Парламентский контроль в российской федерации. Законодательная база российской федерации Федеральный закон о парламентском контроле

Дата подписания: 07.05.2013

Дата публикации: 14.05.2013 00:00

Глава 1. Основы парламентского контроля

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящим Федеральным законом регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, парламентской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, Счетной палатой Российской Федерации парламентского контроля на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регламентов палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 2. Цели парламентского контроля

Основными целями парламентского контроля являются:

1) обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, исполнения федеральных конституционных законов, федеральных законов;

2) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

3) укрепление законности и правопорядка;

4) выявление ключевых проблем в деятельности государственных органов Российской Федерации, повышение эффективности системы государственного управления и привлечение внимания соответствующих государственных органов и должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения;

5) противодействие коррупции;

6) изучение практики применения законодательства Российской Федерации, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации и повышение эффективности его исполнения.

Статья 3. Принципы парламентского контроля

1. Парламентский контроль осуществляется на принципах:

1) законности;

2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

3) разделения властей;

4) самостоятельности и независимости субъектов парламентского контроля;

5) системности;

6) гласности.

2. Информация о парламентском контроле открыта для общества и средств массовой информации, в том числе может распространяться посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает общедоступность информации о парламентском контроле, за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

3. Осуществление парламентского контроля не подменяет осуществление правосудия, расследование преступлений, оперативно-разыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции. Вмешательство субъектов парламентского контроля в осуществление указанной деятельности не допускается.

Статья 4. Субъекты парламентского контроля

1. К субъектам парламентского контроля относятся действующие в целях осуществления парламентского контроля:

1) палаты Федерального Собрания Российской Федерации - Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума);

2) комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации;

3) парламентская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования;

4) члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы.

2. Счетная палата Российской Федерации, являющаяся постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию Российской Федерации, участвует в осуществлении парламентского контроля в случаях, порядке и формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Статья 5. Формы парламентского контроля

Парламентский контроль осуществляется в следующих формах:

1) рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

2) проведение палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами палат Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации мероприятий по осуществлению предварительного парламентского контроля, текущего парламентского контроля и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;

3) заслушивание Государственной Думой ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе ответов на вопросы, поставленные Государственной Думой;

4) рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка Российской Федерации и принятие решений по ним;

5) заслушивание докладов Председателя Центрального банка Российской Федерации о деятельности Центрального банка Российской Федерации при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) осуществление в отношении Центрального банка Российской Федерации парламентского контроля в иных формах в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

8) направление членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы запросов членов Совета Федерации, запросов депутатов Государственной Думы (далее - депутатский запрос);

9) заслушивание на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации информации членов Правительства Российской Федерации, руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответов указанных должностных лиц на вопросы членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы в рамках "правительственного часа", а также заслушивание информации указанных должностных лиц на заседаниях комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;

10) заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных должностных лиц;

11) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

12) осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации в случаях и формах, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации";

13) осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

14) заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению;

15) направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций;

16) приглашение членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;

17) проведение парламентских слушаний;

18) проведение парламентских расследований.

Статья 6. Парламентский контроль при издании нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами

1. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, определяемом регламентами палат, осуществляют контроль за обеспечением соблюдения Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти установленных сроков принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами, а также за полнотой регулирования соответствующих правоотношений в целях выявления соответствующих пробелов.

2. Правительство Российской Федерации ежеквартально не позднее чем через тридцать дней со дня окончания квартала направляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации информацию о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами.

Одним из важных направлений деятельности Федерального Собрания является осуществление парламентского контроля за эффективностью исполнения законов, управления государством и обществом. Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле» закреплены следующие формы парламентского контроля:

  • заслушивания палатами должностных лиц Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти;
  • заслушивания Государственной Думой ежегодных отчетов Правительства РФ;
  • рассмотрение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству РФ;
  • рассмотрение Государственной Думой годовых отчетов Центрального банка России и принятие решений по ним;
  • взаимодействие Государственной Думы с Уполномоченным по правам человека в РФ;
  • заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка и о проделанной работе по их укреплению;
  • утверждения Советом Федерации некоторых указов Президента РФ;
  • ратификации международных договоров РФ;
  • осуществления парламентских запросов;
  • проведения парламентских слушаний;
  • взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации со Счетной палатой РФ;
  • заслушивания отчета Правительства РФ об исполнении федерального бюджета;
  • проведения парламентских расследований;
  • заслушивание информации представителей Правительства РФ о ежегодных государственных и национальных докладах.

Парламентский контроль реализуется в ходе «правительственного часа» - формы работы палаты, на заседание которой приглашаются должностные лица для ответов на вопросы парламентариев. В Совете Федерации «правительственный час» проводится в первый день очередного заседания палаты, в Государственной Думе - два раза в месяц по средам с 11 до 14 часов с перерывом с 12 часов до 12 часов 30 минут. В это время на вопросы парламентариев отвечают Председатель и члены Правительства РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центрального банка РФ, Председатель ЦИК России, руководители иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, руководители государственных внебюджетных фондов - пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования.

Палаты, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы реализуют парламентский контроль путем обращения к соответствующим должностным лицам с парламентским и депутатским запросами.

[РГЦ Для справки

Парламентский запрос - принятый большинством голосов от общего числа членов или депутатов соответствующей палаты запрос, адресованный должностному лицу, который должен дать на него ответ в устной (на заседании палаты) или оглашаемой на заседании палаты письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный палатой срок.

Депутатский запрос - самостоятельно направленный парламентарием, без оглашения на заседании соответствующей палаты запрос, адресованный должностному лицу, который должен дать на него ответ в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.

К должностным лицам, которым может быть адресован парламентский или депутатский запрос, относятся: Председатель Правительства РФ, члены Правительства РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Следственного комитета РФ, Председатель Центрального банка РФ, Председатель ЦИК России, председатели других избирательных комиссий, председатели комиссий референдума, Председатель Счетной палаты РФ, руководители иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ.

Парламентский контроль осуществляется посредством выражения Государственной Думой недоверия Правительству или отказа ему в доверии. Вместе с тем по итогам парламентского запроса палаты не могут выразить недоверие отдельным членам Правительства.

Согласно ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Государственная Дума и Совет Федерации по предметам своего ведения проводят парламентские слушания , т.е. публичные обсуждения определенных вопросов на основе их специального изучения. На парламентские слушания приглашаются компетентные лица - специалисты, ученые, государственные служащие и др. В ходе слушаний депутатами и приглашенными обсуждаются отдельные законопроекты, проблемы эффективности применения законов.

Решение о проведении парламентских слушаний принимает совет палаты (по собственной инициативе, по предложению комитетов и комиссий палаты, а также в Государственной Думе - по инициативе фракций, в Совете Федерации - по инициативе председателя палаты или не менее чем 15 ее членов). Подготовка парламентских слушаний возлагается на комитет (комиссию) палаты.

^ Например, в 2016 г. в Государственной Думе состоялись парламентские слушания Комитета по международным делам на тему «Россия - Запад: что возобладает - логика противостояния или логика взаимодействия?», Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству на тему «О первоочередных мерах Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и Банка России по обеспечению экономического роста», Комитета по охране здоровья на тему «Особенности организации здравоохранения северных и арктических регионов России: законодательный аспект».

По итогам слушаний могут быть приняты рекомендации. По решению палаты они публикуются и размещаются в Фонде электронных информационных ресурсов палаты. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для парламентариев, Президента РФ, Правительства РФ, а также государственных органов, представители которых принимали участие в парламентских слушаниях.

Парламентский контроль за ходом бюджетного процесса проявляется в деятельности Счетной палаты РФ. По представлению Правительства РФ парламент принимает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и отчет об исполнении федерального бюджета прошлого года. Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Каждая из палат Федерального Собрания назначает по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Государственная Дума назначает Председателя Счетной палаты, Совет Федерации - заместителя Счетной палаты.

В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. На основании решений Президента РФ и постановлений палат Федерального Собрания Счетная палата РФ проводит контрольные мероприятия.

Счетная палата РФ регулярно представляет Федеральному Собранию информацию о ходе исполнения и результатах проводимых контрольных мероприятий, принимает меры по пресечению выявленных нарушений. Среди мер реагирования Счетной палаты на нарушения законодательства:

вынесение администрации проверяемых субъектов представлений о восстановлении правопорядка;

  • вынесение предписании о немедленной компенсации прямого ущерба государству;
  • приостановление всех видов финансовых платежей и расчетных операций по счетам проверяемых субъектов;
  • обращение в правоохранительные органы с просьбой привлечь нарушителей к юридической ответственности.

Формой парламентского контроля является образование так называемых следственных комиссий. Согласно Федеральному закону от 27 декабря 2005 г. «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» Государственная Дума и Совет Федерации вправе формировать на паритетных началах парламентские комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства. Предметом парламентского расследования могут быть:

  • 1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • 3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Например, за последние годы парламентские расследования проводились несколько раз. В 2004 г. парламентарии провели расследование после страшного террористического акта в Беслане, когда террористы 1 сентября захватили городскую школу № 1. В 2005 г. парламентарии выясняли причины аварии на электр о подстанции «Чагино», в результате которой 25 мая на несколько часов была отключена подача электроэнергии в несколько районов Москвы, Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей. Парламентская комиссия по расследованию собиралась в 2006 г. после сентябрьских беспорядков в карельском городе Кондопога, вызванных убийством трех местных жителей выходцами из Чечни. Последний раз парламентская комиссия собиралась по инициативе Совета Федерации в 2009 г. в связи расследованием обстоятельств возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 г.

Парламентское расследование не осуществляется в отношении деятельности Президента РФ, судов, органов дознания и органов предварительного следствия.

Инициатива возбуждения парламентского расследования принадлежит группе парламентариев не менее Уд от общего числа членов палаты, письменно обратившихся к председателю палаты с требованием о возбуждении парламентского расследования. Вопрос о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования рассматривается на заседании соответствующей палаты. Если палата поддерживает такую инициативу, то она незамедлительно направляет свое решение в другую палату Федерального Собрания, которая в течение 15 дней рассматривает вопрос о возбуждении парламентского расследования. Если одна из палат не приняла решение о возбуждении парламентского расследования, парламентское расследование не проводится.

В случае возбуждения парламентского расследования палаты формируют парламентскую комиссию, которая имеет следующие права:

  • запрашивать от Правительства РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций копии документов, относящихся к предмету парламентского расследования, а также необходимую информацию;
  • приглашать для дачи объяснений должностных лиц;
  • приглашать для дачи объяснений граждан, обладающих специальными знаниями либо информацией, которая может способствовать парламентскому расследованию;
  • опрашивать приглашенных лиц и заносить их объяснения в протокол.

Должностные лица и граждане, привлеченные к участию в парламентском расследовании, обязаны прибыть на заседание комиссии, дать необходимые объяснения и правдиво ответить на поставленные вопросы.

По результатам парламентского расследования готовится итоговый доклад комиссии, который направляется в палаты Федерального Собрания для утверждения. Если итоговый доклад не утвержден хотя бы одной из палат Федерального Собрания, деятельность комиссии прекращается.

Итоговый доклад направляется Президенту РФ, в Правительство РФ, а также может быть направлен в иные органы государственной власти, Генеральному прокурору РФ, органы местного самоуправления.

(Основные нормативные правовые акты

Дополнительная литература для изучения темы

ФЗ "О парламентском контроле" регулирует общественные отношения, касающиеся осуществления палатами ФС, их комитетами, а также членами СФ, депутатами Госдумы, комиссией по расследованию обстоятельств и фактов, ставших основанием для выполнения проверки, Счетной палатой надзорной деятельности, предусмотренной нормативными, в том числе конституционными, актами и регламентами. Рассмотрим далее некоторые положения документа.

Цели

Парламентский контроль в Российской Федерации направлен на:

  1. Обеспечение соблюдения положений Конституции и иных нормативных документов.
  2. Защиту гарантированных свобод и прав человека и гражданина.
  3. Укрепление правопорядка.
  4. Выявление актуальных проблем в работе госструктур, повышение результативности госуправления и привлечение внимания соответствующих институтов и должностных лиц к обнаруженным недостаткам для их устранения.
  5. Исследование практики применения нормативных положений, выработку рекомендаций, ориентированных на совершенствование правовой системы и повышение эффективности ее функционирования.

Ключевые принципы

Закон "О парламентском контроле" определяет ряд основных положений, на которых базируется вся система надзора. В частности, выделяются следующие принципы:

  1. Соблюдение свобод и прав человека и гражданина.
  2. Законность.
  3. Системность.
  4. Разделение власти.
  5. Гласность.
  6. Независимость и самостоятельность уполномоченных институтов.

Информация о надзорной деятельности доступна и открыта для СМИ и общества. Она может распространяться и с помощью сети Интернет. ФС обеспечивает доступность сведений, кроме данных, открытость которых ограничена нормативными актами. Понятие парламентского контроля необходимо отличать от расследований, судопроизводства, оперативно-розыскных мероприятий, работы государственных и муниципальных структур. Не допускается вмешательство уполномоченных субъектов в указанные виды деятельности.

Органы парламентского контроля

К субъектам, уполномоченным на осуществление рассматриваемого вида надзорной деятельности, относят:

  1. Палаты ФС. Ими являются Госдума и Совет Федерации.
  2. Комиссии и комитеты палат ФС.
  3. Депутатов Госдумы, члены СФ.
  4. Парламентскую комиссию, уполномоченную на осуществления расследования обстоятельств и фактов, ставших основанием для выполнения проверки.

Парламентский контроль в Российской Федерации уполномочена осуществлять и Счетная палата (СП). Она, выступая в качестве высшего института государственного аудита, подотчетна ФС. Порядок ее участия в надзорной деятельности регламентируется ФЗ №41 и ФЗ №52.

Формы реализации полномочий

Парламентский контроль выполняется путем:


Надзор в бюджетной сфере

Парламентский предполагает:

  1. Проведение палатами ФС, их комитетами, СП мероприятий по выполнению предварительной, текущей и последующей проверок в области бюджетных отношений.
  2. Рассмотрение Госдумой годовых итоговых отчетов Центробанка, принятие по ним решений.
  3. Заслушивание докладов ЦБ о работе регулятора. Оно осуществляется в процессе представления итогового отчета и ключевых направлений единой кредитно-денежной государственной политики.
  4. Выполнение в отношении Центробанка прочих форм парламентского контроля в соответствии с ФЗ №86.
  5. Назначение на пост и снятие с него Председателя СП, его заместителя и аудиторов.
  6. Взаимодействие Госдумы и СФ со Счетной палатой в формах и в случаях, установленных нормативным актом №41.

Прочие формы деятельности

Парламентский контроль в РФ предусматривает также:

  1. Заслушивание СФ ежегодных итоговых докладов Генпрокурора о состоянии правопорядка в стране.
  2. Взаимодействие Госдумы с Уполномоченным по правам человека.
  3. Направление представителей от палат ФС в структуры, создаваемые в соответствии с действующими нормативными актами, а также отзыв этих лиц.
  4. Организацию парламентских расследований и слушаний.

Надзор при издании нормативных актов

Парламентский контроль устанавливается над процессом принятия проектов правовых документов, разработка и утверждение которых регламентируется федеральным законодательством. Палаты ФС осуществляют надзор за соблюдением Правительством и иными госструктурами сроков принятия актов, полнотой регулирования возникающих правоотношений для выявления пробелов. Парламентский контроль такого характера осуществляется в порядке, установленном в регламентах СФ и Госдумы. Не позднее, чем через месяц с даты окончания квартала, Правительство отправляет в палаты ФС сведения о процессе разработки и ожидаемых сроках принятия актов.

Заслушивание ответов на вопросы депутатов Госдумы и членов СФ

Осуществляя парламентский контроль, представители палат ФС вправе приглашать должностных лиц Правительства и прочих госструктур на заседания. В ходе их проведения отводится время для заслушивания ответов на вопросы депутатов Госдумы и членов СФ. В рамках такого "правительственного часа" совместно с представителями Правительства и прочими должностными лицами может приглашаться аудитор из Счетной палаты, руководящий соответствующим направлением ее деятельности. Кроме этого, могут обсуждаться и другие вопросы. Например, они могут касаться эффективности использования бюджетных средств по конкретным направлениям, достижения показателей целевых программ. Комиссии и комитеты палат, осуществляя парламентский контроль, могут приглашать министров и уполномоченных ими служащих на свои заседания.

Запрос

Он направляется палатами ФС Председателю и членам Правительства, Генпрокурору, руководителям Центробанка и прочих государственных, региональных или муниципальных структур, внебюджетных фондов по вопросам, относящимся к компетенции указанных институтов. Должностное лицо, получившее запрос, обязано дать ответ на него устно на заседании палаты. По согласованию с Парламентом допускается его направление в письменном виде в пятнадцатидневный срок с момента получения вопроса или в иной период, установленный ФС. При признании ответа неудовлетворительным Госдума или СФ вправе направить повторный запрос.

Расследование

Оно касается обстоятельств и фактов, имеющих отрицательные последствия для государства и общества. Парламентский контроль в такой форме может осуществляться путем создания комиссии на паритетной основе. Расследование выполняется в порядке, предусмотренном нормативным актом №196, принятым 27 декабря 2005 г.

Надзор за деятельностью представителей палат ФС

В организациях, образованных Российской Федерацией в соответствии с нормативными актами, формируются наблюдательные советы. Их члены, выступающие в качестве представителей Госдумы и СФ, обязаны представлять ежегодно отчет о своей работе на заседаниях профильных комитетов при соответствующей палате. В регламентах может предусматриваться иной порядок предоставления докладов.

Предварительный бюджетный надзор

В рамках парламентского контроля палаты:

  1. Обсуждают проекты ключевых направлений государственной бюджетной и налоговой политики.
  2. Рассматривают планы программ и предложения о внесении изменений в них.
  3. Участвуют в обсуждении проектов нормативных актов о федеральном бюджете, о расходно-доходных статьях внебюджетных фондов на предстоящий и плановый год, рассматривают и утверждают их.

Государственные структуры, ответственные за выработку и реализацию госпрограмм, вместе с представлением соответствующих планов Правительству направляют их в Госдуму. В нижней палате проекты рассматриваются профильными комитетами, в том числе по налогам и бюджету. Минфин вместе с внесением плана по основным направлениям финансовой и налоговой политики государства на обсуждение Правительством представляет их в Госдуму. В нижней палате рассмотрение этих проектов осуществляет Комитет по обязательным отчислениям и бюджету. Госдума не позже одного дня (рабочего) после получения соответствующих проектов адресует их в СФ.

В случае необходимости по представленным планам могут проводиться В них участвуют комитеты СФ и Счетная палата. Заключения, оформленные профильными комитетами, в том числе по налогам и бюджету, финансовым рынкам, местному самоуправлению, и делам Севера, рекомендации, составленные на заседаниях, направляются в Правительство.

Текущая работа

В рамках такого контроля рассматриваются отдельные вопросы, касающиеся исполнения госбюджета, расходно-доходных статей внебюджетных фондов. Обсуждение осуществляется на заседаниях комиссий и комитетов палат ФС в ходе слушаний. Обсуждению подлежат вопросы, поставленные в запросах, направленных в соответствии с нормативным актом №3.

Последующий надзор

Парламентский контроль в такой форме предполагает обсуждение и принятие отчетов по исполнению госбюджета, доходно-расходных статей внебюджетных фондов в соответствии с БК. В процессе рассмотрения годового итогового доклада на заседании выступает глава Минфина. Отчет об исполнении бюджета и доходно-расходных статей внебюджетных фондов представляет также Председатель СП. По результатам обсуждения докладов и предоставленных итоговых документов Госдума отклоняет либо принимает нормативный акт.

Заключение

Как следует из ФЗ №52 "О парламентском контроле", данная деятельность включает в себя различные мероприятия. Они могут реализовываться разных формах и предусматриваются нормативными актами и регламентами. Многие из установленных мероприятий осуществляются с привлечением представителей других госструктур. В частности, на заседание могут приглашаться должностные лица Счетной палаты, Генпрокурор. Большой объем работы выполняют профильные комитеты и комиссии палат ФС. Особое внимание при проведении парламентского контроля уделяется исполнению бюджета, деятельности представительных структур, принимающих нормативные акты. Парламентский контроль считается специфическим направлением надзорной деятельности. Его основной целью выступает обеспечение соблюдения положений Конституции и иных нормативных документов.