Постановка звуков «С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Л, Р. Как нужно говорить звук С и мягкое Сь

Марина Прожерина
Как научить ребёнка правильно произносить звуки. Консультация учителя-логопеда

Прежде всего следует уточнить, какие именно звуки не умеет произносить ваш ребенок . Рассмотрим звуки , которые бывают чаще всего нарушены при звукопроизношении .

Одни звуки «живут» на нижнем этаже, это значит, что язык при их произнесении находится за нижними зубами. Другие звуки «живут» на верхнем этаже, положение языка – за верхними зубами.

У нижних зубов образуются звуки : С – СЬ, З – ЗЬ, Ц - это группа свистящих звуков . Глава семьи у них - звук С . Артикуляционный уклад (положение языка) при их произнесении почти один и тот же . Значит, если ребенок нечисто произносит С , то страдают и звуки З , Ц.

Если ребенок плохо произносит звуки , образующиеся у нижних зубов, скорее всего у ребенка не выражены боковые края и кончик языка, либо язык чрезмерно напряжен. Для отработки чистого звукопроизношения необходим специализированный комплекс для свистящих звуков .

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

ПОКУСАЕМ ЯЗЫК

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

Варианты :

1. Покусывать кончик языка.

2. Покусывать середину языка.

3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.

Во время выполнения упражнения произносить «та-та-та» .

ДУЕМ НА ЛОПАТКУ

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно дуть посередине языка. Усложнение : По широкому языку, лежащему на нижней губе, можно дуть в бутылочку, на вертушку, шарики.

КУСАЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА

Улыбнуться, спеть «и-и-и» (язык расширится) . Не меняя положения языка, покусывать его края боковыми зубами 10-15 раз.

КИСКА СЕРДИТСЯ

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, удерживать под счёт до 5-10.

ЗАБОРЧИК (УЛЫБКА)

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт дор 5-10.

ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ

Улыбнуться, открыть рот, показать зубы. Кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны.

Артикуляционную следует делать вместе с ребёнком и самому взрослому , давая образец выполнения движений.

Артикуляционную гимнастику обязательно делайте перед зеркалом.

Не стоит выполнять все упражнения сразу. Лучше заниматься несколько раз, выполняя по 2-3 упражнения.

Занимаясь с ребёнком , не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданием .

Звуки Ш , Ж, Ч, Щ называют шипящие и объединяют в одну группу : все они образуются за верхними зубами, положение языка почти одинаковое. Среди этой группы звук Ш - самый главный в их шипящей семье. Если ребенок не умеет чисто произносить звук Ш , то и Ж, Ч, Щ он выговаривает не очень четко.

Если ваш ребенок плохо говорит все звуки , живущие на верхнем этаже, это значит, что язык при произнесении вяло удерживается за верхними зубами, не достиг хорошей подвижности верхних движений. Поэтому решению проблемы будут способствовать специальные артикуляционные упражнения для отработки верхнего подъема языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ГУБОЙ

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу («обнять» губу языком). Подержать язык на верхней губе под счёт до 5, убрать в рот.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку» .

Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широкий язык, придать ему форму чашечки (края языка находятся у верхних зубов) .

ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ

Улыбнуться, открыть рот, показать зубы. Широким языком почистить верхние зубы с внутренней стороны.

ПАРАШЮТИК

На кончик носа положить комочек ваты. Широкий язык в форме чашечки прижать к верхней губе. Плавно подуть вверх и сдуть ватку с носа.

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной игровой форме.

Соблюдайте точность выполнения упражнений.

Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий,

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

Родителям, имеющим дефекты произношения , полезно заниматься вместе с ребенком.

Запаситесь терпением и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца .

Воспитывайте в ребёнке усидчивость , самостоятельность.

Верьте в силы своего ребенка.

Будем оптимистичны : дорогу осилит идущий!

Публикации по теме:

«Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Консультация для родителей «Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности.

Роль учителя-логопеда в формировании речевого развития ребёнка В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции.

Консультация для родителей «Родители - первые учителя для своего ребёнка» Уважаемые мамы и папы! Вы самые первые учителя для своего ребёнка. Первым семейным этапом жизни ребенка, который и окажет большое влияние.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка рисовать по клеточкам» Консультация для родителей. «Как научить ребенка рисовать по клеточкам». Рисование предмета или животного по клеточкам развивает мелкую.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка убирать игрушки на свои места?» Консультация «Как научить ребёнка убирать игрушки на свои места?» Каждый ребёнок развивается в своём ритме и не появляется на свет с таким.

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно вести себя за столом» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ" Чем раньше ребенок узнает правила поведения за столом, тем.


Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.

1-2 мес. - ребенок произносит: "а, е, о, у".
2 мес.- он связывает эти гласные с согласной "х" (ха, хо, хе).
3 мес. - начинает издавать звуки, подобные звуку "ф", "с", "в" или английской фонеме "th".
3-6 мес. - издаваемые младенцем звуки пока остаются гортанными, без участия губ и языка.
7-12 мес. - из гласных чаще других производится звук "а", из согласных в основном звуки "п, б, м, к, т" и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях.
12 мес. - ребенок произносит гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие — меньшее и менее четко.
1-2 г. - дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как "а, у, и, о", но звуки "ы, э" заменяют звуком "и"; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам "г, д, с, з" («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки "л, рь, р".
2-3 г. - правильно произносятся звуки "п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь". Физиологические недостатки - свистящие, шипящие, "р, рь, л". Возможны замены на более простые или пропуск этих звуков.
3-4 г. - звуки "с, з, ц" заменяются на "ть, сь, зь, т". Шипящие звуки могут пропускаться, либо заменяться на свистящие звуки. Звуки "л, р" либо пропускаются, либо заменяются на "ль, й".
4-5 л. - практически все звуки речи произносятся правильно. Исключения: звуки "ч, ц", которые могут пропускаться или заменяться на "ть, с, щ". Могут отсутствовать звуки "р, л" или заменяться на "й, рь, ль".
5-6 л. - дети полностью овладевают правильным произношением.

ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ТРУДНЫХ ЗВУКОВ.

1. Звук С
Твердый звук С появляется у детей в возрасте 2 - 2,5 года. Могут быть замены С - Сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется произношение звука С. Иногда наблюдается смешение звуков С-З, С-Ц, С-Ш и др. В старшем дошкольном возрасте нужно продолжать работу над четким и ясным произношением звука.

2. Звук З.
Появляется звук З на втором году жизни. В основном ребенок заменяет его мягким вариантом: Зёя, (Зоя). К концу третьего года у ребенка появляется твердый звук З, однако может быть смешение артикуляционно близких звуков: «жук» - «зюк», «Зубы» - «субы». К концу четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.

3. Звук Ц.
Усвоение звука Ц проходит такие промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-тц (типлёнок - сиплёнок - сыплёнок - тцыплёнок - цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и заменяться звуком Ть или Сь (С). К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством малышей.

4.Звук Ш.
Шипящий звук Ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим С («суба» вместо «шуба». У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее и пр. Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками Х и Ф. К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.

5. Звук Ж
Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо «жук». В 3-4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука ж.
К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками.

6. Звук [ч]
Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: цасы вместо часы. В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5-6 лет ч произносится четко. Но может наблюдаться смешение ч-ц, щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.

7. Звук [щ]
У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: «сенок» вместо щенок, савель вместо щавель.
В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь появившийся звук щ произносится и в тех словах, где его употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может быть и смешение: щ — ч, щ — сь.

8. Звук [л]
Мягкий звук л" появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким л" недостающие звуки л, рь, р. Иногда заменяют л" звуком й: «бойно» (больно). К четырем годам появляется звук л, но иногда дети заменяют его и или л". В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и р (лаборатория).

9. Звук [р]
Твердый звук р появляется у детей в 2 — 2,5 года. Процесс усвоения звука р происходит через следующую систему заменителей й-ль-л-рь-р (рыба — рыба — либа — лыба). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука р на й или ль. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук р.
Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят р как гортанный, или грассирующий («французский»), звук.

1. Недостатки произношения звуков р и р (искажения - ротацизм, замены - параротацизм).

Уклад органов артикуляции. Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос,

Рис. 1. Артикуляция звуков р, р. _______ р; _ . _ . _ р

Мягкий звук р отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу (примерно, как при гласном и), кончик языка находится несколько ниже, чем при р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед (рис. 1).

Нарушение твердого р бывает велярное или увулярное. При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса. При увулярном р вибрирует только маленький язычок; вибрация носит гармонический характер и не сопровождается шумом.

Сложным и трудно поддающимся исправлению является боковое артикулирование р (боковой ротацизм). Вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через нее выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке л, в результате произносится звук, в котором как бы сливаются р и л.

При щечном произношении р щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

Несколько реже встречается одноударное р, при котором отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким же, как при нормально произносимом звуке; его иногда называют проторным.

Еще реже встречается кучерское р, когда вибрируют сближенные губы.

Среди параротацизмов встречаются замены звука р парным мягким р, а также л, / (йот), г, д и др.

Мягкий р может нарушаться так же, как и твердый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твердый звук, а мягкий оказывается ненарушенным.

Приемы постановки звука.

По подражанию. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.

Наиболее распространенным приемом является постановка звука р от д, повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд, с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков т и д в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д к т ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Однако этот прием не всегда приводит к успеху. При заднеязычной артикуляции р или его велярном (увелярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.

Постановка р в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный р без вибрации от звука ж при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) или зондом № 1 (рис. 8). Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.

Данный прием приводит к положительным результатам. Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.

Наиболее эффективным является прием постановки р от слогового сочетания за с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза. В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного р в сочетании с гласным а. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук р, нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов ра, ру, ры.

При постановке мягкого р применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю.

Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука р сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять; не рекомендуется лишь вести одновременную их постановку во избежание смещения.

2. Недостатки произношения звуков л и л (искажения- ламбдацизм, замены-параламбдацизм).

Уклад органов артикуляции. При л губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами - 2-4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Переднесредняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки колеблются, производя голос.

Артикуляция мягкого л отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в сторо-


Рис. 2. Артикуляция звуков л, л.

ны (что свойственно мягким согласным). Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена (рис. 2).

Среди нарушений л распространено искажение звука, при котором произносится двугубый сонорный звук, наподобие краткого у, встречающегося в некоторых диалектах, или звука w, свойственного фонетическому строю английского языка. Более многочисленными являются случаи параламбдацизма в виде замен его кратким гласным ы, фрикативным г (как в южнорусских диалектах), мягким и полумягким л, j (йот), изредка встречается замена звуком р и некоторыми другими.

Мягкий л нарушается очень редко: наблюдается полумягкое произнесение или замена звуком / (йот).

Приемы постановки звука. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом ы произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его вновь произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание ла. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами.

Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий л, попросите ребенка несколько раз повторить слог ля, затем введите зонд № 4 (рис. 8) так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки языка; нажмите зондом на язык вниз - вправо или влево, и попросите ребенка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого л. Основная трудность в постановке звука л заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук л удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного.

3. Недостатки произношения звуков с - с, з - з, ц (искажения-сигматизм, замены-парасигматизм).

Уклад органов артикуляции при произношении звуков с, с, з, з. При произнесении звука с губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы. Перед лабиализованными гласными губы округляются, зубы сближены до расстояния в 1-2 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута. Боковые его края прижаты к коренным зубам. При таком укладе образуется узкий проход (круглая щель) между кончиком языка и передними верхними зубами. Вдоль языка по его средней линии образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Чем уже щель, тем шум выше, чем шире щель - тем шум более низкий, переходящий в «шепелявый» (звук произносится с «пришепетыванием»). Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа; голосовые складки разомкнуты и не производят голос.

При произнесении мягкого с губы растягиваются больше, чем при с, и напрягаются. Переднесредняя часть спинки поднимается выше к твердому нёбу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким (рис. 3).

При артикуляции з и з в дополнение к парным им глухим добавляется голос и напор воздушной струи ослабевает.

Уклад органов артикуляции и при произнесении звука ц . Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между зубами - 1-2 мм. Для звука характерна сложная язычная артикуляция: он начинается со смычного элемента (как при т), при этом кончик языка опущен и касается


Рис. 3. Артикуляция звуков

с, с; з, з.


Рис. 4. Артикуляция звука ц ___момент смычки; __.__. -щель

нижних зубов. Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку. Боковые его края прижаты к коренным зубам; звук заканчивается щелевым элементом (как при с), который звучит очень кратко. Граница между взрывным и щелевым элементами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, так как они слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос,

Основные виды сигматизма. Межзубный сигматизм наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука с свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же недостаток распространяется на парный звонкий з и аффрикат ц.

Губно-зубной сигматизм. При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука ф), поэтому акустический эффект при искажении с близок к звуку ф. Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих.

Боковой сигматизм. Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо с слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении з. С боковой артикуляцией может произноситься и ц. Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки. Призубный парасигматизм. Язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного то или, при звонком, - д. При звуке ц артикуляция его упрощается, и он становится одноэлементным, произносится как с или как то.

Шипящий парасигматизм. Язык принимает артикуляцию, характерную для ш, или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный щ.

Приемы постановки свистящих звуков.

Постановка обычно начинается с глухого твердого с.

При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука, либо с механической помощью (шпателем или пальцем отводят нижнюю губу от зубов). В других случаях ребенка просят улыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для с. Можно воспользоваться механической помощью. Ребенок произносит многократно слог та, логопед вводит зонд № 2 (рис. 8) между альвеолами и кончиком (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта

При межзубном сигматизме можно воспользоваться вышеописанным приемом. Чтобы избежать ассоциаций с нарушенным свистящим звуком, нужно произносить слог са со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном а опустить челюсть. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль.

При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами.

Для получения чистого произношения применяют двухэтапный метод постановки этого звука: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.

Звук ц ставится от звука топри опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребенка просят произнести звук то с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят то и с. Элемент свистящего звука оказывается протяженным. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным а. При произнесении слышится как бы сочетание атс. Затем нужно теснее сблизить переднюю часть спинки языка с зубами (до соприкосновения одновременно с верхними и нижними резцами) и вновь произнести сочетание атс с сильным выдохом в момент перехода от а к тс. В тех случаях, когда ребенку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяется механическая помощь. Шпателем или зондом № 2 (рис. 8) логопед удерживает кончик языка у нижних резцов или помещает зонд между передней частью спинки языка и зубами и просит ребенка произнести с сильным выдохом слог та. В момент произнесения ребенком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык. Слышится фрикативный шум, присоединяющийся без интервала к взрывному шуму, в результате слышится слитный звук ц.

В тех случаях, когда дефектными оказываются все свистящие звуки, постановку обычно начинают с глухого твердого с. В дальнейшем он становится базовым для постановки других свистящих, а также шипящих. В ряде случаев при нарушенных фрикативных свистящих звук ц у детей произносится без искажений. В таких ситуациях можно вызвать звук с от звука ц. Логопед просит ребенка удлиненно произнести ц, слышится протяженное с: тссс. Затем логопед просит произнести этот элемент без смыкания языка с зубами. Условием, облегчающим артикуляцию, является позиция ц в начале открытого слога, например ца.

4. Недостатки произношения шипящих звуков ш, ж , щ, ч в ряде случаев аналогичны недостаткам свистящих: межзубное, щечное, боковое произношение. Кроме этого наблюдаются дефекты, присущие произнесению только шипящих звуков.

Уклад органов артикуляции. При произнесении звука ш губы вытянуты вперед и округлены (перед а - округление минимально, перед ы (и) округления может и не быть). Расстояние между зубами больше, чем при свистящих - 4-5 мм. Кончик языка поднят по направлению к началу твердого нёба или альвеолам, средняя часть спинки языка прогибается, а задняя-поднимается по направлению к мягкому нёбу и оттягивается к стенке зева. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; нёбная занавеска поднята и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты; сильная выдыхательная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким нёбом, а также между кончиком языка и твердым нёбом. При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих, напоминающий шипение.

При образовании звонкого ж та же артикуляция, что и при образовании звука ш; она дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых складок, производящих голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее и щель между кончиком языка и твердым нёбом меньше, чем при образовании ш (рис. 5).

Основные виды нарушений звуков ш и ж. Среди нарушений этих звуков отмечается несколько видов искаженного произношения.

«Щечное» произношение ш и ж. Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при произнесении звонкого ж к шуму прибавляется голос; произнесение звука сопровождается раздуванием щек.

«Нижнее» произношение ш и ж. Щель образуется не сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. При таком артикулировании шипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук, щ, произносимый без присущей ему долготы. В некоторых случаях при таком артикулировании может произноситься твердый звук.

Заднеязычное произношение ш к ж. Щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым нёбом. В этом случае шум, напоминающий шум при звуке х или звонком фрикативном г, как в южнорусских областях.

Кроме случаев искаженного произношения ш и ж, наблюдаются различные замены шипящих другими звуками. Среди них наиболее частыми оказываются замены шипящих свистящими. Замена шипящих свистящими не всегда бывает полной, так как очень часто наблюдаются акустические отличия свистящего заменителя от нормированного звука с.

Приемы постановки звуков ш и ж. Сначала ставится звук ш, а затем на его базе ставится ж.

Постановка звука ш осуществляется рядом приемов.


Рис. 5. Артикуляция звуков ш, ж, щ. ---------ш, ж; - - - . -щ.

са и во время его произнесения постепенно (плавно) поднимает кончик языка по направлению к альвеолам. По мере подъема языка меняется характер шума согласного звука. В момент появления шипящего шума, соответствующего акустическому эффекту нормированного ш, логопед фиксирует внимание ребенка с помощью зеркала на этой позе. Затем просит сильно подуть на кончик языка, присоединяя к выдоху звук а (в результате слышится слог ша). Ребенок произносит слог са при верхнем положении языка и внимательно прислушивается к тому, какой звук при этом получается.

Ребенок произносит несколько раз слог са, и логопед вводит под язык зонд № 5 (рис. 8). С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъема до появления нормально звучащего ш. Логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребенка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении ша с помощью зонда логопед фиксирует внимание ребенка на положении языка и выясняет, может ли он самостоятельно поставить язык в нужную позицию.

При ненарушенном произнесении р можно поставить ш и ж от этого звука. Ребенок произносит слог ра и в этот момент логопед прикасается шпателем или зондом № 5 (рис. 8) к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шепотном произнесении ра слышится ша, а при громком - жа.

Звук ж ставится обычно от звука ш включением голоса при его произнесении, но он может быть поставлен и от звука з, как ш от с.

Недостатки произношения звука щ. Звук щ в русском языке произносится как долгий мягкий фрикативный шипящий, для которого характерен следующий уклад органов артикуляции: губы, как и при ш, вытянуты вперед и округлены, кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при ш). Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть - приподнимается к твердому нёбу, задняя часть - опущена и продвинута вперед; нёбная занавеска поднята, голосовые складки разомкнуты. Сильная струя выдыхаемого воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами. Образуется сложный шум, более высокий, чем при ш (рис. 5).

Среди недостатков произношения звука щ имеется укороченное произношение (длительность такого звука такая же, как при ш), замена мягким свистящим звуком с, а также произнесение щ с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание шч («шчука» вместо щука).

Для постановки звука щ можно воспользоваться звуком с. Ребенок несколько раз произносит слог си или са с протяженным свистящим элементом: си, си... Затем логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад. Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая язык, а лишь несколько отодвигая его назад прикосновением шпателя.

Если правильно произносится звук ч, то от него легко получить звук щ, протянув завершающий звук ч фрикативный элемент. Слышится долгий звук щ, который в дальнейшем без труда отделяется от взрывного элемента. Звук сразу же вводится в слоги, а затем в слова.

Недостатки произношения звука ч. При произнесении звука ч губы, как при всех шипящих, вытянуты и округлены. Расстояние между зубами 1-2 мм. Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при звуке т)- Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу. Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается щелевым элементом (как при щ), который звучит кратко. Граница между взрывным и щелевым (фрикативным) элементами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, так как элементы слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой (рис. 6).

Среди недостатков произношения звука ч, помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену ч мягкой свистящей аффрикатой ц, не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а также т или ш.


Рис. 6 Артикуляция звука ч. --------- момент смычки; _ . _ . _щель

Звук ч можно поставить от мягкого т , произносимого в прямом слоге (ти) или обратном (am/). Ребенок произносит несколько раз какой-нибудь из этих слогов с некоторым усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения логопед с помощью шпателя или зонда № 5 (рис. 8) слегка отодвигает назад кончик языка (как для артикуляции щ). Тот же акустический эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и одновременно несколько отодвигает его назад. Звук ч легче вызывается в обратных слогах.

В ряде случаев наблюдаются нарушения всех свистящих и шипящих звуков. Отмечены случаи, когда все эти звуки реализуются только в одном артикуляционном варианте - смягченном шипящем звуке. Встречаясь с подобными случаями, логопед анализирует дефект, чтобы правильно организовать логопедическое воздействие. Если нарушение квалифицировано как дислалия, необходимо определить последовательность в постановке звуков. Принято сначала ставить свистящие звуки (в первую очередь глухие), а на их базе - звонкие. Шипящие звуки ставят после постанови свистящих: сначала - твердые, затем - мягкие. При постановке шипящих последовательность отрабатываемых звуков более свободная. Она определяется логопедом исходя из особенностей проявления дефекта.

5. Недостатки произношения звука j (йот) (йотоцизм).

Уклад органов артикуляции. Губы несколько растянуты, но меньше, чем при и. Расстояние между резцами 1-2 мм. Кончик языка лежит у нижних резцов. Средняя часть спинки языка сильно поднята к твердому нёбу. Задняя ее часть и корень продвинуты вперед. Края упираются в верхние боковые зубы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки колеблются и образуют голос. В зависимости от фонетического положения звука он может артикулироваться при более узкой или более широкой щели. Выдыхаемая струя воздуха слабая.

Звук j (йот) нарушается реже, чем описанные выше звуки. Его дефектное произношение чаще всего сводится к замене мягким л (в его нижней или верхней артикуляции).

Исправить звук можно, опираясь на гласный и: ребенок произносит несколько раз сочетание иа или аиа. Выдох несколько усиливается в момент произнесения и, и сразу без перерыва произносится а. После того как усвоено такое произнесение, логопед дает установку на более краткое произнесение ц. Помимо сочетания иа, полезно произносить аи, ои и т. д. В результате у ребенка вырабатывается дифтонгоидное их произнесение

Другим примером постановки звука / (йот) является постановка его от мягкого з с механической помощью. Ребенок произносит слог за (зя), повторяя его несколько раз.

Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть языка и отодвигает его несколько назад до получения нужного звучания.

6. Недостатки произношения звуков к, г, х, к, г, х (каппацизм, гаммацизм, хитизм).

Уклад органов артикуляции. При произнесении звука к губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами до 5 мм. Кончик языка опущен и касается нижних резцов, передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом. Место смычки языка с нёбом меняется при разных фонетических условиях: при ка оно оказывается на границе твердого и мягкого нёба, при сочетании с лабиализованными гласными о и у смычка оказывается ниже (с мягким нёбом). Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

При артикуляции звука х в отличие от к задняя часть спинки языка неполностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создается щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

При произнесении мягких к, г, х язык подвигается вперед и производит смычку с нёбом (а для х - щель). Средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу. Передняя часть (как и при твердых к, г, х) опущена. Кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. Губы несколько растягиваются и открывают зубы (рис. 7).

При каппацизме и гаммацизме наблюдаются следующие нарушения: звук образуется смыканием голосовых складок,

которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Вместо к слышится гортанный щелчок. При произнесении звонкого - к глуму добавляется голос. При хитизме слышится слабый гортанный шум.


Рис. 7. Артикуляция звуков к, к; г, г; х, х.

Встречаются случаи замены заднеязычных взрывных к и г переднеязычными взрывным m и д, которые носят название паракаппацизма и паратаммацизма. Изредка встречается разновидность паракаппацизма, когда звук к заменяется х. При гаммацизме замена фрикативным заднеязычным или фарингальным г обозначается в транскрипции греческой буквой (гамма).

Нарушения мягких г, к, х аналогичны нарушениям твердых г, к, х, но в некоторых случаях наблюдается боковое произношение к и г.

Приемы исправления этих звуков сводятся к постановке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязычных, а фрикативных заднеязычных от фрикативных переднеязычных. Мягкие звуки ставятся от мягких, а твердые - от твердых. Постановка звуков производится с механической помощью. Ребенок несколько раз произносит слог та, в момент произнесения логопед шпателем постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка вглубь слышится сначала слог тя, потом кя, а вслед за ним ка. Так же ставится звук г от слога да, но его можно получить и озвончением к. Звук х ставится от звука с аналогичным приемом: сначала слышится ся, вслед за ним хя и наконец ха.

Описанные приемы постановки звуков используются как при функциональной, так и механической дислалии. Постановка звуков при механической дислалии должна предшествовать большая подготовительная работа, чем при функциональных дислалиях. В процессе нее большое внимание уделяется «произносительным пробам», позволяющим вы-

Рис. 9. Схема взаимосвязи звуков при их постановке у детей с дислалией

яснить, при каком из укладов органов артикуляции можно получить акустический эффект, наиболее близкий к нормированному звуку.

В разном фонетическом окружении одна и та же фонема реализуется в разных артикуляционных вариантах, поэтому должны отрабатываться наиболее частотные варианты сочетаний.

Условием, способствующим выработки нормированных звуков и облегчающим ребенку процесс овладения умениями и навыками звукового оформления речи, является адекватно выбранный путь постановки звука. Наиболее оправданным является тот, при котором учитывается артикуляторная близость звуков и естественные, присущие речи способы его реализации.

Опираясь на тот или другой звук как базовый, логопед при его постановке должен исходить из того, что только слог является той минимальной единицей, в которой он реализуется. Поэтому о постановке звука можно говорить только в том случае, если он оказывается в составе слога. Все попытки ставить звуки на основе подражания окружающим шумам (шипению гуся, шуму поезда, треску пулемета и мн. др.) для работы над произношением при дислалии могут иметь только вспомогательное значение.

В предлагаемой схеме (рис. 9) выделены звуки, которые нарушаются при дислалии. К каждому из них подведены стрелки от базовых звуков. В ряде случаев стрелки оказываются двунаправленными, это означает, что существуют различные варианты подхода к исправлению в зависимости от того, какой из звуков сформирован. На схеме видно, что один и тот же звук может быть получен разными путями. Порядок постановки звуков обусловлен степенью их акустического контраста. Звуки сгруппированы под фонематическим признаком, существенным для работы.

В этой схеме нашли отражение идеи Ф. A. Pay, А. Г. Ипполитовой.

Выводы и проблемы

В отечественной логопедии сложилась концепция дислалии как такого вида нарушений звукопроизношения, который не обусловлен органическими нарушениями центрального порядка.

В концепции дислалии функционально обусловленные нарушения произношения и органически обусловленные нарушения (при анатомических аномалиях органов артикуляции) разделены на самостоятельные формы дислалии. Из состава дислалии выделена в отдельную форму ринолалия. Для современной логопедии продолжает оставаться актуальным поиск методически оправданных путей выработки правильного звукопроизношения.

Контрольные вопросы и задания

1. Сравните определения дислалии в работах М. Е. Хватцева, О. В. Правдиной, О. А. Токаревой, К. П. Беккера и М. Совака. Установите их сходства и различия.

2. Назовите основные формы дислалии, укажите критерии их выделения.

3. Назовите основные виды нарушений отдельных звуков.

4. Опишите артикуляцию звука (по выбору).

5. Опишите дефекты произношения звука (по выбору).

6. При посещении специального учреждения уточните состояние звукопроизношения у детей, определите выявленные нарушения.

7. Присутствуя на логопедическом занятии, отметьте приемы и пособия, используемые для устранения дефектов звукопроизношения.

Литература

1. Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. - М., 1976.

2. Панов М. В. Русская фонетика. -М., 1967.

3. Правдива О. В. Логопедия. - 2-е изд. - М., 1973.

4. Pay Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.

5. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969.

6. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М.,1971.

7. Хватцев М. Е. Логопедия. - М., 1959.

8. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М., 1997. - Ч. I. - С. 8-119.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

"Прежде всего надо было понять, при каком положении рта, губ, языка создаются правильные звуки согласных".

К.С.Станиславский

Приступим к рассмотрению работы по исправлению наиболее часто искажаемых звуков, подробно останавливаясь на каждом из них в отдельности. · ·

РАБОТА НАД ПРОИЗНЕСЕНИЕМ ИЗОЛИРОВАННЫХ ЗВУКОВ "С". "3".

·

Звук "С" - правильная артикуляция:

При верном произнесении звука "с" органы артикуляции работают следующим образом:

Губы полураскрыты, уголки рта слегка растянуты в стороны.

Нижняя челюсть слегка опущена, расстояние между верхними и нижними резцами 1-1,5 мм. Язык распластан, имеет лопатообразную форму, слегка выгибается вверх по направлению к твердому небу.

Бока языка прилегают изнутри к верхним боковым зубам и одновременно касаются нижних зубов. По средней продольной линии передней части спинки языка образуется небольшое углубление. У верхних боковых резцов контакт между боковыми краями языка и зубами прекращается. Передняя часть спинки языка выгнута вверх и как бы стремится к альвеолам верхних зубов. Между языком и альвеолами образуется щель.

Кончик языка заткут вниз и касается нижних резцов и частично альвеол.

Воздушная струя проходит через щелевое сужение по созданному языком легкому продольному углублению, и между резцами образуется звук "с".

При произнесении мягкого "с" больше приподнимается вверх средняя часть спинки языка.

Звук "з" образуется при таком же положении органов артикуляции, как и "с", только язык менее напряжен и в работу включаются голосовые связки. Кончик языка слегка вибрирует.

Варианты искажения звука "с". · В живой речи варианты произнесения этого звука крайне разнообразны, но при воспитании навыков сценической речи обычно приходится устранять недочеты, которые условно можно разделить на четыре группы: ·

1. Встречаются резко искалеченный "ТУПОЙ ЗВУК "С", оттенки искажения бывают всевозможного характера.

2. Шипящее "С".

3. Свистящее "С". Звук "с" подсвистывает, этот призвук раздражающе действует на слушателя, "с" как бы смешивается с "ц", в большинстве случаев это "с" бывает немощным, "жиденьким".

4. Неслышное, пропадающее "с". Рассмотрим, при каких условиях возникают искаженные свистящие и каким способом они нормализуются.

Тупое "с"· Тупое "с" возникает, если будет иметь место один из перечисленных ниже случаев. ·

1. Кончик языка будет попадать между передними зубами, слегка выдвигаясь наружу, язык при атом плоский.

2. Кончик языка упирается изнутри в сомкнутые зубы, язык также пластообразный, ровный.

В обоих случаях неверное положение занимает и тело языка, и кончик. Инертно все тело языка.

3. Боковые края языка недостаточно плотно прилегают к боковым зубам, так как язык значительно смещен вниз по сравнению с необходимым: лежит на дне ротовой полости и не выгибается вверх. Кончик же языка может быть загнут вниз. Таким образом кончик языка занимает верное положение, но пассивны средний и задний отрезки краев языка.

4. Язык несколько выше приподнят, чем в предыдущем случае, и его средние и задние бока касаются коренных зубов. Кончик языка лежит у нижних зубов. Однако отсутствует или недостаточен подъем передней части спинки языка к альвеолам, т.е. пассивна передняя часть спинки языка. Получающийся звук воспринимается как "беззубое" "с".

5. Верхняя или нижняя губа, или обе вместе "прилипают" к зубам, перекрывают путь выходящей воздушной струе, я своей массой как бы - доедают, поглощают остроту, звонкость этого звука: "с" становится темным, глухим, тупым, (иногда инертные губы способствуют возникновению "пришептывания").

Исправление тупого "с". · 1. При тупом "с" обычно крайне пассивен язык, поэтому, осваивая правильное произнесение, следует заняться гимнастикой языка. ·

Полезно, подготавливая аппарат для произнесения правильного "с", использовать "жевание" языка. Боковые зубы слегка сжимают широкий упругий язык, а он препятствует давлению, как бы пружиня. Кончик языка при этом находится у передних резцов, а бока выходят за пределы зубов; расстояние между зубами во время максимального - но не болезненного - нажима на язык 1,2 см. Затем "раздвигайте" языком сомкнутые боковые зубы в стороны (язык пружинит уже в горизонтальном направлении). Этими упражнениями тренируется чувствительность боковых краев языка и управляемость их движениями.

2. Подготовив таким образом мышцы языка, осваиваем описанную выше артикуляционную установку, характерную для правильного произнесения звука "с".·

Следим, чтобы нижняя челюсть была слегка выдвинута вперед по сравнению с положением покоя: нижние резцы должны находиться под верхними, на одной с ними вертикальной прямой.

3. Установив должным образом органы артикуляции, осторожно продуваем воздух по небольшому углублению, расположенному по средней продольной линии языка. ·

Губы не должны встретиться на пути следования проходящей между резцами воздушной струи. Они слегка расходятся вверх и вниз, будто "распахиваются", освобождая ей дорогу. При выполнении описанных условий образуется звук, обладающий обязательными признаками, характерными для правильного согласного «С».

·

В этот период образование данного звука должно быть чисто механическим: создается определенная артикуляционная конструкция, по которой продувается выдыхаемая воздушная струя. Если, используя новую артикуляционную установку, начать стараться произнести правильный речевой звук "с", то вновь осваиваемое положение органов артикуляции будет разрушено старыми неверными навыками произнесения этого согласного.

В первый период работы по исправлению дефектного звукопроизношения мышечные ощущения, сопровождающие работу нашего артикуляционного аппарата, часто обманывают нас: действительное положение органов артикуляции не соответствует кажущемуся, представляемому. Мышечные ощущения только со временем будут нами анализироваться безошибочно. В связи со сказанным артикуляционный тренаж и последующая работа по освоению верной артикуляционной установки должны обязательно проводиться с зеркалом, т.е. руководящая роль в этой работе должна отводиться зрительному контролеру.

«Зрение является одним из важнейших естественных привычных регуляторов в нашей деятельности. Вследствие анатомо-физической связанности зрительных систем мозга со слуходвигательными, оно является прекрасным контролером, содействующим выработке правильного кожно-мышечного чувства в артикулярных аппаратах. Зрительный контролер не только уточняет, но и усиливает движение» - читаем мы в "Логопедии" М.Е.Хватцева. ("Логопедия", 1951, с.93). Таким образом в работе по перевоспитанию речевых навыков нашим помощником должно стать зрение, особенно поначалу. ·

Если верное произнесение звука "с" в изолированном виде будет усвоено, учащийся может приступить к следующему этапу работы - включению исправляемого звука в речь.

Трудности исправления тупого "с" и способы их преодоления· Иногда при исправлении тупого "с" студенту довольно долго не удается "нащупать"нужное положение языка. Он не может заставить приподняться вверх тело языка, не может наладить контакт между задней частью спинки языка и коренными зубами, ют у него недостаточно приподнимается к альвеолам передняя часть спинки языка. Добиться верного положения ему мешает вялость мышц языка. ·

Кроме того, нередко студенту бывает трудно расценивать произносимый "по-новому" звук "с" как механический, не связанный с речью.