Падежная форма имен прилагательных. Как правильно склонять имена прилагательные

Прилагательные, как можно логически заключить из названия – это одни из основных частей речи, прилагающиеся к существительным и являющиеся их определением, к ним ставится вопрос «Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?». Имена прилагательные склоняются с изменением окончания, то есть, изменяются в зависимости от существительного, характеристики и качества которого они определяют. Правильное склонение имен прилагательных в 4 классе было в программе у всех. Но кто-то прогулял, кто-то проболел, а кто-то просто не учил или забыл – словом, склонение имен прилагательных и причастий стоит повторить, чтобы не совершать досадных ошибок при заполнении важных документов, написании отчетов или выполнении домашнего задания для сына или дочери.

Запомнить: Имена прилагательные почти все склоняются, то есть, изменяются по числу, роду и падежу так же, как и существительное, от которого оно зависит.

Говоря проще, если существительное употребляется в предложении в им. п. ед. ч. муж. р. – например, школьный блокнот или синий мяч, — то и прилагательное тоже будет иметь именительный падеж ед. ч. муж. р., соответственно, окончание –ый или –ий. Это одно из правил склонения имен пр-ых, 4 класс.

Определяем род нужной части речи

Чтобы разобраться в склонении прилагательных и причастий, для начала следует понять, как определять род и какое окончание ставить в им. п. В русском языке их используется три:

  • мужской;
  • женский;
  • средний.

Соответственно, окончания будут:

  • для мужского — -ый, -ий;
  • для женского — -ая, -яя;
  • для среднего — -ое, -ее;
  • для множественного числа — -ие, -ые.

Для определения вначале определяется род того существительного, от которого оно зависит в предложении. Нужно просто поставить вопрос, и все будет ясно. Для примера:

Яркое солнце: солнце – оно, это средний, солнце какое? – яркое, это прилагательное ср. р. в ед. ч. и им. п.

Красивая кукла: кукла – она, это женский, кукла какая? – красивая, это та же жен. р. в ед. ч. и им. п.

Красный портфель: портфель – он, это муж. р., портфель какой? – красный, это та же часть речи муж. р. в ед. числе и им. п.

Как склонять по падежам

Всего их шесть – запомнить их в 4 классе, как и склонение имен прилагательных по падежам было не так-то и просто. Но на самом деле ничего сложного тут нет, все логично и закономерно. Самое главное, что требуется от прилежного ученика – это запомнить вопросы. Поставив вопрос, можно будет точно определить, какое окончание должно быть у склоняемой части речи.

Кроме того, помните, что при склонении прилагательных множественного числа или единственного, при склонении прилагательных женского рода, мужского или среднего они обязательно перенимают тот падеж, в котором употребляется главное существительное, качества которого они описывают.

Чтобы все стало ясно, рассмотрим простой пример:

На столе лежит зеленая тетрадь.

Сначала определяем имя существительное, его род, число и падеж. Для этого ставим вопрос: лежит что? – тетрадь, тетрадь она, значит, это женский род в им. п. (вопрос «что?» относится к этому падежу). Теперь ставим следующий вопрос: тетрадь какая? – зеленая, это и есть прилагательное, тоже женского рода в им. п.

Если падеж существительного изменится, то он изменится вместе с окончанием и у другой части речи. Например:

У меня нет зеленой тетради. – Ставим вопрос: нет чего? – тетради, это существительное женского рода в род. п., так как «кого?чего?» вопросы этого падежа. Тетради какой? – зеленой, следовательно, прилагательное «зеленой» тоже женского рода и стоит в предложении в род. п.

Склонение имен прилагательных множественного числа осуществляется по тем же правилам. То есть, всегда сначала определяйте склонение существительного, затем ставьте вопрос – и вы поймете, какое окончание нужно писать.

Если вы не помните вопросы падежей ни для одной части речи в русском языке и нет времени или желания их заучивать, то тогда придется использовать тяжелую артиллерию – скачать таблицу, распечатать ее, заламинировать и повесить над рабочим столом. Со временем вы все-таки запомните их, и будете использовать автоматически, уже не заглядывая в шпаргалку.

Важно: выше были приведены основные правила склонения прилагательных за 4-ый класс. Но не все так просто. Есть и небольшие исключения, о которых тоже нужно помнить, чтобы писать всегда правильно и грамотно и суметь помочь ребенку с домашним заданием.

Исключения из правил

Русский язык недаром считается одним из самых сложных — правил много, и к тому же почти на каждое из них есть исключение. Понять, почему так, сложно не только иностранцу, изучающему русский – нам тоже иногда тяжело. Итак, плохая новость: склоняются не все прилагательные:

  1. Краткие не изменяются по падежам.
  2. Стоящие в простой сравнительной форме не изменяются вообще.

Кроме того, есть группа определенных слов (как правило, заимствованных из иностранных языков), которые определяют качество предмета, но при этом не изменяются и не склоняются никогда. Например: мини, макси, индиго, хаки. Их легко спутать с существительными, выручит опять же постановка вопроса: юбка мини цвета хаки. Ставим вопрос: юбка какая? – мини. Цвета какого? – хаки. Они не будут получать окончание или менять его в зависимости от склонения существительного, которое описывают.

Что еще нужно знать

Отдельно следует запомнить, как изменяются притяжательные части речи, то есть, отвечающие на вопросы «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Например:

Мамин суп.

Р п. – маминого супа

Д. п. – маминому супу

В. п. — мамин суп

Тв. п. – маминым супом

П. п. – мамином супе

Аналогично изменяются притяжательные части речи мужского и среднего рода, а также множественного числа – в любом случае всегда основное правильно ставить вопрос.

Также в русском языке существуют так называемые субстантинированные части речи – то есть те, которые преобразовались в существительные. Это, к примеру, такие слова, как «лаборантская» (комната), «больной» (человек), «премиальные» (деньги). Такие части речи подчиняются стандартным правилам склонения, о которых подробно было рассказано выше.

Во взрослом возрасте часто приходится жалеть о том, что не было сделано в юности. Такая простая вещь, как склонения различных частей речи, порой может стать причиной больших сложностей и проблем. По счастью, есть гугл и справочники, но все же лучше контролируйте знания своих детей своевременно, чтобы в будущем они не столкнулись с вашими проблемам.

Имя прилагательное

Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

1) обозначают непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей? ;

2) изменяются по родам, числам и падежам, а некоторые - по полноте / краткости и степеням сравнения;

3) в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого.

Разряды прилагательных по значению

Выделяются три разряда прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают качество, свойство предмета: его размер (большой ), форму (круглый ), цвет (синий ), физические характеристики (холодный ), а также склонность предмета к совершению действия (болтливый ).

Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение этого предмета к другому предмету (книжный ), действию (читальный ) или другому признаку (вчерашний ). Относительные прилагательные образуются от существительных, глаголов и наречий; наиболее распространенными суффиксами относительных прилагательных являются суффиксы -н - (лес-н-ой ), -ов - (еж-ов-ый ), -ин - (топол-ин-ый ), -ск - (склад-ск-ой ), -л - (бег-л-ый ).

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному и образуются от существительных суффиксами -ин - (мам-ин ), -ов - (отц -ов ), -ий - (лис-ий ). Эти суффиксы стоят в конце основы прилагательного (ср. притяжательное прилагательное отц-ов и относительное прилагательное отц-ов-ск-ий ).

Качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных на всех языковых уровнях:

1) только качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени;

2) качественные прилагательные могут иметь антонимы (глубокий - мелкий );

3) только качественные прилагательные могут быть непроизводны, относительные и притяжательные всегда производны от существительных, прилагательных, глаголов;

4) от качественных прилагательных образуются существительные со значением абстрактного признака (строг-ость ) и наречия на -о (строг-о ), а также прилагательные с суффиксом субъективной оценки (син-еньк-ий, зл-ющ-ий );

5) только качественные прилагательные имеют полную / краткую форму и степени сравнения;

6) качественные прилагательные сочетаются с наречиями меры и степени (очень большой , но не *очень читальный ).

Таким образом, мы видим, что качественные прилагательные грамматически противопоставлены относительным и притяжательным прилагательным, которые, в свою очередь, грамматически очень похожи. Различие относительных и притяжательных прилагательных проявляется только в типе их склонения (см. склонение прилагательных), что дает основание многим исследователям объединять их в одну группу относительных прилагательных, в которую при последовательном грамматическом выделении частей речи попадают также порядковые числительные и местоименные прилагательные.

Склонение прилагательных

Прилагательные всех разрядов имеют непостоянные признаки рода (в единственном числе), числа и падежа , в которых они согласуются с существительным. Прилагательные также согласуются с существительным в одушевленности, если существительное стоит в форме В. п. множественного числа, а для мужского рода - и единственного числа (ср.: вижу красив-ые туфли и вижу красив-ых девочек ) - см. одушевленность существительного.

Изменение прилагательного по родам, числам и падежам называется склонением прилагательных.

Качественные и относительные прилагательные склоняются одинаково. Этот тип склонения называют адъективным.

В русском языке имеются несклоняемые прилагательные, которые обозначают:

1) цвета: беж, хаки, маренго, электрик ;

2) народности и языки: ханты, манси, урду ;

3) фасоны одежды: плиссе, гофре, клеш, мини.

Неизменяемыми прилагательными являются также слова (вес) брутто , нетто , (час) пик.

Степени сравнения прилагательных

Качественные прилагательные имеют непостоянный морфологический признак степеней сравнения.

Школьная грамматика указывает, что существует две степени сравнения - сравнительная и превосходная. Более корректным является выделение трех степеней сравнения - положительной, сравнительной и превосходной. Положительной степенью сравнения является исходная форма прилагательного, по отношению к которой мы осознаем другие формы как выражающие бoльшую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени признака.

Сравнительная степень прилагательногоуказывает, что признак проявляется в большей / меньшей степени у данного предмета по сравнению с другим предметом (Петя выше Васи; Эта река глубже, чем другая ) или этим же предметом в других обстоятельствах (Петя выше, чем был в прошлом году; В этом месте река глубже, чем в том) .

Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень обозначает бoльшую степень проявления признака и образуется следующим образом:

основа положительной степени + формообразующие суффиксы -ее(-ей), -е, -ше/-же (быстр-ее, выш-е, рань-ше, глуб-же ).

Если в конце основы положительной степени имеется элемент к / ок , этот сегмент часто усекается: глубок-ий - глуб-же .

Некоторые прилагательные имеют супплетивные, т. е. образованные от другой основы, формы: плохой - хуже, хороший - лучше .

При образовании простой сравнительной степени может присоединяться приставка по- (поновее ). Простая сравнительная степень с приставкой по - используется в том случае, если прилагательное занимает позицию несогласованного определения (Дайте мне газету поновее ) и не требует введения в предложение того, с чем сравнивается данный признак. При наличии в предложении и того, что сравнивается, и того, с чем сравнивается, приставка по - вносит разговорный оттенок (Эти ботинки поновее, чем те ).

Морфологические признаки простой сравнительной степени нехарактерны для прилагательного. Это

1) неизменяемость,

2) способность управлять существительным,

3) употребление преимущественно в функции сказуемого (Он выше отца ). Позицию определения простая сравнительная степень может занимать только в обособленном положении (Намного выше других учеников, он казался почти взрослым ) или в необособленном положении с приставкой по - в положении после существительного (Купи мне газеты посвежее ).

Составная сравнительная степень обозначает как бoльшую, так и меньшую степень проявления признака и образуется следующим образом:

элемент более / менее + положительная степень (более / менее высокий ).

Отличие составной сравнительной степени от простой заключается в следующем:

1) составная сравнительная степень шире в значении, так как обозначает не только бoльшую, но и меньшую степень проявления признака;

2) составная сравнительная степень изменяется так же, как положительная степень сравнения (исходная форма), т. е. по родам, числам и падежам, а также может стоять в краткой форме (более красив );

3) составная сравнительная степень может быть как сказуемым, так и необособленным и обособленным определением (Менее интересная статья была представлена в этом журнале. Эта статья менее интересная, чем предыдущая .)

Превосходная степень сравнения указывает на самую большую / малую степень проявления признака (высочайшая гора ) или на очень большую / малую степень проявления признака (добрейший человек ).

Превосходная степень сравнения, как и сравнительная, бывает простой и составной.

Простая превосходная степень сравнения прилагательного обозначает наибольшую степень проявления признака и образуется следующим образом:

основа положительной степени + формообразующие суффиксы -ейш- / -айш- (после к, г, х , вызывая чередование): добр-ейш-ий , высоч-айш-ий

При образовании простой превосходной степени сравнения может быть использована приставка наи -: наи-добрейший .

Морфологические признаки простой превосходной степени сравнения прилагательных те же, что и у положительной степени, т. е. изменяемость по родам, числам, падежам, использование в синтаксической функции определения и сказуемого. В отличие от положительной степени простая превосходная степень сравнения прилагательного не имеет краткой формы.

Составная превосходная степень сравнения прилагательных обозначает как наибольшую, так и наименьшую степень проявления признака и образуется тремя способами:

1) элемент самый + положительная степень (самый умный );

2) элемент наиболее / наименее + положительная степень (наиболее / наименее умный );

3) простая сравнительная степень + элемент всего / всех (Он был умнее всех ).

Формы составной превосходной степени, образованные первым и вторым способом, обладают морфологическими признаками, характерными для положительной степени, т. е. изменяются по родам, числам и падежам, могут иметь краткую форму (наиболее удобен ), выступают и как определение, и как именная часть сказуемого. Формы составной превосходной степени, образованные третьим способом, неизменяемы и выступают преимущественно как именная часть сказуемого.

Не все качественные прилагательные имеют формы степеней сравнения, причем отсутствие простых форм степеней сравнения наблюдается чаще, чем отсутствие составных форм.

Отсутствие простой сравнительной и превосходной степени может быть связано

1) с формальным устройством прилагательного: если прилагательное имеет в своем составе суффикс, совпадающий с суффиксами относительных прилагательных, оно может не иметь простой сравнительной степени (исхудалый - *исхудалее, *исхудалейший, передовой - *передовее );

2) с лексическим значением прилагательного: значение степени проявления признака может быть уже выражено в основе прилагательного - в его корне (босой - *босее ) или в суффиксе (толст-енн-ый - *толстеннее, зл-ющ-ий - *злющее, бел-оват-ый - *беловатее, син-еньк-ий - *синеньше ).

Составные формы степеней сравнения не образуются только у слов со смысловым ограничением, т. е. во втором случае. Так, нет форм *более злющий, *менее беловатый , но существуют формы менее исхудалый, более передовой.

Полнота / краткость прилагательных

Качественные прилагательные имеют полную и краткую форму

Краткая форма образуется присоединением к основе положительной степени окончаний:  для мужского рода, -а для женского, -о / -е для среднего, -ы / -и для множественного числа (глубок -, глубок-а, глубок-о, глубок-и ).

Не образуется краткая форма от качественных прилагательных, которые

1) имеют характерные для относительных прилагательных суффиксы -ск-, -ов-/-ев-, -н-: коричневый, кофейный, братский ;

2) обозначают масти животных: каурый, вороной ;

3) имеют суффиксы субъективной оценки: высоченный, синенький.

Краткая форма имеет грамматические отличия от полной формы: она не изменяется по падежам, в предложении выступает преимущественно как именная часть сказуемого (случаи типа красна девица , бел горюч камень являются фразеологизированной архаикой); краткая форма выступает как определение только в обособленной синтаксической позиции (Зол на весь мир, он почти перестал выходить из дома ).

В позиции сказуемого значение полной и краткой формы обычно совпадает, но у некоторых прилагательных между ними возможны следующие смысловые различия:

1) краткая форма обозначает чрезмерное проявление признака с негативной оценкой, ср.: юбка короткая - юбка коротка ;

2) краткая форма обозначает временный признак, полная - постоянный, ср.: ребенок болен - ребенок больной.

Есть такие качественные прилагательные, которые имеют только краткую форму: рад, горазд, должен .

Переход прилагательных из разряда в разряд

Возможно существование у прилагательного нескольких значений, относящихся к разным разрядам. В школьной грамматике это называется «переходом прилагательного из разряда в разряд». Так, у относительного прилагательного может развиваться значение, характерное для качественных (например: железная деталь (относит.) - железная воля (кач.) - метафорический перенос). У притяжательных могут возникать значения, характерные для относительных и качественных (например: лисья нора (притяж.) - лисья шапка (относит.) - лисьи повадки (кач.). Качественные прилагательные, употребленные терминологически, функционируют как относительные (глухие согласные ). При этом прилагательное сохраняет тип своего склонения, но часто изменяют морфологические признаки: качественные теряют степени сравнения и краткую форму (например, нельзя сказать *Этот согласный глух ), а относительные, наоборот, могут эти признаки приобретать (С каждым словом его голос становился всё более медовым, а повадки - всё более лисьими ).

Морфологический разбор прилагательного

Морфологический разбор прилагательного производится по следующей схеме :

1. Прилагательное. Начальная форма.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные:

Разряд по значению,

Степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный),

Полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);

б) непостоянные:

Степень сравнения (для качественных, у которых этот признак непостоянный),

Полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак непостоянный),

Род (в ед. числе),

Падеж (для полных).

Местоимение как часть речи

Местоимение - это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам.

Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные : . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

2. Возвратное : себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).

3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).

4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое - или суффиксами -то , -либо , -нибудь .

Разряды местоимений по грамматическим признакам

По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. Местоименные существительные указывают на лицо или предмет, местоименные прилагательные - на признак предмета, местоименные числительные - на количество.

К местоимениям-существительным относятся: все личные местоимения, возвратное себя кто и что никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).

К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный , вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).

К местоимениям-числительным относятся местоимения столько , сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.).

К местоимениям относятся также местоимения-наречия , т. е. слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных (везде, всегда ), указательных (так , туда ), вопросительных, относительных (где, зачем ), неопределенных (где-то, когда-либо ) и отрицательных (нигде, никогда ) местоимений.

С одной стороны, есть основание для такого объединения всех местоименных слов: действительно, местоимение как часть речи не обладает грамматическим единством и выделено на основании своей отсылочной функции: местоименные слова не называют предметов, признаков, количеств, обстоятельств, а указывают на них, отсылая нас либо к внеязыковой действительности, речевой ситуации (местоимение я называет того, кто в данный момент является говорящим, фраза Дай мне ту книгу может быть понята при указании рукой на определенную книгу), либо к предшествующему или последующему тексту (Вот стол. Он (=стол) деревянный. Человек, который (=человек) мне нужен, не пришел - отсылка к предшествующему контексту. Я хочу сказать о том , что не приду - отсылка к последующему контексту).

С другой стороны, есть сложившаяся лингвистическая традиция относить к местоимению как части речи только те местоименные слова, которые употребляются «вместо имени», т. е. вместо существительного, прилагательного или числительного. Именно этой традиции мы и придерживаемся в нашем описании. Местоименные наречия описываются нами как незнаменательный разряд наречий (см. наречие).

Грамматические признаки местоимений-существительных

К местоименным существительным относятся следующие местоимения: личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они , возвратное себя , вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то, кое-что, что-либо и др.).

Эти местоимения обладают грамматическими признаками, сходными с грамматическими признаками существительных, однако имеют и определенные отличия от знаменательных существительных. К ним можно задать вопросы кто? или что? , в предложении эти слова выступают преимущественно как подлежащие или дополнения.

Рассмотрим морфологические признаки местоимений-существительных.

Личные местоимения имеют морфологический признак лица :

1 лицо: я, мы ;

2 лицо: ты, вы ;

3 лицо: он, она, оно, они .

Морфологический признак лица местоимений выражается внесловно - личными окончаниями глагола в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения и формами повелительного наклонения глагола, т. е. теми глагольными формами, которые имеют морфологический признак лица:

1 лицо: я ид-у, мы ид-ем ;

2 лицо: ты ид-ешь, ид-и -, вы ид-ете, ид-и-те ;

3 лицо: он, она, оно ид-ет, пусть идет, они ид-ут, пусть идут .

У остальных местоимений-существительных, а также у всех знаменательных существительных лицо определять не принято.

У личных местоимений есть морфологический признак числа . Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно ) и множественного (мы, вы, они ) числа. При перечислении личных местоимений все три комплекса приводят эти восемь слов, из чего можно сделать вывод, что каждое из восьми личных местоимений - самостоятельное слово. Однако в отношении трактовки признака числа в комплексах допущены разногласия. В комплексе 1 ничего не сказано об изменении личных местоимений по числам, однако в плане морфологического разбора местоимения число помещено в непостоянные признаки. В комплексе 2 сказано, что личные местоимения «бывают ед. и мн. числа». В комплексе 3 указано, что местоимения 1 и 2 лица не изменяются по числам (т. е. я и мы - разные слова), а местоимения 3 лица - изменяются (т. е. он и они - это формы одного слова).

В лингвистике обычно считается, что число - постоянный признак местоимений-существительных, т. е. местоимения я и мы , ты и вы , он , она , оно и они - разные слова. Это связано с тем, что между словами я и мы , ты и вы нет нормального для изменения по числу соотношения «один предмет - множество предметов, каждый из которых называется формой единственного числа», т. е. нельзя сказать, что мы - это много я , поскольку мы - это я (говорящий) и еще кто-то.

Таким образом, мы будем описывать личные местоимения как слова с постоянным признаком единственного или множественного числа.

Местоимения-существительные имеют постоянный признак рода . Этот вопрос, как и вопрос о числе, в школьных учебниках освещен слабо. С одной стороны, как уже было сказано, в списке личных местоимений приводится 8 слов, т. е. слова он , она и оно считаются разными словами. С другой стороны, местоимения 3 лица изменяются по родам. О роде остальных личных местоимений не сказано.

Мы будем исходить из следующих положений. Все личные местоимения имеют постоянный признак рода, который, как и у знаменательных существительных, выражается внесловно.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел - - я, ты пришл-а .

Местоимение он мужского рода: он пришел -.

Местоимение она женского рода: она пришл-а .

Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о .

Местоимения множественного числа мы , вы , они не охарактеризованы по роду.

Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя - вижу тебя ).

Все личные местоимения изменяются по падежам , т. е. склоняются . Склоняются личные местоимения особым образом, причем формы их косвенных падежей образованы от другой основы (так называемый супплетивизм):

И.п. я

меня

тебя

тебе

меня

тебя

мной/мною

тобой/тобою

нами

вами

(обо) мне

(о) тебе

(о) нем

(о) нем

(о) ней

(о) нам

(о) вас

(о) них

В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н : у него, к ним, от нее . Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему .

Возвратное местоимение-существительное себя не имеет рода и числа. Склоняется оно так же, как личное местоимение ты , за исключение того, что местоимение себя не имеет формы И. п.

Вопросительно-относительные местоимения кто и что в школьных учебниках не охарактеризованы с точки зрения рода и числа, однако можно отметить, что местоимение кто мужского рода единственного числа (кто пришел -, но не *кто пришл-а или *кто пришл-и ), а местоимение что - среднего рода единственного числа (что произошл-о ).

Образованные от местоимений кто и что отрицательные и неопределенные местоимения обладают теми же признаками, что и местоимения кто и что . Особенностью неопределенных местоимений некто и нечто является то, что некто имеет форму только И. п., а нечто - И. п. и В. п. А отрицательные местоимения некого и нечего , наоборот, не имеют формы И. п.

Имя прилагательное - одна из основных используемая его носителями постоянно. Она обладает целым рядом показателей, поэтому прежде чем ответить на вопрос о том, как изменяется имя прилагательное, необходимо уточнить, что именно следует понимать под данной частью речи.

Термин «прилагательное» появился в русском языке достаточно давно, а был он образован от латинского слова adjectivum, что в переводе означает «прибавление». Именно поэтому лексическим значением слова «прилагательное» следует считать «имя, которое прилагается к существительному».

В общем и целом, прилагательное обозначает лексико-грамматический класс словоформ, обозначающих непроцессуальный признак предмета. Лексическое значение в данном случае выражается при помощи словоизменительных категорий. У прилагательных в предложении есть собственная синтаксическая функция - определение, в особо сложных случаях они являются составным именным сказуемым.

Прилагательное: три в одном

Говоря о прилагательном, следует отметить три понимания данного термина. Согласно первому, к данной части речи следует относить собственно прилагательные, местоимения-прилагательные, причастия и числительные порядкового типа. Лексическое значение данных слов (признак предмета) дополняется новыми оттенками. Данная точка зрения называется широким пониманием имени прилагательного.

Существует формальная позиция умеренного типа, при которой под прилагательными включаются только собственно прилагательные и порядковые числительные. Эта точка зрения была популярна в 60-70-х годах XX века, пока не уступила место широкому пониманию, активно лоббируемому «Русской грамматикой-80».

При узком понимании имени прилагательного в него включаются только собственно прилагательные. Многие лингвисты предпочитают придерживаться именно этого подхода, поскольку только он учитывает все признаки, при помощи которых осуществляется выделение той или иной части речи. Именно на основе данной точки зрения сегодня осуществляется разбор прилагательного.

Как изменяется имя прилагательное?

Прилагательное обладает целым рядом морфологических категорий, при помощи которых оно может изменяться при необходимости. Все эти категории являются зависимыми от других частей речи, окончание прилагательного является универсальной морфемой, способной указывать на словоизменительные категории.

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, при этом при переходе слова в множественное число род исчезает за ненадобностью. Чаще всего уточнить словоизменительные категории прилагательного можно при помощи его окончания в сочетании с окончанием существительного. Иногда случается так, что прилагательное используется с и по окончанию получить полную информацию о слове не представляется возможным. В этом случае от окончания прилагательного будет зависеть значение рода, числа и падежа существительного. Число имени прилагательного здесь играет важную роль, поскольку влияет сразу на все показатели.

Краткие и полные формы прилагательных

Большая часть прилагательных обладает краткой и полной формой. Во времена существования старославянского (древнерусского) языка приоритетом пользовались краткие формы, сейчас ситуация поменялась с точностью до наоборот.

Прилагательные в полной форме чаще всего ставятся перед существительным, в этом случае в предложении они играют роль определения. Если же полное прилагательное оказалось за существительным, оно чаще всего является именной частью составного именного сказуемого. Если в предложении отсутствует глагол, прилагательное берет на себя роль сказуемого.

Чаще всего располагаются за существительным, в данном случае они играют роль именной части составного именного сказуемого. Если в предложении имеется сказуемое, выраженное глаголом, краткое прилагательное может играть функцию обособленного согласованного определения.

Краткие формы прилагательных (качественных)

Некоторые качественные прилагательные сохранили краткую форму, это остатки активного использования данного явления в древнерусском языке. Эти формы обычно обозначают временные признаки, которые могут быть применимы к определенной ситуации, кроме того, они могут передать смягченную категорическую оценку того или иного признака.

В краткая форма образуется при помощи основ полных прилагательных, к которым следует прибавлять родовые окончания. При образовании кратких прилагательных мужского рода может появляться чередование букв «о» и «е» с нулем звука, это явление является следствием падения редуцированных.

Важно уметь отличать краткие формы от усеченных прилагательных, активно использующихся в фольклоре и художественной литературе. Краткие прилагательные способны быть только качественными и изменяться только по родам и числам, они чаще всего употребляются в постпозиции по отношению к существительному.

Разряды прилагательных

Чтобы понять, как изменяется имя прилагательное, необходимо затронуть его лексико-грамматические разряды. Качественные прилагательные могут обозначать качества людей, предметов и животных, цветовые признаки, а также давать общую оценку какому-либо явлению, о котором идет речь в предложении.

Относительные прилагательные отличаются тем, что выражают признак предмета косвенно, путем своего отношения к предмету или какому-либо действию. При помощи них обозначается отношение к лицам, животным, предметам, действиям, понятиям, местам, временам и числам. Лексическое значение передается при помощи специальных суффиксов.

Притяжательные прилагательные - самый сложный разряд. В широком смысле слова к нему относятся прилагательные с суффиксами притяжательности, в узком смысле - часть речи должна одновременно иметь два признака - суффикс и индивидуальную принадлежность к какому-либо лицу или предмету.

Как анализировать прилагательное?

Морфологический разбор прилагательного - достаточно простая процедура, которую можно выполнить за несколько минут. Схема разбора действует одинаково как для школьного уровня, так и для вузовского, поэтому никаких трудностей и дополнительных хлопот она не доставит. При необходимости можно консультироваться с лингвистическими справочниками.

В разборе необходимо указать: словоформу, принадлежность словоформы к части речи, категориальное значение, начальную форму + вопрос к ней и смысловой вопрос. Далее необходимо указать все лексико-грамматические показатели и тип склонения (с показателями). Для качественных прилагательных понадобится указать компаративы и краткие формы (с доказательствами в виде показателей). Далее необходимо отметить, по каким именным показателям прилагательное согласуется с число, падеж), и указать его синтаксическую функцию в предложении.

Безударные окончания имен прилагательных

Достаточно часто возникает ситуация, когда проверить очень сложно, поскольку оно является безударным. В этом случае понадобится использовать целый ряд вопросов (какая? какой? какое? какому? каких?). Следует помнить и об исключениях - прилагательных, оканчивающихся на «-ые», «-ье», «-ья», «-ий», у них в большинстве форм перед окончанием ставится мягкий знак: кроличий, кроличьего, кроличьих.

Исключение составляют формы именительного и винительного падежа единственного числа мужского рода. Если прилагательное было образовано от названия какого-либо месяца, мягкий знак будет сохраняться: июль - июльский.

Как изучается имя прилагательное?

Ранее срок, когда начиналось изучаться имя прилагательное (3 класс), устраивал далеко не всех, именно поэтому о частях речи дети сегодня узнают намного раньше предыдущих поколений. Прилагательное куда проще усвоить, поскольку оно тесно связано с другой частью речи - существительным, и даже обладает схожими грамматическими показателями.

Чтобы узнать, как изменяется имя прилагательное, необходимо на уроках прилагать все усилия и внимательно слушать своего педагога. Впрочем, если ребенок случайно пропустил занятие и нагнать ему теперь очень сложно, он может открыть любой справочник из большого количества научной литературы и найти ответ на интересующий его вопрос. Ответ в данном случае может быть далеко не всегда правильным, и это необходимо учитывать при поиске.

В вузовском формате прилагательное изучается намного глубже, но на его освоение предоставляется небольшое количество часов, которые студенту помогут повторить лишь базовое понимание о данной части речи. Впрочем, ученики вузов обладают доступами к библиотекам и могут легко и в кратчайшие сроки найти нужную им информацию.

Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.

Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежей
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса склонения имён прилагательных, важно отметить особенности изменения данной части речи. Склонение по падежам зависит напрямую от рода и числа имени прилагательного. Запомните принцип изменения слов данной части речи по числам и родам, тогда вы сумеете легко ориентироваться в окончаниях падежей.
  1. Прилагательные склоняются по родам только в единственном числе.
    • Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
    • Женский род: окончания –ая, -яя. Кофта (какая?) красная, синяя.
    • Средний род: окончания –ое, -ее. Зеркало (какое?) круглое, синее.
    Род имени прилагательного можно определить по существительному, к которому оно относится в тексте.
  2. Имена прилагательные склоняются по числам.
    • В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
    • Имена прилагательные, стоящие во множественном числе, обозначают множество предметов. Они отвечают в именительном падеже на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие.
Вы можете определять число имени прилагательного по существительному, к которому прилагательное относится.

Рассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.

Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.
  • Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.
  • Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.
  • Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.
  • Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.
  • Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.
Запомните порядок склонения данной группы прилагательных. Обратите внимание, что окончания прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах совпадают. В подобных случаях вам потребуется определять падеж по существительному.

Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:

Падеж Мужской род
Окончание
Пример Средний род
Окончание
Пример
именительный -ой, -ый, -ий
Стол (какой?) большой,
деревянный
-ое, -её
Небо (какое?)
голубое, синее
родительный -ого, -его
Стола (какого?) большого,
деревянного
-ого, -его
Неба (какого?)
голубого, синего
дательный -ому, -ему
Столу (какому?) большому,
деревянному
-ому, -ему
Небу (какому?)
голубому, синему
винительный
Одушевл.
сущ.-см.
род. падж
Неодушевл.-
см. им.
падеж
См. им.
падеж
Небо (какое?)
голубое, синее
творительный -ым, -им
Столом (каким?) большим,
деревянным
-ым, -им
Небом (каким?)
голубым, синим
предложный -ом, -ем
О столе (каком?) большом,
деревянном
-ом, ем
О небе (каком?)
голубом, синем

Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.

Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж: -ые, -ие. Дома (какие?) большие.
  • Родительный падеж: -ых, -их. Домов (каких?) больших.
  • Дательный падеж: -ым, -им. Домам (каким?) большим.
  • Винительный падеж: одушевлённые существительные склоняются по родительному падежу, а неодушевлённые – по именительному. Дома (какие?) большие.
  • Творительный падеж: -ыми, -ими. Домами (какими?) большими.
  • Предложный падеж: -ых, -их. О домах (каких?) больших.
Обратите внимание, что слова данной группы прилагательных имеют одинаковые окончания в родительном и предложном падежах. Также сложности могут возникнуть при определении именительного, родительного, винительного падежа. Тогда обращайте внимание на падеж существительного, роль существительного в предложении.

Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.

  1. Запомните особенности склонения имён прилагательных, их окончания, вопросы падежей.
  2. Выпишите на листочек прилагательное.
  3. Выделите в прилагательном окончание и сравните мысленно с таблицей.
  4. Если у вас возникли сомнения, падеж вашего прилагательного нельзя определить по окончанию, обратите внимание на существительное.
  5. Задайте к существительному вопрос, выделите окончание и определите его падеж. Такой же падеж имеет прилагательное.
  6. Иногда сложно отличить именительный и винительный падеж. В таком случае вы должны выяснить роль существительного, к которому относится прилагательное, в предложении.
    • существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
    • существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения.
    У прилагательного будет такой же падеж.
Помните признаки разных падежей, особенности склонения данной части речи, пользуйтесь алгоритмом. Тогда вы будете всегда правильно определять падеж прилагательного.

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

16. Прочитайте таблицу «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» (см. выше). Какие имена прилагательные склоняются одинаково?

17. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, любое из данных имён прилагательных вместе с именем существительным.

Овощной суп, ночное небо, земная кора.

18. Прочитайте. Определите падеж имён существительных.

Сшили из... ткани, остановились около... здания, плыли по... небу, подъехали к... сторожке, смотрели... спектакль, влетел в... окно, украсились... инеем, вырос под... берёзкой, купались в... море, прочитали о... медведе.

    Слова для справок: высокого, шёлковой, голубому, лесной, открытое, интересный, молодой, тёплом, серебристым, буром.

  • Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из слов для справок. Запишите словосочетания.
  • Укажите падеж имён существительных и имён прилагательных, выделите их окончания.

19. Прочитайте памятку, как определить падеж имени прилагательного, и образец рассуждения.

Рассуждайте по образцу: имя прилагательное большим относится к слову селом. Селом - имя существительное среднего рода (село ), стоит в творительном падеже (всходит (над чем?) над селом ), в единственном числе. Значит, и имя прилагательное большим также стоит в среднем роде, в творительном падеже, в единственном числе (над селом (каким?) большим ).

20. Прочитайте.

      На севере диком стоит одиноко
      На голой вершине сосна
      И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
      Одета, как ризой, она.
      (М. Лермонтов)

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж выделенных имён прилагательных.
  • Спишите стихотворение. Укажите, к какой части речи относится каждое слово из первых двух строк.

21. Прочитайте.

Валентин Александрович Серов - прекрасный мастер портретной живописи. Его картина «Мика Морозов» - один из лучших детских портретов в мировом искусстве. Всмотритесь в картину.

Малыш чуть привстал в кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый. Черноглазый. Поднял тонкие брови. Приоткрыл пухлые розовые губки. Что поразило мальчонку рано утром? Ещё не прибранный, в белой ночной рубашке, готов он хоть сейчас вскочить и разобраться в происходящем. Ручонки уцепились за поручни кресла. Миг удивления.

Художнику удалось этот миг подсмотреть и отразить в картине.

(. Долгополов)

  • Определите тему и главную мысль текста. Объясните значение выражений мастер портретной живописи, мировое искусство .
  • Найдите в тексте имена прилагательные. Скажите, с какой целью они употреблены в 1-й и во 2-й частях текста.
  • Прочитайте описание мальчика. Каким вам представляется мальчик по этому описанию?

22. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Мика Морозов».

  • Не правда ли, художник поведал нам целую историю о мальчике? Совпадает ли описание мальчика из упр. 21 с вашим впечатлением о картине? Каковы ваши впечатления о портрете? А что могло удивить мальчика? Выскажите свои предположения.
  • Составьте и напишите сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова "Мика Морозов"». Начните сочинение первыми двумя предложениями из текста упр. 21.