Понятие обязательств из неосновательного обогащения. Обязательства вследствие неосновательного обогащения

Проблема бытия в философии


1. Онтология как философское осмысление проблемы бытия. Генезис основных программ понимания бытия в истории философии


В современной философии проблема бытия остается предметом острых дискуссий и противоречивость программ понимания бытия свидетельствует как о многогранности и противоречивости самого бытия, так и об актуальности мировоззренческого значения онтологии в условиях техногенной цивилизации. В то же время основные подходы в дискурсе бытия неразрывно связаны с историко-философской традицией, являясь свидетельством преемственности и инноваций в осознании и объяснении фундаментальных философских проблем. Поиски метафизических оснований бытия в различных философских системах рождают несколько программ объяснения окружающего мира - материализм, идеализм, дуализм, плюрализм. Определение форм, типов, видов бытия, осознание своего места в нем М. Хайдеггер назвал поиском человеком своего дома, преодоление своей бездомности и осиротелости .

Начало теоретического осмысления проблем бытия заложила античная философия. Если натурфилософия искала предельные основания всего существующего в вещественном первоначале, «акмэ», то уже школа элеатов рассматривает бытие как обобщенную, философскую проблему, имеющую огромную значимость для человека античного мира. Парменид характеризует бытие следующим образом: бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет. [11, с. 127]. Аналогией бытия по Пармениду предстает шар, сфера, не имеющая пространственных границ. Сравнивая бытие со сферой, философ использовал сложившееся в античности убеждение в том, что сфера - совершеннейшая и прекраснейшая форма среди других геометрических фигур. При этом бытие тождественно не мышлению человека, а Логосу.

В пределах античного космоцентризма иное понимание бытия предложил Гераклит. Мир Гераклита - процесс непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий - огня, воздуха, воды и земли. Софисты перенесли акцент философского анализа с бытия природы на самого человека, как место обнаружения бытия. С их точки зрения, «человек есть мера всех вещей …существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» , именно человек, по мнению Протагора, определяет статус существования чего бы то ни было. Софисты впервые обнаруживают противоречивый характер самого бытия, а также проблему соотношения объективного и субъективного бытия. В философии Сократа бытие предстает как одна из категорий человеческого разума, имеющая общезначимый смысл и значение, достижимая посредством деятельности разума и логической аргументации. Идеи Сократа получили свое развитие в философской системе Платона, учение которого сконцентрировано на анализе бытия как одной из «эйдосов», для понимаемого таким образом бытия характерны совершенство и идеальность. «Истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи» .

В учении Платона «мир чувственных вещей» противопоставляется «миру истинного бытия». В основе философской системы Платона лежит учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе». Основой всякого бытия является «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, то есть множественность. К бытию не применимы признаки тождества, различия, подобия и т.д. О нем вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения, мышления. В этом источнике скрываются не только «идеи», или «эйдосы», вещей, то есть их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность, но и сами вещи, их становление.

В философии Аристотеля типы бытия обнаруживаются через взаимосвязь единичного и общего, формы и материи. У Аристотеля - форма есть неотъемлемая характеристика бытия, однако признается также нематериальная форма всех форм (Бог). С анализом бытия связано и учение о причинности в философии Аристотеля: - сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); - материя и подлежащее (субстрат) - то, из чего что-либо возникает (материальная причина); - движущая причина, начало движения; - целевая причина-то, ради чего что-либо осуществляется. При этом материя, будучи одной из первых причин есть начало пассивное (возможность стать чем-либо), активность же характерна для трех остальных причин. Для формы характерны вечность и неизменность, а источником всякого движения предстает неподвижное, но движущее начало - Перводвигатель. Бог Аристотеля - «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и явлений предметного мира.

Христианство развивает античное представление о тождестве бога и совершенства (блага, истины и красоты). При этом в христианской традиции обнаруживается принципиальное различие между божественным и сотворенным бытием, между Богом и миром, который сотворен им из ничего и поддерживается божественной волей. Человеку предоставлена возможность свободного движения к совершенному, божественному бытию. В теологической системе Фомы Аквинского иерархичность есть признак бытия, Бог и есть подлинное бытие. Все остальное - неподлинное бытие; мера же неподлинности определяется степенью причастности к бытию как таковому. Всецело актуально только бытие Бога.

Переход от теоцентризма к антропоцентризму в эпоху Возрождения порождает не только формирование новой картины мира, но и новые программы понимания бытия. В них бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности - натуралистически-объективистские концепции бытия, где природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, действующий сам по себе.

В философии Нового времени для объяснения онтологических проблем наряду с категорией бытие используется понятие субстанции. Спиноза сделал центральным пунктом своей онтологии тождество бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, и тем самым - как причину самой себя. Признавая реальность бесконечно многообразных отдельных вещей, он понимал их как совокупность модусов - единичных проявлений единой субстанции.

Для концепций Нового времени характерен субстанциальный подход к бытию, когда фиксируются субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат бытия, его предельное основание) и ее акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие, изменяемые. С разными модификациями все эти особенности в понимании бытия обнаруживаются в философских системах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, у французских материалистов.

Иной подход к трактовке бытия характерен для метафизики Декарта, в которой бытие определяется на пути рефлексивного анализа сознания, то есть анализа самосознания, или же на пути осмысления бытия сквозь призму человеческого существования, бытия культуры, социального бытия. Основная черта философского мировоззрения Декарта - дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей.

Если для Декарта свойственен дуализм, то Дж. Беркли отрицает существование материального бытия и выдвигает субъективно-идеалистическое положение «быть - это значит быть в восприятии».

В немецкой классической философии основной акцент анализа бытия переносится на почву метафизики в ее предельно рационализированном варианте. В критической философии И. Канта проблемы бытия первоначально рассматриваются в учении о «вещи-в-себе», и Кант утверждает, что ни апостериорное, ни априорное знание не могут выявить характеристики трансцендентного, это возможно только на путях транцендентальной математики и трансцендентальной диалектики, то есть философии. Тем самым Кант указывает на невозможность окончательного решения проблемы бытия, сущность которого непостижима.

В системе Г. Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная и весьма неопределенная ступень в восхождении духа к самому себе, от абстрактного к конкретному: абсолютный дух лишь на мгновение материализует свою энергию, а в своем дальнейшем движении и деятельности самопознания он снимает, преодолевает отчужденность бытия от идеи и возвращается к самому себе, так как сущность бытия составляет идеальное. Для Гегеля подлинное бытие, совпадающее с абсолютным духом, есть не косная, инертная реальность, а объект деятельности, полный беспокойства, движения и фиксируемый в форме субъекта, то есть деятельно. С этим связан и историзм в понимании бытия, который берет свое начало в немецкой классической философии.

Установка на рассмотрение бытия как продукта деятельности духа характерна и для философии конца XIX - начала XX веков. При этом по-новому истолковывается само бытие. Основная тенденция в развитии представлений о бытие совпадает с тенденцией развития научного знания, которое преодолевает как натуралистически-объективистскую трактовку бытия, так и субстанциальный подход к нему. Это выражается, в частности, в широком проникновении в научное мышление таких категорий, как функция, отношение, система и т.д. В отличие от классической, представители «новой онтологии» провозгласили идею отказа от метафизики, а само бытие толковали как обобщение понятия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей).

Принципиальная иная диалектико-материалистическая установка в трактовке бытия сформулирована в философии марксизма. Это в первую очередь относится не только к признанию безусловного приоритета бытия над мышлением, но и признания определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию. В своих работах К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин также показали, что отношение философов к проблеме бытия имеет ярко выраженную мировоззренческую окраску, так как может рассматриваться сквозь призму основного вопроса философии.

В концепциях экзистенциализма критикуется традиционный подход к бытию, основанный на рассмотрении бытия как сущего, субстанции, как чего-то извне данного и противоположного субъекту. Так, для М. Хайдеггера проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований человеческого существования. Экзистенциальная философия переносит основания бытия с окружающего мира на соотношение бытия и существования человека.

Новая программа понимания бытия, отражающая особенности социума и места в нем человека в условиях постиндустриального общества, характерна для философии постмодерна. В трудах философов-постмодернистов (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр) бытие трактуется как становление, подлежащее деконструкции. Мир бытия таков, каким он предстает в человеческой субъективности, а сам человек способен наполнить его «симулякрами».

Таким образом, все основные программы поиска метафизических оснований бытия в качестве доминирующего фактора выделяли либо мир, природу, либо человека, его душу и сознание, либо единство того и другого. Фактически, в этих подходах акцентируется проблема видов, типов и форм бытия, исследуемых с различных мировоззренческих позиций.


3. Основные формы бытия и их взаимосвязь


Мировоззренческий и гносеологический смысл проблемы бытия реализуется в различных программах исследования бытия. При этом категория бытия неразрывно связана с такими категориями как небытие, сущее, существование, объективность, субъективность, реальность. Статус философской онтологии в наши дни по-прежнему определяется взаимодействием философии и естествознания, философии и гуманитарных наук. При этом, следует отметить, что сам термин «онтология» сегодня используется и в прикладном значении: так, в теории искусственного интеллекта и информатике применяется понятие «онтология» по отношению к построению интеллектуальных систем.

В философской литературе выделяют бытие природное и социальное, бытие актуальное и потенциальное. Классификация различных модификаций бытия может осуществляться по различным основаниям. К типам бытия относят объективную и субъективную реальность. Объективная реальность - все, что существует вне нас и нашего сознания. Субъективная реальность - духовный мир человека, все, что относится к мыслям, чувствам, ощущениям, представлениям. Объективная реальность является предметом отражения субъективной, в свою очередь, содержание субъективной становится объективной в реальных действиях людей. С появлением компьютерных устройств формируется новый тип бытия - виртуальное бытие, которое в наши дни становится предметом исследования не только со стороны технических наук, но и философии. Все эти типы бытия разворачиваются на различных уровнях: актуальном и потенциальном.

Актуальное бытие - все наличное бытие, существующее в данном пространственно-временном континууме. При этом наряду с актуальным бытием наличествует и потенциальное, под которым понимаются возможные варианты дальнейшей актуализации бытия.

Кроме того, выделяяют такие формы бытия как природное и социальное бытие. Социальное бытие имеет свои отличительные особенности, поскольку разворачивается в социальном пространстве и времени, реализуется в деятельности людей и отличается многомерностью, вариативностью, единством объективного и субъективного.

Таким образом, можно выделить такие аспекты бытия как бытие вещей (тел), процессов, в котором обнаруживается бытие предметов, процессов, состояний природного характера и бытие вещей и процессов, сотворенных человеком.

Бытие человека также включает в себя как взаимодействие с другими людьми, так и взаимосвязь с вещами. Но доминирующим моментом по отношению к человеку предстает его собственная субъективность, его способность к рефлексии, выбор поступков и оценок, его уникальное и неповторимое бытие. Человеческая субъективность включает в себя бытие духовного (идеального), которое делится на персонализированное духовное, свойственное индивиду и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

В отличие от природного, бытие социального включает в себя индивидуальное бытие, то есть существование отдельного человека в обществе и в процессе истории и общественное бытие.

Таким образом, категория бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира, признавая его наличие, единство природного и социального, актуального и потенциального, материального и идеального.

Бытие природы наряду с объективностью характеризуется структурностью и системностью. Выделяют уровни организации неживой природы и живой природы. Уровни организации неживой природы представлены следующей иерархической системой: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследования). Уровни организации неживой природы: доклеточный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции (особи одного вида), биоценозы (совокупность всего живого на данном участке суши или водоема). Уровни организации природы, как правило, находятся в определенной соподчинительной связи друг с другом Более простой является основой последующих, но не сводится к ним. Все макротела состоят из молекул, сложные организмы содержат клетки и т.д. Этим уровням организации природы соответствуют определенные формы движения: физическое, химическое, биологическое и социальное.


4. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи


Проблема бытия неразрывно связана с решением основного вопроса философии и выбором монистической позиции: идеализма или материализма. Именно поэтому весьма значимую роль в философии и науке играет категория материи. В анализ материи как философской категории можно выделить два основных подхода: субстрактно-субстанциальный и атрибутивный.

Субстрактно-субстанциальный подход своими истоками уходит в античную философию, где впервые предпринимались попытки найти вещественное первоначало, «акмэ». Впоследствии в новоевропейской философии предпринимались попытки «наделить» материю физическими характеристиками. Так, в трудах П. Гольбаха наряду с самым общим пониманием материи как мира, воспринимаемого с помощью органов чувств, говорится о том, что материя обладает такими абсолютными свойствами, как масса, инерция, непроницаемость, способность иметь фигуру. Это значит, что главным принципом материальности признавалась вещественность, телесность окружающих человека предметов. Однако при таком подходе за пределами материальности оказывались такие физические явления, как электричество и магнитное поле.

Существовало и понимание материи как субстанции, что особенно характерно для философии Б. Спинозы. Субстанция - это не мир, окружающий человека, а нечто, стоящее за этим миром, обусловливающее его существование. Субстанция обладает такими атрибутами, как протяжение и мышление. При этом оставалось, однако, непонятно, как связана единая, вечная, неизменная субстанция с миром изменяющихся вещей.

Ограниченность понимания материи в этом ракурсе явилась следствием кризиса методологических оснований физики на рубеже XIX и XX вв. Как известно, наиболее значительным достижением философии марксизма было открытие материалистического понимания истории. Общественное бытие, согласно этой теории, определяет общественное сознание. Однако экономические отношения лишь в конечном счете определяют функционирование и развитие общества; общественное сознание, идеология относительно самостоятельны и также влияют на социальное развитие. Этим марксистская теория отличается от «экономического детерминизма». В марксистской теории как бы расширяются границы материальности, к которой относятся не только сами предметы с их вещественностью и телесностью, но также свойства и отношения (не только огонь, но и свойство теплоты, не только сами люди, но и их производственные отношения и т.д.). Именно в этом состоит вклад марксизма в понимание материи, который в современной философии недостаточно исследован, а иногда и просто замалчивается.

Понимание материи как объективной реальности, существующей независимо от человека и не тождественной совокупности его ощущений, способствовало преодолению созерцательности предшествующей философии. Это вызвано анализом роли практики в процессе познания, которая позволяет выделять новые предметы и их свойства, включенные на данном этапе исторического развития в объективную реальность.

Особенность такого понимания материи состоит в том, что материальными признаются не только телесные предметы, но также свойства и отношения этих предметов. Стоимость материальна, потому что это количество общественно необходимого труда, затраченного на производство продукта. Признание материальности производственных отношений послужило основой материалистического понимания истории и исследования объективных законов функционирования и развития общества.
Можно попытаться найти определенные границы применения таких категорий, как «бытие» и «материя». Во-первых, бытие более широкая категория, так как она охватывает не только объективную, но и субъективную реальность. Во-вторых, бытие и материя могут использоваться для разграничения сущего и существующего (являющегося). Тогда существующее может быть представлено как объективная реальность, осознанная человеком в процессе его деятельности.
В современной методологии научного познания важное место занимают такие понятия, как «физическая реальность», «биологическая реальность», «социальная реальность». Речь идет об объективной реальности, которая становится доступной человеку в определенной сфере его деятельности и на определенном этапе исторического развития. Таким образом, понятие «материя» прошло несколько этапов в развитии философской мысли. I этап - наглядно-чувственного представления, когда основой сущего выступали различные стихии - вода, «апейрон», воздух, огонь.

II этап - это этап атомистического представления о материи, когда вещество сводилось к атомам. В античности этих взглядов придерживались Левкипп и Демокрит, а в Новое время - Гассенди, Ньютон, Гольбах, Ломоносов и др.

III этап связан с кризисом естествознания на рубеже Х1Х-ХХ вв. и с формированием гносеологического понимания материи.

IY этап в развитии понятия материи связан с ее трактовкой как субстанции. В наше время гносеологическое и субстанциальное представления о материи являются основными, дающими о ней необходимую исходную информацию.

Гносеологическое понимание материи было дано В.И. Лениным, который выступил против отождествления материи с веществом и смешения философской категории материи с учением о строении материи. Он писал, что «понятие материи … не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им» . Обобщая открытия в естествознании и развивая марксистское учение о материи, В.И. Ленин дал следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» .

При субстанциальном подходе к материи ее рассматривают как систему атрибутов, т.е. вечных, неотъемлемых свойств. При этом материю связывают с такими свойствами, как субстанциальность, неисчерпаемость, принципиальная неуничтожимость, движение, пространство, время.

Категория материи, понимаемая как субстанция, не тождественна по содержанию тому понятию материи, которое используется в гносеологическом плане при решении основного вопроса философии. Если в рамках гносеологии материя выступает в качестве первичного потому, что она не есть сознание, то материя, рассматриваемая как субстанция, включает в себя и сознание в форме одного из своих определений. Не случайно Маркс писал, что «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

В этой мысли Маркса примечательно то, что идеальное относительно материального есть не что-то другое, а именно материальное, но взятое в особой форме. Однако эта специфическая форма и составляет особую природу идеального, так что противопоставление материи и сознания и в рамках содержания категории «субстанция» остаётся, но уже в снятом виде. Иначе говоря, при субстанциальном подходе акцент делается на моменте единства материального и идеального, в целом - на материальном единстве существующего мира. В этом как раз и заключается принципиальное различие категории материи, фигурирующей в решении основного вопроса философии, и категории материи, взятой в качестве субстанции. «Понятие субстанции является конкретизацией онтологического аспекта категории «материя», фиксирующего её внутреннюю связь с движением. Там же, где движение становится отправным пунктом философского анализа, выделенные мыслью противоположности материи и сознания не могут больше рассматриваться в качестве застывших и не имеющих связи полярностей. Категория субстанции по самой своей сути есть категория диалектики, но такая, через которую осуществляется теоретический синтез диалектики и материализма . Материя как причина самой себя предстаёт подлинно абсолютной, ни от чего не зависимой реальностью. Поскольку все конкретно взятое бытие, бесконечное в своих многообразных формах, не имеет в самом себе оснований для собственного существования, постольку оно выступает преходящим состоянием субстанции, тем, что порождается последней и поэтому по своей природе является модусом субстанции. Признание же того, что материя заключает в себе основание для собственного существования и существования всех данных реальностей, исключает возможность признания существования двух и более субстанций. Охватывая собой все сущее в форме единого, материя выступает как то, за пределы чего невозможно выйти. Определению субстанции противоречит идея о множественности субстанций. Из него следует, что при наличии двух субстанций ни одна из них не является на самом деле таковой. Несостоятельность дуализма в философии изначально коренится именно в данном логическом пункте понимания материи как субстанции.

Рассматривая материю как субстанцию, мы тем самым осмысливаем её не только как сущность, но и как существование, не только как объект, но и как «субъект всех своих изменений».

Поэтому в рамках субстанциального подхода к реальному миру противоположность материи и сознания предстаёт в форме соотношения материального и идеального, которые на уровне субстанции имеют один и тот же онтологический статус, ибо каждое из них выражает бытие материи.

Поскольку субстанция для самой себя выступает и как сущность, и как существование, то её самореализация происходит в двух типах определения - в атрибутах и модусах. Первые представляют собой определения её как сущности, которые поэтому обладают характером всеобщности и необходимости. Вторые представляют собой определения её как существования, связанного с единичным и случайным проявлением её всеобщей сущности.

Объективная логика развёртывания атрибутов субстанции в процессе её самореализации должна быть положена в основу построения целостной системы категорий философии. При этом надо учитывать, что на уровне философской теории эта логика непосредственно отражается в содержании и строе соответствующих философских принципов. Поэтому для того, чтобы иметь необходимую ясность по вопросу о структурных связях философских категорий, надо прежде всего разобраться в исходных принципах философии и их соотношении.

Категория субстанции по сравнению с категорией «материя» - это конкретное понятие, так как его содержание сформировано посредством синтеза ряда определений, а именно абстракций материи и движения. На уровне категории «субстанция» материя раскрывается в аспекте тождества различенного, как единство многообразного. Поэтому в логике концептуального развертывания теории философского материализма категория субстанции появляется после того, как происходит фиксация и раскрытие содержания категорий «материя» и «движение».

Чтобы быть субстанцией, материя должна обладать следующими особенностями: материя должна вести «независимое» существование, быть «причиной самой себя»; материя должна объяснить существование мира - вещей, человека, общества, природы, явлений культуры; материя должна ответить на вопрос о причинах изменений, происходящих в мире (возникновение, исчезновение, трансформация в процессе взаимодействия); материя обязана решить вопрос о единстве существующего, о возможности познания этого существующего; должна быть сама как-то связана с этим миром, должна быть «родственна ему».


5. Атрибуты материи: движение, пространство, время. Пространственно-временная организация материального мира


В истории философии проблема соотношения материи и движения являлась предметом ожесточенных дискуссий и споров., в ходе которых неоднократно предпринимались попытки оторвать движение от материи или материю от движения. И тот и другой пути неизбежно вели к идеализму.

Последовательный идеализм сводит движение вещей к движению божественных или человеческих мыслей, представлений, ощущений. Так, если подобно Гегелю рассматривать мир как воплощение абсолютной идеи, то движение мира оказывается движением этой идеи, мыслительным процессом, происходящим где-то вне человеческой головы во вселенских масштабах.

Если вместе с Беркли видеть в вещах лишь ощущения человека, то источником движения вещей придется считать сознание субъекта. К идеализму приводит не только отрыв движения от материи, но и материи от движения. Метафизический материализм может принимать существование материи (хотя бы временно, до «первого толчка») без движения, т.е. считать материю косной, инертной, неактивной. Однако такой отрыв материи от движения ведет его представителей к поискам источника движения вне материи, к «первотолчку», приводящему ее в движение. В Х1Х в. Е. Дюринг утверждал, что мир первоначально находился в «самому себе равном состоянии», а затем по неизвестной причине пришел в движение. Тем самым открывалась дверь религии, поскольку привести покоящийся мир в движение могла только божественная сила.

Представления о том, что движение вносится в материю извне, находятся в противоречии с данными естествознания, например, с законом сохранения и превращения энергии. В конце Х1Х в. среди части естествоиспытателей возникла идеалистическая философская концепция под названием «энергетизм». Суть «энергетизма» заключалась в попытке мыслить движение без материи. При этом реальное существование материи отрицается а под движением понимается движение мыслей.

Коренная идея материализма о неразрывности материи и движения была высказана в XYIII в. Д. Толандом в тезисе: «Материя не существует без движения, как и движение без материи». Ф. Энгельс выразил эту мысль более точно, указав не только на неотделимость движения от материи, но и на характер их взаимного отношения, определив движение как «способ существования материи».

Движение, как и все явления в мире, противоречиво. Оно есть единство противоречивых тенденций: изменчивости и устойчивости. К основным свойствам движения относятся: объективность, абсолютность, противоречивость. По мнению Ф. Энгельса: «Движение, в применении к материи, - это изменение вообще» . Он неоднократно подчеркивал, что познание материи невозможно без познания форм ее движения: «Раз мы познали формы движения материи, то мы познали самое материю» . Ф. Энгельс придал тезису о неразрывности материи и движения новый вид: качественно различным видам материи соответствуют свои, особые, качественно различающиеся между собой формы движения материи. Исходя из этого принципа, он предложил классификацию форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и общественную.

В дальнейшем количество этих критериев было значительно увеличено. Было доказано, что все формы движения материи качественно отличаются друг от друга. Во-первых, каждая из них характеризуется определенным материальным носителем (атом, молекула, белок), во-вторых, характером взаимодействия (притяжение и отталкивание, обмен веществ), в-третьих, они отличаются по принципу отражения (механическое, биологическое, социальное), в-четвертых, по наличию науки, изучающей соответствующую форму движения материи. При этом признается, что более сложная форма движения материи развивается из простых, переходящих друг в друга.

Диалектико-материалистическое учение о материи вскрывает пороки как механицистов, сводивших высшие формы движения материи к низшим (например, социальную к биологической), так и виталистов, отрицавших связь между ними.

В современных философских источниках классификация форм движения материи была значительно модернизирована и дополнена новыми формами движения материи. В частности, был выявлен ряд физических форм движения материи, также такие самостоятельные формы движения как геологическая и географическая.

О сущности пространства и времени люди задумывались уже на ранних этапах своего развития. При этом постоянно ставился такой вопрос: являются ли пространство и время самостоятельными сущностями или же они только сопутствуют чему-то? При ответе на этот вопрос в истории философии сложились два самостоятельных направления: субстанциональное и реляционное.

Представители субстанционального направления рассматривали пространство и время как самостоятельные, независимые от материи и сознания особые сущности. У Аристотеля, например, пространство ограничено сферой неподвижных звезд, за ними - божественное небо, неподвижное, вечное, пребывающее вне времени и пространств, и приводящее все в движение. Для древнегреческих атомистов Демокрита и Эпикура пространство представлялось неким вместилищем для атомов и отождествлялось с пустотой. Его считали абсолютным, однородным и неподвижным, а время - протекающим равномерно. Эти идеи, разделявшие материю, движение, пространство и время на самостоятельные субстанции, были развиты затем в классической механике Ньютона и имели широкое распространение вплоть до перехода науки на этап неклассической стадии. С появлением теории относительности А. Эйнштейна общепризнанной стала взаимосвязь материи, пространства, времени и движения. Пространство и время являются формами существования материи, а движение - способ ее существования.

Представители второго, реляционного направления понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как особые отношения между объектами и процессами существующего мира. Вне этих отношений пространство и время не существуют. Такой точки зрения придерживался Г. Лейбниц, а также К. Маркс и Ф. Энгельс.

Другим направлением исследования пространства и времени является выяснение характера их бытия, т.е. имеют ли они объективный характер или же проистекают из особенностей нашего сознания и по своей природе субъективны. В этой связи можно в определенной степени говорить о материалистическом и идеалистическом их понимании.

Идеалистические взгляды на пространство и время связаны с отрицанием их объективной природы и признанием их зависимости от различных форм сознания, которые так или иначе выступают первопричиной их существования. Например, представители субъективного идеализма (Беркли, Юм, Мах) рассматривают пространство и время как формы индивидуального сознания. Для Юма они существуют только в восприятии, а для Канта они выступают как априорные, данные до опыта формы чувственного созерцания.

Объективные идеалисты, которые исходят из догмы о творении мира духовной силой, считают пространство и время также порождением бога. В философии Гегеля пространство появляется только на определенной ступени развития абсолютной идеи, при переходе ее в свое инобытие, при порождении ею природы. Материалисты считают, что пространство и время - это объективные и всеобщие формы существования материи. Однако в рамках материализма мы должны различать взгляды метафизического и диалектического материализма. Ряд философов-материалистов и естествоиспытателей (Демокрит, Ньютон), признавая объективное существование пространства и времени, считали, что они существуют сами по себе, независимо от материи.

Пространство, по их мнению - это чистая протяженность, а время - чистая длительность, в которые как бы «погружены», «помещены» материальные объекты. Этот взгляд одним из первых высказал Демокрит: «в действительности же существуют только атомы и пустота». Здесь пустота, т.е. «чистое» пространство, наделяется субстанциальностью и мыслится наряду с атомами как единственно существующее в действительности.

Абсолютное пространство и время существуют, по Ньютону, не только самостоятельно, независимо от материальных процессов, но и независимо друг от друга.

Важнейшее значение для развития философских взглядов на пространство и время имеет теория относительности. Частная теория относительности доказывает взаимосвязь пространства и времени, а общая теория относительности - связь пространства и времени с материей. В общей теории относительности пространственно-временной континуум лишается абсолютности. Суть теории относительности по мнению ее автора, А. Эйнштейна такова: «раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы, Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время» .

Философское значение общей теории относительности состоит в доказательстве положения о наличии глубокой внутренней связи между материей и такими ее основными формами существования, как пространство, время, движение. Следует иметь в виду, что каждой форме движения материи присущи свои специфические пространство и время. Говорят, например, о физическом, химическом, биологическом, социальном пространстве и времени, а также геологическом и географическом. Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом. Прежде всего не утратит своего значения принцип развития применительно к анализу форм движения материи. Он позволяет систематизировать их в соответствии с реальным процессом эволюции материальных систем в направлений от простого к сложному, от низшего к высшему, от простейших процессов механического перемещения до процессов, происходящих в человеческом обществе.

По-прежнему важную роль играет принцип связи каждой формы движения с определенным материальным носителем или точнее, с набором определенных материальных носителей.

Остается актуальным принцип генетической и структурной обусловленности высших форм движения материи низшими. Ведь всякая высшая форма движения возникает на основе низшей, включает ее в себя в снятом виде. Это, по существу означает, что структуры, специфичные для высшей формы движения, могут быть познаны только на основе анализа структур низших форм. И, наоборот, сущность формы движения низшего порядка может быть познана только на основе знания содержания высшей по отношению к ней формы движения материи.

Пространство - философская категория для обозначения взаиморасположенности и размерности материальных объектов. Свойства: несотворимость и неуничтожимость, объективность, трехмерность, единство прерывности и непрерывности, взаимосвязь с материей, временем, движением. Время - философская категория для обозначения длительности и последовательности существования материальных объектов. Свойства: объективность, Понятие пространственно-временного континуума. Основные моменты атрибута пространства - место и положение. Основные моменты атрибута времени - длительность и мгновение. однонаправленность. Необратимость, взаимосвязь с пространством, движением, материей.

Важнейшим свойством материи и материальных образований является их системная организация. Система(от греческого - целое, составленное из частей) - это комплекс взаимодействующих элементов, или, что одно и тоже: отграниченное множество взаимодействующих элементов.

Практически любой, материальный и идеальный объект можно представить как систему, для этого необходимо выделить в нём его элементы (элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения, выявить структуру объема (совокупность устойчивых отношений и связей между элементами) и зафиксировать его характеристику единого в своей основе образования. При таком подходе обнаруживается, что все системы делятся на целостные и суммарные. Целостная система - это такая, в которой все ее элементы не могут существовать изолированно друг от друга. Утрата или изъятие хотя бы одного ее элемента приводит к разрушению системы в целом. Целостными системами являются, например, солнечная система, молекулы воды (Н2О), поваренной соли (NaCl), симбиозы в органической природе, производственная кооперация в экономической сфере общественной жизни и т.п.

Отличительной особенностью целостной системы является несводимость ее качества к простой сумме качеств составляющих ее элементов. Суммативные системы - это системы, качество которых равно сумме свойств, составляющих ее элементов, взятых изолированно друг от друга. Во всех суммативных системах, составляющие ее части могут существовать сами по себе автономно. Примером таких систем могут быть куча камней, скопление машин на улице, толпа людей. Понятно, что об этих совокупностях нельзя сказать, что они бессистемны, хотя их системность выражена слабо и близка к нулю, поскольку ее элементы обладают значительной независимостью по отношению друг к другу и к самой системе, да и связь этих элементов зачастую носит случайный характер.

Системный подход или, системное исследование материальных объектов предполагает не только установление способов описания отношений и связей (структуры) этого множества, элементов, но - что особенно важно - выделение тех из них которые являются системообразующими, т.е. обеспечивают обособленное функционирование и развитие системы. Системный подход к материальным образованиям предполагает возможность понимания рассматриваемой системы более высокого уровня. Для системы обычно характерна иерархичность строения - последовательное включение системы более низкого уровня в систему более высокого уровня. Значит, отношения и связи в системе при определенном ее представлении сами могут рассматриваться как ее элементы, подчиняющиеся соответствующей иерархии. Это позволяет строить различные, не совпадающие между собой, последовательности включения систем друг в друга, описывающие исследуемый материальный объект с разных сторон.

В свете развития синергетического подхода предметом исследования становятся как закрытые системы, так и динамические неравновесные системы. Последние являются темой изучения в исследовательских программах Г. Хакена и И. Пригожина. «В обоих случаях за основу берутся представления об открытых, далеких от равновесия системах, обладающих свойствами эмерджентного (инновационного) поведения. Различие, однако, в том, что исследовательская программа Г. Хакена делает акцент на «пространственном» измерении синергетики как коммуникации посредством формирования в хаотической структуре некоего гештальта - параметра порядка, циклически подчиняющего себе все другие компоненты ее поведения. Что же касается Пригожина, то его программа делает упор на сюжетах «переоткрытия времени», «нового диалога человека с природой»… При этом понятие сложности присутствует и у Хакена, и у Пригожина, но присутствует скорее в качестве открытой проблемы, открытой сети возникающих вопросов» . Следовательно, и в синергетике, становящейся концепцией развития в естественных науках, возникают проблемы объяснения и интерпретации философских аспектов структурности материального мира. «Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности и сложности. Долгое время в западной науке доминировала механистическая картина мироздания. Ныне мы сознаем, что живем в плюралистическом мире» . В современной фундаментальной науке, равно как и в виртуальной реальности, следовательно происходит переосмысление привычных содержательных характеристик пространства и времени, усиливается методологическая значимость онтологических проблем.


Заключение

философский бытие метафизический наука

Из всего изложенного можно сделать следующие выводы: проблема бытия в современных условиях не только не утрачивает своего значения, но и приобретает новые аспекты. Если первоначально бытие рассматривается с позиций поиска метафизических оснований мироздания, то в процессе развития философского знания выявляется мировоззренческое, гносеологическое и методологическое значение онтологических проблем.

С позиций мировоззренческого значения данная проблема является водоразделом между материализмом и идеализмом, монизмом и дуализмом. С позиций гносеологического значения - демаркационной линией между объективностью и субъективностью. С позиций методологического значения - основанием пересмотра содержательных аспектов таких фундаментальных категорий философии как пространство, время, формы движения материи. На наш взгляд эти процессы вызваны тем обстоятельством, что смена мировоззренческой парадигмы и переход к новой научной картине мира, становление нового типа рациональности влекут за собой и трансформации подходов к осмыслению фундаментальных проблем бытия. В исторического развития философские концепции бытия человека и мира прошли от космоцентризма через теоцентризм к антропоцентризму. Но сегодня происходит становление нового синергетического, основанного на идеях коэволюции и глобального эволюционизма подхода к интерпретации проблемы бытия как мира, так и человека.

Признания универсальности и уникальности человека недостаточно в мировоззренческом плане, если оно не дополняется признанием универсальности и уникальности окружающей природной среды и искусственно созданного информационного пространства как форм актуализации бытия.


Список литературы


1.Античная философия. Энциклопедический словарь. /Под ред. П.П. Гайденко, М.А. Солоповой, - М., 2008.

2.Аршинов, В.И. Синергетика конвергирует со сложностью / В.И. Аршинов // Вопросы философии, - 2011. - №10. - С. 18 - 31.

3.Губин, В.Д. Философия: актуальные проблемы / В.Д. Губин, - М., 2009.

4.Дынин, Б.С. Онтологическая диалогичность мира: признание трансцендентного / Б.С. Дынин // Вопросы философии, - 2010. - №6. - С. 38 -52.

5.Кучевский, В.Б. Анализ категории «материя» / В.Б. Кучевский, - М., 1983.

6.Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч. В 55т. / В.И. Ленин. - М., 1963. - Т.18

7.Лосев, А.Ф., Тахо-Годи, А.Т. Платон. Аристотель / А.Ф. Лосев, А.Т. Тахо-Годи, - М., 2009.

8.Степин, В.С. Философия в современной культуре. Новые перспективы. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии, - 2004. - №3. - С. 14 - 21.

9.Пригожин, И., Стенгерс, И. Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени / И. Пригожин, И. Стенгерс - М., 2005.

10.Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер, - М., 1993.

11.Яковлева, Л.В. Хрестоматия по западной философии. Античность. Средние века. Возрождение. / Л.В. Яковлева - М., 2003.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?

Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям.

Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч.ontos – сущее + logos – учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий.

Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия.

В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.

Философское учение о материи

Исторические представления о материи: - субстратная (кладка, основа) Субстрат философии - общая материальная основа всех процессов и явлений. Концепция возникла в античности(милетская школа, Гераклит). Суть – материя отождествляется с несотворимыми, неуничтожимыми природными элементами (вода, воздух, земля, огонь). - субстанциональная(от лат. = сущность). Субстанция – то что существует само по себе и не зависит ни от чего другого. Первоначально субстанция понимается как вещество из которого состоят вещи. В Средние века – это Бог, в Новое время проблему субстанции поставил Декарт. Он выделял 2 субстанции – мыслящую(социальное) и протяженную(материя). Эта концепция называется дуализм. Спиноза – протяженность и мышление являются атрибутами единой телесной субстанции, первопричины. - диалектический материализм Материя –философская категория для обозначения объективной реальности, кот. дана человеку в его ощущениях, нельзя определить через имеющиеся категории, нельзя подвести под более общее понятие. Материя несотворима и неуничтожима, перебывает в состоянии движения, существует в пространстве и времени. Фундаментальным свойством материи является возможность быть отражаемой. Высшей степенью отражения материи является сознание. В современной научной картине мира выделяют следующие типы материальных систем и соответствующие уровни материи: 1 уровень – неживой материи – элементарные частицы(атомы, молекулы), геологические системы, планеты, звезды.2 уровень – живой материи – ДНК, РНК, белки, клетки, биоценозы. 3 уровень – социально-организованных материальных систем – человек, семья, объединения и организации, классы, нации, человечество в целом. Атрибутом материи является движение – это всякое изменение. Выделяют два типа движения материи: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.- тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Так же выделяют несколько форм движения материи (Энгельс): механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. (связь биологических процессов с психо-физико-химическими реакциями – вмешательство сознания = Эффект плацебо) Неотъемлемой формой существования материи является пространство и время. В истории философии, существовало 2 основных подхода к определению сути пространства и времени: - субстанциональная. Родоначальники – Демокрит, Платон. Пространство и время это самостоятельные субстанциональные сущности. Пространство – это пустое вместилище совокупных атомов. Время – это чистая длительность, равномерно текущая из прошлого в будущее является вместилищем событий. - реляционная. Пространство и время это не самостоятельные сущности, а система отношений, образуемая взаимодействующими субъектами (Аристотель).Обе эти концепции не отрицают объективного (не зависимого от нашего сознания) существования пространства и времени. Существует точка зрения, что пространство и время это субъективные формы в которых человек упорядочивает свои чувственные впечатления (Кант, Беркли, Юм, Мах) – зависят от принимающего субъекта - 3х мерное зрение человек, 2х мерное таракан.Новое время 17-19 вв – ньютоновские представления о пространстве и времени, а именно «ньютоновское пространство» - неподвижное, непрерывное, однородное, 3-х мерное вместилище материи, а время – однородная, равномерная, вечная неизменная длительность. В начале 20 в. появилась теория относительности Эйнштейна – она показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и величины взаимодействующих материальных систем (вблизи больших объектов время течет медленнее). В современной картине время и пространство не разделяют, и имеет место пространственно-временной континуум (4х мерность).В современной материальной философии, пространство – форма бытия материи, которое выражает ее протяженность, структурность, взаимодействие. Время – это форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов и смену их состояний. Время (Бердяев): - космическое, исчисляется математически, с ним связаны календарь, часы и их символом является круг. - историческое, может исчисляться математически, но каждое событие в нем неповторимо, символ => к новизне. - экзистенциальное, не исчисляется матем,его течение зависит от напряженности переживаний и символизируется глубиной.

ПОНЯТИЕ ОНТОЛОГИИ

Для полного осмысления онтологии, ее проблем и этапов становления, следует вначале дать само понятие слова онтология. Онтоломгия -- учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. Проще говоря, онтология - это наука о бытие.

Сам термин онтология был введен Рудольфом Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» (Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Francofurti), и чуть позже Иоганом Клаубергом в 1656 году в работе Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia, предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Христианом фон Вольфом.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство,время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Вопросы онтологии -- это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду.

онтология бытие материализм философия

ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Проблема бытия в античное время

Осознание бытия как некоей проблемы, которая нуждается в разрешении, было впервые осуществлено в философии элейской школы античности (VI--V вв. до н.э.).

Ее признанный глава -- Парменид обнаружил, что логика осмысления категории «бытия» неотвратимо приводит к весьма необычным выводам. Ход его рассуждений можно представить примерно так.

Бытие -- это все то, о чем можно сказать: «это есть» или «это существует». А небытие есть? Если признать, что «небытие есть», то мы получим логическую ошибку: то, чего нет (небытие) -- есть?! Чтобы ее избежать, надо просто лишить «небытие» статуса существования. Поэтому единственным логически верным вариантом соотношения бытия и небытия может быть только суждение: «бытие есть, небытия нет» (то, что есть -- существует; то, чего нет -- не существует).

Но если небытия нет, то ничто не может ни возникнуть (из небытия), ни исчезнуть (уйти в небытие). А если ничто не возникает и не исчезает, то, следовательно, ничего не изменяется, т.е. не движется. Бытие неизменно и неподвижно! Аналогичным образом выводятся и другие характеристики бытия: оно едино (не множественно) и неделимо.

Выводы Парменида остроумно подтвердил его ученик Зенон Элейский. В своих многочисленных апориях он показал, что нельзя мыслить движение, множественность, делимость и прочие привычные характеристики бытия непротиворечивым образом. На сколько частей можно разделить любой отрезок? Вроде бы на бесконечное количество, ведь предела делимости не видно. Но отрезок-то конечен! Как же конечный отрезок может состоять из бесконечного количества частей? Получается чудо конечной бесконечности, сосчитанной бесчисленности. Но это есть логическое противоречие и, чтобы его снять, необходимо признать (по логике элеатов) неделимость, а значит, и единство (не множественность), и неизменность бытия.

А как же быть с тем, что мы реально видим и чувствуем в окружающем нас мире, где все прекрасно движется и делится без проблем? Выходит, что мир совсем не такой, каким мы его воспринимаем? Да нет, вообще-то он именно такой. Но он по сути своей не такой. Сущность мира, его бытие, т.е. то, что позволяет ему существовать, радикально отличны от чувственно воспринимаемого его облика. И это настоящее, подлинное бытие мира открывается только в мышлении. А это значит, что природа его идеальна, оно в чем-то сродни нашему мышлению, составляет его абсолютную основу.

Парменидовское «бытие» выглядело довольно необычно. Такая трактовка не могла не вызвать возражений и выдвижения конкурирующих концепций. Но исходный пункт рассуждений уже не оспаривался: подлинное бытие не дано человеку непосредственно; оно скрыто, отлично от повседневной реальности и постижимо только силой абстрактного мышления.

Античные оппоненты Парменида не согласились, прежде всего, с отрицанием небытия. Без него мир неполон, несовершенен, незакончен. Одно из самых удачных решений поставленных элеатами проблем нашел Демокрит. Он провозгласил атомы -- мельчайшими неделимыми частицами. Поскольку атом, по определению, неделим, то предел делимости существует, и конечный отрезок нельзя делить до бесконечности (а только до атома). Поэтому и множественность, и делимость, и движение можно мыслить без противоречия. Бытие едино (состоит из одних и тех же атомов) и множественно одновременно (поскольку из различных сочетаний атомов рождаются разные вещи). Бытие есть (это атомы), но и небытие тоже есть -- это пустота, в которой движутся атомы. Так родилась одна из самых глубоких и эвристичных материалистических концепций бытия.

Иное решение проблемы бытия было предложено Платоном. Единство, неделимость, неизменность он нашел в мире идей. Значит, идеи (эйдосы) -- это и есть подлинное бытие. А все то, что движется, изменяется, возникает и исчезает, т.е. материальный мир, -- это небытие. Таким образом, Платон не только сохранил парменидовские характеристики бытия (вечность, абсолютность, неизменность и пр.), но и сумел связать мир идеального бытия с привычным нам миром вещей. Идеи присутствуют в вещах, выполняют функции образца, цели и понятия вещи. Чтобы объяснить вещь, надо найти ее идею, иначе говоря -- понятие, т.е. то общее, устойчивое, постоянное в ней, что дано только разуму, а не чувствам. Значит, только он в состоянии «схватить» сущность вещей; за изменчивым и разнообразным материальным миром разглядеть нечто постоянное, абсолютное, единое, т.е. реальное бытие.

Такое же резкое противопоставление чувственно воспринимаемого сверхчувственной реальности бытия свойственно и концепции Плотина -- наиболее крупной фигуры поздней античной философии. Плотин иерархизировал бытие, объявив его высшей ступенью некое «Единое» (Благо), в котором исчезают все мыслимые различия. При этом оно оказывается не только базовой, но и творческой силой нашего мира, проявляющей свою природу в последовательном сотворении всех «этажей» реальности, в том числе и самых низших -- материальных.

Постановка античной философией проблемы бытия и поиски ее решения имели решающее значение для формирования ментальности западноевропейской цивилизации. Результатом усилий античных философов в этом плане были следующие мировоззренческие установки.

  • 1. Видимый, чувственно-материальный мир скрывает за собой некий абсолют, представляющий истинную суть бытия. В нем воплощены все «предельные» характеристики нашего мира: необходимость, единство, упорядоченность, совершенство, гармония, истина и пр.
  • 2. Подлинное бытие постижимо исключительно разумом. Только сила абстракции в состоянии воспроизвести хотя бы некоторые черты лишенного наглядности абсолюта. Поэтому данную человеческую способность надо всячески поощрять и развивать.
  • 3. Если в человеческих абстракциях, понятиях «просвечивает» суть бытия (единство, неизменность, неделимость и т.д.), значит, они не произвольны, не чисто субъективны, но являются объективными мыслительными формами, имеющими всеобщее содержание. Поэтому оперирование ими способно приводить к истине и без опоры на чувственно-материальный опыт.
  • 4. Если истинное бытие радикально отличается от привычного нам материального, значит, наше земное существование неистинно, несовершенно. И, следовательно, его хорошо бы изменить, переделать во имя стремления приблизиться к подлинному, настоящему бытию.

Бытие от Бога

Таким образом, античное решение проблемы бытия задало крупные мировоззренческие и ценностные ориентиры последующим эпохам.

Осознание бытия как некой проблемы, которая нуждается в разрешении, было впервые осуществлено в философии элейской школы античности (VI-V вв. до н.э.). С тех пор эта проблема находилась в центре внимания различных философских школ. Но трактовка ее, естественно, менялась от эпохи к эпохе. Здесь же мы сформулируем общие мировоззренческие итоги рассмотрения проблемы бытия в основных исторических типах философствования.

Античная философия о проблеме бытия: постановка античной философией проблемы бытия и поиски ее решения имели решающее значение для формирования ментальности западноевропейской цивилизации. Результатом усилий античных философов в этом плане были следующие мировоззренческие установки.

  • - Видимый, чувственно-материальный мир скрывает за собой некий абсолют, представляющий истинную суть бытия. В нем воплощены все «предельные» характеристики нашего мира: необходимость, единство, упорядоченность, совершенство, гармония, истина и пр.
  • - Подлинное бытие постижимо исключительно разумом. Только сила абстракции в состоянии воспроизвести хотя бы некоторые черты лишенного наглядности абсолюта. Поэтому данную человеческую способность надо всячески поощрять и развивать.
  • - Если в человеческих абстракциях, понятиях «просвечивает» суть бытия (единство, неизменность, неделимость и т.д.), значит, они не произвольны, не чисто субъективны, но являются объективными мыслительными формами, имеющими всеобщее содержание. Поэтому оперирование ими способно приводить к истине и без опоры на чувственно-материальный опыт.
  • - Если истинное бытие радикально отличается от привычного нам материального, значит наше земное существование неистинно, несовершенно. И, следовательно, его хорошо бы изменить, переделать во имя стремления приблизиться к подлинному, настоящему бытию.
  • - Бытие от Бога в средневековой философии: Средневековая метафизика по сравнению с античной стали довольно плоской и прямолинейной. Зато более цельной и однозначной. Кроме того, европейские средневековые представления об иерархии бытия в итоге дали и весьма существенные в плане последующего развития результаты:
  • - оправдывая тезис о создании человека «по образу и подобию» Бога, средневековые схоласты вырыли настоящую пропасть между человеком и природой; именно в эту эпоху складывается убеждение в том, что человек - «царь природы», «венец творенья» и т.д.; природа и общество стали восприниматься как принципиально различные роды бытия;
  • - внутри бытия социального на первый план был выдвинут внутренний духовный мир человека, особая субъективная реальность, непосредственно данная и открытая человеку как частица подлинного бытия («искра божия»);
  • - изощренный символизм и аллегоризм средневековых учений (любая вещь есть знак, символ, указывающий на потустороннюю реальность) подготовили почву для будущего анализа знаково-символической культуры, т.е. по сути открыли новый пласт социального бытия.

Субстанциональные начала бытия в философии Нового времени: Новое время принесло с собой и новую метафизику. Наиболее крупные метафизические системы в XVII в. Создали Декарт, Спиноза и Лейбниц. Их способ решения проблемы бытия выдвинул на первый план понятия субстанции.

Декарт, как мы помним, постулирует существование двух субстанций («мышление» и «протяжения») как первоосновы всего сущего. Спиноза удовлетворяется одной, единой и самодостаточной субстанцией, содержащей «мышление» и «протяжение» в качестве атрибутов (т.е. свойств, без которых вещь не может существовать и развиваться). Лейбниц же провозглашает бесконечную множественность субстанциальных основ мира - «монад», каждая из которых отражает в себе весь мировой порядок. (Парадоксальность лейбницевой «монадологии» будет легче принять, если вспомнить суть дифференциального исчисления, одним из создателей которого был немецкий философ-математик).

Таким образом, в философии XVII в. Одновременно представлены сразу все три формально возможные модели бытия: монистическая, дуалистическая и плюралистическая.

«Онтологический нигилизм» XVII в. Стал звездным часом философской метафизики. Ее лейтмотивом в эту эпоху стало постулирование субстанциональных начал бытия, «держащей» мир, организующих и упорядочивающих его структуру. Такой способ осмысления проблемы бытия сохранится в философии и в дальнейшем - в рассуждениях Гегеля о мировом разуме (XIX в.), в философии неотонизма (XX в.) и др. Но это будут лишь отдельные попытки сохранить субстанциальную модель мира. Ибо уже в XVIII в. (веке Просвещения) классическая метафизика с ее представлениями о субстанциях и божественной воле была подвергнута беспощадной критике. Причем сразу со всех сторон ее атаковали как материалисты (Гольбах, Дидро, Ламетри), так и идеалисты (Беркли), и даже агностики (Юм). Суть претензий просветителей сводилась к тому, что метафизический стиль мышления фактически пренебрегает опытом и экспериментом. Слишком велика приверженность ведущих философов XVIII в. К умозрительным, спекулятивным конструкциям, единственным реальным основанием которых является изощренность ума их автора, но никак не эмпирическая действительность.

Идея философов-просветителей фактически разрушали античную традицию трактовки бытия как некое высшей, запредельной реальности, которую челочек должен найти и понять. Искомый прежними поколениями философов Абсолют был объявлен фикцией, философским предрассудком. Исследование бытия природы полностью отдавалось на откуп естествознанию. Бытие же человека целиком исчерпывалось его потребностями, деятельностью и сознанием. Смысл человеческой жизни оказался сведенным к простому удовлетворению ее земных практических потребностей. В такой ситуации различение подлинного и мнимого бытия, поиск опоры на внежитейские слои бытия становились излишними. Материалистически выдержанная философия проблему бытия видит фактически в осмыслении естественно-научных представлений об устройстве мира. Она ставит себе задачей играть роль общей методологии естествознания, вписывая достигнутые им результаты в общий культурный контекст эпохи и стимулируя поиск новых, более глубоких принципов мироустройства.

В философии идеалистического плана к проблеме бытия отношение неоднозначное: от нее либо вообще отказываются, считая нефилософской, (позитивизм и неопозитивизм), либо предельно субъективируют, стремясь любой ценой «привязать» ее к феномену сознания (феноменология, экзистенциализм, постмодернизм).

Итак, проблема бытия в многовековой истории философии претерпела весьма серьезную эволюцию. Ее переломными моментами следует признать эпоху Просвещения и рубеж XIX-XX вв.

До эпохи просвещения философия категорией «бытие» обозначало некую высшую, трансцендентную реальность, составляющую основу и предел доступного человеку мира. Философы-просветители впали в своеобразный «онтологический нигилизм», отказавшись от постулирования высшей реальности. Высшей инстанцией бытия и главной опорой существования был провозглашен человеческий разум. Однако прочно утвердиться в таком качестве ему не удалось. Атака на разумность бытия была начата уже во второй половине XIX в. Шопенгауэром, Ницше, Кьеркегором, сформировавшими мощную иррационалистическую традицию трактовки бытия. Реалии XX в. солидно подкрепили ее практически: вместо ожидаемого благополучия «разумно устроенной» жизни человечество столкнулось с нарастающей сложностью проблем, ставящих под угрозу само его существование. Признание иррациональности бытия, конечно, тоже может служить основой воззрений на мир. Но для философии этот путь, по-видимому, тупиковый. Ведь иррациональность потому и имеет приставку ир-, что в принципе не поддается рациональному объяснению. Белым цветом нельзя изобразить черноту. Ф философия-это все-таки рационализированный взгляд на мир. Перебор иррациональных средств превращает ее в нечто другое - мистику, религию, искусство.

В итоге, проблема совершает некий круг своего развития: сегодня философия снова (как и в античные времена) отправляется на поиски бытия как высшей реальности, оперевшись на которую можно отыскать приемлемый смысл человеческого существования. Потребность в такой опоре вызвана тем, что человечество явно не справляется с вызванными им к жизни демонами (экологическими, ядерными, демографическими и прочими угрозами). Да и великое будущее тоже вроде бы никому не светит. В такой ситуации неизбежно возникает стремление вырваться за пределы сиюминутного существования, посмотреть на себя с более «высоких» позиций. Разные формы духа (религия, идеология, искусство) почувствовали эту потребность раньше философии. Не случайно последние десятилетия только что ушедшего века отмечены укреплением религиозного фундаментализма на Востоке, всплеском религиозности в странах бывшего социализма, преобладанием идеологии консерватизма на Западе и т.д. Нетрудно предсказать, что и философию в ближайшее время ждет повышенный интерес к вечной проблеме бытия.

Философское учение о бытии, материи и духе выполняет в современных условиях важную методологическую эвристическую функцию. Будущим инженерам необходимо не только усваивать его основные положения, но вместе с тем вырабатывать умение пользоваться ими в качестве методологических, регулятивных принципов исследования при решении конкретных научных проблем. В настоящее время в связи с обострением глобальных проблем, с угрозами и рисками, которые встают перед современными цивилизациями, проблема бытия приобретает особую актуальность._ |«] >ытие» цен гральная фи лософская кат ори я. фикси рующа; нос ти: в единст. ве и многообразии KOI ІЄЧІ ІОСГИ и ()есконеч1 юс ги. ве чи ОСІ и и вре меш юсги В повседневной языковой практике понятие бытия соотносится с глаголами «быть», «не быть», «бытийствовать», «наличествовать», «существовать». Указывающая на бытие связка «есть» (англ. is, нем. ist, франц. est) присутствует практически во всех языках, иногда опускается, но смысл приписывания субъекту качества бытийственности всегда подразумевается.

Раздел философии, который изучает бытие, называется онтологией. Для описания бытия онтология не ограничивается только одной этой категорией, несмотря на ее исключительную важность, и вводит целый ряд других: «реальность», «мир», «субстанция», «материя», «дух», «сознание», «движение», «развитие», «пространство», «время», «природа», «общество», «жизнь», «человек». Их содержание и методологическая нагрузка раскрываются в последующих вопросах и темах изучаемого курса.

Постановка проблемы бытия и специфическое ее решение обнаруживается уже в античной философии. Впервые предпринял попытку определить понятие бытия Парменид. По его мнению, бытие подразделяется на два мира. Бытие - это то, что воспринимается разумом и то, что вечно есть и не может постигаться органами чувств. Бытие подобно огромному шару, который заполняет собой все, и потому он неподвижен. Мир чувственно воспринимаемых вещей, объектов, как считает Парменид, является изменчивым, временным, преходящим. Это, скорее, мир небытия. Однако, в

философии Парменида еще не прослеживается взаимосвязь этих миров, т.е. бытия и небытия.

Следующий шаг в этом направлении сделан Гераклитом. Он рассматривает мир в вечном становлении и подчеркивает единство бытия и небытия, «одна и та же вещь и существует, и не существует», «единая природа - бытие и небытие». Каждая вещь, исчезая, не уходит в ничто, а переходит в другое состояние. Отсюда следует мировоззренческий вывод о безначальности и бесконечности мира. Этот мир не был создан никем - ни богами, ни людьми и вечно будет живым огнем, мерами загорающимся и мерами затухающим.

Еще один вариант решения проблемы бытия мы обнаруживаем у атомистов. Демокрит отождествляет бытие с веществом, с минимальной, неделимой, физической частицей - атомом. Под небытием Демокрит понимал пустоту, которая непознаваема. Познать можно лишь бытие.

Родоначальник объективно-идеалистической философии Платон удваивает бытие на мир идей (мир духовных сущностей) и мир вещей. При этом мир идей, по Платону, является первичным, вечным, подлинным бытием, а мир вещей - неподлинным и только тенью вечного мира идей.

Ученик Платона Аристотель отвергает его учение об идеях как сверхъестественных умопостигаемых сущностей, отделенных от вещей. Учение же самого Аристотеля отличается противоречивостью. Во-первых, бытие он понимает как принцип (форма) организации вещи, но существующий реально в единстве с ее материальным субстратом. Во-вторых, под бытием он понимал существование перводвигателя (или первопричины) всех вещей, форму всех форм, существующих в материальном мире. При этом он трактовал материю как пассивную, податливую, воспринимающую воздействие идеального, организующего принципа (формы). Аристотель предпринял попытку определить специфику движения конкретных вещей через пространственно-временные координаты. В-третьих, заслугой Аристотеля является и постановка вопроса об онтологическом статусе единичного и общего, получившего дальнейшее развитие в средневековой философии.

Западноевропейская философия Средних веков, основываясь на античной онтологии, внесла новую трактовку бытия, приписывая истинное бытие уже не космологически, а теологически понимаемому Абсолюту, а неистинное бытие - сотворенному этим Абсолютом миру. В христианском миропонимании, пришедшем на смену античному, Бог есть совершеннейшее сущее, беспредельное всемогущество, а всякое ограничение, неопределенность воспринимается как признак конечности и несовершенства.

По Августину, Бог - совершеннейшая сущность, то есть тот, кто обладает абсолютным и неизменным бытием, средоточием всякого бытия вообще. Бог дал бытие всем сотворенным вещам, «но бытие не высочайшее, а одним дал больше, другим меньше и, таким образом, распределил природы существ по степеням. Ибо как от мудрствования получила название мудрость, так от бытия (esse) названа сущность (essentia))). Тем самым была

сформулирована важная онтологическая проблема сущности и существования.

Новые концепции бытия формируются в XVII - XVIII вв., где бытие рассматривается с позиций материализма как физическая реальность, которая отождествляется с природой. Бытие рассматривается как реальность (объект), противостоящий человеку (субъекту), овладевающему ею. Характерным для метафизических учений этого периода является признание субстанции как самотождественной, неизменной, устойчивой первоосновы. Существенный вклад в развитие представлений о ней внес Рене Декарт. С позиций рационализма он признавал равноправное и независимое друг от друга существование двух субстанций - материальной с ее атрибутом протяженности и духовной - с атрибутом мышления. Связующим звеном между этими субстанциями, по Декарту, выступает высшая - божественная субстанция как причина самой себя (causa sui), порождающая и протяженную, и мыслящую субстанции. Признавая реальность этих субстанций, Декарт, вместе с тем, считает, что лишь одна субстанция открыта нашему сознанию: оно само. Центр тяжести смещен на знание, а не на бытие как в концепции Августина. Предпочтение отдается мыслящей субстанции, отсюда - картезианский тезис «мыслю - следовательно, существую».

Последователем Декарта был Лейбниц, который развил учение о протяженной субстанции. Он ввел понятие монады («духовного атома») для уяснения структуры мира и составляющих его частей. Реальностью обладают только простые (нематериальные, непротяженные) монады, «что же касается тел, которые всегда протяженны и делимы, то они не субстанция, а агрегаты монад».

Представители немецкой классической философии Кант и Гегель стали рассматривать бытие преимущественно в духовно-идеальном аспекте, акцентируя внимание на проблеме идеального начала (абсолютного духа), основных ступеней его саморазвития, объективации этого начала во всемирной истории и конкретных областях культуры. Примечательно, что у Гегеля бытие понималось как непосредственная действительность, которая еще не раздвоена на явление и сущность: с нее начинается процесс познания. Ведь сущность изначально не дана, потому отсутствует и ее корреляция -явление. Главными определенностями бытия, по Гегелю, выступают качество, количество и мера.

В марксистской философии XIX века понятие субстанции было вытеснено категорией "материя", эвристический потенциал которой в силу ее определенности был, несомненно, выше. Практически, в марксизме происходит максимальное сближение содержаний понятий "бытие" и "материя". С одной стороны, под бытием понимается философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует реально: это - и природные явления, и социальные процессы, и творческие акты, происходящие в сознании человека. С другой стороны, "в мире нет ничего кроме движущейся материи".

Категория бытия была обогащена за счет введения К.Марксом и Ф.Энгельсом в общее представление о реальности понятия "общественное бытие". Под общественным бытием понимался реальный процесс жизнедеятельности людей, и, в первую очередь, совокупность материальных условий их жизни, а также практика преобразования этих условий с целью оптимизации.

В XX столетии в философии экзистенциализма проблема бытия сфокусирована на противоречиях человеческого существования. В экзистенциалистской традиции получает новое звучание проблема сущности и существования человека. По мнению Хайдеггера, бытие природы и общества характеризуется как неподлинное, чуждое, абсурдное по отношению к человеку. В отличие от классической философии здесь проблема бытия без решения вопроса о смысле существования человека утрачивает всякую значимость. Таким образом, экзистенциалисты попытались выявить характерные черты подлинного человеческого бытия и привлечь внимание к уникальности, самоценности, хрупкости каждой человеческой жизни.

Заканчивая рассмотрение первого вопроса, подчеркнем, что в учении о бытии интегрируются основные идеи, вычлененные в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира и человека в нем: 1) мир есть; существует как беспредельная и непреходящая ценность;

2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах;

3) в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.