Парковка автомобилей во дворах. Действующие правила парковки средств передвижения во дворах жилых домов

Каждому жильцу – своё машино-место! Подобное предложение звучит на заседаниях Госдумы периодически, поэтому откладывать закон о парковке во дворе многоквартирного дома больше невозможно.

Решить раз и навсегда

«Справедливая Россия» второй раз за год предлагает решить все вопросы, связанные с парковочными местами, причем сделать это глобально, на федеральном уровне. Депутаты разработали ряд законопроектов, которые смогут урегулировать все существующие проблемы.

В ключевом документе «О парковании» прописаны принципы парковки и ее определение, а также правила эвакуации автомобилей-нарушителей. Народные избранники предлагают запретить размещать вблизи пункта платного проезда в населенный пункт парковки, за которые опять-таки придется заплатить, а также принять закон о парковке машин возле дома 2016.

Удивительно, но подобного документа до сих пор нет. Правила парковки на придомовой территории регулируются сегодня санитарными нормами и правилами дорожного движения, в соответствии с которыми:

  • расстояние от многоквартирного дома (от его окон) до площадки на 10 машино-мест – не менее 10 метров;
  • застройщики обязаны сдавать многоэтажки в эксплуатацию с организованными парковочными местами;
  • запрещена во дворе стоянка грузового транспорта массой более 3,5 тонны (штраф за подобное нарушение 1,5-3 тысячи рублей);
  • парковка во дворе жилого дома, закон о которой пока не принят, невозможна в местах, где транспорт преграждает пути подъезда для аварийных служб (пожарных машин, скорой помощи и пр.);
  • нельзя оставлять автомобиль ближе 5 метров к мусорным контейнерам (штраф от 2 до 5 тысяч рублей);
  • запрещается самостоятельно создавать парковочные места и оборудовать их заграждениями, шлагбаумами и пр. (штраф за нарушение – до 5 тысяч рублей);
  • нельзя оставлять машину на тротуаре, тем самым создавая препятствие для жильцов (штраф – 2 тысячи рублей).

Эти правила, убеждены депутаты, следует сформулировать в едином документе, приняв закон о парковке и стоянке, а также дополнить нормативный акт новыми нормами парковочной деятельности.

Платная парковка бесплатно

Не секрет, что много проблем возникает с платными местами для размещения автотранспорта, поэтому законотворцы предлагают:

  • разрешить пользоваться платным машино-местом бесплатно в течение четверти часа, пока пассажиры выходят или, наоборот, садятся в автомобиль, а также пока идет разгрузка багажа;
  • превращать платные стоянки в бесплатные с 8 вечера до 8 утра;
  • в каждом населенном пункте количество бесплатных парковочных площадок должно составлять как минимум половину от их общего числа;
  • пользоваться бесплатно стоянкой, на которой взимается плата за размещение автомобиля, сможет транспорт экстренных служб, отдельные категории граждан-льготников (инвалиды, чернобыльцы и пр.), владельцы двухколесного транспорта (мотоциклов, мопедов и др.), а также жильцы близлежащих домов.

На заметку! Деятельность платных парковок, по задумке справедливороссов, должна контролироваться региональными властями.

Для эффективного контроля парковочной деятельности на местах предлагается создать специальный реестр, а также реестр многоквартирных домов, жильцы которых получат бесплатный доступ к машино-местам.

Депутаты прописали отличительные характеристики автостоянки. На ней могут находиться не только техпомещения для хранения авто, но и мойки, станции ТО, склады для хранения инвентаря по уходу за автомобилем. При этом размещать автостоянки на первых этажах детских садов, школ, детских домов, интернатов и медицинских учреждений планируют запретить.

Парковку привяжут к «квадратам»

Народные избранники планируют привязать квадратные метры к машино-местам. Уже разработаны и специальные нормы:

  • если на каждого собственника приходится по 30 «квадратов», всем жильцам достается по одному машино-месту;
  • по 50 кв.м. и более – по два;
  • для гостей нужно выделить как минимум 40 машино-мест с тысячи жильцов, 80 гостевых парковок – на 2 тысячи жителей и т.д.

Тем же, кто устал ждать «милости от природы» и думает, как сделать парковку во дворе по закону самостоятельно, следует помнить, что процедура эта весьма затратная как по времени, так и по финансам.

  • потребуется выяснить, кому принадлежит участок, подходящий под стоянку;
  • провести собрание жильцов и получить согласие как минимум 2/3 всех собственников;
  • написать заявление в районную администрацию с просьбой включить двор в программу благоустройства (большим плюсом будет отсутствие и детской площадки, которую также можно «заказать» у городских властей).

Не желая томиться в ожиданиях (а очередь может дойти через 2 года, а может – и через 10), многие предпочитают брать инициативу в свои руки и организовать места для своих машин во дворе на собственные деньги. В этом случае важно поставить выбранный участок на кадастровый учет и включить его в состав общего имущества, а также соблюсти массу других формальностей, чтобы законность автостоянки не вызывала сомнений.

Граждане вольны на основах негосударственного самоуправления решать вопросы, касающиеся их общей собственности.

Жильцы домов, на которые не оформлена частная собственность, занимают жилплощадь по договору социального найма.

Поэтому, в отличие от собственников, они не имеют права принимать участие в общем управлении придомовым участком.

Чтобы обустроить свою парковку, им необходимо провести приватизацию дома и провести межевание участка рядом с ним.

Имеются также санитарно-технические правила парковки во дворе многоквартирного дома, которые должны учитываться при возведении автостоянки.

Они оговорены в . Согласно 4.4.1 таблице этого документа, размер стоянки прямым образом влияет на расстояние, допустимое для ее организации рядом с жилым домом.

Например, автостоянка на 10 и менее машин может располагаться в 10 метрах от жилого дома, и в 25 метрах от объектов социального значения(школ, поликлиник, детских площадок) . Парковка, рассчитанная более чем на 300 машин, должна находиться в 50 метрах от обоих объектов.

СПРАВКА. Нигде не указано, какого размера стоянку должны организовать жильцы. В СанПин сказано, что она должна быть соразмерна дому.

Согласно санитарным нормам, нельзя организовывать открытую автостоянку более, чем на 50 машин. Если стоянка рассчитана больше, чем на 500 машин, ее нельзя располагать рядом с жилой зоной.

Подземный гараж обладает в этом плане преимуществом и может быть расположен на любом расстоянии от жилого дома . Все парковки, рассчитанные более чем на 100 машин, должны иметь дорожный выход к общегородской транспортной сети.

Парковочные места во дворах многоквартирных домов для инвалидов

Регулирует нормы доступа инвалидов к парковкам рядом с многоэтажными домами. Согласно ему, 10% мест на парковке должны быть обустроены специально для инвалидов.

На них должна наноситься специальная разметка при строительстве парковки .

При этом в СП не указано, нужен ли водителям-инвалидам отдельный метраж.

Это значит, что его можно оставить таким же, как и для остальных парковочных мест. На стоянке должны быть оборудованы специальные спуски и подъемы на тротуар для колясочников.

Получение согласия на реализацию проекта от жильцов дома

Парковочные места во дворах многоквартирных домов считаются общей собственностью. Поэтому нельзя заниматься организацией мест для парковки небольшой инициативной группой, полностью проигнорировав мнение соседей.

Помните, что какой бы подробный проект будущей стоянки для машин вы не подготовили, не обязательно он понравится всем жильцам.

Застройщик обычно не оставляет выбора своим клиентам и оставляет им готовое ТСЖ.

Тем проще для вас. Повесьте объявление об общем собрании жильцов, не обязательно делать это в помещении . Невозможно собрать на такой встрече всех собственников дома.

Туда придут самые инициативные жильцы, исходя из их мнения, решайте, стоит ли реализовывать ваш проект или нет.

Чтобы ваш план одобрили, желательно довести до блеска мельчайшие его детали.

Укажите все входы и выходы, подробно и красиво нарисованную общую схему парковки.

Обозначьте на вашем плане тип дорожного покрытия. Не забудьте сказать жильцам о бюджете и будущей ответственности за деньги с парковки . Желательно, чтобы парковочные места сдавались в ежемесячную аренду.

На плане желательно изобразить пожарные заграждения и запасные выходы через помещения (если есть). Обязательно изобразите расположение кнопки пожарной тревоги.

Но согласование с вашими соседями – это еще не все. Чтобы план можно было исполнить, его нужно направить на согласование в местный департамент по благоустройству и ГИБДД.

Департамент будет рассматривать соответствие вашего плана техническим нормативам. ГИБДД отследит, чтобы ваш план организации движения в месте парковки был приемлем с точки зрения ПДД .

Правила парковки на придомовой территории многоквартирного дома

В российском законодательстве минимум статей, регулирующих парковку водителей в жилых зонах.


Подведем итоги

Чтобы организовать парковку, нужно спросить согласие у каждого жильца . Если не наберется 2/3 из них, он не будет рассматриваться.

Парковка должна быть соразмерна жилому комплексу. В ней обязательно должно быть не менее 10% мест для инвалидов.

Сегодня многие собственники квартир в МКД, стремясь сэкономить на оплате услуг платных парковок либо на покупке отдельного гаража, создают парковки на придомовой территории возле своего дома. Как УО взаимодействовать с владельцами машино-мест и какие у них обязанности, расскажем в статье.

Придомовая парковка и стоянка: в чем отличия

В чем разница между стоянкой и парковкой на придомовой территории многоквартирного дома с точки зрения законодательства? Оказывается, эти понятия регламентируются разными правовыми актами. Гражданский кодекс РФ гласит, что стоянка является местом хранения машин. На практике она представляет собой огражденную территорию, на которой за определенную плату владелец размещает свое транспортное средство на срок, обозначенный в договоре. В данном случае работники стоянки являются лицами, ответственными за безопасность машины.

Придомовые парковки закон рассматривает как место временной остановки автомобиля, ответственность за который возлагается только на его владельца. Поэтому, если речь идет о территории возле здания, применение термина «парковка» является наиболее корректным.

Законна ли парковка на придомовой территории

В соответствии с нормами закона № 131-ФЗ граждане имеют право решать вопросы относительно их общей собственности на принципах негосударственного самоуправления.

Жилищный кодекс РФ (п. 1.4 ст. 36) говорит о том, что место для парковки автомобилей на придомовой территории во дворах МКД, которое является объектом частной собственности владельцев квартир, может быть благоустроено в соответствии с решениями общего собрания жильцов.

Как обстоят дела с теми гражданами, которые проживают в МКД на основании договора социального найма и не являются хозяевами помещений? Чтобы организовать придомовую парковку, им придется приватизировать жилплощадь и размежевать землю около нее. Иными словами, по закону претендовать на общее управление участком около здания имеют право только собственники квартир.

Вопрос обустройства придомовой территории для парковки машин решается намного проще, если жильцы дома объединились в ТСЖ. Как правило, в действующих товариществах уже решены все проблемы относительно права собственности на придомовую территорию. Если же нет, то членам объединения в первую очередь следует узнать, оформлены ли на данную землю все необходимые правоустанавливающие документы.

Участок, который располагается под домом, должен состоять на кадастровом учете и его границы подлежат документальному фиксированию. Однако на сегодняшний день в отношении значительной части многоквартирных домов это правило не соблюдается, что лишает их жильцов права использовать придомовую территорию для парковки машин по своему усмотрению.

В первую очередь владельцам квартир следует позаботиться о размежевании участка около их здания и обратиться в администрацию муниципального образования для оформления права собственности на него. А вот действия по обособлению территории путем ее отделения и установки шлагбаума могут быть квалифицированы как самозахват земли.

Решение о том, каким образом использовать участок около здания, принимает общее собрание собственников МКД. Для организации придомовой парковки по закону необходимо согласие 2/3 жильцов, поэтому, если пешеходов в доме больше, чем автомобилистов, достичь кворума может быть крайне сложно. Вполне естественно, что владельцы квартир, не располагающие транспортом, хотели бы видеть перед домом не стоянку машин, а зеленый сквер. Участникам инициативной группы, распределяя территорию, следует выработать решение, которое устроит и автомобилистов, и пешеходов, проживающих в здании.

Тщательно продуманная система въезда и выезда с придомовой парковки не только обеспечит безопасность пребывания во дворе, но и поможет освободить участок, детские площадки и тротуары от машин жильцов.

Общее собрание может быть проведено и в заочной форме, но для этого членам инициативной группы придется обойти все квартиры для сбора подписей. При решении такого важного вопроса, как организация придомовой парковки, каждый голос может стать решающим, поэтому ни один жилец не должен быть оставлен без внимания в ходе опроса.

Чтобы планируемая стоянка соответствовала санитарным и строительным нормам, следующим шагом собственников квартир должно стать изучение правил придомовой парковки.

  • Размер площади придомовой территории многоквартирного дома

Нормативы парковки на придомовой территории

Правила парковки на придомовой территории многоквартирного дома прописаны в государственных стандартах.

  1. Стандарт пожарной безопасности, в соответствии с которым такую стоянку необходимо оборудовать перегородками против огня первого типа – из бетона и кирпича.

Полный перечень требований пожаробезопасности изложен в № 123-ФЗ, вот лишь некоторые из них. Сооружения для хранения машин должны быть одно- либо двухместными, специальные помещения могут быть оборудованы для обслуживающего персонала. Если стоянка примыкает к другому зданию, аварийные выходы через его окна должны быть предусмотрены в обязательном порядке.

  1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 регламентирует санитарно-технические правила устройства придомовой парковки. Организация открытой стоянки, рассчитанной более чем на 50 автомобилей, запрещена законом. Парковки на 100 и более машин должны быть обеспечены дорожным выходом к общегородской сети транспорта.

Расстояние, допустимое между стоянкой автомобилей и жилым домом , определяется ее размером. Каким образом?

  • В 10 метрах от жилых зданий и в 25 метрах от объектов социальной инфраструктуры (школ, детских садов, поликлиник) может располагаться придомовая парковка на 10 и менее автомобилей.
  • На 50 метров от жилых домов и на такое же расстояние от объектов социальной инфраструктуры должна быть удалена стоянка на 300 и более машин.
  • Запрещено размещать рядом с жилой зоной парковки более чем на 500 автомобилей.

Весомым преимуществом обладает подземный гараж – его можно расположить на любом расстоянии от жилого объекта.

  1. Согласно СП 59.13330.2016 10 % мест на стоянке должны быть отведены для парковки инвалидов на придомовой территории. Необходим ли водителям-инвалидам отдельный метраж – информации об этом в нормативном документе нет. Однако на придомовой парковке для лиц с ограниченными возможностями должны быть предусмотрены подъемы и спуски на тротуар для колясочников, а также специальная разметка.

В отношении размеров придомовых парковок действуют следующие нормативы:

  • минимальная ширина – 2,3 м;
  • минимальная длина – 5 м;
  • для людей, передвигающихся на инвалидном кресле, минимальная ширина должна составлять 3,5 м.

Очень важно правильно выбрать место для обустройства придомовой парковки. Она не должна мешать людям, которые проживают на первых этажах МКД, и препятствовать передвижению автотранспортных средств и пешеходов. Место размещения стоянки машин согласовывается с муниципальными управлениями по градостроительству и архитектуре, а также органами ГИБДД.

Итак, правила размещения придомовой парковки гласят:

  • со стоянок около многоквартирных домов, высота которых превышает 28 м, необходимо предусмотреть по меньшей мере два выезда;
  • существуют особые требования к покрытию парковок вместительностью 101–300 автомобилей. Кроме того, для таких автостоянок должна быть разработана проектная документация.

В проекте придомовой парковки отражаются следующие данные:

  • схематическое изображение и план стоянки с обозначением ограничителей для движения;
  • местонахождение кнопки вызова пожарной команды;
  • схема движения автотранспортных средств;
  • расположение дорожных знаков и разметки;
  • тип покрытия.

Придомовая парковка и права жильцов согласно требованиям нормативных актов

Итак, согласно нормативно-правовым актам основные права и обязанности владельцев помещений в отношении придомовых парковок выглядят следующим образом.

  • Вся площадь вокруг дома является собственностью его жильцов, которые должны строго соблюдать правила дорожного движения и санитарные нормы.
  • Автовладельцы могут обустроить стоянку на территории около дома, если на это согласились 2/3 жильцов МКД.

Чтобы начать процедуру организации придомовой парковки, необходимы такие документы:

  • справка о размерах и составе территории около дома, полученная в Управлении инвентаризации и оценки объектов недвижимости или другом государственном ведомстве, который уполномочен предоставлять подобную информацию;
  • протокол общего собрания собственников по поводу организации парковки, оформленный и подписанный в соответствии с требованиями закона. Данный документ должен быть завизирован всеми жильцами, которые высказались за идею обустройства придомовой парковки.

Если общее собрание жильцов проводится в заочной форме, в его протоколе отражаются следующие сведения:

  • вопросы повестки дня;
  • способ проведения мероприятия;
  • принятое решение об обращении в муниципалитет с заявлением о формировании участка;
  • паспортные данные и информация о лице, ответственном за сбор документов;
  • точное число собственников квартир, которые приняли участие в голосовании по тому или иному вопросу.

Если те или иные данные не были указаны в протоколе, он может быть возвращен на доработку заявителям, что сделает процедуру организации придомовой парковки более длительной.

Организация парковки на придомовой территории

Итак, протокол общего собрания составлен, и территория около многоквартирного дома выделена в общее долевое владение. После этого руководителю инициативной группы следует обратиться с заявлением, к которому прилагается копия протокола общего собрания жильцов, в районное ведомство по земельным ресурсам и землеустройству.

В заявлении указывают такие данные:

  • название и адрес контролирующего органа, Ф. И. О. и контактные данные лица, которое уполномочено жильцами вести дела;
  • текст заявления содержит адрес объекта, а также просьбу выделить земельный участок около МКД для организации стоянки.

В соответствии с регламентом срок рассмотрения подобных документов составляет 3 суток, однако на практике это правило соблюдается далеко не всегда. Задержки случаются из-за ошибок в протоколе общего собрания, которые квалифицируются как нарушения. Рассмотрение заявления может быть продлено по той причине, что на территории, где планируется размещение придомовой парковки, расположены отдельные элементы благоустройства, такие как скамейки и клумбы.

Обращаться в комитет по земельным ресурсам и землеустройству не нужно лишь в том случае, если в период введения дома в эксплуатацию участок прошел регистрацию на владельцев квартир и получил кадастровый номер.

Вопрос организации стоянки около МКД следует заблаговременно согласовать с ГИБДД и местным государственным органом по вопросам архитектуры и градостроительства. Данное условие не является обязательным, однако при наличии разрешений этих организаций все конфликтные ситуации относительно придомовой парковки разрешаются значительно проще.

После того как формирование пакета документов завершено, встает вопрос о найме проектной фирмы и строителей. На данном этапе участникам инициативной группы следует организовать сбор денег с тех владельцев квартир, которые заинтересованы в создании придомовой парковки.

Стоимость работ по проектированию и строительству определяется множеством факторов, среди которых:

  • площадь территории, выделенной для обустройства стоянки;
  • место расположения участка;
  • уровень престижности компаний, задействованных в проектировании и строительстве;
  • вид покрытия (асфальт, гравий, плитка, экосетка).

Составление проектной документации обойдется в пределах 50–200 рублей за 1 кв.м. площади.

  • Благоустройство территории домов и все, что о нем нужно знать

Незаконная парковка на придомовой территории и эвакуация автомобилей

В соответствии с законодательными требованиями, описанными выше, придомовую парковку можно признать незаконной, если она:

  • противоречит ПДД;
  • нарушает санитарные нормы;
  • была образована путем стихийного захвата парковочных мест.

Нередки случаи, когда владельцы квартир в МКД решения об организации придомовой стоянки не принимали, и третьими лицами были натянуты веревки и установлены шлагбаумы, ограничивающие доступ жильцов к территории хранения автомобилей.

Часто в таких случаях обитатели дома пытаются через управляющую компанию либо своими силами повлиять на нарушителей. Однако самостоятельные меры борьбы не всегда оказываются эффективными, поэтому целесообразнее обратиться с заявлением в органы прокуратуры либо ГИБДД. Как данный документ должен быть оформлен?

В шапке заявления, которая размещается в верхнем правом углу листа, указываются следующие сведения:

  • наименование органа ГИБДД, в который подается обращение;
  • Ф. И. О. и контактные данные заявителя.

Текст обращения, описывающий ситуацию в таких подробностях:

  • местонахождение незаконной придомовой парковки;
  • государственные номера автомобилей, замеченных на стихийной стоянке;
  • наличие блокирующих объектов, перекрытий, ограждений и пр.;
  • контактные данные свидетелей, который могут подтвердить факт существования незаконной парковки.

Срок рассмотрения обращения, установленный законодательством, составляет 30 дней. В большинстве случаев за это время нарушители получают предписание о необходимости ликвидации придомовой парковки, организованной незаконно.

В КоАП РФ (ч. 1 ст. 27.13, ст. 12.19, ч. 4 и ч. 5 ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.10) прописана ответственность за нарушение правил стоянки или остановки в виде задержания транспортного средства либо административного штрафа от 500 до 5 000 рублей.

Эвакуация автомобиля возможна при следующих нарушениях:

  • парковка на местах для инвалидов, в том числе на придомовой территории;
  • стоянка вторым и далее рядом;
  • парковка на тротуарах, в том числе на придомовой территории;
  • создание препятствий для движения, въезда или выезда других транспортных средств;
  • стоянка на территории пешеходных переходов и на расстоянии менее 5 м перед ними.

Эвакуация автомобилей позволяет эффективно бороться с нарушением правил парковки и сегодня часто применяется во многих городах России. Мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении служит задержание ТС.

Безопасность детей на придомовой парковке

Мы часто слышим о необходимости соблюдать ПДД и заботиться о безопасности детей на проезжей части и нередко забываем об этом во дворе собственного дома. Да, существуют преимущественные права для пешеходов и специальные нормы поведения для водителей во дворах. Однако, когда обстановка вокруг привычная и знакомая, а поток машин весьма незначительный, и те и другие часто лишаются бдительности.

Статистика свидетельствует о том, что до 80 % детей-пешеходов, которые получили травмы или погибли в ходе дорожно-транспортного происшествия, пострадали недалеко от своего дома (в радиусе до одного километра). Где это могло произойти? В большинстве случаев там, где автомобили передвигаются медленно, – во дворе, по пути в школу или магазин, на придомовой парковке. Детям всё вокруг кажется знакомым и безобидным, они не осознают опасность и страдают нередко из-за собственного любопытства. Как бы это ни прозвучало ужасно, но часто водителем, виновным в ДТП, оказывается кто-либо из ближайших родственников ребенка или его хороших знакомых. Выезжая задним ходом с территории придомовой парковки или из гаража, они могут не заметить малыша и даже не предвидеть, что он находится за автомобилем.

Хоть если машина двигается на минимальной скорости, водитель часто не успевает нажать на тормоза, и, к сожалению, исход происшествия может быть смертельным.

Большинство автомобилистов прекрасно знает, что за машиной, особенно если она движется задним ходом, есть мертвая зона с нулевой видимостью. Если ребенок находится вблизи или позади транспорта, его, скорее всего, не заметит ни сидящий за рулем, ни видеокамеры, ни парктроники (специальные датчики). Именно поэтому взрослым людям ни в коем случае нельзя оставлять детей без присмотра даже во дворе собственного дома.

Территория около многоквартирного здания уже давно перестала быть безопасным местом. Здесь много деревьев и кустов, гаражей и припаркованных машин, из-за которых возникают зоны с ограниченной видимостью. А ведь между всеми этими дворовыми «нагромождениями» часто играют дети! Даже родители, которые гуляют вместе с малышом и внимательно следят за его безопасностью, порой не успевают отреагировать в том случае, если ребенок бросается под машину, играя в догонялки или пытаясь поймать мячик.

В качестве примера рассмотрим ситуацию в Хабаровске за первые 4 месяца с начала года. Там зафиксированы 39 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети. Травмы получили 42 ребенка, из них 26 человек были пешеходами, остальные – пассажирами.

Анализ подобных ДТП говорит о том, что в более чем 70 % случаев виноваты водители, и только в 25 % – сами ребята, выбежавшие в неположенном месте на проезжую часть. Будь автомобилисты осмотрительнее, а родители внимательнее к своим детям, многих аварий удалось бы избежать.

К сожалению, ребята не всегда прилежно слушают наставления о том, как следует себя вести в той или иной опасной ситуации. Однако важно втолковать малышу, что нельзя прятаться за автомобили, играть около них, выбегать без оглядки из подъезда, из-за гаража. В соответствии с рекомендациями психологов объяснять ребенку эти правила лучше на примере конкретной придомовой парковки и реальной истории из жизни. Заведите привычку знакомить малыша с потенциально опасными местами и правилами поведения на проезжей части во время прогулки. Покажите ему заранее дорогу в школу и расскажите обо всех опасностях, которые могут подстерегать на ней.

Как организуют платные придомовые парковки

Сегодня платную придомовую парковку можно организовать по нескольким сценариям.

Вариант 1. По решению органов власти

Вопросы организации и работы придомовых парковок на федеральном уровне не урегулированы.

Создание платных городских стоянок (в том числе в непосредственной близости от МКД) позволяет решать следующие задачи:

  • обеспечение высокой оборачиваемости мест парковки автомобилей;
  • повышение общей скорости движения;
  • снижение загруженности стоянок;
  • открытие новых парковочных площадок.

Статья 12 ФЗ от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» гласит, что к полномочиям субъектов РФ относится решение вопросов, связанных с созданием и эксплуатацией платных парковок, которые размещаются на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также установлением стоимости за услугу.

Все аспекты организации и функционирования коммерческих стоянок в Москве подчиняются таким нормативным актам:

  • постановление правительства Москвы от 16 сентября 2014 № 533-ПП «О платных городских плоскостных парковках закрытого типа города Москвы», которое регламентирует работу стоянок, организованных за счет средств столичного бюджета;
  • постановление правительства Москвы от 17 мая 2013 № 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве»;
  • постановление правительства Москвы от 13 ноября 2012 № 636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства» (регулирует деятельность стоянок, которые возводятся на частные средства по результатам проведения аукциона).

Сегодня в столице жители домов, которые располагаются в зонах платных парковок (резиденты платных парковок), пользуются стоянками на льготных условиях. Такие государственные услуги предоставляются по внесению записей в реестры парковочных разрешений льготных категорий.

Вариант 2. По решению владельца

Кто может установить ограничение на въезд транспортных средств на придомовую территорию МКД? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является владельцем земельного участка около здания:

  • субъект РФ;
  • муниципальное образование;
  • владельцы квартир в МКД (общая долевая собственность).

Если участок принадлежит муниципальному образованию или субъекту РФ, то только они могут принимать решения по поводу организации платной придомовой парковки или ограничения движения на его территории.

Однако если землей около МКД на основании права общей долевой собственности владеют жильцы, то решать вопросы об ограничении движения либо организации парковки во дворе уполномочено только общее собрание (согласно п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Жилищный кодекс РФ (п. 4 ч. 1 ст. 36) гласит, что хозяевам квартир в МКД на праве общей долевой собственности принадлежит коллективное имущество дома, а именно:

  • земельный участок, на котором располагается здание;
  • элементы благоустройства и озеленения территории;
  • иные объекты, которые находятся на участке и используются для обслуживания дома.

Порядок оформления права общей долевой собственности на придомовую территорию определяется законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (ст. 16).

КоАП РФ (ст. 7.1) предусматривает административную ответственность за учреждение парковки на земельном участке лицами, которые не владеют данной территорией.

Хозяева квартир МКД, которые на основании права общей долевой собственности обустраивают придомовую парковку, уполномочены взимать плату за нее с обитателей дома в фонд благоустройства двора. А правомерно ли устанавливать цену за стоянку для лиц, которые не являются жильцами дома? Данный вопрос является спорным по нескольким причинам.

  1. Лица, не проживающие в данном доме, не обязаны исполнять постановления общего собрания его владельцев.
  2. Закон умалчивает о том, кто же имеет право взимать плату за парковку во дворе. Общее собрание собственников не является юридическим лицом и не имеет соответствующих полномочий. Со стороны инициативной группы владельцев квартир подобные действия также являются незаконными и влекут за собой административную ответственность в соответствии со статьей 14.1 КоАП РФ (ч. 1).

Вопрос о том, могут ли ТСЖ и управляющие компании предоставлять сторонним лицам платные парковочные места по решению владельцев квартир МКД, также не урегулирован на законодательном уровне.

Машиноместа на придомовой парковке – общедолевое имущество или частная собственность

По сей день не утихают споры о том, является ли машиноместо объектом общедолевого имущества, либо следует считать его обособленной территорией, у которой есть лишь один владелец.

Весомым аргументом является отсутствие у машиноместа каких-либо индивидуализирующих признаков либо физических границ (стен, ограждающих конструкций, перегородок), которые бы отделяли его от других на территории стоянки. Зарубежные законодатели придерживаются аналогичной точки зрения в этом вопросе. Так как маркировка со временем стирается, покраска контуров машиноместа на придомовой парковке не считается основанием для того, чтобы считать его индивидуально-определенным.

Вместе с тем маркировка с помощью ограждений из бетона, дерева или камня является долгосрочной хорошо различимой, благодаря чему, к примеру, в Германии она считается основанием для обособления парковочной площадки.

Выходит, чтобы машиноместо превратилось в недвижимость, достаточно поставить ограждение либо перегородку? На практике не всё так просто.

Свод правил, утвержденный приказом МЧС России от 21.02.2013 № 117 (п. 5.2.6), гласит, что разделение перегородками машиномест на отдельные боксы в подземных автостоянках запрещено. Для обособления парковочных мест допустимо применение сетчатого ограждения из негорючих материалов в помещениях хранения легковых автомобилей, которые являются собственностью граждан.

Однако в столице и некоторых других городах России долгое время практиковался подход, в основе которого лежит принцип «всё, что не запрещено, то разрешено». Парковочные площадки очерчивали краской и в качестве объекта недвижимости ставили на учет в кадастре. При возникновении спорных ситуаций суды на основании технических паспортов признавали такие машиноместа обособленными нежилыми помещениями в составе придомовой парковки либо нежилого здания.

Подобная практика органов регистрации и судов подарила жизнь такому виду недвижимого имущества, как «маркированное машиноместо». Однако поскольку недвижимость не может так просто перемещаться в гражданском обороте и выбывать из него, всё чаще стали звучать вопросы о том, как уничтожить «стертое» или «перерисованное» парковочное место.

Статистические данные свидетельствуют о том, что Росреестр только за 2015 год зарегистрировал права на 4800 подозрительных объектов под общим обозначением «нежилое помещение», не определенных как машиноместа. Их площадь составляет 10–16 кв. м. Данный факт наводит на мысль о том, что регистрация машиномест в качестве самостоятельных объектов недвижимости продолжается.

Вместе с тем сегодня суды все чаще принимают решения исходя из того, что парковочное место не соответствует признакам недвижимого имущества.

Закон о государственном кадастре недвижимости (п. 6 ст. 41) гласит, что местоположение помещения определяется методом графического отображения на плане этажа (или его части) здания либо сооружения границы геометрической фигуры, которую образуют внутренние стороны его наружных стен. Если строение имеет один этаж, для отображения используется его план (либо соответствующая часть). Однако, как показывает практика, у машиномест часто нет наружных стен, а их границы обозначаются с помощью номеров и условных линий на полу.

Что касается парковочных площадок, которые являются объектом общей долевой собственности, владение, пользование и распоряжение ими осуществляется по соглашению всех участников (ст. 246-247 ГК РФ). Это значит, что для осуществления любого действия с машиноместом (продажи, дарения) необходимо заручиться согласием других долевых владельцев. На практике суды в большинстве случаев признают машиноместо, которое находится на территории придомовой парковки, частью недвижимого объекта (долей в праве общей долевой собственности на здание или помещение).

Примеры из судебной практики.

  1. Признание ничтожным договора инвестирования строительства в части передачи в собственность помещений подземной автостоянки по причине того, что данным помещениям по закону присвоен статус общедомового имущества многоквартирного дома (Постановление Президиума Верховного Суда РФ «Обзор практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» от 04.12.2013, п. 38).
  2. Определение подземного гаража с машиноместами, расположенного в подвальном помещении МКД, как объекта общедомового имущества (постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 6037/13).

Мнение эксперта

Машиноместо может рассматриваться как недвижимое имущество

С. А. Киракосян,

кандидат юридических наук, доцент филиала КубГУ в г. Новороссийске, независимый эксперт при Министерстве юстиции по антикоррупционной экспертизе НПА, партнер фирмы «Эсток-Консалтинг»

На сегодняшний день существуют два подхода в определении понятия «машиноместо»:

  • в качестве самостоятельного объекта недвижимости при надлежащей обособленности и индивидуализации;
  • как не объекта недвижимого имущества, а доли в праве общей долевой собственности на здание или помещение.

В качестве вывода можно сказать, что парковочное место, которое располагается в здании или сооружении, не считается самостоятельным объектом недвижимости и не подлежит кадастровому учету. В настоящее время на обсуждении находится проект федерального закона о правовом режиме машиноместа, который был разработан Минэкономразвития РФ. Документ содержит предложение именовать место для парковки с границами, обозначенными только разметкой, площадкой.

С 2017 года законодатели предлагают отнести такие площадки к категории недвижимых вещей, которые можно считать отдельными объектами гражданского права. Если изменения будут утверждены, подобные парковки можно будет ставить на кадастровый учет.

  • Машино-место как объект недвижимости: что нужно знать УК о его собственнике в 2017 году

Новые предложения депутатов по поводу придомовой парковки

Закон, регулирующий вопросы организации и функционирования придомовых парковок, был предложен партией «Справедливая Россия». В настоящее время проект находится на стадии доработки, так как неясным является механизм его действия в отношении МКД, построенных ранее и не имевших большой территории вокруг.

В чем суть предложения «Справедливой России»? Рассмотрим основные аспекты.

  1. То, как будут распределяться места на придомовой парковке, должно зависеть от площади квартиры каждого конкретного собственника. Владелец стандартной однушки (33 кв. м.) получит одно машиноместо. А те жильцы, площадь квартиры которых больше 50 квадратных метров, должны стать обладателями двух мест на придомовой парковке.
  2. При составлении проекта стоянки для дома, рассчитанного на 1000 человек, следует предусмотреть 40 машиномест для гостей. Если предположительное число обитателей будет равно 2000, то таких площадок должно быть 80.

Специалисты уже сейчас указывают на несовершенства данного закона, которые могут спровоцировать конфликты между жильцами многоквартирных домов. Ведь в нашей стране нередки случаи, когда в однокомнатной квартире ютится большая семья, имеющая несколько машин. Согласно новым нормам им не останется ничего иного, кроме как парковать свои автомобили на другой стоянке. Одновременно с этим могут пустовать некоторые машиноместа, которые закреплены за жильцами крупногабаритных квартир. Чтобы достигнуть компромисса в данном вопросе, необходимо поддерживать с соседями диалог и бесконфликтные отношения.

Новые правила, разработанные депутатами дополнительно, в ближайшее время будут введены для жильцов близлежащих домов в отношении платных парковок. Ночью, к примеру, пользование ими будет свободным и доступными для всех желающих, в том числе жильцов домов, расположенных вблизи. Предположительно функция контроля за исполнением закона будет возложена на региональные власти. Поможет им создание специального реестра для учета всех стояночных мест в городе, в том числе и тех, которые расположены на придомовых парковках.

Постоянно. Автовладельцы, если во дворах нет специальных парковочных мест, стремятся поставить машину как можно ближе к дому, чтобы иметь возможность и наблюдать за своим автомобилем, и быстро добраться до него, когда возникает необходимость. Жильцы, не имеющие машин, либо живущие на нижних этажах домов, всячески противятся такой парковке, поскольку, выхлопные газы от автомобилей, а так же шум двигателей, мешают их нормальной жизни. Кроме того, неправильная парковка автомобилей мешает подъезду к домам машин экстренной помощи – скорой, пожарной и т.д.

Ситуация усугубляется еще и тем, что большинство не оснащено специальными парковочными местами, а если таковые и имеются, то их практически всегда, бывает недостаточно. Кроме того, на законодательном уровне до сих пор так однозначно и не решен вопрос о правилах парковки машин во дворах домов , что способствует нарастанию напряженности между жильцами. Все это приводит к тому, что соседи начинают бороться друг с другом методами, зачастую весьма далекими от соблюдения закона. Попробуем разобраться, какие правила все же существуют для размещения автомобилей во дворах, и о чем нужно знать как автовладельцам, так и их соседям.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что еще на стадии многоквартирных домов и обустройства на их территории парковки, должны быть соблюдены правила расположения парковочных мест . В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» :

Расстояние от открытой автостоянки (вместимостью 10 машин и менее) до фасадов жилых домов и торцов с окнами должно составлять не менее 10м.
-для гаражей закрытого типа, со сплошным стеновым ограждением допускается сокращать на 25% этого расстояния при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых и общественных зданий.
-на придомовой территории допускается размещение открытых автостоянок (паркингов) вместимостью - до 50 машино-мест и гаражей-стоянок и паркингов со сплошным стеновым ограждением для хранения автомобилей вместимостью до 100 машино-мест, при соблюдении нормативных требований обеспеченности придомовых территорий элементами по площади и наименованиям.

Таким образом, неправильное размещение парковки, можно обжаловать в соответствующие инстанции (пожарную, санитарную инспекции, администрацию населенного пункта и т.д.). Кроме того, жильцам следует знать, что региональные власти вправе устанавливать дополнительные правила парковки автомобилей во дворах домов. В связи с чем, при возникновении споров о правилах парковки машин во дворах, целесообразно ознакомиться с местными нормативными документами по данному вопросу.

Говоря о парковке автомобилей во дворах домов, нельзя не обратиться к Правилам дорожного движения , поскольку, зачастую на придомовой территории вообще отсутствуют парковки, в связи с чем, автовладельцы оставляют свои машины в местах, где парковка категорически запрещена. Так, в частности, нельзя не отметить, что правилами запрещается:

-стоянка во дворах автомобилей с работающим двигателем . При этом, под стоянкой с работающим двигателем понимается остановка автомобиля без выключения двигателя более чем на 5 минут, если при этом не осуществляется посадка (высадка) пассажиров или погрузка (выгрузка) груза. Об этом правиле особенно следует помнить автомобилистам при прогревании двигателя в зимнее время года

-стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, вне специально отведенных мест

-заграждать проезд во двор

-парковка автомобилей ближе пяти метров от мусорных контейнеров

-сквозной проезд через жилую зону и дворы

-движение автомобилей по пешеходным дорожкам и тротуарам ; запрещается оставлять машины во дворах там, где они препятствуют движению другого транспорта и пешеходов

-парковка автомобилей на газонах и тротуарах , кроме мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками

За все вышеперечисленные нарушения ПДД предусматривается наложение штрафа. При этом, чтобы нарушитель был оштрафован, необходимо, чтобы факт нарушения был зафиксирован инспекторами ГИБДД, а так же составлен протокол нарушения. Таким образом, в целях борьбы с недобросовестными автовладельцами, должны, и вправе самостоятельно привлекать, к установлению фактов нарушения ПДД, сотрудников дорожной инспекции. Так же, при выявлении любых других незаконных действий автовладельцев, жильцы вправе обращаться в соответствующие инстанции (например, при установке самовольных парковочных заграждений). Кроме того, автовладельцам, на длительное время оставляющим свои авто без присмотра во дворах домов, следует помнить вот о чем. Управляющие компании, в ряде случаев, вправе, если припаркованные машины мешают им убирать территорию, а так же препятствуют проезду пожарной техники (в данном случае, пожарная инспекция вправе наложить штраф на нарушителя), после уведомления хозяина автомобиля о необходимости убрать авто, по истечении отведенного автомобилисту времени, эвакуировать машину.

Еще одним способом борьбы с незаконной стоянкой, является создание ТСЖ, и оформление придомовой территории в собственность (хотелось бы напомнить, что в соответствии с действующим ЖК РФ, существует три формы управления многоквартирными домами, одной из которых является ТСЖ). Благодаря данной форме управления многоквартирным домом, все участвуют в обсуждении вопросов благоустройства своей придомовой территории, в связи с чем, между автовладельцами и остальными жильцами может быть достигнуто соглашение о наилучшем благоустройстве и оптимальном способе эксплуатации придомовой территории. Так, в частности, можно, действуя с разрешения администрации города, добиться увеличения числа парковочных мест (если есть такая возможность), либо закрепить за каждым жильцом парковочное место, либо установить по общему соглашению график парковок и т.д.

Не существует отдельного положения о парковке на придомовой территории, регулирующего организацию стоянок на территории многоквартирных домов. Для того чтобы ознакомиться с нормами, имеющими отношение к данному вопросу, нужно обратиться к правовым декретам.

Жилищный Кодекс Российской Федерации. Данный нормативный акт имеет статус федерального закона и определяет следующие основы процесса организации придомовой парковки: во-первых, в ст. 16 закона определено, что земельный участок, на котором построен многоквартирный дом, является собственностью жильцов, и для этого не требуется издание дополнительных постановлений местных органов власти.

Статья 16. Виды жилых помещений

  1. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
  2. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
  3. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
  4. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Закон предусматривает, что для принятия решения об организации парковочной площадки необходимо 2/3 голосов жильцов, и принятое таким образом решение обязательно для исполнения всеми проживающими в доме.

Таким образом, необходимо организовать общее собрание жильцов, вынести данный вопрос на обсуждение и, если будет одобрено решение об организации парковочных мест на придомовой территории, собрать подписи 2/3 жильцов.

После этого собственники квартир имеют полное право устанавливать шлагбаумы и иным образом благоустраивать придомовую территорию.

Положение Санитарно-эпидемиологической службы 2.2.1/2.1.1.1200-03. Данным положением предусмотрены критерии, которым должна соответствовать организовываемая парковка: максимальная вместимость открытой парковки на придомовой территории не должна быть больше 50 машино-мест.

Кроме того, расстояние от фасада дома до парковки не может быть меньше 10 м для парковок до 10 мест и 15 м для парковок до 50 мест. На практике зачастую не возникает проблем с соблюдением норм данного Положения.

Правила Дорожного Движения. Самое важное правило парковки на придомовой территории многоквартирного дома, которое нужно иметь в виду при организации парковочной площадки – это требование ПДД о том, что автомобиль не может совершать стоянку с работающим двигателем в дворовых территориях. Под стоянкой подразумевается более чем пятиминутная остановка машины, не связанная с посадкой (или высадкой) пассажиров. Штраф за подобное нарушение составляет 1500 тысячи рублей.

Права жильцов

Обобщая описанные выше требования нормативных актов, перечислим основные права и обязанности собственников квартир в отношении парковок:

  1. Вся территория вокруг дома – это собственность жильцов.
  2. Если 2/3 жильцов согласны на организацию стоянки, они имеют полное право обустраивать придомовую территорию в соответствии со своим видением стоянки.

Права жильцов должны подкрепляться двумя документами: а) протокол собрания собственников квартир с решением об организации парковки и необходимыми подписями; б) справка органов власти о размерах и составе придомовой территории.

Реализуя свои права, жильцы не должны забывать о санитарных нормах и правилах дорожного движения.

Чем отличается стоянка от парковки

Если говорить об особенностях законодательного определения понятий «стоянка на придомовой территории многоквартирного дома» и «парковка», то данные термины относятся к сфере действия разных правовых актов. В частности, стоянка – это место хранения автомобилей и обеспечения их сохранности (согласно Гражданскому Кодексу РФ).

С другой стороны, парковка – это термин ПДД, который обозначает место для временной остановки машины. В практическом смысле стоянка чаще всего обозначает огражденную территорию, предназначенную для длительного размещения транспортных средств за определенную плату на основе заключенного договора. При этом сотрудники стоянки несут ответственность за безопасность автомобиля.

В случае парковки ответственность лежит только на владельце транспортного средства. Говоря о придомовых территориях, корректнее всего использование именно термина «парковка».

Стихийная стоянка

Чем стоянка отличается от парковки на придомовой территории? Согласно описанным выше определениям и требованиям правовых актов, незаконной парковка может быть в двух случаях: если она нарушает санитарные нормы или противоречит правилам дорожного движения. Как показывает практика, действеннее всего в таких случаях обращаться с письменным заявлением в ГИБДД, чтобы оно выписало предписание. Можно также попытаться повлиять на нарушителей самостоятельно или с помощью управляющей компании.

Кроме того, все чаще во дворах можно наблюдать образование стихийной парковки на придомовой территории, незаконно «захвативших» парковочные места.

Если общее собрание жильцов не принимало решения об организации стоянки, и третьи лица установили шлагбаумы, веревки или прочие объекты, ограничивающие доступ собственников квартир к парковочным местам, самостоятельно избавляться от них не стоит: правомернее будет обратиться с заявлением в ГИБДД или прокуратуру.

Составление заявления о незаконной парковке

Оформление шапки обращения, содержащей информацию об органе ГИБДД, в который подается заявление, а также сведения о заявителе: Ф.И.О. и контактные данные. Шапка по правилам делового оборота располагается в правом верхнем углу листа.

Текст обращения должен подробно описывать ситуацию: где установлена незаконная стоянка, что она в себя включает (ограждения, блокирующие объекты и др.), гос. номера автомобилей, нарушающих закон. Стоит также упомянуть имена свидетелей, который могут подтвердить факт незаконной парковочной площадки.

Не забудьте указать, какие пункты законодательства нарушает стоянка (описано выше).

Обязательно приложите к обращению фото- и видео-доказательства правонарушения.

Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней, и чаще всего, за этот период нарушителям выносится предписание о необходимости ликвидации незаконной стоянки. Во избежание повторения подобных ситуаций, следует задуматься об организации парковочной собственными силами жильцов.

Как организовать парковку на придомовой территории

Заимев на руках протокол собрания жильцов, нужно обратиться с заявлением о выделении территории под будущую стоянку в местный Земельный комитет (название в разных городах может отличаться). В данном случае речь идет о том, что земельный участок не находится в общей собственности жильцов.

Если при введении дома в эксплуатацию участок уже был зарегистрирован на собственников квартир и поставлен на кадастровый учет, дополнительно обращаться в органы власти не нужно.

Заявление в Земельный комитет включает в себя стандартную информацию:

  • наименование и адрес контролирующего органа, Ф.И.О. и контактные данные подающего заявление;
  • в самом тексте заявления нужно описать просьбу о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и адрес объекта;
  • к заявлению нужно приложить копию протокола собрания жильцов.

После получения письменного разрешения комитета, нужно обратиться в ГИБДД и департамент или иной орган, занимающийся вопросами архитектуры в вашем населенном пункте. Одобрение данных инстанций необязательно, однако практика показывает, что их наличие существенно облегчит разрешение возможных конфликтов в будущем.

В следствие необязательности данные заявление не имеют утвержденной формы, однако обязательная информация аналогична той, что была описана ранее (заявление в Земельный комитет).

Для этого проще и быстрее всего нанять специализированную организацию. После согласования проекта с жильцами, можно приступить непосредственно к обустройству парковки во дворе дома.

Данный процесс полностью зависит от того, какую сумму готовы заплатить жильцы за приобретение собственной парковки: можно ограничиться двумя шлагбаумами, но в то же время вы можете проложить собственное покрытие, установить охрану и т.д. – словом, закон жильцов в предпочтениях не ограничивает.

Справка: В теории организация стоянки не составляет труда, однако на практике этот процесс занимает достаточно длительное время. Без создания инициативной группы из числа жильцов здесь не обойтись, и лучше, если у членов данной группы будет достаточно много свободного времени.

В заключение можно сказать, что, несмотря на наличие значительной бумажной волокиты и «беготни» по разным инстанциям, конечный результат процесса – наличие собственной придомовой парковки – оправдывает все затраченные силы и средства.