Основные компоненты структуры личности. Структура личности и ее основные компоненты

Таблица 1

Краткое название подструктуры.

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Важнейшие компоненты структуры личности -- память, культура и деятельность. Память -- это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Содержание данного понятия представляет собой отражение действительности в виде, как определенной системы научного знания, так и обыденных знании. Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности. Последняя есть реализация потребностей и интересов личности. В широком смысле деятельность -- это целенаправленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не существует. Она всегда связана с активностью субъекта. Субъектом деятельности во всех случаях является человек или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может выступать как социально-историческая ценность, структурные элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения. Убеждения личности -- это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т.е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или социальной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества.

Стереотипизация зависит от личности, социальной среды и места человека в ней, т.е. в конечном счете, от системы включения личности в общество. Основой для стереотипа могут выступать потребности, интересы, стереотип установки и т.д. В социализации индивида можно выделить две фазы -- социальную адаптации и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации -- это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза, интериоризация,-- это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица. Социализация личности сводится к социальному обучению, включает только субъективную форму врастания индивида в общество, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности.

В настоящее время существуют две основные концепции личности:

  • 1) личность как функциональная (ролевая) характеристика человека;
  • 2) личность как его сущностная характеристика.

Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее сказать, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет нам раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в этом случае не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает последнюю уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь -- сгусток ее регулятивно - духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека.

Личность -- индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих:

биогенетических задатков;

воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы);

психосоциального ядра -- «я».

Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он -- процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер личности -- психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов, служа маяком для других. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых целях, то он переходит в упрямство, становится деформировано субъективным. Упрямство -- это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой.

Особым компонентом личности является ее нравственность. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «не - личности», то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл «я». Таким образом, личность -- это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается.

Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.

Гораздо более содержателен другой термин "индивидуальность", обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, "случайный индивид" (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Индивидуальность не просто "атомарность" человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия выводящих за рамки этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности, скажем, стула или стола. Хорошо сказал по этому поводу современный немецкий философ Ю. Хабермас: "моя концепция меня самого" имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность".

С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть множественность и у него, как считает, например, Г.М. Гурджиев, "нет индивидуальности… нет единого большого Я". Человек разделен на множество малых "я". Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема: «Ты сам - последняя из всех тайн».

Обратимся к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Возникает вопрос: когда рождается личность?

Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

Многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующее осмысление в рамках определенного мировоззрения.

«Кризис рождения» имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека. Первый крик - это крик «нет!», подчеркивают современные специалисты, это отказ от того, что называют жизнью. Отражение насильственной, обижающей, репрессивной по своей природе обстановки рождения человека исследовал С. Грофф. Он систематизировал и обобщил эмбриональные переживания пациентов, находящихся в измененном состоянии сознания, и на этой основе разработал методику «второго рождения».

В плане личностного самоопределения человека важно подчеркнуть, что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению с опытом пренатальной общности. Более того, последние данные науки по поводу специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой и в этом смысл предпосылки личности каждого во многом определяется природным обоснованием человека.

Итак, новорожденный - уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к двух-трех летнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «Я». Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название "импрессинга" и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.

Дальнейшее развитие личности связано с «происхождением» других возрастных периодов и с, другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, профессия, круг общения, эпоха - все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты - как правило, в юности и в возрасте 30 - 40 лет и застои (25-30, 40-45). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.п.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности - итог взаимодействия человека и общества. В течении жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т.п. в принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

Первая грань Я - это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат - тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я - об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии.

Вторая грань Я - это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого Я - характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов - и ничего кроме этого я не содержит.

Третья грань - психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».

Четвертая грань Я - это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.

Наконец, пятая грань Я- это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка - общее "+" или "-" отношение к себе. Следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:

«Деятели» - для таких главное - активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя, «мыслители»- это люди, которые по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и требовать, а смотреть и размышлять, люди чувств и эмоций - которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Р. Гейне) проходит через их сердца, гуманисты и подвижники - отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное и телесное страдании.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизации Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, а для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» - по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д.

Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный идеал личности, который отражает сущность и догматический стержень каждой религии. Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано, в исламской модели личности строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха, для личности воспитанной в духе буддийской традиции, главным является осознание четырех «благородных» истин и готовность следовать «восьмеричному» пути достижения просветления. Т.о. в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути ее совершенствования

Разумеется, этим не исчерпывается диапазон данного понятия и, очевидно, что большинство людей сочетают в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Здесь важно понять одно - выбор личностного пути и поле его деятельности - результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы, а по слова Гегеля, истинная природа человека «есть свобода, свободная духовность».

  • 13. Характеристика процесса развития высших психических функций по л.С.
  • 14. Концепция личности л.С. Выготского
  • 15. Стадии развития личности по л. С. Выготскому. Зона ближайшего развития.
  • 16. Сущность историко-эволюционного подхода а. Г. Асмолова к проблеме личности, уровни системообразующих качеств личности.
  • 17. Концепция личности а.Ф. Лазурского, уровни развития личности.
  • 18. Структура личности по а. Г. Ковалеву
  • 19. Структура личности по к.К.Платонову.
  • 20. Концепция интегральной индивидуальности в.С.Мерлина.
  • 21. Структура личности по в.С.Мерлину.
  • 22. А.В. Петровский о личности как системном качестве человека. Структура личности.
  • 23. Развитие личности по а. В. Петровскому, стадии развития личности
  • 24. Диспозиционная концепция в. А. Ядова
  • 25. Основные характеристики человека как индивидуальности
  • 27. Типы высшей нервной деятельности по и.П.Павлову.
  • 28. Темперамент и его характеристика.
  • 29. Характер личности, проблема типологизация характеров.
  • 30. Потребности личности.
  • 31. Мотивация личности
  • 32. Способности личности
  • 33. Социальная группа как фактор и предпосылка развития личности.
  • 34. Топографическая и динамическая модели личностной организации в психодинамическом подходе и их характеристика.
  • 36. Защитные механизмы эго и их характеристика.
  • 37. Индивидуальная психология а.Адлера. Ведущие элементы и тенденции в структуре личности.
  • 38.Типы личности по а.Адлеру.
  • 40. Структура личности по к.Юнгу.
  • 3. Сознание. Персона и Эго
  • 41.Эпигенетический принцип развития личности по э.Эриксону.
  • 42. Психосоциальные стадии развития личности по э. Эриксону.
  • 43. Социокультурная теория личности к.Хорни: основные положения
  • 44. Типы личности по к.Хорни и их характеристика.
  • 45. Понятие личности в диспозициональном подходе. Концепция черты личности и диспозиции по г.Олпорту.
  • 46. Основные характеристики зрелой личности по г.Олпорту.
  • 47. Структурная теория черт р.Кеттела: общая характеристика
  • 48. Теория типов личности г.Айзенка.
  • 49. Личность с точки зрения бихевиористического подхода.
  • 50. Концепция личности б.Скиннера.
  • 51.Режимы подкреплений в теории оперантного научения Скинера
  • 52.Основные положения теории социального научения Дж. Роттера.Понятие локуса конроля.
  • 53.Социально-когнитивная теория личности а.Бандуры. Самоэффективность в личностном функционировании и механизмы её приобретения
  • 54. Основные процессы научения и их характеристика.
  • 55.Когнитивная теория личности Дж.Келли
  • 56. Виды личностных конструктов по Дж.Келли и их характеристика.
  • 57. Гуманистическая теория личности э.Фрома: основные положения.
  • 58.Гуманистическая теория личности а.Маслоу
  • 59.Иерархия потребностей а.Маслоу
  • 60. Феноменологическая теория личности к.Роджерса.
  • 61.Тенденция актуализации в структуре теории личности к.Роджерса.
  • 62.Я-концепция, её развитие и функционирование
  • 63. Основные характеристики полноценно функционирующего человека по
  • 64.Типологизация личностей в психологии. Критерии типологизации
  • 65.Типология личностей Кречмера
  • 66.Соматотипы у.Шелдона их характеристика
    1. Проблема теоретического определения личности в психологии .

    Личность в психологии – это системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее степень представленности в нем общественных отношений.

    Основные подходы в изучении определений личности:

      Биологический - изучение личности осуществляется с точки зрения эволюционного развития, генетических предпосылок и ранее приобретенного опыта; предметом особого внимания является взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы.

      Экспериментальный - в основе изучения личности лежит изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности; понимание этих процессов приводит к пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности.

      Психометрический - изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру свойств личности; изучение личностных свойств и их различий опирается на применение психологических методов, дающих количественную и качественную характеристику проявления тех или иных свойств.

      Социальный – изучаются социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности в процессе общения и взаимодействия, социальные роли и их приобретение, а также влияние культуры в целом.

      Базовые критерии развития и степени зрелости человека как личности.

    Базовые критерии развития личности (К. Обуховский):

      Рост умения : на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умения. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения.

      Появление новых особенностей : это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.

      Ощущение удовлетворенности жизнью : удовлетворение – это общий положительный фон, на котором мы рассматриваем нашу жизнь, что не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные несчастья и сложности.

      Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему миру.

    4 базовых критерия уровня зрелости личности(А.А. Реан):

    1.ответственность

    2.терпимость

    3.саморазвитие

    4. позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

    Критерии наличия и степени зрелости личности:

    Способность к иерархизации мотивов – когда человек способен преодолеть собственные побуждения ради социально значимых целей и потребностей.

    Ответственность, самостоятельность и критичность – когда человек способен оценить, объяснить и признать собственными свои мысли, побуждения и поступки.

    Сознательное соподчинение мотивов – наличие самосознания как основной черты личности.

    Основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности и творческая деятельность.

      Базовые структурные элементы личности и их характеристика.

    В целом структура личности может быть представлена в теоретическом плане следующим образом:

      Общечеловеческие свойства - ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции.

      Социально – специфические черты – социальные установки, роли, ценностные ориентации.

      Индивидуально – неповторимые черты - темперамент, сочетание ролей, самосознание.

    В качестве относительно самостоятельных комплексов структуры личности можно выделить следующие подструктуры :

      Динамика ее психических процессов – темперамент

      Психические возможности личности, в отдельных видах деятельности – способности.

      Направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение.

    Проявления в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.

    Психическим фундаментом структуры личности является: влечение, потребности,желания, стремления

    Группы черт личности:

    Мотивационные (интересы, цели, мотивы поведения, установки)

    Инструментальные (предпочтение средств достижения целей и удовлетворения потребностей)

    Стилевые (темперамент, характер, способ поведения, манеры)

      Характеристика деятельностного подхода, методологические принципы

    деятельностного подхода в психологии.

    Деятельность – это форма и условие существования и развития психического мира человека как личности.

    Деятельностный подход – психическая теория о порождении, функционировании и структуры психического отражения в процессах деятельности индивида.

    Методологические принципы :

      Предметность (объекты внешнего мира не сами по себе непосредственно воздействуют на субъекта, а определяют формирование образа).

      Активность (деятельность это всегда проявление какой либо активности)

      Неадаптивная природа человеческой деятельности (личность выступает как активный «элемент» в развивающейся системе общественных отношений, оказывается носителем тенденции к сохранению, воспроизводству родового опыта системы и тенденции к изменению самого рода «расширенному воспроизведению», обеспечивающему появление в системе различных инноваций).

      Интериоризация / экстериоризация (интериоризация – присвоение общественно - исторического опыта; экстериоризация – вовлечение человека в систему социальных связей с другими людьми).

      Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности (в зависимости от мотивации одни аспекты образа мира становятся значимыми для человека, эмоционально окрашиваются, а другие остаются «безличными» знаниями, не оказывая существенного влияния на его жизнь).

      Принцип развития (личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития).

      Субъектно-деятельностный подход. Взгляды С.Л.Рубинштейна на проблему личности, этапы развития личности.

    Окружающая действительность с точки зрения Рубинштейна существенно независима от субъекта, но если она выступает в роли объекта для нас, она с нами сильно связана. Это значит, что мир представляется для на в виде субъектного образа.

    Основной принцип субъектно-деятельностного подхода :

    принцип единства сознания и деятельности (субъект в своих действиях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидает и определяется, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть, и формировать его самого).

    Личность - исходная психологическая категория, предмет психологического исследования и одновременно методологический принцип психологии.

    Личность представляет собой триединство отношений – к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей – чего хочет (мотивы и потребности), что может (способности) и что есть сам человек (характер и направленность).

    Этапы развития личности:

      Овладение собственным телом , возникновение произвольных движений. (На этом этапе появляются новые предметные действия).

      Начало ходьбы , самостоятельность в передвижениях. (Индивид становится самостоятельным субъектом различных действий, и их спектр начинает быстро расширяться. Зарождается самосознание через отношение к другим людям).

      Развитие речи , являющейся формой существования мышления и сознания в целом. Речь становится инструментом воздействия на других людей и на окружающий мир.

      Начало собственной трудовой деятельности , делающей личность материально независимой.

    6. Основные структурные элементы личности по с. Л. Рубинштейну и их характеристика

    Основными структурными элементами личности являются психические модальности деятельности – потребности, способности, характер

    Личность представляет собой триединство отношений к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей :

    чего хочет личность , что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

    что может личность ? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности",

    что личность есть , что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

    7. Определение и характеристика деятельности по а.Н.Леонтьеву.

    Деятельность – целостный динамический процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объекте его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.

    Структура деятельности :

      Потребность (состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность. Бывают:

    Витальные (жизненные) – еда, питье, сон.

    Экзистенциальные (потребность в самореализации)

    Социальные.

      Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Мотивы является не только побудителями к определенным действиям и поведению, но и отражают личностный смысл этих действий и поведения.

      Цель – осознанный образ желаемого результата (предвосхищение результата деятельности):

    Конечная (к чему стремимся)

    Промежуточная (условия достижения цели)

      Условия и соотносимые с ними мотивы – фактор определенной характеристики деятельности.

      Действие – целевой акт поведения в поле знаний субъекта. Действие состоит из:

    Операций

    Функций (психофизиологический уровень деятельности)

    8. Предметно-деятельностный подход. Концепция личности а.Н.Леонтьева.

    Деятельность – это целостный динамичный процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объект, его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.

    Исходной является внешняя, предметная деятельность, от которой производятся все виды внутренней психической деятельности и сознания. Основной характеристикой деятельности выступают предметность и субъектность .

    Структура деятельности : потребность-мотив-цель-условия и совместимые с ними цели-действия

    Потребности . (Состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность.

    Витальные(жизненные) – еда, питье, сон. Экзистенциальные (потребности в самореализации). Социальные

    Мотив . Это побуждение к чему-либо (опредмечанная потребность). Определяет поисковую активность. С появлением мотива начинается собственная деятельность.

    Цель . Это осознанный образ желаемого результата. Предвосхищение результата деятельности (предвидение). Конечная (к чему стремимся). Промежуточная (условия достижения цели)

    Потребность, мотив, цель – внутренняя сторона деятельности.

    Действия . Это внешняя сторона деятельности. Она складывается из действий (-это целевой акт поведения). Действия – сложноорганизованный процесс. Операции – более низний уровень в структуре деятельности. Функции – более мелкий акт деятельности, психофизиологический акт деятельности.

    Процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием. Вместе с рождением действия возникает основной элемент собственно человеческой психики – смысл для человека того, на что направлена его активность. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его образующими. В рамках сознания смысл выражает значение. С развитием форм и функций деятельности меняется и внутреннее строение сознания человека.

    Личность – это внутренним момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль внешней интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида.

    Личность – это продукт интеграции процессов осуществляющих жизненные отношения субъекта, это прежде всего общественные отношения в которые он вступает в процессе предметной деятельности.

    Личностью человек становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Личность не обусловлена генотипически, личностью не рождаются – личностью становятся. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Личность характеризуется способностью влиять на свои потребности и мотивы путем их иерархизации, что отражается в конкретной деятельности.

    Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

    Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

    Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

    Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

    В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

    Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

    Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

    В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

    Природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

    Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения.

    Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными путями.


    Существует ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы. Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

    Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях – толерантна и способна к адекватным действиям.

    Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

    В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни реагирует тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

    Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - духовностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

    Автономность личности - это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.

    Важнейшие компоненты структуры личности - па­мять, культура и деятельность. Память - это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Содержание данного понятия пред­ставляет собой отражение действительности в виде как определенной системы научного знания, так и обыден­ных знании. Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руко­водствуется в процессе практической деятельности. По­следняя есть реализация потребностей и интересов личности. В широком смысле деятельность - это целе­направленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не суще­ствует. Она всегда связана с активностью субъекта. Субъектом деятельности во всех случаях является чело­век или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может выступать как социально-историче­ская ценность, структурные элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения. Убеждения личности - это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т. е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или соци­альной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества. Основой для стереотипа могут выступать потребности, интересы, стереотип установки и т. д. В социализации индивида можно выделить две фа­зы - социальной адаптации и интериоризации. Первая означает приспособление индивида к социально-эконо­мическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизне­деятельности общества, к социальным группам и соци­альным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Вторая ее фаза, интериоризация - про­цесс включения социальных норм и ценностей во внут­ренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица. Социа­лизация личности сводится к социальному обучению, включает только субъективную форму врастания инди­вида в общество, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности.

    Таким образом, личность - это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социаль­ного, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функци­онирования и развития общества, эффективного управления им. Однако личность не растворяет­ся в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятель­ной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь обще­ственного целого.

    Компоненты структуры личности

    Краткое название подструктуры.

    К данной подструктуре относятся

    Соотношение биологического и социального

    Подструктура направленности

    Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

    Социальный уровень (биологического почти нет)

    Подструктура опыта

    Умения, знания навыки, привычки

    Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

    Подструктура форм отражения

    Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

    Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

    Подструктура биологических, конституциональных свойств

    Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

    Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

    Иерархическая структура личности(по К.К. Платонову)

    Важнейшие компоненты структуры личности -па­мять, культура и деятельность. Память -это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Содержание данного понятия пред­ставляет собой отражение действительности в виде как определенной системы научного знания, так и обыден­ных знании. Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руко­водствуется в процессе практической деятельности. По­следняя есть реализация потребностей и интересов личности. В широком смысле деятельность -это целе­направленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не суще­ствует. Она всегда связана с активностью субъекта. Субъектом деятельности во всех случаях является чело­век или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может выступать как социально-историче­ская ценность, структурные элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения. Убеждения личности -это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т. е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или соци­альной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества. Стереотипизация зависит от личности, социальной среды и места человека в ней, т. с. в конечном счете от системы включения личности в общество. Основой для стереотипа могут выступать потребности, интересы, стереотип установки и т. д. В социализации индивида можно выделить две фа­зы -социальную адаптации и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-эконо­мическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизне­деятельности общества, к социальным группам и соци­альным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации -это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза, интериоризация,-это про­цесс включения социальных норм и ценностей во внут­ренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица. Социа­лизация личности сводится к социальному обучению, включает только субъективную форму врастания инди­вида в общество, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности.

    В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характе­ристика человека и личность как его сущностная характерис­тика. Первая концепция опирается на понятие социальной функ­ции человека, а точнее сказать, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет нам раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в этом случае не всегда и не обязательно выражает действитель­ную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскры­вает последнюю уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь -сгусток ее регулятивно - духовных потенций. центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека. Личность -индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстети­ческих и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума.Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра -«я». Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с обще­ственными, уровень притязаний, основу формирования убежде­ний, ценностных ориентаций, мировоззрения. Человек как личность не есть некая законченная данность. "Он -процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, подняв­шегося до высокого уровня духовности. Одновременно с формированием мировоззрения складывает­ся и характер личности -психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. «Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определен­ность». Признается, что великим характе­ром обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обосно­ванных и социально значимых идеалов, служа маяком для дру­гих. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых це­лях, то он переходит в упрямство, становится деформировано субъективным. Упрямство -это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой. Особым компонентом личности является ее нравственность. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «не - личности», то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл «я». Таким образом, личность -это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социаль­ного, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функци­онирования и развития общества, эффективного управления им. Однако личность не растворяет­ся в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятель­ной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь обще­ственного целого.

    О направленности как структурном элементе личности впервые заговорили отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, другие). Функции направленности личности во многом совпадают с функциями мотивации, так как направленность личности – это совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения и жизнедеятельности.

    Человек становится личностью в социокультурной среде, в процессе общения и совместной деятельности с другими людьми. Личность всегда уникальна, ведь нет двух людей, на которых бы в равной мере и с одинаковой силой влияла среда. Даже близнецы, родившиеся вместе, воспитывавшиеся одинаково, учившиеся в одном классе и так далее, вырастают разными личностями.

    Структура личности сложна. У психологов нет единого мнения относительно ее компонентов. Принято считать, что структура личности представляет собой целостное системное образование, являющееся совокупностью социально значимых свойств, качеств, отношений, моделей действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

    Кроме направленности выделяют такие структурные компоненты личности как:

    • способности
    • темперамент
    • характер
    • мотивация
    • установки
    • способности

    Направленность личности – устойчивая устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, поступков человека, являющаяся следствием доминирования определенных ведущих мотивов. Это определение направленности, данное советским психологом Л.И. Божович (1908-1981). Есть и иные определения этого понятия. Нередко они противоречат друг другу, но в одном совпадают всегда: направленность личности определяется ее ведущими мотивами.

    Формы и структурные компоненты направленности личности

    Самое короткое определение направленности личности в психологии звучит так: направленность личности – это совокупность побуждений или мотивов человека. Но мотивы не единственная форма направленности!

    Направленность личности проявляется в форме:


    При том, что направленность выражается в перечисленных выше многообразных формах, она еще и имеет достаточно сложную структуру.

    Структурные компоненты направленности личности формируются в процессе жизнедеятельности человека, постепенно и поэтапно. Сначала у индивида появляется элементарное влечение, после оно превращается в конкретное желание, желание подкрепляется волей и становится стремлением, стремление преобразовывается в стабильный интерес, который, закрепляясь, превращается в склонность, склонности рождают идеалы, а идеалы – мировоззрение, последний структурный компонент направленности – убеждение.

    Итак, структура направленности личности такова:

    влечение ⇒ желание ⇒ стремление ⇒ интерес ⇒ склонность ⇒ идеал ⇒ мировоззрение ⇒ убеждение

    При этом важно понимать, что каждый последующий элемент структуры включает предыдущий.

    Компоненты, из которых складывается направленности личности – не врожденные задатки индивида, а отражение индивидуально преломленного и «впитанного» им общественного сознания.

    Направленность личности формируется путем воспитания и образования. В различных формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Поэтому знание направленности личности позволяет определить социальные воззрения субъекта, его образ мыслей, ведущие мотивы, уровень нравственного развития и во многом спрогнозировать его поведение и поступки.

    Важным моментом в понимании направленности личности является то, что она достаточно динамична. Составляющие направленности не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются.

    4 функции направленности личности

    Так как основной формой выражения направленности личности является ее мотивация, представляющая собой совокупность мотивов, то и функции направленности близки мотивационным.

    Направляющая функция . Это основная функция. В ней выражается большая часть такого компонента личности как направленность. Направленность, словно указатель или вектор показывает путь, дорогу, направление в котором следует двигаться человеку и объект, к которому нужно стремиться.

    Но сложность этой функции заключается в том, что частично она осуществляется бессознательно. Ведь человек осознает далеко не все свои мотивы, потребности, убеждения и прочие внутренние факторы! Даже если скрыто, они все равно продолжают влиять на него. Латентные компоненты направленности проектируются на сознание и поведение человека. Потому, что часть направленности таится в бессознательном, люди могут делать выбор и принимать решения интуитивно, не раздумывая.

    Побуждающая функция заключается в вызове активности человека. Спровоцировать, обусловить, вдохновить, побудить человека делать что-либо способны его ведущие мотивы, потребности, цели, идеалы, интересы, мировоззрение и прочие формы направленности. Человек обычно не хочет и его очень трудно заставить делать то, что не совпадает с вектором его направленности.

    Регулирующая функция определяет характер поведения и деятельности человека. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов и потребностей. Что важнее и ценнее, к тому человек будет стремиться в первую очередь.

    Смыслообразующая функция заключается в сообщении определенного личностного смысла целям, а также способствующим или препятствующим их достижению обстоятельствам. Трудно двигаться куда-либо и к чему-либо без смысла. Направленность личности рождает смыслы, в том числе главный из них – смысл жизни.

    О трех видах направленности личности (на себя, на других, на дело) читайте в статье . Также проходите и определяйте свою направленность.