Пошаговая инструкция по ликвидации филиала юридического лица. Закрытие представительства Прекращение деятельности представительства

Иностранные фирмы обычно функционируют в РФ в форме представительства. В своей работе они должны руководствоваться законами страны. Однако ликвидация подобных представительств отличается от закрытия обычных фирм. Рассмотрим все нюансы процедуры.

Основания для ликвидации

Представительства ликвидируются по разным причинам. Рассмотрим самые распространенные основания:

  • Срок действия документов, на основании которых представительство осуществляло работу в РФ, завершился.
  • Ликвидация головного офиса фирмы, которой принадлежало представительство, на территории другой страны.
  • Зарубежными учредителями фирмы было принято единогласное решение о закрытии. Причина может быть любой.
  • Представительство закрывается государственными структурами в том случае, если оно нарушило процедуру аккредитации.
  • Филиал нарушает своей деятельностью законодательство РФ.
  • Завершились сроки действия учредительного соглашения. Однако это не касается тех случаев, когда на договор действовала пролонгация.

От причин ликвидации зависит порядок процедуры. Если это решение государственных органов, то они и будут заниматься закрытием.

Процедура ликвидации представительства

Первый шаг при ликвидации – составление официального уведомления. Направляется оно в государственные структуры. Если учредитель принял решение о закрытии филиала до истечения срока действия соглашения, то и аккредитора он должен уведомить о ликвидации досрочно.

Документы

Для закрытия иностранного представительства нужны эти документы:

  • Официальное решение о закрытии (к примеру, это может быть протокол собрания).
  • Разрешение на работу, которое было получено при открытии субъекта.
  • Свидетельство о том, что ЮЛ внесен в реестр.
  • Документы, подтверждающие аккредитацию.
  • Бумага о назначении руководителя филиала.
  • Печати и штампы представительства.

Желательно предоставлять именно оригиналы документов. Если это будут копии, они заверяются посредством консульских печатей. Удостоверяются у нотариуса и зарубежные подписи.

Требования к документам

Документация должна соответствовать этим требованиям:

  • Текст на русском языке.
  • Если документ составлен на иностранном языке, потребуется перевод, заверенный у нотариуса.
  • Форму №15 ПФП не нужно заверять у нотариуса. Достаточно подписи руководителя иностранного субъекта. Также документ требуется прошить.
  • Решение зарубежного субъекта о ликвидации должно быть узаконено через Консульство.

Если бумаги не будут соответствовать требованиям, они отклоняются.

Основные шаги

Рассмотрим главные шаги по ликвидации:

  1. Снятие с учета в Минюсте. Учредителю нужно направить в регистрационную палату бумаги, касающиеся разрешения на работу, лицензии. Составляется соответствующее заявление. Решение по снятию с учета принимается на протяжении 3 недель.
  2. Снятие с налогового учета. Уведомление направляется в течение 3 дней. Снятие представительства с налогового учета – это довольно ответственное мероприятие, а потому рассмотрим его детально ниже.
  3. Снятие фирмы с учета в ФСС и ПФ. Эти структуры нужно оповестить о ликвидации. Для этого направляется уведомление, к которому прилагается решение о закрытии. Сделать это желательно в течение 5-10 дней.

Процедура оканчивается в регистрационной палате. Здесь сотрудники уничтожают печать и штампы.

ВАЖНО! Если рассматриваемый порядок не будет соблюдаться, компании отказывают в ликвидации до устранения всех недочетов.

Ликвидация через налоговый орган

Фирма должна не позже 3 суток с даты принятия решения о ликвидации направить уведомление об этом налоговый орган. Уведомление направляется в орган по адресу постановки на учет. Снятие с учета осуществляется по заявлению плательщика в течение 2 недель. Соответствующее положение содержится в абзаце 9 пункта 1 статьи 84 НК РФ.

Для снятия с налогового учета нужны эти бумаги:

  • Заявление.
  • Копия решения о ликвидации.
  • Декларация о доходах.
  • Расчеты по налоговым платежам на период закрытия филиала.
  • Письмо из банковского учреждения о том, что счета представительства закрыты.
  • Свидетельство о постановке филиала на учет.

Если отсутствует хотя бы одна бумага из перечисленных, плательщику отказывают в снятии с учета. Однако налоговая не имеет права требовать дополнительные документы. Существует решение арбитражного суда по делу №А40-14078/02-33-152 от 7 июня 2002 года. В нем изложены эти обстоятельства: налоговая отказалась снять фирму с учета, запросив дополнительные документы. В дальнейшем она бездействовала, не снимая субъект с учета. Это бездействие было признано отказом. То есть налоговая нарушила права плательщика. Суд вынес решение о том, что налоговая должна немедленно снять филиал с учета. Это решение было поддержано апелляционными и кассационными инстанциями.

Есть только одно основание для снятия субъекта с учета – это наличие соответствующего решения учредителя, отраженное в заявлении. Снять с учета не могут при наличии этих обстоятельств:

  • Отсутствие работников в штате.
  • Отсутствие банковских счетов.
  • Плательщик неверно указал свой адрес.

Данные положения подтверждают суды. То есть при неправомерном закрытии филиала суд, скорее всего, встанет на сторону плательщика.

Снятие с учета во внебюджетных фондах (ВФ)

Для того чтобы снять представительство с учета в ВФ, нужно направить туда заявление. Отправляется оно или в письменном, или в электронном виде. В документе нужно указать причину закрытия. Сроки направления оповещений:

  • ПФР – не позднее 10 суток с даты получения уведомления.
  • ФСС – не позднее 5 суток.

Оповещения во все фонды направляются по стандартному порядку. Желательно проконтролировать процедуру снятия с учета. В обратном случае может возникнуть ситуация, когда представительство остается числиться на учете.

Дополнительные особенности

Закрытие филиала предполагает сокращение персонала. Сокращать сотрудников нужно грамотно. В обратном случае могут возникнуть проблемы с трудовой инспекцией. Работники уведомляются о сокращении за 2 месяца до предположительной даты ликвидации. При увольнении им выплачиваются компенсации.

Если у закрываемого представительства есть непокрытые задолженности/кредиты, учредители должны уведомить о ликвидации кредиторов. Последние имеют право на взыскание долга в течение 2 месяцев с получения уведомления.

Существует определенный перечень документов, который нужен при ликвидации. Он является исчерпывающим. То есть органы не имеют права запросить дополнительные бумаги.

Сроки ликвидации

Сроки ликвидации зависят от следующих обстоятельств:

  • Наличие сотрудников, которых нужно сокращать.
  • Прохождение налоговой проверки.
  • Наличие всех требуемых бумаг.
  • Своевременность обращения в государственные органы.
  • Наличие сотрудниц, которые находятся в декретном отпуске.

Если фирма не нуждается в налоговой проверке, а весь ее персонал переводится в другой филиал, срок закрытия сокращается до 1 месяца. Если же присутствуют усложняющие обстоятельства, срок может быть увеличен до 3 месяцев. Иногда процедура затягивается на полгода.

Законодательными актами Российской Федерации установлен единый порядок прекращения деятельности как для филиалов, так и для представительств иностранных юридических лиц, что подтверждается определением Верховного суда РФ от 14.05.02 г. № 64-Г02-10. В качестве обоснования своей позиции Верховный суд РФ указал, что в соответствии с ч. 2 ст. 55 ГК РФ филиалы юридических лиц обладают функциями представительств. Напомним, что в соответствии со ст. 55 ГК РФ на представительство возлагается функция представлять интересы юридического лица и осуществлять их защиту. Филиал в свою очередь осуществляет все функции юридического лица или их часть, в том числе функции представительства.

Государственный контроль за ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 21 Федерального закона от 9.07.99 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 29.04.08 г.). Выполнение процедуры по аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц возложено на Государственную регистрационную палату при Минюсте России (постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.99 г. № 1419, Устав Государственной регистрационной палаты при Минюсте России, раздел II, ст. 12).

Аккредитация представительств иностранных фирм осуществляется в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 30.11.89 г. № 1074 «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций». В соответствии с п. 14 данного Положения деятельность представительства иностранной фирмы прекращается по следующим основаниям:

По истечении срока, на который выдано разрешение, и если иностранная фирма не обратилась с просьбой о продлении срока деятельности представительства.Аккредитация представительствам и филиалам иностранных юридических лиц предоставляется на 1, 2 или 3 года. Срок, которым ограничивается деятельность филиала или представительства, указывается в разрешении на его открытие;

В случае ликвидации иностранной фирмы, имеющей представительство;

В случае прекращения действия заключенного с иностранным государством межправительственного соглашения, на основании которого открыто представительство, если это прямо предусмотрено положениями такого соглашения;

По решению соответствующего аккредитующего органа в случае нарушения представительством условий, на которых иностранной фирме разрешены его открытие и деятельность, или нарушения российского законодательства;

По решению иностранной фирмы, открывшей представительство.

Закрытие филиала или представительства иностранного юридического лица производится путем лишения его аккредитации и исключения из соответствующего сводного государственного реестра. Данный реестр ведется Государственной регистрационной палатой при Минюсте России (постановление Правительства Российской Федерации от 5.09.98 г. № 1034). Перечень документов, необходимых для закрытия филиала или представительства иностранной организации, устанавливает Государственная регистрационная палата при Минюсте России. Данный перечень опубликован на сайте Минюста России.

Для закрытия филиала или представительства иностранного юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

Письменное заявление в ГРП при Минюсте России о прекращении деятельности в Российской Федерации;

Нотариально заверенная копия решения иностранного юридического лица о прекращении деятельности в Российской Федерации;

Оригинал разрешения на открытие представительства;

Оригинал свидетельства о внесении представительства в сводный государственный реестр;

Аккредитационные карточки сотрудников представительства и членов их семей;

Нотариально заверенная копия удостоверенной нотариусом доверенности уполномоченному лицу на ведение дел в ГРП при Минюсте России.

Иностранные документы принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации либо заверении апостилем, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации, вместе с заверенным (нотариально либо в консульском загранучреждении) переводом на русский язык.

Филиал или представительство иностранного юридического лица прекращает деятельность на территории Российской Федерации со дня лишения его аккредитации. При закрытии представительства выданные ему разрешение на открытие и свидетельство о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний подлежат возвращению в Государственную регистрационную палату при Минюсте России. Печати и штампы также подлежат сдаче для уничтожения. В Государственную регистрационную палату при Минюсте России возвращаются аккредитационные карточки.

Письма Государственной регистрационной палаты при Минюсте России с извещением о прекращении деятельности представительства оформляются в течение 18 рабочих дней с момента представления полного комплекта документов. При необходимости срок оформления может быть сокращен до пяти рабочих дней.

Филиал или представительство иностранной организации должны пройти процедуру снятия с налогового учета и процедуру снятия с учета в фондах – медицинского, социального страхования и Пенсионном фонде Российской Федерации.

Снятие с налогового учета иностранной организации по месту нахождения филиала или представительства регулируется положениями ст. 84 НК РФ. Кроме того, особенности снятия с учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утверждены приказом Минфина России от 30.09.10 г. № 117н. Данным приказом, вступившим в силу с 24 декабря 2010 г., установлен заявительный и упрощенный порядок снятия с налогового учета иностранной организации по месту нахождения филиала или представительства.

Заявительный порядок применяется в случае, если филиал или представительство иностранной организации являются действующими, предоставляют налоговые декларации, осуществляют банковские расчеты. Снятие с налогового учета данных организаций осуществляется на основании заявления, представляемого в порядке п. 5 ст. 84 НК РФ. Указанное заявление подается в течение трех дней со дня принятия решения о прекращении деятельности. Заявление о снятии с налогового учета может быть представлено непосредственно в налоговый орган, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если заявление передается в налоговый орган в электронном виде, оно должно быть заверено электронной цифровой подписью лица, представляющего это заявление (уведомление), или его представителя (п. 5.1 ст. 84 НК РФ).

К заявлению о снятии с налогового учета прикладываются следующие документы (п. 26 приказа Минфина России № 117н):

Решение уполномоченного органа иностранной организации о закрытии филиала, представительства иностранной организации;

Выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий прекращение деятельности иностранной организации в этой стране, – в случае если прекращается деятельность иностранной организации;

Налоговые декларации (расчеты) по налогам, составленные на дату прекращения деятельности иностранной организации.

Снятие с налогового учета производится в течение 10 дней со дня получения заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения (п. 5 ст. 84 НК РФ). Датой снятия с учета в налоговом органе отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности иностранной организации через указанное отделение. О снятии с налогового учета иностранной организации направляется соответствующее уведомление по установленной форме.
Упрощенная процедура снятия с налогового учета предусмотрена в отношении недействующих иностранных организаций. Данная процедура не предполагает представления документов по перечню, установленному п. 26 приказа № 117н, не требуется в том числе и заявление иностранной организации. В п. 34 приказа Минфина России № 117н установлены следующие основания для применения упрощенной процедуры снятия с налогового учета иностранной организации:

Непредставление иностранной организацией налоговых деклараций (расчетов) и (или) годового отчета о деятельности в Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение 18 месяцев со дня последнего их представления в налоговый орган;

Отсутствие в течение последних 18 месяцев операций по банковским счетам иностранной организации, открытым на основании свидетельства о постановке на учет, выданного налоговым органом.

Налоговый орган по месту учета иностранной организации осуществляет снятие ее с учета по упрощенной процедуре при наличии:

Документа налогового органа, подтверждающего факт непредставления иностранной организацией налоговых деклараций (расчетов) и (или) годового отчета о деятельности в Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение 18 месяцев со дня последнего их представления в налоговый орган;

Документа банка, в котором открыт счет недействующей иностранной организации, подтверждающего отсутствие в течение последних восемнадцати месяцев операций по банковскому счету, или документа налогового органа, подтверждающего отсутствие в налоговом органе информации о наличии у иностранной организации счетов в банках;

Документа налогового органа об отсутствии у недействующей иностранной организации недоимки по налогам и сборам, задолженности по уплате соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации на дату снятия ее с учета в налоговом органе.

В случае снятия иностранной организации с учета в упрощенном порядке уведомление о снятии с учета в налоговом органе на территории Российской Федерации иностранной организации не выдается.

Управляющий партнер, адвокат

01.07.2016

С начала 2015 года в России вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ), известные как «закон о деофшоризации». Данный закон создает механизм налогообложения иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами, возлагая на налогоплательщиков ряд новых обязанностей и предусматривая меры ответственности за их неисполнение.

Указанный закон касается всех резидентов РФ, использующих в своём бизнесе иностранные (в первую очередь – офшорные) компании или иностранные структуры без образования юридического лица (далее – ИСБОЮЛ), причём независимо от того, являются ли они участниками таких компаний или осуществляют контроль над ними иным образом. Поэтому в новых условиях налогоплательщикам следует оценить последствия деофшоризации для своего бизнеса и для себя лично и определить стратегию действий по обеспечению соблюдения действующего законодательства.

Сохранение существующих иностранных компаний и структур влечет обязанности по представлению в налоговые органы РФ уведомлений об участии в них и/или контроле над ними, последующему декларированию их прибыли в составе своей налоговой базы в России (по НДФЛ для физических лиц либо по налогу на прибыль для организаций) и уплате налога.

В этой связи налогоплательщики могут прибегнуть к определенным изменениям в корпоративной структуре, в том числе, к ликвидации ее отдельных звеньев. В некоторых случаях именно ликвидация офшорной компании может стать оптимальным решением в связи с процессом деофшоризации.

Однако, и в случае ликвидации иностранной компании необходимо учитывать налоговые последствия для ее участников и контролирующих лиц. Если активы ликвидированной иностранной компании (например, земельные участки, дома, автомобили, водные и воздушные суда, деньги, ценные бумаги, а также имущественные права, например, доли в российских ООО, права требования и пр.) переходят к её учредителям (участникам), у последних, если это физические лица, возникает налоговая база по НДФЛ.

В этой связи российское законодательство позволяет, при определённых условиях, перевести активы ликвидируемой иностранной компании на физическое лицо без налоговых последствий для последнего. Очевидно, это одна из мер, призванных стимулировать отказ налогоплательщиков от использования подконтрольных иностранных компаний, или, по крайней мере, смягчить последствия для них такого отказа.

Освобождение от налога

НК РФ предусматривает освобождение от НДФЛ доходов контролирующего лица (кроме денежных средств) в виде стоимости имущества, полученного в результате ликвидации контролируемой иностранной компании.

Согласно п. 60 ст. 217 НК РФ (в ред. Федерального закона от 15.02.2016 № 32-ФЗ) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы (за исключением денежных средств) в виде стоимости имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) ИСБОЮЛ), налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом ИСБОЮЛ), имеющим право на получение таких доходов, а также в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг у такой иностранной организации (ИСБОЮЛ) налогоплательщиком, указанным в настоящем абзаце, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик представил в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией составленное в произвольной форме заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученного имущества (имущественных прав) и ликвидируемой (прекращаемой) иностранной организации (ИСБОЮЛ) и приложением документов, содержащих сведения о стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидируемой иностранной организации (ИСБОЮЛ) на дату получения имущества (имущественных прав) от такой иностранной организации;
  • процедура ликвидации (прекращения) иностранной организации (ИСБОЮЛ) завершена до 1 января 2018 года.

Кроме того, п. 60 ст. 217 НК РФ предусматривает следующие «уважительные причины», позволяющие воспользоваться освобождением даже в случае, если ликвидация иностранной компании завершится после 1 января 2018 года.

В случае, если решение акционеров (учредителей) или иных уполномоченных лиц о ликвидации иностранной организации принято до 1 января 2017 года , но процедура ликвидации не может быть завершена до 1 января 2018 года в связи с ограничениями, установленными личным законом этой организации, либо ее участием в судебном разбирательстве, условие, установленное абзацем третьим п. 60 ст. 217 НК РФ (о крайнем сроке завершения ликвидации), признается выполненным, если ликвидация завершена до окончания действия таких ограничений и (или) судебных разбирательств.

В случае, если личным законом иностранной организации установлено условие в виде минимального периода владения налогоплательщиком акциями (долями, паями) этой организации и (или) в ее дочерних организациях и (или) ИСБОЮЛ, при несоблюдении которого у такого налогоплательщика возникает обязанность уплатить соответствующую сумму иностранного налога, и при этом начало такого периода пришлось на дату до 1 января 2015 года, а окончание такого периода приходится на дату после 1 января 2018 года, условие, установленное абзацем третьим п. 60 ст. 217 НК РФ (о крайнем сроке завершения ликвидации), признается выполненным, если ликвидация такой иностранной организации завершена в течение 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания такого минимального периода владения.

Таким образом, до 1 января 2018 года налогоплательщики (налоговые резиденты РФ) могут воспользоваться возможностью безналоговой ликвидации иностранных организаций или структур. Возможность использовать данную льготу не зависит от резидентства или страны регистрации компании или иной структуры.

Важно отметить, что указанная налоговая льгота может применяться, только если полученные налогоплательщиком «ликвидационные» активы не являются денежными средствами. Деньги, распределённые в пользу контролирующего лица в результате ликвидации иностранной компании (структуры), подлежат налогообложению НДФЛ в обычном порядке.

Процедура ликвидации иностранной компании

Ликвидация иностранной компании осуществляется по законодательству страны её регистрации. Она может включать, в частности, такие стадии, как назначение ликвидатора (ликвидационной комиссии), публикация сообщения о ликвидации в местных СМИ, урегулирование вопросов с кредиторами (при наличии) и др. Особые правила, касающиеся ликвидации, могут содержаться также в уставе компании. Соответственно, в каждом случае сроки ликвидации будут зависеть от требований законодательства соответствующей юрисдикции, правильного и своевременного оформления и подачи в местные органы необходимых для ликвидации документов.

При этом под «ликвидацией» иностранной компании следует понимать официальную добровольную ликвидацию компании, предусмотренную законом страны ее инкорпорации. Простое «бросание» компании или процедура административного «вычеркивания» из реестра (strike-off) для данных целей не приемлемы.

Надлежащее проведение и документальное оформление ликвидации зависят от самой иностранной компании и её контролирующих лиц, и обычно осуществляется во взаимодействии с регистрационным агентом компании или местными юристами.

Какими документами можно подтвердить стоимость полученного имущества?

Как было указано выше, к заявлению налогоплательщика об освобождении указанных доходов от налогообложения, должны прилагаться документы, содержащие сведения о стоимости имущества по данным учета ликвидируемой иностранной организации на дату получения имущества от такой иностранной организации.

НК РФ не раскрывает, какие именно документы должны подтверждать стоимость имущества, от кого они должны исходить, и каким требованиям отвечать. Необходимо учитывать, что российские налоговые органы не наделены компетенцией по установлению соответствия документов, оформляющих ликвидацию и отражающих стоимость имущества, иностранному законодательству.

Предполагается, что документами, подтверждающими стоимость имущества, могут быть балансовые документы компании, составляемые в рамках процедуры ликвидации (финансовая отчетность, ликвидационный баланс) и иные документы, содержащие стоимостную оценку имеющегося у компании имущества на дату перехода данного имущества к её акционеру/контролирующему лицу. Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык.

В письме от 30 июня 2016 г. № 03-04-05/38363 Минфин России для выяснения конкретных документов, требуемых для представления в налоговые органы в целях освобождения от налогообложения, рекомендует обращаться в налоговый орган по месту жительства.

Налоговый вычет при последующей продаже имущества

В случае последующей продажи налогоплательщиком имущества, полученного от ликвидированной КИК, НК РФ предоставляет возможность уменьшить свой доход для целей исчисления НДФЛ (применив имущественный налоговый вычет) на сумму, равную стоимости имущества ликвидированной организации по данным её учёта на дату ликвидации, но не выше рыночной стоимости такого имущества.

Согласно ст. 220 НК РФ, при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при продаже имущества (имущественных прав), полученного при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) ИСБОЮЛ) налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом ИСБОЮЛ), доходы которого в виде такого имущества (имущественных прав) освобождались от налогообложения в соответствии с пунктом 60 статьи 217 НК РФ, такой налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов от продажи такого имущества (имущественных прав) на сумму, равную стоимости имущества (имущественных прав) по данным учета ликвидированной организации на дату получения имущества (имущественных прав) от такой организации , указанную в документах, прилагаемых к заявлению налогоплательщика, представляемому в соответствии с абзацем вторым п. 60 ст. 217 НК РФ, но не выше рыночной стоимости такого имущества (имущественных прав), определяемой с учетом статьи 105.3 НК РФ.

Таким образом, для применения вычета согласно пп. 2.1 п. 2 ст. 220 НК РФ, необходимо, чтобы:

  • налогоплательщик воспользовался освобождением от НДФЛ дохода в виде стоимости имущества, полученного от ликвидированной КИК;
  • имеется надлежащее документальное подтверждение стоимости имущества (которое прилагалось к заявлению о вышеуказанном освобождении);
  • размер заявляемого вычета не превышает рыночной стоимости имущества на момент его отчуждения.

Реализация ценных бумаг, полученных при ликвидации КИК

В отношении ценных бумаг, полученных от ликвидированной КИК и затем реализованных налогоплательщиком, НК РФ предусматривает отдельное правило, также позволяющее уменьшить налоговую базу, с учётом специфики определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (которая заключается в том, что налоговой базой признаётся положительный финансовый результат (доходы за вычетом расходов) по совокупности операций, исчисленный за налоговый период).

Согласно п. 13.2 ст. 214.1 НК РФ, при реализации ценных бумаг, полученных при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) ИСБОЮЛ) налогоплательщиком - акционером (участником, пайщиком, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или контролирующим лицом ИСБОЮЛ), доходы которого в виде стоимости таких ценных бумаг освобождались от налогообложения в соответствии с п. 60 ст. 217 НК РФ, в качестве фактически произведенных расходов учитывается сумма, равная стоимости таких ценных бумаг по данным учета ликвидированной иностранной организации (прекращенной (ликвидированной) ИСБОЮЛ) на дату получения ценных бумаг от такой иностранной организации, указанной в документах, прилагаемых к заявлению налогоплательщика, представляемому в соответствии с абзацем вторым п. 60 ст. 217 НК РФ, но не выше рыночной стоимости таких ценных бумаг, определяемой с учетом ст. 105.3 НК РФ.

В заключение, ещё раз обозначим срок, до которого должна быть полностью ликвидирована иностранная компания, чтобы ее владелец смог воспользоваться освобождением полученного им дохода от НДФЛ: это 1 января 2018 года (с некоторыми исключениями, которые могут быть обусловлены законами страны регистрации компании).

Также важно обратить внимание, что всё вышесказанное касается освобождения от налога на доходы физических лиц именно в России, в случае распределения в их пользу имущества ликвидированной контролируемой иностранной компании. Это не означает, что у самой компании в стране, где она была зарегистрирована, отсутствует налоговая обязанность. Процедуре добровольной ликвидации компании как правило предшествует требование не только расчетов с кредиторами, но и уплаты всех причитающихся налогов и обязательных платежей в соответствующей стране.

Подборка наиболее важных документов по запросу Закрытие представительства иностранной компании (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы : Закрытие представительства иностранной компании

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Суд указал: под иными аналогичными доходами понимаются любые доходы от источников в РФ, не связанные с деятельностью иностранной организации через постоянное представительство. Перечень налогооблагаемых в РФ доходов таких организаций является открытым. Исключение - доходы, указанные в п. 2 ст. 309 НК РФ. Их перечень является закрытым.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Данный документ утратил силу в связи с принятием в 2011 г. Положения о регистрации представительств иностранных предприятий. Оно определило порядок аккредитации, регистрации изменений и ликвидации представительств иностранных компаний (URL: http://pavel.bazhanov.pro/books_publications/publications/representative_office_registration_new_rules_2011).

Нормативные акты : Закрытие представительства иностранной компании

Статья 21. Создание, открытие на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица, прекращение деятельности этих филиала, представительства. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица. Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц

Филиал – это подразделения и предприятия юридического лица, находящиеся вне территории, где расположено основное место работы компании. Это могут быть небольшие офисы, магазины, пункты по работе с клиентами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В Гражданского кодекса указано, что филиал несет в себе функцию представительства юридического лица, но не несет ответственность как юридическое лицо и работает на основании доверенности.

Ликвидация одного из таких мест проводится с уведомлением государственных органов и после подготовки необходимых документов.

Причины

Каждое обособленное предприятие регистрируется юридическим лицом в исполнительных документов. В течение месяца после открытия филиала руководитель компании или его представитель обязаны уведомить налоговые органы об этом. Каждое обособленное предприятие работает по уставу головного офиса, соблюдая основные требования и правила.

При ликвидации от юридического лица потребуется указать причины закрытия представительства в другом городе, среди которых отмечается:

  • нерентабельность филиала, отсутствие чистой прибыли, убыточность или высокие расходы на содержание пункта;
  • несчастный случай или преступные действия, ставшие причиной разрушения здания, где располагался офис компании без планирования его дальнейшего восстановления;
  • закрытие по требованию проверяющих органов или по решению суда;
  • отсутствие необходимость в представительстве на данной территории;
  • реорганизация предприятия;
  • ликвидация юридического лица.

Филиалы редко ликвидируют по причине нежелания дальнейшего обслуживания. В устоявшемся кризисе такие организации закрываются из-за отсутствия выгоды от их содержания, либо она настолько незначительная, что от ее потери компания не понесет убытки.

Пошаговая инструкция

Вопросы о ликвидации обособленных предприятий регламентируются Гражданского кодекса РФ. А о ликвидации подразделения подробно сказано в Налогового кодекса. На основании этих законов проводится закрытие филиалов.

Ликвидация филиала не относится к сложным процедурам, но требует соблюдения порядка действий при закрытии обособленного предприятия, указанного в уставе юридического лица.

Руководителю компании потребуется сделать несколько шагов:

Утвердить решение Решение о ликвидации предприятия принимается учредителем или советом учредителей, если их несколько. Для этого проводится собрание, на повестку дня выносится вопрос о закрытии филиала и о внесении изменений в учредительные документы
Создание комиссии От руководителя предприятия или его представителя потребуется создать ликвидационную комиссию. Законодательством данный пункт не оговаривается, то есть без особой необходимости можно пропустить этот шаг, но если филиал имеет небольшие размеры. Комиссия необходима для распределения обязательств, для более продуктивной и слаженной работы, решения различных проблем. В ее состав должны входить представители хозяйственного, юридического, аудиторского и финансового отдела. Между членами комиссии распределяются обязательства. Пока ликвидация не будет окончена, представители компании берут на себя ответственность за руководство филиала. Они должны провести инвентаризацию товаров, оплатить долги, провести расчет с персоналом, передать имущество в головной офис. Также проводится сверка документов, сбор информации об уплаченных налогах, составляются документы для проверяющих служб
Вносятся изменения в Устав компании Подаются документы в налоговую службу
Закрытие счетов филиала После этого необходимо уведомить налоговую службу в течение 7 дней

Рассмотрим каждый пункт более подробно.

Начало

В самом начале процедуры юридическое лицо направляет в органы налоговой службы уведомление о том, что проводится ликвидация филиала. К заявлению прикладывается решение учредительного собрания.

Законодательством предусматриваются сроки, в течение которых предприятие должно осуществлять ликвидацию. Они составляют более 2 месяцев с момента принятия решения и 3 месяцев при необходимости увольнения персонала.

В налоговые органы подается заявление о просьбе снятия филиала с налогового учета. К нему прикладываются следующие документы:

  • протокол о вынесенном решении по результатам проведения учредительного собрания или решение суда;
  • документ с указанием полномочий представителя организации.

Создание комиссии

Члены ликвидационной комиссии утверждаются акционерами или учредителями компаниями. Управлять обособленным предприятием члены комиссии могут после ее утверждения.

Комиссия берет на себя обязательства по выполнению следующих действий:

  • подача объявления в СМИ о ликвидации филиала;
  • инвентаризация имущества предприятия;
  • уведомление и последующее увольнение работников, проведение расчета с персоналом;
  • удовлетворение требований кредиторов, по необходимости проводится реализация имущества с целью погашения долгов;
  • уведомление о ликвидации филиала все необходимые органы;
  • подготовка документов для передачи их в головной офис компании;
  • уничтожение печати;
  • закрытие банковских счетов;
  • снятие филиала с регистрационного учета;
  • получение свидетельства с указанием внесенных в ЕГЮРЛ изменений;
  • уведомление контрагентов.

Какие структуры потребуется уведомить о закрытии филиала

Согласно Закона, юридическое лицо берет на себя обязательства по уведомлению следующих органов:

  • ФОМС;
  • ПФ РФ.

Все остальные структуры, включая банковские и кредитные организации, уведомляются ликвидационной комиссией.

Кадровые вопросы

Прекращение трудовых отношений с работниками филиала проводится согласно Трудового кодекса РФ. Она утверждает правила увольнения сотрудников при ликвидации предприятия в целом.

Если происходит закрытие только одного филиала в городе, но остаются функционировать несколько точек, то персоналу предлагается перевод с сохранением должности и оклада.

Но работодатель оставляет за собой право не предлагать имеющиеся у него свободные вакансии на другом обособленном предприятии. Нарушения законодательства в этом нет.

Если же руководитель решает перевести нескольких или даже одного сотрудника, то предлагать свободные вакансии придется всем служащим. В случае, когда некоторым работникам не предоставляется право выбора, они могут подать в суд и выиграть дело.

Если перевод невозможен по причине отсутствия другого филиала, сотрудники имеют право:

  • за два месяца до ликвидации получить под роспись уведомление о предстоящем закрытии предприятия;
  • в день увольнения получить заработную плату за отработанный период и компенсацию за неиспользованные отпуска;
  • в течение двух месяцев или до момента трудоустройства (но не более двух месяцев) с момента увольнения получать компенсацию в размере среднемесячного заработка.

Как составить приказ

На основании проведенного собрания учредителей и вынесенного судом решения составляется приказ. В нем указывается следующая информация:

  • наименование юридического лица;
  • наименование филиала, подлежащего ликвидации;
  • номер приказа и дата составления;
  • название приказа;
  • предмет приказа;
  • основная причина ликвидации филиала;
  • сроки завершения ликвидации;
  • создание ликвидационной комиссии с указанием ФИО участников, должностей;
  • полномочия и обязанности комиссии;
  • проставляются подписи всех указанных лиц.

Особенности ликвидации филиала ООО

Филиалы организаций с ограниченной ответственностью ликвидируются на общих основаниях. Есть только несколько нюансов:

  • при подаче документов в ФНС прикладывается решение учредительного совета, где указывается, что большинство представителей компании проголосовали за ликвидацию обособленного предприятия;
  • если ликвидация филиала производится по причине наличия долгов, то их погашение производится из счетов данного предприятия. В случае отсутствия средств, реализуется имущество. Если и этого не хватает, то финансирование проводит юридическое лицо из общего бюджета компании;
  • если филиал расположен в том же субъекте страны, что и главный офис, то увольнение сотрудников проводится с основанием «сокращение»;
  • в случае реорганизации проводится также ликвидация филиалов и их последующее «открытие» под новым юридическим названием. Процедура более сложная, кропотливая, но для работы с каждым обособленным предприятием выделяется представитель компании.

Образовательного учреждения

Бюджетные организации, в том числе, образовательные учреждения, создаются и закрываются только по приказу Правительства страны. Решение о необходимости ликвидации филиала принимается также правительственными органами или органом, уполномоченным в конкретном регионе.

В остальном процедура ликвидации не отличается от закрытия филиала юридического лица. Вопрос о распределении учащихся решается в индивидуальном порядке и вне учебного сезона.