Особенности правового положения крестьянского фермерского хозяйства. Крестьянское фермерское хозяйство Крестьянско фермерское хозяйство правовое положение

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) — вид предпринимательской деятельности в Российской Федерации, напрямую связанный с ведением сельского хозяйства.

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве "

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

О возможности государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица см. статью 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

— это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. После государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, его Глава является индивидуальным предпринимателем — фермером.

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016)

Статья 86.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство

1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности. Само по себе крестьянское (фермерское) хозяйство наряду с семейными предприятиями, где имущество также принадлежит членам на праве общей совместной собственности, является частным унитарным предприятием, но граждане, ведущие совместную деятельность на основе соглашения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

В соответствии с ГК РФ, крестьянское (фермерское) хозяйство, создаваемое в качестве юридического лица — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанная на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. В пункте 1 статьи 19 Федерального закона № 74-ФЗ перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства:

  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции,
  • транспортировка (перевозка),
  • хранение,
  • реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

КФХ (крестьянское-фермерское хозяйство) может быть также зарегистрировано в качестве ИП - Главы КФХ.

Главные плюсы регистрации в качестве Главы КФХ перед юридическими лицами (например, если регистрируется ООО "КФХ...") - аналогичны преимуществам ИП перед ООО , так как Глава КФХ - это прежде всего индивидуальный предприниматель (ИП)

Преимущества Главы КФХ перед физическим лицом (ЛПХ):

  • законное землепользование в больших размерах (более 2,5 Га);
  • возможность работать официально по продаже продукции с широким кругом покупателей (Глава КФХ имеет возможность проходить сертификацию, а у ЛПХ немногие будут покупать, так как покупающий у физического лица становится налоговым агентом - должен удерживать у продавца - ФЛ и перечислять в бюджет НДФЛ в размере 13% от стоимости покупки)
  • получение господдержки Главой КФХ в больших объемах чем ЛПХ, то есть наравне с сельскохозяйственными товаропроизводителями;
  • получение заемных средств от банков в большем объеме, чем как физ.лицо (ЛПХ) - по причине того, что зарплата физлица или доход безработного ЛПХ по определению меньше, чем предпринимательский доход КФХ;
  • привлечение и создание дополнительных рабочих мест на законных основаниях (а ЛПХ нанимает работников незаконно и поэтому - нелегально - оплату платит черным налом или натур.продуктом (не отчисляя налогов и взносов в фонды);
  • формирование пенсионных прав Главы ЛПХ и наемных работников в полном объеме, возмещение пособий по больничным листам и в связи с материнством, оплата лечения работников за счет ФСС.

Еще есть льготы по налогам, например не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства , получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение ПЯТИ лет , считая с года регистрации указанного хозяйства. А начиная с 6 года работы Главы КФХ для уменьшения налогов с оборота (бизнеса) могут применять "упрощенку" - ЕСХН, УСНО, патенты

Отдельная ситуация - ограниченное количество тех, кто покупать продукцию, не требуя выделять в сумме купли-продажи налог на добавленную стоимость (НДС) - эта ситуация.

ЛПХ или КФХ?

В каждом из вариантов, естественно, есть свои плюсы и свои минусы.

ЛПХ (личное подсобное хозяйство) вид ведения хозяйственной деятельности, для которого не обязательна регистрация в качестве ИП? ИП - Главы КФХ или юр. лица, то есть на основе ЛПХ может трудиться любой желающий имеющий приусадебный участок. И очень важно при этом то, что фермер не опутан паутиной налоговых платежей и отчетности. Дело в том, что для ЛПХ предусмотрены льготы Налоговым кодексом РФ.

Еще по теме:
Грант 1,5 млн.руб. по программе "Начинающий фермер "
Грант 5 млн.руб. по программе "Семейная животноводческая ферма "

В первую очередь нужно отметить, что фермер-ЛПХ не платит налоги , которые предусмотрены для предпринимателей , а также не ведет отчетность . При этом фермер , имеющий приусадебный участок , размер которого не превышает 2,5 Га (250 соток, или 25000 кв. метров) , освобождается от уплаты НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Отсюда ограничение - личное подсобное хозяйство изначально имеет физические ограничения по площади земельного участка , но можно использовать смежные земли, оформленные на родственников (партнеров);

Еще один минус ЛПХ заключается в том, что на ЛПХ невозможно оформить ни сертификаты, ни декларации о соответствии. Это существенно ограничивает круг потенциальных покупателей. Это происходит потому, что ЛПХ ведется физическим лицом и членами его семьи, выращивание продукцию осуществляется для собственного потребления, а не фермером - предпринимателем, выращивающим продукцию на продажу).

Второй минус - на развитие ЛПХ не дают много заемных денег (например РСХБ, по нашим сведениям, дает кредит до 300 тысяч рублей на 2 года, до 700 тысяч рублей на 5 лет для ЛПХ, с обеспечением). Например, условия опубликованы . Связано это опять-таки с масштабами хозяйства - более серьезные суммы можно получить только субъектам малого предпринимательства (в том числе индивидуальным предпринимателям - Главам КФХ, либо крестьянским (фермерским) хозяйствам, образованным в форме юридического лица, например ООО или кооператива).

Некоторые определения и сравнительная таблица в части членства и землепользования:

Крестьянское (фермерское) хозяйство

Личное подсобное хозяйство

Глава КФХ (ИП) - осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предпринматель) по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.

ЛПХ - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Требует государственной регистрации (запись о регистрации ИП - Главы КФХ включается в ЕГРИП)

Не требует государственной регистрации

Считается созданным с момента государственной регистрации.

Граждане вправе осуществлять ведение ЛПХ с момента государственной регистрации прав на земельный участок, предоставленный для ведения ЛПХ.

Предусматривает членство, но может быть создано одним гражданином (Главой) без членов.

Членами КФХ могут быть:

1. Супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей.

2. Граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Не предусматривает членства.

Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов КФХ.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное (можно прописать - кто чем входит в КФХ и в каких пропорциях делится результат от деятельности).

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении ЛПХ, является собственностью граждан, ведущих ЛПХ.

Предельные размеры земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения КФХ составляют:

Минимальный размер - 1 га;

Максимальный размер - 5 га.

Предельные размеры земельного участка, находящегося в собственности и (или) ином праве у КФХ, составляют:

Минимальный - нет ограничений;

Максимальный общий размер - не ограничен;

, находящегося на праве собственности - не более 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного района;

Максимальный размер площади земель сельскохозяйственного назначения , находящегося у КФХ на ином праве - аренда, пользование паями и т.п.) - не ограничен.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности муниципальных образований, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ , не должен превышать 2,5 Га.

Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское (фермерское) хозяйство - это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

ИП- Глава КФХ не является юридическим лицом.

Членами КФХ могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов КФХ могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой КФХ.

Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек. КФХ может быть создано одним гражданином.

Главой КФХ по взаимному согласию членов КФХ признается один из его членов. В случае, если КФХ создано одним гражданином, он является главой данного КФХ.

Глава КФХ, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ (ч. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ). Глава КФХ организует деятельность КФХ, без доверенности действует от имени КФХ, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности, осуществляет прием на работу в КФХ работников и их увольнение, организует ведение учета и отчетности КФХ, осуществляет иные определяемые соглашением между членами КФХ полномочия.

Согласно ст. 257 ГК РФ имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов КФХ находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности КФХ, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

Государственная поддержка КФХ

Согласно ч. 14 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению НДФЛ:

  • доходы членов КФХ, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ.
  • суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы;
  • субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Ранее в соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежали обложению единым социальным налогом доходы глав КФХ, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации КФХ. Сейчас на доходы Глав КФХ начисляются взносы в фонды обязательного страхования: Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования

На КФХ, доля дохода от производства и реализации сельскохозяйственной продукции которых составляет не менее 70 %, распространяется специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога, применяемый наряду с иной системой налогообложения. Объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога признаются доходы, уменьшенные на величину расходов по налоговой ставке 6 %.

Глава КФХ, являясь плательщиком единого сельскохозяйственного налога, освобождается от обязанности по уплате:

  • НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности),
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),
  • а также не признается плательщиком НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Необходимые документы для регистрации КФХ:

1. Нотариально удостоверенная копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН) физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

3. Копии паспортов членов КФХ;

4. Копии свидетельств о постановке на налоговый учет (ИНН) членов КФХ;

5. Копии документов, подтверждающих родство (свойство) лиц, изъявивших желание создать КФХ.

6. Заполненное заявление на регистрацию КФХ с нотариально заверенной подписью Главы КФХ на нем

За государственную регистрацию КФХ взимается государственная пошлина в размере 800 руб.

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах , консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Ключевые компетенции сотрудников Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки ,
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • подготовка документации по инновационным проектам,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога.

Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.

Согласно п.3 ст.22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно пп.3 п.1 ст.21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство прекращается в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства.

В соответствии со ст.223 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. Арбитражный суд направляет копию решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно п.1 ст.11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Основанием для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) является решение, принятое регистрирующим органом по представленным документам (п.6 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 № 630).

Решение о государственной регистрации прекращения крестьянских (фермерских) хозяйств принимается на основании поступающих из арбитражных судов копий решений суда о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства.

При регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей вносится запись не об индивидуальном предпринимателе, а о крестьянском (фермерском) хозяйстве, главой которого является определенное лицо; правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуального предпринимателя в случае банкротства не тождествен как по порядку формирования конкурсной массы, так и по последствиям признания названных субъектов несостоятельными (банкротами).

В связи с чем на главу крестьянского (фермерского) хозяйства не распространяются положения ст. 216 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) устанавливающие запрет на осуществление индивидуальным предпринимателем признанным банкротом предпринимательской деятельности, а также занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом в течение пяти лет с даты завершения в отношении такого лица процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве.

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

Вопрос-ответ из СПС «Консультант Плюс»

В соответствии с п. 1 ст. 259 Гражданского кодекса РФ членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что фермерское хозяйство прекращается в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" перечень документов, представляемых для государственной регистрации кооператива, определяется в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий (налоговый) орган представляется следующий комплект документов:

Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001 , утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439;

Учредительные документы юридического лица (устав, учредительный договор);

Решение о создании юридического лица (протокол либо договор о создании);

Документ об уплате государственной пошлины.

При этом прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется на основании листа З "Сведения о крестьянских (фермерских) хозяйствах, на базе которых создается производственный кооператив или хозяйственное товарищество" заявления по форме N Р11001.

Необходимо учесть, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона N 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 указанного Федерального закона фермерское хозяйство прекращается в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства.

Учитывая изложенное, в комплекте документов представляется также решение членов фермерского хозяйства о его прекращении.

5) на основании решения суда.

ЭТО ИНТНРЕСНО . Вопрос-ответ. СПС «Консультант Плюс». В случае смерти главы К(Ф)Х должны ли члены этого хозяйства сообщить в регистрирующих орган (налоговую службу) о его смерти?

Пунктом 3 ст.85 Налогового кодекса РФ установлено, что органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать о фактах смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных фактов.

Таким образом, членам крестьянского (фермерского) хозяйства, глава которого умер, не требуется сообщать об этом в регистрирующий (налоговый) орган.

Основания прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства приведены в ст.21 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". При этом в данном случае смерть главы крестьянского (фермерского) хозяйства не является основанием для прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Учитывая изложенное, при получении в установленном порядке информации о смерти физического лица, являвшегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства и зарегистрированного в порядке, установленном для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в государственный реестр регистрирующим (налоговым) органом вносится запись о смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

В случае прекращения деятельности К(Ф)Х в первом и во втором случаях для внесения соответствующей записи в реестр необходимо представить в регистрирующий орган (ИФНС № 14 по Кировской области):

1. заявление по форм Р26002,

2. документ об уплате госпошлины,

3. документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

В соответствии со статьей 2 ГК РФсубъектами регулируемых гражданским законодательством отношений являются физические и юридические лица, Российской Федерации, ее субъекты и муниципальные образования. И этот перечень, по смыслу данной статьи является исчерпывающим. Однако характеристика КФХ не охватывается понятиями названных субъектов и потому можно сделать вывод о наличии переходных юридических форм, являющихся право-субъектными единицами.

Проблема статуса КФХ не нова. Она появилась не с принятием Федерального закона 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который в статье 1 определил, что КФХ осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Первым этой проблемой занялся Шершеневич. он первым поставил вопрос о том, является субъектом права собственности на землю и иное имущество крестьянского двора: семейство или домохозяин. И сам Шершеневич не дает ответа на этот вопрос, а лишь указывает, что название крестьянского двора «хозяйственно юридическим союзом» не достаточно для признания его юридическим лицом.

В советское время серьезные споры в юридической литературе вызывал правовой статус колхозного двора.Так, Д. М. Генкин и И.В. Павлов считали колхозный двор либо юридическим лицом, либо особым субъектом права. При этом И. В. Павлов отмечал, что колхозный двор в качестве единого целого имеет определенные права и несет определенные обязанности.

А Г. И. Полянская, как и О. С. Иоффе не признавали колхозный двор ни юридическим лицом, ни каким-либо другим самостоятельным субъектом, так как он не обладает обособленным имуществом. При этом О. С. Иоффе заключает, что «с гражданско-правовой точки зрения колхозный двор - явление многосубъектное».

Сегодня на положение КФХ среди субъектов гражданского права существует несколько точек зрения, которые можно свести к следующему:

1. КФХ должно быть признано юридическим лицом. Именно таким образом решался этот вопрос в Закон РСФСР 1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Но законодатель отказался от такого решения ввиду его противоречивости. Действительно, «объявление фермерского хозяйства юридическим лицом не предусмотрено законодательством и не укладывается в понятие юридического лица, определенное в ГК РФ», так как КФХ не имеет в собственности обособленного имущества и потому встает вопрос и об его имущественной ответственности.

2. КФХ - это субъект особого рода, в том числе совокупный предприниматель. По мнению многих авторов, КФХ «имеет правовой статус, аналогов которому нет в действующем законодательстве и который не разъяснен теорией права». Это особый хозяйствующий субъект, не являющийся юридическим лицом и наделены лишь отдельными правами последнего. Такой субъект, не отвечающий в полном объеме признакам юридического лица в теории права получил название «усеченного юридического лица».


3. КФХ не правосубъектное объединение, а простое товарищество ведущих его граждан. По мнению одних авторов, в случае образования КФХ гражданами, не являющимися родственниками, правовое положение данного объединения должно регулироваться нормами о простом товариществе. Однако данная позиция противоречит ГК РФ. Договор простого товарищества - это обязательственное отношение, а КФХ - субъект, подлежащий государственнойрегистрации. Кроме того, простое товарищество предполагает как минимум двух участников, тогда как КФХ может быть создано одним лицом. 4. КФХ как субъект права отождествляется с его главой. Данная дискуссия не просто научная абстракция. Ее практическое значение проявляется тогда, когда встает вопрос об имущественной ответственности КФХ.

Так, Конституционный Суд в одном из своих постановлений отметил, что КФХ не согласуется с организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности, предусмотренными действующим законодательством, следовательно, плательщиком налогов следует признать главу КФХ. Но в соответствии со статьей 23 ГК РФ глава КФХ является предпринимателем и потому должен нести ответственность всем принадлежащим ему имуществом. Но законодательство не содержит ограничений на смену главы КФХ и порядок передачи им своих полномочий.

Однако практика по вопросу привлечения главы КФХ к ответственности по гражданско-правовым обязательствам противоречива. В одних случаях арбитражные суды обращают взыскание на имущество главы КФХ, а в других нет.

Как уже было сказано, ранее действовавшее законодательства наделяло КФХ статусом юридического лица. В настоящее время зарегистрированные таким образом КФХ должны перерегистрироваться до 2010 года. В этом случае встает вопрос о правопреемстве таких «реорганизованных» КФХ. при этом ФНС отмечает, что за КФХ в этом случае остаются все права и обязанности, как при реорганизации. Однако ФНС не разъясняет, наосновании каких норм физическое лицо признается универсальным правопреемником юридическоголица и какими нормами следует руководствоваться, если глава КФХ отказывается признавать и исполнять обязательства КФХ.

Не менее противоречивая ситуация возникает в случае прекращения фермерского хозяйства, действующего без образования юридического лица. Если у хозяйства есть неисполненные обязательства и недостаточно имущества для их погашения, то по смыслу статьи 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ подлежит ликвидации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В то же время согласно Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и письму МНС РФ от 24 марта 2004 года №09-0-10/1303 «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» ликвидация КФХ осуществляется в порядке, предусмотренном для индивидуальных предпринимателей, то есть действует уведомительная процедура, и для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении КФХ достаточно представить заявление, документ об уплате государственной пошлины и решение членов о ликвидации КФХ. При этом согласно статье 22.3 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указанный перечень документов является исчерпывающим.

Таким образом, действующее законодательство не запрещает фермерскому хозяйству прекратить свою деятельность независимо от наличия неисполненных обязательств. Но действующее законодательство не предусматривает прекращения обязательств ликвидацией КФХ. Соответственно кредиторы вправе рассчитывать на взыскание задолженности, но кого надлежит признать ответственным лицом - главу или всех членов хозяйства?

Исходя из статьи 23 ГК и указанного постановления Конституционного Суда РФ таким субъектом выступает глава хозяйства (предприниматель). При этом в законодательстве отсутствует запрет на применение норм об индивидуальной ответственности главы КФХ и обращение взыскания на его личное имущество в связи с неисполнением гражданско-правовых и публично-правовых обязательств, возникших в период деятельности фермерского хозяйства. Данный подход представляется спорным, поскольку, во-первых, имущество КФХ принадлежит членам хозяйства на праве общей собственности, а во-вторых, выгодоприобретателями являются все члены КФХ. Потому логичнее представляется возложить такую ответственность на всех членов КФХ пропорционально их долям в общем имуществе.

Ввиду всего изложенного представляется, что следует согласиться с Н. Н. Мельниковым, который предлагает, во-первых, убрать из статьи 23 ГК положение о том, что глава КФХ является предпринимателем, а во-вторых, внести дополнения в ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и четко указать, что КФХ является самостоятельным субъектом права, а возникшие обязательства исполняются за счет активов, переданных членами в общее имущество при создании КФХ либо в период деятельности КФХ, а также доходов КФХ.

"Налоговый вестник", N 6, 2000

Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества, находящегося в его пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.

В соответствии со ст.1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" [далее - Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"] ведение хозяйства осуществляется на основе пользования земельным участком. Земельный участок может находиться у членов хозяйства в собственности как на праве аренды, так и на других законных основаниях: в пожизненном наследуемом владении или в собственности.

1. Выделение земельного участка

Работники колхозов и совхозов, а также сельские пенсионеры имеют право на земельную долю (пай) согласно Положению о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708. Согласно п.16 названного Положения в случае выхода из коллективных хозяйств они вправе требовать выделения земельного участка в натуре. Что касается негосударственных кооперативов, созданных после реорганизации колхозов и совхозов, следует руководствоваться нормами Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", согласно которому уставом сельскохозяйственного кооператива может быть предусмотрено право выходящего участника на получение земельного участка.

Для получения земли с целью создания фермерского хозяйства необходимо направить заявление в адрес общего собрания указанных организаций с просьбой о выделении участка. Размер земельного участка, предоставляемого выходящему участнику, не должен превышать размера земельной доли или земельного участка, который этот участник передал кооперативу при вступлении в него. Земельный участок бывшему члену колхоза, совхоза выделяется в соответствии с его долей в сельскохозяйственных угодьях этого коллективного хозяйства.

2. Получение земельного участка

Право на создание крестьянского хозяйства и на получение для этого земельного участка имеет любой дееспособный гражданин, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве, сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. Для некоторых категорий граждан: ветеранов Великой Отечественной войны, руководителей и специалистов сельскохозяйственных органов местного самоуправления, сельскохозяйственных специалистов, проработавших в колхозе или в совхозе не менее пяти лет, многодетных и приемных семей - законодательство устанавливает специальные преимущества в получении участков.

Для получения земельного участка с целью ведения фермерского хозяйства необходимо обратиться с заявлением к главе местной администрации. В случае если претендентов на получение окажется несколько, при отборе граждан, пожелавших вести крестьянское хозяйство, местная администрация вправе провести конкурс. Местной администрации также предоставлено право в определении конкретных условий, на которых будет выделен земельный участок. Предельная норма предоставления земли устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации.

После этого администрация рассматривает заявление гражданина в месячный срок и выносит постановление о предоставлении или отказе в предоставлении земли.

3. Аренда земли

Наиболее часто применимым способом для получения земельного участка является получение земли на праве аренды посредством заключения договора аренды с собственником земли либо с арендатором, у которого есть право субаренды. При этом собственником земли может быть государство, организация (предприятие, учреждение) либо частное лицо. При заключении договора аренды земельного участка особенно тщательно необходимо подойти к его изложению и содержанию, оговорив при этом следующие условия: определение месторасположения участка, его границ; арендную плату; государственную регистрацию договора аренды.

Работы по определению границ участка выполняются районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству либо специализированными землеустроительными организациями, а также физическими лицами, имеющими лицензии на право выполнения таких работ. Выполненный план границ участка прикладывается к договору и является его неотъемлемой частью.

В обязательном порядке необходимо пройти государственную регистрацию договора аренды, которая осуществляется в учреждениях юстиции, а в тех субъектах Российской Федерации, где такие учреждения еще не созданы, можно обратиться в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Без такой регистрации в соответствии с нормами ст.ст.164, 165 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) сделка признается недействительной.

4. Правовой статус фермерских хозяйств

До принятия и введения в действие части первой ГК РФ крестьянские (фермерские) хозяйства образовывались как юридические лица в соответствии с Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который наделял крестьянские (фермерские) хозяйства правами юридического лица, осуществляющего производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в его пользовании земельных участков, хотя хозяйство и было представлено отдельным гражданином, семьей или группой лиц.

Согласно названному Закону членами хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.

Крестьянское (фермерское) хозяйство регистрировалось органом местного самоуправления после выдачи государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка. Органы местного самоуправления заводили на каждое крестьянское (фермерское) хозяйство регистрационную карточку и вносили его в похозяйственную книгу.

Имущество хозяйства принадлежало его членам на праве общей долевой собственности. При единогласном решении членов хозяйства имущество могло находиться в общей совместной собственности. Члены хозяйства осуществляли пользование общим имуществом по взаимной договоренности. Сделки по распоряжению таким имуществом имел право совершать глава хозяйства без особой на то доверенности либо доверенное лицо. При выходе одного из членов хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежали, а часть имущества (вклад, доля, пай) могли компенсироваться деньгами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливались по взаимной договоренности всех членов хозяйства, а при ее отсутствии - судом, при этом срок выплаты компенсации не должен был превышать пяти лет.

Наследование имущества крестьянского хозяйства производится по правилам ст.27 и в соответствии с ч.3 ст.15 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а наследование земельного участка и права аренды земельного участка - по правилам ст.ст.61 и 62 Земельного кодекса РСФСР.

С введением в действие части первой ГК РФ правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с п.1 ст.257 названного Кодекса определяется с иных позиций: оно принадлежит членам хозяйства на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. Таким образом, правовая модель, которая была закреплена в Законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в ГК РФ приобрела иной смысл. Если члены хозяйства желают использовать организационно - правовую форму юридического лица, то они должны создать для этого хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Общим имуществом хозяйства являются также плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности хозяйства и используемые членами хозяйства по взаимной договоренности. Доли членов крестьянского (фермерского) хозяйства в праве совместной собственности на имущество хозяйства признаются равными, если соглашением между ними не установлено иное.

При выходе из хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства, принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству, разделу не подлежат. В то же время вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей совместной собственности на это имущество. Указанные правила подлежат применению и тогда, когда после смерти одного из членов хозяйства открывается наследство.

В соответствии с п.5 ст.6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации до 1 июля 1999 г. подлежали индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными объединениями, благотворительными фондами, и другие, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения. Крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные до введения в действие части первой ГК РФ в соответствии с положениями Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", под действие указанного положения не подпадают.

Положениями ГК РФ предусмотрены две возможные формы существования крестьянских (фермерских) хозяйств со дня введения в действие гл.4 ГК РФ. Согласно ст.23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Кроме того, в соответствии со ст.259 ГК РФ на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. При этом правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных до введения в действие гл.4 ГК РФ, подлежит приведению в соответствие с указанными нормами.

Однако ни Федеральным законом от 30.11.1994 N 52-ФЗ, ни иными федеральными законами не установлены предельные сроки для приведения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с положениями ГК РФ. Решение данного вопроса в настоящее время во многом зависит от местных властей. Следовательно, членам крестьянского (фермерского) хозяйства необходимо помнить, что в связи с тем, что конкретные сроки и порядок приведения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств законами не определены, изменение статуса скорее является правом членов хозяйства, чем обязанностью.

Таким образом, до тех пор пока в законодательстве не будут установлены предельные сроки для приведения правового статуса, хозяйства могут продолжать заниматься деятельностью в качестве юридических лиц.

Для изменения правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного до введения в действие части первой ГК РФ, его главе необходимо подать заявление на имя главы администрации района с просьбой о регистрации изменения. На основании заявления глава администрации издает распоряжение о регистрации изменения правового статуса хозяйства. С момента регистрации все права и обязанности прежнего хозяйства - юридического лица переходят к крестьянскому (фермерскому) хозяйству без статуса юридического лица, которому выдается новое свидетельство о регистрации хозяйства.

После регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства глава хозяйства обязан получить в регистрационной палате свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) дано экономическое определение термина "индивидуальный предприниматель" - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

После этого необходимо пройти процедуру постановки на учет в налоговых органах, внебюджетных фондах, органах статистики. Глава хозяйства приобретает статус индивидуального предпринимателя, а само хозяйство является особой формой предпринимательства и предполагает в своем составе наличие и других членов, которые также получают доход от деятельности.

Участники хозяйства договариваются о том, каким образом будет использоваться имущество хозяйства. Так, по общему правилу имущество хозяйства принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, то есть без определения доли каждого из собственников в соответствии со ст.257 ГК РФ. Каждый член хозяйства вправе совершать сделки по распоряжению этим имуществом, если соглашением между ними не установлен другой порядок. Если же члены хозяйства желают заранее определить долю каждого в общем имуществе, они вправе составить и подписать соответствующее соглашение. Можно также договориться о том, как будут распределяться и использоваться плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности хозяйства.

При замене правового статуса крестьянского хозяйства - юридического лица на статус крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица с регистрацией главы в качестве индивидуального предпринимателя происходит передача имущества от собственника крестьянского хозяйства - юридического лица в собственность индивидуального предпринимателя - физического лица. Такая передача не означает изменения или утраты имущественных прав членов хозяйства.

5. Налоговый учет

В соответствии с п.1 ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физических лиц, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Глава хозяйства, получивший свидетельство индивидуального предпринимателя, в течение 10 дней после государственной регистрации обязан подать заявление в налоговый орган по месту жительства о постановке на учет. Заявление о постановке на учет подается по форме N 12-2-1, утвержденной Приказом Госналогслужбы России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц". К документам, обязательным к предъявлению и подтверждающим сведения Заявления, относятся:

  • свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Кроме документов, необходимых для постановки на учет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства дополнительно представляет в налоговый орган документы, подтверждающие право владения землей и о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

При постановке на учет по месту жительства каждому налогоплательщику - физическому лицу присваивается единый по всем видам налогов и сборов на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

После завершения процедуры постановки на учет главе хозяйства выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства, что служит основанием в подтверждении факта постановки на учет в налоговом органе.

В случае если глава хозяйства намерен осуществлять свою деятельность не по месту жительства, он обязан заполнить заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства. В дальнейшем налоговый орган по месту жительства направит заверенную копию заполненного заявления в налоговый орган по месту осуществления деятельности и уведомит главу хозяйства о необходимости явки в налоговый орган по месту осуществления деятельности.

В налоговом органе по месту осуществления деятельности глава хозяйства предъявляет свидетельство о государственной регистрации; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; документы, подтверждающие право владения землей и о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Совместная деятельность

Для достижения результата, а также эффективного решения общих проблем путем объединения совместных усилий в практической деятельности крестьянские (фермерские) хозяйства очень часто применяют такую форму договорных отношений с другими участниками хозяйства, как договор простого товарищества (договор о совместной деятельности). Создание и ликвидация простого товарищества происходят без государственной регистрации.

Договоры простого товарищества заключаются в соответствии с гл.55 ГК РФ, когда двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключенного для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели.

При заключении договора простого товарищества должны быть решены вопросы, касающиеся денежной оценки вкладов; обязанностей товарищей по содержанию общего имущества и пользованию им; собственности; порядка возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей. Очень четко и конкретно необходимо также прописать и установить порядок ведения общих дел, ответственности товарищей по общим обязательствам, порядок распределения доходов и покрытия расходов и другие вопросы, необходимые для выполнения договора.

Ведение общих дел простого товарищества и учета доходов и расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов. Участники, ведущие общие дела, ведут учет доходов и расходов в одной Книге учета как по совместной деятельности, так и по деятельности, не связанной с выполнением работ по договору простого товарищества. Учет доходов и расходов в Книге ведется раздельно с тем, чтобы по окончании года можно было четко разграничить, какие доходы или произведенные расходы относятся к совместной деятельности, а какие к основной.

Доля дохода, причитающаяся каждому участнику простого товарищества, определяется исходя из общего дохода по данным учета за минусом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением дохода от совместной деятельности. Доход, полученный в результате совместной деятельности, распределяется между участниками до налогообложения в соответствии с условиями договора.

По окончании года в декларации о доходах глава хозяйства отражает валовой совокупный годовой доход, полученный хозяйством в целом по основной и по совместной деятельности, аналогично подлежат отражению расходы, связанные с получением этих доходов от основной и совместной деятельности, произведенные хозяйством в целом.

Для выполнения работ, связанных с осуществлением совместной деятельности, простым товариществом могут привлекаться иные физические лица либо члены колхозного (фермерского) хозяйства. Поскольку простое товарищество не является юридическим лицом, следовательно, оно не может являться работодателем для этих граждан, но на участниках договора лежит ответственность по удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога с заработной платы и вознаграждений и взносов во внебюджетные фонды. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, полученные в виде начисленной заработной платы, учитываются в расходной части декларации каждого в отдельности главы хозяйства в соотношении, предусмотренном в договоре о совместной деятельности.

7. Налогообложение доходов крестьянских (фермерских) хозяйств

Порядок налогообложения доходов крестьянских (фермерских) хозяйств, главы которых зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, аналогичен порядку, установленному для индивидуальных предпринимателей, с учетом особенностей, связанных с ведением сельскохозяйственной деятельности.

7.1. Подоходный налог

Объектом налогообложения глав крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, является совокупный доход, полученный в отчетном календарном году, уменьшенный на сумму установленных Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" вычетов и льгот, а также расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от деятельности.

Учет полученных доходов и произведенных расходов, связанных с осуществлением деятельности хозяйства, производится в Книге учета доходов и расходов на основании соответствующих документов.

Книга в виде тетради, блокнота приобретается главой хозяйства и должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью налоговой инспекции по месту учета. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью главы хозяйства и оттиском печати налоговой инспекции. В Книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основании первичных документов отражаются хозяйственные операции, осуществленные в отчетном периоде.

В соответствии с пп."ш" п.1 ст.3 названного Закона в течение пяти лет (начиная с года образования хозяйства) не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, полученные в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности. Указанная льгота также предоставляется членам крестьянского (фермерского) хозяйства при регистрации главы хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Доходы, полученные членами крестьянского (фермерского) хозяйства от несельскохозяйственной деятельности, облагаются налогом в общеустановленном порядке.

В случае если в крестьянском (фермерском) хозяйстве не ведется раздельного учета личных доходов членов этого хозяйства, полученных от сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности, разделение общего дохода каждого члена хозяйства для целей налогообложения производится по проценту, исчисленному как соотношение общего дохода крестьянского хозяйства к доходу от несельскохозяйственной деятельности.

Вышеуказанная льгота предоставляется членам крестьянских (фермерских) хозяйств по доходам от сельскохозяйственной деятельности, полученным от такого хозяйства, которое действует как самостоятельный хозяйствующий субъект, и не распространяется на доходы, полученные от ассоциаций, кооперативов и других предприятий, учреждений и организаций.

Годом образования крестьянского (фермерского) хозяйства является год государственной регистрации хозяйства.

По истечении пяти лет после регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства налогообложение главы хозяйства производится в порядке, установленном для индивидуальных предпринимателей, но в декларации о доходах глава хозяйства отражает доходы, полученные хозяйством, и фактические расходы, непосредственно связанные с получением этих доходов и произведенные хозяйством в целом.

Кроме того, глава хозяйства вместе с декларацией о доходах представляет в налоговую инспекцию отчет по форме 5-КХ для правильного расчета налогооблагаемого дохода, в котором отражаются результаты деятельности крестьянского хозяйства и учитываются соответствующие хозяйственные операции, связанные с производством сельскохозяйственной продукции.

Подоходным налогом облагается совокупный годовой доход, полученный хозяйством, который представляет собой разницу между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода. Состав расходов, связанных с извлечением дохода, определяется применительно к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552.

Налог уплачивается авансовыми платежами (15 июля, 15 августа и 15 ноября) равными долями от годовой суммы налога, исчисленной за истекший год, а по вновь образованным хозяйствам - от предполагаемой суммы дохода за текущий год. Уплата подоходного налога и авансовых платежей налога производится на основании платежного уведомления, вручаемого плательщику налоговым органом, исчислившим этот налог. В налоговом уведомлении указываются размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога.

Пересчет по фактически полученному совокупному доходу за истекший год должен быть закончен налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. На суммы доплат по подоходному налогу, выявленному по результатам камеральной проверки, налоговым органом направляется главе хозяйства требование об уплате соответствующей суммы подоходного налога и пени.

7.2. Группировка затрат по элементам

В целях упорядочения учета и в соответствии с их экономическим содержанием главам крестьянских (фермерских) хозяйств затраты следует группировать по следующим элементам:

материальные затраты;

амортизация основных средств, малоценных предметов и нематериальных активов;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

прочие затраты.

Рассмотрим подробнее составные части каждого элемента затрат.

7.2.1. Материальные затраты

Стоимость потребленных на производство продукции предметов труда (материалов) (в отличие от основных средств) полностью включается в затраты на производство продукции. В процессе производства материалы играют различную роль: одни, входя в продукт, составляют его основу, другие способствуют образованию продукта. Поэтому все материалы делятся на сырье, основные материалы и вспомогательные материалы.

В составе материальных затрат отражаются:

стоимость приобретенных материалов и сырья, которые входят в состав изготавливаемой продукции (товаров) или используются при проведении работ, оказании услуг;

стоимость покупных изделий (в том числе полуфабрикатов, комплектующих изделий, тарных материалов), используемых в процессе производства продукции (товаров, работ, услуг) и для упаковки продукции (товаров);

стоимость находящихся в эксплуатации средств и предметов труда, МБП, которые списываются в расход по мере их отпуска в производство или эксплуатацию и включаются в состав расходов путем начисления износа;

вспомогательные материалы, которые содействуют созданию продукции.

Материальные затраты следует отражать по фактической цене приобретения; их стоимость должна быть подтверждена документально.

Документами, подтверждающими материальные затраты, являются товарные чеки, счета, торгово - закупочные акты, накладные на отпуск товара с учетом кассовых чеков или корешков приходных кассовых ордеров, подтверждающих оплату данного товара, банковские документы, подтверждающие их безналичную оплату, свидетельствующие о фактически произведенных расходах.

Готовая продукция отражается по фактической стоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на ее производство.


Что такое Крестьянское фермерское хозяйство?

Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) - совсем не новость для России. Как вид предпринимательской деятельности они появились ещё в конце 80-ых годов в той стране, о которой сейчас приходится лишь мечтать - СССР.

Но только через 14 лет, уже в России, был издан закон № 74-Ф3 под названием «Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве». Дума приняла закон 23 мая 2003 года, Совет Федерации одобрил - через 5 дней, а президент подписал ещё через 2 недели - 11 июня.

Закон определяет все правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Он становится гарантом права граждан на данный вид самостоятельной деятельности.

Закон состоит из 23 пунктов, разбитых по 9 главам.

Закон о крестьянском фермерском хозяйстве (КФХ) - основные пункты

Первая глава определяет общие положения закона и закрепляемого им вида деятельности на земле. Самое главное - точно определяется, что же такое фермерское хозяйство, и мы советуем всем, интересующимся КФХ очень внимательно уяснить себе это положение, которое приводим дословно (здесь и далее, все выдержки из закона приводятся без изменений и выделяются шрифтом):

“Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии”.

Обращаем внимание, что закон относит к деятельности КФХ не только производство и реализацию, но и хранение и транспортировку сельхозпродукции, что принципиально важно, учитывая недоработки законов, по которым происходило функционирование КФХ до сих пор.

Создаётся хозяйство группой лиц или единственным человеком, без образования или с образованием юридического лица. Последний случай определяет статья 86.1 4-ой главы Гражданского кодекса России, которая называется «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Вот все 5 пунктов данной статьи:

“1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 [имеется в виду 74-Ф3]), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом .”

Обращаем внимание на ключевые выдержки из закона о КФХ:

Объединение граждан должно произойти строго на принципах добровольности;
. Предполагается личное участие каждого члена хозяйства в его деятельности;
. Гражданин имеет право быть членом только одного КФХ со статусом юридического лица;
. В случае взыскания задолженности с хозяйства реализация его имущества должна проводиться на публичных торгах.
. Все члены хозяйства несут ответственность друг за друга - если один не может выполнить свои обязательства, это обязаны сделать другие. В этом и заключается понятие субсидиарной ответственности (с латыни - «вспомогательной», «дополнительной»).

Если КФХ функционирует без образования юридического лица, то его деятельность регулируется гражданским кодексом и законом № 74-Ф3.

В частности:

Государственная власть должна содействовать образованию рассматриваемых объединений, а в дальнейшем всячески поддерживать их работу, обеспечивая доступ к ресурсам, в первую очередь, финансовым.
. Строжайше не допускается любое вмешательство государства в деятельность КФХ, если, конечно, эта деятельность не пахнет откровенной уголовщиной.

Регистрация крестьянского фермерского хозяйства

Порядок создания КФХ

Очень важной главой закона является 2-ая, определяющая порядок создания фермерского хозяйства.

Во-первых, право создать фермерское хозяйство на территории России имеет любой её житель:

Гражданин страны;
. Иностранец, или,
. Лицо без гражданства.

В члены КФХ могут быть в дальнейшем приняты родственники основателя, но

Не более чем из 3 семей, и,
. По достижении 16-летнего возраста.

В КФХ могут включаться лица и не состоящие в родстве с главой хозяйства, но их количество не должно превышать 5 человек.

Если хозяйство создаётся одним лицом, то и соглашения составлять не требуется, иначе потребуется соглашение между организаторами, которое обязательно должно включать следующие сведения:

“1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.”

Уже перечень требуемых сведений ясно говорит о том, что создание документа требует предельной точности и дисциплины, как организационной, так и юридической. Поэтому, настоятельно советуем составление данного документа проводить под строгим кураторством квалифицированного юриста, знакомого со спецификой создаваемой организации.

Именно юрист не забудет напомнить всем участникам будущей организации, что:

К соглашению должны прилагаться копии документов, подтверждающих родство членов организации, если такое есть;
. Соглашение обязаны подписать все члены организации лично (тут не забудем от такой вещи как «графологическая экспертиза», которая не допустит никаких подделок подписей);
. Создаваемый документ не ограничивает творческую инициативу его подписантов - в документ могут быть внесены и любые другие положения, касающиеся деятельности хозяйства, лишь бы они не входили в противоречие с законами страны.
. Необходимо уже в самом первом варианте соглашения предусмотреть возможные его изменения, касающиеся состава членов хозяйства.

Последняя статья (5-ая) 2-ой, организационной, главы закона 74-Ф3 коротко требует государственной регистрации создаваемой организации. Именно с момента госрегистрации КФХ признаётся официально созданным. Обращаем внимание, что закон не определяет порядок проведения регистрации в государственных органах.

Отличия КФХ от ЛПХ (личного подсобного хозяйства)

Имущество крестьянского фермерского хозяйства

Принципиально важной является 3-тья глава закона, определяющая имущество членов КФХ. Практика почти 30-летнего опыта функционирования подобных хозяйств показывает, что, в конце концов, именно имущество и является основой всех взаимоотношений в коллективе. Тут удивляться не приходится - материальное берёт своё, тем более, такое как:

Земельные участки,
. всевозможные здания и постройки (другими словами, недвижимость),
. мелиоративные сооружения и сооружения для других производственных операций;

ну, и, конечно:

Весь скот и птица,
. техника и оборудование,
. транспортные средства,
. инвентарь и любое иное оборудование, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства;

а также, безусловно:

Вся продукция хозяйства,
. любые финансовые ресурсы, полученные от деятельности КФХ.

Особо подчёркивается, что всё перечисленное находится в совместном использовании членов хозяйства в равной степени, если иное отдельно не оговаривается в соглашении - вот когда без помощи юриста не обойтись.

Полный и подробный перечень имущества КФХ был уточнён через 3 с половиной года после издания закона 74-Ф3 4 декабря 2006 года в законе № 201-Ф3.

Закон определяет также следующие положения, касающиеся владением имущества КФХ:

Все члены хозяйства владеют имуществом сообща;
. Порядок владения оговаривается в соглашении;
. Всё владение должно осуществляться только в общих интересах хозяйства;
. Имущество - гарант заключаемых хозяйством сделок;
. Все сделки, заключаемые главой хозяйства, «по умолчанию» предполагаются заключаемыми в интересах всех членов хозяйства. Если сделка вызывает недоверие у любого члена организации, и он считает, что она заключена в интересах отдельных лиц, то такое недоверие имеет, безусловно, право на оглашение, но при наличии неопровержимых доказательств.

Там, где речь идёт об имуществе, никуда не деться от разговора о его разделе и наследовании. Здесь действуют следующие положения:

Очень важно! При выходе одного из членов хозяйства из организации земля и средства производства в полном объёме остаются собственностью хозяйства.
. Отказник только имеет право на денежную компенсацию своего пая. Если размер этого пая стороны вынуждены определять в судебном порядке, то выплата должна быть произведена не позднее чем через год, после подачи заявления о выходе (заметим, а не через год после принятия окончательного судебного решения).
. Бывший член КФХ ещё в течение 2 лет несёт ответственность за все действия организации, совершённые в его бытность в ней.
. Если КФХ прекращает свою деятельность, то имущество делится между всеми его членами согласно требованиям Гражданского кодекса.
. Гражданский кодекс определяет и правила и права наследования имущества КФХ.

Земля крестьянского фермерского хозяйства

Если вы думаете, что споры о земле возникли, когда в своё время кто-то воскликнул: «Земля - крестьянам!» - то вы ошибаетесь. Этим спорам сто лет в обед, и всегда они были до ужаса трудны в разрешении.

Что же удивляться, что разрешению «земельного вопроса» при создании КФХ в законе отводится самая большая, 4-ая, глава.

Дело дошло до того, что закон был переиздан дважды:

Сначала 28 декабря 2013 года под № 446-Ф3, а затем,
. 23 июня 2014 года под номером 171-Ф3,

И оба раза корректировалась именно 4-ая глава.

Итак, глава называется «Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности».

Во-первых, надо всех успокоить сразу. Если вид разрешённого использования земли не входит в новый перечень видов по закону № 446-Ф3, то вам не придётся заново оформлять все документы.

Во-вторых, чётко определяется, что КФХ может иметь в своём использовании земли сельскохозяйственного назначения, причём на этих землях возможно строительство, необходимое для функционирования хозяйства.

В-третьих, КФХ может через суд оспорить отказ местного органа госвласти предоставить необходимую землю.

В-четвёртых, порядок выделения земель КФХ строго ориентирован на положения другого закона - № 101-Ф3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года. И снова мы ведём речь о необходимости надёжной юридической поддержки деятельности КФХ.

Члены и глава крестьянского фермерского хозяйства (КФХ)

Безусловно, список членов КФХ не может застыть «на одном месте». Возможен и приём новых членов и исключение уже бывалых работников. Этой теме посвящена 5-ая глава закона.

Всё довольно просто:

Приём новых членов происходит при взаимном согласии всех членов КФХ и при наличии письменного заявления вновь вступающего.
. Выходу из хозяйства также должно предшествовать заявление в письменной форме.

Из членов хозяйства при взаимном согласии всех избирается его глава, который должен проводить свою работу на благо всей организации, не допуская ущемления прав любого из его членов.

17-ая статья закона определяет полномочия главы КФХ:

“Глава фермерского хозяйства:

  • организует деятельность фермерского хозяйства;
  • без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности;
  • осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
  • организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
  • осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.”

Закрытие и перерегистрация КФХ

Если в течение полугода глава хозяйства не осуществляет своей деятельности, то его члены на собрании вправе поставить вопрос о его замене, что, впрочем, не влечёт исключение неудачного главы из членов КФХ.

Закон допускает объединение нескольких КФХ в союзы по любому признаку, лишь бы деятельность подобного нового объединения отвечало целям работы каждого КФХ и полностью отвечало законам Российской Федерации.

В противном случае надзорные органы вправе по суду прекратить деятельность любого хозяйства. Определяются и другие причины закрытия КФХ:

  • По обоюдному согласию всех членов;
  • Если по различным причинам в КФХ не осталось ни одного члена;
  • При банкротстве хозяйства;
  • В случае преобразования КФХ в производственный кооператив или хозяйственное товарищество.

Если ваше КФХ было создано по старому закону ещё РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года, то его перерегистрация не требуется. Более того, такие хозяйства могут на равных основаниях быть преобразованы в «юридические лица».

Есть небольшой только нюанс, который нужно иметь в виду.

Если ваше хозяйство уже изначально было организовано как юридическое лицо по тому, старому, закону 1990 года, то перерегистрация также не требуется, но только до 1 января 2021 года! Данное положение было введено законами №239-Ф3 и №263-Ф3 от 30 октября 2009 и 25 декабря 2012 соответственно.

Безусловно, организация КФХ дело для инициативных людей, настоящих трудяг на земле, связывающих с ней всю свою дальнейшую жизнь. Нельзя сказать, что множество принятых законов обеспечило данной форме организации сельскохозяйственных работ на земле сколько-нибудь успешное продвижение.

Но, что несомненно - государство таким образом говорит о своей полной поддержке КФХ, а дальше уже как повезёт, как пойдёт дело, насколько оно будет продумано и по-настоящему востребовано на рынке.

Но вот советы от тех, кто всё-таки решился однажды пойти по этой дороге и не разочаровался:

  • Обязательно накапливайте опыт взаимоотношений и работы. Не стоит сразу бросаться в дело, сломя голову. Сначала испытайте КФХ в малом, пусть тестовом варианте, которое не потребует больших финансовых вложений, затем постепенно расширяйтесь.
  • Рассчитывайте в этой работе только на себя, по возможности поменьше обращайтесь за кредитами. По крайней мере, вся работа с банками должна быть продумана до мелочей. И это несмотря на то, что государство якобы постоянно готово оказывать поддержку развитию КФХ. Вот только Скрынник, проработав 3 года министром, почему уехала жить на Запад, а тут ещё говорят о каких-то вызовах её в следственные органы. Всё это страшно дискредитирует саму отрасль и её начинания, в целом очень перспективные.
  • Вся работа должна быть точно просчитана, её алгоритм должен быть понятен любому члену хозяйства, каждый должен строго выполнять свою работу и понимать на 100% каков вклад этой работы в успех работы всего предприятия.
  • Очень удобно, что КФХ могут поставлять свою продукцию в любые торговые точки, тогда как продукция с личных подсобных хозяйств в магазинах появиться не может. КФХ находится на едином налоге, а это только 6% от общего оборота хозяйства. Ну, и, когда КФХ достаточно выросло, оно может рассчитывать на помощь государства, но для этого потребуется официальная регистрация в виде юридического лица.

А вот уже предостережения от тех, кто набил шишек в этом деле:

  • КФХ не стоит, по крайней мере, в начале, связываться с торговлей - остановитесь пока на решении главной задачи выращивания;
  • Задача поиска покупателей своей продукции должна стать постоянным делом любого КФХ, а отсюда вывод один - постоянная реклама своей продукции и постоянное повышение, как её качества, так и услуг по её поставке.

Зачем оформлять Крестьянское Фермерское хозяйство и выгодно ли это? Видео