Практическая работа правила обращения с лабораторным оборудованием. Презентация по химии "Правила техники безопасности

Практическая работа №1

Цель: познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории и

лабораторным оборудованием.

Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая

колбы, спички.

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

Опыт №1. Знакомство с лабораторным оборудованием

а) Устройство лабораторного штатива

б) Приёмы работы со спиртовкой

Держатель фитиля;

2, 4. Резервуар для спирта;

3. Фитиль;

5. Колпачок.

Практическая работа №2

Наблюдения за горящей свечой

Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.

Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.

Инструкция по технике безопасности:

Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края. Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см. Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.

Первая помощь при ожогах:

Первая помощь при порезах:

Опыт №1. Физические явления при горении свечи.

Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?

Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.

Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б ), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.

Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б ), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.

Практическая работа №3

Анализ почвы и воды

Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.

Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло,

спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.

Инструкция по технике безопасности:

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой. Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить. В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Опыт №1. Механический анализ почвы.

В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.

Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку(почвенный раствор).

Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки (т/б ) до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.

Опыт №3. Определение прозрачности воды .

Практическая работа №4

Признаки химических реакций

Цель: рассмотреть примеры химических реакций и выявить их признаки.

Оборудование: пробирки, медная проволока, спиртовка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, мрамор, раствор соляной кислоты, растворы хлорида железа (III) и роданида калия, растворы сульфата натрия и хлорида бария.

Инструкция по технике безопасности:

Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой. Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху. Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме. Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Работаете по инструкции, приведённой в учебнике.

Практическая работа №6

Получение и свойства кислорода

Цель: рассмотреть один из способов получения кислорода в лаборатории (разложением перманганата

калия), изучить химические свойства кислорода, полученного в результате опыта.

Оборудование: штатив лабораторный, кристаллический перманганат калия, пробирки, спиртовка,

немного ваты, пробка с газоотводной трубкой, лучинка, спички, кусочек древесного угля , ложка

для сжигания веществ, пробка.

Инструкция по технике безопасности:

Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края. Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой. Опыт выполняется только с крупнокристаллическим перманганатом калия, так как его пыль вызывает раздражение слизистых оболочек дыхательных путей, кашель, головную боль. Для опыта берётся абсолютно сухая пробирка. При нагревании перманганата калия вам придётся передвигать спиртовку под ту часть пробирки, где соль ещё не разложилась. Обратите внимание, чтобы случайно не коснуться нагретой части пробирки холодным концом фитиля – пробирка может лопнуть и горячие твёрдые частицы просыплются на руку. Нельзя при этом спиртовку постоянно держать в руке. Подвинули и поставили. Положение спиртовки должно быть устойчивым.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Опыт №1.Получение и собирание кислорода.

Опыт выполняйте по инструкции в учебнике.

Опыт №2. Горение в кислороде древесного угля.

Опыт выполняйте по инструкции в учебнике под буквой «а».

Практическая работа №8

Ионные реакции

Цель: познакомиться с качественными реакциями на сульфат – и хлорид – ионы.

Оборудование: растворы сульфата натрия и сульфата калия, хлорида бария, хлорида натрия, нитрата

серебра, сульфата магния, карбоната аммония , пробирки.

Инструкция по технике безопасности:

Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой. Все нитраты оказывают сжигающее действие на кожу и слизистые оболочки. Нитрат серебра (ляпис) разлагается под действием солнечного света. При попадании на кожу вызывает её потемнение. Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху. Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От них возможна полная потеря зрения. Аммиак, который будет выделяться при взаимодействии солей аммония со щелочами, очень хорошо растворим в воде, а значит и во влаге слизистой оболочки глаз. Может наступить их раздражение. Если это случилось – промыть глаза водой.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при отравлении солями бария:

Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.

Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.

Опыт №1. Обнаружение сульфат – ионов SО 4 2-

Опыт выполнять по инструкции в учебнике

Опыт №2. Обнаружение хлорид – ионов Сl-

Опыт выполнять по инструкции в учебнике.

Опыт №3. Распознавание веществ.

Даны вещества: хлорид бария, сульфат магния, карбонат аммония. Воспользовавшись таблицей 12, определите, с помощью каких ионов можно распознать следующие ионы: хлорид – ион, ион бария, сульфат – ион, карбонат – ион, ион аммония.

Практическая работа №9

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца

Цель: выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Оборудование: пробирки, растворы сульфата меди (II), хлорида калия, сульфата алюминия , гидроксида натрия, фосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, фенолфталеин, серной и соляной кислот.

Инструкция по технике безопасности:

Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края. Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой. Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху. Щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки. От щелочей возможна полная потеря зрения.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Первая помощь при отравлении солями бария:

Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.

Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:

Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.

Первая помощь при попадании щёлочи на кожу рук:

Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором уксусной кислоты.

Опыт №1. Условие первое – выпадение осадка.

Опыт №2. Условие второе – выделение газа.

Для опыта используется только карбонат натрия и раствор азотной кислоты.

Опыт №3. Условие третье – образование воды как побочного продукта.

Опыт выполняется по инструкции в учебнике.

Конспект урока.

Тема: Приемы обращения с лабораторным оборудованием

Цель:

Обучающая: формирование умений обращения с лабораторным оборудованием и формирование знаний о правилах поведения при работе в химической лаборатории.

Развивающая: развитие умений работать в паре, использовать знания в повседневной жизни.

Воспитывающая: воспитание аккуратного обращения с лабораторным оборудованием, реактивами, соблюдение чистоты, внимательного обращения к окружающим.

Оборудование: 1. Лабораторное оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, штатив для пробирок.

2. Пробирки.

3. Колбы: коническая, круглодонная, плоскодонная.

4. Тигель, чашка, пестик и ступка.

5. Кристаллизатор.

6. Химический стакан.

7. Воронка.

8. Держатель для пробирок.

Наглядность:

Плакаты по технике безопасности в химической лаборатории.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Предлагаю вам на минутку перенестись в далекие времена, когда еще существовали алхимики – первые ученые химики, которые изобрели «философский камень». По их мнению, он должен был превращать все вещества в золото. Для этого они смешивали и сливали вещества, а для того чтобы их смешать, им нужна была посуда, но не простая, а химическая. А еще им приходилось использовать различное лабораторное оборудование. В результате смешивания и сливания алхимики открывали новые вещества, доказывали их свойства и на основе этого исследовали как те или иные вещества могут пригодиться человеку. На протяжении многих лет они открывали для себя определенные правила использования тех или иных веществ, и эти правила в наше время называются правилами техники безопасности в химической лаборатории.

2. Сообщение темы и цели урока:

Вы, наверное, уже догадались, что на сегодняшнем уроке у нас с вами пойдет речь о правилах по технике безопасности в химической лаборатории и правилах обращения с химическим оборудованием и химическими реактивами, а также мы с вами познакомимся с химической посудой.

Тема нашего урока сегодня называется: «Правила и приемы обращения с лабораторным оборудованием».

Давайте запишем тему урока в тетрадях.

3. Мотивация знаний.

Знания и умения, приобретенные сегодня на уроке, вы сможете применить в различных ситуациях, так как множество веществ, используемых нами в быту, в химической лаборатории мы называем химическими реактивами.

Бывает так, что, говоря об одном и том же веществе, мы даем ему разные названия - одно бытовое или тривиальное (название вещества, которое ему дали еще в древности) и химическое название (название вещества, которое ему дали ученые химики).

4. Сообщение новых знаний:

Прежде чем начинают работу в химической лаборатории обязательно изучают правила техники безопасности при работе. Это необходимо, чтобы избежать несчастных случаев. Этих правил 12, но к каждому из них вы должны относиться с особым вниманием.

У каждого из вас есть эти правила, давайте посмотрим и прочитаем их, а также выясним, для чего требуется исполнение всех этих правил.

Правила по технике безопасности:

1.Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны в методике или учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

Вопрос: Почему нужно брать лишь те вещества, которые указаны учителем? (Мнения детей)

Вывод: Может пойти реакция слишком бурно, а если вы слили или смешали не те вещества, которые указал учитель, может пойти реакция, которая приведет к несчастному случаю.

2.Строго выполняйте указанные меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.

3.Не пробуйте вещества на вкус.

Вопрос: Почему нельзя пробовать вещества на вкус?

Вывод: Так как, не зная свойств веществ можно отравиться, потому что в химической лаборатории 2/3 всех веществ это яды.

4.Твердые вещества берите из баночек только сухой ложечкой. Предварительно проверьте, не разбито ли дно пробирки и не треснуло ли оно (Плакат №1). Это нужно для того чтобы вещества не попали вам на руки.

5.При выяснении запаха нельзя подносить сосуд близко к лицу, потому что вдыхание паров и газов может привести к раздражению дыхательных путей. Необходимо движением руки от отверстия сосуда к носу осторожно вдохнуть и почувствовать запах.

6.Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей. Работу производят только над столом.

7.В случае ожога, пореза или попадания едкой или горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обратитесь к учителю.

8.Не приступайте к выполнению опыта, если вы не знаете что и как делать (так как вы обязательно сделаете что-нибудь не так и это может привести к несчастному случаю).

9.Работайте спокойно, без спешки, не мешая соседу по парте (можно нечаянно задеть соседа локтем и он прольет на себя реактивы).

10.Производить опыты только в чистой посуде. Банки и склянки закрывайте теми же крышками, какими они были закрыты.

11.Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями (чтобы ничего не разбить и не порезаться).

12.Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Эти правила вы должны знать и их соблюдать.

5. Формирование новых умений:

Мы с вами узнали, какими же правилами пользуются при работе в лаборатории, а теперь давайте познакомимся с посудой, которую используют, проводя опыты. Я вам буду показывать, а вы должны ее называть и подписывать.

    Колбы (различных размеров).

    Пробирка.

    Чашка, ступка и пестик.

  1. Спиртовка.

Кроме этой химической посуды существует и другая – именная, посуда, названная в честь ученого ее придумавшего, например, колба Вюрца.

Большинство опытов проводят в стеклянной посуде, во время опыта в ней приходиться перемешивать содержимое. В пробирках, как правило, перемешивают малые количества веществ, высота столбика не должна быть выше 2 см. Запрещается встряхивать, закрывая отверстие пальцем. Перемешивание производят постукиванием пальца (плакат №2).

В колбе перемешивают круговыми движениями (у вас имеются пробирки, и колбы с водой попробуйте перемешать).

Вопрос: Для чего нужны воронки?

Воронки применяют для переливания жидкостей из сосуда с широким горлом в сосуд с узким горлом. Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают фильтр. Его вкладывают в воронку и смачивают водой, чтобы фильтр прилегал к стенкам воронки. Давайте попробуем сделать фильтр.

Штатив используют для выполнения лабораторных работ. Давайте посмотрим, как он устроен. Штатив состоит из: подставки, стержня, муфты и лапки.

6. Обобщение полученных знаний:

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с правилами по технике безопасности при работе в кабинете химии, которыми пользуются все химики мира. Познакомились с химической посудой, этими знаниями и умениями мы будем пользоваться при выполнении практических работ.

А сейчас давайте проверим, как вы запомнили химическую посуду. Напишем химический диктант:

    Колба плоскодонная – колба плоскодонная

    Колба круглодонная – пробирка

    Стакан – стакан

    Пробирка – стакан

    Колба коническая – колба коническая

    Воронка – пробирка

    Пробирка – пробирка

    Воронка – воронка.

7. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания:

Подготовиться к практической работе №2 С.47.

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории

1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

2. Строго соблюдайте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.

3. Не пробуйте вещества на вкус.

4. Твёрдые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой. Наливайте жидкость и насыпайте твёрдые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.

5. При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу (рис. 115).

Рис. 115.
Ознакомление с запахом вещества

6. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону и от себя, и от соседей. Производите опыты только над столом.

7. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю или лаборанту.

8. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.

9. Не загромождайте своё рабочее место предметами, которые не потребуются для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям.

10. Производите опыты только в чистой посуде. Закончив работу, вымойте посуду. Банки и склянки закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты. Пробки открываемых склянок ставьте на стол только тем концом, который не входит в горлышко склянки.

11. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.

12. Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Лабораторное оборудование

В процессе выполнения практических работ в химической лаборатории используют лабораторный штатив и нагревательные приборы. Предварительно ознакомьтесь с их устройством и основными приёмами обращения с ними.

1. Устройство лабораторного штатива . Штатив (рис. 116) служит для укрепления частей химических установок при выполнении опытов. Он состоит из массивной чугунной подставки (2), в которую ввинчен стержень (2). Массивная подставка придаёт штативу устойчивость. На стержне при помощи муфт (3) укрепляют лапку (4) и кольцо (5).

Рис. 116.
Лабораторный штатив

Муфты с укреплёнными в них лапкой и кольцами можно перемещать вдоль стержня и закреплять в нужном положении. Для этого при помощи винта необходимо ослабить крепление муфты к стержню и, поставив её на необходимую высоту, закрепить.

2. Использование лабораторного штатива . Снимите с установленного на столе штатива лапку и кольцо следующим образом. Ослабьте винт крепления муфты со стержнем и, поднимая муфту с лапкой или кольцом вверх, снимите её со стержня штатива. Затем освободите лапку и кольцо от муфты. Для этого поверните против часовой стрелки винт, удерживающий лапку и кольцо, и выньте их из муфты. Рассмотрите устройство муфты.

Наденьте муфту на стержень штатива так, чтобы винт, закрепляющий её, был справа от стержня штатива, а стержни лапки или кольца укреплялись бы таким образом, чтобы их поддерживал не только винт, но и муфта (см. рис. 116). При таком креплении кольца и лапки они никогда не выпадут из муфты.

Закрепите в одну муфту кольцо, а в другую - лапку. Укрепите в лапке пробирку в вертикальном положении, отверстием вверх. Пробирка укреплена правильно, если её можно повернуть в лапке без больших усилий. Слишком крепко зажатая пробирка может лопнуть, особенно при нагревании. Пробирку, как правило, зажимают около отверстия. Эту же пробирку поверните в горизонтальное положение, чтобы винт лапки был сверху.

На одно кольцо штатива положите сетку, на неё поставьте стакан. На втором кольце установите фарфоровую чашку без сетки.

3. Приёмы работы со спиртовкой (газовой горелкой) . Спиртовка (рис. 117) состоит из сосуда (резервуара) (1), в который налит спирт, фитиля (2), укреплённого в металлической трубке с диском (3), и колпачка (7). Снимите колпачок со спиртовки и поставьте его на стол. Проверьте, плотно ли диск прилегает к отверстию сосуда, оно должно быть закрыто полностью, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде.


Рис. 117. Спиртовка

Зажгите спиртовку горящей спичкой. Нельзя зажигать её от другой горящей спиртовки! Это может вызвать пожар. Погасите спиртовку, накрыв пламя колпачком.

4. Строение пламени . Зажгите ещё раз спиртовку и рассмотрите, какое строение имеет пламя. Пламя (см. рис. 117) имеет три зоны. Тёмная зона (4) находится в нижней части пламени, она самая холодная. За ней самая яркая часть пламени (5). Температура здесь выше, чем в тёмной зоне, но наиболее высокая температура - в зоне 6. Эта зона находится в верхней трети пламени спиртовки.

Чтобы убедиться в том, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно поставить следующий опыт. Поместим лучинку (спичку) в пламя спиртовки так, чтобы она проходила через зону 4. Через некоторое время мы увидим, что там, где лучина пересекла зоны 5 и 6, она обуглилась сильнее. Следовательно, пламя в этих зонах горячее.

Наблюдение показывает, что для быстрейшего нагревания нужно использовать самую горячую часть пламени (в). В неё и помещают нагреваемый предмет.

5. Посуда . Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, химических стаканах, колбах (рис. 118). Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое. В пробирке, как правило, смешивают малые количества веществ (не более 2 мл). Высота столбика жидкости при смешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см.


Рис. 118. Образцы химической посуды: а - пробирка; б - химический стакан; в - колба

Запрещается встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем. Во-первых, попадание любых количеств химических реактивов на кожу опасно; во-вторых, при этом в пробирку могут попасть загрязнения, и опыт не получится.

Перемешивание растворов в пробирке производят быстрыми энергичными движениями (постукиваниями), как показано на рисунке 119. В колбе содержимое перемешивают круговыми движениями, а в стакане - стеклянной палочкой, надев на её конец отрезок резиновой трубки, чтобы не повредить стенку стакана.

Рис. 119.
Перемешивание растворов в пробирке

Для переливания жидкостей из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом применяют воронки (рис. 120). Их используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр (кружок фильтровальной бумаги), который вырезают по размеру воронки.

Рис. 120.
Химическая воронка

Сначала фильтровальную бумагу надо сложить и обрезать, как показано на рисунке 121, а затем вложить в воронку и смочить водой, чтобы она плотнее прилегала к стенкам воронки и чтобы сухой фильтр не впитал фильтруемую жидкость (если её мало, то можно вовсе не получить фильтрата).

Рис. 121.
Последовательность изготовления бумажного фильтра

При фильтровании жидкость наливают на фильтр по палочке тонкой струёй, направляя её на стенку воронки, а не на непрочный центр фильтра, чтобы его не разорвать. Через фильтр проходит прозрачный фильтрат, а на фильтре задерживается осадок. Для последующей работы может понадобиться и то, и другое.

Для выпаривания используют фарфоровые чашки (рис. 122).

Рис. 122.
Фарфоровая чашка для выпаривания

Выпаривание применяют, когда нужно выделить растворённое вещество из раствора. В фарфоровую чашку наливают раствор так, чтобы он занимал не более 1/3 объёма чашки. Устанавливают чашку на кольце штатива и нагревают на открытом пламени при постоянном помешивании, чтобы выпаривание шло равномерно.

Рис. 123.
Прибор для получения газов

Для получения газов используют простейший прибор, который состоит из колбы или пробирки и плотно входящих в них пробок с газоотводными трубками (рис. 123), или аппарат Кирюшкина (рис. 124).

Рис. 124.
Аппарат Кирюшкина

Прибор, собранный для получения газов, всегда вначале проверяют на герметичность (рис. 125). Для этого кончик газоотводной трубки опускают в стакан с водой, а колбу или пробирку плотно обхватывают ладонью.

Рис. 125.
Проверка на герметичность прибора для получения газов

От тёплой ладони воздух в сосуде для получения газа расширяется, и, если прибор собран герметично, из газоотводной трубки выходят пузырьки воздуха.

Образовательная цель :

Развивающая цель: мышление через постановку вопросов в ходе работы и ответы на вопросы.

Воспитательная цель : воспитывать коммуникативные отношения при работе в паре согласно инструкции; соблюдать дисциплину при выполнении работы.

Оборудование : лабораторный штатив, спиртовка, посуда: пробирки, колбы, химические стаканы; фильтры, воронки, прибор для получения газов.

Дидактический материал: инструкция для работы в паре; таблица «Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории».

Этапы Цель учителя Цель ученика Действия ученика Форма Результат
1.Актуализация Включить учащихся в деятельность 1.Принять цель

2.Познакомится с планом работы

1.Записывает тему урока.

2.Участвует в обсуждении темы.

Фронтальная, индивидуальная Учащиеся готовы к работе.
2.Практическая работа №1. Знать названия предметов лабораторного оборудования; освоить приемы обращения с лабораторным оборудованием. Знать названия предметов лабораторного оборудования; освоить приемы обращения с лабораторным оборудованием. 1.Чертят таблицу в тетради. Индивидуальная. Таблица в тетради.
2.1.Читают правила техники безопасности при работе в химической лаборатории на с.174 в учебнике.

2.2.Сравнивают с правилами в инструкции.

2.3..Задают вопросы.

2.4.Раписываются в журнале по ТБ.

Парная Ознакомлены с правилами по ТБ.
3.1.Изучают устройство лабораторного штативы.

3.2.Выполняют задание, указанное в инструкции.

3.3.Делают схематический рисунок и подписывают части.

Парная В таблице заполнены графы.
2.3.Читают ст. «Использование лабораторного штатива».

Выполняют описанные в ней действия.

Парная Собран штатив и закреплена пробирка.
3.1.Читают ст. «Приемы работы со спиртовкой».

3.2.Оформляют таблицу.

Парная В таблице заполнены графы.
4.1.Читают ст. «Посуда». Парная В таблице заполнены графы.
3.Рефлексия Соотнести цель с результатами работы на уроке. Определить своё место в уроке и оценить свою деятельность. Фронтальная Результат соответствует цели урока.
4.Итог урока Оценить деятельность учащихся Самооценка Выставляют оценки в карту знаний. Фронтальная 1.Устная оценка деятельности всех учащихся.

2.Практическая работа оформлена в тетрадях.

Инструкция для учащихся:

1.Прочитай инструкцию по технике безопасности при работе в химической лаборатории на с.174-175.

2.Обсудите вопросы, возникшие после чтения. Сформулируйте их для учителя. Задайте вопросы учителю.

3.Распишитесь в журнале по ТБ.

4.Начертите таблицу в тетради.

5.На с. 175 прочтите текст «Устройство лабораторного штатива».

6.Сделайте схематический рисунок и подпишите части.

7.Используя текст «Использование лабораторного штатива» закрепите в лапке штатива пробирку под углом в 45 градусов и на расстоянии 15см от стола. Ответьте на вопрос: Как правильно расположить винт муфты на стержне штатива? Как правильно закрепить пробирку?

8. Прочтите текст «Приемы работы со спиртовкой». Сделайте рисунок и подпишите части. Ответьте на вопросы: Как спиртовку зажигают? Как спиртовку гасят?

9. Прочтите текст «Посуда». Сделайте рисунок, подпишите название. Ответьте на вопросы: Сколько должно быть жидкости в пробирке при перемешивании? Что запрещается? Когда используют воронку? Как готовят фильтр к фильтрованию? Какой объем жидкости должен быть в чашке для выпаривания? Как готовится прибор для получения газов к работе?

10.Сделайте вывод по итогам работы.

Таблица №1

№/п Название этапа работы Рисунок и название частей оборудования. Приемы работы с лабораторным оборудованием.
1. Приемы работы с лабораторным штативом Рис.113 1.Винт, закрепляющий муфту находится справа от стержня штатива, а стержни лапки укреплялись бы так, чтобы их поддерживал не только винт, но и муфта.

2.Пробирку закрепляют ближе к горлышку.

3.Пробирка укреплена правильно, если ее можно повернуть в лапке без больших усилий.

2. Приемы работы со спиртовкой Рис.№114 1.Нельзя зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки.

2.Гасят спиртовку накрывая ее колпачком с боку.

3. Приемы работы с посудой. Рис.№115 1.Высота столбика жидкости при перемешивании растворов в пробирке не должна превышать 2 см.

3.Фильтр перед употреблением смачивают.

4.В чашку наливают 1/3 объёма для выпаривания.

5.Проверить прибор на герметичность.

Вывод: освоил приемы работы с лабораторным оборудованием.

Практическая работа №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Ц ель работы: Изучить лабораторное оборудование и приёмы обращения с ним

Оборудование:

ПРОБИРКОДЕРЖАТЕЛЬ

Необходим для безопасного нагревания пробирки при проведении химической реакции


ШТАТИВ лабораторный

КОЛБЫ

Для приготовления растворов, проведения реакций


ФАРФОРОВАЯ ЧАШКА

для выпаривания (кристаллизации)



МЕРНЫЙ ЦИЛИНДР



ПРОБИРКА

ШТАТИВ для пробирок


СПИРТОВКА


ХИМИЧЕСКИЙ СТАКАН

Ф АРФОРОВАЯ СТУПКА С ПЕСТИКОМ

Правила работы в химической лаборатории

(источник http://foxford.ru/lessons/3518/conspects/2)

Школьная химическая лаборатория оборудована самым простым оборудованием и наиболее безопасными реактивами, поэтому в качестве основных и самых необходимых правил поведения можно выделить следующие.


1. Работать в лаборатории необходимо в специальной одежде (халате), а при проведении опытов с особо опасными веществами использовать респиратор, защитные очки, перчатки. Волосы до лжны быть убраны.
2. В лаборатории следует вести себя аккуратно, не бегать, не размахивать руками.На лабораторном столе во время работы не должно быть посторонних предметов.
3. Работа должна быть предварительно спланирована учащимся и одобрена преподавателем. Постарайтесь ограничить самодеятельност - это опасно! В любой экстренной ситуации обращайтесь к учителю!
4. Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
5. Строго запрещается принимать в лаборатории пищу и напитки. После проведения опытов необходимо тщательно вымыть руки.. Запрещается пробовать вещества на вкус.
6. Все опыты с ядовитыми и пахучими веществами выполнять в вытяжном шкафу.
7. Химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!).
8. Неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты.
9. Опасные продукты реакции сливать только в соответствующие банки в вытяжном шкафу.
10. Жидкости переливать через химические воронки. Склянку, из которой переливают жидкость, необходимо держать этикеткой к руке во избежание ее порчи.
11. При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих.
12. Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости.
13. При необходимости определить запах выделяющихся при реакции газов нужно легким движением ладони направить струю газа от горлышка сосуда к себе и осторожно вдохнуть
14. При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду , а не наоборот.

ПОМНИТЕ: ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ И НЕАККУРАТНОСТЬ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ МОГУТ ПРИВЕСТИ К РЕАЛЬНЫМ ТРАВМАМ!

Опыт №1. Изучение устройства лабораторного штатива и приёмов обращения с ним

Практическая работа №2 "Устройство спиртовки и изучение строения пламени"

  1. Зажигать только спичкой, запрещается зажигать от другой спиртовкой.
  2. Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку.
  3. Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой.
  4. Тушить только колпачком – не дуть!


Строение пламени