Периодичность проверок образовательных учреждений. Проверка в образовательном учреждении: что необходимо знать директору школы и заведующему ДОУ

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Государственный контроль (надзор) в сфере образования»

Новое в осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере образования

Еще с 2009 г. часть полномочий федеральных органов власти в области образования передана органам государственной власти субъектов РФ, в т. ч.:

  • контроль качества образования и подготовки обучающихся и выпускников в соответствии с федеральными компонентами государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта РФ, по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением полномочий федеральных органов государственной власти по осуществлению контроля качества образования);
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования расположенными на территории субъекта РФ образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, указанных в подп. 21 ст. 28 Закона РФ "Об образовании"), а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;
  • принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в т. ч. путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным учреждениям и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования;
  • контроль за исполнением предписаний.

Вопросы, связанные с проведением мероприятий по контролю, урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-­ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294­-ФЗ), вступающим в силу 1 июля 2009 г. Именно этот нормативный акт регламентирует порядок проведения проверок, права и обязанности органов, осуществляющих проверку, требования к документальному оформлению их результатов, сроки и периодичность проверок и др.

Порядок проведения мероприятий по контролю и надзору

Довольно часто в образовательных учреждениях проводятся различные проверки с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства. Каков порядок проведения мероприятий по контролю? Какие права имеет образовательное учреждение? Для руководителей образовательных учреждений такие знания необходимы, поскольку непосредственно от них требуется совершение юридически обоснованных действий.

Прежде всего необходимо уяснить, что – формы деятельности различных государственных, региональных и муниципальных органов по обеспечению законности. В процессе контроля проводятся проверки выполнения образовательным учреждением при осуществлении своей деятельности обязательных требований, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Контролю подвергается:

  • основная деятельность образовательного учреждения (учебная, воспитательная, научная);
  • хозяйственная (материально­техническая);
  • финансовая деятельность (включая платные образовательные услуги)
  • соблюдение трудового законодательства;
  • законодательства о санитарно­эпидемиологическом благополучии и др.

Готовимся к проверкам

Рассказывает эксперт справочной системы «Образование»

Неблагоприятных последствий мероприятий по контролю можно избежать, если руководитель образовательного учреждения четко понимает цели проверок каждого контролирующего органа, знает свои права и границы . Важно помнить, что любое несоответствие проверки закону предоставляет руководителю право отказать в ее проведении. Это право предусмотрено законом.

Органы, правомочные проводить проверки

Определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-­ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”.

Так, например, постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 300 “Об утверж­дении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки” определено, что полномочия по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования относятся к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В Законе РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании" записано, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

  • надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные государственные требования, российскими образовательными учреждениями, расположенными за пределами территории России, образовательными учреждениями высшего профессионального образования, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования;
  • принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и соответствующим органам, осуществляющим государственное управление в сфере образования;
  • контроль за исполнением предписаний (п. 21 ст. 28).

Это Положение создает правовую основу для осуществления Рособрнадзором инспектирования в области образования, в частности, контроль и надзор за исполнением законодательства РФ и контроль за качеством образования и подготовки выпускников. Инспекционная деятельность, направленная на обеспечение соблюдения законодательства РФ, осуществляется в ходе инспекционных проверок.

В настоящее время законом предусмотрено три уровня контроля: федеральный государственный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

Права образовательного учреждения при проведении контроля (надзора)

Прежде всего при проведении любых мероприятий по контролю для образовательного учреждения должны быть открыты и доступны нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, выполнение которых проверяется. Следует обратить внимание на то, что проводить мероприятия по контролю могут только уполномоченные должностные лица органов государственного контроля (надзора), при этом предмет контроля должен соответствовать компетенции этого органа.

Одним из принципов защиты права образовательного учреждения является принцип периодичности и оперативности проведения мероприятия по контролю, предусматривающий полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока. Очень важным является право образовательного учреждения обжаловать действия должностных лиц органов контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

В случае признания судом жалобы юридического лица обоснованной органы государственного контроля (надзора) обязаны устранить в полном объеме допущенные нарушения. Законом предусмотрена ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц .

Важно знать, что должностные лица образовательного учреждения имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов контроля (надзора);
  • обжаловать действия должностных лиц, осуществляющих проверку, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения проверки

Любые мероприятия по контролю могут проводиться только на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В таком приказе обязательно должны быть указаны: его номер, дата издания и наименование органа государственного контроля; фамилия, имя, отчество и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю; наименование образовательного учреждения, в отношении которого проводится проверка; даты начала и окончания проверки и перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Также в приказе должны быть отражены цели, задачи и предмет проводимого контроля, а также правовые основания их проведения, в т. ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Распоряжение либо приказ о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица одновременно со служебным удостоверением. Обращаем внимание, что проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в приказе.

Руководитель образовательного учреждения вправе потребовать от проверяющих представления документов, удостоверяющих личность. Отсутствие правильно оформленного приказа на проверку дает право не допускать прибывших лиц к проверке.

Обратите внимание на то, что продолжительность проверки не должна превышать двадцати рабочих дней. В большинстве случаев мероприятия по контролю проводятся в установленные приказом сроки. Однако в исключительных случаях, связанных со значительным объемом работ по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего контроль, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения этого мероприятия может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Приложение


Скачать в.docx

В отношении одного юридического лица каждым органом государственного контроля (надзора) плановые проверки в ДОУ проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако п. 9 ст. 9 Закона № 294-­ФЗ предусматривает, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере образования, плановые проверки могут проводиться два и более раза в течение трех лет.

Ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.

Согласно нормам:

  • Генеральная прокуратура РФ должна размещать ежегодный сводный план проведения всеми органами контроля (надзора) плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года.
  • Не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала проведения плановой проверки в образовательное учреждение направляется копия распоряжения или приказа об этом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля либо органа муниципального контроля заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность образовательного учреждения при выявлении в результате проверки нарушений обязательных требований. Необходимо иметь в виду, что перечень оснований для проведения внеплановых проверок является исчерпывающим.

Так, внеплановые проверки юридического лица проводятся по мотивированному решению руководителя контрольного (надзорного) органа только в случаях:

  • получения информации от юридических лиц, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, изменении документов контроля образования , а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в т. ч. в отношении других юридических лиц;
  • обращения граждан, юридических лиц с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Анонимные обращения, т. е. не позволяющие установить обратившееся лицо, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Действия, которые не вправе совершать проверяющие

При должностные лица органов контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа, от имени которого они действуют.

Также указанные должностные лица не вправе осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц проверяемых образовательных учреждений либо их представителей. Требовать представление документов, информации, если они не являются объектами и не относятся к предмету проверки, проверяющие не должны. Соответственно руководитель образовательного учреждения не обязан представлять такие документы.

Важно отметить, что изымать оригиналы документов, относящихся к предмету контроля, проверяющие также не имеют права.

Кроме того, при проведении мероприятий по контролю лица, проводящие проверку, не должны распространять полученную при этом информацию, составляющую охраняемую законом тайну, и превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Должностные лица, проводящие проверку, не должны препятствовать представителям юридического лица присутствовать при проведении мероприятия по контролю и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

Все указанные требования предусмотрены законом и являются обязательными для проверяющих.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки работы ДОУ должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводившими ее, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

  • дата, время и место его составления;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения, на основании которого проведена проверка;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;
  • наименование проверяемого образовательного учреждения;
  • фамилия, имя, отчество, должность представителей юридического лица, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
  • дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
  • сведения о результатах мероприятия по контролю, в т. ч. о выявленных нарушениях, их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом представителя образовательного учреждения, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
  • подпись должностного лица, осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований и экспертиз, объяснения должностных лиц, осуществляющих проверку, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю образовательного учреждения под расписку об ознакомлении. В случае отсутствия руководителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения уполномоченным должностным лицом составляется протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Журнал учета проверок

Образовательное учреждение обязано вести журнал учета проверок, проводимых различными органами контроля (надзора). В этом журнале должностное лицо органа контроля (надзора) делает запись о проверке, содержащую сведения: о наименовании органа государственного контроля (надзора); дате и времени проведения мероприятия; правовых основаниях, целях, задачах и предмете контроля; выявленных нарушениях, составленных протоколах, административных правонарушениях и выданных предписаниях.

Там же указываются:

  • фамилия;
  • отчество;
  • должность лица, осуществившего мероприятие по контролю;
  • ставится его подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью образовательного учреждения. Представляется, что ведение такого журнала является для образовательного учреждения определенной гарантией того, что не будут нарушаться периодичность и сроки плановых проверок, проводимых различными контролирующими органами. В случае появления проверяющих с плановой проверкой в нарушение установленных сроков руководитель образовательного учреждения вправе отказать им в проведении проверки, сославшись на соответствующую запись в журнале.

Приложение

Шаблон примерного плана мероприятий по устранению нарушений
Скачать в.docx

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны:

  1. выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
  2. принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Несомненно и то, что при проведении мероприятий, направленных на измерение качества образования в детском саду и контроль, проверяющие обязаны соблюдать права и законные интересы образовательного учреждения и проводить свои действия в строгом соответствии с распоряжениями органов контроля (надзора). Они также могут посещать объекты (территории и помещения) образовательного учреждения в целях проведения мероприятия по контролю, но только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля о проведении контроля.

Должностные лица, осуществляющие проверку, безусловно, должны учитывать соответствие мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, их тяжести и потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, следовательно, не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц.

Инспекционная деятельность требует четкой регламентации как по содержанию, так и по процедурам проведения. По результатам инспекционных проверок возникает необходимость реализации различных мер воздействия (санкций) в отношении инспектируемых субъектов (например, административные штрафы, направление предписания об устранении нарушения, издание распорядительного документа, обращение к учредителю образовательного учреждения или в орган, осуществляющий лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию, подача иска в суд и т. д.). В настоящее время некоторые меры воздействия могут применяться весьма ограниченно в связи с их нормативно­правовой неопределенностью.

В заключение следует отметить, что положения о проведении контроля (надзора), описанные в данной статье, не применимы к отношениям, связанным с проведением других видов контроля (налогового, лицензионного, финансового и др.) . Порядок проведения указанных проверок регулируется особым образом специальными федеральными законами.

Заместитель заведующего правовым отделом
ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ С.Б. Хмельков

Приложение

Шаблон примерного плана мероприятий по устранению нарушений
Скачать в.docx

Читайте еще статьи на тему контроля и проверок в ДОУ:

Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Нина Ладнушкина, канд. пед. наук, доц. кафедры международного права и прав человека юридического института ГВОУ ВО МГПУ, почетный работник образования РФ

1. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - органы по контролю и надзору в сфере образования).

2. Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных частью 9 настоящей статьи мер.

3. Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - органы и организации), требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

4. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Основаниями для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования наряду с основаниями, предусмотренными Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;

2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований федеральных государственных образовательных стандартов, на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьей 97 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

7. В случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда. В случае вынесения судом решения о привлечении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, должностных лиц этих органов к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения этими органами нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования направляет в вышестоящий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Требования к осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ) содержится определение понятия "проверка", применимое в т. ч. и к сфере образования : "совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами".

Виды проверок

Согласно пп. 7 и 8 Положения о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164 (далее - Положение о государственном контроле (надзоре)), проверки образовательных учреждений могут быть плановыми и внеплановыми.

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования предметом плановых проверок является соблюдение органами управления и организациями законодательства РФ вобласти образования , предметом внеплановых проверок - соблюдение органами управления и организациями законодательства РФ в области образования, а также выполнение ими предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений.

При осуществлении государственного контроля качества образования предметом плановых проверок является соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям, предметом внеплановых проверок - соответствие содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или федеральным государственным требованиям, а также выполнение организациями предписаний уполномоченных органов.

Согласно п. 9 Положения о государственном контроле (надзоре) проверки образовательных учреждений могут бытьдокументарными и выездными.

Документарные проверки проводятся по месту нахождения уполномоченного органа, выездные проверки - по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых органов управления и организаций.

При осуществлении полномочия по государственному надзору за соблюдением законодательства РФ в области образования в части обеспечения и проведения единого государственного экзамена выездные проверки проводятся в местах расположения пунктов проведения единого государственного экзамена и региональных центров обработки информации.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 294-ФЗ предметом документарной проверки являются:

  • сведения, содержащиеся в документах юридического лица , индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму , права и обязанности;
  • документы, используемые при осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона № 294-ФЗ предметом выездной проверки являются "содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами".

Процедура проведения проверок

В ст. 14 Закона № 294-ФЗ описывается процедура проведения проверок, действительная в т. ч. и для образовательных учреждений. Согласно п. 1 данной статьи, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в этих документах (п. 1).

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

  1. фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов;
  2. наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;
  3. цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  4. правовые основания проведения проверки, в т. ч. подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  5. сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  6. перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
  7. перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  8. даты начала и окончания проведения проверки (п. 2).

"По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах и экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий". П. 3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа вручаются под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц садминистративными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения (п. 4).

Согласно п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ срок проведения проверки образовательного учреждения не может превышатьдвадцать рабочих дней . В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или)длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Срок проведения проверок в отношении образовательного учреждения, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению. При этом общий срок проведения проверки не может превышатьшестьдесят рабочих дней.

Согласно п. 10 Положения о государственном контроле (надзоре) в ходе проверки образовательного учреждения проводятся следующие мероприятия:

  • "а) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования органами управления:
  • анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность органа управления, в том числе нормативных правовых и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);
  • анализ наличия и достоверности информации, размещенной органом управления на его официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);
  • б) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования организациями:
  • анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе локальных и индивидуальных
  • правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке (при проведении документарных и выездных проверок);
  • анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении образовательного процесса (при проведении выездных проверок);
  • анализ наличия и достоверности информации, размещенной организацией на ее официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (при проведении документарных и выездных проверок);
  • в) при осуществлении государственного контроля качества образования:
  • анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) (при проведении документарных и выездных проверок);
  • анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных би-блиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок);
  • экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок);
  • анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок)".

Оформление результатов проверок

Порядок оформления результатов проверки изложен в ст. 16 Закона № 294-ФЗ. Согласно п. 1 данной статьи по результатам проверки составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 1).

"Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю". П. 3 ст. 12 Закона № 294-Ф

В акте проверки указываются :

  1. дата, время и место составления акта;
  2. наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  3. дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  4. фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  5. наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
  6. дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  7. сведения о результатах проверки, в т. ч. о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших нарушения;
  8. сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
  9. подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку (п. 2).

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах , один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае их отсутствия, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (п. 4).

"К акту проверки прилагаются:

  • протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
  • объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение установленных требований;
  • предписания об устранении выявленных нарушений;
  • иные связанные с результатами проверки документы или их копии".

П. 3 ст. 16 Закона № 294-ФЗ

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (п. 5).

В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование с органом прокуратуры , копия акта проверки направляется в орган прокуратуры в течение пяти рабочих дней со дня его составления (п. 6).

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, в котором должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи. Журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (пп. 8-10).

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение пятнадцати дней с даты получения акта вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме свои возражения. При этом они вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие их обоснованность (п. 12).

Ограничения при проведении проверок образовательных учреждений

В ст. 3 Закона № 294-ФЗ названы общие принципы защиты прав юридических лиц. К ним относятся:

  • презумпция добросовестности юридических лиц ; открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов РФ, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), о правах и обязанностях органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ;
  • проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц; недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований,установленных муниципальными правовыми актами;
  • ответственность органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля; недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц платы за проведение мероприятий по контролю; финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора) проверок, в т. ч. мероприятий по контролю;
  • разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.

Перечисленные принципы выступают в роли ограничителей в отношении проведения проверок юридических лиц, в т. ч. образовательных учреждений.

Закон № 294-ФЗ также предусматривает нормы, устанавливающие ограничения при проведении государственного контроля (надзора). В частности, согласно ст. 15 должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе :

  • проверять выполнение обязательных требований , если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которых действуют эти должностные лица;
  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя , иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (за исключением случая проведения такой проверки на основании поступившей в органы государственного контроля (надзора) обращения или заявления гражданина, в т. ч. индивидуального предпринимателя, юридического лица, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о причинении вреда жизни , здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства , а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);
    требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции , пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ; превышать установленные сроки проведения проверки; осуществлять выдачу юридическим лицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

В п. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ приведен перечень грубых нарушений данного нормативного акта . К их числу относятся:

  • нарушение сроков проведения плановых проверок, проведение плановых проверок не в соответствии с утвержденными ежегодными планами плановых проверок, нарушение сроков уведомлений о проведении плановой или внеплановой проверок;
  • привлечение к проведению мероприятий по контролю неаккредитованных в установленном порядке граждан и организаций; проведение внеплановой проверки без установленных оснований или без согласования с органами прокуратуры; проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
  • требование документов, не относящихся к предмету проверки, превышение установленных сроков проведения проверки; непредставление оформленного акта проверки;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

Согласно п. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом контроля (надзора) с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Нормативные документы

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля" (ред. от 03.05.2012)
Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 № 164 "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования"

Н. Н. Сибилева , главный бухгалтер Управления по надзору и контролю
в сфере образования Курской области, к. э. н.

Журнал «Учет в сфере образования » № 11, ноябрь 2010 г.

Как правило, школы проверяют региональные власти. Чтобы избежать проблем, учреждению нужно четко знать свои права. Например, по акту проверки можно составить возражение. В противном случае отстоять свою правоту в суде будет сложно. Подтверждает это арбитражная практика.

Что проверяют контролеры

Региональные власти имеют право проверять учебные заведения, которые находятся на подведомственных им территориях. Как правило, проверку проводит комитет или департамент по образованию администрации обрасти.

Прежде всего органы контроля проверяют то, как учреждения соблюдают законодательство в области образования. При этом учебные заведения, которые перечислены в подпункте 21 статьи 28 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон № 3266-1), контролеры проверять не вправе. Например, вузы. Проверкой таких учебных заведений занимается Рособрнадзор.

Региональные власти могут проверить то, как учреждения соблюдают правила лицензирования и аккредитации, провести контроль качества образовательных услуг.

Проверки проходят по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116. Во время контрольных мероприятий проверяющие должны соблюдать требования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Какие виды проверок бывают

Региональные органы образования могут проводить как выездные (инспекционные), так и камеральные проверки. Выездные проверки проходят по местонахождению учреждения.

При «камералках» проверяющие изучают документы учреждения на своей территории.

Контрольные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. В первом случае проверки проводятся на основании графика, но не чаще одного раза в два года. Поводом для внеплановой проверки могут послужить обращения граждан и юридических лиц с жалобами на нарушение своих прав и законных интересов. Более того, контролеры обязаны отреагировать, если к ним поступит информация о нарушениях, подтвержденная документами и другими доказательствами. Внепланово региональные органы образования могут проверить и то, как учреждение исправило нарушение, выявленное во время предыдущей проверки. Также внеплановая проверка может быть проведена по поручению Рособрнадзора и иных федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.

Ход проверки

На проведение проверки у контролеров должен быть приказ их руководителя или его заместителя. Там должны быть зафиксированы цель контрольных мероприятий, их объем, а также срок проверки. Для проверки обычно создается комиссия, назначается ее председатель и издается план-задание по контрольным мероприятиям.

И еще. Помните, что перед началом выездной проверки проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения.

Непосредственно процедура проверки зависит от ее целей и задач.

Контролеры имеют право:

– посещать проверяемую образовательную организацию;

– проверять деятельность образовательной организации в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;

– приносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;

– наблюдать за деятельностью проверяемой организации;

– запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;

– проводить экспертизу документов;

– при необходимости организовывать анкетирование обучающихся и работников проверяемой организации;

– проводить экспертизу качества образования, тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций;

– выполнять иные функции, предусмотренные приказом о проведении проверки.

Контролеры не могут проводить проверку в случае отсутствия должностных лиц учреждений. Им запрещено требовать документы, не относящиеся к предмету проверки, изымать оригиналы документов. На выездную проверку контролерам отводится 20 рабочих дней. Но при этом установленные сроки проверки не могут быть превышены.

Контролеры имеют право затребовать учредительные документы, лицензию, свидетельство о государственной аккредитации. Также они могут попросить внутренние нормативные документы учреждения, которые регламентируют:

– структуру управления деятельностью организации;

– права и обязанности обучающихся, воспитанников, работников организации;

– внутренний распорядок организации;

– прием в организацию;

– организацию и осуществление образовательного процесса;

– оказание платных услуг;

– отчисление учащихся, восстановление и перевод;

– методы текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

У учреждения могут быть затребованы документы по учету и хранению бланков аттестатов, а также документация по работе с обращениями физических и юридических лиц.

Сроки уведомления четко оговорены

Проверяющие должны уведомить о предстоящих контрольных мероприятиях заранее. Если речь идет о проверке на предмет соблюдения законодательства РФ об образовании, то это они должны сделать за пять рабочих дней. В адрес учреждения направляются уведомление, копия приказа и план-задание проверки. В такой же срок учебное заведение уведомляют, если проверка связана с вопросами лицензирования и аккредитации. В случае если мероприятие проводится в целях контроля качества образовательных услуг, уведомят учреждение за полтора месяца. Но только если проверка предусматривает тестирование, опрос учащихся либо иные формы контроля качества подготовки школьников. В противном случае учреждение извещается в стандартные сроки – пять рабочих дней.

Результаты проверки

Результаты контрольных мероприятий оформляют актом. Один экземпляр акта вручается руководителю проверяемой образовательной организации. Второй – остается у контролеров, на нем руководитель ставит подпись. В случае если он не согласен с фактами, изложенными в акте, можно составить письменные возражения (нелишним будет подтвердить обоснованность выводов документами или их копиями).

Обратите внимание: если этого не сделать своевременно, то отстоять свою правоту в суде будет сложно (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 марта 2010 г. №А13-8136/2009).

На основании акта оформляется отчет о проверке, а также определяются меры, направленные на устранение выявленных в ходе проверки нарушений. При этом учреждению, допустившему нарушение, выдаются предписания, которые следует выполнить в установленный срок.

За нарушения могут наказать

В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть две статьи, которые напрямую предусматривают ответственность за нарушения законодательства об образовании. Во-первых, это статья 5.57, которая применяется, если нарушены права граждан на образование, а также права и свободы обучающихся и воспитанников учебных заведений. Во-вторых, если в ходе проверки будут выявлены нарушения требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса, то учреждение могут оштрафовать по статье 19.30. Учреждение может быть привлечено к ответственности и за невыполнение в срок предписания контролеров (ст. 19.4, 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Важно запомнить

Срок выездной проверки составляет 20 рабочих дней. Уведомить о начале проверки учреждение должны за пять дней. Если во время контрольных мероприятий будет проводиться тестирование учащихся, то срок уведомления о проверке составляет полтора месяца.

В статье описываются виды проверок образовательного учреждения и план мероприятий руководителя и коллектива школы при подготовке к ним.

Работая руководителем образовательного учреждения 18-й год, я имела возможность познакомиться со всеми видами проверок образовательного учреждения.

Положение о государственном контроле в сфере образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 №164 предусматривает возможность проведения плановых и внеплановых проверок.

При осуществлении государственного надзора в области образования предметом проверок выступает соблюдение органами управления и организациями законодательства РФ в области образования. Предметом внеплановых проверок также является выполнение органами управления и организациями предписаний уполномоченных органов об устранении нарушений законодательства РФ в области образования.

При осуществлении государственного контроля качества образования предметом проверок (плановых и внеплановых) является соответствие содержания и качества подготовки обучающихся, выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Все проверки подразделяются на документарные и выездные.

Документарные проверки проводятся по месту нахождения уполномоченного органа путем изучения документов и сведений, представленных проверяемыми органами управления, организациями и другими лицами, а также анализа информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения и ведения деятельности проверяемых органов управления и организаций.

Согласно ст.11 Закона №294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах образовательной организации, устанавливающих организационно-правовую форму, права и обязанности; документы, используемые при осуществлении деятельности организации и связанные с исполнением обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки образовательной организации являются содержащиеся в документах сведения, а также состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые образовательной организацией товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые меры по исполнению обязательных требований.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения образовательного учреждения или по месту фактического осуществления ее деятельности. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не предоставляется возможным:

Удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документах образовательного учреждения;

Оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Отдельно остановлюсь на перечне грубых нарушений при проведении проверок:

1.Нарушение сроков проведения плановых проверок, проведение плановых проверок не в соответствии с утвержденными ежегодными планами плановых проверок, нарушение сроков уведомлений о проведении плановой или внеплановой проверки.

2.Привлечение к проведению мероприятий по контролю неаккредитованных в установленном порядке граждан и организаций.

3.Проведение внеплановой проверки без установленных оснований или без согласования с органами прокуратуры (встречается особенно часто).

4.Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

5.Требование документов, не относящихся к предмету проверки, превышение установленных сроков проверки.

6.Непредоставление оформленного акта проверки.

7.Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

В нашем образовательном учреждении выработан определенный план мероприятий по подготовке к проверке.

План подготовки образовательного учреждения к проверке обычно утверждается моим приказом. В плане я предусматриваю выполнение следующих мероприятий:

1.Проверка документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2.Проверка документов, подтверждающих наличие у образовательного учреждения в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий.

3.Анализ устава и локальных актов на предмет соответствия их законодательству РФ.

4.Анализ состояния документации образовательного учреждения.

5.Анализ учебного плана (плана воспитательно-образовательной работы).

6.Анализ реализации образовательных программ.

7.Анализ выполнения плана внутришкольного контроля.

8.Анализ состояния документации по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.

9.Анализ соблюдения лицензионных требований и условий.

Непосредственно перед проверкой всегда ставлю в известность работников учреждения о предстоящей выездной или документарной проверке и предмете ее проведения. Коллектив образовательного учреждения информирую на совещаниях, собраниях коллектива. Назначаю приказом административного работника, ответственного за подготовку образовательного учреждения к предстоящей проверке.