Основные направления уголовной политики рф. Концепция уголовно-правовой политики российской федерации

Одной из наиболее явных глобальных угроз, которые беспокоят человечество, является преступность . Наличие этой угрозы всегда, на всех этапах развития общества и государства побуждало социум изыскивать эффективный инструментарий снижения или полного ее устранения. На решение подобной задачи были направлены интеллектуальные и материальные ресурсы. Не является исключением в этой сфере и проблема борьбы с преступностью в Российской Федерации, поскольку в современный период по не самым пессимистическим оценкам совершается не менее 5 млн. преступлений ежегодно с учетом латентной составляющей. Эти устрашающие цифры позволяют судить о масштабности того негативного социального явления, которое представляет собой преступность. Общество и государство всегда предпринимали меры для объяснения подобной ситуации, ссылаясь на целый комплекс причин, однако это объяснение мало что дает для улучшения положения. Граждане ждут от своего государства действенных и результативных акций, которые обеспечили бы эффективный контроль и противодействие преступности, ведущих к реальному понижению ее уровня до рамок естественного фона. Вот этой весьма масштабной и важной социальной задаче и должна быть подчинена уголовная политика государства.

Современная наука и практика давно уже не ставят перед собой задач полного устранения либо искоренения преступности как опасного социального явления, поскольку весь опыт в этой сфере показывает, что такая задача современному обществу и государству явно не по силам.

Уголовная политика - это многоаспектное, сложное понятие, в котором находит свое выражение целая гамма признаков, отражающих противоречивую сущность этого государственно-правового явления. Ее можно выразить как определенную государством стратегию и тактику в области борьбы с преступностью.

Формальный подход к изучению уголовного права подчас приводит к тому, что за соответствующей нормой (абстракцией) обучающийся не видит ни отношений, ею регулируемых, ни, что еще хуже, тех социальных, экономических, политических и других условий, которые вызвали к жизни само появление данной нормы в уголовном праве .

Необходимо всегда помнить, что уголовное право, уголовный закон - не самоцель и их изучение также не самоцель, а средство для достижения других, более важных социальных целей. Главная из них - предупреждение новых преступлений как наиболее надежный способ обеспечения интересов общества, государства и законопослушной части населения. Направление, содержание и формы репрессивной деятельности государства зависят от конкретных исторических условий и меняются в связи с преобразованиями, происходящими в социальной, экономической, политической, военной, культурной и других сферах жизни общества.

Уголовная политика - составная часть политики государства в целом. В свою очередь, политика - это направление и содержание деятельности государства внутри и вовне страны. Поэтому различают внешнюю и внутреннюю политику государства. Внутренняя политика, в свою очередь, подразделяется на экономическую, социальную, военную, национальную, образовательную, культурную и многие другие. Уголовная политика является частью социально-правовой политики государства и заключается в системе руководящих идей, методов их реализации, деятельности государственных органов , направленных на борьбу с преступностью и устранение причин и условий, способствующих существованию преступности.

Формами реализации уголовной политики являются законодательная, правоприменительная деятельность государства, а также деятельность государственных органов, научных и образовательных организаций по правовому воспитанию граждан.

Решающее значение в предотвращении преступлений, сокращении их числа имеют политические, экономические и социальные реформы и мероприятия, повышающие жизненный уровень населения, уровень образования и содействующие развитию культуры в стране, повышению уровня общественной нравственности.

Уголовная политика лежит в основе определения перечня составов преступлений, т. е. криминализации и декриминализации деяний, системы наказаний и т.д.

Уголовная политика по предмету ведения существенно шире, нежели уголовное право, поскольку она определяет не только уголовно-правовые методы и средства противодействия преступности, но призвана решать профилактические проблемы. Это связано с решением не только правовых, но и социальных, организационных, идеологических, экономических и других задач. Объективно это объясняется взаимосвязью и взаимозависимостью всех процессов и явлений жизни общества как внутри государства, так и за его пределами (борьба с агрессией, геноцидом, терроризмом, захватом заложников, наркоманией, угонами воздушных судов и т.д.).

Направления уголовной политики

Уголовная политика как часть социальной политики государства имеет несколько аспектов:

  • моральный, поскольку преступность характеризует моральное состояние общества , его здоровый или больной социальный организм;
  • политический - характеризует крепость, устойчивость политического строя, власти . На протяжении многих веков, на примерах различных государств отмечена закономерность: чем крепче и устойчивее власть, тем она гуманнее и менее репрессивна, и наоборот;
  • правовой - влияет на правопорядок в обществе, спокойствие граждан , их дисциплину и уважение к закону и органам власти;
  • экономический - снижение преступности влечет за собой экономическую пользу и наоборот: рост преступлений причиняет огромный экономический ущерб, как в виде прямых убытков, так и в форме упущенной выгоды.

Уголовная политика определяет направление деятельности правоохранительных органов в 3 сферах: по раскрытию преступлений и изобличению виновных; обеспечению правильного применения закона, т. е. правильной квалификации совершенного преступления и назначению справедливого наказания ; исполнению назначенного судом наказания.

Деятельность по каждому из этих направлений имеет свою специфику по субъектам и роду деятельности (предмету правового регулирования).

Эта специфика послужила поводом для разделения единой политики в области борьбы с преступностью на 4 составные части:

  • уголовно-правовую политику;
  • уголовно-процессуальную политику;
  • уголовно-исполнительную политику;
  • оперативно-розыскную политику.

Эти четыре составные части уголовной политики представляют собой неразрывное единство, поскольку имеют единую цель - противодействие преступности. Те, кто полагает, что эти четыре части уголовной политики имеют самостоятельное значение, обосновывают свою позицию наличием самостоятельных отраслей права : уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного. Однако уголовная политика использует правовые инструменты в едином комплексе контроля и подавления преступных и им сопутствующих общественно опасных проявлений.

Поэтому сейчас:

  • уголовно-правовая политика (как часть уголовной политики) представляет собой направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов в выработке общих положений уголовного законодательства, криминализации и декриминализации деяний, разработке видов и размеров наказаний в санкциях конкретных составов преступлений;
  • уголовно-процессуальная политика (как часть уголовной политики)
  • это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов по выработке и реализации процессуальных норм, обеспечивающих применение норм уголовного права на всех стадиях расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде;
  • уголовно-исполнительная политика (как часть уголовной политики)
  • это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов, направленное на исполнение наказаний, назначенных судами лицам, виновным в совершении преступлений;
  • оперативно-разыскная политика (как часть уголовной политики) - это направление деятельности законодательных и правоприменяющих органов, направленное на предупреждение, выявление и раскрытие преступлений.

Общепризнанно, что уголовное право, уголовно-правовая политика занимает ведущее положение по отношению к трем другим частям и отраслям права.

  1. выработка основных направлений деятельности государства и его органов в области противодействия преступности в стране (направление главного удара, стратегия борьбы с преступностью);
  2. определение форм и методов практической реализации намеченных направлений;
  3. постановка конкретных задач по организации борьбы с преступностью (тактика противодействия преступности).

Уголовное право - основная форма выражения, закрепления и практической реализации уголовной политики. На любой новый закон надо смотреть не только как на юридический акт, но и как на важный политический документ, выражающий новое отношение к социальным явлениям, а подчас и новое направление в уголовной политике. Кроме того, принятие нового законодательного акта, вводящего уголовную ответственность , влечет увеличение числа преступлений. И, наоборот, отмена закона уменьшает их число.

Право более консервативно, чем политика (во всяком случае, так было изначально, до наступления периода лихорадочных изменений УК РФ). Одним из качеств права является его стабильность, так как право отражает и закрепляет существенное, повторяющееся, типичное. Без стабильности права невозможно осуществление принципа законности . Частые изменения правовых норм порождают неуважение к закону, неуверенность в его правильности, сомнения в надежности и незыблемости законности. Поэтому бывают ситуации, когда жизнь требует изменения, дополнения закона, это требование отражается в политике, поскольку она более оперативна, подвижна, а изменения в законодательстве осуществляются лишь через какое-то, иногда продолжительное время.

По совершенствованию уголовного законодательства в теории уголовного права высказываются две точки зрения. Сторонники одной считают, что уголовное законодательство должно быть стабильным, и различного рода новшества должны вноситься в него после продолжительной практики применения действующего законодательства, научного обобщения этой практики.

Другая позиция заключается в том, что уголовное законодательство должно быть оперативно, оно должно быстрее реагировать на обнаруженные практикой недостатки законодательства (пробелы, неточные формулировки, противоречия и т.п.), поскольку малейшее отставание закона от жизни снижает его силу, неизбежно влечет за собой ослабление законности.

Истина же, как всегда, лежит где-то посередине: законы в основе своей должны быть стабильными и устойчивыми, поскольку частая смена юридических норм отрицательно сказывается на авторитете законодательства, создает определенные трудности в их применении. В то же время законодательство не может быть слишком консервативным. Оно должно своевременно реагировать на значительные изменения общественной жизни, на новые насущные потребности, и это тоже бесспорное положение. Строгое сочетание стабильности и гибкости - вот тот баланс, который необходимо поддерживать, чтобы законодательство наиболее действенно служило интересам народа.

Качество работы законодателя оценивается не столько продолжительностью времени, прошедшего с момента обнаружения недочета в законодательстве, до момента его исправления, сколько тем, насколько вновь принятый (измененный) закон лучше старого регулирует уголовно-правовые отношения, содействует усилению охраны общества, насколько новая (измененная) норма органично вписывается в существующую систему законодательства .

Критерии криминализации деяний

При решении вопроса об отнесении конкретного вида человеческого поведения к преступлениям важнейшими критериями являются:

  1. Оценка деяния как общественно опасного (ст. 14 УК РФ);
  2. Признание деяния противоречащим морали и взглядам подавляющего большинства членов общества .
  3. Борьба с такими деяниями возможна только путем применения уголовного наказания , т.к. использование иных мер убеждения и принуждения для этой цели недостаточно и только уголовное наказание способно обеспечить достижение цели.
  4. В материальном отношении объективно возможно обеспечить реализацию принятого закона (сейчас налицо колоссальная загруженность следственных изоляторов, перегрузка в работе следственного аппарата, судей, сотрудников оперативных подразделений).

Следует согласиться с утверждением, что «целью уголовно-правовой политики является формирование системы уголовного законодательства, адекватно отражающего содержание и динамику общественных отношений, и его эффективная реализация на практике».

Все эти моменты необходимо учитывать при принятии нового закона. Одновременно с процессом криминализации идет и обратный процесс - декриминализация, т.е. исключение норм из УК РФ, это объясняется тем, что с изменением социального строя отпадает необходимость защищать те или иные отношения мерами уголовного права , отпадает опасность тех или иных деяний, характерная для преступления.

Таким образом, уголовное право реализует уголовную политику государства , в законах отражается эта политика. Меняется политика, и меняются законы. Наиболее резко меняется законодательство, когда в обществе, в государстве происходят не эволюционные, а революционные изменения, преобразования.

Уголовно-правовая политика, содержанием которой является целенаправленное противодействие преступности, ориентирована не только на совершенствование форм и методов деятельности правоохранительных органов, но и на расширение социальной базы борьбы с преступностью. Эту базу формируют действия граждан по противодействию преступности. Данное направление уголовной политики нашло реальное воплощение в современном уголовном законодательстве, нормы которого направлены на активизацию граждан в сфере противодействия преступности.

Уголовно-правовая политика России на протяжении многих десятилетий или не осознавалась в качестве самостоятельной проблемы, или отличалась крайней нестабильностью. Она не имела упорядоченного развития, а воспринималась как совокупность решений власти, направленных на обеспечение правопорядка, общественной безопасности и борьбу с преступностью.

В настоящее время одним из важных направлений разработки концепции уголовно-правовой политики является преодоление «кризиса правопорядка». Население (его большая часть) испытывает чувство беззащитности перед преступностью, основанное отчасти на искаженном восприятии складывающейся криминальной ситуации, отчасти - на неверии в профессиональные возможности субъектов уголовной политики и эффективности всей системы правоохранительных органов. Крайне низкой является степень доверия населения к правоохранительным органам, в отдельные периоды она опускалась до показателей в 3-4 %.

Концепция уголовной политики должна учитывать позицию населения, которое нередко скептически оценивает возможности органов власти, в том числе правоохранительных органов в эффективном обеспечении борьбы с преступностью. Именно с этой позицией населения нередко связано искажение реальной картины преступности. Например, по исследованиям ВНИИ МВД России, проведенным в конце 90-х г.г. прошлого столетия, около 60% потерпевших от тяжких преступлений вообще не обращались в правоохранительные органы. Очевидно, население нередко принимает меры к защите жизни, здоровья, собственности собственными силами. Это позиция в целом позитивна, если она не принимает гипертрофированных форм, например, приобретения и использования запрещенных к свободному обороту оружия и боеприпасов. В то же время создание и активное развертывание сети частных охранных структур для защиты интересов собственников, установка технических систем охраны в квартирах и подъездах позволяют сократить число посягательств имущественного характера.

Раскрываемость преступлений в России (как в достаточной степени унифицированный показатель) на 30-40% выше, чем в большинстве европейских стран. Однако он не отражает реальной ситуации противодействия преступности, поскольку нередко достигается «приукрашиванием» статистических показателей. Типичной для правоохранительных органов деформацией является «сдвиг средств на цели» уголовной политики, когда средство - повышение раскрываемости приобретает характер цели и достигается любыми средствами. Эта тенденция не только не повышает уровня доверия населения к результативности уголовной юстиции, но и наносит серьезный ущерб их авторитету. Обманные, по сути, «игры» со статистикой искажают как картину преступности, так и оказывают негативное влияние на состояние борьбы с ней.

Концепция настоящего времени, безусловно, должна учитывать, что она является идеологией уголовной политики переходного периода, это предполагает поиск эффективных подходов к стратегии противодействия преступности именно в данный исторический период развития государственности. Причем такая стратегия не обязательно должна быть связана с ужесточением законодательства и правоприменительной практики. Ужесточение уголовной политики кажется естественной реакцией на рост преступности. Однако, как показывает опыт европейских стран, преобладающей тенденцией в период «криминального взрыва» должно быть не ужесточение, а рациональное развитие и даже смягчение уголовной политики. Одной из причин, которые обусловливают такую, на первый взгляд, парадоксальную реакцию, являются нарастающий процесс все большей ограниченности материальных и профессиональных ресурсов, которые общество может использовать для противодействия преступности. Эти ресурсы невозможно увеличивать темпами, пропорциональными росту криминальных проявлений. Кроме того, экстенсивный путь развития дорогостоящей и громоздкой системы уголовной юстиции, при попытке его реализовать, приводит к еще более разрушительным последствиям для общества, чем сама преступность.

Зарубежный опыт показывает, что при либерализации уголовной политики темп прироста относительного количества осужденных при возрастании количества преступлений, как и уровень судимости в период реформирования общества, (что наблюдалось в Польше, Венгрии и Молдове) был либо незначительным, либо оставался стабильным или даже уменьшился. Это достигалось: во-первых, декриминализацией части преступлений, а также расширением видов наказаний, не связанных с лишением свободы; во-вторых, использованием института условного осуждения, досрочного и условно-досрочного освобождения.

Другое направление развития концептуальных положений уголовной политики на перспективу - депенализация, сокращение относительного количества приговоров к лишению свободы и снижение сроков лишения свободы, что, безусловно, потребует коррекции нормативного правового регулирования и развития структур исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Еще одной проблемной ситуацией в России является неразработанность подходов (методик) к определению приемлемого для общества уровня криминологической безопасности населения, рубежей (показателей) возможного или приемлемого уровня судимости населения, предельного наполнения мест лишения свободы и других элементов, определяющих уровень реализации уголовной политики.

Указанные проблемные ситуации могут быть положены в основу концептуальных положений, направленных на устранение избыточности уголовной репрессии.

Следует также принимать меры, которые позволят исключить нестабильность в развитии карательного аспекта уголовной политики, поскольку ранее периоды ужесточения карательной практики сменялись либерализацией, ослаблением репрессивной функции и даже подменой общепринятых способов государственно-правового принуждения мерами общественно-воспитательного воздействия. Такие колебания едва ли были проявлением осмысленной и последовательной политики государства в данной сфере. Скорее, это подтверждало отсутствие взвешенной научно обоснованной концепции воздействия государственных органов и общественности на негативные процессы. Естественно, что такие волюнтаристские подходы не могли привести к долгосрочному эффекту в деле борьбы с преступностью.

Очевидно, что концепция должна предусматривать разумное сокращение карательной сферы деятельности субъектов уголовной политики. Это может достигаться расширением декриминализации деяний, применением видов наказаний, не связанных с лишением свободы, основанной на законе корректировкой следственной и судебной практики в направлении расширения возможностей для прекращения уголовных дел на всех стадиях расследования и применения мер, заменяющих уголовное наказание. Среди форм реализации данного направления уголовной политики можно указать на: применение реституции (восстановления нарушенных прав и свобод потерпевшего); расширение возможностей освобождения от уголовной ответственности и наказания; применение принудительных мер воспитательного и медицинского характера (последние, по мнению автора, должны быть вообще выведены из структуры УК, как не имеющие уголовно-правового содержания). Это не исключает осуществление также процесса криминализации.

Еще одним из перспективных направлений уголовной политики возможно должна стать ее ориентация на восстановление правопорядка.

В рамках программ, связанных с защитой жертвы преступления, реализуются: право на доступ к механизмам правосудия и справедливое обращение; право на реституцию, на компенсацию со стороны государства (в случае, когда ее в полном объеме невозможно получить от правонарушителя), право на социальную помощь. Необходимая материальная, медицинская, психологическая и социальная помощь должна оказываться жертве преступления по различным каналам даже в том случае, когда пострадавший по каким либо причинам не желает обращаться в правоохранительные органы. Указанное отношение к жертве преступления в своей массе формирует достаточно лояльную позицию населения к деятельности правоохранительных органов - субъектов уголовной политики.

Таким образом, перспективным направлением уголовно-правовой политики является реализация ее субъектами, наряду с задачами борьбы с преступностью, также задач социальной поддержки и обслуживания населения. Названные концептуальные положения уголовной политики должны, по мнению автора, реализовываться постоянно и корректироваться по мере возникновения социальной потребности.

Кириченко Владислав Сергеевич,студент 2 курса, направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке (Тихорецк)[email protected]

Научный руководитель–Попова Лариса Евгеньевна,

кандидат филологических наук, доценткафедры уголовного права, процесса и криминалистики филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке (Тихорецк)

[email protected]

Современная уголовная политика России

Аннотация. В статье рассматриваются объективные и субъективные факторы, определяющие преступность и уголовную политику государства, обозначены ее цели и направления, а также пути преодоления кризиса уголовной политики.Ключевые слова:преступность, уголовная политика,уголовное законодательство, правоохранительный механизм, правосознание, правовая психология и правовая идеология.

Угoлoвная пoлитика oхватываeт значитeльную часть сугубo сoциальнoпoлитичeских, мoральных и иных oтнoшeний и нoрм, являющихся прeдмeтoм сoциальнoй пoлитики гoсударства.Уголовная политика формируется, определяется и изменяется сложным соотношением объективных и субъективных факторов общественного развития. К объективным факторами, определяющим преступность и уголовную политику,относятся:

Производственные отношения, противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Они являются базовыми факторами, порождающими преступность и уголовную политику;политические отношения главные объективные факторы, которые создают потенциальную возможность преступности;правовые отношения и нормы как юридические формы реализации общественных и прежде всего производственных, политических и моральноэтических отношений; другие виды социальных отношений идеологические, моральноэтические и иные социальные отношения, среди которых особое значение имеют нравственные межличностные отношения.К основным субъективным факторам, определяющими преступность и уголовную политику, относятся: интересы, потребности субъектов уголовной политики и субъектов правоотношений; личностные качества, психические процессы, свойства, состояния и образования общественнополитических и государственных лидеров, субъектов правоотношений; политические решения и действия субъектов уголовной политики; общественное сознание, его уровни и формы, включая правосознание, правовую психологию и правовую идеологию. Ключевым субъективным фактором, определяющим преступность и уголовную политику, является идеология и ее правовая форма правовая идеология. Уголовная политика –это реакция государства на преступность. Уголовная политика зависит от социальных основ общества экономики, политики, идеологии, культуры. Направления уголовной политики многообразны, носят разноуровневый, иерархичный, системный характер в силу комплексности, сложности и структурности преступности и причин, ее порождающих. Они обусловлены конкретноисторическими экономическими, социальнополитическими, духовнымипроцессами данного общества, его противоречиями. Цель уголовной политики включают развитие уголовного и смежных с ним отраслей законодательства, а также совершенствование правоохранительного механизма. Уголовное законодательство имеет свои основополагающие направления: устранение противоречий в криминализации и декриминализации деяний, реконструкция ряда институтов и норм Общей и Особенной частей УК РФ, пересмотр системы и видов наказания. Важнейшими направлениями совершенствования правоохранительногомеханизма являются: расширение и активизация воспитательнопрофилактической деятельности среди различных слоев и групп населения, профилактика правонарушений несовершеннолетних; строительство и укрепление материальной базы правоохранительной деятельности,повышение ее эффективности и профессионализма; деятельность по предупреждению и устранению причин и условий преступности; организация системной научноисследовательской работы по всем направлениям борьбы с преступностью и функционирования правоохранительного механизма. По мнению Ю. Чайки, для решения проблемы снижения преступности в войсках необходимо изменить систему профилактики правонарушений.В 2000 годах стало ясно, что уголовная политика неадекватна криминологической обстановке в стране. В 2005 году отмечен рост всех показателей преступности. В этом же году выявлено и самое значительное число потерпевших от преступлений. Для преодоления кризиса уголовной политики необходима целенаправленная совместная деятельность государственных и общественных институтов. В связи с этим необходимо найти поддержку у населения к применению предлагаемых государством правовых устоев, с одной стороны, а с другой государство должно обеспечить достойную жизнь и свободное развитие граждан, получение населением таких социальноправовых основ, которые гарантировали бы достаточный уровень жизни (включая возможность осуществления и общественно полезной деятельности) гражданина и человека, а также меры защиты этих социальных ценностей общества. Кроме того, при выработке уголовной политики необходимо учитывать принципы и нормы международного права.Концепция национальной безопасности Российской Федерации определила состояние и направления влияния уголовной политики. В ней определены угрозы национальной безопасности и предлагается комплекс мер не только уголовноправового характера, но и политические, экономические, а также меры социальной сферы, необходимые для эффективной борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.Государственная политика противодействия преступностипредставляет собой направление деятельности государства (при участии и поддержке институтов гражданского общества и отдельных граждан), связанное с разработкой и реализацией стратегии и тактики (генеральной линии) организованного сопротивления преступности и иным правонарушениям. Цель политики противодействия преступности -обеспечить максимально возможное ограничение преступности, свести ее к такому уровню, при котором она перестанет быть угрозой национальной безопасности.Так, например, в Уголовном кодексе РФ предусмотрен целый ряд статей, связанных с экстремистскими проявлениями.Поскольку деятельность государства, направленная на охрану общественных отношений от преступных посягательств, объективно складывается из двух основных компонентов -предупреждения преступлений и реагирования на совершенные преступления, можно выделитьдва основных направления (формы) реализации политики противодействия преступности: а) политику предупреждения преступлений и б) политику реагирования на преступления.Политика предупреждения преступленийпредставляет собой приоритетное направление деятельности государства в рамках политики противодействия преступности, связанное с поиском, разработкой, исследованием и реализацией целей, принципов, основных направлений, содержания, форм и методов, эффективных общесоциальных и специальных средств воздействия на причины и условия совершения преступлений в целях предупреждения (сдерживания) и сокращения преступности и иных правонарушений.Политика реагирования на преступления(политика борьбы с преступностью, карательная) -это самостоятельное направление деятельности государства и (в меньшей степени) общества, связанное с поиском, разработкой, исследованием и активным, наступательным применением наиболее рациональных и эффективных специальных мер в рамках реакции государства на каждый факт совершения преступления. Сущность этой реакции -кара, т.е. осуждение каждого совершенного преступления и порицание лица, его совершившего, их негативная, справедливая и неотвратимая оценка, сопровождаемые при необходимости применением к виновному наказания или иных предусмотренных уголовным законом мер уголовноправового воздействия.Таким образом,уголовноправовая (уголовная) политика -один из видов политики реагирования на преступления, который заключается в разработке и реализации стратегии и тактики деятельности государства, реагирующего на совершенные преступления, и который осуществляется средствами и методами только уголовного права.Этот вид политики представляет собой, с одной стороны,специфическое направление деятельности государства, связанное с разработкой и установлением основания и принципов уголовной ответственности, определением круга преступных деяний и видов наказаний и иных мер уголовно правового воздействия за их совершение, порядка и условий освобождения от уголовной ответственности и наказания в целях обеспечения надежной защиты интересов личности, общества, государства от преступных посягательств.Уголовноправовая политика является «стержнем политики борьбы с преступностью», занимает центральное место в политике реагирования на преступления: именно на ее основе формируются стратегия и тактика политики уголовноисполнительной, уголовнопроцессуальной и криминологической. Приоритет уголовной политики проистекает из того, что только в ее рамках решаются такие принципиальные для каждого государства проблемы, как установление основания и принципов уголовной ответственности, определение круга преступных деяний и мер уголовноправового воздействия за их совершение. По этой же причине и уголовное право играет ведущую роль в механизме реагирования на преступные проявления, являясь важнейшим «инструментом» уголовной политики; именно его нормы служат основой для отнесения общественно опасных деяний к числу преступлений, определяют преступление и наказание как ключевые понятия, характеризующие деятельность по борьбе с преступностью, закрепляют систему наказаний и иных мер уголовноправового воздействия, применяемых к лицам, виновным в совершении преступлений.

Ссылки на источники1.Сирик М.С. Угoлoвнoправoвая пoлитика: нeкoтoрыe кoллизии кoнституциoннoгo, угoлoвнoгo и угoлoвнoиспoлнитeльнoгo закoнoдатeльства РФ // В сборнике: Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности Материалы международной научнопрактической конференции в 4 частях. Ответственные редакторы: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2016. С. 3638.2.Побегайло Э.Ф. Кризис современной российской уголовной политики // Уголовное право. 2004. №3; Попова Л.Е. Политика России на современном этапе построения социального государства // В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и практики Материалы II Межвузовской научнопрактической конференции; под общей редакцией Е. В. Королюк. Министерство науки и образования РФ, Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в городе Тихорецке. 2014. С. 163165; Васильев А.М., Копченко И.Е. Реализация государственной антинаркотической политики в деятельности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков // Теория и практика общественного развития. 2015. № 24. С. 204208; Сирик М.С., Вчерашний Р.В. Уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 30. С. 201205.3.Сирик М.С. Воинская преступность и правовое воспитание военнослужащих // В сборнике: Инновации в современной науке Материалы III Международного зимнего симпозиума. Научный редактор: Г.Ф. Гребенщиков. Москва, 2014. С. 282288.4.Сирик М.С. Институт потерпевшего: уголовноправовые и криминологические аспекты // диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Ростовский юридический институт МВД РФ. РостовнаДону, 2007. С. 3.5.Слюсарь Н.Б. Социальноправовые основы реализации уголовной политики России на современном этапе //Социальное и пенсионное право", 2007, N 2.6.Дарда А.В. Общие принципы и правила судебного толкования общепризнанных принципов и норм международного права // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2004. № 1. С. 117123.7.Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24) «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»//«Российская газета», N 247, 26.12.1997.8.Сирик С.Н., Сирик М.С. Государственная политика противодействия экстремистской деятельности в России // Ретроспективы и перспективы права. 2013. № 5. С. 5155.9.Сирик М.С. Соотношение общих начал назначения наказания и целей наказания по УК РФ // В сборнике: Интеграция науки и практики в контексте реализации правовой политики государства: исторические и современные проблемы права и правоприменения Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. 2015. С. 188190.10.Баева Л.Ю., Васильев А.М. Криминологические проблемы борьбы с преступностью в РФ // В сборнике: Интеграция науки и практики в контексте реализации правовой политики государства: исторические и современные проблемы права и правоприменения Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. 2015. С. 79.11.Сирик М.С. Сирик С.Н. Состав преступления как основание уголовной ответственности // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (7). С. 378380.12.Васильев А.М., Васильева Н.А. Уголовное право России // Общая часть (курс лекций): учебное пособие / Армавир, 2012; Сирик М.С. Общая характеристика уголовной ответственности за компьютерные преступления // В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и практики Материалы II Межвузовской научнопрактической конференции; под общей редакцией Е. В. Королюк. Министерство науки и образования РФ, Филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в городе Тихорецке. 2014. С. 179182.

Концепция уголовной политики может быть определена как совокупность основополагающих идей и практических положений, основанных на Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права, которые определяют стратегические цели и оптимальные средства, задачи и ресурсы для достижения эффективного правопорядка и минимального уровня преступности. Ближайшая цель концепции современной уголовной политики - разработка задач и практических мер на основе принципов правового государства и гражданского общества, формирования позитивных явлений, подходов к сдерживанию преступности, противодействия ей путем:

  • - принятия федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства и иных нормативных правовых актов, реализуемых в сфере борьбы с преступностью и обеспечивающих оптимизацию уголовного судопроизводства;
  • - совершенствования системы государственных и муниципальных органов власти, осуществляющих обязанности по противодействию преступности, созданию оптимальных условий для реализации их полномочий, а также осуществлению системы мер, направленных на повышение эффективности такой деятельности;
  • - совершенствования научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности, их внедрение в правоприменительную деятельность и уголовное судопроизводство;
  • - оптимизации среды функционирования, смягчения тенденций нигилистического отношения населения к закону и правоохранительной деятельности, определения пределов участия граждан в противодействии преступности и иным формам правонарушающего поведения;
  • - создания финансовой и материально-технической базы для деятельности органов государственной и муниципальной власти, негосударственных организаций и населения при противодействии преступности.

Все указанные направления и средства формирования уголовной политики должны носить правовой характер и базироваться на соответствующих нормативных правовых актах. Остановимся на некоторых положениях, характеризующих современное состояние и закономерности развития концепции уголовной политики.

В последние годы, примерно с начала 90-х гг. прошлого столетия, многие тенденции в силу инерционности действия социальных процессов имеют место до настоящего времени, значение уголовной политики резко возросло. Дело в том, что в стабильном обществе направления, связанные с формированием и реализацией уголовной политики, находятся на втором плане решаемых государством проблем. В этих условиях уголовная политика является вспомогательной (обеспечивающей) по отношению к экономической, идеологической, социальной и другим направлениям деятельности государства. В условиях политической и социально-экономической нестабильности резко возрастает дестабилизирующее влияние преступности и уголовно-политические решения становятся одним из важных и актуальных средств стабилизации государства и общества, повышения авторитета власти.

Причинами усиления роли уголовной политики в этих условиях являются:

  • - качественное изменение системы базовых ценностей общества с общественным развитием и переход государства к новым экономико-социальным реалиям; значительная часть населения не нашла себя в новых условиях, что порождает крайний индивидуализм, ведет к социальной апатии, к резкому падению активности участия граждан и общественных организаций в борьбе с преступностью;
  • - изменения качественного и количественного состояния преступности, которая оказывает негативное влияние на все сферы жизни общества. На несколько порядков возросли преступные доходы, они как никогда велики и оказывают негативное влияние на легальную экономику, доля которой уменьшается. Представители преступного мира стремятся получить доступ к власти и использовать ее для увеличения преступных доходов, в этих же целях активно используется сращивание, коррумпирование чиновников;
  • - дестабилизационные тенденции в экономике, социальной сфере, культуре, политике, нередко порождающие недоверие к власти и законодательный нигилизм. Кроме того, появилась часть населения, нацеленная на получение доходов любыми, в том числе противозаконными, способами;
  • - происходящие изменения внутри правоохранительных органов и некоторые критерии оценки их деятельности: не всегда продуманные сокращения, снижение профессионализма, связанное с оттоком опытных кадров из правоохранительных органов.

Концептуальные положения уголовной политики, таким образом, формируют перспективные направления, на основе которых определяются ее задачи. Такими стратегическими задачами уголовной политики России на современном этапе являются обеспечение социально приемлемого уровня безопасности общества и населения от преступности, а на тактическом уровне - снижение темпов роста и стабилизация преступности и отдельных ее видов до минимально приемлемого уровня. По оценкам ООН, рост преступности 2-4 % в год является вполне нормальным и допустимым явлением. Конечно же, речь идет о реальных, а неискаженных статистических показателях преступности. Соответственно этим задачам надо определять оптимальный баланс стратегических и тактических целей, возможности государства и общества, определять основные направления использования средств, форм и методов борьбы с преступностью. Такой баланс в конечном счете определяется «разработанностью» правовых вопросов, уровнем организации и возможностями ресурсного обеспечения реализации уголовной политики.

Алгоритм разработки концепции уголовной политики может быть следующим:

  • - оценка того, действительно ли возникшие новые криминальные ситуации являются проблемными, требующими первоочередного воздействия путем средств уголовной политики, например, существенный рост преступности или преувеличение фактов коррупции, терроризма, иных форм экстремизма;
  • - оценка того, действительно ли такие ситуации требуют уголовнополитического реагирования либо их можно разрешить активизацией деятельности правоохранительных органов по применению правовых средств борьбы с преступностью.

При разработке концепции уголовной политики важное значение имеют оценки, характеризующие собственно криминальную ситуацию и деятельность правоохранительных органов. В частности, должны быть оценены:

  • - параметры (показатели) преступности в целом или ее определенных видов, которые свидетельствуют о значительном ухудшении, стабилизации или улучшении криминальной ситуации либо указывают на реальную возможность развития соответствующих тенденций;
  • - возможности, которыми на данном направлении работы располагают правоохранительные органы соответствующего уровня, выражающиеся в реальной результативности их деятельности, уровне латентности, «сдерживании» организованной преступности, коррупции, рецидива, другими важными показателями преступности, а также объемом возмещения вреда, причиненного преступлением, обеспечением справедливого наказания преступников и т. п.;
  • - факторы, связанные с криминальной ситуацией или влияющие на нее: экономическая ситуация, доля безработных в регионе, уровень решения социальных задач, ресурсного обеспечения правоохранительной деятельности, использование возможностей информационного, методического и непосредственно организационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит позитивное воздействие на преступность и факторы, ее порождающие;
  • - состояние среды функционирования, в частности, уровень правосознания населения, его отношение к деятельности правоохранительных органов, степень готовности поддержать деятельность по обеспечению общественного порядка и борьбе с преступностью, состояние профессионального мастерства и правосознания субъектов реализации уголовной политики;
  • - государственно-политические цели и задачи, определенные Концепцией национальной безопасности, иных концептуальных документах высших органов государственной власти и закрепленные в законодательных и иных правовых актах федерального и регионального уровней как обязательные и приоритетные для участников реализации уголовной политики.

Сопоставляя эти обстоятельства как основания для разработки концептуальных положений уголовной политики при анализе и оценке результатов деятельности за определенный период времени (полугодие, год и более), руководители правоохранительных органов получают возможность правильно оценить тенденции преступности и наметить обоснованные стратегические и тактические решения на последующий период деятельности. Обязательным является также оценка комплекса обстоятельств, которые должны стать основой для принятия новых оптимальных стратегических решений доктринального, правового или собственно управленческого уровня, а также разработки и реализации тактических решений (о средствах, формах и методах) для эффективного воздействия на преступность и оздоровления криминальной обстановки в стране или регионах.

Директивные и организационные документы правоохранительных органов, в значительной степени основанные на анализе выявленных проблемных ситуаций, определяют основные направления деятельности с классификацией их по приоритетности. Проблемные ситуации на стратегическом уровне влияют на формирование задач уголовной политики, которые имеют долговременный характер и должны быть направлены на улучшение криминальной ситуации средствами уголовной политики.

На уровне реализации уголовной политики для правоохранительных органов выделяются две группы приоритетов, связанные:

  • - с направлениями их деятельности;
  • - со средствами, имеющимися в распоряжении правоохранительных органов, необходимыми для реализации задач уголовной политики на данном этапе. В частности, выделяются приоритеты, связанные с информационно-аналитической базой и методическим обеспечением уголовной политики, включая единую систему соответствующих материальных носителей информации, новые параметры отчетности и аналитической работы, последовательную ориентацию на выявление реального уровня преступности и оценки эффективности воздействия на нее.

Представляется оправданным дифференцированное определение приоритетов для следующих подсистем уголовной политики:

  • - оптимизация специальной профилактики; могут ставиться задачи восстановления на новых основах территориальной системы специальной профилактики, повышения эффективности профилактики в отношении организованной, профессиональной, коррупционной, рецидивной преступности, терроризма и экстремистских преступлений, безнадзорности, беспризорности и преступности несовершеннолетних;
  • - повышение эффективности уголовно-правового воздействия - обеспечение неотвратимости реагирования на каждое совершенное преступное деяние, дифференциация ответственности и индивидуализация наказания за совершенное преступление, обеспечение правильной квалификации преступлений, криминализация новых видов общественно опасного поведения;
  • - оптимальное уголовно-исполнительное воздействие как единый процесс в рамках реализации задач уголовной политики.

Кроме того, дифференциация приоритетов в управлении подсистемами уголовной политики осуществляется и по направлениям борьбы с преступностью. В частности, таковыми на современном этапе являются максимальные ограничения масштабов преступности и смягчение ее последствий применительно к следующим видам и группам преступлений:

  • - посягающих на личность;
  • - посягающих на общественную безопасность и общественный порядок, прежде всего, террористической и экстремистской направленности;
  • - посягающих на экономические отношения;
  • - посягающих на малолетних и несовершеннолетних;
  • - организованных и профессиональных форм и коррупционной направленности;
  • - связанных с незаконным распространением наркотических средств и др.

Названные приоритеты могут уточняться во времени и применительно к регионам страны.

В современный период в сфере уголовной политики все более актуальными становятся вопросы международного сотрудничества в борьбе с международной и транснациональной преступностью.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Э. Ф. Побегайло

Представлена авторская концепция уголовной политики России. Определяются содержание, составные части, принципы и основные направления политики в области борьбы с преступностью. Делается предложение о принятии Основ государственной политики борьбы с преступностью.

In this article the concept of criminal policy of Russia is represented. The content, elements, principles and the main orientations of policy in the sphere of fight with criminality are determined. The author suggests accepting the Foundations of state policy in the sphere of fight with criminality.

Проблемы борьбы с преступностью всегда интересовали человечество. Люди живут в страхе перед преступностью, и сколько существует человеческое общество, столько оно ищет методы и средства борьбы с ней. Сегодня в России миллионы честных людей остро ощущают свою беззащитность перед натиском преступности и беззакония. Ослабление правового контроля над ситуацией в стране сделало реальной угрозу всеобъемлющей криминализации общества.

Криминологическая ситуация в России с каждым годом становится все более неблагоприятной. Идет тотальная криминализация. В начале XXI века ежегодно в стране фиксируется столько преступлений, сколько в прошлом (в частности, в 60-е годы) за целое пятилетие. Так, число зарегистрированных преступлений с 582,9 тыс. в 1966 году увеличилось до 3,5 млн в 2005 году, или в 6 раз. За годы реформ (1991-2005 годы) в России выявлено более 41 млн преступлений и свыше 20 млн лиц, их совершивших. Коэффициент преступности (по фактам регистрации) в расчете на 100 тыс. человек вырос с 407 в 1961-1965 годах до 2427 в 2005 году, т. е. в 4,4 раза.

Число зарегистрированных преступлений - это лишь надводная часть айсберга, это «виртуальная», «отчетно-бумажная» преступность. По экспертным оценкам, с учетом колоссальной латентности (гиперлатентности) реальный массив преступности превышает регистрируемый в 4 - 6 раз. Именно фактическая преступность (а не только то, что отмечено в статистических отчетах) существенным образом отравляет жизнь законопослушных граждан, причиняет обществу грандиозный ущерб.

Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 9. Экономические и юридические науки. С. 6 - 15.

В массиве регистрируемой преступности значительную часть составляют тяжкие и особо тяжкие преступления. Число лиц, осужденных за эти преступления, постоянно растет.

Усиливается организованность, профессионализм, вооруженность, техническая оснащенность преступности, она приобретает все более дерзкие, изощренные формы. Каждый третий участник преступлений был ранее судим. Каждое пятое зарегистрированное преступление совершается группой лиц. Увеличивается количество преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами (с 26 тыс. в 2002 году до 28,6 тыс. в 2005 году).

На Координационном совещании руководителей федеральных правоохранительных органов в мае 2006 года было отмечено, что размеры организованной преступности в России приобретают характер национальной угрозы. Организованная преступность поразила практически все сферы - политическую, экономическую, социальную.

Потрясают воображение масштабы террористической деятельности врагов России, скорбный мартиролог невинных жертв. Преступность все больше коррумпируется, глобализируется и интеллектуализирует-ся. А обществу, попавшему в криминальный капкан, все труднее из него выбраться .

Можно, конечно, ссылаться на отягощенное историческое наследие, трудности переходного периода, связанные с экономическим кризисом, острыми социальными и межнациональными конфликтами, политической борьбой, и на другие объективные причины. Это объясняет ситуацию, но мало что дает для ее улучшения. Значительно важнее четко определить пути и средства противостояния криминальной экспансии, преодоления уголовного беспредела, разработать на основе реалистичной взвешенной оценки обстановки стратегию и конкретные меры по воздействию на преступность, чтобы остановить, а затем повернуть вспять ее неблагоприятную динамику. Этой цели и подчинена политика борьбы с преступностью (уголовная политика).

Известно, что политика - это область отношений между классами, социальными слоями, партиями, нациями и народностями, государствами и другими общественными формированиями по поводу власти, господства и управления в обществе. Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. Само слово «политика» (politike) означает по-гречески «искусство управления государством». Таким образом, политика выражает функции государства по руководству той или иной сферой общественной жизни. Политика в области борьбы с преступностью, или уголовная политика, - это направление деятельности государства в сфере борьбы с преступностью, определение форм, задач, содержания деятельности государства и его органов в этой сфере. Она представляет собой неотъемлемую составную часть или одно из направлений внутренней социальной политики российского государства.

Итак, уголовная политика - это направление специальной деятельности государства в области борьбы с преступностью. Подчеркиваю, речь идет именно о направлении указанной деятельности, а не о са-

мой деятельности. Уголовная политика представляет собой стратегию и тактику этой борьбы. Стратегия и тактика предполагают ответы на два вечных вопроса: что делать и как делать? На первый вопрос ответ дает стратегия, на второй - тактика. Известно, что в военном деле стратегии отводится главенствующая роль, тактике - подчиненная.

В последнее время применительно к деятельности по борьбе с преступностью употребляются множество терминов: «борьба», «война», «контроль», «противодействие», «предупреждение», «управленческое воздействие» и др. И надо сказать, что по своему смысловому значению термины эти далеко не адекватны. За каждым из них стоит разное содержание. Более широко употребляется термин «борьба с преступностью». Например, Организация Объединенных Наций проводит конгрессы по борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями. Употребление именно этого термина представляется нам предпочтительным. Борьба с преступностью означает активную, наступательную деятельность путем воздействия на процессы детерминации, обусловливания этого антисоциального явления и применения к лицам, нарушающим уголовный закон, соответствующих мер государственного принуждения.

Поскольку такая деятельность осуществляется на основе уголовного законодательства, политика в указанной сфере и именуется «уголовной». Содержание уголовной политики весьма многогранно и охватывает довольно сложный комплекс проблем. С нашей точки зрения, он включает в себя:

а) разработку государственной концепции (доктрины) борьбы с преступностью и тесно связанными с нею другими формами антиобщественного поведения, директивно-установочной платформы (руководящих идей, принципов, директив, требований, задач и целей) в этой области;

в) разработку целевых программ, стратегических планов борьбы с правонарушениями; определение конкретных форм и способов практического осуществления намеченных мероприятий; обеспечение координации деятельности и взаимодействия субъектов уголовной политики;

г) обеспечение оптимально возможного в конкретных условиях воздействия на факторы, детерминирующие преступность, в целях ее сдерживания, минимизации, нейтрализации, локализации, сокращения; подготовку и внедрение в практику деятельности субъектов профилактики рекомендаций, направленных на повышение эффективности предупреждения преступлений;

д) установление общих положений и принципов уголовной ответственности; признание преступными деяний, представляющих повышенную степень опасности для общества и исключение некоторых из них из разряда преступных с учетом изменений, происходящих в материальной и духовной жизни общества (криминализация и декриминализация); законодательное определение вида и размера уголовного наказания, а также оснований, при которых возможен отказ от его применения в отношении отдельных противоправных деяний (пенализация и депенализация); совершенствование действующего законодательства по борьбе с преступностью, внесение в него в необходимых случаях изменений и дополнений;

е) обеспечение неотвратимости ответственности за совершенные преступления, ее дифференциации и индивидуализации, оказания наиболее оптимального воздействия на виновных (путем уголовного наказания, воспитательного воздействия, принудительных мер медицинского характера);

ж) обеспечение эффективности исполнения уголовного наказания, заменяющих и подкрепляющих его мер, исправления лиц, совершивших преступление;

з) обеспечение действенной социальной адаптации (ресоциализации)1 лиц, отбывших наказание.

Таково основное содержание уголовной политики. Она определяет задачи, цели, основные направления и средства борьбы с преступностью. К основным направлениям политики борьбы с преступностью на современном этапе следует отнести:

1) повышение эффективности предупреждения насильственной и корыстно-насильственной преступности, в том числе вооруженной, установление жесткого заслона криминальному насилию, обеспечение надежной охраны жизни, здоровья, имущественной и иной личной безопасности граждан;

2) борьба с терроризмом и экстремизмом, ликвидация организованных вооруженных формирований, бандгрупп и каналов их подпитки;

3) стабилизация экономической, в том числе имущественной преступности, противодействие процессам криминализации экономики, обеспечение экономической безопасности государства;

4) активизация борьбы с коррупцией, которая приобрела в России глобальный характер;

5) профилактика преступлений среди несовершеннолетних - это источник, база преступности;

6) коренное улучшение борьбы с профессиональной преступностью, предупреждение рецидива преступлений;

7) сокращение сферы действия организованной преступности, активное ей противодействие;

8) противодействие незаконному обороту наркотиков, дальнейшей наркотизации и алкоголизации населения - это проблема выживания нации;

1 Социальная адаптация - это приспособление к тем или иным общественным условиям жизни, ресоциализация - восстановление нарушенных пребыванием в местах лишения свободы социальных качеств.

9) борьба с транснациональной преступностью, импортируемой из стран ближнего и дальнего зарубежья (контрабанда, наркобизнес, отмывание денежных средств, добытых преступным путем и пр.);

10) защита конституционного строя и безопасности государства.

Искусство политики - это умение выделить в ней главное, основное.

Обладая ограниченными ресурсами, нельзя быть сильными на всех

направлениях. Поэтому и выделяются основные, главные направления в борьбе с преступностью, которым должно быть уделено первоочередное внимание. В качестве составных частей, отраслей, подсистем единой политики в сфере борьбы с преступностью выступают:

1) уголовно-правовая политика, или уголовная политика в узком смысле слова, охватывающая области уголовного правотворчества, совершенствования уголовного законодательства, практики применения уголовноправовых мер борьбы с преступностью, заменяющих и подкрепляющих мер, а также управления этой практикой. В настоящее время она занимает ведущее место в системе уголовной политики - подобно тому, как уголовное право занимает ведущее место в качестве правовой основы борьбы с преступностью;

2) уголовно-процессуальная политика - политика в области процессуального правотворчества, совершенствования уголовно-процессуального законодательства и практики применения различных процессуальных форм и средств борьбы с преступностью, а также управления этой практикой. Процесс - это форма жизни материального права, уголовно-процессуальная политика служит своеобразной формой реализации уголовно-правовой политики;

3) уголовно-исполнительная (пенитенциарная) политика, охватывающая область правотворчества в сфере исполнения уголовного наказания, исправления осужденных, повышения эффективности практики исполнения уголовного наказания, а также управления этой практикой;

4) криминологическая, или профилактическая, политика - это политика в области предупреждения преступлений, охватывающая нормотворчество, определяющее направленность и пути реализации криминологической профилактики антиобщественных явлений, а также направления практического осуществления предупредительной деятельности, управления этой практикой. Криминологическая политика ближе всего относится к тому, что именуется стратегией борьбы с преступностью. Известно, что профилактика - это наиболее эффективное средство по противодействию преступным проявлениям;

5) административно-правовая политика в части, охватывающей область административного правотворчества и применения на практике административно-правовых мер по борьбе с преступностью и ее «фоновыми» явлениями (пьянством, наркотизмом, бродяжничеством, попрошайничеством, безнадзорностью несовершеннолетних, проституцией и др.), а также управления этой практикой. Нет сомнения, что административная политика является важным фактором поддержания в обществе правопорядка. Речь идет здесь не обо всем административном законодательстве, а лишь о тех его частях, которые непосредственно направлены на борьбу с преступностью.

Можно также говорить о политике использования в борьбе с преступностью институтов и норм других отраслей права - финансового, гражданского, трудового, предпринимательского, аграрного, земельного и пр. Но наиболее характерными структурными элементами уголовной политики являются рассмотренные выше пять ее разновидностей. Им соответствуют и самостоятельные отрасли законодательства. Каждая из названных разновидностей единой политики в сфере борьбы с преступностью (уголовной политики в широком смысле слова) располагает специфическими средствами и приемами, закрепленными в нормативных актах.

Разумеется, рассмотренное деление является условным, поскольку в реальной жизни борьба с преступностью осуществляется комплексно - с использованием возможностей каждой из названных политик, С учетом данных обстоятельств, видимо, следует говорить об определенных направлениях и даже аспектах единой уголовной политики.

Уголовная политика российского государства базируется на конституционных принципах. Принципы уголовной политики - это основные руководящие начала, основные идеи, отправные позиции, общие ориентиры, которых придерживается деятельность государства, направленная на борьбу с преступностью.

Эти принципы могут быть разделены на две группы. Первую группу образуют общие принципы, вторую - специальные. К первой группе следует отнести принципы законности, демократизма, справедливости, гуманизма. Ко второй - принципы приоритета профилактики преступлений, неотвратимости ответственности, личной и виновной ответственности, ее дифференциации, индивидуализации, экономии принудительных мер.

Принципы эти тесно связаны друг с другом, взаимопроникают друг в друга. Они пронизывают всю систему борьбы с преступностью в целом. Директивно-правовая форма, в которою обличены данные принципы, придает им обязательную силу. При определении политической линии в сфере борьбы с преступностью необходимо руководствоваться именно этими принципами. Любое искажение рассматриваемых принципов, отход от них неизбежно ведут к самым отрицательным последствиям.

Необходимо различать стадии формирования уголовной политики (в частности, политику в области правоустановления, правотворчества) и ее реализации (например, в правоприменительной деятельности). Само же правотворчество по существу также является формой реализации уголовной политики, именно в праве отражаются и в нормативном порядке закрепляются политические идеи в сфере противодействия преступности. Содержанием правовых норм детерминируется и такая форма реализации уголовной политики, как правоприменение.

Уголовная политика имеет следующие уровни:

1) разработка теоретических ее основ (теоретико-познавательный уровень);

2) формирование государственной концепции уголовной политики, опирающейся на ее теорию (концептуальный уровень);

3) разработка и развитие правовой базы уголовной политики (законодательный уровень). Именно наличие такой базы позволяет стабилизировать обстановку в обществе в сфере обеспечения его безопасности;

4) управление реализацией уголовной политики в масштабах страны, региона, определенной местности (управленческий уровень). Такое управление предполагает постановку задач, указание направлений, разработку способов и форм деятельности, расстановку сил и средств, подачу соответствующих команд, обеспечение информации, контроль деятельности, ее корректировку и т. д.

Некоторые авторы выделяют ещё и пятый, функциональный уровень - непосредственную правоприменительную деятельность в сфере реализации задач уголовной политики. Но здесь, как я уже говорил, надо иметь в виду, что политика - это направление деятельности, управление ею, а не сама деятельность.

Субъектами уголовной политики являются государственные органы и их должностные лица, участвующие в разработке программ борьбы с преступностью и их реализации. Общественные организации могут быть субъектами уголовной политики только тогда и в той мере, в какой они привлекаются государством к делу борьбы с преступностью. Политика борьбы с преступностью может быть только государственной. Субъекты государственной политики борьбы с преступностью могут быть условно разделены по функциональным и территориальноадминистративным признакам.

1. По функциональному признаку они делятся:

а) на органы уголовной юстиции: прокуратура, органы внутренних дел, ФСБ, Федеральная служба охраны, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба госнаркоконтроля, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба исполнения наказаний Министерства юстиции России, а также судебные органы - на них возложены задачи специальной компетенции непосредственной борьбы с преступностью;

б) иные органы государственной власти: Президент, Государственный совет РФ, Совет безопасности Российской Федерации, администрация Президента РФ, органы федеральной законодательной власти (Государственная дума, Совет Федерации), органы федеральной исполнительной власти (Правительство Российской Федерации), органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления - на них возложены задачи законодательного и иного нормативного, управленческого, материально-технического и кадрового обеспечения.

2. По территориально-административному признаку, исходя из уровней управления, субъекты политики борьбы с преступностью делятся:

а) на федеральные;

б) региональные (субъекты Федерации) - это уровень республик, краев, областей;

в) местные - это районный и городской уровень.

Компетенция всех этих органов в области борьбы с преступностью

должна находиться в рамках, четко определенных федеральным законом.

Несколько слов еще об уголовно-правовой политике. Ее непосредственная цель состоит в том, чтобы разработать уголовное законодательство, адекватно отражающее потребности общества в защите от преступных посягательств, оптимизировать практику его применения и обеспечить его эффективное использование в правоприменительной деятельности.

Важнейшими способами реализации уголовно-правовой политики являются криминализация и декриминализация, пенализация и депе-нализация деяний.

Под криминализацией понимается выявление опасных для личности, общества или государства деяний и признание их преступными путем установления в уголовном законе запрета на их совершение. Декриминализация - процесс обратный. Он состоит в исключении законодателем деяний из числа преступных.

С криминализацией связаны процессы пенализации и депенализа-ции деяний. Пенализация - это установление уголовной наказуемости деяния, при этом речь идет не только об определении наказания за совершение преступления. Пенализация включает в себя также процесс внесения в систему наказаний и в санкции действующих статей УК изменений в направлении их ужесточения. Депенализация - процесс обратный. Он сводится к смягчению наказаний, устранению более строгих или введение более мягких видов наказаний, сокращению сроков наказаний. Полная депенализация, то есть устранение наказуемости деяния, совпадает с его декриминализацией.

Рассматриваемые формы реализации уголовной политики на законотворческом уровне получили свое развитие в ходе подготовки и осуществления уголовно-правовой реформы в России, важным этапом которой стало принятие Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года - базового законодательного акта в сфере борьбы с преступностью. Однако с самого начала (по существу, с момента его принятия) правоохранительные органы были обеспокоены рядом содержащихся в нем пробелов, неудачных (а иногда и ошибочных) решений. Они поставили перед правоприменительной практикой весьма серьезные, порой трудноразрешимые проблемы. Показательно, что еще до вступления Кодекса в силу межведомственная комиссия правоохранительных органов в октябре 1996 года выступила с предложением о необходимости внесения существенных поправок во вновь принятый УК РФ.

Как отмечалось в письме, направленном Президенту РФ в тот период руководителями правоохранительных органов, «сохранение имеющихся существенных изъянов может не только оказать негативное влияние на формирование правоприменительной практики, но, главное, отрицательно сказаться на эффективности борьбы с преступностью». Несмотря на значительную работу, проделанную межведомственной комиссией, ее предложения тогда не получили поддержки со стороны руководства страны.

Между тем многие отмеченные «тупики» были заложены в УК РФ 1996 года изначально. Кодекс был построен на неолиберальной концепции абсолютного приоритета прав личности, потерпевшей в российских условиях полное банкротство. Под предлогом деполитизации и деидео-

логизации устоявшихся положений из УК РФ были исключены многие важные и оправдавшие себя институты и нормы. В результате все негативные прогнозы реализовались в российской действительности.

С полным правом можно утверждать, что реформирование уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сторону либерализации, наблюдающееся особенно в последнее время, а также повсеместная либерализация правоприменительной практики без дифференцированного подхода к различным категориям преступлений и преступников не соответствуют криминологическим реалиям и что изменения в законодательстве криминального цикла недостаточно научно обоснованы .

Думается, что настала пора перейти от доктрины индивидуализма и установления гарантии для отдельного индивида к доктрине общественной безопасности и обеспечения прав большинства населения, без чего невозможно гарантировать права каждого отдельного человека . Только такой подход, реализованный на законодательном уровне и повсеместно внедренный в правоохранительную практику, позволит добиться позитивных сдвигов в сфере борьбы с преступностью.

В этой связи вполне правомерна постановка вопроса о необходимости принятия новых, адекватных именно такому подходу к доктрине прав и свобод человека и гражданина и, разумеется, сложившейся криминологической ситуации УК и УПК РФ. Но этому должно предшествовать принятие на федеральном уровне основополагающего документа об основах государственной политики борьбы с преступностью.

По нашему мнению, все законодательство, связанное с борьбой с преступностью и представляющее единую систему (УК, УПК, УИК да и КоАП РФ), должно быть подвергнуто комплексной криминологической и уголовно-политической экспертизе (с учетом опыта его практического применения и оценки эффективности). Результаты экспертизы должны быть учтены при принятии законодателем Основ государственной политики борьбы с преступностью. В конце 1990-х годов проект таких Основ (в целом, на наш взгляд, удачный) был подготовлен силами сотрудников НИИ Генеральной прокуратуры РФ , но так и «застрял» в коридорах ГГПУ Администрации Президента РФ. Между тем принятие Основ политики борьбы с преступностью крайне необходимо. Российскому обществу нужна единая концепция, единая стратегия борьбы с преступностью. Сейчас ее, к сожалению, нет.

В таких ситуациях необходимы мудрость и политическая воля правителей. И в этой связи отрадно констатировать, что отношение к проблемам борьбы с преступностью в российских правящих сферах к настоящему времени существенно изменилось. Так, стала наконец восстанавливаться бездумно разрушенная к началу 90-х годов система социальной профилактики правонарушений. Все это время центр тяжести в борьбе с преступностью фактически был перенесен в область правоохранительной и правоприменительной деятельности, а это, конечно, не главное направление.

К настоящему времени положение стало меняться в лучшую сторону. На заседании Государственного совета в Казани 26 августа 2005 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным было дано поручение о

воссоздании государственной системы профилактики правонарушений. Во исполнение данного поручения решением Правительства РФ от 16 февраля 2007 года была образована Правительственная комиссия по профилактике правонарушений под председательством министра внутренних дел РФ. Введены должности заместителей глав администраций по профилактической работе. Созданы соответствующие межведомственные комиссии. МВД России разработана Базовая многоуровневая модель профилактики правонарушений. На состоявшемся в июне 2007 года выездном заседании Государственного совета Российской Федерации в Ростове-на-Дону специально обсуждалась тема «О первоочередных мерах по реализации государственной системы профилактики правонарушений и обеспечению общественной безопасности». Отмечалось, что на первом этапе создания такой системы наметились положительные изменения, однако система нуждается в дальнейшем совершенствовании. Говорилось также о необходимости локализации и по возможности устранения причин, ведущих к криминализации общества, и в частности обусловливающих молодежную преступность. Президент России В. В. Путин в своем выступлении отметил четыре принципиальных момента, на которые необходимо обратить особое внимание: укрепление правовой базы противодействия преступности, совершенствование профилактической работы среди молодежи, проблема социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, привлечение к охране правопорядка граждан и общественных организаций.

Но это только первые шаги2.

Список литературы

1. Лунеев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. 2-е изд. М., 2005.

2. Алексеев А. И., Овчинский В. С., Побегайло Э. Ф. Российская уголовная политика: преодоление кризиса. М., 2006.

3. Манифест юриста-антиглобалиста / Сост. О.Н. Ведерникова. СПб., 2004. Тез. 3.

4. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. М., 1997.

Э. Ф. Побегайло - д-р юр. наук, проф., академик РАЕМ.

2 Внимательный читатель может обнаружить в данной статье отдельные текстуальные совпадения с материалами, опубликованными в книге: Энциклопедия уголовного права. Т. 1: Понятие уголовного права. СПб., 2005. Объясняется это тем, что автор настоящей статьи принимал участие в подготовке к изданию главы 1 данного тома Энциклопедии («Уголовная политика») с представлением и включением своих материалов, но сугубо по техническим причинам его участие в этом издании обозначено не было. Ранее данный концептуальный материал в своей основе был опубликован в трудах Академии МВД России (См.: Побегайло Э. Ф. О концепции уголовной политики в сфере правотворчества / / Проблемы формирования уголовной политики Российской Федерации и ее реализация органами внутренних дел. М., 1995).