Понятие об экстремальной и чрезвычайной ситуации. Экстремальная ситуация

Р.М. Шамионов

Заведующий кафедрой психологии и образования Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, д-р психол. наук

Поведение человека всегда проявляется в какой-либо обстановке,ситуации. При этом сложившиеся обстоятельства по-разному влияют на человека, выступая фактором изменения его психологического состояния.

Чрезвычайная и экстремальная ситуации .

Все ситуации могут быть классифицированы разными способами: с точки зрения их значимости- незначимости, опасности-безопасности, удовлетворения-неудовлетворения, субъективности-объективности и т.п. Особый класс ситуаций представляют чрезвычайные и экстремальные ситуации. Они неизбежно содержат проблемную составляющую, к которой не имеется готового или быстро снимающего ее напряженность решения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ФЗ от 21 декабря 1994г. № 68 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

По характеру источников возникновения ЧС подразделяются на природные, техногенные, социальные и т.д.

В зависимости от масштабов ЧС подразделяются на локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные (постановление правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

Важными особенностями процессов возникновения и развития ЧС являются многообразие и неповторимость их проявления, динамика которых может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).

На предварительной стадии возникновения ЧС образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного и техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

На первой стадии происходит инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду.

На второй стадии осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация ЧС. Этот период может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация ЧС заканчивается, как правило, с переходом пострадавшей территории, ее хозяйственных, социальных структур и населения на повседневный режим жизнедеятельности.

На третьей стадии осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия. Она имеет место тогда, когда последствия этих ЧС требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.

Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация- не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.

Поведение в ЭС и ЧС

Характеристики поведения

Любая угроза безопасности личности неминуемо создает эмоционально-психологический очаг напряженности, энергия которого тратится на противодействие этой угрозе, т.е. создание таких условий бытия, которые бы минимизировали ощущение потери безопасности. Главное, на наш взгляд, заключается не столько в объективных условиях жизнедеятельности, хотя само по себе это очень важно, сколько в формировании таких механизмов личностной устойчивости, которые бы позволили сохранять так называемое динамическое равновесие состояния, своего рода субъективное ощущение благополучия.

Поведение людей в чрезвычайных ситуациях (далее будет подразумеваться – и в экстремальных), как правило, делится на две категории:

1)рациональное, адаптивное с полным контролем состояния своей психики и управлением эмоциями- путь к быстрой адаптации к условиям сложившейся обстановки, сохранению спокойствия и осуществлению мер защиты, взаимопомощи. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений.

2)негативное, патологическое, при котором своим нерациональным поведением и опасным для окружающих действиями люди увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, нередко выливающаяся в беспорядочное бегство, при котором людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня.

Г.Ю. Фоменко, профессор кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета, исходит из более широкого понимания пребывания человека в чрезвычайной ситуации – бытийного. Ею определены и описаны два модуса бытия личности в чрезвычайных условиях: предельный и экстремальный, связанные с различными типами личности. Показано, что лица с предельным модусом характеризуются в поведении результативными ожиданиями, психологической подготовленностью, ответственностью. А лица с экстремальным модусом- отсутствием психологической готовности, экстернальностью, неэффективностью.

Таким образом, характеристики личности являются существенным фактором поведения в ЧС.

Психические состояния

Страх

Особое значение при рассмотрении поведения личности в экстремальных и чрезвычайных обстоятельствах занимает страх – негативное психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувства тревоги, беспокойства, угрозы существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

По мнению известного психофизиолога П.В. Симонова, страх является наиболее сильным эмоциональным проявлением психики человека, развивающимся при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна. Такое реагирование избыточно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Страх проявляется и от незначительной, едва заметной тревоги до ужаса, охватывающего и дестабилизирующего личность человека с распространением на моторику. Считается, что преодолению страха способствует информированность, которая поддерживает надежду на благоприятный исход событий.

Например, на соревнованиях равных по мастерству спортивных команд чаще побеждают хозяева поля. Осведомленность об условиях соревнований, соперниках, стране и т.д. способствует тому, что в сознании спортсменов не остается места тревоге, сомнениям и страху. Основная регулятивная роль страха заключается в том, что он сигналит об опасности и соответственно вызывает вероятные защитные действия человека.

Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.

Известна старая притча о страхе.

“Куда ты идешь?” – спросил странник, повстречавшись с Чумой. “Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек”. Через несколько дней тот де человек снова встретил Чуму. “Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят”, - упрекнул он ее. “Нет, - возразила она, - я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха”

Однако, как отмечают специалисты по чрезвычайным ситуациям, наиболее частыми, значительными, динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Французский врач А. Бомбар пришел к выводу, что до 90% людей гибнет в море после катастрофы судна в течение первых трех дней, когда еще не может быть речи о смерти из-за отсутствия пищи и воды.

Депривация

Еще одним психологическим эффектом экстремальной, а порой чрезвычайной ситуации является эмоциональная, физическая, социальная и т.п. депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей в течение длительного времени. Она обнаруживается в условиях деятельности на Крайнем Севере(например, при обвалах, блокирующих выход). Как считает один из первых исследователей, наиболее последовательно изучавших поведение личности в экстремальных ситуациях, В.И. Лебедев, экстремальных ситуациях имеет место не только недостаток впечатлений из внешней среды, но и значительное изменение афферентации, объясняемое малым объемом помещений и динамикой летательных аппаратов и подводных лодок. Часто это приводит к развитию нервозов.

Поведенческие эффекты в ЭС и ЧС

Одной из наиболее сложных проблем в экстремальной ситуации выступает одиночество. Причем речь вовсе не идет лишь о случае отсутствия рядом других людей. Как известно, одиночество можно испытывать и в группе. Как только человек попадает в экстремальные условия существования, все непосредственные “живые” связи с близкими (а в условиях одиночества – со всеми) людьми прерываются. Такой резкий разрыв и обусловливает эмоциональную напряженность, психологический шок. В этих условиях дефицит общения приводит к различным нарушениям психики. По мнению В.И. Лебедева, личность достаточно быстро адаптируется к данной ситуации и научается справляться с одиночеством. Невозможность удовлетворения потребности в общении вызывает эмоциональную напряженность, побуждающую человека искать способы удовлетворения этой потребности. В экспериментах по длительной изоляции он наблюдал персонификацию некоторыми испытуемыми “публичности одиночества” – своеобразного состояния человека, который, находясь в одиночестве, знает, что за ним ведется непрерывное наблюдение с помощью телевизионных камер, но в то же время не знает, кто конкретно наблюдает. Нередко испытуемые начинали разговаривать с телевизионной камерой, воображая при этом, что в аппаратной находится конкретный человек. И хотя данного человека в аппаратной не было, а испытуемый не получал никаких ответов, он, тем не менее, с помощью этого разговора снимал эмоциональную напряженность.

В условиях одиночества человек разговаривает не только с неодушевленными предметами и живыми существами, но нередко и с самим собой. В этих случаях силой воображения он создает партнера и ведет с ним диалог, задавая вопросы и отвечая на них, спорит сам с собой, доказывает что-нибудь самому себе, заставляет что-то делать, успокаивает, убеждает и т.д. Эмоционально насыщенная потребность в общении может вызвать яркие эйдетические образы партнеров.

Между тем создание своего второго Я и общение с ним является одним из известных способов способности отражать окружающую действительность и задействовать ресурсы самосохранения. Об этом писал и австрийский психиатр и невролог В. Франкл, описывая поведение человека в концентрационном лагере военнопленных. Именно способность сохранить (хоть и собственном воображении) связь с другим (вторым) Я, в которой интимно – личностное общение не прерывается ни при каких обстоятельствах, является порой единственным условием выживаемости. Аналогичный пример можно найти и у путешественника и специалиста по аутотренингу Х. Линдемана, переплывшего в экспериментальных целях на надувной лодке Атлантику за 72 дня.

В результате ряда исследований В.И. Лебедев пришел к заключению о том, что персонификация неодушевленных объектов (например, фотографий, кукол, любых вещей) и животных в условиях одиночества обусловливается потребностью объективировать партнера по общению в какой-то вещественной, материальной форме. Общение в таких условиях снимает напряжение. Кстати, психиатры сделали вывод о том, что эффективным средством предупреждения неврозов в условиях стресса является разговор вслух с самим собой.

Выход из ЭС и ЧС

Психологические детерминанты

Самосохранения

Не менее важным является выход их экстремальной или чрезвычайной ситуации. Исследования отмечают, что “шлейф” сохраняется как минимум двое суток и сопровождается острой реакцией. О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев выявили, что в поведении большинства испытуемых после прекращения длительных сурдокамерных экспериментов наблюдалась двигательная геперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Многие из них навязчиво стремились вступить в разговор с окружающими. Они много шутили и сами смеялись надо своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходившей для проявления такой веселости. В этот период они отличались повышенной впечатлительностью.

Даже через два – четыре года эти люди отмечали ряд фактов и мелких деталей, которые запомнились им до мельчайших подробностей и расценивались как особо приятные, эмоционально ярко окрашенные. Нередко отмечалось “перескакивающее” внимание. Каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект. Большинство испытуемых были довольны собой и высоко оценивали проведенный эксперимент, хотя в ряде случаев это была некритичная оценка проделанной работы. Своих ошибок при экспериментально – психологическом исследовании в послеизоляционном периоде испытуемые не замечали, а при указании экспериментатора на ошибки реагировали крайне благодушно, хотя и старались, иногда весьма убедительно, представить свою работу в лучшем свете.

В ряде исследований так же было показано, что в условиях групповой изоляции с увеличением времени пребывания (три – шесть лет) у сотрудников начинает преобладать психопатические и шизоидные проявления личности, склонность к повышенному настроению, отмечаются неадекватность этической ориентации принятым нормам, импульсивность, склонность к конфликтам, плохо предсказуемому поведению и др. Например, после 12 лет жизни в Арктике и на высокогорье в структуре личности начинают доминировать ипохондрические тенденции со склонностью к пониженному настроению в сочетании с ростом социальной интроверсии.

В исследованиях доцента кафедры психологии здоровья и физической культуры Южного федерального университета Л.Р. Правдиной показано, что люди по-разному оценивают как экспериментальные ситуации, так и свои собственные возможности их преодоления. Ею были смоделированы экспериментальные ситуации и выявлено их влияние на динамику социально – психологических характеристик личности (самооценку, степень осмысленности жизни, стратегию преодоления) в связи с особенностями представлений личности об экстремальной ситуации. Например, у участников туристического похода в результате пребывания в экстремальных условиях социально – психологические характеристики личности изменяются следующим образом. Для лиц, представляющих экстремальную ситуацию:

- как приключение , характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, возрастание самоуважения и доминантности, удовлетворенности самореализацией;

- как угрозу , характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, снижение самоуважения, развитие тревожности, повышение степени целеустремленности;

- как испытание , характерно повышение самооценок по всем параметрам, повышение степени целеустремленности и удовлетворенности самореализацией.

Показано так же, что в процессе пребывания испытуемых в моделируемой экстремальной ситуации (в условиях приключенческого тура) у большинства респондентов происходит возрастание степени осмысленности жизни, целеустремленности и удовлетворения самореализацией.

Результаты исследований психолога И.В. Камыниной позв олили заключить, что интенсивное использование (эксплуатация) внутреннего ресурсного потенциала личности, находящейся в экстремальных условиях, может привести к истощению ресурсов и, как следствие, к ее астенизации и невротизации.

В связи с этим актуальной становится разработка стратегий профессиональной психологической помощи, направленной на сохранение и развитие личностного потенциала людей, проживающих в экстремальных условиях. При этом важно учитывать особенности динамики копинг – стратегий (т.е. реакцию человека на чрезмерные или превышающие его ресурсы требования, а так же каждодневные стрессовые ситуации) и их специфику на каждом этапе развития личности, в частности целесообразно пропедевтическое стимулирование детей в овладении навыками конструктивных коммуникаций, формировании адекватной самооценки личности.

Природа преподносит нам суровые испытания - земле-трясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары, лави-ны, снежные заносы и др. Эти природные процессы возникают в результате действия стихийных сил в природе и могут вызвать многочисленные челове-ческие жертвы, причинить значительный материальный ущерб. Такие явления принято назы-вать стихийными бедствиями. Их относят к чрезвычайным ситу-ациям природного характера. Для них характерны непредсказуе-мость, неопределенность времени наступления.

Видео: лавина, лесной пожар, модель землетрясения.

Но возможны и другого рода ситуации, тоже возникающие внезап-но, часто неожиданно: смена климато-географических условий, резкое изменение природных условий, забо-левание, отравление, укусы и другие повреждения организма, требу-ющие экстренной медицинской помощи, вынужденное автономное существование. При этом помощь попавшим в такую ситуацию из-вне, т. е. от других людей, исключена или ограничена. Подобные си-туации называют экстремальными.

Видео: гроза, ураган 98.

Например, человек неожиданно заблудился в лесу. Он не знает точно, где находится, в каком направлении надо идти, у него нет пи-щи. Красивый лес начинает ему казаться зловещим. Надвигается ночь. Нечего есть. Одиноко и страшно. Хочется домой. Мысли пута-ются.

При необходимос-ти изменить привычное место проживания, т. е. при смене климато-географических условий жизни, риск оказаться в экстремальной ситуации возникает вследствие нарушения: температурного режима (резкого пе-рехода от холода к теплу и наоборот); суточного режима в результате смены часовых поясов, солнечного режима; режима питания и питьево-го режима. Эта ситуация не из разряда неожиданных. О предстоящем переезде, поездке или перелете (допустим, на отдых) вы знаете заранее. Поэтому к новым условиям нужно готовиться заблаговременно.

Причинами этого могут быть такие внезапные природные явления, как сильное похо-лодание, дождь (ливень), метель, пурга, сильный снегопад и мороз, сильная жара, засуха и др. При этом человек, находящийся в отдале-нии от населенных пунктов, вынужден менять график и маршрут движения. Из-за этого отодвигается время его возвращения, что мо-жет привести к нехватке продовольствия и воды, вынужденному го-лоданию, воздействию на него неблагоприятных факторов природ-ной среды (обморожению, переохлаждению организма, переутомле-нию, перегреву организма, тепловому и солнечному удару и т. п.). Если при этом до населенного пункта не один десяток километров, а непогода мешает ориентироваться и двигаться, встает проблема дли-тельного выживания.

Видео: торнадо, песчаные бури

Заболевания или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи, не так уж редки среди путешественников, туристов, а также людей, профессия которых связана с пребыванием в природной среде. Они могут возникать в результате травм (ушибы, вывихи, переломы, растяже-ние мышц), отравления растительными и животными ядами, укусов животных, тепловых ударов и переохлаждения, инфекционных болезней. В зависимости от степени их неблагоприятного воздействия может возникнуть угроза здоровью и жизни человека.

Автономное существование - наиболее опасная экстре-мальная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один за один с природой, как правило, возникает неожиданно и вынуж-денно. Рассмотрим причины таких ситуаций.
Потеря ориентировки на местности, особенно часто в результате неумения пользоваться компасом, ориентироваться, вы-держивать направление движения, обходить препятствия. Однако это может случиться не только с неопытным туристом.
Потеря группы в результате от-ставания или отрыва от нее, несвоевременного выхода к месту сбора группы.
Авария транспортного средства (самолета, автомоби-ля, теплохода и т. д.).

Однако не всякое автономное существование нужно считать экс-тремальной ситуацией. Например, группа в походе находится в авто-номном существовании. Но она обеспечена продуктами, знает свой маршрут и без приключений идет по нему. То же относится и к раз-личным исследовательским экспедициям.
Другое дело, что во время похода, экспедиции могут возникнуть обстоятельства, приводящие к экстремальной ситуации: кончатся, например, продукты, при переправе унесет чей-то рюкзак со снаря-жением.
Конечно, нельзя предугадать и описать все возможные ситуации и дать конкретные советы, как в них действовать. Но, как вы увидите далее, во всех таких случаях приходится решать одну, главную зада-чу - уцелеть, выжить.

Есть отличие в понятиях «стихийное бедствие (чрезвычайная ситу-ация природного характера) и «экстремальная ситуация на природе».
- Нужно заранее подготовиться к смене климатогеографических условий.
- Резкое изменение природных условий или заболевание (травма) может привести к экстремальной ситуации на природе.
- Не каждая ситуация по автономному существованию человека в природных условиях может считаться экстремальной.

Выживание - активная, целеустремленная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособнос-ти в условиях автономного существования.

Выдержки из книги Андрея Ильичева «Большая энциклопедия выживания»:
Сколько раз я со своими товарищами выдирался из уже почти сомкнувшихся на глотке лап смерти. Сколько раз, оглядываясь назад, мы удивлялись тому, что умудрились сотворить. И ведь не супермены какие-нибудь - обычные, без горы мышц и суперволевых подбородков, не пренебрегающие бытовым комфортом люди. Середнячки. Так почему мы смогли и выжили, а другие в менее экстремальных ситуациях погибли? Стихийное бедствие - это природный процесс.

ПОМНИТЕ!
Экстремальная ситуация в природных условиях - внезапное изменение обстановки, когда помощь извне ограничена или невозможна.

ПОМНИТЕ!
От ваших действий во многом зависит преодоление экстремальной ситуации на природе.

Здесь будет файл: /data/edu/files/n1461168497.pptx (Опасные природные явления)

Человек попадает в экстремальную ситуацию. Ситуацию, угрожающую физическому существованию человека. Экстремальный (от лат. Extremus) -- крайний. Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Однако экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности.

Экстремальные ситуации принято подразделять на:

1) экстремальные ситуации техногенного характера: пожары, взрывы, транспортные аварии, различные аварии с выбросами радиоактивных веществ, химических отравляющих веществ, ядовитых веществ; аварии на промышленных сооружениях, коммунальных системах жизнеобеспечения, внезапное обрушение сооружений;

2)экстремальные ситуации природного происхождения: природные пожары,опасные гидрологические, геологические, метеорологические, геофизические явления;

3)экстремальные ситуации биологосоциального характера: алкого-лизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия, общественные беспорядки, голод, терроризм;

4)экстремальные ситуации,связанные с изменением состояния вод-ной среды, воздушной среды, почвы, недр,ландшафта; инфекционные заболевания животных, растений и людей.

В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться следующие:

1. Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации.

2. Дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации.

3. Чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение.

4. Воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.

5. Наличие голода, жажды.

Экстремальные воздействия становятся катастрофическими, когда приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания большого количества людей. Психогенное воздействие экстремальных ситуаций складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации.

Вполне привычное для нашей страны, для нас, явление. Ведь попасть в нее можно в любое время и в любом месте. Даже у себя дома. Вопрос лишь в том, с какими потерями человек из нее выйдет. Иногда неизвестно, что страшнее, сами экстремальные или как их еще называют, чрезвычайные, ситуации (ЧС) или их последствия. К сожалению, посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) тоже становятся для нас привычными. В экстремальных условиях нужно элементарно уметь выжить. Иначе остальные проблемы для субъекта, попавшего в ЧС, могут отпасть сами по себе. Вместе с этим самым субъектом. Мертвым ПТСР не грозит. При этом выжить желательно с минимальными физическими и психическими потерями.

Зачастую природа преподносит людям суровые испытания - землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары, лавины, снежные заносы и др.

Все эти процессы и явления возникают в результате действия стихийных сил в природе и могут вызвать многочисленные человеческие жертвы, причинить значительный материальный и другой ущерб (разрушение промышленных сооружений, жилых зданий, населённых пунктов и т. д.). Такие процессы и явления называют стихийными бедствиями - чрезвычайными ситуациями природного характера . Для них, как правило, характерны непредсказуемость и неопределённость времени наступления.

Возможны и другого рода ситуации, тоже возникающие внезапно, часто неожиданно и имеющие отрицательные последствия для жизнедеятельности людей и природной среды (смена климатогеографических условий; резкое изменение природных условий; заболевания, отравления, укусы и другие повреждения организма, требующие экстренной медицинской помощи; вынужденное автономное существование). При этом помощь попавшим в такую ситуацию извне, т. е. от других людей, исключена или ограничена. Подобные ситуации называют экстремальными .

Например, человек неожиданно заблудился в лесу. Он не знает точно, где находится, в каком направлении надо идти, у него нет пищи. Красивый лес начинает ему казаться зловещим. Надвигается ночь. Нечего есть. Одиноко и страшно. Хочется домой. Мысли путаются.

Такие ситуации могут возникнуть при нахождении человека в природных условиях (в лесу, в горах, в пустыне, на реке, в поле) на значительном удалении от обжитого места.

Ниже приведены основные виды возможных экстремальных ситуаций в природе.

Для выхода из экстремальных ситуаций необходимо проявить выдержку и самообладание. Это как бы пик напряжения физических и душевных сил.

Рассмотрим подробнее экстремальные ситуации, возникающие в природных условиях.

Основные виды экстремальных ситуаций в природе

  • Смена климатогеографических условий
  • Резкое изменение природных условий
  • Заболевания или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи
  • Вынужденное автономное существование

Смена климатогеографических условий . При перемене привычного места проживания, т. е. при смене климатогеографических условий жизни, достаточно часто возникают следующие нарушения: температурного режима (резкого перехода от холода к теплу, и наоборот); суточного режима в результате смены часовых поясов; солнечного режима; режима питания и питьевого режима. Эта ситуация не из разряда неожиданных. О предстоящем переезде, поездке или перелёте (допустим, на отдых или в командировку), как правило, известно заранее. Поэтому к новым условиям нужно готовиться заблаговременно.

Резкое изменение природных условий . Причинами этого могут быть такие внезапные природные явления, как сильное похолодание, дождь (ливень), метель, ураган, сильная жара, засуха и др. При этом человек, находящийся в отдалении от населённых пунктов, вынужден менять график и маршрут движения. Из-за этого отодвигается время его возвращения, что может привести к нехватке продовольствия и воды, вынужденному голоданию, воздействию на него неблагоприятных факторов природной среды (обморожению, переохлаждению или перегреву организма, переутомлению, тепловому и солнечному удару и т. п.). Если при этом до населённого пункта не один десяток километров, а непогода мешает ориентироваться и двигаться, возникает проблема длительного выживания.

Заболевания или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи , не так уж редки среди путешественников, туристов, а также людей, профессии которых связаны с пребыванием в природной среде. Это могут быть травмы (ушибы, вывихи, переломы, растяжение мышц), отравления растительными и животными ядами, укусы животных, тепловые и солнечные удары, переохлаждения, инфекционные заболевания. В зависимости от степени их неблагоприятного воздействия на организм может возникнуть угроза здоровью и жизни человека.

Вынужденное автономное существование - наиболее опасная экстремальная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природой, как правило, возникает неожиданно и не по его желанию. Рассмотрим наиболее распространённые ситуации.

Потеря ориентировки на местности особенно часто возникает в результате неумения пользоваться компасом, ориентироваться, выдерживать направление движения, обходить препятствия. Однако она может случиться не только с неопытным туристом.

    Вот как описывает в книге «Смерть меня подождёт» известный исследователь Сибири и Дальнего Востока, писатель и учёный Г. Федосеев случай, произошедший с ним в одной из экспедиций: «Перехожу обратно ручей и иду в темноту. Кучум бежит где-то впереди.

    Вдруг снизу ясно доносится шорох. Я оглядываюсь - меня догоняет Кучум. А ведь я думал, что пёс спереди. В чём дело? Он-то не мог ошибиться, знает, где мы шли. Так почему же собака оказалась позади меня? Неужели я свернул не там, где нужно? И замечаю, что на отроге, по которому поднимаюсь, и крутизна не та, и меньше россыпей, да и стланики не так густы, как было на спуске в ущелье.

    Не понимаю, где сбился с пути...

    После долгого раздумья поворачиваю назад...

    Слышу властный внутренний голос: «Поднимись, беги отсюда, иначе пропадёшь!» Усилием воли я заставляю себя встать. Где спасение? Вспоминаю, что по-над ручьём выше и ниже того места, где мы спустились в ущелье, виднелись небольшие скалы. Надо торопиться туда...»

Потеря группы в результате отставания или отрыва от неё, несвоевременного выхода к месту сбора группы.

Авария транспортного средства (самолёта, автомобиля, теплохода и т. д.).

Однако не всякое автономное существование следует считать экстремальной ситуацией. Например, группа в походе находится в автономном существовании. Но она обеспечена продуктами питания, знает свой маршрут и без приключений идёт по нему. То же относится и к различным исследовательским экспедициям.

Другое дело, что во время похода (экспедиции) могут возникнуть обстоятельства, приводящие к экстремальной ситуации: кончатся, например, продукты питания, при переправе унесёт чей-то рюкзак с нужным снаряжением.

Конечно, нельзя предугадать и описать все возможные ситуации и дать конкретные советы, как в них действовать. Но надо понять, что во всех таких случаях необходимо решать одну, главную задачу - уцелеть, выжить.

Выживание - активная, целеустремлённая деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Вопросы и задания

  1. Какую ситуацию называют экстремальной? Назовите основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях.
  2. Приведите примеры экстремальных ситуаций в природных условиях и назовите их причины.
  3. Какое существование называют автономным?
  4. Используя различные источники, приведите примеры автономного существования человека в природных условиях.
  5. Рассмотрите предлагаемые вашему вниманию варианты и определите, где экстремальная ситуация, а где просто сложные условия.

      А. В результате перехода через замёрзшую реку один из участников похода провалился в воду. Друзья быстро помогли ему выбраться из воды, но он основательно промок. Очень холодно, дует сильный ветер. Группа находится вдали от жилья, к тому же все очень устали.

      Б. В результате перехода через замёрзшую реку один из участников похода провалился в воду. Друзья быстро помогли ему выбраться из воды, но он основательно промок. Очень холодно. Однако вдали (примерно в 2 км) виднеется деревня.

    Сверьте свой ответ с приведённым в рубрике «Ответы на задания» в конце учебника.

Психология экстремальных ситуаций - это одно из направлений прикладной психологии. Оно исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях.

ЧС – обстановка на определенной территории, которая сложилась в опасной ситуации, катастрофы, стихийного или другого бедствия, которые могут повлечь за собой ущерб здоровью или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.

Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация - не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.

В экстремальной ситуации психологический шок может сопровождаться оцепенением мышц, нарушение процесса нормального мышления, теряется контроль сознанием над чувствами и волей. Психологический шок может проявляться в нарушении дыхания, расширяться зрачки, открывается учащенное сердцебиение, спазм перефер. кровеносных сосудов, нарушается принцип снабжение кислородом головного мозга. Состояние психологического шока может длиться от нескольких минут до нескольких дней.

В частности, психодиагностика в экстремальных ситуациях имеет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры. Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств.

ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:

по степени внезапности : внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;

по скорости распространения : ЧС может носить взрывной, стремительный, быстрораспространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;

по масштабу распространения : локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств;

по продолжительности действия : могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;

по характеру : преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф.

По источнику происхождения чрезвычайные (экстремальные) ситуации подразделяются на:

ЧС техногенного характера;

ЧС природного происхождения;

ЧС биолого-социального характера.

Типы ЧС техногенного характера: транспортные аварии и катастрофы, пожары и взрывы , аварии с выбросом аварийно-химических отравляющих веществ (АХОВ) и отравляющих веществ (ОВ), аварии и катастрофы с выбросом радиоактивных веществ (РВ) или сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), внезапное обрушение сооружений, аварии на электро- и энергетических системах (ЭЭС) или коммунальных системах жизнеобеспечения, аварии на промышленных очистных сооружениях, гидродинамические аварии.

Типы ЧС природного происхождения: геофизические, геологические, метеорологические , агрометеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары.

Типы ЧС биолого-социального характера: голод, терроризм, общественные беспорядки , алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия.

ЧС, связанные с изменением состояния литосферы – суши (почвы, недр, ландшафта); состава и свойств атмосферы (воздушной среды); состояния гидросферы (водной среды); состояния биосферы; инфекционные заболевания людей, животных и растений.

Для практических целей и установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них введена классификация ЧС:

в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ЧС;

людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности;

размера материального ущерба, а также границы зоны распространения поражающих факторов ЧС.

Источник ЧС определяется как опасное природное явление, авария или техногенное происшествие, инфекционная болезнь людей, животных и растений, а также применение современных средств поражения (ССП), в результате чего может возникнуть ЧС.

Поражающий фактор источника ЧС определяется как составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или явлениями, которые определяются соответствующими параметрами

Зона ЧС определяется как территория или акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов возникла ЧС.

Зона заражения – это территория, в предалах которой распространены опасные химические вещества либо биологическ ие (бактериологические) средства, в количествах, представляющих опасность для людей, животных и растений и окружающей природной среды.

Очаг поражения – ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия ССП произошли массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды (ОПС).

Оценка ущерба вследствие ЧС проводится по 5 основным параметрам:

прямые потери вследствие ЧС;

затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

объем эвакуационных мероприятий и затраты на их проведение;

затраты на ликвидацию ЧС;

косвенные потери.

Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом – следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем – провести переговоры.

Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

безотлагательность;

приближенность к месту событий;

ожидание, что нормальное состояние восстановится;

единство и простота психологического воздействия.

Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства.

Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных последствий «госпитализма».

Ожидание, что нормальное состояние восстановится: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния.

Единство психологического воздействия подразумевает, что либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована.

Простота психологического воздействия – необходимо отвести пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:

практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;

координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.

Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений.

Проведение психотерапии и психопрофилактики осуществляют в двух направлениях. Первое – со здоровой частью населения – в виде профилактики:

а) острых панических реакций;

б) отсроченных, «отставленных» нервно-психических нарушений.

Второе направление – психотерапия и психопрофилактика лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности ведения спасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить к тому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся в условиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуется психотерапевтическая помощь в виде экстренной «информационной терапии», целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.). «Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие:

1) информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее;

2) находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т.к. это одно из главных средств к их спасению;

3) необходимо оказывать себе самопомощь;

4) в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению обломков;

5) следует максимально экономить свои силы;

6) находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил;

7) дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе;

8) мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен» 5–6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15–20, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, а также самодисциплины;

9) высвобождение из «плена» может занять больше времени, чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь идет к вам».

Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т.к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего – амнезирующую терапию) в стационарных условиях.

Правила первой помощи для психологов:

1. В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.

2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при нескольких пострадавших.

3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.

4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной.

5. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, какие меры требуется принять для оказания помощи в его случае.

6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите о вашей квалификации и опыте.

7. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Дайте ему поручение, с которым он справится. Используйте это, чтобы он убедился в собственных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.

8. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.

9. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместителя и проинструктируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.

10. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.

11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.

12. Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии.