Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. №250 «Вопросы организации полиции», перечень подразделений и служб полиции утверждается:
Президентом РФ – в центральном аппарате Министерства внутренних дел РФ;
Министром Внутренних дел РФ – в территориальных органах Министерства внутренних дел РФ.
Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. За выполнение возложенных на полицию обязанностей руководители указанных органов и подразделений несут ответственность.
В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел
определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Установлено, что в состав полиции РФ входят подразделения, службы и организации, на которые возлагаются следующие обязанности:
Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления и иных лиц в соответствии с законодательством;
Прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях и административных правонарушениях;
Выявление и устранение причин правонарушений и преступлений;
Обеспечение общественного правопорядка и безопасности граждан;
Обеспечение безопасности дорожного движения, выявление и предупреждение ДТП;
Производство дознания;
Противодействие терроризму, коррупции и экстримистской деятельности;
Экспертно-криминалистическое производство;
Сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;
Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
Полиция подразделяется на следующие структуры:
1. Главное управление собственной безопасности.
2. Главное управление вневедомственной охраны.
3. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.
4. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
5. Управление по организации дознания.
6. Главное управление по противодействию экстремизму
7. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.
8. Управление оперативно-розыскной информации.
9. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
10. Главное управление уголовного розыска.
11. Главное управление на транспорте.
12. Национальное центральное бюро Интерпола.
13. Оперативное управление.
14. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.
15. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
Заключение
В данном курсовом проекте было проведено исследование о правовом статусе, а также месте и роли полиции в системе правоохранительных органов Российской Федерации. На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод, чтополиция играет наиболее значимую роль в действующей системе правоохранительных органов Российской Федерации.
В ходе проделанной работы были обозначены основные направления деятельности полиции, а именно: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, иностранных граждан; противодействие преступности; охрана общественного правопорядка, собственности и обеспечение общественной безопасности;
Вышеперечисленные направления деятельности полиции скорректированы с учетом современных условий и формально закреплены в статье 2 закона «О полиции».
Также следует отметить, что правовой основой деятельности полиции является Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, международные договоры, общепризнанные принципы и нормы международного права, а состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений определяются Президентом Российской Федерации.
Статья 1. Полиция и ее назначение
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее – граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция имеет право применять меры государственного принуждения, в том числе физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, в пределах, установленных федеральным законом.
3. Состав и структура полиции определяются Президентом Российской Федерации.
2. Основные направления деятельности полиции в соответствии ФЗ «О полиции»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПОЛИЦИИ"
от 07.02.2011 N 3-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 28.01.2011)
(действующая редакция от 13.07.2015)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Назначение полиции
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.
Статья 2. Основные направления деятельности полиции
1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).
2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.
Статья 4. Организация полиции
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
1. Установить, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:
а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;
б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;
в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;
д) обеспечение безопасности дорожного движения;
е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;
ж) осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;
з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;
и) обеспечение собственной безопасности;
л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
м) охрана дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации;
н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;
о) сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации;
р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;
с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;
т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.
2. Установить, что перечень подразделений и служб полиции утверждается:
а) в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации - Президентом Российской Федерации;
б) в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации - Министром внутренних дел Российской Федерации.
3. Установить, что подразделения и службы полиции создаются, реорганизуются и ликвидируются:
а) в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на межрегиональном уровне (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "в" настоящего пункта) - Министром внутренних дел Российской Федерации;
б) в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "в" настоящего пункта) - руководителями соответствующих территориальных органов Министерства на региональном уровне на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих органов, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации;
в) в управлениях на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, линейных управлениях, отделах, отделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - начальниками соответствующих управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, начальниками линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на основе типовых структур, типовых штатных расписаний и в пределах нормативов штатной численности этих управлений, отделов, отделений, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. №250 "Вопросы организации полиции", перечень подразделений и служб полиции утверждается:
Президентом РФ - в центральном аппарате Министерства внутренних дел РФ;
Министром Внутренних дел РФ - в территориальных органах Министерства внутренних дел РФ.
Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. За выполнение возложенных на полицию обязанностей руководители указанных органов и подразделений несут ответственность.
В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Установлено, что в состав полиции РФ входят подразделения, службы и организации, на которые возлагаются следующие обязанности:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления и иных лиц в соответствии с законодательством;
прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях и административных правонарушениях;
выявление и устранение причин правонарушений и преступлений;
обеспечение общественного правопорядка и безопасности граждан;
обеспечение безопасности дорожного движения, выявление и предупреждение ДТП;
производство дознания;
противодействие терроризму, коррупции и экстримистской деятельности;
экспертно-криминалистическое производство;
сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;
государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
Полиция подразделяется на следующие структуры:
1. Главное управление собственной безопасности.
2. Главное управление вневедомственной охраны.
3. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.
4. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
5. Управление по организации дознания.
6. Главное управление по противодействию экстремизму
7. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.
8. Управление оперативно-розыскной информации.
9. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
10. Главное управление уголовного розыска.
11. Главное управление на транспорте.
12. Национальное центральное бюро Интерпола.
13. Оперативное управление.
14. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.
15. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
полиция сотрудник подразделение
1. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются:
1) правительством Российской Федерации;
2) Президентом Российской Федерации
3) руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. Контракт о службе в органах внутренних дел – это:
1) соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел, устанавливающее права и обязанности сторон
2) соглашение между Российской Федерацией и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел, устанавливающее права и обязанности сторон;
3) договор общества с гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел.
3. Согласно ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», полиция на место происшествия обязана прибывать:
1) по возможности в короткий срок, в случае отсутствия обстоятельств непреодолимой силы;
2) не позднее 15 минут после полученного сообщения о происшествии;
3) незамедлительно
4. Согласно ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», полиция обязана:
1) участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2) выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;
3) выявлять условия, способствующие совершению преступлений и административных правонарушений, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
5) все перечисленное.
5. Полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) участков местности:
1) по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего
2) по решению главы администрации;
3) по решению прокурора.
6. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат:
1) хранению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей
3) данный вопрос законом не регламентируется.
Каким нормативным правовым актом установлены принципы деятельности, права и обязанности полиции, особенности правового положения сотрудника полиции, порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия?
3) Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 941 «Об особенностях службы в полиции»;
4) все вышеуказанные варианты верны.
8. В период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций:
1) допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника
2) не допускается перемещение сотрудников из мест постоянной дислокации;
3) допускаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений только с согласия сотрудника