Право на благоприятную окружающую среду как основное конституционное право граждан. Современные проблемы реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (экологических прав человека) Право благоприятную окружающую среду проблем

T H E RIGHT OF CITIZENS TO A HEALTHU ENVIRONMENT, REGULATORU ASSIGNMENT AND IMPLEMENTATION

Kymyzay Dehkanova

ph.D. Associate Professor of “Theory and History of State and Law” of the Osh State University ,

Kyrgyzstan, Osh

АННОТАЦИЯ

В статье на основе общенаучных и частно-научных методов познания в частности анализа и синтеза, и сравнительного исследования проанализированы нормы закрепляющие права граждан на благоприятную окружающую среду, исследованы становление и развитие прав человека на благоприятную окружающую среду. Обозначены наиболее проблемные аспекты, основные направления развития прав граждан на благоприятную окружающую среду.

ABSTRACT

On the basis of general scientific and particular knowledge of scientific methods such as analysis and synthesis, and a comparative study analyzed the norms enshrining the rights of citizens to a healthy environment, tracked the formation and development of human rights to a healthy environment. We identify the most problematic aspects of the main directions of its development rights of citizens to a healthy environment.

Ключевые слова: права человека, субъективное право, благоприятная окружающая среда, окружающая среда, Пакт, Декларация.

Keywords : human rights, the subjective right to a favorable environment, the environment, the Covenant, the Declaration.

В современных условиях в системе прав человека существенное место занимают права человека на благоприятную окружающую среду. Его актуальность признана, не только национальным законодательством, но и международным сообществом.

Права человека на благоприятную окружающую среду как естественное право, позволяет обеспечить личности потребности в окружающей среде благоприятного качества как элемент устойчивого развития.

Как одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина право каждого на благоприятную окружающую среду – охватывает основы жизнедеятельности человека, обусловленный поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

Понятия «благоприятная окружающая среда» поддерживается многими учеными, например, М.И. Васильевой , М.М. Бринчуком .

Данный взгляд поддерживает отечественный исследователь Д.А. Кутманова, по ее мнению «Благоприятная окружающая среда характеризует удовлетворение эстетических и других потребностей человека» .

Декларация прав человека, принятая 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН самостоятельно не рассматривает права человека на благоприятную окружающую среду, она выражается в статье 3 вместе с правом человека на жизнь. Декларация предусматривает соответствующий уровень жизни необходимый для здоровья и благосостояния человека как право каждого человека .

Права человека на благоприятную окружающую среду нашло должное закрепление в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах. Пакт признал право на жизнь как неотъемлемое право человека .

Процессы глобализации привели к принятию ряда международных документов, закрепляющих основные концепции устойчивого развития и элементы права человека на благоприятную окружающую среду, являющегося ядром экологических прав человека.

В резолюции генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1968 года отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека как необходимое условие экономического и социального развития. В этих целях Генеральная Ассамблея ООН принимает решение о созыве Конференции ООН по окружающей среде в г. Стокгольме в 1972 году, где право на благоприятную окружающую среду было закреплено Стокгольмской декларацией, принятой на международной конференции ООН по окружающей среде 1972 году .

Данные акты оказали существенное влияние на становление и формирование прав человека на благоприятную окружающую среду в национальном законодательстве. В соответствии со статьей 6 основного закона Кыргызской Республики «Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики» .

Нормы международных договоров по правам человека имеют прямое действие и приоритет над нормами других международных договоров.

Основной закон Кыргызской Республики развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных документах в области охраны окружающей среды.

Статья 48 Конституции Кыргызской Республики закрепляет права граждан на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду. Данное право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи .

Права на благоприятную окружающую среду рассматривается как основное естественное право человека .

С точки зрения законодательства благоприятная окружающая среда признается только тогда, когда соответствует основам, стандартам, нормативам законодательства об охране окружающей среды.

Решение проблем обеспечения благоприятной окружающей среды невозможно без тесного сотрудничества стран, которое предполагает равный статус всех заинтересованных участников процесса.

Взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления и НПО – выступает как основа выполнения обязательств Орхусской конвенции ООН о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, стороной, которая Кыргызская Республика является с 2000 года.

Орхусская Конвенция преследует цели содействия защите прав каждого человека жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния за счет гарантирования права доступа к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

В целях реализации обязательств в Кыргызской Республике функционирует Консультативный Совет НПО при государственном природоохранном органе.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду определяется экологической функцией государства.

С помощью механизмов экологического контроля, планированием и нормированием качества окружающей среды, проведением экологической экспертизы, оценки, мониторинга окружающей среды обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Несмотря на предпринятые меры, проблемы обеспечения благоприятного качества окружающей среды находятся не на должном уровне.

Нормативное закрепление экологических прав и обязанностей человека и гражданина являются недостаточными. Данный взгляд поддерживается многими учеными.

Реализация прав граждан на благоприятную окружающую среду сложный процесс, его эффективность достигается не только нормативным регулированием, зависит от таких факторов как правосознание, правовая культура, правоприменительная практика, экологическое образование и воспитание .

Автор полагает, что для должного обеспечения прав человека на благоприятную окружающую среду можно достичь только созданием эффективных механизмов их реализации, в системе органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих экологическую функцию.

Благоприятная окружающая среда является особым объектом экологического законодательства и при регулировании прав на благоприятную окружающую среду необходимо учитывать экологические и экономические интересы общества, обеспечивающие реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни среду.

При разработке экологической политики государства, должны быть обеспечены права граждан как право на благоприятную окружающую среду; на получение достоверной информации, её состоянии; право обращаться в суд с исковыми заявлениями о возмещении вреда, причинённого экологическим правонарушением их здоровью и имуществу, об отмене незаконных нормативных правовых актов органов управления.

Список литературы:

  1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. – М.: Юрист. 2003.С. 23–32.
  2. Васильева М.И. Общественные экологические интересы: правовое регулирование. – М.: Наука, 1999. С. 11–12.
  3. Всеобщая декларация прав человека: принята 10 декабря 1948 г. на 3 сессии Генеральной Ассамблее ООН. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. – М., Юрид. лит. 1990 г.
  4. Конституция Кыргызской Республики (27.06.2010 г.). Бишкек: Информационный правовой центр «ТОКТОМ», 2010 г.
  5. Кутманова Д.А.. Проблемы реализации права на благоприятную окружающую среду. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ош. 2014 г. С. 16–17.
  6. Лукашева Е.А. Права человека – М. 2002 г. С. 133.
  7. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. // Ратифицирован Законом Кыргызской Республики 12 января 1994 г. Постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики № 1406. Бишкек: Информационный правовой центр «ТОКТОМ», 2007.
  8. Стокгольмская декларация ООН 16 июня 1972 г. об окружающей человека среде // Действующее международное право: сборник. Т. 3. – М., 1978.
Правильная ссылка на статью:

Евтушенко В.И. — Современные проблемы реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (экологических прав человека) // Экологические исследования. - 2016. - № 1. - С. 19 - 24. DOI: 10.7256/2453-8833.2016.1.20084 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=20084

Современные проблемы реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (экологических прав человека)

10.7256/2453-8833.2016.1.20084


13-08-2016

Дата публикации:

22-08-2016

Аннотация.

Настоящая статья посвящена исследованию современных проблем реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду (экологических прав человека).Автор считает, что представляется необходимым разработать и принять специальный Федеральный закон «О доступе к экологической информации», а в последующем и Экологический кодекс России, законодательно закрепляющий понятие «экологическая информация», гарантирующий законодательное право общественности на доступ к любой экологической информации с целью обоснованного, своевременного и эффективного участия в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды для обеспечения принципов устойчивого развития, а также нормы, предусматривающие различные виды ответственности за отказ в предоставлении экологической информации. В настоящей научной статье автором использован ряд научных методов исследования, в частности: сравнительного правоведения; формально-логический; статистический; моделирования; описания. Результатом принятия в России Федерального закона «О доступе к экологической информации» должны стать заметное ускорение имплементации Орхусской конференции, безусловное расширение и укрепление экологических прав человека и, как следствие, дальнейший прогресс на пути к активизации и расширению реального участия населения в принятии решений по вопросам окружающей среды.


Ключевые слова: современные, проблемы, реализация, конституционное право, граждане, Российская Федерация, благоприятный, окружающая среда, экологические, права человека

Abstract.

This article examines the current issues in realization of the constitutional right of the Russian citizens to a favorable environment (environmental human rights). The author believes that it is necessary to develop and adopt a special Federal law "On the Access to Environmental Information”, and subsequently the Environmental Code of Russia, which codifies the concept of "environmental information", as well as guarantees a statutory right of public to access any environmental information for the purpose of justified, timely, and efficient participation in the process of decision-making with regards to environmental issues to ensure the principles of sustainable development, along with the norms that regulate different types of responsibility for refusal to provide environmental information. The result of the adoption of the Russian Federal law "On the Access to Environmental Information" should be a notable acceleration of implementation of the Aarhus Conference, an absolute expansion and strengthening of the environmental human rights, and thus, further progress towards the expansion and activation of real public participation in decision-making with regards to environmental issues.

Keywords:

Environment, favorable, Russian Federation, citizens, constitutional law, implementation, issues, current, environmental, human rights

Основополагающие, конституционные права человека, обеспечивающие его благополучие и жизнедеятельность, такие как право на жизнь, охрану здоровья и среды его обитания, получили свое развитие в так называемых экологических правах человека. Первостепенное место в системе экологических прав занимают закрепленные в статье 42 Конституции России, гарантированные каждому «…право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Центральным по мнению многих юристов, но, к сожалению, в современной России самым нарушаемым правом является конституционное право на благоприятную окружающую среду, закрепляющее соответствие окружающей среды благополучному развитию человека и общества. Авторитетным документом, показывающим реальное положение, сложившееся в России в сфере экологии, является специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, опирающийся на мнения ведущих экспертов в этой сфере. Спецдоклад по проблемам экологии, сделанный впервые российским омбудсменом еще в 2002 году и содержащий оценки экологической ситуации в России ведущих российских экологов (Л. Федорова, Э. Черного, А. Яблокова), а также Центра экологической политики России и Института экологических проблем «Экоюрис» и т.д., не только не утратил своей актуальности, а даже, наоборот, к сожалению, получил новые подтверждения в своей оценке экологической ситуации в России. По мнению российского омбудсмена, экологическая ситуация в стране близка к катастрофической. По его оценке, в последние годы ущерб от чрезвычайных ситуаций экологического характера, включая расходы по ликвидации их последствий, реабилитацию населения и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций экологического характера, превосходит возможности экономики страны. Экологически неблагополучны практически все крупные города России, где уровень загрязнения атмосферного воздуха превышает все допустимые пределы. Общее количество подвергающихся негативному воздействию окружающей среды достигает 20 млн. человек. Недопустимо высокие загрязнения отмечены в основных реках 45 субъектов России. Выявлены загрязнения Амура, Белого Иртыша, Волги, Дона, Невы, Оби, Северной Двины, Тобола, Томи, Урала, Уфы и других рек, которые во многом достигли критической отметки. Данный фактор негативным образом сказывается на действующей системе водоснабжения большинства городов страны. Возрастает число чрезвычайных ситуаций экологического характера, связанных с опасностью проникновения в атмосферу и водные ресурсы вредных химических веществ. По экспертным оценкам, в России в экологически неблагоприятных условиях проживает более 70 млн. человек. Большую угрозу экологии России, равно как и всем прибрежным государствам, несет, например, Балтийское море, страдающее как от выбросов многочисленных промышленных предприятий, так и от почти 270 тыс. тонн (по оценкам экспертов) химического оружия союзников, затопленного после Второй мировой войны, от 70 химических свалок, реакторов субмарин, неудовлетворительного состояния портов. Выброс химических веществ от проржавевших боеприпасов уничтожает весь рыбный промысел. Все это, по мнению члена экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в России А.В. Яблокова, привело к тому, что в России умирает ежегодно по экологическим причинам более 350 тыс. человек. Анализ экологического законодательства в России показывает, что в стране отсутствует стройная система экологических прав человека и гражданина. Так, в отличие от Европейского Союза, где благодаря широкому распространению прецедентного права создаются предпосылки для дальнейшего совершенствования системы экологических прав человека, в Российской Федерации «…добрая половина неотъемлемых прав экологических прав гражданина России не имеет под собой реального обоснования и их осуществление зависит только от воли национального законодателя». Такое положение зачастую вызывает только справедливую критику. Например, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» содержится законодательное определение понятия «благоприятная окружающая среда» как «…окружающей среды, качество которой обеспечивает функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов». Однако, по мнению ряда авторов, в этом определении отсутствуют юридические критерии благоприятности окружающей среды. По мнению М.М. Бринчука, данное положение вызвано тем, что на уровне федерального и регионального законодательства Российской Федерации основное внимание уделено охране окружающей среды, но нет четко сформулированной цели данной деятельности, а само понятие «благоприятная окружающая среда» не «…осознано ни в науке…, ни в природоохранной практике правоприменения». Наиболее отчетливо проблемы правового регулирования проявляются в сфере эколого-информационных правоотношений. Правовые нормы, гарантирующие гражданам России получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, закреплены в Конституции России и во внутригосударственном законодательстве. Россией, к сожалению, не подписана принятая в 1998 году в г. Орхуссе (Дания) Конвенция о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, и в настоящее время вопрос о присоединении к Конвенции на государственном уровне не идет. В то же время, несмотря на то, что права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды помимо Конституции отражены в Градостроительном, Водном, Земельном, Лесном кодексах, в федеральных законах «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об экологической экспертизе», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии», «Об уничтожении химического оружия», законах РФ «О недрах», «О государственной тайне», «О защите прав потребителей», население России недостаточно информировано о своих экологических правах. Законодательно не определено понятие «экологическая информация», право на открытость экологической информации, закрепленное в Конституции РФ, в определенной степени противоречит требованиям защиты государственной тайны. В результате существующей тенденции к засекречиванию экологической информации во многих случаях граждане встречают трудности в получении доступа к ней. Так, п. 1 статьи 5 вышеупомянутого Закона РФ «О государственной тайне» констатирует, что государственную тайну составляют в том числе и сведения в военной области, связанные с недрами, землей, экологией. Представляется необходимым разработать и принять специальный федеральный закон «О доступе к экологической информации», а в последующем и Экологический кодекс России, законодательно закрепляющий понятие «экологическая информация», гарантирующий законодательное право общественности на доступ к любой экологической информации с целью обоснованного, своевременного и эффективного участия в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды для обеспечения принципов устойчивого развития, а также нормы, предусматривающие различные виды ответственности за отказ в предоставлении экологической информации. Результатом принятия в России федерального закона «О доступе к экологической информации» должны стать заметное ускорение имплементации Орхусской конференции, безусловное расширение и укрепление экологических прав человека и, как следствие, дальнейший прогресс на пути к активизации и расширению реального участия населения в принятии решений по вопросам окружающей среды.

Библиография

.

Экология и нарушение прав человека. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М., 2002. С. 12-18, 28, 49.

.

Ковалева Л.И. Экологическая ситуация в России (2000-2015 гг.). М., 2016. 402 с.

.

Покровский В. Омбудсмены – сторожевые псы прав человека // Экология и право. 2002. № 1. С. 12.

.

Трудова О.В., Яковлев Э.Ю. К вопросу о классификации содержании, правовой гарантированности экологических прав человека и гражданина (сравнительный анализ правовых систем Российской Федерации и Евросоюза) // Международное публичное и частное право. 2008. № 2. С. 22-25.

.

Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

.

Васильева М.И. О применении в праве экологических критериев благоприятности окружающей среды // Государство и право. 2002. № 11. С. 87.

.

Соколова Н.Л. Развитие принципов международного экологического права и проблемы их имплементации (на примере законодательства Российской Федерации): автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 20.

.

Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды». Волгоград. 2005. С. 131-133.

.

Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда – важнейшая категория права // Журнал российского права. 2008. № 9. С. 37-52.

.

Выпханова Г.В, Правовая дискуссия «экологическая информация»: дискуссионные вопросы // Экологическое право. 2008. № 3. С. 169-170.

.

Стецишин Р.И. Экологическое право: учебник. Краснодар, 2016. 456 с.

.

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

.

Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

.

Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

.

О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.

.

Об использовании атомной энергии»: Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.

.

Об уничтожении химического оружия»: Федеральный закон от 02.05.1997 № 76-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2105.

.

О недрах: закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

.

О государственной тайне: закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220.

.

О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

.

Белокрылова Е.А., Кологерманская Е.М. "Особенности реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации и Индии: сравнительно-правовой анализ" // Право и политика. 2016. № 4. C. 547 - 553. DOI: 10.7256/1811-9018.2016.4.13946.

.

Данилова Н.В. Гражданско-правовая ответственность за экологический вред: проблемы теории и практики // Право и политика. 2014. № 12. C. 1931 - 1935. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.12.13789.

.

Калюжная Д.Е. Становление глобальной экологической политики:
достижения, промахи и риски // Право и политика. 2013. № 9. C. 1182 - 1194. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.9.9216.

.

Данилова Н.В. Право на благоприятную окружающую среду: субъективное право или законный интерес? // Политика и Общество. 2015. № 10. C. 1396 - 1402. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.10.16416.

.

Киричёк Е.В. Дискуссионные аспекты понимания организационно-правового механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Право и политика. 2013. № 13. C. 1891 - 1902. DOI: 10.7256/1811-9018.2013.13.10359.

.

Молодцова Е.С. Роль международных организаций в охране
окружающей среды от радиоактивного загрязнения // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2011. № 3. C. 6 - 19.

.

Попова А.Д. Особенности формирования гражданского общества в России в условиях догоняющей модернизации // Исторический журнал: научные исследования. 2016. № 1. C. 40 - 50. DOI: 10.7256/2222-1972.2016.1.17785.

.

Анохин С.А., Герасимова О.А. Административно-правовая охрана лесов // Административное и муниципальное право. 2010. № 7. C. 52 - 56.

.

Кузнецова Н.А. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды // Административное и муниципальное право. 2012. № 6. C. 87 - 89.

References (transliterated)

.

Ekologiya i narushenie prav cheloveka. Spetsial"nyi doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossiiskoi Federatsii. M., 2002. S. 12-18, 28, 49.

.

Kovaleva L.I. Ekologicheskaya situatsiya v Rossii (2000-2015 gg.). M., 2016. 402 s.

.

Pokrovskii V. Ombudsmeny – storozhevye psy prav cheloveka // Ekologiya i pravo. 2002. № 1. S. 12.

.

Trudova O.V., Yakovlev E.Yu. K voprosu o klassifikatsii soderzhanii, pravovoi garantirovannosti ekologicheskikh prav cheloveka i grazhdanina (sravnitel"nyi analiz pravovykh sistem Rossiiskoi Federatsii i Evrosoyuza) // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2008. № 2. S. 22-25.

.

Ob okhrane okruzhayushchei sredy: Federal"nyi zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ // SZ RF. 2002. № 2. St. 133.

.

Vasil"eva M.I. O primenenii v prave ekologicheskikh kriteriev blagopriyatnosti okruzhayushchei sredy // Gosudarstvo i pravo. 2002. № 11. S. 87.

.

Sokolova N.L. Razvitie printsipov mezhdunarodnogo ekologicheskogo prava i problemy ikh implementatsii (na primere zakonodatel"stva Rossiiskoi Federatsii): avtoref. diss. … kand. yurid. nauk. M., 1998. S. 20.

.

Anisimov A.P., Ryzhenkov A.Ya., Chernomorets A.E. Nauchno-prakticheskii kommentarii k Federal"nomu zakonu «Ob okhrane okruzhayushchei sredy». Volgograd. 2005. S. 131-133.

.

Brinchuk M.M. Blagopriyatnaya okruzhayushchaya sreda – vazhneishaya kategoriya prava // Zhurnal rossiiskogo prava. 2008. № 9. S. 37-52.

Право на благоприятную окружающую среду-это одно из естественных основных прав человека. Оно, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, - право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые закреплены в России в Конституции 1993 г. Как отмечалось выше, на международном уровне право на жизнь было закреплено во Всеобщей декларации прав человека, а позже и в Международном пакте о гражданских и политических правах.

На мой взгляд, право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду неслучайно, ведь первое, несомненно, связано с качеством окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований. По имеющимся данным, состояние здоровья человека на 20-30% определяется условиями среды его обитания. Например, как сообщает Госкомстат, средняя продолжительность жизни мужчин в России в 2008 г. составляла 64 года. Есть основания предполагать, что продолжительность жизни будет укорочена и одной из главных причин станет деградация окружающей среды, в связи с чем защита и юридическое закрепление права граждан на благоприятную окружающую среду просто необходимо!

В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду.

Субъектами права на благоприятную окружающую среду являются граждане России и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду большое теоретическое и практическое значение имеет определение его содержания.

Российское законодательство не определяет понятие «благоприятная окружающая среда», хотя в данном контексте в нем имеются юридически значимые критерии. Прежде всего, они выражены системой нормативов охраны окружающей среды и лимитов природопользования. Система таких нормативов и лимитов, а также общие требования к их разработке определены Законом «Об охране окружающей природной среды».

Проанализировав закон, мной были выделены следующие нормативы качества окружающей природной среды: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ст. 26), нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий (ст. 28), нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия (ст. 29), предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ст. 33), нормативы санитарных и защитных зон (ст. 34). Перечисленные нормативы выражают качественные характеристики состояния природной среды и направлены преимущественно на обеспечение ее чистоты, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Кроме того, другой его важнейшей характеристикой является ресурсоемкость (неистощимости) природных богатств. Учет экологических требований при регулировании использования природных ресурсов с целью удовлетворения экономических интересов и потребностей человека обеспечивается в соответствии с названным Законом путем лимитирования природопользования. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов (ст. 19). Конкретные предельные нормы на использование, потребление природных ресурсов регулируются на основе земельного, горного, водного, лесного и иного природоресурсного законодательства.

На мой взгляд, благоприятная окружающая среда означает ещё и способность удовлетворять эстетические и другие потребности человека, сохранять видовое разнообразие. Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью удовлетворения этих потребностей и сохранения способностей природы обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий. (например, заповедники, такие как “Черные земли”, Джунгарский, Рдейский, Юганский, Путоранский, «остров Врангеля” и т.д.)

Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в законодательстве об окружающей среде критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. Примерами нарушения права на благоприятную окружающую среду - засорение лесов бытовыми отходами и отбросами, нарушение требований пожарной безопасности в лесах несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при складировании и сжигании промышленных и бытовых отходов, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу, служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.

В Российской Федерации соблюдение права на благоприятную окружающую среду должно обеспечиваться в рамках экологической функции государства и природоохранительной деятельности природопользователей на основе последовательного осуществления системы правовых, организационно-управленческих, технических, хозяйственных, научных, воспитательных и иных мер по охране природы и рациональному природопользованию.

К особенностям права на благоприятную окружающую среду может быть отнесена также его сильная зависимость от внешних факторов. Внешними по отношению к условиям реализации выступают факторы, не подверженные государственно-правовому регулированию. С одной стороны, это различные явления природного характера, а с другой - состояние окружающей среды и отношение к экологическим правам человека в сопредельных и даже территориально удаленных странах. В каком-то смысле право на благоприятную окружающую среду носит наднациональный характер, успешность его осуществления в пределах юрисдикции одного государства в немалой степени зависит от состояния международно-правового регулирования сферы охраны окружающей среды.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из основ­ных естественных прав человека. Это право, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России. Право каждого на благоприятную о/с, как и право на жизнь, впервые в России было закреплено в Конституции 1993 г. В той части, в какой право на жизнь связано с охраной при­родной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными российским законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обес­печиваться и защищаться посредством обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду. Субъектами права на благоприятную окружающую среду яв­ляются граждане России и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ. Определение понятия «благоприятная окружающая среда» дано в Законе об охране окружающей среды. В соответствии с За­коном благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Благоприятную о/с целесообразно оп­ределять через характеристику не ее качества, а ее состояния. Последнее понятие - более широкое, оно включает как качест­венные, так и количественные характеристики о/с. Характеристика качества не учитывает количественные аспекты состояния природы. Данное легальное определение не со­держит юрид. критериев благоприятного состояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспече­ния устойчивого функционирования естественных экологичес­ких систем, природных и природно-антропогенных объектов. Ус­тойчивое функционирование естественных экологических систем и природных объектов - понятие естественных наук, привнесен­ное в Закон без какого-либо пояснения.

В законодательстве содержатся юридически значимые крите­рии оценки благоприятного состояния о/с и со­ответственно соблюдения данного субъективного права. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты о/с, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния о/с. Право на благоприятную о/с- одно из фун­даментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, свя­занные с поддержанием нормальных экологических, экономичес­ких, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологичес­кие права граждан - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии о/с и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонаруше­ниями, требовать в административном или судебном порядке от­мены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу служат средствами реализации права на благоприят­ную окружающую среду.

11.Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экол-м правонарушением.

Данное право закреплено в ст. 42 Конституции РФ 1993 г. наряду с другими важными экологическими правами - на достоверную информацию о состоянии о/с и на благоприятную о/с. На более высоком уровне оно закрепило и развило сформулированное в ФЗ «Об охране окружающей среды» право на возмещение в судебном или административ­ном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздейст­вий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф. Важнейшие из них:

Принцип возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением, в полном объеме;

Определение источника причинения вреда как неблагоприятного воздействия о/с, вызванного дея­тельностью предприятий, организаций, т. е. хозяйственной деятель­ностью, а в случае причинения вреда здоровью - и деятельностью отдельных граждан;

Установление судебного порядка защиты права граждан на возмещение вреда их здоровью или имуществу;

Допол­нительная возможность обращения граждан в суд с исковым требо­ванием о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу. Так, для исчисления объема ущерба, причиненного имуществу, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и произ­водственных помещений, оборудования и иного имущества, и упу­щенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий. При определении величины вреда здо­ровью граждан учитываются:

Степень утраты трудоспособности по­терпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, про­фессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.

С иском о возмещении вреда здоровью в суд могут обращаться потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то орган государственного управления, общественная организация (объединение) в интересах потерпевшего в соответствии с ГК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ».

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Башкирский Государственный Университет

Институт права

Кафедра экологического и аграрного права

Контрольная работа по экологическому праву

Вариант №1

Выполнила:

студентка 4 курса 6 группы

заочного отделения

Бакаева З.С.

Проверил:

1.Право на благоприятную окружающую среду: понятие, правовой механизм обеспечения, административный и судебный способы защиты …...…………………………………………………………...….3

2.Правовой режим особо охраняемых природных территорий…………………………………………………………….…12

3.Использованная литература ……………………..……………………21

1. Право на благоприятную окружающую среду: понятие, правовой механизм обеспечения, административный и судебный способы защиты.

Основные понятия:

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

Нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Таким образом, право на благоприятную окружающую среду обеспечивается системой природоохранных нормативов, а критерием соблюдения этого права является соответствие качества окружающей среды и воздействий на нее соответствующим природоохранным нормативам.

Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К международным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Они являются правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разновидности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды (ст. 11 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»), право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на радиационную безопасность (ст. 22 Федерального закона «О радиационной безопасности населения»), право граждан на пребывание в лесах (ст. 65 Лесного кодекса РФ) и др.

Экологические права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юридически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав.

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в осуществлении государственной власти (посредством проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические права граждан).

Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня экологической культуры человека.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование.

С учетом важности экологических интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности прав.

Правовой механизм обеспечения

Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду:

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

2. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

3. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", предусматривающая право граждан на охрану здоровья от негативного воздействия окружающей среды; положения Экологической доктрины России, гласящие "сохранение природы и улучшение качества окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества" и др.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность. Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы). В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией. При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия. Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов. Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.