Остробрамская икона божьей матери где дома хранить. Где хранится Остробрамская икона Божией Матери? Как молиться перед иконой «Остробрамская»

Особое почитание у христиан имеют иконы, на которых изображается Богородица . Их существует довольно большое количество, по словам религиоведов, более пятисот. Поэтому верующим следует внимательно знакомиться с историей чудотворных святынь, изучать православное наследие. имеет очень узнаваемую композицию и совершенно уникальную историю.

Загадочное появление

Богородицу чтут в разных странах и культурах. Это хорошо видно на примере данного образа.

Существует несколько версий появления Богородицы Остробрамской в г. Вильнюсе.

  • Западная (распространенная у католиков) — образ возник чудесным путем, в апреле 1431 г., явился на вершине ворот Острая Брама, откуда и получил название.
  • Корсунская — один из литовских князей привез икону из Корсуни, в качестве подарка для своей жены. Затем святыня была подарена Церкви, так и оказалась в часовне.
  • Греческая — греческий правитель И. Палеолог, узнав о том, что в Литве приняли христианство, прислал чудотворную икону в подарок.

Конечно, церковное почитание не зависит от того, какая именно версия является исторически правильной, а какая — благочестивой легендой. Пусть точно неизвестно, при каких обстоятельствах и в какое время был написан святой лик. Ведь на любом образе взгляду верующих предстает одна и та же Царица Небесная — прекрасная, любящая, кроткая .

Историческая справка

Автор образа неизвестен, предположительно он принадлежал итальянской школе. Время написания относят ко второй половине 16 в. На оригинале фигура Девы Марии почти полностью скрыта окладом — виднеются только кисти рук и лицо, склоненное в молитве. Широко известный полумесяц, находящийся внизу композиции, появился лишь в 19 в., это дар от верующих.

Когда риза была снята для реставрации, под ней нашли надпись — стихи из величальной песни («Честнейшую»). Икону украшают не одна, а целых две короны. Одна выполнена в стиле барокко и символизирует власть над небесными силами, другая — рококо, ее принесли в дар жители Польши.

Коронация производилась по благословению Папы Римского в 1927 г.

О святыне сохранились архивные письменные свидетельства, например, в летописи кармелитского монастыря. Во второй половине 17 в. с большими почестями изображение Девы Марии было перенесено во вновь освященную часовню. К сожалению, здание было полностью уничтожено огнем, но образ уцелел. До окончания восстановительных работ, икона находилась в костеле. В 1715 г. она была перемещена в возрожденную часовню.

Примерно в это же время зародился религиозный культ, чтущий Остробрамскую Божию Матерь . Вскоре он стал известен далеко за пределами Вильнюса. На праздник Девы Марии стали съезжаться верующие с других городов. В часовне, где находилась святая икона пресвятой Богородицы, проводились мессы как по западному, так и по восточному обряду.

В конце 18 в. стены Вильно (старое название города) были демонтированы. Но Острая Брама сохранилась благодаря тому, что жители очень почитали свою небесную покровительницу.

Святыня

В прошедшие века частым явлением были войны, поэтому люди всячески старались оградить себя от нападений. Священные предметы наделялись защитными свойствами. Именно поэтому иконы часто ставились над городскими воротами. Так поступили и жители Вильнюса — первое, что видели путники, въезжая в город, это Остробрамская икона Божьей Матери . От чего защищает она верующих, помимо вражеских набегов?

Многие верят, что молитва перед этим изображением способна помочь в самых разных ситуациях:

  • снять проклятие;
  • развеять , овладевшее душой;
  • облегчает состояние депрессии;
  • стабилизирует психику у тех, кто подвержен перепадам настроения;
  • сделает более спокойными младенцев.

И летописи свидетельствуют о многих свершившихся чудесах. О силе почитания говорит тот факт, что до сегодняшнего дня святыня находится на прежнем месте. Не иссякает поток паломников, которые могут подолгу смотреть на небесный лик и молиться о своих горестях небесной заступнице.

Икона Остробрамской Пресвятой Богородицы




Поскольку в сознании многих верующих данный образ является частью Благовещенского, то молиться перед ним можно и небесным силам (ангелам). Считается, что они способны уберечь квартиру от пожара и прочих напастей, уменьшить конфликты в семье. Также ангелы являются прекрасными наставниками в вере, поэтому к ним надо обращаться в те моменты, когда пошатнулась вера.

Иконография

Солнечные лучи озаряют склоненную голову, между лучами светила виднеются звезды и месяц. Композиция напоминает библейские строки о «жене, облеченной в солнце». Ее голову украшает венец с 12 звездами (намек на количество апостолов).

Богородица смиренно сложила руки, как бы в ожидании благой вести. Подобным образом православные держат их перед тем, как подойти к Святой Чаше, чтобы принять в себя Христа.

Лицо выражает кротость, согласие с волей Божией. Считается, что данная композиция раньше содержала еще фигуру Ангела, который принес Деве благую весть. Будущая Мать Господа смиренно слушает, что говорит ей Божий посланник. Но сохранилась лишь часть первоначального замысла древнего мастера.

С этого образа взята основная композиция «Умиления» — перед своей келейной иконой возносил молитвы хорошо известный Серафим Саровский. В Москве и других городах России часто отождествляют данные , но они разные.

Представители разных религиозных учений находят в лике Пресвятой собственное значение символов:

  • Круг — обозначает жизнь, которая является бесконечной.
  • Полумесяц — символ духовного свободного человека.

Однако, от православной традиции эти трактовки стоят очень далеко. Они рассматривают Богородицу лишь как продолжательницу древних культов, которые практиковали поклонение женщинам-богиням. В православии же существует один Господь, единый в трех лицах, а Богородица не является богиней, а земной Матерью Иисуса Христа.

Богословское значение

Достаточно редкий тип изображения, в котором Пречистая предстает одна, без Младенца Христа. Тем не менее Он присутствует здесь незримо, как идея (особенно если помнить о том, что это часть композиции Благовещения).

Среди всего человечества была найдена лишь одна непорочная Дева, способная полностью и без остатка подчинить свое существо Божией воле. Она знала из Священного Писания, что однажды явится на землю Спаситель.

Юная Мария очень хорошо понимала и знала святые тексты. В душе она прославляла ту девушку, которая сможет стать Матерью Христа. Скромность никогда не дала бы ей подумать, что именно ей выпадет эта честь. Именно такой видит православное церковное предание Богородицу.

Поскольку центром композиции тут является Царица Небесная, иконописцы постарались доступными средствами донести до верующих все величие ее души. Ни один другой образ не может похвастаться красотой одеяний. Жемчуга, золото, серебро, драгоценные камни — все это по праву может носить та, которая оказалась достойна принять в себя самого Иисуса. Платье очень пышное, сделанное из темной ткани — такого не встретишь на других изображениях. Там оно, как правило, очень скромное, темно-красного оттенка (в знак страданий, которые Мария разделила со своим Сыном).

Божия Мать здесь предстает во всем величии, о чем говорит корона, которая венчает ее голову.

В чем помогает

Во многих домах имеется изображение Остробрамской иконы Божией Матери. От чего она защищает верующих, их семьи? К святой Деве многие приносят самые сокровенные свои просьбы:

  • О защите детей . Согласно церковному преданию, несколько похищенных чад были возвращены невредимыми. Так через молитву действует Божий промысел.
  • О поиске без вести пропавших родственников . Царица Небесная не только может наставить душу на путь истинный, но и направить к дому тех, кто долгое время находится в отъезде, не присылает о себе известий.
  • О продолжении рода — случается, что самые достойные люди не могут зачать ребенка. В таких случаях надо иметь веру и совершать молитвы.

Как правильно молиться

Православные отмечают праздник Остробрамской иконы в зимнее время, на другой день после Рождества — 8 января (по старому стилю это 26 декабря).

В этот день из алтаря износится образ, ставится посередине храма. Перед ним служится лития, присутствующих помазывают освященным маслом, дают приложиться к святыне. В храм надо прийти к началу службы, в подобающей одежде. Желательно отстоять всю службу полностью, внимательно слушать, не отвлекаться на посторонние мысли.

Но праздник случается нечасто, поэтому молиться необходимо и дома. В часовне, где находится икона, каждый день произносится специальное славословие. Перевод молитвы можно найти в интернете.

Традиционно верующие используют готовые тексты, составленные по благословению Церкви. Но если на душе тяжело, можно обратиться к своими словами — ведь она считается небесной покровительницей всех христиан , даже тех, кто совершает много греховных поступков. Дева Мария своей чистотой превосходит ангелов , она постоянно молится за обездоленных, обиженных, сирот. Поэтому столько велико почитание Божией Матери, в том числе Остробрамской иконы.

ВИЛЕНСКАЯ ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В Вильнюсе, в старой части города, рядом с костёлом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа, находится святыня, чтимая и православными, и католиками - Островоротная или Остробрамская икона Божией Матери, в прошлом именуемая также Корсунской Благовещенской.

Икона находится в часовне над воротами, называемыми в народе "Острыми воротами" или "Острой брамой" (от польск. "Брама" - ворота). От названия ворот произошло и название образа, который издавна над ними помещался. (В настоящее время ворота называются Мядининкскими, или Аушрос. Они являются уцелевшим фрагментом древней оборонительной системы. Вильнюс имел прежде деревянную городскую стену, а в начале XVI века был обнесен каменной, с пятью воротами. В части города, называемой Острый, или Русский, конец (ввиду преобладания здесь русского населения) и находились ворота, о которых идет речь).

О происхождении Виленской Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько преданий.

Одно из них основано на благочестивом предании о том, что икона чудесным образом появилась на Острых воротах 14-го апреля 1431 г.

Сторонники другой версии утверждают, что икона прислана великому князю литовскому Ольгерду Гедиминовичу греческим императором Иоанном Палеологом по случаю принятия Ольгердом христианства.

Согласно третьей версии образ Божией Матери привезен из Херсонеса Таврического (или Корсуни) великим князем литовским Ольгердом в числе военных трофеев. Известно, что в 1341 - 1373 годы князь Ольгерд совершил несколько успешных походов против крымских татар. О том, когда именно была привезена икона, прямых свидетельств нет. Однако исследователи склоняются к тому, что это произошло после победоносного похода на Корсунь в 1363 году. Версия основывается, главным образом, на свидетельстве Венденского каноника Даниеля Лодзяты, жившего в XVII веке. Историк Теодор Нарбут при написании книги "Древняя история литовского народа" имел под рукой рукопись Даниеля Лодзяты, на которую сослался дважды. В заметке, датированной 1653 годом, каноник Лодзята сообщает следующее: "Великий князь литовский Ольгерд сокровищами Херсонеса обогатил свои сокровищницы; наследники его большую часть церковных украшений раздали церквам города Вильны. В числе этих сокровищ - подлинное изображение Пресвятой Девы Марии; Она будто стоит перед лицом Божественного вестника Архангела Гавриила. Теперь мы видим Благодатную в часовне кармелитов на восточных воротах города, называемых обыкновенно Острыми, что документально подтверждается письменными свидетельствами упомянутого ордена". Свидетельство каноника Лодзяты - наиболее древнее из дошедших до нас свидетельств об Остробрамской иконе Божией Матери.

О существовании подобных сведений упоминает и кармелитский писатель Гилярион, писавший об Остробрамской иконе в 1761 году.

Полагают, что первоначально святая икона была подарена в храм Живоначальной Троицы, построенный при содействии супруги великого князя Александра Иулиании, а затем помещена над Острыми воротами. Есть свидетельства, что в 1431 году икона Богородицы уже находилась над Острыми воротами.

Дальнейшая судьба этого образа тесно переплетается с судьбой Православия в Литве. После подписания в 1569 году Люблинской унии Литвы с Польшей, в Литовских землях стала насаждаться церковная уния с Римом. Многие храмы, в том числе и Свято-Троицкий монастырь, перешли в руки униатов, но православные успели перенести икону в храм Святителя Николая. Однако в 1609 году и этот храм перешел к униатам, и икона возвратилась на прежнее место над Острыми воротами.

В 1624 г. у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Кармелиты выстроили в 1671 г. вместо старой новую часовню, а икону обратили ликом к костелу. После пожара Вильны в 1741 г. икона перенесена в терезинский монастырь, а в 1744 г. снова помещена над воротами.

В 1812 г. она пострадала при нашествии французов.

Икона является частью композиции Благовещения, поэтому образ называли иногда Корсунской Благовещенской иконой. Дева Мария изображена в момент явления ей архангела Гавриила; соответствующая часть изображения архангела утрачена. Икона написана на дубовой доске размером 1,63 х 2 м. Риза выполнена в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века.

В 1927 году во время реставрации иконы, проводимой проф. Я. Рутковским, специалисты выявили под верхним слоем, писанным масляными красками, более древнее письмо, писанное темперой, а также следы известковой грунтовки. Вильнюсский исследователь профессор И. Ремер пришел к заключению, что икона писалась в XV или XVI веке. Имеются свидетельства и о более ранней реставрации. Так, в 1829 год икона была в некоторых местах переписана рукою польского художника Канута Русецкого. В связи с реставрацией, предпринятой в 1829 году, некоторые авторы сообщают, что на иконе была обнаружена написанная на церковнославянском языке хвалебная песнь Богородице - "Честнейшую херувим...". Есть также сообщения об имевшихся на иконе надписях на греческом языке. Журнал "Русский архив" опубликовал в 1884 году записки князя Н. Имеретинского 1854 года, где говорится: "Остробрамская икона была когда-то достоянием православных, о чем свидетельствует сохранившаяся на ней греческая надпись". О существовании такой надписи сообщает и "Холмско-Варшавский епархиальный Вестник". Некий очевидец Ф. Серно-Соловьевич пишет в нем: "В 1865 г., когда заведующим виленскою епархиею был прелат Жилинский, в ведении которого находилась и "Острая брама", мне пришлось видеть на задней доске иконы (она тогда обновлялась) греческую надпись".

Были ли упомянутые надписи позднее уничтожены в связи с полемикой о принадлежности иконы или сведения о них порождены той же полемикой, сказать без специального исследования трудно.

В вышедшей в Вильно в 1863 году книге "Известие о чудотворном образе Пресвятой Девы Марии на Острых воротах и об иных чудотворных образах в г. Вильне" приводится следующее предположение об иконе: "Ближе всего к истине, - говорится в книге, - что подтверждается и рассказами пожилых людей, имеющих 60 и более лет, которые неоднократно слышали рассказы из уст старейших кармелитов, то, что вследствие порчи первоначальной (на деревянных воротах) иконы, кармелиты задумали соорудить взамен этой новую, более величественную, вызвав живописца из Киева...". Вряд ли можно согласиться с версией о живописце из Киева, но версию о замене древней православной иконы более поздней исключать, особенно в свете открытий 1927 года, нет оснований.

Все версии о происхождении иконы представляют интерес скорее исторический. Для молитвенного почитания вопрос о том, кто и в каком веке написал икону, существенного значения не имеет, так как почитается не творение рук человеческих, а Первообраз - Та, чей образ иконописец воплотил на доске. Почитается и католиками, и православными - Матерь Божия.

В настоящее время общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему притекают и православные. Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих. А проходя Остробрамскими воротами, над которыми в часовне находится чтимый образ, православные так же почтительно, как и католики, снимают головные уборы.

25 - 27 июля 1997 года, в связи с юбилейными празднованиями 650-летия мученической кончины виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и 400-летием Свято-Духова монастыря, г.Вильнюс посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II. 26 июля после Божественной литургии из Свято-Духова монастыря к Остробрамской иконе был совершен Крестный ход с участием в нем Святейшего Патриарха. Из надвратной часовни, где находится чудотворный образ Божией Матери, Его Святейшество обатился с пастырским словом к народу Литвы.


МОЛИТВА ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ "ОСТРОБРАМСКАЯ ВИЛЕНСКАЯ"

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Киева всемощная Заступнице!

Прими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет нам, грешным, и да пробавит благость Свою чтущим Тя и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.

К кому бо возопиим Владычице? К кому прибегнем в горестях наших, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхания наша приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Тем же молим Тя усердно: покрый Твоим ходатайством наша прегрешения, защити нас от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на нас.

О Мати Господа нашего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. Прими недостойную молитву нашу и соблюди нас в чистоте душевней, сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. Помилуй нас в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани нас: стоящих, седящих соблюди, и на всяком пути ходящих, и в нощных часех спящих снабди, покрый и заступи. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. Ты хранительница жизни всея нам явися, Пречистая; Ты нас избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти упокоение обрести испроси у Сына Твоего и Бога нашего.

Мы же, грешнии, со упованием моления Тебе возносим и умильно вопием: радуйся,Благодатная; Радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою, с Тобою с нами. К Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш по Христе Бозе предаем, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем, со Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне иприсно, и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА ИНАЯ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ "ОСТРОБРАМСКАЯ ВИЛЕНСКАЯ"

О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными ублажаемая! Воззри милостиво на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящияся Тебе, и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никто же отыдет от места сего тощ упования своего и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердная Мати, Церковь Твою Святую, вышним Твоим благословением архиереи наши православныя укрепи, миром огради, и Святей Твоей Церкви целых, здравых, честных, долгоденствующих право правящих слово Своея истины даруй, от всех же видимых и невидимых враг, со всеми православными христианы, милостиво избави, и во православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохрани. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на всю страну нашу, грады наша и град сей [или: храм сей, или: и духовный вертоград, зде сущий], и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай. Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, ко святей иконеТвоей зде притекающих, услыши воздыхания и гласы, имиже раби Твои молятся во святем месте сем.

Аще же и иноверный, и иноплеменник, зде преходя, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбне и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави: отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки святей Православней Соборней и Апостольстей Церкви сопричти. В домех людей Твоих и во братии святыя обители сея мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отроки настави, в возрасте совершеннем сущия умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждающи ны присно от всякаго зла благостию Твоею, и утеши милостивным Твоим посещением и вся благодеющия нам. Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже напользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным Твоим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею.

Прежде отшедшия отцы и матери, братию и сестры наша, и вся от лет древних ко святей иконе Твоей сей припадавшия, упокой в селениих святых, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину жития нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Таин причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Остробрамские ворота с часовней над ними чудотворной Остробрамской иконой Божией Матери в Вильнюсе

http://te.zavantag.com

Предание

О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире. В настоящее время святой образ по-прежнему находится на своем древнем историческом месте - в надвратной часовне, называемой Острая Брама, или Острые Ворота (лит. Aušros Vartai, польск. Ostra Brama , белор. Вострая Брама) в Вильнюсе.

Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов на татар. Князь подарил икону своей первой супруге Марии, а его вторая жена Иулиания, дочь тверского князя Александра Михайловича, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею над священными останками трех первых виленских мучеников - Антония, Иоанна и Евстафия, замученных Ольгердом в начале его княжения.

В 1498 году, когда в Вильне в виду опасности от нашествия татар была совершена закладка новых городских каменных стен, а в остром, или «русском», конце города были сооружены ворота с башнею, чудотворный образ был выставлен в киоте с южной стороны башни, ликом ко входящим в город.

В конце XVI века, после известной Брестской унии, Троицкая церковь была отдана униатам, а Остробрамская икона пребывала в одной из приходских православных церквей. В 1609 г. образ был захвачен униатами из Никольской церкви и снова водворен в часовне над Острыми вратами.

Около 1624 г. Свято-Троицкий монастырь вместе со всеми постройками, предместьем, а также надвратной часовней, где хранился образ Остробрамской Пресвятой Богородицы, достался латинским монахам-кармелитам. Для совершения своих богослужений они построили на территории монастыря костел, посвященный св. Терезе. В 1671 г. кармелиты, всегда проявлявшие особое попечение о чудотворном образе, устроили вместо прежней ветхой новую часовню и установили в ней икону ликом к костелу и городу.

После страшного пожара в Вильне в 1714 г. Остробрамский образ был на время перенесен в костел св. Терезы, а в 1744 г. вновь помещен в возобновленной часовне над вратами. Известно, что в 18-19 веках в этой часовне регулярно совершались католические и православные богослужения.

В первой половине XIX в., после упразднения церковной унии, древняя Троицкая обитель была отдана Православной церкви, но чудотворная икона по-прежнему осталась в руках католических монахов. После закрытия в 1832 г. Кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства.

Интересным фактом является торжественная коронация Остробрамской иконы Божией Матери, которая была осуществлена 2 июля 1927 по декрету римского папы Пия XI митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором.

В настоящее время Остробрамские врата с часовней, в которой хранится чудотворный образ Божией Матери, являются одной из важнейших достопримечательностей Вильнюса , неизменным объектом религиозного паломничества. Общественное богослужение перед Остробрамским образом в наши дни совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этой иконе по-прежнему притекают и православные.

Подобно известному московскому обычаю снимать шапки, проходя Спасскими вратами Кремля, в Вильне, как православные, так и католики, благоговейно обнажают головы под сводами Остробрамских врат. Умилительно и усердие всего города к чудотворному образу Божией Матери, непрестанно горящие свечи пред священным ликом, облеченным в драгоценную ризу. Толпа людей, приходящих с поклоном к чудотворному образу теснится не только внутри часовни наверху башни, но и по обеим сторонам узкой Остробрамской улицы.

Празднование иконе Божией Матери Остробрамской совершается 26 декабря / 8 января и 14 / 27 апреля в день памяти трех литовских мучеников.

Примечания:

1. Существуют и два других православных предания о происхождении образа. Согласно первому, Остробрамская икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, после принятия великим князем христианства. Вторая легенда гласит, что икона сама чудесным образом явилась на Острых вратах 14 апреля 1431 г.

2. Острый конец города Вильно в XIV столетии носил также название «русского», поскольку местность вокруг монастыря в древности была населена почти исключительно жителями православного вероисповедания.

Иконография

Чудотворная икона Божией Матери Остробрамской написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер образа 165 х 200 см. Икона относится к достаточно редкому типу изображения Богоматери без Младенца в руках. Богородица изображена по пояс, с склоненной головой и опущенными глазами. Ее руки скрещены на груди.

Нынешнее внешнее убранство иконы изобилует всевозможными регалиями. На голове Девы Марии находится двухъярусная корона - барочная корона Королевы Небес и рокайльная корона Королевы Польши. Позолоченная серебряная риза, выполненная в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века, полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки. Внизу икона украшена серебряным полумесяцем - вотумом 1849. Нимб Богоматери окружен острыми лучами сияния со звездами.

В католическом мире бытует убеждение, что икона Остробрамской Богоматери западного происхождения. Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века. В 1927 году, во время реставрации иконы перед ее коронацией, проводимой проф. Я. Рутковским, специалисты выявили под верхним слоем, писанным масляными красками, более древнее письмо, писанное темперой, а также следы известковой грунтовки. Вильнюсский исследователь профессор И. Ремер пришел к заключению, что икона писалась в XV или XVI веке. Делались попытки и более точной датировки образа. Так, некоторые специалисты полагают, что Остробрамская икона была исполнена в 1620-1630-е годы и, вероятно, воспроизводила первообраз, созданный нидерландским художником Мартеном де Восом.

В православной традиции принято считать чудотворный образ византийской иконой глубокой древности. В 1829 г. при снятии ризы в процессе реставрации на иконе была выявлена древняя славянская надпись - хвалебная песнь Богородице «Честнейшую Херувим». Существует мнение, что первоначально икона являлась частью композиции Благовещения, отчего образ в древности назывался Корсунским Благовещенским. Дева Мария в этой трактовке считается представленной в момент явления Ей архангела Гавриила, соответствующая часть изображения которого утрачена.

В православном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия - момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I,38). Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа - участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается также на таком богородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.

Более поздний вид Остробрамской иконы Божией Матери с необычным ореолом над Ее головой добавляет еще одну трактовку образа. Солнечный нимб Богородицы, между лучами которого вкраплены звезды и месяц, заставляет вспомнить атрибуты таинственной Жены из книги Откровения св. Иоанна: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12,1). Тем самым, Божия Матерь Остробрамская одновременно является и светозарной Женой, облеченной в солнце небесной славы, Которая непрестанно молится за Церковь.

Списки с иконы

Чтимые списки с Остробрамской иконы Божией Матери находились в юго-западных славянских землях, в Литве и в Польше. В настоящее время один из них пребывает в церкви Остробрамской Богоматери в деревне Кяна .

Известно, что к иконографии Остробрамской Пресвятой Богородицы восходит чудотворный образ Божией Матери Умиление, перед которым молился преподобный Серафим Саровский.

Молитва

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приими недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой.

Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная.


© Все права защищены

Сила Вышняго осеняет всякаго человека, с верою притекающаго к Твоей цельбоносней иконе, юже даровала еси людем на утешение…

(Акафист Пресвятей Богородице пред иконою ея остробрамской во граде Киев)

Кто может сказать, какая из икон Божией Матери предпочтительней среди всех остальных? И уместен ли данный выбор, ведь каждая из них прекрасна по-своему. Однако при созерцании Остробрамской иконы Богородицы, что-то внутри меня отзывается особым трепетом и теплотой.

Долгое время я даже не задумывалась над тем, почему именно эта икона вызывает во мне прилив чувств. Ключом к пониманию этого может послужить её история.

История Остробрамской иконы Божией Матери

Остробрамская икона Божией Матери (лит. Aušros Vartų Dievo Motina, польск. Matka Boska Ostrobramska, белор. Маці Божая Вастрабрамская) находится на городских воротах Вильнюса (Острой браме) и почитается как католиками, так и православными по всему миру.

О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире. (Познавательное видео о духовной силе Богородицы см. по ссылке).

По преданию, икона чудесным образом явилась 27 апреля 1431 года на "острых воротах" крепостной ограды города Вильны и оттого получила прозвище "Остробрамская" ("брама" — "ворота"). Сложна и загадочна судьба иконы, которая не раз переходила из рук государственных особ в общественное владение, из владения православных во владение униатов и монархов-кармелитов, пока, наконец, не стала достоянием людей разных вероисповеданий и национальностей.

Появление в Вильне Остробрамской иконы относят как к XIV, так и к первой четверти XVII века. Существует несколько версий происхождения святыни. Легенда гласит, что икона св. Богородицы — явленная, и явилась она 14 апреля (год неизвестен). Исследователи истории Остробрамской иконы И.Козловский и архимандрит Иосиф (Н.Соколов) считают вероятным, что князь Ольгерд (Альгирдас), с торжеством победителя вернувшийся в Вильну, мог привезти её из крымского города Херсона (Корсуня) (прим. Херсонес).

Что сокрыто в чудотворной иконе

Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке:

"Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII 1849 года".

Святая икона могла быть половиной большой иконы Благовещения с изображением на ней архангела Гавриила, и эта вторая половина, возможно, была оставлена в Херсоне или поднесена самим Ольгердом кому-нибудь как почётный дар. Но прямых доказательств этому пока нет.

Также эту икону хорошо дарить крестникам и крестницам — младенцам, чтобы матери их молились о покое и радости в их душах.

Вот что пишется об этой чудотворной иконе в энциклопедии Исконных Знаний «АллатРа »:

"…Достаточно взглянуть на изображение чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери (Виленская икона). Она находится в городе Вильнюсе (Литва) и сегодня весьма популярна в Литве, Украине, Беларуси, Польше, причём почитается как католиками, так и православными. С ней, конечно, связаны разные легенды, в том числе и о её происхождении из Корсуни (древнерусское название города Херсонеса, где был крещён киевский князь Владимир — отец Ярослава Мудрого). Ныне остатки этого города расположены в районе города Севастополя в Украине".

После прочтения книги “АллатРа” информация в моей голове, словно разрозненные пазлики, сложилась в цельную, красочную картину. Оказывается, эта икона примечательна не только своей чудотворной силой и умиротворяющим ощущением, которое возникает внутри рядом с ней, но и тем, что в ней стилизованным образом изображен знак “АллатРа”, состоящий из круга, пустого внутри, и полумесяца под ним, рожками вверх. Если внимательно присмотреться, то круг четко виден вокруг головы Божьей Матери в виде светящегося нимба! И символ полумесяца трудно не заметить.

(Интересную информацию о знаках и символах в жизни человека см. по ссылке ).

"Его изначальное изображение — пустой круг, который снизу окаймлён полумесяцем рожками вверх. Он является одним из 18 первоначальных древнейших рабочих знаков. Название этого знака — «АллатРа» говорит о качестве его силы. Дело в том, что на заре человечества, благодаря исконным Знаниям, люди ведали о Едином (о Том, Кто создал всё), обозначая Его проявления звуком Ра. Созидательную силу Ра — божественное женское начало, Праматерь всего сущего, изначально называли Аллат. Оттуда и пошло среди посвящённых в духовные Знания наименование этого исконного знака — «АллатРа» как обозначение созидательной силы Того, Кто создал всё. Кстати, в древности эти сведения о священном Первичном звуке люди относили к сакральным знаниям о мироустройстве Вселенной в контексте сведений о человеке, как сложном и нестабильном в выборе субъекте этого мира. А вот у современных людей звук Ра в лучшем случае ассоциируется исключительно с мифами Древнего Египта о боге Ра".

"…круг является символом Души, а также одним из символов проявления духовного Существа из мира Бога. А символический знак полумесяца рожками вверх — символом человека, который духовно освободился ещё при жизни. Знак «АллатРа» также использовался в качестве обозначения того, кто пришёл из духовного мира (иного, высшего) в этот материальный мир, обновляя утраченные исконные Знания".

Эта икона, помимо своих чудотворных свойств, словно раскрытая книга о древних Знаниях для тех, кто сумеет её прочитать! Дальше - больше. Читаем…

"Анастасия: Пожалуй, также надо отметить, что рабочий знак «АллатРа» — один из самых сильных знаков, он часто использовался людьми, идущими по духовному пути. И что самое интересное, от него нельзя получить силу, если Личность не находится в позиции Наблюдателя от Духовного начала, в отличие, например, от знака звезды."

"…знак «АллатРа» как проводник созидательной силы Бога люди использовали с давних времён. Он является постоянно активным и взаимодействует с видимым и невидимым миром…"

Так что эта икона, помимо своих защитных и исцеляющих свойств, является, и что, по моему мнению, намного важнее, одним из даров в помощь человечеству в его духовном преображении на пути Домой, в Жизнь Истинную…

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю,

Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са

родила́ еси́ душ на́ших.

(Молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения (Лк.1:28-31; Мф.1:18-25). Знаменитая “Ave, Maria” - это та же молитва на латыни.)

БлагоДарю…

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

Этот образ Царицы Небесной условно принадлежит к иконографическому типу Елеу́са (греч. Ελεούσα - милостивая).

Остробрамская икона Божьей Матери отличается от всех известных особенной торжественной манерой письма и изображением без Богомладенца.

История

Первые сведения о древнем списке образа Богоматери зафиксированы в 1691г. в «Хрониках монастыря кармелитов босых в Вильно». Повествуется о помещении иконы в новую часовню над Святыми Вратами и чудесном исцелении упавшего с крыши ребёнка.

Христиане католики считают, что писаный лик сам явился миру в 1431 г. над одними из врат крепостной стены, окружавшей древний Вильнюс от неприятелей.

Некоторые исследователи–искусствоведы утверждают, что Остробрамская икона писалась для костёла кармелитов и принадлежит кисти голландского художника XVI в.

В православной среде принято мнение, что образ Богородицы, писанный на досках из дуба, соединённых между собой, привезён великим литовским правителем Ольгердом из Херсоне́са Таври́ческого в дар своей первой жене, витебской княжне, крещённой в православии, Марии Ярославне.

Образ Пресвятой Богородицы за много веков находился и в православных храмах, и в костёлах. Но какой бы христианской церкви икона не принадлежала, по укладу тех времён она оберегала город от любых врагов на самых высоких воротах оборонительных стен. Назывались они «О́стрыми воро́тами» (польск. Ostra Brama) .

Поскольку в те века Вильнюс был частью Речи Посполитой, то и языком общения был польский. Образ Богородицы стал именоваться Остробрамской.

В XVII в. икона обрела серебряный оклад в свой полный размер 200 ˣ 165 см. Над Её головой на накладном украшении прикреплены две короны. Одна - Царицы неба, другая - королевы земли польской. От лика по всем направлениям идут лучи. Полумесяц в нижней части ризы - благодарный дар, добавленный в XIX в.

Дни памяти образа Остробрамской иконы Божьей Матери:

  • у католических христиан - 16 ноября;
  • у православных верующих 8 января по н.с. - в Собор Пресвятой Богородицы и 27 апреля по н.с. - в день кончины Виленских мучеников Антония, Иоанна, Евстафия.

В чём помогает

Иконографический тип Елеу́са в греческом искусстве чаще именуется Гликофилу́са (греч. Γλυκοφιλούσα). В переводе на русский язык - сладко любящая. Соответственно к образу Пречистой обращаются с просьбами о детях.

Бездетные пары просят покровительства у Божьей Матери в зачатии и рождении здоровых младенцев. Беременные женщины - о благополучных родах. По своей любви Царица Небесная просит у Сына единородного для людей укрепления в вере, исцеления от болезней телесных и душевных.

В благодарность о спасении и помощи, приносятся в дар к образу Остробрамской Божьей Матери бескровные жертвы - вотивные дары. Стены часовни, где находится чудотворная икона, покрыты золотыми и серебряными изображениями сердец, рук, ног и прочими подношениями.

Молитвы

Пречистая слышит просьбы всех, с верой и надеждой обращающихся к Ней. Молитву допускается творить своими словами, а можно читать из молитвослова ту, которая по душе.

Икона в доме

Идеальное расположение для святых образов - восточная сторона. Христиане всегда придавали Востоку особое значение, считая, что рай находился именно там.

В этой части света появляется солнце, а значит жизнь.

Однако не в каждом доме можно соблюсти это правило. Да и нет строгих запретов по расположению икон в жилище относительно сторон света. Можно располагать в гостиной, детской, над входной дверью и напротив неё.

Место в супружеской спальне тоже подойдёт, так как телесная близость в браке не является грехом. И всё же несколько правил стоит соблюсти.

Не допускается располагать коны:

  • на полочках с книгами, сувенирами, фотографиями членов семьи;
  • картинами и изображениями, пусть даже религиозного характера, а также священников и праведников;
  • вместе с кухонной утварью, игрушками.

Если квартира маленькая, то можно повесить икону на любую свободную стену. Но самое главное правило - соблюдать порядок перед святынями.

Где находится в Москве

Поклониться образу Остробрамской Божьей Матери можно и недалеко от Москвы. В селе Данилово, Пушкинского района есть деревянная часовня со звонницей, возведённая в честь князя Даниила Московского.

На западной её стене, справа от входа, находится список чтимой иконы из Вильнюса. Размер небольшой, но канонические правила письма сохранены в точности как в видении Иоанна Богослова: «…одетая в солнце, под ногами Её луна, над головой венец из двенадцати звёзд…».

Богослужение перед Остобрамской иконой Божьей Матери происходит по римско-католическим правилам. Однако и православные христиане вольны приезжать чествовать Царицу Небесную.

Сохранился обычай обнажать голову, проходя воротами города Вильнюса, называемыми ныне Аушрос (лит. Aušros Vartai) , в знак почитания Остробрамскому образу Пресвятой Богородицы.