Правовой статус иностранцев и беженцев в рф. Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев


Беженцы

Понятие «беженец»

Правовое положение беженцев в РФ регулируется ФЗ «О беженцах» 1993. Беженец - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений ; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Стадии признания лица беженцем

Признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом ФЗ «О беженцах», и предусматривает следующие стадии:

1. Обращение лица с ходатайством о признании его беженцем лично или через уполномоченного на то представителяв соответствующий орган Федеральной миграционной службы России (например, в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ)

Обратиться с ходатайством о признании беженцем может лицо, достигшее 18 лет .

Лицо, заинтересованное в приобретении статуса беженца, обязано предоставить документы , удостоверяющие его личность, заполнить анкету и ответить на вопросы опросного листа во время индивидуального собеседования с работниками миграционной службы.

2. Предварительное рассмотрение ходатайства

3. Принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в его рассмотрении по существу

4. Выдача свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо уведомления об отказе

Решение о выдаче свидетельства является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей , предусмотренных ФЗ «О беженцах».

Лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи в частности имеют право на:

1) пользование услугами квалифицированного переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях

2) проживание в центре временного размещения

3) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи (размеры пособия определяются Правительством РФ, но оно не может составлять менее 100 рублей)

4) право на получение питания, медицинской помощи

Лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны :

1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, действующее законодательство

2) соблюдать правила проживания в центре временного размещения и установленные санитарно- гигиенические нормы

3) пройти медицинское освидетельствование в полном объеме, установленном законодательством

4) сообщать соответствующему органу федеральной миграционной службы достоверные сведения о себе, необходимые для принятия решения о присвоении статуса беженца

5. Рассмотрение ходатайства по существу

Рассмотрение ходатайства по существу осуществляют:

1) федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе

2) территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе

6. Принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем

7. Выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем

Лицу, признанному беженцем и достигшему возраста 18 лет, выдается удостоверение установленной формы. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем . Удостоверение действительно на всей территории РФ.

Лицо признается беженцем на срок до трёх лет , причем этот срок впоследствии может быть продлен.

Кроме прав, перечисленных выше, лицо, получившее статус беженца, получает право наравне с гражданами РФ :

1) на работу по найму

2) на предпринимательскую деятельность

3) на социальную защиту, в том числе на социальное обеспечение

4) на устройство детей в дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования

5) на участие в общественной деятельности (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами)

Обязанности лица, получившего статус беженца, в основном те же, что и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства.

Основания утраты статуса беженца:

1) в связи с переходом в иное правовое состояние (после получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо при приобретении гражданства РФ)

2) в связи с неправомерными действиями (совершение преступления, сообщение заведомо ложных сведений, предоставление фальшивых документов, послуживших основанием для признания его беженцем)

Понятие «вынужденный переселенец»

Статус вынужденных переселенцев определяется ФЗ «О вынужденных переселенцах» 1993.

Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

По этим обстоятельствам вынужденным переселенцем может быть признан :

1) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ

2) гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ

Кроме того, вынужденным переселенцем признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ по тем же обстоятельствам.

Вынужденными переселенцам признаются также граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории республики, входившей в состав СССР, получившие статус беженца в РФ и утратившие его.

Порядок признания лица вынужденным переселенцем

Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем несколько отличается от порядка признания беженцем.

Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе обратиться с ходатайством:

1) в федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения

2) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве своего пребывания, которое затем передается в федеральный или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения

При положительном решении о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства . Свидетельство является основанием для предоставления лицу прав и возложения на него обязанностей, предусмотренных ФЗ «О вынужденных переселенцах».

Права и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем, в основном совпадают с правами и обязанностями лица, получившего свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании его беженцем.

Далее территориальным органом миграционной службы принимается решение о признании лица временным переселенцем. После этого лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение .

Статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет .

К правам вынужденного переселенца относятся, в частности:

1) право самостоятельно выбирать место жительства на территории РФ

2) право на получение содействия в обеспечении проезда лица и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания

Вынужденный переселенец обязан:

1) соблюдать Конституцию РФ и законы

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения

3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в течение одного месяца снова встать на учет

4) проходить ежегодный переучет

Основания для утраты статуса вынужденного переселенца:

Главным основанием для утраты статуса вынужденного переселенца является прекращение гражданства РФ . Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца:

1) при выезде для постоянного проживания за пределы территории РФ

2) в связи с истечением срока предоставления статуса

Основания утраты статуса как меры наказания за неправомерные действия едины как для статуса беженца, так и для статуса вынужденного переселенца.

Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев:

В целом статусы беженцев и вынужденных переселенцев имеют много сходных черт. Однако между ними имеются и некоторые различия. Основное различие – это наличие гражданства РФ . Беженцы не являются гражданами РФ. Вынужденными переселенцами, напротив, признаются в основном граждане РФ. Этим обусловлена более широкая система льгот, предусмотренных для них законодательством.


Конституционно-правовые основы организации прокуратуры в РФ.

Прокуратура в системе органов государственной власти

Согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» 1992, прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ:

  • надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

и некоторые другие функции.

Единственная статья Конституции РФ (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в гл. 7 «Судебная власть», но это не должно рассматриваться как отнесение прокуратуры к судебной ветви власти. Статус прокуратуры в России таков, что ее невозможно однозначно отнести ни к одной традиционной ветви государственной власти. Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, не подчиненную ни одному из органов государственной власти.

В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов». Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили.

Принципы организации и деятельности прокуратуры

1. Принцип законности

Деятельность органов прокуратуры (как и других государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и объединении) строится на основе соблюдения Конституции РФ и действующих на территории страны законов.

2. Принцип единства и централизации

Прокуратура Российской Федерации составляет единую систему. Создание органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

3. Принцип гласности

Федеральный закон «О прокуратуре РФ» устанавливает, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также требованиям законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

4. Принцип профилирующей надзорной специализации деятельности органов прокуратуры

Главной целью деятельности прокуратуры выступают обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита интересов личности, общества и государства путем осуществления надзора за соответствием действий и актов государственных органов, негосударственных структур, должностных и иных лиц Конституции РФ и действующим на территории страны законам. Надзор за исполнением законов определяет профиль деятельности прокуратуры.

5. Принцип независимости прокуроров от внешнего воздействия

Этот принцип подразумевает независимость профессиональной деятельности органов прокуратуры от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Воздействие на прокурора и следователя в любой форме является недопустимым и преследуется законом.

6. Принцип внепартийности деятельности органов прокуратуры

Прокуратура защищает интересы всех граждан, общества и государства, поэтому прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих собственные политические цели, и принимать участие в их деятельности. Законом запрещается создание в органах прокуратуры общественных объединений, равно, как и их организаций.

Система и структура органов прокуратуры

В основе построения системы органов прокуратуры лежит административно-территориальное устройство, установленное Конституцией РФ.

Система территориальных прокуратур Российской Федерации соответствует федеративному устройству России. В каждом из равноправных субъектов РФ имеется соответствующая прокуратура.

Систему прокуратуры РФ составляют:

1) Генеральная прокуратура РФ главе с Генеральным прокурором РФ (С 23 июня 2006 года Генеральным прокурором РФ является Чайка Ю.Я.)

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Срок полномочий Генерального прокурора составляет пять лет.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и 5 заместителей , назначаемых на должность и освобождаемых от нее Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

Основной функцией Генерального прокурора РФ является руководство системой прокуратуры РФ , издание обязательных для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций , регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы .

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия – совещательный орган, необходимый для выработки решений по наиболее актуальным вопросам организации и деятельности органов прокуратуры.

На правах структурного подразделения в Генеральной прокуратуре РФ образуется Главная военная прокуратура , возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором.

2) прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях)

3) прокуратуры городов и районов

Они непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов.

4) другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры

5) научные и образовательные учреждения (например, Научно-исследовательский институт Академии Генеральной прокуратуры РФ)

6) редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Прокурорский надзор

Основная функция прокуратуры РФ – это осуществление прокурорского надзора. Прокурорский надзор включает в себя:

1) надзор за исполнением законов различными органами и учреждениями (проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором)

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Состоит в:

· рассмотрении и проверке заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина

· разъяснении пострадавшим порядка защиты их прав и свобод

· принятии мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина

· привлечении к ответственности лиц, нарушивших закон

· возмещении причиненного ущерба

При этом органы прокуратуры могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях, в Конституционный Суд РФ), а также использовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства:

1) постановление

2) протест

3) представление

4) предостережение о недопустимости нарушения закона


Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан-ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:

    1. беженца - Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах";
    2. вынуж-денного переселенца - Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I

Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж-данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользо-ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на-циональности, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре-ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право-вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас-сматривается компетентными органами, которые при наличии не-обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо-бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото-рого лицо пользуется правами российского , а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при-знании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную регистра-цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год.

Статус беженца позволяет:

Беженец не может быть возвращен против его в страну, которую он покинул, но он при определенных ус-ловиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, выезде за преде-лы России на постоянное жительство, при умышленном пред-ставлении сведений, добровольном принятии защиты го-сударства, территорию которого он был вынужден покинуть). Го-сударство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительст-ва РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, кото-рые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным за-коном «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не мо-гут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории России.

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или

Гражданско-правовое положение иностранцев в РФ. Правовое положение юридических лиц и государства, как участников международных гражданско-правовых отношений.

      Физические лица, как субъекты международного частного права.

      Коллизионные вопросы гражданской право- и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

      Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом.

      Национальность и статут юридического лица. Основные организационно-правовые формы юридических лиц в развитых зарубежных странах.

      Правовое положение государства, как участника международных гражданско-правовых отношений.

Наряду с традиционными субъектами МЧП, такими как иностранные физические лица и лица без гражданства, к субъектам МЧП также относят 3 категории субъектов:

  • вынужденные переселенцы,

    лица, которым предоставлено политическое убежище.

Правовой статус беженцев.

Беженец – это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Правовое положение беженцев определяется ФЗ «О беженцах» и Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдаёт ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о признании его беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лег. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовать о получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца:

    при получении гражданства РФ или другого государства,

    выезде за пределы России на постоянное жительство,

    при умышленном представлении ложных сведений,

    при добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть.

Государство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительства РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не могут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории Российской Федерации.

Лицо утрачивает статус беженца:

    после получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо при приобретении гражданства РФ,

    если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности,

    если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело,

    если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности,

    если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований,

    если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть,

    если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства.

Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец, – как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта.

Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.

Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом ~ в дипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе – при отсутствии поста иммиграционного контроля – в орган пограничного контроля). Ходатайство подается и рассматривается в установленные законами сроки. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган Федеральной миграционной службы выдаст свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения. ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение пяти лет. В необходимых случаях статус беженца или вынужденного переселенца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица.

Законы устанавливают основания, по которым может быть отказано в предоставлении названных статусов.

Отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован в вышестоящий орган Федеральной миграционной службы или в суд.

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Эти лица вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних.

Установлены льготные условия для приобретения беженцами или вынужденными переселенцами российского гражданства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем, связанных с устройством на новом месте жительства.

Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (на срок не более трех месяцев) создаются центры, являющиеся государственными учреждениями Федеральной миграционной службы России. Типовое положение о центре временного размещения вынужденных переселенцев утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г.