Основные гос законы 1906. Утверждены «Основные государственные законы Российской империи

Основные Государственные Законы 23 апреля 1906 г. являются фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября Парламентом, состоящим из Государственного Совета и Государственной Думы. При этом порядок собрания и работы

обеих палат Парламента был определен особыми законами. В редакции от 23 апреля 1906 года Основные государственные законы стали фактически первой конституцией России. Эта конституция состояла из двух разделов, 17 глав и 223 статей. Основные законы потеряли юридическую силу в 1917 году при фактическом (Февральская революция), а затем и юридическом (1 сентября) исчезновении монархии. Правовое положение императора определяла ст. 4, которая предоставляла ему «верховную самодержавную власть». Однако теперь эта власть не признавалась неограниченной, как это было ранее. Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой». По традиции особа государя объявлялась «священной и неприкосновенной». Прерогативой императорской власти становилась законотворческая деятельность: «почин по всем предметам законодательства» (инициатива) и утверждение законов.

Но законы, не принятые Госсоветом и Госдумой, считались отклоненными. Император мог издавать, в соответствии с законами, указы «дай устройства и приведения в действие различных частей государственного управления» и повеления, «необходимые для исполнения законов» (подзаконные акты). Государственная дума вместе с Государственным советом наделялась законодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала и законодательная инициатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов», за исключением Основных государственных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за императором. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса должны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законодательные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им - к императору, который выносил окончательное решение.

Основные законы предоставили Госдуме также компетенцию утверждения бюджета («государственной росписи») страны Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходы по государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она не получила права обсуждать расходы императорского двора и императорской фамилии, чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расходы на войну, государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления».

66. Реформы п. Столыпина: юридическое содержание, историческое значение.

Цели: обеспечить продвижение страны по пути капиталистического хоз-ва. Направления в аграрных реформах: разрушение общины сверху и вывод крестьян на отруба и хутора, поощрение переселения крестьян из Центр-ной России на окраины, реорганизация Крестьянского поземельного банка, скупка им помещичьих земель.

1. Успешное проведение аграрной реформы 1906г. связы­вается с именем главы правительства П. А. Столыпина. Она состояла в преобразовании аграрных отношений в деревне в буржуазные. Реализация аграрной реформы проходила в годы русской буржуазно-демократической революции 1905- 1907 гг., она осуществлялась по нескольким направлениям:

Разрушение крестьянской общины и насаждение инди­видуальной частной собственности;

Скупка Крестьянским поземельным банком помещичь­ей земли и продажа ее крестьянам;

Организация переселения крестьян в Сибирь и другие окраины-из перенаселенных районов.

2. 5 апреля 1905 г. издан указ «О даровании населению об­легчений по уплате долгов». Главными задачами этого Указа были освобождение населения от взысканных недоимок по продовольственному сбору и аннулирование долгов по ссудам на продовольствие.

В ноябре 1905 г. приняты: Манифест об улучшении бла­гочиния и облегчения положения крестьянского населения, которым уменьшались на 50% (с 1907 г. отменялись) выкуп­ные платежи со всех категорий крестьян, указ «Об уменьше­нии и последующем прекращении всех платежей с крестьян» и указ «Об облегчении задачи Крестьянского поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян».

В мае 1905 г. был принят указ «Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Главного управления землеуст­ройства и земледелия». В компетенцию Комитета входило об­щее руководство земельными делами и кредитом. Его состав включал министров двора, внутренних дел, финансов, юсти­ции и государственного контроля.

В августе 1906 г. был утвержден указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования». На его основе крестьянам отчуждались «оброчные статьи» по мере прекращения заключенных ими арендных договоров.

Указом «Об отмене некоторых ограничений в правах сель­ских обывателей и лиц других бывших податных сословий», принятым в октябре 1906 г., провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы. Рас­ширялись имущественные и избирательные права крестьян. Отменялись подушная подать, круговая порука, принудитель­ная передача и направление неплательщиков на заработки.

Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения 1 землепользования», принятый 9 ноября 1906 г. и известны! как «столыпинский», провозглашал свободный порядок выход из общины и закреплял наделы в собственность в любое время.

3. Аграрные указы закреплялись законами Государственной думы. 14 июня 1910 г. был принят закон «Об изменении;

дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». В соответствии с ним закреплялись права крестьян выделять свои наследственные наделы, выходить из общины Переход всего общества к отрубному владению осуществляло при участковом владении по решению простого большинства а при общинном - по решению двух третей сельского схода

Порядок землеустройства регламентировался законе) «О землеустройстве», принятым в мае 1911 г. Согласно закон образовывались землеустроительные комиссии под руководством дворян. Не подлежали разверстанию усадебные земли с жилыми постройками, фабриками, мельницами, искусственные леса и торфяники. Чересполосица крестьянских наделов по необходимости ликвидировалась. Арендаторы земель не могли возражать против их развёрстания.

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ 1906 - свод за-ко-но-по-ло-же-ний, оп-ре-де-ляв-ших ос-но-вы государственного строя Российской им-пе-рии в 1906-1917 годах.

Под-го-тов-ка но-вой ре-дак-ции Основных государственных законов (впер-вые из-да-ны в 1832 году) на-ча-лась по-сле опуб-ли-ко-ва-ния года в ус-ло-ви-ях годов. В ос-но-ву Основных государственных законов был по-ло-жен про-ект то-ва-ри-ща госсударственного сек-ре-та-ря П.А. Ха-ри-то-но-ва, раз-ра-бо-тан-ный с учё-том про-грамм-ных до-ку-мен-тов российских ли-бе-ра-лов и кон-сти-ту-ций ев-ропейских го-су-дарств. Про-ект об-су-ж-дал-ся в 1906 году в осо-бом по-ряд-ке (в ян-ва-ре в Осо-бом со-ве-ща-нии под пред-се-да-тель-ст-вом графа Д.М. Соль-ско-го, в мар-те - в Со-ве-те ми-ни-ст-ров под руководством графа , в ап-ре-ле - в Осо-бом со-ве-ща-нии под пред-се-да-тель-ст-вом имп.ератора Ни-ко-лая II).

Но-вая ре-дак-ция Основных государственных законов ут-вер-жде-на Ни-ко-ла-ем II 23 апреля (6 мая), на-ка-ну-не от-кры-тия Государственной ду-мы 1-го со-зы-ва, что-бы, как зна-чи-лось в по-ста-нов-ле-нии Со-ве-та ми-ни-ст-ров, пре-дот-вра-тить «опас-ные и бес-плод-ные пре-ния» де-пу-та-тов «о пре-де-лах их соб-ст-вен-ных прав и при-ро-ды от-но-ше-ний их к вер-хов-ной вла-сти». Пер-во-на-чаль-но опуб-ли-ко-ва-ны 82 но-вые или из-ме-нён-ные ста-тьи Основных государственных законов («Со-б-ра-ние уза-ко-не-ний и рас-по-ря-же-ний пра-ви-тель-ст-ва», 1906, № 98), вско-ре - все 124 ста-тьи Основных государственных законов (Свод за-ко-нов Рос-сий-ской им-пе-рии, 1906, том 1), вклю-чая и те гла-вы, ко-то-рые ос-та-лись не-из-мен-ны-ми с 1832 года, - о пре-сто-ло-нас-ле-дии, о со-вер-шен-но-ле-тии им-пе-ра-то-ра и ре-гент-ст-ве, о всту-п-ле-нии на пре-стол и при-ся-ге под-дан-ст-ва, о ко-ро-но-ва-нии, о ти-ту-ле им-пе-ра-то-ра и Государственном гер-бе, о ве-ре.

Рос-сия объ-яв-ля-лась «еди-ным и не-раз-дель-ным» го-су-дар-ст-вом (при этом под-твер-жда-лась ав-то-но-мия Великого княжества Фин-лянд-ско-го); русский язык. про-воз-гла-шал-ся об-ще-го-су-дар-ст-вен-ным и обя-за-тель-ным для упот-реб-ле-ния во всех государственных и об-щественных ин-сти-ту-тах. По-ста-нов-ля-лось, что им-пе-ра-то-ру при-над-ле-жит «вер-хов-ная са-мо-дер-жав-ная власть» (сло-во «не-ог-ра-ни-чен-ная» бы-ло ис-клю-че-но). Ус-та-нав-ли-ва-лось, что за-ко-но-дательная власть, ра-нее на-хо-див-шая-ся в ис-клю-чительной ком-пе-тен-ции мо-нар-ха, от-ны-не долж-на бы-ла осу-ще-ст-в-лять-ся им «в еди-не-нии» с Государственной ду-мой (её де-пу-та-ты из-би-ра-лись) и ре-фор-ми-ро-ван-ным Государственным со-ве-том (по-ло-ви-на его чле-нов на-зна-ча-лась им-пе-ра-то-ром, дру-гая по-ло-ви-на из-би-ра-лась). Сро-ки сес-сий Ду-мы и Государственного со-ве-та оп-ре-де-ля-лись им-пе-ра-то-ром. Пра-вом за-ко-но-но-дательной ини-циа-ти-вы об-ла-да-ли им-пе-ра-тор, ми-ни-ст-ры и глав-но-уп-рав-ляю-щие, Ду-ма и Государственный со-вет, за ис-клю-че-ни-ем во-про-сов из-ме-не-ния Основных государственных законов, что яв-ля-лось пре-ро-га-ти-вой им-пе-ра-то-ра. Он же ут-вер-ждал или от-кло-нял одоб-рен-ные Ду-мой и Государственным со-ве-том за-ко-но-про-ек-ты. За-ко-ны по во-ен-но-му и во-енно-мор-ско-му ве-дом-ст-вам, ка-сав-шие-ся строе-вой, тех-нической и хо-зяйственной час-ти, ес-ли они не вы-зы-ва-ли но-вых рас-хо-дов из каз-ны, ут-вер-жда-лись им-пе-ра-то-ром по пред-став-ле-нию Во-енного со-ве-та и Ад-мирал-тейств-со-ве-та без об-су-ж-де-ния в Ду-ме и Государственном со-ве-те. В пе-ре-ры-вах между сес-сия-ми Ду-мы в слу-ча-ях, не тер-пя-щих от-ла-га-тель-ст-ва, им-пе-ра-тор мог из-дать за-кон сво-им ука-зом (статья 87), та-кой за-кон дол-жен был вно-сить-ся на рас-смот-рение Ду-мы в те-че-ние двух ме-ся-цев по-сле во-зоб-нов-ле-ния её за-се-да-ний, ина-че он ут-ра-чи-вал си-лу. Дей-ст-вие этой ста-тьи не рас-про-стра-ня-лось на Основыные государственные законы, за-ко-ны о Государственной ду-ме и Государственном со-ве-те. Им-пе-ра-тор на-зна-чал и уволь-нял выс-ших долж-но-ст-ных лиц (в том числе председателя Со-ве-та ми-ни-ст-ров), за ис-клю-че-ни-ем председателя Государственной ду-мы, ру-ко-во-дил внеш-ней по-ли-ти-кой, осу-ще-ст-в-лял «вер-хов-ное на-чаль-ст-во-ва-ние» над воо-руженными си-ла-ми, жа-ло-вал ти-ту-лы, ор-де-на, другие государственные зна-ки от-ли-чия, об-ла-дал пра-вом по-ми-ло-ва-ния осу-ж-дён-ных. В Основных государственных законах про-воз-гла-ша-лась «в пре-де-лах, ус-та-нов-лен-ных за-ко-ном» сво-бо-да ве-ро-ис-по-ве-да-ния, пе-ча-ти, со-зы-ва со-б-ра-ний, соз-да-ния пар-тий, об-ществ и сою-зов.

При-ня-тие Основных государственных законов за-вер-ши-ло пре-об-ра-зо-ва-ние государственного строя Российской им-пе-рии. На-ли-чие в Основных государственных законах норм, ог-ра-ни-чив-ших власть им-пе-ра-то-ра и раз-де-лив-ших за-ко-но-дательную власть ме-ж-ду ним и пар-ла-мен-том, а так-же за-кре-пив-ших но-вые гражданские пра-ва и сво-бо-ды российских под-дан-ных, по-зво-ли-ло многим пра-во-ве-дам и по-ли-тическим дея-те-лям трак-то-вать Основные государственные законы как кон-сти-ту-цию, а ус-та-но-вив-ший-ся государственный ре-жим - как дуа-ли-сти-че-скую фор-му кон-сти-туционной мо-нар-хии, на-по-до-бие су-ще-ст-во-вав-шей в Австро-Ве-нг-рии.

Во-пре-ки статье 87 Основных государственных законов император Ни-ко-лай II по-сле до-сроч-но-го рос-пус-ка Ду-мы 1-го и 2-го со-зы-вов из-ме-нил за-кон о вы-бо-рах в Ду-му (этот акт по-лу-чил название «третье-июнь-ский пе-ре-во-рот» 1907 года), в 1909 году вы-вел из юрис-дик-ции пар-ла-мен-та ряд пол-но-мо-чий в во-енной и во-енно-морской сфе-ре, а в 1911 году по на-стоя-нию председателя Со-ве-та ми-ни-ст-ров П.А. Сто-лы-пи-на ут-вер-дил от-верг-ну-тый Госсоветом со-ве-том за-кон о вве-де-нии земств в 6 гу-бер-ни-ях Западного края, для че-го при-ос-та-но-вил сес-сии Ду-мы и Государственного со-ве-та на 3 дня (хо-тя впо-след-ст-вии за-кон был вне-сён на ут-ве-рж-де-ние Ду-мы; не был ею рас-смот-рен, но вме-сте с тем про-дол-жал дей-ст-во-вать). Основные государственные законы ут-ра-ти-ли си-лу по-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года.

Ис-точники:

Пол-ное со-б-ра-ние за-ко-нов Рос-сий-ской им-пе-рии. Со-б-ра-ние 3-е. СПб., 1909. Т. 26. № 27805;

Цар-ско-сель-ские со-ве-ща-ния: Про-то-ко-лы сек-рет-но-го со-ве-ща-ния в ап-ре-ле 1906 г. под пред-се-да-тель-ст-вом быв-ше-го им-пе-ра-то-ра по пе-ре-смот-ру ос-нов-ных за-ко-нов // Бы-лое. 1917. № 4;

Но-вые ма-те-риа-лы к ис-то-рии со-зда-ния Ос-нов-ных го-су-дар-ст-вен-ных за-ко-нов 1906 г. / Вступ. ст., под-го-тов-ка тек-ста и ком-мент. С. В. Ку-ли-ко-ва // Рус-ское про-шлое. СПб., 1998. Кн. 8;

Из ар-хи-ва С. Ю. Вит-те. Вос-по-ми-на-ния. СПб., 2003. Т. 2; Свод за-ко-нов Рос-сий-ской им-пе-рии: свод-ный текст за 1832-1917 гг. СПб., 2007. Т. 1;

Кры-жа-нов-ский С.Е. Вос-по-ми-на-ния. СПб., 2009.


Основные законы (в новой редакции) были приняты 23 апреля 1906 г. Они подвели своеобразный итог проведенных преобразований всех звеньев верховной власти. Хотя Основные законы не именовались Конституцией, они вполне могут считаться первой конституцией России, ибо дело не в названии, а в сути, в назначении закона. Французская декларация прав человека тоже не называлась конституцией, но знаменовала собой наступление новой конституционной эры.
Конституция России 1906 г. была так называемой октроированной, то есть жалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собранию. Но юридические свойства конституции не зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное, основательное нормативно-правовое образование (она состояла из 11 глав и 124 статей), охватившее все основополагающие государственно-правовые институты. У Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке (император мог только выступить с инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без согласия Государственной думы).
Впервые в своей истории основные законы, которые, как известно, издавались с 1832 г., провозгласили права и гражданские свободы. Российским подданным, превратившимся в граждан, конституционно гарантировались неприкосновенность личности и законность юридического преследования (ст. 30 - 32), неприкосновенность жилища (ст. 33), свобода выезда за пределы государства (ст. 34), неприкосновенность собственности (ст. 35), свобода собраний, слова и печати (ст. 36–39).
Каково же было положение основных звеньев верховной власти в России по Основным законам 1906 г.?
Император. Правовое положение императора определяла ст. 4, которая предоставляла ему «верховную самодержавную власть». Однако теперь эта власть не признавалась неограниченной, как это было ранее. Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой» (ст. 7).
Самодержавная власть мыслилась как гарант целостности Российского многонационального государства, которое ст. 1 объявляла «единым и нераздельным». Русский язык признавался общегосударственным в армии, на флоте и в «государственных и общественных установлениях». Употребление местных языков и наречий в этих установлениях регулировалось особыми законами.
По традиции особа государя объявлялась «священной и неприкосновенной». Прерогативой императорской власти становилась законотворческая деятельность: «почин по всем предметам законодательства» (инициатива) и утверждение законов.
Но законы, не принятые Госсоветом и Госдумой, считались отклоненными. Император мог издавать, в соответствии с законами, указы «дай устройства и приведения в действие различных частей государственного управления» и повеления, «необходимые для исполнения законов» (подзаконные акты).
Император оставался также верховным руководителем «всех внешних сношений Российского государства», объявлял войну, заключал мир и международные договоры. Конституция оставила за ним право быть «державным вождем», то есть главнокомандующим армии и флота. Император мог издавать указы и повеления относительно дислокации войск, переведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и «всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства» (ст. 14).
Прерогативой императора было объявление в стране военного и исключительного (чрезвычайного) положения, чеканка монеты и определение ее внешнего вида. Он ведал назначением и увольнением высших чиновников, жаловал титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Имущества, составлявшие личную собственность императора, и имущества, находящиеся в собственности царствующего императора (не подлежащие разделу, передаче по наследству и другим видам отчуждения), освобождались от платежа налогов и сборов.
Осуществляемой от имени государя императора признавалась Основными законами судебная власть в России. За ним сохранялось право помилования осужденных, смягчения наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением дел и освобождением их от суда и наказания.
По английскому принципу «контрассигнатуры» подпись императора под указами перед опубликованием скреплялась подписью председателя Совета министров или соответствующего министра (ст. 26). За императором сохранялась также право абсолютного вето (роспуска) в отношении Госдумы.
Государственная дума вместе с Государственным советом наделялась законодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала и законодательная инициатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов», за исключением Основных государственных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за императором. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса должны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законодательные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им – к императору, который выносил окончательное решение.
Основные законы предоставили Госдуме также компетенцию утверждения бюджета («государственной росписи») страны. Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходы по государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она не получила права обсуждать расходы императорского двора и императорской фамилии, чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расходы на войну, государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления».
Депутаты Государственной думы избирались населением на пять лет в создаваемых согласно избирательного закона округах, тайным голосованием. Дума проверяла полномочия своих членов. При нарушении процедуры выборов по решению Сената могло быть назначено переизбрание.
Государственная дума созывалась указами императора два раза в год (весенняя и осенняя сессии). Для рассмотрения обсуждаемых в ней вопросов действовало общее собрание Думы и образовывались комиссии и комитеты. Во главе Думы стояли выборный Председатель и два его товарища, избиравшиеся на один год. Секретарь Думы и его товарищи избирались на весь срок полномочий Думы (5 лет).
Депутаты считались независимыми от народа и обладали депутатской неприкосновенностью. Член Госдумы мог подвергнуться ограничению свободы лишь по распоряжению судебной власти (хотя допускались и административные аресты депутатов). Оговаривалось и то, что для ограничения свободы депутата необходимо согласие Думы. Депутат терял свои права только по решению Думы и при наличии законных к тому оснований (преступление, утрата ценза) или при переходе в иностранное подданство. Депутаты Думы получали во время сессии от государства «суточные» (по 10 рублей в день), кроме них выдавались деньги на дорогу, проживание и отопление. Выделялись комнаты в общежитии (одна на 4 человек).
Заседания общего собрания Думы были публичными, на них допускались посторонние люди и пресса (кроме депутаций), однако по постановлению общего собрания могли назначаться и закрытые заседания. На заседания комиссий и комитетов не допускался никто.
Государственный совет в Основных законах 1906 г. отличался от задуманного ранее. Он действительно оставался верхней, аристократической палатой представительного собрания, а его полномочия и порядок работы были аналогичны думским. Но Госсовет комплектовался теперь на иных условиях. Только половина его состава (раньше весь состав) назначалась императором, другая половина избиралась сроком на 9 лет, при обновлении 1/3 состава каждые три года. Выборные члены избирались через Синод от духовенства православной церкви (3 от черного и 3 от белого), от губернских земских собраний (по одному от каждого), от дворянских обществ (всего 18 членов), от Академии наук и университетов (6 членов), от промышленности (тоже 6 членов) и торговли (12 человек).
Законопроекты, рассмотренные в Государственном совете как результат его законодательной инициативы, поступали в Госдуму, а затем к императору для окончательного решения.
Система тройных сдержек. Поскольку целых 3 звена: Госдума, Госсовет и император – должны были утвердить закон, прежде чем он вступит в силу, устанавливалась система взаимных сдержек (заимствованная из австрийской конституции). При неутверждении хотя бы одним звеном закон считался отклонённым. В этой системе было рациональное зерно. Она мешала властям преследовать свои эгоистические цели. Но она и создавала подчас непреодолимые преграды на пути закона.
Предвидя возможные коллизии в принятии законов при системе взаимных сдержек, законодатель ввел в Основные законы статью 87, которая давала право правительству (Совету министров) и императору в перерывах между сессиями Госдумы издавать при необходимости чрезвычайные указы. Эти указы следовало затем утверждать Думой и Госсоветом. Акт, не внесенный на обсуждение в Госдуму, терял свою силу после ближайшей думской сессии. Но эти указы не могли затрагивать Основные законы, порядок выборов в обе палаты и их статус. При частых конфликтных ситуациях с Госдумой правительство Николая II нередко прибегало к принятию таких чрезвычайных указов.
Близкая по духу консервативным конституциям Японии, Пруссии, Австрии, российская конституция 1906 г. явилась выражением компромисса между новым и старым порядками. Несмотря на свою незрелость, она достаточно ярко знаменовала собой переход государства от самодержавного к конституционному правлению. Исследователи полагают, что именно ей российское общество обязано той политической свободой, которой ему удалось ненадолго воспользоваться (в перерыве между двумя революциями).

Основные государственные законы Российской империи - свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строяРоссийской империи, включавший в себя предыдущиеисточники права, конституция России с 23 апреля 1906 по 10 июля 1918 года.

23 апреля 1906 года в Основные законы были внесены изменения в связи с изданием российским императором Николаем II6 августа 1905 года «Манифеста об учреждении Государственной Думы», 17 октября 1905 года «Манифеста Об усовершенствовании государственного порядка»и 20 февраля 1906 года «Манифеста о переустройстве Государственного Совета». В редакции от 23 апреля 1906 Основные государственные законы стали фактически первой конституцией России.

Основные Государственные Законы 23 апреля 1906 г. являются фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября Парламентом, состоящим из Государственного Совета и Государственной Думы. При этом порядок собрания и работы обеих палат Парламента был определен особыми законами.

Основные государственные законы 1906 года были изданы всероссийским императором и никогда не принимались ни народом, ни народными представителями.

Утверждённый 23 апреля (6 мая) 1906 г. документ состоял из вводной части и пяти глав (82 статьи): О существе верховной cамодержавной власти; О правах и обязанностях российских поданных; О законах; О Государственном cовете и Государственной думе и образе их действий; О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями.

Основные законы закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных.

Согласно Основным законам, верховная самодержавная власть и власть управления во всём объёме принадлежали императору, однако законодательную власть он осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Отныне определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государем императором».

Однако прерогативы монарха оставались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства», только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы, он назначал и увольнял министров и высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождём российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство, жаловались титулы, ордена и другие государственные отличия.

Впервые в Основных законах были провозглашены права гражданской свободы. Российским подданным гарантировались право на неприкосновенность личности, жилища и собственности, право устраивать собрания, общества и союзы («в целях, не противных законам»), свободу веры, и право «высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путём печати» - «в пределах, установленных законом».

Обновлённые Основные законы наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору. Последний, обладая правом издания указов с временной силой закона (во время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право на Основные государственные законы.

В преддверии созыва Государственной думы Основные государственные законы 23 апреля (6 мая) 1906 г. являлись фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября 1905 г. парламентом (Государственным советом и Государственной думой).

По поводу оценки Основных Законов Российской империи 23 апреля 1906 г в историко-правовой и исторической литературе длительное время шли дискуссии о том, можно ли этот документ рассматривать как конституцию. Высказывалось мнение, что это вообще не конституция или, если и конституция, то фиктивная.

Как это часто практикуется в дуалистических монархиях, механизм сдержек и противовесов между различными ветвями власти был построен в сторону усиления прерогатив исполнительной власти. Император имел права абсолютного вето в отношении законопроектов, одобренных Государственным советом и Государственной Думой. Государственный совет и Государственная Дума, со своей стороны не имели практически никаких полномочий в отношении исполнительной власти, за исключением права запроса к министрам и другим чиновникам.

Императору принадлежала государственная власть. Он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Он назначал всех важных чиновников госаппарата, имел право издавать в порядке управления указы и повеления. В его исключительной компетенции находились вопросы внешней политики, в том числе объявления войны и заключения мира, руководство вооруженными силами, а также право объявлять в стране в целом или в отдельных местностях военное или чрезвычайное положение. От его имени действовали суды, и он же назначал судей. Ему принадлежало право помилования и амнистии.

Император назначал премьер-министра, министров и других должностных лиц. Правительство было ответственно перед царем, а не перед Думой.

Указом царя определялись их ежегодные созывы и продолжительность работы, он мог досрочно распустить Думу, назначить новые выборы и время их созыва, во время перерывов в работе Думы император по представлению Совета министров мог издавать указы, имеющие силу законов. Правда, в течение 2-х месяцев после возобновления занятий Думы указы необходимо было внести на обсуждение в Думу, или они теряли свою силу. Именно в таком чрезвычайном порядке учреждаются военно-полевые суды и принимается указ о столыпинской аграрной реформе.

Рассмотрим основные недостатки Основных Законов:

1. Согласно Основным законам царская власть ограничивалась лишь Государственной Думой и Государственным Советом. Во-вторых, по образцу европейских конституций указы и повеления императора должны были скрепляться подписями премьер-министра или соответствующих министров и главноуправляющих. Но, если в большинстве европейских стран уже в то время правительства формировались парламентами, то в России император мог в любой момент уволить любого министра, отказавшегося скрепить своей подписью его повеление и заменить другим, более покладистым. Провозглашенное Манифестом от 17 октября 1905 г. право парламентского контроля за действиями исполнительной власти на практике оказалось фикцией. Все свелось к предоставленному Думе и Государственному Совету праву запроса, обращенному к министрам. Однако оно ни к чему не обязывало министров, т.к. они не были ответственны перед Думой и Государственным Советом. К тому же министры могли отказаться отвечать на запрос, сославшись на секретность тех или иных материалов. Кроме того, император регулировал работу Думы и Государственного Совета.

2. Существовала глава, в которой закреплялись основные права и свободы личности. Провозглашалось право подданных свободно выбирать свое местожительство и беспрепятственно ездить за границу, провозглашалась свобода веры.

Однако они носили формальный характер, т.к. их реализация на практике была весьма ограничена. Так, неприкосновенность личности ограничивалась тем, что с 1906 г. по февраль 1917 г. не было ни одного года, в течение которого на территории империи или ее отдельных регионов не объявлялось бы военное положение или положение усиленной или чрезвычайной охраны, когда полиция и военное командование получали особые полномочия вплоть до предания гражданских лиц военно-полевому или военно-окружному суду и юридические гарантии прав подданных приостанавливались.

3. Провозглашалось право свободно выбирать себе местожительство: «Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы Государства». Ограничения в сих правах установлены особыми законами. Но в соответствии с Положением о паспортах и видах на жительство 1895 г. бессрочные паспорта, по которым действительно можно было свободно выбирать место жительства и получить заграничный паспорт, выдавались только дворянам, офицерам, чиновникам и почетным гражданам. Лица податных сословий (т.е. крестьяне и мещане) получали виды на жительство при условии уплаты налогов и повинностей и разрешения на отлучку от своих общин, и только указом от 5 октября 1906 г. эти ограничения были отменены, да и то не полностью.

4. «Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободою определяются законом» - однако практически сразу же давалось ограничение - подчеркивалось, что православная христианская вера “есть истинная и господствующая”. Церковь, была государственной, ей принадлежал ряд государственных функций, в частности, ведение книг актов гражданского состояния.

Конституция 1906 года не изменила в прежних законах главы «О вере». Русский император по-прежнему остался «Верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры и блюстителем правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния». По-прежнему он действует в церковном управлении чрез посредство созданного им Синода. Зависимость церкви от императора осталась вообще прежняя, а между тем сам император потерял независимость и был подчинен законодательным палатам. Через его посредство и Православная Церковь очутилась в зависимости от законодательных палат. А между тем они лишены всякого вероисповедного ценза, состоят без различия из евреев, магометан и вообще лиц всяких исповеданий. Их члены ни лично, ни по служебному долгу Церкви не подчинены; церковь же, подчиненная императору, в его лице поставлена в зависимость от этих лиц.

5. «Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях не противных законам. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяются законом». При этом министр внутренних дел или губернское присутствие по делам обществ могли в любой момент прекратить деятельность общества или союза, усмотрев, что оно отклоняется от своего устава или представляет опасность для общественного спокойствия. Для организации публичного собрания также нужно было испросить предварительное разрешение, сообщив властям о составе собрания, его целях и список ораторов. На публичном собрании обязательно было присутствие полицейского чиновника, который мог в любой момент закрыть собрание, усмотрев, что оно отклоняется от заранее сообщенной темы и своих целей.

Правилами для образования обществ или союзов, а также проведения публичных собраний, формально не требовалось разрешения, но фактически устанавливался разрешительный порядок. Таким образом, организаторы соответствующих союзов или собраний должны были заранее представить властям проект устава, списки членов руководящих органов, источники поступления денежных средств (для обществ или союзов), и без утверждения устава общество не могло приступить к работе.

За месяц до принятия Основных Законов, 4 марта 1906 года, в Царском Селе был подписан «Именной Высочайший Указ Правительствующему Сенату о Временных правилах об обществах и союзах», которым «впредь до издания, в соответствии с Манифестом 17-го октября 1905 года, общего закона о союзах и обществах» признавалось «за благо ввести в действие временные, по этому предмету, правила».

Временные правила давали официальные понятия общества, союза и профессионального общества; подчеркивали некоммерческий (бесприбыльный) характер их деятельности; устанавливали порядок их создания; определяли требования к учредительным документам, особенности образования и функционирования объединений в зависимости от участия в гражданско-правовых отношениях, порядок ликвидации и использования имущества этих организаций.

Что касается свободы слова, печати, собраний, союзов, то порядок реализации этих прав устанавливался временными правилами о собраниях, союзах и о печати, изданными в марте 1906 г.

Временные правила о печати устанавливали отмену предварительной цензуры как для непериодической (повременной) печати, так и для периодической, т.е. книг, брошюр, но только выходившей в городах, что выдавалось чуть ли не за отмену цензуры вообще. Однако за 24 часа до выпуска тиража книги из типографии ее надо было представить в комитет по печати (как теперь стала называться цензура), и тот мог наложить арест на тираж, передав дело на окончательное решение суда. Авторы и издатели могли быть наказаны в административном и судебном порядке. Что касается изданий, выходивших вне городов, то для них по-прежнему сохранялась предварительная цензура.

6. Существенным недостатком Свода основных законов Российской империи можно считать то, что полномочия органов власти оговорены не полностью и сжато, а также то, что в нём не отражены некоторые процедурные вопросы, связанные с возобновлением работы Государственной Думы после досрочного роспуска её императором, и некоторые другие. В Своде основных законов также содержится много ссылок на другие законы, что делает конституционные нормы зыбкими и неполными. Если говорить о стиле, то в Своде основных законов Российской империи 1906 года, законодатель проявляет себя крайне сдержанно и местами неясно.

Восприятие Основных законов, изданных 23 апреля 1906г. было с самого начала далеко от адекватного, в обновлении державных устоев России, видели и многие продолжают видеть вынужденную уступку революционным силам.

Заключение

Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг.

Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.

Можно выделить несколько причин создания Основных Законов:

Нарастающий политический кризис;

Беспорядки в стране;

Общественное развитие страны переросло административные формы и приемы, применявшиеся до этого.

В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых.

Основные законы Российской империи по праву многие исследователи называют неписанной Конституцией самодержавной России. Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взята конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе ее подготовки.

Характер содержания и специфика юридической силы Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г., порядок их пересмотра свидетельствуют, что с юридической точки зрения они сопоставимы с конституциями европейских государств преимущественного раннего этапа их конституционного развития. У российских Основных законов было много общего с французской Хартией 1814 года, конституциями германских государств первой четверти XIX века, конституцией Японии 1889 года. В России с глубокой исторической традицией монархической власти появление такой конституции не было случайным, она оказалась не только возможной, но и желательной с точки зрения реформаторов в перспективе эволюционного развития конституционного строя.

Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г. содержали рудименты феодального права, в них не закреплялся принцип равенства граждан перед законом. В ходе реализации Основных законов от 23 апреля 1906 г. их положения часто нарушались монархом, правительством, а нередко и депутатским корпусом. Права и свободы, закрепленные в их нормах, не были обеспечены специальным законодательством, регулировались "временными правилами".

Следует отметить некоторые особенности неписаной Конституции самодержавной России

1. По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного совета. Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер. Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем.

2. В гл. 2 редакции Основных законов сформулированы принципы гражданской свободы:

Обязанности граждан (всеобщая воинская повинность - ст. 28 и всеобщая обязанность платить налоги – ст.29);

Определены права подданных (ст. 30 - 30 касаются гарантий, предоставленных человеку в случае ареста или судебного преследования; ст. 33 гарантирует неприкосновенность жилища; ст. 35 - неприкосновенность частной собственности; в ст. 34 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу;

Ст. 37 - 38 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения;

Ст. 39 признает свободу вероисповедания.

3. Согласно новым законам избирательное право в городах стало очень близким к всеобщему. Было обеспечено представительство не только крестьянства, но и рабочего класса.

Однако, при всех видимых прогрессивных статьях, указанных в основных законах, существовало огромное количество противоречий. В том числе:

1.Согласно Законам провозглашалась свобода личности. Однако на практике данная свобода ограничивалась тем, что не было практически ни одного момента, когда бы не вводилось военное положение, во время которого осуществление права подданных приостанавливались.

2. Провозглашалась свобода местожительства. Однако бессрочные паспорта, благодаря которым можно было менять место проживания, выдавались только дворянам, офицерам, чиновникам и почетным гражданам.

3. Свобода веры была дарована российским подданным согласно ст. 39 Основных Законов. Однако культ христианской церкви никуда не делся, все также провозглашалось, что христианская вера «есть господствующая».

4. Полномочия органов власти оговорены не полностью и сжато, кратко и неясно рассматривается и работа Государственной Думы. В своде содержалось много ссылок на другие законы, что делало конституционные нормы зыбкими и неполными.

Рассмотрев все достоинства и недостатки Основных Законов, изданных 23 апреля 1906г. можно сделать вывод, что Законы все-таки являются основными конституционными основами того времени - это был совершенно новый этап развития самодержавной России.