Особенности обучения детей с ммд. Все взаимосвязано

Провожая ребёнка в школу, мы вновь и вновь с щемящим чувством спрашиваем себя: «А справится ли он, будет ли благополучной и успешной его школьная жизнь?» Так хочется надеяться, что наш маленький ученик порадует нас своими результатами. Однако далеко не всегда успех зависит от приложенных усилий. Вот кто-то искренне старается – и всё равно не успевает, не всё слышит, пропускает и путает буквы, допускает ошибки в примерах. Почему? В поисках ответа на этот вопрос встревоженные родители идут на приём к врачу – неврологу или психоневрологу.

На приёме у невролога

Один из моих маленьких пациентов – семилетний Юра. Он похож на Маленького принца: высокий лоб, нежная, бледная кожа с голубыми жилками сосудов, и – недетские – печальные и усталые глаза.

– Юра, что тебя беспокоит?

– Голова. Болит.

– Когда? Утром? Вечером? Или после школы?

– Раньше после школы болела, а теперь всё время…

От Юриной мамы узнаю печальную историю. До школы он считался умным ребёнком, любил разговаривать со взрослыми, в целом был послушным, хотя и беспокойным. В первый класс мама провожала сына в твёрдой уверенности, что меньше «пятёрки» он домой не принесёт… Но оживление первой недели сменилось усталостью, нежеланием идти в школу. Учительница жаловалась на вялость Юры, рассеянность, отсутствие интереса, на «грязные» тетради с пропусками, исправлениями, нелепыми ошибками.

«Как тебе не стыдно!» – возмущалась мама, чувствуя отчаяние и бессилие перед непонятной ситуацией. «Будешь переписывать, пока не напишешь чисто!» – кричала она не в силах сдержаться, но с каждой новой попыткой количество ошибок лишь возрастало. О

на видела ужас в глазах сына, его дрожащие губы и чувствовала себя мучителем. А завтра – опять школа, опять возмущение учительницы и тупая, уже непроходящая головная боль.

Опять разговариваю с Юрой. И вижу – действительно, умный мальчик, хорошая речь, широкий кругозор, неплохо соображает. Правда, несколько медлителен и – главное – очень быстро устаёт, начинает вытирать вспотевшие ладошки, отвлекаться, всё больше времени ему требуется, чтобы обдумать ответ… Очевидно, этот ребёнок вполне способен освоить школьную программу.

Почему же он стал неуспевающим учеником? Причина – ММД, минимальная мозговая дисфункция.

История болезни

В разные возрастные периоды мозговые дисфункции проявляются по-разному. В младенческом возрасте наиболее частыми признаками ММД являются беспокойство, повышенный или сниженный тонус мышц, «нережимность», частые срыгивания, метеозависимость, реже – вялость и пассивность. В три-четыре года у ребёнка наблюдается двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения. Малыш недостаточно целенаправлен в игре, его внимание разбросано, он быстро переключается с одной игрушки на другую. Речевое развитие нередко задерживается – он поздно начинает использовать фразовую речь, запас слов у него более скуден, чем у благополучно развивающихся сверстников. Ребёнок не проявляет интереса к чтению, к кубикам, конструкторам, к сюжетным играм. Иногда он страдает от нарушений сна, расстройств пищеварения, ему свойственны аллергические реакции, нарушение координации движений, двигательная неловкость, потливость.

В старшем дошкольном возрасте становятся более заметными неловкие и недостаточно точные движения пальцев, из-за этого ребёнок позже овладевает умением застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, хуже рисует и лепит, чем его сверстники. Для четырёх-пятилетнего ребёнка свойственны возбудимость, раздражительность, импульсивность поведения, частая смена настроения. Педагоги обращают внимание на его неумение вести себя на организованных мероприятиях, например, на утренниках. У некоторых детей повышенная возбудимость и расторможенность в играх сочетаются с замедленным темпом мышления. Это дезориентирует взрослых, даёт повод думать, что ребёнок может быстро справляться с заданиями. «На перемене носится, как оголтелый, а на занятии едва шевелится! Наверное, просто ленится», – сердится учитель, не зная, что детям с подобными нарушениями как раз свойственны возбуждение и хаотичная активность в игре и замедленность, инертность, низкая продуктивность в умственной деятельности.

Школьники с ММД как правило испытывают трудности в освоении письма, чтения, счёта. Они плохо ориентируются в пространстве (путают правую и левую стороны, не ориентируются на листе бумаги, неправильно обозначают пространственные отношения предметов). И слуховое, и зрительное внимание у них ограничено, они часто упускают из виду мелкие детали, особенно страдает их внимание на фоне посторонних раздражителей. Полученная информация медленно перерабатывается, хуже удерживается в памяти, труднее воспроизводится. Слабое развитие мелкой моторики мешает писать быстро и красиво. Из-за неуспехов ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в адекватной помощи.

На пути к излечению

Первая помощь ребёнку с ММД – медикаментозная. Лекарства, влияющие на обменные процессы в головном мозгу, помогут улучшить внимание и память, повысят общий тонус и работоспособность, нормализуют сон, снизят тревожность ребёнка. Заметим, коррекция таких, казалось бы, негрубых неврологических дисфункций вовсе не является простой задачей. Назначая какой-либо препарат, врач словно нажимает клавишу рояля. Но инструмент расстроен, и потому звук часто отличается от ожидаемого. Тогда необходима аккуратная и тщательная подстройка: замена препаратов, дополнительные обследования. Перед началом лечения желательно сделать обследование, которое позволит уточнить особенности состояния мозговых структур. Практический опыт показывает, что наилучшие результаты даёт длительное лечение, получившее название медикаментозного сопровождения: это чередующиеся курсы индивидуально подобранных препаратов.

Психолого-педагогическая помощь состоит в том, чтобы развить у ребёнка целенаправленность, внимание, память, умение думать, обобщать и выделять главное, усовершенствовать его движения, при необходимости – стимулировать речевое развитие. Для детей с ММД очень важна психологическая обстановка, их окружающая – недостатки регулирующих систем мозга делают их особенно чувствительными к стрессам и психическим травмам. Ребёнок с проявлениями мозговых дисфункций нуждается в охранительном режиме учебных нагрузок: в ограничении объёма заданий и количества уроков, в дополнительном выходном дне. В неблагополучный период рекомендуется индивидуальное обучение – один на один с педагогом легче сосредоточиться, драгоценные силы не тратятся на отвлекающие моменты, которыми полна жизнь в классе. Решение об охранительных мероприятиях принимает врач-психоневролог, при необходимости он оформляет и направляет в школу соответствующие документы. Обу­чение ребёнка должно быть организовано с учётом уровня его знаний, работоспособности, особенностей поведения. Важно помнить – попытки «наверстать», «догнать» сверстников за счёт интенсивных занятий чаще всего дают отрицательный результат.

Время вознаградит усилия родителей и специалистов – большинство детей с ММД вполне способны усваивать школьные знания, а в будущем получать образование, достигать желаемых высот в профессиональной деятельности. Время работает на ребёнка: развивающийся мозг постепенно «перерастает» свои проблемы. Главная задача взрослых – помочь, а не навредить, не спровоцировать дополнительные расстройства. Тогда проблемы первых лет школьного обучения скорее всего просто забудутся – ведь мы устроены так, что вспоминаем лишь радостные и светлые переживания…

Анна Дробинская
психиатр

Синдром ММД или, как еще его называют в МКБ-10, «гиперкинетические расстройства поведения» с кодом F-90, проявляется уже в раннем детстве. Минимальная мозговая дисфункция предполагает наличие расстройств неврологического характера, которые обнаруживаются в поведении и в психологических реакциях ребенка. Например, это могут быть нарушения речевой деятельности, плохая координация движений, гиперактивность, трудности в обучении.

В психологическом плане расстройства выражаются в эмоциональной лабильности (неустойчивости), повышенной отвлекаемости, рассеянности. Родителям нужно отнестись очень серьезно к проявлениям ММД, так как по последним медицинским данным такой диагноз имеют до 25% детей.

Выраженная гиперактивность ребенка может быть одним из признаков наличия ММД

Что является причинами возникновения ММД?

К причинам неврологических расстройств, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию, относят различные факторы - например, специалисты отмечают, что на ребенка еще до рождения воздействуют:

  • наследственная предрасположенность;
  • патология беременности (недоношенность, угроза прерывания беременности, анемия, болезни и плохое питание будущей матери, гипоксия плода и пр.);
  • патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность, асфиксия новорожденного).

Кроме указанных факторов, появление дисфункции у детей могут провоцировать:

  • неполноценное питание и даже недоедание;
  • различные заболевания, связанные с дефицитом кислорода (например, при бронхиальной астме легкие плохо обогащают кровь кислородом).

Дефицит внимания

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Родители, которые воспитывают дошколят, должны быть внимательны к поведенческим и психическим реакциям малыша, чтобы вовремя распознать неврологические расстройства.

Стоит учитывать, что внешне минимальная мозговая дисфункция может проявляться по-разному - это зависит от тяжести расстройств и особенностей психики ребенка. Важно не спутать нарушение с нормальными проявлениями детской активности или обычными нарушениями речи.

И все же определить наличие этого синдрома не так сложно. Специалисты классифицировали симптомы, которые проявляются при минимальной мозговой дисфункции. К их основным признакам относят дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность детей.


Ребенок с дефицитом внимания часто переключается между разными занятиями, не готов слушать и выполнять указания и просьбы, испытывает сложности с запоминанием

Сущность проявляется в ярко выраженной невнимательности и имеет следующие характеристики:

  • малыш не реагирует на обращение, хотя слышит его;
  • не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии (игре, чтении сказки, фильме);
  • старший дошкольник охотно начинает выполнять задание, но не заканчивает его;
  • при подготовке к обучению и во время самого обучения ребенок испытывает трудности, связанные в основном с организацией деятельности (игры, выполнения задания);
  • в любом возрасте не может сосредоточиться на занятиях, требующих внимательности и определенных умственных усилий, отвергает такие занятия;
  • для них характерна частая потеря вещей;
  • малышам сложно дается запоминание даже самых простейших текстов или стишков.

Гиперактивность, как симптом дисфункции

При минимальной мозговой дисфункции проявляется уже с младенчества следующими действиями:

  • малыш спит беспокойно или очень мало;
  • с раннего возраста дошкольник становится неусидчивым, находится в постоянном движении;
  • даже в спокойном состоянии он совершает бесцельные движения руками и ногами;
  • наблюдается неустойчивость при ходьбе, возможны частые падения;
  • ребенок постоянно задевает предметы, ударяется об углы;
  • характерно проявление беспокойства в различных ситуациях, особенно тревожащих его;
  • малыш может часто ломать вещи, игрушки;
  • плохо развита мелкая моторика, что в дальнейшем может проявиться в плохом почерке, быстром уставании руки при письме;
  • хотя наблюдаются минимальные нарушения в речи, часто ребенок очень говорлив, перебивает, вмешивается в разговоры взрослых;
  • при проблемах в артикуляции речи им трудно строить длинные предложения, поэтому есть сложности в пересказе текста.

Синдром импульсивности

Минимальная мозговая дисфункция при синдроме импульсивности характеризуется следующими проявлениями:

  • очень резко проявляется эмоциональная лабильность (смены настроения от приподнятого к депрессивному);
  • у детей могут возникать необоснованные вспышки гнева не только по отношению к окружающим, но и к себе;
  • дошкольник быстро отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав инструкцию;
  • допускает деструктивное поведение во время занятий;
  • ребенок не умеет проигрывать, во время проигрыша может быть агрессивным, вступать в драки с другими детьми;
  • не может ждать отдаленного вознаграждения, требуя немедленной выдачи;
  • не подчиняется правилам (поведения, игры);
  • совершает опасные для себя и окружающих действия, хотя не понимает этого;
  • во время выполнения заданий у ребенка такое нестабильное поведение легко меняется от спокойного к агрессивному (злится, если задание не получается).

Каковы критерии диагностики синдрома ММД? Диагноз ставится при наличии не менее шести симптомов, которые наблюдаются на протяжении последних шести месяцев. Родителям нужно учитывать, что при обучении в школе дети испытывают большие сложности, но помнить, что значительную роль играет не уровень развития интеллектуальных способностей, а невозможность их реализовать.

Лечение детей с синдромом ММД

Родителям детей с синдромом ММД не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Как правило, те из них, которые активно занимаются со своими детьми, выполняют все назначения специалистов, получают хорошие результаты. Главное, чтобы была проведена своевременная диагностика и назначено правильное лечение. По данным специалистов, 70% детей в результате активно проведенных лечебных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и своим поведением не отличаются от них.

При лечении ММД необходимо понимать, что оно должно проходить во взаимодействии специалиста, ребенка и окружающих его людей, чтобы создать положительную атмосферу вокруг него. Основными направлениями при лечении являются психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, терпение и последовательность родителей.

Корректирующая программа лечебных мероприятий может быть построена следующим образом:

  1. Медикаментозные препараты назначаются только специалистом. Лекарства, курс, дозы ‒ все должно находиться под наблюдением врача.
  2. В психолого-педагогическую коррекцию должны входить занятия, игры, психогимнастические упражнения, учитывающие все проблемы детей с ММД. Система коррекции составляется специалистами (логопедом, психологом, педагогом) и проводится под их наблюдением. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания, развитие мышления, памяти, мелкой моторики, иметь четкие инструкции с неоднократным повторением, ведь малышу трудно сосредотачиваться на словесных объяснениях. На первых порах лучше использовать наглядность - например, при выполнении графических диктантов карандашом показать начало работы. Также необходимо учитывать, что дошкольникам трудно сразу усваивать учебный материал, поэтому нужны повторения, возвращение к пройденному.
  3. Дети с ММД должны соблюдать четкий режим дня , который организуют и поддерживают окружающие взрослые. Они просто обязаны следить за тем, чтобы малыш просыпался, получал полноценное питание, ходил на прогулки, занимался играми, ложился спать в одно и то же время. Такое выполнение режима делает работу нервной системы синхронной, в то время, как отступления расшатывают нервные процессы.
  4. Скорректировать двигательную активность ребенка поможет физическая терапия, при которой рекомендуются посильные упражнения, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках.

Продуманная физическая активность - лучший способ для выхода накопившейся энергии малыша. Подойдут занятия спортом, групповые секции, плавание, велосипед, роликовые коньки

Воспитание в семье ребенка с ММД

  1. В семейной обстановке родители должны помнить, что их частая перемена настроения, семейные ссоры плохо отражаются на эмоциональном самочувствии малыша и могут усугубить течение мозгового расстройства, поэтому необходимо единство требований между родителями, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь. Родителям следует проявить внимательность при общении малыша с его сверстниками. Нужно поощрять дружбу с медлительным ребенком, чтобы убавить эмоциональные всплески.
  2. С этой же целью дети не должны находиться среди большого скопления людей, например, в массовых городских мероприятиях.
  3. Специалисты также советуют вместо заграничных поездок в жаркие страны организовать летний отдых в знакомом месте, например, на даче. Включать в детский досуг подвижные игры на воздухе, плавание в водоеме, прогулки в лесу, так как это успокаивает нервную систему.
  4. Для коррекции мелкой моторики, развития внимательности, памяти рекомендуется вместе с ребенком дома заниматься творчеством: рисовать, лепить, вырезать, клеить. Полезно читать сказки, в игровой форме заучивать стихи, слушать музыку, детские песенки.
  5. Психологи не рекомендуют в это время посещать секции, кружки до тех пор, пока не закончится лечение. Когда дошкольник начнет учиться, о диагнозе нужно сказать учителю, чтобы обеспечить ему индивидуальный подход.

Воспитывая ребенка с ММД, родители должны помнить, что справиться с проблемами в короткие сроки поможет комплексное лечение. Как считает известный доктор Комаровский, повлиять на детей, имеющих минимальную мозговую дисфункцию, можно собственным примером, терпением и правильным воспитанием. Так родители быстрее найдут подход к своему чаду.

Дата публикации 26.01.2018

«У меня гиперактивный ребёнок!», «А мой засыпает на ходу, в школу идти не хочет…» - нередкие высказывания современных родителей о 7-9 летних сыновьях или дочерях. Не правда ли, странно, что маленький ребенок не хочет идти в школу, где и общение, и обучение, и развлечения, которых не было еще недавно, в детском саду?

Увы, не странно.

То, что чрезмерные родительские амбиции губят в детях не только личные устремления, желание учиться, но и даже здоровье – не твердил только ленивый психолог. Я не буду сейчас касаться широкого спектра проблем, вызванных родительской неграмотностью, затрону лишь узкую часть, к сожалению, весьма распространенную в настоящее время. Как детский медицинский психолог сталкиваюсь с этим почти ежедневно…

Суть в следующем: амбициозные родители стремятся отдать малыша в школу пораньше - с 6 лет. А еще до школы и начиная с первого класса стараются нагрузить его как можно большим количеством разнообразной информации, от которой у малыша голова идет кругом. Молодой неокрепший мозг не справляется с обработкой всей этой информационной махины и начинать давать сбои: перестает запоминать, не хочет анализировать, не удерживает внимание и так далее. В конечном итоге – отказ от учебы, двойки, хулиганство… И вот вам к 10 – 13 годам готов юный неврастеник с кучей навешанных на него ярлыков - от «тихого двоечника» до «отъявленного школьного хулигана». А ведь в детском саду был такой талантливый ребенок! Да и дома вроде бы у него все получалось…. Поначалу.

Так что же случилось?

Речь идет о весьма распространённом среди детей явлении, о котором сегодня говорят и неврологи и педиатры – это минимальная мозговая дисфункция (ММД). Вот что сообщают нам специалисты: минимальные мозговые дисфункции - это наиболее легкие формы церебральной патологии, которые имеют стертую неврологическую симптоматику и проявляются в виде функциональных нарушений, вполне обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. ММД не является медицинским диагнозом в точном смысле этого слова. Это, скорее, только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить, чтобы можно было начать лечение - в этом состоит медицинский аспект проблемы.

Для психолога же неврологический дефект ребенка выступает как данность, с которой он сделать ничего не может и не должен. Но суть его необходимо понять, чтобы проследить его ближайшие отрицательные влияния на развитие психических процессов и поведение ребенка в целом - для их предупреждения и минимизации.

Важно знать: ММД не является препятствием к обучению не только в общеобразовательной школе, но и в гимназии, а впоследствии и в вузе. Для этого бывает достаточно только консультативного сопровождения. Нередко, если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, растущий мозг сам оказывается в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования.

Но это возможно только при здоровом образе жизни ребенка, отсутствии у него занятий, приводящих к хроническому переутомлению. У большинства детей с ММД, при соответствующем режиме обучения, к 5-7 классу работа мозга полностью нормализуется.

ММД – вещь коварная. В детском садике вы его и не заметите, потому что ребенок с полноценным интеллектом, но не совсем еще сформировавшимся мозгом, никаких признаков заболевания не обнаружит. И только усиленные школьные, игровые и интеллектуальные нагрузки заставят малыша чрезмерно утомляться и нервничать, и в конце концов он будет стараться избежать всего того, что доставляет только неприятные эмоции от постоянных школьных неудач и придирок взрослых.

Педагоги и родители практически не осведомлены об ММД, хотя имеют дело с печальными последствиями этой напасти, а вот школьные психологи в курсе, и именно они чаще всего посылают на обследование младших школьников – проверить на наличие ММД у невролога или медицинского психолога.

Что же с этим делать, как обеспечить тот самый пресловутый «здоровый образ жизни », да еще и умудриться не упустить из виду развитие ребенка, если ему «ничего нельзя»?

1.Еще до поступления в школу в 6-летнем возрасте пройти обследование у невролога и у медицинского психолога, которые с двух разных сторон обнаружат либо не обнаружат нарушения в работе мозга. У психологов для этого существуют специальные методики и тесты, с помощью которых можно не только обнаружить нарушения, но и определить тип и индивидуальные особенности нарушений. То есть именно то, от чего и зависит, будет ли он слишком медленным, или наоборот, гиперактивным, или просто слабым, астеничным.

2.В случае подозрения на ММД, лучше с поступлением в школу повременить на год или два – до 8 лет включительно! За это время в щадящем режиме, то есть, ориентированном на ритмы работы именно его мозга, подготовить ребенка к школе, чтобы на первых порах учебы он не попал в отстающие.

3.Не пренебрегайте советами педагогов о переходе на индивидуальный режим обучения. Он может оказаться спасительным для вашего ребенка до того момента, как его мозг сформируется окончательно. Особенно это важно для тех детей, кто уже пошел в школу, а родители спохватились на третьем или четвертом году обучения.

4.А вот к советам перевести ребенка в коррекционную школу отнеситесь очень критично! Обучение в коррекционной школе может поставить крест на дальнейшем развитии ребенка (при условии, что у него сохранен интеллект). Учеба в коррекционной школе в отличие от индивидуального обучения в обычной средней заведомо гарантирует торможение в развитии. Здесь нужна очень серьезная диагностика с привлечением независимых и опытных экспертов-психологов. Защищайте права своих детей!

Конечно, по каждому виду ММД (всего их пять) существуют подробные рекомендации по обучению и взаимодействию с таким ребенком, и каждый родитель вполне способен их понять и применять. Нужно только проконсультироваться с грамотным психологом.

Марина Метнёва, медицинский психолог ГБУЗ НО НОНД



Итак, ваш ребенок пошел в 1 класс или только еще пойдет. Но вы точно знаете, что ему не сидится спокойно за партой. Он крутится, вертится, отвлекается на множество вещей, которые никак не относятся к учебе. Ручка - тоже отличная игрушка, а в тетради можно и порисовать.

Он может ходить по классу на уроке, сидеть под партой, он – маленький вихрь, втягивающий всех в свою орбиту, привлекающий внимание и нарушающий дисциплину и тишину в классе на уроке, а на перемене – он ракета, несущаяся по коридору.

Он получает больше всех замечаний, он мешает соседям, и даже если он искренне хочет сдержать свою буйную активность, у него не всегда получается.

Причем он может вполне сносно усваивать информацию, в том числе, сидя под партой, если действительно не устал.

От него страдает и класс, и учитель, а родители уже боятся очередного собрания и выхода в школу.

Ругать такого ребенка не помогает, увещевания не дают толку. Беда еще в том, что из-за такого поведения педагог может ополчиться на ребенка, и тогда прости, прощай мотивация учиться.

Школа становится хронической психической травмой, ребенок знает, что ему там не рады, но остановиться он действительно не может.

Что же такое происходит с этим ребенком?

Имя такому поведению Это очень распространенный сейчас неврологический диагноз. И хотя она минимальная и корректируемая, этого вполне хватает, что бы испортить жизнь и ребенку, и родителям.

По неофициальным данным, от моего коллеги психолога при тестировании подготовительной группы в хорошей рейтинговой гимназии ММД разной степени тяжести выявлена у 40% детей. И это заботливые родители и хорошая школа. Давайте разберем, что это за зверь такой и откуда он взялся.

Рассказывая вам об этом, я обобщу свой опыт врача психотерапевта, к которому на прием лавиной приходили такие дети после середины сентября каждого года. А чаще всего история их была такая.

После родов ребенку выставлялся диагноз родовой травмы или ишемии в родах, могло быть кесарево сечение или токсикоз во время беременности.

На 1 году ребенок мог наблюдаться неврологом, возможно, было лечение. В 90% случаев после 1 года ребенка снимали с диспансерного учета у невролога, и родители благополучно забывали о таком враче.

Хотя, ребенок мог быть возбудимым, тревожным, быстро уставать и возбуждаться от впечатлений, слишком подвижным, на фоне общего благополучия, своевременного развития речи, двигательных навыков - это списывалось на особенности характера.

Иногда звучали травмы головы или тяжелые инфекции, ОРЗ, операции с общим наркозом в истории ребенка.

ММД похожа на последствия травмы головы у взрослого: ослабляется память, внимание, появляется утомляемость, эмоциональность, и возникают сложности в управлении поведением.

Особенность в том, что у детей память и внимание подвергаются нагрузке в обязательном обучении, а умение управлять эмоциями и поведением - развито недостаточно.

И вот, только в школе проявлялась эта проблема, потому, что там другие требования.

И заключается проблема в том, что у такого ребенка слабое, утомляемое внимание, которым ему трудно управлять. И поэтому внимание, как заяц скачет с предмета на предмет, и вслед за ним идет поведение.

А поскольку у таких деток еще и недостаточно развиты волевые качества в силу наличия у них слабости нервной системы, есть замедление созревания волевых качеств - то такому ребенку сложно собой управлять.

Ребенок просто не может управлять собой достаточно.

Избыточная подвижность - это способ подстимулировать нервную систему, чтобы ребенок был способен воспринимать новое.

Часто у таких детей мотивация учиться есть, пока они не столкнутся со школьной дисциплиной и тем, что они не вписываются в нее.

И этот момент очень важно понимать родителям. Невозможно исправить наказаниями и страхом ситуацию волевой незрелости. Можно только помочь созреть, подтянуться до нужного уровня с минимальными потерями для нервов ребенка, родителя и учителя.

За это короткое время первой четверти можно успеть сформировать устойчивое негативное отношение к учебе, низкую самооценку ребенка и получить ярлык двоечника и хулигана.

С другой стороны, как мама 6 летнего мальчишки с ММД и речевыми проблемами, я знаю, как сложно приходится родителям, при столкновении их ребенка с жесткими правилами дисциплины.

Речевых детей рано нагружают уроками и занятиями, и поэтому конфликт дисциплины возможностей ребенка сидеть и слушать обнаруживается раньше.

С одной стороны - педагог прав, дисциплина нужна. С другой стороны - совершенно не понятно, что делать с ребенком. Как его удержать в нужных рамках, особенно когда мамы и папы нет рядом?

Итак, что же делать при ММД.

Стратегия. Это состояние постепенно компенсируется при правильном лечении, по мере взросления ребенка и развития волевых качеств, использовании режима дня и физических занятий, благоприятном эмоциональном климате в школе и семье.

Мамы и папы! Это постепенно пройдет или значительно ослабится, если помочь ребенку правильно. Для этого требуется время и определенные действия – к 10 -11 годам все будет лучше.

Обязательно: поход к врачу- неврологу и назначение препаратов – ноотропов, которые корректируют последствия родовой травмы, улучшают помять и внимание, способствуют созреванию психики. Важно делать курсы лечения, длительностью 1.5 -2 месяца. Начинайте за месяц до конца каждой четверти, и вы избежите утомления у ребенка от учебной нагрузки.

Я пользуюсь для своего ребенка такой схемой: 2 месяца лечение, 1 месяц перерыв. И она себя оправдывает. Как долго: первые три класса точно постоянно.

Потом по ситуации. Если ребенок устает, жалуется на головные боли, стал невнимателен и плохо запоминает, у него накопилась усталость - надо повторять курс.

Препараты подбирает врач. Важно знать – если ребенок возбудимый и эмоциональный - берутся седативные или сбалансированные ноотропы.

Найдите грамотного невролога и наблюдайтесь у него. Про побочные эффекты не волнуйтесь – в целом ноотропы одни из самых безопасных препаратов.

Соблюдайте режим дня. Укладывайте ребенка спать рано, давайте ему высыпаться. Больше физической активности, меньше ТВ и компьютера. Подойдут спортивные секции, развивающие координацию: танцы, плаванье, акробатика, и командные виды спорта – на коммуникацию в группе.

Если уже есть проблемы психологического плана: поможет работа с детским или семейным психологом или психотерапевтом. Кроме того, Вам надо уметь общаться с ребенком, даже если проблем нет, чтобы сглаживать проблемные ситуации и уметь обучить его обращаться со своими эмоциями и регулировать свое поведение.

Это важное умение для родителя такого ребенка.

Если Вы видите, что есть проблемы с дисциплиной до школы, то по возможности, отдайте ребенка в школу позже. Один год иногда очень много значит.

Выбирайте простую программу для ребенка. Не надо программы Занкова, 2100 и прочие новшества. Чем традиционнее, тем лучше. Современные новые программы предъявляют очень высокие требования. Сравните с собой в 1 классе обучение вашего ребенка. Смените программу при критической ситуации, вы выиграете в мотивации к обучению.

Самый важный пункт! Ищите учителя под ребенка. Пусть школа будет дальше, но учитель будет понимать вашу ситуацию. Выработайте совместный план, выполняйте рекомендации.

Идеально педагога со стажем, но не пожилого и не молодого. Пожилые болеют, молодые уходят в декрет. Смена учителя - дополнительная нагрузка и новая адаптация. Для вашего ребенка это нежелательно.

Ваша задача - что бы ваш ребенок любил своего учителя, а учитель понимал ситуацию. Дети учатся потому, что им важны отношения. И отношения с первым учителем – важнее оценок в вашей ситуации.

Итак, Вам придется приложить усилия, что бы помочь ребенку, но ситуацию вполне решаема. Выполняйте эти простые правила, и вы получите результат уже в течение ближайших месяцев.