Правоохранительные органы рф. Понятие и система правоохранительных органов рф

Это специально созданная государством группа органов, которые должны охранять закон, порядок, права и свободы человека. Чтобы достичь поставленных задач, они обладают соответствующими материальными ресурсами и компетентны в вопросах защиты правопорядка на разных социальных уровнях.

Естественно, этого определения мало, чтобы понять, что такое правоохранительные органы. Это целая структура, перед которой поставлены конкретные цели, задачи и функции.

Признаки

Когда речь заходит о правоохранительных органах РФ, стоит обратить внимание на признаки, согласно которым они осуществляют свою деятельность:

  1. Чтобы осуществлять правоохранительную деятельность, государственные органы имеют законные полномочия.
  2. Деятельность осуществляется согласно букве закона, в рамках установленных процедур и правил, а не в произвольной форме.
  3. В процессе деятельности правоохранительные органы могут применить меры принуждения к лицам, совершившим правонарушение.
  4. Все законные решения, принятые правоохранительными органами РФ, должны быть исполнены должностными лицами и гражданами.

Функции

Так же как и другие организации, существующие в обществе, государственные правоохранительные органы делятся на несколько видов, каждый из которых выполняет одну или несколько функций. В целом можно обозначить 9 функций, что выполняют органы правопорядка:

  1. Обеспечение безопасности.
  2. Контроль и исполнение судебных решений.
  3. Розыск преступников и людей, пропавших без вести (оперативный розыск).
  4. Охрана общественного порядка.
  5. Расследование правонарушений.
  6. Консультирование и юридическая помощь.
  7. Предупреждение правонарушений.
  8. Прокурорский надзор.
  9. Конституционный контроль.

Пожалуй, это основные задачи правоохранительных органов. Но кроме них есть и дополнительные функции, каждая из которых присуща своему виду органов правопорядка.

Разновидности

По большому счету система правоохранительных органов делится на две структуры: судовую и исполнительную. В своей основе это сложные структуры, за которыми закреплено множество задач и функций. Только классифицировать и изучать два столь больших образования очень сложно. В связи с этим систему правоохранительных органов разделяют на 12 категорий:

Теперь с уверенностью можно сказать, что такое правоохранительные органы. Это специально созданная сложная структура, состоящая из отдельных органов, каждый из которых выполняет свои задачи, но вместе они исполняют функцию защиты правопорядка.

Министерство внутренних дел и Следственный комитет

Как уже было сказано, к правоохранительным органам относятся более десяти самостоятельных структур. Особенности каждой из них стоит рассмотреть отдельно, чтобы иметь представление, чем занимается конкретный орган правопорядка.

Итак, МВД, или Министерство внутренних дел, - это федеральный орган исполнительной власти, который занимается нормативно-правовым регулированием в среде внутренних дел, а также реализует государственную политику. В состав МВД входят полиция, управление по контролю за оборотом наркотиков и управление по вопросам миграции.

Следственный комитет (СК) осуществляет установленные государством полномочия в среде уголовного судопроизводства. Это относительно молодая структура, что относится к правоохранительным органам, так как была основана на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ в 2011 году. СК России в основном занимается досудебным расследованием тяжких и особо тяжких преступлений.

Прокуратура и ФСБ

Если говорить о прокуратуре, то она не зависит от других органов государственной власти и должна обеспечивать надзор за соблюдением законодательства РФ правоохранительными органами. В задачи прокуроров входит дознание и возбуждение уголовных дел относительно административных правонарушений. Необходимо также уточнить, что прокуратура не может самостоятельно возбуждать уголовные дела, она просто передает материалы о совершенном преступлении в уполномоченные следственные органы. Самая известная в обществе деятельность прокуроров - поддержка в суде стороны обвинителя.

К прокуратуре РФ относится:

  • Генпрокуратура.
  • Прокуратуры субъектов РФ.
  • Территориальные прокуратуры.
  • Военная прокуратура
  • Специализированная, то есть транспортная, пенитенциарная, природоохранная и т. д.

Что касается ФСБ (Федеральной службы безопасности), то этот орган правопорядка должен осуществлять предварительное следствие и дознание по конкретному кругу преступлений. К таким нарушениям правопорядка относятся все дела, которые угрожают безопасности страны и жизни ее граждан. Например, терроризм или шпионаж.

Таможенная служба и национальная гвардия

Федеральная таможенная служба производит надзор в области таможенного дела и валютного контроля. Однако ее основная функция - бороться с контрабандой и другими преступлениями, совершенными на подведомственной территории (таможне) или относящимися к сфере таможенного законодательства. Федеральная таможенная служба входит в состав Министерства финансов РФ и тщательно следит за международными финансовыми операциями и перемещением товаров за границу.

Также важная миссия возложена и на национальную гвардию. Хотя ее редко отмечают как отдельный орган правоохранительной системы, она тоже вносит свой вклад в соблюдение общественного порядка. Национальная гвардия - это компонент исполнительной власти, который управляет военизированными подразделениями, выполняющими задачи внутри страны. Их основные цели - защищать целостность страны, помогать в обороне России, обеспечивать общественный порядок и безопасность.

Министерство чрезвычайных ситуаций

МЧС - это служба, которая должна осуществлять функции выработки и реализации национальной политики, производить нормативно-правовое регулирование, контролировать сферу гражданской обороны, защищать население и территории от непредвиденных, опасных ситуаций природного и техногенного характера. Также сотрудники МЧС должны отвечать за пожарную безопасность и безопасность людей на водных объектах. Частично это министерство относят к правоохранительным органам.

В состав Министерства чрезвычайных ситуаций входят департаменты:

  • Оперативного управления.
  • Гражданской защиты.
  • Специальной пожарной охраны и готовности сил.
  • Профилактической работы и надзорной деятельности.
  • Международной деятельности.
  • Гражданской обороны и защиты населения.

Министерство юстиции

Немаловажное место в системе правоохранительных органов занимает Министерство юстиции. Оно должно вырабатывать государственную политику и регулировать нормативно-правовую сферу юстиции, а также следить за деятельностью других государственных органов исполнительной власти.

Министерство юстиции должно обеспечивать исполнение Конституции РФ, исполнение уголовных наказаний, следить за регистрацией некоммерческих организаций, политических партий и оказывать бесплатную юридическую поддержку населению. В сферу Минюста входит федеральная служба исполнения наказаний и служба судебных приставов.

Суды и нотариат

И, конечно же, какая может быть система правоохранительных органов без тех, кто решает, на чьей стороне правда, то есть без судебной системы. Она осуществляет правосудие и конституционный контроль по всей территории страны. Сегодня в России действует самостоятельная и независимая судебная система, и она состоит из судов разных инстанций:

  • Верховный суд. Это высший судебный орган, который не только решает спорные ситуации, но и контролирует работу других подведомственных судов.
  • Конституционный суд. Самостоятельный и независимый судебный орган, что осуществляет судебную власть с помощью конституционного судопроизводства.

Пускай и небольшую, но все же очень важную роль играет нотариат. Хотя это скорее не правоохранительный орган, а правовой институт, удостоверяющий всевозможные сделки, придающий им юридическую силу.

Итак, подытожим, что такое правоохранительные органы. Это сложная структура, состоящая из множества объединений, которые следят за безопасностью и порядком.

  • |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов
  • 1.3. Система правоохранительных органов
  • 1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов
  • Тема 2. Судебная власть в российской федерации
  • 2.1. Понятие и признаки судебной власти
  • 2.2. Суд как орган судебной власти
  • 2.3. Судебная система
  • Тема 3. Принципы правосудия
  • 3.1. Понятие правосудия
  • 3.2. Принципы правосудия
  • 3.3. Система принципов правосудия
  • Тема 4. Правовой статус судьи
  • 4.1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей
  • 4.2. Порядок наделения судей полномочиями
  • 4.3. Приостановление и прекращение полномочий судьи
  • 4.4. Гарантии независимости судей
  • 4.5. Органы судейского сообщества
  • Тема 5. Система судов общей юрисдикции
  • 5.1. Мировые судьи
  • 5.2. Районный суд
  • 5.3. Суды субъектов рф
  • 5.4. Верховный Суд рф
  • 5.5. Военные суды
  • Тема 6. Система арбитражных судов российской федерации
  • 6.1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов
  • 6.2. Арбитражные суды субъектов рф
  • 6.3. Арбитражные апелляционные суды
  • 6.4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов
  • 6.5. Высший Арбитражный Суд рф
  • Тема 7. Конституционный суд российской федерации
  • 7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда рф
  • 7.2. Компетенция Конституционного Суда рф
  • 7.3. Состав и структура Конституционного Суда рф
  • Тема 8. Прокуратура российской федерации
  • 8.1. Понятие, система и структура органов прокуратуры
  • 8.2. Следственный комитет при прокуратуре рф
  • 8.3. Кадры органов прокуратуры
  • 8.4. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
  • 8.5. Задачи и функции органов прокуратуры
  • Тема 9. Органы внутренних дел российской федерации
  • 9.1. Система органов внутренних дел
  • 9.2. Милиция, ее задачи, структура и функции
  • 9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции
  • 9.4. Кадры милиции
  • Тема 10. Органы предварительного расследования
  • 10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование
  • 10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел рф
  • 10.3. Следственное управление при гувд (увд) субъекта рф
  • 10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел
  • Тема 11. Правоохранительные органы, обеспечивающие общую и экономическую безопасность российской федерации
  • 11.1. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации
  • 11.2. Органы внешней разведки Российской Федерации
  • 11.3. Таможенные органы Российской Федерации
  • 11.4. Федеральная служба государственной охраны
  • 11.5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • Тема 12. Адвокатура в российской федерации. Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам
  • 12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности
  • 12.2. Правовой статус адвоката
  • 12.3. Система адвокатуры
  • 12.4. Организация юридической помощи по уголовным делам
  • Литература
  • 1.3. Система правоохранительных органов

    Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

    Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

    Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

    Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

    В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и системавоенных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

    Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

    Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

    Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

    Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

    Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

    – органов прокуратуры;

    – органов внутренних дел;

    – федеральной службы безопасности;

    – органов государственной охраны;

    – органов государственной налоговой службы;

    – таможенных органов;

    – органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

    – органов предварительного расследования;

    – органов юстиции.

    Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

    – конституционный контроль;

    – отправление правосудия;

    – прокурорский надзор;

    – расследование преступлений;

    – оперативно-розыскная функция;

    – исполнение судебных решений;

    – оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

    – предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.

    Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.

    Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

    Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

    Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).

    Понятие правоохранительных органов:

    Правоохранительные органы - система государственных и негосударственных субъектов правоотношений, осуществляющие деятельность по охране, обеспечению прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, законности.

    Виды правоохранительных органов:

    1. Органы, относящиеся к судебной власти

    а) Верховный суд РФ

    б) Высший арбитражный суд РФ

    в) Конституционный суд РФ

    г) Нижестоящие суды

    2. Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.

    а) Министерство внутренних дел

    б) Федеральная служба по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН)

    в) Министерство юстиции РФ

    г) Федеральная служба охраны (ФСО)

    д) другие

    3. Прокуратура РФ

    4. Органы юридической помощи.

    Задачи правоохранительных органов:

    1. Конституционный контроль

    2. Поддержание режима законности и конституционной законности

    3. Защита прав человека

    4. Охрана общественного порядка

    5. Обеспечение безопасности

    6. Недопущение осуществления противоправных деяний

    Понятие правоохранительной деятельности:

    Правоохранительная деятельность - деятельность конкретных субъектов правоотношений по поддержанию законности, правопорядка, соблюдения прав человека и гражданина.

    Виды правоохранительной деятельности:

    1. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений

    2. Осуществление правосудия

    3. Обеспечение деятельности судов

    4. Правоохранительная деятельность

    5. Оперативная деятельность

    6. Прокурорский надзор

    7. Правозащитная деятельность

    Законодательство о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности

    Законодательство о правоохранительных органов и правоохранительной деятельности - это совокупность нормативной правовых актов действующих на всей территории РФ, содержащие в себе правовые нормы, призванные регулировать деятельность системы правоохранительных органов и осуществляемой ими правоохранительной деятельности.

    К системе законодательства о правоохранительных органах и правоохранительной деятельности можно отнести следующие акты, содержащие нормы права:

    1. Конституция РФ - нормативный правовой акт высшей юридической силы.

    2. Федеральные конституционные законы - нормативные правовые акты, принимаемые по вопросам, указанным в Конституции. Расширяет и развивает основные положения действующей конституции.

    3. Федеральные законы - нормативные правовые акты раскрывающие и детализирующие положения и нормы, изложенные в Конституции РФ

    4. Конституции и уставы субъектов РФ - нормативные правовые акты принимаемые субъектами РФ по предмету своего ведения. Не могут противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и международным договорам РФ.

    5. Подзаконные нормативные акты - нормативные правовой акт, обладающий меньшей перед законом силой.

    К видам подзаконных нормативных правовых актов в сфере правоохранительной деятельности можно отнести следующие нормативно-правовые акты:

    Указы и распоряжения Президента РФ.

    Постановления и распоряжения Правительства РФ.

    Акты (приказы, распоряжения) конкретных министерств и ведомств (МВД, Министерство юстиции и т.д.)

    Постановления и заключения Конституционного суда РФ.

    Акты Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Тема: «Понятие и система правоохранительных органов Российской Федерации»


    Введение

    Глава 1. Понятие, система, полномочия, основные признаки и деятельность правоохранительных органов.

    Глава 2. Характеристика правоохранительных органов Российской Федерации.

    2.1 Прокуратура Российской Федерации

    2.2 Министерство внутренних дел Российской Федерации

    2.3 Нотариат Российской Федерации

    2.4 Федеральная служба безопасности Российской Федерации

    2.5 Адвокатура Российской Федерации

    2.6 Министерство Юстиции Российской Федерации

    Глава 3. Судебная система Российской Федерации

    3.1 Суды общей юрисдикции

    3.2 Верховный Суд

    3.3 Районные суды

    3.4 Мировые судьи

    3.5 Военные суды

    3.6 Арбитражные суды

    3.7 Конституционный Суд

    Заключение

    Библиографический список

    Приложение


    Введение

    Российская Федерация в соответствии со ст. 1 Конституции РФ является демократическим, федеративным и правовым государством. Любая демократия, тем более право требует системы своей защиты. При этом для защиты государственной системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.

    Уровень воплощения в жизнь воли законодателя, реализации права показывает не только степень авторитетности государства, но и эффективность деятельности его органов по обеспечению прав и свобод граждан. В правовом государстве признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В рамках реализации данной конституционной нормы уголовно-процессуальное законодательство закрепило, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно повергся уголовному преследованию (ч. 2 ст. 6 УПК РФ). При таком понимании назначения уголовного судопроизводства полнота обеспечения прав и свобод граждан зависит не только от эффективности деятельности органов правосудия, но и от состояния правонарушений против правосудия.

    Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ). Правоприменительные органы играют особую роль в системе властных государственных структур, поскольку являются важнейшим инструментом реализации принципов законности, справедливости и гуманизма.

    Правоохранительная деятельность – это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения) .

    Правоохранительные органы - это совокупность специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека .

    Таким образом, основная задача правоохранительных органов согласно Конституции РФ является охрана прав и свобод человека, гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией РФ. Правоохранительные органы являются неотъемлемой частью нашего государства и нас самих.


    Глава 1. Понятие, система, полномочия, основные признаки и деятельность правоохранительных органов.

    Правоохранительные органы в РФ – это специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества, обеспечения безопасности, правопорядка и законности в РФ.

    Основными признаками правоохранительных органов являются:

    1. Специально созданные для осуществления правоохранительной деятельности государственные органы. Необходимо различать «правоохранительные органы» и «организации, осуществляющие правоохранительную деятельность», так как вторые могут быть негосударственными, и их деятельность может весьма тесно связана с правоохранительной, но все, же не обладать всеми, присущими ей признаками.

    2. Охрана законов от возможных и действительных нарушителей, защита и восстановление прав граждан, предприятий, организаций, общества и государства, обеспечение правопорядка и безопасности, которые реализуются на практике в одном из видов правоохранительной деятельности.

    3. В процессе осуществления своей деятельности правоохранительные органы могут применять меры уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной ответственности.

    4. Порядок организации и деятельности правоохранительного органа должен быть урегулирован законом или иным нормативным актом.

    К государственным правоохранительным органам относятся:

    – прокуратура;

    – органы юстиции;

    – органы внутренних дел;

    – органы предварительного расследования;

    таможенные органы;

    – служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;

    – органы обеспечения безопасности.

    К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

    Законодательство о правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на :

    Конституцию РФ, которая имеет высшую юридическую силу. Все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции;

    Федеральные законы (в т. ч. конституционные, принимаемые по указанным в Конституции вопросам), конституции, уставы и законы субъектов РФ;

    Указы и распоряжения Президента РФ, которые чаще всего принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (милиция, Федеральная служба безопасности РФ и т. п.);

    Постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ;

    Акты министерств или ведомств (ведомственные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Министерство юстиции).

    Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства – охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

    Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

    Когда речь идет о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено расследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстиции относятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.

    При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

    Конституционного контроля;

    Отправления правосудия;

    Прокурорского надзора;