", Нью-Йорк 1990 г. в качестве одной из целей продекларировала обязательство предоставления базового образования и обучения грамоте всех детей планеты, осуществление программ по снижению неграмотности, создание условий для получения образования в течение всей жизни, которые дадут возможность ощущения поддержки в благоприятных социальных и культурных условиях.

Конвенция Международной организации труда № 107 "О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах" 1957 г. указывает, что лица, входящие в составы заинтересованного населения, пользуются такими же правами, возможностями профессионального обучения, что и остальные граждане. В этих целях правительства государств создают особые, предназначенные для них средства обучения. Данные средства предоставляют заинтересованным лицам возможность получения подготовки для таких занятий, к которым данное население издавна проявляло способность. Такая возможность представляется на всех ступенях образования наравне с остальным общегосударственным коллективом. Образовательные программы, предназначенные для заинтересованного населения, согласуются со степенью его социально-экономической и культурно-бытовой интеграции в общегосударственный коллектив. При этом дети заинтересованного населения обучаются грамоте на своем родном языке или, в случае невозможности, на языке, наиболее распространенном в той этнической группе, к которой они принадлежат.

Суть деятельности ЮНЕСКО - способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации, поощрение развитию народного образования, сохранение, увеличении и распространении знаний.

Важным шагом в изменении подхода ЮНЕСКО к проблеме образования явилась XI сессия Генеральной Конференции ООН 1960 г. утвердившая приоритет просвещения в программах ЮНЕСКО. ЮНЕСКО сотрудничает с рядом международных организаций, работающих в области образования: - Международным бюро просвещения, Международной Ассоциацией университетов, Всемирной Организацией дошкольного воспитания, Международной федерацией детских домов и другими в проведении совместных исследований по вопросам развития и подготовки национальных кадров, организации конференций и совещаний.

В целях объединения усилий государств - членов Совета Европы, защиты прав человека на образование, была принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод. При подписании Конвенции страны Европы договорились о том, что никому не может быть отказано в праве на образование. В статье 4 Конвенции сказано: "Государство при выполнении любых обязанностей, которое оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование, которое соответствует их религиозным и философским убеждениям".

Нижеприведенные конвенции Совета Европы предусматривали практически все ситуации и коллизии, которые могли возникнуть в сфере академического признания между подписавшими их западно - европейскими странами. Этими документами являются: Конвенция "О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы", Всемирная декларация "Об образовании для всех и Региональные рамки действий для стран Европы и Северной Америки"; Европейская конвенция "Об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты" 1953 г.(№ 15); Европейская культурная Конвенция, Европейская конвенция "Об эквивалентности университетских периодов обучения" 1956 г. (№ 21), Европейская конвенция "Об академическом признании университетских квалификаций" (№ 32), Европейское соглашение "О сохранении выплат стипендии студентам, продолжающим обучение за рубежом" 1969 г., Конвенция "О защите архитектурного наследия Европы" 1985, 1992 гг., Конвенция "О признании квалификаций, касающихся высшего образования в Европейском регионе"1997 г.

Основные правила взаимодействия субъектов Российской Федерации между собой и другими субъектами установлены следующими документами:

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Федеральным Законом Российской Федерации "Об образовании";

Другими законодательными и нормативными актами.

Гражданский кодекс Российской Федерации, будучи главным документом, определяющим основные условия участия организаций в гражданских (равноправных) отношениях, выделяет ряд особенностей для некоммерческих организаций. Важно отметить, что Кодекс допускает наличие таких особенностей у различных видов учреждений и разрешает, если допустимо так выразиться, их регулирование "законодательными и иными нормативными актами".

Конституционные положения обычно не реализуются непосредственно. Они конкретизируются в положениях других законодательных актов. В области образования такая конкретизация осуществлена принятым 10 июля 1992г. основополагающим для системы образования Законом Российской Федерации "Об образовании". Принятие Закона было очень важным шагом в становлении правового пространства, определяющего порядок функционирования системы образования в условиях рыночной экономики. Положения Закона были и остаются предметом дискуссий и анализа, по результатам которых в него вносятся изменения и дополнения. 13января 1996г. Закон был издан в новой редакции, которая к настоящему времени также претерпела существенные изменения.

Закон "Об образовании" важен следующими своими положениями:

В практику были введены определения образовательного процесса, образовательного учреждения и ряд других;

Был установлен единый подход к определению понятия образовательного учреждения - это юридическое лицо, не коммерческая организация в форме учреждения (в последней редакции было сделано дополнение для того, чтобы образовательную деятельность могли осуществлять и иные не коммерческие организации), осуществляющая образовательный процесс;

Установлены пределы компетенции по уровням управления образованием и определен круг функций и задач, реализуемых в сфере образования органами власти и управления на каждом уровне;

Определены экономические отношения в сфере образования: введено понятие „не предпринимательской деятельности" в сфере образования, определено содержание экономической автономии образовательного учреждения, отношения собственности в системе образования, обозначена необходимость налоговых льгот для образовательных учреждений;

Закон в значительной мере уравнял государственные и не государственные образовательные учреждения в возможностях осуществления образовательной деятельности, закрепив, правда, и некоторые существенные отличия: не государственным образовательным учреждениям в первой редакции Закона было предоставлено право получать бюджетное финансирование при наличии у них государственной аккредитации, но в дальнейшем такая возможность была оставлена только для учреждений, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

Государственные и муниципальные образовательные учреждения получили право осуществлять приносящую доходы деятельность, причем не только в сфере образования и науки, но и по другим направлениям.

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона "Об образовании" можно выделить Федеральные законы "Об общественных объединениях и общественных организациях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О некоммерческих организациях" и ряд других.

Безусловно, важным фактом явилось и определение набора государственных гарантий приоритетности сферы образования. Это обстоятельство трудно оценить однозначно:

С одной стороны, государство взяло на себя определенные обязательства по отношению к сфере образования, что, безусловно, положительно;

С другой стороны - эти обязательства стабильно не выполнялись, постоянно поднимался вопрос об отмене установленных льгот и обязательств, что порождало социальную напряженность в системе, и, в итоге, в большинстве своем эти гарантии были отменены.

Право ведения приносящей доход деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:

Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации: "Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям". Важно, что образовательные учреждения, будучи некоммерческими организациями, могут осуществлять деятельность, приносящую доходы;

Статьей 43 Закона Российской Федерации "Об образовании": "Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением".

Собственник - это государство, поэтому было бы логичнее часть дохода перечислять в бюджет, что, говоря формально, сейчас и делается, но, как всегда, "сплеча". В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, относятся к неналоговым доходам соответствующих бюджетов. Добавим сразу, что на эти средства в полном объеме распространяются положения Бюджетного кодекса, регламентирующие учет и движение бюджетных средств.

Статьей 48 Закона "Об образовании" от 13.01.1996г. образовательным учреждениям предоставлено право осуществления платной образовательной деятельности. "Образовательное учреждение независимо от его организационно - правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц". Более того, там же указано, что привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение его финансирования из средств учредителя.

Указы Президента РФ, среди которых можно выделить две основные группы :

а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (к примеру, указы Президента РФ от 11.07.1991 №1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР"; от 24.12.1996 №1759 "О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и др.);

Постановления Правительства РФ, посвященные регулированию образования (например, постановления от 05.07.2001 №505 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг", от 18.10.2000 №796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", от 05.04.2001 №264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации"), либо содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (постановление Правительства РФ от 13.09.1994 №1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти").

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования. Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов может быть сгруппирован следующим образом:

Нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (до 9 марта 2004 года - Министерство образования РФ) (приказ Минобразования России от 25.03.2003 №1154 "Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования" и т.д.);

Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе: а) "профильные", т.е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (совместный приказ Минюста России №31 и Минобразования России №31 от 09.02.1999 "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах") и б) "непрофильные", в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах", приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 "О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации" и др.).

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными документами:

Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных;

Разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений;

Иными нормативными документами, устанавливающими порядок решения конкретных проблем в сфере образования.

Отдельно следует выделить законодательные и нормативные акты, не относящиеся прямо к системе образования, но определяющие условия функционирования образовательных учреждений и организаций. К ним относятся в первую очередь документы по налоговому регулированию, организации бюджетного финансирования, бухгалтерскому учету и отчетности и т.д. .

Вся совокупность действующих законодательных и нормативных актов определяет условия функционирования образования. И их, безусловно, необходимо учитывать в практической деятельности всем образовательным организациями, независимо от того, являются ли они государственными или нет.

Подводя итоги обзора правовых основ функционирования системы образования, допустимо сделать следующие выводы:

Условия функционирования сферы образования определены законодательно и, следовательно, изменить их можно также только законодательно;

Конкретные проблемы в области экономики образования необходимо рассматривать с учетом всей законодательной базы, включая законы, не относящиеся впрямую к образованию.