Последние изменения в фз об аудиторской деятельности. Последние изменения в фз об аудиторской деятельности Федеральный закон об аудиторской деятельности 119

Для осуществления аудита требуются наличие нормативных актов и система органов, на которые возложены контрольные функции по проверке соблюдения аудиторами требований законодательства Российской Федерации.

Аудиторскую деятельность регулируют следующие нормативные акты.

1. Законы и иные нормативные акты Российской Федерации:

· Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

· постановление Правительства РФ от 29.03.2002 № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности», действует до 01.07.2006; приказ Минфина России от 12.09.2002 № 93н «Об утверждении временного положения о системе аттестации , обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации»;

· иные нормативные акты, не противоречащие Федеральному закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

2. Федеральные , утвержденные Правительством РФ.

3. Отраслевые нормативные акты:

· внутренние правила (стандарты), действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;

· Кодекс профессиональной этики аудиторов, действующий в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях.

4. Внутрифирменные правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аудиторской организации , у индивидуального аудитора.

Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем дано понятие аудита, аудиторских услуг, определены права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрыты требования по аттестации, лицензированию ; определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.

Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и профессиональными аудиторскими объединениями. В международной практике сложились различные подходы к регулированию аудиторской деятельности: от жестко централизованной со стороны государства системы во Франции, где Корпорация экспертов -бухгалтеров (действующая с 1945 г.) находится под патронажем Министерства финансов, а Объединение комиссаров по счетам (действующее с 1968 г.) ¾ Министерства юстиции и судебных органов, до системы саморегулирования посредством профессиональных общественных аудиторских объединений в англоязычных странах (США, Великобритании). В первом случае пользователями результатов аудита , представленных вместе с финансовой отчетностью, является государство, во втором ¾ инвесторы , собственники. 1 В англоязычных странах происходят изменения тенденции развития контроля за аудиторской деятельностью, осуществляемой со стороны государства, что свидетельствует об усилении роли государственного контроля в отношении профессиональных объединений.

К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:

· уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ;

· аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 07.08.2001 № 199-ФЗ «Об аудиторской деятельности» на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице Минфина России возложены следующие функции:

· издание нормативных актов в пределах своей компетенции;

· организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ правил (стандартов) аудиторской деятельности;

· организация системы аттестации , обучения, повышения квалификации, лицензирования ;

· организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований;

· осуществление контроля за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

· определение объема и порядка предоставления отчетности об аудиторской деятельности, финансовой отчетности (с 1999 г. формируется банк данных по отчетности, направляемой аудиторскими организациями в соответствии с приказом Минфина России от 27.10.1999 № 69н 2);

· ведение реестра аудиторов, аудиторских фирм;

· осуществление аккредитации профессиональных аудиторских объединений.

Профессиональные аудиторские объединения в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» являются саморегулируемыми и создаются с целью обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, осуществления контроля за качеством выполняемых ими профессиональных услуг, защиты их интересов, действуют на некоммерческой основе.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:

· участвовать в аттестациина право осуществления аудиторской деятельности;

· разрабатывать в соответствии с квалификационными требованиями учебные программы, планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов ;

· проводить проверки качества работы своих членов самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа;

· применять меры по итогам проверок;

· обращаться в уполномоченный федеральный орган с ходатайством в отношении своих членов а) о наложении взыскания за несоблюдение законодательства; б) о выдаче претендентам, приостановлении действия, аннулировании квалификационных аттестатов аудиторов; в) о выдаче, приостановлении действия, аннулировании лицензии ;

· обращаться с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

· содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;

· защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, судах, правоохранительных органах;

· разрабатывать и издавать литературу по аудиту и сопутствующим услугам;

· представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;

· осуществлять иные функции.

Профессиональные аудиторские организации должны:

· получить аккредитацию в уполномоченном федеральном органе;

· установить обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности;

· определить требования к профессиональной этике;

· осуществлять систематический контроль засоблюдением профессиональных и этических норм.

В аккредитованном профессиональном аудиторском объединении должно быть не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций. В перспективе предполагается передать аккредитованным аудиторским объединениям широкие полномочия по организации и осуществлению внешнего контроля качества аудита в отношении аудиторских организаций и аудиторов. Предлагается, что каждая аудиторская организация, аудитор обязаны будут планово проходить внешний контроль качества работы не реже чем один раз в два, три года.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти определен Совет по аудиторской деятельности. Он создается для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности и выполняет следующие функции:

· принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений Минфина России;

· разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности , периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение в Минфин России;

· рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение в Минфин России.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» большая роль в организации внешнего контроля качества и развитии аудита в России предоставляется профессиональным аудиторским объединениям.

1 Аудит / Ю. А. Данилевский, С. М. Шапигузов, Н. А. Ремизов и др. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2002.

2 Приказ Минфина России от 27.10.1999 № 69н «Об утверждении порядка представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков» // Финансовая газета. 1999. № 51.

Об аудиторской деятельности

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Статьи 1 - 14.

Утратили силу

Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:

наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

3. Утратил силу

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(в ред. Федеральных законов от 14.12.2001 N 164-ФЗ,
от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ,
от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.11.2006 N 183-ФЗ,
от 30.12.2008 N 307-ФЗ)

(см. Обзор изменений данного документа)


Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Статьи 1 - 14. Утратили силу с 1 января 2009 года. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.

Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.
2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:
наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;
(в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.
3. Утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 16. Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Статьи 17 - 18. Утратили силу с 1 января 2009 года. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 19. Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Статьи 20 - 22. Утратили силу с 1 января 2009 года. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
7 августа 2001 года
N 119-ФЗ

Правовые основы аудиторской деятельности в РФ

Ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность

В то время как аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Правовое регулирование аудита является первостепенной задачей развития аудита в России. Четко регламентированные правила, определяющие правила работы на рынке данных услуг позволят привести аудит в конкретные правовые рамки на высшем законодательном уровне. Верхним уровнем стало принятие закона об аудиторской деятельности (до принятия закона аудиторская деятельность регулировалась Временными правилами, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. №2263).

Организационно-правовые формы аудиторских организаций.

Согласно Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263, аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы ОАО.

Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение (контракт), либо самостоятельно, то есть зарегистрировавшись в качестве предпринимателей.

Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Аудиторы и аудиторские фирмы могут в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью

Аудит –предпринимательская деятельность по независимой проверке бух и фин-ой отч-ти организации и инд-ых предпринимателей.

Основная цель аудита – выражение мнения о достоверности фин-ой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка бух законод-ву РФ.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ, а также изменения к нему так определяют понятие аудиторской деятельности: «Аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность по проведению аудита и ока­занию сопутствующих аудиту услуг».



Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый (третий) этап развития аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики - аудит.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием представите­лей МФ РФ, профессиональных аудиторских объединений, их ре­гиональных структур, работников научных учреждений и вузов, а также аудиторов-практиков. Закон представляет собой концептуаль­ный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматри­ваться в контексте других важнейших правовых документов: Граж-данского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Закона РФ «О бух­галтерском учете». Федерального закона «О лицензировании отдель­ных видов деятельности» (в ред. от 12 мая 2000 г.) и др.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудитор­ской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и ауди­торской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязан­ности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского за­ключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие незави­симости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание Уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при Уполномоченном феде­ральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

В законе определена ответственность за нарушение законодатель­ства Российской Федерации об аудите. В соответствие с федераль­ным законом должны быть приведены все нормативные акты по ау­диторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.) в РФ.

Как следует из перечня нормативных документов, раз­работанных и принятых в 2001-2002 гг., основные положения закона получили в них конкретное уточнение и разъяснение, что позволило регулировать аудиторскую деятельность непосредственно, начиная с момента его вступления в действие.

Прошедший период после принятия закона характеризовался динамичным развитием системы российского аудита, чему спо­собствовала значительная работа, проделанная МФ РФ по реали­зации основных положений закона. В развитие закона были при­няты по вопросам аудиторской деятельности Постановления Пра­вительства РФ, изданы приказы и положения Министерства финансов РФ,

Сравнение Законов "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ и №119-ФЗ.

Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов. Первый этап (1987 - 1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным созданием аудиторских организаций (в 1987 г. появилась первая аудиторская организация "Интераудит"), с другой - стихийностью зарождения аудиторской деятельности (бессистемная подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990 - 1993 гг.)

Второй этап (с декабря 1993 г. до принятия в августе 2001 г. Федерального закона "Об аудиторской деятельности") - период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2263, Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" и ряда других документов.

Проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, образовались аудиторские общественные объединения и аудиторские организации, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Принятие Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" ознаменовало переход к третьему этапу аудиторской деятельности в России, который подтвердил окончательное становление системы российского аудита и определил перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свою нишу среди других видов финансового контроля. Россия приобрела непременный атрибут рыночной экономики - аудит как неотъемлемый элемент социально-экономических преобразований. От качества аудиторских услуг во многом зависит успешная деятельность народно-хозяйственного комплекса, эффективность осуществления экономических реформ в Российской Федерации.

За прошедший период произошли изменения в экономике России, отдельные положения Закона № 119-ФЗ была уточнены, но жизнь потребовала внесения кардинальных изменений, что и привело к принятию нового Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

В табл. 1 приведено сравнение состава статей Законов № 307-ФЗ и №119-ФЗ.

Таблица 1.Сопоставление структуры Законов "Об аудиторской деятельности"

Закон N 307-ФЗ Закон N 119-ФЗ
N статьи Наименование статьи N статьи Наименование статьи
1 Аудиторская деятельность 1 Понятие аудиторской деятельности
2 Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность 2 Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности
3 Аудиторская организация 4 Аудиторская организация
4 Аудитор 3 Аудитор
5 Обязательный аудит 7 Обязательный аудит
6 Аудиторское заключение 10 Аудиторское заключение
7 Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов 9 Правила (стандарты) аудиторской деятельности
8 Независимость аудиторских организаций, аудиторов 12 Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
9 Аудиторская тайна 8 Аудиторская тайна
10 Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов 14 Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
11 Квалификационный аттестат аудитора 15 Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
12 16 Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора
13 Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора 5 Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
14 Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг 6 Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг
15 Государственное регулирование аудиторской деятельности 18 Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности
16 Совет по аудиторской деятельности 19 Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе
17 Саморегулируемая организация аудиторов 20
18 Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов 20 Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения
19 Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций 18
20 Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов 21 Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите
21 Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов 18 Частично вопросы ведения реестров отражены в п. 1 ст. 18
22 Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов
23 Заключительные положения
24 О внесении изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
25 О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
26 Вступление в силу настоящего Федерального закона 22 Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Анализ данных табл. 1 показывает, что все основные статьи Закона №119-ФЗ вошли в содержание нового Закона; исключение составляют ст. ст. 13 "Страхование при проведении обязательного аудита" и 17 "Лицензирование аудиторской деятельности", которые в новый Закон не попали.

Изменения, связанные с терминологией, с определением предмета аудиторской деятельности. Получило четкое определение само понятие аудиторской деятельности или аудиторских услуг. Закон № 119-ФЗ уравнивал понятия аудита и аудиторской деятельности, точно так же, как он уравнивал сопутствующие аудиту услуги и прочие услуги. Эти две пары образовывали два понятия.

Закон № 307-ФЗ четко определяет, что деятельность аудиторской организации включает аудиторскую деятельность и прочие услуги. В свою очередь, аудиторская деятельность состоит из аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и сопутствующих аудиту услуг.

Изменилось и определение предмета аудита. Закон № 119-ФЗ включал в предмет помимо бухгалтерской (финансовой) отчетности порядок ведения бухучета. И отсюда цель аудита, с одной стороны, выглядела как определение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, с другой – как определение соответствия порядка ведения бухгалтерского учета установленным правилам. Что не вполне отвечало общим представлениям о том, что есть аудит.

В связи с этим в законе № 307-ФЗ порядок ведения бухгалтерского учета исключен из понятия предмета аудиторской деятельности.

С точки зрения субъектов проведения аудита расширена сфера для индивидуальных аудиторов. Они точно так же, как аудиторская организация, имеют возможность с 1 января 2009 г. проводить обязательный аудит с теми ограничениями, которые предусмотрены законодательством.

Достаточно важные изменения были сделаны в законе в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности как предмета аудита. Само по себе понятие, которое использовано в законе № 119-ФЗ, и понятие, которое было в дальнейшем использовано в стандартах аудиторской деятельности, абсолютно не находили подкрепления в действующем законодательстве. В связи с этим в законе № 307-ФЗ достаточно четко прописано, что предметом аудита являются два вида отчетности: 1) бухгалтерская отчетность и 2) отчетность, которая удовлетворяет двум критериям: во-первых, аналогичная по составу бухгалтерской отчетности и предусмотренная законодательством; во-вторых, отчетность, предусмотренная иными федеральными законами: консолидированная финансовая отчетность, консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках, просто консолидированная отчетность, сводная бухгалтерская отчетность и пр.

Главное изменение, которое предлагает Закон, - отмена с 1 января 2010 г. государственного лицензирования аудиторской деятельности. Индивидуальные аудиторы и аудиторские компании в течение 2009 г. должны будут объединиться в саморегулируемые организации (СРО), которые и станут основными контролерами в этой сфере. Такие профессиональные ассоциации наделяются широчайшим кругом полномочий, включая разработку и утверждение собственных стандартов и кодексов профессиональной этики.

Стандарты СРО аудиторов должны определять требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг. Конечно, эти стандарты не должны противоречить федеральным и создавать препятствия к осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами их профессиональной деятельности. И при этом они являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов, являющихся членами соответствующей СРО.

Именно профессиональные ассоциации будут проводить квалификационные экзамены, контролировать качество выполнения услуг своими членами и наказывать провинившихся, в том числе принимать решения об аннулировании квалификационных аттестатов аудиторов.