Православные активисты против искусства. Православные активисты-кто эти люди

«Христианское государство - Святая Русь», раскрученное либеральными СМИ и группой Ходорковского, показало, как можно дискредитировать православие и верующих людей.

В последнее время в России совершенно внезапно появилось такое на первый взгляд абсурдное явление, как «православные активисты». Поначалу эти экзальтированные, обвешанные как новогодние елки православной атрибутикой, люди действовали вполне в тренде нашей «либеральной общественности», проводящей перфомансы с прибиванием гениталий к брусчатке Красной площади, засовыванием мороженых кур в интимные места, бесноватыми дискотеками в Храмах, обливанием зеленкой, экспонированием на выставках таких предметов «современного искусства, как банки с экскрементами и облитые кровью иконы. Но очень скоро действия «православных активистов» из акций и демонстраций неких чудаков, вызывающих в людях гамму чувств от смеха до отторжения, стали сильно радикализироваться, вступая в противоречие уже не только с нормами морали, но и с уголовным кодексом.

Вершиной «православной активности» этих людей стали акции некоего «Христианского государства - Святая Русь» в разгоревшемся скандале вокруг кинофильма Алексея Учителя «Матильда». Против демонстрации этого фильма выступила бывший прокурор Крыма, депутат Государственной Думы Наталья Поклонская . Действуя строго в рамках законодательства и Конституции России, Поклонская инициировала цепь проверок всей цепочки создания фильма на предмет соответствия его действующему законодательству. Строго выдержанные юридически действия Поклонской вызвали эмоциональный всплеск в среде либеральной и левой коммунистической общественности, которые, объединившись, попыталась с помощью иррациональных, эмоционально окрашенных действий в основном в информационной сфере опорочить и дискредитировать законные действия Натальи Поклонской и поддержавшей ее православной общественности.

Мало кто обратил внимание на то, что выпуск «Матильды» совпал с главным политическим событием в России - началом кампании по выборам президента в 2018 году. Практически первым информационным залпом этих выборов со стороны оппозиционных либеральных и левых сил и стал скандал, связанный с «Матильдой». И этот залп прозвучал против традиционных русских ценностей, русской истории, РПЦ, Конституции и государственного строя России. А методы, применяемы как либералами, так и коммунистами, стали калькой с давно известных и опробованных на практике методов Запада по дискредитации неугодных режимов и уничтожения неугодных государств.

Еще в 2014 году в США был принят «Акт о предотвращении агрессии со стороны России 2014» (Russian Aggression Prevention Act 2014). В рамках этого закона на гибридную войну с Россией было выделено $117 млрд., а для работы организаций непосредственно в России - $30 млрд. Акт предусматривает 3-летнее финансирование, которое действует и сейчас, и заканчивается только в 2018 году. Направление финансовых потоков внутри России описаны в пункте 206 Закона под названием «Поддержка российской демократии и организаций гражданского общества».

Улучшение демократического правления, прозрачности, ответственности, верховенства закона и антикоррупционные меры

Усиление роли демократических институтов, а также политических организаций и организаций гражданского общества

Расширение технических возможностей для нецензурируемого интернета

Создание свободных условий для работы независимых СМИ в России, увеличение их поддержки со стороны правительства США, а также помощь в защите журналистов и гражданского общества.

Именно через созданные Западом российские «демократические институты», политические и общественные организации, а также «независимые» СМИ и происходят действия по подрыву и дискредитации русского общества, истории, морали, веры, государственного строя в преддверии президентских выборов. Недаром сроком окончания программы называется 2018 год.

Один из методов, которыми действует Запад в рамках этой программы, и был применен в скандале вокруг «Матильды». Это - так называемые «операции под ложным флагом», когда жертва сама обвиняется в агрессивных действиях, приведших к ее уничтожению. Подобный психологический прием под названием виктимблейминг я подробно описывал в статье «ЦРУ: путь от ястреба к шакалу» . Технология проста - создать организацию с внешней атрибутикой и программой напоминающей жертву агрессии, и ее руками произвести планируемые агрессивные действия против агрессора, тем самым поменяв агрессора и его жертву местами.

Заглавное фото: коллаж Ридус

Они собирают подписи против фильма "Матильда", выносят свои вердикты о выставках и театральных премьерах, пикетируют магазин сборной мебели, посмевший разместить на своем каталоге гей-пару, борются с ЛГБТ и абортами, стоят на страже традиционных ценностей и чувств верующих. Этих людей называют "православные активисты", хотя объединяют их, как правило, не только религия, но и политические взгляды. Внутри самой этой страты родилось достаточно точное определение явления: социальный лифт для невостребованных. Что это за публика, какое место отводит себе в современном обществе? "Огонек" поговорил об этом с экспертами в Москве и присмотрелся к лидерам и рядовым "православным бойцам" в Санкт-Петербурге


Мария Башмакова, Санкт-Петербург


Стратег


— Не царское это дело — на пикете стоять! — отчеканил Анатолий Артюх на вопрос, будет ли он пикетировать известный мебельный магазин.— Пехота должна быть в поле, генералитет — заниматься идеологией, стратегией, а не с сачком за каждым п... бегать. Были бы деньги — заплатил бы, чтобы вывести людей на улицы. Себя считаю помощником президента. Хотя если бы президент меня назвал просто солдатом, было бы здорово...

Свои взгляды, а главное, суть "стратегии" Анатолий Артюх излагает в офисе "Народного собора". Для тех, кто не в теме: "Народный собор" ("НС") — общероссийская организация, по своей структуре — коалиция почти 100 разных движений, выступающих за близкие идеи (традиционные ценности, защита чувств верующих, борьба с ЛГБТ, абортами и т.д.). Офис "НС" находится на Невском, напротив Гостиного Двора, но таблички на входе нет. Кому надо, найдет. Анатолий Артюх утверждает, что помещение активистам выделили власти Санкт-Петербурга.

Пятидесятитрехлетний "генерал идеологического фронта" — помощник депутата ГД Виталия Милонова. Долгое время он состоял в "НС", но теперь пустился в самостоятельное плавание — возглавил движение "Стратегия", которое, похоже, нашло приют тут же. Пока движение находится в процессе становления и официально не зарегистрировано. Но уже известно, что "Стратегия" будет заниматься идеологической работой, а не прямыми действиями и акциями, как "НС".

Работа строится по четкой схеме, которую Артюх описывает лаконично:

— В зависимости от того, на какую тему у нас планируется мероприятие, те или иные группы собираются на пикет. Мы информируем их об опасности, а они решают, готовы ли участвовать. Цель — заявить нашу волю. Не подействует — будем принимать жесткие меры. Мы имеем право судить!..

Кого судить? Тех, кто против "традиционных ценностей". Каких именно? Обычно, говоря о традициях, ораторы уходят вглубь веков и вспоминают... нет, не коммунистов и атеистов, а тех, прекрасных безымянных людей, слившихся в размытый коллективный образ, которые жили давно, ничем перед современниками себя не запятнали и покрыли память о себе патиной ревностного почитания. Не зря Артюх кроме всего прочего — президент благотворительного фонда "Русское духовное наследие".

— Есть традиции, хотя они не прописаны в конкретных документах. Что такое "нравственность", например, в Конституции не уточняется,— с сожалением говорит Артюх.— Под традицией понимаю устои общества, доказанные веками. Духовность не утрачена ментально. Мы остались святой Русью даже без православного царя.

Анатолий Артурович — монархист и считает: любой православный человек обязан быть монархистом. Это так же очевидно, как и то, что любой обязан быть православным. Одна беда: "Общество пока не готово к появлению царя". А тут еще и враги вносят раскол.

Образ врага Анатолий Артюх описывает, употребляя слова "мы" и "наш" и маркируя "своих" и "чужих".

— Враги — это люди, которые декларируют идеи, идущие вразрез с традициями нашей страны,— объясняет Артюх.— Врага нужно знать, этим мы и будем заниматься. Например, враг тот, кто считает, что гомосексуализм — норма. Это социальная стигматизация. При необходимости мы можем сделать так, чтобы уволить такого человека. Мы, например, добивались увольнения учителей-гомосексуалистов. И еще. Тот, кто поет на сцене матом,— тоже враг нашей страны. Ему нужно запретить петь...

Сам Артюх не окончил даже музучилища, но тут, безусловно, в теме: он и сам сочиняет музыку, выпустил сольный инструментальный альбом с далеким от почвенничества названием "Intolerant". А еще написал книгу под названием "Их kampf", делает мозаики и пишет картины. Одна из них под названием "Стабильность и фрик" (догадайтесь, кто олицетворяет стабильность и каким цветом выкрашен фрик) украшает стены офиса "Народного собора".

Но сейчас Артюх не артист, а активист. Формулирует задачи большие: ни много ни мало — содействовать реализации стратегии национальной безопасности, подписанной президентом. И с таким убеждением в своей незаменимости, что поневоле закрадывается тревожная мысль: неужели дела с нацбезопасностью в Отечестве настолько плачевны, что Родине понадобилась интеллектуальная и стратегическая помощь Анатолия Артуровича?

Сам Анатолий Артюх, кстати, от звания "православный активист" морщится — не по рангу. Он метит выше. Но есть люди, которые "погонами активиста" гордятся.

Апостол


— Конечно, я могу назвать себя православным активистом! — говорит 34-летний петербуржец Сергей Шорох.— Для меня православный активист тот, кто подражает Иисусу Христу. У Иисуса была активная гражданская позиция — ходил проповедовал. То же делали апостолы. То же делаем и мы: после службы подходим к людям и несем Слово Божие. Иисус посылал апостолов по двое, вот и мы поодиночке не ходим.

Группа активных православных, среди которых и Сергей, с благословения священника занимается миссионерской деятельностью: наставляет мусульман на путь истинный, проповедует в абортариях, выступает на Марсовом поле против ЛГБТ. Еще бомжам открывают Писание. Сергей в подвижничестве не одинок и за всероссийской "поляной" следит. Вот, скажем, "к брату Димитрию Энтео" относится положительно. Напомним: последний известен своими дебошами в Театре.doc, МХТ им. Чехова, Музее истории ГУЛАГа, Манеже, где были повреждены четыре скульптуры Вадима Сидура. Демарши Энтео, правда, Сергей не одобряет и православие воинствующей религией не считает. Он убежден: нужна мирная проповедь и увещевания. Потому на пикете против ЛГБТ на фоне прочих буйно недовольных смиренно читает Библию.

Путь к православию у Сергея выдался непростым. Был католиком, увлекался оккультизмом. Учился в колледже культуры и искусств, но не окончил, как и Институт культуры. Служил в армии во внутренних войсках, потом стал контрактником. Но тут заболел лейкозом, победить который, он в этом глубоко убежден, помогло соборование. Сергей Шорох уверен: Бог наказал его за грехи и исцелил. В прошлом Сергей занимался музыкой, ходил по клубам, включая гей-клуб. Сейчас женат, а все неразборчивые метания — в прошлом.

— Половая система создана Богом для размножения,— разъясняет он.— Все, что не для размножения,— то грех. Геи — заблудшие души. Свои сексуальные привычки можно поменять.

В свободное время Сергей тренируется в стрелковом центре, фотографирует. Работает в гостинице. Считает себя призванным, так как "Бог дал мне себя познать".

Боец


Тридцатидевятилетний Руслан Ферима назвать себя православным активистом застеснялся: не достоин пока. Руслан возглавляет движение "Ежи", защищает традиционные ценности и самокритично признает, что пока недостаточно мудр. Говорит, ориентируется на старших соратников. Восхищается президентом, но политические взгляды сформулировать не смог, так как "политикой не интересуется". Свое участие в пикетах объясняет заботой о духовных ценностях. Вера, считает он, политики не касается.

Мы как раз после пикета и встретились. Ферима вместе с товарищем по борьбе Василием Кухарем стоял на Малой Садовой с транспарантом против Константина Райкина. Объясняет: возмущен словами Райкина (какими, не уточнил). И негодует, что "театр Райкина существует, но при этом он не платит налоги, а спектакли не отменяются". Режиссер, говорит Ферима, пытается проповедовать то, что "неприемлемо ему как гражданину". Методы борьбы, считает, могут быть разными. Как и поводы для этой самой борьбы — Руслан участвовал во многих акциях, в том числе "за ценности и против ЛГБТ".

— Позвонят ребята — мы и соберемся! Выходим бесплатно. Я готов выйти на пикет за традиционные ценности, за семью, за Отчизну, за защиту оскорбленных чувств верующих. Мы должны быть нормальными людьми с женой и детьми, а не "петухами".

Блатной жаргон не случаен: Ферима был судим, о чем сообщается на сайте движения "Ежи": "За небрежное хранение оружия". Там же он пишет о себе: "Школьные предметы давались нелегко. Учился без особой охоты". В прошлом воспитанник детского дома на Украине, Руслан Ферима в интервью заявил, что жены и детей у него нет. После показания изменил: написал, что и жена есть, и образование получил. И признался: он постоянно врет журналистам, потому что ненавидит их. Пикантность ситуации в том, что на сайте движения он сам себя называет... журналистом. Так же, как и своего старшего товарища Анатолия Артюха. Тот обозначен как "журналист в области моральных ценностей".

Опричник


Василий Кухарь начинал биться за ценности вместе с Анатолием Артюхом в "Народном соборе". Теперь его возглавил. При этом он уже много лет еще и директор центра социальных программ "Народного собора". Ему 54 года, окончил Академию лесного хозяйства, работал в лесхозе. В советское время был секретарем горкома комсомола, избирался депутатом, работал в администрации Гатчины.

Кухарь настоящий радикал. Ощущает себя Василий Владимирович потомком Ермака. Сталина считает выдающимся деятелем, как и Ивана Грозного. О последнем говорит так:

— Это один из основателей России. Тогда были продажные бояре, сейчас олигархи, которые тащат сюда либеральные ценности. Иван Грозный это выжигал каленым железом. А потом каялся, потому что он человек православный. Если бы я сегодня стал князем, сажал бы на кол. Думаю, как только посадили бы на кол первых десятерых гомосексуалистов, они перестали бы выходить на улицу и требовать равноправия. И тех, кто лоббирует интересы геев,— на кол! Достойны кольев растлители: те, кто сегодня нормализует эти отношения. Деятели культуры в первую очередь: через их творчество проникает отношение к этим порокам как к чему-то нормальному. Это уже не люди.

Пламенный борец, Василий Кухарь четко обозначил расстановку вражьих сил в нашей стране:

— Вот, например, тот же Райкин. Он еще без оружия, но призывал сплачиваться. Значит, призывал к войне. Враг — это человек, который отрицает наши традиции, называет их стереотипами, стремится их разрушить, навязывая чужую волю недружественных стран. Врага надо уничтожать. Это бешеные собаки...

По Кухарю, "любой настоящий православный — борец добра со злом, при необходимости обязанный пролить кровь врага". Он убежден: православие обязывает положить жизнь за веру. И вспоминает Тараса Бульбу, убившего сына-вероотступника. Говорит, если надо, смог бы и сам поступить так же.

Василий Кухарь — примерный семьянин. За нравственность стоит горой. Участвовал в пикетах против абортов. И был шокирован, когда дочери в школе рассказали про брачный договор:

— Это либерализм, райковщина! Развод еще хуже. Виновный в разводе приравнивается к убийце. Единственная причина развода — измена. Вот сейчас появилось понятие "нетрадиционная семья" — за одно это надо наказывать. А тем, кто только начинает вводить такие понятия,— уголовное наказание. Опаснее всего те, кто требует равноправия между традиционными и нетрадиционными семьями. Это уголовное преступление против общества и против личности! А тех, кто живет в таких союзах, тоже сажать.

Впрочем, пока на его счету вполне бескровные, хотя и одиозные акции: например, закрытие центра в Гатчине, который занимался реабилитацией наркозависимых и сексуальным просвещением.

Это занятный сюжет. Вообще-то администрация Гатчины поручила Кухарюкак директору центра социальных программ провести социологическое исследование "религиозной ситуации" в районе. Но активисты, изучив ситуацию, пришли к выводу, что гораздо большую опасность, чем сектанты, которые тревожили чиновников Гатчины, представляет упомянутый выше центр. А особенно выпущенная им брошюра о сексуальном просвещении подростков. В ней было написано, что "ранний секс — это плохо, но хорошо, если он защищен", это сочли пропагандой ранней половой жизни. Быстро организовали родительское движение, подняли волну, в результате центр был закрыт.

Достижение вдохновило на новые свершения: в этом году, по словам Кухаря, ему удалось добиться запрета проведения публичных акций ЛГБТ и... признания "иностранными агентами" нескольких организаций.

Восторг Василия Кухаря вызывают люди, способные на по-настоящему яркий протест. Например "седые православные мужики", выступившие в Москве против фотовыставки Дж. Стерджеса. Он познакомился с ними на презентации доклада отца Всеволода Чаплина в Общественной палате. Уточняет:

— Они не сами разбрызгивали жидкость (уточняет: "Там смесь была с мочой, чтобы воняла сильнее, мне рассказывали"). Они были в толпе и одного из тех, кто разбрызгивал, назвали братом. Они не ходят по музеям-театрам, живут как полумонахи. И до чего их довели, что они вышли с протестом!

Наталья Леонидовна занималась сбором подписей против "Матильды". Собрала всего 200 и удивилась, что многие отвечали: "Посмотрим фильм — составим мнение" и не подписывали

Матильдоборцы


Вечер. Каменноостровский. Гламурное кафе. Входят 10 скромно одетых человек 50-70 лет: женщины в юбках, мужчины с окладистыми бородами. На груди у одной из женщин — значок с портретом Николая II. Это участники Содружества ревнителей памяти царевича Алексея. А объединяет их "любовь к царям". У них был длинный день "по святым местам". Теперь вот интервью. Собравшиеся покрестили чай и принесенные с собой запасы.

— Для меня выход фильма "Матильда" — это удар,— признается риэлтор Лариса Петровна, миловидная блондинка, по образованию врач.— Церковь Николая II канонизировала. Понятие "царь-батюшка" существовало по 1917 год. Для меня очевидно: такого исторического факта, как роман с Матильдой, быть не может! Царь Николай — святой, он жил в православной России, был венчан на царство. Потому лукавых поступков быть не могло. Это доказано исторически, причем здесь не нужно рыться в библиотеке. У каждого есть родители, а этот фильм сравним с хулой на них! Нас ждет духовный крах, и мы за него все ответим.

— Мы должны вооружиться духовным мечом, чтобы пресечь хулу на святого царя! — гневается главбух Наталья Леонидовна.— Оказывается, огромные деньги, собранные с налогоплательщиков, выделены на этот фильм. Это целенаправленная акция на подрыв дома Романовых! Я участвовала в пикете против "Матильды"! Но этого мало, нужен митинг! Не допустим выхода этого фильма!

Недавно Наталья Леонидовна на православной выставке занималась сбором подписей против "Матильды". Собрала всего 200 и очень удивилась, что многие отвечали: "Посмотрим фильм — составим мнение" и не подписывали.

С искусством в стране, убеждены члены Содружества ревнителей памяти царевича Алексея, вообще все запущено: есть с чем бороться. Вот в Эрмитаже открылась выставка художника Яна Фабра, европейской звезды,— чучела птиц и собачьи скелеты, использованные для создания инсталляций, вызвали шок у православной общественности. В Эрмитаж монархистам писа ть не впервой. Например, чтобы в Романовской галерее сняли портреты цареубийц — братьев Орловых. Или вот другая проблема: музей набит изображениями обнаженной натуры, а кругом дети или юноши в пубертате (почему-то девушки в том же возрасте у ревнителей тревоги не вызывают), а это, сами понимаете, мысли нехорошие. По мнению главы монархического содружества Владимира Знахура, "раз уж привел отрока к статуям, надобно правильно преподать увиденное — нравственно. Дабы не разжигать похоть в неокрепшем сознании". Как же бороться со срамным и греховным? Во время беседы с монархистами послышался шепоток о закрашивании скверны краской: и целомудренно, и гуманно...

Когда год назад на фасаде жилого дома был сбит горельеф Мефистофеля, монархисты вандализм одобрили.

— Если Мефистофель представляет художественную ценность, пусть находится в музее. Но чтобы на доме сатанинская символика... Нужно выбирать путь позитива, а не темных сил! — негодует ленинградка-монархистка Ольга Анатольевна.

— Это бес! Я бы не хотела жить в доме с таким страшным клеймом,— оживилась Наталья Леонидовна.— Нечистое может передаваться людям от дома. Я думаю, если бы царю показали этот дом, он бы не разрешил установить Мефистофеля.

— Если человек окружает себя сатанинскими символами, будет оправдывать сатанинские действия! — размышляет Владимир Знахур. Он — алтарник храма во имя страстотерпца царевича Алексия.

Казаки питерские


Дмитрию Юрченко, 47-летнему атаману Санкт-Петербургского городского казачьего общества "Императорский конвой", Мефистофеля жалко. Юрченко считает: вандализм как форма протеста недопустим. Понять тех, кто разбил горельеф, атаман может, хотя, если бы мог, то остановил. Родился Юрченко в Ленинграде, но казаком стал не сразу: окончил Вагановское училище, работал в Михайловском театре, потом занялся бизнесом.

— Наша организация создана в 2011 году. В митингах, пикетах участвуем, против маршей геев. Формы протеста — в рамках закона. Казачество сегодня — это социальный лифт для людей, которые по разным причинам оказались не востребованы. Наша задача, как я ее вижу,— обеспечить безопасность на мероприятиях, которые мы поддерживаем. Например, во время выборов был в штабе Анатолия Артюха. У него был ряд мероприятий, включая пикеты и другие акции, где мы обеспечивали безопасность его и других членов выборного штаба, защищали их,— рассказывает Юрченко.

От кого защищали, атаман не уточняет. Ему и так все с этим ясно.

Но посторонним, которые в "социальный лифт для невостребованных" еще не загрузились, не ясно другое: а есть ли кто-то, кто мог бы защитить общество, нас с вами от воинственных радетелей за нравственность, чистоту и традиции?..

Опрос

Слово не воробей


Если верить опросам, наши люди ранимы и обидчивы

Каким принципом прежде всего должен руководствоваться каждый человек в обществе — свободой слова или политкорректностью, вежливостью?


Источник: ВЦИОМ, 2015 год

Прямая речь

«Множество людей мотивированы православной верой»


Об отношении РПЦ к православным активистам "Огонек" спросил Владимира Легойду, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

— Как РПЦ относится к действиям православных активистов? Следите ли вы за их выступлениями?

— Церковь считает, что православные активисты, как и любые другие общественные активисты, имеют право на выражение своего мнения. На наш взгляд, любая общественная деятельность должна строго соответствовать нормам закона и нравственности. У Церкви нет задачи управлять общественной деятельностью мирян, мы исходим из того, что их активность самостоятельна и опирается на гражданскую свободу. В то же время нельзя согласиться с желанием некоторых выступать от имени православной церкви, не спросив согласия даже собственного духовника, не говоря о епископе. Подчас приходится уточнять церковную позицию по тем или иным вопросам, которую в публичном пространстве пытаются присвоить себе некоторые малоизвестные деятели и организации, считающие себя православными. Пример последнего времени — рок-опера "Иисус Христос — суперзвезда", за запрет которой Русская православная церковь никогда не выступала.

— Как Церковь относится к петициям против фильма "Матильда"?

— Я фильма не видел, мне сложно говорить содержательно. Считаю, что прозвучавшие опасения небеспочвенны, поскольку подобную тему можно легко исказить и опошлить. Художник имеет право на вымысел, но вымысел вымыслу рознь, особенно когда он касается исторических личностей, жизнь которых известна и задокументирована. Лотман говорил, что культурный человек — это человек, которому больно от чужой боли. Очень надеюсь, что наши режиссеры люди культурные.

— Русская православная церковь знает, сколько в стране сегодня движений православных активистов? Какие регионы наиболее известны своими активистами?

— Православные активисты, как правило, создают свои структуры самостоятельно, а не по указке из синодальных учреждений. С разными движениями существуют разные по объему и характеру отношения. В любом случае мы рады самоорганизации православных людей в сообщества, которые могут сообща отстаивать свое право построить храм, помочь больным и нуждающимся, организовать иные благотворительные акции, защитить свои святыни. Что касается масштабов движения, мы видим элементы гражданской активности православных верующих на большинстве приходов, которых у нас только в России более 19 тысяч. Кроме того, мне известно, что во многих организациях, прежде всего добровольческих, множество людей мотивированы православной верой в своем служении.

Беседовала Мария Башмакова

Мнение

«"Православные активисты" — вершина айсберга непонятной величины»


Понятие "православные активисты" имеет очень туманный характер. Видимо, его придумали журналисты для обозначения разнообразных всплесков публичной антилиберальной активности, обосновываемой ссылками на догматы православия и "традиционные ценности". Эти всплески вызывают ассоциации со столь же аморфным черносотенным движением начала ХХ века. Они имеют ситуативный характер: в ответ на созданный либералами конкретный раздражитель начинается мобилизация желающих принять участие в акции протеста. Количество и структура участников зависит не только от силы раздражения, обозначаемого на языке этих активистов как "оскорбление чувств верующих", но и от множества разнообразных факторов, которые выводят тех или иных людей на акции. Говорить о стихийности проявления оскорбленных чувств вряд ли есть основания, так как за большинством акций стоят конкретные организации и лидеры консервативно-православного толка. Подсчитать можно только тех, кто принял участие. Именно они обозначаются в СМИ как "православные активисты". Судя по имеющимся репортажам о прошедших акциях, это в каждом случае десятки людей. Однако их акции вызывают большой общественный резонанс благодаря повышенному вниманию к ним СМИ. А толерантное отношение к ним правоохранительных органов заметно умножает их реальную силу. Поворот российского общества к консерватизму является причиной того, что их акции встречают молчаливое и сочувственное отношение существенной части россиян. Таким образом, "православные активисты" представляют собой вершину айсберга непонятной величины и еще менее понятного потенциала. Серьезного научного анализа этого феномена пока нет. Во многом, видимо, в силу его относительной новизны. Правда, у этого нового явления есть предшественники уже в новейшее время (например, общество "Память", приобретшее заметный общественный вес в конце 1980-х годов).

Россия — в тренде

Экспертиза

Наши православные активисты вовсе не российский феномен, а отголосок глобальных процессов


Борис Фаликов, кандидат исторических наук, доцент центра изучения религии РГГУ


Термин "православный активист" появился сравнительно недавно. В 1990-е годы возникло понятие "православная общественность". В ту пору оно обозначало православную публику, которая не ограничивала свою жизнь церковной оградой и хотела участвовать в жизни общества, привнося в него "православные ценности". Общественность эта могла быть как либеральной (она настаивала на необходимости модернизации церкви, чтобы та могла лучше отвечать на вызовы современной жизни), так и консервативной, которая призывала церковь вернуться в славное прошлое.

К середине 2000-х годов консервативная общественность начала доминировать, получая все большую поддержку со стороны руководства церкви. Либеральные православные, которые изначально были в меньшинстве, оказались окончательно маргинализированы. Вот тогда в обиход и вошло понятие "православные активисты", они были не просто консерваторами, а скорее фундаменталистами, которые стремились агрессивно навязать обществу свои представления о прекрасном. Создавая собственные общественные организации, они стали бороться с современным искусством, активно вмешиваться в проблемы общественной морали — от воспитания детей до запрета абортов и пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации, требуя от государства жесткой позиции по этим вопросам.

Отношения православных активистов с РПЦ не являются строго формализованными. Некоторые из их организаций имеют своих духовников, то есть получают благословение на "борьбу с пороком" от православных священников. Церковь как институт иногда опирается на них для проведения своей социальной политики, даже награждая лидеров церковными наградами (к примеру, глава Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени), но может в любой момент и дистанцироваться от слишком рьяных ревнителей "веры православной". Например, совсем недавно, когда православные активисты потребовали запрета оперы "Иисус Христос — суперзвезда" в Тюмени и Омске, их от лица РПЦ одернул Владимир Легойда, указавший на необходимость проводить различие между кощунственным и неканоническим искусством. Представители последнего могут вдохновляться священными текстами, и церковь не вправе им этого запретить. Более того, их неканоническая трактовка христианства привела в церковь многих людей, как это случилось с рок-оперой Уэббера.

Конечно, от православных активистов масса вреда. Они наносят ущерб культуре, пытаясь накинуть узду на художников. По Конституции у нас нет цензуры, но эти православные доброхоты добровольно берут на себя ее функции. Государство считает, что они полезны, поскольку ограничивают свободу слова. Но как всякая самодеятельная активность они могут стать неуправляемыми, что не может не настораживать бюрократические структуры. Сейчас, кстати, произошел такой неуправляемый наезд на лояльного власти Райкина (он был доверенным лицом президента на прошлых выборах) и из Кремля одернули зарвавшихся. Ведь поддержка от популярных деятелей культуры понадобится на следующих выборах. Так что эти активисты могут быть опасны не только для культуры, но и для власти.

Как мне кажется, усиление религиозного экстремизма в современном мире связано с политизацией религии. Религиозная вера снова становится фактором политического противостояния. Социологи религии еще со времен Макса Вебера говорили о том, что мир секуляризуется, религия отступает на периферию общества, особенно в западных странах. Но к концу прошлого столетия оказалось, что это не совсем так. На "глобальном юге", как социологи называют Латинскую Америку, Африку, Ближний Восток и Азию, религия и не думает отступать. Напротив, она усиливает свои позиции и становится мощной политической силой. Отсюда подъем фундаментализма в исламе, индуизме и даже в буддизме. В исламе, как мы знаем, он нередко принимает экстремистские формы. Но и на Западе политизированные формы христианского фундаментализма тоже дают о себе знать. Россия находится где-то посредине. Православному фундаментализму еще далеко до исламского, но с протестантским он уже вполне может посоревноваться.

Почему это произошло, ответить непросто. Возможно, это вызвано тем, что модернизационные процессы в мире не прекращаются, скорее наоборот, и это порождает бурную реакцию со стороны религии. Происходит сильная поляризация, модернизация усиливает религиозный протест, а поскольку религия затрагивает сферу чувств и мало поддается рациональному контролю, этот протест нередко принимает экстремистские формы.

В общем, с этим придется как-то жить...

Православное общественное движение "Божья воля" сменило лидера, изгнав Дмитрия Цорионова по прозвищу Энтео. Причина его дружба и совместные акции с участницей скандально известной панк-группы Pussy Riot Марией Алехиной. Бразды правления организацией взяла на себя Людмила Есипенко, главная фигурантка дела о погроме в Манеже. И тут же обвинила бывшего соратника в дружбе с "нераскаянными богохульниками", святотатстве и клевете.

Такая смена руководства в "Божьей воле" у многих вызывает опасения, что движение еще больше радикализуется, так как именно Есипенко до сих пор выполняла всю "работу" на хулиганских акциях. При этом ее кредо все, что не нравится ей и ее единомышленникам, подлежит уничтожению и запрету. О том, каковы сегодня перспективы этой и некоторых других организаций — в материале РИА Новости.

"Православные активисты" до Pussy Riot

Православные общественные движения появились в России еще в 80-е годы. Одно из первых национально-патриотический фронт "Память", запомнившийся своим нарочитым антисемитизмом. Но настоящим законодателем моды на публичные акции стал образованный в 1992 году по благословению тогдашнего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) Союз православных хоругвеносцев. Участники движения прокалывали деревянным колом портреты певицы Мадонны, разгоняли несанкционированные митинги ЛГБТ-сообщества, жгли книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Кроме того, именно эта организация придумала лозунг "Православие или смерть", позже признанный экстремистским.

Но настоящий бум движений православных активистов начался со скандала вокруг "панк-молебна" группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Именно тогда СМИ запестрели новостями об акциях "Божьей воля" Дмитрия Цорионова и "Сорока сороков", лидером которых стал Андрей Кормухин.

Хулиганство хулиганству рознь?

Полиция задержала 12 человек из-за очередного конфликта в парке Торфянка Сотрудники полиции задержали 12 человек в парке Торфянка в ночь на понедельник по подозрению в попытке демонтировать забор, огораживающий площадку, выделенную для строительства православного храма.

Деятельность "Сорока сороков" поначалу сосредоточилась на поддержке строительства православных храмов. Но кроме этого, участники движения оказывали гуманитарную помощь мирным жителям Донбасса, поддерживали детские дома, бездомных и заключенных. А по-настоящему скандальную известность организация приобрела лишь после конфликта 2015-2016 годов вокруг так и не состоявшегося строительства храма в московском парке "Торфянка".

И хотя после массовых выступлений местных жителей против появления храма в парковой зоне официальные представители Русской православной церкви заявили о готовности рассмотреть альтернативные площадки для строительства, активисты из "Сорока сороков" еще долго не уходили из парка. Порой доходило до драк с противниками возведения храма. В итоге на месте противостояния в "Торфянке" остался лишь православный крест, а власти и РПЦ после личного вмешательства патриарха рассматривают возможность строительства храма неподалеку, в Анадырском проезде.

После этого о движении "Сорок сороков" снова заговорили только в связи с протестами против фильма "Матильда". Участники именно этой организации смогли объединить несколько десятков других православных движений, включая Союз православных хоругвеносцев, и провести по всей стране многотысячные акции за запрет картины. Правда, без нарушения действующего законодательства.

"Православные активисты" громят скульптуры 60-70-х годов в Манеже Лидер православного общественного движения "Божья воля" вместе со своими сторонниками громят скульптуры 60-70-х годов на выставке в Манеже "Скульптуры, которых мы не видим". Посетители выставки пытались спасти экспонаты, но у них ничего не получалось.

Совсем иначе действовала "Божья воля". В 2012 году она сразу стала требовать максимально суровый срок для участниц Pussy Riot за их хулиганство. Хотя методы воздействия на общественность самой "Божьей воли" не сильно отличались от акций Pussy Riot. Активисты неоднократно дрались с представителями ЛГБТ-сообщества, срывали спектакли и выставки, которые казались им богохульными, кидались яйцами в певца Мэрилина Мэнсона, подкладывали голову свиньи на порог театра Олега Табакова. Последней громкой акцией "Божьей воли" стал погром в Манеже, вылившийся в уголовное дело против одной из участниц движения — Людмилы Есипенко. Впрочем, ее в итоге оправдали, но активисты на время поутихли.

"Враги православия"

Православные активисты положили свиную голову у МХТ имени Чехова "Если спектакль ("Идеальный муж") не будет снят с репертуара через месяц, то события, связанные с постановкой "Тангейзера" в Новосибирске, будут ничем по сравнению с теми протестами, которые поднимутся в Москве. Нам надоело, что нам плюют в душу, оскверняют наши святыни и топчут их ногами», - сказал лидер "Божьей воли" Дмитрий Цорионов (Энтео).

"Попытка оправдания хулиганства своей религиозной принадлежностью — это деятельность, подрывающая нравственные посылы и общественный статус соответствующей религии. Энтео является врагом православия", — заявил председатель комиссии Общественной палаты по гармонизации межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

Проблема в том, что, как констатирует проректор по международной работе ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов, сегодня механизмов воздействия на "православных активистов" практически нет ни у Церкви, ни у правоохранительных органов.

© РИА Новости/Аврора. Д. Вожегова, С. Разбаков, В. Копытин, А. Андреев, П. Касаткин; YouTube.Nelli Konstantinova, Romanova Tatyana "Православные активисты" выскочили на сцену МХТ с криком "побойтесь бога"


© РИА Новости/Аврора. Д. Вожегова, С. Разбаков, В. Копытин, А. Андреев, П. Касаткин; YouTube.Nelli Konstantinova, Romanova Tatyana

"К сожалению, сегодня в Русской православной церкви появляются люди, которые имеют нахальство выступать от ее имени с самыми скандальными и совершенно сумасшедшими заявлениями. Своими выступлениями они наносят репутационный вред Церкви, особенно в молодежной среде", — считает священнослужитель.

Но, по его словам, у "Церкви нет юридических способов воздействовать" на них. "Если бы такие хулиганства имели место в XIX веке, это могло бы привести к каким-то довольно суровым прещениям. Но тогда Церковь была государственной, частью системы, поэтому это было проще. Отлучить Энтео от Церкви невозможно. Его духовник может его от причастия отлучить на какое-то время за его выходки, но это все", — подчеркнул Ореханов.

В то же время, отметил он, и правоохранительные органы не могут оказывать воздействие на религиозных активистов, пока те прямо не нарушат законодательство. При этом представитель РПЦ убежден, что "представители таких движений, как "Божья воля" либо от кого-то получают деньги на свою деятельность, либо попросту сошли с ума".

Церкви остается только вести разъяснительную работу, поскольку она не должна и не может отвечать за то, что творят "православные активисты", убежден Ореханов.

Ностальгия по беспределу

Возможно, лидера "Божьей воли" отрезвила жесткая реакция правоохранительной системы на "активизм" не зарегистрированной в Минюсте организации, именующей себя "Христианское государство — Святая Русь". А может, Энтео и правда подружился с женщиной, из ненависти к которой и возникло его движение. Но он заявил, что "Божья воля" свое предназначение выполнила, и занялся новым проектом под названием "Декоммунизация". Акции с его участием стали тише и проходят теперь вполне законно, как недавний одиночный пикет у бюстов Ленина и Сталина в Москве.

А вот на своей странице "ВКонтакте" Дмитрий Цорионов откровенно ностальгирует по тем временам, когда он с единомышленниками ворвался в школу-мастерскую Сергея Браткова. Они "сорвали все плакаты" (анонсирующие выставку студентов) с изображением распятой лягушки и "применили спецсредство" — какой-то зловонный газ.

"Того, кто вел себя некультурно по отношению к нам и больше всех говорил о своих правах, смирили братским подзатыльником. В помещении еще неделю нельзя было находиться, так как их грех смердел", — пишет активист.

И при этом, по его словам, что все, что они тогда делали, расценивалось максимум как мелкое хулиганство.

Впрочем, как заметил один из друзей Дмитрия, сегодня, скорее всего, религиозные активисты уже не смогут так легко отделаться, если опять возьмутся за старое.

Не успел я уехать, как православные активисты во главе с лидером движения «Божья воля» Дмитрием Энтео вновь наведались в Манеж "громить богохульную выставку". Если в первый раз погром заключался в выкрикивании лозунгов и попытках разбить несколько гравюр, то сегодня активисты даже не вошли в здание Манежа. Они устроили акцию перед комплексом "Манеж", чтобы, как они выразились, «призвать органы правопорядка пресечь нарушение закона богохульниками.

Активисты возмутились выставкой художника Вадима Сидура «Скульптуры, которых мы не видим», которая сейчас проходит в «Манеже». По их мнению, его работы являются богохульными, олицетворяют мракобесие и торжество зла. Противники выставки требуют её закрытия.

В пятницу, 15 августа, несколько активистов вместе с Дмитрием Энтео уже врывались в Манеж . С заявлением о том, что экспонаты оскорбляют чувства верующих, они повредили четыре линогравюры художника. Оценку нанесённому ущербу дадут на следующей неделе. При этом организаторы выставки хотят настаивать на возбуждении уголовного дела.

После инцидента усилили охрану, у пришедших активистов досматривают документы.

А Энтео, в свою очередь, утверждает, что они почти ничего не повредили, и весь ущерб сводится к разбитой тарелке, которая, по его мнению, и произведением не является. И он в ответ тоже собирается подать иск на "Манеж" за клевету.

Собравшиеся выясняют отношения.

Чтобы мероприятие сотрудники полиции не расценили, как несанкционированную акцию, активисты выходят с плакатами по очереди. И всё выглядит как одиночный пикет.

Дождь немного всех разогнал.

Специально для моего блога Дмитрий Энтео рассказал, что же его так оскорбляет в представленной выставке в "Манеже".

Фото Юлии Малыгиной.

В последнее время российские СМИ взяли в оборот новое устойчивое словосочетание. Термин этот "православные активисты". Хочется как следует разобраться, кто это такие, какое отношение они имет к православию, и в чем заклчается их активизм, ибо в стране, где около 75% населения имеют отношение к православию, пусть даже это заключается лишь в том, что они были крещены в детстве, время от времени заходят в храм и красят яйца на Пасху, люди, претендущие на то, чтобы являться активным звеном и выразителями идей самой многочисленной конфессии, должны иметь и действительно имеют определенное влияние в обществе. При этом, надо понимать, что взгляды т.н. "православных активистов" могут не совпадать как с официальной позицией РПЦ(МП), так и со взглядами той части населения России, которая относит себя к православию, среди которой надо сказать, встречаются самые разные люди, например, ваш покорный слуга, а также солистки группы Pussy Riot, которые не жалуют руководство РПЦ(МП), терпеть не могут т.н. "православных активистов", но при этом называют себя православными, ничуть не сомневаясь, что имеют на это полное право.

Так кого же называют "православными активистами"? Обычно эта идиома появляется в СМИ и блогах для политкорректного обозначения людей, которым, вообще говоря, куда больше соотвествует определение "религиозные фанатики", "мракобесы", часто "черносотенцы". Если кому-то эти слова кажутся неприличными, можно называть этих товарищей по принадлежности или идейной близости к определенным группировкам: "Народный собор", "Союз православных хоругвеносцев", "Союз православных братств", "Союз русского народа" и т.п. Вы уже заметили эту претензию на общеруссконародность и общеправославность? То-то же. Если учесть, что представители оных организаций бывают замечены журналистами либо при попытке погрома, либо на акциях, целью которых явлется пропаганда ненависти и нетерпимости к кому-нибудь (зачастую тоже русским и православным), становится понятно, что к православию как к национальной религии или системе ценностей, или совокупности традиций, или даже к религиозной организации РПЦ(МП), равно как и другим православным церквям, "православные активисты" если и имеют какое-то отношение, то весьма отдаленное, и называть их "православными", имея при это в виду идеологию, коей руководствуются представители этих организаций, неправильно. Требуется анализ их идеологии и точное ее определение, не содержащее при этом заведомо негативного отношения к предмету.

Разгадка проста - идеологией "православных активистов" является самый настоящий религиозный фундаментализм , то есть, система воззрений, объявляющая основой (фундаментом) человеческой жизни и взаимоотношений в общесве религиозную догму и ставящая ее важнее всего остального: правовой системы, действующей в стране, прав и свобод человека, общечеловеских ценностей, принципов гуманизма и др. Таким образом, "православных активистов" было бы правильнее и точнее называть "православными фундаменталистами", ибо в своей деятельности они руководствуются строками из писаний и религиозными нормами и именно ими оправдывают свои погромы и свою ненависть.

Что же такое православная норма? Здесь все становится совсем интересно: источниками правосланых норм и канонов являются как Библия (и Новый завет, и Ветхий), так и Священное Предание : Символ веры, правила вселенских соборов и писания святых отцов, являющиеся, как правило, толкованиями Библии, Символа веры, правил и других святых отцов, и разъясняющие, как стоит понимать то или иное место в Предании. Чтобы не читать все это, нормы, собираются в некий катехизис, который, получает название "Закон Божий" и издается с благословения церковного руководства. Таким образом, "Закон Божий" является сборником основ и норм православия, отвечающих на все важные вопросы и актуальных на данный момент, с точки зрения руководства РПЦ(МП).

Здесь возникает вопрос: а являются ли положения Священного Писания и Предания, не вошедшие в "Закон Божий", источниками норм православия? Разумеется, являются: это же СВЯЩЕННОЕ Писание и Предание! Именно этим фактом и пользуются православные фундаменталисты!

Если учесть, что Библия писалась на протяжении около 1500 лет неопределенным количеством авторов, живших в разные эпохи, говоривших на разных языках, живших в разных государствах и исторических условиях и имевших самые разные взгляды на жизнь, а после этого еще неоднократно переписывалась и переводилась, неудивительно, что она противоречит сама себе много раз. Если воспринимать ее как литературный памятник и исторический источник сомнительной достоверности - все нормально, а вот если как нормативный документ - сами понимаете. Что касается Священного предания, то за почти 2000 лет существования христианства и за 564 года существования РПЦ было написано столько тесктов, что в них можно найти как утверждение, равно и опровержение чего угодно, особенно, если вырывать фразы из контекста (в том числе и исторического), как это обычно и делается для обоснования некоего утверждения с помощью священных текстов.

В самом деле, если задаться такой целью, можно без особого труда составить десятка три катехизисов, которые ничем не будут напоминать друг друга, кроме слов "Закон Божий" на обложке. При этом, каждый из них может попутно нести абсолютно любые идеи: от утверждения преввосходства однополых браков над разнополыми до призыва к полному истреблению всех, кто не является православным фундаменалистом, к примеру. Такие катехизисы с Божьим именем на обложке могут служить оправданием любым идеям и деяниям, в том числе, и откровенно преступным. Собственно это и происходит на протяжении всей истории человечества с тех пор, как существуют священные тексты в достаточном количестве.

Впрочем, чтобы не уходить в текстовые дебри, давайте вспомним, с кого христианство (в том числе, и православие) начиналось: с Иисуса из Назарета, который вообще-то учил любви к ближнему, учил прощать чужиее ошибки и понимать непохожих, не имел имущества больше, чем можно унести на себе и гонял торговцев из храма. В Евангелиях приведено вполне достаточно высказываний лично Иисуса Христа, чтобы понять, что христианское отношение к людям подразумевает любовь и терпимость, готовность помочь, простить и понять. В таком случае, к чему бесконечное копание в текстах святых отцов, если копающиеся забыли главное: Бог есть любовь (а не пропаганда ненависти). К чему бесконечное цитирование многими любимой книги Левит, если сам цитирующий не может соблюдать даже Десять заповедей, а зачастую и других призывает их нарушать?

Итак, Бог есть любовь. А христианство, в том числе и православие - религия, основой которой является любовь к ближнему, неравнодушие, взаимопомощь и толерантность (верится с трудом, правда?). Поэтому названия "православные активисты" по праву заслуживают отнюдь не погромщики-фундаменталисты. гораздо больше оно подходит бесчисленным волонтерам и активистам благотворительных православных организаций, занимающихся помощью беддным, больным и обездоленным, а также бесчисленным церковным старостам, организаторам воскресных школ и активным прихожанам, каждый день старающимся сделать жизнь людей, живущих в пределах их прихода, немного лучше и в духовном смысле, и в материальном. Вот это - православные активисты, против активизма которых, думаю, ничего не имеет ни один человек, считающий себя православным.


На фото дети под присмотром активных прихожан занимаются в художенной мастерской и спотрзале при сельской воскресной школе. Фото отсюда.

А тем, с кого эта статья начиналась, имя: погромщики, мракобесы, черносотенцы, религиозные фанатики, пропагандисты ненависти. Если уж совсем точно и политкорректно - православные фундаменталисты.

Текст Павла Самбурова.