Польская шляхта: история возникновения, первое упоминание, представители. Шляхта - это что такое

(от древневерхненемецкого slahta - род) - дворянское сословие в Польше. Вопрос о происхождении Ш. находится в связи с вопросом о возникновении польского государства. В польской историографии существуют две теории для решения последнего вопроса: теория завоевания Польши иноземным племенем и теория естественной эволюции социально-политических отношений в жизни польских племен, отрицающая факт завоевания извне. Пекосинский, профессор краковского университета, старается доказать, что польское государство возникло вследствие завоевания Польши полабскими славянами, переселившимися в Польшу в конце VIII или начале IX в. Живя у устьев Лабы (Эльбы), они должны были вести ожесточенную борьбу с германскими племенами, саксами, норманнами и франками, вследствие чего в жизни полабских лехитов, как называет их историк, развилась воинственность; кроме того, находясь в сношениях с германским миром, они подчинились германскому влиянию. Между прочим, они заимствовали от датчан скандинавские руны, которые они употребляли в виде военных знаков на своих знаменах. С завоеванием Польши пришельцами население ее распалось на три класса: 1) вожди завоевателей, принадлежавшие к одному и тому же роду или одной и той же княжеской династии, управлявшей полабскими лехитами, образовали высшее сословие, от которого и пошла польская Ш.; 2) простые воины составили класс рядового рыцарства или так называемых владык и, наконец, 3) местное сельское население обращено было в рабское состояние. Факт переселения полабских славян на восток, на берега Варты и Вислы, не отмечен ни в одном историческом источнике, так что завоевание Польши этими переселенцами является лишь гипотезой исследователя. В основе гербов польской Ш. Пекосинский находит скандинавские руны; они-то и представляют собой самое сильное доказательство, приводимое историком в пользу своей гипотезы. Но это основное положение исследований Пекосинского в области польской геральдики отвергается другими польскими учеными. Вообще, эта теория, хотя и отличается замечательной стройностью, покоится на весьма шатких основаниях. Исследователи, принимающие вторую теорию, расходятся между собой во взглядах на социально-политические факторы, под действием которых создалось польское государство, но согласны между собой в том, что оно возникло как результат борьбы польских племен между собой.

Эволюция национально-политических отношений в первобытной Польше была, вероятнее всего, такова. Государственной организации предшествовала, как и у всех первобытных народов, родовая, причем род представлял собой и экономический союз на началах коллективности. Дальнейшей формой социальной интеграции являлась группа родов, соответствовавшая южнославянскому братству и положившая начало территориальному союзу, называвшемуся впоследствии "ополе". Делами ополя заведовал совет старшин, стоявших во главе отдельных родов, из которых состояло ополе. Из соединения ополей возникали племена, которыми управляли князья. Война усилила княжескую власть и способствовала выделению из общей массы свободных людей особого постоянного класса воинов, образовавшего ядро, из которого постепенно развилось шляхетское сословие. Напряженная борьба, которую приходилось вести полякам со своими врагами, в особенности с Германской империей, налагала на всю государственную организацию Польши сильный отпечаток военного быта. Вся страна, усеянная "городами" (крепостями), в которых находились отряды рыцарей, представляла вид как бы обширного лагеря. Особенно большое количество воинства в царствование короля Болеслава Храброго сосредотачивалось, по словам первого польского летописца Галла, в Познани (1300 рыцарей в панцирях и 7000 со щитами), в Гнезне (1000 латников и 5000 щитоносцев), во Владиславе (800 латников и 2 0 00 щитоносцев) и в Гече (300 латников и 2000 щитоносцев). Слава и щедрость таких королей, как Болеслав Храбрый, Болеслав Смелый и Болеслав Кривоустый, привлекали в Польшу и иностранных рыцарей, жаждавших приобрести богатства. В рядах польского рыцарства встречались нередко рыцари, носившие такие имена, как Рудольф, Арнульф, Вильгельм, Одон и др. Сношения с Германией и другими странами Запада приводили поляков к тому, что они заимствовали оттуда обычаи и учреждения. Так, уже в XI в. известен был Польше обычай посвящения в рыцари, и короли жаловали рыцарское звание за какие-нибудь заслуги или услуги людям неблагородного происхождения, даже рабам. Благородное сословие носило также название "владык", Старшины рыцарских родов, бывшие князья племен, утративших свою политическую самостоятельность, и потомки этих князей составляли в этом сословии аристократический элемент, который с течением времени развился и разросся в особый класс богатой землевладельческой знати, так называемого "можновладства". Пекосинский утверждает, что польское рыцарство до конца XI столетия находилось на иждивении государей и своих земель не имело, и что только в начале XII столетия при князе Болеславе Кривоустом оно было наделено поземельными владениями и тогда только обратилось в землевладельческое сословие. Но это утверждение не оправдывается историческими данными. Рыцарство, как класс, выделившийся из массы населения, владело землями еще в доисторическое время. При этом, конечно, были и рыцари, земли не имевшие; они принадлежали к княжеской или королевской дружине и содержание получали от государя. Но вообще рыцарство было землевладельческим классом. Рыцарь мог владеть имением, которое досталось ему или по наследству, или было пожаловано. Первый вид поземельной собственности составлял собственность родовую, второй - личную. Коллективная родовая собственность встречалась в Польше среди Ш. еще в ХV и даже XVI вв. Но разложение ее началось рано, и процесс индивидуализации все сильнее и сильнее развивался. Однако относительно индивидуальной собственности долгое время в Польше действовали юридические нормы, свидетельствовавшие о том, что эта собственность выделилась из родовой. Для отчуждения подобного имения в чужие руки необходимо было согласие родичей; кроме того, последние имели право требовать возвращения в их владение земель, которые были отчуждены, и возвратить их, уплатив продажную цену лицу, которое эти земли приобрело. От рыцарей уже в первые века исторической Польши стал отделяться класс крупных поземельных владельцев или можновладцев. В удельную эпоху они представляли собой силу, от которой зависели судьбы страны. В Польшу проникала западноевропейская культура, и хотя в ней и не водворился феодальный строй, тем не менее сложились отношения, сближавшие в значительной степени польские порядки с западноевропейскими. Высшее духовенство, а за ним и можновладцы приобрели от князей иммунитет, дававший им права верховной власти над населением их имений. Под влиянием иммунитета развивалось и так называемое рыцарское право (jus militiae). Тот, кто владел этим правом, мог распоряжаться своим имуществом согласно существующему праву о наследстве (jus hereditarium), освобождался от некоторых повинностей, приобретал некоторую судебную власть над крестьянами и мог требовать от них в свою пользу исполнения повинностей, которые они несли раньше по отношению к государю. Таково содержание рыцарского права в XIII в. Лицо, пользовавшееся этим правом, считалось благородным (nobilis), шляхтичем. От рыцарства Ш. отличалось еще в XIV в., по законодательству Казимира Великого, рыцарство рядовое (miles medius, scartabellus); кроме того, встречались рыцари, происходившие из крестьян и солтысов (miles e sculteto vel cmetone). Вира за убийство шляхтича определена была в 60 гривен, за рыцаря рядового 30 гривен и рыцаря последней категории - 15 гривен. Сверх того, рыцарство простое, неблагородное, не имело гербов. Впоследствии этот класс слился отчасти с крестьянством и отчасти с Ш. В ХIII и XIV столетиях Ш. не имела еще политического значения; она подчинялась воле прелатов и баронов, как назывались духовные и светские вельможи. Но как боевая сила государства, она уже в это время играла весьма важную роль в стране. Главным образом при поддержке Ш. удалось королю Владиславу Локотку восстановить польскую монархию, создать единство политическое, вследствие которого укрепилось еще более национальное сознание поляков. Носителем и выразителем этого сознания являлась преимущественно Ш. К этому присоединялись еще другие факторы, под действием которых стало развиваться в Ш. стремление занять в государстве место, подобающее ее силе. Как сословие, обособленное от других, она была проникнута сильно корпоративным духом, чувствами сословной солидарности и энергично отстаивала свои сословные интересы, которые часто находились в противоречии с интересами других сословий. Особенно усиленно боролась она уже в средние века с духовенством, привилегии которого - взимание десятин, церковная юрисдикция, освобождение от военной службы и податей - становились для нее иногда совсем невыносимы. Освободиться от различного рода тягостей, налагаемых государством или обусловленных привилегированным положением духовенства и светской аристократии, можно было, конечно, только путем влияния на законодательную власть страны. Уже привилеи XIII века (1229 и 1291 г.) запрещают князьям увеличивать повинности, лежащие на Ш., сверх существующей нормы. В XIV столетии влияние шляхетского сословия еще более усиливается. Уже в первой половине этого века шляхтичи присутствуют на общегосударственных съездах прелатов и баронов или в качестве простых зрителей и слушателей без права голоса, или даже иногда, вероятно, принимая деятельное участие в совещаниях этих съездов (таковы, например, съезды 1320 и 1333 гг.). Дальнейший рост Ш. в этом столетии обусловлен был общим подъемом общественных сил Польши в царствование Казимира Великого. События после смерти этого короля ускорили политическую эволюцию сословия. Престол Польши перешел к племяннику Казимира Людовику, королю венгерскому, у которого не было сыновей, а только три дочери. Между тем польское обычное право и трактаты, заключенные между Польшей и Венгрией, устраняли женщин от наследования польского престола, вследствие чего со смертью Людовика Польша во владении его династии не могла остаться. Это расстраивало династические планы короля и он, даровав различные льготы государственным чинам Польши, добился от них признания одной из его дочерей наследницей польской короны. По кошицкому привилею 1374 г. Ш. освободилась от всех государственных повинностей, за исключением платежа поземельной подати в размере 2 грошей с лана, получила исключительное право занимать должности воевод, кастелянов, судей, подкомориев и др. С этого момента политическая эволюция сословия будет совершаться весьма быстро. В период бескоролевья (1382-84), после смерти Людовика, она представляла уже силу, от которой зависела судьба государства. Закипела борьба партий, вожди которых должны были опираться на Ш. как на боевую силу. И Ш. начинает играть в эту эпоху весьма важную политическую роль. Для того чтобы обсудить положение дел, устраивались часто местные и общие съезды, состоявшие из прелатов, баронов и шляхтичей. В это время сильного политического движения появляются даже зачатки шляхетского представительства. По словам современного польского летописца Янка из Чарнкова, на вислицкий сейм 1382 г. съехались краковяне, сандомиряне и послы всех польских земель. Но что всего важнее, в это время обнаруживает уже сильную деятельность учреждение, в котором концентрировалась социально-политическая жизнь шляхетских общин, на которые делилась Ш. всей Польши: то был сеймик, собрание всей Ш., принадлежавшей к одной и той же местной общине (communitas), как к одному общественному целому. Так начинает организоваться тот политический строй, в котором Ш. было суждено господствовать. Однако до середины XV столетия она находится еще в служебном положении по отношению к духовным и светским вельможам. Хотя представители ее вместе с представителями от духовных капитулов, университетов и городов и принимают участие в сеймах, но государством в это время управляет аристократия. Отношения изменяются с нешавского законодательства (см.), поставившего Ш. на одинаковый уровень с можновладцами: чтобы издать новый закон, установить новый налог или созвать земское ополчение, король обязан был за разрешением обращаться к шляхетским сеймикам. Вместе с тем Ш. приобрела еще раньше важные привилегии, гарантировавшие имущественную и личную неприкосновенность шляхтича (см. Цереквицкий привилей). Этот политический рост сословия находился в зависимости от экономических причин. Польша была страной земледельческой, следовательно, Ш., как сословие землевладельческое, являлась важным фактором в государственной жизни страны. В XIV и XV вв. экономические условия, в которых находилась Польша, сильно изменились. С приобретением Червонной Руси и присоединением, хотя бы частичным и временным, Подолии и Волыни, открылись обширные пространства для польской колонизации, так как эти земли были мало населены. Тут образовались громадные латифундии польских магнатов, которые, чувствуя недостаток в рабочих руках, старались привлекать в свои имения крестьян разными льготами. Эмиграция крестьянского населения из Польши вредно отзывалась на хозяйстве шляхетского сословия. В интересах его было задержать крестьян на месте. Кроме того, общее экономическое развитие Европы к концу средних веков расширило рынки для сбыта земледельческих продуктов Польши, что побуждало польского помещика усиливать эксплуатацию земли, но этого можно было достичь, конечно, только путем изменений в ведении хозяйства и путем усиления эксплуатации крестьянского труда. Имея политическую силу в своих руках, Ш. ограничила сначала самоуправление крестьянских общин, подчинив их своему контролю, чего она добилась приобретением должности солтыса, стоявшего во главе крестьянской общины. Вартский статут 1423 г. заключает в себе постановление, на основании которого помещик мог лишить солтыса должности за ослушание и сам занять эту должность. Сильно стеснив крестьянское самоуправление, Ш. ограничила затем свободу крестьянских переселений, установила барщину и, наконец, обратила крестьянина в крепостное состояние. По Петроковскому статуту 1496 г., уйти из помещичьей деревни имел право только один крестьянин, только одного сына крестьянская семья была вправе отдавать в обучение; бежавшего крестьянина закон разрешал помещику преследовать, хватать и возвращать назад. Сеймы в Быдгощи (1520) и в Торне (1521) установили барщину в размере одного дня в течение недели, а варшавская конфедерация 1573 г. вручила помещику власть даже над жизнью крепостных. Экономические интересы побуждали Ш. издавать также ограничительные законы и по отношению к городскому сословию. Упомянутый выше Петроковский статут запретил мещанам приобретать поземельные имения под тем предлогом, что мещане не принимают участия в военных походах и всяческими способами стараются уклониться от военной службы, а между тем именно на поземельной собственности тяготела воинская повинность. Мещанство попыталось было бороться с Ш., но неудачно. Во второй половине XVI столетия городское представительство было уже устранено от участия в законодательстве страны, хотя представители от некоторых городов и появлялись иногда на сеймах еще в XVII в. Мало того, Ш. подчинила промышленность и торговлю власти воевод и старост, чем окончательно убила городское благосостояние. С начала XVI в. Ш. была уже всевластным хозяином в государстве и осталась таким хозяином до конца существования Речи Посполитой. Она законодательствовала, судила, избирала королей, оберегала государство от врагов, вела войны, заключала соглашения о мире и договоры и т. п. Не только политическая и социальная организация Польши была шляхетской, - шляхетское миросозерцание господствовало безраздельно и в умственной жизни страны. См. Чиншевая Ш., Польский сейм, Польша, Четырехлетний сейм.

Литература.

M. Bobrzy ń ski, "Geneza spo ł ecze ń stwa polskiego na podstawie kroniki Galla i dyplomatów XII w."; Fr. Piekosi ń ski, "O powstaniu spo ł ecze ń stwa polskiego w wiekach ś rednich i jego pierwotnym ustroju"; St. Smolka, "Uwagi o pierwotnym ustroju spo łecznym Polski Piastowskiej" (эти три сочинения помещены в "Rozprawy i sprawozd. wydz. histor. filozof. Akad. Um.", т. XIV); A. Małecki, "Studja heraldynne" (Львов, 1890, 2 т.); A. Balzer, "Rewizja teorji o pierwotnem osadnictwie w Polsce" ("Kwart. Hist.", 1898, т. XII); Fr. Piekosiń ski, "Rycerstwo polskie wieków średnich" (т. I-III); A. Prochaska, "Geneza i rozw ój parlamentaryzmu za pierwszych Jagiellonó w" ("Rozpr. Akad. Um. wydz. hist. filozof.", т. XXXVIII); Fr. Piekosiń ski, "Wiece, sejmiki, sejmy i przywileje ziemskie w Polsce wieków średnich" (ib., т. XXXIX); A. Pawiński, "Sejmiki ziemskie" (Варшава, 1895); Wł. Smole ń ski, "Szlachta w ś wietle w łasnych opinji" ("Pisma historyczne", Краков 1901, т. I); R. Hube, "Prawo polskie w w. ХIII" (Варшава, 1874); его же, "Sądy, ich praktyka i stosunki prawne w Polsce etc." (Варшава, 1886).
  • - Роман И.С. Тургенева. Написан в 1858 г., опубликован в 1859 г. Главный герой романа - богатый помещик Федор Иванович Лаврецкий. С его судьбой связана основная сюжетная линия...

    Россия. Лингвострановедческий словарь

  • - Дворя́нское собра́ние см. Благородное собрание...

    Москва (энциклопедия)

  • - в ряде стран Центр. Европы наименование основной части господств, феод. класса, соответствовавшей дворянству. Первоначально Ш.- это рыцарство, низшая группа светских феодалов...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Дворяне уездов и губерний объединялись в ДВОРЯНСКИЕ ОБЩЕСТВА, пользовавшиеся САМОУПРАВЛЕНИЕМ...
  • - Дворяне – основные персонажи большинства произведений русской классической литературы. Дворянами были и большинство русских писателей - классиков, от Фонвизина до Бунина...

    Энциклопедия русского быта XIX века

  • Словарь юридических терминов

  • - орган дворянского сословного самоуправления Российской империи 1785-1917 гг. в губерниях и уездах...

    Большой юридический словарь

  • - в ряде стран Центральной Европы наименование светской знати...

    Политология. Словарь.

  • - дворянское сословие в Польше. Вопрос о происхождении Ш. находится в связи с вопросом о возникновении польского государства...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - орган сословной дворянской корпорации в России. Д. с. возникли по уездам в 1766...

    Большая Советская энциклопедия

  • - орган дворянского сословного самоуправления в Российской империи в 1785-1917. Были губернские и уездные...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ДВОРЯНИ́Н, -а, мн. -я́не, -я́н, м. Лицо, принадлежащее к дворянству...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Двор"янское собр"...

    Русский орфографический словарь

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - 1. Разг. Устар. О дворянской семье, усадьбе. Ф 1, 113; Мокиенко 1990,16. 2. Жарг. шк. Шутл. Учительская. Никитина 1996, 39. 3. Жарг. морск. Шутл.-ирон. Передняя надстройка на судне, где живет комсостав. БСРЖ, 129. 4...

    Большой словарь русских поговорок

"Шляхта дворянское сословие в Польше" в книгах

Либерал-шляхта

Из книги Гибель советского кино. Интриги и споры. 1918-1972 автора Раззаков Федор

Либерал-шляхта Все эти скандалы, конечно, заметно осложняли отношения руководителей страны с интеллигенцией, но в то же время не мешали первым во многих вопросах идти навстречу последней. Взять тот же кинематограф. В марте 1959 года было разрешено реорганизовать главную

Боевитая шляхта

автора Мухин Юрий Игнатьевич

Боевитая шляхта В 1935 году умер политический диктатор Польши Ю. Пилсудский, с 1936 года правительственным декретом диктатором Польши стал маршал Э. Рыдз-Смиглы. Шляхта была в восторге. Когда немцы еще только делали первые агрессивные шаги и присоединили к Германии Австрию,

Шляхта

Из книги Жертвы Блицкрига. Как избежать трагедии 1941 года? автора Мухин Юрий Игнатьевич

Шляхта Еще один важный момент требует возврата к Советско-польской войне 1920 года. Пока Егоров, Сталин и Буденный (двое русских и грузин) били войска Пилсудского на юге Польши, на севере Тухачевский, Уншлихт, Смигла и Дзержинский (четыре поляка) уперлись своими

§ 8. МЕЛКАЯ ШЛЯХТА

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

§ 8. МЕЛКАЯ ШЛЯХТА Наряду с крупными панами в той же Литве и прилегающей Руси было много мелких землевладельцев. Образование этого многочисленного класса объясняется потребностями военного времени, ибо первые великие князья весьма нуждались в военном элементе и даже

Шляхта

автора Тарас Анатолий Ефимович

Шляхта Все средние и мелкие феодалы во все времена существования ВКЛ были обязаны нести воинскую службу («платить налог кровью»). В качестве вознаграждения за службу великие князья наделяли их земельными участками или же определенными привилегиями, либо тем и другим

Что потеряла шляхта при российском захвате?

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Что потеряла шляхта при российском захвате? Прежде всего - свои политические права («золотые вольности»), многократно зафиксированные в «Пакта конвента» (каждый новый король Речи Посполитой с 1573 года, вступая на престол, подтверждал эти права), в Статутах ВКЛ и других

Забытая городская шляхта

Из книги Гордиев узел Российской империи. Власть, шляхта и народ на Правобережной Украине (1793-1914) автора Бовуа Даниэль

Забытая городская шляхта Читатель, наверно, заметил, что исследование не охватывает все категории бывшей шляхты, а только те, которые жили в сельской местности. Менее многочисленная шляхта в городах и местечках никогда не была объектом таких притеснений, как сельская,

2. Сословие благородных, сословие сеньоров

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

2. Сословие благородных, сословие сеньоров Называли ли когда-нибудь господствующий класс классом землевладельцев? Если под классом землевладельцев подразумевать класс, члены которого получают все свои доходы с обработки земли, то называли. А какой еще источник доходов

IV. Дворянское сословие Курского края в XIV и XV веке

Из книги Историческая летопись Курского дворянства автора Танков Анатолий Алексеевич

IV. Дворянское сословие Курского края в XIV и XV веке Путивльское и Рыльское дворянство под властью Литвы в XV веке. – Значение этого исторического явления. – Важная государственная служба дворянства Курского края при Царе Иоанне Грозном. – Личные, отчественные и фамильные

Беларуская шляхта

Из книги Старонкі нашай мінуўшчыны. Абраныя артыкулы. автора Грицкевич Анатолий Петрович

35. Што такое шляхта?

Из книги 150 пытанняў і адказаў з гісторыі Беларусі автора Саверчанка Іван

Дворянское сословие

Из книги Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века автора Федосюк Юрий Александрович

Дворянское сословие Дворяне - основные персонажи большинства произведений русской классической литературы. Дворянами были и большинство русских писателей-классиков, от Фонвизина до Бунина. Что же такое дворянство?Так называлось самое привилегированное сословие

Шляхта

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Шляхта Шляхта (от др. верхн. нем. slahta – род) – дворянское сословие в Польше. Вопрос о происхождении Ш. находится в связи с вопросом о возникновении польского государства. В польской историографии существуют две теории для решения последнего вопроса: теория завоевания

Шляхта

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШЛ) автора БСЭ

Станислав Куняев ШЛЯХТА И МЫ

Из книги Газета Завтра 856 (15 2010) автора Завтра Газета

Станислав Куняев ШЛЯХТА И МЫ Авиакатастрофа под Смоленском, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский, летевший в Россию отмечать очередную "годовщину" Катынского расстрела, заставляет снова перелистывать страницы истории отношений между двумя нашими странами,

· 29.05.07

Шляхта - это высшее сословие в феодальный период истории Речи Посполитой. В то время шляхта имела большое значение и, собственно, управляла государством. Само название пришло к нам из из Чехии, в Чехию - из Германии. В переводе со старонемецкого шляхта - значит благородные, свободные, вольные. Хотя некоторые исследователи считают, что название произошло от немецкого слова schlacht - сражение, битва. Но я все-таки склоняюсь к первой версии. Шляхтичи - это не те московские богатые и влиятельные бояре, о которых мы сразу вспоминаем.

Шляхтичи - это средние и мелкие землевладельцы. У некоторых шляхтичей были крестьяне, у других - не было. Но в любом случае это были вольные люди, и они ходили на войну - защищали родину. Это важный момент - в Польше основную силу войска составляла именно шляхта. Горожане брали в руки оружие лишь изредка - когда их осаждали, а крестьяне поднимались на борьбу только в самом крайнем случае - если нужно было немедленно дать отпор врагу. Шляхта никогда не была однородной. Некоторые шляхтичи были очень богаты, другие располагали более скромными средствами. Была, наконец, мелкая шляхта, которая сама трудилась на земле. Шляхетство передавалось по наследству, хотя изредка могли производить в шляхту свободных крестьян, которые участвовали в сражениях. Важно подчеркнуть, что, в отличие от других государств, наша шляхта была очень многочисленной, поскольку страна постоянно воевала. Нас осаждали со всех сторон: то крымские татары, то крестоносцы, то московские завоеватели, то шведы.

В некоторых регионах шляхта составляла 10-12% населения. В то время в России дворянство составляло всего лишь 1%. После наполеоновских войн управление Королевством Польским, Венский Конгресс передал русскому царю. А в 1815 же году большая часть Польши была присоединена к России естественно, российские власти относились к шляхте настороженно. Тем более, что шляхта постоянно поднималась на восстания - за независимость, за свои сословные права, которые Российская империя пыталась отнять. Шляхтичи же были избирателями, они баллотировались в сеймы по поветам, в Российской империи этого не было. В конце ХVIII и в ХIХ веках шляхта три раза поднимала восстания - в Польше, Беларуси и Литве. Это знаменитое восстание Тадеуша Костюшко 1794 года, восстание 1831 года и восстание 1863 года. Шляхте в отличее от крестьян было за что бороться. Какой бы ни очень велика дистанция между магнатами и простыми шляхтичами, которые сами работали на земле.

Юридически все они были равны. Радзивиллы, заигрывая с избирателями, называли их “пане-браце”. Магнаты всегда были вынуждены считаться с простыми шляхтичами. Вся шляхта (и бедная, и богатая) - очень гордая: чуть что - поднимала восстания. И, кстати, было у шляхты такое право: право вооруженного сопротивления власти, если та действует антизаконно. В советские времена шляхту было принято высмеивать. Школьная хрестоматийная литература представляла шляхтича глупым, надутым и заносчивым.

Отношение было резко отрицательным. По-другому и быть не могло. У шляхтичей - земля, у шляхтичей - крестьяне. С точки зрения классового подхода, шляхтичи - враги и угнетатели. С другой стороны - всегда был повод относиться к шляхте с некоторой иронией. Ведь значительная часть шляхты была небогата, но наделена всеми правами. Естественно, повышенное самомнение шляхтича иногда представлялось в несколько комичном свете. Но небогатые шляхтичи никогда не выглядели, как бедняки!

Мемуарист Ежи Китович писал: даже бедный шляхтич, когда едет на поле и везет “угнаенне”, втыкает в “угнаенне” саблю. Саблю, видите ли, могли носить только шляхтичи. И все понимали, что едет шляхтич, а не мужик. Заметьте, уже тогда иронизировали по поводу шляхты. Да, был гонор, была самоирония, но было и благородство, было понимание того, что надо соответствовать принадлежности к высшему сословию - быть вежливыми, культурными, внимательными к женщинам, например шляхтич просто обязан был уважительно относиться к жене. Иначе общество осудило бы и отвергло его. Шляхтич не должен совершать поступков, которые бросали бы тень на репутацию. Даже бедная шляхта старалась дать детям образование.

Комментарии

Шляхта, а не название, к нам пришла из Польши (Речи Посполитой). Это были польские помещики, а малороссы были у них холопами. Кое-кого из богатых малороссов поляки, конечно, произвели в шляхту, но это были единицы. К какой бы версии не склонялся автор, но перевод слова Шля́хта: (Szlachta от древневерхненемецкого slahta - род, либо Schlacht - сражение), а не благородный, свободный, вольный)))

Любители исторических романов Генрика Сенкевича не раз встречали в них такое понятие, как «шляхта». Значение слова этого, однако, не всегда было понятно из контекста. Давайте же узнаем, что означает данное существительное, а также рассмотрим историю явления, именуемого этим названием.

Что обозначает слово «шляхта»

Этим термином в Речи Посполитой именовался дворянский класс.

Фактически это существительное можно считать синонимом к терминам «знать», «дворянство». При этом шляхта - это особое явление, характерное именно для польской культуры. Кроме того, оно существовало в соседних Словакия) и тех, чьи земли в прошлом входили в состав Речи Посполитой (Беларусь, Литва, Украина).

Этимология

Российское слово «шляхта» было образовано от польского существительное szlachta. Оно, в свою очередь, вероятнее всего, образовано было от немецкого термина Schlacht (битва, сражение).

Также распространена версия, что «прародителем» «шляхты» было старонемецкое слово Slacht, обозначающее «породу, род».

Какая из этих теорий верна - неизвестно. Тем более что первые свидетельства об этимологии рассматриваемого слова появились лишь в XV в. При этом само понятие возникло минимум на 4 века раньше.

Кто такой шляхтич

Если шляхта - это общее название аристократии, то отдельный ее представитель именовался «шляхтич» или «шляхтянка» (если речь шла о женщине благородного происхождения).

Изначально (еще в период существования Королевства Польского) получить дворянство обычные люди могли в основном за боевые заслуги (кстати, отсюда и происхождение термина). Поэтому в ранние века были близки по своей роли к европейским рыцарям.

В более поздние времена стать дворянином стало намного сложнее, даже несмотря на славные подвиги на ратном поле. При этом на протяжении практически всей истории существования шляхты на ее представителях лежала ответственность за оборону страны.

По данным польских историков, в XVI-XVIII вв. существовало более десяти разновидностей шляхты. На них делили по разным категориям: по древности, по богатству, по наличию или отсутствию герба, земель или крестьян, по происхождению, по месту жительства и т. п.

Несмотря на множество разновидностей, шляхта - это всегда элита общества. Поэтому даже самый бедный безземельный шляхтич имел больше прав и привилегий, нежели самый зажиточный простолюдин.

Поскольку многие дворяне Речи Посполитой были бедны, главным богатством каждого аристократа были его honor i godnośc (честь и достоинство). Защищая их, даже самый небогатый дворянин мог бросить вызов знатному богачу.

Бытует заблуждение, что все шляхтичи обязательно были католиками. Это миф, хотя вопрос вероисповедания был весьма важен для Речи Посполитой, среди ее дворянства были представители разных христианских деноминаций.

История появления шляхты

Рассмотрев, что означает слово «шляхта», стоит обратить внимание на историю этого явления.

Первые рыцари-шляхтичи появились в XI в. Как уже было сказано выше, благородное звание они получали за военные заслуги. Интересно, что в те времена любой человек мог за боевые достижения получить дворянское звание. Причем это правило распространялось даже на рабов.

Благодаря такой политике в XI в. появилось огромное количество дворян, при этом они не имели гербов и земель, находясь на государственном обеспечении.

Начиная с XII в. шляхта - это землевладельческое сословие. С этого периода польские дворяне начинают постепенно подминать под себя управление всеми сферами жизни государства. Так получив земли, они за несколько десятков лет практически поработили крестьянство, лишив сельские общины самоуправления и введя крепостное право.

Ситуация с населением городов была не лучше. Поскольку мещане были людьми мирными, не участвующими в постоянных военных конфликтах, шляхта лишила их права владеть землей. Также дворяне постоянно облагали городских жителей налогами и грубо вмешивались во все их дела. Из-за этого промышленность государства практически не развивалась.

Золотая вольность

Разобравшись с тем, что означает «шляхта» и «шляхтич», стоит узнать о таком понятии, как «шляхетская демократия» или Złota Wolność (Золотая вольность).

Суть этой политической системы (которая сформировалась в Королевстве Польском, а потом распространилась и на Речь Посполитую) заключалась в том, что практически каждый дворянин принимал участие в управлении государством.

Хотя официально во главе страны стоял король, он единственный в Европе был выборным. И выбирал его состоящий из наиболее состоятельных шляхтичей, по структуре напоминает современный сенат в США), причем на место короля могли претендовать практически все состоятельные дворяне, независимо от древности рода.

Выбирался на всю жизнь, но шляхта имела законное право поднять против него восстание (рокош) и сместить неугодного с занимаемой должности. Кроме того, каждый член Сейма имел право вето, поэтому большинство законов в Речи Посполитой принимал не король, а шляхта.

Несмотря на свою прогрессивность, Золотая вольность имела и негативные стороны. Например, постоянные междоусобицы и борьба наиболее состоятельных дворян за власть. По этой причине в конце XVIII в. страна оказалась настолько ослабленной, что была завоевана тремя соседними государствами: Российской империей, Австрией и Пруссией.

Упадок и исчезновение шляхты как класса

После того как Речь Посполитая прекратила свое существование в XVIII в., огромная часть ее земель оказалась под властью Российской империи. Новые власти пришли к необходимости уровнять шляхтичей с русскими дворянами. Но оказалось, что польской знати было очень много (приблизительно 7 % от всего населения Польши, в то время как в России - 1 %).

Чтобы уменьшить ее количество, на протяжении всего XIX в. в империи вводились различные ограничительные законы, требующие от шляхтичей подтверждения древности своего рода документально. Однако собрать все необходимые справки могли далеко не все дворяне. Из-за этого почти половина из них были переведены в категорию простолюдинов.

Такая подлая политика способствовала многочисленным восстаниям, которые лишь усугубляли положение бывшей шляхты.

После событий 1917 г. на территории бывшей Российской империи и Речи Посполитой были попытки восстановить шляхту как класс и вернуть ей былые права и свободы. Однако добиться этого не удалось, и в 1921 г. последние привилегии дворян в Польше, Украине и Западной Белоруссии были упразднены, как и само сословие.

Экзекуционное движение

Экзекуционное движение

Что бы понять, откуда в Польском королевстве возникло экзекуционное (в переводе с латинского означает – исполнение) движение и почему оно, в конце – концов, одержало победу над королевской властью, нам надо начать с более раннего периода польской истории.

Еще в XIII и XIV столетиях польская шляхта с одной стороны не имела политического значения в государстве поскольку, подчиняясь воле прелатов и баронов, но вот с другой стороны, она уже объективно представляла собой реальную общественную силу, что обусловливало появления у нее ее стремление занять в государстве ведущее место.

Как мы знаем из предыдущего материала (http://h.ua/story/347884/), польская шляхта хотя и была расчленена на 7-12 классов, но, тем не менее, была проникнута корпоративным духом, чувствами сословной солидарности и умела последовательно отстаивать свои интересы.

В первую очередь как это может показаться странным в такой религиозной стране как Польша, шляхта усиленно боролась с духовенством.

Ведь привилегии духовенства, а именно: взимание десятин, церковная юрисдикция, освобождение от военной службы и податей – все это становилось предметом вожделений шляхты.

И на начальном этапе процесс перераспределения прав и обязанностей эти устремления шляхты носил справедливый и, следовательно, конструктивный характер.

И если обратится к хронике борьбы шляхты за свои привилегии, то у нас получается вот такая картина.

Первым успехом этой борьбы были Привилеи XIII в. (1229 и 1291) запрещают князьям увеличивать повинности, лежащие на шляхте, сверх существующей нормы.

В первой половине XIV в. шляхтичи уже присутствуют на общегосударственных съездах прелатов и баронов в качестве простых зрителей или слушателей без права голоса.

Во второй половине XIV в. король Людовик I Великий (Ludwik Wgierski, 1326-1382), даровав различные льготы государственным чинам Польши, добился от них признания одной из его дочерей наследницей польской короны.

Так по Кошицкому привилею 1374 г. шляхта освобождалась от всех государственных повинностей, за исключением платежа поземельной подати, получала исключительное право занимать должности воевод, каштелянов, судей, подкоморих и др.

В период 1382- 1384 гг., после смерти Людовика I, шляхта представляла у же силу, от которой зависела судьба Польского королевства.

Следующим успехом шляхты, было, ограничила самоуправление крестьянских общин и подчинение их своему контролю, путем приобретением должности солтыса, стоявшего во главе крестьянской общины.

Стеснив крестьянское самоуправление, шляхта ограничила затем свободу крестьянских переселений, установила барщину и, наконец, обратила крестьянина в крепостное состояние.

При этом, до половины XV столетия шляхта еще продолжает находится в служебном положении по отношению к духовному и светскому вельможеству.

Государством в это время управляет польская аристократия.

Но эти отношения изменяются с принятием "Нешавского законодательства" (1454 г.), поставившего шляхту на один уровень с представителями знати – "можновладцами".

Эти очередные "привилеи" польский король Казимир IV, 1427-1492 предоставил шляхте за поддержку в его борьбе с магнатами.

Так же, шляхта установила ряд ограничительных мер и по отношению к городскому сословию.

По "Петроковскому статуту" 1496 г. мещанам запрещалось приобретать поземельные имения под тем предлогом, что они не принимают участия в военных походах и стараются уклониться от военной службы.

По данному же статуту, уйти из помещичьей деревни имел право только один крестьянин.

И только одного сына, крестьянская семья была вправе отдавать в обучение. Бежавшего крестьянина закон разрешал помещику преследовать и возвращать назад.

При этом шляхте удалось отстоять фундаментальный принцип "ничего нового" – "nihil novi" (1505).

Запрет на введение каких-либо новшеств без согласия представителей шляхты был закреплен в 1506 г. в своде законов, составленном по инициативе коронного канцлера Яна Лаского.

С начала XVI в. шляхта, превратившись в "шляхетскую нацию", полноправным хозяином в государстве и осталась таким хозяином до конца существования Речи Посполитой, то есть республики – res publica.

В 30-е годы XVI в. под лозунгом "исполнения" (executio) прежних прав и возвращения королевских владений и непосредственно под влиянием событий вызванных в Европе РЕФОРМАЦИЕЙ, в Польше формируется политическое движение шляхты, получившее название "экзекуционного движения".

И для этого был выбран следующий путь. Шляхта не протестовала при принятии на сеймах сеймовых инструкций или сеймовых конституций.

Но принятые документы подлежали подписи высшими руководилелями страны и уже после этого, выборные представители шляхты, очень строго следили за тем, чтобы ни король, ни сенаторы не вносили в принятые документы собственных уточнений.

Такая тактика приучила шляхту к локальной солидарности, необходимой для борьбы с королем и сенаторами.

Политически активная часть шляхетского сословия стремилась добиться влияния на монарха, давая ему, таким образом, шанс укрепить собственную власть.

Сила шляхты заключалась в том, что именно ей принадлежало право определять уровень налогов, и король был не в состоянии получить необходимые ему средства другим путем, кроме как через налоговый сбор.

Эта экономическая зависимость короля, а значит государства, от шляхты была инструментом политических торгов.

Такое положение дел в Польше сформировало там, в сравнении с соседними странами, исключительный в тогдашней Европе, климат свободы веры и невиданной веротерпимости.

Ибо польская шляхта, требуя выполнения принятых законов, защищала перед королем и сенаторами-епископами так же и всех протестантов поселившихся в Польше и делалось это во имя шляхетской солидарности, а не из меркантильных интересов.

Волна или периодические волны, движения екзекуционистов в Польше,все время росли и вскоре ими перед королем был поставлен вопрос о лишении епископов судебной власти!

Король Зигмунд I Август в ответ перестал созывать сеймы!

И не созывал их 3 года!

Но эту шляхту не остановило. В конце концов, экзекуционисты в своих политических амбициях добрались и до власти короля!

Начала борьбу за введение права на выборы короля!

Так в силу сложившихся обстоятельств в 1538 г. польский король Сигизмунд Старый 1467-1548) был вынужден пообещать шляхте, что после смерти его сына короли будут выбираться, а он сам впредь не будет принимать никаких решений без согласия сейма!

А га Петрковском сейме 1562-1563 гг. были утверждены требования экзекуционистов и, в первую очередь, требование произвести ревизию полученных магнатами прав на владение королевскими землями, что должно было ослабить позиции знати; приняли также решение, что четвертая часть доходов с этих земель станет выделяться на содержание постоянной армии.

В результате чего в Польше, в отличии от других европейских стран не говоря уж о Московии, утвердился своеобразный политический строй, получивший название "шляхетской демократии".

Непосредственной же причиной капитуляции польского короля Зигмунда Августа перед шляхтой, как я уже выше отмечал, было появление в геополитическом европейском пространстве так называемой "московской угрозы".

Ведь в 1552 г. московский царь Иван IV Грозный завоевал Казанское ханство, а в 1556 г. и Астраханское.

То есть территории, которые исконно, как говорится, принадлежали татаро-монгольскому государству Золотая Орда.

А ведь правители Золотой Орды более чем 200 лет до этого были сюзеренами (господами) Московии (Московского княжества).

К тому же в 1547 г. в Москве состоялось венчание Ивана IV Грозного на царство, после чего Московия безосновательно стала претендовать на "наследство византийской империи" и звание "защитника православной веры"!

Хотя это был только театральный антураж, а в действительности, образцом царской власти для всех без исключения московских правителей от Ивана Грозного и до Владимира Путина, был и остается "царь царей" то есть золотоордынский хан Чингисхан, которому князья Александр Невский и Иван Калита, служили как верные собиратели дани, в смысле сборщиков налогов для Золотой Орды.

И вот в связи с падением Казанского и Астраханского ханств и проявления, новых геополитический устремлений, московских правителей с 1558 года началось продвижение Московии сначала в Прибалтику.

При этом Иван Грозный захватил на первоначальном этапе войны города Нарву и Дерпт (Тарту).

Эти "завоевания" Московии в свою очередь вынудили магистра Ливонского ордена меченосцев Готгарда Кетлера передать Орден под протекторат польского короля Зигмунда Августа.

По соглашению 1561 г. Орден был секуляризирован и в статусе ГЕРЦОГСТВА он превратился в ленное владение, польской королевской династии Ягелонов.

Причем тут так же надо отметить, что борьбу за Ливонию в Московии оправдывали как "возвращение отчин", поскольку уже московский князь Иван III дед Ивана IV Грозного опираясь на ничем не подтвержденный тезис о наследственной принадлежности древних Киевских и других русских земель московской династии, требовал возвращения Белоруссии и Украины. (Украины в территории, охватывающий земли от Киева до Львова).

А весной 1563 г. Иван IV Грозный перешел от угроз к делам. Его войска захватили город Полоцк.

И тут же по всей Польше и Литве разнеслась весть о том, как московиты "осуществляют "очищение святой Руси".

Там, в ходе установления своего влияние в Полоцке и его окрестностях Иван IV Грозный приказал утопить всех полоцких евреев, которые отказались принимать православное крещение. Подробнее об этом событии рассказано вот тут: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B0_%281563%29, а я только приведу другие данные касающиеся не только иудеев.

"В некоторых источниках также сообщается о гибели полоцких бернардинцев и доминиканцев от рук татар из московской армии, такой возможности исключить нельзя (см. Святые Адам, Доминики Пётр Полоцкие).

К 500-700 полякам из гарнизона и немецким наемникам Иван IV отнесся милостиво, некоторые наёмники перешли на московскую службу.

Ротмистры получили в дар собольи шубы, покрытые парчой. Ротмистр Верхлинский позже был обвинен в получении подарков от неприятеля, но был оправдан судом.

Такое отношение Ивана IV к полякам объясняется его нежеланием вступления в войну Польши, он планировал вести военные действия только против Великого княжества Литовского.

Полоцкие бояре, купечество, большинство горожан, а также жители окрестностей Полоцка были лишены имущества и угнаны в плен, по разным оценкам число пленных составило от 15 000 до 60 000 человек.

Какая-то часть пленных (доподлинно можно судить о 2 человеках) позже была продана (в случае с католиками и протестантами – легально, а с православными – нелегально, так как "крещёные души" продавать запрещалось) в рабство, например в Персию (см. Ази Хосров) . С. С. Довойна с женой, Я. Я. Глебович и епископ Арсений тоже были пленены.

Практически сразу после взятия города 15 000 татар были направлены для действий по дороге на Вильну. 21 февраля в лагерь царя прибыл посол Великого княжества Литовского для ведения переговоров о перемирии, которое в те же дни было заключено. 27 февраля, оставив в Полоцке гарнизон и отдав распоряжения об укреплении города, Иван IV с основными силами вышел к Москве.

Часть пленных полоцких бояр была обменена на московских пленных или выкуплена Великим княжеством Литовским в 1566 г. С. С. Довойна был обменян на московского пленника в 1567 г., позднее он безуспешно пытался перевезти на родину прах своей жены, умершей в плену.

Я. Я. Глебович был освобожден в обмен на обещание склонить на сторону Московского государства магнатов Великого княжества Литовского, за что был обвинен в предательстве, но оправдан великим князем.

Епископ Арсений отправлен в Спасо-Каменный монастырь у Кубены, вместе с ним в заключении были и некоторые полоцкие бояре.

Взятие и разорение города и его окрестностей было не только концом величия Полоцка, после которого он больше никогда не возродился, и не только крупнейшим событием и первого периода, и всей Ливонской войны.

События полоцкой осады вызвали международный резонанс: в Аугсбурге, Любеке, Нюрнберге, Праге и других городах Европы вышло более десятка информационных листовок, посвященных событиям в Полоцке.

В Священной Римской империи с тревогой наблюдали за успехами Московского государства. Противники империи надеялись на расширение сотрудничества с Московским государством – король Дании Фредерик II поздравил Ивана IV с взятием Полоцка.

В Великом княжестве Литовском и Польском королевстве были потрясены полоцкой катастрофой.

А Иван Грозный, закрепившись в Нарве и наладив дипломатические отношения с Англией и даже сватался к родственнице королевы Марии Гастингс родственнице английской королеве, опираюсь на Каспийское море, Иван Грозный намеревался двинуть свои войска далее на Запад.

И только после этого, когда король Зигмунд Август и его шляхта осознали всю опасность Московии, они заключили между собой мирное соглашение и стали готовится к отражению грозы с Востока.

И вот тут, я думаю, (хотя и немного забегаю наперед) читателю будет интересна информациям о том, как сложилась дальнейшая судьба польской шляхты в составе Российской империи.

И как представители шляхетских родов вписались в эту империю, сыграв в ее окончательном крахе в ноябре 1917 года далеко не последние роли.

Для этого я тут привожу отрывок из книги С.Н.Бухарина и Н.М.Ракитянского "Политико-психологический анализ феномена лимитрофизации Польши".

1.2. Разборы шляхты

Государственная система Речи Посполитой, опиравшаяся на "принципы демократии", вступила в период неустойчивости и стала распадаться. При этом распад не был результатом внешних воздействий. Польшу разрушили внутренние механизмы так называемой шляхетской демократии. С развалом государства начались проблемы и у шляхты.

После первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. власти России столкнулись с проблемой наличия многочисленной прослойки привилегированного сословия на присоединенных землях. Общее количество шляхты составляло 7-8% всего населения Польши, ее имущественный и социальный статус был разнообразен и не вписывался в существующий статус дворянина Российской империи.

Сразу после первого раздела российские власти начали проводить мероприятия по исключению малоимущей шляхты из привилегированного сословия. Разбор шляхты осуществлялся на территориях Южной Лифляндии с Динабургом, восточной Белоруссии с Полоцком, Витебском и Могилевым и восточной части Черной Руси (правобережье Западной Двины и левобережье Березины).

В частности, в правах русского потомственного дворянства признавались:

чины государственные: воеводы, староста Самонитский, каштеляны высшего и низшего разрядов, обер-гофмаршал, надворный маршал, великий гетман, польный гетман, обер-канцлер, подканцлер, великий подскарбий, надворный подскарбий, коронный секретарь, рефендарий (помощник канцлера) и т. д.;

чины придворные: великий подкоморник (обер-камергер), великий конюший (обер-шталмейстер), подконюший, ловчий, кухмистер, стольник, подчаший, крайчий, подстолий, чешник и шамбелян (камергер);

земские чины: подкомории (10), старосты, подвоеводы, судебные и подстаросты, старосты городские, писари городские, поветовые маршалы (11), хорунжие (12), земские судьи, подсудки (13), писари, регенты, стольники, подстольничьи, чешничии, под-чашии, ловчие, меченосцы или мечники, конюшие, крайчие, скарбники, обозные, стражники, мостовничие, будовничие, подсполничии, лесничие, струкчашие и пр.

Занятие одной из этих должностей кем-либо из предков давало права русского потомственного дворянства.

Документальными доказательствами дворянского статуса служили: акты определения в эти звания и должности.

Если же подобный акт отсутствовал, то требовались другие бумаги, из которых было бы видно, что данное лицо действительно занимало должность, которая была сопряжена с принадлежностью к дворянскому сословию. Кроме того, доказательством дворянского происхождения считалось удостоверение о том, что предок соискателя дворянства до 1795 г. занимал должность или состоял в чине или звании, удостоверенном королевскою грамотой.

При этом должно быть соблюдено условие, что это звание или чин давали ему первенство перед бесчиновной шляхтой на сеймиках (14) или место между сановниками и дигнитариями (15) королевства, а также патенты на чины военные, подписанные королем, а до конституции 1776 г. и гетманами, в которых лицо, получающее чин, названо "урожденным" (16).

Так, например, в Высочайше утвержденном докладе белорусского генерал-губернатора от 13 сентября 1772 г. шляхте указывалось подать губернским властям документы с подтверждением своего дворянского происхождения. В специальном указе разъяснялось, что через земские суды в губернские канцелярии должны подаваться списки всех членов дворянских семей с подробным описанием происхождения рода, гербами, со всеми упоминаниями и документами.

В указе подчеркивалось, что впредь без царского соизволения никто не мог называть себя шляхтой и пользоваться шляхетскими правами.

После указа от 14 июня 1773 г. шляхта должна была доказывать свое происхождение в Верховных провинциальных земских судах.

Во время ревизии 1772-1774 гг. часть чиншевой и служилой шляхты была записана в крестьянское сословие.

Самые "нижние" слои шляхетского сословия – "земляне" и "панцирные бояре" – были записаны крестьянами поголовно. При этом их обложили подушным налогом и рекрутской повинностью.

После Жалованной грамоты дворянству 1785 г. оформились "корпоративные" права дворянства Российской империи. Все дворянские роды должны были быть внесены в Родословные книги, для чего требовалось представить необходимые доказательства своего "благородного происхождения".

Второй раздел Польши состоялся в 1793 г. В результате Россия получила Западную Белоруссию с Минском, центральную часть Черной Руси, Восточное Полесье с Пинском, Правобережную Украину с Житомиром, Восточную Волынь и большую часть Подолии с Каменцом и Брацлавом. Мероприятия по упорядочению шляхты, естественно, распространились и на эти территории.

Лишение привилегий значительной части шляхты не могло остаться без последствий.

Разбор шляхты представлял собой длительный процесс. Сначала выходили указы и другие правовые акты. Потом следовали организационные мероприятия, анализ собранных документов, после чего часть шляхты лишалась привилегий. Это не могло не вызвать недовольства. Те, кто лишился ряда привилегий и вынужден был платить налоги, отдавать в рекруты сыновей и перестал называться "рыцарями", взбунтовались.

На формирование критической массы недовольных шляхтичей ушло около двадцати лет. Именно лишенные привилегий шляхтичи являлись социальной базой восстания Т. Костюшко (Andrzej Tadeusz Bonawentura Kosciuszko, 1746-1817).

Известно, что основу войска мятежного диктатора составляла конная бригада генерала А.Ю. Мадалинского (1739-1805), которая отказалась выполнять решение Гродненского сейма о ее ликвидации.

То есть в основе бунта профессиональных военных лежал не патриотический, а меркантильный фактор. Среди восставших, конечно, были патриоты, мечтающие о Великой Польше, но большинство боролось за восстановление привилегий.

После подавления восстания Т. Костюшко в 1794 г. между Австрией, Пруссией и Россией была достигнута договоренность о третьем разделе Речи Посполитой. Договор, утверждающий новые границы, был подписан 26 января 1797 г. в Петербурге. Территория, перешедшая под власть Российской империи, разделялась на губернии (Курляндскую, Виленскую и Гродненскую).

Здесь сохранялась прежняя правовая система (Литовский статут), выборность судей и маршалков (17) на сеймиках, а также крепостное право.

Сословия однодворцев и граждан Западной губернии были упразднены после указа от 19 февраля 1868 г. Однодворцев приравняли к крестьянам.

Гражданам давался год для того, чтобы они сделали выбор между крестьянским и мещанским сословием.

Остальным необходимо было за три года представить документы, подтверждающие право владения землей с крестьянами либо принадлежность к шляхетскому сословию во времена Речи Посполитой. Подавляющее большинство мелкой шляхты таких документов предоставить не смогло. При этом в сословие однодворцев и граждан было переведено около 200 тысяч человек (18).

Из польских родов с тех пор пользуются княжескими титулами: Чарторыйские, Гедройцы, Яблоновские, Любомирские, Радзивиллы, Сангушко, Сапеги, Сулковские, Огинские, Корибут-Воронецкие.

Графский титул носят 120 родов, из них в России в графском достоинстве признаны 56, то есть более половины не были признаны. Приведем перечень тех, кто сохранил графский титул:

Александровичи, Бобровские, Борх, Браницкие, Бржостовские, Белинские, Валевские, Велепольские, Водзицкие, Волловичи, Вельгорские, Гауке, Грабовские, Грохольские, Гуровские, Гуттен-Чапские, Езерские, Замойские, Збоинские, Илинские, Квилецкие, Кицинские, Комаровские, Корвин-Коссаковские, Красинские, Красицкие, Круковецкие, Ледоховские, Лоси, Лубенские, Любенецкие, Малаховские, Микорские, Миончинские, Мнишки, Мостовские, Мощенские, Ожаровские, Оссолинские, Островские, Остророги, Полетыло, Потоцкие, Потулицкие, Пржездецкие, Ржевуские, Скарбеки, Стадницкие, Старженские, Суходольские, Тарновские, Сераковские, Тышкевичи и Холоневские.

От Римских пап графский титул получили 17 родов, но русским правительством они не были признаны.

Баронских рода – 32, из них в России признаны только шесть: Вышинские, Горохи, Косинские, Растовецкие фон-Симолины и Шодуар" (19).

Советский политический и государственный деятель А.Я. Вышинский (1883-1954) принадлежал к польскому баронскому роду. Отец Андрея Януариевича – выходец из старинного польского шляхетского рода. Януарий Феликсович Вышинский был провизором, родственником кардинала Стефана Вышинского; мать – учительницей музыки.

Таким образом, после каждого территориального приобретения Россия устраивала длительную процедуру шляхетских разборов, в результате которых значительная часть шляхтичей теряла свои льготы, что вызывало бунты и так называемые польские восстания."

"С начала XVI в. Шляхта была уже всевластным хозяином в государстве и осталась таким хозяином до конца существования Речи Посполитой.

Она законодательствовала, судила, избирала королей, оберегала государство от врагов, вела войны, заключала соглашения о мире и договоры и т. п.

Не только политическая и социальная организация Польши была шляхетской, – шляхетское миросозерцание господствовало безраздельно и в умственной жизни страны".

Ну, а о том, как полякам удалось на 200 лет отстрочить свое завоевание, Московией мы обсудим в следующей части.

шляхта

ж. мелкое польское дворянство.

Тесла, род топора, обороченного поперек топорища или шляхтовища, рукояти. Шляхтич, вообще польский дворянин; -янка, женщина этого сословия. Гол, да в шляпе - тот же шляхта. Хоть шляхтич дробной., да породы доброй. Овруцкая (Ошмянская) шляхта, голыш, оборванец. Шляхетный, -хетский, к шляхетству, шляхтичам и сословию дворянскому относящ. В Петербурге был шляхетский кадетский корпус, дворянский. Шляхтить, -товать, тесать теслою, шляхтой.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

шляхта

шляхты, мн. нет, ж. (польск. szlachta). Польское мелкопоместное дворянство.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

шляхта

Ы, ас., собир. и ШЛЯХЕТСТВО, -а, ср., собир. (устар.). Польское мелкопоместное дворянство.

прил. шляхетский, -ая,-ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

шляхта

ж. Мелкопоместное дворянство (в Польше, Литве и ряде стран Центральной Европы).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

шляхта

ШЛЯХТА (польск. szlachta) в ряде стран Центральной Европы (Польша, Литва и др.) наименование светской знати (соответствовало дворянству).

Большой юридический словарь

шляхта

название мелкопоместного дворянства в феодальной Польше. Шляхетское сословие было весьма многочисленным, в некоторых районах страны представители Ш. достигали 20% населения. Ш. традиционно обладала многочисленными правами и привилегиями, в т.ч. политическими, что обусловило сохранение в феодальной Польше на протяжении веков режима "дворянской республики".

Шляхта

(польск, szlachta, от др.-верхненем. slahta ≈ род, порода), в ряде стран Центральной Европы (особенно в Польше, Литве) название основной части господствующего феодального класса. Первоначально Ш. ≈ рыцарство, низшая группа светских феодалов. В процессе формирования в 14≈16 вв. Ш. как сословия (см. Кошицкий привилей 1374 , Нешавские статуты 1454 , Радомская конституция 1505 , Литовские статуты) за её пределами остался низший слой светских феодалов ≈ негербовая Ш. (влодыки в Польше, панцирные бояре в Великом княжестве Литовском). Усиление политической роли Ш. привело к юридическому включению в её состав высшей группы светских феодалов ≈ магнатов. В 16≈18 вв. в Речи Посполитой утверждается государственный строй шляхетской республики. Спецификой польской Ш. была её относительная многочисленность (в 16 в. ≈ 8%, в Мазовии и Подлясье ≈ свыше 20% населения) при наличии категорий малоземельной и безземельной Ш. Господствующее привилегированное положение Ш. сочеталось с традиционным запретом «нешляхетских» занятий (ремесло, торговля и др.). После разделов в 18 в. Речи Посполитой Ш. была, как правило, уравнена с дворянством России, Австрии и Пруссии. Одной из мер царизма после подавления Польского восстания 1830≈31 явился «разбор» Ш. ≈ перевод мелкой Ш. в однодворцы . Термин «Ш.» иногда применяется в литературе к сословию светских феодалов в Чешских землях (высшая Ш.≈ паны, низшая ≈ земане).

Примеры употребления слова шляхта в литературе.

Я всегда так думал, - продолжал Богуслав, - хоть и стыдно мне бывает за польскую шляхту , как посравню я ее с иноземным дворянством.

Потому разум мой был за семью печатями незнания даже для такого хитрого лиса, как канцлер Оссолинский, король же Владислав, для которого весь мир разделяется на мир войны и мир невойны, готов был видеть во мне лишь одного из казацких ватажков, может, более хитрого, чем другие, более мудрого в военных действиях, выдающегося настолько, что им можно похвалиться и перед иноземными послами, которые все время толклись при дворе, наблюдая за суетным препирательством между королем и шляхтой , каждый из которых тянул в свою сторону.

И придирчивую шляхту уже давно не могли обмануть велемудрые речи, с которыми король пыжисто выступал на сеймах: ведали -- речи эти загодя сочинялись непревзойденным скрибентом Петром Скаргой.

От этих неисчислимых кривд, причиняемых народу украинскому, шляхта казалась безглавым зверем с ненасытной утробой, на самом же деле она была гидрой многоголовой, многоречивой, порой и многомудрой, в хвастовстве и величании возносила свою Речь Посполитую до уровня римских деяний, жаждала иметь и своих тарквиниев, гракхов, цезарей и Цицеронов.

Приникнув к заиндевелому слюдяному оконцу и продышав в нем две талинки, Марина со своим суженым сиротски следили за шумной встречей гонористой шляхты с такими же гонористыми королевскими комиссарами, не удостоившими супругов даже визитом.

Впервые Максим стал браниться, когда Мусий Горленко рассказал о жестокости шляхты , о смерти невинного Галайды на колу в Звенигородке.

Мусий Горленко охотно поехал с посольством на Самборщину еще и потому, что ему впервые в жизни предстояло побывать в польском селе, где он имел возможность поговорить не только со шляхтой , а с такими же простыми людьми, как и сам, как жители села Веремеевки и всей Украины, от имени которых он везет торжественную грамоту с соболезнованием и благодарностью родителям, воспитавшим сына-героя!

Вин, Пугач, на Волге вашых панив пугав, а в нас тут Зализняк та Гонта шляхту рубалы.

Но речь моя должна была быть потом, а тем временем продолжалось кровавое замирение на Украине, кровь лилась реками и при добром, мол, короле, шляхта норовила запрячь народ мой в невольническое крепостное ярмо, честь казацкую в бесчестье и незнание превратить стремилась, дошло до того, что и уста, данные богом для разговора людского, велели взять на замок, а заперев уста, открыли двери гневу, таившемуся в сердцах.

Вельможный пан гетман, я уверен, все это хорошо понимает, но в первую очередь заботится об интересах своих католиков, воевод, старост, знатной шляхты .

О военной службе в Литовской Руси можем иметь понятие из постановлений Виленского сейма в 1507 году: паны, княжата, земяне, вдовы и вся шляхта должны в имениях своих переписать всех своих людей и списки эти отдать под присягою королю, чтоб он знал, кто как будет с своего имения служить.

Уроженец Польши, искренний демократ и подлинный патриот своего несчастного отечества, раздираемого произволом магнатов и своеволием тупой шляхты , Бем в конце 60-х годов примкнул к либеральной партии Чарторийских, но после зверского подавления восстания украинских крестьян, известного под названием Колиивщины, разочаровался в искренности намерений своей партии и, перейдя на русскую службу, уехал в Сибирь.

Гераклиуш владел Водоктами, Любичем и Митрунами, которые лежали неподалеку от Лауды и, словно морем, были окружены землями мелкопоместной шляхты .

Я вам объявляю, что на будущем сейме постановят такое решение: видя легкоумие и непостоянство московских людей, которым ни в чем верить нельзя, надобно разорить шляхту и купцов и развести в Подолию или в другие дальные места, а на их место посадить из наших земель добрых людей, на которых бы можно было в нужное время положиться.

Уходили они сюда, на Слободскую Украину да на днепровское Левобережье, спасаясь и от крепостного ярма, и от лютований польской шляхты .