Поурочное планирование учебного материала по курсу основы (2). Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС (определение, классификации, характеристики) Основные принципы инженерной защиты населения

Под термином «защита населения» принято понимать комплекс мероприятий РСЧС (российская система чрезвычайных ситуаций), взаимосвязанных по месту, времени, цели, ресурсам и направленных на устранение или снижение до минимального уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае угрозы возникновения стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф или в условиях реализации опасных и вредных факторов.

Защита населения от ЧС является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов государственной власти и управления, местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности. Это достигается в результате применения различных средств и способов защиты, которые включают:

1) прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и последствий их возникновения для населения;

2) создание финансовых и материальных резервов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;

3) постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды;

4) подготовку к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий и других организаций, а также органов управления и сил РСЧС;

5) оповещение населения об угрозе возникновения и факте возникновения чрезвычайной ситуации;

6) эвакуацию людей из опасных зон и районов;

7) инженерную, медицинскую, радиационную и химическую защиту;

8) применение специальных режимов защиты населения на зараженной территории;

9) оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности людей, прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, порядке действий;

10) проведение спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;

11) защиту от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды.

Оповещение — одно из самых важных мероприятий по защите населения. Оно производится включением сигнала сирен на всех предприятиях и громкими гудками всевозможных технических средств. Это означает сигнал: «Тревога! Слушайте все!» Вспомните, дорогой читатель, когда наши европейские «друзья» со своими американскими покровителями бомбили Сербию только за то, что она не хотела распада своей страны. По телевизору часто показывали, как перед очередным налетом самолетов и крылатых ракет НАТО по всей территории выли сирены, предупреждая людей об опасности. Мы еще поговорим об этом, когда будем обсуждать высокоточное оружие.

По этому сигналу немедленно приводятся в готовность радиотрансляционные узлы, радиовещательные и телевизионные станции, до населения доводятся соответствующие сообщения и указания посредством проводного вещания, радио, телевещания и современных средств телефонии. Сообщения производятся на русском языке и языке народа, проживающего на данной территории. В нем указываются причина тревоги и необходимые действия населения в опасном районе. Кроме того, могут применяться вспомогательные средства оповещения: сирены ручного привода, электромегафоны, автомобильные звукоусилительные станции. С их помощью можно проводить оповещение там, где нет промышленных объектов и крупных зданий: в деревнях, селах, поселках и т.д.

Для защиты населения от опасностей, возникающих в ЧС мирного и военного времени, используются средства коллективной защиты — это инженерные сооружения гражданской обороны. Чаще всего это убежища или, как часто в народе их называют, бомбоубежища.

Убежища предназначены для защиты людей от последствий аварий (катастроф) и стихийных бедствий в мирное время, а также от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в военное время. Они могут быть отдельно стоящими сооружениями или оборудованными в подвалах жилых домов и других зданий. Часто убежища являются единственным и наиболее надежным средством защиты от оружия массового поражения.

Встроенное (подвальное) убежище достаточно надежно, поскольку заглублено в землю, его стены и, перекрытия сделаны из прочных материалов, имеются вход и аварийный выход. Чтобы зараженный воздух не проник внутрь убежища, оно герметизируется, а свежий воздух подается через фильтровентиляционную систему.

На случай длительного пребывания людей в убежище создают запас продовольствия, питьевой воды и предметов первой необходимости; оборудуют системы освещения, отопления, водопровод, канализацию; устанавливают скамьи и нары. В убежище запрещено курить, шуметь, зажигать без разрешения керосиновые лампы, свечи. Нельзя приносить легковоспламеняющиеся или имеющие резкий запах вещества, а также крупногабаритные вещи и приводить животных.

Опять отступление, дорогой читатель. Во времена «холодной войны» такие убежища создавались и часто имели удовлетворительное состояние. Сейчас, после того как Советский Союз вместе со всей своей промышленностью (кроме нефтегазовой) развалился, большинство таких убежищ пришло в упадок. Денег на их содержание не выделяется или выделяется неудовлетворительно мало. Кроме заплесневелых стен, в большинстве из них ничего не осталось. Русский человек всегда выживал тем, что был силен своей выдумкой. Помните, что любой подвал — это уже неплохое укрытие, если в вашем районе нет специальных и оборудованных укрытий.

Главная > Урок

Как действовать при получении сигнала оповещения о радиационной аварии: * Если вы находитесь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком, шарфом и укройтесь в ближайшем здании, лучше в собственной квартире. При входе в помещение в коридоре следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет или пленку.* Если вы находитесь в своем доме (квартире), немедленно закройте окна, двери, вентиляционные отверстия, включите радиоприемник, или телевизор, или репродуктор и будьте готовы к приему информации о дальнейших действиях.* Обязательно загерметизируйте помещение и укройте продукты питания. Подручными средствами заделайте щели на окнах и дверях. Открытые продукты поместите в полиэтиленовые мешки, пакеты или пленку. Продукты и воду поместите в холодильник или в закрываемые шкафы.Как действовать при химической аварии: При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприемник или телевизор для получения достоверной информации об аварии и о рекомендуемых действиях.Закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые вещи, трехсуточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра на расстояние не менее 1,5 км от места пребывания. Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака). При невозможности покинуть зону поражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах.Как действовать после химической аварии: При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, принимайте обильное питье (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу.Если вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Зараженную одежду снимите и выбросьте в определенное место для утилизации. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птиц, забитых после химической аварии, до официального заключения об их безопасности.Как действовать при угрозе гидродинамической аварии: При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно в установленном порядке выходите из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности.Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2–3 суток. Имущество, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак или верхние этажи здания.Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.Дополнительные материалы к § 10 Анализ последствий аварии на Чернобыльской АЭС За время развития ядерной энергетики (с 1957 г.) случились три крупные аварии на АЭС: в 1957 г. в Великобритании (Виндскейл), в 1979 г. в США (Три-Майл-Айлен) и в 1986 г. в СССР (Чернобыль).26 апреля 1986 г. на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв реактора с разрушением его активной зоны и интенсивным выбросом в окружающую среду радиоактивных веществ в течение 10 суток. В результате радиоактивному загрязнению подверглись территории России, Белоруссии и Украины, а также территории стран Балтии и ряда других европейских государств. В результате взрыва на станции погибли 2 человека, 145 человек из работников станции, пожарных и других ликвидаторов последствий получили дозу облучения от 100 до 1600 бэр. 27 человек из них вскоре скончались. Выброшенные из реактора радионуклиды создали вблизи него и в пределах 30<километровой зоны большие уровни радиации, жители из этихрайонов были эвакуированы. Позже к этой зоне эвакуации присоединили местности, где суммарная доза получения населением облучения к первому году после аварии могла бы превысить 10 бэр. Необходимо отметить, что наибольшую угрозу здоровью неэвакуированного населения представляло загрязнение воздуха и почвы радиоактивным йодом. Попав внутрь, он активно захватывался из крови щитовиднойжелезой, приводя к местному облучению в дозах более 300 бэр. Из-за нерешительности и некомпетентности руководителей местных органов власти решение на проведение йодной профилактики было принято с большим опозданием – 6 мая 1986 г. В результате большие дозы облучения (более 300 бэр) щитовидной железы получили тысячи людей.Анализ последствий аварии на химическом предприятии в Бхопале. Самые трагические последствия принесла химическая авария, которая произошла на химическом предприятии в городе Бхопале (Индия). В ночь с 2 на 3 декабря 1984 г. в результате технологической аварии сжиженное вещество с силой вырвалось из подземных цистерн, превращаясь в летучий газ. Произошла утечка более 40 т метилизоцианида – высокотоксичного газа, служащего промежуточным продуктом при изготовлении пестицидов. Ядовитое облако накрыло 40 км2 городских кварталов. Ветер в то время был несильным, и смертоносное облако не распространилось дальше. В результате этой химической аварии погибло около 2,5 тыс. человек, свыше 500 тыс. получили серьезные отравления.Выводы: 1) Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные станции, химические предприятия, гидроузлы), является его оповещение и информирование.2) В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера входят мероприятия по инженерной защите. III . Закрепление материала; - Почему в перечень основных мероприятий, предусмотренных для защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, входит инженерная защита? Обоснуйте свой ответ. - С какой целью создается система оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций? IV . Итог урока V . Домашнее задание: § 10, стр. 50-55: Задания: 1. Продумайте план обеспечения личной безопасности в случае чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера, которая могла бы произойти в вашем регионе?2. Учитывая условия проживания в вашем регионе, подготовьте сообщение на тему «Алгоритм моих действий при наводнении» ТЕМА: ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Цель урока: Сформировать у учащихся убеждение в том, что обеспечение воинской обязанности РФ в настоящее время стало важнейшим направлением деятельности государства.Занятие: 3/1 Урок 11 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебно-наглядный комплекс:

Ход урока:

I . Вступительная часть * Организационный момент * Контроль знаний учащихся: - Почему в перечень основных мероприятий, предусмотренных для защиты населения от последствий ЧС техногенного характера, входит инженерная защита? Обоснуйте свой ответ. - С какой целью создается система оповещения населения при угрозе возникновения ЧС? - Есть ли в вашем доме или школе герметизированное помещение, которое можно использовать в случае аварии на радиационно или химически опасном объекте? - Какие укрытия простейшего типа применяются как коллективное средство защиты от оружия массового поражения? II. Основная часть : §. 11, стр. 56-59 Оборона государства - это система политических, экономи-ческих, социальных и правовых мер по подготовке к вооружен-ной защите и вооруженная защита Российской Федерации, це-лостности и неприкосновенности ее территории. Безопасность - состояние защищенности важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и го-сударства. В начале нового столетия обозначились процессы повышения ро-ли военной силы для обеспечения политических и экономических ин-тересов государств мира. В настоящее время сильные Вооруженные Силы Российской Федерации приобретают геополитическое значение. В связи с этим особое значение имеет оборона нашего государст-ва - Российской Федерации. Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об обороне», другими законами Российской Федерации и нормативными правовыми актами. Меры, которые государство принимает по организации обороны, вытекают из существующих внешних и внутренних угроз националь-ной безопасности России. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суве-ренитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В современной международной обстановке существуют три типа, угроз национальной безопасности России, нейтрализация которых яв-ляется в определенной степени функцией Вооруженных Сил Россий-ской Федерации:* внешние;* внутренние;* трансграничные.К основным внешним угрозам относятся: * развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников;* территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;* вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со сто-роны иностранных государств;* наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложив-шегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;* вооруженные провокации, включая нападения на военные объек-ты Российской Федерации, расположенные на территориях зарубеж-ных государств, а также на объекты и сооружения на государствен-ной границе Российской Федерации или на границах ее союзников;* действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;* дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.К основным внутренним угрозам относятся: * попытки насильственного изменения конституционного строя и на-рушение территориальной целостности России;* планирование, подготовка и осуществление действий по наруше-нию и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информа-ционной инфраструктуры;* создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;* незаконное распространение на территории Российской Федера-ции оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;* широкомасштабная деятельность организованной преступности, уг-рожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации;* деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.К основным трансграничным угрозам относятся: * создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;* деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок направленная на подрыв конституционного строя РФ, созда-ние угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;* трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих националь-ной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;* деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны;* угроза деятельности международных террористических организаций; в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с при-менением компонентов оружия массового поражения. Выводы 1. В настоящее время обеспечение военной безопасности Россий-ской Федерации стало важнейшим направлением деятельности госу-дарства. 2. Главной целью в данной области является обеспечение возмож-ности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть для России в XXI в., с учетом рациональных затрат на национальную оборону.3. Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, поставил на повестку дня вопрос о необходимости переоценки перспектив военного строительства в России с учетом ро-ли и места нашей страны в современном мире.4. Вооруженные Силы Российской Федерации в настоящее вре-мя играют главную роль в обеспечении военной безопасности госу-дарства.Дополнительные материалы. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Извлечения)III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации … Угроза криминализации общественных отношений, складываю-щихся в процессе реформирования социально-политического устрой-ства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения ре-форм в экономической, военной, правоохранительной и иных облас-тях государственной деятельности, ослабление системы государствен-ного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и от-сутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются ос-новными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структу-рами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропрово-дящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер. Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по Предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство. … Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.… Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.… Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. III . Закрепление материала; - Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России? - Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам на-циональной безопасности России? IV . Итог урока V . Домашнее задание: § 11, стр. 56-59. Задания: 1. Продумайте и подготовьте сообщение «Возрастание роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной бе-зопасности России».2. С помощью средств массовой информации и Интернета подго-товьте сообщение на тему «Трансграничная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации».3. С помощью средств массовой информации и Интернета подго-товьте сообщение на тему «Деятельность незаконных вооруженных формирований на территории Российской Федерации в 90-е годы XX I и в начале XXI в. и борьба с ними силовых ведомств». ТЕМА: ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННЫХ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Цель урока: Познакомить учащихся с основными особенностями современных войн и вооруженных конфликтов соответствии с их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.Занятие: 3/2 Урок 12 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I . Вступительная часть * Организационный момент * Контроль знаний учащихся: - Какую роль играют криминальные группировки в дестабилиза-ции обстановки в стране? - Почему слова российского императора Александра III: «У России только два союзника - ее армия и флот» - остаются актуальными и в начале XXI в.? Обоснуйте свой ответ. - Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России? - Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам на-циональной безопасности России? II. Основная часть - объявление темы и цели занятия - объяснение нового материала: § 12, стр. 60-63. В настоящее время характер современных войн определяет-ся их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий. Анализ вооруженных конфликтов, имевших место в 90-х гг. про-шлого века и в начале XXI в., позволил сделать выводы, что войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним ка-ким-либо фактором, а сложным переплетением различных социаль-но-политических, экономических, национальных и религиозных про-тиворечий и причин. Согласно положениям Военной доктрины Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г) наше государство поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности России, а так-же ее союзников в соответствии с международными договорами. В связи с этим современная война может быть: по военно-политическим целям: справедливой , не противоречащей Уставу ООН, основопо-лагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии;несправедливой , противоречащей Уставу ООН, основопо-лагающим нормам и принципам международного права, подпадаю-щей под определение агрессии и ведущейся стороной, предприняв-шей вооруженное нападение;по применяемым средствам: с применением ядерного и дру-гих видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения; по масштабам: локальной, региональной, крупномасштабной. Локальная война - война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой будут военные действия вестись, как правило, в границах противоборствующих госу-дарств и затрагиваться интересы только этих государств.При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну. Региональная война - война с участием двух и более государств региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средствпоражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и кос-мическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Крупномасштабная войн а - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации (расширения) вооруженного конф-ликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительных количеств государств различных регионов мира. В круп-номасштабной войне стороны будут преследовать радикальные (ре-шительные) военно-политические цели. Существенной особенностью вооруженной борьбы будущего будет являться то, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и территория, что повлечет за собой значительные жертвы среди мирного населения. Главная особенность вооруженных конфликтов нового исто-рического периода будет заключаться в том, что ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей. Существующий с давних времен принцип сосредоточения сил и средств на решающем направлении будет осуществляться не методом сосредоточения войск на избранном направлении, а главным образом путем массированного применения средств огневого поражения. Новые дальнобойные средства поражения в ряде случаев позволят вместо маневра и концентрации войск осуществлять маневр траекториями (ракет, самолетов) для нанесения массированных огневых ударов по определенным группировкам войск. А ударные группировки войск могут выдвигаться на направление главных ударов в самый последний момент.Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть способны: В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции;В случае обострения военно-политической обстановки обеспечить стратегическое развертывание Вооруженных Сил РФ и сдерживать эскалацию (Эскалация постепенное увеличение, усиление, расширение чего-либо (например, эскалация войны) обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности;В военное время наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания решать задачи военного времени.Выводы: 1. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями.2. При этом основные задачи в вооруженных конфликтах будут ре-шаться не в ходе столкновений передовых частей, а путем огневого поражения с предельных дальностей.3. Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть гото-вы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, веде-нию активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том чис-ле оружия массового поражения всех разновидностей.4. Возникает необходимость в высокоорганизованной и эффектив-ной системе гражданской обороны страны.

Эксцизионная биопсия. Для исследования берется самый ранний из появившихся лимфатических узлов, который удаляется полностью. При удалении узел не должен быть поврежден механически. Нежелательно для гистологического исследования использовать паховые лимфатические узлы, если имеются вовлеченные в процесс другие группы лимфатических узлов. Пункционная биопсия для начальной диагностики недостаточна.

Соскоб с кожи для цитологического исследования, а также гистологическое исследования участка кожного покрова при подозрении на поражение кожи.

Трансторакальная биопсия медиастинальных лимфатических узлов, эновидеоторакоскопическая биопсия медиастинальных лимфатических узлов.

Лапаротомическая верификация забрюшинных лимфатических узлов.

Гистологическое исследование ткани лимфатического узла должно сопровождаться иммуногистохимическим исследованием.

УЗИ: а) всех групп периферических лимфатических узлов, включая шейные, над- и подключичные, подмышечные, паховые, бедренные, парааортальных, подвздошных;

б) брюшной полости.

Компьютерная томография органов грудной клетки и брюшной полости.

Рентгенография костей при наличии жалоб у больного на боли, а также при выявлении изменений на сцинтиграммах.

Клинический анализ крови, включая содержание эритроцитов, гемоглобина, тромбоцитов, лейкоцитарную формулу, СОЭ.

Биохимический анализ крови, включая исследование креатинина, мочевины, билирубина, общего белка, трансаминаз, ЛДГ, щелочной фосфатазы.

Биопсия костного мозга (трепанобиопсия крыла подвздошной кости). Цитологического исследования недостаточно.

Позитронно-эмиссионная томография

Перечень дополнительных диагностических мероприятий:



Остеосцинтиграфия.

Рентгенография костей.

Сцинтиграфия лимфатических узлов с галлия цитратом.

Сцинтиграфия костной системы при подозрении на поражение костей

Люмбальная пункция (при лимфобластных лимфомах или при подозрении на поражение ЦНС) для исследования спинномозговой жидкости.

Магнитно-резонансная томография головного мозга

Компьютерная томография головного мозга.

Цитогенетическое исследование пунктата костного мозга

Рентгеноскопическое исследование желудка и кишечника

Ирригоскопия

Колоноскопия, Ректороманоскопия

14. Цели лечения - уменьшение размеров лимфоузлов, печени и селезенки, исчезновение (или уменьшение) симптомов опухолевой интоксикации.

· Тактика лечения.

15.1. Немедикаментозное лечение:

режим и диета в зависимости от тяжести состояния пациента и наличия сопутствующей патологии

Медикаментозное лечение

Лечение больных проводится с учетом иммуноморфологического варианта лимфомы (лимфоидное преобладание или нет), стадии заболевания и наличия или отсутствия тех или иных факторов риска.

Лечение в I-II стадии

В I стадии лимфом НСЗ до и после лучевой терапии проводятся 2 цикла ПХТ по схеме флюдарабин 25 мг/м 2 в/в ежедневно 5 дней или схема СОР. В случае CD 20+ вариантов рекомендовано сочетанное применение ритуксимаба (375 мг/м 2 – 6 введений) вместе с ПХТ по схеме R-СОР. Альтернативным вариантом могут быть 3 цикла ПХТ с последующей лучевой терапией без дополнительной химиотерапии после облучения, если к моменту начала лучевой терапии была достигнута полная ремиссия.

Больным с опухолями ВСЗ в I стадии до начала лучевой терапии и после неё требуется провести по 3 цикла ПХТ. В комбинацию препаратов должны быть включены антрациклины (R-CHOP, СНОР).

Во IIА стадии всем больным независимо от степени злокачественности следует проводить 6 курсов ПХТ: 3 до и 3 после лучевой терапии. Облучению подлежат только исходные зоны поражения (традиционный режим гамма-терапии до СОД 32-36 Грей). Профилактическое облучение всех групп лимфатических узлов нецелесообразно.

Лечение в III-IV стадии.

Для значительной части пациентов с лимфомами НСЗ в III-IV стадии процесса не существует излечивающей терапии.

Первичная химиотерапия включает использование схем:

R-FC* - ритуксимаб 375 мг/м 2 в 0-й день, флударабин 25 мг/м 2 в/в в 1-3-й день и циклофосфамид 400 мг/ м 2 в 1-3 день. Курсы повторяются каждый 28 день, всего 6- 8 курсов;

R-FCМ* - ритуксимаб 375 мг/м 2 в 0-й день, флударабин 25 мг/м 2 в/в в 1-3-й день и циклофосфамид 200 мг/ м 2 в 1-3 день, митоксантрон – 8 мг/м2 в 1й день;

FМ - флударабин 25 мг/м 2 в/в в 1-3-й день и митоксантрон 10 мг/ м 2 в 1 день;

R-FМD* - ритуксимаб 375 мг/м 2 в 0-й день, флударабин 25 мг/м 2 в/в в 1-3-й день и митоксантрон 10 мг/ м 2 в 1 день дексаметазон – 20 мг в сутки в таблетках в 1- 5 день;

R-CHOP* - ритуксимаб 375 мг/м 2 в 0-й день, циклофосфан 750 мг/м 2 в 1-й день, адриабластин 50 мг/м 2 в 1-й день, винкристин 1,4 мг/м 2 в 1-й день и преднизолон 40 мг/м 2 внутрь в 1-5-й дни. Курсы повторяются каждый 21 или 14 день, всего 6- 8 курсов;

*Добавление к схемам ритуксимаба (375 мг/м 2 – в 0-й день, 6 введений) показано в случае CD 20+ вариантов (также см. таблицу «Рекомендованные схемы лечения с ритуксимабом при В-клеточных лимфомах»).

При достижении полной или частичной ремиссии (в том числе после индукционной терапии с включением ритуксимаба), показано проведение поддерживающей терапии ритуксимабом в течение 2 лет: по 375 мг/м 2 ритуксимаба в виде в/в инфузии каждые 2 месяца. Целесообразность поддерживающей терапии ритуксимабом убедительно доказана: использование современных терапевтических подходов позволило впервые продемонстрировать увеличение показателя общей выживаемости больных при фолликулярной лимфоме.

При рецидиве лимфомы мантийной зоны эффективно применение Бортезомиб (Велкейда) в дозе 1,3 мг/м2 в/в в 1, 4, 8 и 11 дни, перерыв 10 дней (с 12 по 21 день), всего 4 введения за цикл. Рекомендуется проводить лечение до достижения полной ремиссии с проведением 2-х консолидирующих циклов после достижения полной ремиссии (в среднем до 17 циклов).

При В-клеточных, CD20+ НХЛ НСЗ, фолликулярных или трансформирующихся НХЛ, в том числе, рефрактерные к ритуксимабу применяют Зевалин.

Завершающим этапом лечения у больных с III стадией является лучевая терапия. Облучению подвергаются очаги исходного поражения в суммарной дозе 36 Гр. При IV стадии болезни лучевая терапия не является обязательным компонентом лечения, хотя проведение ее не исключено.

У больных с III–IV стадиями НХЛ при полной ремиссии в результате химиолучевого лечения целесообразно применять поддерживающую терапию интерфероном α-2β в режиме 3 млн. МЕ подкожно 3 раза в неделю на протяжении 18 месяцев.

Основным лечебным подходом при III–IV стадии лимфом ВСЗ является ПХТ. Первой линией является схема R-CHOP - ритуксимаб 375 мг/м 2 в 0-й день, циклофосфан 750 мг/м 2 в 1-й день, адриабластин 50 мг/м 2 в 1-й день, винкристин 1,4 мг/м 2 в 1-й день и преднизолон 40 мг/м 2 внутрь в 1-5-й дни. Курсы повторяются каждый 21 или 14 день, всего 6- 8 курсов. Добавление к схемам ритуксимаба (375 мг/м 2 – в 0-й день, 6 введений) показано в случае CD 20+ вариантов.

В III стадии после ПХТ следует лучевая терапия в СОД 36-40 Гр на зоны исходного поражения. Облучению подлежат зоны первичного поражения: общая доза на зоны с полной регрессией опухоли после химиотерапии – 36 Гр, при частичной регрессии – 40 Гр. У больных с IV стадией проведение лучевой терапии необязательно, но целесообразно облучить очаги с большой исходной массой опухоли. Облучению подлежат зоны первичного поражения: общая доза на зоны с полной регрессией опухоли после химиотерапии – 36 Гр, при частичной регрессии – 40 Гр. У больных с IV стадией проведение лучевой терапии необязательно.

Лечение лимфобластных лимфом и лимфом из мелких клеток с нерасщепленными ядрами (лимфома Беркитта и типа Беркитта) проводится по программам лечения острых лимфобластных лейкозов.

При химиотерапии агрессивных НХЛ следует стремиться к достижению полной ремиссии. Необходимо избегать снижения доз цитостатических препаратов и удлинения интервалов между курсами. При склонности к нейтропении оправдано назначение с профилактической целью гемопоэтических ростовых факторов.

Для лечения рецидивов предложен ряд схем ПХТ, включающих препараты, которые редко используют на первых этапах лечения: цитозар, цисплатин, метил-гаг, митоксантрон. Эффективность повторного лечения заметно ниже первичного.

В случаях второго, третьего рецидивов, а также первичной рефрактерности назначение стандартных доз химиопрепаратов бесперспективно. Основным видом лечения в этом случае должна быть высокодозная химиотерапия в условиях специализированных клиник.

Основные схемы ПХТ можно увидеть из таблиц (ниже).

Схемы химиотерапии НХЛ низкой степени злокачественности:

Название схемы Препараты и пути введения Доза, мг/м 2 Дни введения Периодич-ность, дни
I ЛИНИЯ
Флюдарабин Флюдарабин в/в 1-5
Флюдарабин Флюдарабин в таблетках 1-5
R-FC* ритуксимаб флударабин в/в циклофосфамид в/в или флударабин в таблетках циклофосфамид в таблетках 0-й 1-3 1-3 1-3 1-3
R-FCМ* 0-й 1-3 1-3
FM флударабин митоксантрон 1-3
R-FMD* 20 мг в сут 0-й 1-3 1-5
СОР Циклофосфан в/в или в/м Винкристин в/в Преднизолон внутрь 1,4 1-5 1–5 21-28
LVPP Хлорамбуцил внутрь Винбластин в/в Прокарбазин внутрь Преднизолон внутрь 1–14 1; 8 1–14 1–14 42-44
MAP Митоксантрон в/в Цитарабин п/к Преднизолон внутрь 1; 2 1–5 1–5
MCP Митоксантрон в/в Хлорамбуцил внутрь Преднизолон внутрь 1–10 1–10 21-28
R-CHOP* Ритуксимаб Циклофосфамид в/в Доксорубицин в/в Винкристин в/в Преднизолон внутрь 1,4 0-й 1–5
MVLP Митоксантрон в/в Тенипозид (VM26) в/в Хлорамбуцил внутрь Преднизолон внутрь 1–5 1–5
NOPP Митоксантрон в/в Винкристин в/в Прокарбазин (натулан) внутрь Преднизолон внутрь 1,4 1–14 1–5
OPEN Винкристин в/в Преднизолон внутрь Этопозид в/в Митоксантрон в/в 1,4 1–5 1–3
CVPP 1; 8 1; 8 1–14 1–14
Мабтера (поддерживающая терапия) Ритуксимаб 1 раз в 2 месяца
СОР Циклофосфамид в/в или в/м Винкристин в/в Преднизолон внутрь 1,4 1-5 1–5 21-28
CVPP Циклофосфамид в/в Винбластин в/в Прокарбазин внутрь Преднизолон внутрь 1; 8 1; 8 1–14 1–14
II ЛИНИЯ – лечение рецидивов и рефрактерных форм
Флюдарабин Флюдарабин в/в 1-5
Флюдарабин Флюдарабин в таблетках 1-5
CAP Циклофосфамид в/в Доксорубицин в/в Преднизолон внутрь 1–5
R-FCМ* ритуксимаб флударабин циклофосфамид митоксантрон 0-й 1-3 1-3
CEMP Митоксантрон) в/в Этопозид в/в Цисплатин в/в Преднизолон в/в 1–5 1–5
CEPP(B) Циклофосфамид в/в Этопозид в/в Прокарбазин внутрь Преднизолон внутрь Блеомицин в/в 1; 8 1–3 1–10 1–10 1; 5
Зевалин Ибритумомаб тиуксетан Ритуксимаб 15 Мbq на кг массы тела 1, 8 Однократно
MEPD Митоксантрон в/в Этопозид в/в Цисплатин в/в Дексаметазон внутрь 1–3 1–5 21–28
MIV Митоксантрон в/в Ифосфамид в/в Этопозид в/в 1–3
N-BECOP Митоксантрон в/в Этопозид внутрь Преднизолон внутрь Винкристин в/в Циклофосфамид в/в Блеомицин в/в 1,4 1–3 1–5
VEMP Митоксантрон) в/в Этопозид в/в Циклофосфамид в/в Преднизолон внутрь 1–5
R-FMD* ритуксимаб флударабин митоксантрон дексаметазон внутрь 20 мг в сут 0-й 1-3 1-5 28 -36
BVCPP Кармустин в/в Винбластин в/в Циклофосфамид в/в Прокарбазин внутрь Преднизолон внутрь 1–10 1–10
ACOB Доксорубицин в/в Циклофосфамид в/в Блеомицин в/в Винкристин в/в Преднизолон внутрь Преднизолон внутрь 1,2 50>0 1; 15; 29 1; 15; 29 8; 22; 36 8; 22; 36 1–28 29–36
ASAP Доксорубицин в/в инфузионно 48 ч Солю-Медрол в/в Цисплатин в/в инфузионно 96 ч Цитарабин в/в инфузионно 2 ч после платины 1–2 1–5 1–4 35–42
BACOP Блеомицин в/в Доксорубицин в/в Циклофосфамид в/в Винкристин в/в Преднизолон внутрь 1,4 1; 5 1–5 21–28
BACOD-E Блеомицин в/в Доксорубицин в/в Циклофосфамид в/в Винкристин в/в Дексаметазон внутрь Этопозид в/в 1–5 6–8
Название схемы Препараты и пути введения Доза, мг/м 2 Дни введения Периодич-ность, дни
CAPBOP Циклофосфамид в/в Доксорубицин в/в Прокарбазин внутрь Блеомицин п/к Винкристин в/в Преднизолон внутрь 1,4 1–7 15–21 21-28
CytaBEP Цитарабин в/в Блеомицин в/м Этопозид в/в Прокарбазин внутрь 1; 8; 15 1; 8; 15 1–3 10–21
LOPP/ABE Хлорамбуцил внутрь Винкристин в/в Прокарбазин внутрь Преднизолон внутрь Доксорубицин в/в Блеомицин в/в или в/м Этопозид в/в 1,2 1–7 1–7 1–10 8–10 8–10

Защита населения от чрезвычайных ситуаций является важнейшей задачей единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основным объектом защиты является личность с её правом на защиту жизни, здоровья и имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера включает в себя комплекс специальных мероприятий, среди которых можно выделить следующие: оповещение (предупреждение) и информирование населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайной ситуации; эвакуация людей из опасных зон и районов; инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита; рекомендации населению по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера, предусматривают своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях с помощью комплексного использования систем радиовещания, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

При угрозе и возникновении техногенной аварии или катастрофы экстренной мерой по защите населения от поражающих факторов чрезвычайной ситуации является его эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

    Внимание
    Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций и его временному размещению в заранее подготовленных безопасных районах.

Количество людей, подлежащих перемещению в безопасную зону, определяется местными органами исполнительной власти с учётом рекомендаций органов ГОЧС, которые исходят из конкретных условий обстановки, характера и масштабов чрезвычайной ситуации.

В целях подготовки к чрезвычайным ситуациям происходит строительство новых и реконструкция (ремонт) существующих инженерно-технических сооружений, предназначенных для защиты населения и территорий от поражающих факторов, вызываемых техногенными авариями и стихийными бедствиями.

Основными мероприятиями инженерной защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера являются:

Одним из наиболее эффективных мероприятий является укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны, которые предназначены для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Для обеспечения защищённости населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера разработаны специалистами МЧС России рекомендации для населения страны по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Как действовать при получении сигнала оповещения о радиационной аварии

  • Если вы находитесь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком, шарфом и укройтесь в ближайшем здании, лучше в собственной квартире. При входе в помещение в коридоре следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет или плёнку. Органы дыхания лучше всего закрыть ватно-мар-левой повязкой, которую можно легко изготовить в домашних условиях.
  • Если вы находитесь в своём доме (квартире), немедленно закройте окна, двери, вентиляционные отверстия, включите радиоприёмник, или телевизор, или репродуктор и будьте готовы к приёму информации о дальнейших действиях.
  • Если радиационная авария ещё не произошла, то обязательно загерметизируйте помещение и укройте продукты питания. Подручными средствами заделайте щели на окнах и дверях. Открытые продукты поместите в полиэтиленовые мешки, пакеты или плёнку. Продукты и воду поместите в холодильник или в закрываемые шкафы. Если радиационная авария уже произошла, то помещать открытые продукты в герметичные упаковки поздно. На этот случай в доме необходимо иметь запас консервов.

Как действовать при химической аварии

  • При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприёмник или телевизор для получения достоверной информации об аварии и о рекомендуемых действиях.
  • Если поступила информация об эвакуации, то закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые вещи, трёхсуточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра на расстояние не менее 1,5 км от места пребывания. В указанный пункт назначения нужно передвигаться согласно переданной информации. Для защиты органов дыхания используйте противогаз гражданский фильтрующий ГП-7, а при его отсутствии - ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).
  • Если невозможно покинуть зону поражения, плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах, не приспособленных для защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера.
  • При аварии на железнодорожных и автомобильных магистралях, связанных с транспортировкой АХОВ, опасная зона устанавливается в радиусе 200 м от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в неё категорически запрещено.

Как действовать после химической аварии

  • При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, принимайте обильное питьё (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу.
  • Если вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Заражённую одежду снимите и выбросьте в определённое место для утилизации. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птицы, забитых после химической аварии, до официального заключения об их безопасности.

Как действовать при угрозе гидродинамической аварии

  • При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно в установленном порядке выходите из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток. Имущество, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак или верхние этажи здания.
  • Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

Как действовать в условиях наводнения при гидродинамической аварии

  • При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место, заберитесь на высокое дерево или верхний этаж устойчивого здания. В случае нахождения в воде при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.
  • Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше всего на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории.
  • При подтоплении вашего дома отключите электроснабжение, подайте сигнал о нахождении в доме (квартире) людей путём вывешивания из окна днём флага из яркой ткани, а ночью фонаря.
  • Для получения информации используйте радиоприёмник с автономным питанием.
  • Организуйте учёт продуктов питания и питьевой воды, их защиту от воздействия прибывающей воды и экономное расходование. Готовьтесь к возможной эвакуации по воде, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь, подручные спасательные средства (надувные матрацы, подушки).
  • Для вынужденного плавания можно подготовить бочки, брёвна, щиты, двери и автомобильные камеры.

    Есть даже рекомендация набить пластиковыми закрытыми бутылками и мячами рубашку или брюки, если больше ничего, что может вас поддержать в воде, под рукой не оказалось. Эвакуироваться самостоятельно можно только при видимости незатопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и отсутствии перспектив в получении помощи со стороны.

Как действовать при пожаре и аварии на железной дороге

Во время пожара . В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщить об этом проводнику.

При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана и попытаться выйти из вагона через двери или окна (нельзя выпрыгивать из вагона движущегося поезда или пытаться выбраться на крышу). Если горящий поезд продолжает движение, а пожар возник в передних вагонах, следует перейти в вагоны поезда, где пожара нет, плотно закрывая за собой двери (двигайтесь пригнувшись, дышите через мокрую ткань).

В случае аварии . Во время толчка (удара) постарайтесь ухватиться руками за неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову руками во избежание травм.

Если в случае аварии вагон начал опрокидываться, ухватитесь за выступы полок и другие неподвижные части вагона, закройте глаза, упритесь ногами в стену. После того как вагон обретёт устойчивость, осмотритесь и наметьте путь выхода из него. Если дверь заклинило, выбирайтесь через окна.

Выводы

  1. Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, химических предприятий, гидроузлов), является его оповещение и информирование.
  2. В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера входят мероприятия по инженерной защите.
  3. При угрозе гидродинамической аварии необходимо выйти в безопасный район или на возвышенные участки местности.
  4. Делать попытки эвакуироваться самостоятельно можно только в самых крайних случаях, когда нет другого выхода.

Вопросы

  1. Почему в перечень основных мероприятий, предусмотренных для защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, входит инженерная защита? Обоснуйте свой ответ с помощью примеров.
  2. С какой целью создаётся система оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций?
  3. Есть ли в вашем доме или школе герметизированное помещение, которое можно использовать в случае аварии на радиационно-опасном или химически опасном объекте?

Задания

  1. Продумайте план обеспечения личной безопасности в случае чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера, которая могла бы произойти в вашем регионе.
  2. Учитывая условия проживания в вашем регионе, подготовьте сообщение на тему «Алгоритм моих действий при наводнении».
  3. Подготовьте сообщение, используя средства массовой информации и Интернет, на тему «Крушение поезда «Невский экспресс» и предпринятые меры по спасению и самоспасению пассажиров» (на материале крушения 2009 г.).

Указом Президента Российской Федера­ции от 19 ноября 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви­дации последствий стихийных бедствий. В январе 1994 г. этот комитет был преобразован в Министерст­во по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий Российской Федерации (МЧС России).

МЧС России является федеральным органом ис­полнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области гражданской обороны, защиты населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера, обеспечения пожарной безопас­ности, а также координирующим деятельность феде­ральных органов исполнительной власти в указанной области.

В систему МЧС России входят:

    региональные центры по делам гражданской обо­роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий;

    органы, специально уполномоченные решать за­дачи гражданской обороны и задачи по предупрежде­нию и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    Государственная противопожарная служба;

    войска гражданской обороны;

    образовательные, научно-исследовательские уч­реждения и иные организации, находящиеся в веде­нии МЧС России.

Для решения гуманитарных задач в МЧС России существует Российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Основными задачами МЧС России являются:

    Реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

    Осуществление по решению Президента Россий­ской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской оборо­ны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за преде­лами Российской Федерации.

    Осуществление в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России.

    Осуществление управления в области граждан­ской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной без­опасности, а также координация деятельности феде­ральных органов исполнительной власти в указанной области.

    Осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской оборо­ны, защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информацией.

Мчс России в пределах своей компетенции осу­ществляет следующие основные мероприятия:

    издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением;

    проводит в установленном порядке проверки го­товности министерств и ведомств к осуществлению мероприятий гражданской обороны;

    в случае возникновения чрезвычайных ситуаций запрашивает в установленном порядке от министерств и ведомств, субъектов РФ информацию, необходимую для выполнения возложенных на министерство задач;

    привлекает в установленном порядке отдельных специалистов и организации для участия в проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычай­ных ситуаций;

    осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности министерствами и ведомствами, органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, ор­ганами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Россий­ской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в порядке, установленном законода­тельством Российской Федерации;

    заключает в установленном порядке с междуна­родными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий сти­хийных бедствий и оказанием иностранным государ­ствам гуманитарной помощи.

Создание МЧС России стало первым шагом в деле построения в стра­не современной системы предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций. Министерство выступи­ло в роли организатора этой системы. В апреле 1992 г. Правительством РФ было утверждено «Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)». В 1995 г. эта сис­тема была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций.

Целью создания системы является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами, решаемыми РСЧС, являются:

    разработка и реализация правовых и экономиче­ских норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функ­ционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

    обеспечение готовности к действиям органов уп­равления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    подготовка населения к действиям в чрезвычай­ных ситуациях;

    прогнозирование и оценка социально-экономиче­ских последствий чрезвычайных ситуаций;

    создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    осуществление государственной экспертизы, над­зора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    осуществление мероприятий по социальной за­щите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций; проведение гуманитарных акций;

    реализация прав и обязанностей населения в об­ласти защиты от чрезвычайных ситуаций, в том чис­ле лиц, непосредственно принимающих участие в их ликвидации;

    международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС состоит из функциональных и территориаль­ных подсистем, которые действуют на федеральном, региональном, территориальном, местном и объекто­вом уровнях.

Функциональные подсистемы создаются феде­ральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемы создаются в субъек­тах Российской Федерации для предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций в пределах их терри­торий и состоят из звеньев, соответствующих админист­ративно-территориальному делению этих территорий.

На каждом уровне РСЧС создаются координацион­ные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и сред­ства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обес­печения.

Координационными органами РСЧС являются:

    на федеральном уровне - Правительственная ко­миссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопас­ности федеральных органов исполнительной власти;

    на территориальном уровне (в пределах террито­рии субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу­аций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

    на местном уровне (в пределах территории муни­ципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обес­печению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

    на объектовом уровне - комиссия по предупреж­дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

    на федеральном уровне - МЧС России, структур­ные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедст­вий МЧС России;

    на территориальном и местном уровнях - соот­ветствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу­аций на территориях субъектов Российской Феде­рации и территориях муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

    на объектовом уровне - структурные подразде­ления или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органами повседневного управления единой систе­мы являются:

    центры управления в кризисных ситуациях, ин­формационные центры, дежурно-диспетчерские служ­бы федеральных органов исполнительной власти;

    центры управления в кризисных ситуациях регио­нальных центров;

    центры управления в кризисных ситуациях орга­нов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных ор­ганов федеральных органов исполнительной власти;

    единые дежурно-диспетчерские службы муници­пальных образований;

    дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

При рассмотрении третьего вопроса необходимо познакомить студентов с основными режимами функционирования РСЧС, указав, что РСЧС в зависимости от складывающейся обстановки может функциониро­вать в следующих режимах:

    режим повседневной деятельности;

    режим повышенной готовности;

    режим чрезвычайной ситуации.

Для координации деятельности в области защиты от чрезвычайных ситуаций создается комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситу­аций и обеспечению пожарной безопасности объекта (организации). В ее состав входят наиболее подготов­ленные, опытные и ответственные специалисты струк­турных подразделений объекта. Эта комиссия осу­ществляет руководство разработкой и проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности работы потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функ­ционирования организаций и объектов при возникно­вении чрезвычайной ситуации.

В состав комиссии, как правило, входят руководи­тель объекта или его первый заместитель (председа­тель комиссии), один из заместителей руководителя и начальник штаба по делам ГОЧС (заместители пред­седателя комиссии), заместитель главного инженера, главные специалисты объекта (технолог, механик, энергетик, начальник производства), инженер по тех­нике безопасности, начальник финансового органа, начальник отдела кадров, юрисконсульт, начальники служб. Рабочим органом комиссии является штаб (от­дел, сектор) по делам ГОЧС.

Для выявления причин возникновения чрезвычай­ной ситуации, прогнозирования и оценки ее масшта­бов и характера, выработки предложений по ликвида­ции из состава комиссии по ЧС объекта формируются оперативные группы.