Переселение мухаммеда из мекки в медину хиджра. Исламская энциклопедия

20 сентября 622 года произошло переселение (хиджра) Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. Один из величайших праздников ислама — Ночь Хиджры. Это память о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В эту ночь Мухаммед и Абу Бакр, выйдя из родной пророку Мекки, достигли Медины, где к тому времени сложилась мусульманская община. После этого исламская религия стала известна по всему свету, распространившись во все края земли.

Сегодня мусульмане всего мира вспоминают событие, которое праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб положил в начало исламского летоисчисления. Тем самым было ознаменовано начало эры ислама.

С самого первого дня исламской проповеди Мухаммеда и примкнувших к нему сторонников со злобой преследовали необращенные соплеменники. А уж после того, как курайшиты (правящее племя древней Мекки; из купцов этого племени происходит пророк Мухаммад) узнали, что пророк заключил договор с жителями города Ясриб, и число мусульман среди них выросло, обстановка вокруг Мухаммеда, жившего в ту пору в Мекке, стала и вовсе нетерпима.

Дело в том, что старейшины Ясриба предложили мусульманскому пророку переселиться к ним и возглавить их. В Ясрибе в ту пору жили постоянно враждовавшие друг с другом евреи и арабы, но и те и другие надеялись, что правление Мухаммеда покончит с бесконечными распрями и принесет долгожданный мир. Произошло это на тринадцатый год проповеди пророка.

С тех пор Мухаммеда и единоверцев притесняли в Мекке до такой степени, что запрещали им проповедовать, призывать людей к исламу, открыто молиться возле Каабы. Над мусульманами издевались и унижали их так, что в конце концов сторонники ислама попросили Мухаммеда позволить им покинуть родной город и переселиться в края, где они будут избавлены от гонений, забрасываний камнями, попыток сжить со свету. Пророк Мухаммед согласился с их доводами и указал им на Ясриб — город, который вскоре получил название Мадинат ан-Наби, то есть город Пророка или просто Медина.

Асхабы (сторонники пророка Мухаммеда) начали готовиться к переселению. Опасаясь язычников, переезжать в Медину они были вынуждены тайно. Асхабы покидали родной, но такой неласковый город под покровом ночи и маленькими группами, не заботясь об имуществе. С собой сторонники Мухаммеда брали лишь самое насущное: не за легкой жизнью гнались они, переселяясь в Ясриб, а лишь желая беспрепятственно молиться и проповедовать ислам.

Но не все уходили тихо. Например, ближайший сподвижник Мухаммеда, второй праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, известный храбростью и силой, в разгар дня, на глазах множества язычников, семь раз обошел Каабу, вознес молитву Единому Богу и обратился к взирающей на него толпе многобожников со следующей речью: "Кто хочет оставить свою мать без сына, кто хочет оставить своего ребенка сиротой, кто хочет сделать свою жену вдовой, пусть попробует воспрепятствовать мне сделать Хиджру" (то есть, "переселение").

Мало-помалу Мекку покинули все мусульмане, кроме самого Мухаммеда, первого халифа и тестя пророка Абу Бакра, на чьей дочери Аише тот был женат, кузена и зятя Мухаммеда Али и немногих мусульман, которые не могли уйти из города из-за плохого здоровья. Сам пророк попросил Абу Бакра остаться с ним, ожидая повеления Аллаха на собственное переселение.

Минуло четыре месяца. Пока пророк с ближайшими соратниками оставался в Мекке, в Медине росла мусульманская община. Создалось братство мухаджиров, как называли переселенцев из Мекки, и ансаров — мусульман Медины.

Но язычникам в окружении пророка Мухаммеда рост и усиление ислама в Медине был что нож острый по сердцу. Понимая, что сердцем исламской проповеди является Мухаммед, онисобрались на совет и вынесли пророку смертный приговор. Задумано было хитро: убить Мухаммеда должен был не один человек, а по одному представителю каждого рода города Мекки. А чтобы род пророка не смог отомстить по закону кровной мести, нанести удар Мухаммеду все убийцы должны были одновременно.

Согласно мусульманскому преданию, Аллах открыл Мухаммеду злодейский умысел язычников, послав к нему ангела Джибриля. Одновременно с этим Всевышний повелел своему пророку в ту же ночь совершить хиджру. Мухаммед и Абу Бакр немедленно покинули родную Мекку. В городе остался только Али, который должен был вернуть доверенное ему на хранение имущество — он-то и встретил убийц, пришедших по душу пророка Мухаммеда.

Но голова Али не была им нужна. Узнав, что Мухаммед вслед за своими единоверцами совершил хиджру, разъяренные язычники бросились в погоню. Мухаммед не успел уйти далеко, и, чтобы спрятаться от преследователей, ему пришлось три дня провести в пещере Савр недалеко от покинутой Мекки. Страшные минуты пережили беглецы, когда убийцы добрались до пещеры и были буквально на пороге… но Всевышний затмил им глаза и разум: ни одному даже в голову не пришло заглянуть внутрь.

"Тотчас явился Джибрил (а.с.) и сказал: - О, Мухаммад! Всевышний Аллах велит тебе покинуть Мекку и переселиться в Медину"

Всевышний Аллах говорит в Коране:

«Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах - Наилучший из хитрецов» (Сура «Добыча», аят 30).

Многие муфассиры приводят такую историю.

В Мекке был один дом, который назывался "Дарун-Надва". Однажды в этот дом вошли четыре мушрика, чтобы обсудить, как устроить засаду пророку Мухаммаду (мир ему) и убить его. Среди них затесался Иблис. Абу Джахиль велел ему покинуть этот дом. Но Иблис возразил:

Я прибыл сюда из страны Наджид. Я прожил долгую жизнь, и поэтому смогу все предусмотреть. Я хочу остаться с вами и подсказать вам кое-что.

Абу Джахиль и его товарищи сказали:

Раз уж ты прибыл из Наджида, оставайся с нами и посиди здесь.

Слово взял Утба:

Его смерть решит все наши проблемы. Когда Мухаммад (мир ему) умрет, мы избавимся от его зла, и он не сможет нам больше навредить.

Иблис встрял в разговор:

Это неправильное суждение, - сказал он.

Слово взял Шейба:

Я предлагаю заточить его в темницу, и пусть он там умрет с голоду.

Это тоже неправильно, - сказал Иблис.

После этого заговорил Ас бин Ваил:

Давайте привяжем Мухаммада (мир ему) к верблюду и оставим в пустыне. Пусть там и умрет, - предложил он.

Это тоже не подходит, - сказал Иблис.

Потом высказался Абу Джахиль:

Соберем лучших парней из каждого племени и однажды ночью нападем на Мухаммада. Все вместе ударим его мечами, так что даже невозможно будет установить, кто именно его убил. Если его близкие потребуют выкуп, все соберем деньги и отдадим. Так мы избавимся от его зла.

Хорошо сказал, - одобрил Иблис.

Все согласились убить Пророка (мир ему), придя к единому решению. После этого они покинули тот дом.

Тотчас явился Джибрил (а.с.) и сказал:

О, Мухаммад! Всевышний Аллах велит тебе покинуть Мекку и переселиться в Медину. У меня тут еще есть одно тайное дело. Этой ночью ты будешь лежать в своей постели, но спать не будешь, так велит Аллах.

Когда наступила ночь, Пророк (мир ему) собрал сподвижников, чтобы посоветоваться.

Кто из вас поедет со мною в Медину? - спросил он.

Абу Бакр ас-Сыддик (р.г.) сказал:

О, Посланник Аллаха! Куда бы ты ни поехал, я поеду с тобой.

После этого Пророк (мир ему) посмотрел на сахабов и спросил:

Кто из вас этой ночью ляжет в мою постель, тому я гарантирую, что он войдет в Рай.

Хазрати Али (р.г.) заявил:

Я готов пожертвовать жизнью на твоем пути. Этой ночью в твоей постели буду лежать я.

Ночью неверующие окружили дом Пророка (мире ему) сидели, ждали. Иблис тоже был с ними. Всевышний наслал на них крепкий сон, даже Иблис заснул. Пророк (мир ему) вместе с Абу Бакром (р.г.) вышел из дома, затем взял горсть земли, рассыпал над ними и прочел суру "Йасин"...

продолжение следует...

Из книги "Анваруль ашикын"

20 сентября 622 года произошло переселение (хиджра) Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. Один из величайших праздников ислама — Ночь Хиджры. Это память о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В эту ночь Мухаммед и Абу Бакр, выйдя из родной пророку Мекки, достигли Медины, где к тому времени сложилась мусульманская община. После этого исламская религия стала известна по всему свету, распространившись во все края земли.

Сегодня мусульмане всего мира вспоминают событие, которое праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб положил в начало исламского летоисчисления. Тем самым было ознаменовано начало эры ислама.

С самого первого дня исламской проповеди Мухаммеда и примкнувших к нему сторонников со злобой преследовали необращенные соплеменники. А уж после того, как курайшиты (правящее племя древней Мекки; из купцов этого племени происходит пророк Мухаммад) узнали, что пророк заключил договор с жителями города Ясриб, и число мусульман среди них выросло, обстановка вокруг Мухаммеда, жившего в ту пору в Мекке, стала и вовсе нетерпима.

Дело в том, что старейшины Ясриба предложили мусульманскому пророку переселиться к ним и возглавить их. В Ясрибе в ту пору жили постоянно враждовавшие друг с другом евреи и арабы, но и те и другие надеялись, что правление Мухаммеда покончит с бесконечными распрями и принесет долгожданный мир. Произошло это на тринадцатый год проповеди пророка.

С тех пор Мухаммеда и единоверцев притесняли в Мекке до такой степени, что запрещали им проповедовать, призывать людей к исламу, открыто молиться возле Каабы. Над мусульманами издевались и унижали их так, что в конце концов сторонники ислама попросили Мухаммеда позволить им покинуть родной город и переселиться в края, где они будут избавлены от гонений, забрасываний камнями, попыток сжить со свету. Пророк Мухаммед согласился с их доводами и указал им на Ясриб — город, который вскоре получил название Мадинат ан-Наби, то есть город Пророка или просто Медина.

Асхабы (сторонники пророка Мухаммеда) начали готовиться к переселению. Опасаясь язычников, переезжать в Медину они были вынуждены тайно. Асхабы покидали родной, но такой неласковый город под покровом ночи и маленькими группами, не заботясь об имуществе. С собой сторонники Мухаммеда брали лишь самое насущное: не за легкой жизнью гнались они, переселяясь в Ясриб, а лишь желая беспрепятственно молиться и проповедовать ислам.

Но не все уходили тихо. Например, ближайший сподвижник Мухаммеда, второй праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, известный храбростью и силой, в разгар дня, на глазах множества язычников, семь раз обошел Каабу, вознес молитву Единому Богу и обратился к взирающей на него толпе многобожников со следующей речью: "Кто хочет оставить свою мать без сына, кто хочет оставить своего ребенка сиротой, кто хочет сделать свою жену вдовой, пусть попробует воспрепятствовать мне сделать Хиджру" (то есть, "переселение").

Мало-помалу Мекку покинули все мусульмане, кроме самого Мухаммеда, первого халифа и тестя пророка Абу Бакра, на чьей дочери Аише тот был женат, кузена и зятя Мухаммеда Али и немногих мусульман, которые не могли уйти из города из-за плохого здоровья. Сам пророк попросил Абу Бакра остаться с ним, ожидая повеления Аллаха на собственное переселение.

Минуло четыре месяца. Пока пророк с ближайшими соратниками оставался в Мекке, в Медине росла мусульманская община. Создалось братство мухаджиров, как называли переселенцев из Мекки, и ансаров — мусульман Медины.

Но язычникам в окружении пророка Мухаммеда рост и усиление ислама в Медине был что нож острый по сердцу. Понимая, что сердцем исламской проповеди является Мухаммед, онисобрались на совет и вынесли пророку смертный приговор. Задумано было хитро: убить Мухаммеда должен был не один человек, а по одному представителю каждого рода города Мекки. А чтобы род пророка не смог отомстить по закону кровной мести, нанести удар Мухаммеду все убийцы должны были одновременно.

Согласно мусульманскому преданию, Аллах открыл Мухаммеду злодейский умысел язычников, послав к нему ангела Джибриля. Одновременно с этим Всевышний повелел своему пророку в ту же ночь совершить хиджру. Мухаммед и Абу Бакр немедленно покинули родную Мекку. В городе остался только Али, который должен был вернуть доверенное ему на хранение имущество — он-то и встретил убийц, пришедших по душу пророка Мухаммеда.

Но голова Али не была им нужна. Узнав, что Мухаммед вслед за своими единоверцами совершил хиджру, разъяренные язычники бросились в погоню. Мухаммед не успел уйти далеко, и, чтобы спрятаться от преследователей, ему пришлось три дня провести в пещере Савр недалеко от покинутой Мекки. Страшные минуты пережили беглецы, когда убийцы добрались до пещеры и были буквально на пороге… но Всевышний затмил им глаза и разум: ни одному даже в голову не пришло заглянуть внутрь.

Всевышний Аллах повелел и пророкам Мусе, Нуху, ‘Исе совершить хиджру (переселение). Всевышний испытал Пророка Мухаммада ﷺ подобно тому, как испытывал прежних пророков, ниспослав им различные трудности. Также это переселение должно послужить уроком для всех мусульман до Конца Света: если их притесняют и не дают им свободно исповедовать Ислам там, где они живут, то они обязаны переселиться туда, где будет возможность следовать Исламу и Шариату.

Именно с переселения Пророка ﷺ в Медину началось Исламское летосчисление.

С этого переселения началась новая эра для мусульман, и это было началом масштабного распространения Ислама. («Фикху-ссирати-ннабавийя », с. 132; «Хаяту-ннабиййи ». Т. 2, с. 3).

Хиджра Пророка ﷺ в Медину

Посланник Аллаха ﷺ разрешил мусульманам перебраться в Медину, и они начали покидать город. В Мекке остались только Посланник Аллаха ﷺ , Абу Бакр и Али. Двое последних остались по распоряжению Посланника ﷺ . Остались и те, кого насильно удерживали многобожники. Некоторые мусульмане не совершили Хиджру, потому что неверующие Мекки схватили их и держали взаперти, подвергнув мучениям. Некоторые из них не смогли оставить родину и имущество из-за слабости веры или, будучи не в состоянии перенести трудности переселения.

После того, как курайшитские язычники узнали, что мединские ансары заключили договор с Пророком ﷺ , обязуясь защищать его ценой жизни, они озадачились. Когда мусульмане вместе с семьями стали переселяться в Медину, многобожники поняли, что те нашли для себя защиту, и стали опасаться, что Посланник Аллаха ﷺ тоже покинет Мекку, и тогда он будет представлять собой угрозу для них. Они собрались посоветоваться и пришли к единому мнению: покончить с Пророком ﷺ , пока он не успел переселиться в Медину. От каждого племени курайшитов отобрали по крепкому парню, которые должны были одновременно ударить Посланника Аллаха ﷺ острыми мечами, чтобы ответственность за его кровь разделили все племена и сыновья Абдуманафа не смогли бы отомстить. Среди присутствовавших был шайтан в образе старца из Неджда, ему понравился план, и он согласился с ним.

Однако предписания Аллаха были иные.

Пророк ﷺ получил от Всевышнего долгожданное разрешение на переселение, после чего он сразу пришел к Абу Бакру и рассказал ему об этом. Абу Бакр попросил взять его с собой. Они договорились выйти ночью из Мекки тайком и встретиться за городом. Среди сподвижников Абу Бакр был самым любимым и доверенным человеком для Пророка ﷺ . Он первым уверовал в Пророка ﷺ , поэтому Пророк ﷺ выбрал его спутником при переселении в Медину.

Пророк ﷺ при переселении в Медину оставил Али в Мекке для того, чтобы возвратить чужие сбережения, данные ему на хранение.

К Посланнику Аллаха ﷺ явился Джибриль и сказал: «Не спи в эту ночь в своей постели ». Посланник ﷺ велел Али ибн Аби Талибу лечь спать в его постель и укрыться зеленым хадрамаутским плащом. В эту ночь курайшиты договорились окружить дом Пророка ﷺ и покончить с ним. Несколько курайшитов собрались перед дверью, чтобы рассмотреть через щель в ней, что происходит внутри. Они затаились, желая внезапно напасть на Посланника ﷺ . Тогда Посланник Аллаха ﷺ вышел из своего окруженного дома, взял горсть песка с мелкими камушками и, читая аяты из суры «Ясин», рассыпал его над их головами.

Он читал следующий аят из суры «Ясин»:

" وَ جَعَلْناَ مِنْ بَيْنِ َأيْدِيهِمْ سَدّاً وَ مِنْ خَلْفِهِمِ ْسَداّ فَأَغْشَيْناَهُم َفُهْم لا يُبْصِرُون "

Всевышний Своим могуществом усыпил поджидавших неверных, и Пророк ﷺ ушел незамеченным.

Узнав, что Пророк ﷺ вышел из города и направился в сторону Медины, курайшиты отправились вслед за ним.

Посланник Аллаха ﷺ и Абу Бакр укрылись в пещере на горе Савр, паук затянул паутиной вход в нее, а также голубь свил гнездо у входа. У них была договоренность с Абдуллахом бин Урайкат (придерживавшимся веры своих сородичей) встретиться в пещере на горе Савр через три дня после того, как их поиски прекратятся. Что же касается Амира бин Фухейра, то он пас овец Абу Бакра, прислушивался к тому, что говорят в Мекке, и ночью сообщал им услышанное. Курайшиты, которые искали Пророка ﷺ и Абу Бакра, пришли к пещере Савр. И тогда Абу Бакр сказал: «Если кто-либо из них заглянет сюда, то увидит нас». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Что ты думаешь о двоих, третьим для которых является Аллах? ».

Всевышний Аллах не дал курайшитам заметить их. Но также язычники подумали, что в пещере никто не может находиться, ибо у входа в пещеру голуби свили гнездо и вход был прикрыт паутиной. («Фикху-ссирати-ннабавийя », с. 134).

Когда язычники не нашли Пророка ﷺ , они в качестве вознаграждения обещали по 100 верблюдов за Пророка ﷺ и Абу Бакра. И когда кто-то в обществе, где сидел и Суракат, сказал, что видел недалеко двоих людей, Суракат понял, что это они. Но он не хотел делить награду ни с кем, и чтобы отвлечь внимание других, он сказал, что это те, которые пошли искать свою скотину, затем немного посидел и вышел, чтобы отправиться в погоню за ними. Когда он увидел Пророка ﷺ , его лошадь споткнулась, и он упал с нее. Он снова встал, сел на лошадь и поскакал за ними. Он приблизился к Пророку ﷺ настолько, что стал слышать его чтение. На этот раз, ноги лошади Сураката погрузились в песок до колен. Суракат упал и стал ругать свою лошадь. Он понял, что Пророк ﷺ защищён.

Испугавшись, он попросил защиты у Пророка ﷺ . Пророк ﷺ остановился и подождал, пока Суракат не приблизился к нему. Суракат попросил прощения и рассказал о том, что курайшиты обещали за них 100 верблюдов и что много людей ищут их. Он предложил им еду и воду, но они отказались и только попросили не выдавать их. («Фикху-ссирати-ннабавийя », с. 134; «Ар-Рахикуль-махтум », с. 251).

Встреча Пророка ﷺ с жителями Медины

По пути в Медину Пророк ﷺ остановился в Кубаъ и провел там несколько дней. В Кубаъ за эти дни построили мечеть, в которой Пророк ﷺ вместе с ансарами и мухаджирами совершил намаз в спокойствии и безопасности, после чего они все отправились в Медину. («Нуруль-якин », с. 77).

Все жители Медины вышли на окраину города, чтобы там встретить Пророка ﷺ . Они очень обрадовались приходу Пророка ﷺ и встретили его, распевая приветственные стихи, нашиды. Они вели его до Медины, взяв за уздечку верблюда. Каждый просил Пророка ﷺ , чтобы он остановился у него и был готов принять его с почетом. Но Пророк ﷺ сказал, что Всевышний повелел его верблюду остановиться на определенном месте, и верблюд сел у дома . («Ар-Рахикуль-махтум », с. 259).

После того, как Пророк ﷺ обосновался в Медине, он отправил в Мекку за своей семьей Зайда бин Хариса и Абу Рафиъ. Им он отдал 500 дирхамов и два верблюда. Вместе с ними Пророк ﷺ отправил Ибн Урайкита, чтобы он указал им путь. Они привели дочерей Пророка ﷺ Фатиму и Уммукульсум, его жену Савдат, Умму Айман, а его дочери Зайнаб переселиться не разрешил ее муж Абу Ас. («Ар-Рахикуль-махтум », с. 261).

В 622 году из в . Именно это событие считается точкой отсчета исламского летоисчисления.

История

Термин относится к переселению Пророка Мухаммада и его сторонников из Мекки в Ясриб (будущая Медина), состоявшемуся в 622 г. Переселение связано с тем, что двенадцатилетняя пророческая миссия Мухаммада не нашла широкой поддержки в его родном городе. Последователи, которых он приобрел, и сам Мухаммад постоянно подвергались насмешкам и гонениям.
В 615 г. две большие группы первых , спасаясь от нищеты, на которую их обрекли знатные , и от издевательств, переселились из Мекки в Абиссинию (Эфиопию), где им дал убежище христианский негус. Это была первая волна хиджры. Мухаммад оставался под защитой своего рода, так как хашимитов в то время возглавлял его дядя, Абу Талиб. Но в 620 г. Абу Талиб умер, и Мухаммад лишился и моральной поддержки, и защиты, так как главой рода стал Абу Лахаб, сторонник злейших врагов Мухаммада, впоследствии упомянутый в среди тех, кто осужден на адские муки. Абу Лахаб отказал Мухаммаду в покровительстве, вынудив его искать убежище от гонений. Поиски укрытия вне Мекки привели Пророка сначала в Таиф, но попытки духовного сближения с жителями этого города были безрезультатными. Тем временем ситуация в Мекке обострилась: Мухаммаду угрожали физической расправой. Его враги из влиятельных курайшитов составили заговор с целью убийства Пророка, а чтобы вина за убийство была равномерно распределена между всеми заговорщиками, они решили, что представители каждого рода, участвующие в заговоре, нанесут Мухаммаду по удару. Помощь к Пророку пришла из Ясриба, города, находившегося в 400 км к северу от Мекки.
Во время тайной встречи (ал-акаба) с представителями Ясриба, совершавшими очередное , ему предложили переселиться в их земли, где он будет принят как вождь и , способный принести мир и положить конец междоусобицам. Мухаммад принял предложение старейшин и посоветовал Своим последователям начать переселение незамедлительно, но тайно от курайшитов и небольшими группами. Сам Пророк оставался в Медине во избежание подозрений и покинул ее вместе со своим ближайшим другом одним из последних. В доме остался его племянник, Али ибн Абу Талиб, которого заговорщики, явившись за Мухаммедом, не тронули, а кинулись в погоню за беглецами. Согласно сире, Мухаммаду и Абу Бакру удалось спастись от преследователей, укрывшись в пещере, вход в которую чудесным образом заткал паутиной паук. Преследователи увидели паутину и, решив, что пещера необитаема, не стали ее осматривать. Несколько дней беглецы скрывались в пещере, а затем кружным путем через пустыню вышли к южной окраине Ясриба.
Традиция сообщает, что они прибыли в Ясриб в 12-й день раби ал-аввала 622 г. Навстречу Мухаммаду устремились жители города, предлагая ему кров. Пророк был смущен гостеприимством горожан и доверил право выбора своему верблюду. Земля, на которой остановилось животное, тут же была подарена Мухаммаду для возведения дома.