Постройка десятинной церкви. Первый храм древней руси

Построенный в Киеве в 989-996 годах.

Создан по за-ка-зу Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча ви-зан-тий-ски-ми, ве-ро-ят-но сто-лич-ны-ми, мас-те-ра-ми на мес-те язы-че-ско-го кур-ган-но-го мо-гиль-ни-ка. До ос-вя-ще-ния Со-фий-ско-го со-бо-ра (1037) - ка-фед-раль-ный со-бор. На-зва-ние по-лу-чи-ла от де-ся-ти-ны, на-зна-чен-ной князем Вла-ди-ми-ром на её со-дер-жа-ние.

Из-на-чаль-ный про-ект Десятинной церкви в про-цес-се за-ло-же-ния фун-да-мен-тов был из-ме-нён: вме-сто ку-поль-ной ба-зи-ли-ки был со-ору-жён трёх-не-фный кре-сто-во-ку-поль-ный храм (42 × 34 м) с боль-шим под-ку-поль-ным квад-ра-том (7 × 6,5 м) и нар-тек-сом , ок-ру-жён-ный от-кры-ты-ми двухъ-я-рус-ны-ми га-ле-рея-ми . В XI веке га-ле-реи бы-ли за-кры-ты плин-фой, в XII веке, по-сле зем-ле-тря-се-ния, пе-ре-ло-же-ны отдельные уча-ст-ки фун-да-мен-тов и стен, при-стро-ен но-вый при-твор.

Ин-терь-ер Десятинной церкви ук-ра-ша-ли мо-за-ич-ные кар-ти-ны и фре-ски, ка-мен-ные рез-ные пли-ты, мра-мор-ные ко-лон-ны, фраг-мент релье-фа с из-об-ра-же-ни-ем Бо-го-ма-те-ри с Хрис-том (хра-нят-ся в Му-зее ис-то-рии Ук-раи-ны и за-по-вед-ни-ке «Со-фия Ки-ев-ская»). Пол по-кры-ва-ли мо-заи-ки из мра-мо-ра и смаль-ты, мра-мор-ные и пи-ро-фи-ли-то-вые пли-ты, в га-ле-ре-ях - по-лив-ные плит-ки. Сна-ру-жи сте-ны Десятинной церкви бы-ли ош-ту-ка-ту-ре-ны, име-ли греческие над-пи-си; кры-шу по-кры-ва-ли лис-ты свин-ца, су-ще-ст-во-ва-ли ке-ра-мические во-до-сто-ки. Ут-варь, де-та-ли уб-ран-ст-ва церк-ви, мо-щи святого Кли-мен-та I бы-ли дос-тав-ле-ны из Ви-зан-тии и ча-стью вы-ве-зе-ны ки-ев-ским князем Вла-ди-ми-ром Свя-то-сла-ви-чем из Хар-со-на (Хер-со-не-са). В Десятинной церкви на-хо-ди-лись мра-мор-ные сар-ко-фа-ги Вла-ди-ми-ра и его же-ны Ан-ны, бы-ли пе-ре-не-се-ны ос-тан-ки князей Оль-ги, Яро-пол-ка Свя-то-сла-ви-ча, Оле-га Свя-то-сла-ви-ча, позд-нее по-хо-ро-не-ны кня-зья Изя-слав Яро-сла-вич и Рос-ти-слав Мсти-сла-вич (ки-ев-ский князь в 1159-1161, 1161-1167).

Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Киевской Руси, воздвигнутая святым равноапостольным князем Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году, о чём в летописи сообщалось: "В лето 6497 … Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек". — «Повесть временных лет»

В иных летописных списках годом заложения церкви называют также 990 и 991 годы. Строительство было окончено в 996 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку княжеского терема — каменного северо-восточного дворцового здания, раскопанная часть которого находится на расстоянии 60 метров от фундаментов Десятинной церкви. Неподалёку археологами были найдены остатки здания, считающегося домом церковного причта, построенным одновременно с церковью (так называемый терем Ольги). Церковь освящалась дважды: по завершении строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром. Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». Перед западным входом Ефимовым были обнаружены остатки двух пилонов, предположительно служивших постаментами для бронзовых коней, привезенных из Херсонеса. Первым настоятелем церкви был один из «корсунских попов» Владимира — Анастас Корсунянин.

Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В ней хранились мощи святого священномученика Климента, погибшего в Корсуни.В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044г. Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского. В первой половине 12 в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения. В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов, однако Ю. С. Асеевым высказывалось предположение, что здание рухнуло после применения осаждающими стенобитных орудий.

В 1824 году митрополит Евгений (Болховитинов) поручил расчистить фундамент Десятинной церкви. Киевским археологом-любителем К. А. Лохвицким, а затем петербургским архитектором Н. Е. Ефимовым был впервые открыт план фундаментов, найдены остатки мраморов, мозаик, фресок. 2 августа 1828 года освятили начало строительства новой церкви, которое доверили другому петербургскому архитектору Василию Стасову. Храм был построен в византийско-московском стиле и не повторял первоначальной архитектуры древней Десятинной церкви. В ходе строительства была полностью разобрана церковь митрополита Петра Могилы XVII в., а также около половины сохранившихся к тому моменту фундаментов храма X века. Строительство храма обошлось в 100 тысяч золотых рублей. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь Успения Богородицы освятили митрополит Киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф.

В 1908-11 гг. фундаменты оригинальной Десятинной церкви (там где они не были повреждены стасовским зданием), были раскопаны и исследованы. Остатки фундамента были изучены лишь в 1938-39 гг. после окончательного сноса новой церкви. При советской власти, в 1928 году вторая Десятинная церковь, как и множество других памятников культуры и искусства, была снесена. В 1936 году церковь окончательно разобрали на кирпичи.

Десятинная церковь – первый кафедральный собор Киевской Руси после крещения. Это святыня такого масштаба, её роль настолько велика, что после её разрушения идея восстановить этот храм возникала не раз.

Детинец Древнего Киева был укрепленным княжеским поселением: там находились дворец Кия, дворец княгини Ольги, там родился и вырос князь Владимир. И там же стояли языческие капища и идол Перуна.

Еще до крещения князя Владимира, после победы его в одном из военных походов, когда должны были принести жертву идолам, жребий пал на христианского младенца Иоанна. Так были убиты исповедовавшие Христа первые мученики – варяг Фёдор и его сын младенец Иоанн. Место их мученической кончины и было выбрано для расположения алтаря первого кафедрального собора.

Построил Десятинный собор князь Владимир на собственные средства. Он дал этой церкви десятину из своих доходов, поэтому она, собственно говоря, так и называется.

Десятинный храм был посвящен Пресвятой Богородице. И не какому-либо её образу или празднику, а именно Пресвятой Богородице как личности. Как есть Храм Христа Спасителя в Москве, так был Храм Пресвятой Богородицы в Киеве. Киев – это удел Божией Матери, и посвящение этого храма говорит нам о том, что изначально Святая Древняя Русь избрала Пресвятую Богородицу своей покровительницей.

Кроме того, Десятинный собор был княжеской усыпальницей. Когда князь Владимир упокоился, его мощи в саркофаге стояли посреди этого храма вместе с останками его супруги византийской царевны Анны. Туда были перенесены мощи и княгини Ольги, бабушки князя Владимира. И иных княжеских останков там находилось множество – Десятинная церковь была первой усыпальницей киевских князей, как впоследствии стал усыпальницей русских государей Архангельский собор Московского Кремля.

Эта церковь была свидетельством симфонии государственной и церковной власти, демонстрацией принадлежности Киевской Руси христианству. Она была символом того, что новое государство приняло Христа и теперь уже видит свое будущее с Ним.

Десятинный храм был построен византийскими мастерами, по летописному свидетельству, выходцами из Греции. Он был богато украшен мраморными деталями и благодаря этому даже назывался «мраморяный» храм.

Трогательны слова молитвы-обетования святого равноапостольного князя Владимира, произнесенные им при входе в только что построенный храм: «…Аще помолится кто в церкви сей, то услыши молитву его, и отпусти вся грехи его, молитвы ради Пречистыя Богородицы» . Эти слова все время вспоминаются и побуждают к действию.

Одновременно с Десятинным храмом возвели и новые дворцы. На этом месте был центр государственной жизни. По летописным свидетельствам в Х веке здесь действовал монастырь. Археологические исследования показывают: это интереснейшая, своеобразная, наиболее значимая часть города, его несомненный центр. Наверно и вы, если бывали у нас, видели камень с надписью: «Откуда есть пошла земля Русская».

Первое и второе возрождение – святитель Пётр Могила и архитектор Василий Стасов

Первым известным восстановителем, при котором на месте Десятинного собора возродилась литургическая жизнь, был святитель Пётр Могила. В XVII веке в юго-западной части древнего храма, частично используя руины его стен, он устроил маленький храм с посвящением святителю Николаю.

Церковь, построенная митрополитом Петром Могилою

Много позже, в 1828 году с высочайшего распоряжения императора Николая I петербургский архитектор Василий Стасов на месте Десятинной церкви запроектировал новый храм в классических формах, который не повторял план древнего. Он был построен на части её фундаментов.

В 1842 году храм был освящен. Но уже менее чем через сто лет, в 1936 году, разрушен богоборческой властью. Кирпич от него пошел на строительство возведенной рядом школы № 25.

Десятинная церковь в XIX веке

Нужно сказать, что со времени своего разрушения и до сего дня древние остатки Десятинной церкви неоднократно исследовались. При святителе Петре Могиле были проведены первые раскопки. В XIX веке исследования продолжили археолог-любитель Кондрат Лохвицкий, потом петербуржский архитектор Николай Ефимов. Им же принадлежит и первая фиксация памятника. Это было в 20-е годы XIX века, тогда на месте разрушенного храма ещё много чего оставалось.

Вообще говоря, научные исследования остатков Десятинного храма были в археологии флагманскими и играли большую роль в развитии этой науки. Это касается и исследований XX века, когда реставратор Дмитрий Милеев впервые произвел профессиональную фиксацию остатков восточной части древнего храма. А после разрушения стасовского храма остатки Десятинной церкви глубоко исследовал археолог Михаил Каргер.

В 80-е годы на поверхности земли была сделана трассировка камнем очертаний фундаментов древнего храма. И мы знаем множество примеров, когда люди приходили и поодиночке, и группами, и молились тут о возрождении этой славной древней святыни.

Так что чаяние воздвигнуть и возродить Десятинный храм – это не идея сегодняшнего дня. Это не сиюминутное желание какой-то группы людей, отдельной общины или какое-то амбициозное стремление архитекторов и строителей. Это чаяние всей полноты Православной Церкви. И оно было и будет до тех пор, пока Десятинный храм Пресвятой Богородицы вновь не обретет свое должное значение. Это было и будет. Святыня не может находиться в мерзости запустения.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Десятинная церковь: «Дело сие угодно Богу…»

Юбилейный 2000-й год от Рождества Христова стал знаковым в истории этого места. Тогда президент Леонид Данилович Кучма издал указ о возрождении Десятинной церкви, учитывая её исключительное значение для Украины наряду с Успенским храмом Киево-Печерской лавры, Михайловским Златоверхим монастырем. Но дело не двинулось, не перешло в практическую плоскость. Усматриваю в этом промысел Божий, уготовивший этой святыне быть возрожденной в свое время.

Тогда же, в 2000 году нам довелось встретиться с Блаженнейшим Владимиром. Прозорливый старец выслушал нас, достал иконы Пресвятой Богородицы Игумении Горы Афонской и говорит: «Дело сие очень угодно Богу и Пресвятой Богородице, но оно такого масштаба, что сама только Пресвятая Богородица знает, как это сделать, и может это организовать. Поэтому вручаю ваше желание Ей» . И раздал нам маленькие такие иконочки. Эта иконочка до сих пор у меня есть.

В 2005 году Блаженнейший Владимир благословил архимандрита Гедеона заниматься возрождением Десятинного храма, чтобы снова зажечь лампаду любви в этой святыне.

Блаженнейший Владимир благословляет проект музеефикации Десятинного храм

Знаменательно, что в 2005 году было получено разрешение районных властей на установку часовни прямо на фундаменте Десятинной церкви. А когда пришли в главное управление охраны памятников, то его глава сказал: «Подождите, там ставить нельзя, там же будут раскопки, и вы потом будете мешать. А когда будем восстанавливать большую церковь, эту маленькую – что, ломать? Нет, вы должны быть рядом и помогать нам молитвенно».

Собственно говоря, место, где сейчас стоит малая церковь Десятинного монастыря, он нам и указал, но оказывается, это место выбрал Бог. Потому что потом прихожане, живущие рядом, рассказывали, что еще до установки храма-скинии птицы удивительно настойчиво, восьмерками летали вокруг этого места…

Установлен малый храм был в 2006 году на Пасху, а в пятницу на Светлой седмице, 28 апреля в нем явилась Пресвятая Богородица.

Служба уже закончилась, к отцу Гедеону как раз пришли поддержать его друзья-священнослужители из Ильинской церкви. Они стояли на улице, а две женщины-прихожанки молились в храме. Зайдя в храм, священнослужители почувствовали трепет и узнали от женщин, что только что в храм зашла Пресвятая Богородица. Царица Небесная остановилась у центрального аналоя, с воздетыми руками молилась и потом через открытые царские врата зашла в алтарь.

У шестерых священнослужителей сами собой текли слезы; благодать была ощутима физическим образом. Явление Пресвятой Богородицы очень укрепило общину и по сегодняшний день вселяет уверенность в том, что молитвами Пресвятой Богородицы невозможное человеку совершит Бог.

В 2009 году Священный Синод УПЦ издал указ об образовании Десятинного Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря.

Существующий храм Десятинного монастыря

Наша работа опирается на исследования

В 2005 году государство приняло новое решение о судьбе Десятинной церкви. Вышел указ о музеефикации фундаментов и о принятии решения насчет воссоздания храма по окончании раскопок. Музеефикация – это придание памятнику истории и культуры такого состояния, когда он готов к экспонированию, к посещению туристами и паломниками. И многое на сегодняшний день уже сделано.

В 2005-2014 годах был выполнен большой объем научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ. В 2011 году прошел всеукраинский конкурс на музеефикацию и ревалоризацию Десятинной церкви. Милостью Божией наш проект стал победителем этого конкурса.

Комплексные археологические раскопки, проведенные в 2005-2011 годах дали неоценимые свидетельства об этом памятнике, позволили составить его целостную характеристику. Например, раньше считалось, что сначала строилось шестистолпное ядро, а потом Десятинная церковь обстраивалась галереями.

Однако выяснилось, что храм сразу строился с галереями, это изначальный замысел. Ведь на тот момент это был великокняжеский кафедральный собор. И сам собор входил в ещё более сложный комплекс, полное название которого сейчас звучит как памятник археологии национального значения «Детинец древнего Киева VIII-X веков с фундаментом Десятинной церкви X века».

Теперь мы знаем, где в пятне Десятинного храма археологический слой есть, а где его нет. По результатам археологических исследований Институт археологии НАН Украины определил возможные места установки опор для музеефикации Десятинной церкви. Ведь у нас же не Каир и не Иерусалим, мы не можем демонстрировать аутентичные археологические остатки под открытым небом. Поэтому обязательно должно быть создано помещение, где будет поддерживаться соответствующий температурно-влажностный режим, обеспечиваться должная вентиляция. Это позволит сохранить памятник.

Кроме того, существует множество археологических находок, сделанных на месте Десятинного храма, которые сейчас разрозненно хранятся по разным музеям, частично в Софии Киевской, в Национальном музее истории Украины. Даже в Эрмитаже есть материальные фрагменты, которые принадлежали Десятинной церкви. И, конечно же, логично, чтобы это все экспонировалось в одном месте и давало полное представление об этом памятнике.

Были проведены и научно-технологические, топогеодезические, инженерно-геологические исследования, сделано комплексное инженерное обследование состояния остатков фундаментов Десятинной церкви и прилегающей к памятнику застройки.

Специалисты провели историко-архивные и библиографические исследования, систематизировали письменные свидетельства о Десятинной церкви, и ее окружении, а также об истории исследований, которые здесь велись в разное время.

В декабре 2011 года была произведена временная консервация фундаментов Десятинной церкви, которая делает возможными дальнейшие работы по комплексной музеефикации.

Наша идея состоит в том, чтобы сохранить весь археологический материал: как остатки Десятинной церкви князя Владимира, так прочие археологические слои, в том числе остатки храма Стасова XIX века. Это позволит живо продемонстрировать всю историю храма.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Десятинная церковь над музеем: как это сделать

Остатки древнего храма находятся сейчас ниже поверхности земли, поэтому помещение музея будет в стилобате. Туда смогут заходить посетители, там можно будет вести постоянные лекции для студентов и школьников. Паломники и туристы будут осматривать остатки Десятинной церкви со специальных мостиков, а к самим остаткам получат непосредственный доступ лишь ученые, для работы которых в музее будут созданы все условия.

На опорах запроектирована железобетонная плита. Она рассчитывается таким образом, чтобы наверху было возможно возведение храма такого же по размеру, как Десятинная церковь эпохи князя Владимира.

Как уже говорилось, в пятне Десятинного храма выявлены места, где мы можем ставить опоры безболезненно для культурного слоя. Существующие сейчас технологии позволяют делать это совершенно безопасно. В качестве опор-колон планируется применить буронабивные железобетонные сваи глубиной двадцать метров в обсадных трубах. По действующим строительным нормам их применение допустимо в условиях близкого расположения памятников, оно совершенно не вызовет подвижки грунта. И это не какая-то новая технология – она опробована десятилетиями. Любой конструктор скажет, что уже в пятидесяти сантиметрах от места установки этой сваи никаких подвижек грунта нет, а значит, обеспечивается сохранность древних остатков Десятинного храма.

Схема расположения опор сделана так, чтобы пространство музея было как можно более свободным. Сейчас мы вооружены такими научными возможностями, что все нагрузки заранее рассчитываются. Остатки фундаментов Десятинного храма – памятник национального значения и все работы здесь проводятся исключительно с научным сопровождением.

Для воплощения проекта в жизнь будет важен выбор высококлассной подрядной организации, непосредственного производителя работ. Ответственность колоссальная. Этот вопрос в будущем потребует детальной проработки.

Хорошо, что мы с вами живем в XXI веке. По результатам археологических раскопок в Х веке строители Десятинной церкви, когда столкнулись с такими грунтами, как в Киеве, подкладывали под фундаменты деревянные лежни, их крепили деревянными же колышками. Это нам сейчас понятно – чтобы навредить памятнику, ничего хуже и придумать нельзя: дерево гниет, потом образуются пустоты, и, естественно, просадка неизбежна…

В настоящее время накоплен неоцененный опыт музеефикации археологических памятников. Из мировых аналогов, на которые мы ориентируемся, наиболее, на наш взгляд, удачный и современный – это археологический музей Акрополя в Афинах.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Реконструкция, реплика, воссоздание Десятинной церкви

Если говорить о будущем храме, логично желание максимально приблизиться к образу Десятинной церкви при князе Владимире, насколько это возможно. Хочу сразу прямо ответить на ваш вопрос: это не реконструкция, не реплика, это возрождение святыни мирового значения . Надо осознавать две важнейших задачи – тщательное сохранение аутентичных остатков древнего храма, символа принятия христианства Древней Русью, и возрождение литургической жизни на этом святом месте. Чтоб стало понятнее, обратимся к мировым аналогам.

Мы с вами знаем, что Иерусалимский Храм Гроба Господня, который построила царица Елена, был в свое время разрушен и уже крестоносцами воздвигнут заново. Даже его Святая Святых – Кувуклия несколько раз разрушалась. И возможно ли даже допустить мысль, что эта святыня не была бы возрождена? Выражением воли Божией в этом случае можно считать схождение Благодатного огня, подтверждающего присутствие Живого Бога. Храм в Вифлееме, который построила царица Елена над пещерой Рождества Христова, был тоже разрушен. И на его месте через несколько веков тоже был построен новый храм, в котором по сей день проходят богослужения.

Вспомним базилику в Назарете: она построена в 1969 году над археологическими остатками дома, где жило Святое Семейство. Там проводятся богослужения, это очень почитаемое место. А базилика мученика Климента в Риме, где вообще четыре уровня наслоений? Храм Димитрия Солунского, где в древней крипте находились мироточивые мощи, и который был возрожден после разрушения. Сейчас сверху стоит красивейшая базилика. И таких примеров в мире – десятки…

Новый храм в Киеве – это не реконструкция и не реплика. Этимология этих слов совершенно не подходит для передачи того смысла, который мы сейчас хотим вложить в наши труды. Мы должны возродить это место.

Между прочим, по международным правовым нормам охраны культурного наследия самая главная цель охраны памятника – это возрождение его функций и введение памятника в современную жизнь.

Это место не может быть просто памятником, неправильно сделать его лишь музеем или, еще хуже, оставить древние фундаменты под спудом. Когда уже была сделана трассировка фундаментов, там выгуливали животных… И какой смысл в этом, какой духовный смысл?

И как мы можем прервать литургическую нить, которая началась на этом месте много веков назад? Как сказал Блаженнейший Владимир, когда поставили малый храм: «Вы наконец-то зажгли лампадку любви, которая на этом месте была».

Вот это и есть цель. Мы же не мертвого ребенка, не куклу, не гроб воздвигаем. Это не мавзолей, не картонная коробка, не макет чего-то. Это действующий, живой Дом Божий. Только наша задача сделать его как можно приближеннее к образу византийского храма, построенного князем Владимиром.

Если бы задача была просто в строительстве храма, точно воссоздать его в формах Стасова ничего не стоит, есть графические материалы, фотографий осталось много. Но тогда не будет передано духовное, культурно-историческое значение этого места. Ведь именно князь Владимир построил здесь этот первохрам.

Полностью логично, что воссоздаваемый храм будет выдержан в мотивах X века. Мы приглашаем к сотрудничеству всех – археологов, архитекторов, ученых, музейных работников. Наше дело требует глубокого изучения и правильного нахождения компромисса. Мы как раз этим и занимаемся, исследуя результаты археологических раскопок и все существующие исторические сведения о Десятинной церкви.

Один из проектов Десятинного храма

Десятинная церковь. Дело жизни

Для себя поняла, что возрождение Десятинной церкви – это дело жизни. Это будет плод общих, соборных усилий – творческих и научных работников, историков, византологов.

В своё время на музеефикацию выделялись государственные деньги. Сейчас с инициативой возрождения храма выступает община. Проект не будет делаться за государственные деньги, не такое сейчас положение в стране. Наверное, в этом есть воля Божия, чтоб от любви к Пресвятой Богородице, от великого желания послужить Богу свершилось делание сие…

Когда-то на Десятинный храм князь Владимир давал десятину своих доходов. Представляете, с каким чистым сердцем, от какой любви к Богу он делал это. Поэтому мое личное мнение, что финансово поучаствовать в этом деле – большая честь. Естественно, это всенародное дело, надо будет собирать народные деньги. Каждый желающий сможет быть соучастником этого процесса.

Если же говорить о храме… Наверно царь Соломон был бы потрясен возможностями сегодняшнего храмостроительства и тем, какие материалы можно применить. Мы стараемся максимально использовать все достижения науки. Ведь сейчас изучено многое, в том числе те памятники, которые были созданы в одну эпоху с Десятинной церковью и до неё.

Для работы над проектом надо изучить всю полноту наследия, которое только могли видеть строители Десятинного храма в X столетии, а также более поздние храмы, образцами для которых стал Десятинный собор после своего возведения. Раньше ведь очень сложно архитектору было одновременно посмотреть и изучить храмы в Константинополе, Греции, Болгарии. Сейчас такая возможность есть.

Вопрос музеефикации и возрождения Десятинного храма надо решать в комплексе с изучением и музеефикацией прочих сооружений города Владимира.

Монахиня Елена (Кругляк). Фото: Ефим Эрихман

Всему свое время. Считаем, это промыслительно, что Десятинная церковь не была восстановлена раньше. Наверное, ещё не были к этому готовы. Ни духовно, ни технически.

Возрожденный Десятинный храм станет плодом совместных усилий Церкви, государства, зодчих, деятелей науки и искусства, музейных работников, а главное всех молящихся за успех этого Дела, угодного Богу. Ведь самое главное – вместе с постройкой стен наполнить их горящими ко Господу сердцами, жаждущими просвещения, соединения с Богом и прощения прегрешений. Считаем эту свою работу лептой в достижении мира на нашей Украинской земле.

В современной архитектурной практике – восстановление какого-либо объекта с утверждением заново его ценности, ее переосмыслением и актуализацией.

У Бога тысяча лет как один день…

Архимандрит Гедеон (Харон)

Слово наместника Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря архимандрита Гедеона (Харона):

В тысячелетнюю годовщину блаженного успения равноапостольного великого князя Владимира мы приносим Бескровную Жертву на том месте, где святой Владимир некогда воздвиг во имя Пресвятой Богородицы первый в Киевской Руси кафедральный собор – Десятинную церковь.

Летописец свидетельствует о молитве святого князя, с которой он вошел в построенный храм:

«Господи Боже! Призри с небеси и виждь, и посети виноград Свой, и сверши, еже насади Десница Твоя, люди сия новые, им же обратил еси сердца в разум, познати Тебе истиннаго Бога; и призри на церковь сию, юже создах недостойный раб Твой, во имя родшия Ти Матери и Приснодевы Марии Богородицы; и аще помолится кто в церкви сей, то услыши молитву его, и отпусти вся грехи его, молитвы ради Пречистыя Богородицы».

У Бога тысяча лет как один день и один день как тысяча лет… Прошло более тысячи лет с тех пор, как после Крещения Руси родилась новая Церковь Христова на небесном своде, и святой князь Владимир воздвиг кафедральный собор в честь Пречистой Богородицы. И сейчас Церковь небесная и Церковь земная в этом торжестве собираются воедино.

Патриарх Иерусалимский, обращаясь ко мне, настоятелю Десятинного храма, сказал: «Город Киев – второй Иерусалим. Он тоже стоит на семи холмах. Как в Иерусалиме величайшие святыни это Гроб Господень и Голгофа, а все остальные святыни соединяются с ними историей и благодатью, так и во граде Киеве величайшая святыня – Десятинный храм Пресвятой Богородицы». Ведь он был построен на месте, где впервые на славянской земле была пролита кровь за Христа святыми первомучениками Феодором и сыном его младенцем Иоанном. И как на горе Синай было дано законодательство еврейскому народу, так и отсюда, со Старокиевской горы, места, «откуда есть пошла земля русская», свет Христовой истины, свет Святого Евангелия распространился от юга до севера и от запада до востока во все уголки Древней Руси, туда, где ныне простираются Украина, Россия, Белоруссия.

Без прошлого нет будущего

Это место не должно находиться в мерзости запустения. По словам блаженной памяти блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, по благословению которого начался процесс возрождения Десятинной церкви: «…лампада божественной любви на этом месте вновь зажжена». И ее огонь нужно поддерживать. Нам надо просвещать народ Божий относительно исключительной роли Десятинного храма в истории. Необходимо объединять наши усилия для возрождения этой святыни.

Возрождение во всех смыслах этого слова уже началось: на этом месте идет молитва, совершаются таинства. Об успехе этого делания молится и благословляет его митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, поддерживает вся полнота Православной Церкви. Тут должны постоянно возноситься молитвы за наш народ, за нашу Православную Церковь, за мир на нашей земле и во всем мире.

И конечно, на этом святом месте с особой торжественностью и трепетом воспоминаем успение святого равноапостольного князя Владимира. Тут он жил, тут воздвиг свое детище – храм в честь Пречистой Богородицы. Именно в этом храме находились мощи святого князя после его успения.

Десятинная церковь Пресвятой Богородицы – мать церквей русских

Мы не можем быть иванами, не помнящими родства. Ибо без прошлого нет будущего. Пятая заповедь Господня гласит: «Почитай отца твоего и мать твою и благо ти будет, и долголетен будеши на земли».

Десятинная церковь Пресвятой Богородицы – мать церквей русских. И мы должны воздать ей должное почтение, ведь она была разрушена богоборческой властью и находится в запустении. Именно сейчас Десятинная церковь Пресвятой Богородицы нуждается в нашей помощи. Трудно переоценить важность этого делания.

Пришло время всем нам позаботиться о матери церквей русских – доме Пресвятой Богородицы. А Пресвятая Владычица наша Богородица позаботится о верных рабах Господа нашего и Ее Матерними молитвами воцарится мир на земле нашей.

Возрождение нашего первого кафедрального собора Древней Руси важно для утверждения православной духовности и объединения восточнославянских народов вокруг Евангельских истин. Тем более это важно сейчас, когда идет война на Украине.

Как некогда горели в огне междоусобиц разрозненные славянские княжества, так и сейчас подвергаются подобному же разделению наши народы. И именно собор Пречистой Богородицы, воздвигнутый святым князем Владимиром, сейчас, как и тогда, может и должен стать объединяющим символом для наших народов.

Десятинная церковь. Карта проезда:

Фильмы о Десятинной церкви:

Первый храм древней Руси

Один из самых известных памятников архитектуры и истории в Киеве — остатки фундамента Десятинной церкви. Первый каменный храм Древней Руси был построен в X веке. Он был свидетелем многих исторических событий и испытаний, выпавших на долю матери городов русских. И даже те немногие следы, что сохранились до наших дней, могут немало рассказать внимательному наблюдателю.

Десятинная церковь -первый каменный храм на Руси, возведенный в 989-996 годах на средства от княжеских доходов (то есть на десятину). Интересно, что средства, выделенные якобы на строительство храма, на самом деле предназначались на развитие всей церковной инфраструктуры тогдашней Руси, а церковь только играла роль казны. Возведенная после крещения язычников церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Как утверждают историки, именно здесь были похоронены Владимир Креститель и его жена — византийская царевна Анна. А также братья великого князя Владимира — Ярополк и Олег. Здесь же покоится и его внук — сын Ярослава Мудрого Изяслав.

В память о мучениках

Летописи повествуют, что место сооружения храма — на Старокиевской горе, у княжеских палат — было выбрано не случайно. Именно там стоял двор первых варягов-христи-ан — Феодора (Тура) и его сына Иоанна, убитых язычниками в 983 году. Князь Владимир решил искупить грех за смерть киевских мучеников и начал строительство Десятинной церкви.

Во время раскопок 1908 года ниже фундаментов основного выступа церкви археологи нашли остатки сруба X века, который, как они предполагают, мог быть домом Феодора и Иоанна. Не исключено, что их мощи находились в нововозведенной христианской святыне.

Считается, что первая каменная церковь Киевской Руси стала усыпальницей и для многих киевских князей. Правда, по этому поводу мнения историков и археологов разделились. Ученые признают, что, да, были найдены захоронения, которые отождествляют с могилами княгини Ольги и Владимира Святославича, а также братьев Владимира — Ярополка и Олега — и сына Ярослава Мудрого Изяслава. Но мощи не сохранились, а гробницы, которые экспонируются в Софии, также не полностью идентичны. Где какая была, за пределами или в пределах собора, — это открытый вопрос. На мысль о том, что были найдены именно останки князей, исследователей натолкнули мраморные саркофаги. И больше практически никаких фактов…

Десятинная церковь, построенная по проекту Василия Стасова. 1911 год

Вплоть до появления Софийского собора церковь князя Владимира выполняла функции кафедрального храма. Как и детище Ярослава Мудрого, она имела свой про тотип в Византии. Десятинная строилась по образцу церкви при императорском дворце в Константинополе. А вот техника кладки — это уже заслуга мастеров-строителей Киева. Смешанная кладка из плинфы и камня в технике со скрытым рядом не зафиксирована в тогдашних византийских зданиях.

Утверждать точно, какой изначально была Десятинная церковь, никто из исследователей не решается. Их осторожные предположения основываются на письменных источниках, а также на материалах археологических раскопок. В земле было найдено много обломков мраморных колонн, плит, резных деталей, мозаик и фресок. Сейчас они хранятся в фондах Национального заповедника «София Киевская».

К сожалению, с самого начала этот величественный храм преследовали беды. Первое повреждение Десятинной церкви произошло в далеком XI веке, во время большого пожара. Впоследствии ее отстроили и окружили с трех сторон галереями.

Через 100 лет, в 1169 году, церковь пострадала во время нападения на Киев войска Андрея Боголюбского, а в 1203 году — Рюрика Ростиславича. В 1240 году Киев оказался захвачен монголо-татарской Ордой. Десятинная церковь стала последним оплотом защитников города. Туда спрятались киевляне вместе со своим имуществом. Но конструкции здания, изрядно ослабленные недавним землетрясением, не выдержали и рухнули. Другие источники утверждают, что церковь пала под натиском басурман.

Мемориальный камень на восстановленном фундаменте Десятинной церкви

Свято место пусто не бывает

В 1635 году киевский митрополит Петр Могила «приказал Десятинную церковь Пресвятой Девы выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному». То есть Никольская церковь, как ее называли в народе, была возведена на месте старой. Но так ли это было на самом деле? Во времена Петра Могилы полностью сохранился юго-западный угол Десятинной церкви. В конце XVI — начале XVII веков тыльное отверстие было закрыто деревянной стеной, образовывая небольшую часовню, в которой, согласно документу 1616 года, служили только на праздники.

Именно эту старую деревянную стену и разобрал Могила, заменив ее на новую, кирпичную. Разобранная стена относилась ко временам древнерусского ремонта, сделанного за несколько десятилетий до вторжения монгольского полководца Батыя.

Метрополит Петр Могила

Следовательно, митрополит Петр Могила не построил новый храм, а наоборот — «законсервировал» и сохранил остатки древнерусской церкви, разобрав старые деревянные конструкции и укрепив сохранившиеся остатки средневековых стен. Кстати, как раз под его руководством в 1635 году были найдены мраморные саркофаги с мужским и женским скелетами, которые Могила провозгласил мощами князя Владимира и княгини Анны.

В XIX веке свой вклад в изучение храма внес епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов). Он организовал раскопки, благодаря которым был обнаружен фундамент Десятинной церкви. Исходя из данных археологии, история об обнаружении митрополитом Петром Могилой останков князя Владимира не может быть верной. Мощи, выдаваемые сейчас православной церковью за останки князя Владимира, вероятнее всего, принадлежали одному из его дальних потомков.

Следующее и последнее восстановление Десятинной церкви произошло 2 августа 1828 года — на основе проекта петербургского архитектора Василия Стасова. Проект киевлянина Андрея Меленско-го (автора проекта церкви на Аскольдовой могиле и Гостиного Двора на Подоле) был отклонен.

На строительство храма, которое длилось 14 лет, ушло более 100 тысяч рублей золотом, но полученный «памятник русского православия» подвергли сокрушительной критике. Во-первых, построили его с отклонениями от задуманного русско-византийского стиля и не сберегли давнюю кладку из-за опасений осадков. Во-вторых, церковь получилась довольно тяжелой, особенно по сравнению с соседней Андреевской. В 1936 году церковь разобрали по случаю строительства в этом районе правительственного квартала. К счастью, тогда удалось спасти Софийский собор.

Освещение церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век

Мистическая связь

Драматично сложились судьбы многих людей, имевших отношение к Десятинной церкви. Ее основатель — князь Владимир — умер, собираясь идти войной на своего сына Ярослава. А после кончины крестителя Руси его сыновья немедленно ввязались в кровавую братоубийственную войну.

Стоит вспомнить и курского помещика Александра Анненкова, который инициировал восстановление Десятинной церкви в XIX веке. Уже тогда у историков появились подозрения, что его благие намерения были лишь прикрытием. На самом деле им двигало стремление к материальной выгоде — он искал легендарные древнерусские клады. И даже, по слухам, нашел. Впрочем, найденные сокровища не принесли Анненкову счастья: сам он спился, имущество промотал, доброй памяти не оставил, а его единственная гордость — отстроенная церковь — была разрушена.

Археолог Кондрат Лохвицкий в своих очерках абсолютно не скрывал тот факт, что начал заниматься любительской археологией ради славы, чести и наград. Однако его план восстановления Десятинной церкви не был признан ни митрополитом Евгением, ни императорской комиссией из-за многочисленных недочетов. А вот русский профессор архитектуры Николай Ефимов сделал действительно достаточно точный план фундаментов церкви. Однако и его проект не прошел.

Совсем трагически сложились судьбы ряда археологов, исследовавших святыню в начаче XX века. Дмитрий Милеев умер от тифа во время раскопок. Сергей Вельмин и Феодосий Молчановский были репрессированы в 1930-х годах. Единственным «счастливчиком» из этой группы исследователей старины оказался ленинградский археолог Михаил Каргер. Но его архив со всеми результатами раскопок Десятинной церкви исчез бесследно.

Александра ШЕПЕЛЬ

More from my site

Вконтакте

Руси всегда являлись храмы. Красота и величие религии начинаются с центра церковной жизни - православных храмов.

От дерева к камню

Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. Дерево считалось дешевым материалом, а трудность в добыче строительного камня тоже сказывалась на его стоимости.

История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Бревно являлось основным элементом любой конструкции. Творческие проекты были ограничены. Мало кто решался на отчаянные эксперименты, чтобы потратиться на поиски альтернативного материала. Классическими проектами крестьянской избы были четырехугольные срубы. Более сложными композициями являлись княжеские терема, шатровые церкви.

Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.

Каменное строительство

С Крещением Руси связано каменное строительство. Первым каменным храмом Древней Руси является тот, что был заложен в Киеве константинопольскими зодчими. Историки считают датой этого события 989-й год. До этого тоже были храмы, но деревянной постройки.

Если верить летописям, строительство храма было завершено в 996-м, тогда же было торжественное освящение.

Символ веры и традиции

Отношение верующих к храмам всегда было особым в православии. Зачастую возведение нового храма происходило на пожертвования.

Своими корнями традиция уходит во времена Ветхого завета. По летописям установлено, что первым каменным храмом Древней Руси является церковь Святой Богородицы, или по другому - Десятинная церковь. После Крещения Руси, в первые годы, было начало строительство церковного великолепия по традициям византийской и болгарской архитектуры. Основоположником благородного дела стал князь Владимир, отдававший десятую часть доходов.

До наших дней не удалось сохранить первый каменный храм Древней Руси в первоначальном виде. Он был разрушен монголо-татарами во время захвата Киева. Восстановительные работы начались в XIX веке. Однако проектирование данной церкви существенно отразилось на архитектуре храмов по всей Руси.

О первом каменном храме

Первый каменный храм древней Руси получил свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение - Десятинная церковь.

Несомненно, первым каменным храмом Древней Руси является строение, которое можно считать дворцовой церковью. По остаткам кирпичного фундамента историки сделали выводы, что рядом были возведены дворцовые здания. Существенное разрушение не позволяет восстановить их первоначальный архитектурный облик, но по заключению специалистов это были парадные помещения.

Жилые дворцовые помещения были деревянной частью вторых этажей либо находились по соседству с первым каменным храмом Древней Руси. Является историческим фактом то, что Киев выделялся среди прочих архитектурой. Столицу государства отличало монументальное строительство.

Хорошо прослеживается влияние греческих мастеров в архитектурном проектировании Спасо-Преображенского собора.

Во времена княжества Мстислава и Ярослава страна была разделена. Тогда начался следующий этап строительства. В стольном городе Чернигове строительство началось раньше. Мстислав заложил начало фундамента Спасского собора.

Точная дата начала строительства не прослеживается в письменных источниках. Известно, что в 1036 году стены собора стали по определению «яко на кони стояще рукою досящи», что означает «очень высоки». В истории дата отмечена смертью князя Мстислава.

Возведен позже черниговского Спасского собора. Анализируя политическую обстановку и некоторые исторические данные, периодом, когда был возведен каменный храм, можно считать 1037 год. отражает стремление повторить византийские образцы. Этот крупнейший храм Киевской Руси взят за образец как крестово-купольное сооружение при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.

В 1073 году заложен Успенский собор киевского Печерского монастыря. Данный храм сыграл весомую роль в развитии русского зодчества. В «Печерском Патерике» есть запись: «...мастери церковнии 4 мужи», - так охарактеризован приезд зодчих для строительства этого здания из Константинополя. На композицию церковного сооружения Киево-Печерского монастыря также повлияла Киевская София. Непростая история Успенского собора убеждает православных в силе веры - собор, взорванный в 1942 году, был восстановлен в 1990-е гг.

В конце XI века крупный древнерусский город Переяславль приобретает военно-политическое значение. За его стенами Киевская земля и всё Среднее Приднепровье нашли прикрытие от вторжения половцев. На земле этого славного города развернулось строительство «каменного города» - церкви Михаила. По инициативе князя Владимира Мономаха и епископа Ефрема появились врата с надвратной церковью Федора. В 1098 г. на княжеском дворе начинается строительство церкви Богородицы.

Согласно упоминаниям летописей, вне города нашлись следы небольшой церквушки на реке Льте. К сожалению православных людей и историков, переяславльские памятники не сохранились до настоящего времени.

Значение церкви - от учебы до царского титула

Храмы Древней Руси влияли на определения фамилий, улиц, дорог, городов. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви.

В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма - центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения.

Храм играл большую роль в православном культе. Убранство помещений, обряды, иконы давали верующему надежду на спасение его души. Кроме того, каждый мог насладиться красотой храма.

Немалый толчок дало Православие становлению искусств. Их развитие происходило внутри храмов. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором всей культуры и поклонения. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа. Не стоит забывать и о немаловажном значении храмов в обучении людей грамотности.

Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, располагались архивы, мастерские, библиотеки. Чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы.

Прекрасное убранство с пользой для потомков

Единый интерьер в архитектуре церковного строительства Древней Руси - отличительная черта того времени. Классическим исполнением были низкие алтарные перегородки, позволявшие видеть верхнюю часть алтарной зоны храма.

Каждый молящийся зрительно приближался к центру богослужения. Для православного человека было важно видеть божественное пространство, объединявшее земную и небесную церковь.

Внутреннее украшение храмов под мозаичный стиль пришло из византийской традиции. Декорация яркого и легкого оформления символизирует единение земного и небесного.

Храмы Древней Руси несли на себе куда передавались мощи святых, иконы, реликвии с исторической ценностью. Сюда же на сохранность передавались древние рукописи и важные документы. Благодаря работе священников и служителей церкви, история Древней Руси прослеживается буквально по годам, а многие исторические события открылись современникам в виде неоспоримых доказательств, собранных в церкви.

Благословляя на защиту русской земли

Церковь провожала воинов на службу или сражения. Иногда поводом для строительства становилось почтение памяти погибших в сражениях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак признательности воинам за победу.

В мирное время церкви и храмы возводились в честь великих праздников, святых. Например, Вознесение, Христос Спаситель.

Почитая святое - во благо себе

Для верующего человека церковь всегда имела важное значение в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера, архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания граждан проводились вблизи церквей, о чем свидетельствует карта Древней Руси.

Не обходилось строительство без вложения больших средств. На создание жертвовалось только самое хорошее: материалы, земельный участок. Учитывая то, что церковь строилась на возвышенности или, как говорили предки, "на красном месте", она служила точкой ориентира, по которой составлялась карта Древней Руси, план местности.

Взглядом архитектора

Строительные приемы оформления кровли придают каменной архитектуре оттенок деревянного зодчества. Особенно это выражено на примерах с храмовыми строениями. Крыши продолжали делать двухскатными и четырехскатными.

В небольших селениях, где строились скромные храмы, кладка велась по типу крестьянской избы, когда в основу ложился венец (четыре бревна). Соединяясь, они образовывали квадрат или прямоугольник. В итоге получалось строение из определенного количества венцов - сруб.

Более сложной конструкции, но по заданному принципу, строились церкви. Четырехугольный сруб изменялся на восьмиугольный сруб. Принцип совмещения четвериков и восьмериков перешел в каменную архитектуру Руси и сохранился в наши дни.

Распространены на Руси по типу двух- и многоярусных сооружений. Чтобы соединить отдельные срубы, их связывали друг с другом системой переходов (галерей, крылец).

Ставя церковные здания на каменные цоколи, строители размещали под уходящими в землю перекрытиями подвальные помещения, погреба и актуальные для того времени подземные ходы.

Разрушение и возрождение храмов

На половину века остановился процесс развития древнерусской архитектуры после нашествия монголо-татар. По разным обстоятельствам переходили в Орду мастера, иконописцы и строители, часть церквей и храмов были разрушены.

Уходя от византийских образцов, древнейшие храмы Руси в 12 веке обрели самобытные черты, определив развитие русской архитектуры.

Всё, что нужно знать школьнику о жизни Древней Руси, изложено в учебных материалах за 6 класс. Древняя Русь - история наших предков, становление, сражения, победы нашего государства, о которых должен знать каждый россиянин.