Перевод суры 5. "Облегчение от Великодушного и Милостивого"

Зейд Дочери: Фатима, Салеха, Сара


Ихваны - воинствующее религиозное братство,
созданное в начале XX века в Неджде.
Ихваны способствовали укреплению власти эмира
Абд аль-Азиза ибн Абдуррахмана.

Закят - один из пяти столпов ислама,
обязательный налог в пользу бедных
и на нужды распространения ислама.

Хусейн происходил из династии – потомков Хашима Абд ад-Дара, деда пророка Мухаммеда. в течение многих веков занимали пост великого шерифа Мекки. Будучи хранителями святых мест, шерифы со временем превратились в феодальных правителей Хиджаза. Под их юрисдикцией находилось всё арабское население региона, в то время как жившие в Хиджазе турки подчинялись султану. Шерифом был и Али ибн Мухаммед, отец Хусейна. Он был назначен на этот пост турецким султаном в 1905 году.

Хусейн вырос среди бедуинов, но с 1896 года жил в Стамбуле на положении почётного пленника. После младотурецкой революции 1908 года его отец Али, как ставленник султана, был снят с поста, а на его место назначен Хусейн. Он оказался весьма честолюбивым правителем и, вероятно, уже тогда лелеял мечту стать повелителем всех арабов. Главным противником Хусейна был эмир , объединявший под своей властью племена Центральной Аравии. Первоначально Хусейн выступал как преданный вассал османов, рассчитывая на их помощь против Эр-Рияда. В конце лета 1910 года шериф собрал бедуинское ополчение, вторгся в Неджд и даже пленил брата эмира, Саада, но к крупной войне он был не готов. Хусейн с готовностью согласился на предложение о мире, по которому эмир признавал себя вассалом султана и обещал выплачивать 6 тысяч риалов дани ежегодно. В 1912 году Хусейн совершил ещё один рейд на Неджд и стал подбивать касимцев выступить против . Он дошёл до того, что запретил недждийцам совершать хадж в ноябре-декабре того года.

В начале XX века турки значительно укрепили свои позиции в Хиджазе. Они держали под контролем караванные тропы и даже в 1908 году построили железную дорогу от Маана до Медины, чтобы улучшить снабжение войск. Разумеется, это вызывало раздражение коренных хиджазцев и вело к росту арабского национализма. Стали появляться подпольные организации, которые вели агитацию среди арабских офицеров турецкой армии. Младотурки ответили репрессиями против арабов.

С началом Первой мировой войны объявила джихад против неверных. Стамбульские власти стали добиваться от Хусейна присоединения к войне. Тот уклонялся, требуя признать независимость Хиджаза. Конфликтом между Хиджазом и Портой решили воспользоваться англичане, рассматривавшие Хусейна как союзника против турок.

Ещё до начала войны Хусейн пытался установить контакты с : его сын дважды встречался с британским верховным комиссаром в лордом Китченером. Начиная с 1915 года Хусейн начал обмениваться письмами со сменившим Китченера Генри МакМагоном. Хусейн требовал от Великобритании признать независимость арабских стран и дать добро на создание арабского халифата. МакМагон ответил уклончиво, пообещав "признать независимость арабов во всех районах, лежащих в границах, предложенных шерифом Мекки". Проведший много лет в Стамбуле и знавший тонкости как восточной, так и западной политики, Хусейн вряд ли питал иллюзии в отношении англичан, но всё же расценил послание как одобрение активных действий. Вместе с тем, между и Хиджазом был заключён формальный договор о протекторате, гарантировавший Хиджазу британскую военную поддержку в обмен на отказ от собственной внешней политики.

Узнав, что официальный Стамбул планирует его смещение и замену на более лояльное лицо, Хусейн поднял восстание. 5 июня 1916 года он провозгласил независимость Хиджаза, а 10 июня, опасаясь превентивного удара турок, начал военные действия. Ему быстро удалось выбить турок из всех крупных городов Хиджаза, кроме Медины, снабжение которой осуществлялось по железной дороге. Медина была взята лишь после того как к арабам прибыл британский военный советник Томас Лоуренс (впоследствии прозванный "Аравийским") и посоветовал перерезать железную дорогу в нескольких местах.

В конце октября 1916 года Хусейн провозгласил себя "королём арабов", однако никто за пределами Хиджаза не признал за ним этого титула. В январе 1917 года и признали Хусейна лишь "королём Хиджаза". Коварные европейцы обманули арабов: ещё накануне восстания и подписали тайное Соглашение Сайкса-Пико, предусматривавшее раздел Ближнего Востока на сферы влияния. Там не было места единому арабскому государству. Более того, декларация Бальфура от 2 ноября 1917 года предусматривала создание еврейского национального очага в Палестине, что было прямым ударом по интересам арабов.

Тем временем, в начале 1917 года был взят Эль-Ваджх, последнее удерживаемое турками селение на побережье Хиджаза, а к июлю была захвачена Акаба. За счёт английских денег Хусейн вербовал в свою армию всё новых и новых солдат, и разросшееся арабское войско двинулось на Дамаск. Англичане пока смотрели на это сквозь пальцы, так как успехи хиджазцев ускоряли крах . 30 сентября 1918 года арабы ворвались в Дамаск. В 1920 году было провозглашено арабское королевство , и на его трон был посажен , один из сыновей Хусейна, но несколько месяцев спустя арабы были выбиты из Дамаска французами; англичане даже не подумали вступаться за своих бывших союзников.

Непосредственно после начала восстания эмир занял выжидательную позицию, понемногу помогая обеим враждующим сторонам. Однако когда Хусейн недвусмысленно заявил о своих претензиях на всеарабское господство, провозгласив себя "королём арабов", выразил протест и потребовал установить границы между Хиджазом и . Летом 1918 года между двумя странами вспыхнул конфликт из-за пограничного оазиса Эль-Хурма, который был захвачен . Эмир этого оазиса Халид ибн Мансур ибн Лювай поссорился с хиджазцами и обратился за поддержкой к . В начале 1919 года Хусейн двинул на Эль-Хурму основную часть армии своего сына. был против похода, так как понимал, что Хиджаз устал от войны, но был вынужден повиноваться отцу. В конце мая он захватил Турабу, недждийский оазис неподалёку от Эль-Хурмы. послал к Турабе – представителей недавно созданного военно-религиозного братства. Ночью напали на и наголову разбили его. Хиджазцы потеряли почти всё войско, всё снаряжение и боеприпасы. был готов к вторжению в , но в этот раз его остановил грозный ультиматум англичан. Британцы прислали войска в Хиджаз и пригрозили приостановкой выплаты субсидий.

По окончании Первой мировой войны ситуация на Ближнем Востоке в корне изменилась. На развалинах были созданы новые государства. В двух из них были созданы монаршьи престолы, на которые были возведены дети Хусейна: стал эмиром , а

Смерть: 10 октября (0680-10-10 ) (54 года)
Кербела , Арабский халифат Похоронен: Мавзолей имама Хусейна, Кербела, Ирак Отец: Али Мать: Фатима Супруга: 1) Шахр Бану
2) Лайла бинт Абу Муррах
3) Умм Исхак бинт Талха Дети: сыновья: Али , Али аль-Аскар, Али аль-Акбар и Джафар
дочери: Сакина, Кабир Фатима, Рукыйя

После смерти его брата Хасана он перенял руководство восстанием в Эль-Куфе , однако потерпел поражение против Омейядов . 10 октября (10 Мухаррама 61 года Хиджры) он погиб во время битвы под Кербелой.

Пророку Мухаммеду сообщили о том, что Ум-Аймен плачет день и ночь. Её привели к посланнику Бога. «Почему ты плачешь?» - спросил её божий посланник. «Мне приснился плохой сон» - ответила Ум-Аймен. «Какой?» «О посланник, мне приснился сон, будто оторванные части вашего тела лежат в моем доме».

Посланник, приятно улыбнувшись, изрек: «Успокойся, моя дочь Фатима родит сына, которого будешь растить ты и вот так часть моего тела окажется в твоем доме».

Третий день месяца шаабана 4-го года по лунному летоисчислению назван днем рождения имама Хусейна ибн Али. После рождения младенца его положили на руки пророка. Первыми словами, произнесенными Мухаммадом на ухо Хусейна, были слова суры «Таухид», свидетельствующей о единобожии и пророческой миссии. Мухаммад назвал младенца Хусейном, поцеловал его и поручил няне.

На седьмой день рождения Хусейна Ум-Аймен принесла его к пророку. Он сказал: «Хвала тебе, хвала тебе Ум-Аймен, это и есть толкование твоего сна». В тот день посланник божий накормил бедных едой, расходовал на людей то, что имел и озарил душу Хусейна светом монотеизма, единобожия, знаний и веры.

Домашняя среда Хусейна была самой чистой и его воспитатели отличались высокими гуманными и моральными качествами. Хусейна воспитывали те, на кого была возложена ответственность направления и руководства народов мира.

Среди арабов того времени существовала традиция не признавать рождающихся девочек. И божий посланник решил изменить эту отсталую традицию. Он называл Хусейна частью своего тела и не скрывал своей любви к детям Фатимы, Хасану и Хусейну. Однажды посланник вышел из дома, посадив Хусейна на одно плечо и Хасана на другое и целуя то одного, то другого. Его спросили: «О посланник божий, ты любишь этих детей?» Он ответил:

«Тот, кто полюбит их, любит меня и кто, посчитает их врагом, считает врагом и меня».

Абу-харире говорит: "Я своими глазами видел как маленький Хусейн встал на ноги посланника, который взяв его за руки, помог ему взобраться на него. Тогда посланник поцеловал его и помолился Богу: «О Боже, я люблю Хусейна и ты полюби его». Хусейн отличался непоколебимой верой в Бога. Имам Садык называет его ярким проявлением спокойного, безмятежного состояния духа, о чём свидетельствует сура «Заря» священного Корана. В том смысле, что Господь доволен им и он доволен Господом.

С момента кончины Мухаммада и до прихода к власти Али прошло 25 лет.

В это время молодой Хусейн славился своими знаниям и смелостью. Он принимал действенное участие в событиях исламского общества, с крайней бдительностью подходил к вопросам общества, смело ступал на арену битвы, активно участвовал в принятии ответственных решений и осуществлении больших дел.

Как-то один из пустынных арабов, прибывший в Медину спросил, кто в этом городе великодушнее всех. Ему ответили: «Хусейн». Араб отправился к Хусейну, которого застал за намазом. После намаза араб рассказал ему о своей просьбе. Хусейн поднялся со своего места и принес ему 4 тысячи динаров, завернутых в платок. Увидев такую щедрость со стороны имама Хусейна, араб сказал: «Великодушие не зарывается в землю и не остается скрытым, оно всегда имеет место в небесах и сияет словно солнце».

Имам Хусейн превосходил других по своим качествам и выделялся в тех местах, где распространился ислам. Все оказывали ему уважение, предводители общества с почтением относились к нему и его брату и ценили их. И если в то время кто-то сказал бы, что он будет убит этим народом, никто бы в это не поверил.

После мученической гибели Али в жизни имама Хусейна начался новый этап. В это время облик Хусейна был в представлении народа воплощением ислама и Корана. После мученической гибели отца он, наряду со своим братом Хасаном, служил инстанцией для оказания народу помощи и поддержки.

Спустя 50 лет после пророка, когда распространились пороки, а ценности и учения посланника божьего были преданы забвению в обществе, Хусейн произнес:

«О люди, свобода, величие, честь, справедливость и стремление к совершенству являются особенностями непорочной жизни и увековечивают человека. Старайтесь жить именно так».

Шиитская точка зрения

Шиитская традиция считает Хусейна праведником и мучеником. Многие мнения сходятся к тому, что он знал о безнадёжности своей борьбы, но принял мученичество ради спасения ислама, чтобы община не была уничтожена Язидом. Шииты считают, что это была добровольная жертва ради необходимости. Хусейн - образец того, как герой может бороться против тирании и быть хорошим мусульманином. День Ашура месяц махаррам отмечается по поводу этого события и жертвоприношения.

Есть шиитская пословица «Вся земля - Кербела, каждый день - Ашура». Означает готовность бороться за себя и за других при любых обстоятельствах так, как это делал имам Хусейн.

Ашура - кульминация вселенской мистерии, мгновение гибели вселенной и её возрождение в новом, качественно новом измерении.

Первичное значение Ашуры - сопричастность верующих к мученической гибели Имама Хусейна - внука пророка ислама Мухаммада; гибель эта произошла именно в десятый день месяца мухаррам.

Нужно помнить, что шиизм признает лишь двенадцать непорочных, прямых потомков Мухаммада (Имамы). Это личности, по праву рождения и воспитания в семействе пророка получившие духовную, социальную и политическую власть над уммой, мусульманской общиной.

Хусейн был третьим Имамом (после своего отца и старшего брата) и четвёртым повелителем мусульман. Когда пророку принесли радостную новость о рождении внука, он пришёл к младенцу и прочел ему на ухо азан (призыв к молитве) и другие молитвы. По велению Аллаха мальчика назвали Хусейном. После смерти Имама Али власть в мусульманском мире захватил узурпатор Муавия, а затем его сын Язид. Хусейн отказался признать их предводителями мусульман и принести им присягу верности, сказав, что будет следовать лишь Священному Корану и преданиям пророка.

Хусейн находился в паломничестве в Мекке, когда Язид отдал приказ убить его. Предвидя свою мученическую гибель и желая предотвратить осквернение Каабы, Имам за день до совершения паломничества вынужден был покинуть священный город и отправиться в сторону Куфы. Перед этим Хусейн вел переговоры с вождями куфийских племен, и те обещали ему поддержку в борьбе против Язида.

С Хусейном отправились восемнадцать мужчин из рода пророка и пятьдесят четыре последователя. Опасаясь оставлять в Мекке свои семьи, они вынуждены были взять с собой женщин и детей, в том числе полугодовалого сына Имама. Они разбили лагерь в пустыне Кербела, потому что их движение преградило войско Язида. На 7 день мухаррама в лагере Имама закончилась вода, и люди начали страдать от жажды. В это время Язид вступил в переговоры с жителями Куфы, и те, заключив с ним союз, отказались прийти на помощь Хусейну. Войска Язида окружили равнину и предложили Имаму сдаться, признав власть халифа и принеся ему присягу. Хусейн отказался. В ночь на 10 мухаррама он собрал своих сторонников и сказал, что освобождает их от всех клятв верности и отпускает их. Однако никто из последователей не покинул лагерь, хотя все ясно понимали неминуемость гибели. Тогда Хусейн воскликнул: «По велению Аллаха мы ведем Священную войну, и Бог вознаградит нас за мученичество!» Согласно достоверным хадисам Имам Хусейн, видя, что его шестимесячный сын Али Асгар умирает от жажды, вышел, встал перед вражеским войском и сказал: «Вы враждуете со мной, в чем же вина этого младенца. Напоите хотя бы его водой». В это время один из метких стрелков в стане врага по приказу своего командира выпустил трехконечную стрелу, которая вонзилась Али Асгару в горло и отсекла разорвав нежное горло младенца.

Видя упорство Хусейна, халиф приказал начать бой. Свидетель этих событий Хумайд бен Муслим рассказывает: «Клянусь Аллахом, я никогда не видел такой стойкости. Были убиты сыновья Хусейна и вся его семья, и его последователи, все же он - такой же храбрый как всегда, он не позволил себе пасть духом и сдаться». Тело Имама практически скрылось под огромным количеством вонзившихся в него стрел. В конце концов, враги, набросившись со всех сторон, предали его мученической смерти. Тело Имама было втоптано в грязь копытами их лошадей, на нём насчитывалось 29 колотых и 27 резаных ран. Согласно преданиям даже отрубленная голова Хусейна продолжала славить Бога, и ничто не могло заставить её замолчать.

В этом кровавом сражении были убиты и все его сторонники, за исключением двух человек; женщины и дети, в том числе и сестра Хусейна Зейнаб, были захвачены в плен. Хумайд Бен Муслим свидетельствует: «Клянусь Аллахом, я не видел ни одной из его жен и дочерей или женщин его семьи, с которой не была бы сорвана верхняя одежда». Смерть Хусейна и его верных сподвижников стала символом мученичества за веру, борьбы с несправедливостью, притеснением и тиранией.

В ранней исламской истории шиитами (в буквальном переводе, «последователями») называли сторонников Имама Али, зятя пророка Мухаммада и четвёртого халифа (духовного предводителя) мусульман. После убийства Али и избрания Муавии четвёртым халифом, противостояние между суннитами и шиитами усилилось, став окончательным после событий Ашуры.

Для шиитов Хусейн - не только один из борцов и мучеников за веру. В первую очередь, это - Имам, то есть потомок пророка, человек, отмеченный божественной благодатью. В шиизме Имамы - истинные предводители мусульман, образцы веры, подлинные хранители и толкователи коранического знания. Первым из таких Имамов был Али, выдающийся герой, разивший врагов ислама своим удивительным обоюдоострым мечом Зульфикаром. От Али божественная благодать перешла к двум его сыновьям от дочери Пророка Фатимы - Хасану и Хусейну, с самого рождения предназначенным стать предводителями мусульман. Смерть Имамов (все Имамы, кроме последнего, Махди, умерли насильственной смертью), обогатило шиизм понятием мученичества за веру, мотив страданий стал неотъемлемой частью траурных ритуалов.

Дни Ашуры начали отмечаться иранскими шиитами как день траура при шахе Исмаиле Сефевиде, который распространил в Иране шиизм. При дворе шаха первые десять дней мохаррама объявлялись траурными, при дворе проводились особые церемонии, на которые собиралось множество людей. Сам Аббас Сефевид, самый могущественный и сильный шах, правивший Ираном в течение 50 лет, в день Ашуры одевал черные одежды и мазал лицо грязью, принимая участие в религиозных шествиях.

Нужно сказать, что месяц мухаррам - начало лунного года - в первые десять дней которого разворачивалась история мученичества Хусейна, считался в Передней Азии священным задолго до этого события. И с Ашурой (буквальный перевод с арабского - «десятый») - десятым днем мухаррама связано множество легенд и преданий. Так, по некоторым из них, в этот день были сотворены небо, земля, ангелы и первый человек, Адам. В этот день Нух (Ной) впервые увидел землю после потопа, родился пророк Ибрагим (Авраам), после долгой разлуки встретились Якуб (Иаков) и Юсуф (Иосиф), по велению Аллаха расступились перед Мусой (Моисеем) воды Красного моря, спасая его от преследования Фараона, вознесся на небо пророк Иса (Иисус). Конец света тоже произойдет в день Ашуры.

Но вернемся в наше время… В современном Иране Ашура является кульминационным религиозным событием года, получив после Исламской революции 1979 года особый смысл и значение. Первые десять дней месяца шииты посвящают оплакиванию мученической смерти Хусейна, в течение всего месяца проводятся различные религиозные обряды, которые во многих городах, особенно Куме и Мешхеде, превращаются в целые религиозные мистерии, с сюжетом, разворачивающимся в течение нескольких дней.

Звучит траурная музыка, возгласы «О, Хусейн!».

По улицам идут шествия, в них принимают участие мужчины, которые под ритмичные удары барабанов бьют себя по плечам цепями. Сотни цепей единым взмахом взлетают вверх, а затем с силой опускаются на плечи. Самобичевательные процессии олицетворяют раскаяние и скорбь жителей Куфы отвернувшихся от Имама, предавших его. Женщины стоят вдоль дороги, некоторые плачут, укрывшись исламским покрывалом, некоторые бьют себя в грудь. Все одеты в чёрное, самые религиозные люди будут носить траур в течение 40 дней.

Последовательно разворачиваются события Ашуры: это история сестры Хусейна Зайнаб бинт Али , доставленной к Язиду в Дамаск , но продолжавшей проповедовать истинную веру, это трагическое повествование о браке, заключенном перед самым сражением между Касымом, сыном второго Имама, и его двоюродной сестрой. Рассказывается об Аббасе, сводном брате Хусейна, пытавшемся пронести в лагерь воду: лишившись обеих рук, он нес бурдюк с водой в зубах…

Ну улицах иранских городов в дни Ашуры можно увидеть воинственный танец, когда несколько сот мужчин, взявшись за руки, посреди улицы взмахивают в едином ритме саблями, острия которых испещрены арабскими надписями; ночью разворачиваются факельные шествия. Прекрасно и жутко! Подобные мистерии устраивались сотни лет назад на улицах городов Европы, но только Восток может быть вечно-молодым и, развиваясь, не терять древнего величия.

Так как исламский календарь - лунный , а используемый в большинстве стран мира григорианский - солнечный , дата ашуры, будучи неизменной по исламскому календарю, по григорианскому изменяется из года в год. Кроме того, в разных мусульманских странах дата ашуры различается, так некоторые страны используют календари, отличные от исламского - так, например, Иран использует собственный календарь , начало летосчисления которого совпадает с исламским, но являющегося солнечным календарём. Так, в 2011 году (1433 хиджры) 10 день месяца мухаррама соответствует 5 декабря в части Азии и Среднего Востока и 6 декабря в Ливане и Ираке.

Согласно традиции, Хусейн был похоронен в Кербеле около места своей гибели. Большинство источников говорит, что голова его была найдена позже и присоединена к его телу. Имеются также рассказы, что голова имама попала в Сирию, а также многочисленные другие легенды . На его могиле был построен Храм имама Хусейна, который превратился в место паломничества шиитов.

Память

  • О трагедии, произошедшей в Кербеле и последующих после этого событиях снят фильм «Караван пленников».
  • В Иране был снят телесериал-сага Мохтарнаме (англ.) русск. («Месть Мухтара аль-Сакафи»), в котором рассматриваются события, приведшие к гибели Хусейна, за смерть которого было поднято восстание во главе с Мухтаром (англ.) русск. с целью отомстить убийцам.

Именем имама Хусейна были названы:

Примечания

Ссылки

  • Al-imam.net (Arabisch/Englisch - Bahrainische Website, gehostet in den USA )

Те же Омейады, выступавшие с войском против халифа Али, продолжили свою вражескую позицию и по отношению к внукам Пророка Мухаммада – Хасану и Хусейну. По утверждениям Месуди Халиф Хасан был отправлен Муавией, ибо Муавия считал его своим прямым конкурентом на пути к вершине халифата. Отравление было организовано посредством жены халифа Хасана. Когда внук Пророка Мухаммада был отравлен, радости Муавии не было предела, узнав эту весть, Муавия бросился плясать, в голос распевать песни, так рад он был тому, что Хасан был устранен с политической арены халифата. Брат халифа Хасана, халиф Хусейн был убит сыном Муавии - Йезидом в событиях при Кербеле.

Исторические источники упоминают, что Йезид был чрезвычайно рад этому и глумился над телом убитого внука Пророка, палкой катая отрубленную голову халифа по земле, при этом продолжая оскорблять покойного. Сестра Хасана и Хусейна – Зайнаб, внучка Пророка Мухаммада, из-за опасений, что она может сплотить вокруг себя мусульман и вызвать восстание против Муавии, была предусмотрительно изгнана подальше от столицы без права возвращаться в нее когда-либо. Никогда не забывайте, что именно Омейады были убийцами внуков Пророка Мухаммада, при этом имея бесчестие оправдывать свои действия интересами и чистотой Ислама и, как ни печально, сумели таки запечатлеть в истории свое имя как яростных радетелей и просветителей Ислама.

Мы не хотели бы вдаваться в детали этих событий и искать виновного в начале тех войн. Мы лишь хотим показать, насколько надежными (!) радетелями Ислама были Омейады, привнесшие в Ислам тысячи хадисов, человеческих измышлений и добавлений, спровоцировавших разделение единой мусульманской уммы на мазхабы. Хадисы, придуманные и привнесенные в Ислам при Омейадах, позднее уже во времена Аббасидов (естественно с добавлением хадисов Аббасидского изобретения) были канонизированы и превратились в собрания хадисов. Эти хадисы и стали тем гнилым фундаментом, который расколол единство уммы на мазхабы. Именно при них халифат стал переходить по наследству, от отца к сыну. Они присвоили себе право быть халифами. С одобрения этих халифов были сформированы основные мазхабы и написаны десятки собраний хадисов. Но ответьте себе на вопрос: могут ли быть надежными и внушающими доверие хадисы, придуманные в угоду мазхабов, при прямом попустительстве и поощрении убийц внуков Пророка Мухаммада? Конечно же, нет. Однако большая часть историков Ислама пытается показать Сиффинскую битву как ошибку в доктрине халифа Али, ошибку иджтихада, тем самым оправдывая власть Омейадов. Но ведь это совершенно естественно, что люди, получившие власть насильственным путем, будут стремиться показать правомочность и правоверность своей власти, и уж всяко позаботятся о том, чтобы историки написали в летописях то, что выгодно и превозносит их власть.



Но, как гласит древнетюрская пословица, – глиной Солнце не испачкать, так и Омейадам не скрыть своих преступлений против Ислама. До прихода Омейадов не было наследственной передачи власти в халифате, как не было и иного источника Ислама, кроме Корана. Скромная жизнь Пророка и четыре праведных халифа сменилась роскошью дворцов, помпезностью одеяний и убранств, бесконечными церемониями. Духовная власть стала синонимом денег и власти, а халифат стал внутрисемейным султанатом, где сын наследовал власть от отца. Словом, пословица рыба тухнет с головы, точно описывает положение этого периода. Омейадские халифы славились своими винными пиршествами, к примеру. Или же вспомним скандально известного Валида, наследовавшего халифат вопреки откровенной критике Корана, ему не нравились некоторые аяты Корана и он считал возможным критиковать их и считать ненужными. (см. Масуд 3/228, Исфахани 7/49, Ибн-ль Ясир 5/290).

Хадисы стали записываться как раз в этот период. Однако во время записи хадисов слова передатчиков часто путались с преданиями и легендами. Несмотря на то, что эпоха Омейадов славилась свои активным хадисотворчеством, до нас не дошло ни одного собрания хадисов в виде книги, относящегося к этому периоду. Кутуб-и ситта (собрание 6 книг самых известных хадисов) были изданы в виде книги уже позднее, во времена правления Аббасидов. Если принять во внимание, что изданные хадисы были сочинены в эпоху Омейадов, то есть источниками их были Омейадские халифы, то становится понятна причин ужасающего искажения Ислама, допущенного в период хадисотворчества.

Еще раз подытожим: Пророк Мухаммад неизменно наставлял мусульман в абсолютной достаточности Корана для следования Исламу, запрещал записывать какие-либо свои слова, и на протяжении правления 4-х праведных халифов также не существовало ни одного источника познания Ислама кроме Корана. Только в эпоху узурпировавших право наследования власти Омейадов, убивших обоих внуков Пророка Мухаммада, начала буйно расцветать традиция хадисотворчества, спровоцировавшая раскол уммы на многочисленные мазхабы и тарикаты. А теперь давайте решим: чему мы будем верить, Корану, словам Пророка и праведных халифов, или же убийцам халифов, внуков Пророка, пытавшихся придумать законодательное оправдание своим действиям, позволявшим себе придумывать в хадисах то, чего они не могли найти в Коране и вводившим в Ислам новые положения, отвечавшие их собственным интересам. Думаю, ответ очевиден: человек искренний и разумный должен категорически следовать букве и слову Корана, не принимая в расчет какие-либо иные источники или традиции, тем самым ограждая себя от искажения сути Корана.

ИСЛАМ НАИЗНАНКУ

Слова халифа Али, сказанные в отношении позиции Омейадов, очень точно описывают суть проблемы: «Они ведь тоже рядятся в одеяния веры, но только вот одевают их наоборот». Коварная сторона проблемы кроется именно здесь. Система мазхабов, выступившая изначально от имени Ислама, со временем стала импозировать себя как суть подлинный Ислам. И как жаль, что нововведения в Ислам, сделанные в тот период, сегодня уже считаются обязательной частью Ислама. Словом, все как в притче – одни сумасшедший бросил в колодец камень, а сорок мудрецов теперь и не знают, как его вытащить оттуда. Проблема ведь не в Исламе, а в тех, кто одевает Ислам наоборот. Даже самое роскошное одеяние, когда оно надето наизнанку, выставляет своего хозяина на посмешище, так и те, кто выдает миру совершенно перевернутый Ислам, выставляют на посмешище себя. Печально и то, что некоторые невежды и злонамеренные люди стремятся насмехаться над Исламом, над тем вывернутыми шиворот навыворот Исламом, который к Кораническому Исламу отношение имеет весьма отдаленное. Тогда как это вина не одеяния, а тех, кто одевает его наизнанку.

Нам не хватит этой книги, чтобы описать все недостойные деяния и бесчестие Омейадов, собственно это и не является нашей целью. Если бы пожелал Бог, Он сделал бы Коран много толще нынешнего и если бы Он пожелал, Он смог бы добавить сейчас в Коран то, что Он считал бы нужным добавить. Но, принимая во внимание, что Бог ниспослал Коран в существующем ныне виде, мы должны четко понимать, что Он спросит с нас только по нему, ни более, и не менее того. Хвала Всевышнему, что Он разъяснил нам свой вероустав в Коране и не оставил нас блуждающими, вынужденными выслушивать измышления Омейадов, выбирать подходящие хадисы или же решать, какой мазхаб нам выбрать для следования в жизни.

ГЕНОЦИД СЕМЬИ ПРОРОКА

(Из Википедии)

Аль-Хусейн ибн Али аль-Кураши(араб. الحسين بن علي‎; 8 января 626, Медина — 10 октября 680, Кербела) — второй сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы; третий шиитский имам. День его гибели во время сражения близ Кербелы с войском омейядскогохалифа Язида I отмечается шиитами как траур ашура.

Фото из сайта: http://pix2pix.org/

Хусейн почти не принимал активного участия в общественно-политической жизни Халифата вплоть до смерти Омейядского халифа Муавии I (680) После назначения Муавией своего сына Язида халифом, Халифат превратился в монархию. Этот процесс был встречен в обществе весьма неоднозначно. Против монархии Омейядов в Медине выступили несколько влиятельных сподвижников пророка Мухаммеда, в числе которых был и Хусейн.

В это же время, жители Куфы подняли восстание против халифа Язида и пригласили Хусейна к себе. Хусейн откликнулся на эту просьбу и, вместе со своей семьей и приближенными, выехал в направлении Куфы для того, чтобы возглавить жителей этого города. Для изучения обстановки в городе, Хусейн послал туда своего представителя Муслима ибн Акиля, который приехал в Куфу и отправил Хусейну послание, в котором сообщал, что около 18 тысяч куфийцев уже присягнули на верность Хусейну и ждут его приезда.

Халиф Язид сместил наместника Куфы и назначил туда Убайдуллаха ибн Зияда, отличавшегося суровым характером и жестокостью. Приехав в Куфу Убайдуллах публично объявил о том, что будет убивать всех, кто выступит против Омейядов. Привлекая на свою сторону основной части населения и местных лидеров, Убайдуллах смог подавить это восстание. Когда Муслим ибн Акиль попытался выступить против него, то оказалось, что все бывшие сторонники Хусейна разбежались и он остался один. Муслима выдали властям и казнили.

Муслим ибн Акил

Перед смертью Муслим ибн Акиль успел отправить послание Хусейну, где он не рекомендовал ему въезжать в Куфу, но Хусейн продолжил движение в сторону города и подошел к местечку Кербела. Возле Кербелы с ним встретились халифские войска, которые были укомплектованы, в том числе, и из числа куфийцев, которые совсем недавно сами приглашали его в город. Во время переговоров Хусейн попросил отпустить его и его приближенных, но его противники выдвинули для его освобождения такие условия, которые он не мог принять. Тогда войска халифа двинулись против небольшого отряда Хусейна и полностью разгромили его. Хусейн и ещё 72 человека, из которых 23 были его родственниками, погибли в битве. Хусейну отрубили голову и отправили вначале к Убайдуллаху ибн Зияду, а затем в Дамаск к халифу Язиду.

Смерть внука пророка Мухаммада вызвало возмущение народа и привело к новому восстанию в Мекке. Восстание возглавил Абдуллах ибн аз-Зубайр, которому удалось на короткое время захватить власть (с 684 по 692 гг.). Это восстание было последней попыткой ветеранов исламского движения не допустить превращения Халифата в абсолютную монархию и возродить модель правления Праведных халифов. Все эти события привели к падению суфьянитской ветви Омейядов и вхождению на престол побочной, марванитской ветвью.

Гибель Хусейна ещё больше сплотила сторонников семьи пророка Мухаммеда и повлияла на дальнейшие политические события. Многие политические движения в Арабском халифате против тирании властей проходили под лозунгами отмщения за кровь Хусейна.

Гробница Хусейна в Кербеле стала объектом паломничества шиитов.

Абдулла ибн Хусейн (Али Асгар)

Абдулла ибн Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб (ар. - عبد الله بن الحسین) - сын Имама Хусейна (а), более известный как Али Асгар, который пал мученической смертью в Кербеле от стрелы, выпущенной Хармалой ибн Кахилем. Согласно убеждениям шиитов он обладает возвышенной степенью пред Аллахом, несмотря на свой малолетний возраст.

Родословная и рождение

Абдулла - сын Имама Хусейна (а) и Рубаб дочери Амру Кейса. Дата рождения Абдуллы ибн Хусейна доподлинно неизвестна, однако исторические источники указывают на то, что в момент смерти в Кербеле он был грудным ребенком.

В ранних суннитских и шиитских источниках сказано, что этот младенец носил имя Абдулла. Однако в более поздних шиитских источниках он получил известность как Али Асгар. Книги «Макталюль-Хусейн» Ахтаба Хаварезма и «Манакибу али Абу Талиб» Ибн Шахра Ашуба относятся к первым источникам, которые, описывая мученическую смерть малолетнего сына имама, назвали его по имени Али. Последующие исторические источники, следуя им, также называли павшего мученической смертью младенца именем Али Асгар (младший Али), а Имама Саджада (а) в большинстве случаев эпитетом Али Аусат (средний Али).
Но эти же источники, перечисляя имена детей Имама Хусейна (а), упомянули в их числе и сына по имени Абдулла, но не указали, как он умер. Подобные несоответствия берут свое начало в том, что в ранних и поздних источниках имеются разные мнения о количестве сыновей Имама Хусейна (а), носящих имя Али.
К числу хадисов, называющих имена сыновей Имама Хусейна (а), относится хадис, переданный Кулейни. Согласно этому хадису, когда Марван спросил о том, почему Имам Хусейн (а) назвал двоих своих сыновей именем Али, он услышал в ответ, что даже если бы у него было сто сыновей, он хотел бы дать им всем имя Али.

Мученическая смерть

В исторических источниках приводятся разные хадисы по поводу мученической смерти Али Асгара (а). Шейх Муфид передает: После того, как унесли тело Касима - сына Имама Хасана (а), Имам Хусейн сел перед шатром возле тел других мучеников. После к нему принесли Абдуллу (Али Асгара) и имам посадил его на свои колени. В это время мужчина из племени Бани Асад выпустил стрелу, которая поразила его. Имам вынул свою руку из-под горла младенца, и она была наполнена кровью. Он вылил кровь на землю и сказал: «Господи! Если ты забрал помощь неба, то установи её для того, что лучше, и отомсти за меня этим несправедливым!» Затем он унес тело младенца и уложил возле других убитых.
Согласно другой передаче, Имам Хусейн (а), после того, как пали смертью все его сподвижники и помощники, и перед тем, как самому вступить на поле битвы, в последние мгновения своей жизни подошел к шатрам для того, чтобы попрощаться со своей семьей. После прощания с ними он заключил в объятия Абдуллу (Али Асгара) и поцеловал его. Внезапно человек из племени Бани Асад выпустил стрелу в Абдуллу и этим предал его мученической смерти. Человек, выпустивший стрелу, упомянут по имени Хармала ибн Кахил.

Джалалуддин Хамаи:
Страдаю я в печали младенца, который вместо молока наполнил рот кровью из-за преступления Хармалы.
Младенца, который пил воду в источнике непорочности, а жжение жажды охватило все его тело.
Если бы не было расцветшего бутона красного тюльпана, то как бы окрасилась кровью его одежда.
Бутона, который пророс на лугу Захры, и от острия стрелы его тело стало подобно цветку с сотней лепестков.
Расцвел цветник на поле несчастья, бутоном его стал Асгар, а цветами Касим и Акбар.
Умер жаждущим тот почтенный младенец, изрезанный кинжалом и стрелой, и чей саван пришит к его телу.
И жду я, что тот, чей взгляд исцеляет каждый недуг, взглянет на меня краем глаза.

Данешноме Имам Хусейн

В других источниках упоминается, что Зейнаб принесла этого младенца к своему брату (Имаму Хусейну), чтобы он попросил воды у вражеского войска. Имам встал с младенцем напротив войска и сказал: «О, сборище. Вы убили моих последователей и мое семейство. Остался этот младенец, который уже корчится от жажды. Дайте ему глоток воды». И в это время, когда Хусейн (а) разговаривал с ними, мужчина прицелился в младенца, выпустил стрелу и убил его.
Но более всего известен хадис Ибн Джаузи от Хишама ибн Мухаммада Калаби, который говорит: Когда Абу Абдулла Хусейн (а) увидел, что войско Куфы упорствует в желании пролить его кровь, он взял в руки Коран, открыл его, возложил на свою голову и крикнул, обращаясь к воинам войска Куфы: «Пусть между мной и вами судят Книга Аллаха и мой дед Мухаммад (с) - Посланник Аллаха. О, люди! Почему вы считаете дозволенным пролитие моей крови?» В это время взгляд Имама Хусейна (а) упал на младенца среди маленьких детей, который плакал от жажды. Он взял его на руки и сказал: «О, сборище! Если вы не проявляете милосердия ко мне, то проявите милосердие к этому грудному младенцу». Тогда из войска Куфы мужчина (Хармала ибн Кахил Асади) выстрелил в горло младенца и предал его смерти. Имам Хусейн, увидев эту сцену, заплакал и сказал: «Господи! Рассуди Сам между мной и этими людьми, которые пригласили нас, чтобы помочь нам, но убивают нас». Затем Имам (а) расположил руку под горлом своего сына, а когда рука наполнилась его кровью, он брызнул ее в направлении неба и сказал: «Эти низведенные трудности облегчает для меня лишь то, что все они пред взором Аллаха». От Имама Бакира (а) передается, что ни одна капля той крови не упала обратно на землю.
Имам (а) отнес к шатрам бездыханное тело Али Асгара (а) и, после погребения его в землю, вернулся на поле битвы.
Некоторые пишут, что после смерти своего сына Имам Хусейн (а) сказал: «О, Аллах! Мученическая смерть этого младенца пред Тобой не меньше убийства верблюдицы Салиха. О, Аллах! Если сегодня Ты удержал от нас победу и Свою помощь, то установи их в том, что будет лучше для нас».

Погребение

Передается, что Имам Хусейн (а) своим мечом вырыл могилу и предал земле младенца. Другие историки пишут, что Имам (а) вернулся с ребенком в запачканных кровью пеленках и передал его Зейнаб (а). Также пишут, что он принес его тело и положил его рядом с телами других мучеников.

Врата нужд

Многие шииты называют Абдуллу ибн Хусейна (Али Асгара) вратами нужд. Это указывает на то, что по их убеждениям он обладает высокой степенью пред Аллахом, несмотря на то, что в момент мученической смерти он был грудным младенцем.

Литература

Данешнаме Имам Хусейн (а), Мухаммад Рейшахри, т.10, перевод: Мухаммад Муради, Кум, Даруль-хадис, 1430 год хиджры.
Муфид, Аль-иршад, Муассисату Алюль-бейт (а) ли тахкикит-турас, Бейрут, Даруль-Муфид, 1414/1993 года

https://shiizm.ru

Махатма Ганди (духовный лидер Индии): "Ислам обязан своим расцветом ни воинственности, а бесподобной самоотверженности Имама Хусейна. Я научился у Имама Хусейна, как одновременно быть угнетенным и победителем".

Эдвард Гиббон, 1737—1794
Знаменитый английский историк

«В отдалённом веке и состоянии общественного мнения трагическая сцена смерти Хусейна пробудит сочувствие даже холодного читателя» («Истории упадка и разрушения Римской империи», Лондон, 1911, т. 5, с. 391—392).

Томас Карлайл, 1795—1881
Британский писатель, публицист, историк и философ

«Хусейн и его товарищи по оружию своей несломленной верой в Господа и достойными делами доказали, что количество оружия перед моральной силой не играет никакой роли. Меня восхищает победа Хусейна над злом, несмотря на малое количество бойцов» («Жизнь четырнадцати непорочных», Кермани, с. 183).

Виктор Гюго, 1802—1885
Французский писатель, глава и теоретик французского романтизма

«Принципы революции Хусейна стали близки каждому мятежнику, который жаждет вернуть свои права у своих угнетателей».

Чарльз Диккенс, 1812—1870
Английский писатель, романист и очеркист

«Если Хусейн сражался ради личной цели и богатств, то почему он отправился в Кербелу вместе со своей семьёй, сёстрами и малолетними детьми? На это разум даёт лишь один ответ: он пошёл на такой риск лишь ради ислама» («Имам Хусейн и его друзья», с. 52).

Эдвард Гранвил Браун, 1862—1926
Британский писатель и востоковед

«Есть ли такое сердце, которое не услышало бы о трагедии Кербелы и не заплакало бы? Даже немусульмане не могут оспорить чистоту мучеников, погибших там» («Жизнь руководителей», с. 83).

Махатма Ганди, 1869—1948
Один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании

«Я не принёс для народа Индии новых идей. Лозунг „Свобода или смерть“ вытек из моего изучения героя Кербелы — Хусейна, и этот лозунг я подарил всем индусам. Если мы хотим спасти народ Индии, то мы должны последовать примеру Хусейна ибн Али» («Хусейн как руководитель народа», т. 30).

Дьёрдь (Георг) Лукач, 1885—1971
Венгерский философ-неомарксист

«Принципы Хусейна были сосредоточены на свободном характере и были направлены на то, чтобы сделать людей своего народа счастливыми в их жизни, чтобы быть в состоянии противостоять радикальным правителям, которые поработили их, и которым Хусейн противостоял со всей силой и решимостью».

Фрея Маделин Старк, 1893—1993
Британская путешественница и писательница

«Шииты во всём исламском мире возрождают память об Аль-Хусейне и его убийстве и оплакивают его в первые десять дней месяца Мухаррам… Там он разбил свой лагерь, в то время как его враги окружили его и перекрыли доступ к воде: подробности живы сейчас, как и тогда, 1257 лет назад… Не может кто-либо с большой пользой посещать эти святые города, если он не знает что-либо из истории, для кого эта трагедия встроена в самое их основание. Это одна из немногих историй, которую я не могу читать без плача».

Роберто Боланьо Авалос, 1953—2003
Чилийский поэт и прозаик

«Убийство Хусейна Язидом является величайшей политической ошибкой, совершённой Омейядами, которая забылась, и исчез её всякий знак или детали».

Антуан Бара, 1943
Христианский писатель из Ливана

«Нет сражения в современной и прошлой истории человечества, которое снискало бы больше симпатии и восхищения, а также преподавшего больше уроков, чем мученичество Хусейна в битве при Кербеле» («Хусейн в идеологии христианства»).